Nirvana что означает. Значение слова «нирвана

Если вы мечтаете о блаженстве и покое, которые недостижимы в реальной жизни, тогда у вас есть только один вариант — стать Буддой.

Обыкновенный человек

«Будда» — это не имя и тем более не санскритский эквивалент русского слова «бог». «Будда» обозначает ранг духовного развития. Поэтому любой, кто сможет достичь состояния нирваны, вправе назвать себя Буддой.

С санскрита «будда» (слово происходит от того же индоевропейского корня bud-, что и наш «будильник») переводится как «просветленный» или «пробужденный». В массовом сознании Будда ассоциируется в первую очередь с Сиддхартхой Гаутамой (623-544 до н.э.), по ошибке превратившись еще в одно его имя. Сиддхартха происходил из североиндийского княжеского рода, правившего на земле племени шакьев. Он был не первым и не последним, кому удалось достичь просветления. Но именно Гаутаме принадлежит идея спасти людей от губительного невежества, рассказав им о своем мистическом опыте и объяснив законы мироздания. Так появился буддизм.

Трагедия как стиль жизни

Буддисты обостренно ощущают враждебность окружающего мира. Для них находиться в этом мире — значит все время испытывать страдания. И их можно понять. Согласитесь, вам ведь тоже все время чего-то не хватает. Если же вы обретаете желаемое, то начинаете терзаться страхом потерять его. Людей мучают болезни и психологические комплексы, зависть или равнодушие близких. И любая радость рано или поздно сменяется горем и неудачами. Настоящий буддист уверен: человек никогда не сможет счастливо жить на земле, поскольку не создан для этого несовершенного мира. Все его надежды на светлое будущее заранее обречены на провал.

Кина не будет!

Буддисты полагают, что противоположные убеждения проистекают из неверного представления о собственном «я». Мы, европейцы, привыкли отождествлять его со своими мыслями, чувствами и ощущениями. А буддисты считают это ошибкой, поскольку никакой души, по их мнению, нет. Представьте себе героев фильма — они думают, переживают, любят и т.п. На самом же деле все это не более чем игра света и тени на белом экране. Наше «я» — такая же иллюзия, наслоившаяся на истинную человеческую природу, которая в этом контексте выступает в роли неотснятой пленки. А сама человеческая природа представляет собой никак не именуемый бессознательный сгусток энергии, и настоящая ее обитель — мир нирваны (от санскритского nir — «угасание»). Превращение в Будду — хоть и амбициозная, но вполне оправданная цель. С одной стороны, ваше «я» помещается в естественную среду обитания — нирвану. С другой, вы выходите из круга земных перерождений, которые (по мнению 3 млн буддистов) несут лишь новые страдания. Есть только одно «но». Работать над собой придется в течение 3000 перерождений. То есть жизней.

Интересный факт. Самому Сиддхартхе Гаутаме, чтобы достичь нирваны, потребовалось пройти 500 перерождений. Обычному человеку их потребуется не менее 3000. Многовато. И некоторые буддисты с этим согласны. На Дальнем Востоке и в Тибете даже существуют особые школы (дзен, чань и др.), практикующие достижение нирваны за одну жизнь. Их адепты, которыми могут быть только монахи, концентрируются не столько на буддийской этике (первый и второй этапы духовного совершенствования в классическом буддизме), сколько на техниках медитации (третий этап, см ниже). Они уверены, что особые заклинания вкупе со сложными методами расслабления и концентрации достаточны для того, чтобы лет через 50-60 уйти в нирвану. Однако даже великим мастерам такое удается крайне редко. Кстати, постигать дзен можно только вместе с учителем-профессионалом: многие европейцы, пытавшиеся самостоятельно следовать ему, сошли с ума.


Шаг 1. «Правильный взгляд». Избавиться от своего неведения, понять, что сущность этого мира — страдания и любые оптимистические надежды не более чем самообман.

Шаг 2. «Правильное намерение». Четко осознать, что для следования путем Будды придется принести в жертву все, что обычно доставляло (пусть и иллюзорное) удовольствие.

Шаг 3. «Правильный поступок». Необходимо воздержаться от всего, что причиняет боль другим существам. Нельзя убивать, воровать, впадать в гнев, торговать оружием, людьми и любыми живыми существами, а также употреблять их в пищу.

Шаг 4. «Правильный образ жизни». Противостоять своим плотским желаниям. Запрещается есть и спать вдоволь, общаться с женщинами и употреблять дурманящие напитки. Жить только честным трудом, не содержать игорных притонов и не торговать алкоголем. Из заработанных средств на себя тратить ровно столько, сколько необходимо для поддержания жизни, а остальное раздавать нуждающимся. Противостоять и страстям духовным: гордыне, жажде славы, зависти и стяжательству.

Шаг 5. «Правильная речь». Следить за своей речью: не лгать, не клеветать, не браниться, не распространять слухов и сплетен.

Шаг 6. «Память». Начать овладение техникой йоги. В первую очередь развить умение сосредоточиться. Сконцентрировавшись на каком-либо предмете, необходимо довести себя до такого состояния, когда сможете с закрытыми глазами описать этот предмет во всех деталях столь же точно, как если бы глаза оставались открытыми.

Шаг 7. «Усердие». Необходимо отождествить себя с любым выбранным предметом. Используя технику сосредоточения, нужно каждой клеткой организма прочувствовать свою новую сущность и уверить себя в том, что избранный предмет и есть вы сами. Затем возвратиться к «реальности», чтобы убедиться в «ложности» пережитых ощущений. Так приходит понимание относительности образов и установок сознания, ведь теперь ясно: оно может представить все, что угодно.

