Понятие воображения.

Виды воображения.

Виды воображения

Понятие о воображении.

План

Воображение.

Наряду с восприятием, памятью и мышлением важную роль в деятельности человека играет воображение. В процессе отражения окружающего мира человек наряду с восприятием того, что действует на него в данный момент, или зрительным представлением того, что воздействовало на него раньше, создает новые образы.

Воображение - это психический процесс создания нового в форме образа, представления или идеи .

Человек может мысленно представить себе то, чего в прошлом не воспринимал или не совершал, у него могут возникать образы предметов и явлений, с которыми он раньше не встречался. Будучи, теснейшим образом связанным с мышлением, воображение характеризуется большей, чем при мышлении, неопределенностью проблемной ситуации.

Процесс воображения свойствен только человеку и является необходимым условием его трудовой деятельности.

Воображение всегда направлено на практическую деятельность человека. Человек, прежде чем что-либо сделать, представляет, что надо делать и как он будет делать. Таким образом, он уже заранее создает образ материальной вещи, которая будет изготовляться в последующей практической деятельности человека. Эта способность человека заранее представлять конечный итог своего труда, а также процесс создания материальной вещи, резко отличает человеческую деятельность от «деятельности» животных, иногда очень искусной.

Физиологическую основу воображения составляет образование новых сочетаний из тех временных связей, которые уже сформировались в прошлом опыте.

При этом простая актуализация уже имеющихся временных связей еще не ведет к созданию нового.

Создание нового предполагает такое сочетание, которое образуется из временных связей, ранее не вступавших в сочетание друг с другом.

При этом, важное значение, имеет вторая сигнальная система, слово. Как правило, слово служит источником появления образов воображения, контролирует путь становления их, является средством их удержания, закрепления, их изменения.

Воображение всегда есть определенный отход от действительности. Но в любом случае источник воображения - объективная реальность.

Воображение - это образное конструирование содержания понятия о предмете (или проектирование схемы действий с ним) еще до того, как сложится само понятие (а схема получит отчетливое, верифицируемое и реализуемое в конкретном материале выражение).

Ведущим механизмом воображения служит перенос какого-либо свойства объекта.

Эвристичность переноса измеряется тем, насколько он способствует раскрытию специфической целостной природы другого объекта в процессе его познания или создания человеком.



В психологии различаютпроизвольное или непроизвольное воображение .

Произвольное проявляется, например, в ходе целенаправленного решения научных, технических и художественных проблем при наличии осознанной и отрефлексированной поисковой доминанты, второе - в сновидениях, так называемых неизменных состояниях сознания и т. д.

Особую форму воображения образует мечта. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.

2. Виды воображения.

Можно выделить несколько видов воображения, среди которых основные - пассивное и активное.

Пассивное в свою очередь делится на произвольное (мечтательность, грезы) и непроизвольное (гипнотическое состояние, сновидения).

Активное воображение включает в себя артистическое, творческое, критическое, воссоздающее и антиципирующее.

Близко к этим видам воображения находится эмпатия - способность понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, сорадоваться, сопереживать.

В условиях депривации усиливаются разные виды воображения, поэтому, видимо, необходимо привести их характеристики.

Активное воображение всегда направлено на решение творческой или личностной задачи. Человек оперирует фрагментами, единицами конкретной информации в определенной области, их перемещением в различных комбинациях относительно друг друга. Стимуляция этого процесса создает объективные возможности для возникновения оригинальных новых связей между зафиксированными в памяти человека и общества условиями. В активном воображении мало мечтательности и «беспочвенной» фантазии. Активное воображение направлено в будущее и оперирует временем как вполне определенной категорией (т. е. человек не теряет чувства реальности, не ставит себя вне временных связей и обстоятельств).

Активное воображение направлено больше вовне, человек занят в основном средой, обществом, деятельностью и меньше внутренними субъективными проблемами. Активное воображение, наконец, и пробуждается задачей и ею направляется, оно определяется волевыми усилиями и поддается волевому контролю.

Воссоздающее воображение - один из видов активного воображения, при котором происходит конструирование новых образов, представлений у людей в соответствии с воспринятой извне стимуляцией в виде словесных сообщений, схем, условных изображений, знаков и т. д.

Главным образом воссоздающее воображение - это процесс, в ходе которого происходит рекомбинация, реконструкция прежних восприятий в новой их комбинации.

Антиципирующее воображение лежит в основе очень важной и необходимой способности человека - предвосхищать будущие события, предвидеть результаты своих действий и т. д.

Этимологически слово «предвидеть» тесно связано и происходит из одного корня со словом «видеть», что показывает важное значение осознания ситуации и перенесения определенных элементов ее в будущее на основе знания или предугадывания логики развития событий.

