Какие ученые изучали организм человека. Науки об организме человека

Анатомия, физиология и гигиена человека — науки, являющиеся разделами биологии и изучающие строение и функции организма человека и условия сохранения его здоровья; гигиенические аспекты охраны окружающей среды.

Анатомия

Анатомия изучает форму и строение органов и составляемых ими систем человеческого тела в связи с выполняемыми функциями; физиология исследует жизненные функции организма и его отдельных частей. И строение, и функции органов взаимосвязаны, поэтому их понимание невозможно в отрыве друг от друга. Знание анатомического строения, согласованной функции органов и систем позволяет обосновать гигиенические условия труда и отдыха, меры профилактики заболеваний для сохранения здоровья, трудоспособности и долголетия человека. Поэтому гигиена изучается в тесной связи с анатомией и физиологией.

Анатомия человека включает следующие частные дисциплины:

  • нормальную анатомию, изучающую строение здорового человека и его органы;
  • патологическую анатомию — морфологию больного человека;
  • топографическую анатомию — науку о местонахождении любого органа в человеческом теле;
  • динамическую анатомию, изучающую двигательный аппарат с функциональных позиций, что имеет значение для правильного физического развития человека.

Анатомия исследует становление человека в его историческом развитии в процессе эволюции животных, используя сравнительно-анатомический метод. К анатомии примыкают гистология — наука о тканях, и эмбриология, которая изучает процессы образования половых клеток, оплодотворение, зародышевое развитие организмов.

Современная анатомия широко использует эксперимент и располагает новейшими методами исследования, включая современную оптику, рентгеновское излучение, применяет методы радиотелеметрии, пластические материалы, сплавы, консерванты и опирается на законы физики, химии, кибернетики, цитологии и др.

Физиология

Физиология — наука, изучающая функции целостного организма, т.е. процессы жизнедеятельности организма и составляющих его органов и отдельных частей.

Физиологию можно разделить на три отдела:

  • общую,
  • сравнительную,
  • специальную

Общая физиология исследует основные закономерности реагирования живых организмов на воздействия среды. Сравнительная физиология изучает специфические особенности функционирования целостного организма, а также тканей и клеток организмов, относящихся к разным видам. Сравнительная физиология тесно связана с эволюционной физиологией. Кроме того, существуют специальные разделы физиологии, изучающие физиологию различных видов животных (например, сельскохозяйственных, хищных и т. д.) или физиологию отдельных органов (сердца, почек, печени и т. д.), тканей, клеток.

Для изучения функций организма применяют различные методы. К ним относятся кратковременное или длительное наблюдение за работой органов при повышении функциональной нагрузки, действии на них раздражителей или при перерезке нервов, введении лекарственных веществ и т. п. Широко используются также инструментальные методы изучения, которые исключают какое-либо повреждение тканей и органов животных. С помощью различных приборов можно получить сведения об электрических процессах, происходящих в организме, о состоянии нервной системы, сердца и других органов. Современные методы позволяют регистрировать электрическую активность любого органа. С помощью оптических методов изучают внутреннюю поверхность стенки желудка, кишечника, бронхов, матки и т. д. Исследование тела с помощью рентгеновских лучей дает возможность изучать функционирование пищеварительной, сердечно-сосудистой и других систем у здорового и больного человека.

Все большее значение приобретают радиотелеметрические способы передачи информации о физиологических процессах. Например, радиотелеметрию применяют для изучения состояния человека во время космических полетов. Для оценки функциональной активности органов человека широко используют биохимические исследования тканей, жидкостей организма — крови, спинно-мозговой жидкости, мочи и т. д. Таким образом, только с помощью всестороннего исследования организма можно глубоко понять принципы функционирования его на клеточном, тканевом, органном и системном уровнях.

Гигиена

Гигиена рассматривает влияние условий жизни и труда на здоровье человека. Она разрабатывает мероприятия по созданию благоприятных условий быта, труда и отдыха, обеспечивающих сохранение здоровья.

В современных условиях, по мере внедрения в промышленность и быт достижений научно-технического прогресса, возрастают неблагоприятные изменения физико-химических свойств окружающей среды. Отходы промышленных предприятий часто содержат химические вещества, оказывающие вредное влияние на организм человека. В мусоре, бытовых отходах имеются загнивающие органические вещества, которые содержат огромное количество микробов, в том числе и болезнетворных. Ухудшение гигиенических условий жизни отрицательно сказывается на здоровье и продолжительности жизни людей.

