Восстановление экономики ссср после великой отечественной войны. План-конспект урока по истории (9 класс) на тему: «восстановление экономики и политическое развитие ссср в послевоенный период»

1. Экономика СССР после войны Потери СССР в Великой Отечественной войне: -Разрушено городов – Уничтожено сел и деревень – 70 тысяч -Взорваны и выведены из строя – млн. заводов и фабрик -Уничтожено шахт – Уничтожено железнодорожных путей – 65 тыс.км. -Сократились посевные площади – на 36,8 млн. человек




К восстановлению хозяйства страна приступила еще в годы войны К концу войны удалось восстановить народное хозяйство на одну треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. Дали: -Свыше половины общегосударственных заготовок зерна -Четверть скота -Около трети молочных продуктов


2. Экономические дискуссии гг. В августе 1945 г. Правительство дало поручение Госплану (председатель Н.А.Вознесенский) подготовить проект четвертого пятилетнего плана




«Снизу» все чаще раздавались призывы к ликвидации колхозов Говорили об их неэффективности Говорили о положительном ослаблении государственного давления на производителей в годы войны Проводили аналогии с нэпом Но победила точка зрения Сталина о продолжении курса на строительство коммунизма


3. Развитие промышленности Западные специалисты считали, что восстановление экономики в СССР займет не менее 25 лет На самом деле он составил 5 лет Возрождение промышленности происходило в очень тяжелых условиях: -Нехватка продуктов -Тяжелые условия труда и быта -Высокий уровень заболеваемости и смертности -Покупка облигаций -Многие жили в землянках и бараках






Решить острые проблемы предстояло: -путем перекачки средств из деревни в город -С помощью развития трудовой активности рабочих -Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого стал ленинградский токарь Г.С.Борткевич


На некоторых предприятиях были предприняты попытки внедрения хозрасчета При повышении производительности труда понижались расценки Шире использовались научно-технические разработки (в основном на предприятиях военно-промышленного комплекса), где шел процесс разработки ядерного и термоядерного оружия, ракетных систем…


Кроме ВПК, преимущество отдавалось также: -Машиностроению -Металлургии -Топливной -Энергетической промышленности на развитие которых уходило 88% всех капиталовложений в промышленность -Легкая и пищевая промышленность не минимальных потребностей населения


В 1950 г. Промышленное производство превысило довоенные показатели на 73% Славным творцом этих успехов стал народ Большое значение имели: -сверхцентрализованная экономическая модель -Перераспределение средств из легкой и пищевой промышленности, сельского хозяйства и социальной сферы в пользу тяжелой промышленности -Значительную роль сыграли репарационные платежи Германии -Роль труда заключенных и военнопленных


4. Сельское хозяйство Из войны вышло ослабленным Его продукция в 1945 г. Не превышала 60% от довоенного уровня В 1946 г. – сильная засуха Начался голод И засуху победим!" - плакат 1946 г




Колхозников спасало подсобное хозяйство Но в гг. в пользу колхозов прирезали 10,6 млн. га земли из крестьянских приусадебных участков Были повышены налоги с доходов от продаж на рынке Торговать разрешали крестьянам, колхозы которых выполнили поставки государству


В 1948 г. колхозникам было «рекомендовано» продать государству мелкий скот, что вызвало массовый забой (до 2 млн. голов) Денежная реформа 1947 г. Больнее всего ударила по крестьянству, хранившему свои сбережения дома Колхозники фактически лишены была паспортов, им не оплачивали дни, когда они не работали по болезни, не платили пенсии по возрасту






6. Курс на «закручивание гаек» Этот курс получил теоретическое обоснование в 1952 г. в работе Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» В ней он отстаивал идеи: -преимущественного развития тяжелой промышленности -Ускорения полного огосударствления собственности и форм организации труда в сельском хозяйстве -Отрицание оживления рыночных отношений




Задание: 1. В чем причины возврата сталинского руководства к довоенной модели экономического развития? 2. Почему восстановление народного хозяйства было завершено к началу 50-х гг.? 3. Почему сельское хозяйство находилось в бедственном положении после войны?

После победоносного завершения Великой Отечественной войны начался процесс возрождения разрушенного народного хозяйства в районах, подвергшихся вражеской оккупации. Начавшийся перевод экономики на рельсы мирного развития осуществлялся в сложных условиях. Война принесла стране неисчислимые потери и разрушения. Военные действия на территории страны нанесли огромный ущерб народному хозяйству. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено свыше 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик, 1135 шахт, 65 тыс. км. железнодорожных путей.

Война нанесла глубокие раны деревне. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га, т. е. на четверть. Серьезно пострадало животноводство. По технической вооруженности сельское хозяйство было отброшено на уровень первой половины 30-х годов. Урон, причиненный Советскому Союзу, превышал потери в период Второй мировой войны всех других европейских государств вместе взятых.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. В августе 1945 г. правительство дало поручение Госплану подготовить проект четвертого пятилетнего плана. При его обсуждении были высказаны предложения о некотором смягчении волюнтаристского режима в управлении экономикой, реорганизации колхозов. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Демобилизация производилась постепенно и была в основном завершена в 1947 г. Всего было демобилизовано 8, 5 млн. человек. Одновременно с демобилизацией советское государство проводило сложную работу по репатриации (возвращению на Родину), советских граждан, угнанных фашистскими оккупантами. Нужно было выявить их местонахождение и помочь вернуться домой. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. Произошли изменения в структуре государственных органов и формах руководства народным хозяйством.



