Образование снг. Создание содружества независимых государств

Середины 80-ых гг. прошлого столетия в СССР начинаются демократические преобразования, в результате союзные республики получают реальный шанс реализовать право на самоопределение. 8 декабря 1991 года прекратил свое существование СССР. В этот день в Беловежской пуще, в резиденции «Вискули», в Беларуси лидерами России, Украины и Беларуси было подписано соглашение, подтверждающее прекращение существования Советского Союза как субъекта международного права, и провозглашающее образование Содружества Независимых государств , к которому на встрече в Алма-Ате 21 декабря того же года присоединились еще 8 из 15 бывших союзных республик (Грузия присоединилась к Содружеству лишь в 1993 году, а Прибалтийские страны – Литва, Латвия и Эстония – так и не вошли в его состав). В настоящее время из состава СНГ вышел Туркменистан (он считается ассоциативным участником) и 12 августа 2008 года, после новой войны в Южной Осетии, Грузия объявила о намерении покинуть Содружество.

Таким образом, СНГ – это особый регион мира, образовавшийся в конце 90-ых гг. на месте СССР. Он занимает большую часть Восточной Европы и Северной Азии, с севера омывается водами морей Северного Ледовитого океана, с востока – Тихого, с запада и юго-запада – Атлантического океана. Регион занимает площадь в 22,1 млн. км2. Он протянулся с запада на восток более чем на 10 тыс. км, с севера на юг – 4,5 тыс. км. В составе Содружества 11 независимых государств, являющихся постоянными членами организации: Россия, Украина, Беларусь, Молдова, Азербайджан, Армения, Грузия, Казахстан, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан. Туркменистан – является ассоциированным членом СНГ, он участвует в работе организации и ее руководящих органов, но лишь с правом совещательного голоса. Как правило, участвует не во всех, а лишь в отдельных мероприятиях, сохраняя по ряду вопросов особую позицию. 12 августа 2008 года Грузия заявила о выходе из Содружества. Процедура выхода обсуждена 9 октября 2008 года в Бишкеке на заседании министров иностранных дел стран СНГ и длится в течении года.

Численность населения СНГ составляет около 279,9 млн. человек (2007), это примерно 5% от мирового населения. Все страны Содружества после провозглашения независимости избрали республиканскую форму правления. В начале все они характеризовались президентским типом правления, в настоящее время Украина и Грузия имеют смешенный тип правления и представляют собой парламентско-президентские республики, Молдова – парламентская республика, все остальные сохранили первоначальный тип правления.

Согласно типологизации стран по уровню социально-экономического развития, предложенной С.Б. Лавровым и Н.В. Колединым, большинство стран СНГ относятся к типу развитых, подтипу среднеразвитых, группе евразийских стран, которые характеризуются переходным типом экономики и осуществляют переход от командно-административной, плановой экономики к рыночной. Это не касается Казахстана, России и Украины, которые образуют отдельную группу и являются странами с рыночной экономикой (признано МВФ, США и странами ЕС).

Если судить по размерам ВВП на душу населения, наиболее развитыми являются Россия, Казахстан, Беларусь, Туркменистан. Промежуточное место занимают Азербайджан, Украина, Армения и Грузия. Наименее развиты – Таджикистан, Киргизия, Узбекистан и Молдова.

Борясь против доминирования в СНГ России, во второй половине 90-ых гг. Грузией, Украиной, Узбекистаном, Азербайджаном и Молдовой было создано объединение ГУУАМ, которое в 2006 году преобразовано в «Организацию за демократическое развитие – ГУАМ» (в 2005 году из ее состава вышел Узбекистан). Это те страны, с которыми у России отношения складываются наиболее сложно и которые периодически заявляют о возможности своего выхода из СНГ.

Родственными СНГ организациями считаются: Союз России и Беларуси (Россия и Беларусь), Евразийское экономическое сообщество – ЕврАзЭС (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан), Организация Договора о коллективной безопасности – ОДКБ (Россия, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Армения), Центрально-Азиатское сотрудничество – ЦАС (Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Россия).

СНГ не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Экономическое направление развития данного образования сегодня является наиболее перспективным. Содружество основано на началах суверенного равенства всех его членов. Государства члены Содружества являются самостоятельными и равноправными субъектами международного права.


Несмотря на то, что соглашение от 21 декабря 1991 года заявляло о стремлении стран СНГ развивать сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и культурной областях, работа в направлении управляемого распада и дезинтеграции преобладала над желанием укреплять связи между странами-участницами. Организация так и не смогла выполнить своих главных задач и находится в состоянии затянувшегося кризиса.

Пока что в рамках СНГ еще продолжает существовать единое геополитическое, информационное и экономическое пространство, включающее в себя, помимо всего прочего, общий рынок труда и сырья, своеобразную систему расселения людей и размещения производства.

Россия сохраняет доминирующее положение в СНГ, на нее приходится 77% территории Содружества, 54% населения, 71% ВВП, 60% производства промышленной продукции, 50% – сельскохозяйственной.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - это международная организация, созданная для регулировки отношений между государствами, входившими в состав СССР до его .

Создание организации

8 декабря 1991 г. главы , Белоруссии и Украины подписали Беловежское соглашение о создании СНГ. Документ состоял из вводной части и 14 статей. Спустя два дня после подписания Беловежского соглашения Верховные Советы Белоруссии и Украины утвердили соглашение, а 12 декабря оно было утверждено Верховным Советом России.

21 декабря в Алма-Ате между странами, входившими в состав СНГ, была подписана декларация, которая содержала основные цели и причины образования СНГ, а также его принципы. Было принято окончательное решение о прекращении существования СССР. Это собрание стало важным событием, так как завершило процесс видоизменения республик бывшего СССР в суверенные государства (ССГ).

В 1993 г. к СНГ присоединилась Грузия, а в апреле 1994 г. - Молдавия.

Первая встреча глав государств СНГ состоялась в Минске 30 декабря 1991 г. 22 января 1993 г. был принят Устав СНГ - основной документ организации.

Государства - участники СНГ

В состав Содружества входят следующие страны:

  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Белоруссия;
  • Грузия;
  • Казахстан;
  • Киргизия;
  • Молдавия;
  • Россия;
  • Таджикистан;
  • Туркменистан;
  • Узбекистан;
  • Украина.

Цели СНГ

В СНГ все страны-участники имеют равные права и являются самостоятельными субъектами.

Рассмотрим главные цели СНГ:

  • сотрудничество во всех областях;
  • развитие участников в пределах общего экономического рынка;
  • гарантия соблюдения прав и свобод человека;
  • сотрудничество для обеспечения безопасности и международного мира;
  • правовая помощь на взаимных условиях;
  • разрешение возникших конфликтов и споров между странами-участниками мирным путем.

