Платон: философ и математик из царского рода. Философия платона

Философия Платона

Как уже говорилось выше, он является основателем идеализма. Его учителем был сам Сократ.

В его идеалистическом учении можно выделить следующие идеи:

Окружающий мир все время меняется. Он не существует как самостоятельная субстанция;

Реально могут существовать только бестелесные (чистых) идеи;

Мир – это не что иное, как отражение чистых идей;

Чистые идеи постоянны, бесконечны, истинны;

Все существующие вокруг нас вещи являются отображением изначальных идей – то есть чистых.

Платон выдвинул идею учения о триаде. Согласно ей в основе всего сущего лежат три субстанции: единое, ум, душа.

Единое в данном случае является основой любого бытия, не может быть связано ни с какими общими признаками. По сути дела философия Платона уверяет в том, что именно единое является основой всех чистых идей. Единое есть ничто.

От единого происходит ум. Он не только отделен от единого, но и является и его противоположностью. Является чем-то вроде сущности всех вещей, обобщением всего живущего.

Душа, в данном случае, представляется подвижной субстанцией, связывающей такие понятия, как «единое - ничто», а также «ум – живое». Также она связывает абсолютно все предметы и явления нашего мира. Душа есть у мира и у отдельного человека. Ее также имеют вещи. Души вещей и живых существ – это частички мировой души. Они являются бессмертными, а земная смерть – это только повод для принятия новой оболочки. Смена телесных оболочек определяется естественными законами космоса.

Философия Платона часто задевает учение о познании – то есть гносеологию. Платон утверждал, что чистые идеи должны стать предметом познания по той причине, что весь материальный мир является ни чем иным, как их отражением.

Философия Платона очень часто задевает проблемы государства. Отметим, что подобных вопросов его предшественники практически не касались. По Платону существует семь типов государства:

Монархия. Она основана на справедливой власти кого-то одного;

Тирания. То же самое, что монархия, но с несправедливой властью;

Аристократия. Она связана со справедливым правлением группы людей;

Олигархия. Здесь власть принадлежит группе людей, которые правят несправедливо;

Демократия. Здесь власть принадлежит большинству, которая правит справедливо;

Тимократия. Несправедливая власть большинства.

Философия Платона выдвигает своеобразный план устройства государства. В этом государстве все люди делятся на три большие категории: работники, философы, а также воины. Каждый должен заниматься определенным делом. При рассмотрении данного вопроса Платон часто задумывался о частной собственности.

******************************************************************

7. Философия Аристотеля.

Аристотель является древнегреческим философом, который жил в классический период. Его учителем является Платон. Аристотель – воспитатель Александра Македонского.

Философия Аристотеля сложна и полезна. Великий философ задавался не только вопросами мироустройства, но и самого человека. Много времени он посвятил искусству выступлений – риторике.

С семнадцатилетнего возраста великий мыслитель трудился и учился в Академии Платона. Платон был его непосредственным учителем. Пробыв в Академии двадцать лет, он переехал в город Пеле, где его воспитанником и стал Александр Македонский. Далее он основал собственную школу, в которой работал до самой смерти. Школа эта называлась – Ликей.

Самые известные работы данного философа:

"Риторика";

"Метафизика";

"Политика";

"Поэтика";

"Органон".

Философия Аристотеля

Он оставил немало работ, которые помогли данной науке не только развиться, но и перейти на более высокий уровень. Философия Аристотеля может быть разделена на три вида:

теоретическую – она изучает проблемы бытия, его всевозможные сферы, причины разного рода явлений, происхождение сущего;

практическую – изучает устройство государства, а также деятельность человека;

поэтическую.

Также выделяют и четвертый вид – логику.

Философия Аристотеля имеет много общего с философией Платона. Часто первый критиковал своего учителя. Особенно это касалось вопросов бытия – Аристотель был против чистых идей, так как считал, что вещи напрямую зависят от того, в каком состоянии находится мир, а так же полагал, что в мире все уникально, а подобного не существует.

Аристотель говорил, что не существует чистых идей, которые не связаны с окружающим миром, возможно лишь существование единичных, конкретно определенных вещей, конкретная вещь – индивидуум – она существует только в конкретном месте в конкретное время.

Задаваясь вопросами о бытие, философ выводит его категории:

сущность;

отношение;

количество;

положение;

действие;

состояние;

страдание;

качество.

Философия Аристотеля дает следующее определение бытию: сущность, которая обладает свойствами количества, действия, страдания и так далее.

Все, кроме сущности, здесь является свойствами бытия – то есть тем, что способен воспринимать человек.