Шаг 8. «Сосредоточение». На заключительной ступени своего духовного роста начать медитировать над образом Будды или какого-нибудь буддийского святого. Сначала изучить этот образ во всех деталях, а потом отождествить себя с ним. Если отождествление удалось, вы растворяетесь в нирване.

Нирвана — это вовсе не холодный и бесцветный мрак. Буддисты сравнивают ее с успокоенным морем, которое не знает ни бурь, ни ураганов. Это состояние свободы и особой надличностной полноты бытия.

©При частичном или полном использовании данной статьи - активная гиперссылка ссылка на познавательный журнал сайт ОБЯЗАТЕЛЬНА

«…люди стремятся к нирване, не зная, что это такое. О блаженстве знает только блаженный. В нашем случае - только Будда , ибо он один и есть истинно блаженный. Остальные могут принимать нирвану как осуществлённое блаженство на основе его свидетельств. Человек знает, что отсечение рук - очень тяжко, хотя ему лично их и не отсекали, он знает это по рассказам тех, кому это делали. Точно так же «тот, кто не обретает покой, знает о том, что покой - это счастье» от Будды. Тем самым вера в Будду становится необходимым мотивом нравственного поведения.

Логический парадокс - чтобы достичь нирваны, надо знать, что она такое, но чтобы знать, что такое нирвана, надо достичь её - создает в нравственной мотивации трещину, которую приходится залатывать верой.

Можно предположить, что сама позитивная концепция нирваны, которая неизбежно деградирует в парадокс, стала создаваться для обоснования культа Будды, поклонения ему. Во всяком случае, практической необходимости в такой концепции не существует. Ведь когда человек стремится к нирване, он не просто стремится к чему-то определённо хорошему. Он прежде всего уходит от того плохого, что он имеет. Он убегает от страданий, пронизывающих всё его бытие. Страдания сами по себе содержат достаточные основания для человеческой активности, направленной на их преодоление. Поэтому позиция Будды, ограничивавшегося негативной характеристикой нирваны, была логически более последовательной и этически более продуктивной, чем позиция его последователей, пытавшихся создать позитивную концепцию нирваны.

Четвёртая благородная истина - о пути, который ведёт к нирване. О верной срединной дороге.

«А вот, монахи, какова верная дорога,
что приводит к пресечению тягот,
Это - арийская восьмизвенная стезя,
А именно:
истинное воззрение, истинное намерение, истинная речь,
истинные поступки, истинный образ жизни, истинное усилие,
истинное памятование, истинное сосредоточение.
И это - арийская истина».

Здесь изложена методически продуманная, психологически обоснованная нормативная программа, охватывающая восемь ступеней духовного возвышения. Обозначим кратко содержание каждой ступени. Истинное воззрение (или, в другом переводе, праведная вера): усвоение четырёх кардинальных истин Будды. Истинное намерение: принятие этих истин как личной жизненной программы и отрешение от привязанности к миру. Истинная речь: воздержание от лжи, блокирование слов, вербальных ориентиров, не относящихся к обозначенной выше нравственной цели, которая состоит в отрешении от мира. Истинные поступки: ненасилие (ahimsa), ненанесение вреда живому. Истинный образ жизни: развертывание истинных поступков в линию поведения. Истинное усилие: постоянное бодрствование и бдительность, так как дурные мысли имеют свойство возвращаться. Истинное памятование (праведная мысль): постоянно помнить о том, что все преходяще. Истинное сосредоточение: духовное самопогружение отрешившегося от мира человека; оно, в свою очередь, проходит четыре трудно поддающиеся описанию стадии: экстаз (чистая радость), вызванный уединением и ограничением отношения к миру чисто созерцательным, исследовательским отношением к нему; радость внутреннего спокойствия, вызванная освобождением от созерцательного интереса; освобождение от радости (экстаза), связанное с осознанием освобождения от всех ощущений телесности и душевных волнений; совершенная невозмутимость, состоящая в безразличии и к освобождению, и к его осознанию.

Восемь ступеней верной срединной дороги Будды могут быть осмыслены как универсальная схема действий нравственно совершенствующейся личности. Исходным пунктом является определённое понимание смысла жизни. Затем это понимание становится внутренне значимым мотивом. Далее мотив переходит в определенное решение. Это решение реализуется в поступках. Поступки образуют единую цепь, определяя сознательно заданную линию поведения. Далее, осуществляется вторичная рефлексия осуществлённых поступков под углом зрения того, насколько они соответствуют собственным решениям и свободны от дурных мыслей. Наконец, нравственное поведение включается в контекст исходного смысла жизни. Последнее звено - выход за границы самой морали как свидетельство осуществлённости смысла жизни. На первый взгляд кажется, что последнее сверхэтическое звено, понятное в рамках учения Будды, не может быть элементом универсальной схемы. В действительности это не так. Если понимать мораль как путь, который ведёт человека от несовершенства к совершенству, то достижение совершенства не может не быть выходом за границы морали, неким возвышением над моралью. Другой вопрос - можно ли достичь такого состояния или нет. Но если помыслить себе такое состояние достижимым, а идеал осуществлённым, то необходимо признать, что это как раз означает преодолённость морали. […]

В учении Будды есть два ряда утверждений, которые очевидным образом противоречат друг другу. С одной стороны, буддийский идеал предполагает освобождение от всех желаний, от удовольствий в такой же мере, в какой и от страданий. «Нет уз для тех, у которых нет приятного или неприятного». Отсюда вытекает, что для достижения нирваны необходимо прорваться по ту сторону добра и зла. Одно из высказываний Будды гласит: «Я называю брахманом того, кто здесь избежал привязанности и к доброму и к злому, кто беспечален, бесстрастен и чист».

