Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается. Учебник: Хрестоматия по истории философии


Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революции. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так появилась новая общественная формация – социализм, – широко использующая достижения научно-технического прогресса.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля как бы ни была она щедра – все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол – между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами. (379)

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный общественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирить ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих способностей и желаний.

Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора наконец понять всем – как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям – что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному будущему, то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке. Задачи эти при всей своей кажущейся на (380) первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту…

В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорости, энергия, сложность – и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические; более того, тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных областях.

Даже при беглом взгляде на приведенный перечень проблем легко увидеть звенья, которые сцепляют их воедино; при более детальном рассмотрении эти связи прослеживаются еще нагляднее. Бесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей – вот далеко не полный список или, вернее сказать, клубок тех сложных, запутанных проблем, который Римский клуб назвал проблематикой.

В пределах этой проблематики трудно выделить какие-то частные проблемы и предложить для них отдельные, независимые решения – каждая проблема соотносится со всеми остальными, и всякое очевидное на первый взгляд решение одной из них может усложнить или как-то воздействовать на решение других. И ни одна из этих проблем или их сочетаний не может быть решена за счет последовательного применения основанных на линейном подходе методов прошлого. Наконец, над всеми проблемами нависла еще одна трудность, недавно появившаяся и перекрывающая все остальные. Как показал опыт, на определенном уровне развития проблемы начинают пересекать границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах, – они образуют гло бальную проблему.

Сейчас мы находимся в самом начале процесса глубоких изменений и должны сами позаботиться о том, как направить его дальнейшее развитие и расширение. Человек подчинил себе (381) планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, когда будущее принадлежит ему. Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад. И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня, соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире.

Этот Новый Гуманизм должен быть не только созвучным приобретенному человеком могуществу и соответствовать изменившимся внешним условиям, но и обладать стойкостью, гибкостью и способностью к самообновлению, которая позволила бы регулировать и направлять развитие всех современных революционных процессов и изменений в промышленной, социально-политической и научно-технической областях. Поэтому и сам Новый Гуманизм должен носить революционный характер. Он должен быть творческим и убедительным, чтобы радикально обновить, если не полностью заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы, способствовать зарождению новых, соответствующих требованиям нашего времени ценностей и мотиваций – духовных, философских, этических, социальных, эстетических и художественных. И он должен кардинально изменить взгляды и поведение не отдельных элитарных групп и слоев общества – ибо этого недостаточно, чтобы принести человеку спасение и вновь сделать его хозяином своей судьбы, – а превратиться в неотъемлемую, органическую основу мировоззрения широких масс населения нашего ставшего вдруг таким маленьким мира. Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого сообщества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.

Революционный характер становится, таким образом, главной отличительной чертой этого целительного гуманизма, ибо только при таком условии он сможет выполнять свои функции – восстановить культурную гармонию человека, а через нее (382) равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы. В противном случае им так и суждено зачахнуть, не расцветши и не оставив после себя ничего, кроме невообразимой и недоступной разуму помеси добра и зла.

Для меня наибольший интерес представляют три аспекта, которые, на мой взгляд, должны характеризовать Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпи мость к насилию.

Душа гуманизма – в целостном видении человека во все периоды его жизни – во всей ее непрерывности. Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возмож ности. Хотя мысль эта, вероятно, уже навязла в зубах и порою кажется просто трюизмом, но факт остается фактом: в наше время цели практически любых социальных и политических действий направлены, как я уже говорил, почти исключительно на материальную и биологическую стороны человеческого существования. Пусть человек и вправду ненасытен, но нельзя же все-таки, следуя такому упрощенному подходу, сводить к этому его жизненные потребности, желания, амбиции и устремления. И что еще более существенно, такой подход оставляет в стороне главное достояние человека – его собственные нереализованные, невыявленные или неверно используемые возможности. А между тем именно в их развитии заключено не только возможное разрешение всех проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления рода человеческого.

С этим тесно связана и другая важная мысль – мысль о единстве мира и целостности человечества в эпоху глобальной человеческой империи. Вряд ли надо еще раз повторять, что, подобно тому как биологический плюрализм и дифференциация способствуют стойкости природных систем, культурное и политическое разнообразие обогащает человеческую систему. Однако последняя стала сейчас столь интегрированной и взаимозависимой, что может выжить, оставаясь единой. А это предполагает взаимно совместимое и согласованное поведение и отношения между отдельными частями этой системы. Всеобщая взаимозависимость процессов и явлений диктует еще одну необходимую для формирования чувства глобальной концепции – концепцию системности. Без нее невозможно представить себе, что все (383) события, проблемы и их решения активно воздействуют и испытывают такое же воздействие со стороны всего остального круга событий, проблем и решений.

Печчеи А. Человеческие качества. – М., 1985. – С. 40-43, 83-86, 117-181.