В сентябре 1945 г. было отменено чрезвычайное положение и упразднен Государственный Комитет Обороны. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет Министров СССР). Одновременно по нарастающей шло увеличение количества министерств и ведомств, росла численность их аппарата. В то же время прошли выборы в местные советы, Верховные Советы республик и Верховный Совет СССР, в результате чего обновился депутатский корпус, не менявшийся в годы войны. В соответствии с требованиями мирного времени стала проводиться реорганизация наркоматов (министерств). Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. На предприятиях и в учреждениях был восстановлен 8-часовой рабочий день, отменены обязательные сверхурочные работы и разрешено предоставление рабочим и служащим очередных и дополнительных отпусков. Государственный бюджет на 1945 и 1946 гг. предусматривал сокращение военных расходов, резкое увеличение ассигнований на развитие народного хозяйства, на социально-культурные мероприятия. Восстанавливалась сеть учебных заведений, библиотек, клубов. Увеличился прием в школы и вузы. Во многих вузах возобновили работу факультеты, закрытые в годы войны.

В марте 1946 г. Верховный Совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946 - 1950 гг. В нем были определены пути возрождения и дальнейшего развития экономики. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства и затем превзойти (соответственно на 48 и 23 %). План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. 1946 год оказался наиболее трудным в послевоенном восстановлении отечественной экономики. Постоянная нехватка продуктов, тяжелейшие условия труда и быта работавших, высокий уровень заболеваемости и смертности населения оказывали негативное влияние, тормозили процесс восстановления хозяйства. Но трудящиеся страны в основном признавали важность общественных задач и, несмотря на трудности, проявляли самоотверженность, стремясь как можно скорее залечить раны войны. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялась технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. Модернизировались шахты и доменные печи, механизировались тяжелые и трудоемкие процессы, были сделаны первые шаги по автоматизации производственных процессов. Большим достижением было создание турбин и генераторов для крупных электростанций. Значительно обновился парк автомобилей и автобусов. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Значительно увеличилась добыча нефти. Широкое развитие разведочного бурения привело к открытию целого ряда нефтяных месторождений между Волгой и Уралом, в Дагестане, в республиках Средней Азии, на Украине. Началось освоение нефтяных богатств в Каспийском море. Была восстановлена «Запорожсталь». Вступила в строй Днепрогэс. Были восстановлены также электростанции Донбасса, Приднепровья, Воронежа, Харькова, Краснодара и др. Возводились новые электростанции – Фархадская ГЭС в Узбекистане, Усть-Каменогорская на Иртыше, Мингечаурская в Азербайджане. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. Ленинградцы в сжатые сроки ввели в строй большинство разрушенных предприятий. Особое внимание было уделено Ижорскому и Кировскому заводам. На новой технической базе восстанавливались текстильная, легкая и пищевая промышленность, но они пока не удовлетворяли даже минимальных потребностей населения. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов.

Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. Одним из самых знаменитых починов тех лет стало движение «скоростников», инициатором которого был ленинградский токарь Г. С. Борткевич. Движение стало массовым. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73 % превысил довоенный.

Война тяжело отразилась на состоянии сельского хозяйства. Было разорено свыше 100 тыс. колхозов, совхозов и машинотракторных станций. Сократились посевные площади, ухудшалась обработка полей. Почти на треть уменьшилось число трудоспособного населения. На протяжении нескольких лет на село почти не поставлялась новая техника. Тяжелые последствия войны усугубились неблагоприятными климатическими условиями. В 1946 г. Поволжье, Северный Кавказ, Центральные черноземные области, Украину, Молдавию поразила сильнейшая засуха. Она вызвала сильный голод, поразивший 1 млн. чел.

В феврале 1947 г. Пленум ЦК ВКП (б) рассмотрел вопрос «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период». Главными путями его подъема были определены: обеспечение села тракторами, сельскохозяйственными машинами и удобрениями, повышение культуры земледелия. Обращалось внимание на необходимость улучшения руководства аграрной сферой экономики. Для осуществления намеченного плана был увеличен выпуск сельскохозяйственной техники. Восстановление старых и строительство новых заводов тракторного и сельскохозяйственного машиностроения позволили расширить материально-техническую базу сельского хозяйства. Велись работы по электрификации села. Принимались чрезвычайные меры по укреплению колхозно-совхозного производства. Большое внимание уделялось мерам по предотвращению засух, строительству прудов и водоемов в степных и лесостепных районах.

Увеличение производства и поставок техники селу, меры по организационной перестройке колхозов не изменили тяжелого состояния в агросфере. В стране было много отстающих колхозов. Нерешенной оставалась зерновая проблема. Заготовки зерна в 1950 г. составили 32,3 млн. т. против 36,4 млн. т. в 1940 г. Вся производственная деятельность колхозов и совхозов находилась под контролем партийных и государственных органов власти. Крестьяне, работая в колхозе, практически ничего не получали. Периодически повышались размеры налогов на сельскохозяйственные предприятия, что вело к их обеднению. Рыночная торговля разрешалась лишь тем крестьянам, колхозы которых выполнили государственные поставки. Каждое крестьянское хозяйство было обязано сдавать государству в качестве налога за земельный участок мясо, молоко, яйца, шерсть. Были ужесточены меры в отношении индивидуальных крестьянских хозяйств, увеличивались поборы с приусадебных участков. Сохранялись нормы довоенного времени, ограничившие свободу передвижения колхозников: они были фактически лишены возможности иметь паспорта, на них не распространялась плата по временной нетрудоспособности, они были лишены пенсионного обеспечения. С помощью принятых волевых мер и ценой огромных усилий крестьянства в начале 1950-х гг. удалось добиться выведения сельского хозяйства страны на довоенный уровень производства. Но лишение крестьян стимулов к труду вплотную подвело сельское хозяйство страны к небывалому кризису.