Задача гигиенистов заключается в улучшении санитарного состояния городов и населенных пунктов. Важна также правильная планировка жилых и промышленных районов, чтобы исключить по возможности вредное воздействие на организм производственного шума, вибрации, пыли, электромагнитного поля. Мощным оздоровительным фактором являются зеленые насаждения. Они снижают интенсивность уличного шума, задерживают пыль, создают оптимальный микроклимат.

Анатомия, физиология и гигиена тесно взаимосвязаны и составляют основу медицины, так как их знание способствует предупреждению и лечению болезней человека.

Современные успехи медицины поразительны: осуществляются операции на мозге, сердце, пересадка тканей и отторгнутых частей тела, переливание крови, пластические операции; синтезированы и успешно применяются гормоны, витамины, лечатся и предупреждаются с помощью лекарственных препаратов многие болезни, используются аппараты искусственного дыхания и кровообращения, искусственная «почка».

Знание строения человеческого тела и его функций пзволяет создавать рациональные системы физических и спортивных упражнений, способствующих формированию гармонически развитой личности.

Дата ____/_____/_______ Класс___________

Тема : Науки об организме человека. Здоровье человека.

Цель урока :

Развивать образное и логическое мышление обучающихся, навыки индивидуальной и групповой формы работы; формировать умение работать с опорными схемами и учебной литературой; способствовать развитию интереса к изучению естественных наук;

Воспитывать уважение к жизни как высшей ценности; раскрыть идею гармонии человека и природы.

Ход урока

    Орг. момент.

1. Приветствие обучающихся, проверка готовности к уроку. Создание положительного психологического настроя.

2. Пояснение требований к рабочим тетрадей, тетрадей для практических и лабораторных работ, оформление альбомов, рекомендации по учебников и учебных пособий

    Сообщение темы и целей урока.

    Мотивация учебной деятельности

Умный человек не тот,
кто много знает, а тот,
что знает самого себя.

Мы с вами подошли к следующему разделу курса «Биология» - «Биологии человека», изучение которого даст вам представление о том, что наш организм. Организм человека, как и любая биологическая система, подчиняется законам природы. По своему строению и функциям наш организм во многом подобен организма высших животных. Однако трудовая деятельность, речь, мышление, поведение резко отличают человека от животных.

Биологические основы этих различий необходимо знать каждому образованному человеку.

Я считаю, что человек - это самое удивительное творение природы, самое замечательное и самое совершенное. Каждый человек является неповторимой, уникальной, чудесной, странной, фантастической, непредсказуемой. А какие ассоциации вызывает слово «человек» у вас?

    Изучение нового материала

Биология человека - наука о строении, процессы жизнедеятельности, развитие, происхождение, эволюцию и географическое расселение людей.

Науки изучающие биологию человека можно распределить на 2 группы – теоретической и прикладной направленность.

К теоретическим наукам относятся: цитология, гистология, анатомия, антропология, физиология, биохимия, биофизика, эмбриология.

К прикладным наукам: экология, гигиена, медицина, валеология, психология.

Сам.работа с учебником «Определение наук изучающие человека»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения «Здоровье - это состояние полного физического, психического благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.

Н.М. Амосов (1987г.) Здоровье органа определяется количеством его, которые можно оценить максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций.

КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВЬЯ

    Соматическое здоровье - текущее состояние органов и систем организма человека, - основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.

    Физическое здоровье - уровень роста и развития органов и систем организма.

    Психическое здоровье - состояние психической сферы - основу которого составляет общий душевный комфорт.

    Нравственное здоровье - система ценностей, установок, поведения индивида в обществе

КРИТЕРИИ ЗДОРОВЬЯ

    Для соматического и физического здоровья - я могу.

    Для психического - я хочу.

    Для нравственного - я должен.

ПРИЗНАКИ ЗДОРОВЬЯ

    Иммунная устойчивость к действию повреждающих факторов.

    Показатель роста и развития.

    Функциональное состояние и резервные возможности организма.

    Наличие уровня дефекта развития.

    Уровень морально-волевых установок.

    Обобщение и закрепление знаний

Упражнение «Тесты для друга».

Составить три тестовых задания формата (на выбор одного правильного ответа) и предложить для выполнения соседу по парте.

    Подведение итогов урока

Технология «Незаконченные предложения».

Ученики работают с открытыми предложениями, например:

На сегодняшнем уроке для меня самым важным открытием было...

