Какие устройства обеспечивают безопасность мостового крана. Блокировочные устройства Расчет кранов с гуськом

Для предотвращения аварий и несчастных случаев на мостовых эл.кранах устанавливают следующие приборы и устройства безопасности:

1. концевые выключатели для автоматической остановки механизма подъема г/з органа, механизма передвижения крана и тележки;

2. буферные устройства;

3. ограничитель г/п;

4. блокировочные устройства;

5. приспособление для исключения выпадения стропов из зева крюка;

6. звуковая и световая сигнализация;

7. защитные средства от поражения эл.током.

Концевые выключатели применяют для автоматического отключения от эл.сетиэл.двигателя механизма подъемагруза при подходе крюковой подвески к главным балкам моста (причем зазор между г/з органом без груза и упором должен быть не менее 200мм), а также при подходе к концевым упорам крана или грузовой тележки.

Концевой выключатель механизма передвижения устанавливают так, чтобы отключение двигателя происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения .

При установке взаимных ограничителей хода механизмов передвижения кранов, работающих на одном пути, это расстояние принимают не менее 0,5м.

В мостовых эл.кранах применяют рычажные и шпиндельные концевые выключатели.

Рычажные выключатели срабатывают при соприкосновении с каким-либо упором, например, отключающей линейкой, и служат обычно для ограничения перемещения в одну сторону.

Шпиндельные выключатели применяют в основном для ограничения высоты подъема г/з устройства и предназначены для ограничения его передвижения вверх и вниз в обоих направлениях.

Блокировка люка предназначена для автоматического отключения линейного контактора на защитной панели в кабине крана при открывании дверки люка выхода на галлерею крана. При этом обесточиваются мостовые троллеи крана и эл.аппаратура, установленная на мосту крана.

Дверка кабины мостового крана должна иметь эл.блокировку (контакт), не позволяющую начать передвижение крана при открытой двери.

На мостовых кранах, где по технологии производства не исключена их перегрузка, должны быть установлены ограничители грузоподъемности . Необходимость в их установке должна указываться при заказе на кран. Ограничитель г/п мостового крана может допускать перегрузку не более чем на 25%. Регулировать ограничитель при работе крана машинисту категорически запрещается .

Нулевая защита (электрическая блокировка) исключает самопроизвольное включение приводных двигателей механизмов крана при внезапной подаче напряжения во внешнюю эл.сеть питания крана. Эта защита предусматривает обязательный вывод рукояток управления в нулевое положение, после чего возможен пуск двигателей.

Буферные устройства служат для смягчения ударов и толчков при наезде крановых мостов и грузовых тележек на концевые упоры или при столкновении кранов. Буфер содержит упругий элемент,который поглощает кинетическую энергию поступательно движущихся масс крана или тележки вмомент соударения и повышает тем самым безопасность эксплуатации крана при внезапных отказах тормозов или концевых выключателей.


Упругие элементы буфера выполняют резиновыми, пружинными, пружинно-фрикционными и гидравлическими.

Краны, работающие на открытых эстакадах, снабжают противоугонными захватами , исключающимиперемещение крана вдоль крановых путей под действием ветровой нагрузки (нерабочего состояния).

При положении захватов, клещи охватывают и зажимают головкирельсов кранового пути,удерживая кран. Захваты накладываются машинистом при усилении ветра до значения предельного состояния.

Звуковая сигнализация на кране необходима для оповещения рабочих о повышенной опасности, возникающей при перемещении грузов кранами. Обычно для этой цели используют эл.звонки, колокол, сирену, для включения которых служит кнопка (на рычаге управления).

Световая и знаковая сигнализация служит для информирования машиниста о возможных неисправностях эл.оборудования крана или об опасных зонах его обслуживания.

Главные троллеи крана имеют световую сигнализацию о наличии напряжения на троллеях. Сигнальные лампы подключены непосредственно к троллеям и установлены на каждой фазе. При использовании трехфазного переменного тока цвет ламп в этом случае красный . При использовании постоянного тока возле троллей устанавливают две лампы белого цвета, включенные паралельно.

Опасную зону ограждают также знаками безопасности и плакатами, устанавливаемыми на кране и в производственных помещениях.

Принята система сигнальных цветов:

- красный – запрещение – непосредственная опасность, средство пожаротушения;

- желтый – предупреждение – возможная опасность;

Зеленый – безопасность – предписание;

Синий – указание – информация.

