Матильда кшесинская загадки жизни. Романы и тайны матильды кшесинской

В период с 1892 по 1894 годы. Матильда была официальной возлюбленной будущего Императора Всероссийского Николая Второго. Связь эта поощрялась всеми членами царской семьи, включая родителей цесаревича - императора Александра III и императрицы Марии Федоровны. Знакомство молодых людей произошло двумя годами раньше - после выпускного спектакля в Петербургском Императорском театральном училище. «Этот экзамен решил мою судьбу», - признавалась впоследствии Кшесинская.


Император Николай II

По традиции там присутствовали все члены венценосной семьи - государь и четверо его братьев с супругами и другими родственниками. В репетиционном зале, где избранные ученики представлялись царственным особам, монарх неожиданно обратился к присутствующим с вопросом: «А где же Кшесинская?» А когда ее привели, сказал, обращаясь лично к Матильде: «Будьте украшением и славою нашего балета!» И поощрительно протянул ей, склонившейся в изящном реверансе, руку. А позже, на торжественном ужине, усадил юную 18-летнюю балерину за столом между собой и 22-летнем цесаревичем Николаем, небрежно бросив при этом: «Только слишком не флиртуйте». О чем наследник престола говорил с Матильдой во время ужина и потом, кружась в вальсе на балу, балерина запамятовала, но то, что «в его душу, как и в мою, вкралось чувство влечения друг к другу», - запомнила точно. И зафиксировала в своем дневнике: «Он все-таки будет моим!»

Следующая встреча молодых людей состоялась в Красном селе на летнем лагерном сборе офицеров лейб-гвардии Гусарского полка, в числе которых был и престолонаследник. Вскоре цесаревич стал писать Матильде письма и навещать ее дома. А у себя в дневнике записал: «В ней вместо крови течет шампанское».

Постепенно визиты становились все чаще и продолжительнее. А записи в дневнике красноречивее: «Сегодня был у малютки Кшесинской… Очень мила… Малютка Кшесинская положительно мне нравится… Попрощались - стоял у театра терзаемый воспоминаниями…» На подарки будущий монарх был щедр. Первый из них - роскошный браслет из золота, украшенный драгоценными каменьями: большим сапфиром, двумя крупными бриллиантами и гравировкой «1892», указывающей на год начала близких отношений.

«Нас все более влекло друг к другу. Встречаться у родителей становилось просто немыслимым, и я стала подумывать о том, чтобы обзавестись собственным уголком… Я обожала Ники, думала лишь о нем, о моем счастье, хотя бы кратком», - вспоминала балерина.

Наконец Кшесинская перебралась в дом на Английском проспекте - специально арендовала бывший особняк Римского-Корсакова, чтобы встречаться там со своим возлюбленным и с другими высокопоставленными ухажерами, коих притягивала к себе, словно магнитом.

Встречи их продолжались вплоть до 7 апреля 1894 года, когда была обнародована помолвка цесаревича Николая с принцессой Алисой Гессен-Дармштадтской, будущей императрицей Александрой Федоровной. Как впоследствии признавалась Матильда, разрыв отношений с наследником Престола она пережила очень тяжело, даже впала в депрессию. «Горю моему не было границ», - признавалась она. А в последнем письме от Николая была такая фраза: «Что бы со мною в жизни ни случилось, встреча с тобою останется навсегда самым светлым воспоминанием моей молодости».

История происхождения

Предки Матильды из знатного польского рода - графов Красинских. В первой половине XVIII века мирная жизнь семейства закончилась. Прапрапрадед Матильды перед смертью передал все свое громадное состояние старшему сыну (прапрадеду Кшесинской), оставив младшего без денег в кармане, но с обидой и завистью в душе. Богатый наследник оказался невезуч: похоронив жену, вскоре скончался и сам. По завещанию и закону все «горы золотые» наследовал его 12-летний отпрыск Войцех (прадед Кшесинской), которого гувернер-француз решил тайком увезти к себе на родину, чтобы обиженный дядя не покусился на жизнь ребенка. Они поселились в предместьях Парижа, а в целях конспирации мальчик жил под фамилией Кшесинский.

После смерти своего гувернера Войцех остался во Франции. Там же женился на эмигрантке из Польши и родил сына Яна (деда Матильды, который был известным скрипачом, артистом и певцом), после чего вернулся на родину. Где выяснилось, что подлый дядюшка объявил юного наследника погибшим, а все принадлежавшие ему несметные богатства давно прибрал к рукам. Попытки восстановить справедливость успехом не увенчались, поскольку необходимых документов не нашлось. Войцех был объявлен самозванцем, и единственным подтверждением его знатного происхождения осталось драгоценное кольцо с гербом графов Красинских. Перешедшее затем к Матильде.

Сама Матильда родилась в Лигове - пригороде Петербурга, в семье обрусевших поляков-артистов. Отец - Феликс Кшесинский, танцевал на сцене Мариинского театра и был признан непревзойденным исполнителем мазурки (за это мастерство и был некогда выписан из Варшавы императором Николаем I). Мать будущей примы, Юлия Доминская, также танцевала на сцене. Матильда, которую родные звали ее Малечкой, была младшим ребенком в семье. С восьми лет девочка была определена в балетное училище, затем обучалась в Императорском училище театрального искусства, где под руководством самых лучших русских и европейских педагогов успешно занималась вместе со старшей сестрой Юлией и братом Иосифом.

Интриги и страсти закулисья

События и интриги, связанные с именем Кшесинской в Мариинском театре, будоражили все светское общество Петербурга. Покровительствуемая августейшими особами царского двора, она была в труппе на особом положении. В театральном мире ее боялись, ей завидовали, ее ненавидели. Матильда могла лишить ролей неугодных ей артистов и, наоборот, дать возможность танцевать тем, кто ей был симпатичен. Для себя выбирала только те партии, которые хотела. Под нее специально ставили спектакли, в которых ей вынуждены были ассистировать танцовщицы и танцовщики гораздо более высокого уровня. На гастроли она выезжала в отдельном вагоне. Перечить этой даме не смел никто.