На основании Устава СНГ главным органом организации считается Совет глав государств, занимающийся решением всех вопросов, связанных с деятельностью СНГ. Его первым председателем с 1994 г. был Б.Н. Ельцин.

В дальнейшем с участием СНГ были сформированы организации, имеющие более узкие рамки в общих целях и проблемах:

  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности);
  • ЕврАзЭС (Евразийское экономическое сообщество);
  • Таможенный союз;
  • ЕЭП (Единое экономическое пространство);
  • Евразийский экономический союз;
  • ЦАС (Центральноазиатское сотрудничество);
  • ШОС (Шанхайская организация сотрудничества);
  • Союзное государство России и Белоруссии.

В большей части из них Россия выступает как лидирующая сила.

В 1997 г. была создана организация ГУАМ, в состав которой вошли Грузия, Украина, Азербайджан и Молдавия, а в 2005 г. - СДВ (Содружество демократического выбора).

В 1995 г. была создана Межпарламентская Ассамблея СНГ для решения проблем сотрудничества парламентов.

Военные организации СНГ

На данный момент в рамках СНГ существует две военные структуры:

  • Совет министров обороны СНГ - основан для ведения единой военной политики. В его распоряжении находятся Постоянный совет и ШКВС (Штаб по координации сотрудничества СНГ);
  • ОДКБ (Организация Договора о коллективной безопасности) - основана для активной борьбы с терроризмом.

Образование СНГ - событие, имевшее целью «компенсировать» развал Советского Союза.

Содружество независимых государств - добровольное соглашение, заново сплотившее страны и нации, которые в культурном и экономическом плане во многом продолжали развиваться как единое целое.

Во всех странах СНГ, кроме России, русский язык имеет статус второго государственного или официального языка.

Причины образования СНГ

Содружество независимых государств было провозглашено 8 декабря 1991 года в небезызвестной Беловежской пуще. В то время учредителями новой формации стали президент России Борис Ельцин, президент Украины Леонид Кравчук и председатель верховного совета Белоруссии Станислав Шушкевич.

Позже к организации присоединились все остальные страны бывшего СССР, кроме Латвии, Литвы и Эстонии; последней в списке присоединившихся стала Грузия, вошедшая в состав СНГ только в 1993 году.

В соглашении были указаны причины образования организации:

  • Историческая общность стран и народов - членов Содружества;
  • Стремление к построению демократического правового общества;
  • Намерение стран-участниц развиваться в едином экономическом, культурном и политическом пространстве.

При этом историческая общность затрагивала не только период существования СССР: ранее эти же территории являлись частью Российской империи. Страны Средней Азии и Закавказья именно в составе империи обрели государственность и восприняли европейскую культуру в её русском варианте.

Функционирование

Страны СНГ за всё время существования организации реализовали ряд общих проектов. Так, существенным событием стало образование Зоны свободной торговли, заменившее сразу две сотни документов, регулировавших торговые отношения между странами СНГ. Участницы Содружества осуществляют совместное командование своими вооружёнными силами, регулируют свои ядерные программы, миграционную политику и т. д.

Однако СНГ не является каким-либо государственным образованием, даже конфедерацией: у каждой страны собственное законодательство, своя валюта, экономические приоритеты (по крайней мере формально). Помимо полноправных участниц, статусом наблюдателей в СНГ являются Монголия и Афганистан. Первая имеет со странами бывшего СССР особо тесные связи - её неофициально называли «шестнадцатой советской республикой».

Вторая - глубоко отставшая во всех сферах страна с полуфеодальными порядками, но имевшая неудачную попытку строительства социализма и присоединения к восточному блоку. Также в состав СНГ пожелали войти страны бывшей Югославии, однако эти заявления пока что не были претворены в жизнь.

Критика

Страны СНГ, на первый взгляд, являются дружественными государствами с очень тесными контактами. Однако различного рода противоречия внутри Содружества сохраняются. В числе затяжных конфликтов можно указать Нагорно-Карабахский, чеченский (в том числе образование непризнанного государства Ичкерия), приднестровский. Из более новых - уничтожение Украины и выход из состава СНГ Грузии.

СНГ в его нынешнем состоянии часто критикуется как коррупционное образование, имеющее целью не развитие, а подавление входящих в него стран, в том числе России. Большинство стран СНГ развиваются как «сырьевые придатки» развитого мира, руководимые авторитарными и тоталитарными лидерами - бывшими участниками крупных ОПГ; и попытка той или иной страны выйти из данной системы, даже при сохранении членства в СНГ, оборачивается ответными агрессивными действиями остальных членов.

Тем не менее, есть и относительно успешные примеры развития стран СНГ - к таковым относятся Казахстан и Белоруссия. Это самые богатые, развитые и стабильные участницы СНГ, однако отношения с Белоруссией у российского руководства далеко не идеальны.

Содружество Независимых Государств (СНГ), также называемое «Русским содружеством» является региональной организацией, чьи страны-участницы - бывшие советские республики, образовавшиеся во время распада Советского Союза.

СНГ является свободным объединением государств. Хотя СНГ имеет мало наднациональных полномочий, оно представляет из себя нечто большее, чем чисто символическая организация, и номинально обладает координационными полномочиями в области торговли, финансов, законотворчества и безопасности. СНГ также содействует развитию сотрудничества по трансграничному предупреждению преступности. Некоторые из членов СНГ образовали Евразийское экономическое сообщество с целью создания полноценного общего рынка.

История СНГ

Организация была основана 8 декабря 1991 года Республикой Беларусь, Российской Федерацией и Украиной, когда лидеры трех стран встретились в природном заповеднике Беловежская пуща, расположенном в 50 км к северу от Бреста в Беларуси и подписали соглашение о роспуске Советского Союза и создании СНГ как правопреемника СССР.

В то же время они объявили, что новый альянс будет открыт для всех республик бывшего Советского Союза, и других стран, разделяющих те же цели. В Уставе СНГ сказано, что все его члены являются суверенными и независимыми государствами, и тем самым по сути был упразднен Советский Союз.

21 декабря 1991 года лидеры восьми других бывших советских республик - Армении, Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, Туркменистана, Таджикистана и Узбекистана - подписали алма-атинский протокол и вошли в состав СНГ, в результате чего количество стран-участниц увеличилось до 11. Грузия присоединилась к СНГ два года спустя в декабре 1993 года.

