Важнейшие священные места на планете (10 фото). Сакральная география

https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 58 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Землей у христиан принято называть Палестину по обе стороны реки Иордан. На ее небольшой территории произошли самые важные религиозные и исторические события, которые описаны в Старом и Новом Завете. Каждый паломник считает за долг совершить путешествие в Израиль по святым местам.

Особого значения до 326 года данным местам не придавалось и только Св. Елена, мать Константина Великого, положила начало их почитания. Изначально их было только четыре, но в последствии число выросло. Заботу о поддержании и сохранении священных мест, о христианах Святой Земли, а также ответственность за принятие паломников всецело взяла на себя Иерусалимская Патриархия.

Так как за Святые места Израиля в определенное время происходила длительная борьба, результатом стало то, что некоторые святыни отошли к одним общинам, а другими занимаются иные. Тоже касается и их признания: одни признаются всеми христианами, а другие – только теми, кто ими занимается.

Три основные религии берут свое начало именно отсюда. Это:

  • христианство,
  • иудаизм,
  • мусульманство.

Именно Израиль считают колыбелью религий и городом мира. А многие называют Иерусалим Святой землей.

На этой земле есть священные места, которые принадлежат не только иудеям, но и христианам, а также мусульманам. О христианских святынях знают не только верующие всего мира, но и неверующие. Святые места, которые относят к христианству, в основном связаны с земной жизнью Христа. Также в Израиле есть большое количество святынь. Особенно популярными они становятся в религиозные праздники. Большое количество верующих стараются их посетить.

Среди Святых мест Иерусалима отмечают:

  • церковь Рождества. Она построена в Вифлееме в честь рождения Иисуса Христа. Есть даже мнение, что она была построена на том месте, где на свет появился мессия.
  • в Иерусалиме на горе Голгофа,
  • Гефсиманские сады.
  • Дорога Скорби или Виа Долороза.
  • Холм откуда Христос вознесся на небеса.

Множество мест еще связано с Богоматерью, учениками Христа, а также с Иоанном Крестителем.

Места в городе Назарет, который еще называют городом Христа:

  • Церковь Архангела Гавриила,
  • Церковь Благовещения,
  • Церковь Святого Иосифа.

Данные здания были сооружены на честь событий, которые произошли накануне непорочного зачатия.

Есть много мест, которые находятся в окрестностях Галилейского моря, а именно озеро Кинерет. Считают, что тут он начал проповедовать свое учение.

В основном каждое место имеет отношение к определенной конфессии, но на две святыне претендуют практически все. К ним относят: Храм Гроба Господнего и церковь Рождества.

Святой горой в Иерусалиме считают Храмовою Гору. Она имеет огромное значение для трех основных религий. В давние века ее называли Мориа. Часто говорили, что она является основой всего мироздания. Считают, что Господь взял камень с этой горы и начал создавать Вселенную. Принято считать, что на краеугольном камне этой горы держится весь мир.

Паломничество в Израиль и что привезти

Если Вы решили совершить паломничество по Святым местам Израиля и привести сувениры, то должны знать о том, какая вещь что означает. Среди наиболее известных и почитаемых оберегов выделяют:

  • Землю из Иерусалима,
  • Святую воду,
  • Ладан,
  • Масло и прочие.

Так например, Святую воду из Иерусалима можно набрать в Иордане. Впервые о ней заговорили после распятия Христа. Ученики сняли его тела и возложили на Камень помазания, но перед тем его омыли водой из данной реки. В ней же он и крестился. На данном месте сейчас сооружен целый комплекс, который именуют «Ярденит». Желающие могут там окунуться трижды и набрать оттуда воды.

Святое масло из Иерусалима

Говорят о том, что когда Иисус вошел в Иерусалим, то поднялся на Масличную Гору. Оттуда он увидел панораму города и расплакался, так как он знал о его судьбе. Тут же у него появились слезы. Сейчас на том месте стоит церковь Слез Господних. Именно тут, в Гефиманском саду растет большое количество олив. Сюда он еще придет после Тайной вечери.