Установка знаков безопасности на крановом оборудовании обязательна!

В зависимости от типа крана и рода привода(электрический, механический), кран снабжается ряжом приборов и устройств, обеспечивающих его безопасную эксплуатацию:

Концевые выключатели - для автоматической остановки механизмов кранов с электрическим приводом. На кранах с механическим приводом концевые выключатели не применяются.

Блокировочные контакты - для электрической блокировки двери в кабину крана с посадочной площадки, крышки люка, входа на настил моста. Все дверцы крана и ограждения блокируются его спусковым устройством. Если какой-либо контакт будет нарушен- кран включать нельзя.

Ограничители грузоподъемности - для предотвращения аварий кранов, связанных с подъемом грузов массой, превышающей их грузоподъемность. Установка прибора обязательна на стреловых, башенных, портальных кранах.

Ограничители перекоса - для предупреждения опасного перекоса металлоконструкций козловых кранов.

Указатель грузоподъемности - устанавливаются на кранах стрелового типа, у которых грузоподъемность меняется с изменением вылета стрелы. Прибор автоматически показывает какова грузоподъемность крана при установленном вылете стрелы. Это помогает предотвратить перегрузки крана.

Указатель угла наклона - для правильной установки стреловых кранов, кроме тех, которые работают на рельсовых путях

Анемометр - им должны оборудоваться башенные, портальные краны. Он показывает скорость ветра. Работа кранов должна прекращаться, если скорость ветра выше 15м/с, а при монтаже элементов с большой парусностью при скорости ветра выше 10 м/с.

Противоугонное устройство - на кранах, работающих на наземных рельсовых путях, для предупреждения угона их ветром.

Автоматический сигнализатор опасного напряжения - срабатывает при приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам и ЛЭП. Им оборудуются стреловые краны(кроме железнодорожных).

Опорные детали - ими оборудуются краны мостового типа, башенные, портальные краны для снижения динамических нагрузок на металлические конструкции в случае поломки осей ходовых колес.

Упоры - устанавливаются на концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемной машины, а также на стреловых кранах, с измененяющимся вылетом стрелы для предупреждения ее опрокидывания.

Звуковой сигнальный прибор - устанавливается на кранах, управляемых из кабины или дистанционно. На кранах, управляемых с пола они нее устанавливаются.

Требования к габаритам, предъявляемы при установке кранов, передвигающихся по надземным рельсовым путям



Расстояние по горизонтали между выступающими частями крана, передвигающегося по надземным путям, и строениями, штабелями грузов и другими предметами, расположенными на высоте до 2м от земли, должны быть не менее 700м, а на высоте больше 2м- не менее 400мм. Эти расстояния должны быть выдержаны на всем протяжении рельсового пути и при любом положении поворотной части крана. Расстояние по вертикали от консоли противовеса до площадок, на которых могут находиться люди, должно быть не менее 2м.

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА № 10

Выбор и расчет башенного крана

На выбор крана (рис. 10) влияют:

1. Характер и объем сооружения.

2. Вес монтируемых элементов.

3. Сроки монтажа сооружения.

4. Методы и способы организации работ.

5. Технические характеристики крана.

Рис. 10. Схема башенного крана

Q = G гр + G осн G осн = 10 % · G гр

H к = h 1 + h 2 + h 3 + h 4

h 1 – высота монтажной зоны, м,

h 2 – минимально допустимое расстояние 0,5, м,

h 3 – высота груза, м,

h 4 – высота стропов, м.

Для расчета вылета башенного крана берем наиболее удаленную точку.

L = b + 0,7 + R , где R – радиус поворота хвостовой части, R ≈ 4 м.

Q = 5 т.

Высота монтажной зоны равна 12 м.

Q = 5 + 10 % · b = 5,5 т.

Н кр = h l + h 2 + h 3 + h 4 = 12 + 0,5 + 0,4 + 3,5 = 16,4 м.

L = b + 0,7 + R = l8 + 0,7 + 4 = 22,7 м.

Подбираем кран.

Варианты заданий

№ п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м № п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м
0,4 11,5 1,3
0,2 8,5 1,4
7,5 0,5 12,5 1,6
9,5 1,7
4,5 8,5 1,5 13,5 1,8
5,5 1,1 13,5 3,6 1,9
3,5 9,5 0,7 6,3 14,5
6,5 1,2 6,8 2,5
10,5 0,8 2,5 15,5 2,7
7,5 0,9 2,2

Расчет самоходных кранов



Схема самоходного крана представлена на рис. 11.