Гусейнов А.А. , Великие моралисты, М., «Республика», 1995 г., с. 57-59.

Нирвана... Значение слова стало синонимом расслабленного, блаженного состояния. Это термин, искаженная трактовка которого вошла в лексикон людей, страдающих наркотической зависимостью. Представление о ней как об эйфории на самом деле не соответствует истине. Понятие «нирвана» - одно из наиболее сложных в буддизме. Точное определение ему не смог дать даже знаменитый Будда Шакьямуни.

Каждый хотя бы однажды слышал выражение «уйти в нирвану». Что это обозначает? Обычно под этой фразой подразумевается какое-то невероятно приятное состояние, наполненное бесконечным блаженством, даже, можно сказать, пик удовольствия. Считается, что впадать в нирвану можно по любому поводу, например, от прослушивания любимой музыки, от принятия вкусной пищи, от близости с любимым человеком. На самом деле, такое мнение ошибочно. Так что такое нирвана и для чего это нужно? Попробуем разобраться.

Упоминания о нирване

Конечно же, о нирване говорил и сам Будда Шакьямуни (дословный перевод имени - «мудрец, пробужденный рода Шакья») - основатель буддизма, легендарный духовный учитель. Он упоминал о ней как о состоянии прекращения страданий, омрачений и привязанностей ума. Все дело в том, что Шакьямуни не охарактеризовал состояние нирваны ни разу как позитивное. Говорил он лишь о том, чем оно не является.

Советский известный религиовед, Торчинов Евгений Алексеевич, высказал определенное суждение относительно Будды и нирваны. Ученый сделал вывод, что мудрец в отношении нирваны хранил благородное молчание. Торчинов резюмировал: «Нирвана - это состояние, которое выходит принципиально за границы эмпирического знания и языка, который ее описывает».

Что такое нирвана в буддизме?

Нирвана, или ниббана, в буддизме считается высшим счастьем. Но в данном случае оно не должно трактоваться как радостное возбуждение, привычное для нас в земном существовании. Буддисты под абсолютным счастьем подразумевают отсутствие страданий, которые человек непрерывно испытывает в Сансаре. Этот термин обозначает круговорот жизни, ограниченный кармой.

В буддизме нирвана описывается как нечто неопределенное, противоположное Сансаре. Она же, в свою очередь, считается миром заблуждений, страстей, привязанностей и отсюда вытекающих страданий. Если очиститься от перечисленных факторов, то «просветленный» может в полной мере ощутить, что такое нирвана и стать освобожденным как от физического тела, так и от представлений, желаний и сознания в целом. В буддизме это состояние не считается абсолютом, единением с Богом, так как означало бы в таком случае продолжение страсти к жизни.

Покой или небытие?

Означает ли вышесказанное, что нирвана является состоянием полного небытия? Это не совсем так. Несмотря на то что исследователи и учителя буддизма по сей день спорят о правильности трактовки понятия "нирвана", все-таки большинство из них соглашаются с тем, что это не то состояние, которое означает полное исчезновение всего живого. В их понимании это всего лишь душевный покой, свобода от страстей, конфликтов и напряжения. Некоторые из учителей трактуют нирвану следующим образом - она не имеет самой жизни (желаний, мыслей, движения), которая подразумевается в Сансаре, но при этом присутствует ее потенциал, энергия. Это примерно так, как если бы в наличии были сухие дрова и спички, то имелся бы потенциал разжигания пламени, скрытая возможность огня.

Еще один вид нирваны в буддизме

Все, о чем говорилось выше, относится к нирване пребывания, или, как ее еще называют, великой. Те, кому удается достигать такого состояния, находятся в полнейшем покое.

Также в буддизме существует еще одна разновидность этого понятия - нирвана непребывания. Практики, с помощью которых ее достигают, отказываются от состояния полнейшего покоя для того, чтобы помочь индивидуумам, находящимся в Сансаре, и направлять прочих практикующих. Обычно таких людей с сознанием в стадии пробуждения называют не иначе как бодхисатвами. Что такое нирвана для них? Это умение порождать в собственной душе сострадание в невероятно большой степени и помогать каждому, кто обращается к ним за какой-либо помощью.

Бодхисатвы: отображение в культуре

Бодхисатвы упоминаются в молитвах и изображаются на разных видах танок (традиционных тибетских рисунках на ткани). Наиболее известный из всех существующих - сострадающий и видящий Авалокитешвара. Согласно легенде, в тот момент, когда этот бодхисатва смог достичь просветления, он увидел, насколько сильно испытывают страдания те, кто остался в Сансаре. Авалокитешвара был поражен таким зрелищем настолько, что его голова от боли разорвалась на одиннадцать частей. Но прочие просветленные смогли помочь ему. Они собрали и привели голову в первоначальное состояние. С того времени Авалокитешвара и начал учить других, как достичь нирваны. Таким образом он помогал им избавляться от мучительных страданий.

Достижение просветленного состояния

Может ли достичь нирваны каждое живое существо? Ответить на данный вопрос затруднительно. Если бы это было достижимо, то страдание исчезло бы как понятие вовсе. Будда говорил о том, что он не в состоянии избавить всех полностью от страданий с такой легкостью, как извлекают колючку из ноги. И не в его силах смыть с каждого дурную карму так просто, как смывается водой грязь. Он лишь предлагал освободить от страданий, указывая правильный путь. Предположительно такой путь для каждого очень долог и может длиться, претерпевая сотни и даже тысячи перерождений до тех пор, пока человек не очистит свою карму и не освободит свой разум от мучающих его омрачений полностью. Однако, по мнению учителей буддизма, любое живое существо имеет природу Будды, а следовательно, и возможность достижения просветления.

