Историческая викторина о России. Вехи русской истории

Предмет (направленность): история

Возраст детей: 7 класс

Место проведения: класс и вне класса.

Цели игры :

Воссоздать на ярких исторических примерах картины из жизни России.

Пробудить интерес к изучению истории с привлечением дополнительной литературы;

Повторить и закрепить знания учащихся по курсам истории России за 6-7-й класс;

Форма проведения игры : командное соревнование

Материалы и оборудование : кубик с цифрами, мультимедийный проектор, сигнальные карточки.

Ведущий: Уважаемые игроки, болельщики, члены жюри! Мы рады приветствовать вас на сегодняшней большой игре Знатоков истории. Сегодня мы встретились здесь, чтобы поговорить о нашей истории. Как много интересного таит она в себе. История сдружила нас, любовь к ней собрала нас в этом уютном зале.

Команды должны объявить свое название и озвучить девиз.

Правила викторины.

Игра имеет такие же правила, как и настольные игры, связанные с бросанием кубика и движением по игровому полю.

Вы – туристы, которым предстоит пройти по маршруту «Историко-краеведческая тропа»

Для этого вам предстоит ответить на вопросы, которые соответствуют данным рубрикам: Вехи русской истории”, “Загадочная Россия”, “История в стихах”, “Личность в истории”, “Мой Ямал”, “Голоса из прошлого”, “Русская кухня”, “Кот в мешке”, “Творческая минутка”.

Для выбора вопроса представители команд поочередно бросают кубик. Выпавшая цифра означает, на сколько шагов вы можете передвинуться вперед. Побеждает та команда, которая быстрее дойдет до финиша.

Какое слово в старину служило синонимом «красоты»? (лепота)

Какой древний русский город хан Батый повелел назвать «Злым»?Козельск (в 1238г. семь недель маленький город сдерживал натиск войск Батыя)

Против каких завоевателей земли Русской возглавили борьбу Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (поляков)

Именно этот город на берегу Белого моря стал первым морским портом России (Архангельск)

В водах какой реки Владимир I Святославович крестил русских людей в 988 году?
(В водах Днепра, крещение киевлян.)

Что общего между Петром I и урядником Петром Михайловым? (под именем Петра Михайлова Пётр I был в составе великого посольства).

Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 году.(Московский университет ).

Создание этого богатыря закончилось в 1735г. И хотя во время пожара 1737г. он существенно пострадал, это не мешает ему являться украшением Московского Кремля. (Царь-колокол ).

Сколько в истории России было князей и царей по имени Иван?(Шесть.)

В каком веке Россия стала именоваться империей? (В 18-м веке.В 1721 году Пётр I объявил Российское государство Российской империей.)

Какому крупнейшему русскому летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет...»?
(Нестору-летописцу, автору первой редакции «Повести временных лет».)

В каком веке отмечалось 1000-летие Крещения Руси?
(В 20-м, а точнее в 1998 году.)

Правил в Киеве тот князь,

И молва о нем неслась.

Все соседи князя знали

И мудрейшим называли. (Ярослав)

Назови боярский дом:

Там наличники резные,

Есть и башенки на нём,

И крылечки расписные (Терем)

Из овчины шубу сшили

И довольны очень были

Ведь морозов не боится,

Тот кто в шубу облачится. (Тулуп)

В болоте родился,

Три раза крестился. (Петербург, Петроград, Ленинград)

Униженный, без воли, без земли

Как жаркий раб, всегда лишен покоя,

Крестьянин русский,

Много сотен лет

Тебя томило право… (крепостное)

Подскажи, кто самый главный

В русской церкви православной? (патриарх)

Петр диковинки любил,

Собирал их и копил.

Из причуды царской сей

Первый создан был музей (Кунсткамера)

У Печкина прапрадед был.

Он почты в старину возил.

По тракту он в повозке мчался,

Каким он, словом назывался? (Ямщик)

Зимний дворец у Невы, посмотри!

Жили когда-то в нем наши цари.

Ну а сейчас в нем огромный музей,

Города гордость и Родины всей. (Эрмитаж)

1.О каком неудачном для русских сражении говорится в этом поэтическом отрывке:

О, кто в то мгновение ведал –
Жгла очи метельная мгла,
Что дальней предтечей победы
Контузия эта была. (Сражение под Нарвой в Северной войне).

2.Где происходило сражение, о котором говорит поэт:

По льду летели с лязгом, громом,
К мохнатым гривам наклоняясь,
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь. (Ледовое побоище).

3.О каком событии говорится:

Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной,
Но её удары принимая,
Выстроились русичи стеной. (Битва на Куликовом поле)

4. Назовите дату и событие

Государь прочитал и, спокоен и строг,

Повернулся к Ахметовым людям.

Бросил наземь ярлык под сафьянный сапог

И сказал: «Дань платить мы не будем!»

(1480 г. – завершение ордынского ига).

5.О каком событии говорится:

С вождём покой в объятьях сна
Дружина храбрая вкушала;
С Кучумом буря лишь одна
На их погибель не дремала.
Страшась вступить с героем в бой,
Кучум к шатрам, как тать презренный
Прокрался тайною тропой,
Татар толпою окруженный. (Смерть Ермака)

6.О каком событии говорится:

И думал он:
Отсель грозить мы будем шведу,
Здесь будет город заложён
Назло надменному соседу. (Строительство Петербурга)

7.О каком географическом объекте говорится:

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо-чаша.

В окруженье диких скал,

Это – озеро ….. (Байкал)

8. О каком городе говорится:

Древнерусский город – до сих пор он молод,

Оружейный там завод и молва давно идет,

О пряниках печатных

И самоварах знатных. (Тула)

9. О каком городе говорится:

Град, что строил Долгорукий

Посреди глухих лесов,

Вознесли любовно внуки

Выше прочих городов. (г. Москва).

Назовите имя и фамилию человека, летом 1613 года венчавшегося на царство в России? (Михаил Романов.)

Назовите русского князя, командовавшего войском в Ледовом побоище на Чудском озере? (Александр Ярославич Невский.)

Наиболее заметными русскими царями были Иван IV и Пётр I. А кто из их «коллег» объединял приписываемые им качества? (Иван III.Современники называли его и Великим и Грозным.)

Назовите царевну, правительницу русского государства, при малолетних братьях Иване и Петре. (Софья.)

В истории России их было трое. И второй, и третий были внуками первого. На то, чтобы называться третьим, было много претендентов. Первого звали Великий. Назовите имя. (Пётр.)

В царствование какой российской императрицы для свадьбы придворного шута был построен Ледяной дом?
(Анны Иоанновны, российской императрицы с 1730 года, племянницы Петра I.)
Как звали сына Петра Первого, который по приказу отца был брошен в Петропавловскую крепость? (Алексей.)

