Семинар – практикум для педагогов. «Гендерное воспитание в ДОУ

Номинация «ФГОС второго поколения в моей практике»

«Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»

Процесс реализации Федеральных государственных требований сопровождается определёнными трудностями, связанными с несоответствием традиционно реализуемых педагогами форм, методов, приёмов педагогической деятельности и современными требованиями к ним. Инновационным считается и гендерный подход в дошкольном образовании. Однако теоретическая база педагогов в вопросах гендерного воспитания требует дополнительной подготовленности. Это подтверждается результатами анкетирования воспитателей ДОУ. 70% опрошенных ответили, что гендерное воспитание является современным аналогом полового воспитания, и только 30% педагогов разделяют данные понятия. Это является сигналом недостаточной компетенции в вопросе дифференциации полового и гендерного воспитаний.

Педагоги так же недооценивают значимость раздельного проведения определённых видов детской деятельности. Анкетирование установило, что 12% опрошенных видят необходимость раздельного взаимодействия только в кружковой деятельности, 24% ответили, что все вопросы и любая деятельность должны вестись совместно с мальчиками и девочками, 64% воспитателей утверждают, что определённые виды деятельности с дошкольниками, лучше проводить раздельно. К таким видам анкетируемые отнесли: моделирование, силовые виды спорта, занятие рукоделием, хозяйственную деятельность, ролевые игры, индивидуальные беседы, знакомство с этикетом, беседы о поведении в обществе и гигиене, различные виды соревнований.

Данные факты указывают на актуальность проведения цикла обучающих семинаров, практикумов, педсоветов для педагогов дошкольного учреждения. (Приложение 1, Приложение 2).

Параллельно с педагогической образовательной деятельностью велась просветительская работа с родителями. Оформлялась наглядная агитация, организовывались встречи со специалистами, врачами, проводились тематические досуги, организовывались клубы мам - девочек и пап - мальчиков, выпущен цикл статей в газете «Капельки солнца» посвящённых гендерному воспитанию. В итоге уровень сформированности педагогической и психологической просвещённости родителей в вопросах воспитания девочек и мальчиков повысился с 23% до 87%.

Результативностью аналитико-просветительской работы с педагогическим составом стало:

  • Систематизация методического материала;
  • корректировка модели педагогического процесса;
  • изменения предметно-развивающей среды;
  • повышение педагогической компетенции в вопросах гендерного воспитания.

Анкетирование проводилось среди педагогов одного из дошкольных учреждений.

Тема: «Гендерный подход в ДОУ»

Форма проведения: дискуссионные качели.

Цель: определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ

Задачи :

  • расширить представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;
  • уточнить представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;
  • систематизировать знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;
  • определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.

Ход педсовета

Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения? В детском саду с 21 по 25 января проходило анкетирование. Педагогам предлагалось ответить на вопрос «Является ли гендерное воспитание современным аналогом полового воспитания?». Зачитываются результаты анкетирования.

1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».

Давайте разбираться в терминах. Работа в группах. Определения на столах у педагогов.

Одна из важнейших категорий - категория пола - биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так - объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический (биологические особенности, фундамент).

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие - «гендер» (gender). «Гендер» по одним источникам - «род» (англ) по другим «представление, презентация».

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании - это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Гендер - социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание».

Исходное понятие - «половая роль». По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.

Поло-ролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)

Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

РАБОТА В ГРУППАХ с программами дополнительным материалом.

Итог. У детей формируем умение проявлять заботу о детях другого пола и внимание к ним, умение различать эмоциональное состояние сверстников другого пола, в том числе полярное своему. Дети учатся играть разнообразные социальные роли (матери, отца, парикмахера, повара и др.) в соответствии с гендерной принадлежностью. В процессе социализации у детей формируется умение соотносить себя с членами семьи в соответствии с половой принадлежностью.

2. Типология женской и мужской силы

- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.

В восточной философии существует пара Инь и Янь. Инь - его топологическое изображение на плоскости - кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала - вектор, имеющий начало, направление и импульс движения - Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины - это векторное движение во всех направлениях.

Дискуссионная прогулка. Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины. Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.

Ситуация 1. Ужин. Возвращение с работы.

Ж. - спросит «Вы кушали?»

М. - скажет «Я хочу есть!»

Ситуация 2. Уборка квартиры.

Ж. - Во-первых, приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.

Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.

М. - Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.

Инсценировка «Домашний случай».

Ситуация 3. Ребёнка нет поздно дома.

Ж. - мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.

М. - быстро сделает ребёнку внушение или даст ремня и вскоре об этом забудет.

Ситуация 4. Муж задержался на работе.

Ж. - создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п, пошёл к друзьям и т.д.

М. - Много работы, вот и задержался.

Вывод: качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.

ИГРА «Лучшие качества»

Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.

Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.

Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.

Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип - не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный - отвергают и женский и мужской стили поведения)

3. Формирование качеств личности.

- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?

В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:

  • понимание половых различий; (к 2-м годам, например по одежде, обнажённых людей не различит)
  • осознание своего пола; (к 4-5 годам, рассмеётся, если ему скажут, что он превратится в девочку)
  • гендерная идентификация (к 7 годам и в теч. всей жизни. Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы)

А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду?

  • Через игрушки;
  • Дифференцированный подход;
  • Игры;
  • Работу с родителями.

РАБОТА В ГРУППАХ. Педагогам предлагается соотнести, какие игрушки, какое качество воспитывает.

Дифференциация - учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

1. По возрастному составу

2. По полу

3. По области интересов

4. По уровню развития детей

5. По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления)

6. По уровню здоровья детей.

Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования

Практическое задание «Мальчики или девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики - два разных мира»

4. Формы работы с детьми старшего дошкольного возраста.

  • Групповые традиции гендерного воспитания: «Давайте говорить друг другу комплименты», «Кодекс рыцарей и дам», «Поздравления с праздниками», «Посекретничаем».
  • Беседа о женских головных уборах.
  • НОД «Русский народный костюм», «Я и моя семья», «С кем бы я хотел дружить», «Знамя победы».
  • Режимные моменты (прогулки, приём пищи, подготовка к прогулке и ко сну и т.д.).

5. Формы работы с родителями.

Зачитывается аналитическая справка по результатам анкетирования родителей.

6. Решение педагогического совета:

  • Выпустить сборник (печатное издание) «Как построить работу по воспитанию мальчиков и девочек в ДОУ»
  • Провести в каждой группе встречу родителями-представителями различных профессий
  • Преобразовать предметно-развивающую среду, с учётом гендерных особенностей.
  • Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения;
  • Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педпроцессе;
  • Построение развивающей среды;
  • Построение модели педпроцесса.

