Государственные и муниципальные служащие в рф. Муниципальная служба и муниципальный служащий

Введение

2. Муниципальные служащие

Заключение

Список литературы

Введение

Главная функция государственной и муниципальной службы, и в этом ее суть, - служить обществу (ради этого она и создается), обеспечивать устойчивую связь государства (города) и общества, государства и его граждан, в своей деятельности практически реализовывать демократические принципы, расширять условия для создания гражданского общества, мотивировать развитие его самоуправленческой деятельности средствами профессиональной управленческой работы, максимально делегировать функции управления общественным институтам, гражданам, словом, развивать и поддерживать их свободную жизнедеятельность на основе не только права, но и тех духовно-нравственных принципов, ценностей, которые являются определяющими для народного самосознания. Поэтому государственная и муниципальная служба, не только социально-правовой институт общества, но его духовно-патриотический лидер, интеллектуальный центр, призванный управленческими средствами подвигать общество на практическое осуществление его целей: социальной справедливости и достижения достойной жизни своих членов, развития демократических институтов, (формирования высокой духовности каждого своего члена, развития науки, культуры, образования.

Целью данной работы является рассмотрение прав и обязанностей государственных и муниципальных служащих.

В связи с этим выделим следующие задачи:

Раскрытие понятия государственной службы;

Раскрытие понятия муниципальной службы;

1. Права и обязанности государственных и муниципальных служащих

1.1 Понятие государственной службы и служащего

Согласно Федеральному закону "Об основах государственной службы Российской Федерации" от 31 июля 1995 г., государственным служащим является гражданин РФ, исполняющий в порядке, установленном этим Законом, обязанности по государственной должности государственной службы (категории "Б" и "В") за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Федерации.

Государственный служащий - это гражданин, исполняющий возложенные на него обязанности за вознаграждение, выплачиваемое из средств федерального бюджета РФ или её субъекта.

Государственный служащий - это лица находящиеся на государственной службе, занимающие должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате и некоторых других органах.

Государственный служащий - это лицо, которое находится на государственной службе, занимает должности в центральном и местном аппарате государственного управления, в судебном аппарате.

Государственным служащим может быть только гражданин России. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.

Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализуют должностные полномочия, выполняют государственные функции.

Состав служащих неоднороден. Они трудятся в различных государственных и негосударственных организациях, занимаются частной практикой, имеющей государственный характер (нотариусы). Государственные служащие - разновидность служащих, которые среди всех других служащих образуют основную группу субъектов административного права. До принятия закона об основах государственной службы термин "государственный служащий" трактовался в литературе в широком и узком смысле. В широком смысле государственным служащим признавалось лицо, которое занимало в порядке, установленном правовыми актами, должность в государственной организации: государственном органе, на предприятии, в учреждении, иной организации. А в узком смысле - гражданин Российской Федерации, занимающий в порядке установленном правовыми актами, должность в государственном органе. При этом под должностью понималась штатная единица государственной организации, которой соответствует служебное положение лица, замещающего ее. Главным в изложенной концепции является признание государственными служащими служащих, как государственных органов, так и других государственных организаций, не являющихся таковыми. Служащие же государственных органов относятся к их особой категории, участвующей в той или иной степени в осуществлении задач и функций государства. В соответствии с законом об основах государственной службы государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Таким образом, признаки государственного служащего сводятся к тому, что он: а) гражданин Российской Федерации; б) замещает государственную должность в государственном органе; в) замещает в таком органе должность государственной службы; г) выполняет обязанности, определяемые данной должностью; д) получает за их выполнение денежное вознаграждение за счет средств бюджета. Лица, занимающие должности в государственных органах, а также на государственных предприятиях, в учреждениях и организациях, но не характеризующиеся указанными признаками, по Закону об основах государственной службы, государственными служащими не являются. По этому закону государственной является должность в Федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей. Должность определяет круг служебных обязанностей, права и пределы ответственности государственного служащего, требования к его профессионально-квалификационной подготовке. Она отображает содержание выполняемой служащим работы, определяет его правовое положение.