Урок важен, потому что...

Мне понравилось...

Мне не понравилось...

Со следующего урока я жду....

    Дом. Задание

­­­­­­­­­­­­­___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

§ 1 Великие ученые об организме человека

«Из всех приключений, уготовленных нам жизнью, самое важное и интересное,-отправиться внутрь самого себя, исследовать неведомую часть себя самого».

Федерико Феллини, итальянский кинорежиссер.

С давних времен людей интересовало, как устроен организм человека.

Гиппократописал кости тела и органы человека, а также создал трактаты о гигиене.

Аристотельввел термин «организм», заложил основы сравнительной анатомии.

Леонардом да Винчивпервые были сделаны изображения различных органов человека.

Парацельсвместо сомнительных снадобий стал использовать естественныесредства лечения: покой, воздух, диету.

Знать, как устроен и работаеторганизм человека необходимо каждому, чтобы защитить себя от болезней и сохранить здоровье.На самом деле нет отдельной науки, изучающей организм человека, он является предметом изучения многих наук. На этом уроке мы познакомимся с некоторыми из них.

§ 2 Наука анатомия. Методы анатомии

Анатомия(от греческого рассечение)-это наука, изучающая строение организмачеловека, его систем и органов.

Различают следующие методы анатомического исследования:

1. Наружный осмотр тела. Производится измерение длины и массы тела, соотношения размеров органов.

2. Рентгенографический метод. Позволяет изучить строение скелета и внутренних органов.

3. Эндоскопия.С помощью этого метода изучают внутреннюю поверхность полых органов (пищевода, сердца, сосудов и т.д.).

4. Ультразвуковое исследование-УЗИ. Дает возможность изучить строение внутренних органов, их расположение.

5. Вскрытие трупов.

§ 3 Наука физиология. Методы физиологии

Другой важной биологической наукой являетсяФизиология(физио - природа, логос -учение). Это наука о природе организма, его жизнедеятельности, функционировании его систем, органов и тканей и регуляции физиологических функций. Функции органов животных и человека сходны. Благодаря экспериментам над животными: лягушками, крысами, собаками, обезьянами были выяснены функции многих органов человека.

Познакомимся с некоторыми методами физиологических исследований:

1. Острые опыты на животных-это хирургические операции с изоляцией органа для изучения его работы.

2. Хронические опыты или эксперименты. Были разработаны русским физиологом Иван Петровичем Павловым, который выводил проток пищеварительной железы наружу, что позволяло в течение длительного времени изучать ее функционирование.

3. Инструментальные методы. С помощью специальных приборов помогают изучить работу органов (термометром измеряют температуру тела; манометром-давление; электрокардиограмма позволят точно определить работу сердца; электроэнцефалограмма дает возможность изучить электрическую активность мозга).

4. Метод функциональных проб. Позволяет оценить степень тренированности человека. Испытуемому предлагают дозированную физическую нагрузку, а затем считают пульс, по которому и регистрируют изменение работы сердца. У людей разного возраста, пола и типа телосложения нормы различны. Зная норму, каждый человек может определить, соответствуют ли ей его личные показатели.

5. Биохимические методы-анализ крови, мочи. Позволяют выявить многие заболевания.

§ 4 Наука гигиена. Методы гигиены

Очень важной для сохранения здоровья и профилактики заболеваний является медицинская наукаГигиена(гигиенос- здоровье). Она занимается изучением влияния различных факторов окружающей среды на здоровье человека, продолжительность его жизни и работоспособность.

Все методы гигиены можно разделить на три группы:

1. Клинические методы-это выяснение причин массовых заболеваний. Например, в Республике Марий Эл, Кировской и Нижегородской областях часто встречаются заболевания щитовидной железы, что обусловлено низким содержанием йода в почве и воде. Для профилактики этих заболеваний в пищу добавляют йод. На прилавках магазинов можно встретить йодированную соль, молоко, хлеб.

2. Физиологические методы. Позволяют выяснить приспособительные возможности организма к неблагоприятным условиям среды, например, как влияет на организм человека смена часового пояса, учеба во второй половине дня, работа в жаркую или холодную погоду. Эти сведения необходимы для создания средств защиты от неблагоприятных факторов среды и разработки методов, позволяющих быстрее адаптироваться к ним.