Этот князь написал своим сыновьям «Поучение». (Владимир II Мономах.В «Поучении» призывал сыновей укреплять единство Руси.)

В 1583 году Иван Грозный пожаловал этому купцу деревню Большие Соли за заслуги в освоении Сибири. Назовите этого купца. (Семён Строганов.)

Во время правления какой императрицы к России были присоединены Крым и Северное Причерноморье? (Екатерина II.)

Кто из русских царей был убит в результате заговора в 1801 году? (Павел I.)

Назовите фамилию человека, который под именем Петра III в 1773 году возглавил восстание яицких казаков. (Емельян Пугачёв.)

Как звали первого русского митрополита, независимого от Византии? (Иов)

Кого из российских императриц звали в девичестве София-Шарлотта-Августа-Фредерика Ангальт- Цербстская? (Екатерина II )

Что означает в переводе на русский слово Ямал? (Край земли)

Как называлась первая улица Нового Уренгоя?(Оптимистов)

Водами какого моря омывается северная граница округа? (Карско го )

Название материка, где находится полуостров Ямал (Евразия)

Первоначальное название города Салехард (Обдорск)

О чем должен был помнить каждый ненец, вступая в брак? (Девушка должна быть из другого рода)

Как первоначально назывался Ямало-Ненецкий округ? (Ямало-Гыданский округ)

Натуральный налог с народов Севера и Сибири (Ясак)

Олень от них убегает, а они от него не отстают (Нарты)

Назовите крупные реки округа (Пур, Таз, Обь, Надым)

Какой алфавит лег в основу ненецкой письменности? (Латинский)

“Дотоле моей ноги в Москве не будет, покуда бояре там всем заправляют. А что до народа московского, то зла на него моего царского нету”. (Ивану Грозному).

“Каждый воин должен понимать свой маневр. Воюют не числом, а умением”. (Александру Суворову).

“Весело слушать, когда подданные открыто говорят государю правду. Вот чему надо учиться у господ англичан”. (Петру Первому).

“Врагов тьма тьмущая, многая множество бесчисленно, воскликнул князь, - но лучше честная смерть, чем позорная жизнь!” (Дмитрию Донскому).

«Да будет Киев матерью городов русских!»? (Олег)

«Каждый воин должен понимать свой манёвр. Воюют не числом, а умением» (А.В.Суворов)

«Иду на Вы» (киевский князь Святослав)

«Своего князя мне уже не воскресить, но я хочу почтить вас завтра перед своими людьми» (княгиня Ольга)

«История – этофонарьвбудущее, который светит нам из прошлого...» (В.О. Ключевский)

«РоссиимогуществобудетприрастатьСибирью» (М.В. Ломоносов)

Ложками из какого материала ели дружинники при дворе князя Владимира Святого? (серебряными ложками)

Какой продукт, согласно русской пословицы, является всему головой? (Хлеб)

О какой кухонной утвари говорится в народной русской загадке: «Утка в море, а хвост на заборе»? (О ковше )

Кашу из какой крупы на Руси называли черной? (Из гречки )

Слово суп появилось в России в эпоху Петра. А как первоначально называли жидкие блюда на Руси? (Хлёбово, варево, похлёбка, уха )

Этот продукт на Руси ставили на стол перед дорогим гостем. А если гость оказывался нежеланным, то его ему не предлагали (соль)

Мучное лакомство, известное на Руси еще до принятия христианства и дожившее до сегодняшнего дня. Этот продукт изготавливали из смеси ржаной муки с медом и ягодным соком - его даже называли "медовым хлебом".(пряники)

Транслируется отрывок их фильма С Эйзенштейна «Александр Невский»

Транслируется отрывок их фильма А.Разумного «Тимур и его команда»

Демонстрация иллюстраций: «Полюдье», «Кремль при Иване III», «Строительство Санкт-Петербурга», Казнь Емельяна Пугачева», «Иван Сусанин»

Вопросы: Правда ли вы, что в Новгородской земле мера сыпучих продуктов называлась «пузо»? (да)

Правда ли вы, что в старину Красная площадь носила название Пожар? (да)

Ребятам предлагается спеть знакомые песни в КАРАОКЕ: «Едем мы друзья», «Все мы делим пополам», «День Победы», «Если с другом вышел в путь», «Главное ребята сердцем не стареть», «Пора в путь-дорогу», «Катюша», «Маленькая страна».

Песни предлагаются попарно. Команда выбирает понравившуюся песню для исполнения.

Подведение итогов викторины и награждение победителей

1. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России конец XVI - XVIII век - М: Издательство Просвещение, 2009.

2. Б.Н. Серов, Л.М.Гаркуша, М.В. Лескинен Поурочные разработки По истории России с конца XVI века до конца XVIII века Москва «ВАКО» 2004.

3. Ю.К. Школьник История России Полная энциклопедия Москва «Эксмо» 2008

4.

22 сентября 2014 Просмотров: 34014 Рейтинг: (3 Рейтинги)

Викторина для 9-11 классов "100 «занимательных» вопросов по истории"

Оценка 1 Оценка 2 Оценка 3 Оценка 4 Оценка 5

100 «занимательных» вопросов

по истории.

Викторина для 9-11 классов.

Цель: вызвать интерес к предмету, способствовать качественному усвоению фактического материала.

Участники: учащиеся 9, 11 классов. Играют две команды (сборные).

Ход игры:

Конкурс №1. «Разминка».

Условия: команда отвечает на вопросы ведущего быстро, не задумываясь. По 7 вопросов для каждой команды. За каждый верно угаданный вопрос 1 балл. Вопросы лежат в конвертах разного цвета. Команды сами выбирают конверт и отвечают на вопросы из этого конверта.

Вопросы из конверта №1.

  1. В какой стране впервые стали пить чай из фарфоровых чашек и писать на бумаге? (Бумага и фарфор были изобретены в Китае).
  2. Когда в Древней Греции никто не воевал? (В период Олимпийских игр).
  3. В какой библиотеке были несгораемые книги? (В библиотеке столицы Ассирии Ниневии были глиняные книги).
  4. Когда вулкан помог людям? (В период восстания Спартака гладиаторы спрятались на вершине вулкана Везувий, а потом по отвесной скале спустились на веревках, сплетенных из лоз дикого винограда, который там рос).
  5. Где и когда самые мирные домашние животные вдруг «пожирали людей»? (В Англии в период огораживания возникла поговорка «овцы пожирали людей»).
  6. Каково расстояние между Царьградом и Константинополем? (Это разные названия одного города).
  7. Кто из правителей Англии оказывал покровительство пиратам и работорговцам? (Елизавета I).