ЧАСТЬ I. ОБРАЗЫ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ФИЛОСОФИИ

Печчеи Аурелио

Человеческие качества

Предисловие

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу.

Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора, наконец, понять всем как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям, что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они, в конечном счете, определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить, прежде всего, и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей.

Вполне закономерен вопрос: реалистично ли ожидать подобной эволюции от рядовых мужчин и женщин планеты, если учесть, что у нас, по-видимому, осталось очень мало времени? Чтобы достаточно ответственно сформулировать ответ на этот весьма непростой вопрос, надо ясно отдавать себе отчет, что еще никогда человеческая изобретательность не подвергалась столь решающей проверке. А опыт показывает, что даже самые рядовые люди, если они до конца осознают задачу, проблему или грозящую опасность, не успокаиваются, пока не найдут средств с ними справиться.

И если так оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится не такой уж безнадежной. Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют настоятельную необходимость существенно улучшить организацию мирового сообщества и усовершенствовать управление делами человечества. Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке способность видеть, понимать и созидать, направить моральную энергию людей на то, чтобы они сами создавали достойное их общее будущее.

Дальнейшее развитие технологической цивилизации, экономический рост, возрастающая мобильность людей, чьи поселения занимают большую часть твердой поверхности планеты, расширение средств массовой информации все это сулит в будущем исполнение мрачных пророчеств окончательного и безжалостного исчезновения с лица земли львиной доли того, что еще осталось от свидетельств веры, любви, эмоций, гордости, чувства прекрасного и стремления к добру прошлых поколений.

Надо немедленно принять самые серьезные и активные меры для спасения культурного наследия человечества, которые должны охватить все без исключения области человеческой деятельности, использовать достижения всех научных дисциплин: археологии, эпиграфики, палеографии, философии, этнологии, антропологии и, прежде всего истории, чтобы совместными усилиями человечества защитить его культурное наследие. Для того чтобы подтвердить уважение как к тем, кто уже ушел из этого мира, так и к тем, кто придет позже, необходимы качественно новые подходы и решения. Показать пример другим или, по крайней мере, попытаться сделать первый шаг в этом направлении должны наиболее богатые историческими памятниками и традициями страны, и в первую очередь страны Европейского экономического сообщества.

(Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985)

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революции. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так появилась новая общественная формация - социализм, - широко использующая достижения научно-технического прогресса.

Развитие цивилизации, однако, сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые не могли осуществиться хотя бы по причинам психологического и социального характера. В основе ее философии и ее действий всегда лежал элитаризм. А Земля как бы ни была она щедра - все же не в состоянии разместить непрерывно растущее население и удовлетворить все новые и новые его потребности, желания и прихоти. Вот почему сейчас в мире наметился новый, более глубокий раскол - между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами. Но даже и этот бунт мирового пролетариата, который стремится приобщиться к богатствам своих более благополучных собратьев, протекает в рамках все той же господствующей цивилизации и в соответствии с установленными ею принципами.

Маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание, особенно сейчас, когда ее собственный естественный организм раздирают многочисленные недуги. НТР же становится все строптивее, и усмирить ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к таком уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих способностей и желаний.



Далек ли от нас критический порог? Думаю, что он уже совсем близок, и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Что же мы можем предпринять в этот последний час? Прежде всего пора наконец понять всем - как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям - что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.

Проблема в итоге сводится к человеческим качествам путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному будущему, то нам необходим прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.

Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости вполне реальны и разрешимы сегодня при условии, что мы наконец осознаем, что именно поставлено на карту...

В нашем искусственно созданном мире буквально все достигло небывалых размеров и масштабов: динамика, скорости, энергия, сложность - и наши проблемы тоже. Они теперь одновременно и психологические, и социальные, и экономические, и технические, и вдобавок еще и политические; более того, тесно переплетаясь и взаимодействуя, они пускают корни и дают ростки в смежных и отдаленных областях.

Даже при беглом взгляде на приведенный перечень проблем легко увидеть звенья, которые сцепляют их воедино; при более детальном рассмотрении эти связи прослеживаются еще нагляднее. Бесконтрольное расселение человека по планете; неравенство и неоднородность общества; социальная несправедливость; голод и недоедание; широкое распространение бедности; безработица; мания роста; инфляция; энергетический кризис; уже существующий или потенциальный недостаток природных ресурсов; распад международной торговой и финансовой системы; протекционизм; неграмотность и устаревшая система образования; бунты среди молодежи; отчуждение; упадок городов; преступность и наркомания; взрыв насилия и ужесточение полицейской власти; пренебрежение законом и порядком; ядерное безумие; политическая коррупция; бюрократизм; деградация окружающей среды; упадок моральных ценностей; утрата веры; ощущение нестабильности и, наконец, неосознанность всех этих трудностей и их взаимосвязей - вот далеко не полный список или, вернее сказать, клубок тех сложных, запутанных проблем, который Римский клуб назвал проблематикой.

