Система финансовых взаимоотношений предприятия. Организация финансовых отношений предприятий

Примеры финансовых отношений.

1.Финансовые отношения предприятия с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Роль этой группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;

финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; это прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

2. Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими - это выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

3.Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций - это отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, которые в условиях рыночных отношений являются объективной необходимостью. Особенно это касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в том числе и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средств, как правило, на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

Финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом которых является организация; такие отношения, как правило, связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

4. Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением налогов и отчислений.

Финансовые отношения предприятий с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит является источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. В то же время могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с которыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

Финансовые отношения предприятий с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.

С точки зрения обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

добровольные;

добровольно-принудительные;

принудительные.

К добровольным относятся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям - отношения, в которые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также относятся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия которых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного своими действиями материального ущерба.

Финансы — специфическая сфера экономических отношений, определяемых движением денег. В их основе лежат процессы, происходящие в результате создания, распределения, обмена и использования валового внутреннего продукта и национального дохода.

Движение доходов организаций сопровождается формированием их финансовых отношений с другими субъектами экономики.

Виды финансовых отношений по направлениям

Все финансовые отношения предприятий можно объединить в четыре группы:

  • с другими предприятиями и организациями;
  • внутри предприятия;
  • внутри объединений предприятий и организаций;
  • с финансово-кредитной системой государства.

Финансовые отношения с другими предприятиями и организациями

Включают отношения с поставщиками, покупателями, строительно-монтажными и транспортными организациями, почтой и телеграфом, внешнеторговыми и другими организациями, таможней, фирмами иностранных государств. Это самая большая по объему денежных платежей группа. Отношения предприятий друг с другом связаны с реализацией готовой продукции и приобретением материальных ценностей для хозяйственной деятельности. Материал опубликован на http://сайт
Роль ϶ᴛᴏй группы первична, так как именно в сфере материального производства создается национальный доход, предприятия получают выручку от реализации продукции и прибыль.

  • финансовые отношения между учредителями в момент создания организации при формировании уставного капитала, а также при распределении дивидендов;
  • финансовые отношения между организациями в процессе производства и реализации продукции, создания добавленной стоимости; ϶ᴛᴏ прежде всего финансовые отношения между поставщиками и потребителями;

Финансовые отношения внутри предприятия

Включают отношения между филиалами, цехами, отделами, бригадами и т.д., а также отношения с работниками и собственниками. Отношения между подразделениями предприятия связаны с оплатой работ и услуг, распределением прибыли, оборотных средств и др. Их роль состоит в установлении определенных стимулов и материальной ответственности за качественное выполнение принятых обязательств. Их объем определяется степенью финансовой самостоятельности структурных подразделений. Отношения с рабочими и служащими — ϶ᴛᴏ выплаты заработной платы, премий, пособий, дивидендов по акциям, материальной помощи, а также взыскание денег за причиненный ущерб, удержание налогов.

  • финансовые отношения между организацией и занятым в ней персоналом в форме выплат заработной платы, премий, предоставления социальных благ;

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций

Финансовые отношения внутри объединений предприятий и организаций — ϶ᴛᴏ отношения предприятий с вышестоящей организацией, внутри финансово-промышленных групп, а также холдинга.

Финансовые отношения предприятий с вышестоящими организациями составляют отношения по поводу образования и использования централизованных денежных фондов, кᴏᴛᴏᴩые в условиях рыночных отношений будут объективной необходимостью.
Стоит отметить, что особенно ϶ᴛᴏ касается финансирования инвестиций, пополнения оборотных средств, финансирования импортных операций, научных исследований, в т.ч. и маркетинговых. Внутриотраслевое перераспределение денежных средствтрадиционно на возвратной основе играет важную роль в управлении финансами и способствует оптимизации средств предприятий.

  • финансовые отношения между организацией и ее подразделениями при распределении ресурсов, а также между организациями внутри финансово-промышленной группы, холдинга, союза или ассоциации, членом кᴏᴛᴏᴩых будет организация; такие отношениятрадиционно связаны с внутренним перераспределением денежных средств или финансированием корпоративных мероприятий;

Отношения с финансово-кредитной системой государства

Отношения с финансово-кредитной системой государства многообразны. Кстати, эта система включает следующие звенья: бюджетное, кредитное, страховое, а также фондовый рынок.

Отношения с бюджетами различных уровней и с внебюджетными фондами связаны с перечислением налогов и отчислений.

с банками строятся в отношении как хранения денежных средств в банках, организации безналичных расчетов, так и получения и погашения краткосрочных и долгосрочных кредитов. Организация безналичных расчетов оказывает непосредственное влияние на финансовое положение предприятий. Кредит будет источником формирования оборотных средств, расширения производства, его ритмичности, улучшения качества продукции, способствует устранению временных финансовых трудностей предприятий.

Банки в настоящее время оказывают предприятиям ряд так называемых нетрадиционных услуг: лизинг, факторинг, форфейтинг, траст. При всем этом могут быть самостоятельные компании, специализирующиеся на выполнении указанных функций, с кᴏᴛᴏᴩыми у предприятий возникают непосредственные отношения, минуя банк.

Отношения со страховым звеном финансовой системы состоят из перечислений средств на социальное и медицинское страхование, а также страхование имущества предприятия.

с фондовым рынком предполагают операции с ценными бумагами.
  • финансовые отношения между организацией и финансовой системой государства при изъятии части первичного дохода в виде налогов и сборов, а также при получении ассигнований из бюджета;
  • финансовые отношения между организацией и другими участниками финансовой системы. С банками отношения возникают при организации безналичных расчетов, получении и погашении краткосрочных и долгосрочных кредитов, а также получении банковских услуг. Отношения со страховым звеном финансовой системы происходят при страховании имущества, коммерческих и предпринимательских рисков, обязательном страховании работников. Отношения с участниками фондового рынка — при размещении временно ϲʙᴏбодных денежных средств в ценные бумаги, а также осуществлении приватизации.