В послевоенные годы многое делалось для повышения жизненного уровня народа. В конце 1947 г. была отменена карточная система снабжения населения продовольственными и промышленными товарами. Развивалась государственная и кооперативная торговля. В городах и селах развертывалось жилищное строительство. За пятилетку было введено в строй более 100 млн. квадратных метров жилой площади. Однако темпы строительных работ отставали от масштабов роста населения.

В 1952 г. была опубликована работа И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР». В ней глава государства пытался теоретически обосновать принципы проводимой в стране экономической политики. Сталин выступал против любых попыток реанимации рыночных отношений. Речь шла о приоритетности свертывания кооперативно-колхозной собственности путем ее превращения в государственную, о сокращении сферы товарного обращения. Соблюдение этих принципов, по мнению Сталина, должно было обеспечить высокие темпы роста народного хозяйства в СССР. В работе говорилось и о том, что при социализме растущие потребности населения всегда будут обгонять возможности производства. Это положение «объясняло» населению господство дефицитной экономики и оправдывало ее существование.

Завершение Великой Отечественной войны оказало значительной влияние на общественно-политическое развитие общества. Возрастание роли СССР в мировом сообществе, расширение международного научного и культурного сотрудничества как закономерного продолжения военного и политического взаимодействия стран антигитлеровской коалиции в годы войны создавали широкие возможности для активного включения советской страны в общечеловеческие процессы.

В течение трех с половиной послевоенных лет из Красной армии были демобилизованы и возвращены к мирной жизни миллионы бывших воинов. На родину вернулись свыше 4 млн. репатриантов (военнопленные, угнанные в неволю жители оккупированных районов, часть эмигрантов). Массовое возвращение советских людей на Родину началось после разгрома гитлеровской Германии на основе специального соглашения с союзными государствами (Англией, США и Францией) об обоюдной репатриации.

Принеся неимоверные тяготы военного времени, население ожидало улучшения условий труда и быта, положительных перемен в обществе, смягчения политического режима. Крестьяне надеялись на роспуск колхозов, интеллигенция – на ослабление политического диктата, население союзных республик (особенно в Прибалтике, Западной Украине и Белоруссии) – на изменение национальной политики. Как и в прежние годы, у большинства эти надежды были связаны с именем И. В. Сталина. Победа в войне поднимала на недосягаемую высоту авторитет Сталина, еще более утвердилась непререкаемость его мнения. Абсолютное большинство населения страны воспринимало победу в войне как победу Сталина и возглавляемой им системы.

По окончании войны Сталин был освобожден от обязанностей наркома обороны, но сохранил за собой пост председателя Совнаркома. Он продолжал оставаться членом Политбюро и Оргбюро ЦК ВКП (б)). В 1946 г. Совет Народных Комиссаров СССР был преобразован в Совет Министерств СССР. Председателем Совета Министров СССР был утвержден И. В. Сталин. Возросший за годы войны авторитет И. В. Сталина поддерживался всей системой административно-бюрократического и идеологического аппарата. Победа показала прочность политических, государственных и общественных институтов, созданных в предвоенный период, убеждала в их незыблемости, консервировала систему.

В 1946 - 1947 гг. по поручению И. В. Сталина велась разработка проектов новой Конституции СССР и Программы ВКП (б). Разработку новой Программы ВКП (б) Сталин поручает специальной комиссии под председательством А. А. Жданова. Программа должна была состоять из двух частей. Во второй части должны были формулироваться основные задания партии с точки зрения движения советского общества к коммунизму в ближайшие 20 - 30 лет. Конституционный проект предусматривал некоторое развитие демократических начал в жизни общества. В ходе закрытого обсуждения проектов Конституции, Программы и Устава ВКП (б) были высказаны предложения о ликвидации специальных судов военного времени, освобождении партии от функции хозяйственного управления, ограничении срока пребывания на руководящей партийной и советской работе, об альтернативных выборах и т. д.

Решение задач восстановительного периода осуществлялось в условиях сложившейся в предшествующие годы командно-бюрократической системы. Политический режим в СССР, безраздельная власть строго иерархической партийной номенклатуры резко ужесточились. Опираясь на мощный аппарат репрессивно-карательных органов, получив из рук своих приближенных погоны Генералиссимуса, Сталин являлся никем и ничем не ограниченным диктатором. Им попирались все основные законодательные нормы и уставные правила внутренней партийной жизни.

Разработка всех законодательных актов и постановлений, формально утверждаемых затем Верховным Советом СССР, велась в высших партийных инстанциях. Руководство всеми сферами жизни общества сосредоточилось в Секретариате ЦК партии. Здесь определились планы деятельности Верховного Совета, рассматривались кандидатуры на должности министров и их заместителей, утверждался высший командный состав Вооруженных сил СССР. Для этого времени были характерны частые реорганизации, слияния и разделения министерств и ведомств, формирование мощного блока органов управления военно-промышленным комплексом страны, который возглавлял Л. П. Берия.