Фото: Global Look Press

Еще бы, если сам российский Император всячески покровительствовал своей бывшей возлюбленной, поддерживая во всех ее закулисных интригах. К примеру: только благодаря этому Кшесинская сумела получить право на персональный бенефис в честь десятилетия ее службы в Императорском театре - в отличие от других артистов, удостаивавшихся такой чести (по давнишней традиции) не раньше, чем через 20 лет.

Более того! Обычно бенефецианту от Министерства двора вручалась в виде так называемого «царского подарка» вещица из золота или серебра: кулон, перстень, мужчинам - портсигар. Однако Матильда не пожелала, чтобы дар для нее был схож с другими - «шаблонными», а потому ей была преподнесена восхитительно изящная брошь, представляющая собой бриллиантовую змейку, обернувшуюся вокруг большого сапфира. Вдобавок великий князь Сергей Михайлович во всеуслышание сообщил, что этот подарок специально для балерины выбирали лично государь и императрица, а Николай подчеркнул, что змея является символом мудрости.

Первый же сезон принес Кшесинской участие в 22 балетах и 21 опере. Как отмечали театральные критики того времени, Матильда, не обладая филигранным талантом балерины, достигла совершенства в балетной технике. Например, именно она впервые в русском балете исполнила 32 фуэте подряд, переняв прием у итальянских танцовщиц.

Однако отнюдь не эта заслуга возвела ее в ранг примы-балерины императорских театров всего четыре года спустя после зачисления в труппу. С такого рода незаслуженным возвышением юной танцовщицы был категорически не согласен Мариус Петипа - главный балетмейстер Мариинки, но его мнение проигнорировали.


Фото: Global Look Press

Другой конфликт возник с директором Императорских театров князем Сергеем Волконским, выразившим недовольство нарушением Кшесинской театральной этики. Суть в том, что влиятельная фаворитка венценосных особ предпочитала щеголять на сцене в украшениях, подаренными ее покровителями, и даже в образе нищенки могла выйти на сцену в жемчужном ожерелье и бриллиантовых серьгах, в ультрамодном платье, сверкающем сапфирами. За что однажды князь наложил на танцовщицу штраф, повелев ей играть в театральном костюме.

Штраф, впрочем, скоро был отменен, а всемогущий, уважаемый театральным сообществом князь Волконский подал в отставку и покинул пост. Сменивший его на должности Владимир Теляковский - последний директор Императорских театров, - в конфликты с Кшесинской предпочитал не вступать.

В 1904 году Кшесинская расторгла договор о постоянной работе в Мариинском театре и перешла на контрактные отношения - стала участвовать только в отдельных спектаклях, получая за каждый сумасшедшие гонорары - 500, а впоследствии и 750 рублей.

Любовница великих князей

Матильда была миниатюрна, рост - 153 сантиметра, фигурка точеная. Гибкая, живая, подвижная, обворожительно-кокетливая, с лучезарной улыбкой и чарующими манерами, нрава веселого, жизнерадостного. А вместе с тем, волевая, целеустремленно идущая к своей цели, умеющая манипулировать людьми. Был в ней какой-то особый манок, соблазняющий даже венценосных особ.


Великий князь Сергей Михайлович

Роман Кшесинской с великим князем Сергеем Михайловичем из династии Романовых (старше ее на 13 лет) начался вскоре после расставания балерины с Николаем II. Поговаривали, что именно император намекнул родственнику, давно влюбленному в балет вообще и в Матильду в частности, «приглядеть за Малечкой». В итоге эта любовная связь продолжилась два десятилетия. Сергей Михайлович - внук императора Николая I, генерал от артиллерии по Гвардейскому корпусу, генерал-инспектор артиллерии, - так и не женился, а свою ветреную возлюбленную боготворил всю жизнь. Настолько, что даже закрывал глаза на ее романы.

Одним из высочайших ухажеров Матильды был годящийся ей по годам в отцы великий князь Владимир Александрович Романов - дядя Николая II. Соперником которого вскоре оказался его родной сын - великий князь Андрей Владимирович, внук Александра II, двоюродный брат Николая II, генерал-майор Свиты Его Императорского величества. По возрасту он был младше Матильды на семь лет. «Это был не пустой флирт», - вспоминала балерина, называя вспыхнувшее у обоих после первой встречи чувство «сильным взаимным влечением», возникшем 13 февраля 1900 года, после первого бенефиса танцовщицы в Мариинском театре - на торжественном банкете «по случаю», организованном в ее особняке на деньги Сергея Михайловича, возглавляющего застолье.

Началось с конфуза. Сидящий рядом с примой 22-летний застенчивый красавец - князь Андрей - неловко опрокинул бокал с красным вином на ее платье. «В мое сердце сразу закралось чувство, которого я давно не испытывала», - описывала свои ощущения Кшесинская, дополняя, что увидела в этом некий добрый знак. В дальнейшем балерина ухитрялась сохранять близкие отношения с обоими великими князьями одновременно.


Князь Андрей Владимирович

Рождение сына

Во время совместной поездки по Европе с князем Андреем, Малечка забеременела. В 1902 году, 18 июня, в Стрельне, родила сына. Первоначально хотела дать ребенку имя Николай - в честь первого возлюбленного, но все-таки посчитала это не этичным, и назвала мальчика Владимиром - по имени своего прежнего воздыхателя и отца нынешнего любовника Андрея. Восстановившись после тяжелых родов, имела напряженный разговор с князем Сергеем Михайловичем, точно знавшим, что не он является отцом новорожденного. «Он настолько меня любил и так был привязан ко мне, что простил и, несмотря на все, решился остаться при мне и ограждать меня, как добрый друг», - рассказывала Матильда, признаваясь, что «так обожала Андрея», что не ощущала вины.


Матильда Кшесинская с сыном Владимиром

По Высочайшему указу Государя Вова (так мальчика называли дома) получил отчество «Сергеевич», фамилию Красинский, а также потомственное дворянство.