Вопросы из конверта №2.

  1. Когда войну выиграла всего одна лошадь? (Троянский конь один сделал то, что в течение долгого времени не смогло сделать целое войско).
  2. В каких странах были длинные стены? (В Китае - Великая Китайская стена; стены, соединяющие афинский порт Пирей с Афинами).
  3. Когда в истории в особом почете была обувь? (Крестьянская война в Германии в 1525 г., когда восставшие шли под знаменем, на котором был начертан деревенский башмак. Восстание так и стало называться «Под знаменем башмака»).
  4. Когда и кем открыто восхвалялась глупость? (В книге средневекового ученого Э. Роттердамского «Похвальное слово глупости»).
  5. Кто «основал» государство, которого никогда не было? (Томас Мор описал несуществовавшее государство «Утопия»).
  6. Как называются цифры, которыми мы пользуемся? Где их изобрели? (В обиходе мы пользуемся цифрами, которые были изобретены в Индии, а в Европу они пришли с арабами, поэтому получили название «арабские»).
  7. По какой лестнице никто никогда не ходил? (По феодальной).

Подведение итогов.

Конкурс №2. «Правители земли русской».

Условия: ведущий зачитывает вопрос для обеих команд одновременно. Та команда, которая быстрее подняла руку и отвечает первой. Если ответ не верный, соперники могут заработать дополнительный балл. Верный ответ - 1 балл.

Вопросы:

  1. Какую фамилию носил Петр I? (Он из рода Романовых).
  2. Какой русский царь любил плотничать? (Петр I).
  3. О ком писал русский летописец:»Легко и неслышно ходил он в походах. Как барс. Не возил он с собой и шатра, но спал подложив седло под голову. В бою был открыт и смел»? (Князь Святослав).
  4. Кого из русских царей прозвали «Миротворцем»? (Александра II).
  5. Когда Русью правил «денежный мешок»? (В XIV веке - князь Иван Данилович по прозвищу Калита, т. е. «денежный мешок»).
  6. Кого из русских царей прозвали «Тишайший»? (Алексей Михайлович).
  7. При каком правителе в России официально появился герб с двуглавым орлом? (Иван III).
  8. Кто первым на Руси принял титул «Государя всея Руси»? (Иван III).

Подведение итогов.

Конкурс №3.

Условия: Обе команды получают карточки с одинаковым текстом. Ваша задача - закончить предложение, вставив подходящие по смыслу понятия, даты, имена. За каждое правильное слово (понятие, дату) вы получаете 1 балл. На задание 3 минуты.

  1. Главным весенним праздником славян-язычников был (была) ____________ (масленица).
  2. Монгольских сборщиков дани называли __________ (баскаками).
  3. Столкновение войск Ивана III и монгольского хана Ахмата в 1480 г. Вошло в историю как _________________ («стояние на реке Угре»).
  4. Первые постоянные военные отряды, появившиеся в середине XVI в. Назывались _______________ (стрельцы).
  5. Русский царь _____________ (Иван Грозный) известен также как шахматист, сочинитель церковной музыки и писатель.
  6. Среди претендентов на русский престол в Смутное время был польский королевич ____________ (Владислав).
  7. Династия Романовых утверждается на престоле в ___________ (1613 г.).
  8. Историки называют XVII в. ______________ («бунташным»).

Подведение итогов.

Конкурс №4. «Имена».

Условия: На карточках даны имена и прозвища. Ваша задача - соотнести имена и прозвища.

Андрей «Александр Македонский русской истории»

Василий Боголюбский

Владимир Большое Гнездо

Всеволод Вещий

Иван Калита

Олег Красное Солнышко

Святослав Мудрый

Ярослав «Пардус»

Святой

Темный

(Олег - Вещий; Святослав - «Пардус», «Александр Македонский русской истории»; Владимир - Святой, Красное Солнышко; Ярослав - Мудрый; Всеволод - Большое Гнездо; Андрей - Боголюбский; Иван - Калита; Василий - Темный).

Подведение итогов.

Конкурс №5. «Крылатые выражения».

Условия: вы должны объяснить крылатые выражения.

«Остаться с носом». Проситель в царской Росс, когда обращался в учреждение или суд, то приносил подношение для ускорения рассмотрения дел. Если его «подарок» не принимался, то он уходил со своим подношением, или носом, обратно, т. е. с тем, что принес. Означает «уйти ни с чем, ничего не добиться».

«Работать спустя рукава». Одежда русских бояр была такова, что рукава спускались очень низко, почти до колен. Работать в такой одежде было совершенно невозможно. Означает «работать плохо, неаккуратно».

«Зарубить на носу». Нос - это памятная дощечка, бирка для записей. Ее носили с собой и делали зарубки на память. Означает «запомнить надолго».

«Бить баклуши». Чтобы сделать деревянную ложку или чашку, требовалось отколоть чурку-баклушу. Это было легкое дело, оно поручалось подмастерьям. Особого умения оно не требовало. Употребляется в значении «делать пустое, никчемное дело, заниматься ерундой».

Подведение итогов.

Тема 1. Древняя Русь (IХ - ХIII века)

1) На какой территории было создано Древнерусское государство?

На территории современной Украины.

2) Кем было создано Древнерусское государство?

Древнерусское государство в Восточной Европе, возникшее в последней четверти IX в. в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян - Новгорода и Киева, а также земель, расположенных вдоль пути «из варяг в греки».

3) Какой город стал столицей Древнерусского государства?

В 882 князь Олег захватил Киев и сделал его столицей государства.


4) Когда Русь приняла христианство?

При Владимире I Святославовиче, известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, в истории церкви - Владимир Креститель.


6) Что является религиозным символом христианства?


7) Какие известные православные храмы были построены в Древней Руси?

Десятинная церковь, трёхглавый Софийский собор, церкви святой Ирины и великомученика Георгия, Спасо-Преображенский собор в Чернигове.




8) От какого государства попала в зависимость Русь в ХIII веке?

В XIII веке Русь впала в зависимость от золотой орды.

Александр Невский - князь Новгородский (1236–1240, 1241–1252 и 1257–1259), великий князь Киевский (1249-1263), великий князь Владимирский (1252-1263), знаменитый русский полководец, защитник святой Русской Православный Церкви и земли. Возглавлял новгородское войско в битве со шведами на реке Неве в 1240 и в Ледовом побоище с тевтонскими рыцарями в 1242 году. Святой благоверный князь, не проигравший ни одной битвы.


Тема 2. Московское государство (ХIV - ХVII вв.)

1) Когда произошла ?


2) Кто победил в Куликовской битве?

В Куликовской битве победила Русь под предводительством Дмитрия Донского.