Виды финансовых отношений по степени обязательности

С позиции обязательности все финансовые отношения организации следует классифицировать на:

  • добровольные;
  • добровольно-принудительные;
  • принудительные.

К добровольным ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения между учредителями в момент создания организации, между организациями в процессе производства и реализации продукции, между организацией и персоналом по поводу потребления трудовых ресурсов, при распределении ресурсов внутри организации, между организацией и участниками фондового рынка.

К добровольно-принудительным финансовым отношениям — отношения, в кᴏᴛᴏᴩые организации вступают в добровольном порядке, а затем вынуждены выполнять принятые обязательства или условия формирования отношений с другими юридическими лицами. Примером таких отношений могут быть финансовые отношения внутри группы, холдинга, ассоциации, союза, так как они регулируются внутренними документами, принимаемыми добровольно. К таким отношениям также ᴏᴛʜᴏϲᴙтся финансовые отношения при организации взаимодействия с контрагентами (поставщиками и подрядчиками), условия кᴏᴛᴏᴩых отражаются в договорных обязательствах. В условиях рынка выбор контрагента и правоустанавливающие нормы взаимодействия с ним осуществляются добровольно, но санкции за нарушение добровольно принятых договорных обязательств уже носят принудительный характер. Реализация ответственности за обязательства выражается в уплате штрафов и пеней за нарушение условий договоров, возмещении персоналом нанесенного ϲʙᴏими действиями материального ущерба.

Принудительные финансовые отношения организации возникают при выполнении налоговых обязательств, проведении безналичных расчетов (расчеты между юридическими лицами наличными средствами ограничены), обязательном страховании профессиональной ответственности (например, при аудиторской и строительной деятельности), обязательном страховании некᴏᴛᴏᴩых категорий работников или имущества, определенных государственными правовыми актами. Открытые акционерные общества обязаны вступать в отношения с участниками и организаторами фондового рынка.

Стоит сказать, что каждая из перечисленных групп финансовых отношений имеет ϲʙᴏи особенности и сферу применения. При этом все они носят двусторонний характер и их материальной основой будут доходы организации.

ТЕМА: СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ФИНАНСОВ

1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность и роль финансов в системе денежных отношений рыночного хозяйства.

2. Характеристика функций финансов.

4. Формирование финансовых ресурсов.

5. Виды финансовых отношений

6. Понятие финансовой системы, характеристика ее сфер и звеньев


1. Эволюция финансов в процессе развития товарно-денежных отношений. Социально-экономическая сущность финансов.

Понятие «финансы» часто отождествляют с понятием «деньги» (например…), в действительности это не так, хотя без денег не может быть финансов. Чтобы лучше разобраться в этом вопросе, рассмотрим категорию «финансы» в историческом развитии

Термин «финансы» возник в 13-15в.в. в торговых городах Италии. К этому времени давно уже существовали деньги, товарно-денежные отношения и государственность, поэтому данный термин первоначально - обозначал любой денежный платеж. В дальнейшем, с развитием товарно-денежных отношений термин получает международное распространение и начинает употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

Исходя из этого определения, можно выделить основные положения данного понятия, – система денежных отношений, два субъекта отношений в результате которых происходит формирование государственных фондов, где аккумулируются денежные средства.

Следовательно, данный термин отражал:

Во-первых - денежные отношения между двумя субъектами, где деньги выступали материальной основой существования и функционирования финансов;

Во- вторых, субъекты (население и государство) обладали разными правами в процессе этих отношений один из них, а именно государство, обладал особыми, властными полномочиями;

В-третьих, в процессе этих отношений формировался общегосударственный фонд денежных средств – бюджет – первоначально, а в дальнейшем и др. внебюджетные фонды денежных средств.



В- четвертых регулярное поступление средств в бюджет обеспечивалось налогами, сборами и др. платежами, которые имели государственно-принудительный характер, это достигалось с помощью правовой деятельности государства и создания соответствующего фискального аппарата. Если говорить о сегодняшней России, то это деятельность налоговых инспекций и полиции.

ИТАК, финансы это всегда денежные отношения, но денежные отношения могут и не быть отношениями финансовыми. Например, один гражданин дал взаймы другому, возникают в этом случае денежные отношения? Да, возникают. Но это не финансовые отношения, поскольку государство этих отношений не регулирует, не вникает в них, не навязывает своих правил поведения. Эти отношения равноправны, партнеры равны в правах и обязанностях. То же самое можно сказать и об отношениях между гражданами и продавцами магазинов, т.е. отношениях возникающих в розничной торговле.

Таким образом, Финансы – это всегда денежные отношения, но не все денежные отношения – являются финансовыми. Отсюда можно предположить, что финансы обладают такими признаками по которым их безошибочно можно выделить из ряда других возможных денежных отношений. Основным признаком является то, что финансовые отношения осуществляются на основании государственных нормативно-правовых актов, а нефинансовые отношения такими актами не регулируются, субъекты таких отношений сами определяют пропорции обмена, его условия.

Отличительный признак- финансы всегда опосредованы правовыми актами, регулирующими денежные отношения.

Исходя из сказанного, можно сформулировать общее определение финансов.