3. Лабораторные методы - это анализ проб воздуха, воды, почвы. Гигиенисты устанавливают предельно допустимые концентрации веществ, превышение которых может повредить здоровью человека. Контролируют эти нормы санитарные врачи, также они следят за состоянием воды, воздуха, почвы, за чистотой в местах общественного питания, парикмахерских, бассейнах и др. Санитарные врачи могут остановить работу любого предприятия, торговой точки, где не соблюдаются санитарные нормы.

§ 5 Краткие итоги по теме урока

На этом уроке мы познакомились с науками: анатомией, физиологией и гигиеной, а так же с их методами изучения организма человека.

Без знаний строения органа, особенностей его работы нельзя понять причины возникновения заболевания. Знания о строении и работе органов позволили создать приборы, которые заменяют их во время операций: искусственные почки, сердце, легкие и др. Знания гигиены позволяют успешно бороться с болезнями и разрабатывать меры профилактики для сохранения здоровья человека.

Список использованной литературы:

  1. А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш Биология.Человек. 8 класс - М.: Вентана - Граф, 2003г.
  2. Д.В. Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев Биология.Человек. 9 класс-М.: Дрофа, 1997г.
  3. Е.А. Резанова, И.П. Антонова,А.А. Резанов Биология человека.В таблицах, рисунках и схемах - М.: «Издат.-школа 2000», 1999г.
  4. М.З. Залесский Занимательная анатомия-М.: Росмен,1998.
  5. Е.П.Сидоров, Анатомия для поступающих в вузы-М.:Евразийский регион,Российский университет дружбы народов «Уникум-центр», 1998г.

Использованные изображения:

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.

Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.

Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.

Есть ещё патологическая анатомия , которая изучает повреждённые той или иной болезнью органы и ткани.

Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:

1) Методы изучения строения организма человека на трупном материале – рассечение, вымачивание, распиливание замороженных трупов, коррозия (разъедание), наливка, макро - микроскопический метод.

2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.

Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.

Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).

Есть ещё патологическая физиология , которая изучает функции больного организма, механизмы выздоровления и реабилитации.

Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.

Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.

Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.

Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.

Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.

Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.

Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.

Становление наук о человеке

Зарубежные учёные

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».

Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.

Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.

Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.

Русские учёные

И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.

Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.

И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.

И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.

О том, какие существуют науки изучающие человека, Вы узнаете из этой статьи.

Какая наука изучает организм?

Организм человека изучают науки физиология, анатомия, морфология, гигиена.

О каждой мы поговорим отдельно.

  • Морфология

Наука изучающая строение организмов это морфология человека. Она специализируется на изучении внешнего строения человеческого тела, его связи с исполняемыми функциями, а также закономерностей изменения его отдельных частей.

Данная наука связана с происхождением и местом человека в системе мира животных. Она состоит из двух разделов. Это соматология и мерология. Соматология занимается изучением закономерностей изменчивости организма в целом, влияния условий жизни и возрастных изменений на него. А мерология изучает изменения развития и роста отдельных частей организма.

  • Анатомия

Анатомия – это наука, которая изучает внутреннее строение человека, его отдельных органов. Выделят несколько подразделений данной науки:

  • Нормальная анатомия. Изучает анатомию здорового человеческого тела.
  • Сравнительная анатомия. Изучает закономерности строения органов, сравнивая их с разными таксонами животных.
  • Топографическая анатомия. Изучает расположение органов.
  • Функциональная анатомия. Изучает связь строения организма с исполняемыми функциями.
  • Пластическая анатомия. Изучает внешнюю форму тела и его пропорции.
  • Патологическая анатомия. Изучает болезненные патологические процессы в организме.
  • Макроскопическая анатомия. Изучает строение тела и его органов.
  • Микроскопическая анатомия. Изучает органы под микроскопом.
Физиология

Физиология – это наука, которая изучает функции организма и его органов. Из общей науки выделилось несколько ее направлений:

  • Нейрофизиология. Изучает нервную систему.
  • Возрастная физиология. Изучает развитие организма на протяжении его индивидуального развития.
  • Сравнительная физиология. Изучает функции организма, сравнивая их с животными.
  • Эволюционная физиология. Изучает процесс изменения функций организма в ходе эволюционного развития.
  • Экологическая физиология. Наблюдает над тем, как экологические факторы влияют на реакции организма.

Также существуют и другие науки изучающие организм человека. К ним относят и гигиену, которая изучает влияние труда и условий жизни на здоровье. Благодаря этому разрабатываются меры по профилактике недугов и по созданию условий для укрепления и сохранения здоровья.