3) Какой город стал центром объединения русских земель?

Центром объединения русских земель стала - Москва.

4) Когда русские земли объединились вокруг Москвы?

Середина XV века начало объединения русских земель вокруг Москвы.

5) В каком году произошло освобождение Руси от ордынского ига (зависимости)?

В 1480 году.

6) Какое имя в истории получил царь Иван IV?

В. М. Васнецов. Царь Иван Грозный, 1897.


7) Покоритель Сибири?

Ермак Т. - «Родом неизвестный, душой знаменитый».


8) Какой художник ХV века написал знаменитую икону «Троица»?

Андрей Рублёв.

Андрей Рублёв - наиболее известный и почитаемый мастер московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых.


9) Как называется архитектурный памятник-крепость в Москве, который был построен как символ образования единого Московского государства?

Всехсвятский мост и Кремль в конце XVII века. Рисунок А. М. Васнецова


10) В каком веке в России был период Смуты?

Рубеж XVI-XVII веков.

11) Когда Москва была освобождена от польского войска народным ополчением во главе с Мининым и Пожарским?

Москва была освобождена в октябре 1612 года.

12) Какая династия начала править в России с 1613 года?

Династия Романовых.

Раздел II. Российская империя (ХVIII-начало ХХ веков)

Тема 3. Россия в ХVIII веке

1) Кто проводил реформы в России в начале XVIII века?

Посмертный романтизированный портрет Петра I.
Художник Поль Деларош (1838).


2) Как называется город, который стал столицей России в эпоху Петра I?

Санкт-Петербург.

3) В каком городе в XVIII веке был создан первый в России университет?

В Москве.

4) Какой русский ученый сыграл главную роль в создании первого в России университета?

Ломоносов Михаил Васильевич.

5) Когда и при какой российской императрице в состав России вошел Крымский полуостров?

8 апреля 1783 года Екатериной II был подписан манифест о «Присоединении полуострова Крымского, острова Тамань и всей Кубанской стороны под державу Российскую».

Екатерина II Алексеевна - Императрица и Самодержица Всероссийская. Вела политику просвещённого абсолютизма.


6) Кем был А.В. Суворов?

Александр Васильевич Суворов - великий русский полководец, военный теоретик, стратег, национальный герой России.


7) Какой памятник является символом города Санкт-Петербург?


8) В каком городе находится самый крупный музей России - Эрмитаж?

Санкт-Петербург.


Тема 4. Россия в ХIХ веке

1) Когда была Отечественная война?

Отечественная война была в 1812 году.

2) Как называется самое крупное сражение Отечественной войны?

Бородинское сражение.

3) Кто победил в Отечественной войне?

Россия победила. Армия Наполеона была почти полностью уничтожена.

4) Кто был главнокомандующим русской армией в годы войны?

Михаил Илларионович Голенищев-Кутузов - русский полководец и дипломат, генерал-фельдмаршал из рода Голенищевых-Кутузовых, главнокомандующий русской армией во время Отечественной войны 1812 года. Первый полный кавалер ордена Святого Георгия.

Портрет М.И. Кутузова кисти Р.М. Волкова


5) Кто такие декабристы?

Русские революционеры, поднявшие в декабре 1825 года восстание против самодержавия и крепостничества.

6) Когда в России отменили крепостное право?

Отмена крепостного права произошла в 1861 году.

7) При каком российском императоре отменили крепостное право?

При Александре II.

Александр II Николаевич - Император Всероссийский. Проводил широкомасштабные реформы. Отменил крепостное право (манифест от 19 февраля 1861года). При нём одержана победа в Русско-турецкой войне (1877–1878). Погиб в результате террористического акта, организованного тайной организацией «Народная воля».


8) Когда произошло присоединение Средней Азии к России?

В 1880 году.

9) Кем был А.С. Пушкин?

Александр Сергеевич Пушкин - великий русский поэт, драматург и прозаик, литературный критик, переводчик, публицист, историк.


10) Какой русский ученый открыл во второй половине ХIХ века периодический закон химических элементов?

Дмитрий Иванович Менделеев- русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, нефтяник, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета. Среди наиболее известных открытий - периодический закон химических элементов, один из фундаментальных законов мироздания, неотъемлемый для всего естествознания.


11) Кем был Л.Н. Толстой?

Лев Николаевич Толстой - граф, великий русский писатель, мыслитель, известен на весь мир, просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Участник обороны Севастополя.


12) Кем был П.И. Чайковский?

Петр Ильич Чайковский - великий русский композитор, дирижёр, педагог, музыкально-общественный деятель, музыкальный журналист.


13) Кем был Ф.М. Достоевский?

Фёдор Михайлович Достоевский - великий русский писатель, мыслитель, философ и публицист. Достоевский является классиком русской литературы и одним из лучших романистов мирового значения.


Тема 5. Российская империя в начале ХХ века

1) Какие основные религии были представлены в России в начале ХХ века?

Основными религиями, представленными в России, являются христианство (преобладает православие), а также ислам и буддизм.

2) Представители какой религии составляли большинство населения Российской империи?

Большую часть населения составляют православные.

3) Когда произошла Первая российская революция?

В 1905 году.

4) Что было главным результатом Первой российской революции?

Сложились новые государственные органы - начало развития парламентаризма; некоторое ограничение самодержавия; введены демократические свободы, отменена цензура, разрешены профсоюзы, легальные политические партии; буржуазия получила возможность участвовать в политической жизни страны; улучшилось положение рабочих, повышена зарплата, рабочий день уменьшился до 9–10 часов; отменены выкупные платежи крестьян, расширена свобода их передвижения; ограничена власть земских начальников.

5) Кто был лидером партии большевиков?

Владимир Ильич Ленин - российский революционер, советский политический и государственный деятель, создатель Российской социал-демократической рабочей партии (большевиков), один из главных организаторов и руководителей Октябрьской революции 1917 года в России, председатель Совета Народных Комиссаров (правительства) РСФСР, создатель первого в мировой истории социалистического государства.


6) Когда была Первая мировая война?

7) Кем был А.П. Чехов?

Антон Павлович Чехов - известный русский писатель, драматург, классик мировой литературы.


8) Как звали русского ученого- изобретателя радио?

Александр Степанович Попов.

9) Как называется театр в Москве, известный во всем мире своими постановками оперы и балета?


Раздел III. История СССР

Тема 6. История СССР до Великой Отечественной войны

1) Какая революция произошла в России в 1917 году?

Великая октябрьская социалистическая революция.

2) Как звали последнего российского императора?