В пределах этой проблематики трудно выделить какие-то частные проблемы и предложить для них отдельные, независимые решения - каждая проблема соотносится со всеми остальными, и всякое очевидное на первый взгляд решение одной из них может усложнить или как-то воздействовать на решение других. И ни одна из этих проблем или их сочетаний не может быть решена за счет последовательного применения основанных на линейном подходе методов прошлого. Наконец, над всеми проблемами нависла еще одна трудность, недавно появившаяся и перекрывающая все остальные. Как показал опыт, на определенном уровне развития проблемы начинают пересекать границы и распространяться по всей планете, невзирая на конкретные социально-политические условия, существующие в различных странах, - они образуют глобальную проблему.

Сейчас мы находимся в самом начале процесса глубоких изменений и должны сами позаботиться о том, как направить его дальнейшее развитие и расширение. Человек подчинил себе планету и теперь должен научиться управлять ею, постигнуть непростое искусство быть лидером на Земле. Если он найдет в себе силы полностью и до конца осознать всю сложность и неустойчивость своего нынешнего положения и принять на себя определенную ответственность, если он сможет достичь того уровня культурной зрелости, который позволит выполнить эту нелегкую миссию, когда будущее принадлежит ему.

Если же он падет жертвой собственного внутреннего кризиса и не справится с высокой ролью защитника и главного арбитра жизни на планете, что ж, тогда человеку суждено стать свидетелем того, как станет резко сокращаться число ему подобных, а уровень жизни вновь скатится до отметки, пройденной несколько веков назад

И только Новый Гуманизм способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества и возможности до уровня соответствующего новой возросшей ответственности человека в этом мире.

Этот Новый Гуманизм должен быть не только созвучным приобретенному человеком могуществу и соответствовать изменившимся внешним условиям, но и обладать стойкостью, гибкостью и способностью к самообновлению, которая позволила бы регулировать и направлять развитие всех современных революционных процессов и изменений в промышленной, социально-политической и научно-технической областях. Поэтому и сам Новый Гуманизм должен носить революционный характер. Он должен быть творческим и убедительным, чтобы радикально обновить, если не полностью заменить кажущиеся ныне незыблемыми принципы и нормы, способствовать зарождению новых, соответствующих требованиям нашего времени ценностей и мотиваций - духовных, философских, этических, социальных, эстетических и художественных. И он должен кардинально изменить взгляды и поведение не отдельных элитарных групп и слоев общества - ибо этого недостаточно, чтобы принести человеку спасение и вновь сделать его хозяином своей судьбы, а превратиться в неотъемлемую, органическую основу мировоззрения широких масс населения нашего ставшего вдруг таким маленьким мира. Если мы хотим поднять уровень самосознания и организации человеческой системы в целом, добиться ее внутренней устойчивости и гармонического, счастливого сосуществования с природой, то целью нашей должна стать глубокая культурная эволюция и коренное улучшение качеств и способностей человеческого сообщества. Только при этом условии век человеческой империи не превратится для нас в век катастрофы, а станет длительной и стабильной эпохой по-настоящему зрелого общества.

Революционный характер становится, таким образом, ной отличительной чертой этого целительного гуманизма, только при таком условии он сможет выполнять свои функции восстановить культурную гармонию человека, а через нее равновесие и здоровье всей человеческой системы. Эта трансформация человеческого существа и составит Человеческую революцию, благодаря которой наконец обретут цели и смысл, достигнут своей кульминации остальные революционные процессы. В противном случае им так и суждено зачахнуть, не расцветши и не оставив после себя ничего, кроме невообразимой и недоступной разуму помеси добра и зла.

Для меня наибольший интерес представляют три аспекта, которые, на мой взгляд, должны характеризовать Новый Гуманизм: чувство глобальности, любовь к справедливости и нетерпимость к насилию. Душа гуманизма - в целостном видении человека во все периоды его жизни - во всей ее непрерывности. Ведь именно в человеке заключены источники всех наших проблем, на нем сосредоточены все наши стремления и чаяния, в нем все начала и все концы, и в нем же основы всех наших надежд. И если мы хотим ощутить глобальность всего сущего на свете, то в центре этого должна стать целостная человеческая личность и ее возможности. Хотя мысль эта, вероятно, уже навязла в зубах и порою кажется просто трюизмом, но факт остается фактом: в наше время цели практически любых социальных и политических действий направлены, как я уже говорил, почти исключительно на материальную и биологическую стороны человеческого существования. Пусть человек и вправду ненасытен, но нельзя же все-таки, следуя такому упрощенному подходу, сводить к этому его жизненные потребности, желания, амбиции и устремления. И что еще более существенно, такой подход оставляет в стороне главное достояние человека - его собственные нереализованные, невыявленные или неверно используемые возможности. А между тем именно в их развитии заключено не только возможное, разрешение всех проблем, но и основа общего самоусовершенствования и самовыявления рода человеческого. С этим тесно связана и другая важная мысль - мысль о единстве мира и целостности человечества в эпоху глобальной человеческой империи. Вряд ли надо еще раз повторять, что, подобно тому как биологический плюрализм и дифференциация способствуют стойкости природных систем, культурное и политическое разнообразие обогащает человеческую систему. Однако последняя стала сейчас столь интегрированной и взаимозависимой, что может выжить, оставаясь единой. А это предполагает взаимно совместимое и согласованное поведение и отношения между отдельными частями этой системы. Всеобщая взаимозависимость процессов и явлений диктует еще одну необходимую для формирования чувства глобальной концепции - концепцию системности. Без нее невозможно представить себе, что все события, проблемы и их решения активно воздействуют и испытывают такое же воздействие со стороны всего остального круга бытии, проблем и решений.