Таким образом, благодаря этой способности, человек может «мысленным взором» увидеть, что произойдет с ним, с другими людьми или окружающими вещами в будущем. Чем моложе человек, тем больше и ярче представлена ориентация его воображения вперед. У пожилых и старых людей воображение больше ориентировано на события прошлого.

Творческое воображение - это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.

В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.

Первый - операции, посредством которых формируются идеальные образы, и второй - операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.

Один из первых психологов, изучавших эти процессы. Т. Рибо выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.

Диссоциация - отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.

Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация - первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации - существенное препятствие для творческого воображения.

Ассоциация - создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством.

Пассивное воображение подчинено внутренним, субъективным факторам, оно тенденциозно.

Пассивное воображение подчинено желаниям, которые мыслятся в процессе фантазирования осуществленными. В образах пассивного воображения, «удовлетворяются» неудовлетворенные, большей частью неосознанные потребности личности. Образы и представления пассивного воображения направлены на усиление и сохранение положительно окрашенных эмоций и на вытеснение, редукцию отрицательных эмоций и аффектов.

В ходе процессов пассивного воображения происходит нереальное, мнимое удовлетворение какой-либо потребности или желания. В этом пассивное воображение отличается от реалистического мышления, которое направлено на действительное, а не мнимое удовлетворение потребностей.

Материалами пассивного воображения, так же как и активного, являются образы, представления, элементы понятий и другая информация, почерпнутая с помощью опыта.

Воображение- это процесс построения новых образов путем переработки содержания и опыта.

В широком смысле – процесс оперирование образами.

Роль воображения

1.Воображение – основа творчества, это движение общества вперед

2.Выводит человека за пределы существующей ситуации и напоминает ему о прошлом.

Функции воображения

1.Образное представление действительности.

2.Регуляция эмоционального состояния.

3.Регуляция поведения.

4.Формирование внутреннего плана действий.

5.Планирование и программирование действий.

Воображение связано с памятью и мышлением.

Физиологический механизм

Это сложная аналитико-синтетическая деятельность, в процессе которой актуализируются и перегруппируются нервные связи в новые системы.

Связан с подкоркой и гипатоламо-лимбической системой. Огромную роль в процессе воображения играет речь.

Сущность воображения – образы воображения не возникают из ничего, это всегда использование того, что уже было в опыте человека.

Этапы воображения – анализ, синтез.

Факторы, влияющие на воображение :

1.Богатство опыта.

2.Особенности нервной деятельности.

К чертам личности, связанными с воображением относятся:

1.Прозаичность – отсутствие высокой мечты, прикованность к повседневным мелочам.

2.Романтичность – богатое воображение, идеи, гипотезы,свойственна деятельным и волевым натурам.

3. Фантазерство – незаметное для себя искажение фактов, выдача желаемого за действительное. Часто проявляется у детей.

Фантазерство некоторые осознают, некоторые нет.Данную черту используют, чтоб быть интересным, чтоб повысить самооценку и как способ реализации.

Виды воображения

По степени активности: пассивное, активное

По степени волевых усилий – преднамеренное и непреднамеренное

Активное преднамеренное воображение:

1.Воссоздающее воображение – когда человек воссоздает представления объекта, которое соответствовало бы описанию.

2.Творческое – при воссоздании добавляется собственное видение.

3.Мечта – самостоятельное создание новых образов.

Отличие мечты:

1.В мечте создается образ желаемого.

2.Процесс, который не включается в творческую деятельность, так как не дает конечный результат.

3.Мечта направлена на будущее. Если человек постоянно мечтает, он находится в будущем. Не здесь и сейчас.

4.Мечты иногда реализуются.

Пассивное преднамеренное воображение или грезы

Грезы не связаны с волевыми усилиями. Они похожи на мечту. Если человек все время в грезах – он не живет настоящим. Грезы не реализуются. Возможны психические нарушения

Непреднамеренное пассивное

1.Сон

2.Галлюцинации – когда воспринимается не существующие объекты, чаще при психических расстройствах.

Воображение - особая форма психики, которая может быть только у человека. Оно непрерывно связано с человеческой способностью изменять мир, преобразовывать действительность и творить новое. Прав был М. Горький, говоря, что "именно вымысел поднимает человека над животным", потому что только у человека, который, являясь существом общественным, преобразует мир, развивается подлинное воображение.

Обладая богатым воображением, человек может жить в разном времени, что не может себе позволить никакое другое живое существо в мире. Прошлое зафиксировано в образах памяти, а будущие представлено в мечтах и фантазиях.