Государственная служба Российской Федерации - профессиональная служебная деятельность граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий:

Российской Федерации;

федеральных органов государственной власти, иных федеральных государственных органов;

субъектов Российской Федерации;

органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов субъектов Российской Федерации;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов;

лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы:

государственная гражданская служба;

военная служба;

правоохранительная служба.

Государственная гражданская служба подразделяется:

на федеральную государственную гражданскую службу;

государственную гражданскую службу субъекта Российской Федерации.

Военная служба и правоохранительная служба являются видами федеральной государственной службы.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

государственный муниципальный служащий право

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

1.2 Права и обязанности государственных служащих

Права государственных служащих представляют собой комплекс правовых возможностей, во-первых, предоставленных им Конституцией РФ, конституциями и уставами субъектов РФ как гражданам РФ; во-вторых, вытекающих из факта замещения ими государственных должностей государственной службы (должностные или служебные права); в-третьих, определяемых особенностями отдельных видов государственно-служебной деятельности (например, налоговой, таможенной, военной службы).

Государственным служащим предоставлен значительный объем служебных (должностных) прав. Наиболее существенными из них являются следующие:

принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;

ознакомление со всеми документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой должности;

получение информации и материалов, необходимых для исполнения служебных обязанностей;

посещение для исполнения должностных обязанностей различных объектов независимо от формы собственности;

ознакомление со всеми материалами своего личного дела;

проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство.

Служащий вправе участвовать по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной должности государственной службы. Ему предоставлено право продвижения по службе (должностная карьера), на увеличение денежного содержания, а также на переподготовку и повышение квалификации. В соответствии со стажем государственной службы он имеет право на социальное обеспечение. Для защиты своих интересов государственные служащие вправе объединяться в профсоюзы.

Для разрешения споров, связанных с государственной службой, служащий может обратиться в соответствующие государственные органы или в суд (например, по вопросам квалификации и аттестации, приема на службу, ее прохождения, реализации своих прав).

Основные обязанности государственных служащих связаны с:

соблюдением законности;

обеспечением прав и законных интересов граждан;

исполнением приказов, распоряжений и указаний руководителей (за исключением незаконных);

соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, должностных инструкций;

своевременным рассмотрением обращений граждан и организаций и принятием по ним решений;

хранением государственной и служебной тайны.

При несении государственной службы служащий обязан ежегодно представлять в органы государственной налоговой службы сведения о полученных им доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности и являющихся объектами налогообложения.

заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой);

быть депутатом любого представительного органа;

заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;

состоять членом органа управления коммерческой организации;

быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органе, в котором он состоит на службе либо который непосредственно подчинен или подконтролен ему;

использовать в неслужебных целях государственное имущество и служебную информацию;

получать гонорары за публикации или выступления в качестве государственного служащего;

получать от физических и юридических лиц подарки, денежное вознаграждение, оплату отдыха и развлечений и т.п., если это связано с исполнением должностных обязанностей;

принимать участие в забастовках;

использовать свое служебное положение в интересах политических партий, общественных организаций.

2. Муниципальные служащие

2.1 Понятие муниципальной службы и служащего

Муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Основными принципами муниципальной службы являются:

приоритет прав и свобод человека и гражданина;

равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

стабильность муниципальной службы;

доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

внепартийность муниципальной службы.

Взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы Российской Федерации обеспечивается посредством:

единства основных квалификационных требований к должностям муниципальной службы и должностям государственной гражданской службы;

единства ограничений и обязательств при прохождении муниципальной службы и государственной гражданской службы;

единства требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

На муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы.