Чем не является нирвана и мнение эзотериков

Большинство эзотериков знают, что такое нирвана, и каким-то образом понимают значение этого понятия. Принято считать, что это цель большинства буддистов. Но некоторые из молодых эзотериков не относят нирвану к буддизму и называют этим термином какие-то состояния из нынешней жизни. Тем самым они вводят в заблуждение многих людей. Поэтому следует отметить, что такое нирвана, и чем она не является на самом деле.

  1. Это место существования для некоторых представителей человечества после смерти. Такого мнения придерживается малое количество людей, достигших освобождения, то есть состояния, которое не совсем корректно называют просветлением, и решивших самостоятельно покинуть Сансару.
  2. Нирвана - что значит это понятие? Оно является исключительно буддистским термином. За пределами этой культуры нирвана смысла не имеет. Это не транс, не состояние счастья или блаженства. По самой сути, нирвана не может быть доступна живым людям.

Сомнительные мнения о нирване

Многие скептики утверждают, что все, что мы слышим и знаем о нирване, помимо вышесказанного, является фантазиями и домыслами. Буддизм утверждает о том, что вся жизнь человека и его состояние после смерти, все перерождения являются Великим Колесом Сансары. Даже бодхисатвы находятся в нем. То есть если человек жив, то он в Сансаре - без вариантов. Те, кто ушли из нее, уже не возвращаются, - этот постулат является основополагающей концепцией в буддизме. По этой причине любой живой человек не имеет в принципе достоверной информации о нирване и ничего не может о ней знать. Так как это понятие абсолютно эфемерное, то и ни одного доказательства ее существования нет. Таким образом, можно сделать заключение, что наши знания о нирване проверить невозможно.

Что же является правдой о нирване?

Нирвана является абстрактным, умозрительным антитезисом для Сансары, которая известна и даже может быть исследована. Эти два понятия все-таки не считаются антонимами. Если живущие постоянно в Сансаре страдают время от времени, то в нирване - никто и никогда. Возможно, так и есть, но это ничем не доказано, это всего лишь предположение.

Считается, что Будда говорил о том, что нирвана - это мир без страданий, состояние полной гармонии и тому подобное. А может, такое заключение и не звучало? В сводах его высказываний (сутрах) присутствуют слова «я слышал, что». Цель здесь прослеживается одна - не сделать данные афоризмы непреложной истинной, которая не оспаривается (догматами). Человеку дается возможность усомниться в точности высказываний, ведь рассказчик мог неправильно понять или что-то забыть из услышанного.

Поиск ответов

Такой подход Будды к сутрам предположительно мог склонять буддистов к самостоятельному поиску ответа на вопрос: «нирвана - что это?», на рациональное, скептическое восприятие идей в буддизме. Впоследствии их можно проверять неоднократно. Но ведь такой подход неприемлем для нирваны - человек не в состоянии проникнуть за пределы возможного понимания и разглядеть, что там происходит. Приходится либо фантазировать, либо завершить полностью это бесполезное занятие.

Если разобраться, то для буддиста нирвана - это своеобразный фильтр, препятствие. Те, кто желает в нее попасть, не могут этого сделать, так как факт стремления к ней является сутью проявления неуспокоенных желаний и ума. В таком случае человек находится в Сансаре, но никак не в нирване. Вход в нее для него закрыт. Таким же образом желание вырваться из Сансары является признаком смятения и затворяет врата в нирвану.

Можно ли вступить в контакт с обитателями нирваны?

Как вариант, можно было бы (теоретически) воспользоваться услугами какого-либо медиума и попробовать пообщаться с кем-нибудь, находящимся в нирване. Но ее обитатели, по сути, не должны иметь даже желания, а тем более какой-то причины отвечать на вопросы, даже если их будет задавать бодхисатва. Их желания и ум уже давно должны быть в успокоении. Даже если бы и получилось попасть в нирвану, то задать вопрос находящимся в ней - проблематичная задача. Существует закон резонанса - чтобы дотянуться к ним, необходимо полностью успокоить свои желания и ум. Соответственно, подавляется и поползновение задать вопрос. В общем, это невозможно.

И все-таки, большинство буддистов стремятся узнать, как достичь нирваны. Это является целью их практик. Понятно, что нирвана несравнима ни с чем и не имеет общих черт с раем, присущим религии христиан, или другим видом поощрительного существования после смерти. Это не является составляющими Сансары.

Нирвана - цель или неизбежность?

Из всей буддистской теории о нирване можно сделать вывод, что после того как человек выходит из Сансары, ему просто некуда деваться. Поэтому после освобождения из Великого Колеса дорога одна - в нирвану. Поэтому смысла хотеть в нее попасть как такового нет. Ведь рано или поздно в нирване должен оказаться каждый. И это несмотря на то, что некоторым понадобится довольно много времени, чтобы получить возможность покинуть Сансару.

Также не имеет смысла и желание понять, что представляет собой нирвана. Ведь можно будет все прочувствовать, когда уже попадешь в нее. А стремление узнать о ней как можно больше является проявлением смятения и препятствует пришествию просветления.

Осознанный отказ от нирваны

Отказываются от нее по своей воле люди - бодхисатвы. Они достигают освобождения, но все-таки предпочитают остаться в колесе Сансары. Но при этом бодхисатв может поменять свое решение и уйти в нирвану. Например, Шакьямуни при жизни был бодхисатвой. А уже после того как умер, он стал Буддой и переместился в нирвану.