Между 2003 и 2005 годами в трех государствах-участниках СНГ произошла смена правительств в результате серии цветных революций: Эдуард Шеварднадзе был свергнут в Грузии; Виктор Ющенко был избран в Украине; а Аскар Акаев был свергнут в Кыргызстане. В феврале 2006 года Грузия вышла из Совета министров обороны СНГ в связи с тем, что "Грузия взяла курс на вступление в НАТО, и она не может быть частью двух военных структур одновременно", но она по-прежнему являлась полноправным членом СНГ до августа 2009 года, и вышла из СНГ через год после официального заявления о выходе сразу же после войны в Южной Осетии в 2008 году. В марте 2007 года Игорь Иванов, секретарь Совета безопасности России, выразил сомнения по поводу полезности СНГ, подчеркнув, что Евразийское экономическое сообщество становится более компетентной организацией, объединяющей крупнейшие страны СНГ. После выхода Грузии из СНГ, президенты Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана пропустил заседание СНГ в октябре 2009 года, при этом каждый из них имел свои собственные проблемы и разногласия с Российской Федерацией на тот момент.

В мае 2009 года Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова и Украина присоединились к Восточному партнерству - проекту, который был инициирован Европейским Союзом (ЕС).

Членство в СНГ

Соглашение о Создании оставалось главным учредительным документом СНГ до января 1993 года, когда был принят Устав СНГ. Устав закрепил понятие членства: страна-член определяется как страна, которая ратифицирует Устав СНГ. Туркменистан не ратифицировал Хартию и изменил свой статус в СНГ на ассоциированного члена по состоянию на 26 августа 2005 для того, чтобы соответствовать признанному ООН статусу международного нейтралитета. Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о Создании СНГ в декабре 1991 года, эта страна также не ратифицировала Устав СНГ, поскольку она была не согласна с тем, что Россия является единственным правопреемником Советского Союза. При этом официально Украина не считается членом СНГ, хотя фактически в нем состоит.

Официальные участники СНГ

Страна Подписанный Ратифицированный Устав ратифицирован Статус участника
Армения 21 декабря 1991 18 февраля 1992 16 марта 1994 Официальный участник
Азербайджан 21 декабря 1991 24 сентября 1993 14 декабря 1993 Официальный участник
Беларусь 8 декабря 1991 10 декабря 1991 18 января 1994 Официальный участник
Казахстан 21 декабря 1991 23 декабря 1991 20 апреля 1994 Официальный участник
Киргизия 21 декабря 1991 6 марта 1992 12 апреля 1994 Официальный участник
Молдова 21 декабря 1991 8 апреля 1994 27 июня 1994 Официальный участник
Россия 8 декабря 1991 12 декабря 1991 20 июля 1993 Официальный участник
Таджикистан 21 декабря 1991 26 июня 1993 4 августа 1993 Официальный участник
Узбекистан 21 декабря 1991 1 апреля 1992 9 февраля 1994 Официальный участник

Государства, не ратифицировавшие Устав СНГ

14 марта 2014 года был внесен в парламент Украины законопроект о выходе из СНГ после присоединения Крыма к России.

Хотя Украина была одной из трех стран-учредителей и ратифицировала Соглашение о создании СНГ в декабре 1991 года, Украина действительно не провела ратификацию Устава СНГ. В 1993 году Украина стала "Ассоциированным членом" СНГ.

Бывшие страны-члены СНГ

Исполнительные секретари СНГ

Права человека в СНГ

С момента своего создания, одна из основных задач СНГ состояла в том, чтобы служить форумом для обсуждения вопросов, связанных с социально-экономическим развитием новых независимых государств. Для достижения этой цели государства-члены цель договорились о поощрении и защите прав человека. Первоначально усилия по достижению этой цели состояли лишь из заявлений доброй воли, но 26 мая 1995 года, СНГ принял Конвенцию Содружества Независимых Государств о правах человека и основных свободах.

Еще до 1995 года защита прав человека гарантировалась статьей 33 Устава СНГ, который был принят в 1991 году, а созданная Комиссия по правам человека находилась в Минске, Беларусь. Это было подтверждено решением Совета глав государств СНГ в 1993 году. В 1995 году, СНГ принял договор в области прав человека, который включает в себя гражданские и политические, а также социальные и экономические права человека. Этот договор вступил в силу в 1998 году. Договор СНГ был составлен по образцу Европейской конвенции по правам человека, однако в нем не хватает сильных механизмов реализации прав человека. В договоре СНГ очень смутно определены полномочия Комиссии по правам человека. Устав Комиссии по правам человека, однако, используется в государствах-участниках СНГ в качестве решения проблем, что дает Комиссию право на межгосударственные, а также индивидуальные коммуникации.

Договор СНГ предлагает ряд ценных новшеств, которые не встречаются в других организациях. Особенно региональные договоры по правам человека, такие, как Европейская конвенция о защите прав человека с точки зрения прав человека, которые он защищает и средства защиты. Он включают в себя сочетание социальных и экономических прав и прав в профессиональном образовании и гражданстве. Он также предлагает в странах бывшего Советского Союза возможность иметь дело с вопросами прав человека в более привычной культурной среде.

Тем не менее, члены СНГ, особенно в Центральной Азии, по-прежнему находятся среди самых отсталых стран в области прав человека в мире. Многие активисты указывают на андижанские события 2005 года в Узбекистане, или культ личности Президента Гурбангулы Бердымухамедова в Туркменистане, чтобы показать, что не произошло практически никаких улучшений в области прав человека с момента распада Советского Союза в Центральной Азии. Консолидация власти президентом Владимиром Путиным привела к устойчивому снижению скромного прогресса прошлых лет в России. Содружество Независимых Государств продолжает сталкиваться с серьезными проблемами в достижении даже основных международных стандартов.

Военные структуры СНГ

Устав СНГ определяет деятельность Совета министров обороны, который наделен полномочиями по координации военного сотрудничества государств-участников СНГ. С этой целью Совет разрабатывает концептуальные подходы к вопросам военной и оборонной политики государств-участников СНГ; разрабатывает предложения, направленные на предотвращение вооруженных конфликтов на территории государств-членов или с их участием; дает экспертные заключения по проектам договоров и соглашений, связанных с вопросами обороны и военных разработок; доводит вопросы, связанные с предложениями и инициативами до сведения Совета глав государств СНГ. Также важной является работа Совета по сближению правовых актов в области обороны и военного строительства.

Важным проявлением интеграционных процессов в области военного и оборонного сотрудничества государств-участников СНГ является создание в 1995 году совместной системы ПВО СНГ. На протяжении многих лет, численность военнослужащих совместной системы ПВО СНГ выросла в два раза вдоль западной европейской границы СНГ и в 1,5 раза на южных границах.

