Быт советских людей в 20 30 годы. "Россия в XX в." Экономическое развитие, россии российское общество в начале ХХ века территория и административное устройство Российской империи

Это вовсе не работы профессиональных фотографов, которых можно попытаться обвинить в том, что они односторонни. Это фотографии из частных альбомов - реальная жизнь, которой жили обычные среднестатистические советские люди 20-х - 50-х годов. Безусловно, они не могут сравниться с уровнем работ профессиональных фоторепортеров, большинство из них делались любителями. Но они отражают жизнь такой, какой они ее видели те люди и частично сумели сохранить в семейных фотографиях.
За кадром осталось очень многое. Например, ликбезы, где учили читать и писать 80% неграмотного населения страны - откуда у крестьян тех лет фотоаппараты? Но дело не в этом.
Посмотрите на то, что окружает советских людей тех лет, одежду, на лица, отражающие свое время. Порой они скажут о своем времени лучше всяких историков, пропагандистов и аналитиков.

Дети Середины 20-х


Школьные учебники - впервые в жизни. Образование для всех впервые в мире дала Советская Власть.




Рядом с трибуной беспризорники - последствия Гражданской. Беспризорность будет ликвидирована только к началу 30-х.


1928 год. Красноярский край. Съезд партийных работников.


Посмотрите, как одеты партийные работники - так же, как средний человек тез лет.
В 20-х костюм был далеко не у всех. А у партийных работников обычным гардеробом было 2 гимнастерки, а то и одна.


Семейное торжество, 20-30-е годы



Фото женщины. 1930 Москва



Группа людей 1930 г. Место неизвестно



Сельсовет нач. 30-х. Павло-Посадский р-н Московской обл.



Автомобиль на Дровах (!) Авто пробег 1931 г.


Энтузиасты-конструкторы 30-х. С нефтью в СССР тогда было не очень хорошо - практически вся разведанные запасы были сосредоточены на Кавказе. Нефтяные поля Татарии и Сибири были открыты только в 40-х -

50-х годах, когда была создана база для геологических изысканий. До этого стране катастрофически не хватало геологов, оборудования, инженеров, транспорта... не было практически ничего. Все это было создано в 30-е.



1931 г. Лучшая бригада на строительстве Кузнецкого металлургического комбината, г.Новокузнецк.


Закладывается база тяжелой промышленности. И нечего врать, что ее "построили зэки в 37" - она уже была давно построена к тому времени, а вклад труда заключенных в экономику тех лет составляет менее 1%.
Теперь этот комбинат "приватизирован", то есть украден у народа непонятными личностями. Недавно "губернатор" Тулеев заявил, что у комбината "наконец появился хозяин" - непонятная группа подставных лиц. Теперь комбинатом, наконец, можно управлять, с хозяином-то. Страшно представить, как тогда его могли построить без хозяина, не то что управлять.
Для этого что-ли его строили наши деды, чтобы его украла всякая мразь?
Посмотрите не лица этих людей. Они, не жалея себя, строили заводы и города для своих потомков, для нас. Через 10 лет они защитят сделанное ими в самой страшной войне человеческой истории, умирая для того, чтобы жили мы. А мы все это позволили украсть и разрушить. Могли бы мы посмотреть им в глаза?



Семья. Ленинград 1930-31г.


Интеллигенция и специалисты в те годы зарабатывали очень неплохо.



Отдых на воде. Кировская обл. 1932 - 1936



18 апр. 1934. "Рабочая бригада". Неверовско-Слободская сельскохозяйственная артель "Завет Ленина" С.Неверово-слобода Вер.Ландех. р-на Шуйск. окр.