Он уже знает, что тут его предадут и отсюда он вознесется на небо. Согласно легенде, то оливковое дерево первым поклонилось младенцу-Христу после его рождения. Главными оберегами Иерусалима считают маслину и масло, а также елей, который производят на его основе. Приготовить его можно и самостоятельно. Для этого стоит добавить в оливковое масло несколько капель любого эфирного.

Перелейте в небольшую емкость и освятите в храме. Если необходимо исцелиться от хворей или добавить сил, то утром стоит ватной палочкой нарисовать елеем крест на лбу и проговаривать определенные слова:

«Масло-елей, раба Божья (имя), не болей! Усталости не знай, все успевай! Как Господь наш усталости не ведал, истину проповедал, смерть победил. Так и мне дай сил! Аминь».

Если заболевания более серьезные, то стоит смазывать больные участки.

Что делать со Святой землей из Иерусалима

Ее считают главным иерусалимским оберегом. Купить ее можно в Старом Городе. По виду – это небольшая стеклянная бутылочка с землей. Но бытует мнение о том, что сделать такой оберег можно и самостоятельно. Многие наши предки считали, что святая земля – это та, где ты родился. Ее брали с собой, зашивая в ладанку. Она защищала от недугов и бед.

Для проведения такого ритуала необходимо положить землю на плотную ткань и освятить ее в храме перед иконой Спасителя или Его Распятием. Во врем такой процедуры стоит прочитать молитву:

« Господи Сыне Божий! Благослови меня, рабу Божью (имя)! Спаси, сохрани и помилуй! Благослови эту землю святую, на которой храм твой стоит, в небо смотрит. Да защитит она дом мой от злых сил, от бед и напастей! Аминь».

Дома необходимо пересыпать ее в стеклянную емкость и хранить возле окон или в застекленном шкафу. При болезни ее можно класть под подушку.

Иерусалимские иконы

Есть большое количество икон Святых в Израиле. Каждая из них имеет определенное значение и толкование. Христиане изо всех уголков мира приезжают туда, чтобы приложиться и помолиться у них. Также можно спросить у священников о том, какой образ будет лучше приобрести и купить его там в церковных лавках.

Среди икон Святых Иерусалима особое уважение заслуживает . Она находится в базилике Рождества Христова. Она почитается не только у христиан, но и у прочих верующих. Перед ней принято просить дарование детей, об их благополучии и о благополучии семейном. Также можно обращаться и во всякой нужде и прочих жизненных обстоятельствах. Она никогда не оставляет в беде, становится Усердной Заступницей, Отрадой и Утешением всех людей.

Помните, что если есть возможность, то обязательно посетите Святую Землю. Это впечатление останется у Вас на всю жизнь.

Господь всегда с Вами!

В статье указаны святые места России, исцеляющие людей и помогающие жить с верой, надеждой и любовью.

Православные верующие поклоняются чудотворным иконам, просят их о скорейшем выздоровлении и разрешении житейских проблем. Своими целительскими свойствами славятся святые источники в Краснодарском крае.

Не зря на Руси говорят: «Свято место пусто не бывает!» В каждой области РФ — и в Свердловской, и в Новгородской, и в Ярославской, и в Тверской, и в Ростовской, и в Саратовской… и еще много где, есть свои действующие намоленные святые места — храмы и монастыри, которые можно посетить. Православным людям есть куда обратиться в час невзгод — немало на карте нашей страны найдется мест, где можно помолиться, побывать на экскурсии, а то и пожить в качестве трудника или паломника, если в монастыре принимают с проживанием. А иногда Божью благодать можно обрести не в огромном храме, а в маленькой часовне, как в той, что на Смоленском кладбище с Спб, там покоятся мощи и находится икона Святой Ксении Петербургской. О святых местах родного края очень интересно рассказывают с 2018 года Антон и Вика Макарские в познавательном телепроекте «Святыни России».