Большинство вопросов хозяйственного строительства рассматривалось на партийно-хозяйственных активах. Постановления ЦК ВКП (б) обязывали первичные партийные организации контролировать работу администрации промышленных предприятий и колхозов, вскрывать «ошибки и промахи хозяйственных руководителей».

Что же касается КПСС, то в ее реальной политической практике подлинный демократизм, по существу, отсутствовал. Пленумы ЦК партии проводились в 1945 - 1952 гг. лишь дважды, а Политбюро ЦК из постоянно действующего высшего коллегиального органа превратилось в некое собрание узкого круга приближенных «вождя», созываемое только по его воле.

Сложилось расслоение коммунистов на партийную верхушку, руководящий слой и рядовую партийную массу. Резко была ослаблена роль выборных партийных органов. Реальная власть перешла к исполнительным структурам КПСС – бюро, секретарям партийных комитетов, а зачастую просто к аппарату партийных органов. Партработники строго следили за исполнением спускаемых «сверху» директив и указаний. Логика административно-командной системы привела к тому, что руководящая роль КПСС трансформировалась в управленческую деятельность по решению текущих хозяйственных, социально-экономических, культурных, военных и других проблем. Партийные комитеты приняли на себя многие текущие оперативно-распорядительные функции. По существу, административно-распорядительная работа практически вытеснила политические методы руководства.

Залогом надежного функционирования этой системы являлась деятельность органов внутренних дел и государственной безопасности, роль и влияние которых было огромным и всеобъемлющим, а сами они превратились в важнейший регулятор отношений в обществе. В целях «эффективного» управления партийно-государственными структурами Сталин широко использовал репрессивные методы. Репрессии затронули часть партийных функционеров, стремившихся к самостоятельности и большей независимости от центральной власти. В начале 1948 г. были арестованы почти все лидеры ленинградской парторганизации. Общее число арестованных по «ленинградскому делу» составило около 2000 человек, 200 из них спустя некоторое время были расстреляны. Только после смерти Сталина Верховный суд СССР реабилитировал часть оставшихся в живых осужденных по «ленинградскому» и другим сфабрикованным делам. Также были спровоцированы и организованы, «дело Еврейского антифашистского комитета», дело «врачей – вредителей» и др.

В этот период достигла своего апогея система ГУЛАГа. К сидевшим там с середины 1930-х гг. «врагам народа» добавились миллионы новых. В их число вошли военнопленные. После освобождения из фашистской неволи были направлены в сибирские и ухтинские лагеря, «чуждые элементы» из Прибалтики, Западной Украины, Белоруссии. По разным данным, в эти годы «население» ГУЛАГа составляло от 4,5 до 12 млн. человек. С 1948 г. были созданы лагеря «специального режима» для осужденных за «антисоветскую деятельность» и «контрреволюционные акты», в которых использовались особо изощренные методы воздействия на заключенных. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 2 июня 1948 г. местным властям было представлено право выселять в отдаленные районы лиц, злостно уклоняющихся от трудовой деятельности в сельском хозяйстве.

В рамках идеологии произошел разрыв с политическими традициями, установившимися после Октября 1917 г.: окончательно оформился культ «вождя народов» и «величайшего из полководцев», усилились национал-патриотизм и пропаганда «советского образа жизни», были воссозданы многие символы имперского прошлого (например, погоны и звания, введенные в армии в годы войны, распространялись и на гражданские ведомства).

Советское государство все более остро нуждалось в создании качественно новой политической обстановки, в кардинальных политических, социально-экономических и культурно-идеологических реформах, в изменении всех сфер жизни и деятельности советских людей.

Введение

В результате Великой Отечественной войны Советскому Союзу удалось занять почетное место «великой державы», определявшей послевоенное устройство мира на международных конференциях «большой тройки». К концу войны СССР обладал самой многочисленной армией в Европе, достигнутые между союзниками соглашения закрепляли права Советского Союза на ряд новых территорий, а также на его приобретения, сделанные в 1939-1940 гг.: Прибалтику, Западную Украину и Западную Белоруссию, Бесарабию, Северную Буковину, часть Восточной Пруссии, область Печенги, Подкарпатскую Русь, Южный Сахалин и Курильские острова.

Военная мощь и право победителя подкрепляли амбиции советского руководства, его притязания на роль равноправного партнера Запада, и в первую очередь США, в решении международных проблем.

Духовный и нравственный подъем народа, победившего в справедливой, освободительной войне, вызывал в советских людях гордость за свою страну, чувство самоуважения. Благодаря активной пропаганде и сложившемуся стереотипу мышления Победа в сознании подавляющего большинства народа связывалась с прочностью режима и гениальностью советского лидера -- И.В. Сталина, для которого было введено новое звание -- генералиссимус Советского Союза.

Казалось бы, основные трудности преодолены и, несмотря на огромные жертвы страна быстро восстановится и заживет мирной жизнью, а внутренние трудности конца 1930-х гг. и извечная борьба с «врагами» канут в прошлое. Однако, во многом этим послевоенным надеждам не суждено было сбыться и в первые послевоенные годы СССР вновь пришлось столкнуться с серией серьезнейших проблем.