Рис. 11. Схема самоходного крана

h ш ≈ l,5 м,

а ≈ 1,5 м,

h ≈ l,5 м,

ΔADE ∞ ΔАВС,

, DE = AE · = (H c – h ш)(b /2 + 1 м)/ h 4 + h 5,

L = DE + DF.

Пример

Масса груза Q = 8 т.

Высота монтажной зоны h 1 = 10 м.

Высота груза h 3 = 0,2 м.

Высота строп h 4 = 3,5 м.

Ширина объекта b = 20 м.

Постоянные величины:

Шасси h ш = 1,5 м.

Расстояние до оси крана а = 1,5 м.

Высота полиспаста h 5 = 1,5 м.

Запас, h 2 = 0,5 м.

Высота стрелы: Hс = h 1 + h 2 +h 3 + h 4 + h 5 = 8 + 0,5 + 0,2 + 3,5 +1,5 = 13,7 м.

DE = (H c – h ш)(b /2 + 1 м)/(h 4 + h 5) = (13,7–1,5)(14/2 + 1)/(3,5 + 1,5) = 19,52 м.

L = 19,52 +1,5 = 21,02 м.

Подбираем кран КС-5473.

Варианты заданий

№ п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1, м Высота груза h 3, м Ширина объекта b , м № п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1, м Высота груза h 3, м Ширина объекта b , м
0,2 8,5 1,3
0,4 9,5
0,5 3,5 1,5
0,6 0,8
0,8 10,5 0,7
0,7 4,5 0,9
0,9 5,5 0,6
9,5 6,5 0,5
6,5 1,1 5,5 0,4
17,5 1,2 3,5 0,3

Расчет кранов с гуськом

Общая схема крана с гуськом представлена на рис. 12.

Рис. 12. Общая схема крана с гуськом

DE = AE · BC /AB = (H c – h ш)1 м/h 4 + h 5;

L = DF + DE + b /2;

Q = G гр + G осн; G осн = 10 %G гр;

H к = h l + h 2 + h 3 + h 4.

Выбор стрелового оборудования кранов с гуськом (без гуська) проводим в зависимости от габаритов объекта:

1. При монтаже одноэтажных промышленных зданий берем кран с одной основной стрелой и работаем на минимальной высоте равной примерно 5 м.

2. Расчет вылета стрелы не проводим.

Определим тип крана с гуськом, расчетная схема которого показана на рис. 14.

Рис. 14. Схема крана с гуськом

Исходные данные:

Q г = 1,5 т; масса оснастки: Q оснастки = 0,1Q = 0,15 м.

Q = Q г + Q оснастки = 1,5 + 0,15 = 1,65 т.

Высота монтажной зоны h 1 = 7,2 м.

Высота груза h 3 = 0,3 м.

Высота строп h 4 = 3,5 м.

Ширина объекта b = 9 м.

Постоянные величины:

Шасси h ш = 1,5 м.

Расстояние до оси крана а = 1,5 м.

Высота полиспаста h 5 = 1,5 м.

Запас h 2 = 0,5 м.

DF = 1,5 м.

H к = 7,2 + 0,5 + 0,3 + 3,5 = 11,5 м.

H c = H к + h 5 = 11,5 + 1,5 = 13 м.

м.

L = DF + DE + b /2 = 1,5 + 2,3 + 9/2 = 8,3 м.

Выбираем кран МКГ-25.01.

Варианты заданий

№ п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м № п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м
0,5 6,5 2,5
2,5 0,2 4,5
0,7 7,5
3,5 0,5
1,2 0,2
4,5 1,4
1,5 5,5 1,2
5,5 1,8 1,4
6,5 1,5
1,8

Расчет крана без гуська

Берем кран без гуська (рис. 13).

Рис. 13. Схема крана без гуська

Исходные данные:

Q = 4 т, включая массу оснастки:

Q оснастки = 0,1∙Q , т;

h 1 = 5; h 2 = 0,5; h 3 = 0,3; h 4 = 3,5 м; h 5 = 1,5 м; h ш = 1,5 м; b = 5 м;

H к = h l + h 2 + h 3 + h 4 = 9,3 м;

H c = H к + h 5 = 9,3 + 1,5 = 10,8 м;

.