В большинстве своем идеей такого отказа является желание помочь каждому живому существу достигать освобождения. Но некоторым такое объяснение кажется сомнительным. Вопрос при этом возникает один - если бодхисатв не был еще в нирване (так как он жив, и ему она недоступна), как он может знать, что там происходит?

Нирвана в музыке

Для некоторых термин «нирвана» обозначает состояние приподнятое, сродни озарению. Есть и такие люди, которые считают ее местом окончательного успокоения. Но миллионы поклонников музыки понимают под этим словом лишь название знаменитого коллектива. Группа «Нирвана» перевернула полностью представление о статусе звезд рока 90-х годов 20-го века. Она была одной из представителей-уникумов андеграунда на сцене. «Нирвана» также нашла своих поклонников среди панков, мошеров, трешевиков, любителей альтернативной рок-музыки и традиционного мейнстрима. Именно название было одной из проблем при создании группы. После того как было предложено множество вариантов, лидер коллектива Курт Кобейн остановился на «Нирване» как на чем-то добром, в отличие от привычных роковых, злых лейблов.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Найти

Значение слова нирвана

нирвана в словаре кроссвордиста

нирвана

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

нирвана

нирваны, мн. нет, ж. (санскрит. nirvвna - исчезновение потухание) (книжн.). У буддистов - блаженное состояние души, освобожденной от страданий личного бытия. ? Смерть, небытие (поэт.). Погрузиться в нирвану (разг.) - перен. отдаться состоянию полного покоя.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

нирвана

Ы, ж. В буддизме и нек-рых других религиях: блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от жизненных забот и стремлений. Погружаться в нирвану (перен.: отдаваться состоянию полного покоя; устар. и книжн.).

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

нирвана

    Блаженное состояние отрешенности от жизни, освобождения от житейских забот и стремлений (в буддизме и некоторых других религиях).

    Место пребывания душ, находящихся в таком состоянии.

    перен. Состояние покоя, блаженства.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

нирвана

НИРВАНА (санскр. - угасание) центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений. В буддизме - психологическое состояние полноты внутреннего бытия, отсутствия желаний, совершенной удовлетворенности и самодостаточности, абсолютной отрешенности от внешнего мира; в ходе развития буддизма наряду с этикопсихологическим понятием нирваны возникает и представление о ней как абсолюте. В джайнизме совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, бесконечной игры рождений и смертей (сансары).

Мифологический словарь

нирвана

(будд.) - «угасание» - наивысшее состояние сознания, позволяющее избавиться от цепи перерождений (сансары). Считается, что Н. можно достигнуть при жизни, но полностью она достигается только после смерти. Существа, достигшие Н., не могут вернуться в сансару, но могут оказывать помощь людям и другим существам, стремящимся избавиться от оков сансары.

Нирвана

(санскр., буквально ≈ угасание, затухание), центральное понятие религиозной философии буддизма (а также джайнизма), означающее высшее состояние, конечную цель духовных стремлений человека. В буддийских текстах Н. характеризуется как нечто непостижимое, невыразимое, противоположное тому, что может быть в «этом мире и мире ином», представляя в сущности состояние внутренней полноты и абсолютной отрешённости от внешнего бытия. Психологически состояние Н. негативно описывается как отсутствие страсти, жажды жизни вообще, а позитивно ≈ как состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Погруженность в себя, исключающая необходимость обращения к внешнему, в состоянии Н. характеризуется некоей не поддающейся расчленению «деятельностью» интеллекта, чувства и воли, которую можно определить как состояние созерцательной сосредоточенности. Буддийский идеал ≈ отсутствие мыслей о счастье и несчастье, добра и зла, видимое безразличие к основным человеческим устремлениям ≈ можно обозначить даже как отсутствие какой-либо определённой цели вообще. Единственно вычленимое ощущение в состоянии Н. ≈ это ощущение несвязанности, независимости, свободы. Однако это не свобода, «преодолевшая» мир, а свобода, «снявшая» мир, поскольку мир не противостоит в буддизме человеческой личности и, следовательно, не требует преодоления.

Хотя достижение Н. предполагает отказ от идеи счастья вообще, буддийские тексты описывают Н. не только как состояние покоя, но и как состояние блаженства. В 20 в. Н. перестала отождествляться с состоянием абсолютного ничто (Р. Чайлдерс, Великобритания, Ф. И. Щербатской, СССР и др.). Однако вряд ли оправдано и отождествление Н. с состоянием сверхбытия, начавшегося в этой жизни и продолжающегося после смерти (в работах Т. У. Рис-Дейвидса, Великобритания, Х. Глазенаппа, ФРГ, и др.). Состояние полной удовлетворённости в принципе снимает вопрос о продолжительности удовлетворения и, следовательно, о будущей жизни. Учитывая это и одновременно буддийское непризнание смерти как уничтожения, можно полагать, что Н. не имеет отношения к категории времени вообще.

В ходе развития буддизма наряду с этико-психологическим понятием Н. возникают представления о ней как об абсолютной реальности, делаются попытки онтологизации психологического состояния [концепция сарвастивадинов в хинаяне; учение мадхьямики в махаяне, приравнивающее Н. шуньяте (пустоте), и др.]. В джайнизме Н. означает совершенное состояние души, освобожденной от оков материи, от бесконечной игры рождений и смертей.

Концепция Н. находится в русле мистических идей о достижении совершенного состояния души или психики, построения «царства не от мира сего внутри нас». Особенностью буддийской и отчасти джайнской идеи Н., отличающей её не только от идей христианской мистики, манихейства, суфизма, но и от индуистских концепций «освобождения», является (несмотря на определённое сходство с этими концепциями в махаяне) упование только на собственные силы и абсолютная несвязанность достижения Н. с идеей трансцендентного (бога, добра), утверждение постулата божественности человека. Абсолютная отрешённость от всего внешнего, несомненная эгоцентрическая настроенность приводят многих последователей Н. к устранению от участия в жизни общества.