Всякое воображение порождает что-то новое, изменяет, преобразует то, что дано восприятием. Эти изменения и преобразования могут выразиться в том, что человек, исходя из знаний и опираясь на опыт, вообразит, т.е. создаст, себе картину того, чего в действительности никогда сам не видел. Например, сообщение о полете в космос побуждает наше воображение рисовать картины фантастических по своей необычности жизнь в невесомости, в окружении звезд и планет.

Воображение может, предвосхищая будущее, создать образ, картину того, чего вообще не было. Так космонавты могли в своем воображении представить полет в космос и высадку на Луну тогда, когда это было только лишь мечтой, еще не осуществленной и неизвестно, осуществимой ли.

Для исследования познавательной роли воображения необходимо выяснить его особенности и выявить его действительную природу. В научной литературе существует очень много подходов к определению воображения. Обратимся к некоторым из них и определим основные особенности воображения.

С.Л. Рубинштейн пишет: "Воображение - это отлет от прошлого опыта, это преобразование данного и порождение на этой основе новых образов"

Л.С. Выготский считает, что "воображение не повторяет впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Таким образом, привнесение нового в наши впечатления и изменение этих впечатлений так, что в результате возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет основу той деятельности, которую мы называем воображением"

Согласно Е.И. Игнатьеву, "основной признак процесса воображения заключается в преобразовании и переработке данных и материалов прошлого опыта, в результате чего получается новое представление".

А "Философский словарь" определяет воображение как "способность создавать новые чувственные или мыслительные образы в человеческом сознании на основе преобразования полученных от действительности впечатлений".

Как видно из определений, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, потому что нельзя тогда провести различия между воображением и мышлением. Ведь мышление человека (создание познавательных образов посредством выводов, обобщений, анализа, синтеза) не может быть просто отождествлено с воображением, потому что создание новых знаний и понятий может происходить и без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение есть процесс создания новых образов, протекающий в наглядном плане. Такая тенденция относит воображение к формам чувственного отражения, другая же считает, что воображение создает не только новые чувственные образы, но и продуцирует новые мысли.

Одна из черт, характерных для воображения, состоит в том, что оно связано не только с мышлением, но и чувственными данными. Воображения нет без мышления, но оно не сводится и к логике, так как в нем всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Таким образом, очевидно, что воображение есть и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и то, что такое преобразование совершается при органическом единстве чувственного и рационального.

Под воображением в самом широком смысле слова иногда разумеют всякий процесс, протекающий в образах. В таком случае память, воспроизводящая образы прежде воспринятого, представляется "лишь одним из видов воображения" (Ф. Кейра, А. Селли, П.П. Блонский и др.). Исходя из этого, приходят к различению репродуктивного и творческого воображения и отожествлению первого с памятью.

Воображение в собственном, совсем специфическом смысле слова может быть только у человека. Только у человека, который как субъект общественной практики реально преобразует мир, развивается подлинное воображение. В процессе развития оно сначала - следствие, а затем и предпосылка той деятельности человека, посредством которой он реально изменяет действительность. В каждом действии, которым человек изменяет мир, заключен кусочек фантазии, и развитие воображения как преобразования действительности в сознании тесно связано с реальным преобразованием ее в практике, хотя часто неизмеримо далеко выходит за его пределы.

Воображение не абстрактная функция, а закономерно выступающая сторона сознательной деятельности. На этой основе развивается затем определенная способность, по мере того как воображение формируется в какой-нибудь конкретной творческой деятельности.

В зависимости от характера образов, которыми оперирует воображение, различают иногда конкретное и абстрактное воображение.

Образы, которыми оперирует воображение, могут быть различны; это могут быть образы единичные, вещные, обремененные множеством деталей, и образы типизированные, обобщенные схемы, символы.

Необходимо, наконец, различать виды воображения по их отношению к действительности и к деятельности, долженствующей воплотить мечты в действительность. Здесь приходится проводить различие между бездеятельной пустой "мечтательностью", которая служит лишь для того, чтобы дымкой фантазии заслониться от реального дела, и действенным воображением, мечты которого служат толчком к действию и получают воплощение в творческой деятельности.

Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому, существует столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности: конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня - творческого воображения.

Человек отличается от животных помимо прочего еще и тем, что обладает воображением. Это, конечно, не единственная, но весьма существенная его особенность, позволяющая человеку существовать и действовать не только в реальном, но также и виртуальном, воображаемом, придуманном мире, создавать в своем воображении новое, воплощать его в действительность, с его помощью преобразовывать окружающий мир. Наиболее известными феноменами воображения, несомненно, являются сновидения, мечты и грезы. Их время от времени обнаруживают у себя практически все здоровые люди. Творческие фантазии людей, которые также выступают как продукты их воображения и проявляются в разнообразных видах творчества, также давно интересуют ученых.

