Деятельность овд по предупреждение пресечение преступлений. Основы деятельности овд по предупреждению и раскрытию преступлений

Противодействие преступности является для современной России весьма актуальной и болезненной темой. С каждым годом уровень преступности возрастает, чем обусловлено негативное отношение граждан к правоохранительным органам и обвинение их в бездействии. Негативным моментом является и то, что современная преступность обретает более сложные формы. Растет число организованных преступных групп и заказных убийств видных предпринимателей государства. Преступные группы внедряются в крупные секторы экономики и приносят России колоссальный материальный ущерб.

Органы внутренних дел в своей деятельности непосредственно сталкиваются с лицами, которые нарушают закон. Отношения, складывающиеся между этими лицами, их родственниками и сотрудниками органов внутренних дел, позволяют оказывать воспитательное и профилактическое воздействие на нарушителей Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 151-153.

Одной из наиболее важных профессиональных обязанностей сотрудников полиции является обязанность предпринимать меры по выявлению и устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений. В то же время мировой опыт показал, что уровень преступности невозможно снизить посредством только мер наказания. Еще великий мыслитель Вольтер говорил, что истинная юриспруденция заключается в предупреждении преступлений. На современном этапе своего развития общество пришло к убеждению, что для предупреждения совершения преступлений нужно принимать в совокупности меры правового, экономического, социального, воспитательно-педагогического и организационного характера.

По сути, применяя меры уголовного и административного наказания, государство проводит профилактику правонарушений, наказывая преступника и показывая на его примере остальным, что будет с ними в случае нарушения закона Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: учеб. пособие / С.И. Иванова [и др.]. Тюмень, 2012. С. 7-9..

Под предупреждением преступлений понимается деятельность сотрудников органов внутренних дел, их подразделений и ведомств в пределах их полномочий, направленная на противодействие совершению преступлений путем выявления, устранения и нейтрализации причин совершения преступлений. Также обязанностью сотрудников органов внутренних дел является устранение обстоятельств и условий, способствующих совершению преступлений, применение профилактических мер воздействия на лиц, их совершающих.

Целями данных действий ОВД являются защита личности, государства и общества от преступных посягательств, сокращение и сдерживание уровня преступности. В настоящее время органы внутренних дел в работе по профилактике преступлений руководствуются приказом № 19 Министерства внутренних дел РФ от 17 января 2006 г. "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений [Электронный ресурс] : приказ МВД РФ от 17.01.2006 № 19. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» и "Инструкцией о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений". Данная инструкция определяет основные методы, формы и пути профилактики правонарушений, а также методическое и организационное направления деятельности сотрудников полиции по предупреждению правонарушений.

Главными задачами деятельности сотрудников полиции по профилактике правонарушений являются:

  • 1) обнаружение и анализ основных причин совершения преступлений, выработка и применение мер по их устранению;
  • 2) постановка на профилактический учет лиц, предрасположенных к совершению противоправных действий;
  • 3) взаимодействие с общественными объединениями с целью привлечения их к работе по профилактике преступлений;
  • 4) выявление лиц, подготавливающих преступление, и принятие мер по их нейтрализации в соответствии с законом;

5) профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Частью предотвращения преступлений является предупреждение их на этапе приготовления, в то время когда формируется план совершения преступления. Пресечение преступления является частью предупреждения и означает полное исключение условий и обстоятельств его совершения.

В структуре Министерства внутренних дел на постоянной основе действует оперативный штаб по профилактике правонарушений. Он выступает координационным органом ФМС России, МВД России, ГУВД, УВД по субъектам РФ и т. д., созданным для обеспечения профилактики правонарушений, поддержания правопорядка и общественной безопасности как ежедневно, так и во время проведения массовых мероприятий.

Данный координационный орган в своей работе руководствуется Конституцией РФ, федеральными законами, нормативно-правовыми актами Президента, Правительства, МВД России и Положением об оперативном штабе МВД России по профилактике правонарушений. Оперативный штаб МВД также обязан принимать меры и проводить профилактические мероприятия по противодействию распространения экстремизма в стране, оказывать бывшим заключенным помощь в процессе ресоциализации, чтобы они не стремились совершить новые преступления. Оперативный штаб должен контролировать деятельность сотрудников полиции по принятию мер, направленных на профилактику правонарушений, и докладывать о результатах своей работы Государственной думе и Правительству Российской Федерации. Правовой основой профилактики правонарушений в первую очередь является Конституция РФ Кумышева М.К., Кодзокова Л.А. Правовые основы деятельности ОВД при проведении массовых мероприятий // Теория и практика общественного развития. 2014. № 16. С. 151-153. Большую роль здесь играет и уголовно-процессуальный закон РФ. В частности, Уголовно-процессуальный кодекс РФ одной из своих задач провозглашает противодействие совершению преступлений и обязывает суд, прокурора, следователя и дознавателя выявлять по уголовным делам и устранять причины и обстоятельства, способствующие совершению преступлений. Значимое место в деле профилактики и противодействия правонарушениям в России играют также федеральные законы и нормативно-правовые акты, действующие на территории государства.

Исходя из вышесказанного могу пояснить следующее, что органами внутренних дел проводится большая работа по профилактике правонарушений, однако становится все более очевидным, что их усилия недостаточны. Существующая система мер профилактики правонарушений недостаточна эффективна и требует более тщательной проработки и координации усилий не только правоохранительных органов, но и всех институтов государства.

Итак, профилактика преступлений ОВД включает в себя формы деятельности, направленные на такое управление социальными процессами, которое снижает возможность проявления предпосылок антиобщественного поведения.

Суть заключается в том, что осуществление мер общей профилактики преследует цель мобилизовать членов общества на борьбу с теми явлениями социальной действительности, которые при определенных условиях создают возможность перехода индивидов на антиобщественные позиции. При этом общая профилактика оказывает многоплановое влияние на выбор вариантов поведения, приемлемых для общества.

размер шрифта

Действующая редакция

ПРИКАЗ МВД РФ от 17-01-2006 19 О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ (2020) Актуально в 2018 году

III. Обязанности сотрудников органов внутренних дел по предупреждению преступлений

7. Участковые уполномоченные милиции:

7.1. Проводят ежемесячный анализ складывающейся оперативной обстановки на обслуживаемых административных участках, вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения по повышению эффективности профилактической работы на обслуживаемых участках, а также по расстановке патрульно-постовых нарядов милиции.

7.2. Осуществляют контроль за своевременным принятием мер руководителями организаций по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений. В случае невыполнения данных предписаний вносят руководству горрайлиноргана внутренних дел предложения о принятии к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7.3. Выявляют на административном участке лиц, незаконно изготавливающих, приобретающих, хранящих, перерабатывающих, потребляющих без назначения врача, пропагандирующих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, а также занимающихся незаконным посевом или выращиванием запрещенных к культивированию наркотикосодержащих растений. Информируют об этом заинтересованные подразделения криминальной милиции и принимают в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры по привлечению таких лиц к ответственности.

7.4. Устанавливают организаторов либо содержателей притонов для потребления наркотических средств и психотропных веществ, занятия проституцией, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством. Принимают к ним в установленном порядке и в пределах своей компетенции меры, предусмотренные законодательством.

7.5. Принимают меры превентивного характера в целях предупреждения тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности.

7.6. Отчитываются не реже одного раза в квартал перед населением о состоянии правопорядка на обслуживаемой территории и личном вкладе в осуществление мер по предупреждению преступлений.

7.7. Не реже одного раза в год участвуют в проведении на административном участке проверок состояния технической укрепленности, пожарной безопасности объектов хранения товарно-материальных ценностей, денежных средств, оружия и боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, драгоценных металлов и камней, а также наркотических средств и психотропных веществ, совместно с другими подразделениями органов внутренних дел, федеральными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления принимают меры по усилению их технической укрепленности.

7.8. В ходе исполнения служебных обязанностей проводят не реже одного раза в год проверки сохранности гражданского огнестрельного оружия по месту жительства его владельцев и осуществляют контроль за соблюдением руководителями юридических лиц правил хранения огнестрельного оружия, боеприпасов, взрывчатых материалов и пиротехнических изделий, принимают к нарушителям меры в соответствии с законодательством Российской Федерации и информируют о выявленных недостатках подразделения по лицензионно-разрешительной работе, а в случае необходимости - другие подразделения органов внутренних дел.

7.9. Участвуют в мероприятиях по выявлению и пресечению на обслуживаемой территории нарушений правил регистрации, соблюдению иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил пребывания на территории Российской Федерации и их транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

7.10. Привлекают население обслуживаемого участка, общественные объединения правоохранительной направленности, граждан и частные охранные предприятия к работе по предупреждению преступлений, проведению индивидуальных профилактических мероприятий в отношении лиц, допускающих правонарушения.