Финансы – это совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которых осуществляются формирование и использование общегосударственных фондов денежных средств для решения экономических, социальных и политических задач.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ

Появление финансов датируется 13-15 веками следовательно, финансы – категория историческая, поскольку они имеют стадии возникновения и развития, кроме того мы отметили, что в финансовых отношениях всегда участвует государство, поэтому финансы появились одновременно с возникновением государства и изменялись вместе с ним. Отсюда сущность финансов, закономерности их развития, сфера действия и роль в процессе общественного производства определяются природой и функциями государства.

В докапиталистических обществах большая часть потребностей государства удовлетворялась путем установления различного рода натуральных повинностей и сборов. Денежное хозяйство было небольшим и ограниченным, общегосударственный фонд денежных средств – бюджет - был небольшим основная часть которого (2/3 бюджета) расходовалась на военные цели поэтому практического воздействия на экономику он не оказывал.

В дальнейшем формирование и использование бюджета стало носить устойчивый и системный характер, Стали возникать системы государственных доходов и расходов с определенным составом, структурой и законодательным закреплением. На протяжении многих столетий в государствах обозначились четыре устойчивых направления расходов денежных средств:

· На военные цели,

· Управление,

· Поддержание тех или иных сфер экономики,

· Социальные нужды. Причем 2 последних направления оставались пока незначительными

Более определенной и устойчивой стала система формирования государственных доходов. На место натуральных податей пришли налоги в денежной форме.

Вместе с тем этому историческому этапу была свойственна узость финансовой системы, поскольку она состояла из одного звена – бюджетного, а количество финансовых отношений было ограничено, так как все они были связаны с формированием и использованием бюджета.

Особенность – узость финансовой системы, т.к. она состояла из одного звена - бюджета.

По мере развития товарно-денежных отношений, становления государственности возникает необходимость ив новых общегосударственных фондах денежных средств и соответственно в новых группах денежных отношений по поводу их формирования и использования. В условиях капитализма, когда товарно-денежные отношения приобрели всеохватывающий характер, финансы стали выражать экономические отношения в связи с образованием распределением и использованием фондов денежных средств в процессе распределения и перераспределения национального дохода и всего валового общественного продукта.

В ХХ веке (особенно после второй мировой войны) происходит качественно новое развитие финансовых отношений. Объемы государственных бюджетов возросли и стали выражаться в миллиардах национальных валют. Во всех странах произошло огосударствление значительной части НД, государство стало собственником и распорядителем до 50% его объема. Располагая огромными суммами денежных средств (происходит аккумуляция денежных средств не только бюджета, но и внебюджетных фондов), государства стали оказывать большое влияние на процесс воспроизводства.

Демократизация общественной жизни в условиях развитой рыночной экономики привела к тому, что в ряде малых стран Западной Европы (Швеции, Норвегии и др.) (затраты на социальные цели стали одними из главных. Так возникло понятие «шведская модель социализма».

Значительное развитие получили расходы по вмешательству государства в экономику: возросли государственные капитальные вложения в электроэнергетику, угольную, газовую и др. отрасли промышленности, на поддержку сельского хозяйства – одной из самых опекаемых отраслей экономики. В главных капиталистических странах за счет государственных средств была создана атомная промышленность. Резко повысились затраты на НТП (до 50% общей суммы расходов на эти цели). Государство стало активно помогать монополиям своей страны в острой конкурентной борьбе на мировом рынке, предоставляя экспортным фирмам экспортные премии. Появились новые государственные расходы на охрану окружающей среды, преодоление экономической отсталости отдельных регионов, оказание субсидий и кредитов развивающимся странам.

Вмешательство в процесс воспроизводства и сферу социальных отношений осуществляется не только на национальном, но и на межгосударственном уровне) (например страны ЕС)

Таким образом, после второй мировой войны резко расширилась сфера финансовых отношений. Значительное развитие получили:

· Местные (региональные) финансы,

· Внебюджетные специальные правительственные фонды,

· Финансы предприятий - в странах с развитой рыночной экономикой основной организационно-правовой формой стали акционерные общества. Выпуск акций – мощная форма мобилизации капитала, она позволяет трансформировать денежные средства в производственные инвестиции. Акции, облигации, кредиты банка значительно расширяют возможности роста корпораций. Без этого они вынуждены были бы находиться на самофинансировании, развиваться за счет собственных, относительно ограниченных средств. Кроме того, учитывая, что финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, вопросы наиболее эффективного управления средствами предприятия приобретают исключительно важное значение.

ИТАК из изложенного следует еще один важный вывод финансовые отношения охватывают две сферы . Первая включает экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах. Вторая сфера – в которой экономические денежные отношения опосредуют кругооборот денежных фондов предприятий.

Теперь, имея дополнительные сведения о финансах, можно дать другое уточняющее определение финансов.

Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Деньги – это всеобщий эквивалент, с помощью которого прежде всего измеряются затраты труда производителей. Финансы – это экономический инструмент распределения и перераспределения НД, средство контроля за образованием и использованием фондов денежных средств.

Давая определения категории финансы несколько раз употреблялось выражение «финансы представляют собой экономические денежные отношения », которое имеет вполне конкретное содержание.

Финансовые денежные отношения возникают между:

· Предприятиями в процессе приобретения ТМЦ, реализации продукции и услуг;

· Предприятиями и вышестоящими организациями при создании централизованных денежных средств и их распределении;

· Государством и предприятиями при уплате последними налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

· Государством и гражданами при внесении ими налогов и добровольных платежей; предприятиями, гражданами и внебюджетными фондами при внесении платежей и получении ресурсов;

· Отдельными звеньями бюджетной системы;

· Страховыми организациями, предприятиями и населением при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая и т. д.