Список Святых источников

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Серафим Саровский является основателем Дивеевского монастыря, в котором находится Саровский источник. Целебная вода помогает при различных недугах, а так же укрепляет здоровье.

В монастыре можно помолиться и приложиться к иконе св Серафима Саровского. Так же рекомендуется приехать к утренней Литургии, которая проходит каждое воскресенье. Остановиться можно в монастыре или в гостинице.

К Святому Серафимушке едут женщины, желающие забеременеть и иметь детей, страждущие, не имеющие своего жилья и немощные люди. Старец никогда не отказывал в помощи, особенно тем, кто соблюдает слово Божье, постоянно ходит в Церковь и живет по заповедям.

Для написания статьи использовалась информация с сайта molitva.guru .

Источник преподобного Сергия Радонежского (водопад Гремячий ключ)

Источник расположен в деревушке Взгляднево, а православные называют это место «Малинники».

Преподобный чудотворец Сергий Радонежский является заступником Руси, защитником от напастей и коварства врагов.

Многие верующие совершают паломничество к нему, просят заступления и помощи, а так же защиты от колдовских чар.

Важно знать : ему следует молиться, когда родственник находится в заключении, больнице или в пути. Так же, Сергий Радонежский исцеляет бесноватых и дает им силы бороться со своими страстями.

Преподобный исцеляет от недугов, вразумляет детей и оберегает их от злых людей, помогает при родах.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Исцеляющий родник назван в честь Святого Александра Невского, который славился чистотой помыслов и праведной жизнью. Рядом находится Храм, в котором есть Святые мощи.

Источник спасал людей от страшных напастей, эпидемии холеры и чумы. Александр Невский защищает и покрывает целые поселения православных, помогает им в нелегком труде, ходатайствует перед Богом за болящих.

К роднику можно прийти в любое время и искупаться в купели. Многие прихожане берут с собой чистые одежды для купания (ночные сорочки, длинные майки), чтобы увезти их с собой.

Вода из источника обладает лечебными свойствами, избавляет от желудочных болезней, гастрита, язвы двенадцатиперстной кишки. Но нужно помнить, что всё даётся по вере Православной.

Источник Святого Давида в селе Тележ

Источник расположен в 30 км от посёлка Новый Быт в Подмосковье, в мужском монастыре.

На территории монастыря есть небольшая часовня, названная в честь преподобного Давида, который помогает людям, молится Богу за чужие грехи.

Он много лет прожил в монастыре, вел аскетичный и уединенный образ жизни. Преподобному Давиду молятся о детях и просят помощи в их воспитании. Так же, можно молиться женам о своем муже, о восстановлении семьи.

Посещение источника разрешается с 8 утра и до 9 вечера. Сюда приезжают желающие венчаться или крестить ребенка.

Источник Целителя Пантелеймона в селе Каложицы

Целитель Пантелеймон излечивает бесноватых, одержимых людей, а так же тех, кто занимается магией, оккультизмом или прибегал к помощи колдунов.

В источнике можно окунуться и взять водичку с собой. Вода бьет открытым ключом и имеет приятный вкус.

Приехав домой, следует окропить углы квартиры водой из источника и поставить Икону Пантелеймона на иконостас.

Это интересно : его просят о заступлении за тех, кто попал в секту или лишился рассудка. Целитель Пантелеймон защищает девственниц, болящих детей, немощных стариков.

Источник в честь Смоленской иконы Божьей Матери «Одигитрия» (Вологодская область)

Источник расположен по направлению трассы Вологда–Кириллов.

На территории есть часовня, в которой можно поставить свечи и приложится к иконе. Рядом с родником обустроена купель, где можно окунуться с головой.

Так же, Святыней считается Чудотворный камень, расположенный недалеко от источника. Смоленской Божьей Матери следует молиться об исцелении от хворей и заступлении. Она покровительница всех Православных семей и детей-сирот.