7.11. Устанавливают доверительные отношения с гражданами с целью получения информации, способствующей предупреждению и раскрытию преступлений и иных правонарушений, розыску преступников и лиц, пропавших без вести.

7.12. Выявляют на административном участке брошенный, бесхозяйный и разукомплектованный автотранспорт, принимают меры к установлению его принадлежности, проводят проверку на предмет нахождения в розыске.

7.13. Оказывают содействие сотрудникам криминальной милиции и органов предварительного следствия в преследовании и задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления, проверке на территории административного участка мест возможного нахождения лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания, без вести пропавших.

7.14. Оказывают содействие представителям государственных контролирующих органов и сотрудникам подразделений по борьбе с экономическими преступлениями в проведении проверок, установлении и задержании лиц, осуществляющих противоправную деятельность в сфере экономики.

7.15. Проводят разъяснительную работу среди населения по оборудованию силами и средствами вневедомственной охраны своих квартир и иных объектов собственности средствами охранной либо тревожной сигнализации.

8. Сотрудники подразделений по делам несовершеннолетних:

8.1. Анализируют состояние оперативной обстановки по линии несовершеннолетних на обслуживаемой территории, при необходимости - по отдельным направлениям, не реже 1 раза в полугодие готовят аналитические материалы для информирования о состоянии правопорядка среди несовершеннолетних соответствующих органов исполнительной власти и местного самоуправления.

8.2. Принимают участие в подготовке предложений в соответствующие органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, общественные объединения и религиозные организации по вопросам совершенствования работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; устранения причин и условий, способствующих правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, оказанию отрицательного влияния на несовершеннолетних со стороны их родителей или законных представителей, не выполняющих своих обязанностей по воспитанию детей; организации трудоустройства, оздоровительного отдыха и досуга несовершеннолетних правонарушителей и детей, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении, другим вопросам, связанным с предупреждением правонарушений несовершеннолетних.

8.3. Выявляют лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий, или совершающих в отношении несовершеннолетних другие противоправные деяния, а также родителей или иных законных представителей несовершеннолетних и должностных лиц, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих свои обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних, и в установленном порядке вносят предложения о применении к ним мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

8.4. Проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении состоящих на учете несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними, а также других несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений.

8.5. Осуществляют в пределах своей компетенции меры по выявлению несовершеннолетних, объявленных в розыск, а также несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, и в установленном порядке направляют таких лиц в соответствующие органы или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних либо в иные учреждения.

8.6. Рассматривают в установленном порядке заявления и сообщения об административных правонарушениях несовершеннолетних, общественно опасных деяниях несовершеннолетних, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность, а также о неисполнении или ненадлежащем исполнении их родителями или иными законными представителями либо должностными лицами обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних.

8.7. Выявляют несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, немедицинское потребление наркотических средств, места их концентрации, возможного сбыта, приобретения и потребления наркотических средств, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в их потребление.

8.8. Выявляют во время проведения профилактических мероприятий принадлежность подростков к группам антиобщественного, экстремистского и иного характера, лидеров и активных участников этих групп, места их концентрации, а также лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и (или) антиобщественных действий.

8.9. Проводят встречи с населением, проживающим на обслуживаемой территории, выступают в образовательных учреждениях, средствах массовой информации по вопросам профилактики правонарушений несовершеннолетних, формируют позитивное общественное мнение о деятельности органов внутренних дел.

9. Сотрудники патрульно-постовой службы милиции:

9.1. Проверяют самостоятельно либо с участием сотрудников других подразделений органов внутренних дел на маршрутах патрулирования места наиболее вероятного совершения преступлений, укрытия лиц, склонных к совершению преступлений, с целью предупреждения совершения с их стороны общественно опасных деяний, а также места концентрации криминогенного элемента несовершеннолетних, в том числе (групп несовершеннолетних).

9.2. Пресекают случаи распития гражданами спиртных напитков, употребления наркотических средств и психотропных веществ в общественных местах, факты совершения ими мелкого хулиганства, других нарушений общественного порядка.

9.3. Выявляют заблудившихся детей и подростков, безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также несовершеннолетних правонарушителей, в том числе находящихся в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, передают их родителям или лицам, их заменяющим, в необходимых случаях доставляют таких лиц в дежурную часть горрайлиноргана внутренних дел или подразделения по делам несовершеннолетних (если они находятся вне помещения горрайоргана внутренних дел).

9.4. Выявляют и задерживают в ходе несения службы лиц, находящихся в розыске за совершение преступлений, скрывающихся от дознания, следствия, суда, отбывания наказания, без вести пропавших.

9.5. Оказывают необходимую помощь гражданам, находящимся в беспомощном и опасном для их жизни и здоровья состоянии.

9.6. Взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, выявлению лиц, занимающихся незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в том числе их сбытом.

9.7. Принимают все необходимые меры, направленные на предупреждение совершения террористических актов в местах массового пребывания граждан.

9.8. Осуществляют мероприятия по проверке документов в целях выявления лиц, подозреваемых в принадлежности к террористическим и экстремистским организациям, а также незаконно перевозящих оружие, боеприпасы, взрывные устройства, взрывчатые, зажигательные, химические, сильнодействующие ядовитые вещества, наркотические средства и психотропные вещества, террористическую и экстремистскую литературу.

9.9. Контролируют на улицах и в иных общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений.

9.10. Осуществляют разъяснительную работу среди граждан по соблюдению ими общественного порядка.

10. Инспекторы подразделений лицензионно-разрешительной работы и контроля за частной детективной и охранной деятельностью:

10.1. Проверяют оружие, подлежащее регистрации в органах внутренних дел, боеприпасы и патроны к ним в местах их хранения, торговли, экспонирования, коллекционирования или уничтожения, а также выявляют факты ненадлежащего приобретения, использования, распространения, хранения и перевозки взрывчатых материалов. Принимают к правонарушителям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

10.2. Осуществляют контроль за своевременной регистрацией и перерегистрацией владельцами гражданского, служебного и боевого ручного стрелкового огнестрельного оружия. Выявляют и устраняют причины неисполнения юридическими и физическими лицами требований законодательства об оружии.

10.3. Направляют запросы в соответствующие учреждения и информационные центры для получения необходимой информации о возможности допуска лиц к работам в организациях, связанных с приобретением, хранением, учетом, использованием, охраной и перевозкой оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов, а также при принятии решения о выдаче лицензий и разрешений.

10.4. Осуществляют не реже одного раза в квартал контроль за соблюдением юридическими лицами установленных правил оборота оружия и боеприпасов, принимают меры к пресечению выявленных нарушений.

10.5. Принимают меры по выявлению систематических (не менее двух раз в течение года) нарушений либо неисполнения юридическими лицами и гражданами требований, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обороте оружия и боеприпасов, а также при возникновении предусмотренных Федеральным законом "Об оружии" обстоятельств, исключающих возможность дальнейшего владения и пользования оружием, а также по пресечению выявленных нарушений. В установленном законом порядке изымают оружие и боеприпасы, а также аннулируют лицензии и разрешения у юридических и физических лиц.

10.6. Проводят в установленном порядке проверку деятельности охранно-сыскных предприятий и служб безопасности, расположенных на территории обслуживания, на предмет выявления фактов оказания услуг юридическим и физическим лицам без регистрации и получения в соответствующих органах лицензий, приема на работу в эти предприятия и службы граждан, не отвечающих установленным требованиям, а также иных нарушений уставной деятельности.

10.7. Проводят проверку договоров (контрактов), заключаемых частными детективными охранными предприятиями (объединениями) с клиентами, для установления соответствия их деятельности учредительным документам, требованиям нормативных правовых актов, принимают меры к устранению выявленных недостатков.

10.8. Обеспечивают ежеквартальный контроль за использованием в частной детективной и охранной деятельности оружия и специальных средств, порядком его приобретения и хранения в соответствии с установленными требованиями.

10.9. Взаимодействуют с сотрудниками подразделений криминальной милиции и милиции общественной безопасности по вопросам предупреждения и раскрытия преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ, а также в розыске похищенного и утраченного оружия, осуществляют инициативное выявление и документирование преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

11. Сотрудники подразделений Государственной инспекции безопасности дорожного движения:

11.1. Выявляют условия и причины, способствующие совершению дорожно-транспортных происшествий, и направляют предложения по их устранению в соответствующие инстанции.