Лит.: Vallée Poussin L. de la, Nirvāna, P., 1925; Stcherbatsky Th., The conception of Buddhist nirvana, Leningrad, 1927; Frauwallner Е., Die Philosophie des Buddhismus, 3 Aufl., B., 1969; Conze Е., Buddhist thought in India, L., ; Welbon G. R., The Buddhist Nirvana and its Western interpreters, Chi.≈L., 1968; Johansson R., The psychology of Nirvāna, N. Y., 1970. См. также лит. при ст. Буддизм.

В. П. Лучина.

Википедия

Нирвана

Нирва́на , Нибба́на - понятие в индийской религиозной мысли, обозначающее высшую цель всех живых существ и играющее важнейшую роль в буддизме. Существует множество определений понятия «нирвана», но обычно оно связывается с состоянием освобождения от страданий , свойственных бытию в сансаре.

В буддизме нирвана:

  • свобода от желаний, страданий и привязанностей;
  • освобождение от страдания, от круга рождений (сансары);
  • состояние сознания, в котором элементы санатаны - потока сознания (дхармы) пребывают в покое;
  • высшая цель устремлений верующих в раннем буддизме и в тхераваде, достижимая после искоренения всех омрачений.

Помимо «нирваны с остатком» в палийских суттах различают «нирвану без остатка» (паринирвана). Кроме того, иногда упоминают «непостоянную нирвану», о которой говорят как об умиротворении или о состоянии Будды, превзошедшего нирвану и сансару. В позднем индийском и в тибетском буддизме используется понятие «естественной нирваны» или пустоты (шуньята). Лонгчен Рабджам связал нирвану с ригпа (состоянием Изначального будды Самантабхадры).

По поводу того, как именно надо понимать нирвану, среди буддологов и приверженцев буддизма всегда велись и продолжают вестись споры. В брахманизме и индуизме нирвана - слияние с Брахманом.

Нирвана (фильм, 1997)

«Нирва́на» (1997) - фильм итальянского режиссёра Габриэле Сальватореса считается классическим произведением киберпанка.

Нирвана (фильм, 2008)

«Нирвана» - российский кинофильм, драма, снятый в 2008 году режиссёром Игорем Волошиным. Фильм посвящён проблемам молодёжи.

Примеры употребления слова нирвана в литературе.

Тамба сказал: - Алмазная Колесница - Путь для людей, которые живут убийством, воровством и всеми прочими смертными грехами, но при этом не утрачивают надежды достичь Нирваны .

Это если Бог есть, а по буддизму Его, похоже, нет, поэтому мы с буддизмом закончим, в надежде на то, что Богу мы нужны в собранном состоянии, а не в виде архивных чертежей того, что когда-то было, да сплыло в нирвану .

Тому, кто не способен достичь нирваны , нет ни покоя, ни блаженства: абсолют как преодоление любого рода ностальгии -- это награда, которая достается лишь тем, кто соглашается сложить оружие.

Именно поэтому учения о Брахмане и Нирване не стали последней истиной, открывшейся дохристианскому миру, и именно поэтому они разделили общую судьбу: брахманизм вылился в индуистское язычество, а философию Гаутамы заслонил популярный буддизм.

Ад, акаша, алкоголизм, Ангел, антивещество, антигравитация, антифотон, астения, астрология, атом, Армагеддон, аура, аутогенная тренировка, белая горячка, бессонница, бесстрастие, Бог, божественное, божественный путь, Буддизм, буддхи, будущее, будущее Вселенной, будущее Солнечной системы, вакуум, Великий обет, вещество, виртуальный, влияние на судьбу, внеземная цивилизация, Вселенная, всемирный потоп, воплощение, время, Высший Разум, Высшие Знания, галактика, геологические периоды, Гермес Трисмегист, гиперон, гипноз, головной мозг, гороскоп, гравитационные волны, гравитация, гуна, Дао, двойник, деперсонализация, дефект массы, демон, Дзэн-буддизм, добро зло, ДНК, Древние Знания, дрейф материков, Дух, душа, дхьяна, дьявол, Единая Теория Поля, жизнь, заболевания психики, зарождение жизни, звезда, земная жизнь, знание будущего, знания, зомби, зомбирование, изменение судьбы, измененные состояния сознания, измерение вещества, Изумрудная Скрижаль, иммунная система, инстинкт, интеллект, интуиция, искривление света, ис

Нирвана , тогда неоспоримо, что буддийская философия не проповедует конечного уничтожения, так же как утверждают, что Иисус являлся своим ученикам после смерти, так же до нынешнего дня верят, что Готама снисходил из Нирваны.

Омлет Как Зеркало Английской Кухни, Низвержение в Нирвану , Нумизматический Эпос.

И те, кто достигает этого совершенного покоя, называемого Нирваной , или на языке индусов -- Самадхи, делает это намного легче с помощью музыки.

О Говинда, сдается мне, из всех саман, существующих в мире, быть может, ни один не достигнет Нирваны .

Когда же странники по мирам иным говорят об Эдеме, как учители семитических религий, либо о чертогах Брамы и Вишну, о небесах иранских азуров или индуистских дэвов, о блаженной стране Сукхавати, даже о Нирване - они принимают за последнюю цель лишь отдельные ступени внутри Шаданакара, отдельные вершины метакультур и наивысшие трансмифы религий, либо, наконец, реальность Мировой Сальватэрры.