;

Подбираем кран марки МКГ-16М.

Варианты заданий

№ п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м № п/п Масса груза Q , т Высота монтажной зоны h 1 , м Высота груза h 3 , м Ширина объекта b , м
4,5 5,5 0,2 4,5 5,5 0,2
0,4 0,4
5,5 6,5 0,5 5,5 6,5 0,5
0,6 0,6
7,5 0,7 4,5 7,5 0,7
4,5 0,8 0,8
9,5 0,9 5,5 9,5 0,9
5,5 8,5 8,5
1,2 4,5 1,2
1,4 9,5 1,4

Приложение 1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ


Практическая работа № _______

Приложение № 2

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Факультет «Управление качеством»

Кафедра «Безопасность жизнедеятельности»

Курсовая работа по дисциплине

«Безопасность технологических процессов и оборудования»

Тема ___________________________________________

Билет-1

Краны мостового типа должны оборудованы:

1. Ограничителями рабочих движений для автоматической остановки:

а. Механизма подъема грузозахватного органа (кроме Эл талей оснащенных муфтой предельного момента) в его крайнем верхнем и нижнем положений. Ограничители нижнего положения грузозахватного органа может не устанавливаться, если по условиям эксплуатации крана не требуется опускать груз ниже уровня указанного в паспорте.

Б. Механизм передвижения кранов и их грузовых тележек, если скорость крана (тележки) при подходе к крайнему положению может превысить 30 метров в 1 минуту. Механизм передвижения козловых кранов и мостовых кранов перегружателей должны быть оборудованы ограничителями, не зависимо от скорости передвижения.

В. Механизмов передвижения мостовых, козловых, консольных кранов или их грузовых тележек работающих на одном крановом пути. Концевые выключатели, устанавливаемые на кране, должны включатся, так что бы была возможность движения механизма в обратном направлении. Дальнейшее движение в том же направление допускается для механизма передвижения мостового крана при подходе к посадочной площадке или тупиковому упору с наименьшей скоростью обеспечиваемой Эл приводом. Ограничитель механизма подъема груза должен обеспечить остановку грузозахватного органа при подъеме без груза и зазор между грузозахватным органом и упором у Эл талей не менее 50 мм, других кранов не менее 200 мм. При скорости подъема груза более 40 метров в 1 минуту на кране должен быть установлен срабатывающий до основного ограничителя переключающий схему на пониженную скорость подъема. У грейферных кранов с раздельным приводом подъемной и замыкающий лебедки ограничитель должен отключить одновременно 2 двигателя при достижении грейфера крайнего верхнего положения. Ограничители механизмов передвижения должны обеспечивать отключение двигателей и механизмов на следующим расстоянии до упор. Для козловых кранов и мостовых перегружателей не менее полного торможения, для остальных кранов не менее половины пути торможения. При установке взаимных ограничителей, хода механизмов передвижения кранов работающих на одном крановом пути указанное расстояние может быть уменьшено до 500 мм. Путь торможения механизма должен быть указан предприятием изготовителем в паспорте крана.



2. Краны мостового типа должны быть оборудованы ограничителями грузоподъемности (для каждой грузовой лебедки), если возможна перегрузка по технологии производства, краны с переменой по длине моста грузоподъемностью также должны быть оборудованы ограничителями. Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку более чем на 25 % .

3. Краны мостового типа грузоподъемность более 10 тон и группы классификации режима работы не менее А-6 по ИСО4301/1 должны быть оборудованы регистраторами параметров их работы.

4. Краны, кроме управляемых с подвесного пульта, должны быть снабжены звуковым сигнальным устройством, звук которого должен быть хорошо слышен в зоне работы крана. При управлении краном с нескольких постов включение сигнала должен быть с любого из них.

5. Козловые краны и мостовые перегружатели должны быть рассчитаны на максимальное, возможное усилие переноса, возникающее при их перемещении, или оборудованы ограничителем переноса автоматического действия.

6. У кранов с Эл приводом, кроме кранов Эл талями, имеющих 2-ой грузоупорный тормоз, должна быть предусмотрена защита от падения груза или обрыва любой из фаз, питающей Эл сети.

7 Краны мостового типа должны быть оборудованы устройством для автоматического снятия напряжения с крана при выходе на галерею. У кранов, работающих в помещении троллеи напряжением не более 42 Вольт, при этом могут не отключаться. У мостовых кранов, вход на которые предусмотрен через галерею моста, такой блокировкой должна быть оборудована дверь для входа на галерею.