Николай II - Император Всероссийский, полковник. Правление Николая II было ознаменовано экономическим развитием России и одновременно ростом в ней социально-политических противоречий, революционного движения, вылившегося в революцию 1905–1907 годов и Февральскую революцию 1917 года; войной с Японией, а также участием России в военных блоках европейских держав и Первой мировой войне.

Николай II отрёкся от престола в ходе Февральской революции 1917 года и находился вместе с семьёй под домашним арестом в царскосельском дворце. Летом 1917 года по решению Временного правительства был вместе с семьёй отправлен в ссылку в Тобольск, а весной 1918 года перемещён большевиками в Екатеринбург, где в июле 1918 года был расстрелян вместе с семьёй и приближёнными. Канонизирован (вместе с женой и детьми) Русской православной церковью.


3) Какая партия пришла к власти в России осенью 1917 года?

Партия большевиков во главе с В.И. Лениным.

4) Как называлось государство, которое было создано в 1922 году на территории бывшей Российской империи?

СССР (Союз Советских Социалистических Республик).

5) При каком руководителе России церковь была отделена от государства, а школа - от церкви?

При Владимире Ильиче Ленине.

6) Как называлась политика по созданию в СССР крупной промышленности?

Индустриализация.

7) Как называлась политика по созданию в СССР коллективных хозяйств в деревне?

Коллективизация.

8) Каким было важнейшее достижение СССР в области образования в первой половине ХХ века?

Ликвидация безграмотности.

Тема 7. СССР в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 годы)

1) Когда была Великая Отечественная война?

2) Какие страны являлись союзниками СССР в борьбе против гитлеровской Германии?

Союзниками СССР были США, Великобритания, Монгольская Народная Республика, Тувинская Народная Республика (страны антигитлеровской коалиции).

3) Как называлась самая важная (переломная) битва Великой Отечественной войны?

Сталинградская битва.

4) Кем были Г.К. Жуков и К.К. Рокоссовский?

Георгий Константинович Жуков - четырежды Герой Советского Союза, кавалер двух орденов «Победа», множества других советских и иностранных орденов и медалей. В ходе Великой Отечественной войны последовательно занимал должности начальника Генерального штаба, командующего фронтом, члена Ставки Верховного Главнокомандования, заместителя Верховного Главнокомандующего. В послевоенное время занимал пост Главкома сухопутных войск, командовал Одесским, затем Уральским военными округами. После смерти И. В. Сталина стал первым заместителем министра обороны СССР.


Константин Константинович Рокоссовский - советский и польский военачальник, дважды Герой Советского Союза (1944, 1945). Маршал Советского Союза (1944), маршал Польши (1949). Единственный в истории СССР маршал двух стран. Командовал Парадом Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве. Один из крупнейших полководцев Второй мировой войны.


5) Кто победил в Великой Отечественной войне?

6) В каком городе советские солдаты М. Егоров и М. Кантария подняли знамя Победы в мае 1945 года?

В Берлине, Германия.

7) Сколько советских людей погибло в годы Великой Отечественной войны?

27 миллионов человек.

День Победы.

Тема 8. СССР в послевоенный период (1945 - 1991 годы)

1) В каком году и по инициативе какого советского руководителя Крым был передан из состава РСФСР в состав Украинской ССР?

2) Кто был Главным конструктором первых советских космических кораблей СССР?

Королев Сергей Павлович - советский учёный, конструктор и главный организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Одна из крупнейших фигур XX века в области космического ракетостроения и кораблестроения. По его инициативе и под его руководством был осуществлён запуск первого искусственного спутника Земли и первого космонавта планеты Юрия Гагарина.


3) Как звали первого в мире космонавта?

Гагарин Юрий Алексеевич - советский лётчик-космонавт, Герой Советского Союза, кавалер высших знаков отличия ряда государств, почётный гражданин многих российских и зарубежных городов. 12 апреля 1961 года Юрий Гагарин стал первым человеком в мировой истории, совершившим полёт в космическое пространство.


4) В каком году Ю.А. Гагарин совершил первый в мире полет в космос?

5) Как зовут первую в мире женщину-космонавта?

Валентина Владимировна Терешкова - советский космонавт, первая в мире женщина-космонавт, генерал-майор (1995). Кандидат технических наук, профессор. Единственная в мире женщина, совершившая космический полёт в одиночку. Первая в России женщина в звании генерал-майор.


6) Какое важное международное спортивное событие состоялось в Москве в 1980 году?

Олимпиада.

7) Как называлась политика реформ М.С. Горбачева?

Перестройка.

8) Кто был президентом СССР?

Горбачёв Михаил Сергеевич - советский и российский государственный, политический и общественный деятель. Последний генеральный секретарь ЦК КПСС. Последний Председатель Президиума Верховного Совета СССР, затем первый председатель Верховного Совета СССР. Единственный Президент СССР. Имеет ряд наград и почётных званий, наиболее известная из которых - Нобелевская премия мира 1990 года. Входит в список 100 самых изученных личностей в истории.

9) Сколько советских республик входило в состав СССР в 1960-1980-е годы?

15 республик.

10) Когда произошел распад СССР?

11) Какая организация была создана после распада СССР некоторыми бывшими советскими республиками?

СНГ (Содружество Независимых Государств).

12) Кем был А.И. Солженицын?

Солженицын Александр Исаевич - русский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель. Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960–1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.


Раздел IV. Современная Россия

Тема 9. Реформы в Российской Федерации в 1991-1999 годах.

1) Когда была принята Декларация о государственном суверенитете России?

2) Кто был первым президентом России?


3) Какие реформы начал проводить в России Б.Н. Ельцин?

Либерализация внешней торговли, реорганизация налоговой системы и другие преобразования, радикально изменившие экономическую ситуацию в стране. Результат реформ знаменовал собой переход России к рыночной экономике.

4) Когда была принята Конституция РФ?

5) Каким государством по своему национальному составу является Российская Федерация?

Многонациональной.

6) Какой язык является государственным языком в России?

Русский язык.

7) Какой город является столицей России?

8) Как называется главная площадь столицы России?



Тема 10. Россия в ХХI веке

1) В какие годы президентами РФ были В.В. Путин и Д.А. Медведев?

В.В. Путин - со 2 мая 2000 по 7 мая 2008,
7 мая 2012 по настоящее время;


Д.А. Медведев - с 7 мая 2008 по 7 мая 2012 года.


2) Кто в настоящее время является президентом России?

3) Какая новая республика вошла в состав России в 2014 году?

4) Кто является Главой Русской Православной Церкви?

Патриарх Кирилл (Владимир Михайлович Гундяев).

5) Как называется одна из главных организаций мусульман России?

Центральное духовное управление мусульман России (ЦДУМ России).

6) В каком российском городе проходили ХХII Зимние Олимпийские игры 2014 года?