Печчеи А. Человеческие качества - М. 1985. -С. 40-43,83-86, 117-118

Аурелио Печчеи (1908-1984), общественный деятель, основатель транскультурной неформальной неполитической организации - Римского клуба , положившего начало изучению "глобальных проблем".

Аурелио Печчеи родился и вырос в Турине, в семье среднего достатка, закончил экономический факультет Туринского университета, одного из древнейших в Европе, изучал труды Маркса и Ленина (темой докторской диссертации (1930) была ленинская новая экономическая политика). Участвовал в антифашистском движении в Италии. После войны начал работу в фирме "Фиат", возглавил ее филиал в Латинской Америке. Специалист в области управления промышленностью, занимавший ключевые посты в западноевропейских частнопромышленных компаниях.
Участвуя в деле промышленного восстановления Италии, много ездил по свету. Пришел к пониманию несправедливости общественного мироустройства. В поисках "глобальной истины" выдвигал лозунги "нового гуманизма": нетерпимость к насилию, любовь к справедливости, чувство принадлежности к единому человечеству. Судьбы не только культуры, но и всей экосистемы Земли, согласно Печчеи, зависят от того, сумеют ли люди жить, не губя себя, не губя Природу, ценить и сохранять свое культурное наследие, трансформировать враждующие национальные государства в единое мировое сообщество и установить более справедливый экономический порядок, ибо капитализм, так же, как и социализм, не были для Печчеи идеалами.
Возглавлял деятельность Римского клуба . Основал его в 1968 г. по собственной инициативе - около тридцати ученых и общественных деятелей - естественников, математиков, социологов, экономистов, специалистов в области планирования - получили его приглашение приехать в Рим. Часть из них как единомышленники стали первыми членами Римского клуба, положив начало изучению "глобальных проблем" , захватывающих человечество независимо от политического строя или уровня экономического развития (из Устава: цель этой ассоциации - содействовать "пониманию проблем современного общества, рассматриваемых в их совокупности"). К этим проблемам относятся гонка вооружений и угроза ядерной войны; загрязнение окружающей среды и Мирового океана; истощение природных ресурсов; бесконтрольный рост народонаселения; углубление неравенства стран. Наука и техника, по Печчеи, развиваются столь стремительно и губительно для Природы, что им надо положить определенные и разумные "пределы роста" .
Вся эта проблематика находила отражение в регулярных докладах и проектах, разрабатываемых участниками Римского клуба, и была в популярной форме изложена Печчеи в его книге-бестселлере "Человеческие качества" (1977). Это рассказ либерально мыслящего интеллигента Запада о своем жизненном пути, который привел его в ряды людей, озабоченных будущим человечества, стремящихся предупредить об опасностях, подстерегающих цивилизацию на Земле.