11.2. Принимают меры по пресечению нарушений правил дорожного движения и иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения.

11.3. Проводят, в том числе с использованием средств массовой информации, профилактическую и разъяснительную работу по предупреждению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, краж и угонов автотранспорта.

11.4. Устанавливают (выявляют) в ходе выполнения служебных обязанностей транспортные средства и лиц, находящихся в розыске, измененную (уничтоженную) маркировку номерных агрегатов автотранспортных средств, документы и государственные регистрационные знаки с признаками подделки или находящиеся в розыске транспортные средства, водители которых скрылись с места совершения дорожно-транспортных происшествий.

11.5. Проводят по ориентировкам оперативных служб проверки транспортных средств, водителей и пассажиров, перевозимых ими грузов и документов с целью выявления незаконно перевозимого оружия, боеприпасов, взрывчатых и зажигательных веществ, взрывных устройств, радиационных, химических, сильнодействующих ядовитых веществ, бактериологических средств, наркотических средств и психотропных веществ, террористической и экстремистской литературы для задержания и передачи в установленном порядке в соответствующие подразделения органов внутренних дел.

12. Сотрудники подразделений вневедомственной охраны:

12.1. Осуществляют на основе договоров охрану (защиту) имущества физических и юридических лиц, в том числе при его транспортировке.

12.2. Принимают меры к внедрению на охраняемых объектах современных средств охранной и тревожной сигнализации для эффективной защиты имущества от преступных посягательств.

12.3. Осуществляют на охраняемых объектах установленные пропускной и внутриобъектовые режимы, вносят предложения по оснащению контрольно-пропускных пунктов оборудованием для контроля прохода (проезда) и досмотра выносимых (вывозимых) ценностей.

12.4. Осуществляют инспектирование охраны организаций, обследование инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности как охраняемых, так и неохраняемых объектов, в том числе на договорной основе, по результатам которых вносят представления и предписания об устранении выявленных недостатков и обстоятельств, способствующих совершению правонарушений.

12.5. Взаимодействуют с сотрудниками других подразделений органов внутренних дел в выявлении и перекрытии каналов хищений, пресечении противоправных посягательств на охраняемое имущество физических и юридических лиц.

12.6. Проводят информационно-разъяснительную работу по вопросам обеспечения сохранности имущества юридических и физических лиц.

13. Сотрудники подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства:

13.1. Осуществляют анализ состояния правопорядка на потребительском рынке компетенции милиции общественной безопасности, факторов, ее обусловливающих, прогнозирование криминогенной ситуации.

13.2. Координируют деятельность подразделений милиции общественной безопасности по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке, оказывают им необходимую помощь в организации этой работы, вносят руководству органов внутренних дел соответствующие предложения и проекты управленческих решений.

13.3. Обобщают и распространяют положительный опыт работы по борьбе с правонарушениями на потребительском рынке.

13.4. Проводят соответствующие занятия в рамках служебной подготовки и непосредственно участвуют в обучении сотрудников милиции общественной безопасности тактике выявления и документирования правонарушений на потребительском рынке.

13.5. Организуют информационно-пропагандистское обеспечение деятельности милиции общественной безопасности по правовой защите потребительского рынка. Регулярно освещают в средствах массовой информации результаты проводимых операций и мероприятий, знакомят население с основными способами обманов потребителей и нарушений правил торговли, принимают участие в освещении в средствах массовой информации вопросов защиты прав потребителей и борьбы с правонарушениями на потребительском рынке.

13.6. Рассматривают в установленном порядке сообщения граждан и должностных лиц о правонарушениях на потребительском рынке и вопросах исполнения административного законодательства.

13.7. Осуществляют выявление и документирование административных правонарушений, а также преступлений экономической направленности, предварительное следствие по которым необязательно.

14. Сотрудники подразделений дознания:

14.1. Выявляют при производстве дознания и осуществлении проверки по заявлениям, сообщениям о преступлениях причины и условия, способствующие их совершению, и в установленном порядке вносят в соответствующие органы, предприятия, учреждения, организации представления, сообщения (в том числе обобщенные) о принятии мер по их устранению.

14.2. Направляют информацию в органы прокуратуры в случае невыполнения должностными лицами предприятий, организаций и учреждений представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или других нарушений закона, для принятия мер в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

14.3. В трехдневный срок информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел о лицах, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

14.4. Осуществляют профилактическую деятельность среди лиц, потерпевших от преступных посягательств, в целях изменения их виктимного поведения.

15. Сотрудники подразделений уголовного розыска:

15.1. Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах своей компетенции меры по их устранению.

15.2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением или покушением на преступление, принимают к ним меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

15.3. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, направленное на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми, и лицами, ведущими аморальный образ жизни. Принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий.

15.4. Осуществляют в ходе оперативно-розыскной деятельности мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними. Осуществляют регулярный обмен оперативной и иной информацией, связанной с несовершеннолетними, входящими в организованные группы или преступные сообщества с подразделениями по борьбе с организованной преступностью.

15.5. Предоставляют информацию, полученную в результате проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в подразделения по делам несовершеннолетних, относящуюся к их компетенции.

15.6. Осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

15.7. Осуществляют розыск преступников, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, без вести пропавших и несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством.

15.8. Участвуют в осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности.

15.9. Осуществляют в пределах своей компетенции оперативно-розыскные мероприятия в отношении лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы, и представляющих оперативный интерес.

16. Сотрудники подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям:

16.1. Выявляют причины и условия совершения преступлений в сфере экономики. Вносят предложения по своевременному информированию органов государственной власти, органов местного самоуправления, иные уполномоченные органы, а также собственников имущества о необходимости устранения причин и условий, способствующих совершению преступлений в сфере экономики.

16.2. Проводят оперативно-розыскные мероприятия по выявлению лиц, занимающихся приготовлением к преступлению и покушением на преступления в сфере экономики, принимают к ним меры в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16.3. Осуществляют ежемесячный анализ состояния экономической преступности и принимают в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений в различных сферах экономики.

16.4. Поддерживают взаимодействие с участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками подразделений по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнению административного законодательства, сотрудниками подразделений уголовного розыска по установлению лиц, занимающихся преступной деятельностью в сфере экономики. Используют имеющуюся у них оперативную информацию в работе по пресечению противоправной деятельности таких лиц.

16.5. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и разобщению организованных преступных групп или преступных сообществ, действующих в сфере экономики.

16.6. Обобщают наиболее характерные способы уклонения от уплаты налогов, сокрытия доходов (прибыли) и иных объектов налогообложения.

16.7. Участвуют в освещении средствами массовой информации деятельности и результатов работы подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям.

16.8. Организуют и проводят в пределах своей компетенции оперативно-розыскные мероприятия по выявлению и перекрытию каналов финансирования террористических и экстремистских организаций.

16.9. Осуществляют комплексные мероприятия по проверке финансово-хозяйственной деятельности юридических и физических лиц, в отношении которых имеется оперативная информация о причастности к финансированию терроризма и экстремизма.

17. Сотрудники подразделений по борьбе с организованной преступностью и терроризмом:

17.1. Проводят мониторинг оперативной обстановки в сфере борьбы с организованной преступностью и терроризмом с привлечением специалистов научных и научно-исследовательских учреждений.

17.2. Принимают меры по разобщению организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в т.ч. террористической и экстремистской направленности, на ранних стадиях формирования путем поиска и своевременной реализации информации упреждающего характера.

17.3. Осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по предупреждению преступлений, отнесенных к компетенции подразделений по борьбе с организованной преступностью, в т.ч. по предупреждению противоправной деятельности участников организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций), в т.ч. террористической и экстремистской направленности.

17.4. В пределах компетенции осуществляют мероприятия по недопущению проникновения представителей организованных групп и преступных сообществ (преступных организаций) в органы власти.

17.5. Участвуют в правовой пропаганде и информировании населения о результатах работы в установленной области деятельности.

17.6. Разрабатывают и организуют проведение специальных операций и оперативно-профилактических мероприятий в сфере борьбы с организованной преступностью, в том числе комплексных антитеррористических оперативно-профилактических мероприятий в рамках компетенции подразделений системы МВД России.

17.7. Участвуют в организации и проведении комплексных оперативно-профилактических мероприятий, направленных на противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ.

17.8. Выявляют при проведении оперативно-розыскных мероприятий причины и условия, способствующие совершению преступлений, принимают в пределах компетенции меры по их устранению.

18. Сотрудники следственных подразделений:

18.1. Устанавливают в процессе расследования обстоятельства, способствовавшие совершению преступления, другие нарушения закона. Вносят в соответствующую организацию, независимо от форм собственности, или должностному лицу представление и контролируют своевременное устранение недостатков.