Философия Аристотеля также касается проблем материи. Материей является потенция, которая ограничена формой. Размышляя о материи, философ приходит к выводу, что потенцией и формой обладает все сущее на земле, реальность является последовательностью перехода от материи к форме и наоборот, потенция является пассивным началом, а форма активным. Также он пришел к мысли, что Бог – это высшая форма всего сущего. Бог имеет бытие вне какой-либо сущности.

Душа является носителем сознания. Она может быть растительной, животной, разумной. Растительная душа отвечает исключительно за питание, размножение, а также за рост. Благодаря животной душе мы можем чувствовать, а также желать. Разумная душа помогает все обобщать и делать выводы – только она выделяет человека из животного мира.

Социальная философия Аристотеля утверждает, что человек является высокоорганизованным животным, которое обладает речью, а также мышлением, имеет склонность жить с подобными себе самому. Потребность в себе подобных сделала человека тем, кто он есть. Человек - существо крайне социальное. Его социальность не была бы такой сильной без языка.

Известна также и политическая философия Аристотеля. Философ выделял шесть типов государств:

монархию;

аристократию;

крайнюю олигархию;

охлократию;

Все типы государства он подразделял на «дурные», также на «хорошие». Стоит отметить, что самой лучшей формой государства он считал именно политию.

***************************************************************************************

Платон (428 – 348 до Р. X.)

Греческая философия до Сократа и Платона

Смерть Платона и его завещание

В отсутствие Платона, между его учениками в Академии начались несогласия и раздоры. Говорят, что Аристотель, бывший до сих пор учеником Платона, но всегда отличавшийся своею самостоятельностью, воспользовался отсутствием учителя, чтобы основать свою собственную школу и завладеть Академиею для своих лекций. Когда Платон возвратился и снова начал преподавать, своими неприязненными выходками, вмешательством и нападками вынудил его оставить Академию и удалиться со своими учениками в собственный свой сад. Но друзья Платона, Тимофей и Хабрий, бывшие в то время стратегами, старались своим влиянием оградить его права. По другому рассказу, во время борьбы Аристотеля с своим старым учителем Спевсипп был болен, а Ксенократ халкедонский, бывший впоследствии преемником Спевсиппа по Академии, находился в путешествии, так что оба они не могли оказать Платону никакой помощи. Когда Ксенократ, бывший в отсутствии три месяца, возвратился на родину, он, во главе приверженцев Платона, выгнал Аристотеля из Академии, и опять отвел ему прежнее место. Но Аристотель выбрал для своих занятий Ликей , другую гимназию, на восток от города. Эти анекдоты о враждебных отношениях между Аристотелем и Платоном справедливо отвергались почти всеми новейшими учеными, так как из слов самого Платона и Аристотеля видно, что они относились друг к другу с уважением, и что Аристотель при жизни своего учителя не основывал своей особенной школы. Страсть к анекдотам и склонность к злословию, издавна присущая аттическому обществу, особенно сказалась в биографиях философов, в среде которых рано стали замечаться раздоры и взаимное соперничество между школами.

Ученик Платона, Аристотель. Скульптура работы Лисиппа

Занимаясь своим обычным делом, Платон спокойно и безболезненно дожил до глубокой старости. Он умер на 82-м году от рождения, в 348 г. до Р. X. Смерть застигла его, как рассказывают, на свадебном пиру, или за письменными занятиями, или во время сна. Под подушкой у него нашли начало его сочинения о республике с многочисленными поправками, а также экземпляр «Мимов» Софрона сиракузского – книгу, которую он любил читать; живость в изображении характеров, отличающая это сочинение, служила, как говорят, образцом для диалогов Платона. Он был погребен близ Академии, где Павзаний видел еще его могилу, недалеко от старой башни, служившей жилищем для мизантропа Тимона. Биографы сообщают нам несколько эпиграмм, служивших, будто бы, надгробными надписями Платону; но действительно ли одна из этих надписей была вырезана на его гробнице – сомнительно. Следующая эпиграмма приписывается Спевсиппу:

«Тело Платона земля сокрыла в своих недрах; дух же его обитает в стране блаженных».