Литература:

Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики - два разных мира. - М.: Линка-пресс, 1998 г

Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. - Ростов н/Д: Феникс, 2012 г

Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. - Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г

Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений - М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

Библиотека
материалов

Семинар – практикум для педагогов.

«Гендерное воспитание дошкольников»

Подготовили и провели:

старший воспитатель ДОУ

Е.К.Трапезина

педагог–психолог

Л.А.Шумилова

Задачи:
1. Смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.
2. Дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания.

3. Предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников в игровой деятельности

Участники:
1. Воспитатели, музыкальный руководитель.
2. Ведущие: старший воспитатель, педагог-психолог.

Форма проведения : круглый стол.

Методы:
консультирование;
деловая игра;
дисскуссия;
использование ИКТ;
проблемные ситуации;
блиц-опрос.

Информационный банк: подбор соответствующей литературы (статьи, журналы, брошюры, книги)

План проведения семинара-практикума:

Доклад и беседа педагога –психолога Л.А.Шумиловой с педагогами с целью смоделировать профессиональную деятельность педагогов с использованием методов активного обучения.

Провела старший воспитатель ДОУ Е.К.Трапезина с целью дополнить теоретическую информацию по проблемам гендерного воспитания и предложить педагогам практические материалы, способствующие гендерному воспитанию дошкольников в игровой деятельности

    Практическая часть. Блиц – опрос. (педагог –психолог Л.А.Шумилова).

    Обобщение итогов семинара

Ход семинара:

    Что такое гендер и полоролевое воспитание?

Доклад педагога –психолога.

Вопрос для педагогов :

В чем различие понятий половое и гендерное воспитание?

Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего на физиологических особенностях полового развития ребенка, т. е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.
Понятие «половое воспитание» используется чаще всего в медицине.
Половое воспитание является широким понятием, которое включает в себя несколько составляющих.
1. подразумевает ознакомление ребенка с основами половой жизни.
2. призвано прививать ребенку гигиенические навыки.
3. знакомство ребенка со строением человеческого тела, особенностями женского и мужского организма, анатомо-физиологическими различиями.
Половая (гендерная) дифференциация – осознание и усвоение ребенком своей половой принадлежности.

Понятие «гендерное воспитание» используется в педагогике.
Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.
Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что даёт мужчинам и женщинам по – новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы

Организуя гендерное воспитание, важно понимать, что анатомические и биологические особенности являются лишь предпосылками, потенциальными возможностями психических различий мальчиков и девочек. Эти психические различия формируются под влиянием социальных факторов – общественной среды и воспитания. В результате мы имеем возможность рассматривать вопросы воспитания девочек и мальчиков не как изначальную от рождения данность, а как явление, вырабатывающееся в результате сложного взаимодействия природных задатков и соответствующей социализации, а также с учётом индивидуальных особенностей каждого конкретного ребёнка.

Участники гендерного воспитания и их роль.
Вопрос педагогам :

Кто участвует в гендерном воспитании и какова их роль в данном процессе?
(высказывания педагогов)

Обобщение:
Расположим участников гендерного воспитания ребенка по степени их важности:
1. Семья. Ребенок копирует своих родных, особенно стараясь во всем походить на родителя своего пола. Малыш, живущий в благополучной, спокойной семье, незаметно сам научится нормально воспринимать отношения полов, потому что родители подают ему добрый пример. Мальчик подражает мужественности отца, девочка – женственности матери, и делают они это без каких-либо особых наставлений. Кроме того, наблюдая в повседневной жизни своих родителей, дети учатся, как вести себя с людьми противоположного пола.
2. Педагогический коллектив детского сада. Половое воспитание, прежде всего, должно быть направлено на родителей, а уж потом на детей. Педагог дает знания, отвечает на вопросы детей, касающиеся отношений полов, не стыдясь этого разговора. Все, что говорит педагог, должно быть правдой, но и это еще не все. Важнее всего, как мы говорим об этом с детьми и как на деле подтверждаем, открыто высказанную нами точку зрения. Другими словами, если половое воспитание – это, прежде всего формирование правильного отношения к вопросу, а не освоение конкретных знаний в этой области. Гендерный подход находит свое отражение в нашем детском саду и при воспитании культурно-гигиенических навыков.
3. Врач. Участие врача в половом воспитании нуждается в уточнении. Врач должен помогать совершенствовать содержание и технику беседы со всеми детьми, нуждающимися в советах. Главная задача медицинских работников, знакомых с вопросами психогигиены пола, заключается в консультации воспитателей: подготовке родителей, педагогов, других специалистов и работников детских учреждений и организаций в области медико-гигиенических вопросов полового воспитания.
4. Окружение ребенка. Ребенку помогает осознать себя согласно своему половому признаку и действовать согласно ему все окружение. Под окружением понимаются: сверстники, взрослые, музыканты, песни которых ребенок слушает, сценаристы фильмов и мультфильмов, художники, писатели и поэты, модельеры и т.д.

Половой опыт ребенка:
Вопрос педагогам:

В каком возрасте у ребенка появляется половой, опыт?
Сама мысль о том, что дети в каком-то смысле имеют половой опыт, многими воспринимается как безнравственная. Всего лишь одно поколение назад люди считали малышей в сексуальном смысле совершенно невинными созданиями. Сегодня так думают лишь очень немногие, и все же, поскольку эти немногие существуют, вопрос подлежит обсуждению.
Прежде считалось, что сексуальность возникает в отрочестве. Сейчас, напротив, мы знаем, что половой инстинкт проявляется в тот же день, когда ребенок рождается на свет. Если мы заинтересованы в нормальном половом развитии наших детей, нужно знать, какой у них имеется сексуальный опыт. Мы не можем себе позволить ждать их отрочества, чтобы помочь им и руководить их порывами. Тогда будет слишком поздно. Делать это нужно уже в дошкольном детстве.
Проявления полового инстинкта характерны для всех детей. И если обнаружите одно из них у вашего ребенка, это вовсе не значит, что его сексуальность чрезмерна или превратится со временем в проблему. Это говорит лишь о том, что ваш ребенок точно такой, как все дети.
Вопрос для педагогов :