18.2. Направляют в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении о невыполнении должностными лицами предприятий, организаций и учреждений законных требований по устранению указанных в представлении обстоятельств или других нарушений закона.

18.3. В трехдневный срок письменно информируют соответствующие подразделения органов внутренних дел по месту совершения преступления о подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых избрана мера пресечения, не связанная с лишением свободы, а также в отношении которых уголовное преследование прекращено по нереабилитирующим основаниям для постановки на профилактический учет.

18.4. При расследовании уголовных дел с участием несовершеннолетних выявляют лиц, вовлекающих их в совершение противоправных деяний, принимают меры к привлечению таких лиц к уголовной ответственности.

18.5. Своевременно передают в соответствующие подразделения органов внутренних дел сведения, полученные в ходе расследования уголовных дел, имеющие значение для предупреждения и раскрытия преступлений.

19. Сотрудники подразделений органов внутренних дел на транспорте:

19.1. Осуществляют профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение преступлений против личности, совершаемых в отношении граждан на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

19.2. Принимают меры по предупреждению незаконной перевозки наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, оружия, боеприпасов и взрывчатых материалов железнодорожным, воздушным и водным транспортом. Взаимодействуют по этим вопросам с сотрудниками территориальных горрайорганов внутренних дел, ФСБ и ФТС России, с другими заинтересованными ведомствами.

19.3. Анализируют по итогам полугодия состояние сохранности перевозимых грузов. Вносят на этой основе руководству линейного органа внутренних дел предложения по внедрению наиболее эффективных форм защиты материальных ценностей от хищений и других противоправных действий.

19.4. Организуют и проводят оперативно-розыскную и профилактическую деятельность по обеспечению сохранности имущества всех форм собственности на объектах транспорта, по выявлению лиц, занимающихся хищением грузов, с целью предупреждения с их стороны подобных преступных проявлений.

19.5. Разрабатывают и проводят совместно с другими подразделениями органов внутренних дел оперативно-профилактические мероприятия по выявлению и пресечению экономических преступлений на предприятиях и в организациях транспорта.

19.6. Проводят не реже одного раза в полугодие анализ процессов акционирования железнодорожного, воздушного и водного транспорта, вырабатывают и вносят руководству подразделений по борьбе с экономическими преступлениями предложения по пресечению и нейтрализации криминогенных процессов в сфере экономики.

19.7. Участвуют совместно с заинтересованными ведомствами и организациями в контроле за вывозом лицензированных товаров за пределы Российской Федерации.

19.8. Осуществляют работу по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожных вокзалах, станциях, в поездах пригородного, местного и дальнего сообщения, пристанях, в аэропортах, аэровокзалах, морских, речных портах и других общественных местах на объектах транспорта.

19.9. Обеспечивают общественный порядок при чрезвычайных ситуациях (катастрофах, авариях, крушениях и т.д.) и при проведении массовых мероприятий.

19.10. Участвуют в проведении предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения, пассажиров, багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты.

19.11. Проводят профилактическую работу по предупреждению преступлений несовершеннолетних, связанных с безопасностью пассажирских и грузовых перевозок, а также преступлений в отношении несовершеннолетних.

19.12. Осуществляют контроль за сохранностью оружия и боеприпасов на объектах лицензионно-разрешительной работы, соответствием мест их хранения предъявляемым требованиям, принимают меры к устранению выявленных нарушений. Выявляют причины и условия совершения хищения оружия и боеприпасов на контролируемых объектах и принимают меры к их устранению.

19.13. Проводят оперативно-розыскные и профилактические мероприятия по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности на объектах оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте.

19.14. Осуществляют другие меры по предупреждению преступлений, предусмотренные настоящей Инструкцией для соответствующих подразделений милиции органов внутренних дел с учетом специфики своей деятельности.

20. Сотрудники подразделений информации и общественных связей:

20.1. Организуют распространение информации в средствах массовой информации по вопросам предупреждения преступлений.

20.2. Подготавливают и проводят встречи для журналистов, пресс-конференции, брифинги, "круглые столы" с участием руководства органов внутренних дел по вопросам предупреждения преступлений.

21. Сотрудники подразделений органов внутренних дел в закрытых административно-территориальных образованиях, на особо важных и режимных объектах осуществляют в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений, предусмотренные настоящей Инструкцией для соответствующих служб и подразделений органов внутренних дел, а также проводят оперативно-розыскные и профилактические мероприятия по предупреждению преступлений террористического характера и экстремистской направленности на объектах оперативного обслуживания.

Сложившаяся в современной России криминальная ситуация наглядно демонстрирует нарастание общественной опасности преступности, выражающейся в усилении ее тяжести, жестокости, организованности, профессионализма, значительном ухудшении социальных последствий, росте количества жертв насильственных преступлений, существенном материальном ущербе от экономических преступлений.

Предпринимаемые государством меры борьбы с преступностью позволяют сдерживать рост количества регистрируемых преступлений. Вместе с тем, реальная картина преступности (с учетом ее латентной части) свидетельствует о явно недостаточных усилиях правоохранительных и иных государственных органов, да и всего общества по сдерживанию криминальных проявлений. Это во многом обусловлено существенными упущениями в проведении работы по предупреждению преступлений.

Наша страна имеет богатый опыт достаточно эффективного функционирования государственной системы предупреждения преступлений. Ее рациональные основы были заложены в 70-х годах прошлого столетия и затем с успехом восприняты и модернизированы во многих западноевропейских и азиатских странах.

В настоящее время профилактическая деятельность, за исключением предупреждения преступлений несовершеннолетних, практически свернута во многих государственных ведомствах, не говоря об общественных формированиях, которые ранее играли большую роль при проведении как общепрофилактической работы, так и при индивидуальном профилактическом воздействии. Отсутствует и координация этой деятельности, как в общегосударственном масштабе, так и в регионах. В советский период координация профилактической деятельности была возложена на советы профилактики, которые были созданы практически во всех трудовых коллективах, а также на районном, городском и региональном уровнях.

Единственным реально действующим субъектом предупредительной деятельности на всех этапах развития государства оставались органы внутренних дел. Но и в их структуре были ликвидированы профилактические подразделения, на которые были возложены задачи организации и проведения общей и индивидуальной профилактики, в том числе и в отношении несовершеннолетних. Именно эти подразделения обеспечивали взаимосвязь милиции с трудовыми коллективами, общественными формированиями и населением. Вместе с тем, в настоящее время работе по предупреждению преступлений в органах внутренних дел, в том числе и ее нормативно-правовому обеспечению уделяется внимание практически на всех уровнях управления.



Стратегия деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений осуществляется на основании утвержденной в 1993 году Концепции (основные направления) профилактической деятельности органов внутренних дел (приказ МВД РФ № 284).

В развитие этой Концепции принимались наставления о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений в 1993 году (приказ МВД РФ № 390), V в 1998 году (приказ МВД РФ № 490) и инструкция в 2006 году (приказ МВД РФ № 19). Положения Концепции конкретизировались в нормативно-правовых актах, регламентирующих деятельность отдельных служб и подразделений органов внутренних дел (приказы МВД РФ № 260-1994 г. , № 569-2000 г. , № 420-1999 г. , № 456-1999 г. , №900-2001 г. и др.).

В российской криминологии проблемы предупреждения преступности серьезно исследовались, начиная с конца 60-х годов 20 века. В Советском Союзе была разработана общая теория предупреждения преступности, активно изучались основные методологические проблемы, были сформулированы важнейшие исходные положения, разработаны способы и методы профилактики.

После распада СССР произошли коренные изменения в политической, экономической, идеологической, социальной и во всех других сферах жизни общества, изменилось законодательство, которое касается предупредительной деятельности, появились новые субъекты профилактики, изменились полномочия тех субъектов, которые уже занимались профилактикой преступлений, изменились даже принципы осуществления профилактики. Поэтому понятийный аппарат профилактики преступлений, ее составные категории требуют пересмотра с учетом новейших условий.

Анализируя определения, необходимо помнить, что в применении к деятельности российских современных правоохранительных органов будут интересны те термины суть, которых охватывается специально-криминологическим уровнем предупреждения преступности.

В качестве замечания следует обратить внимание на то обстоятельство, что к настоящему времени среди криминологов нет единодушного понимания содержания понятия профилактика преступлений. Наряду с ним используются такие понятия как, предупреждение преступности и борьба с преступностью. Часть криминологов за родовое, более общее понятие принимают предупреждение преступности, иные считают профилактику и предупреждение преступности синонимичными категориями и не разделяют их по сути.