Платон оставил завещание, сообщаемое Диогеном Лаэрцием в следующей форме: «Следующее остается после Платона, и вот его распоряжения на этот счет: участок земли в гефестиадском округе, границею которого с севера служит дорога, ведущая от храма в округ кефисский, а с юга – храм Геркулеса в гефестиадском округе; восточный порубежник – Архестрат из округа фреаррийскаго, западный – Филипп из округа холлидского. Да не будет кому-либо дозволено продавать или променивать этот участок; он должен принадлежать мальчику Адиманту. Далее, участок земли в эресиадском округе, который я купил у Каллимаха, где соседи (такие-то). Серебра 3 мины; одна серебряная чаша, весом в 165 драхм, один кубок в 45 драхм, одно золотое кольцо и одна золотая серьга, весом вместе в 4 драхмы и 3 обола. [Вес обола = 16,4 долей; драхмы = 98,3 долей; мины = 102,4 золотника. Ценность мины – около 30 русских дореволюционных рублей серебром.]

Торговец мясом Эвклид должен мне 3 мины. Рабыню Артемиду отпускаю на волю. Рабов оставляю четверых: Тихона, Бикта, Аполлониада, Дионисия. Списки с оставшихся сочинений находятся у Деметрия. Я никому ничего не должен. Душеприказчиками будут: Сосфен, Спевсипп, Деметрий, Гегий, Эвримедонт, Каллимах, Фрасипп».

Так как Платон никогда не был женат, то упоминаемый в завещании мальчик Адимант был, вероятно, его родственник; может быть, это был внук Платонова брата Адиманта. Этот мальчик, по-видимому, умер вскоре после того, так как участок земли впоследствии достался племяннику Платона, Спевсиппу, который был главою Академии и оставил это имение в наследство академической школе. Академики хранили завещание Платона не только как воспоминание, но и как юридический документ, так что нет основания сомневаться в его подлинности.

Личный характер Платона

Взаимная вражда между древними философскими школами пыталась унизить и очернить характер великого учителя Академии. Враги рассказывали о нем много анекдотов и приводили разные его изречения, с целью доказать, что он относился к своим товарищам – ученикам Сократа – неоткровенно, гордо и заносчиво, что он вообще был честолюбив и завистлив по отношению к другим; но этим рассказам мало кто верил. Вообще же древние превозносят благородный характер и высокую нравственность Платона. Он провел всю жизнь с полным достоинством, спокойно и серьезно. Еще будучи мальчиком и юношей он, как говорят, держался замечательно строго и серьезно, так что говорили, что даже и в юности его никогда не видали особенно веселым и смеющимся. Все страсти были ему чужды. «Если бы я не рассердился на тебя, сказал он однажды своему рабу, ты был бы тотчас же наказан». Однажды, когда пришел к нему его ученик Ксенократ, он сказал ему: «Накажи этого раба; сам я не могу этого сделать, потому что я сердит на него». Как мало было у него гордости, показывает следующий анекдот: Однажды он, будучи в Олимпии, поселился в одной палатке с людьми, ему неизвестными и его не знавшими. Он ел с ними за простым столом и обращался с ними чрезвычайно любезно, так что они были очень рады, что встретились с таким человеком. Он не упоминал ни об Академии, ни о Сократе, и сказал только, что его зовут Платоном. Впоследствии эти люди прибыли в Афины, были им приняты очень любезно и просили его, чтобы он показал им своего знаменитого тезку Платона, ученика Сократа, чтобы он свел их в Академию и познакомил с этим великим человеком. Платон улыбнулся и – к величайшему их изумлению – сказал им, что этот великий человек – он сам.

До сих пор мы не имеем ни одного достоверного изображения Платона, хотя несколько бюстов и признаются за таковые.

Диалоги Платона

Платон, философия которого представляет богатейший плод аттической образованности и мудрости, развил важнейшие пункты своей системы в отдельных диалогах , изложенных в драматической форме, в которых главную роль играет Сократ. Этих диалогов мы имеем 41, хотя подлинность некоторых из них заподозрена. Ученые новейшего времени занялись подробным исследованием времени их составления и их внутренней связи и пытались соединить их в отдельные группы; но результаты различных исследований не во всем согласуются между собою. В этих диалогах вас изумляет богатство идей , глубина и проницательность умозрения, в соединении с благородным, богатым фантазиею, одушевлением поэтического ума, привлекательное изложение и прекрасный аттический язык. Кроме диалогов, с именем Платона дошло до нас несколько философских определений и 13 писем; но новейшие ученые считают эти произведения подложными.

Платон (др. греч. Πλάτων 428/427 до н.э.- 348/347 до н.э.)- великий античный философ, родоначальник объективного идеализма, первый из плеяды известных философов, чьи произведения дошли до наших дней в полном объеме. Они включают в себя 36 работ, поделенных на 9 тетралогий. Платон разработал учение об идеальном государстве, концепцию трех частей души, развивал идею всемирного блага. Создал Академию, в которой проходили обучение лучшие умы своего времени.