Из чего же складывается обычный половой опыт у маленьких детей?
Обобщение:
Первый и самый обычный сексуальный опыт дети приобретают, когда взрослые прикасаются к их гениталиям. Дети реагируют на любое прикосновение к этим органам. Нетрудно заметить эрекцию полового члена у мальчика 6 или 7 месяцев, когда мать моет его, посыпает тальком или вытирает досуха. Речь идет о чисто сексуальном возбуждении органа, и это совершенно здоровая реакция.
Дети и сами трогают свои половые органы, прежде всего для того, чтобы узнать, что это такое, и очень скоро соображают, что прикосновения эти приятны.
Все дети рано или поздно проявляют определенный интерес к половым органам, обнаруживая анатомическое различие у представителей противоположного пола. Эти различия замечаются если не дома, то в детском саду или в гостях у кого-нибудь из друзей. Вполне логично, что дети задумываются над этим и задают смелые вопросы. Все это вполне нормально.
У малыша нередко появляется братик или сестренка. Но даже если он единственный ребенок в семье, у него есть друзья, у которых могут быть маленькие братья или сестры. К проявлению новорожденного мать обычно готовит своего ребенка заранее, сам он тоже задает немало вопросов и прислушивается к тому, что говорят по этому поводу родители и взрослые, бывающие в доме. В здоровой современной семье детям обычно откровенно объясняют, откуда берутся малыши, и это тоже в известном смысле, хотя и не прямой, половой опыт.
Другой неизбежный опыт, оставляющий глубокий след в сознании ребенка, заключается в повседневном наблюдении своих родителей. Дети видят, что мама занята чисто женскими делами, а папа своими, мужскими. Все это, разумеется, помогает мальчику или девочке понять свою половую роль в жизни. Таким образом, речь идет об опыте наипервейшей важности.
Еще один опыт – даже если это встречается и не очень часто – приобретается тогда, когда ребенок оказывается свидетелем половой близости папы и мамы. Надо ли говорить, что категорически не рекомендуется допускать подобное. У ребенка из-за непонимания того, что происходит, могут возникнуть тревога, страхи, беспокойство.
Вот такой половой опыт приобретают дети к 5-6 годам жизни, и в целом это не так уж и мало. Ребенок не столь невинен в сексуальном отношении, как хотелось бы думать. Проблемы пола еще не открылись перед ним во всей полноте. У него еще не “работают”, не дают о себе знать железы внутренней секреции. Свою половую принадлежность ребенок ощущает пока смутно и скорее сознанием, чем физиологически, - словом, тут можно спорить о чем угодно, но только не о том, что ребенок – существо совершенно бесполое. По правде, говоря, будь это так, надо было бы срочно бить тревогу.
Проблемные ситуации:
1 . В туалете дети, улучив момент, показывают друг другу половые органы. Вы это заметили. Ваши действия.
2. Вы заметили, что родители часто целуют определенную девочку в губы. А затем эта девочка подходит к Вам с фразой: «Дядя Юра, он вкусно целуется». Что делать?
3. Родители подошли к Вам со следующим вопросом: «Что сказать, если дети спрашивают, как они появились?» Как отвечать на эти и подобные им вопросы?
Половые игры детей:
Присущее детям любопытство и стремление к приятным ощущениям побуждают их к разного рода поискам и расследованиям. Вряд ли что-либо в доме ускользает от их внимания, в том числе, понятно, и тело – собственное и сверстников. Какие-то открытия, разумеется, доставляют больше удовольствия, нежели остальные. Но поскольку это не всегда удается сделать свободно, они прикрывают возникший интерес играми, которые только на первый взгляд выглядят невинными и вполне допустимыми. Назовем лишь самые привычные из таких игр – “доктор”, “куча мала”, когда возникает множество физических контактов, совместное купание и, наконец, все, что связано с уединением и скрытостью, например, когда дети прячутся под кроватью или чердаке. Во всех этих случаях ребята обычно удовлетворяют свое любопытство, рассматривая то, что запрещено приличием, и получая возможность физических контактов, друг с другом, которые они находят очень возбуждающими и интересными.
Некоторые взрослые, утверждая, что каждому делу должно быть отведено свое время и место, дают понять: детство не лучшая пора для свободного проявления полового инстинкта. Нельзя не считаться с тем фактом, что половой инстинкт уже существует, и именно с раннего возраста. И тот, кто отказывается признать это, не выглядит разумным человеком, потому что не только отворачивается от очевидного, но и пытается изменить реальность, запрещая детям открыто проявлять свои инстинкты. Не нужно быть профессором психологии, чтобы понять – попытка подавить проявления полового инстинкта ни в коей мере не уничтожает желания, которые за ним скрываются. Напротив, такое давление лишь породит сумятицу в сознании ребенка, создаст комплекс вины, вызовет беспокойство и стремление что-то сделать тайком.
В случае половых игр лучше совсем ничего не предпринимать, чем действовать во вред: меры нужны только в том случае, если эти игры грозят перейти какие-то границы, если мы замечаем, например, что ребенок пренебрегает другими, естественными для его сверстников играми и развлечениями, и замыкается в себе. Но даже если дело дошло до крайностей, кто сказал, что половая активность ребенка – явление болезненное или опасное само по себе? Эта активность означает совсем иное – ребенок интересуется сексом потому, что пытается восполнить им другие желания, какие ему не удается высказать и исполнить.
Иных детей половые игры привлекают не столько удовольствием, которое они доставляют, сколько возбуждением от сознания, что они делают нечто запретное.
Крайности в половых играх должны рассматриваться как предупреждение: что-то не функционирует в организме или психике ребенка. Родители помогут своему ребенку, если исправят другие стороны его поведения, которые казались нам менее значительными, но, тем не менее, привели к конфликту с ребенком.
Принципы гендерного воспитания:
Вопрос для педагогов:

Какими принципами должен руководствоваться взрослый при формировании начал гендерного воспитания.
Обобщение:
1. Преемственность детского сада и семьи.
2. Системность.
3. Доверительность отношений.
4. Доброжелательность в высказываниях
Стереотипы воспитания мальчиков и девочек:
Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Стереотипы мужского и женского поведения входят в психологию ребёнка через непосредственное наблюдение за поведением мужчин и женщин. Ребёнок подражает всему: и формам поведения, которые являются полезными для окружающих, и стереотипам поведения взрослых, являющимися вредными социальными привычками.
Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли, В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний.
Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: “Не плачь, ты не девчонка. Ты – “мужчина”. Девочку наставляют: “Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.

Игра «Черты характерные для мальчиков и для девочек»

Ведущий называет черты характера, традиционно присущие женскому и мужскому полу, педагоги располагают их в соответствующих колонках.

Черты характера:

лидерские качества, агрессивность, порывистость, смелость, душевность, эмоциональная чувствительность, доброта, покорность, уступчивость, кокетливость.
Обобщение:
Однако совремённая ситуация требует от девочки проявления не только традиционно женских качеств (мягкости, женственности, заботливого отношения к окружающим), но и решимости, инициативности, умения отстаивать свои интересы и добиваться результата. В мальчиках нельзя воспитывать только мужские качества, потому что действительность потребует от них терпимости, отзывчивости, умение прийти на помощь.

Игра-соревнование для педагогов:

«Игрушки для мальчиков и для девочек»

Педагоги объединяются в две группы. Первая группа называет игрушки, в которые чаще всего играют мальчики, вторая – девочки. Называют по очереди. Победит та команда, которая больше видов игрушек назовет.