Совокупность денежных средств, находящихся в распоряжении населения, хозяйствующих субъектов, государства, органов местного самоуправления, представляют собой финансовые ресурсы. Источниками финансовых ресурсов выступают:

· На уровне хозяйствующих субъектов: прибыль амортизация, продажа ценных бумаг, банковский кредит, проценты, дивиденды;

· На уровне населения: заработная плата, премии, надбавки, выплаты социального характера, пенсии, пособия, стипендии, потребительский кредит, доходы от предпринимательской деятельности;

· На уровне государства, органов местного самоуправления: доходы от государственных и муниципальных предприятий, доходы от приватизации государственного и муниципального имущества, доходы от внешнеэкономической деятельности, налоговые доходы, государственный и муниципальный кредит, эмиссия денег и доходы от эмиссии ценных бумаг.

Главным материальным источником денежных фондов выступает НД страны – вновь созданная стоимость, поэтому увеличение НД является основным условием роста финансовых ресурсов.

Именно с учетом размеров НД определяются темпы и пропорции развития экономики, а также возможности расширенного общественного воспроизводства.

Социально-экономическая сущность финансов заключается в исследовании и ответе на следующие вопросы: за счет кого или чего тот или иной хозяйствующий субъект, гражданин, государство, орган местного самоуправления формирует свои финансовые ресурсы и каким образом и в чьих интересах используются эти фонды денежных средств.

2. Характеристика функций финансов

Сущность финансов проявляется в их функциях, под которыми понимают «работу», выполняемую финансами .

Финансы выполняют три основные функции:

· Распределительную;

· Стимулирующую;

· Контрольную;

Распределительная функция финансов.

Как было установлено ранее, назначение государственных финансов состоит в мобилизации и использовании денежных фондов, которые обеспечивают выполнение государством своих конституционных функций. Поскольку главным материальным источником денежных фондов выступает НД, то он в основном и будет подлежать распределению.

Распределительная функция финансов включает первичное и вторичное распределение (перераспределение). Распределению и перераспределению подлежит общественный продукт созданный в стране (как известно основным макроэкономическим показателем результатов функционирования экономики признается ВВП), а также его составляющие, и прежде всего – НД.

Первичное распределение означает, что после того, как продукт создан в сфере материального производства, он распределяется между его участниками. (Часть совокупного общественного продукта предназначается для возмещения использованных предметов и орудий труда – простое воспроизводство. Оставшаяся часть – доход – распределяется между работниками – расширенное производство).

В процессе первичного распределения создаются основные, или первичные доходы, их сумма равна НД. Основные доходы формируются при распределении НД только среди участников материального производства, они делятся на две группы: 1) зарплата (доходы) работников (фермеров и др.) 2) доходы предприятий.

Однако распределение НД не ограничивается лишь его распределением между теми, кто его создавал, т.е. среди участников материального производства. Дело в том, что государство имеет и другие отрасли и сферы, прежде всего непроизводственную сферу, где НД не создается; однако оно обязано заботится о развитии их, а значит выделять для этого денежные средства. К числу таких сфер можно отнести развитие приоритетных сфер народного хозяйства, обеспечение обороноспособности страны, просвещение, здравоохранение, управление, социальное страхование и обеспечение, поддержание депрессивных регионов и т. д.

Наряду с материальной сферой производства, государство имеет непроизводственную сферу, участники которой непосредственно не участвуют в производстве, но создают предпосылки его нормального развития (учителя, врачи, ученые, чиновники, военные, деятели культуры, студенты и т. д.). Кроме того, общество состоит также из несовершеннолетних и недееспособных лиц. Все они должны получить определенную долю созданного продукта. Следовательно, государство обязано поддерживать непроизводственную сферу, посредством выделения денежных средств.

Для того, чтобы осуществлять денежные расходы, государство с помощью финансовых инструментов (налоги, бюджет), изымает часть созданных в сфере материального производства доходов и направляет их в другие сферы, осуществляя дальнейшее распределение или перераспределение НД. В результате вторичного распределения образуются вторичные или производные доходы.

На стадии перераспределения главенствующее место принадлежит государству, т. к. только оно в состоянии решить задачи государственной важности (например вопросы обороноспособности страны, поддержка отсталых регионов и т.п.)

Таким образом, перераспределение НД происходит между производственной и непроизводственной сферами народного хозяйства, отраслями материального производства, отдельными регионами страны, социальными группами населения.

Перераспределение НД в РФ происходит в интересах развития приоритетных отраслей экономики, а также в пользу наименее обеспеченных слоев населения.

сущность Стимулирующей функции финансов сводится к тому, что государство с помощью системы финансовых рычагов оказывает воздействие на развитие хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов в нужном обществу направлении. Как мы теперь знаем, финансы участвуют в процессе создания денежных доходов, а также в процессе их распределения, умело управляя денежными доходами, государство может оказывать влияние на экономику в стране. Итак

Посредством распределения денежных средств государство стимулирует или сдерживает развитие определенных социально-экономических процессов. Для этих целей государство использует, прежде всего, следующие финансовые рычаги:

· Бюджет (Средства из бюджета той или иной отрасли, комплекса отраслей или отдельного предприятия можно выделить, а можно и не выделить)

· Цены и тарифы (И в условиях рыночной экономики государство, как известно, вмешивается в процесс ценообразования, устанавливает тарифы /топливно-энергетический комплекс, транспорт и др./, которые оказывают влияние на финансовое состояние компаний. Например цену на зерно можно установить высокую, выгодную для производителя, а можно и низкую, на уровне затрат предприятий, а то и ниже. В этом случае с/х предприятие понесет убытки и ни о каком дополнительном стимулировании не может быть и речи.)

· Налоги (это наиболее мощный финансовый инструмент стимулирования хозяйственной деятельности. Низкими налогами можно стимулировать производство и напротив, чрезмерно высокими – подорвать его).