История СССР в первые послевоенные годы - это огромное разнообразие событий, лиц и явлений. Поэтому в данной работе остановимся лишь на таких вопросах как экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг., голод 1946-1948 гг., начало «холодной войны» и создание атомной бомбы, рассмотрим особенности политического режима и развития советской культуры.

Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953 гг.)

По завершении победоносной войны начался трудный для страны переход к мирному строительству. Население по очень приблизительным данным ЦСУ сократилось за период с 1 января 1941 г. по 1 января 1946 г. с 196,8 до 162,4 млн. чел., т.е. почти на 18%. Число инвалидов Отечественной войны в 1946 г. составило 2 575 694.

Огромны были и материальные потери. Полностью или частично разрушено 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, около 6 млн. зданий; крова лишились 25 млн. чел. Уничтожены, отобраны или угнаны в Германию свыше 7 млн. лошадей, 17 млн. голов крупного рогатого скота. Материальный ущерб, нанесенный СССР в годы войны составил 2 трлн. 169 млрд. руб. (в ценах 1941 г.), т.е. страна потеряла треть своего национального богатства.

Разруха народного хозяйства СССР была столь катастрофической, что последствия ее могли быть преодолены через многие годы. Сокращение населения и, следовательно, рабочей силы, замена на предприятиях кадров трудоспособного возраста на стариков и подростков, мужчин - женщинами, квалифицированных рабочих - новичками, снижение трудоспособности вследствие плохого питания из-за сокращения поголовья скота в стране; ухудшение жилищных условий; уничтожение или износ технического оборудования; снижение национального дохода и капитальных вложений - все это подтачивало производительность труда, уровень которой не шел ни в какое сравнение с довоенным.

Трудности восстановительного периода усугублялись большими разрушениями на транспорте, исчерпанием запасов сырья, упадком сельского хозяйства, переводом экономики Прибалтийских республик на социалистические рельсы хозяйствования, что влекло за собой ломку прежних социальных отношений и требовало немалых затрат. Война вызвала глубокие изменения в сознании и настроениях людей. Народ отдал для победы все свои физические и духовные силы, все свои сбережения, десятки миллионов жизней, надеясь, что с миром придет и облегчение. Однако бедность превалировала среди большей части населения страны.

Сказывалась и международная обстановка: в рамках проводимой США «атомной дипломатии» Советский Союз резко ускорил темпы по созданию собственного атомного оружия, что требовало громадных средств.

Большую материальную поддержку оказывал Советский Союз странам народной демократии на этапе их начального становления. Положительным моментом в сложившейся ситуации стало увеличение территории СССР за счет западных областей и на Дальнем Востоке, а также то, что в результате эвакуации предприятий из Европейской России на Восток были заложены основы для дальнейшего развития промышленной базы в азиатской части страны. Но эти «положительные итоги» не шли ни в какое сравнение с потерями, понесенными Советским Союзом в ходе фашистской агрессии, особенно если учесть число убитых, уничтоженных и искалеченных войной миллионов людей.

В труднейшем положении очутилась деревня. Непомерно тяжелая для колхозов хлебозаготовительная политика в годы войны еще более ужесточилась: хлеб забирался из хозяйств подчистую, нередко для выполнения госпоставок местные органы отнимали у колхозников зерно, выданное на трудодни или выращенное в личных хозяйствах. Острый дефицит продуктов питания, создаваемый зачастую искусственно, способствовал активизации поборов колхозного имущества, хлеба, скота со стороны чиновничьего слоя, который превратил это занятие в своеобразную систему кормленчества. Недовольство крестьян росло. К тому же деревня несла более высокие людские потери по сравнению с городом, поскольку система бронирования распространялась на весьма незначительные слои сельского населения.

Помощь международного финансового капитала (в первую очередь США) в этот период была отвергнута советским руководством из-за боязни, что Запад за кредиты потребует политических уступок. Оставался, хотя и непопулярный среди населения, но единственно возможный выход - увеличить налоги на деревню, сохранив для нее законы военного времени и в мирный период.

В марте 1946 г. Верховным Советом СССР был принят закон о 5-летнем плане восстановления и развития народного хозяйства страны на 1946-1950 гг. Первоочередными ставились следующие задачи: восстановление и развитие тяжелой промышленности и железнодорожного транспорта, обеспечение технического прогресса во всех отраслях (чтобы «превзойти в ближайшее время достижения науки за пределами СССР»); повышение обороноспособности страны и оснащение вооруженных сил новейшей военной техникой. Пятилетним планом предусматривалось восстановление довоенного уровня промышленного производства уже в 1948 г., а к концу пятилетки его превышение на 48%. Закон о первой послевоенной пятилетке вызвал широкие отклики за рубежом. Западная печать с особым пристрастием комментировала ту часть речи Вознесенского, где говорилось о том, что «Россия, используя преимущества советской системы, может опередить капиталистические страны на всех путях прогресса, включая и технологию». Не был обойден вниманием вопрос и о широком развитии исследований в области атомной энергии.

5-летний план ставил слишком трудные задачи для истощенной войной страны. Определяя их, советское руководство исходило из сложившегося на международной арене соотношения сил между двумя различными системами (социалистической и капиталистической). Чтобы не отстать от своих западных конкурентов, усилившихся экономически за годы войны, СССР приступил к восстановлению народного хозяйства на пределе возможного.