Связанные с СНГ организации

Зона свободной торговли СНГ (CISFTA)

В 1994 году страны СНГ "договорились" создать зону свободной торговли (ЗСТ), однако так и не подписали соответствующие соглашения. Соглашение о ЗСТ СНГ объединило бы всех членов, кроме Туркменистана.

В 2009 было подписано новое соглашение о начале создания ЗСТ СНГ (CISFTA). В октябре 2011 года новое соглашение о свободной торговле подписали восемь премьер-министров стран СНГ из одиннадцати: Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан и Украина на встрече в Санкт-Петербурге. По состоянию на 2013 год, она была ратифицирована Украиной, Россией, Беларусью, Молдовой и Арменией, и действует только между этими государствами.

Соглашение о свободной торговле устраняет экспортные и импортные пошлины на ряд товаров, но и содержит ряд исключений, которые в конечном итоге будут удалены. Также было подписано соглашение об основных принципах валютного регулирования и валютного контроля в странах СНГ на той же самой встрече в октябре 2011 года.

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС)

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) возникло из таможенного союза между Беларуси, России и Казахстана 29 марта 1996 года. Оно было названо ЕврАзЭС 10 октября 2000 года, когда Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали соответствующий договор. ЕврАзЭС был официально создан, когда договор был наконец ратифицирован всеми пятью государствами-членами в мае 2001 года. Армения, Молдова и Украина имеют статус наблюдателей. ЕврАзЭС работает над созданием общего энергетического рынка и изучением более эффективного использования воды в Центральной Азии.

Организация Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС)

Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан сформировали ОЦАС в 1991 году как Центрально-Азиатское Содружество (ЦAC). Организация продолжила работу в 1994 году как Центрально-Азиатский экономический союз (ЦАЭС), в котором Таджикистан и Туркменистан не участвовали. В 1998 году он стал называться Центрально-Азиатское экономическое сотрудничество (ЦАЭС), которое ознаменовало возвращение Таджикистана. 28 февраля 2002 года он был переименован в свое нынешнее название. Россия присоединилась к ОЦАС 28 мая 2004 года. 7 октября 2005 года было принято решение между государствами-членами, что Узбекистан присоединится к Евразийскому экономическому сообществу и что организации будут объединены.

Организации присоединились 25 января 2006 года. Пока не ясно, что произойдет со статусом текущих наблюдателей ЦАС, которые не являются наблюдателями в ЕврАзЭС (Грузия и Турция).

Единое экономическое пространство (ЕЭП)

После дискуссии о создании единого экономического пространства, между странами Содружества Независимых Государств (СНГ) Россией, Украиной, Белоруссией и Казахстаном, была достигнута принципиальная договоренность о создании этого пространства после встречи в подмосковном Ново-Огарево 23 февраля 2003 года. Единое экономическое пространство предполагало создание наднациональной комиссии по торговле и тарифам, которая базируется в Киеве, первоначально будет возглавляться представителем Казахстана и не будет в подчинении правительствами четырех стран. Конечная целью станет региональная организация, которая будет открыта к присоединению для других стран, а также, и в конечном счете может привести даже к единой валюте.

22 мая 2003 года Верховная Рада (украинский парламент) проголосовала 266 голосами при 51 «против» за создание совместного экономического пространства. Тем не менее, большинство считают, что победа Виктора Ющенко на украинских президентских выборах 2004 года стала значительным ударом по организации: Ющенко показал возрождение интереса к членству Украины в Европейском Союзе и такое членство было бы несовместимо с членством в едином экономическом пространстве. Преемник Ющенко Виктор Янукович заявил 27 апреля 2010 года "Вступление Украины в Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана не возможно сегодня, так как экономические принципы и законы ВТО не позволяют сделать это, а мы разрабатываем нашу политику в соответствии с принципами ВТО». Украина на тот момент уже являлась членом ВТО, а остальные страны СНГ - нет.

Таким образом в 2010 году был создан Таможенный союз Беларуси, Казахстана и России, а создание единого рынка было предусмотрено в 2012 году.

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)

Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) или просто Ташкентский договор впервые стартовала как Договор о коллективной безопасности СНГ, который был подписан 15 мая 1992 года Арменией, Казахстаном, Кыргызстаном, Российской Федерацией, Таджикистаном и Узбекистаном в городе Ташкенте. Азербайджан подписал договор 24 сентября 1993 года, Грузия - 9 декабря 1993 года, а Беларусь - 31 декабря 1993 года. Договор вступил в силу 20 апреля 1994 года.

Договор о коллективной безопасности был подписан сроком на 5 лет. 2 апреля 1999 года только шесть членов ОДКБ подписали протокол о продлении договора еще на один пятилетний период, в то время как Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались подписать его, и вышли из договора; вместе с Молдовой и Украиной, они сформировали более прозападную проамериканскую группу, известный как «ГУАМ» (Georgia, Uzbekistan / Ukraine, Azerbaijan, Moldova). Организация была названа ОДКБ 7 октября 2002 года в Ташкенте. Николай Бордюжа был назначен генеральным секретарем новой организации. В течение 2005 года партнеры по ОДКБ провели несколько общих военных учений. В 2005 году Узбекистан вышел из ГУАМ, и 23 июня 2006 года Узбекистан стал полноправным участником ОДКБ, а его членство было официально ратифицировано парламентом 28 марта 2008 года. ОДКБ является организацией - наблюдателем на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций.

Устав ОДКБ подтвердил стремление всех государств-участников воздерживаться от использования силы или угрозы силой. Подписавшие не могут присоединяться к другим военным союзам или другим группам государств, в то время как агрессия против одного подписавшего будет восприниматься как агрессия против всех. С этой целью, ОДКБ ежегодно проводит военные командные учения членов ОДКБ, чтобы иметь возможность улучшить сотрудничество внутри организации. Широкомасштабные военные учения ОДКБ были проведены в Армении и назывались "Рубеж-2008". В них было задействовано в общей сложности 4000 военнослужащих из всех 7 стран-членов ОДКБ для проведения оперативных, стратегических и тактических учений с акцентом в сторону дальнейшего повышения эффективности работы элементов коллективной защиты партнеров по ОДКБ.

В мае 2007 года генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа предложил Ирану присоединиться к ОДКБ, "ОДКБ является открытой организацией. Если Иран готов действовать в соответствии с нашей хартией, мы будем рассматривать его присоединение". Если бы Иран присоединился к ОДКБ, он было бы первым государством за пределами бывшего Советского Союза, которое стало членом организации.

6 октября 2007 года члены ОДКБ договорились значительно расширить организацию, в частности ввести возможность создавать миротворческие силы ОДКБ, которые могли бы быть развернуты по мандату ООН или без него в государствах-членах ОДКБ. Расширение также позволит всем членам приобретать российское оружие по той же цене, как и в России. ОДКБ подписала соглашение с Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС) в столице Таджикистана Душанбе, чтобы расширить сотрудничество по таким вопросам, как безопасность, преступность и незаконный оборот наркотиков.