Ей молятся и просят о появлении детей, а так же она исцеляет женские болезни. Божья Матерь «Одигитрия» — покровительница всей Вологодской области.

Святой источник святителя Митрофана Воронежского

Святой Митрофан Воронежский проводил много времени в уединенной молитве. Теперь на этом месте расположен источник - священное место.

Множество верующих получили там исцеление от хронических и воспалительных заболеваний. Так же, святитель Митрофан лечит бесплодные пары, не имеющие детей.

Головные боли, боли в спине и суставах – все проходит, стоит лишь окунуться в святую воду.

Святитель Митрофан излечивает воспаление легких, простудные заболевания и даже снимает температуру. Необходимо дать болящему немного воды из источника и протереть его тело тканью, смоченной в ней.

Святой ключ (Ложок) в городе Искитим

В небольшом поселке Ложок Новосибирской области находится Святой источник. В годы войны там был лагерь с пленными, и на месте его расположения открылся родник.

Говорят, что его «открыли» своими молитвами узники. Теперь сюда совершают паломнические поездки многие верующие с разных городов и сел, чтобы набраться сил.

Приходящие с верой получают исцеление. Святой ключ помогает людям, имеющим кожные заболевания, придает сил, укрепляет в вере, излечивает болезни, связанные с желудком.

Чудотворный источник в селе Алешня

Находится в Брянской области, водичка заживляет гнойные, открытые, резаные раны, послеоперационные швы, обладает противовоспалительным эффектом.

Святой водой можно умываться, если есть проблемы с кожей лица, или, например, изготавливать домашние мази на основе натуральных трав.

Святой родник оказывает сильное бактерицидное действие и на трофические язвы, вызванные сахарным диабетом.

Так же, вода снижает уровень холестерина в крови и уменьшает кровеносное давление. Сюда часто посещают семьи с больными детьми.

Список православных храмов и монастырей (чудотворные иконы и мощи святых)

Храм Николая Чудотворца в Стогово

Однажды чудесным образом явилась икона святого Николая прямо в стогу сена. Местность и село стали именовать Стогово. В XVII веке построили Храм, в который ежедневно стекается верующий люд, чтобы приложиться к чудотворной иконе.

Святой Николай Чудотворец так же, как и Серафим Саровский, много лет вел отшельническую жизнь. Господь одарил Святого Николая даром помогать людям. И теперь Святой, слыша молитвы православных, ходатайствует перед Богом и просит заступления для всего русского народа.

Обратите внимание: Святому Николаю следует молиться, если имеются проблемы с покупкой жилья, перед долгой поездкой, во время затяжной болезни. Святой помогает сиротам, матерям, воспитывающим детей в одиночку, и дает утешение смертельно больным.

Чудотворец защищает людей от колдовских чар и внезапной смерти, семьи от развода и детей от злого глаза и умысла. Храме Николая Чудотворца поистине намоленное место, здесь можно поклониться мощам и приложится к иконе. Находится он по адресу: Московская обл., Сергиево-Посадский р-н, деревня Малинники.

Святая гора Пюхтица (Журавлиная гора)

Хоть это и не Россия, а Эстония, но всё же очень популярное место для паломников.

Даже в путеводителях указано это великое место. На Святой горе, которая называлась Журавлиной, расположен Храм, названный в честь Успения Божией Матери.

Чудесное явление образа Божией Матери многих обратило в православную веру и дало сил для борьбы с нечистыми духами. Теперь православные прихожане молятся перед чудесным образом в Пюхтинском Успенском монастыре и просят ее об избавлении от болезней, вспоможении при бездетности и помощи в трудных жизненных обстоятельствах.

Так же, незамужние девушки просят о хорошем женихе и удачном браке. В этом Храме венчаются и почитают икону Успенской Божией Матери, как свою заступницу.

Монастырь Александра-Свирского

Мужской монастырь, расположенный в Ленинградской области, недалеко от г. Лодейное Поле, является обителью Святого Александра-Свирского.