Сельскохозяйственные рабочие глухой сибирской провинции. Артель - это негосударственная организация, а кооператив объединившихся предпринимателей, которые сами заключали договора с государством и другими кооперативами, платили налоги и т.д.
Тот, что заявляет, что СССР тех лет был сверх централизованным государством, где все жестко регламентировалось из центра - вообще не знает своей истории и не понимает структуры общества тех лет, либо целенаправленно лжет.
Кооперативное движение было чрезвычайно развито в Сталинском СССР. Кроме колхозов, которые были кооперативными организациями, тогда было свыше 114 тысяч промышленных мастерских, где работали около 2 миллионов человек. Они производили почти 6 % валовой продукции промышленности СССР в ее составе: 40% всей мебели страны, 70% всей металлической посуды, 35 % верхнего трикотажа, почти 100% игрушек.
В кооперативных сельских артелях работники (как колхозники, так и единоличники) обычно были заняты частично. Они включали в 30-е годы до 30 миллионов человек.
Кооперативное движение в СССР было уничтожено во Хрущевым одновременно с развертыванием анти сталинской истерии.



1934 г.Турпоход по Военно-грузинской дороге


Можете представить рабочего царской России, который за государственный счет пошел в турпоход? Как сказал Г. Уэллс - это единственная страна в мире, где рабочим играют классическую музыку.



"После купания" Середина 30-х годов.


"Запуганные советские люди. " (С) Посмотрите, есть ли страх на этих лицах? На любой из фотографий. Открытые, оптимистичные и светлые лица.



Колхозники. Кировская обл между 1932 и 1936 гг


Обычные советские колхозники на сенокосе.



Коломенский район. Середина 30-х.



1935, Орловская область, дом отдыха "Богдановский".


Вся страна занималась спортом. Это обычные советские девушки, вовсе не сборная по гимнастике. Попробуйте повторить то, что они делают.



Учащиеся педтехникума, 1935 год, Кировская область


Форму ученикам выдавало Советское Государство. Это страна, которая несколько лет назад ходила в лаптях и не умела читать и писать.



Юноши 30-х годов, Кировская область.


Значки - сданы нормы ГТО (Готов к Труду и Обороне) и ГТСО (то же, но санитарный). В те годы получить такой значок уважающему себя мальчишке было совершенно необходимо. Человека ценили по личным качествам, а не по кошельку и связям родителей. Пользовавшихся связями - презирали. Такие люди через несколько лет выиграют Войну, почти с нуля построят мировую державу, запустят человека в космос.
Обратите внимание на собранные, волевые, взрослые лица этих мальчишек - им примерно по 16 лет. И сравните их с нынешними.



Игра "Пионерская Скамеечка". Пионерлагерь 1937 год


Каждый ребенок практически бесплатно мог поехать на все лето в пионерский лагерь, где их воспитывали, тренировали и обучали. В западных странах до сих пор об этом нельзя и мечтать. А это у нас было обыденностью с 30-х.



Аэросани на льду Волги у Канавдинского моста. Середина 30-х.


Хай-тек тех лет. Они сыграли важную роль в отработке авиа технологий и широко использовались в освоении Севера, Финской и Отечественной войнах.



1936 г. Москва Вид на Парашютную Вышку со стороны наб. М. Горького (Центральный Вход в Парк)


Что, не ожидали? Чтобы в "ужасном сталинском СССР, где не было секса" в Москве выставлена скульптура прекрасной обнаженной женщины? Да, более того, она стояла и "в страшном 37-м". Если Вы думаете, что же все жили в постоянном ужасе под тотальным контролем ханжеского тиранического государства, то совсем не представляете и не понимаете то время - оно не имеет практически ничего общего с тем, как его представлет россиянское ТВ и писульки всяких подонков.
Тому обществу, тому времени, были нужны не рабы и трусы, а храбрые, отважные и решительные люди. Общественный парк тогда был почти немыслим без парашютной вышки, тира и летнего стадиона. В каждом городе был аэродром, где миллионы молодых людей осваивали планеры и легкие самолеты. Воспитывали волю, отвагу, храбрость
"Здравствуй, Страна Героев, Страна Мечтателей, Страна Ученых..."
Только такие могли построить великую Державу. В одном только 1935 г. парашютным спортом занималось более 800 000 человек. В те годы почти в каждом городе, каждом крупном парке была парашютная вышка, их строили даже в крупных колхозах.
Парашютные вышки стали ликвидироваться сразу после смерти Сталина. Тогда же стало запрещено иметь личное оружие. Парашютные вышки в парках были закрыты примерно к середине 60-х годов. Неспроста - с разрушением Сталинской системы мужественные храбрецы стали не просто не нужны, а опасны. Уж сталинские чудо-богатыри не дали бы провести "перестройку".
Кстати, было в Сталинском СССР немало и скульптур, и картин обнаженной натуры, просто из этого никогда не разжигали ажиотажа, превращая человека с неустойчивой психикой в раба своих страстей, а это было просто спокойной и достойной частью культуры.