29 августа 2008 года Россия объявила о своем намерении добиваться признания ОДКБ независимости Абхазии и Южной Осетии, через три дня после официального признания этих республик Россией. 5 сентября 2008 года Армения взяла на себя председательство в ОДКБ в ходе встречи ОДКБ в Москве, Россия.

В октябре 2009 года Украина отказалась разрешить Антитеррористическому центру СНГ провести антитеррористические учения на своей территории, потому что Конституция Украины запрещает размещение иностранных военных подразделений на своей территории.

Крупнейшие военные учения, когда-либо проводимые ОДКБ с участием до 12 тысяч военных, были проведены в период с 19 по 27 сентября 2011 года с целью повышения готовности и координации в области методов анти-дестабилизации, чтобы противостоять любым попыткам народных восстаний, таких как арабская весна.

Миссия наблюдателей СНГ

Организация СНГ по наблюдению за выборами является органом по наблюдению за выборами, который был сформирован в октябре 2002 года, после совещания глав государств Содружества Независимых Государств, на котором была принята Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках Содружества Независимых Государств. CIS-EMO отправляла наблюдателей за выборами в страны-члены СНГ; наблюдатели СНГ одобрили многие выборы, которые были подвергнуты резкой критике со стороны независимых наблюдателей.

Демократический характер заключительного тура украинских президентских выборов 2004 года, который последовал за оранжевой революцией и привел к власти бывшую оппозицию, изобиловал нарушениями, по мнению наблюдателей СНГ, в то время как Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) не обнаружила существенных проблем. Это был первый случай, когда команда наблюдателей от СНГ оспаривала законность выборов, заявив, что их следует считать нелегитимными. 15 марта 2005 года, в связи с этим фактом, Украина приостановила свое участие в организации по наблюдению за выборами СНГ.

СНГ высоко оценил парламентские выборы в Узбекистане в 2005 году как "легитимные, свободные и прозрачные", а ОБСЕ отозвался об узбекских выборах как о выборах в "значительной степени не соответствующих обязательствам ОБСЕ и другим международным стандартам демократических выборов".

Молдавские власти отказались пригласить наблюдателей от СНГ на молдавские парламентские выборы 2005 года – действие, которое подверглось резкой критике в России. Многие десятки наблюдателей из Беларуси и России были остановлены на границе Молдовы.

Наблюдатели от СНГ следили за парламентскими выборами в Таджикистане в 2005 году и в конце концов объявили их "законными, свободными и прозрачными". Те же выборы были охарактеризованы ОБСЕ как не соответствующие международным стандартам демократических выборов.

Вскоре после того, как Наблюдатели от СНГ приветствовали киргизские парламентские выборы 2005 года как "хорошо организованные, свободные и справедливые", по всей стране в знак протеста вспыхнули крупномасштабные и зачастую жестокие демонстрации, на которых оппозиция объявила о фальсификациях на парламентских выборах. В ОБСЕ сообщили, что выборы не соответствовали международным стандартам во многих областях.

Международные наблюдатели из Межпарламентской ассамблеи СНГ заявили, что местные выборы 2010 года в Украине были организованы хорошо, в то время как Совет Европы выявил целый ряд проблем в связи с новым законом о выборах, утвержденным непосредственно перед выборами, а Администрация Президента США Барака Обамы раскритиковала проведение выборов, заявив, что они "не соответствовали стандартам открытости и справедливости".

Межпарламентская Ассамблея СНГ

Межпарламентская Ассамблея СНГ, начавшая работу в марте 1995 года, является консультативным парламентским крылом СНГ, созданным для обсуждения проблем парламентского сотрудничества. Ассамблея провела свое 32-е пленарное заседание в Санкт-Петербурге 14 мая 2009 года. Украина участвует в Межпарламентской Ассамблее СНГ, а Узбекистан и Туркменистан не участвуют.

Статус русского языка в СНГ

Россия неоднократно призывала к тому, чтобы русский язык получил официальный статус во всех государствах-участниках СНГ. До сих пор русский язык является официальным языком только в четырех из этих государств: Россия, Беларусь, Казахстан и Кыргызстан. Русский язык также считается официальным языком в регионе Приднестровья, а также в автономной области Гагаузия в Молдове. Виктор Янукович, поддерживаемый Москвой кандидат в президенты в 2004 году на украинских президентских выборах, заявил о своем намерении сделать русский вторым официальным языком в Украине. Тем не менее, Виктор Ющенко, победитель, не сделал этого. В начале 2010 года в связи с избранием на пост президента Янукович заявил (9 марта 2010 года), что "Украина будет продолжать рассматривать украинский язык в качестве единственного государственного языка".

Спортивные мероприятия СНГ

На момент распада Советского Союза в декабре 1991 года, его спортивные команды были приглашены или участвовали в квалификации в различных спортивных мероприятиях 1992 года. Объединенная команда СНГ соревновалась на зимних Олимпийских играх и летних Олимпийских играх 1992 года, а футбольная команда СНГ участвовала в Евро 1992. Сборная СНГ по хоккею с мячом сыграла несколько товарищеских в январе 1992 года и в последний раз появилась на публике в 1992 году на Кубке Правительства России, где она также играла против новой сборной России по хоккею с мячом. Чемпионат Советского Союза по хоккею с мячом 1991-1992 годов был переименован в чемпионат СНГ. С тех пор члены СНГ соревновались друг с другом отдельно в международном спорте.

Экономические показатели стран СНГ

Страна Население (2012) ВВП 2007 (USD) ВВП 2012 (USD) Рост ВВП (2012) ВВП на душу населения (2007) ВВП на душу населения (2012)
Беларусь 9460000 45275738770 58215000000 4,3% 4656 6710
Казахстан 16856000 104849915344 196642000000 5,2% 6805 11700
Киргизия 5654800 3802570572 6197000000 0,8% 711 1100
Россия 143369806 1.294.381.844.081 2.022.000.000.000 3,4% 9119 14240
Таджикистан 8010000 2265340888 7263000000 2,1% 337 900
Узбекистан 29874600 22355214805 51622000000 4,1% 831 1800
Общая ЕврАзЭС 213223782 1.465.256.182.498 2.339.852.000.000 - 7077 9700
Азербайджан 9235100 33049426816 71043000000 3,8% 3829 7500
Грузия 4585000 10172920422 15803000000 5,0% 2334 3400
Молдова 3559500 4401137824 7589000000 4,4% 1200 2100
Украина 45553000 142719009901 175174000000 0,2% 3083 3870
Общая ГУАМ 62932500 186996463870 269609000000 - 2975 4200
Армения 3274300 9204496419 10551000000 2,1% 2996 3500
Туркменистан 5169660 7940143236 33466000000 6,9% 1595 6100
Общий итог 284598122 1.668.683.151.661 2.598.572.000.000 - 6005 7800

Данные Статистического отдела Организации Объединенных Наций и ЦРУ

С распадом СССР в 1991 году с политической карты мира исчезло государство, на месте которого образовались пятнадцать независимых государств. Практически все они с момента образования начинают процесс формирования национальной государственности, разработки стратегии развития, своего места в региональных и глобальных процессах.