· Экспортно-импортные пошлины, тарифы (манипулируя их уровнем, государство стимулирует или де стимулирует экспортно-импортные операции, поддерживает национального производителя, усиливает конкурентные позиции отечественных предприятий на мировых рынках, наполняет бюджет).

Это далеко не полный перечень тех рычагов, которые используются государством, однако и из приведенных видно, какое сильное воздействие может оказать на развитие производства или какой-либо сферы деятельности использование перечисленных выше примеров.

Контрольная функция финансов осуществляется при проведении любой финансовой операции, направленной на формирование или использование денежных фондов.

Нельзя сказать, что контроль проводится только после того, как произошел процесс распределения или осуществилось стимулирование какого-либо социально экономического процесса. Все функции действуют одновременно и скоординированно. Финансовые процессы начинаются, длятся и завершаются, и на каждом из этих этапов необходим контроль. Соответственно финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий – до, во время и после осуществления операции.

Финансовому контролю подлежит деятельность всех участников финансовых отношений, поэтому финансовый контроль осуществляется как на микро-, так и на макро уровне. Его предметом на макро уровне является распределение ВВП, НД по соответствующим фондам и расходование их по целевому назначению. На микро уровне – рациональное расходование материальных, трудовых, природных и финансовых ресурсов.

Финансовый контроль может быть общегосударственным (осуществляется федеральными органами законодательной и исполнительной власти: Счетная палата, Минфин, ЦБ и т.п.), ведомственным (КРУ, налоговые органы и т.п.), внутрихозяйственным, общественным и независимым (аудит).

3. Роль финансов в процессе воспроизводства ВВП

Предпосылками финансовых взаимосвязей в национальной хозяйственной системе являются:

Закон роста эффективности хозяйственной деятельности уни­версален и обусловливает появление всех социальных институтов (включая государство);

Функции основных участников экономической системы име­ют общественную значимость;

С точки зрения участников использования перераспределенной доли дохода общества, необходима оценка эффективности финансов.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспре­деляются с помощью финансов, следующие:

Частный бизнес - производители материальных и нематери­альных благ;

Население - потребители этих ценностей;

Государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

Основные взаимосвязи между ними могут быть описаны с помо­щью макроэкономических показателей:

Валового внутреннего продукта (ВВП - текущей стоимости всех конечных продуктов (товаров и услуг), произведенных в тече­ние определенного периода времени (главным образом, года) на тер­ритории страны);

Национального дохода (НД - вновь созданной за год стоимо­сти, которая рассчитывается как часть ВВП по доходам за вычетом амортизации и косвенных налогов);

Инфляции (устойчивого роста среднего уровня цен на товары и услуги в экономике, %);

Сальдо бюджетов всех уровней государственной власти (соотно­шения доходов и расходов бюджетной системы, которое проявляется либо в дефиците - когда расходы превышают доходы, либо в профи­ците - когда доходы превышают расходы);

Сальдо текущих операций (соотношения совокупной кредитор­ской и дебиторской задолженности в национальной экономике);

Потребительского и отложенного спроса населения (соответ­ственно части национального дохода, которая расходуется на по­требление, и части его, которая сберегается);

Сальдо торгового и платежного балансов (результата операций национальных хозяйствующих субъектов с внешним миром) и т.п.

Цель развития экономической системы – максимизация (ВВП, НД) или минимизация (инфляции, дефи­цита) макроэкономических показателей. Данная цель реализуется с помощью финансов.

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стра­не по поводу перераспределения ВВП могут быть описаны с помо­щью макроэкономического тождества (тождества национальных сче­тов - системы взаимосвязанных статистических показателей, пост­роенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной кар­тины экономической деятельности страны):

G - государственные расходы (Government Spending).

В закрытой экономике (в которой более 80% ВВП производится и потребляется в стране) стоимость произведенных товаров и услуг равна сумме расходов национальных хозяйствующих субъектов: до­машних хозяйств (потребительских расходов), частных фирм (инве­стиционных расходов) и государства (государственных расходов).

В открытой экономике С, I и G представляют собой расходы на все товары и услуги, в том числе и произведенные в других странах. В этом случае в основном макроэкономическом тождестве учитыва­ются экспортно-импортные операции:

Y=С + I+ G+ (Ех - Im),

где Y - ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С - потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption);

I - инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G - государственные расходы (Government Spending);

Ex- Im - сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна.

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y= ВВП в левой части формулы) равна расхо­дам национальных экономических агентов (С + I + G) на все произве­денные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех - Im), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней тор­говли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Другими словами, если при прочих равных условиях государ­ство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

Влияние государственных расходов отражается на всех составля­ющих макроэкономического тождества: как на потребительских рас­ходах, так и на инвестициях в экономику. Для более глубокого по­нимания этих взаимозависимостей распишем правую часть макро­экономического тождества. Функция потребления имеет вид С= а + b(l- t)D,

где а - константа, характеризующая некий объем потребления вне зави­симости от доходов;

b - предельная склонность к потреблению;

t - ставка подоходного налога;

D - доход домашних хозяйств.

Чистый экспорт (разница экспорта и импорта) определяется сле­дующим образом: X=g-mY,

где g - константа;

m - коэффициент при ВВП, он означает предельную склонность к им­порту и показывает, что росту ВВП на один рубль соответствует импорт на m рублей.

Из этой формулы очевидно, что при неизменном экспорте чистый экспорт уменьшается на m рублей. При сравнении функций чистого экспорта и потребления возникают следующие аналогии: и чистый экспорт и потребление зависят от дохода, однако на каждый рубль роста дохода чистый экспорт сокращается на m рублей, а потребление растет на b рублей (предельная склонность к потреблению).