Вера Волошина, 1 октября 1941. Через два месяца - 29 ноября эта на редкость красивая девушка погибнет.


Восьмиметровая скульптура Девушка с веслом замечательного скульптора Ивана Шадра (Иванова), моделью была замечательная советская спортсменка Вера Волошина, пропавшая без вести в ноябре 1941 года во время диверсионной операции в тылу врага. За месяц до ее гибели скульптуру разрушила немецкая бомба. Только через четверть века стали известны подробности ее гибели - она была тяжело ранена, когда возвращалась с задания, схвачена немцами и после долгих пыток повешена в лесу. Это произошло в 10 км от места гибели Зои Космодемьянской, в тот же самый день. Вера Волошина, совершившая такой же подвиг была комсоргом комсомольской разведывательно-диверсионной группы, в которую входила Зоя.
Вера была еще и прекрасной парашютисткой и скульптор полушутливо говорил, что специально поставил ее смотреть на парашютную вышку.



Студенты-геологи 1937 г.



О чем фотография, ясно из надписи вверху. Обратите внимание - почти у всех юношей - значки ГТО. Быть комсомольцем-дистрофиком было просто дико. Комсомольцы и коммунисты могли иметь личное оружие.



Обычная Московская Семья 1939-1940



1939 год. Хакасия. Село


Велосипед в Стране Советов стал обыденностью - его могли позволить себе и своим детям практически все. На Западе, например, велосипед в те годы мог позволить себе далеко не каждый. Начиналась пятилетка товаров народного потребления, выполнявшаяся исключительно успешно. Жизненный уровень советских людей стремительно рос с 1939 года... до 22 июня 1941.



1942 год, через два месяца он погибнет в боях под Вязьмой.



На Развалинах Родного Дома 1942. Московская обл.





1947г. Сельская школа в Вологодской обл.


На фотографиях первых лет после Войны даже на детских лицах видны следы сильного стресса и тяжелой жизни. Следы Войны видны на человеческих лицах еще и в начале 50-х и затем они постепенно исчезают, а лица 10-летних детей перестают быть не по-детски взрослыми. Почти у всех из них погиб или тяжело ранен кто-то из близких людей, если не из семьи, то из друзей, их семей, одноклассников. У многих из них матери остались вдовами.



Деревенские Мальчишки 1947 г.



4"А" класс, конец октября 1948 г, деревня под Смоленском.



"Троица, 1949 год". Кировская область


Последние 20 лет "всем известно", что за религиозные обряды в СССР были строжайше запрещены и особенно свирепым был террор во времена Сталина. Как нас уверяют: поставил крест на могиле, нарядил ёлку - и маршируй в колонне на Колыму. А было вот так.



Класс 1950 г. Одной из Московских школ.



"Отдых на природе" - конец 40-х - начало 50-х


Купить диплом о высшем образовании, означает обеспечить себе счастливое и успешное будущее. В наши дни без документов о высшем образовании никуда не удастся устроиться на работу. Только с дипломом можно пытаться попасть на место, которое принесет не только выгоду, но и удовольствие от выполняемой работы. Финансовый и общественный успех, высокий социальный статус – вот что приносит обладание дипломом о высшем образовании.

Сразу после окончания последнего школьного класса большинство вчерашних учеников уже твердо знают, в какой ВУЗ они хотят поступить. Но жизнь несправедлива, а ситуации бывают разные. Можно не попасть в выбранный и желанный ВУЗ, а остальные учебные заведения кажутся неподходящими по самым разным признакам. Такая жизненная «подножка» может выбить из седла любого человека. Однако стремление стать успешным никуда не девается.

Причиной отсутствия диплома может стать и тот факт, что Вам не удалось занять бюджетное место. К сожалению, стоимость обучения, особенно в престижном ВУЗе, очень высока, и цены постоянно ползут вверх. В наши дни платить за обучение своих детей могут далеко не все семьи. Так что и финансовый вопрос может стать причиной отсутствия документов об образовании.