8. Дверь для входа в кабину управления, передвигающую вместе с краном со стороны посадочной площадки должна снабжаться Эл блокировкой, запрещающей движение крана при открытой двери. Если кабина имеет тамбур, то такой блокировкой снабжается и дверь тамбура.

9. У магнитных кранов Эл схема должна быть выполнена так, чтобы при снятии напряжения с крана контактами приборов и устройств безопасности напряжение с грузового Эл магнита не снималось.

10. Козловые краны с пролётом 16 метров, мостовые краны- перегружатели должны быть снабжены приборами (анемометром) автоматически включающий звуковой сигнал при достижении скорости ветра, указанных в паспорте, для рабочего состояния крана. Место установки прибора следует выбирать в соответствии с нормативными документами.

11. Краны, передвигающиеся по крановому пути на открытом воздухе, должны быть оборудованы противоугонными устройствами. В соответствии с нормативными документами. Мостовые краны, работающие на открытом воздухе, противоугонным устройством могут не снабжаться, если при действии на кран максимальной допустимой скорости ветра для рабочего состояния,

крана величина заноса торможения механизмов передвижения составляет не

менее 1.2, согласно нормативным документам. При пользовании в качестве противоугонного устройства рельсовых захватов их конструкция должна позволять закрепления крана на всем пути его перемещения. Противоугонное устройство с машинным приводом должны оборудоваться приспособлением для проведения их в действие вручную.

12.Краны, передвигающиеся по крановому пути и их тележки, для смягчения возможного удара от упора или друг о друга должны быть снабжены буферными устройствами.

13. Краны кроме Эл талей и грузовые тележки, передвигающие по крановому пути, должны быть снабжены опорными деталями на случаи поломки колес и ходовых устройств. У монорельсовых тележек с прицепной кабиной опорные детали должны быть установлены на ходовой тележке кабины. При подвеске кабины и механизмов подъема к общей раме опорные детали устанавливают на каждой ходовой тележки. Опорные детали должны быть установлены на расстоянии не более 20 мм от рельсов (ездовых балок) по которым передвигается кран (тележка) и должны быть рассчитаны на наибольшую нагрузку на эти детали.

Приборы и устройства безопасности

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Приборы и устройства безопасности
Рубрика (тематическая категория) Спорт

Приборы и устройства безопасности мостовых кранов предназна­чены для предотвращения˸ перегрузки грузоподъемного крана и ᴇᴦο механизмов, схода с кранового пути в результате случайных факторов, невнимательности и не оперативности машиниста; отключения меха­низмов крана в экстренных ситуациях, а также для защиты обслужи­вающего персонала от поражения электрическим током, падения с вы­соты и др.

В мостовых кранах используются два типа приборов безопасно­сти˸ ограничители и сигнализаторы.

Ограничители являются основными устройствами безопасности, которые автоматически выключают механизм или группу механизмов крана при возникновении опасной нагрузки или нарушении условий безопасной эксплуатации. Различают ограничители˸ грузоподъемности, высоты подъема груза, пути движения грузовой тележки и моста, пере­коса моста (в мостовых кранах с большим пролетом). Контакты конеч­ных выключателей ограничителей включены в цепь управления кра­ном. Возобновление работы отключенного механизма возможно только для возвращения рабочего органа (груза, тележки, моста) в безопасное положение. Например, после отключения механизма подъема груза в результате попытки поднять груз, масса которого превышает на 25 % номинальную грузоподъемность крана, механизм должна быть включен только для опускания груза. В случае срабатывания ограничителя вы­соты подъема груза, когда расстояние между верхом крюковой подвес­ки и нижней частью грузовой тележки становится равным 200 мм, ме­ханизм подъема груза также можно включить только на опускание груза.

С целью недопущения схода моста или грузовой тележки с рель­сового пути по ᴇᴦο концам устанавливают концевые упоры, восприни­мающие нагрузки при остановке. Для смягчения возможного удара мост и грузовая тележка оборудуются буферами с амортизаторами.

Сигнализаторы мостового крана – звуковые сигнальные приборы, предназначенные для оповещения обслуживающего персонала о начале выполнения какой-либо операции.

Контрольные вопросы по 4 главе˸

1. Рассказать области применения мостовых кранов.

2. Что является главным параметром мостового крана?

3. Перечислить основные параметры мостовых кранов.