Исходя из этого можно сделать вывод о прямой зависимости государственных расхо­дов от:

Объема ВВП;

Поступлений подоходного налога;

Предельной склонности к потреблению и процентной ставки;

Предельной склонности к импорту;

и обратной зависимости от:

Предельной склонности потребителей к сбережению;

Константы потребления;

Автономных инвестиций (амортизации).

В экономических системах при формировании расходов в усло­виях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим об­разом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи озна­чает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хо­зяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных товарах и услугах мо­гут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (дохо­дов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приоб­ретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, насе­ление и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им - ка­ких-либо товаров или услуг. На основании макроэкономического тождества можно с опреде­ленностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаи­мосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспро­изводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравне­нию с предыдущим с учетом инфляции.

4. Формирование финансовых ресурсов

Финансовые ресурсы - это сложная экономическая категория, которую нельзя полностью отождествлять с денежными средствами. Выделить четкий критерий, на основе которого можно установить количественные границы финансовых ресурсов и охарактеризовать их отличие от денежных средств, нелегко.

Определяя сущность финансовых ресурсов, целесообразно исхо­дить из их функционального назначения в процессе расширенного воспроизводства ВВП и НД Этот процесс характеризуется движени­ем товарной и денежной масс, состоит из нескольких стадий, на каждой из которых товарные и денежные потоки по-разному соот­ветствуют друг другу.

На начальной стадии движения (производства) ВВП и конечной (его использования) денежные потоки опосредуют товарные потоки. На стадии распределения и перераспределения денежная форма ВВП приобретает относительно самостоятельное движение, поскольку именно на этих стадиях возникают финансовые отношения. В ре­зультате образуются различные денежные фонды, происходит их пе­регруппировка и формируются конечные доходы. Так происходит согласование объема и структуры национального производства и потребностей национального хозяйства, что на практике рассчиты­вается как ВВП по расходам и ВВП по доходам.

Часть денежного оборота жестко согласована с товарным обра­щением, поскольку реализуется вследствие обмена эквивалентами, выраженными в товарной форме (у продавца) и денежной (у покупа­теля). При обмене эквивалентов не возникает условий для матери­ально-финансовой несбалансированности в обществе.

Другая часть денежного оборота связана с потребностями расширен­ного воспроизводства ВВП. Они обеспечиваются в процессе его распре­деления и перераспределения с помощью финансов. Эта часть денежно­го оборота представляет собой финансовые потоки, т.е. движение тех средств, которые могут быть затрачены на развитие национального хо­зяйства и удовлетворение общегосударственных и социальных нужд.

Как мы уже отмечали, специфическая особенность финансовых потоков (в отличие от денежных) заключается в их безэквивалент­ном характере. Именно финансы в процессе распределения и пере­распределения ВВП порождают независимое движение денег, в чем и кроются предпосылки материально-финансовой несбалансирован­ности национального хозяйства.

Таким образом, финансовые ресурсы - это количественная характери­стика финансового результата процесса воспроизводства за определен­ный период. Это те денежные средства, которые правомерно направ­лять на возмещение выбывающих основных фондов, производствен­ное и непроизводственное накопление, коллективное потребление. Этот макроэкономический показатель имеет балансовый характер, поскольку он может быть представлен в виде суммы как доходов, так и расходов

Как фонды денежных средств аккумуляционного характера, которые образуются в результате производства, распределения и пере­распределения валового внутреннего продукта;

Как конечные доходы, т.е. денежные средства, которые пред­назначены к обмену на товары и услуги;

Как те доходы, которые имеют материальное (реальное) покры­тие, поскольку образуются в результате реализации товаров и услуг;

Как источники формирования этих доходов (составляющие эле­менты) - амортизация, прибыль, налоговые доходы, неналоговые
доходы, капитальные трансферты, целевые бюджетные фонды, госу­дарственные внебюджетные социальные фонды, прочие поступления;

Как конечный финансовый результат процесса воспроизвод­ства, поскольку используются для финансирования капитальных вло­жений и капитального ремонта основных фондов, прироста оборот­ного капитала, приобретения оборудования и предметов длительно­го пользования для бюджетных организаций, затрат на социально-культурные мероприятия, науку, оборону, содержание органов государственной власти и управления и др.

Краткосрочные кредитные ресурсы в состав финансовых ресур­сов включать неправомерно, поскольку их формирование не связано с созданием новых материальных благ, а происходит в результате перераспределения финансовых ресурсов.

Сбережения населения в виде прироста вкладов в коммерческих банках по своей экономической сущности служат источником фи­нансовых ресурсов, поскольку в материально-вещественном аспекте (с точки зрения соответствия платежеспособного спроса населения и ресурсов товарного предложения и объема платных услуг) им соответ­ствуют материальные ресурсы, равные отложенному спросу в НД.

Итак, финансовые ресурсы страны составляют часть валового внут­реннего продукта и могут быть представлены в виде суммы следую­щих показателей системы национальных счетов (СНС) - система вза­имосвязанных статистических показателей, построенная в виде набо­ра счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны): валовой прибыли экономики, отчислений в государственные внебюджетные социальные фонды, налогов на про­изводство и импорт, налогов с физических лиц, сбережений домаш­них хозяйств, кредитов, полученных из зарубежных стран.



Таким образом, с помощью финансовых ресурсов происходит выделение той части валового внутреннего продукта, которая может быть направлена на расширение социально-экономической системы в целом. С их помощью в составе произведенного ВВП разграничи­вается часть, соответствующая текущим затратам потребленных в процессе производства материалов и рабочей силы, и фонд расши­ренного воспроизводства производственных факторов, включая ра­бочую силу. С этой точки зрения в фонд расширенного воспроиз­водства правомерно включать расходы общества на здравоохране­ние, образование, социальную политику и т.п.