Те же проблемы с деньгами могут стать поводом к тому, что вчерашний школьник вместо университета идет на стройку работать. Если семейные обстоятельства внезапно меняются, например, уходит из жизни кормилец, платить за обучение будет нечем, да и жить семье на что-то нужно.

Бывает и так, что все идет благополучно, удается успешно поступить в ВУЗ и с обучением все в порядке, но случается любовь, образуется семья и на учебу элементарно не хватает ни сил, ни времени. К тому же необходимо намного больше денег, особенно если в семье появляется ребенок. Платить за обучение и содержать семью чрезвычайно накладно и приходится жертвовать дипломом.

Препятствием для получения высшего образования может стать и то, что выбранный по специальности ВУЗ находится в другом городе, возможно, достаточно далеко от дома. Воспрепятствовать учебе там могут родители, не желающие отпускать от себя своего ребенка, страхи, которые может испытывать только что закончивший школу молодой человек перед неизвестным будущим или все то же отсутствие необходимых средств.

Как можно заметить, причин не получить нужный диплом существует огромное множество. Однако факт остается фактом – без диплома рассчитывать на хорошо оплачиваемую и престижную работу напрасный труд. В этот момент приходит осознание того, что необходимо как-то решать этот вопрос и выходить из сложившейся ситуации. Тот, у кого есть время, силы и деньги, решает поступить-таки в университет и получить диплом официальным путем. У всех остальных есть два варианта – ничего не менять в своей жизни и остаться прозябать на задворках судьбы, и второй, более радикальный и смелый – купить диплом специалиста , бакалавра или магистра . Можно также приобрести любой документ в Москве

Однако тем людям, кто хочет устроиться в жизни, необходим документ, который не будет ничем отличаться от подлинного документа. Именно поэтому необходимо уделить максимум внимания выбору той компании, которой Вы поручите создание своего диплома. Отнеситесь к своему выбору с максимальной ответственностью, в этом случае у Вас появится прекрасный шанс удачно изменить течение своей жизни.

В этом случае происхождение Вашего диплома никого и никогда больше не заинтересует – Вас будут оценивать исключительно как личность и работника.

Приобрести диплом в России очень легко!

Наша компания успешно выполняет заказы по выполнению разнообразных документов – купить аттестат за 11 классов , заказать диплом колледжа или приобрести диплом ПТУ и многого другого. Также у нас на сайте можно купить свидетельство о браке и разводе , заказать свидетельство о рождении и смерти . Мы выполняем работу за короткие сроки, беремся за создание документов по срочному заказу.

Мы гарантируем, что, заказав у нас любые документы, Вы получите их в нужный срок, а сами бумаги будут отличного качества. Наши документы ничем не отличаются от оригиналов, так как мы используем только настоящие бланки ГОЗНАК. Это тот же тип документов, которые получает обычный выпускник ВУЗа. Их полная идентичность гарантирует Ваше спокойствие и возможность поступления на любую работу без малейших проблем.

Для оформления заказа Вам необходимо лишь четко определиться со своими желаниями, выбрав нужный тип ВУЗа, специальность или профессию, а также указав правильный год окончания высшего учебного заведения. Это поможет подтвердить Ваш рассказ об учебе, если Вас спросят о получении диплома.

Наша компания давно и успешно работает над созданием дипломов, поэтому прекрасно знает, как нужно оформлять документы разных лет выпуска. Все наши дипломы в мельчайших деталях соответствуют аналогичным оригиналам документов. Конфиденциальность Вашего заказа – для нас закон, который мы никогда не нарушаем.

Мы быстро выполним заказ и столь же быстро доставим его Вам в руки. Для этого мы пользуемся услугами курьеров (при доставке по городу) или транспортных фирм, которые перевозят наши документы по всей стране.

Мы уверены, что купленный у нас диплом станет лучшим помощником в Вашей будущей карьере.