2.2 Права и обязанности муниципального служащего

Права муниципальных служащих. Федеральное и региональное законодательство закрепляет основные права муниципального служащего. Так, муниципальный служащий имеет право на:

обеспечение надлежащих организационно-технических условий муниципальной службы, необходимых для исполнения должностных обязанностей;

ознакомление с правилами трудового распорядка и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности муниципальной службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями карьерного роста;

отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков;

оплату служебной деятельности и другие выплаты в соответствии с нормативными правовыми актами органа местного самоуправления;

получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации;

ознакомление с отзывами о своей служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу своих письменных объяснений и других документов; защиту сведений о персональных данных; профессиональную переподготовку и повышение квалификации; объединение в профессиональные союзы муниципальных служащих;

проведение по его заявлению служебной проверки;

защиту своих прав и законных интересов на муниципальной службе, включая обжалование в суд при их нарушении; медицинское страхование в соответствии с федеральным законом о медицинском страховании; пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом; защиту своей жизни и здоровья, защиту жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества в соответствии с федеральным законом и др.

Находясь на муниципальной службе, служащий обладает определенной муниципальной властью. Эта ситуация требует одновременно защитить служащего от третьих лиц и от самой власти. По общему правилу, служащий не должен нести ответственности за ущерб, нанесенный службой в целом. Служащий может быть наказан только за свои личные ошибки, связанные с его работой. Орган местного самоуправления призван защитить служащего от угроз, насильственных действий, клеветы или ущерба, жертвой которых он может быть в связи с выполнением своих служебных обязанностей.

Ограждение служащего от произвола обеспечивается правом на защиту и правом на обжалование. Право служащего на защиту и обжалование гарантировано Конституцией РФ, ч.2 ст.46 которой устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Обязанности и ответственность муниципальных служащих. Обязанность муниципального служащего нести службу слагается из двух частей: выполнять служебные функции и подчиняться. Обязанность выполнять функции означает, что служащий должен постоянно присутствовать на работе и исполнять свои полномочия. Обязанность иерархического подчинения заключается в наличии административной иерархической власти. Такая обязанность носит общий характер, но ограничивается принципом законности.

Служащий не должен подчиняться незаконным приказам. При этом правомерно наличие в законодательстве о службе правила о том, что незаконный и компрометирующий службу приказ не является оправдательным документом. Служащий, подчинившийся такому приказу, подлежит дисциплинарному взысканию.

Обязанность посвятить себя службе - это обязательство профессиональной этики. Ее задача - обеспечить наилучшее функционирование службы, препятствуя служащему в поисках побочных заработков, способных отвлечь его от исполнения своих функций. Кроме того, интересы службы, т.е. удовлетворение общественных интересов, требует обеспечения полной независимости служащих от частных интересов. Обязанность посвятить себя только службе означает запрет, направленный на исключение возможности заниматься параллельно со службой иной деятельностью, связанной с извлечением доходов. Этот запрет имеет ряд исключений в рамках того, чтобы не пострадала профессиональная деятельность служащего. Так, научная, преподавательская или иная творческая деятельность допустима, если она не носит доминирующего характера по отношению к служебным обязанностям.

Муниципальный служащий обязан: соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы, иные нормативные акты РФ, конституции (уставы), законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ, устав муниципального образования, иные муниципальные правовые акты и обеспечивать их исполнение;

исполнять должностные обязанности и поручения руководителей, данные в пределах их полномочий;

соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;

соблюдать установленные в органе местного самоуправления правила служебного распорядка;

поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;

сохранять государственную и иную охраняемую законом тайну, а также не разглашать ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей конфиденциальные сведения, в том числе сведения, затрагивающие частную жизнь, честь, достоинство и здоровье граждан;

беречь муниципальное имущество, предоставленное для исполнения должностных обязанностей;

представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и о членах своей семьи, о своих доходах и имуществе, подлежащих налогообложению, об обязательствах имущественного характера и др.

Согласно законодательству гражданин не может быть принят на муниципальную службу, а муниципальный служащий не может находиться на муниципальной службе в случае:

признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

осуждения его к наказанию, исключающему исполнение должностных обязанностей на муниципальной службе в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, а также в случае наличия судимости;

отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну;

наличия заболевания, препятствующего поступлению на муниципальную службу или ее прохождению, подтвержденного заключением медицинского учреждения (порядок прохождения диспансеризации, перечень заболеваний и форма заключения медицинского учреждения устанавливаются постановлением Правительства РФ);

близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с муниципальным служащим, если замещение муниципальной должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;

утраты гражданства РФ или наличия гражданства другого государства (государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ;

представления заведомо ложных сведений при поступлении на муниципальную службу и др.