О профилактике часто говорят относительно прекращения конкретных преступлений, когда речь идет о фактах их выявления на стадиях приготовления, покушения на совершение преступления и реагирования на эти факты. В данном случае профилактика выступает своеобразным мостиком между социальным контролем и правоохранительной деятельностью государственных органов.

Не акцентируя внимания на терминологических различиях, отметим, что мы используем профилактику и предупреждение преступлений как синонимичные категории. Наша позиция продиктована не только принципиальной однородностью этих понятий, но и совпадением буквального смысла этих слов. В абсолютном большинстве работ, нормативных актах и методических рекомендациях они используются как взаимозаменяющие.

Итак, напомним что, в зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяют основные элементы ее предупреждения: общесоциальная, специальная и индивидуальная профилактика.

В структуре специальной профилактики преступлений различаются специально-криминологическая профилактика, предотвращение и пресечение преступлений. Как мы знаем при совершении большинства преступлений имеет место довольно продолжительный процесс формирования личности преступника, его антисоциальных взглядов, интересов, которые в дальнейшем выступают причиной преступного поведения. Во многих случаях совершению преступления предшествует этап формирования преступного умысла, в процессе которого лицо ставит перед собой конкретную преступную цель, определяет пути ее достижения, уточняет детали противоправного действия, а иногда даже составляет развернутый план совершения преступления с разными вариантами развития событий. Преступное намерение уточняется, конкретизируется во время разнообразных подготовительных действий. Большое количество преступлений не доводятся до конца по независимым от воли субъекта факторам или в связи с его добровольным отказом; некоторые преступления (например, хищения) могут совершаться продолжительный отрезок времени.

Любая из этих стадий отличается своей спецификой, на любой из них действует комплекс разнообразных факторов, что нельзя игнорировать во время организации и проведения предупредительной работы. На этих стадиях изменяются характер и содержание предупредительной работы, характер и содержание предупредительных мероприятий.

С учетом изложенного, указанные виды специальной профилактики преступлений можно определить следующим образом:

1. Специально-криминологическая профилактика преступлений целенаправленное выявление и устранение причин преступности и условий, которые ей содействуют, а также причин и условий конкретных преступлений, отдельных групп и видов преступлений.

2. Предотвращение конкретных преступлений – недопущение реализации задуманных преступлений путем установления лиц, которые готовятся их совершить, а также принятие к ним необходимых мер, предусмотренных законом, соединенное с оздоровлением обстановки в микросреде.

3. Пресечение конкретных преступлений – воспрепятствование продолжению начатого преступления и доведения его до завершения путем установления лиц, которые готовились его совершить, и принятие к ним мер, в том числе уголовно-правовых, а также создание обстановки, которая исключает рецидив преступной деятельности.

Специальная профилактика преступлений имеет большое значение потому, что она направлена, как на предупреждение самой возможности совершения преступлений путем обеспечения нормальных условий существование людей и изменения тех качеств лица, которые могут привести к совершению конкретного преступного действия, таки на пресечение конкретных преступлений. Успешное осуществление профилактики уменьшает затраты сил и средств на пресечение, раскрытие и расследование преступлений, т. е. уменьшится сфера применения репрессивных уголовных средств, которые требуют от государства огромных экономических затрат. Таким образом, профилактика преступлений является наиболее гуманным и экономически выгодным для государства и общества путем борьбы с преступностью.

Органы внутренних дел, как мы уже говорили выше, занимают одно из центральных мест в системе правоохранительных органов и выполняют значительный объём работы.

Предупреждение преступлений органами внутренних дел является видом деятельности служб, подразделений и сотрудников, названных органов, осуществляемой в пределах их компетенции, по предотвращению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению причин и условий, способствующих их совершению, принятию мер к установлению данных обстоятельств, воздействию на лиц с устойчивым противоправным поведением с целью недопущения с их стороны преступных деяний.

Специфика профилактической работы в отдельных службах и подразделениях ОВД зависит от того, какое место в их общей деятельности занимает профилактика преступлений, на какой объект она ориентирована, каковы реальные профилактические возможности конкретной службы и подразделения.

По соотношению профилактических и иных задач в общем перечне функциональных обязанностей в системе ОВД выделяются:

Службы и подразделения, задействованные главным образом в сфере профилактики преступлений (подразделения уголовного розыска, подразделения по делам несовершеннолетних, служба участковых уполномоченных милиции, отделы информации и общественных связей);

Службы и подразделения, решающие профилактические задачи параллельно с выполнением специфических задач (отделы вневедомственной охраны, лицензионно-разрешительной работы);

Особенности функций определённой службы, её материально-ресурсное, информационно-аналитическое и кадровое обеспечение формируют её реальные возможности, в том числе и профилактические, которые не всегда используются в полном объёме. Надлежащее использование профилактических возможностей отдельным подразделением органов внутренних дел в значительной степени зависит от механизма обеспечения предупредительной деятельности, включающей комплекс мер, в частности: осуществление вышестоящими инстанциями постоянного контроля за состоянием этой деятельности; использование заинтересованности сотрудников в результатах профилактики; наличие мер ответственности должностных лиц за невыполнение или ненадлежащее выполнение профилактических обязанностей;

Многие методы, формы профилактической работы различных служб и подразделений органов внутренних дел в значительной степени совпадают. Вместе с тем каждое подразделение имеет свою сферу профилактической деятельности, типичные для неё объекты, подвергающиеся профилактическому воздействию.

контрольная работа

1. Организация деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений и административных правонарушений несовершеннолетних

Предупреждение преступности несовершеннолетних с точки зрения норм, принципов и стандартов международного права является одним из направлений защиты прав несовершеннолетнего. Подходя к данному вопросу с позиций науки уголовного права и криминологии, следует отметить, что основными концептуальными направлениями предупреждения преступности несовершеннолетних на уровне международно-правового регулирования являются следующие:

Формирование и имплементация в национальные уголовные законодательства международных стандартов гуманного обращения с несовершеннолетними;

Предотвращение стигматизации несовершеннолетних правонарушителей;

Предотвращение нанесения ущерба личности, психической и физической целостности несовершеннолетних правонарушителей в связи с участием несовершеннолетних в уголовно-процессуальных процедурах;

Акцентирование направленности усилий национальных правоохранительных систем на устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений несовершеннолетними;

Усиление борьбы с фактами вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и иных правонарушений, а также в иную антиобщественную деятельность;

Внедрение в национальные правоохранительные системы специализированных институтов, концентрирующихся на применении к несовершеннолетним преступникам современных нетравмирующих социальных технологий и юридических процедур, направленных преимущественно на декриминализацию и ресоциализацию несовершеннолетних.

С учетом вышеизложенных современных концептуальных представлений очевидно, что предупреждение преступлений несовершеннолетних с точки зрения современного правосознания видится как часть цельной системы, направленной на обеспечение нормального становления личности и развитие подростка, уважение и защиту его неотъемлемых прав как человека и гражданина.

Международно-правовой статус несовершеннолетних регулируется целым рядом международно-правовых актов, среди которых можно выделить следующие: 1) Международные акты, декларирующие основные права человека и их защиту. 2) Международно-правовые акты, провозглашающие права детей и гарантирующие особую защиту детей в чрезвычайных ситуациях. 3) Международно-правовые акты, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних и обращения с несовершеннолетними осужденными. Нормы перечисленных международных актов фактически сформировали политику обращения с несовершеннолетними, совершающими правонарушения, включающую в себя профилактические меры, социальную реинтеграцию, обеспечение гарантий соблюдения прав человека в отношении несовершеннолетних правонарушителей, применение альтернативных лишению свободы мер, осуществление ареста, задержания или тюремного заключения ребенка лишь в качестве крайней меры и на максимально короткий срок, отказ от назначения наказания несовершеннолетним в виде смертной казни или пожизненного тюремного заключения. Главная идея вышеуказанных международных актов заключается в том, что "в работе с несовершеннолетними первоочередной задачей является профилактика правонарушений". Наиболее важными из перечисленных международно-правовых актов являются:

1) Конвенция ООН о правах ребенка (принята Генеральной Ассамблеей ООН 5 декабря 1989 г., ратифицирована Верховным Советом СССР 13 июня 1990 г.), которая признает ребенка носителем всех общечеловеческих прав с момента его рождения. Неотъемлемость этих прав приобретает силу нормы международного права. Впервые на межгосударственном уровне озвучены такие гуманистические понятия, как право ребенка на жизнь и право ребенка на родителей.

2) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей и План действий по осуществлению Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей в 90-е гг. (приняты на Всемирной встрече на высшем уровне в интересах детей 30 сентября 1990 г.). Документы посвящены не только правовым аспектам защиты детства, но и новым принципам и программам реальных действий в пользу детей.

3) Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних ("Пекинские правила") (приняты Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1985 г.). Разработаны на Межрегиональном подготовительном совещании к VII Конгрессу ООН, состоявшемуся в г. Пекине (КНР) в мае 1984 г., в связи с чем и получили название "Пекинские".

4) Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних ("Эр-Риядские принципы") (приняты на Генеральной Ассамблее ООН в 1990 г.). Принципы разработаны на Международном совещании экспертов в г. Эр-Рияде (Саудовская Аравия) в марте 1988 г., в связи с чем получили название - "Эр-Риядские". В этом документе определено, что предупреждение преступности среди несовершеннолетних является важнейшим аспектом предупреждения преступности в обществе. Он предусматривает тесное сотрудничество между национальными, государственными, местными органами управления с участием частного сектора, представителей общин, а также учреждений, занимающихся вопросами труда, ухода за детьми, образования, социальными вопросами, правоохранительных и судебных учреждений с целью принятия совместных мер для предупреждения преступности среди несовершеннолетних и молодежи.

В Российской Федерации в настоящее время в данной сфере ведущая роль принадлежит Федеральному закону от 24 июня 1999 № 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Данный закон определил основные направления деятельности, установил ответственность федеральных министерств и ведомств, субъектов Российской Федерации в организации профилактической работы. Введение в действие закона создало дополнительные возможности для усиления социозащитного принципа профилактики детской безнадзорности, дальнейшего развития сети социозащитных учреждений, активизации комплексного решения проблем детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на основе более тесного взаимодействия всех субъектов, входящих в систему профилактики безнадзорности.

К основным задачам деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в ст. 2 указанного закона отнесено: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

В соответствии и во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительством Российской Федерации приняты нормативные акты, направленные на ликвидацию условий и причин, способствующих беспризорности и безнадзорности, совершению правонарушений несовершеннолетних.

С целью полного учета детей, оставшихся без попечения родителей, принят Федеральный закон от 16 апреля 2001 года № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей". Во исполнение данного закона принято Постановление Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 г. № 217 "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей, и осуществлении контроля за его формированием и использованием".

Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ "О полиции" определены общие обязанности полиции в отношении несовершеннолетних, в частности:

Осуществлять розыск несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

Исполнять решения суда (судьи) о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием;

Доставлять несовершеннолетних, совершивших правонарушения или антиобщественные действия, а также безнадзорных и беспризорных в центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей ОВД, в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, либо в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

Любой сотрудник полиции о каждом случае задержания несовершеннолетнего обязан незамедлительно уведомить его родителей или иных законных представителей.

Указ Президента Российской Федерации "от 1 июня 2012 г. № 761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг." определяет основные задачи защиты и обеспечения прав и интересов детей и дружественного к ребенку правосудия. Указом определены основные направления совершенствования профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в том числе такие, как реформирование деятельности органов опеки и попечительства, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав; принятие на законодательном уровне мер по защите детей от информации, угрожающей их благополучию, безопасности и развитию.

К ведомственным нормативным правовым актам, регламентирующим деятельность ОВД по профилактике преступности и правонарушений несовершеннолетних, следует отнести: приказ МВД России от 17 января 2006 г. № 19 "О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений", который определяет обязанности отдельных служб по профилактике правонарушений несовершеннолетних; приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80 "Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции", которые детализируют задачи и обязанности в данной сфере отдельных служб и должностных лиц ОВД.

В предупреждении преступности несовершеннолетних участвует множество субъектов. Они представляют собой единую, связанную общностью целей и задач систему, включающую комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; органы управления социальной защитой населения, образованием, здравоохранением; органы опеки и попечительства, по делам молодежи, службы занятости, внутренних дел. В специальном предупреждении преступлений несовершеннолетних также участвует много субъектов, отличающихся друг от друга характером функций, особенностями применения предупредительных мер, их объемом. В зависимости от этого принято выделять неспециализированные и специализированные субъекты специального предупреждения. Специализированные субъекты имеют своей целью именно борьбу с преступностью, в том числе и несовершеннолетних. Основную роль в предупредительной работе играют государственные субъекты: органы прокуратуры и внутренних дел.

Необходимо отметить, что кроме субъектов, относящихся к государственным органам и учреждениям, осуществляющих противодействие безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних, существуют и такие негосударственные институты, деятельность которых основана на личной инициативе граждан и организаций и носит сугубо профилактическую направленность (организация воскресных школ для несовершеннолетних при церковных приходах, организация летнего отдыха детей, в том числе из неблагополучных семей, организация кабинетов психологической и юридической помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации и т.п.). Вовлечение общественности предполагает также и участие в формировании государственной политики в данной области, а, кроме того, и осуществление общественного контроля за деятельностью субъектов системы профилактики на всех уровнях в целях выявления случаев неправомерного использования представителями власти своих полномочий или неисполнения возложенных на них обязанностей и принятия неотложных мер по данным фактам.

Профилактические функции ОВД должны быть основаны на принципах законности, гуманизма, строгого соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних, приоритета воспитательных, профилактических мер над репрессивными в сочетании с принципом неотвратимости и соразмерности ответственности содеянному.

Участники профилактической деятельности органов внутренних дел также делятся на специализированные службы - подразделения по делам несовершеннолетних и центры временного содержания несовершеннолетних правонарушителей и неспециализированные - занимающиеся профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних только лишь в части, касающейся их основной служебной деятельности (службы оперативных подразделений, подразделения следствия, дознания участковых инспекторов полиции, государственная инспекция по безопасности дорожного движения, патрульно-постовая служба и т.д.).

Органы внутренних дел занимаются предупреждением преступности несовершеннолетних как на общем, так и на индивидуальном уровне. Работа проводится в основном по следующим направлениям:

Ограничение влияния негативных социальных факторов, связанных с причинами и условиями преступности несовершеннолетних;

Воздействие на причины и условия, способствующие данному виду преступности;

Непосредственное воздействие на несовершеннолетних, от которых можно ожидать совершения преступлений;

Воздействие на группы с антиобщественной направленностью, способные совершить или совершающие преступления, участником которых является несовершеннолетний, подвергающийся предупредительному воздействию.

Основным субъектом профилактики выступает служба охраны общественного порядка. В зависимости от объекта, на который направлена предупредительная деятельность таких служб, Е.В. Головкин делит ее на участки: а) работа с неблагополучными семьями, б) со взрослыми, способствующими вовлечению несовершеннолетних в правонарушения; в) с подростками, совершившими правонарушения; г) общепрофилактическая ра- бота.

Профилактическую работу, в зависимости от того, где она осуществляется и в отношении кого, подразделяют следующим образом: а) по месту жительства; б) по месту учебы; в) с иногородними, г) в отношении беженцев и переселенцев. Каждый обозначенный участок указанный автор классифицирует на более простые элементы. Так, участок работы с неблагополучными семьями включает следующие структурные элементы: работа с семьями, в которых родители, имеющие детей, ведут антиобщественный образ жизни, с семьями, в которых отсутствуют дисциплинарные и педагогические требования; с семьями, в которых негативное влияние на детей оказывают другие проживающие совместно с ними лица (например, взрослые братья или сестры, состоящие на учетах в ПДН, и т.д.). В свою очередь, участок работы с несовершеннолетними, совершившими правонарушения, автор классифицирует в зависимости от вида совершенных ими правонарушений и от социального статуса на более простые структурные элементы. Так, исходя из вида правонарушений, Е.В. Головкин предлагает дифференцировать работу с подростками: совершающими дисциплинарные проступки, административные деликты, преступления. В зависимости от социального статуса данная деятельность подразделений по охране общественного порядка должна подразделяться на работу с учащимися, работающими, не работающими и не учащимися, а в зависимости от возраста - на работу с несовершеннолетними до 13 лет, 14-15 лет, 16-17 лет. Анализируя содержание методов по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, Е.В. Головкин выделяет следующие присущие им специфические особенности:

Они выражают связь субъекта (службы и подразделения ОВД) с объектом (несовершеннолетние правонарушители), на который воздействуют;

Они являются средствами управляющего воздействия субъекта на состояние правонарушений несовершеннолетних:

Они представляют собой способы упорядочения, организации происходящих в службах и подразделениях ОВД процессов, приемов, посредством которых достигаются общие цели совместной деятельности субъектов предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

Они являются наиболее подвижным и активным элементом в системе профилактики правонарушений несовершеннолетних;

Их применение носит альтернативный характер, так как выбор конкретного метода осуществляется с учетом особенностей несовершеннолетнего.