Преимущества покупки диплома

Приобретение диплома с занесением в реестр имеет ряд следующих преимуществ:

  • Экономия времени на многолетнее обучение.
  • Возможность приобретения любого диплома о высшем образовании дистанционно, даже параллельно с обучением в другом ВУЗу. Можно иметь столько документов, сколько пожелаете.
  • Шанс указать в “Приложении” желаемые оценки.
  • Экономия денек на покупке, тогда как официальное получение диплома с проводкой в Санк-Петербурге стоит намного дороже готового документа.
  • Официальное доказательство обучения в высшем учебном заведении по необходимой вам специальности.
  • Наличие высшего образования в СПб откроет все дороги для быстрого продвижения по карьерной лестнице.

Первая половина 20-х годов ХХ века – расцвет НЭПа. И Москва этого времени – противоречивая, многоликая, с ужасными гримасами и попытками сохранить культурные традиции.

Что же творилось в городе, который примерял на себя облик первой в мире столицы социалистического государства?

После революции нахлынули в стольный град пролетарии из всех областей и регионов: люди простые, еще вчера стоявшие за сохой и не имеющие никакого понятия об этикете. Именно тогда и началось это вечное шариковское: "Взять и все поделить!". Ковры – долой, лестницы не моем, потому как решить не можем, кто первый, парадные входы –заколотить, так как все равно света нет. И началось повсеместное отторжение старорежимного строя.

В невежественных умах трепетало слово "Свобода", и это сыграло злую шутку с обывателями. Поруганию предавалось все старорежимное, вплоть до таких вечных ценностей, как семья и дом. В Москве процветала свободная любовь. Послабление властей в вопросах регистрации браков привело к тому, что увеличилось количество разводов, абортов, брошенных детей. Свободные граждане стремились полной мерой вкусить такую свободу. К половым связям относились очень свободно, брак и семья не имели никакой ценности. Стало модно кутить, прожигать жизнь и менять партнеров. Москву 20-х наводнили проститутки. Были слабые попытки вразумить сиих барышней – этим занималась жена самого С. Кирова. Устраивала для дамочек известного пошиба концерты и лекции, пыталась насильно лечить и отвадить от пьянства. Как известно, ничего не получилось.

Удивительный факт, но Москву не тронули "винные бунты", которые душили соседний Петербург. Хотя, пили много. Среднестатистическая московская семья мясо ела 2 раза в месяц, молоко считалось роскошью, но бутылка "Зубовки" была ежедневно. Кто не мог потратить 1 рубль на государственную водку, гнали самогон, в который для крепости добавляли керосин.

Сверху насаждалось повальное обобществление. Зачем советскому человеку личная жизнь? Достаточно закутка, где можно поспать, а все остальное – только строем, сообща. Отсюда очередные гримасы того времени: дома-коммуны. На личное пространство отводилось 6 кв. м. Туалеты и столовые, учебные кабинеты и детские, гардеробные и балконы – все общее. С одной стороны это было оправдано, так как Москва 20-х задыхалась от обилия приезжих. Впервые поднимался квартирный вопрос, и появилось понятие "квадратный метр". За эти метры шло настоящее сражение, вплоть до поножовщины, склок, драк и даже убийств. А московские коммуналки великолепно описаны в бессмертном творении Ильфа и Петрова. Помните "Воронью слободку"?

А Москва… Москва звенела трамвайными перезвонами, ощетинивалась криками торговок и шарманщиков. И над всем этим плыл благовест. Колокольный звон в столице полностью запретят лишь к 1930 году. А пока он еще лился с церквей и звонниц, и москвичи, как не странно, после революции хлынули в церковь. Храмы были переполнены. Удивительно, но в государстве, которое позиционировало себя как атеистическое, ходить в церковь считалось правильным. Интеллигенты искали какого-то оплота, а понаехавшие крестьяне – просто тишины.

А еще первопрестольная задыхалась: от смрада конюшен и канализационного амбре, от невероятного душка солонины и непереносимого запаха немытых тел, от удушливого аромата духов "Красная Москва" (они только появились) и стойкой вони нафталина (его скупали килограммами). Вопрос о санитарии рассматривался на правительственном уровне. Людей в срочном порядке учили мыть руки перед едой, ходить в баню хотя бы раз в неделю.