Состояние

Состоятельные любовники обеспечивали танцовщице жизнь баснословно богатую. Злопыхатели подшучивали, мол, шкатулка Кшесинской наполнена большинством уникальных изделий Карла Фаберже, носящего звание «ювелира Его Императорского Величества и Императорского Эрмитажа». А балерина и впрямь была одной из самых состоятельных женщин Российской Империи. Ее личные драгоценности, из которых могла бы получиться внушительная музейная экспозиция, оценивались в два миллиона рублей (!). А по тогдашним ценам автомобиль представительского класса стоил в рублях две с половиной тысячи.

Но не только драгоценностями владела влиятельная балерина. Достаточно упомянуть построенный ею для себя в Петербурге роскошный дворец в архитектурном стиле времен Людовика XVI в сочетании с русским ампиром. Проектировал особняк самый модный архитектор фон Гоген, меблировал крупнейший фабрикант Мельцер, все предметы интерьера, вплоть до мелочей, были заказаны в самых дорогих парижских салонах.

А буквально перед началом войны Кшесинская закрутила новый роман. Многолетняя связь с двумя великими князьями не помешала 44-летней балерине вступить в связь с партнером по сцене - артистом Петром Владимировым, который был младше своей возлюбленной на 21 год. Такого позора князь Андрей стерпеть не мог. На парижских гастролях танцор был вызван им на дуэль, где получил ранение в нос, над которым потом долго колдовали французские хирурги.

Невзирая на такие страсти, ни один, ни другой великий князь обиды на свою взбалмошную любовницу не затаили, а, наоборот, продолжали ее холить, лелеять и опекать. Даже в трагические для страны времена. После Февральского переворота Сергей Михайлович предложил Матильде вступить в официальный брак, но получил отказ. Как поясняла балерина, «из-за Андрея».

После революции

Революция 1917 года лишила Кшесинскую всего имущества - драгоценностей, особняка, загородного поместья, даже гардероба. Поскитавшись вместе с сыном по квартирам знакомых, она попыталась отсудить у большевиков свою собственность и выселить из дома расположившихся там матросов. Попытка была обречена на провал, и осознав это, Матильда направилась подальше от большевистской власти - в Кисловодск, где в то время уже находился Андрей Владимирович с матерью и братом. Прежде, чем добралась, долго мыкалась по Югу России и едва не потеряла сына, заболевшего «испанкой».

А князь Сергей Михайлович остался в Петербурге. Не уехал вместе со своей обожаемой Матильдой только по одной причине – пытался уладить дела с ее вкладами, имуществом, недвижимостью. Повествуя о своем настроении того периода, Кшесинская писала: «В душе моей боролись два чувства: радости снова увидеть Андрея и угрызения совести из-за того, что оставляю Сергея в столице, где он находился в постоянной опасности. И тяжело было увозить от него Вову, в котором он души не чаял».

Во время своих мытарств Матильда получила чудом дошедшие до нее письма от Сергея Михайловича, в то время уже погибшего. В 1918 году, на следующий день после расстрела отрекшегося от престола венценосца Николая Второго, великий князь Сергей Михайлович (вместе с другими Романовыми и двумя их приближенными - всего восемь человек) был казнен большевиками в Алапаевске. Когда белогвардейские части обнаружили место трагедии и тела погибших, то в ладони Сергея Михайловича был обнаружен золотой медальон с портретом Матильды Кшесинской.

Эмиграция

В феврале 1920 года Кшесинская навсегда распрощалась с Россией, отплыв вместе c сыном и князем Андреем на лайнере в Константинополь. Оттуда они перебрались во Францию. Поселились на Лазурном побережье, в Провансе, в городе Кап-д’Ай - на вилле «Алам», которую Андрей Владимирович подарил Матильде накануне революции. Этот подарок стоимостью 180 тысяч франков стал дополнением к дому в Париже - еще ранее подаренному ей Сергеем Михайловичем.

Год спустя, а именно 17 января 1921 года, в Каннах, балерина вступила в морганатический брак, обвенчавшись в русской православной церкви с великим князем Андреем Владимировичем. Несмотря на неодобрение родственников, он официально усыновил своего собственного сына, рожденного Матильдой в период ее сожительства с князем Сергеем Михайловичем.

Матильда была азартна до умопомрачения, все свободное время проводила за игрой в карты и в рулетку. После эмиграции во Францию страсть к игре усилилась. Народ судачил о том, что русская балерина спускает в трубу царские драгоценности. В казино Монте-Карло у нее было прозвище «Мадам-17», поскольку чаще всего Кшесинская делала ставку именно на это трагическое число, почему-то считая его счастливым. Но в какой-то момент везение окончательно изменило танцовщице - она проиграла все оставшееся состояние: и виллу, и дом, и даже бриллианты, оставшиеся после смерти матери князя Андрея - Марии Павловны.


Фото: Global Look Press

Вместе с мужем Матильда Феликсовна вынуждена была перебраться в крохотную двухкомнатную квартирку в небогатом районе Парижа. Вскоре она открыла балетную школу, которая очень быстро стала невероятно востребованной. В знаменитую студию Кшесинской приезжали учиться со всех концов света, и ученицы становились звездами мирового балета. А сама Матильда работала без устали, с утра до вечера занималась со своими подопечными у станка, невзирая на артроз суставов ног.

Ушла из жизни Матильда Кшесинская 6 декабря 1971 года - в возрасте 99 лет, не дожив нескольких месяцев до своего 100-летия. Покоится эта загадочная женщина, одна из самых влиятельных особ конца XIX - начала XX века на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа. Рядом с ней - муж, великий князь Андрей Владимирович, ушедший из жизни на 15 лет раньше, и сын Владимир, скончавшийся через три года после смерти матери. На памятнике надпись: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Имя: Матильда Кшесинская

Дата рождения: 31.08.1872

Возраст: 146 лет

Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

Деятельность: балерина, педагог

Семейное положение: замужем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


Детство и юность Матильды

Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

Матильда Кшесинская в детстве

На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

Родители Матильды

Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

Творческая карьера в России

Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

Известная балерина Матильда Кшесинская

Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

  • «Эсмеральда»;
  • «Баядерка»;
  • «Тщетная предосторожность»;
  • «Пробуждение Флоры»;
  • «Спящая красавица»;
  • «Эвника» и др.

Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

Матильда во время танца

В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

Жизнь за границей

Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

Некоторое время танцовщица жила за границей

К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

Матильда в своем загородном доме

Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

Матильда Кшесинская и Николай Александрович

С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

Личная жизнь

Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

Матильда со своим мужем и сыном

Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

Искать бриллианты и золото балерины логично в районе ее дачи в Стрельне

В числе самых обсуждаемых тем всего уходящего 2017-го, безусловно, «роковая» балерина Матильда Кшесинская и ее амурная история с цесаревичем Николаем. А одна из самых популярных тем на исходе декабря - собачья, знаменующая наступление года Собаки. Корреспондент «МК» попытался объединить эти два «ингредиента», и в итоге получился весьма «игристый» коктейль. Формула простая и интригующая: Матильда + собаки = тайна.

Матильда с любимым фоксиком Джиби и козочкой.

Заслуженная артистка Императорских театров Кшесинская на протяжении многих лет была заядлой собачницей. В доме у нее практически постоянно жили собаки, причем Матильда Феликсовна явно отдавала предпочтение конкретной породе - фокстерьерам. Именно такой вывод можно сделать, прочитав машинописную рукопись «Воспоминаний» балерины, хранящуюся в Государственном архиве РФ.

Вот, например, что она написала о событиях своей жизни во Франции осенью 1928 года, когда она вместе с мужем, великим князем Андреем Владимировичем, поехала в Париж, чтобы найти там подходящее жилье: «Я искала дом с садом, так как у меня были фокстерьеры, которым нужно было где-то бегать...»

Самым знаменитым из всех четвероногих любимцев Матильды Кшесинской стал пес по имени Джиби. Эта собака жила у балерины на протяжении почти десяти предреволюционных лет. «В самом доме жила козочка, которая выступала со мною в балете «Эсмеральда», - писала позднее Кшесинская. - Еще был мой любимый фоксик Джиби, неразлучный друг. Проходя мимо моего сада, можно было видеть гуляющих вместе козочку, свинью и фоксика...»

Джиби сопровождал хозяйку во время ее поездок в загородные поместья - чаще всего на дачу в Стрельне. Однако бывали вояжи в более отдаленные места летнего отдыха. Например, Кшесинская посещала вместе с Андреем Владимировичем принадлежащее ему имение Борки в Орловской губернии. Старожилы Борков вспоминали, как барин, князь Андрей, дважды приезжал с красивой, нарядно одетой барыней и та горстями бросала в толпу детей «конфекты». Селяне рассказывали, что даже во время этих летних «каникул» Матильда не прекращала регулярно заниматься балетными упражнениями, поддерживая себя в форме. Однажды Кшесинская обнаружила, что куда-то пропали ее пуанты. Поиски в доме не дали результатов, так что пришлось доставать запасную пару балетных туфелек. Проведенное расследование помогло выяснить, что к пропаже спецобуви балерины причастен ее обожаемый фокс. Заигравшийся в охотника Джиби утащил пуанты в лесные заросли. Лишь по прошествии времени одну из атласных туфелек случайно нашла местная девочка. Этот артефакт потом долгие годы хранился в ее семье.

В самые опасные дни - во время февральской смуты 1917-го - Джиби оказался в числе того немногого, что прихватила Кшесинская, спешно покидая свой петербургский дворец.

«27 февраля... Под вечер выстрелы стали раздаваться около моего дома. Всем стало ясно, что надо во что бы то ни стало как можно скорее покинуть дом, пока толпа не ворвется в него. Во время поспешных сборов я вдруг, к ужасу, увидела, что я чуть было не забыла своего любимого фоксика Джиби, который смотрел на меня огромными глазами, полными ужаса. Он чувствовал инстинктом, что что-то случилось и все куда-то собираются уходить, а его забыли. Кто-то схватил его на руки, другой взял мой саквояж с драгоценностями, и мы все бросились бежать из дома... Я надела самое скромное из своих меховых вещей, чтобы быть менее заметной, - черное бархатное пальто, обшитое «шиншилла», - и на голову накинула платок...»


На протяжении нескольких последующих месяцев знаменитой балерине, «любимице Романовых», вместе с сыном Владимиром пришлось скитаться по чужим домам. Сперва они укрывались на квартире у одного из знакомых артистов, потом у брата - Иосифа Кшесинского... Между тем особняк Матильды, как она сама писала, «сразу был занят бандой революционеров». Теплившаяся надежда, что волна беспорядков скоро схлынет, никак не сбывалась. События в столице, наоборот, становились все более непредсказуемыми и угрожающими. 13 июля 1917 года Кшесинская вместе с сыном уехала подальше от революционных потрясений - в Кисловодск, где еще с января обосновался ее возлюбленный - великий князь Андрей Владимирович.

Однако накануне расставания с Петербургом-Петроградом произошло одно событие, которое до сих пор не дает покоя некоторым исследователям и «искателям приключений». Кшесинская вдруг срочно отправилась на свою дачу в приморской Стрельне. Впрочем, судя по ее «Воспоминаниям», история была вполне житейская, грустная, связанная как раз с ее любимым фокстерьером.

«...В другой раз мы поехали... в Царское Село вместе с моим человеком Арнольдом, который уговорил меня позавтракать там у его друга, содержавшего маленький пансион... Эта прогулка кончилась печально. Я взяла с собою моего фоксика Джиби, и он, вероятно, бегая по всяким закоулкам, съел что-нибудь ядовитое, и в ту же ночь он у меня околел.

Когда мы возвращались домой, да и весь вечер, Джиби вел себя как обычно и только ночью ворочался больше обыкновенного, но я думала, что он просто блох вычесывает, и все его успокаивала. Наутро, когда я проснулась, он оказался уже мертвым. Потеря любимой собачки, верного друга, в течение девяти лет не покидавшего меня, так хорошо меня знавшего и понимавшего, была для меня горем… Я помню, я как-то ночью заплакала и у меня вырвался крик отчаяния. Мой Джиби вскочил мне на грудь и своими чудными глазами с ужасом смотрел на меня, как будто чувствуя, что я переживаю.