Угодник Божий, преподобный Александр, прожил почти всю свою жизнь в монастыре и всегда помогал людям. Он, по воле Бога, построил Храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Теперь паломники посещают святые места и прикладываются к мощам Святого старца.

Преподобный Александр Свирский обладал даром вразумления и наставления. К нему приезжали за советом и простые люди, и духовенство – он никогда никому не отказал в помощи. Ему молятся, когда есть нерешенные проблемы или сложные жизненные обстоятельства, когда человек не знает, как нужно поступить в том, или ином деле.

Успенский Собор в Москве

Расположен Успенский Собор в Московском Кремле. На сегодняшний день богослужения там проводятся в определенные дни. Но для желающих поклониться святыням вход всегда открыт.

В Успенском Соборе находится Владимирская Икона Божией Матери, которая помогает вырастить крестьянам хороший урожай, является заступницей для тех, кто работает на земле, покрывает православных Христиан от иноверцев и гонений.

Так же, в Соборе есть Гвоздь Господень и посох Святителя Петра. Святой Петр оберегает людей от голода и нищеты, помогает найти работу, приобрести жилье. Святому Петру следует молиться во время Поста — он помогает справляться с соблазнами и дает силы противостоять злу.

Александро-Ошевенский мужской монастырь

Монастырь расположен в селе Ошевенское, Архангельской области. На территории монастыря есть много Святынь: камни, имеющие отпечатки стопы Святого Александра, Святой источник и озеро, а так же речка Халуй, которая уходит под землю в одном месте, а выходит в другом.

Есть и колодец, выкопанный самим Александром Ошевенским.

Святому Александру молятся при наступлении войны, а так же о благополучных поездках и путешествиях. Александр Ошевенский излечивает людей, имеющих болезни крови.

«Скоропослушница» икона Божьей Матери

Находится на Святой горе Афон в Дохиарском монастыре.

Чудотворная сила иконы излечивает слепых и ставит на ноги калек, помогает при тяжелых родах, избавляет от раковых заболеваний, спасает из плена и покрывает детей во время войны.

Святой иконе Божьей Матери молятся женщины для восстановления мира в семье, благополучия и разрешения междоусобных браней. Святая «Скоропослушница» ходатайствует перед Богом за немощных и больных, одиноких стариков, инвалидов.

Так же, «Скоропослушница» помогает при стихийных бедствиях, наводнениях, пожарах. Она укрывает своей Благодатью и спасает от внезапной смерти.

Савва Сторожевский (Савва Звенигородский)

Чудотворец Савва Сторожевский, русский подвижник веры Христовой, покровитель всех страждущих и защитник отечества. Монастырь, названный в честь Саввы Сторожевского, расположен в пригороде Москвы.

Все, кто молится Чудотворцу, получают исцеление: он помогает при онкологических заболеваниях, хронических болях, при болезни почек и печени.

Кроме того, Савве Сторожевскому следует молиться для разрешения любых конфликтных ситуаций. Старец-прозорливец всегда помогал людям и давал советы, был наставником всем грешным прихожанам.

Преподобный Сергей Радонежский часто общался с Чудотворцем и делился с ним духовным опытом.

Матрона Московская

Святая Матронушка является покровительницей всех женщин, желающих иметь детей. Ей молятся, прося защитить семью от разорения, исцелиться от недуга, избавиться от пагубной привычки – старица Матрона всегда откликается на молитву!

Часто ей молятся, что бы ребенок хорошо учился в школе, просят помощи и вразумления перед поступлением в университет. Перед иконой можно просить благословения на брак или развод, на покупку жилья или машины.

Прикладывать к Чудотворной иконе следует и маленьких детей – Матронушка покрывает от внезапных болезней и ранней смерти.

Храм Матроны Московской, находится на Таганке, в Москве. Здесь всегда большие очереди, и иногда паломники ждут по 5-6 часов, чтобы приложится к Святыне. Прийти и помолиться в Храм можно с 6 утра и до 8 вечера.