Финансовые ресурсы - это объективная макроэкономическая категория, содержание которой определяется условиями материаль­но-финансовой сбалансированности экономики. Равенство поступ­ления и расходования финансовых ресурсов свидетельствует о том, что платежеспособный спрос предприятий и организаций, форми­рующийся в результате финансирования затрат на развитие нацио­нального хозяйства и функционирование государственных учрежде­ний, имеет материальное покрытие, поскольку соответствует создан­ным финансовым ресурсам. Поэтому условие материально-финан­совой сбалансированности может быть представлено как соответ­ствие суммы финансовых ресурсов объему материальных благ и как балансовое равенство их поступления и расходования.

Экономика может развиваться эффективно и устойчиво только при соответствии основной макроэкономической пропорции (между потреб­лением и накоплением) естественному уровню, определяемому соци­ально-экономическими условиями общественного производства (раз­витием производительных сил, спецификой потребностей общества и т.п.). В этом случае пропорции перераспределения ВВП согласуются с пропорциями его первичного распределения и приводят к формирова­нию конечных доходов, отвечающих структуре его использования, т.е. обеспечивают сбалансированность между материально-вещественным и финансово-стоимостным аспектами национального производства.

5. Виды финансовых отношений

Финансовые отношения представляют собой органическую составную часть экономических отношений, выражающую денежные связи между субъектами экономической системы на различных уровнях.

Финансовые связи государства и предприятий включают, во-первых, отношения между государством и государственными предприятиями, изображенные на рисунке 3.

Как видно из рисунка, через систему налогообложения и различных платежей и отчислений предприятий в государственный бюджет и иные централизованные государственные фонды общество в лице государства реализует право собственности на средства производства, централизуя часть чистого дохода. Но финансовый поток на этом уровне не является односторонним. В силу права собственника государство финансирует предприятие посредством прямых ассигнований, например централизованных капитальных вложений, а также предоставляет различные экономические льготы (по налогообложению, путем освобождения от определенных платежей). Связи этого вида занимали не так давно главенствующее место в нашей экономике, но по мере разгосударствления и развития коллективной и частной собственности финансовые потоки, связывающие государство и государственные предприятия, будут ослабевать, в то же время взаимодействия государства и предприятий других форм собственности будут расширяться.

Финансовые отношения между государством и предприятиями негосударственных форм собственности отображены на рисунке 4.

Как видно, связи эти несколько отличаются от предыдущих финансовых связей видами денежных поступлений и платежей. Основу финансовых взаимоотношений на этом уровне должна определять экономическая роль государства, функция которого состоит в данном случае в образовании средств государственного бюджета, идущих на удовлетворение общественных потребностей путем изъятия этих средств у предприятий. Иначе говоря, выплата государству налогов, арендной платы за государственное имущество, землю создает финансовые условия органам государственного управления для выполнения ими общественных задач.

Однако следует отметить, что государство не является лишь пассивным исполнителем общественных функций, а может вести себя по отношению к предпринимателю как любой покупатель, предоставляя заказы и направляя свои финансовые ресурсы в необходимую для общества сферу производства.

Финансовая политика государства направлена не только на сбор необходимых обществу денежных средств и их целевое использование на социальные нужды, но может играть запретительную роль, нести элемент принуждения, образуя рамки, в пределах которых функционирует коллективное или частное предпринимательство.

Тем самым через систему жестких финансовых санкций государство может изменить направленность предпринимательской деятельности или вообще ее запретить.

Так делается в любой развитой экономической системе, важно, чтобы принимались продуманные, последовательные решения.

Следует выделить финансовые отношения между государством и предприятиями особого вида - общественными организациями. Это наиболее независимый от государства вид предприятий, по отношению к которым устанавливается особая система финансирования, льгот, налогообложения, так же как и платежей и отчислений в государственный бюджет.

В условиях перехода к рыночным отношениям активизируются финансовые отношения между предприятиями-контрагентами в системе их экономических взаимосвязей. Кроме уже существующей системы хозяйственных договоров, регламентирующих взаимные платежные обязательства, систему штрафных санкций, неустоек за нарушение договорной дисциплины и материальное вознаграждение за выполнение особых требований, возникают новые формы финансовых взаимоотношений. Так с помощью создания «системы заинтересованных участий» предприятий в хозяйственной и финансовой деятельности друг друга происходит ликвидация ведомственных перегородок. Прежде всего эта задача решается с помощью финансового рынка, где предприятия имеют возможность приобретать ценные бумаги друг друга. Такое переплетение контрагентов приводит к взаимному контролю, взаимоограничениям. В финансовом отношении эта система означает создание условий свободного перелива финансового капитала из отрасли в отрасль, когда рынок определяет объект и размеры инвестиций.

Особый тип финансовых отношений складывается между предприятиями, а также государством и предприятиями при наличии кредитной системы. Речь идет о финансовых связях, проявляющихся в форме взаимоотношений предприятий и банковской системы по поводу кредитования в процессе хозяйственной деятельности, оказания банками финансово-посреднических услуг предприятиям. Кроме того, банки могут стать и совладельцами - акционерами предприятий, тогда их финансовые взаимоотношения возникают и по поводу долевого распределения чистого дохода (прибыли).

Если рассматривать банки как своего рода «финансовые предприятия», то описываемые финансовые отношения правомерно отнести к группе особого рода отношений между предприятиями, включая в число последних и коммерческие банки.

Рыночные отношения требуют гибкого механизма денежно-кредитного регулирования хозяйственного оборота. Это предполагает создание двухуровневой банковской системы и разграничение эмиссионной функции, осуществляемой только государственным банком, и функции кредитования, осуществляемой коммерческими банками. Учитывая, что предприятия имеют возможность приобретения пакетов акций коммерческих банков, они имеют возможность участия в распределении прибыли банков.