Когда-то философы, стремясь в кратком и емком определении отметить характерные для человека особенности, называли его по- разному: «человек прямоходящий», «человек мыслящий», «человек деятельный», «человек творящий». Не менее верно было бы называть его «человеком мечтающим» или «человеком с воображением». Во всяком случае воображение - это не менее характерное именно для человека свойство, чем, например, его прямохождение, творчество или мышление.

Наличие воображения у человека мы можем констатировать с очевидностью, поскольку большинство людей непосредственно обнаруживают его феномены в своем сознании и могут в той или иной форме сообщить о его содержании. Относительно наличия воображения у животных и, тем более о его содержании, мы можем судить только косвенно, так как никакими объективными данными на этот счет не располагаем.

Возможно, однако, судить о наличии воображении по продуктам, создаваемым живыми существами, предполагая, что то, что имеется в их воображении, воплощается или материализуется в соответствующих продуктах. Наблюдая за активностью животных и людей, мы действительно обнаруживаем материальные результаты их деятельности. Животные, как и люди, строят и оборудуют свои жилища, создают ловушки для других живых существ, изготавливают орудия. Если бы можно было определенно судить о наличии воображения как психического феномена только по материальным продуктам созидательной деятельности живых существ, то следовало бы признать существование воображения и у животных. Однако имеется иное, предложенное много лет назад объяснение подобной, кажущейся разумной деятельности животных. Оно апеллирует к инстинктам - врожденным, неосознаваемым и автоматически действующим программам поведения. Оно же исключает наличие воображения у животных, поскольку инстинкты регулируются на физиологическом уровне, а воображение - это чисто психологический и к тому же осознаваемый в своих высших проявлениях феномен.

Приступая к обсуждению воображения, необходимо дать ему более или менее точное научное определение - такое, которое, во-первых, охватило бы собой всю совокупность его проявлений у человека, во- вторых, подкрепило бы сформулированную выше мысль о его исключительной принадлежности человеку.

Воображение можно охарактеризовать как психический процесс порождения и преобразования образов, которые не соответствует тому, что в данный момент времени человек может воспринимать, или тому, что уже хранится в его памяти . Другими словами, продукты воображения не являются прямым отражением предметов и явлений, воспринимаемых человеком в данный момент или воспринятых им раньше (образы которых хранятся в его памяти). По этим признакам воображение как психический процесс отличается от процессов восприятия и памяти, с которыми оно тем не менее связано.

По метафорическому сравнению, сделанному в свое время С.Л. Рубинштейном , воображение - это «отлет от прошлого опыта». К этому можно добавить, что воображение - это также «отлет и от настоящего опыта», т.е. от того, что человек в данный момент непосредственно делает или воспринимает. Это, судя по его высказываниям о воображении, хорошо понимал и С.Л. Рубинштейн. Он писал о том, что воображение в собственном смысле слова имеет место только тогда, когда человек отвлекается от непосредственного восприятия реальной действительности или от процесса извлечения из памяти того, что в ней хранится, обращается к своему внутреннем опыту и начинает работать с ним, т.е. сознательно преобразовывать или переделывать его.

Тем не менее имеет смысл подчеркнуть отличия воображения как познавательного процесса от восприятия и памяти. Главные отличия воображения от восприятия состоят в следующем.

  • 1. Образ восприятия возникает в результате непосредственного воздействия воспринимаемого предмета на органы чувств человека. В отличие от этого образ, рождаемый воображением, напрямую не связан с теми сенсорными стимулами, которые в данный момент воздействуют на органы чувств человека.
  • 2. Образ восприятия отражает реальную действительность или конкретную обстановку, в которой человек находится. Воображение подобным образом с реальной действительностью и с обстановкой не связано и вообще, строго говоря, не является ее отражением. Оно, скорее, представляет собой отражение того, что в данный момент происходит в сознании (психике) человека. Это утверждение не означает, что образы воображения с реальной действительностью совершенно не связаны. Такая связь существует, но она другая по природе, чем связь образа восприятия с реально существующим миром.
  • 3. Образ воображения включает в себя элементы, которые не соответствуют свойствам реально существующих и воспринимаемых человеком объектов. Это иногда порождает иллюзию того, что образ воображения представляет собой не что иное, как набор известных, но необычным способом скомпонованных элементов. Так, раньше некоторые вульгарно-материалистически мыслящие философы и психологи, воинственно настроенные против идеализма, пытались представить воображение человека, сводя его образ к хорошо известным и простым элементам, обнаруживаемым во многих предметах и явлениях. При этом, однако, они забывали о том, что даже образ восприятия как целое к составляющим его элементам - ощущениям - не сводится: (см. рассуждения на эту тему в главе «восприятие»). Образ воображения тем более, и даже в большей степени, чем образ восприятия, содержит в себе много такого, чего в элементах, из которых он сложен, нет. Можно, конечно, признать, что отдельные элементы, из которых состоит любой образ воображения, представлены в реальной действительности. Однако, во-первых, в образе воображения они соединяются не механически и по-другому, чем в реальной действительности; во-вторых, в результате такого их творческого синтеза рождаются совершенно новые, неожиданные или эмергентные свойства образа воображения, которых нет и не могло быть в элементах, из которых формально состоит образ воображения. В качестве примера можно назвать фигуры, представленные на рис. 19.