Печчеи Аурелио
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА

Предисловие

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу. Уже занесены в золотую книгу наиболее значительные успехи ее предшествующего развития. И, пожалуй, самым важным из них, определившим все остальные достижения цивилизации, явилось то, что она дала мощный импульс к развертыванию промышленной, научной и технической революций. Достигнув сейчас угрожающих размеров, они уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать. И тем не менее вплоть до недавнего времени общество умудрялось приручать их и, успешно подчиняя своей воле, понукало мчаться вперед и вперед. Время от времени на пути этой бешеной гонки вырастали трудности и преграды. Но они либо с поразительной легкостью преодолевались, либо оказывались стимулами для новых мощных скачков вперед, побуждали к развитию более совершенных движущих сил, новых средств роста. У современной цивилизации нашлись возможности для решения многих, казалось бы, неразрешимых социально-политических проблем. Так, появилась новая общественная формация - социализм, - широко использующая достижения научно-технического прогресса.
Набирая все новые и новые силы, цивилизация нередко обнаруживала явную склонность навязывать свои идеи с помощью миссионерской деятельности или прямого насилия, идущих от религиозных, в частности христианских, традиций. Трудовая этика и прагматический стиль мышления послужили источниками непреодолимого напора тех идей и средств, с помощью которых она навязывала свои привычки и взгляды другим культурам и традициям. Так цивилизация неуклонно распространялась по планете, используя для этого все возможные пути и средства - миграцию, колонизацию, завоевания, торговлю, промышленное развитие, финансовый контроль и культурное влияние. Мало-помалу все страны и народы стали жить по ее законам или создавали их по установленному ею образцу. Ее нравы стали предметом поклонения и образцом для подражания; и, даже если их отвергают, то все равно именно от них отталкиваются в поисках иных решений и альтернатив.
… НТР становится все строптивее, и усмирять ее все труднее и труднее. Наделив нас невиданной доселе силой и привив вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли, НТР не дает нам порой мудрости, чтобы держать под контролем наши возможности и запросы. И нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь, сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие, так как впервые в истории от этого зависит судьба не отдельных стран и регионов, а всего человечества в целом. Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества, сможет ли оно избежать самоуничтожения и создать условия для удовлетворения своих потребностей и желаний.
… нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы, на обновление и усовершенствование социальной организации общества, когда на карту поставлена судьба человека как вида. При всей той важной роли, какую играют в жизни современного общества вопросы его социальной организации, его институты, законодательства и договоры, при всей мощи созданной человеком техники не они в конечном счете определяют судьбу человечества. И нет, и не будет ему спасения, пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения. Истинная проблема человеческого вида на данной стадии его эволюции состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир. Поскольку проблема, возникшая на этой критической стадии его развития, находится внутри, а не вне человеческого существа, взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне, то и ее решение должно исходить прежде всего и главным образом изнутри его самого.
Проблема в итоге сводится к человеческим качествам и путям их усовершенствования. Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей можно добиться изменения всей ориентированной на материальные ценности цивилизации и использовать ее огромный потенциал для благих целей. Нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека. Задачи эти разрешимы, если поймем, что называться современными, соответствующими своему времени мужчинами и женщинами - значит постигнуть искусство становиться лучше.

ГЛАВА 2
Глобальная империя человека

Если раньше человек был не более чем одним из многих живых существ, живущих на планете, то теперь человек превратил ее в свою безраздельную империю. Впервые в истории появился новый мощный фактор, который необходимо принимать во внимание, размышляя о судьбах человечества. Этот фактор - огромное и все возрастающее материальное могущество самого человека. Еще несколько десятилетий назад мир человека можно было - весьма упрощенно - представить элементами: Природа , сам Человек и Общество . Теперь в человеческую систему вошел четвертый и потенциально неуправляемый элемент - Техника . Она стала главным фактором изменений на Земле.
Человеческая деятельность перерастает рамки стран и регионов, мир столкнулся с качественно новыми проблемами. Их называют глобальными (деградация биосферы, перенаселение, энергетический кризис, диспропорции в международной торговле, неграмотность, упадок моральных ценностей, а также непонимание этих проблем и их взаимосвязи). Решить их можно только объединенными усилиями. Почему? Ответ очевиден - масштаб реакции планеты как целостного организма на техногенное воздействие (и не только техногенное) требует адекватного уровня контроля этого воздействия. Люди разделены социальными, политическими, идеологическими, национальными, психологическими барьерами и, несмотря на это, чувствуют свою общность. Необходимость ответственности друг перед другом продиктована временем, так как комплекс проблем выходит за политические, расовые, экономические и иные рамки.
Четыре тесно связанных между собой проблемы - это проблема роста, суверенитета, населения и ресурсов. Концепция роста ради роста уже на закате, хотя за ней все еще сохраняется достаточно высокий приоритет. Всегда ли правомерно отождествлять понятие "много" с понятием "хорошо", а "рост" рассматривать как символ "достижений"? Одна из сторон синдрома роста - вера, что непрерывная экспансия является обязательным атрибутом здоровой экономики и поэтому нужно мобилизовать лучшие умы общества на совершенствование технологий стимулирования потребления. При этом обычно игнорируют социальную и экологическую цену, которую приходится платить за "освобождение от забот" при экономическом росте. [...]

Исследуя сложность беспредельно большого и проникая в тайны бесконечно малого, человек постиг единство Вселенной и открыл отдельные элементы того природного порядка, который объединяет все сущее на свете. Однако в этом процессе познания он не уделил достаточного внимания тому, что находится между двумя крайностями - его собственному миру и своему месту в нем.
Для понимания кризиса человека необходимы более глубокие исследования, чем те, которые проводились ранее специалистами, включая и бихевиористов . Кризис человека коренится не в самой человеческой природе, он не является каким-то неотъемлемым его свойством или неискоренимым пороком, это скорее кризис цивилизации или культуры, причина глубокого несоответствия между мышлением и поведением человека, с одной стороны, и изменяющимся реальным миром - с другой. Человечеству необходимо принять новую, высшую этику, которая обеспечивала бы условия для выживания всего рода человеческого - стремиться не к тому, чтобы больше иметь , а чтобы быть чем-то большим и лучше служить людям. Эти побуждения мотивированы совершенно иной системой ценностей, в корне отличной от той, которая принята современным человеческим обществом. [...]