Муниципальному служащему запрещается:

участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, кроме случаев, установленных федеральным законом;

замещать должность муниципальной службы при избрании или назначении на государственную должность, выборную должность на постоянной основе в органах местного самоуправления, в органах профессиональных союзов или первичной профсоюзной организации и их аппаратах;

осуществлять коммерческую или предпринимательскую деятельность;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).

Служащий является гражданином и в этом качестве может пользоваться общественными правами и свободами, но в качестве служащего он не может свободно выражать все свои мнения, поскольку этим он поставил бы под угрозу надежное функционирование института службы. Эта двойственность между свободой мнений и ограниченной свободой их выражения и выражается в обязанности служащего проявлять сдержанность. Служащий не должен допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности органа местного самоуправления, в котором он замещает должность муниципальной службы.

Поскольку служащий работает в муниципальном органе, он не должен свободно выражать свои личные идеи с тем, чтобы не повредить его деятельности. Это обязательство обусловливает одновременно его беспристрастность и умеренность.

В связи с вышесказанным следует подчеркнуть, что муниципальный служащий не должен использовать должностные полномочия для предвыборной агитации в свою пользу или в пользу других лиц, а также в интересах политических партий, общественных объединений, религиозных и иных организаций; публично выражать свое отношение к ним в качестве муниципального служащего. Более того, он не должен создавать или способствовать созданию в органах местного самоуправления структур политических партий, общественных объединений и религиозных организаций, за исключением профессиональных союзов муниципальных служащих, а также ветеранских и иных органов общественной самодеятельности и т.д.

Ответственность за несоблюдение ограничений и запретов предусмотрена как федеральным, так и региональным законодательством.

Что касается требований к служебному поведению муниципального служащего, то их объем достаточно велик:

Во-первых, муниципальный служащий обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности, и он должен исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне.

Во-вторых, его деятельность должна исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей, и не оказывать предпочтения каким-либо общественным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

В-третьих, он должен воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении муниципальным служащим должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету органа местного самоуправления.

В муниципальной службе, как и в любой другой сфере, случаются конфликты, в которых пересекаются различные интересы. Всякий конфликт - ситуация, когда личная заинтересованность муниципального служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им своих должностных обязанностей и когда возникает противоречие между личной заинтересованностью муниципального служащего, с одной стороны, и законными интересами граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации - с другой.

Случаи возникновения у муниципального служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются и регулируются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, муниципального образования, субъекта РФ или Российской Федерации. При этом под личной заинтересованностью муниципального служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, следует понимать реальную возможность получения при исполнении им должностных обязанностей неосновательных доходов в денежной или натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для него, членов его семьи или лиц, находящихся с ним в отношениях близкого родства или свойства, а также для организаций или граждан, с которыми муниципальный служащий связан финансовыми или иными обязательствами.

В случаях возникновения у муниципального служащего такой личной заинтересованности, ведущей к конфликту интересов, он обязан письменно информировать об этом своего руководителя органа местного самоуправления. В свою очередь, руководитель органа местного самоуправления, которому стало известно о возникновении у муниципального служащего личной заинтересованности, порождающей конфликт интересов, обязан принять меры по предотвращению и урегулированию такого конфликта.

Для соблюдения требований служебного поведения и урегулирования конфликта интересов в органе местного самоуправления может быть образована комиссия по соблюдению требований к служебному поведению муниципального служащего и урегулированию подобных конфликтов.

Дисциплина на муниципальной службе - это обязательное для муниципальных служащих соблюдение правил служебного распорядка, исполнение правил и иных положений, установленных в соответствии с законодательством, включая и иные муниципальные правовые акты. Нарушение муниципальным служащим служебной дисциплины (должностной проступок) может влечь дисциплинарную ответственность, налагаемую органом или руководителем, имеющими право назначать муниципального служащего на должность. К муниципальным служащим могут применяться следующие дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.