Но были и положительные стороны. На фоне общей разрухи и голода витрины магазинов ломились от обилия продуктов. НЭП позволил возродиться кооперативам и частному предпринимательству. К примеру, А.Райкин вспоминал, как в детстве с диким восторгом они с мальчишками бегали глазеть на горы шоколада и тортов к ближайшей кондитерской.

Нэпман – фигура одиозная, некий шарж на успешного и богатого. Помните Эллочку Людоедочку? Вот она – нэпманка того времени: денег за душой – ни гроша, в голове – ветер, зато бесконечные потуги жить богато, по примеру миллионеров. Нет, появились в Москве и по-настоящему богатые люди. Эти лихо подъезжали к ресторанам на такси, устраивали бесконечные оргии, ели рябчиков и ананасы. И называли их "буржуями". Именно это слово первым произносит и булгаковский Шариков. Вообще, бессмертное творение Булгакова – прекрасная зарисовка московского быта того времени. Разруха, бесконечные песни на бессмысленных собраниях, отключенное отопление и электричество и никаких калош. Прав, прав был гений, утверждающий, что разруха – не в клозетах, а в головах.

А что делать? Ушибленное трагедией войны и революции, поколение срочно нуждалось в "культуротерапии". Предложить большевикам было нечего, все старое – на поругание. Потому и гримасничала культура, выдавая немыслимые выверты в пролетарском сознании. В Москве впервые проводятся конкурсы красоты, где победительниц награждают россыпями бриллиантов. А на соседней улице греются возле костра стайки беспризорных детей, вечно голодных, замерзших, озлобленных. Москва пестрит афишами об открытии театральных лавочек и продаже "чудодейственного средства от геморроя". Но в театрах – пафосный "Красный мак" или вовсе непривычное для славянской души – эротика, кабаре и канкан.

Москва в годы НЭПа – это еще и культурный разгул. Любимый досуг – поход в кинематограф. Наряду с творениями С.Эйзенштейна (чего стоит один только "Броненосец Потемкин") в чести были американские комедии и фильмы с Мэри Пикфорд. Одних издательств в первопрестольной открылось свыше 300. Печатали все и всех! И сочинения Ленина, и печально знаменитую "Переписку Энгельса с Каутским", и бесконечные километры виршей новоявленных талантов. Маяковский был культовой фигурой, но даже он "плевался на богему" того времени, утверждая, что такое количество гениев, рожденных за 24 часа ему не осилить.

Москва 20-х – еще и торговая. Казалось, что все жители торгуют всем, что еще осталось. Говорили, что на Сухаревском рынке можно было купить даже "черта лысого". НЭП правил бал вплоть до конца 20-х. Город одевался по последней моде, маялся в очередях на бирже труда, кутил в ресторанах и подсчитывал трудовую копеечку, толкался в трамваях и ходил строем на партсобрания.

Лишь в конце 20-х, когда пришел к власти Сталин, начались перемены. НЭП "задушили" и искоренили, а москвичи с великим азартом кинулись строить новое, коммунистическое. Но это уже совсем другая история.

ДАТА:

КЛАСС: 9

ТЕМА:

XX ВЕКА»

ЦЕЛЬ:

    Формирование представлений у учащихся о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века

ЗАДАЧИ:

    Дать знания о том, какие изменения появились в жизни и быте советского человека; на конкретных примерах показать, что нового появилось в техническом оснащении городского быта и за счет чего это было достигнуто;

    Коррекция и развитие мышления через выявление причин появления неравенства между советскими людьми;

    Формировать активную гражданскую позицию.

ОСНОВНЫЕ ЗНАНИЯ:

Достижения науки и техники в быту у советских людей; неравенство в советском обществе

ТЕРМИНЫ, ПОНЯТИЯ:

Магнитола, проигрыватель, транспарант

ОБОРУДОВАНИЕ:

Компьютер, мультимедийный проектор

ТИП УРОКА:

Комбинированный

ХОД УРОКА

    ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

    Приветствие учащихся

    Проверка готовности учащихся к уроку

    5 – ти минутное чтение

    АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

Учитель:

О чем говорили на прошлом уроке?

Учащиеся :

На прошлом уроке говорили о советской культуре и интеллигенции в годы «застоя»

Учитель:

Кто в годы «застоя» критиковал и осуждал политику Советского правительства?