Вам, всегда заводящим ненужных друзей, Вам, теряющим все, кроме долготерпенья, не летящим вперед, пропуская ступени, - по затоптанным ближним и средним, и дальним, Вам, целующим чистую руку идальго, во Христе - без креста, на кресте - без обмана, за осьмушку листа отдающим нирвану , за ничтожное слово готовым к закланью, приспособленным только к бумагомаранью, достигающим в славе посмертной вершины - от ногтей до последней своей требушины предаюсь!

Границы собственной сущности растворились в безраздельном счастье и согласии: у человека это бы называлось Божьим озарением или нирваной .

Во-первых, можно потерять любую определенность и войти в состояние 000 000 или в состояние нирваны , но это тоже форма, причем она таким же образом не соответствует или соответствует другим формам.

И после того, когда они достигли нирваны , Георг отделился от своей половины и ушел в другой мир, мир сна.

Тем не менее, в данном случае в понятии Нирваны его собственная доктрина находит самое близкое и наименее фальсифицируемое религиозное выражение.

Анна Любимова

Понятие нирваны встречается во многих учениях и верованиях. Оно означает свободу от мучений. В общепринятом употреблении нирваной называется состояние, где отсутствуют страсти, мучения , а присутствует высочайшее счастье и умиротворение. Это непознанное чувство постоянного покоя и радости.

Нирвана выступает разрывом в цепочке реинкарнаций. Это остановка перевоплощений, постоянный и нерушимый покой. Нирвану сложно определить. Что касается ее понимания, то между исследователями буддизма постоянно ведутся дискуссии. В понимании индуистов и последователей брахманизма нирвана – это соединение с Брахмой.

Каким образом в буддизме можно достигнуть нирваны и что это значит?

По верованию Будды, невзирая на мучения, что пронизывают каждый этап существования в Сансаре, существует состояние без мучений, и его возможно достичь. Им выступает состояние транса или нирвана. Вхождение в данное состояния в учении Будды обозначают термином амата, то есть достижение души, что разрушает цепь кармического существования.

Что такое нирвана? По определению – это состояние души, свобода от мирских забот и привязанностей, полное просветление и познание Истины

В сутра-питаке обозначают нирвану в качестве читты (освобожденного разума), что не испытывает никаких чувств. Оазум не отождествляется больше с феноменом жизни, он постоянен, вечен, потому освобожденный. Нирвана – это конец незнания (авидья), что погружает разум в постоянную цепочку реинкарнаций, сансару (жизнь в зависимостях). В точном обозначении нирвана не считается четким местом или состоянием. Она выступает познанием Истины.

Что такое нирвана?

Постараемся понять, что же такое нирвана, откуда происходит это понятие. В частности, что означает слово нирвана в философии? Кратко – это конечная высшая цель существования людей. Данный термин считается схожим по значению с расслабленным и блаженным состоянием. Но в 60-е годы данное понятие в искривленном виде вошло в лексикон людей, употребляющих наркотики. Считать нирвану состоянием эйфории грубая ошибка. Данное состояние считается сложнейшим в буддизме. Его не смог четко охарактеризовать даже Будда Шакьямуни.

нирвана в философии – это конечная высшая цель существования людей

Всем знакома фраза «впасть в нирвану» . Под ней подразумевают что-то очень приятное, своеобразный пик наслаждения, чувство постоянного блаженства. В нирвану можно впасть по разным поводам: от невероятного блюда, красивой музыки, от интимных наслаждений. Но в реальности подобное понимание целиком ошибочно.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье , но его здесь не стоит понимать в качестве радости, доступной в мирской жизни. Последователи Будды под счастьем подразумевают свободу от страданий, испытываемых в мире каждый день. Шакьямуни говорил, что нирваной выступает окончание мучений, затуманивания разума, привязанности. Проблема в том, что он не давал подобному понятию никакого «положительного» определения. Упоминая только то, что нирваной считать нельзя.

Религиовед и исследователь Е.Торчинов замечал, что проблема нирваны является одной из тех, о которых Будда не говорил. Нирвана расположена далеко за рамками сферы эмпирических знаний, а также такого языка описания.

В среде исследователей и последователей учения Будды до сих пор ведутся споры о правильности понимания состояния нирваны

В буддизме его описывают как что-то в противовес Сансаре . Последняя выступает миром страсти, привязанности, ложных представлений, мучений. Если очиститься от этого, то просветленный человек достигнет нирваны и освободится, не только от тела, а от влечений и сознания. Разница с брахманизмом в том, что в учении Будды она не является соединением с абсолютом или богом, поскольку это соединение означает продолжение существования.

Получается, нирвана – это абсолютное небытие? Не совсем так. Хотя ученые и учителя буддизма до настоящего времени ведут споры об адекватности трактовки подобного термина. Многие все же сходятся во мнении, что это полная очистка мира от живых существ. Это , где нет разногласий, мучений и страсти. Другие учителя трактуют это состояние так: в нем нет жизни, как понимается в Сансаре, но существует жизненный потенциал и энергия.

В учении Будды нирваной называется верховное счастье, то есть свободу от страданий

Все, о чем говорилось выше, стоит отнести к великой нирване. Она называется еще нирваной пребывания. Те, кто достигает ее, находятся в абсолютном покое. В учении Будды различают другие виды – нирвана непребывания . Люди, достигшие состояния нирваны, называются Бодхисаттвом. Они отказываются от абсолютного покоя и ухода из-за того, чтобы помочь остальным живым и направить их на данный путь. Все потому, что они смогли возродить в собственной душе великое сострадание, они готовы помогать всем, кто обращается к ним. Бодхисаттв отмечают при чтении молитв, их рисуют на танка.