Порядок применения и обжалования дисциплинарных взысканий устанавливается законодательством. Однако следует отметить, что в дисциплинарной сфере должны быть обеспечены гарантии против произвола как на стадии расследования, так и при вынесении решения о взыскании. Проведение служебной проверки по факту совершения проступка поручается кадровой службе органа местного самоуправления или специально созданной комиссии. Муниципальный служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, может быть временно отстранен от замещаемой должности муниципальной службы с сохранением на этот период оплаты служебной деятельности по замещаемой должности муниципальной службы, но не более чем на срок служебной проверки, до применения к нему дисциплинарного взыскания. Отстранение - это предохранительная мера, а не санкция.

Муниципальный служащий, в отношении которого проводится служебная проверка, имеет право:

давать устные или письменные объяснения, представлять заявления, ходатайства и иные документы;

обжаловать действия и решения лиц, проводящих служебную проверку;

участвовать лично или через своего представителя в служебной проверке, а также ознакомиться по окончании служебной проверки с письменным заключением и другими материалами проверки.

Заключение

Развитию законодательства о государственной и муниципальной службе уделяется в настоящее время особое внимание как на федеральном, так и на региональном уровнях. Это обусловлено прежде всего теми изменениями, которые произошли и происходят в нашем обществе и государстве. В декабре 1993 года была принята новая Конституция - основной закон страны. Кардинально изменилась структура, функции органов государственной власти и на федеральном и на региональном уровнях. Проводимые реформы привели к изменению роли и самого государственного аппарата и государственных и муниципальных служащих. Встала необходимость повышения эффективности функций государственного и муниципального аппарата, обеспечения профессионализма государственных и муниципальных служащих, изучения новых аспектов и проблем государственной и муниципальной службы в целом. Задача законодателей, ученых, специалистов усложнена тем, что в советский период специального законодательства о государственной и муниципальной службе не было, а правовое положение работников государственного аппарата не отличалось от правового положения служащих других государственных и общественных учреждений, предприятий и организаций. Статус всех служащих определялся единообразно в трудовом законодательстве. Толчком к изучению государственной службы стала начавшаяся в стране с 1985 года перестройка, когда постепенно встал вопрос о необходимости принятия Союзного Закона О государственной службе. Появляется ряд научных статей посвященный этой теме, идет активное обсуждение концепции нового закона и активное изучение государственной службы как таковой. Таким образом, еще в советский период изучалась проблематика государственной службы, хотя законодательная база этого института практически отсутствовала. Сейчас же идет активный процесс формирования этой базы, формируются и внедряются новые подходы к различным аспектам государственной службы.

Список литературы

1. Федеральный Закон "Об основах государственной службы" от 31.07.1995

Бахрах Д.Н. Административное право России. Д.Н. Бахрах. М.: Издат. НОРМА, 2001. С.640.

Горькин А.П. Популярный юридический энциклопедический словарь. Научное издательство "Большая Российская энциклопедия", 2001

§ внедрение в государственные и муниципальные органы новых принципов и процедур управления

И поэтому на него распространяются основные права и обязанности установленные Трудовым кодексом РФ. Согласно ст.2 ТК РФ каждый муниципальный работник...
- лишения муниципального служащего судом права занимать муниципальные должности в течение...