Храм Святителя Пантелеймона

Небольшой Храм, названный в честь Святого Святителя Пантелеймона, расположен в Москве, на Никольской улице, а вот мощи Целителя находятся в Пензенском Покровском соборе.

Святитель Пантелеймон был настоящим сподвижником, покровителем всех больных и нуждающихся. Продав все свое имущество, он стал помогать людям, лечил их и наставлял на путь истинный.

Великомученик Пантелеймон исцеляет неизлечимые болезни, такие как рак, диабет, восстанавливает после инсульта или аварии, оберегает беременных женщин от преждевременных родов, защищает младенцев от внезапной смерти.

Покрово-Тервенический женский монастырь

Находится в Ленинградской области, в маленькой деревушке Тервеничи. Покровительницами женского монастыря считаются Святые мученицы – Вера, Надежда и Любовь.

На территории находится святыня – Тервеническая икона Божией Матери, а так же целительный источник. Паломники могут остановиться в монастыре, поработать на подворье или помолиться вместе с сестрами. Богослужения проходят каждый день, расписание можно уточнить на официальном сайте.

Тервеническая икона Божией Матери благословляет всех женщин, решивших провести свою жизнь в монашеском ските. Она оберегает от дьявольских соблазнов, укрывает от иноверцев, войн и нападений на православную веру, спасает людей от духовной погибели, наставляет Словом Божьим.

Казанская икона Божьей Матери в Чимеево

Явление Казанской иконы Божьей Матери произошло на реке в глухом сибирском селе Курганской области, на Урале.

Чудотворная икона оберегает православных христиан от бесовского нападения, детей от колдовского воздействия, а мужчин от гибели на войне.

Это важно: икона Божьей Матери покрывает монашеские обители, людей, молящихся в уединении, Христиан, живущих вдали от цивилизации.

Казанская Божья Матерь – заступница всех Христиан перед Богом! Она просит каждый день на коленях за Россию и Православных людей. Благодаря ее молитвам, Господь проявляет милость и ниспосылает благодать.

Свято-Никольский монастырь «Святые пещеры» в селе Покровка

Монастырь расположен в Оренбургской области, в селе Покровка. В «Святых пещерах» имеется Чудотворный источник, исцеляющий страждущих от душевных болезней.

К Никольскому роднику приезжает тысячи верующих, прося Святого Николая о явлении чуда. Недалеко имеется купальня, где каждый желающий может полностью окунуться в Святую воду.

Перед этим нужно прочитать Акафист Николаю Чудотворцу, а затем 3 раза перекреститься. Православная вера – самое сильное оружие против зла. Она поднимает дух каждого человека, укрепляет веру в Бога и помогает делать добрые дела.

Искренняя молитва, обращенная к Богу от всего сердца, всегда будет услышана!

О святых местах России смотрите следующее интересное видео:

Фотогалерея

» order_by=»sortorder» order_direction=»ASC» returns=»included» maximum_entity_count=»500″]

УДК 911.531

Ал.А. Григорьев

СВЯЩЕННЫЕ МЕСТА КАК ОБЪЕКТЫ НАСЛЕДИЯ

Что свято?... То, что связует много душ.

Иоганн В. фон Гете (1749-1832 гг.), поэт,

мыслитель, естествоиспытатель.

Вступление. Священные места (почитаемые, святые места, святыни) встречаются на территории всей планеты . Они входят в категорию объектов Наследия, в том числе памятников ЮНЕСКО и в то же время занимают среди них особую нишу. Целью статьи является определение понятие «Священные места» (а оно трактуется автором в отличие от обычно употребляемого в более широком смысле), их классификация, возникновение, информативность как объекта Наследия, значение для народов и для государств.