В условиях относительной самостоятельности структурных подразделений предприятия между ними также возникает ряд финансовых отношений по поводу распределения финансовых ресурсов, связанных с формированием и распределением дохода и прибыли структурной единицы, подразделения, ее коллективного фонда оплаты труда.

Финансовые отношения между предприятиями и населением характеризуются наиболее простыми и осязаемыми связями. Предприятия выплачивают работникам заработную плату и другие виды денежных вознаграждений, входящих в оплату труда. Кроме того, из денежных фондов предприятий осуществляются отдельные социальные выплаты настоящим или бывшим членам трудового коллектива и их семей.

Денежные выплаты населения предприятиям имеют место в случае прямой реализации товаров и услуг населению, что непосредственно относится к предприятиям торговли, сферы услуг.

Поток финансовых средств от государства, то есть из государственных источников, поступающих населению, составляют преимущественным образом пенсии по возрасту и инвалидности, пособия, стипендии, выплаты в виде льгот. Обратный финансовый поток в виде налоговых платежей и форм кредитования государства населением движется в направлении от населения к государству. Кредитование государства населением осуществляется в виде вкладов в сберегательные банки, приобретения государственных ценных бумаг.

В формировании финансовых отношений между государством и населением определяющую роль играет подоходный налог, взимаемый с граждан в зависимости от индивидуального дохода.

Существует еще один важный вид финансовых отношений. Это взаимоотношения по поводу образования и распределения финансовых ресурсов между государственными органами (бюджетами) федерального и местного уровня. В настоящее время в условиях наличия определенной самостоятельности между этими уровнями не существует взаимно переплетающихся потоков, которые существовали ранее. Последними решениями была предоставлена самостоятельность перечислении государству лишь части доходов, получая при этом лишь необходимую сумму от государства в целях развития общественно значимых мероприятий.

Такова в общих чертах схема финансовых отношений, действующих на всех уровнях системы управления экономикой. Но страна чаще всего представляет собой открытую экономику, с присущими ей внешнеэкономическими связями, что также приводит к наличию финансовых отношений и финансовых потоков между различными странами. Участниками таких взаимоотношений могут быть те же субъекты, но из различных стран, что опосредуется определенной ролью государства в окончательном распределении денежных средств.

) и граждан. Характер и содержание финансовых отношений определяются характером денежных отношений.
При создании, функционировании и ликвидации хозяйствующие субъекты вступают в различные финансовые отношения с учётом специфики их организационно-правового статуса

Классификация финансовых отношений

Финансовые отношения можно разделить на следующие основные группы:
1. Отношения с другими самостоятельно хозяйствующими субъектами различных форм собственности, возникшими с целью образования и распределения выручки и осуществления внереализационных операций, включая.
2. Отношения самостоятельно хозяйствующих субъектов и физических лиц через акции, облигации и другие ценные бумаги.
3. Отношения предприятия как юридического лица и персонала.
4. Отношения, основанные на трудовых отношениях, внутри предприятия.
5. Отношения головного предприятия (холдинга) с его дочерними предприятиями и филиалами.
6. Отношения предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами, а также фискальными (налоговыми) органами при уплате налогов и обязательных сборов.
7. Отношения предприятия с финансово-кредитными учреждениями (банками , инвестиционными компаниями, фондами).

Международные финансовые отношения

Экономического сотрудничество между государствами предполагает наличие международных финансовых отношений. За последние годы значительно рас­ширились межгосударственные финансовые, кредитные, расчетные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений. Динамичное развитие международных финансовых отношений привело к созданию международных финансовых организаций и образованию мировых финансовых центров .

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Финансовые отношения" в других словарях:

    Экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    ФИНАНСОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ - денежные отношения, возникающие в процессе распределения и перераспределения стоимости общественного продукта и части национального богатства в связи с формированием у хозяйствующих субъектов и государства денежных доходов и накоплений (см.… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    финансовые отношения - экономические связи, взаимодействия, отношения в денежной форме …

    валютно-финансовые отношения - — EN monetary relations The different modes in which countries, nations, etc., are brought together by financial, currency, or pecuniary interests. (Source: OED)… … Справочник технического переводчика

    Финансовые отношения между компаниями, организациями по осуществлению платежей за товары, работы, услуги. О.р. осуществляются через кредитные организации, банки. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    Финансовые отношения между компаниями, предприятиями, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    отношения расчетные - финансовые отношения между компаниями, предприятиями, связанные с осуществлением платежей за товары, работы, услуги … Словарь экономических терминов

    Финансовые преступления это общественно опасные деяния, посягающие на финансово экономические отношения, урегулированные нормами финансового (в том числе налогового, валютного) права, по формированию, распределению, перераспределению и… … Википедия

    Финансовые проекты Сергея Мавроди - Объединение МММ было зарегистрировано Сергеем Мавроди, его братом Вячеславом Мавроди и Ольгой Мельниковой в 1989 году в Ленинском исполкоме Москвы как кооператив, и начало свою деятельность с торговли компьютерами и оргтехникой. Названием… … Энциклопедия ньюсмейкеров

    Относительные показатели финансового состояния предприятия, которые выражают отношения одних абсолютных финансовых показателей к другим. Терминологический словарь банковских и финансовых терминов. 2011 … Финансовый словарь

Книги

  • Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. Учебное пособие для бакалавров , В. А. Антонов. В учебнике изложены базовые вопросы курса Международные валютно-финансовые и кредитные отношения: международные валютно-финансовые отношения и мировая валютнаясистема; тенденции развития…