В целях наиболее полного обеспечения профессионализма и компетентности, а также для максимально эффективной реализации функций, возложенных на органы государственной власти и местного самоуправления, установлена классификация должностей государственной гражданской службы и муниципальных должностей муниципальной службы.В реестре муниципальных должностей муниципальной службы для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, замещающего соответствующую выборную муниципальную должность, могут быть установлены муниципальные должности муниципальной службы. В этом случае указанные должности замещаются муниципальными служащими путем заключения трудового договора на срок полномочий указанного лица.Для определения уровня профессиональной подготовки и соответствия того или иного муниципального служащего замещаемой должности муниципальной службы, а также для решения вопросов, непосредственно связанных с присвоением служащим очередных и внеочередных квалификационных разрядов, проводится аттестация (или квалификационный экзамен).Квалификационные разряды присваиваются муниципальным служащим в соответствии с замещаемой должностью по результатам квалификационного экзамена или аттестации и указывают на соответствие уровня их профессиональной подготовки квалификационным требованиям, предъявляемым к муниципальным должностям в соответствии с классификацией муниципальных должностей муниципальной службы.Гражданам, ранее находившимся на федеральной государственной службе и имеющим квалификационные разряды, классные чины, дипломатические ранги, воинские и специальные звания, поступившим на муниципальную службу, может быть присвоен квалификационный разряд выше минимального по соответствующей группе муниципальных должностей муниципальной службы.Ограничения и обязательства Права и обязанности гражданских и муниципальных служащих устанавливаются (и дифференцируются) в соответствии с тем кругом задач, функций и полномочий, которые возложены на институты гражданской и муниципальной службы как отдельные, самостоятельные виды публичной службы. Разница состоит лишь в том, что в одном случае речь идет об осуществлении государственной власти, в другом – местного самоуправления.Правовое положение (статус) гражданских и муниципальных служащих в большинстве своем совпадают, в т. ч. в части ограничений. Однако если в отношении гражданской службы ограничения в основном связаны с поступлением на гражданскую службу и нахождением на ней, то применительно к муниципальной службе (ст. 11 Закона о муниципальной службе) ограничения касаются периода осуществления соответствующих функций.Одним из важнейших требований, предъявляемых гражданским и муниципальным служащим при поступлении на службу и ежегодно в течение всего периода осуществления соответствующих должностных полномочий, является обязанность предоставления в органы налоговой службы (гражданский служащий – представителю нанимателя) сведений о доходах и имуществе (гражданский служащий, кроме того, сообщает об обязательствах имущественного характера), принадлежащем каждому из них на праве собственности.Стаж муниципальной службы Важным критерием, определяющим взаимосвязь гражданской и муниципальной службы, следует рассматривать учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот (стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной). В этом проявляется не только институциональное единство службы, составной частью и самостоятельным видом которой является муниципальная служба, но и непрерывный характер осуществления последней.Стаж муниципальной службы муниципального служащего приравнивается к стажу государственной службы государственного служащего и исчисляется в порядке и на условиях, предусмотренных для государственных гражданских служащих. Время работы на муниципальных должностях муниципальной службы засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством РФ о государственной службе.Гарантии Перечень гарантий, законодательно установленных в отношении должностных лиц, осуществляющих свои полномочия в рамках гражданской или муниципальной службы, в основном совпадает.Гарантии (и их соотносительность друг другу) призваны: обеспечить правовую и социальную защищенность гражданских и муниципальных служащих, повысить мотивацию эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепить стабильность профессионального кадрового состава гражданской и муниципальной службы соответственно.Российская Федерация и субъекты в ее составе, стремясь компенсировать ограничения, установленные в отношении гражданских и муниципальных служащих федеральным законодательством и законами субъектов РФ, гарантируют служащим обеих категорий целый комплекс экономических и социальных мер. Такие меры гарантируют :а) соответствующие условия труда, обеспечивающие исполнение гражданским и муниципальным служащим своих должностных обязанностей (причем важным критерием в этом случае является сопоставимость показателей оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении тех или иных должностей гражданской и муниципальной службы);б) денежное содержание и иные выплаты, предусмотренные федеральным законодательством и законами субъектов РФ (в этом случае одной из гарантий следует рассматривать своевременность и объем получаемого денежного содержания);в) отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней, нерабочих праздничных дней и ежегодных оплачиваемых, в т. ч. дополнительных, отпусков;г) медицинское обслуживание (муниципального служащего и членов его семьи), в т. ч. после его выхода на пенсию;д) пенсионное обеспечение за выслугу лет и пенсионное обеспечение членов семьи муниципального служащего в случае его смерти, наступившей в связи с исполнением им должностных обязанностей. В области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного служащего в РФ, устанавливаемые федеральным законодательством и законами субъектов РФ.Определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным нормативным правовым актом субъекта РФ соотношением муниципальных должностей муниципальной службы и государственных должностей государственной службы. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного служащего по соответствующей государственной должности;е) обязательное государственное страхование на случай причинения вреда жизни, здоровью и имуществу в связи с исполнением муниципальным служащим должностных обязанностей;ж) обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения муниципальной службы или после ее прекращения, но наступивших в связи с исполнением муниципальным служащим своих должностных обязанностей;з) защита, включая членов семьи муниципального служащего, в порядке, установленном законодательством, от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей.