С переходом к мирному строительству произошли соответствующие изменения в правительственных структурах. 4 сентября 1945 г. был упразднен Государственный Комитет Обороны, действовавший как временный орган на период войны и чрезвычайного положения в стране.

Законом Верховного Совета СССР от 15 марта 1946 г. Совнарком и наркоматы были преобразованы соответственно в Совет Министров и министерства, поскольку как говорилось в законе, «старое наименование уже не выражает тот объем компетенции и ответственности, который возлагает Конституция СССР на центральные органы и на лиц, стоящих во главе отдельных отраслей государственного управления» Председателем Совмина СССР и министром вооруженных сил страны был избран И. Сталин. В ближайшее его окружение входили В. Молотов, А. Андреев, А. Микоян, К. Ворошилов, Л. Каганович, Л. Берия, А. Косыгин, Н. Вознесенский, Г. Маленков.

Послевоенный период развития экономики характеризуется неоднократными реорганизациями (1946, 1948, 1953 гг.) слиянием и разделением министерств, главным образом промышленных. Отчасти это объяснялось неимоверным разбуханием государственного аппарата: за 1928-1955 гг. количество управленцев в промышленности увеличилось с 300 тыс. до 2300 тыс. чел., т.е. в 7 раз, а численность рабочих - в 4,5 раза. С одной стороны, специализация отраслей промышленности вела к увеличению их числа, с другой - к нарушению сложившихся за десятилетия связей между отраслями и предприятиями.

Переключение средств и материальных ресурсов на мирные цели началось с весны 1945 г., а к июню на выпуск гражданской продукции было переведено более 500 предприятий, в том числе - оборонных. Для их перепрофилирования были преобразованы наркоматы (с марта 1946 г. - министерства): танковой промышленности - в министерство транспортного машиностроения, боеприпасов - сельскохозяйственного машиностроения, минометного вооружения - машиностроения и приборостроения. На базе действовавших в годы войны строительных организаций были созданы наркоматы по строительству предприятий тяжелой индустрии, топливных предприятий, военных объектов. Наркоматы черной и цветной металлургии, угольной и нефтяной промышленности были разделены и ведали соответственно западными и восточными регионами СССР.

Особые проблемы стояли перед предприятиями, полностью переключенными в начале войны на производство военной продукции. Работа по реконверсии социалистической экономики в 1946 г. вскоре принесла свои плоды. За первый послевоенный год заметно увеличился рост производства основных видов продукции машиностроения - турбин, паровозов, вагонов, автомобилей, тракторов, комбайнов, экскаваторов и др.

Предприятия, восстановленные в течение 4-й пятилетки, дали в 1950 г. 1/5 часть добытого в стране угля, 39% выплавленной стали и проката, 40 - чугуна; на их долю приходилась значительная часть выработанной электроэнергии, продукции машиностроения и металлообработки, химической, легкой и пищевой промышленности. На месте прежних было построено около 3200 предприятий, технически более совершенных и мощных. Восстановление ряда отраслей индустрии полностью завершилось к 1953 г. Параллельно с этим осуществлялась широкая программа нового промышленного и транспортного строительства.

Техническому перевооружению промышленности СССР в значительной степени содействовал вывоз оборудования с немецких и японских предприятий (с территории Германии, отошедшей к Польше, из Австрии, Венгрии, Чехословакии и Маньчжурии). По расчетам Особого Комитета при Совмине СССР, прибывшее в Советский Союз к декабрю 1946 г. энергетическое оборудование позволяло после его ввода в эксплуатацию «увеличить мощность действующих электростанций СССР на 32,5%» (при этом большая часть его была оснащена современной электротехнической аппаратурой, автоматическими приборами запуска и контроля за работой агрегатов). Значительно увеличивался также парк оборудования машиностроительных министерств: станкостроительной промышленности более чем в два раза (на 109%), автомобильной - на 85, машиностроения и приборостроения на 83, тяжелого машиностроения на 55%. В три раза увеличился парк оборудования радиолокационной промышленности (в том числе за счет пользующихся мировой известностью институтов и предприятии фирм «Телефункен», «Сименс» и др.). За счет немецких заводов было положено начало промышленности синтетического жидкого топлива (технология которого для производства бензина, смазочных масел и пр. была основана на базе углей).

Важнейшими объектами строек в послевоенную пятилетку стали Фархадская ГЭС на Сырдарье в Узбекистане (первая очередь станции была введена в строй в феврале 1948 г.), Нижнетуринская на Урале, Щекинская ГРЭС в Подмосковье. Особое значение имела разработка нефтяных пластов Каспийского моря (в ноябре 1949 г. была задействована первая скважина в открытом море). За счет роста добычи нефти Азербайджан вышел на первое место в СССР по объему добычи жидкого топлива. Интенсивно велось шахтное строительство в Донецком, Подмосковном, Печорском угольных бассейнах, на Урале, в Кузбассе, Караганде, Хакасии, Приморье. В первые же послевоенные годы началась разработка крупных газовых месторождений в Саратовской области и на Украине.

За относительно короткий срок республики Прибалтики, западные области Украины и Белоруссии стали постепенно превращаться в индустриально-аграрные районы. Большая доля расходов покрывалась государством.

Всего за годы первой послевоенной пятилетки было восстановлено или построено заново 6200 крупных промышленных предприятий и множество других объектов хозяйственного значения.