Печчеи Аурелио. Человеческие качества. М.: Прогресс, 1985.

Бихевиоризм - направление в психологии ХХ в., изучающее поведение человека (от англ. behaviour).

Печчеи: Революция качества людей-вот путь спасения

Обращение Аурелио Печчеи
Президента Римского клуба по устойчивому развитию человечества

Оглавление:
1.Развитие западной цивилизации приближается к критическому рубежу
2. Научиться использовать человеческие качества

3.Ограниченные ресурсы Земли не выдержат роста прихотей потребительства
4.Раскол между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами =угроза для жизни цивилизации
5. Научно-техническая революция (НТР) умножает рост запросов, уничтожающий ресурсы
6. Нет иного пути_кроме как научиться

7.Только революционная эволюция качеств самих людей и государств

8. Проблемы опутали всю планету, подобно щупальцам гигантского спрута.
9. Вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка
10. Несмотря ни на какие предостережения
11. Что же мы можем предпринять в этот последний час
11.1. Нельзя без конца уповать на общественные, социальные
и государственные механизмы и организации






12. Если достаточно людей осознает опасность

Перевод текста Печчеи:

Моим детям, моим внукам, всей молодежи,
чтобы вы поняли, что должны быть лучше нас

1. Развитие западной цивилизации приближается к критическому рубежу

Триумфальное развитие западной цивилизации неуклонно приближается к критическому рубежу.
И мы на пороге знаменательного десятилетия 80-х годов
_обещающего стать одним из самых важных переходных периодов во всей истории.

Полная не только чудесных щедрых подарков
--но и противоречий
_нынешняя фаза прогресса дала мощный импульс
к развертыванию промышленной, научной и технической революций.--

Но достигнув сейчас угрожающих размеров
_эти революции уподобились гигантским тиграм, которых не так-то просто обуздать.

Глубокие изменения ими нашей маленькой человеческой вселенной
грозят человечеству неслыханными бедами
.
_и эти угрозы поставили перед нами небывалые задачи.

Перед человеком сейчас открыт столь широкий выбор путей дальнейшего развития
--и в то же время во всем столько неясного и неопределенного,
что поистине настала пора сделать паузу

Чтобы поразмыслить о судьбе дел человеческих
и о смысле нашей удивительной эпохи

2. Научиться использовать человеческие качества
=это и есть тот новый важнейший критический рубеж, который предстоит преодолеть.

Ведь, в сущности, именно человеческие качества людей
являются самым важным ресурсом человечества
_сравнимым разве что с теплом солнечной энергии, которое оно нам так щедро посылает

И поэтому научиться использовать человеческие качества для блага всех вместе и каждого
=это и есть тот новый важнейший критический рубеж, который предстоит преодолеть.

3.Ограниченные ресурсы Земли
не выдержат роста прихотей потребительства

Развитие цивилизации сопровождалось расцветом радужных надежд и иллюзий, которые однако не могли осуществиться,
хотя бы по причинам психологическим
и социальным.

Потому что Земля_как бы ни была она щедра
--все же не сможет разместить непрерывно растущее население

И не может удовлетворить все новые и новые его потребности,
желания
и прихоти.

4.Раскол между сверхразвитыми и слаборазвитыми странами
=угроза для жизни цивилизации

Вот почему сейчас в мире наметился новый _более глубокий_ раскол
между СВЕРХразвитыми и СЛАБОразвитыми странами.

Но даже и этот бунт мирового пролетариата
_стремящегося к богатствам своих более благополучных собратьев

Даже этот бунт слаборазвитых стран

(хотя он и протекает в рамках все той же господствующей цивилизации
и в соответствии с установленными ею принципами

Всё же маловероятно, чтобы она оказалась способной выдержать и это новое испытание

Особенно сейчас_когда ее собственный общественный организм раздирают
многочисленные недуги.

5. Научно-техническая революция (НТР)
умножает рост запросов, уничтожающий ресурсы.

Научно-техническая революция (НТР) становится между тем всё строптивее
и усмирять её все труднее и труднее.

Наделив нас невиданной доселе силой
и привив нам вкус к такому уровню жизни, о котором мы раньше и не помышляли
--НТР, увы, не дает нам порой мудрости.

НТР не даёт мудрости держать под контролем баланс наших возможностей и запросов.

6. Нет иного пути_кроме как научиться
поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие

Нашему поколению пора наконец понять, что только от нас зависит теперь,
сможем ли мы преодолеть это критическое несоответствие,

От которого впервые в истории зависит судьба не отдельных стран и регионов,
а всего человечества в целом.

Именно наш выбор предопределит, по какому пути пойдет дальнейшее развитие человечества,
сможет ли оно избежать самоуничтожения
_создав условия для сбалансированного (с возможностями) удовлетворения своих потребностей и желаний.