Вопрос педагогам :

Нужно ли четкое подразделение игрушек на игрушки для мальчиков и игрушки для девочек?
Обобщение:
Мальчикам нужно играть в куклы и мягкие игрушки. Девочкам необходимо играть в машинки и строить дома. Это часть познания не только противоположенного пола, но еще и познание мира. Также необходимы и все остальные игрушки: мозаики, пазлы, наборы для творчества, настольные игры, мячи и т.д. Отдельно хочется сказать о наборах с шитьем и вязанием. Это традиционно "немужское" занятие очень полезно мальчикам 5-7 лет. Во-первых, настоящему мужчине всегда пригодится умение пришить пуговицу, а во-вторых, эти занятия способствуют развитию мелкой моторики, которая в силу определенных причин у мужчин развита хуже, чем у женщин.

    Гендерное воспитание в игровой деятельности.

Выступление старшего воспитателя ДОУ Е.К.Трапезиной

«Игры по гендерному воспитанию»

В дошкольном возрасте в сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Вместе с тем, в практике дошкольных учреждений содержание игровой деятельности недостаточно дифференцировано с учетом психофизиологических особенностей развития девочек и мальчиков.

В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности, но не потому, что ребенок большую часть времени проводит в играх - игра вызывает качественные изменения в психике ребенка. В сюжетно-ролевой игре дети в символической форме воспроизводят взаимоотношения взрослых людей. Играя роль, ребенок выполняет определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. Эти игры называют социосексуальными, хотя собственно сексуального в них очень мало. В процессе игры ребенок уточняет строение своего тела и сравнивает себя с другими детьми, начинает осваивать половую роль. Игровой период в психосексуальном развитии ребенка характеризуется инициативой, усвоением поло-ролевого поведения, половыми играми, привязанностью друг к другу, первой любовью, проигрыванием ролей родителей.

У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам. Когда в экспериментальной обстановке детям предоставили возможность поиграть в магазин, то, превратившись в «продавцов», они предлагали мальчикам купить машинки и оружие, а девочкам – кукол и посуду. Подобное поведение доказывает, что присущее любой культуре связывание предметов и свойств с тем или иным полом зависит не только от научения через наблюдение или заучивание определенных ассоциаций типа “куклы для девочек, машинки для мальчиков”. Дети начали ставить одни свойства в причинную связь с мужским полом, а другие – в такую же связь с женским.

Игры мальчиков более предметны, девочек более словесны, поэтому они играют в вербальные игры, мальчики предпочитают возиться с конструктором. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, водят тракторы, строят мосты и занимаются плотницкими работами. В игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) – у мальчиков и доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) – у девочек.

Ролевые игры - лучший способ преодоления негативных ролевых стереотипов.

Например, игра “Врач и пациент” идеально подходит для этой цели. Дети могут свободно меняться ролями. Эта игра вдохновляет мальчиков заботиться о ком-либо, а девочкам играть мужские роли. Чаще ролевые ориентации девочек сдвинуты в сторону противоположного пола несколько больше, чем у мальчиков. Замечено, что дети, поведение которых строго соответствует всем требованиям, предъявляемым к их полу, часто отличаются более низким интеллектом и меньшими творческими способностями.

Наоборот, дети, более свободные от жесткой половой типизации поведения, имеют высокий интеллект и психологически более благополучны. Воспитатель и родители могут корректировать те или иные негативные качества детей с помощью распределения игровых ролей и сюжетными изменениями.

В играх реализуются желания детей. Часто ребенок в игре исполняет роль, запрещенную для него в жизни, тем самым, достигая компенсации. Воображаемый мир противостоит миру действительности и может являться для ребенка более реальным.

В игре он освобождается от чувства одиночества и познает радость близости и сотрудничества, в игре он оценивает свои возможности, обретает веру в себя, определяет позицию по отношению к окружающему миру и людям.

Таким образом, наилучшее время оказать влияние на отношение ребенка к половым ролям –это возраст до 6 лет. Успех вхождения ребенка в мир людей, его половая воспитанность в значительной мере зависит от содержания воспитания, в которой роль игры трудно переоценить.

Мальчики, обычно, ведут себя активно. Это хорошо, но иногда заходит за рамки допустимого, и тут помогут специально подобранные игры для мальчиков .

Оставьте свой комментарий

Чтобы задавать вопросы.

Гендерная идентичность детей в игре. Рекомендации для родителей.

Гендер - это социально-педагогическая характеристика, с помощью которой люди дают определение понятиям «мужчина» «женщина».

Гендерная идентичность - единство самосознания и поведения индивида, - относящего себя к определённому полу и ориентирующегося на требования соответствующей гендерной роли. Другими словами, гендерная идентичность - это отнесение себя к мужскому или женскому полу и способность определять пол других людей.

Актуальность гендерного воспитания в современном обществе огромна, современное общество категорически против того, чтобы мужчины и женщины располагали лишь набором преимуществ по своему половому признаку. Обществу хочется, чтобы мужчины демонстрировали не только несгибаемую волю и мускулы, но и проявляли заботу по отношению к людям, уважение к родным, а женщины умели проявить себя, выстроить карьеру, но при этом не потерять свою женственность.

Целью такого подхода в педагогике является воспитание девочек и мальчиков, одинаково способных к самореализации. Мальчик и девочка — два разных мира, поэтому их нельзя воспитывать одинаково. Воспитав настоящих мужчин и женщин, мы облегчим своим детям жизнь в дальнейшем.

Период дошкольного детства - это тот период, в процессе которого педагоги, родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин, а не бесполых существ, растерявших преимущества своего пола

К 3-4 годам ребенок усваивает свою половую принадлежность. Он знает, кто он: мальчик или девочка. Но он еще не знает, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик” и "девочка”. Мы, взрослые, сознательно или бессознательно обучаем ребенка его половой роли. В соответствии с общепринятыми традициями ориентируем его в том, что, значит, быть мальчиком или девочкой. Мальчикам чаще, чем девочкам, прощаем проявления агрессивности и поощряем их активность. От девочек ждем душевности, чувствительности и эмоциональности. Под руководством взрослых, через подражание ребенок начинает учиться быть мальчиком или девочкой. Его позиция как мальчика (или девочки) обусловливает его ориентации в выборе игр, интересов, мечтаний. Ориентация ребенка на ценности своего пола, прежде всего, происходит в семье. Здесь многое определяют традиции. Так, мальчику, даже самому маленькому, обычно заявляют: "Не плачь, ты не девчонка. Ты - "мужчина”. Девочку наставляют: "Не дерись. Не лазай по заборам и деревьям. Ты девочка”.