Детство и юность

Платон родился в Афинах в 428 или 427 году до н.э. и принадлежал к знатному аристократическому роду. Отец философа Аристон был прямым потомком последнего царя Афин Кодра, а мать Периктиона приходилась родственницей стратега Солона. Родной дядя Хармид был одним из Десяти ставленников в Пирее. С юношеских лет философ стал стойким противником всего того, что олицетворяла афинская демократия в период своего расцвета: безудержного роста рабовладения и торговли ради больших барышей. Хотя как аристократ он всю жизнь был апологетом рабства, говоря: «Сколько рабов, столько врагов» .

Платон получил традиционное для отпрысков аристократов мусическое и физическое воспитание. Еще в молодости он обзавелся прозвищем, под которым стал известен всему свету. Само слово Платон (широкоплечий), очевидно, отражало мощное телосложение юноши. Если верить Диогену Лаэртскому, его настоящее имя Аристокл (с греч. «наилучшая слава»), правда, по мнению некоторых исследователей,оно появилось лишь в эпоху эллинизма. Обучался грамоте у Дионисия, увлекался живописью, музыкой и борьбой, писал стихи.Он был отличным гимнастом и прекрасно овладел верховой ездой.

Примерно в 20 лет происходит знакомство с Сократом (407 г до н.э.), оказавшее важное влияние на всю дальнейшую жизнь. Если верить известной легенде, после первой беседы с философом Платон сжег трагическую поэтическую тетралогию, которую он приготовил для Дионисия. В свою очередь, Сократу перед первой встречей с учеником приснился лебедь у себя на груди, а после их знакомства, говоря о Платоне, он воскликнул: «Вот мой лебедь!» .

Около восьми лет молодой философ ни на шаг не отходил от Сократа, внимая всему, что он говорил. Позже огромный авторитет наставника выразится в присутствии его образа в знаменитых платоновских диалогах.

Сократ наглядно показал ученику трагизм современного общества и его стремительный путь к гибели. Эти глубокие размышления навели Платона на мысль о попытках спасти разрушающуюся ойкумену посредством обращения к рационализированному мифу и утопии.

Период путешествий

В 399 году до н.э. против Сократа состоялся суд, на котором его обвиняли в развращении молодого поколения и почитании других богов. Несмотря на яркую защиту, текст одной из которых написал сам Платон, великого философа приговорили к смертной казни методом принятия яда. Долгое время считалось, что причиной смерти была цикута, сейчас выдвигаются иные версии.

Разочаровавшись в афинской демократии, Платон покидает родной город, отправляется в Мегары и успел поучаствовать в Коринфской войне. Затем его путь лежал в Египет, где он активно общался с местными жрецами. Побывал философ и в Кирене, встретившись с математиком Феодором, после чего переезжает в Италию, где он знакомится с пифагорейцами и представителями эпеатизма Зеноном и Парменидом.

Переехав на соседнюю Сицилию, он попадает в царство тирана Дионисия Старшего, чей родственник Дион был приверженцем учения античного философа. Долго задержаться здесь не получилось из-за осложнившихся отношений с тираном, зато Платон нашел себе единомышленника и даже собирался сделать его философом на троне. Помешало этим планам резкое высказывание афинянина, стоившая ему свободы: «Не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тот не отличается добродетелью» . За это его продали в рабство, а позволил ему вернуться на родину философ Анникерид, на свои деньги выкупивший философа.

Академия Платона

После долгого отсутствия Платон возвращается в Афины и в 387 году до н.э. создает знаменитую философскую школу. Она была основана в местности, получившей название по имени мифического героя Академа. Здесь изучали довольно большой круг дисциплин от классической философии до астрономии, естествознания и математики. О значении последней для Академии свидетельствовал девиз: «Не геометр, да не войдет» . Ключевым методом изучения наук считались диалоги. Заведение просуществует до 529 года, когда его закроет как языческое византийский император Юстиниан.

Интересно, что открытие школы Платоном приходится на жизненный период акмэ, когда мужчина, достигший 40 лет, мог заниматься политикой. Среди платоновских академиков будут не только выходцы из античного мира, но и много восточных ученых. Среди них был астроном Евдох, появление которого ознаменовало заметный акцент Академии на Восток. Также здесь обучался знаменитый философ Аристотель. Как и Сократ, Платон был сторонником женского образования, поэтому в Академии учились представительницы прекрасного пола, самая известная из которых Аксиопея сумела добиться больших успехов в натурфилософии и физике. Своему детищу Платон посвятил около 40 лет своей жизни, лично занимаясь преподаванием. За это время он только пару раз покидал Афины.