По официальным советским данным, 5-летний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. был успешно выполнен, а важнейшие его задания значительно перевыполнены». В первую очередь это достижения черной металлургии (выплавка стали и производство проката), добыча угля и нефти, выработка электроэнергии, производство станков и машин, продукция химической промышленности. В июле 1950 г. комиссия в составе В. Молотова, Л. Кагановича, А. Микояна, М. Сабурова, И. Бенедиктова представила Сталину проект директив пятого 5-летнего плана на 1951-1955 гг. В нем предусматривалось повысить уровень промышленного производства за пятилетие примерно в 1,8 раза (при среднегодовом темпе роста валовой продукции промышленности на 12%). Для производства средств производства (группа «А») темпы роста устанавливались в размере 18%, а для производства предметов потребления (группа «Б») - 11. Вдвое должны были возрасти капиталовложения в промышленность.

Важную роль в стабилизации финансовой системы страны сыграли денежная реформа и отмена карточек на продовольственные и промышленные товары в декабре 1947 г. Правительство планировало сделать это еще в 1946 г., но помешали засуха и голод, охватившие многие районы страны.

В ходе реформы Госбанк СССР провел обмен старых денег на новые из соотношения 10:1 (металлическая монета обмену не подлежала и принималась к платежам по номинальной стоимости). Не подлежали переоценке вклады населения размер которых не превышал 3 тыс. руб. (число таких вкладчиков составляло около 80%); остальные вклады переоценивались из соотношения 3:2 (если размер вклада не превышал 10 тыс. руб.), свыше 10 тыс. руб. - из соотношения 2:1 Одновременно проводилась конверсия всех ранее выпущенных государственных займов в единый двухпроцентный 1948 года (обмен облигаций прежних займов на новый проводился по курсу 3:1).

Таким образом, денежная реформа в СССР в 1947 г. целиком была проведена за счет интересов трудящихся. По мнению правительства, реформа позволила ликвидировать последствия войны в области денежного обращения, ликвидировать крупные накопления, образовавшиеся «у отдельных групп населения в результате высоких рыночных цен, а также спекуляции». Был значительно сокращен государственный долг по займам и уменьшены связанные с ним расходы государственного бюджета.

Проведение реформы явилось необходимым условием отмены карточной системы.

После отмены карточек (проведена в декабре 1947 г. одновременно с денежной реформой) продовольственные и промышленные товары стали продаваться в порядке открытой торговли по единым государственным розничным ценам (взамен коммерческих и пайковых цен). Например, цены на хлеб и крупы устанавливались на 10-12% ниже пайковых, на другие продовольственные товары - на уровне пайковых; на промышленные товары - повышались в сравнении с пайковыми, но были ниже коммерческих примерно в 3 раза.

После войны правительство неоднократно снижало государственные розничные цены на продукты массового потребления. Данная политика получила различные оценки в отечественной историографии - от восторженных до резко отрицательных. Нужно подчеркнуть, что снижение цен проводилось целиком за счет деревни, за счет перенапряжения ее сил и резкого ухудшения материального положения.

По идеологическим соображениям правительство не было заинтересовано в поощрении зажиточной прослойки общества, сложившейся за военные годы. Снижая после отмены карточек государственные розничные цены, власти пытались проводить политику не в направлении закрепления социального расслоения, а, наоборот, в плане уравнивания всех со всеми. Как заметил по этому поводу В. Молотов: «Никого не обижать, но и никого не баловать. Только так можно навести порядок. Тут и нужна генеральная линия».

В январе 1953 г. начальник ЦСУ В. Старовский доложил Сталину о том, что за два года пятой пятилетки среднегодовые темпы прироста в промышленности валовой продукции, а также прирост по важнейшим ее видам (чугун, сталь, прокат, электроэнергия и пр.) превышали плановые задания, но некоторое отставание в темпах прироста наблюдалось в добыче нефти, производстве крупных металлорежущих станков и по некоторым другим показателям. Эти достижения позволили СССР создать к началу 50-х годов значительные сырьевые ресурсы для успешного развития народного хозяйства страны в будущем. Так, государственные резервы хлеба на начало 1953 г. выросли в сравнении с довоенным уровнем в 4 раза, цветных металлов - в 10; нефтепродуктов - в 3,3; угля в 5,1; дров в 2,7 раза. Таким образом, стратегическая цель, о которой говорил в феврале 1946 г. Сталин, была выполнена, так как накопленные запасы были важнейшим условием гарантии СССР «от всяких случайностей».

Именно эти резервы, полученные в результате героического труда всего народа, позволили Хрущеву провести большинство своих реформ и начинаний.

Главной задачей внутренней политики СССР в первые послевоенные годы было восстановление народного хозяйства. Оно началось еще в 1943 г. по мере изгнания оккупантов. Но восстановительный период в истории советского общества начался в 1946 г, по подготовленному к этому времени Госпланом 4-му пятилетнему плану восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. В области промышленности предстояло решить три важные задачи:

во-первых, демилитаризовать экономику, перестроив ее на мирное производство;

во-вторых, восстановить разрушенные предприятия;

в-третьих, осуществить новое строительство.

Формальное решение первой задачи в основном завершилось в 1946-1947 гг. Были упразднены некоторые наркоматы военной промышленности (танковой, минометного вооружения, боеприпасов). Вместо них создали наркоматы гражданского производства.