У человека сейчас _по сути_ нет другого пути
_ кроме скорейшего достижения очередной фазы своего развития,
которая должна сочетать могущество НТР с достойной мудростью

Научиться поддерживать в гармонии и равновесии все дела человеческие.

7. Только революционная эволюция качеств самих людей и государств
может предотвратить самоуничтожение человечества

И достичь этой гармонии и равновесия можно только за счет невиданной еще цепи событий,
которую я называю РЕВОЛЮЦИЕЙ, ПРЕОБРАЖАЮЩЕЙ САМОГО ЧЕЛОВЕКА..

Человек сможет использовать собственное могущество только посредством КУЛЬТУРНОЙ эволюции

Только научившись предотвращать вольное или невольное злоупотребление могуществом

Только научившись предвидеть и предупреждать любые сомнительные, вредные и нежелательные
последствия своей деятельности.

Было бы величайшей ошибкой не осознать важность и настоятельную необходимость
такой эволюции САМОГО ЧЕЛОВЕКА.
=Было бы величайшей (а возможно и фатальной) ошибкой:
предельно не осознать этого именно сейчас.

Ибо все беспорядки и кризисы нашего времени есть одновременно и причина, и следствие
неприспособленности человечества к новой реальности могущества НТР.

8. Проблемы опутали всю планету, подобно щупальцам гигантского спрута.
_и мы стремительно мчимся к критическому порогу

Далек ли от нас критический порог?
Думаю, что он уже совсем близок,
и мы стремительно мчимся прямо к нему.

Уже к 1984 году население планеты достигнет почти 5 миллиардов.
Это неизбежно приведет к увеличению масштабов и сложности всех земных проблем

(Примечание моё:
На 31 октября 2011 года численность населения планеты составила 7 млрд. человек
http://ru.wikipedia.org/wiki/Численность_населения_мира).

Число безработных может достигнуть 500 миллионов в 1984г

(Примечание моё:
По данным Международной организацией труда (МОТ) 24 января 2012г.,
число безработных в мире достигает 200 млн. человек.
Но помимо этого, около 900 млн. человек, хотя и имеют работу, однако зарабатывают меньше $2 в день,
оказываясь фактически за чертой бедности.)

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС) будет, видимо, по-прежнему биться над тем, как реформировать многоликую денежную систему
и координировать развитие входящих в него стран и их внешнюю политику.

Численность населения ЕЭС составляет всего лишь 5-6% от мирового населения,
и вряд ли можно всерьез рассчитывать на его ощутимую помощь остальному миру.
Маловероятно, чтобы страны ЕЭС смогли к этому времени выбраться из трясины собственных проблем.
Так как тем временем занятая «оборонными» программами изобретательная и могущественная половина мирового ученого сообщества
даст новый толчок гонке вооружений, И все большие и большие ломти мирового продукта будут поглощаться в самоубийственных целях.

Десятки миллионов лет влажные тропические леса пребывали в состоянии устойчивого равновесия.
Сейчас их уничтожают со скоростью 20 гектаров в минуту.
Если так пойдет дальше, то через три-четыре десятилетия они окончательно исчезнут_
(раньше, чем иссякнет нефть в последних скважинах,--
-- но с куда более _опасными для человека последствиями. чем отсутствие нефти).

Можно до бесконечности продолжать этот печальный список:

Неполное использование социальных и экономических возможностей,
дефицит и нерациональное управление ресурсами,
неэффективность принимаемых мер,
инфляция,
отсутствие безопасности и гонка вооружений,
загрязнение среды и разрушение биосферы,
заметное уже сегодня воздействие человека на климат,_

И многие-многие другие проблемы опутали всю планету, сцепившись друг с другом,
подобно щупальцам гигантского спрута.

9. Вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка,

И что самое страшное, никто, в сущности, не знает, какая именно из этого множества опасностей и проблем
(далеко не все из которых мы уже успели прочувствовать и осознать)_
какая из них развяжет ту цепную реакцию,
которая поставит человечество на колени.

Никто не может сейчас предсказать, когда это произойдет,

И вполне возможно, что ближайшие годы и есть последняя отсрочка,

Дарованная человечеству, чтобы оно наконец образумилось и, пока не поздно, изменило курс.

10. Несмотря ни на какие предостережения
-до сих пор не предпринято никаких эффективных мер

Опасность столь велика и реальна,
что отвести ее и как-то выправить сложившееся положение
можно только за счет совместных, координированных усилий всех стран и народов.-

Но до сих пор,несмотря ни на какие предостережения--
-- не предпринято никаких эффективных мер для решения хотя бы одной из этих проблем.

А тем временем число нерешенных проблем растет,
они становятся все сложнее,
сплетение их все запутаннее,
и их щупальца с возрастающей силой сжимают в своих тисках планету.

11. Что же мы можем предпринять в этот последний час

11.1. Нельзя без конца уповать на общественные,
социальные и государственные механизмы и организации

Что же мы можем предпринять
в этот последний час?