Я повезла его в Стрельну на автомобиле с сыном Вовой похоронить его там, где он был такой счастливый, бегая на воле по саду. Солдаты, которые уже жили на моей даче, отнеслись к этому очень трогательно и даже сами помогали мне вырыть ямку и засыпать. Когда солдаты его засыпали, они говорили между собою: «Видно, хорошая была собака, коль барыня так заливается слезами!..»

Казалось бы, что во всей этой истории странного? Ну, похоронили мать с сыном-подростком своего внезапно умершего четвероногого любимца. Но зачем же ехать ради этого так далеко, подвергаясь реальной опасности нападения революционной вольницы?! Некоторые исследователи склонны видеть здесь отнюдь не бытовой момент, обусловленный сентиментальным желанием обустроить собачью могилку именно там, где Джиби «был таким счастливым», а хорошо продуманную операцию по устройству тайника с драгоценностями.

Общеизвестно, что Кшесинская ко времени революционных перемен 1917-го была очень и очень состоятельной дамой. Она владела роскошным петербургским особняком, большой дачей, гаражом с двумя автомобилями, прекрасной конюшней... А кроме того, имела богатейшую коллекцию ювелирных украшений.

Многие из этих драгоценностей были получены в подарок от поклонников прима-балерины. Вот упоминания лишь о некоторых из них, взятые из мемуаров Матильды.

«Великий князь Владимир Александрович... на Пасху прислал мне огромный букет ландышей, к которому было прикреплено драгоценное яйцо работы Фаберже...»

«...Я получила множество дорогих подарков и цветов. Среди них был золотой лавровый венок, сделанный по моей мерке, чтобы можно было надеть его на голову. На каждом листике было выгравировано название балета, в котором я танцевала. Балетов в моем репертуаре было очень много, и венок получился пышным».

Многие очень ценные подарки Матильда Кшесинская получила от Николая Александровича Романова, причем он продолжал баловать свою бывшую возлюбленную презентами даже после того, как они прекратили близкие отношения. Например, в день ее бенефиса 13 февраля 1900 года через князя Волконского государь передал Малечке великолепную брошь в виде свернувшейся клубком бриллиантовой змеи с крупным сапфиром посередине (пикантная подробность: Николай II попросил передать Матильде, что эту брошь он выбирал вместе с супругой - императрицей Александрой Федоровной).

Так что в ларцах и шкатулках Кшесинской к началу 1917-го скопилось большое количество ювелирных ценностей, золота. Лишь немногие из этих сокровищ Матильде Феликсовне удалось вывезти из объятого революцией Петрограда сперва в Кисловодск, потом на Черноморское побережье и, наконец, еще несколькими годами позднее - в эмиграцию. Какую-то часть богатств, по признанию балерины, она еще до начала революционных событий предусмотрительно передала на хранение в несколько петроградских банков (и потом всю свою долгую жизнь бережно хранила банковские квитанции, надеясь когда-нибудь вернуть себе свои драгоценности). Однако с большой долей вероятности можно предположить, что существовала и третья порция «кшесинских» богатств. И эту третью порцию экс-любовница царя перед тем, как покинуть российскую столицу, где-то спрятала.


Дача Матильды Кшесинской в Стрельне.

Вот тут и вспоминают охотники за сокровищами эпизод с похоронами скоропостижно скончавшегося фокстерьера Джиби, состоявшимися накануне отъезда семьи Кшесинской из Петрограда. По мнению некоторых любителей конспирологических версий, «это ж-ж-ж-ж неспроста»! Мол, хитроумная Матильда использовала ход с закапыванием околевшего песика на стрельнинской даче, чтобы запудрить мозги солдатам, которые там квартировали. Эти бойцы революции доверчиво отнеслись к сентиментальной истории любви барыни к своему умершему песику, даже помогли его похоронить. А Кшесинская и ее спутники под сурдинку могли тайком припрятать привезенные с собой сокровища в каком-то укромном месте на окружающей территории, возможно даже, в заранее подготовленном тайнике (сохранились сведения, что на даче Матильды Феликсовны до последних спокойных времен продолжались работы по сооружению и усовершенствованию различных хозяйственных построек, - кто мешал заодно и место для схрона устроить?).

В этом случае смерть Джиби оказалась очень кстати. Это был железный аргумент, оправдывающий неожиданный вояж Кшесинской на свою бывшую дачу. Некоторые исследователи даже допускают, что балерина ради этого нарочно отравила своего домашнего пса. Впрочем, столь жестокий поворот сюжета кажется автору этих строк маловероятным: уж к кому-кому, а к животным Матильда относилась с большой любовью.

Противники детективной истории со стрельнинским кладом могут высказать недоумение: зачем прятать сокровища? Не проще ли было их балерине взять с собой?

На это находим ответ в мемуарах самой Кшесинской, где она описывает ситуацию с повальными обысками в то время: «Обыски обыкновенно сопровождались отбиранием всего ценного, что солдатам попадалось под руки, и все поэтому стали прятать деньги и драгоценности. Тут, конечно, каждый проявлял свой талант и находчивость. Но часто приходилось менять места, так как, конечно, все прятали примерно одинаково, и раз солдаты находили вещи в одной квартире в определенном месте, они в следующей искали в таком же. Например, прикалывали деньги под ящик письменного стола, чтоб, когда открыли его, там денег не было. Но потом они это открыли и прямо лезли под ящики... Многие первоначально прятали свои кольца в банках с гуталином, но скоро солдаты нашли это и прямо лезли туда пальцами...»

Поэтому вполне логично выглядят предположения, что балерине показалось надежнее взять с собой лишь небольшую часть своих ценностей, а основные сокровища отдать в банковские хранилища и спрятать в потайном месте. Ведь тогда, летом 1917-го, Кшесинская еще надеялась, что смутные времена когда-нибудь минуют, и она сможет вернуться в свои владения - в петербургский особняк и стрельнинскую дачу - на правах полноценной хозяйки.