Муниципальный служащий - гражданин РФ, исполняющий в порядке, определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или бюджета соответствующего субъекта РФ. На Г. с. распространяется действие законодательства РФ о труде с особенностями, предусмотренными законами о гос. службе.

До перехода к организации местной власти на началах самоуправления и становления местного самоуправления в качестве самостоятельной формы осуществления власти народа понятие «муниципальная служба» в законодательстве не использовалось, ибо в нем не было необходимости: служащие местных органов государственной власти – местных советов и исполнительных комитетов – являлись государственными служащими. Закон РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» также не использовал понятие «муниципальная служба». Служба в органах местного самоуправления трактовалась первоначально как часть государственной службы. Государственный служащий и муниципальный служащий рассматривались как равнозначные понятия. Согласно такому взгляду муниципальный служащий – это государственный служащий, работающий в органе местного самоуправления.

Конституция установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Федеральный закон «Об основах государственной службы РФ» разграничил государственную службу и муниципальную службу, определив государственную службу как профессиональную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.

Таким образом, муниципальная служба не входит в систему государственной службы, не является ее структурной частью и требует своего правового регулирования. Муниципальная служба – это самостоятельный институт местного самоуправления, институт муниципального права. Расходы, связанные с содержанием органов и должностных лиц местного самоуправления, осуществляются за счет средств местного бюджета. Вместе с тем данный институт тесно связан с институтом государственной службы, ибо время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе. Это положение статьи 21 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления РФ» не только приравнивает муниципальных служащих к государственным служащим в части предоставления им льгот и гарантий, но и создает возможность для «безболезненного» перехода из одной системы службы в другую, что имеет важное значение для карьеры служащего, его профессионального роста.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» дает в статье 1 определение муниципальной службы, под которой закон понимает профессиональную деятельность на постоянной основе в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий.

Важное значение для понимания природы муниципальной службы имеет определение должностного лица, также содержащееся в статье 1 закона. Под должностным лицом закон понимает выборное лицо, работающее по контракту (трудовому договору) лицо, выполняющее организационно-рапорядительные функции в органах местного самоуправления и неотносящиеся к категории государственных служащих.

Статья 21 закона определяет, кто является муниципальными служащими: это лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления.

Таким образом, можно заключить: муниципальный служащий – это лицо, осуществляющие профессиональную деятельность на постоянной основе на должностях в органах местного самоуправления по исполнению их полномочий и не относящееся к категории государственных служащих.

Основными задачами муниципальной службы являются: Обеспечение на ряду с государственной службы прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования; Обеспечение самостоятельного решения населением вопросов местного значения; Подготовка, принятие, исполнение и контроль решений в пределах полномочий органов местного самоуправления; Защита прав и законных интересов муниципального образования.

Основными принципами муниципальной службы являются:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина;

2) равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

3) профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

4) стабильность муниципальной службы;

5) доступность информации о деятельности муниципальных служащих;

6) взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

7) единство основных требований к муниципальной службе, а также учет исторических и иных местных традиций при прохождении муниципальной службы;

8) правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

9) ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

10) внепартийность муниципальной службы.

Государственная служба РФ - профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий: РФ; федеральных органов государственной власти; субъектов РФ; органов государственной власти субъектов РФ; лиц, замещающих должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов; лиц, замещающих должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов РФ.

Система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба.

Основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ;

законность;

приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

равный доступ граждан к государственной службе;

единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

профессионализм и компетентность государственных служащих;

защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Еще по теме Вопрос 33. Государственные и муниципальные служащие.:

  1. 4.Понятие государственной и муниципальной службы и служащего. Категории и группы должностей государственной и муниципальной службы