4. Перечислить основные механизмы мостовых кранов.

5. Чем отличаются конструкции мостовых кранов?

6. Перечислить приборы и устройства безопасности мостовых кранов.

7. Рассказать принцип действия ограничителя грузоподъемности мостового крана.

БАШЕННЫЕ КРАНЫ

Приборы и устройства безопасности - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Приборы и устройства безопасности" 2015, 2017-2018.

Приборы и устройства безопасности, устанавливаемые на кранах


Освещение и сигнализация

К основным приборам и устройствам безопасности, устанавливаемым на грузоподъемных кранах, относятся: ограничитель грузоподъемности (грузового момента), концевые выключатели, ограничители вылета стрелы, высоты подъема крюка, поворота вращающейся части крана, анемометр, сигнализатор АСОН-1, противоугонные устройства, выносные опоры, тормоза, буферные устройства, ограждения, галереи, площадки и лестницы.

Ограничитель грузоподъемности (грузового момента) - предохранительное устройство, автоматически отключающее привод механизма подъема груза в случае превышения допустимой грузоподъемности крана.

В кранах с постоянной грузоподъемностью ограничитель регламентирует лишь вес поднимаемого груза, в кранах с переменной грузоподъемностью - момент, создаваемый весом груза.

На стреловых грузоподъемных кранах широко применяется ограничитель грузоподъемности типа ОГП-1, состоящий из двух датчиков, релейного блока и панели сигнализации. Первый датчик измеряет усилие, возникающее при подъеме груза, и называется датчиком усилия (ДУС). Обычно его устанавливают в стреловой расчалке у оголовка стрелы и он является динамометром, преобразующим усилие динамометрического кольца в пропорциональный электрический сигнал. Второй датчик задает предельно допустимые усилия, возникающие при подъеме груза, в зависимости от вылета стрелы и называется датчиком угла (ДУГ). Его устанавливают на башенных кранах на кронштейн башни крана соосно с шарниром стрелы, на стреловых самоходных кранах - у оси пяты стрелы также соосно с ней. Релейный блок служит для сравнения электрического сигнала от датчика ДУС с сигналом от датчика ДУГ и выдает соответствующие команды приборам панели сигнализации и исполнительным органам крана. Панель сигнализации служит индикаторным устройством, благодаря которому крановщик может наблюдать по шкале прибора за степенью загрузки крана и включением исполнительных устройств.

Действие ОГП-1 основано на измерении усилия в стрелоподъемном полиспасте и сравнении его с предельно допустимым усилием, определяемым допустимой массой груза на данном вылете стрелы. Повышение усилия по сравнению с предельно допустимым приводит к срабатыванию ограничителя.

Согласно “Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов” стреловые краны для предупреждения их опрокидывания должны быть оборудованы ограничителем грузоподъемности (грузового момента), автоматически отключающим механизмы подъема груза, масса которого превышает нормальную грузоподъемность более чем на 10 %. Для стреловых кранов, имеющих две и более грузовые характеристики, применяют ограничитель грузового момента, имеющий устройство для переключения его на работу в соответствии с выбранной характеристикой.

На кранах мостового типа устанавливают ограничители грузоподъемности в тех случаях, когда возможна перегрузка кранов по технологическим причинам. Необходимость оборудования крана ограничителем должна быть указана при заказе на кран. Ограничитель грузоподъемности кранов мостового типа не должен допускать перегрузку его более чем на 25 %.

Концевым выключателем называется предохранительное устройство, предназначенное для автоматического отключения привода механизма крана при переходе его движущимися частями установленных положений. Концевые выключатели служат не для обычных остановок механизмов крана, а для тех аварийных случаев, когда из-за неисправности контроллеров или другой пусковой аппаратуры или из-за оплошности крановщика может возникнуть авария или несчастный случай.

Концевые выключатели, устанавливаемые на кранах, включаются в электрическую схему так, чтобы была обеспечена возможность движения механизма в обратном направлении. Для ограничителей грузоподъемности применяют выключатели с контактами мгновенного действия, которые при достижении рычагом определенного положения срабатывают мгновенно. Концевой выключатель механизма подъема должен быть установлен так, чтобы после установки грузозахватного органа при подъеме без груза зазор между грузозахватным органом и упором был не менее 200 мм. Концевой выключатель механизма передвижения должен быть установлен таким образом, чтобы отключение двигателя происходило на расстоянии до упора, равном не менее половины пути торможения механизмов, а у башенных кранов и козловых – не менее полного пути торможения.