В настоящее время среди историков нет единой точки зрения на то, что явилось основной причиной распада СССР, а также на то, возможно ли было предотвратить или хотя бы остановить процесс распада СССР. Среди возможных причин называют следующие:

1) центробежные националистические тенденции, присущие, по мнению некоторых авторов, каждой многонациональной стране и проявляющиеся в виде межнациональных противоречий и желания отдельных народов самостоятельно развивать свою культуру и экономику;

3) господство одной идеологии, идеологическая зашоренность, запрет на общение с заграницей, цензура, отсутствие свободного обсуждения альтернатив (особенно важно для интеллигенции);

4) растущее недовольство населения из-за перебоев с продовольствием и самыми необходимыми товарами (холодильники, телевизоры, туалетная бумага и т. д.), нелепые запреты и ограничения (на размер садового участка и т. д.), постоянное отставание в уровне жизни от развитых стран Запада;

5) диспропорции экстенсивной экономики (характерные для всего времени существования СССР), следствием которых становилась постоянная нехватка товаров народного потребления, растущее техническое отставание во всех сферах обрабатывающей промышленности (компенсировать которое в условиях экстенсивной экономики можно только высокозатратными мобилизационными мерами, комплекс таких мер под общим названием «Ускорение» был принят в 1987 году, но экономических возможностей выполнить его уже не было);

6) кризис доверия к экономической системе: в 1960-1970-е гг. главным способом борьбы с неизбежным при плановой экономике дефицитом товаров народного потребления была выбрана ставка на массовость, простоту и дешевизну материалов, большинство предприятий работали в три смены, производили сходную продукцию из материалов невысокого качества. Количественный план был единственным способом оценки эффективности предприятий, контроль качества был минимизирован. Результатом этого стало резкое падение качества производимых в СССР товаров народного потребления, как следствие, уже в начале 1980-х гг. термин «советское» в отношении товаров был синонимом термина «низкокачественное». Кризис доверия к качеству товаров становился кризисом доверия ко всей экономической системе в целом;

7) ряд техногенных катастроф (авиакатастрофы, чернобыльская авария, крушение «Адмирала Нахимова», взрывы газа и др.) и сокрытие информации о них;

8) неудачные попытки реформирования советской системы, приведшие к стагнации, а затем развалу экономики, что повлекло за собой развал политической системы (экономическая реформа 1965 года);

9) снижение мировых цен на нефть, пошатнувшее экономику СССР;

10) моноцентризм принятия решений (только в Москве), что приводило к неэффективности и потере времени;

11) поражение в гонке вооружений, победа «рейганомики» в этой гонке;

12) Афганская война, холодная война, непрекращающаяся финансовая помощь странам соцлагеря, развитие ВПК в ущерб другим сферам экономики разоряли бюджет.

Возможность распада СССР рассматривалась в западной политологии (Элен д’Анкосс. «Расколовшаяся империя», 1978) и публицистике советских диссидентов. Существуют различные точки зрения на правовые аспекты распада СССР. Есть точка зрения, что СССР формально существует до сих пор, поскольку его роспуск был осуществлён с нарушением юридических норм и игнорированием народного мнения высказанного в референдуме . Такая точка зрения многократно оспаривается сторонниками мнения, что от подобных значительных геополитических изменений бессмысленно требовать соблюдения формальных правил. 15 марта 1996 Государственная Дума РФ приняла Постановление № 157-II ГД «О юридической силе для Российской Федерации - России результатов референдума СССР 17 марта 1991 года по вопросу о сохранении Союза ССР»; пункт 3-й гласил: «Подтвердить, что Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года, подписанное Президентом РСФСР Б. Н. Ельциным и государственным секретарём РСФСР Г. Э. Бурбулисом и не утверждённое Съездом народных депутатов РСФСР - высшим органом государственной власти РСФСР - не имело и не имеет юридической силы в части, относящейся к прекращению существования Союза ССР».