Сочи, Россия.

Блок культурологических вопросов (Современные праздники России)

1) Когда в России отмечают Новый год?

Рождество Христово.

День защитника Отечества.

Международный женский день.

День России.

День народного единства.

День Конституции РФ.

«Интеллектуальный лабиринт». Викторина по истории.

(для учащихся 8 классов)

«Не зная прошлого, истории, трудно

знать настоящее время,

предположить будущее».

Абу Насыр аль-Фараби

Цель:

Выявление интеллектуального потенциала по предмету;

Способствовать развитию логического мышления и умственных способностей учащихся;

Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и уважение к обычаям и традициям предков.

Форма: Интеллектуально-познавательная игра.

Ожидаемые результаты:

Учащиеся смогут проявить свой интеллектуальный потенциал и знания по истории Казахстана.

Мероприятие даст возможность учащимся осознать значимость знаний в жизни, и что знания – это главное богатство.

Результаты мероприятия дадут возможность выявить учение выражать свою точку зрения, мысли, по необходимости отстаивать ее.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие гости и участники игры!

Слово «история» имеет древние корни. Первыми его стали употреблять греки и арабы. Оно означает «повествование», «рассказ о прошлых событиях». Историческая наука - очень важный и интересный предмет. Потому что она – краткая летопись того пути, который прошли все народы мира. Ее должен знать каждый человек. Поэтому эпиграфом нашего мероприятия «Путешествие в историю» стало высказывание величайшего ученого средневековья Абу Насыр аль-Фараби: «Не зная прошлого,истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее». В нашей игре принимают участие учащиеся 8 класса. Цель нашего мероприятия выявить интеллектуальный потенциал у учащихся в области исторической науки.

Наши участники заняли свои игровые места. Поэтому ознакомлю с этапами игры;

    «Визитная карточка»

    «Портреты заговорили»

    «Что находится в шкатулке»

    «Практический»

    «Блиц-турнир»

После каждого тура жюри оценивает ваши ответы и озвучивает итоги каждого этапа.

История – это память народа. Она сочетает в себе триумфальные и трагические, жестокие и героические страницы. И какими бы они не были, их надо знать, уважать личности, которые жили в разные исторические эпохи.

Итак, первый тур «Визитная карточка»

Каждая команда представляет свою команду. Жюри оценивает соответствие названия, девиза и эмблемы команды с тематикой мероприятия. Максимальный балл оценивания – 5 баллов.

Второй тур: «Портреты заговорили»

Конкурс капитанов.

Перед вами четыре портрета: Абылай хана, Тимура, аль-Фараби, Толе-би. Свою закладку вы должны прикрепить к портрету исторической личности, к которому относится мой рассказ.

    Джунгары не щадили никого. Люди в панике убегали, прихватив самое необходимое. Поэтому еще удивительнее было увидеть юрту, одиноко стоящую, и хозяина, не собирающегося в дорогу. Джунгары спросиди: «Почему ты не собираешься в путь?» На что он ответил: «В моей юрте ласточка скоро выведет птенцов, не разрушать же гнездо». (Толе би)

    «Нет, не раб он, - утверждала жена бая, - рабы так не едят. Рабы так не ведут себя: на голую землю не садится, на пищу не набрасывается, руки не помыв, к еде не притрагивается». (Абылай хан)

    Его называли сыном своего времени, фигура глубоко противоречивая. Он в молодости был вхож во дворец, рос и возмужал в атмосфере отчаянной борьбы за власть и трон, стал свидетелем многочисленных фактов предательства и коварства, измены и продажности. В молодости сказал «Если на то воля божья, я тоже постараюсь стать ханом, буду властелином аулов, городов и дворцов». (Тимур)

    Даже Абу Али ибн Сина при написании своих произведений использовал его труды. (аль-Фараби)

    В русских летописях его называли царевичем сибирским. (Абылай)

    Слава пришла к нему в 25 лет. Он говорил: «Соберешь вокруг себя болтунов, - опозорят. Обманешь друга единожды – потеряешь его доверие навсегда». Особенно возрос его авторитет при хане Тауке. (Толе би)

    Он был высокого роста, обладал большой головой и густыми бровями, имел длинные ноги, длинные руки, носил большую бороду. На правую ногу он был хромой. Глаза его были подобно свечам. Отличался большой храбростью, смерти не боялся, до конца жизни сохранил ясную память, не любил шуток и лжи» - писал сирийский историк Ибн Арабшах. (Тимур)

    «Я понял Аристотеля, когда прочитал его труды». (аль-Фараби)

Ведущий:

Третий тур: «Что находится в шкатулке»

    Биологи бы назвали это средой обитания живых организмов. Экономисты называют это фактором производства. Историки считают, что это собственность, передаваемая по наследству. Что в шкатулке? (Земля)

Подсказка: За нее боролись наши предки.

    В старину, на Руси это считалось символом мудрости. Газета «Русская правда» сурово осуждала за порчу этого. А в начале XVIII века наказывали и штрафовали уже за сохранение этого. Что этот такое?

    Однажды греческий посол прибыл в Персию ко двору Артаксеркса. Послу шепнули: «Поклонись правителю всех персов до земли, иначе не заметит». Однако не в обычаях гордых греков кланяться чужим царям. Ситуация кланяться не хочется и не кланяться нельзя, иначе переговоры не состоятся. Приближаясь к трону, он выронил это и наклонился. Что находиться в шкатулке? (Перстень)

Подсказка: Он не только украшение, но и символизирует богатство, достаток, власть.

    Этот закон был принят в США в 1787 году, во Франции – в 1791 году, а в Великобритании не принят до сих пор. Что это? (Конституция)

    Французского пирата Сюркуфа схватили. Он предстал перед королевским судом. На вопрос с месте хранения награбленных сокровищ пират упорно отвечал, что возил их с собой. Ему не поверили, думая, что сокровища на далеком острове. В наше время доказано, что Сюркуф был прав. В шкатулке рисунок того предмета, который возил с собой Сюркуф. (Якорь из сплава золота и серебра)

Подсказка: Этот предмет необходим особенно для кораблей.

    Его завез в Россию Петр Великий.

Многие крестьяне от него травились, поэтому за ним утвердилось немецкое название «дьявольская сила». Что это? (Картофель)

Ведущий:

Четвертый тур: «Практический»

Перед вами предметы: сосуд с водой, нож, книга, соль, платок и другие предметы, не имеющего отношения к версии ответа. Используя их, нужно разрешить конкретную ситуацию. В случае неправильного ответа у одного участника есть возможность дать свой вариант ответа.