Учащиеся :

В годы «застоя» критиковали и осуждали политику Советского правительства инакомыслящие и диссиденты

Учитель:

Как поступало правительство с теми, кто их критиковал?

Учащиеся :

С теми, кто критиковал советское правительство их высылали из страны, арестовывали.

Учитель:

Почему многие творческие люди уезжали из СССР?

Учащиеся :

Многие творческие люди уезжали из СССР потому, что они понимали, что и они могут попасть в немилость к властям, тогда и их могут арестовать или отправить в ссылку.

Учитель:

Кто относится к представителям «неофициального» искусства?

Учащиеся :

К представителям «неофициального» искусства относятся молодые художники, писатели и поэты.

    СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

Учитель:

В годы правления Л.И. Брежнева начался период «застоя» в экономике и политической жизни страны. Все это оказало огромное влияние на жизнь и быт советских людей. Оказывали влияние на жизнь и быт людей и достижения советской науки и техники. Сегодня на уроке мы с вами поговорим о том, как жили люди в 70-80 годы XX века. Откройте тетради и запишите дату и тему урока. Тема урока: «ЖИЗНЬ И БЫТ СОВЕТСКИХ ЛЮДЕЙ В 70 – 80 ГОДЫ XX ВЕКА»

Учащиеся : (открывают тетради, записывают дату и тему урока)

    ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Учитель :

При изучении новой темы нам сегодня встретятся новые выражения - магнитола, проигрыватель, транспарант

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

МАГНИТОЛА РАДИОПРИЁМНИК СО ВСТРОЕННЫМ В НЕГО МАГНИТОФОНОМ И ПРОИГРЫВАТЕЛЕМ ДЛЯ ПЛАСТИНОК

ПРОИГРЫВАТЕЛЬ АППАРАТ ДЛЯ ПРОСЛУШИВАНИЯ ПЛАСТИНОК С ЗАПИСЯМИ МУЗЫКИ

Учитель :

В 60 годы Н.С. Хрущев начал строительство жилья. В годы правления Брежнева строительство жилья продолжилось.

В новые отдельные квартиры переезжали миллионы людей, что являлось большим послевоенным достижением. В свои новые квартиры люди покупали новую мебель, швейные и стиральные машины, телевизоры, холодильники. В стране появилась необходимость в увеличении выпуска этих товаров. Несмотря на то, что производство товаров увеличилось, но их все равно на всех не хватало. Появился дефицит товара. И поэтому их распределяли по предприятиям и организациям.

А там уже руководство предприятий распределяли эти дефицитные товары между своими работниками. Первые цветные телевизоры у нас в стране появились в 70 годы.

Стоимость такого телевизора была в два – три раза выше, чем черно-белый телевизор. Поэтому многие люди не могли себе позволить приобрести такую покупку. В это же время в стране начался выпуск магнитофонов и магнитол, которые также относились к дефицитным и дорогостоящим товарам.

Поэтому магнитофоны в семьях были редкостью. Так как магнитофоны были редкостью, то чаще всего музыка записывалась на грампластинки и для прослушивания пластинок существовал специальный аппарат, который назывался проигрыватель.

Сначала это были большие и тяжелые диски из специальной пластмассы. А в середине 70 годов появились лёгкие и гибкие пластинки. Со временем проигрыватели все-таки заменили магнитофоны. Сначала это были бабинные магнитофоны, затем кассетные.

Запись музыки производилась на магнитные ленты.

Учитель :

Какие товары покупали советские люди?

Учащиеся :

Советские люди покупали мебель, стиральные и швейные машинки, телевизоры, холодильники.

Учитель :

Почему на предприятиях и организациях шло распределение этих товаров?

Учащиеся :

На предприятиях и организациях шло распределение товаров потому, что товаров не хватало на всех советских людей.

Учитель :

Как вы считаете, почему магнитофоны, проигрыватели, цветные телевизоры были не доступны советским людям?

Учащиеся :

Эти товары были не доступны советским людям потому, что они стоили в два раза больше, чем допустим черно-белый телевизор.