Функции ОВД определяются стоящими перед ними задачами и могут подразделяться на основные и обеспечивающие. Основные функции реализуются в правоотношениях, складывающихся во внешней сфере деятельности ОВД между ее сотрудниками, с одной стороны, и несовершеннолетними, родителями и лицами, их заменяющими, должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями - с другой. К обеспечивающим функциям, без осуществления которых невозможна реализация задач, относятся ресурсные и управленческие. Эти направления деятельности опосредуются во внутриорганизационной сфере - в правовых и организационных отношениях, складывающихся между подразделениями и службами ОВД.

Являясь одним из элементов системы органов профилактики правонарушений несовершеннолетних, служба охраны общественного порядка сама представляет собой определенную иерархически стройную систему служб и подразделений, деятельность которых в той или иной степени связана с организацией профилактического процесса. Причем все службы и подразделения охраны общественного порядка, выполняющие функции предупреждения административной деликтности несовершеннолетних, можно условно разделить, как уже отмечалось, на специализированные и неспециализированные службы и подразделения. Деятельность специализированной службы будет рассмотрена ниже. Здесь проанализируем деятельность в рассматриваемой сфере неспециализированных служб. В обязанности участкового уполномоченного полиции входит следующее:

Устанавливать лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

Оказывать содействие сотрудникам ПДН в выявлении родителей или лиц, их заменяющих, не исполняющих или ненадлежащим образом исполняющих обязанности по воспитанию и обучению детей, а также работников образовательных, воспитательных, лечебных либо иных учреждений, нарушающих права и законные интересы несовершеннолетних, совершающих в отношении их противоправные действия, и по принятию к ним мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;

Осуществлять в пределах своей компетенции контроль и профилактическую работу за несовершеннолетними правонарушителями, состоящими на учете в ПДН.

Задачи патрульно-постовой службы (ППС) по предупреждению и пресечению правонарушений среди несовершеннолетних определены Уставом патрульно-постовой службы полиции (ст. 87).

Принимая участие в борьбе с правонарушениями среди несовершеннолетних, патрульные и постовые наряды обязаны:

Предупреждать и пресекать преступления и иные правонарушения со стороны несовершеннолетних на улицах и в других общественных местах;

Выявлять заблудившихся детей, подростков, находящихся в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения, доставлять таких несовершеннолетних в дежурную часть территориального органа МВД России на районном уровне;

Принимать меры к выявлению групп несовершеннолетних антиобщественной направленности, установлению мест их концентрации, докладывать о них оперативному дежурному, а также информировать участкового уполномоченного полиции и инспектора по делам несовершеннолетних, обслуживающих данный участок;

Знать на патрулируемой территории несовершеннолетних, вернувшихся из воспитательно-трудовых колоний, осужденных к лишению свободы условно или с отсрочкой исполнения приговора, контролировать их поведение в общественных местах, о всех правонарушениях с их стороны информировать инспектора по делам несовершеннолетних;

Выявлять взрослых лиц, вовлекающих несовершеннолетних в азартные игры, употребление спиртных напитков, наркотических средств и психотропных веществ, совершение правонарушений либо иных антиобщественных действий и докладывать о них оперативному дежурному, сотруднику уголовного розыска, участковому уполномоченному полиции и инспектору по делам несовершеннолетних;

Принимать меры по недопущению нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения родителей (иных законных представителей) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.

Государственная инспекция по безопасности дорожного движения осуществляет различные мероприятия по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, оказывает помощь аппаратам уголовного розыска в работе по борьбе с угонами и кражами автотранспортных средств, совершаемыми несовершеннолетними.

Сотрудники федеральной миграционной службы в процессе приема населения и участия в проверках по соблюдению паспортного режима в общежитиях, гостиницах и жилом секторе получают информацию и выявляют родителей, отрицательно влияющих на подростков, а также неработающих и не обучающихся детей. Аппараты оперативных подразделений путем проведения оперативно-розыскных мероприятий предупреждают и пресекают правонарушения несовершеннолетних, деятельность преступных групп подростков, выявляют и разоблачают подстрекателей и организаторов преступлений несовершеннолетних, иных лиц, вовлекающих их в пьянство, наркоманию, токсикоманию, в занятие проституцией, азартными играми.

В пределах своей компетенции они:

Поддерживают взаимодействие, направленное на выявление преступлений, совершаемых несовершеннолетними, лицами, ранее судимыми, и лицами, ведущими аморальный образ жизни;

Принимают участие в проведении совместных комплексных оперативно-профилактических мероприятий;

Осуществляют в ходе ОРД мероприятия, направленные на выявление и предупреждение преступлений, совершаемых несовершеннолетними;

Предоставляют информацию, полученную в результате проведения ОРД в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в ПДН, относящуюся к их компетенции;

Осуществляют меры, противодействующие участию несовершеннолетних в незаконном обороте наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров;

Осуществляют розыск несовершеннолетних, занимающихся бродяжничеством.

Сотрудники следственных подразделений оказывают воспитательное воздействие во время производства следственных действий, а также вскрывают причины и условия, способствующие совершению несовершеннолетними преступлений и правонарушений, принимают меры к их устранению, всесторонне выясняют сведения о личности правонарушителей и информируют подразделения по делам о несовершеннолетних. При наличии достаточных оснований ставят перед соответствующими государственными органами и общественными организациями вопрос о применении в отношении родителей или лиц, их заменяющих, гражданско-правовых, административных и других предусмотренных законом мер, а также об ответственности должностных лиц, допустивших недостатки в воспитательной работе либо создавших условия, способствующие правонарушениям.

Предупредительная деятельность, организованная с учетом этих направлений, должна обеспечивать всестороннее профилактическое воздействие на несовершеннолетних, склонных к совершению преступлений, на микросреду и социальные условия, в которых они находятся.

Административная деятельность органов внутренних дел

Необходимость особой правовой защиты несовершеннолетних обусловлена их физической и умственной незрелостью, следовательно, вытекающей из этого особой потребностью в охране и заботе...

Административные правонарушения против правосудия и деятельности органов уголовной и административной юрисдикции

полномочия сотрудников органов внутренних дел в части составления протоколов об административных правонарушениях и подготовки дел к рассмотрению...

Государственное управление в сфере внутренних дел

В ходе политической, экономической и административной реформы государственной системы...

Деятельность органов внутренних дел по предупреждению и пресечению правонарушений, совершаемых несовершеннолетними

В соответствии с требовании приказа МВД России деятельность ОВД (милиции) строится в комплексе и имеет своей задачей осуществление комплексного подхода и ответственности всех структур за достижение положительного эффекта в данной работе. Так...

Лицензионно-разрешительная деятельность органов внутренних дел Российской Федерации

Для осуществления лицензионно-разрешительной деятельности в структуре ГУООП МВД России; МВД; ГУВД субъектов РФ, окружных, городских, районных органов внутренних дел созданы подразделения...

Особенности несения службы по охране общественного порядка на объектах транспорта

Указом Президента РФ от 1.03.2011 г. N248 «Вопросы Министерства внутренних дел РФ» уточнена система территориальных органов МВД России...

Особенности работы с несовершеннолетними, состоящими на учете за употребление наркотических средств

Основными задачами ОВД, в том числе ПДН, по борьбе с наркоманией среди подростков являются: предупреждение и раскрытие преступлений, связанных с наркотическими и психотропными средствами; выявление и учет лиц...

Понятие предупреждения преступности и административных правонарушений (профилактической деятельности) представляет собой систему разноплановых мер по недопущению преступлений...

Понятие предупреждения преступления

История становления системы предупреждения преступлений и административных правонарушений органов внутренних дел в этой системе в современной России началась с принятием 18 апреля 1991 г. закона РСФСР «О милиции»...

Понятие предупреждения преступления

Основной объем работы по предупреждению преступлений выполняют милиция и органы внутренних дел в целом, поскольку их оперативные аппараты имеют возможность осуществлять оперативно-розыскную профилактику...

Правовое положение и организационное построение органов внутренних дел республики Беларусь

В нормах законодательных актов определяются задачи производства по делам об административных правонарушениях, решению которых и подчинена административная юрисдикция. Важнейшей из них является своевременное, всестороннее...

Правовое положение и система штабов органов внутренних дел

В системе органов внутренних дел штабы призваны решать общесистемные, межрегиональные, межотраслевые либо комплексные задачи, обеспечивать координацию деятельности служб и подразделений...