Каждой команде вопросы задаются поочередно:

    В обычаях казахского народа при рождении ребенка до сорока дней старались его никому не показывать. По истечении срока малыша купают и готовят ему колыбель. Обряд укладывания в колыбаль называют «бесикке салу».Вопрос: что добавляли в воду, чтобы уберечь ребенка от болезней? (Соль)

    Когда переговоры заходили в тупик, то вместо речи смысл решения доносили предметы. С помощью двух предметов, один из которых книга, объявите войну. (Нож в книге)

    Особое место занимает в жизни казахов свадебный обряд. По традиции он длится долго и проходит в несколько этапов. В средневековье, вплоть до конца XVIII века, девушка бывало, и не видела своего жениха, так как родители уже принимали решения за нее. В знак своего согласия девушка должна была подарить своему жениху подарок. Как вы думаете, что это за вещь или предмет ее дарения? (Платок)

Пятый тур. «Блиц-турнир»

Каждая группа должна быстро ответить на 20 вопросов.

Если не знаете ответа на вопрос, переходим к следующему. Принцип этого тура: «Говори редко, но метко». Принимается только первый ответ. Каждый ответ оценивается в 1 балл.

1 группа.

2.С какого возраста ты становишься гражданином РК?(с рождения)

3.Богиня правосудия (Фемида)

4.Из какого сословия избирались ханы в XVI – XVIII века? (Султанов)

5. Кем был убит Кенесары Касымулы? (Киргизскими манапами)

6. Годы жизни Абылай хана? (1711 – 1781 гг)

7. Кого называли «вторым Аристотелем»? (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Кем был Ходжа Ахмед Ясауи? (Праповедником ислама)

9. Где расположен мавзолейный комплекс Ходжа Ахмед Ясауи (г.Туркестан)

10. Что такое курултай (всенародное собрание или съезд)

11. Годы жизни выдающегося казахского ученого, путешественника Шокана Уалиханова? (1835-1865 гг.)

13. Что означает «шаруа»? (крестьяне)

14.Кому из биев принадлежит знаменитое высказывание: «В единстве – сила» (Толе би)

15. Когда был принят «Устав о сибирских киргизах» (1822 г)

16.Что означает слово «трактат» (научная работа, труд)

17. При каком хане был систематизирован и составлен свод законов, известный под названием «Жеті Жарғы»

18. Назовите казахские национальные головные уборы мужчин? (тымак, борик, такия)

19. Цветок, символ Наурыза. (тюльпан)

20. Столица Казахстана. (Астана).

2 группа.

2. Основной закон РК (Конституция)

3. Кто возглавил восстание 1837-1847 гг.(Кенесары Касымов)

4. Что означает «барымта» (Угон скота).

5. Какого древнегреческого ученого называли «Отцом истории»? (Геродота)

6. Назовите имя первого хана Внутренненй орды? (Хан Бокей)

7.Кому принадлежит высказывание: «Не зная прошлого, истории, трудно знать настоящее время, предположить будущее» (Абу Насыр аль-Фараби)

8. Основные части юрты. (шанырак, кереге, уык, сыкырлаук)

9.Какого средневекового ученого называли «Отцом алгоритма». (аль-Хорезми)

10. Какое наказание полагалось по ханскому суду за предательство? (смерть)

11. Назовите город, который считается религиозным центром? (г. Туркестан)

12. По приказу кого было начато строительство мавзолейного комплекса Ходжа Ахмада Яссауи? (Тимур)

13.На берегу какой реки находится Астана? (Ишим)

14. Назовите казахские национальные головные уборы женщин? (кимешек, саукеле, орамал)

15. Животное из вида кошачьих, эмблема Казахстана, занесено в Красную книгу? (Барс)

16. Какого хана в детстве и в юношестве называли «Сабалак» (Абылай хан)

17.Что означает приставка аль-? (Из)

18. Назовите имена предводителей народного восстания 1836-1838 гг. в Букеевской орде? (Исатай Таймаеулы и Махамбет Утемисов)

19. Основное жилище казахов в прошлом? (Юрта)

Жюри подводит итоги игры.

Награждение победителя игры и участников.

Заключительная часть.

И это мероприятие мне хотелось бы закончить стихотворением:

Есть страна, где предки и потомки

В разных измерениях зовут

Ход времен часы не становят,

Ту страну «Историей» зовут

Труд и дерзость, мир, война и тайна

Каждый вечер, каждый день и час,

Череда неслыханных событий

Пусть постоянно окружает нас.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Перегребинская средняя общеобразовательная школа №1»
Октябрьского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры


Игровой конкурс «Историческая викторина»

Внеклассное мероприятие в рамках предметной недели истории, 9-11 класс



Подготовил

учитель истории и обществознания

Романюк Юрий Васильевич

2014 год

Игровой конкурс «Историческая викторина» представляет собой внеклассное мероприятие, в рамках предметной недели истории для учащихся 9 - 11-х классов. Предметная область: история. Данный материал представляет интерес для учителей-предметников указанной области. Игра поможет в комфортной форме вспомнить либо узнать многие события и факты из истории.

Самой игре предшествует отборочной этап, в котором определяются 8 участников очного состязания.
В очной игре предусматривается 7 туров по два вопроса каждому игроку. Время на обдумывания ответа – 10 секунд.
После каждого тура игроки голосуют за удаление одного участника. Голосование происходит путём публичного озвучивания голосующим имени того участника, которого каждый конкретный игрок удаляет из игры. Из голосования на удаление исключаются участники, верно ответившие на оба вопроса. В случае если все ответят правильно или неправильно, на голосование выносятся все участники. В последнем туре, когда останется два участника, победителем признается тот, кто даст больше правильных ответов, чем её оппонент. В случае если оба игрока в последнем туре набирают одинаковое количество очков, вопрос о победителе выносится на голосование, в котором принимают участие все участвовавшие в игре.
Примерное время, необходимое для проведения конкурса – 45-60 минут.
Цель: воспитание чувства патриотизма и развитие исторического кругозора.
Задачи:
- воспитывать объективность в самооценке, дух соревновательности, стремление к самоутверждению личности;
- активизировать у учащихся интерес к изучению истории, приобщать их к культурному наследию прошлого.

Отборочный тур

Данное состязание формирует состав участников игры. С течение 1 минуты нужно написать имена как можно большего количества правителей Руси, Русского государства, Российской империи, СССР, Российской федерации. 8 человек, написавшие наибольшее количество правильных ответов, выходят в финал для участия в очной игре. Остальные являются зрителями.
После подведения итогов отборочного тура, ведущий представляет всех участников. Очередность выступления в очной игре участники выбирают сами.