Увы, такие ее чаяния не оправдались. И если предположения о закопанном в Стрельне кладе верны, значит, эти драгоценности Матильды так до сих пор и остаются под спудом. Энтузиасты-кладоискатели не раз пытались вести поиск бриллиантов Кшесинской, однако безрезультатно. Не обнаружено до сих пор никакой достоверной информации о возможном месте тайника. Более того, к нынешнему времени исчезли - разрушены, разобраны - практически все многочисленные постройки дачного комплекса Матильды Кшесинской в Стрельне.

Так что эта «собачья» тайна знаменитой балерины остается, будоража умы предприимчивых охотников за сокровищами.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Эти ненайденные сокровища баснословной цены так же увлеченно ищут до сих пор, как и Янтарную комнату или библиотеку Ивана Грозного. Речь идет об уникальных драгоценностях знаменитой русской балерины Матильды Кшесинской. Специалисты предварительно оценили наследство Кшесинской в сумму $200 млн. В 1917 году балерина уезжает за границу, а так как убегала из страны она в спешке то с собой увезла только небольшой саквояж с самыми любимыми украшениями. Но они были безделицами, по сравнению с теми драгоценностями, которые ей удалось своевременно спрятать. На новой родине она вела очень скромную жизнь, подрабатывая частными уроками. До сих пор ни одна драгоценность, принадлежащая Матильде Кшесинской, не появилась ни у коллекционеров, ни на мировых аукционах. А это дает надежду, что находка еще впереди.

В настоящее время в Петербурге несколько раз в месяц появляется информация о нахождении очередного клада. Так, недавно, были найдены монеты, относящиеся к времени правления Екатерины II. Монеты находились в дорогом портсигаре, украшенном изумрудами.

В годы революции многие богатые люди покидали страну с надеждой скоро вернуться в родные пенаты, поэтому и прятали все ценности так, чтобы, по возвращении, достать их из укрытия.

Матильда Кшесинская владела огромным состоянием. И хотя она была достаточно близка к первым лицам российского государства, существует легенда о настоящем источнике ее благосостояния. Историки считают, что именно из-за этой хрупкой женщины, Россия проиграла Первую мировую войну. Говорят, что Матильда Кшесинская лоббировала интересы оружейных фирм Франции в российском правительстве и, получала, естественно, огромные комиссионные за это. А французские поставщики (и правительство Франции) оставили Россию без тяжелой артиллерии, что привело к поражению России от оснащенной и готовой к войне Германии. Также, считается, что на совести Кшесинской и закупка некачественной военной техники накануне войны. Как же балерине, хоть и знаменитой, удалось это?

Во все времена балет считался очень дорогим и затратным видом искусства. В дореволюционное время в России было только две балетные группы: в московском Большом театре и в Мариинском в Петербурге. Артистки балета считались не только самыми привлекательными женщинами, но хорошо образованными. Молодая, талантливая, умная балерина Кшесинская сразу обратила на себя внимание императорского семейства. На одном из спектаклей, Матильда была представлена наследнику российской империи – цесаревичу Николаю. Родные наследника трона считали, что это знакомство «растормошит» цесаревича и он более спокойно отнесется к навязанному ему родней браку. Их отношения продлились два года – до самой женитьбы цесаревича. Вскоре после расставания с Николаем, Кшесинская родила сына. Но балерина не осталась без внимания императорской семьи – Матильде покровительствует кузен цесаревича – Сергей Михайлович. Он официально признает отцовство ребенка Матильды.

Балерина не скрывает свое богатство от петербургского бомонда. Как и то, что является самой любимой клиенткой знаменитого ювелира императорского двора – Карла Фаберже. Ее украшениям завидовала вся столица. Цесаревич подарил Матильде роскошное сапфировое ожерелье, а Сергей Михайлович коробку, выполненную из ценного сорта дерева, до верху наполненную желтыми бриллиантами разных размеров. Из этих бриллиантов Фаберже сделал для Кшесинской уникальную брошь, которую балерина часто носила и очень любила. Балерина даже на выступления надевала свои драгоценности, а на гастролях за хранение и своевременную доставку необходимых драгоценностей артистке, отвечал специальный агент ювелирного дома Фаберже. Потрясенные ее талантом, поклонники дарили балерине дома, особняки и, даже, дворцы.

Конечно, Кшесинская задумывалась о том, как сохранить свое богатство. Друзья рассказывали о том, что балерина часто упаковывала, полученные от поклонников многочисленные антикварные вещи.

Но согласно записям, в дневнике балерины, ее самой любимой драгоценностью были не многочисленные украшения из бриллиантов и сапфиров, а выкупленный за огромные деньги у Николая Гумилева древний золотой гребень, привезенный им из археологической экспедиции. Гумилев нашел эту вещь в гробнице на острове в Белом море. В гробнице находился женский скелет 2,5 метрового роста. На ней было всего одно украшение – этот гребень, изумительной красоты и удивительной работы. На гребне изображена девушка, смотрящая на двух плывущих к ней дельфинов. Никто из исследователей не смог сказать к какой цивилизации принадлежала золотая находка.

Матильда Кшесинская утверждала, что приобретение этого гребня стало началом неожиданных мистических перемен в ее жизни. Так, если гребень был на ней, все ее планы всегда сбывались. Анализ золота, из которого сделан гребень, показал большую пластичность гребня. И еще, проба золота гребня оказалась 1000! Как известно, такой пробы не существует на нашей планете!

Есть предположение, что этот гребень появится в 2017 году, т.е. ровно через сто лет после его утраты.

Кроме дома в столице, Кшесинской принадлежала дача, с прилегающим большим парком (сегодня там находится объект, принадлежащий администрации Президента). В связи с этим, поиск сокровищ Кшесинской, возможно, спрятанных на бывшей даче балерины или территории сада, исключен. Предполагается, что все сокровища балерины упрятаны в 20 больших ящиках. Для хранения такого количества драгоценностей требовался тайник достаточно большого размера.