Правоохранительная деятельность таможенных органов

Правовое воздействие каждой отрасли права во многом определяется её принципами - основополагающими началами, главными идеями, которые являются основой, фундаментом нормативно - правовых предписаний...

С целью борьбы с преступлениями и административными правонарушениями в области охраны окружающей среды в 2002 г. была разработана и одобрена Экологическая доктрина Российской Федерации...

Предупреждение преступлений и административных правонарушений в сфере охраны окружающей среды

правовой преступление экологический правонарушение Нормативно-правовая регламентация экологических отношений, несомненно...

Профилактическая работа – одно из приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел

Среди основных нормативных актов, которыми руководствуются в своей деятельности сотрудники ОВД можно назвать: ФЗ РФ «О полиции», ФЗ РФ «Об оперативно-разыскной деятельности».

Основным ведомственным нормативным актом, в котором детализируются полномочия ОВД по предупреждению преступлений является Приказ министра внутренних дел РФ от 17.01.2006 г. № 19 «О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений».

Органы внутренних дел играют особую роль в предупреждении преступности и правонарушений. Они вносят наибольший вклад в эту деятельность, что обусловлено рядом обстоятельств и особенностей:

Постоянное сочетание мер убеждения и принуждения в отношении лиц, нарушающих нормы права.

Широта компетенции ОВД в рассматриваемой сфере, сложность и многообразность их деятельности (ОВД ведут целенаправленную предупредительную работу практически во всех сферах социальной жизни, где проявляется действие причин и условий преступности – семейно-бытовой, производственно-трудовой и др.).

Профилактические мероприятия ОВД осуществляют в отношении самых различных категорий лиц, склонных к совершению преступлений (лиц, которые совершили преступления ранее; склонных к совершению преступлений -–это лица совершающие административно-наказуемые правонарушения, аморальные проступки; социально-неустойчивые лица).

Предупредительная деятельность ОВД осуществляется в значительной части на уровне специального предупреждения, но вместе с тем, в ряде случаев, она представляет элемент решения задач общесоциального предупреждения (напр., деятельность кадровых подразделений ОВД).

Важной особенностью деятельности ОВД является то, что осуществляемые ими мероприятия по устранению причин и условий преступлений, предполагают обязательное включение в эту деятельность других субъектов.

ОВД располагают наиболее полной информационной базой для осуществления целенаправленной деятельности по предупреждению преступлений, которая включает в себя не только данные уголовной статистики, но и сведения об административных правонарушениях, материалы следственных и оперативных аппаратов, ИУ…

Профилактика преступлений рассматривается как одно из основных направлений деятельности большинства служб и подразделений ОВД.

В предупредительной деятельности органы внутренних дел исходят из того, что обстоятельства, детерминирующие преступления, могут проявляться как в индивидуальной жизни конкретных лиц, допускающих отклонения в поведении, и в силу этого способных встать на преступный путь, так и в различных сферах социальной жизни, безотносительно к поведению конкретных лиц с антиобщественной направленностью.

14. Понятие экономической преступности, деяния, учитываемые, как преступления экономической направленности.

Экономическая преступность - это система преступлений в сфере экономики и связанных с ней сферах жизнедеятельности общества. Она включает преступления в сфере экономической деятельности (экономические в узком смысле слова) и преступления против собственности (имущественные).

Таким образом, к экономическим относятся деяния , помещенные в разделе 8 УК РФ «Преступления в сфере экономики», который содержит главу 21 «Преступления против собственности» и главу 22 «Преступления в сфере экономической деятельности».

Отличительная особенность экономических преступлений состоит в том, что они совершаются специальным субъектом, а не посторонними для объекта управления людьми, включенными в систему экономических отношений, на которые они посягают.

Незаконное предпринимательство, фальсификация товаров, ставящих под угрозу не только здоровье, а порой и жизнь потребителей, обман покупателей, незаконное повышение или поддержание цен отмечаются в каждом четвертом случае от числа всех зарегистрированных в сфере экономики преступлений.

15. Причины экономической преступности. Ролевые особенности лиц, совершающих экономические преступления.

Криминологическая особенность экономической преступности – в постоянном расширении видов проеступных посягательств в сфере экономики.

Причины экономических преступлений заложены в недостатках и противоречиях существующих экономических отношений.

К первой группе обстоятельств, детерминирующих эту преступность относят издержки экономической политики, отсутствие надлежащей системы государственного контроля; отставание правотворческой деятельности от потребностей хозяйственной практики.

В качестве причин и условий конкретных преступлений называют такие обстоятельства, как недостатки системы учета и отчетности, текущего контроля со стороны руководителя, пренебрежение требованиями по подбору лиц на материально-ответственные должности, несовершенство норм расхода сырья и материалов, позволяющие создавать неучтенные резервы для последующего расхищения, недостатки ценообразования, налоговой политики, бесхозяйственность.

Во вторую группу обстоятельств, детерминирующих экономическую преступность, выделены недостатки правовоспитательной работы, неподготовленность среднего управленческого звена к решению сложных народнохозяйственных задач.

К социально-экономическим и социально-психологическим причинам и условиям экономической преступности относят:

Невозможность достижения подавляющим большинством населения страны официально декларируемых стандартов потребления легальным путем;

Деятельность в предпринимательской сфере лиц, которые раньше занимались нелегальным бизнесом, привлекались к уголовной

ответственности, а в настоящее время связаны с криминальной средой;

Поляризация общества на богатых и бедных;

Низкая доля зарплаты в составе валового внутреннего продукта;

Рост безработицы.

Экономическим преступникам следует относить расхитителей, взяточников, бизнесменов-преступников, мошенников, вымогателей, воров, грабителей, разбойников, контрабандистов, торговцев фальсифицированными товарами, налоговых преступников, руководителей, организующих криминальное банкротство предприятий, и многих других.

Как правило, это лица старше 30-ти лет.

Большинство экономических преступников занимают высокое социальное положение в обществе. Будучи собственниками, управляющими крупных предприятий или высокопоставленными чиновниками, они играют важную социальную роль в системе общественных отношений, особенно экономических.

Преступники, совершающие уголовные деяния в кредитно-денежной сфере, как правило, высокоинтеллектуальные специалисты. Они умеют быстро адаптироваться к новым формам и методам предпринимательской деятельности, применяемым банковским документам, новым электронным платежным средствам, средствам связи и оргтехники, к новым банковским валютным и таможенным технологиям совершения хозяйственных операций.

Соотношение между мужчинами и женщинами, совершающими экономические преступления, примерно равное.

Основными нравственно-психологическими характеристиками экономических преступников являются: корыстно-потребительская ориентация; преувеличенное представление о роли материальных благ; негативное отношение к интересам общества и отдельных граждан; коммуникабельность, умение произвести впечатление, хитрость, ловкость, изворотливость, энергичность, решительность, расчетливость, умение просчитывать свои действия далеко вперед.

16. Предупреждение экономической преступности .

Экономические преступления распространились практически на все сферы хозяйствования, поэтому их предупреждение, нейтрализация криминогенной ситуации в сфере экономической деятельности должны носить в государственной политике стратегический, приоритетный характер, включающий применение экономических, финансовых, организационно-управленческих, правовых, технических, культурно-воспитательных и других мер.

Превентивная деятельность должна быть разноуровневой, охватывать все общество – от федерального и регионального уровня до индивидуального предпринимателя. Превентивные меры можно разделить на общесоциальные и специально-криминологические меры предупреждения.

К общесоциальным мерам предупреждения относят: проведение государством экономической политики, свободной от криминальных издержек, сужающей возможности «теневой» экономики; разумное дистанцирование государственного и частного секторов экономики, нейтрализация условий, способствующих перекачке государственных средств в частно-предпринимательские структуры; стимуляция честного предпринимательского поведения, установление ответственности за использование недобросовестной конкуренции, дискредитацию экономических и финансовых партнеров, клановые проявления монополизма, связанные с коррупцией; создание условий для постепенного вытеснения из сферы производства и распределения криминальных методов регулирования экономических отношений, недопущение получения сверхприбылей противоправными способами, повышение ответственности за невыполнение экономических обязательств, несоблюдение финансово-кредитной, платежной и договорной дисциплины, устранение системного кризиса в обществе, защита самых уязвимых слоев населения.

Специально-криминологические меры отдают предупреждение экономических преступлений различным элементам правоохранительной системы (органы государственной власти разного уровня, органы государственного контроля, органы финансового контроля, правоохранительные органы, общественные организации). Эти меры включают: выявление и устранение причин и условий, способствующих экономическим преступлениям; установление лиц, замышляющих (подготавливающих) их; обеспечение максимально результативного раскрытия преступлений.