Рис. 19.

На данном рисунке показано шесть из множества возможных фигур (форм), которые можно образовать из шести равнобедренных треугольников (эти формы показаны на рисунке сплошными линиями, в то время как внутренние границы, образованные треугольниками, из которых они составлены, изображены пунктирными линиями). Очевидно, что все эти фигуры (формы) разные, и идея ни одной из них не содержится в простых элементах - треугольниках, из которых они составлены. Если в качестве продукта воображения рассматривать именно форму, то также очевидно, что ни в каком смысле слова она не может содержаться в составляющих ее элементах. Следовательно, воображение не сводимо и не выводимо из элементов, на которые в конечном счете можно разложить любой образ воображения.

Современные физики, разделяющие атомистическое мировоззрение, возникшее еще в древности, признают, что все существующее на земле и, вероятно, за ее пределами, состоит из ограниченного набора разных по своим физическим свойствам элементарных частиц. Однако огромное разнообразие реально существующих предметов и явлений, их впечатляющие отличия друг от друга никак не объясняются тем очевидным и простым фактом, что все они состоят из одинаковых частиц. Точно так же вряд ли можно понять и объяснить различия в образах, рождаемых воображением человека, указывая лишь на то, что все они состоят из набора простых элементов.

  • 4. Образы восприятия всегда относятся к настоящему, т.е. к тому, что в данный момент окружает человека и воздействует на его органы чувств. Образы воображения подобными, вполне однозначными отношениями с пространством и временем не связаны. Они могут относиться к прошлому, настоящему или будущему. С помощью воображения человек может переместиться в любую точку пространства и далеко за пределами того, что он может реально воспринимать. Если пространство и время существования образов восприятия являются конечными и ограниченными, то пространство и время существования образов воображения представляются бесконечными и неограниченными.
  • 5. Образ восприятия возникает и изменяется в результате вариаций стимульного потока и активности сенсорных систем. Образ воображения возникает и меняется за счет других процессов, происходящих не в окружающей среде или органах чувств, а в центральной нервной системе. Ее активность инициирует, стимулирует и регулирует процесс воображения, в то время как аналогичный процесс, связанный с восприятием, в основном стимулируется и регулируется самим воспринимаемым объектом и получаемыми от него ощущениями.
  • 6. Образ, рождаемый и изменяемый воображением человека, не позволяет ему хорошо ориентироваться в том, что его непосредственно окружает, успешно адаптироваться к реальной действительности, в то время как образ, рождаемый восприятием, позволяет решать эту задачу.
  • 7. Если в момент восприятия сознание человека сохраняет непосредственный контакт с реальной действительностью (это происходит даже в случае зрительных, слуховых и других иллюзий), то во время «работы воображения» такой контакт практически отсутствует или является ослабленным.
  • 8. Если в процессе восприятия внимание человека в основном обращено на окружающий его мир, то в воображении внимание человека направлено на содержание самого процесса воображения или актуального сознания.

Рассмотрим основные отличия образа воображения от образа, извлекаемого из памяти человека. Эти отличия заключаются в следующем.

  • 1. Образ, извлекаемый из памяти человека, может содержать в себе только то, что уже хранится в памяти. Даже в том случае, когда воспроизведение информации по памяти является неточным или искаженным, чуждые элементы, не свойственные припоминаемому материалу, изначально берутся из хранилища памяти. В образе, рождаемом воображением, всегда имеется нечто такое, чего в памяти человека нет и быть не может. Это то, что он придумывает сам по ходу воображения.
  • 2. Образ, извлекаемый из памяти, является более или менее точной копией того, что человек когда-то запомнил и сохранил в памяти, в то время как образ, рождаемый воображением, в большинстве случаев не выступает не только точной копией, но даже приблизительным образцом того, что хранится в памяти человека. Существуют важные отличия образа, рождаемого воображением, от образа, извлекаемого из памяти, и они заключаются в следующем:
    • - в образе, рождаемом воображением человека, новые элементы играют ключевую роль, характеризуют сущность данного процесса, причем, чем больше таких элементов, тем лучше по качеству образ воображения;
    • - в памяти новые элементы играют несущественную и в основном негативную роль: чем больше таких элементов в образе, извлекаемом из памяти, тем хуже функционирует память человека.