Создание СНГ. В декабре 1991 года главы трех республик, основателей СССР, - Белоруссии, России и Украины собрались в Беловежской пуще (село Вискули, Белоруссия) для подписания договора о создании ССГ. Однако, ранние договоренности были отвергнуты Украиной. 8 декабря 1991 года они констатировали, что СССР прекращает своё существование, объявили о невозможности образования ССГ и подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (СНГ). В документе, состоявшем из Преамбулы и 14 статей, констатировалось, что Союз ССР прекращал своё существование как субъект международного права и геополитической реальности. Однако, основываясь на исторической общности народов, связях между ними, учитывая двусторонние договоры, стремление к демократическому правовому государству, намерение развивать свои отношения на основе взаимного признания и уважения государственного суверенитета, стороны договорились об образовании Содружества Независимых Государств. Подписание соглашений вызвало негативную реакцию Горбачёва, однако после 12 декабря Верховный Совет РСФСР под председательством Р. И. Хасбулатова ратифицировал Беловежские соглашения и принял решение о денонсации РСФСР союзного договора 1922 года (ряд экспертов считает, что денонсация этого договора была бессмысленной, так как он утратил силу в 1936 году с принятием конституции СССР) и об отзыве российских депутатов из Верховного совета СССР (без созыва Съезда, что расценивалось как нарушение действовавшей на тот момент Конституции РСФСР). Вследствие отзыва депутатов, Совет Союза лишился кворума. Следует отметить, что формально Россия и Белоруссия не провозглашали независимость от СССР, а лишь констатировали факт прекращения его существования.. Уже 10 декабря соглашение было ратифицировано Верховными Советами Белоруссии и Украины, а 12 декабря - Верховным Советом России. Российский парламент ратифицировал документ подавляющим большинством голосов: «за» - 188 голосов, «против» - 6 голосов, «воздержались» - 7. 13 декабря в городе Ашхабад состоялась встреча президентов пяти центральноазиатских государств, входивших в состав СССР: Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана. Итогом стало Заявление, в котором страны выразили согласие войти в организацию, но при условии обеспечения равноправного участия субъектов бывшего Союза и признания всех государств СНГ в качестве учредителей. Впоследствии Президент Казахстана Н. Назарбаев предложил собраться в Алма-Ате для обсуждения вопросов и принятия совместных решений. В организованной специально для этих целей встрече приняли участие главы 11 бывших союзных республик: Азербайджана, Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины (из бывших союзных республик отсутствовали Латвия, Литва, Эстония и Грузия). Результатом стало подписание 21 декабря 1991 года Алма-Атинской декларации, в которой излагались цели и принципы СНГ. В ней закреплялось положение о том, что взаимодействие участников организации «будет осуществляться на принципе равноправия через координирующие институты, формируемые на паритетной основе и действующие в порядке, определяемом соглашениями между участниками Содружества, которое не является ни государством, ни надгосударственным образованием». Также сохранялось объединённое командование военно-стратегическими силами и единый контроль над ядерным оружием, фиксировалось уважение сторон к стремлению к достижению статуса безъядерного и (или) нейтрального государства, приверженность сотрудничеству в формировании и развитии общего экономического пространства. Констатировался факт о прекращении существовании СССР с образованием СНГ. Алма-Атинская встреча стала важной вехой в государственном строительстве на постсоветском пространстве, так как она завершила процесс преобразования бывших республик СССР в суверенные государства (ССГ). Последними государствами, ратифицировавшими Алма-Атинскую декларацию, стали Азербайджан (24 сентября 1993 года) и Молдавия (8 апреля 1994 года), до этого являвшиеся ассоциированными членами организации. В 1993 году действительным членом СНГ стала Грузия. Первые годы существования организации в большей степени были посвящены организационным вопросам. На первой встрече глав государств СНГ, которая состоялась 30 декабря 1991 года в Минске, было подписано «Временное соглашение о Совете глав государств и Совете глав правительств Содружества Независимых Государств», по которому учреждался высший орган организации, Совет глав государств. В нём каждое государство имеет один голос, а решения принимаются на основе консенсуса. Кроме того, было подписано «Соглашение Совета Глав Государств-участников Содружества Независимых Государств о Вооруженных Силах и Пограничных войсках», по которому государства-участники подтверждали своё законное право на создание собственных Вооружённых Сил.

Организационный этап завершился в 1993 году, когда 22 января, в Минске, был принят «Устав Содружества Независимых Государств», основополагающий документ организации. Согласно действующему Уставу Содружества Независимых Государств государствами-учредителями организации являются те государства, которые к моменту принятия Устава подписали и ратифицировали Соглашение о создании СНГ от 8 декабря 1991 года и Протокол к этому Соглашению от 21 декабря 1991 года. Государствами-членами Содружества является те государства-учредители, которые приняли на себя обязательства, вытекающие из Устава, в течение 1 года после его принятия Советом глав государств.

Для вступления в организацию потенциальный член должен разделять цели и принципы СНГ, приняв на себя обязательства содержащиеся в Уставе, а также получить согласие всех государств-членов. Кроме того, Уставом предусматриваются категории ассоциированных членов (это государства, участвующие в отдельных видах деятельности организации, на условиях, определяемых соглашением об ассоциированном членстве) и наблюдателей (это государства, чьи представители могут присутствовать на заседаниях органов Содружества по решению Совета глав государств). Действующим Уставом регламентируется порядок выхода государства-члена из Содружества. Для этого государство-член за 12 месяцев до выхода должно известить в письменном виде депозитария Устава. При этом государство обязано полностью выполнить обязательства, возникшие в период участия в Уставе. СНГ основано на началах суверенного равенства всех его членов, поэтому все государства-члены являются самостоятельными субъектами международного права. Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями. Основными целями организации являются: сотрудничество в политической, экономической, экологической, гуманитарной, культурной и иных областях; всестороннее развитие государств-членов в рамках общего экономического пространства, межгосударственной кооперации и интеграции; обеспечение прав и свобод человека; сотрудничество в обеспечении международного мира и безопасности, достижение всеобщего и полного разоружения; взаимная правовая помощь; мирное разрешение споров и конфликтов между государствами организации.

К сферам совместной деятельности государств-членов относятся: обеспечение прав и основных свобод человека; координация внешнеполитической деятельности; сотрудничество в формировании и развитии общего экономического пространства, таможенной политики; сотрудничество в развитии систем транспорта, связи; охрана здоровья и окружающей среды; вопросы социальной и миграционной политики; борьба с организованной преступностью; сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ.

Россия объявила себя продолжателем СССР, что было признано почти всеми остальными государствами. Остальные постсоветские государства (за исключением прибалтийских) стали правопреемниками СССР (в частности, обязательств СССР по международным договорам) и соответствующих союзных республик. Латвия, Литва и Эстония объявили себя продолжателями соответствующих государств, существовавших в 1918-1940 гг. Грузия объявила себя продолжателем Республики Грузия 1918-1921 гг. Молдова не является продолжателем МССР, поскольку был принят закон, в котором указ о создании МССР назван незаконным, что воспринимается многими как юридическое обоснование претензий ПМР на независимость. Азербайджан объявил себя продолжателем АДР, при этом сохраняя некоторые соглашения и договоры, принятые Азербайджанской ССР. В рамках ООН все 15 государств считаются продолжателями соответствующих союзных республик, в связи с чем не признаются территориальные претензии этих стран друг к другу (в том числе, существовавшие ранее претензии Латвии и Эстонии к России) и не признаётся независимость государственных образований, которые не были в числе союзных республик (в том числе Абхазии, которая имела такой статус, но утратила его).

После распада СССР Россия сократилась не только географических, но и политических параметрах. Она потеряла ряд важных морских портов, военных баз, курортов, появилась Калининградская область, отделенная от России Белоруссией и Литвой. Она не только лишилась традиционных союзников в Восточной и Центральной Европе социалистический лагерь распался), но и получила вдоль своих "прозрачных" границ ряд государств с недружественно настроенным руководством (особенно в Прибалтике). Россия как бы отдалилась от Европы, стала еще более северной и континентальной страной. Значительно пострадала обороноспособность, практически отсутствовали границы с бывшими республиками. Российский флот лишился баз в Балтийском море, предстояло делить черноморский флот с Украиной. Бывшие республики национализировали наиболее мощные военные группировки на своих территориях. Необходимо было выводить войска из Германии, Польши, Венгрии, Прибалтики. Развалилась единая система противовоздушной обороны. Было потеряно былое влияние на страны Центральной и Восточной Европы. Бывшие партнеры по СЭВ и Варшавскому договору связывали свои планы на будущее с Европейским союзом и НАТО.