Родители оказывают большое влияние на развитие детского восприятия, являются образцом, которому ребенок подражает в своих действиях и поступках. Родители формируют внешний вид и поведенческие проявления ребенка мужскими или женскими, потому что биологический пол является данностью, с которой ребенок рождается, но психологический формируется в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

В семье существуют самые благоприятные условия для усвоения и формирования соответствующего полу поведения. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей.

Задача дошкольного учреждения заинтересовать родителей, объяснить им важность формирования гендерной идентификации мальчиков и девочек именно с малых лет, научить их сотрудничать с детьми, не бояться играть с ними, беседовать, рисовать, лепить, т.е. научить занимать позицию не «над» ребенком, а «рядом» с ним.

Что нужно знать родителям о девочке. Независимо от возраста девочкам требуется больше заботы. Задача родителей - дать девочке больше заботы, понимания и уважения, чтобы она могла доверять родителям и оставаться открытой. Доверчивая девочка счастлива и довольна жизнью.

Задача родителей - проявить к мальчику больше доверия, приятия одобрения, чтобы мотивировать его к деятельности.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной и он не знает, как с ней играть. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Игрушки и игры должны быть подобраны таким образом, чтобы давать возможность девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивать умение общаться и навыки сотрудничества.

Игрушки и игры мальчиков должны побуждать их к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогать развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и интеллектуальных способностей, будут поощрять независимое, соревновательское и лидерское поведение.

К общим игрушкам, которые привлекают внимание малышей обоих полов это развивающие игры, пластичные конструкторы, мягкие игрушки, наборы для развития тактильной чувствительности.

Если у дошкольника, особенно у маленького, есть игровой уголок, то время от времени ему следует разрешать играть в комнате, где собирается вечерами семья, в кухне , в комнате бабушки, где новая обстановка, где всё интересно. Новая обстановка рождает новые игровые действия, сюжеты.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимоотношения, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Гендерное воспитание ребенка дошкольного возраста с помощью сюжетно-ролевых игр воспроизводит взаимоотношения мужчин и женщин.

Прекрасным примером таких игр для девочек является проведение показа мод или моделирование одежды в картинках. Игра в дочки-матери или куклы способствует выработки таких необходимых качеств как забота, нежность, ответственность.

Для мальчиков подойдут более активные игры в казаков - разбойников, салки, где можно проявить лидерские качества.

Мальчики играют в «Стройку», «Магазин бытовой техники», «Автосалон», «Водители», «Военные, «Полицейские». Девочки в «Семью», «Детский сад», «Больницу», «Магазин», «Салон красоты. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия

Игры для девочек в своей основе более словесны, игры для мальчиков более предметны. Во время игры можно ненавязчиво учить ребенка считать и писать. Очень важным элементом гендерных игр является участие взрослого, который может исполнять роль ведущего и своим примером подчеркивать важность происходящего

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры.

Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться. Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

Играя вместе с ребёнком, следите, пожалуйста, за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть. Общаясь, прививая дошкольникам гендерное воспитание, вы получите в итоге, настоящего мужчину - защитника и прекрасную женщину, папу и маму ваших будущих внуков.

С целью повышения компетентности родителей в вопросах гендерного воспитания и формирования гендерной идентичности у сыновей и дочерей нужно использовать разнообразные формы работы. Рекомендуем проводить родительские собрания на темы: «Формирование гендерной идентичности у детей дошкольного возраста», «Воспитание детей с учётом их гендерных особенностей»; консультации: «Воспитание в семье детей разного пола», «Особенности воспитания ребёнка в неполной семье», семинар «Представления детей дошкольного возраста о роли мужа и жены, отца и матери», семинар-тренинг «Как говорить с ребёнком о половых различиях». Советуем организовать в учреждении дошкольного образования уголок для родителей «Книги для мальчиков», «Книги для девочек», «Клуб папы», «Клуб мамы» и т.п.

При взаимодействии родителей и педагогов с детьми важным является формирование начал мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Эти начала способствуют развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки в настоящее время, в будущем и его устойчивости, неизменности. Они направлены на формирование положительного отношения к предстоящей социальной роли (мужчины, женщины, отца, матери).

Разделы: Работа с дошкольниками

Проблема формирования гендерной идентичности детей в дошкольных учреждениях сегодня актуальна как никогда. Содержание существующих на сегодняшний день программ воспитания детей в ДОУ составлено без учета гендерных особенностей мальчиков и девочек. В них делается упор на психологические, индивидуальные и возрастные особенности детей, без акцента на гендер. Таким образом, в дошкольных учреждениях осуществляется «бесполое» (усредненное) воспитание, что в конечном итоге приводит к формированию феминного (женственного) мальчика и мускулинной (мужественной) девочки. А когда такие мальчик и девочка становятся мужчиной и женщиной, у них неизбежно начинаются проблемы: не складывается личная жизнь, наблюдаются затруднения в общении, так как они не способны выполнять свои социальные роли. Это происходит потому, что в настоящее время в обществе наблюдается смещение социальных ролей, где на первый план выходят не типично «мужские» и типично «женские» качества (властность-подчинение), а такие качества, как взаимопомощь, взаимопонимание.

Таким образом, задача педагогов, работающих с детьми в ДОУ и решающих проблему гендерной идентификации заключается не в формировании мужских и женских качеств, а в формировании качеств, свойственных обоим полам (справедливость, доброта, трудолюбие, любовь к родному дому и др.)

Для развития начал мужественности у мальчиков следует усилить внимание к воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

Для развития начал женственности у девочек особое внимание следует уделить воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.

Рассмотрим этапы работы по формированию гендерной идентичности в условиях дошкольного учреждения:

Этапы работы Дети Педагоги Родители
1.Диагностический Интервьюирование
Анкетирование
Цель: определение уровня знаний в области гендера
Анкетирование
Цель: определение уровня гендерной идентификации и устойчивости гендера
2.Формирующий На занятиях дополнительного образования, музыкальных и физкультурных занятиях (дополнение структуры занятий элементами, акцентирующими гендер, тематические занятия); сюжетно-ролевые игры в режиме дня; досуговые мероприятия; индивидуальные беседы. Консультации, деловая игра, КВН, мозговой штурм, дискуссия, семинар-практикум Общее установочное собрание, консультации, родительский клуб, открытые мероприятия с акцентом на гендер, круглый стол. распространение буклетов и газеты детского сада «Здравствуйте» с рекомендациями по воспитанию мальчиков и девочек в семье, обучающие семинары, стендовые консультации
3.Заключительный Интервьюирование Анкетирование Анкетирование
Определение уровня эффективности проведенной работы. Постановка новых задач и определение форм и методов для их реализации.

Собрав и проанализировав данные интервьюирования детей и анкетирования педагогов и родителей, составляется план работы на учебный год. Затем приступаем к реализации запланированных мероприятий, т.е. к выполнению поставленных целей и задач формирующего этапа работы.