Известнейшим Бодхисаттвом является Авалокитешвара. По легенде, когда он вошел в состояние просветления, заметил, какие страдания испытывают существа, живущие в Сансаре. Его это так поразило, что от боли голова Авалокитешвары разбилась на 11 частей. Но остальные просветленные помогли, и они восстановили голову. С того момента Авалокитешвара помогает остальным уйти от страданий и познать нирвану.

Есть несколько разновидностей нирваны. В разных учениях она трактуется по-своему. Нельзя однозначно сказать, что именно означает это состояние

Есть ли шанс достичь нирваны у остальных живых существ? Как уйти в нирвану? Дать ответ на вопрос сложно. Считается, что данный путь для каждого долгий, и длится он бесчисленное количество реинкарнаций, пока карма не очистится от омрачений целиком.

Типы нирваны

Выделяют различные типы нирваны. В учении Будды это:

  • непознанное состояние постоянного покоя и абсолютное удовлетворение;
  • разрушение цепочки перерождений, окончание перерождений, полный, нерушимый покой;
  • она не поддается какому-либо определению;
  • в среде ученых и буддистов до сих пор ведутся споры о правильном понимании нирваны.

Существуют разные типы нирваны по различным учениям

Но из разных источников выделим деление на 3 вида нирваны:

  1. ментальная . Является коротким состоянием, что случалось с любым человеком. Каждый иногда ловил момент невероятного покоя, а также просветления. Это и называют ментальным проявлением нирваны;
  2. жизненная . Эта нирвана может быть достигнута человеком, если его душа еще пребывает в теле. Это дает шанс прервать цепь перерождений и приводит человека к новому виду;
  3. вечная . Те, кто смог достичь предыдущего типа нирваны после гибели тела, т.е. после смерти, постигает ее.

В тхераваде есть 2 вида нирваны:

  • «с остатком ». В данном состоянии пребывает святой в буддизме, прежде чем выйти из цепи реинкарнаций. Остатком называется тело, оно носит имя «последнего»;
  • «без остатка ». В этом случае у буддийского святого «успокаивается» полный набор дхарм, а сам он навсегда прекращает существование.

Как впасть в нирвану?

Проблема, как попасть в нирвану, войти в ее жизненную форму, волнует всех последователей Будды. Ведь это выступает целью их жизни. Нельзя достичь свободы после, если не получилось достижение нирваны в течение этой жизни. В противном случае придется прожить другую, с новыми перипетиями и страстями.

Изначально стоит осознать само понимание свободы, что постигается в состоянии нирваны. Это освобождение от любой зависимости. Мирские привязанности добавляют нам уязвимости, это обречение на страдания. Мы непременно теряем то, что нам дорого, а перед моментом потери всегда приходит страх.

Чтобы достичь нирваны, потребуется научиться жить в настоящем моменте и отключаться от мыслей и привязанностей внешнего мира

Медленное затухание мирских желаний возможно достичь использованием многих практик из учения Будды и из других. Те, кто достиг нирваны, утверждают, что это можно сделать разнообразными методами. Гипноз, молитва – у каждого собственный путь. Никакой из них не даст гарантию просветления, только человек сумеет разорвать постоянный круг перерождений. Многим не нравится мысль о «бесчувственности». А что значит «я ушел в нирвану»? Это, прежде всего, готовность освободиться от всего мирского. По этой причине вам придется прийти к такому решению спокойно и осознанно, дабы твердой рукой перерезать цепь бесконечной реинкарнации. Итак, рассмотрим технику вхождения в нирвану:

  1. Находитесь в позе лотоса и дышите. Дыхание является одной из немногих постоянных в жизни, оно с нами всегда. Прочувствуйте, как поток воздуха проходит через вас. Дышать необходимо через нос, так как вдохи и выдохи ртом только увеличат сердечный ритм и повысят тревожность. Если вы дышите через нос, то это принесет расслабление. Сосредоточьте внимание на выдохах. В процессе выдоха ничего не случается, все лишнее исчезает, вы расслабляетесь. По этой причине при дыхании концентрируйтесь на выдохе.
  2. Спросите у себя, что вы сейчас делаете. Возможно, в текущий момент вы пытаетесь читать, но где витают мысли в реальности? С чем они связаны? Что делает ваше тело? Если в настоящий момент вы желаете читать, то делайте это. У нас слишком много забот в мире. Нет ничего странного в том, что жизнь настоящим непостижима из-за них.
  3. Выступайте свидетелем. Это означает наблюдение и осознание того, что происходит с человеком каждую секунду. Обращайте на это внимание, отстраняйтесь, тогда прошлое отступит. Не стоит концентрировать разум на одном моменте, в противном случае вы окажетесь в ловушке.
  4. Отпустите все. Если внутри живет свидетель, он обращен к настоящему, то отпустите все, чего нет в данный момент. Останьтесь здесь и сейчас.
  5. Дышите опять. Если мысли и мир опять вмешиваются и забирают вас из текущего момента времени, возвращайтесь к осознанному дыханию.

Техника вхождения в нирвану начинается с позы лотоса и ровного дыхания

Таким образом, достижение нирваны возможно путем осознанного дыхания, отключения мыслей о привязанностях и проблемах внешнего мира, мирской жизни. Невозможно достичь нирваны, не отпустив прошлое и будущее. Знак нирваны – это здесь и сейчас. Как только вы научитесь через медитацию разрывать связь с миром, вы ступите на путь достижения данного состояния просветления, вы освободитесь от страданий. Последователи Будды отдают этому пути всю жизнь, это выступает их главной целью бытия. У каждого из нас собственный путь, чтобы войти в нирвану и познать истину.

29 марта 2014