Есть сведения, что о дате переворота Кшесинская узнала на два дня раньше, чем сам император. Балерина сразу пошла к Фаберже, с собранным сундучком самых дорогих украшений, чтобы ювелир помог их сохранить. Остальное ценное имущество балерина также сумела своевременно спрятать. Однако большевикам удалось изъять некоторые уникальные сокровища Матильды Кшесинской: цветы из драгоценных камней, находящиеся в вазах, выполненных их горного хрусталя; елочку из золота, украшенную льдинками из бриллиантов. Помогла большевикам в этом служанка балерины, которая и указала солдатам место нахождения небольших тайников хозяйки. Особняк Кшесинской занял Ульянов (Ленин). Балерина пыталась через суд вернуть себе дом и, хотя она выиграла суд, особняк ей никто не вернул. Пожалуй, Кшесинская не зря так «билась» за особняк. Возможно именно там и находился тайник, либо с ним связана какая-то нераскрытая до сих пор тайна. Последней каплей было то, что она увидела соратницу Ленина – Колонтай, одетую в шубу, которую подарил Матильде ее венценосный поклонник. Кшесинская поняла, что ей нужно срочно покидать Россию. Единственная ценность, оставшаяся у нее на руках – запонки, сделанные Фаберже, ушли на оплату капитану корабля, на котором балерина бежала из революционной страны вместе с сыном.

Перевезти драгоценности балерины через границу пытался брат балерины – Иосиф. Но английский посол отказал ему в этой просьбе. Сергей Михайлович также старался помочь балерине с сокрытием ее сокровищ, из-за этого он поплатился собственной жизнью. У него была возможность своевременно покинуть Россию, но он остался улаживать финансовые и имущественные дела своей возлюбленной. Кшесинская была потрясена, поступившими к ней, известиями о расстреле Сергея Михайловича и смерти императора. Есть сведения, что для спасения Николая Второго, Кшесинская вышла за него замуж (предварительно, в церкви был расторгнут существующий брак императора). Трудно сказать, какие цели преследовало это действие, но в Царском Селе провели религиозный обряд бракосочетания Матильды Кшесинской и Николая II. Возможно, из-за этого, даже само упоминание о Кшесинской в советское время оказалось под строгим запретом.

За столько лет, прошедших со времени всех этих событий, ни одна вещь из коллекций Матильды Кшесинской не «всплыла» хоть где-то. Поэтому с уверенностью можно сказать, что клад балерины до сих пор не найден.

В одном из писем, полученном Кшесинской от Сергея Михайловича, уже после его смерти (письма шли медленно), было написано, что «дела улажены». А это значит, что все сокровища были спрятаны. Учитывая то, что Сергей Михайлович был умелым инженером, на счету которого много построенных военных сооружений, спрятал драгоценности он умело.

Кшесинская никогда не пыталась найти свой клад. Жила достаточно скромно, организовав собственную школу молодых балерин. Несмотря на небольшой доход, часто по вечерам посещала казино, где она делала ставку исключительно на цифру семнадцать. Она намекала своему окружению, что настанет время и она вернется в Россию, и вот тогда заживет в богатстве.

В ОГРОМНОМ старом доме на Садовой-Каретной улице, что неподалеку от Концертного зала им. Чайковского, десять лет назад жил невзрачный с виду старичок Сергей Михайлович. Мы оказались соседями: квартира, которую я тогда снимал, находилась рядом с его - на одной лестничной клетке. Выполнив пару раз какие-то необременительные поручения, я получил приглашение в гости, где впервые в жизни увидел... машину времени, которой оказалась его небольшая двухкомнатная квартирка. Все стены того уютного жилища - от пола до потолка - были увешаны пожелтевшими черно-белыми фотографиями. С одной из них смотрела стройная благородная дама с эротично оголенным животиком, прикрытым огромными жемчужными бусами. Ее пышную прическу поддерживал платиновый обруч, тонкие руки в золотых браслетах были приподняты и, заложенные за голову, обнимали красавицу.

Замечательный сосед

ПОЙМАВ мой взгляд, Сергей Михайлович улыбнулся: "Это Матильда Феликсовна. Не узнаете?" Ну откуда я мог узнать по фотографии знаменитейшую Матильду Кшесинскую? "Я ведь был знаком с ней, - продолжал сосед. - Вы, наверное, думаете, что я выжил из ума и собираюсь рассказать о мамонтах, на которых ездил на охоту? А ведь ее, - старик вплотную подошел к портрету и коснулся рамки, - не стало всего тридцать лет назад. Матильда Феликсовна не дожила всего несколько месяцев до своего столетия и до последнего дня находилась, что называется, в здравом уме и трезвой памяти. Я познакомился с ней в 1958-м, когда труппа Большого театра ездила на гастроли в Париж. Это была моя первая поездка за границу. Перед отъездом нас долго инструктировали о возможных провокациях и недопустимости общения с представителями белой эмиграции. Но я молодой был, самонадеянный и не побоялся заговорить после одного из выступлений с женщиной, которая, прислонившись к стене "Гранд-опера", почти в голос рыдала, что-то приговаривая по-русски. Конечно, я поначалу не понял, кто передо мной. Но когда услышал адрес, продиктованный странной парижанкой водителю авто, до которого я ее проводил, то на мгновение потерял дар речи. Сами представьте: на дворе 1958 год, у нас Хрущев с Мавзолея Ленина рукой машет, а тут на полном серьезе просят довезти до дома: 16-й округ, особняк Матильды Кшесинской. Ну а когда женщина назвалась Матильдой Феликсовной, мои губы сами потянулись к ее руке. В фильмах-то видел, как обращались с почтенными дамами в царское время".

Вы что, и дома у нее были? - не поверил я.