Следующий вопрос, важный для понимания природы воображения, заключается в выяснении общего и различного в воображении и мышлении человека. Вид мышления, внешне и процессуально похожий на воображение, носит название «наглядно-образное мышление» (он вместе с другими видами мышления будет обсуждаться в следующей главе). Наглядно-образное мышление представляет собой процесс решения задач путем действий в уме с образами предметов. Речь, следовательно, идет именно о решении задач. То, что происходит в сознании человека, когда он пользуется соответствующим видом мышления, есть не что иное, как воображение или действия с образами предметов, представленными в нем.

Предлагая классификации видов воображения, психологи нередко называют среди них активное и творческое воображение, причем последнее в их представлениях мало чем отличается от образного мышления. Четкую грань между воображением и мышлением в этом случае провести действительно трудно, и соответственно можно признать, что творческое воображение и наглядно-действенное мышление человека в чем-то близки друг к другу. Тем не менее определенные различия между ними имеются и заключаются в следующем.

  • 1. Воображение в отличие от мышления не направлено на решение каких-либо определенных, осознаваемых человеком задач, на достижение заранее заданных целей, за исключением творческого воображения, о чем говорилось ранее.
  • 2. Приемы, с помощью которых создаются образы воображения, чаще всего отличаются от приемов, используемых в процессе мышления.
  • 3. Продуктом воображения всегда является некоторый образ, а продуктом мышления, в том числе образного, в большинстве случаев выступает не образ, а некоторая идея или мысль.

В своем воображении человек может представлять не только образы физических предметов, но и многое другое, например действия, переживания (эмоции). В связи с этим имеет смысл рассмотреть отличие реальных действий и переживаний человека от тех, которые представлены только в воображении. Реальные и воображаемые действия отличаются друг от друга следующими характеристиками.

  • 1. Реальное действие выполняется с помощью мышечных сокращений и расслаблений и сопровождается видимым перемещением в пространстве частей тела, движимых с помощью соответствующих мышц. Воображаемое движение присутствует только в сознании человека и, как правило, не сопровождается заметными сокращениями скелетных мышц ;
  • 2. Реальное действие почти всегда что-либо меняет в окружающем человека мире: или тот предмет, на который оно направлено, или обстановку, например взаимное расположение физических предметов пространстве. Воображаемое действие практически ничего в окружающем человека мире не меняет.
  • 3. Реальные действия людей участвуют в осуществлении какого- либо внешнего процесса, в то время как воображаемые действия относятся лишь к внутреннему, психологическому процессу.

Имеются также отличия переживаний (эмоций) человека, связанных с его реальной жизнедеятельностью, и переживаний, представленных в воображении. Эти отличия можно охарактеризовать следующим образом.

  • 1. Эмоции, участвующие в регуляции реального поведения человека, соотносятся с его актуальными потребностями - теми, которые он удовлетворяет или собирается удовлетворить, в то время как эмоции, составляющие содержание воображения, соотносятся только с так называемыми виртуальными потребностями - такими, которые актуализируются лишь в воображении человека, но реально не существуют .
  • 2. Эмоции, регулирующие текущую жизнедеятельность человека, возникают под влиянием сложившейся ситуации, воспринимаемой человеком, а эмоции, порождаемые процессами, происходящими в воображении, относятся не к реальной, а к представляемой или виртуальной деятельности человека. Следовательно, воображаемые эмоции так же не похожи на настоящие эмоции, как виртуальная (мыслимая) реальность не похожа на действительно выполняемую деятельность.
  • 3. Эмоции, соотносимые с осуществляемой человеком деятельностью, непосредственно регулируют ее, в то время как эмоции, возникающие в воображении, практическую деятельность человека не регулируют. На первый взгляд кажется, что они также участвуют в регуляции деятельности человека, но в действительности воображаемые эмоции управляют не деятельностью как таковой, а внутренними, психическими процессами или состояниями человека.

Существуют, наконец, определенные различия между реально выполняемой и воображаемой деятельностью. Они могут проявляться в следующем.

  • 1. Реально осуществляемая деятельность предполагает определенные практические действия человека, в то время как воображаемая деятельность с такими действиями напрямую не связана и может осуществляться без них.
  • 2. В своей реальной деятельности человек имеет дело с тем, что в данный момент воспринимается его органами чувств, в то время как воображаемая деятельность человека соотносится с тем, что происходит в его сознании (в воображении, в психике).