Цель формирующего этапа работы : сформированная устойчивость гендера у детей

Задачи формирующего этапа работы:

  1. Работа с детьми
    - Формирование начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек, способствующих развитию гендерного самосознания, осознанию образа «Я» мальчика/девочки (в настоящее время, в будущем) и его устойчивости, неизменности;
    - Формирование положительного отношения к будущей социальной роли (мужчины, женщины, мамы, папы и т.д.).
  2. Работа с педагогами и родителями
    - Повышение компетентности педагогов и родителей по вопросам формирования гендерной идентичности у детей.

Работа с детьми осуществлялась на музыкальных, физкультурных занятиях, а так же на занятиях дополнительного образования (LEGO- конструирование, творческая мастерская, компьютерно-игровой комплекс, литературно-драматический кружок, музыкально-ритмическая гимнастика, фольклорно-музыкальный кружок).

В структуру каждого занятия включались следующие элементы:

  • Гендерное приветствие и прощание (Доброе утро девочки, доброе утро мальчики; до свидания маленькие принцессы, до свидания маленькие рыцари и т.д.)
  • Игровое упражнение или проблемная ситуация, способствующие накоплению ребенком позитивного опыта поведения, соответствующего гендеру («Мужской и женский этикет» и др.)

На занятиях LEGO- конструирования в старших группах используется один раз в месяц металлический конструктор из серии «СУПЕР МАСТЕР», различные мозаики. Занятие проходит с дифференциацией детей на девочек и мальчиков. Мальчики создают из металлического конструктора различные виды транспорта. Таким образом, они закрепляют названия видов транспорта, их составляющих, узнают названия различных деталей (отвертка, скоба, винт, гайка и др.) и, что самое важное, навыки, приобретенные на занятиях пригодятся им во взрослой мужской жизни (прибить гвоздь и т.д.). Девочкам дается задание создать модель школы, семьи из мозаики. Затем организуется выставка работ, где девочки и мальчики оценивают работы друг друга.

На занятия физической культурой дети приходят в спортивной форме, на занятия музыкально-ритмической гимнастикой мальчики и девочки приходят строго в определенной одежде: девочки в купальниках, а мальчики в велосипедках. Такой внешний вид сразу организует детей, настраивает их на рабочее состояние и занятие получается более продуктивным. Кроме того, к каждому празднику в детском саду педагог готовит с детьми выступления, где мальчики и девочки танцуют, выполняя определенные роли: танец «Яблочко», «танец Кота и кошки» и др. Движения, разучиваемые на занятиях ритмикой, учат девочек пластичности, красоте, грациозности, а в мальчиках развивают выносливость, силу духа, умение добиваться поставленной цели.

На занятиях литературно-драматического кружка мальчики и девочки слушают сказки, рассказы, рассматривают иллюстрации, обыгрывают сказки, где главными героями являются типичные представители женского и мужского поведения (положительные эталоны). Дети сочиняют рассказы, сказки на заданную тематику. Это могут быть такие задания: «Я начну, а вы продолжите». Три раза в год педагог вместе с детьми проводит открытые мероприятия («Есенинские осенины», «Пушкинский бал» и др.), где декорации, внешний вид детей – все соответствует эпохе того времени, которое обыгрывают дети. Это и бальные наряды девочек и фраки с цилиндрами у мальчиков. Отрабатывается походка, стиль общения и т.д.

На занятиях фольклорно-музыкального кружка дети знакомятся с национальным русским мужским и женским костюмом, традициями, русскими народными играми и др. В колыбельных песнях, пестушках, потешках присутствует обращение не просто к ребенку, а к девочке, мальчику. Занятия в музее детского сада «Русская изба» способствуют не просто формированию гендерной идентичности, но и помогают сформировать у детей нравственно-патриотические качества, учат уважать старших. На посиделках в «Русской избе» девочки плетут бусики, а мальчики учатся топить печку и т.д. Участвуя в праздниках «Рождество», «Колядки», «Масленица» дети наряжаются в соответствующие костюмы, исполняют роль того или иного героя, приобретая тем самым опыт мужского или женского поведения.

На занятиях в «Творческой мастерской» (изобразительная деятельность) создаются условия для того, чтобы мальчики и девочки могли выразить то, что для них интересно, эмоционально значимо. Дети учатся не просто рисовать, а обогащают свои знания, учатся видеть различия мальчиков и девочек, отражают в рисунках характерные признаки мужчин и женщин (портрет мамы, папы, портрет маленькой принцессы и былинного героя, наделенного чертами мужественности), отражают принадлежность к определенной профессии. Педагог привлекает мальчиков и девочек к оценке работ друг друга, организует выставки работ мальчиков и выставки работ девочек.

На занятиях в Компьютерно-игровом комплексе ребята имеют возможность играть и выполнять задания с учётом индивидуальных особенностей: выбирать уровень сложности игры (мальчики часто выбирают сразу более высокий уровень сложности, а девочки начинают с самого лёгкого), создавать рисунки (дети сами выбирают темы: мальчики чаще рисуют машины, роботов, а девочки - домики, зверят) и моделировать костюмы, машины, карнавальные маски в соответствии со своими предпочтениями. Есть программы, закрепляющие знания детей о гендере. На таких занятиях дети сначала наряжают персонажей разного пола, выбирают для них профессии в компьютерной программе, а затем то же - в дидактических играх.

Помимо специально организованных занятий, формирование гендерной идентичности осуществляется и в повседневной жизни (на прогулке, в сюжетно-ролевых играх и др.). Правильная организация игр детей, умелое руководство воспитателя, поможет ребенку принять роль и выполнить в ней женские и мужские функции, а посредством этого понять и принять свой гендер.

Вечера досуга, с привлечением мам и пап – прекрасная возможность показать значимость своего гендера мальчикам и девочкам, а так же возможность показать их родителям необходимость сотрудничества по формированию гендерной идентификации их детей, т.к. представители противоположного пола являются своеобразным катализатором при формировании начал мужественности у мальчиков и начал женственности у девочек. Это могут быть такие мероприятия, как «Рыцарский турнир», КВН «А ну-ка, девочки», различные выставки «Мир глазами девочек (мальчиков)», «Лего-проекты наших девочек и мальчиков» и др. мероприятия, акцентирующие гендер.

Работа с педагогами заключается в повышении их компетентности по вопросам формирования гендерной идентичности детей, а также по вопросам сотрудничества с родителями по данному направлению. Это различные консультации и семинары-практикумы: «Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста», «Психологические особенности мальчиков и девочек», «Знакомство с художественной литературой – как средство формирования начал мужественности и женственности у детей», «Организация полифункциональной предметно-развивающей среды с учетом гендерных особенностей детей» и др.