Ну не упускать же такую возможность. Нашим, конечно, ничего говорить не стал. Но на следующий день отправился по записанному на клочке бумаги адресу. Я ведь бывал в доме Кшесинской в Ленинграде. Не у нее самой, конечно, а в музее. В ее питерском особняке располагался музей: в 1917 г. там какое-то время Ленин с Крупской жили, Коллонтай работала. Я, кстати, рассказал об этом Матильде Феликсовне. Она сразу погрустнела: "Если бы не этот дом, Сергей, может быть, был бы жив". "Ваш муж?" - спросил я. "Да вы ничего не знаете, - неожиданно улыбнулась хозяйка дома. - Хотя все правильно, мне говорили, что упоминать мое имя в России до сих пор небезопасно. Нет, ваш тезка не был мне мужем. Великий князь Сергей Михайлович до конца своих дней оставался моим самым близким другом..."

Телеграмма с того света

МАТИЛЬДА Феликсовна позвонила в небольшой медный колокольчик, вызвала прислугу и попросила принести чай. "Или, может быть, вина? - обратилась она ко мне. - Хотя правильно, что перед выступлениями вы не пьете. Я в день спектакля вообще ничего не ела. Оставалась до полудня в постели и не позволяла себе даже глоточка воды. Вам это действительно интересно? Ну что ж, мне есть что вспомнить. Особенно сейчас, когда сказка, которой была вся моя жизнь, закончилась после смерти моего благоверного - великого князя Андрея Владимировича. Вы, кстати, знаете, что перед вами - светлейшая княгиня Романовская-Красинская? Эту фамилию и титул мне даровали после бракосочетания с Андреем. Мы вместе с ним и моим сыном уехали из России в 1920-м, а через год обвенчались в русской церкви в Каннах.

Я поначалу отвергла предложение великого князя Андрея Владимировича стать его женой. Предать великого князя Сергея Михайловича, который оставался в России, я не могла. Тем более что эмигрировать он не успел в какой-то степени и из-за меня: остался в Петрограде освобождать мой дом от большевиков, одновременно собираясь перевести на заграничный счет вырученные от продажи драгоценностей средства. Увы, все напрасно. Сергей Михайлович ведь тоже делал мне предложение. Но тогда я отвергла его из-за великого князя Андрея Владимировича, в которого была влюблена и от которого - я никогда не делала из этого секрета - родила сына Вовочку. Сергей знал, что не он является отцом ребенка, но все равно помог организовать роды и даже дал Володе свое отчество. Мать Андрея была категорически против нашего брака, так что по воле Господа Вовочка - правнук Александра II (Андрей был его внуком) - стал по бумагам правнуком Николая I (чьим внуком был, соответственно, Сергей).

Фактически у Володи было два отца - родной и неродной. Сергей Михайлович поздравлял его с каждым днем рождения. Последнюю поздравительную телеграмму мы получили в 1918 г., которую, как оказалось, Сергей отправил за месяц до своей гибели. Его вместе с другими Романовыми арестовали и сослали в Алапаевск, где они и были уничтожены: их сбросили в шахту. Но великий князь не стал дожидаться смерти и набросился на охранников, за что был на месте расстрелян. Когда в Алапаевск вошел Колчак, останки невинно убиенных достали и предали земле. На теле Сергея Михайловича нашли медальон с моим именем. Только когда в Париже мне передали этот медальон, я поверила, что Сергея больше нет. Тогда-то и состоялась наша свадьба с великим князем Андреем.

Вы, кстати, ничего не слышали о судьбе праха великого князя Сергея? Я так и думала, просто на всякий случай спросила. А вдруг? Должны же бренные останки найти свой последний приют. После отступления Колчака гроб с телом Сергея Михайловича перевезли в Пекин. Но я так и не успела туда съездить. В 41-м началась война, сын попал в концлагерь, надо было выручать. А в 1945-м Маньчжурию заняли советские войска, и могила исчезла.

Но я все равно чувствую, что Сергей не оставляет меня. Представляете, через год после свадьбы с Андреем, когда я уже именовалась княгиней Романовской-Красинской, мне доставили телеграмму, в которой было всего несколько слов. "Страшно за тебя переживаю. Если сможешь, будь счастлива. Мечтаю только об этом. Сергей". У меня случился нервный срыв. И хотя потом прояснилось, что из-за перебоев в работе почты мы получили запоздавшую корреспонденцию, для меня это был знак. Я чувствовала себя виноватой перед Сергеем. Он мог бы быть счастлив с одной из великих княжон, за которой ухаживал. Но когда пошли слухи об их возможной свадьбе, я попросила его прекратить ухаживания и тем положить конец неприятным для меня разговорам. А сама обожала Андрея.

Теперь со мной нет и Андрея. А знаете, меня ведь упрекали, что я совращаю молоденького князя. Он же был на шесть лет младше меня. После встречи с ним я окончательно поверила в знаки. В первый же вечер нашего знакомства великий князь Андрей Владимирович во время обеда облил красным вином мое новое платье.

Вообще, молодой человек, - раскрасневшаяся то ли от чая, то ли от воспоминаний, Матильда Феликсовна выглядела немного утомленной, - мой вам совет: учитесь читать знаки. Тот, кто обладает этой способностью, дарованной на самом деле каждому, и хочет правильно прожить свою жизнь, обязательно будет счастлив.

Вообще я вам скажу, что каждый имеет в этом мире то, что он хочет. Только хотеть надо сильно, по-настоящему. Я прощаюсь с вами, дорогой Сергей. Спасибо, что вы вчера подошли ко мне. С вами я снова окунулась в свою прежнюю жизнь. И еще раз поняла, что прожила ее счастливо. Когда у вас появится такая возможность, передайте это вашим друзьям".

Вы передали кому-нибудь слова Кшесинской? - спросил я.

А как же? Только что.

P. S. 31 августа "генералиссимусу русского балета", как называли Матильду Кшесинскую, исполнится 130 лет. Похоронена она в одной могиле с великим князем Андреем Владимировичем под Парижем на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа. Незадолго до смерти танцовщице приснился странный сон, который она категорически отказалась пересказать кому бы то ни было. Только записала в дневнике, который вела до последнего дня: "Все прояснилось". Перед тем как на гроб с телом Матильды Феликсовны навсегда опустилась дубовая крышка, на лице Кшесинской появилась улыбка. Эта женщина умела читать знаки.