Из сказанного следует, что хотя между воображением и другими психическими процессами, а также между тем, что человек делает реально или только представляет в воображении, существуют определенные различия, эти различия отчетливо проявляются лишь в тех случаях, когда воображение и соотносимые с ним психические процессы рассматриваются в их крайних, противоположных друг другу формах или проявлениях. Если же мы имеем дело с промежуточными состояниями и продуктами психических процессов и деятельности человека, то различие между воображаемым и реальным уже не представляется столь же очевидным, как в случае сопоставления крайностей. Кроме того, воображение естественным образом включается во многие психические процессы и виды практической деятельности человека. Поэтому оно является неотъемлемой составляющей всей психики и всего поведения человека в целом и, подобно вниманию, с трудом отделимо от них.

Подводя итог, можно утверждать, что воображение - это особый психический процесс, отличающийся от других познавательных процессов, занимающий в определенном смысле слова промежуточное положение между ними, в первую очередь - между восприятием, памятью и мышлением. В воображении можно обнаружить элементы всех названных выше психических процессов, и, кроме того, воображение и эти познавательные процессы формально связывает тот факт, что все они имеют дело с образами. Однако между воображением и другими процессами и явлениями, изучаемыми в психологии, имеются существенные различия, что не позволяет сводить воображение к иным познавательным процессам, «растворять» его в них.

Помимо понятия «воображение» в психологии используются и некоторые другие понятия, близкие по содержанию. Это прежде всего фантазия и представление. В связи с этим имеет смысл уточнить различия, существующие между этими понятиями. Фантазия - это процесс, оторванный, как правило, от реальной действительности, не опирающийся на нее и не реализуемый в ней. Воображение, особенно активное и творческое, не только опирается на реально существующее, но и реализуется в нем, например в материальных или идеальных продуктах творческой деятельности людей. Фантазия - это процесс, не контролируемый разумом и волей человека, в то время как воображение, за исключением пассивного и неосознаваемого, находится под контролем сознания и воли. Понятие «воображение» шире по своему объему и содержанию, чем понятие «фантазия». Все процессы, связанные с фантазией, и ее результаты можно охарактеризовать как процессы и продукты воображения, в то время как далеко не все процессы и продукты воображения можно считать фантазиями.

С.Л. Рубинштейн, который наряду со многими его современниками пользовался понятием «представление», следующим образом определял его. Представление - это процесс воспроизведения чувственных образов восприятия. Если результатом представления является буквальное восстановление в сознании человека того образа, который хранится в его памяти, то представление следует относить к процессам памяти. Если же представленный в сознании человека образ отличается от того, который существует в памяти, содержит в себе новые элементы, которые включаются в него в процессе создания, то в данном случае представление правильнее относить к воображению, а не к памяти. Когда же представление возникает и формируется безотносительно к ранее воспринятому и сохраненному в памяти материалу, то оно является уже продуктом так называемого «чистого» воображения.

Представление, по С.Л. Рубинштейну, имеет свои особенности. Это «...воспроизведенный образ предмета, основывающийся на нашем прошлом опыте... Представления являются ступенькой или даже целым рядом ступенек, ведущих от единичного образа восприятия к понятию и обобщенному представлению, которым оперирует мышление» . В образе-представлении на первый план выступают и сохраняются в нем некоторые, наиболее существенные черты, которые связаны с его значением, а обобщенным значением обладает только слово, как понятие, используемое в мышлении. Следовательно, представление в форме процесса имеет отношение к мышлению человека.

Представление может стать образом не отдельно взятого (единичного) предмета, а целого класса или категории предметов. Представление - это не механическая репродукция (воспроизведение) образа восприятия или памяти. Оно является изменчивым, динамичным, обобщенным образованием, вновь создаваемым при определенных условиях и отражающим сложную внутреннюю жизнь личности. Под представлением чаще всего понимается способность человека изображать в своем сознании в виде образа какой-либо непосредственно не воспринимаемый объект. Данный объект может быть извлечен из памяти или сконструирован самим человеком, т.е. существовать лишь в его воображении.

Отсюда следует, что понятие «представление», как и термин «воображение», характеризует способность человека иметь или порождать образы в отсутствии стимулов, исходящих от связанных с ними объектов. В этом заключается то, что объединяет данные явления. Представление как процесс выходит за пределы образного содержания психики и распространяется на мысли, чувства и действия человека. Из такого понимания представления следует, что оно может выступать как частный случай воображения, а также как процесс или результат активности, связанной с различными сенсорными явлениями.