Одна из таких поездок состоялась на Сицилию, где в 367 году до н.э. скончался Дионисий Старший. Платон надеялся вразумить его преемника Дионисия Младшего и мечтал добиться появления на троне философа, управляющего государством, в котором торжествуют мудрые и справедливые порядки. Однако эту миссию нельзя назвать успешной, так как со временем новый правитель охладел к платоновским воззрениям и выслал его за пределы острова. Подобная участь досталась и Диону, которого обвинили в заговоре. Еще один раз он побывает на Сицилии в 361 году до н.э., но и на этот раз не найдет понимания, пробыв какое-то время в сицилийском плену.

Философские работы

Излагая на бумаге свои воззрения, философ придерживался стиля диалога со своим читателем. Этот весьма распространенный в его времена жанр Платон смог развить до совершенства. Комплексный анализ произведений дает возможность понять эволюцию взглядов философа, происходившую в течение его жизни. Ранние, сократические работы «Крион», «Лисий», «Аплогия Сократа», «Хармид», «Протагор» проникнуты памятью об учителе и его наставлениях. Позднее появляются произведения, написанные в период странствий: «Кратил», «Менон» и «Георгий».

Поздние труды созданы в период преподавания в Академии: «Политик», 2-10 части «Государства», «Законы», «Софист», «Федр» , «Пир», «Федон» и ряд других. В них автор в полной мере раскрывает основы учения об эйдосах (идеях), анализирует политическую систему общества и демонстрирует образ идеального государства. В работе «Тимей» Платон представляет свою космологическую мифологию.

Философские взгляды Платона

Платон обогатил мировую науку новыми идеями, которые стали достоянием философской мысли. В его воззрениях видна приверженность к идеализму. Он открыл существование мира идей, находящемуся на небе. Там царит вечный порядок и стабильность, ведь идея никогда не умирает. Платоновский мир является божественным порядком, в котором все стремится к высшей цели-Благу.

В социальном аспекте философ сформулировал идею справедливости, которая вывела его на проблему происхождения государства. В этом нет ничего удивительного, ведь в античной традиции государство напрямую отождествлялось с обществом. По его мнению, справедливость заключается в честном и умелом исполнении своего долга на основе присущих свойств души. В этом плане Платон делит всех граждан на три категории в соответствии со способностями- те, у кого преобладает желание, разум и страсть. Анализируя различные государства, он выделяет их формы, называя совершенными только две: аристократию и тимократию. Наоборот, тиранию он называл плохим правлением. «Самое великое наказание - быть под властью человека худшего, чем ты» , - говорил философ.

В диалогах «Крития» и «Тимея» была озвучена мысль об Атлантиде. Ученые так и не сошлись во мнении, правда это или вымысел. Одни считают, что Платон придумал легенду, чтобы на ее примере показать идеальное государство. Другие убеждены в правдоподобности высказываний, ведь автор искал подтверждение своим мыслям в реальных фактах.

Личностные особенности Платона

До наших дней дошло немало бюстов, отражающих внешние данные философа. По мнению авторов скульптур, он был высок и широк в плечах, что подтверждают и письменные свидетельства. Ряд источников характеризуют Платона как мрачного и угрюмого человека, с трудом переносившего любые радостные события в жизни. При этом философ был напрочь лишен гордыни и честолюбия и, несмотря на свой родовой аристократизм, всегда старался проявлять уважение даже к тем, кто был ниже его по положению.

Его судьба оказалась весьма трагической, что хорошо прослеживается в главных ее эпизодах. Осуждение и смерть Сократа разрушили веру в силу слова, а кризис демократического общества и полисной системы – в возможности человеческого разума. Судорожно ощущая наступление эллинизма, он находит выход в развитии утопического учения.

Скончался великий философ в Афинах в 347 году до н.э., похоронен в Академии.

Платон и его годы жизни, а также его труды представляют для многих неподдельный интерес. Надеюсь его краткая биография будет интересна и для моих читателей. Древнегреческий философ Платон родился в 427 г. до н.р. на острове Эгина. Он принадлежал к людям, отрицающим материализм и стремящимся к поиску – справедливости, истины и более совершенной жизни. Платон является родоначальником идеализма. Происходил он из знатной семьи, корни которой вели к последнему аттическому царю Кодру, а по другой версии к морскому богу Посейдону. Хоть он и родился на острове Эгина, но прожил там не долго. Вскоре вся семья вернулась в Афины, именно там прошли детство, юность и большая часть жизни знаменитого философа. Мать Платона, Периктиона при рождении дала сыну имя Аристокл, Платон же (греч. широта, ширина) – это прозвище, данное философу за широкие плечи и крепкое телосложение, по другой версии за широкий лоб.