Важнейшее место в восстановлении промышленности уделялось электростанциям. Огромные средства были направлены на восстановление крупнейшей электростанции в Европе -- Днепрогэса. Уже в 1947 г. станция дала первый ток, а в 1950 г. заработала на полную мощность. Среди приоритетных восстановительных отраслей были угольная и металлургическая промышленности, прежде всего, шахты Донбасса и металлургические гиганты юга страны -- Запорожсталь и Азовсталь.

Но особое внимание в послевоенный период государство уделяло развитию оборонной промышленности, в первую очередь созданию атомного оружия. На это были направлены огромные материальные средства в ущерб производству предметов потребления, сельскому хозяйству, социально-культурной сфере. Чтобы ликвидировать атомную монополию США, приходилось приносить в жертву благосостояние народа. В 1948 г. в Челябинской области был построен реактор по производству плутония, а к осени 1949 г. в СССР было создано атомное оружие. В том же году правительство СССР заявило, что оно выступает за безусловное запрещение атомного оружия. Через четыре года (лето 1953 г.) в Советском Союзе была испытана первая водородная бомба.

В конце 1940-х гг. в СССР решили использовать атомную энергию для производства электричества; началось строительство атомной электростанции. Первая в мире АЭС, Обнинская под Москвой, мощностью 5 тыс. кВт, вступила в строй летом 1954 г.

В целом промышленность была восстановлена уже в 1947. Она достигла уровня 1940 г., а к концу пятилетки превысила его на 73% при плане 48%.В строй было пущено 6200 восстановленных и вновь построенных предприятий. Легкая и пищевая промышленности план не выполнили.

Сельское хозяйство. Государство усилило внеэкономическое принуждение крестьян. Вознаграждение за труд носило символический характер. Колхозники были вынуждены жить в основном за счет личного подсобного хозяйства. В последние годы войны эти хозяйства часто росли за счет колхозных земель. Государство усмотрело в росте личных подсобных хозяйств покушение на свою собственность. Уже осенью голодного 1946 г., когда многие районы страны поразила страшная засуха, оно развернуло широкий поход против садоводства и огородничества под знаменем борьбы против разбазаривания общественной земли и колхозного имущества. Личные подсобные хозяйства не только были урезаны, но и обложены непомерными налогами. Каждый крестьянский двор должен был платить налог на землю, а также поставлять государству определенное количество мяса, молока, яиц, шерсти и других продуктов. Порой доходило до абсурда -- был введен налог и на каждое фруктовое дерево, независимо от того, давало оно урожай или нет. послевоенный советский западный

Фактически государство относилось к колхозникам как людям «второго сорта». Колхозникам не полагалось пенсии, отпусков, они не имели паспортов, не могли покинуть деревню без разрешения властей. Восстановление и развитие сельского хозяйства должны были основываться, по мнению руководства страны, на усилении не материальной заинтересованности тружеников, а административного нажима. В 1947 г. оно подтвердило принудительный характер труда в колхозах, введенный в 1930-е гг. Все сельские жители, которые не работали в промышленности или не служили в советских учреждениях, были обязаны трудиться в колхозах.

Несмотря на принимаемые меры, сельское хозяйство было отсталой отраслью народного хозяйства. Оно не могло удовлетворить потребности страны в продовольствии и сырье. План 4-й пятилетки по развитию сельского хозяйства не был выполнен. Однако уровень сельскохозяйственного производства в 1950 г., по официальным данным, почти достиг уровня довоенного 1940. г.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Восстановление экономики и общественно-политическое развитие СССР в послевоенный период (1945 - 1953 гг.). Первые попытки либерализации тоталитарного режима. СССР во второй половине 60-х годов. Отечественная культура в условиях тоталитарного общества.

    реферат , добавлен 07.06.2008

    Задачи восстановительного периода в СССР в 1946-1953 гг.: закрепление победы; восстановление народного хозяйства; подъем экономики и культуры; обеспечение благосостояния и достойного жизненного уровня советских людей. Переход к мирному строительству.

    презентация , добавлен 29.01.2013

    Состояние экономики Союза Советских Социалистических Республик после окончания войны. Развитие промышленности и сельского хозяйства. Укрепление тоталитаризма. Новый виток репрессий. Ужесточение внешней политики. Апогей "холодной войны". Смерть Сталина.

    курсовая работа , добавлен 10.10.2014

    Начало послевоенного восстановления и развития промышленности, транспорта и других отраслей. Развитие социальной политики СССР. Трансформация системы государственного управления. Внедрение реформ и экономических методов управления. Реформа 1965 года.

    реферат , добавлен 23.11.2008

    Экономическое развитие СССР в послевоенные годы (1945-1953); голод 1946-1948 гг. Начало "холодной войны" и создание атомной бомбы. Политический режим в последние годы жизни Сталина; развитие советской культуры: борьба с космополитами, "железный занавес".

    реферат , добавлен 19.10.2012

    Изучение основных предпосылок и задач Новой экономической политики (НЕП) в СССР. Крестьянские волнения 1920-1921 гг. Главная цель НЕПа - восстановление товарно-денежных отношений. Переход от административно-командных методов управления к экономическим.

    реферат , добавлен 05.02.2011

    Экономические преобразования в СССР, проводимые Хрущевым в 1956-1964 г., их сущность и результаты. Выработка основной линии реформирования в промышленности и сельском хозяйстве. Реорганизация системы управления народным хозяйством Советского Союза.