Специфика воображения как познавательного процесса состоит в том, что оно представляет собой чисто идеальный акт, не имеющий прямых и очевидных связей с действительностью. Соотношение воображения с реальной действительностью представляется, во-первых, не столь простым, как, например, связь ощущений с физическими, химическими и другими стимулами. Во-вторых, воображение может существовать в формах, напрямую не связанных с реальным материальным миром, например в виде галлюцинаций, сновидений и грез. В-третьих, воображение мало зависит от того, что в данный момент происходит в окружающем человека мире. Вместе с тем следует признать, что воображение - это процесс, который не полностью оторван от реальной действительности, но и не является простым ее отражением. Более того, человек только тогда может полностью «погрузиться» в свое воображение, когда он практически отключается от восприятия окружающей действительности. Об этом свидетельствуют случаи медитации, мечтаний и грез.

Воображение и материальные процессы могут взаимодействовать друг с другом, хотя это взаимодействие не имеет причинно- следственного характера. Многочисленные факты указывают на то, что воображение определенным образом связано, например, с физиологической активностью организма, с происходящими в нем процессами. В этом мы также в скором сможем времени убедиться на основе материалов, представленных в одном из следующих параграфов данной главы.

В заключение отметим, что относительно воображения, его научного понимания, точного определения, выделения видов и их классификации, прояснения связей с другими психическими явлениями, с поведением человека и многими другими вопросами, единства среди ученых-психологов еще меньше, чем в отношении других познавательных процессов. И это, несмотря на то, что интерес к воображению со стороны ученых существует уже не одну тысячу лет, а также на то, что изучению воображения посвятили свои труды многие известные ученые, представляющие несколько поколений людей. До сих пор еще в этой области научных психологических знаний остается немало сложнейших вопросов. Среди них можно назвать следующие.

  • 1. Где в нервных структурах мозга «локализовано» воображение?
  • 2. С какими физиологическими процессами, происходящими в мозге или организме в целом, связано воображение?
  • 3. Откуда человек берет материал для содержания своего воображения?
  • 4. Почему одни люди обладают, а другие не обладают богатым воображением?
  • 5. Чем можно объяснить индивидуальные различия людей по особенностям их воображения?
  • 6. Каким образом воображение связано с памятью, мышлением и другими психическими процессами человека?
  • 7. В какой мере воображение определяет реальное поведение человека?
  • 8. Можно ли развивать воображение у человека, в частности у детей, которые богатым воображением с детства не обладают?
  • 9. Какими методами можно объективно изучать и каким образом практически оценивать воображение человека?
  • 10. Чем определяется содержание галлюцинаций или сновидений человека?

Эти и другие подобные вопросы будут частично обсуждаться в следующих параграфах главы, но без расчета на то, чтобы получить на них точные и полные ответы.

  • Раньше этот процесс называли «представлением» или «представливанием». Принципиальной разницы между воображением и этими двумя названиями нет. Мы, например,часто пытаемся что-либо вообразить или представить, понимая под этим одно и то же.В настоящее время трудно, однако, сказать, почему современные психологи предпочитают пользоваться именно термином «воображение», а не «представление», хотя последнее название встречается в некоторых сравнительно недавно опубликованных научныхработах.
  • См. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. I. М„ 1989.
  • В действительности такие сокращения происходят, но они осуществляются подсознательно и, кроме того, практически незаметны извне. Примером воображаемых движений, сопровождающихся едва заметными сокращениями соответствующих групп мышц,являются идеомоторные акты. Связанные с ними движения могут извне восприниматьтолько специально обученные, тренированные люди.
  • Исключение составляют лишь потребности, которые представлены в подсознании человека и могут получать через воображение частичное удовлетворение. О них в свое время писал 3. Фрейд, доказывая существование неосознаваемых мотиваций, а также рольсновидений, воображения и грез в удовлетворении неосознаваемых влечений.
  • Там же. С. 306.

Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами – памятью и мышлением.

Виды воображения

  • Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы.
  • Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека.
  • Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется.
  • Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Функции воображения:

  1. Образное представление действительности;
  2. Регулирование эмоциональных состояний;
  3. Произвольная регуляция познавательных процессов и состояний человека;
  4. Формирование внутреннего плана действий.

Способы создания образов воображения:

  • Агглютинация – создание образов посредством соединения любых качеств, свойств, частей.
  • Акцентирование – выделение какой-либо части, детали целого.
  • Типизация – наиболее сложный прием. Художник изображает конкретный эпизод, который впитывает в себя массу аналогичных и таким образом является как бы их представителем. Так же формируется и литературный образ, в котором концентрируются типичные черты многих людей данного круга, определенной эпохи.

Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности. Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.

Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, творческое воображение и мечту.

Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию.

Творческое воображение характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы.

Особой формой воображения является мечта – самостоятельное создание новых образов. Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т.е. мечта – это воображение, направленное на желаемое будущее.

Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т.е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Преобладание грез в психической жизни человека может привести его к отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.

Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т.д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. При классификации видов воображения исходят из двух основных характеристик. Это степень проявления волевых усилий и степень активности, или осознанности.