Учитель :

В 70 – 80 годы началось массовое производство автомобилей. Московский автомобильный завод выпускал автомобиль «Москвич»,

на Украине производили самый маленький и дешевый автомобиль «Запорожец».


Но более престижными были такие автомобили как «Жигули», «Волга».

В то время считалось, что если семья приобрела автомобиль – то эта семья живёт в достатке. автомобили были самыми дорогими и дефицитными товарами того времени. автомобили продавались по записи на производстве. Многие люди ждали по несколько лет своей очереди на приобретение автомобиля. Заработная плата увеличилась и в среднем она стала 120 – 200 рублей в месяц. Престижными и более выше оплачиваемыми были профессора, ученые, творческая интеллигенция. Но самыми состоятельными людьми в советском обществе были продавцы магазинов.

Учитель :

Какие марки машин выпускались в эти годы?

Учащиеся :

В эти годы выпускались марки машин «Москвич», «Запорожец», «Жигули», «Волга».

Учитель :

Какие марки машин были более престижными?

Учащиеся :

Более престижными были марки машин «Жигули» и «Волга».

Учитель :

Кто мог себе позволить покупку автомобиля?

Учащиеся :

Покупку автомобиля могли себе позволить более обеспеченные люди.

Учитель :

Какие трудности существовали по приобретению автомобиля?

Учащиеся :

По приобретению автомобиля существовали трудности - это то, что автомобиль был дорогостоящим и дефицитным товаром.

Учитель :

Учащиеся :

Высокие зарплаты были у ученых, профессоров, творческой интеллигенции.

Учитель :

Сейчас работая самостоятельно с текстом учебника на стр. 268 – 269 (со 2 абзаца), вам нужно ответить на вопрос:

Как обстояли в стране дела с продуктовыми и промышленными товарами?

РАБТАЮТ С ТЕКСТОМ УЧЕБНИКА стр. 268 – 269 (со 2 абзаца)

Учитель :

Какие продукты питания считались дефицитными?

Учащиеся :

Дефицитными считались мясо, колбасы, молочные продукты, рыбные консервы, икра, птица.

Учитель :

Все ли граждане Советского Союза жили одинаково?

Учащиеся :

Нет не все жители страны жили одинаково. Правительственные работники жили лучше – для них были открыты специальные магазины, ателье, проще было съездить в санаторий. Лучшая мебель, телевизоры, автомобили, холодильники продавались в магазинах для партийных работников. У простых рабочих не было возможности все это купить т.к. в магазинах не было нужных товаров.

    ЗАКРЕПЛЕНИЕ

Учитель :

Ребята, о чем говорили сегодня на уроке?

Учащиеся :

Сегодня на уроке мы говорили о жизни и быте советских людей в 70 – 80 годы XX века.

Учитель :

Какие товары пользовались спросом у советских людей?

Учащиеся :

У советских людей спросом пользовались такие товары как мебель, стиральные и швейные машинки, холодильники.

Учитель :

Какие товары были большой редкостью в магазинах?

Учащиеся :

В магазинах редкостью были магнитофоны, автомобили

Учитель :

Каждая ли семья могла приобрести автомобиль?

Учащиеся :

Нет, не каждая,

Учитель :

Какие трудности были с приобретением автомобиля?

Учащиеся :

Трудности с приобретением автомобиля были в том, что автомобиль дефицитный и дорогостоящий товар.

Учитель :

Сейчас давайте сделаем сравнительную характеристику жизни простых людей и партийных работников. Сравнение проведем по следующим пунктам:

    Зарплата

    Промышленные товары

    Продукты

    Обслуживание (специализированные магазины, ателье, больницы, очередность)

Учитель :

Глядя на нашу таблицу, что вы можете сказать?

Учащиеся :

Что в стране появилось неравенство.

Учитель :

Правильно, в 1970-1980 гг. в советском обществе стало появляться неравенство. Одни получали высокую заработную плату, другие жили гораздо хуже.

    ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

А сейчас давайте подведем итоги вашей работы на уроке:

I ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 3,4 вопросы стр.271

II ГРУППА – стр. 267 - 272, читать, ответить на 1,2 вопросы стр.271,

III ГРУППА – стр. 267 - 270, читать,