Рис. 7. Ограничитель высоты подъема крюка 1 - концевой выключатель; 2 - трос; 3 - серьга; 4 - груз; 5 - направляющая скоба; 6 - грузовой канат; 7 - крюковая подвеска

Ограничители вылета служат – для автоматического отключения механизма вылета (вылета стрелы) при подходе стрелы к минимальному или максимальному рабочему вылету. Ограничитель вылета рычажно-ку-лачкового типа может быть совмещен с указателем вылета. Валик ограничителя через рычаг и тягу соединен с приводом стрелы. В крайних положениях, соответствующих минимальному и максимальному вылету. Соединенная с валиком стрелка указывает вылет по градуированной шкале.

Ограничитель высоты подъема крюка (рис. 7) служит для автоматического отключения механизма подъем а крюка при подходе его к верхнему крайнему положению.

Ограничитель высоты подъема, применяющийся на кранах с подъемными стрелами, состоит из конечного выключателя и груза с двумя направляющими скобами, в которые заведены ветви грузового каната. Груз через серьгу и тросик связан с рычагом конечного выключателя. В нормальном положении груза контакты выключателя замкнуты. Когда крюковая подвеска упирается в груз и приподнимает его, освобожденный от груза рычаг конечного выключателя поворачивается под действием собственной пружины и размыкает контакты. По такому же принципу, но с несколько другой конструкцией работает ограничитель высоты подъема кранов с грузовой тележкой.

Ограничитель поворота вращающейся части крана служит для того, чтобы не допустить вращения поворотной части крана в одну сторону более 2 раз в целях предотвращения обрывов токоведущих проводов, которые передают электрический ток на электродвигатели исполнительных механизмов. Ограничитель поворота устанавливается только в том случае, когда передача электроэнергии осуществляется гибкими проводами, одни концы которых закрепляются на ходовой раме, а другие - на поворотной части крана.

Анемометр предназначен для автоматического определения скорости ветра, при которой должна быть прекращена работа, и для включения аварийных устройств. Он состоит из датчика ветра, устанавливаемого на оголовке, и измерительного пульта, находящегося в кабине крановщика. Датчик и пульт соединены специальным экранированным кабелем. На измерительном пульте имеются три сигнальные лампы и указатель скорости ветра. Сигнальная лампа зеленого цвета загорается при включении анемометра в сеть, желтого - при увеличении скорости ветра до предельно допустимой величины, красного - при превышении скорости ветра допустимой величины. С загоранием красной лампы включается звуковой сигнал анемометра.

Стреловые самоходные краны (за исключением железнодорожных) снабжаются звуковым прибором АСОН-1, издающим звуковой сигнал оповещения о приближении стрелы крана к находящимся под напряжением проводам электрической сети или линиям электропередачи напряжением свыше 36 В.

Сигнализатор АСОН-1 состоит из антенны, установленной на стреле крана, усилительно-исполнительного блока и блока сигнализации. При приближении стрелы крана к линии электропередачи в антенне наводится электродвижущая сила (ЭДС), которая поступает в усилительно-исполнительный блок. Здесь ЭДС усиливается, и, когда стрела подойдет на опасное расстояние, ЭДС включит блок сигнализации, который оповестит крановщика об опасном приближении стрелы к линии электропередачи.

Для удержания крана от перемещения под действием ветровой нагрузки и предотвращения схода с рельсов ходовых тележек при работе башенного или козлового крана на крановых путях используются противоугонные устройства. С 1974 г. вновь выпускаемые, а также ранее выпущенные краны оснащают полуавтоматическими захватами конструкции ЦНИИОМТП Госстроя СССР. Они состоят из рельсового захвата и клинового упора, которые монтируют на ходовой тележке крана. Захват состоит из двух шарнирно-сочлененных щек и устанавливается в гнезде рамы ходовой тележки без ее переделки. При движении крана щеки рельсового захвата, наезжая на рельсовую накладку в месте стыка рельсов, свободно раскрываются и после прохождения накладки снова смыкаются. Клиновые упоры позволяют закрепить кран от угона ветром в нерабочем состоянии в любом месте рельсового пути. Для этого устанавливают упоры под ходовые колеса тележек крана (по два упора с каждой стороны). При действии на кран ветровой нагрузки ходовые колеса тележки наезжают на упоры и движение крана прекращается, при этом клиновые упоры работают совместно с рельсовыми захватами.