Работа с родителями включает в себя не только участие в совместных с детьми мероприятиях и консультирование (стендовое и очное), но и закрепление полученных знаний на практике. Например, проводится консультация: «Игра – средство формирования устойчивого гендерного образа», а затем проводится практикум: «Играем с сыном», «Играем с дочкой». В результате, родители не на словах, а на практике, в совместной деятельности со своим ребенком осваивают способы игровой деятельности.

Можно предложить родителям создать совместно с ребенком (сыном, дочкой) альбом «Игры, в которые я (мы) люблю (им) играть».

Вариантов форм и методов работы с педагогами, родителями и детьми по формированию гендерной идентичности огромное множество, главное подойти к решению проблемы серьезно, обдуманно. Педагоги и родители должны понимать, что во многом от них зависит каким вырастит ребенок, как в будущем он будет моделировать свои отношения с противоположным полом, с огромным, окружающим его миром, требующим подчас принятия незамедлительного решения, соответствующего его социальной роли.

Литература

  1. Шелухина И.П. Мальчики и девочки.- Москва, 2008.
  2. Еремеева В.Д., Хризман Т.Л. Мальчики и девочки - два разных мира.-Москва, 1998.
  3. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч, 1998г. №6
  4. Сказки для мальчиков и девочек // Обруч, 2006г. № 6
  5. Мальчики и девочки // Обруч, 2007г. №5
  6. Шведовская А.А. Особенности реализации различных стратегий взаимодействия в диадах «ребенок-мать // журнал «Психолог в детском саду», 2005г. №4
  7. М.А.Панфилова Психологические основы воспитания девочек и мальчиков в детском саду и в семье.- Москва, 2009.
  8. Т.Н.Доронова Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и в детском саду.- М., 2008

Семинар – практикум

Дата проведения 14.11.2014 г.

Тема : «Проблемы современного педагога в моделировании образовательного процесса с учётом гендерного воспитания»

Цель: Определение характеристики оптимальной педагогической среды для воспитания и обучения мальчиков и девочек с позиции гендерного подхода в условиях ДОУ.

Задачи:

    расширить представления педагогов об особенностях гендерного воспитания;

    уточнить представления о современных методах работы по вопросам гендерного развития;

    систематизировать знания педагогов по дифференцированному обучению по гендерному признаку;

    определять стратегию сотрудничества с родителями с позиции гендерного подхода.

Форма проведения: дискуссионные качели

План проведения семинара:

    Уточнение понятий гендерное, половое, полоролевое воспитание (практическое задание);

    Типология мужской и женской силы (дискуссионная прогулка);

    Игра «Лучшие качества»;

    Формирование качеств личности;

    Практическое задание «Мальчики или девочки?»;

    Формы работы с детьми дошкольного возраста (игры с педагогами, Юсупова А. М.);

    Сотрудничество с родителями;

    Рефлексия.

Литература для подготовки :

    Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Девочки и мальчики – два разных мира. – М.: Линка-пресс, 1998 г.

    Елжова Н.В. Тематические педсоветы а ДОУ. – Ростов н/Д: Феникс, 2012 г.

    Климина Л.В. Гендерный подход к образованию дошкольников. – Дошкольная педагогика: Детство-пресс, № 3, 2012 г.

    Баранникова Н.А. О мальчишках и девчонках, а также их родителях. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений – М.: ТЦ Сфера, 2012 г.

Ход семинара

1 слайд

Гендерное воспитание. Что это? Аналог полового воспитание, хорошо забытое старое дань моде к новым словам или создание вариативных моделей образования и новых форм обучения?

1. Понятия «пол», «гендер», «воспитание».

Давайте разбираться в терминах.

Работа в группах. Создание проблемной ситуации: со всеми согласны определениями или нет?

Определения на столах у педагогов:

    Половое воспитание – воспитание, основанное на знании, прежде всего физиологических особенностях полового развития ребёнка, т.е. какие внешние проявления половой системы принимать за нормальные и какие следует считать отклонениями от нормы.

    Половое воспитание - это система медико-педагогических мер по воспитанию у родителей, детей, подростков и молодёжи правильного отношения к вопросам пола. В составе воспитания индивида половое воспитание представляет один из видов его содержания.

2 слайд.

Одна из важнейших категорий – категория пола – биологическое деление людей на мужчин и женщин, в котором ребёнок впервые определяет себя как индивидуальность. На втором году жизни, ещё не выделяя себя из других людей и не называя, ребёнок уже знает мальчик он или девочка. На первых порах ребёнок умеет называть свой пол, но не более того. Почему это так – объяснить он не умеет. Пол понятие многогранное, рассматриваемое в науки с разных точек зрения: биологической, психологической, медицинской, педагогической и т.д. Обратите внимание, что на первом месте стоит биологический. (биологические особенности, фундамент)

3 слайд.

В психолого-педагогической литературе мы встречаем и понятие – «гендер» (gender).

«Гендер» по одним источникам – «род» (англ) по другим «представление, презентация».

Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

    Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

    Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные, и культурные различия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

    Гендер – социальный статус и социально-психологические характеристики личности, которые связаны с полом, но возникают во взаимодействии людей.

    Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации.

4 слайд.

«Гендер» и «пол» - понятия не тождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» - на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола. То есть, в конечном счёте, не биологический пол, а социокультурные нормы определяют различия в психологических качествах, моделях поведения, видах деятельности, профессиях женщин и мужчин.

Вопросами гендерного воспитания и многочисленными исследованиями занимались наши соотечественники О.А. Воронина, Д.В.Еремеева, И.С.Кон, Д.В. Колесов, Т.П. Хризман,Т.А.Репина и др.

5 слайд.

В литературных источниках можно встретить понятие «полоролевое воспитание»

Исходное понятие – «половая роль» По мнению В.Е. Кагана, это система предписаний, модель мужского или женского поведения.

    Полоролевое воспитание дошкольника рассматривается как, социально, педагогически и личностно обусловленный процесс овладения детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения, осуществляемый на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и самоопределения в культуре и социуме.

В какой образовательной области включено гендерное воспитание? (Социализация)

Вспомните, пожалуйста, какое интегративное качество напрямую связано с гендерным воспитанием? (Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.

6 слайд.

Практическое задание. Работа в группах с программами.

Задание: выделить задачи гендерного воспитания.

Подведение итога. Показ слайдов 7, 8, 9, 10, 11.

12 слайд.

2. Типология женской и мужской силы

- Чтобы правильно идентифицировать стереотипы «настоящая женщина» и «настоящий мужчина» вернёмся в историю вопроса.

В восточной философии существует пара Инь и Ян. Инь и ян – это две космические силы, которые противопоставляются друг другу, постоянно трансформируются одна в другую, создавая саму жизнь. (Обратить внимание на рождение точек).