Начальное образование он получил в обычной афинской школе, в которой, как пишет в биографической работе «Жизнь Платона» неоплатоник Олимпиодор: «Таковы были три предмета обучения детей в Афинах: словесность, музыка и палестра; и не без цели, а затем, чтобы знание словесности развивало их разум, музыка смягчала их душу, а занятия в палестре и гимнасии укрепляли их тело против праздной похоти». В молодые годы Платон очень любил сочинять стихи, писать дифирамбы и трагедии, увлекался живописью. Но встреча на афинских улочках с Сократом, когда он стал свидетелем одной из «уличных бесед» мудрого эллина навсегда изменила его жизнь. Он сжег все свои произведения и стал ревностным последователем знаменитого философа. Вместе с ним он ходил по улице и постигал секреты «майовтики» — науки отыскания истины.

Сократ очень любил своего ученика и называл его лебедем. Сохранилось предание, что накануне их первой встречи философу приснился лебедь, который посидев у него на груди, с прекрасным пением взлетел ввысь. Он был уверен, что именно Платон продолжит его дело. И он продолжил – беседы с Сократом стали моделью и темой его философских работ. Все его творчество пронизано сократовским пониманием смысла и роли философии в человеческой жизни, сократовским стилем поиска истины. Смерть любимого учителя лишила Платона нравственной поддержки. Сократу по приговору суда присудили выпить чашку яда из цикуты, обвиняя его в создании новых богов и растлении молодежи.

После смерти учителя в 399 г. до н.э. Платон покинул Афины и путешествовал в течение 12 лет, посетив за это время Италию, Сицилию, Египет, африканскую Кирену. В Египте Платон беседовал со жрецами Гелиополя, в Кирене с известным математиком Феодором. В Италии он встретился с пифагорейцами и основательно ознакомился с их учением, а также с их взглядами в области математики, философии, политики, механики и других наук. На Сицилии он наслаждался красотой природы, был принят при дворе сиракузского тирана Дионисия Старшего. Здесь он подружился с молодым аристократом Дионом, которому очень пришлась по душе критика Платона пороков. Однако самому тирану она не понравилась, и их взаимоотношения обострились. Диоген Лаэртский в своей книге «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» пишет: «Платон оскорбил его своими рассуждениями о тиранической власти, сказав, что не все то к лучшему, что на пользу лишь тирану, если тиран не отличается добродетелью. «Ты болтаешь, как старик», — в гневе сказал ему Дионисий; «А ты как тиран», — ответил Платон.

За это Платон чуть не поплатился жизнью, но благодаря уговорам Диона и Аристомена был отдан спартанцу Поллиду, чтобы тот продал его в рабство за пределами Сиракуз. Поллид привез Платона на остров Эгину, где выставил его на продажу. Но поскольку Платон был афинянином, то над ним нависла смертельная угроза. Шла коринфская война, а Афины и Эгина принадлежали к враждебным лагерям и по закону того времени, любой афинянин вступивший на остров подлежал казни без суда, но эгинцы разрешили продать Платона в рабство как военнопленного. Выкупил его Анникерид Киренский, знавший его с детства и отправил философа в Афины.

Платон вернулся в Афины в 40 летнем возрасте. На окраине города он купил рощу, носившую имя героя Академа, в которой основал свою школу – Академию. Эта школа просуществовала почти тысячу лет. В Академии царили строгие нравы и поощрялись сдержанность в проявлении чувств. В ней учились юноши со всех концов Эллады. Принимались и девушки. Многие из выпускников Академии стали известными учеными, философами, политиками.

Занятия Платона в Академии дважды прерывались. Первый раз, когда его давний друг Дион написал, что вот, наконец, наступило время для реализации на Сицилии платоновских идей о справедливом государственном устройстве и ему срочно нужно прибыть в Сиракузы. Куда Платон, после долгих колебаний все же решил отправиться, не смотря на свои 62 года. Но его мечтам не суждено было сбыться. Дионисий младший, пришедший на смену сираккузского тирана, воплотить идеи Платона так и не решился. Дион же был обвинен в заговоре и с позором изгнан. Платон был подвергнут домашнему надзору, но затем все же отпущен на Родину.