Для увеличения устойчивости самоходных стреловых кранов в рабочем состоянии применяются дополнительные выносные опоры. Они выполняются в виде выдвижных балок или откидных кронштейнов, крепящихся к опорной раме. Свободные,концы балок или кронштейнов оборудуют винтовыми домкратами, опирающимися на деревянные подушки, или гидравлическими толкателями. Винтовые домкраты работают от ручного привода и используются в кранах небольших грузо-подъемностей. Г идравлические толкатели выносных опор питаются от насосной установки, установленной на неповоротной части крана.

Тормоза на исполнительских механизмах грузоподъемных кранов предназначены для снижения частоты вращения механизмов, полной их остановки, удержания груза на весу в неподвижном состоянии, а в механизмах передвижения для остановки крана на определенном месте. По конструктивному решению применяют колодочные тормоза, у которых торможение осуществляется прижатием колодок к тормозному шкиву, и ленточные, у которых торможение происходит путем прижатия ленты к тормозному шкиву. Наиболее широко на грузоподъемных кранах применяется колодочный тормоз, так как он прост по устройству и надежен в эксплуатации.

На концах рельсового пути для предупреждения схода с них грузоподъемного крана должны быть установлены тупиковые упоры. Они закрепляются на каждом рельсе на расстоянии не менее 500 мм от концов рельсов. Устанавливать тупик необходимо так, чтобы буферная часть крана одновременно касалась амортизаторов обоих тупиковых упоров.

Грузоподъемные краны, движущиеся по рельсовому пути, и их тележки для смягчения возможного удара об упоры или друг о друга должны быть снабжены соответствующими упругими буферными устройствами. Буферные устройства делают в виде укрепляемых на торцах кранов массивных резиновых подушек, деревянных брусьев, пружин или гидравлических устройств. Резиновые подушки и деревянные брусья применяют на кранах малой массы, движущихся с небольшими скоростями. Пружинные и гидравлические буферы применяют в тяжелых кранах, двигающихся со значительными скоростями (более 0,5 м/с).

Для обеспечения безопасности работы все находящиеся в движении легкодоступные части крана ограждаются прочными металлическими съемными ограждениями, допускающими удобный осмотр и смазку ограждаемых частей.

Обязательному ограждению подлежат:
– зубчатые, цепные и червячные передачи;
– соединительные муфты с выступающими болтами и шпонками, а также другие муфты, расположенные на местах прохода;
– барабаны, расположенные вблизи рабочего места крановщика или в проходах (при этом ограждение барабанов не должно затруднять наблюдения за навивкой каната на барабаны);
– вал механизма передвижения кранов мостового типа при частоте вращения 50 мин-^ и более (при частоте вращения менее 50 мин-1 этот вал должен быть огражден в месте расположения люка для выхода на галерею).

Ограждению подлежат также валы других механизмов грузоподъемных кранов, если они расположены в местах, предназначенных для прохода обслуживающего персонала. Ходовые колеса кранов, передвигающихся по рельсовому пути (за исключением железнодорожных), и их тележек должны быть снабжены щитками, предотвращающим возможность попадания под колеса сторонних предметов. Зазор между щитком и рельсом не должен превышать 10 мм.

Все голые токоведущие части электрооборудования крана, расположение которых не исключает случайное к ним прикосновение, также должны быть ограждены.

Площадки и лестницы, расположенные на кранах, концевые балки кранов мостового типа, а также площадки и галереи, предназначенные для обслуживания кранов, должны быть ограждены перилами высотой 1 м с устройством сплошного ограждения понизу на высоту не менее 100 м.

Кроме того грузоподъемные краны должны иметь приборы освещения для работы в ночное время и в условиях недостаточной видимости. При установке на башенных кранах светильников, освещающих рабочую зону крана, освещение должно включаться самостоятельным выключателем, установленным на портале. Кабины управления краном, аппаратные кабины и машинное помещение должны иметь электрическое освещение. Освещение на кранах с электрическим приводом при отключении электрооборудования должно оставаться включенным. Цепи освещения и сигнального прибора, включенные до вводного устройства, должны иметь собственный выключатель.Грузоподъемные краны должны быть снабжены звуковым сигнальным прибором, хорошо слышимым в местах подъема и опускания груза.

К атегория: - Такелажные работы