Очная игра

1. Назовите столицу Российской Федерации (Москва)

2. Назовите столицу России в 1912г. (Санкт-Петербург)

3. Назовите фамилию первого президента Российской Федерации (Б. Ельцин)

4. Какой цвет присутствует в Российском флаге, помимо белого и синего? (красный)

5. В какой части света, помимо Европы, находится Россия? (Азия)

6.Как называлось самое крупное животное, на которые охотились древнейшие люди? (Мамонт)

7. Именно этот сказочный персонаж мог учуять «русский дух» (Баба-Яга).

8. Какой русский писатель принял активное участие в переписи Сахалина? (А.П. Чехов)

9. Первые Олимпийские игры были в 776г-до нашей эры. В каком году были вторые Олимпийские игры?(778г до нашей эры)

10. Какой титул был у владыки Древнего Египта? (Фараон)

11. Назовите территорию, проданную Россией США в 1867г. (Аляска)

12. Назовите океан, омывающий северное побережье России?

13. Именно эта область является самой западной части России. (Калининград)

14. Как звучал основной патриотический лозунг России в начале войны: «За Родину» или «за веру, царя и Отечество»? (За веру, царя и Отечество)

15. Крещение на Руси прошло при князе Владимире или при князе Святославе. (Владимир)

16. Именно эти горы отделяют Европу от Азии? (Урал)

1. Первооткрывателями этого континента относятся русские мореплаватели (Антарктида)

2. Назовите русского царя, прорубившего окно в Европу? (Пётр I)

3. Великая Отечественная война является второй или третьей «Отечественной войной» (третьей).

4. Кто первым изобрёл ядерное оружие США или СССР? (США)

5. Кто первым изобрёл термоядерное оружие США или СССР? (СССР)

6. Именно эта река является символом ГУЛАГА сталинских лагерей? (Калыма)

7. В каком году Гагарин полетел в космос? (1961)

8. Какой из 2-х городов был основан раньше Москва или Рим? (Рим)

9. Именно этот человек ходил за три моря (А. Никитин)

10. Вторым космонавтом СССР был? (Г. Титов).

11. Именно эта страна является самым северным соседом России? (Норвегия)

12. Любимым развлечением римлян были бои людей называвшихся? (Гладиаторские бои)

13. Из какой страны на Русь пришло христианство? (Из Византии)

14. Что изучает нумизматика? (Монеты)

1. В каком году была Курская битва? (1943)

2. Татаро-монгольское иго закончилось в 1380 или в 1480г? (1480)

3. Назовите прозвище царя внушавшего ужас? (И.Грозный)

4. 100-летие этой битвы отмечали в Российской империи и в 200-летие в Российской федерации (Бородинская битва)

5. За победу над немцами и шведами А. Невский получил своё орудие (шведами).

6. Фамилия этого «правителя» переводится с древнегрузинского как «сталь» (Сталин).

7. Именно эта река является символом России (Волга).
8.Назовите фамилию советского военачальника, которого Сталин всегда называл «Константин Константинович» (Рокоссовский)

9. Как нравится сооружение, где похоронен В. И Ленин? (Мавзолей).

10. Назовите последнюю крупную военную операцию в годы великой отечественной войны (пражская наступательная операция)

11.Как назывались письменные источники, в которых записывались все события истории Древней Руси? (летописи)

12. В результате Первой мировой войны в России произошли две революции, вошедшие в историю под названием тех месяцев, в которые они произошли. Назовите эти революции (Февральская и Октябрьская революции).

1.Первое знакомство русичей с татаро-монголами произошло именно на этой реке…(на р. Калке)

2.В какую организацию входит РФ, в НАТО или ООН?(ООН)

3.Какое «цветное» море, помимо Черного, омывает берега России? (Белое)

5.В каком году была проведена первая всеобщая перепись населения Российской империи? (в 1897)

6.Назовите фамилию первой женщины – космонавта? (В. Терешкова)

7.В 1613 году в России утверждалась династия, фамилия которых… (Романовы)

8. В какой океан, помимо Индийского, Россия не имеет выхода? (В Южный)

9. Кого в годы Великой Отечественной войны немецкие солдаты называли «черная смерть»? (советских морских пехотинцев)

10.На каком острове расположен самый известный лабиринт? (Крит)

1.Кто написал роман «Война и мир» (Л.Н.Толстой)

2.Кто написал поэму «Руслан и Людмила» (А.С. Пушкин)

3. В каком веке жил М.И. Ломоносов? (в XVIII в.)

4. Назовите прозвище русского императора Николая II (Кровавый)

5. Именно этот человек сказал «У России есть два союзника – её армия и флот» (Александр III)

6. В каком году Россия перешла на григорианский календарь? (В 1918 г.)

7.Чайковский-композитор или художник? (композитор)

8.На каком инструменте играл М.Ростропович (Виолончель)

1. Войска какой страны, помимо СССР участвовали в штурме Берлина в 1945 г? (Польши)

2. В Европе их называли «норманнами», на Руси – «варягами», а сами они себя называли… (викингами)

3. Именно этот человек совершил переворот в геометрии, открыв одну из неевклидовых геометрий? (Лобачевский)

4. Именно на этой реке встретились советские и американские войска во время Второй Мировой войны…(на р. Эльбе)

5. Именно этот человек считается покорителем Сибири (Ермак)

6. Это продолжалось с 1649 г. по 1861 г. (Крепостное право)

1. Этого князя считают «Александром Македонским» древней Руси… (Князя Святослава)

2. Сколько дней продолжалась блокада Ленинграда в годы Великой Отечественной войны? (900)

3. При каком русском царе был построен первый военный корабль «Орёл»? (При царе Алексее Михайловиче Романове «Тишайшем»)

4. Как назывался первый гимн СССР? («Интернационал»).

Список использованной литературы.

1. Вигасин А.А. История Древнего Мира: учеб. для 5 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2007. - 287 с. ил., карт.

2. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – М. : Просвещение, 2012.

3. Данилов А.А. История России: конец XVI-XVIII век: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 240 с.: ил., карт.

4. Данилов А.А. История России, XIX век: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. – 6-е изд. – М. : Просвещение, 2005. – 254 с., л. Ил., карт. : ил.

5. Данилов А.А. История России, XX – начало XXI века: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений / А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, М.Ю. Брандт. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2007. – 383 с., л. ил., карт. : ил.

6. Борисов Н.С. История России с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / Н.С. Борисов. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

7. Левандовский А.А. История России XVIII-XIX веков: учеб. для 10 кл.общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский. – 4-е из. – М.: Просвещение,2008.

8. Левандовский А.А. История России XX-начало XXI века. 11 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / А.А. Левандовский, Ю.А. Щетинов, С.В. Мироненко. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009.

10.

11.

12.