Второй раз он побывал в Сиракузах с целью добиться примирения между Дионисием младшим и Дионом. Но ему это не удалось. Чтобы вновь вырваться из Сиракуз, Платону пришлось прибегнуть к помощи Архита Тарентского. После этого устав от политических интриг и насилия, он навсегда отказался от государственных дел и посвятил себя полностью философским и научным исследованиям в Академии. В старости тело его подверглось болезням, но ум его всегда был ясен. До сих пор для многих он является путеводной звездой, и свет его продолжает нам светить через века.

Умер Платон в 347 году до н.э., в возрасте 80 лет. Похоронен он был на территории Академии. Сохранилось сообщение о двух надписях на его могиле:

Знанием меры и праведным нравом

отличный меж смертных,

Оный божественный муж здесь погребен

Аристокл.

Если кому из людей достижима великая

мудрость,

Этому – более всех: зависть – нечто

перед ним.

В лоне глубоком земля сокрыла останки

Дух же бессмертный его в сонме блаженных

Сын Аристона, ты знал прозренье божественной

И меж достойнейших чтим в ближней и дальней

ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. - 348 или 347), древнегреческий философ. Ученик Сократа, ок. 387 основал в Афинах школу (см. Академия платоновская). Идеи (высшая среди них - идея блага) - вечные и неизменные умопостигаемые прообразы вещей, всего преходящего и изменчивого бытия; вещи - подобие и отражение идей. Познание есть анамнесис - воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом. Любовь к идее (Эрос) - побудительная причина духовного восхождения. Идеальное государство - иерархия трех сословий: правители-мудрецы, воины и чиновники, крестьяне и ремесленники. Платон интенсивно разрабатывал диалектику и наметил развитую неоплатонизмом схему основных ступеней бытия. В истории философии восприятие Платона менялось: "божественный учитель" (античность); предтеча христианского мировоззрения (средние века); философ идеальной любви и политический утопист (эпоха Возрождения). Сочинения Платона - высокохудожественные диалоги; важнейшие из них: "Апология Сократа", "Федон", "Пир", "Федр" (учение об идеях), "Государство", "Теэтет" (теория познания), "Парменид" и "Софист" (диалектика категорий), "Тимей" (натурфилософия).

ПЛАТОН (427-347 или 348 до н. э.), древнегреческий мыслитель, наряду с Пифагором, Парменидом и Сократом - родоначальник европейской философии; глава философской школы Академия.

Жизнь

Происходил из аристократической семьи, принимавшей активное участие в политической жизни Афин (род его отца Аристона, по преданию, восходил к мифическому царю Кодру; среди предков матери, Периктионы, - законодатель Солон; после победы спартанцев в Пелопоннесской войне дядя Платона, Хармид, - один из Десяти ставленников Лисандра в Пирее в 404-403, Критий - один из Тридцати тиранов в Афинах).

Получил традиционное для аристократического юноши хорошее воспитание (физическое и мусическое). В юности слушал софиста гераклитовской ориентации Кратила, в 20 лет познакомился с Сократом, начал регулярно посещать его беседы и отказался от реальной политической карьеры. Отличался крайней застенчивостью и замкнутостью.

После смерти Сократа (399) Платон уезжает в Мегары. Принимает участие в Коринфской войне, в походах в Танагру (395) и Коринф (394). В 387 посещает Южную Италию, Локры Эпизефирские - родину древнейших записанных законов Залевка (из Локр происходит пифагореец Тимей, именем которого назван знаменитый диалог Платона, путешествие вообще задумывалось прежде всего ради знакомства с пифагорейцами). В Сицилии (Сиракуза), он знакомится с Дионом, приближенным правителя Сиракуз Дионисия I Старшего. По возвращении из Сицилии (387) основал в Афинах свою философскую школу - в гимнасии Академия. Знакомство с Дионом, попавшим под обаяние личности Платона и его образа мыслей, способствовало тому, что в 367-366 и 361 Платон совершил еще две поездки в Сицилию.

Школа Платона

Использование общественных гимнасиев для занятий науками и ораторским искусством было обычным для Афин 5-4 вв.; "школа Платона", вероятно, формировалась постепенно, по названию гимнасия она также стала именоваться Академией. Среди принадлежавших к платоновскому кружку - его племянник Спевсипп, ставший во главе Академии после смерти Платона, Ксенократ, третий схоларх Академии, знаменитый математик и астроном Евдокс Книдский, остававшийся во главе школы во время второй поездки Платона в Сицилию. В 366 в Академии появляется Аристотель и остается там вплоть до смерти Платона.