Инь - его топологическое изображение на плоскости – кольцо с точкой в центре. Топологическое отображение мужского начала – вектор, имеющий начало, направление и импульс движения – Ян. Женщина всё делает по кольцу, кругу. Она окружает ситуацию и усиливает её. Накручивает. Порождает позитив и негатив. Движение мужчины – это векторное движение во всех направлениях.

Дискуссионная прогулка.

Взгляд на одну и ту же проблему мужчины и женщины.

Вернёмся к нашим качелям. Если на одну и ту же проблему смотрим одинаково, качели находятся в равновесии.

Слайд 13. Ситуация 1.

Ужин. Возвращение с работы.

Ж. – спросит «Вы кушали?» М.- скажет «Я хочу есть!»

Слайд 14. Ситуация 2.

Уборка квартиры.

Ж. – Во-первых приказывает мужу или ставит перед фактом, а надо просить и за несколько дней.

Убирает квартиру по кругу. Вытирает пыль в 1-ой комнате затем во второй, моет пол в в 1-ой комнате затем во второй, по ходу переходя из комнаты в комнату может ещё, что-то подобрать на полу. Затем убирает шкаф и т.д.

М.- Всё делает снизу вверх, пылесосит, вытирает пыль, если на пути шкаф то уберёт в шкафу, но в одной комнате.

Слайд 15. Ситуация 3.

Ребёнка нет поздно дома

Ж. – мечется, думает о плохом, если муж дома начнёт ему высказывать, покричит.

М. – быстро сделает ребёнку внушение, или даст ремня и вскоре об этом забудет.

Слайд 16. Ситуация 4.

Муж задержался на работе

Ж. – создаёт цветное кино, становится режиссёром постановщиком. Получил з/п пошёл к друзьям и т.д.

М. – Много работы, вот и задержался.

Вывод: качели качались всегда, но сиденья находятся вместе, на одной палке. Мужчины и женщины в жизни должны жить парами, это два пола единой сущности, тогда в их жизни происходит гармоничное восприятие окружающего мира.

3. Игра «Лучшие качества»

Участникам необходимо назвать качества, которые хотели бы видеть в своём партнёре.

Слайд 17. Женские качества: любовь, чистота, верность, кротость и смирение, целомудрие, обаяние, женственность, милосердие, красота, нежность, доброта, скромность, изящество, мягкость, ласка.

Слайд 18. Мужские качества: Мудрость, воля, целеустремлённость, решительность, сила, забота мужчины о женщине, мужество, храбрость, ответственность, смелость, надёжность, самоуважение, тактичность.

Учёные считают, что допустимо формировать у мальчиков и маскулинный гендерный тип (мужской тип, авторитарный) и феминный (подчинённое поведение, ведомые), и наоборот, (а так же ещё есть андрогинный гендерный тип – не привязаны к традиционным нормам и недефференцированный – отвергают и женский и мужской стили поведения)

4.Формирование качеств личности.

- Перед нами, как перед педагогами стоят актуальные вопросы КАК? КОГДА? И КАКИМ ПУТЁМ?

Слайд 19.

В динамике формирования гендерной идентичности модно выделить три основных периода:

    понимание половых различий; (к 2-м годам, например по одежде, обнажённых людей не различит)

    осознание своего пола; (к 4-5 годам, рассмеётся, если ему скажут, что он превратится в девочку)

    гендерная идентификация (к 7 годам и в теч. всей жизни.Это представление о самом себе как о представителе мужской или женской группы)

А через что мы воспитываем эти качества у детей в детском саду? (Игрушки)

Слайд 20.

    Через игрушки;

    Дифференцированный подход;

    Игры;

    Работу с родителями.

Слайд 21. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей детей в той форме, когда дети группируются на основании каких-либо особенностей. Дифференцированный подход занимает промежуточное положение между фронтальной формой работы и индивидуальной работы с каждым ребёнком. По характерным индивидуально-психологическим особенностям, составляющим основу формирования гомогенных групп, различают дифференциацию:

    По возрастному составу;

    По полу;

    По области интересов;

    По уровню развития детей;

    По личностно-психологическим типам (темпераменту, типу мышления);

    По уровню здоровья детей.

Слайд 22.

5. Практическое задание «Мальчики или девочки?»

Педагогам предлагается по описанию определить пол, соответственно распределив карточки.

ДЕВОЧКИ

МАЛЬЧИКИ

Рождаются более зрелыми на 3-4 недели

Начинают ходить на 2-3 месяца позже

Чувствительны к шуму

Начинают говорить на 4-6 месяцев позже

Больше развита чувствительность кожи

Более подвижны

Опираются на ближнее зрение

Трудновоспитуемы

Раскладывают игрушки возле себя

До 8 лет острота слуха выше

Смотрит при ответе на вопрос в глаза

Игры опираются на дальнее зрение

Вопросы задаются для установления контактов

При ответе на занятиях смотрит на парту, в сторону, если не знает, или перед собой, если знает

Всё надо объяснять конкретно

Вопросы задаются конкретно, для получения информации

Лучше развиты беглость речи и скорость чтения

Можно недообъяснить, чтобы организовать ситуацию поиска знаний

Мозг готов к ответу на любую неприятность

Лучше решают задачи

Лучше отгадывают кроссворды

Более раздражительны

Более возбудимы

Более нетерпимы

Данные из книги В.Д. Еремеевой Т.П. Хризма «Девочки и мальчики – два разных мира»

Слайд 23.

6. Формы работы с детьми дошкольного возраста.

    специально организованная непосредственная образовательная деятельность в регламентированное время;

    беседы;

    чтение художественной литературы;

    дидактические игры;

    сюжетно-ролевые, театрализованные игры, игры-перевоплощения;

    подвижные игры;

    проектная деятельность;

    конкурсы;

    встречи с интересными людьми;

    экскурсии, целевые прогулки;

    просмотр диа- и видеофильмов;

    тематические вечера и досуги;

    творческая деятельность детей;

    составление рассказов детей.

Проведение игр с педагогами «Подарок», «Комплименты». (Юсупова Анастасия Михайловна).

Слайд 24.

    Сотрудничество с родителями

    мониторинг;

    анкетирование;

    проведение месячников к знаменательным датам;

    проведение семинаров-практикумов, родительских собраний, круглых столов, дискуссий, конференций;

    беседы;

    консультации;

    тематические вечера;

    досуги;

    организация различных выставок;

    творческая деятельность родителей (проекты, поделки, сочинения, создание генеалогического древа семьи, различные книги-самоделки, участие в конкурсах, фоторепортажах, посещение музеев, театров и т. д.);

    совместные субботники по благоустройству территории детского сада;

    проведение Дня открытых дверей;

    просмотр родителями различных видов деятельности с детьми;

    вовлечение родителей в детскую деятельность, как равных по общению партнеров (совместные поделки, спортивные игры-соревнования, игры-драматизации и прочее).