Прежде всего пора, наконец, понять всем_
_как тем, кто принимает ответственные решения, так и рядовым людям,_
что нельзя без конца уповать на всякого рода общественные механизмы,
на обновление и усовершенствование социальной организации общества,

Когда на карту поставлена судьба человечества.

При всей той важной роли, какую играют в современной жизни вопросы её социальной организации, её институты, законодательства и договоры,

И при всей мощи созданной человеком техники,--

Не они в конечном счете определяют судьбу человечества,--
--а пока оно само не изменит своих привычек, нравов и поведения,--
--нет и не будет ему спасения

Истинная проблема человеческого вида (на данной стадии его эволюции) состоит в том, что он оказался неспособным в культурном отношении
идти в ногу и полностью приспособиться к тем изменениям, которые он сам внес в этот мир.

Поскольку возникшая на этой критической стадии_
проблема находится внутри, а не вне человека,
взятого как на индивидуальном, так и на коллективном уровне,_

То и ее решение должно исходить (прежде всего и главным образом)
изнутри самого человека.

11.2. Проблема в итоге сводится к ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ КАЧЕСТВАМ
и к путям их усовершенствования.

Ибо лишь через развитие человеческих качеств и человеческих способностей
можно добиться изменения всей цивилизации, ориентированной на материальные ценности,

И использовать ее огромный потенциал для благих целей.

И если мы хотим сейчас обуздать техническую революцию и направить человечество к достойному его будущему,
то нам необходимо прежде всего подумать об изменении самого человека, о революции в самом человеке.

Только качественный скачок в человеческом мышлении и поведении
может помочь нам проложить новый курс, разорвав порочный круг, в котором мы оказались.

11.3. Сильная политическая воля может добиться
необходимых психосоциальных изменений
в самой человеческой природе

Конечно, добиться таких глубоких психосоциальных изменений в самой человеческой природе весьма сложно, но отнюдь не невозможно.

Хотя не менее мрачно и безнадежно выглядит сейчас панорама международной жизни,
но все-таки я не считаю такой уж утопией надеяться,
что при наличии сильной воли и желания_
_ нам еще удастся преодолеть барьеры.

Я отказываюсь поверить, что мир, в котором накоплено достаточно знаний и средств

Для выдвижения целей и разработки стратегии,
позволяющей избежать катастрофы
и обеспечить благополучие для всего человечества,--

Я отказываюсь поверить, что такой мир окажется в конечном счете неуправляемым.

Но политическая воля - всего лишь первый шаг.

11.4. В этот процесс качественного преображения необходимо
должны быть вовлечены повсюду широчайшие народные массы.

Стоящая перед нами задача на самом деле намного сложнее и грандиознее.
Ведь поскольку императивом нам служит человеческое развитие,
то в этот процесс повсюду должны быть вовлечены самые широкие народные массы.

Речь здесь должна идти именно обо всем человечестве как едином целом._
_Человечество как единое целое
должно стать более зрелым и более ответственным,_
если оно хочет, чтобы грядущая эпоха вообще наступила.

12.. Если достаточно людей осознает опасность
_то эти задачи окажутся вполне реально разрешимыми

Вполне закономерен вопрос: реалистично ли ожидать
от рядовых мужчин и женщин планеты
подобной эволюции человеческих качеств,

Если учесть, что у нас, по-видимому, осталось очень мало времени?

Чтобы достаточно ответственно сформулировать ответ на этот весьма непростой вопрос,
надо ясно отдавать себе отчет и учесть,
что еще никогда человеческая изобретательность
не подвергалась столь решающему испытанию
в экстремальной ситуации..

А опыт показывает, что даже самые рядовые люди,
если они до конца осознают задачу, проблему или грозящую опасность_
_ не успокаиваются, пока не найдут средств с ними справиться.

И если с этой точки зрения оценивать нынешнюю ситуацию, то она сразу же становится
не такой уж безнадежной.

Сейчас буквально повсюду люди все более и более остро чувствуют настоятельную необходимость
существенно улучшить организацию мирового сообщества

И усовершенствовать управление делами человечества.

Настало время выявить и освободить дремлющую в каждом человеке
способность видеть, понимать и созидать,

Направить моральную энергию людей
на то, чтобы они сами создавали общее будущее,
достойное их.

Задачи эти при всей своей кажущейся на первый взгляд несовместимости
вполне реальны и разрешимы сегодня

При условии, что мы наконец осознаем,
что именно поставлено на карту,

Если поймем, что называться современными мужчинами и женщинами _
_сответствующими своему времени_
_значит постигнуть искусство становиться лучше.

В настоящей книге я сделал попытку поднять и обсудить все эти проблемы и найти ответ на последний, самый важный вопрос:

Как разжечь искру, которая положит начало развитию человеческих качеств.

А. Печчеи, президент Римского клуба