Обострились проблемы русских в ближнем зарубежье и беженцев из соседних государств в Россию. Разрастались военные конфликты у ее границ (Нагорный Карабах в Азербайджане, Абхазия в Грузии, Таджикистан). Все это ставило принципиально новые внешнеполитические вопросы. Приоритетным становились отношения с ближним зарубежьем, но руководство не сразу осознало это.

Формально РФ была суверенной, хотя и в составе СНГ, но страна не имела ни границ, ни армии, ни таможни, ни понятия гражданства, ни системы управления экономикой. В отношениях с партнерами по СНГ Россия отошла от двух крайних позиций – имперских попыток силового восстановления союзного государства и самоустранения от проблем бывшего Союза. Именно благодаря этому удалось избежать серьезного конфликта в рамках СНГ. Все бывшие республики СССР, став членами ООН, несколько “отдалились” от России. Однако продолжалось это не долго, у каждой из этих стран появилось множество проблем, решить которые им было не под силу. Возникли и обострились вооруженные конфликты в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдове.

В этих условиях другого выхода, чем укрепление СНГ не виделось. За 1992 год было принято свыше 250 документов, регулирующих отношения в рамках Содружества. Тогда же был подписан Договор о коллективной безопасности подписанный 6 странами из 11 (Армения, Казахстан, Россия, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения).

Но с началом экономических реформ в России Содружество пережило в 1992 году первый серьезный кризис. Экспорт российской нефти сократился вдвое (в то время как в другие страны вырос на треть). Начался выход стран СНГ из рублевой зоны.

К лету 1992 года отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержки в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет.

Первым серьезным шагом на пути сохранения единства России стал Федеративный договор, включивший в себя три близких по содержанию договора о разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти и органами субъектов Федерации всех трех типов (республик, краев, областей, автономных областей и округов, городов Москва и Санкт-Петербург). Работа над этим договором началась еще в 1990 году, но шла очень медленно. Тем не менее, в 1992 году был подписан Федеральный договор между субъектами Федерации (89 субъектов). С некоторыми субъектами позднее были подписаны договоры на особых условиях, расширяющих их права, началось это с Татарстана.

Обостряются межнациональные отношения в некоторых регионах - конфликт между осетинами и ингушами в 1992 году. Сначала Чечено-Ингушская республика разделилась на две части, затем произошли кровавые столкновения между ингушами и северо-осетинами. Особенно напряженные отношения сложились у федерального центра с Чечней, приведшие в последствии к затяжному военному конфликту "по наведению конституционного порядка", отличившемуся большими жертвами с обеих сторон и гибелью под бомбежками мирных жителей. В Россию хлынул поток беженцев с Северного Кавказа, из Закавказья и Средней Азии (с 1991 года общая их численность достигла 1 миллион человек). Две трети из них – русские по национальности.

После августовских событий 1991 г. началось дипломатическое признание России. Для переговоров с российским президентом прибыл глава Болгарии Ж. Желев. В конце того же года состоялся первый официальный визит Б.Н. Ельцина за рубеж - в ФРГ. О признании суверенности России, о переходе к ней прав и обязанностей бывшего СССР заявили страны Европейского Сообщества. В 1993-1994 гг. были заключены соглашения о партнерстве и сотрудничестве между государствами ЕС и Российской Федерацией. Правительство России присоединилось к предложенной НАТО программе "Партнерство во имя мира". Страна была включена в состав Международного валютного фонда. Ей удалось договориться с крупнейшими банками Запада об отсрочке платежей за долги бывшего СССР. В 1996 г. Россия вступила в Совет Европы, в компетенции которого находились вопросы культуры, прав человека, защиты окружающей среды. Европейские государства поддерживали действия России, направленные на ее интеграцию в мировую экономику.

Заметно повысилась роль внешней торговли в развитии экономики России. Разрушение народнохозяйственных связей между республиками бывшего СССР и распад Совета Экономической Взаимопомощи вызвали переориентацию внешнеэкономических связей. После долгого перерыва России был предоставлен режим наибольшего благоприятствования в торговле с США. Постоянными экономическими партнерами являлись государства Ближнего Востока и Латинской Америки. Как и в предшествующие годы, в развивающихся странах при участии России строились тепло- и гидроэлектростанции (например, в Афганистане и Вьетнаме). В Пакистане, Египте и Сирии возводились металлургические предприятия и сельскохозяйственные объекты.

Сохранились торговые контакты между Россией и странами бывшего СЭВ, по территории которых пролегали газо- и нефтепроводы в Западную Европу. Экспортируемые по ним энергоносители продавались и этим государствам. Ответными предметами торговли выступали медикаменты, продовольственные и химические товары. Доля стран Восточной Европы в общем объеме российской торговли сократилась к 1994 г. до 10%.

Развитие взаимоотношений с Содружеством Независимых Государств занимало важное место во внешнеполитической деятельности правительства. В 1993 г. в состав СНГ входили, кроме России, еще одиннадцать государств. На первых порах центральное место в отношениях между ними занимали переговоры по вопросам, связанным с разделом имущества бывшего СССР. Устанавливались границы с теми из стран, которые ввели национальные валюты. Были подписаны договоры, определившие условия перевозки российских грузов по их территории за рубеж. Распад СССР разрушил традиционные экономические связи с бывшими республиками. В 1992-1995 гг. падал товарооборот с государствами СНГ. Россия продолжала поставлять им топливно-энергетические ресурсы, прежде всего нефть и газ. В структуре импортных поступлений преобладали товары народного потребления и продовольствие. Одним из препятствий на пути развития торговых отношений являлась образовавшаяся в предшествующие годы финансовая задолженность России со стороны государств Содружества. В середине 1990-х годов ее размер превышал б млрд. долл. Российское правительство стремилось сохранить интеграционные связи между бывшими республиками в рамках СНГ. По его инициативе был создан Межгосударственный комитет стран Содружества с центром пребывания в Москве. Между шестью (Россией, Белоруссией, Казахстаном и др.) государствами был заключен договор о коллективной безопасности, разработан и утвержден устав СНГ. Вместе с тем Содружество стран не представляло собой единой оформленной организации.

Межгосударственные отношения России с бывшими республиками СССР складывались непросто. Велись острые споры с Украиной из-за раздела Черноморского флота и владения Крымским полуостровом. Конфликты с правительствами государств Прибалтики вызывались дискриминацией проживающего там русскоязычного населения и нерешенностью некоторых территориальных вопросов. Экономические и стратегические интересы России в Таджикистане и Молдавии явились причинами ее участия в вооруженных столкновениях в этих регионах. Наиболее конструктивно развивались взаимоотношения между Российской федерацией и Белоруссией