Сочинения

До нас дошло издание сочинений Платона, предпринятое пифагорейцем Трасиллом Александрийским, придворным астрологом императора Тиберия (ум. 37), разбитое на тетралогии:

"Евтифрон", "Апология", "Критон", "Федон".
"Кратил", "Теэтет", "Софист", "Политик".
"Парменид", "Филеб", "Пир", "Федр".
"Алкивиад I", "Алкивиад II", "Гиппарх", "Соперники".
"Феаг", "Хармид", "Лахет", "Лисид".
"Евтидем", "Протагор", "Горгий", "Менон".
"Гиппий Больший", "Гиппий Меньший", "Ион", "Менексен".
"Клитофонт", "Государство", "Тимей", "Критий".
"Минос", "Законы", "Послезаконие", "Письма".

Помимо этого под именем Платона дошел ряд других диалогов.

Начиная с конца 17 в., корпус текстов Платона, подвергался тщательному критическому рассмотрению с точки зрения их подлинности и хронологии.

Литературная деятельность Платона

Свои размышления о государстве Платон в неизвестной нам форме обнародовал еще до 392 (когда были поставлены "Женщины в народном собрании" Аристофана, содержащие пародию на проект платоновского государства). Писать он начал в распространенном в начале 390-х гг. жанре судебной речи. В центре "Апологии Сократа" (392) - первом законченном и дошедшем до нас тексте Платона - проблема несовместимости индивидуальной добродетели и существующего государственного устройства. Он пишет также речи, вошедшие потом в диалоги "Менексен", "Федр", "Пир". Постепенное оформление "школы Платона" во 2-й пол. 380-х гг. позволило ему найти адекватную литературную форму - диалоги, пересказанные самим Сократом или кем-то из его учеников и содержащие рамку, в которой описывалось место действия и его участники, их характеры и реакция на ход беседы. Правила этой литературной игры предполагали отказ от изображения современности и обращение к реалиям ушедшего 5 века. Первый такой диалог, продолживший тему справедливости и государства, - "Протагор"; тема политики объединена здесь с темой воспитания. После этого Платон, завершив "Пир", пишет "Федона", начинает работу над "Государством", (уже как над пересказанным диалогом), создает "Евтидема", "Хармида" и "Лисида". Все эти диалоги рассчитаны на широкий круг слушателей.

Однако параллельно с этим (начиная примерно с "Федона") в кружке Платона обсуждаются отдельные темы, имеющие интерес преимущественно для членов кружка (в "Федоне" - четыре доказательства бессмертия души). В русле этой тенденции появляются диалоги "Менон" (подчеркнувший значение математики), "Кратил" (с его учением о природе имени) и "Теэтет", где впервые декларируется переход к прямой драматической форме диалога.

С начала 380-х гг. в Академии развивается (при участии или под влиянием самого Платона) литературное творчество других членов платоновского кружка, которые также пишут либо пересказанные диалоги ("Соперники", "Эриксий"), либо используют прямую драматическую форму ("Клитофонт", "Лахет", "Алкивиад I", "Феаг", "Гиппий Меньший", "Ион", "Евтифрон"). Таковы тексты, созданные Платоном и его школой к началу 360-х годов.

Между 2-й и 3-й сицилийскими поездками Платон завершает "Государство", начинает "Законы" и пишет диалог "Парменид".

После 3-й Сицилийской поездки Платон задумывает монументальные трилогии, но осуществляет свои замыслы только отчасти: "Тимей", "Критий" (не завершен), "Гермократ" (не написан), "Софист", "Политик" (не написан). Сократ перестает быть ведущим участником беседы ("Тимей" - монолог пифагорейца Тимея о создании мира и человека, "Критий" - монолог Крития об Атлантиде), а в "Законах" Сократа вообще нет. Единственный традиционный сократический диалог этого периода - "Филеб" (под именами Филеба и Протарха Платон вывел Евдокса и Аристотеля). С гибелью Диона (в 354) связано написание VII Письма - первой в европейской литературе традиции автобиографии.

Одновременно неизвестные нам ученики Академии пишут "Гиппия Большего", "Гиппарха", "Сизифа", "Миноса", "Демодока" и ряд писем, а также "О добродетели" и "О справедливости".

Основные проблемы платоновской философии

Платон развил основные тенденции предшествующей философии: противопоставление божественной и человеческой мудрости, учение о бессмертии души и о должном воспитании философа (поскольку душа не берет с собой на тот свет ничего, кроме "воспитания и образа жизни"), парменидовское противопоставление мира подлинного бытия и закона миру становления и мнения; идущее от софистов и Сократа убеждение в необходимости "воспитывать людей", а также внимание к происхождению государства и права.