Подход к определению священных мест . Священные места это места, которым мы поклоняемся. И поэтому они являются особыми, редкими и даже уникальными. Святыни нельзя смешивать с наиболее выразительными, красивыми “уголками” Земли. Они имеют и общее и различное. Общее как раз и видится в их уникальности. Главное же, что их различает – природные и рукотворные (природно-рукотворные) святыни это такие места на Земле, с которыми он связан духовно. И еще: люди поклонялись камню не потому, что он камень, а потому что он священный . Эти слова выдающегося современного философа Мирча Элиаде , по-моему, позволяют еще четче выделить священные места среди других уникальных феноменов.

Святыни весьма не одинаковы, не похожи друг на друга. Это может быть «дикий» камень – какой-нибудь валун или храм на берегу реки; какое-либо дерево или поле сражения, на котором была пролита кровь предков. Какие же места можно отнести к священным, и почему у людей возникает мироощущение такого места – об этом и пойдет речь в этом разделе. Однако сначала остановимся на корне слова святой.

Исследователи корня слов святая, святой, святое свят (филологи И.А. Летова, В.Н.Топоров, О.М.Фрейденберг) пришли к выводу, что он связан с древними (языческими) представлениями славян о покровительстве свыше над теми или иными местами или явлениями. Более того, слово святой родственно греческому слову, обозначавшему вещи, явления (предметы), связанные с космосом, с верховными силами (например, бог-дерево, бог-местность).


В ведущих религиях мира свет, даруемый людям Солнцем, рассматривается как главное жизненное начало. Ведь и сама жизнь есть противоборство света и тьмы (последняя олицетворяет смерть). Солнце (как главный источник света) считается светом Будды, глазом Вселенной для индусов, всевидящим и всезнающим глазом Аллаха для мусульман, символом праведности для христиан (рис.1).

Рис.1. Солнце: Илл. к стихотворению «Солнце» в гостях у Маяковского. Худ. Д. Бурлюк. (Нью-Йорк. 1925).

Интересно, что только у русских в настоящее время корень слова святой (свят ) практически совпадает со словом свет . Свет у славян и русских во всех своих значениях, так или иначе, восходит к Солнцу, как его главному источнику. Понятия же святой (святое, святая) или священное также связаны с высшим проявлением «небесных» сил на Земле, с Солнцем.

Выдающийся философ и религиозный мыслитель П. Флоренский приравнивал свет к Богу, как высшему началу на Земле: «Бог есть свет, и это не в смысле нравоучительном, а как суждение восприятия… славы Божией: созерцая ее, мы зрим единый, непрерывный неделимый свет » . По его мнению, свет есть полная противоположность тьмы: «Свет есть свет беспримесный, чистый свет, в коем «несть тьмы ни единыя ».

Интересны конкретные наблюдения, доказывающую несомненную связь святости с белым цветом . Так, в частности, Белое море вероятнее всего названо таким образом не только и не просто за удивительную красоту белого, молочного цвета своих вод (а зимой снежно-ледового покрова). Белый цвет у славянских и других северных народов с давних пор считался признаком святости, необыкновенной запредельности (рис.2)


Рис.2. Белое море. У Соловецких островов. Худ. М. Нестеров: «Молчание».1903 г.

Особенно сказанное относилось к водным объектам – рекам, озерам, причем независимо от цвета их вод. - Которые уже по своей «водной» основе всегда выделялись среди прочих и чаще других назывались святыми. Те же из них, которых еще отличала и белизна вод, выделялись в наибольшей степени. Они ставились уже в ряд не просто физически, материально, но и, в высшей степени, духовно примечательных мест.

Священные, они же святые, места и отличаются от всех прочих своей связью со Светом, Солнцем, неким высшим началом для жизни. Именно там, на них происходят чудесные видения, знамения, просто чудеса в обыденной жизни (не связываемые с теми или иными религиозными представлениями). У человека, верящего в исключительную особенность таких мест и находящегося на них, происходит озарение (а это опять Свет).

Священные места в системе святынь. Наряду с религиозной трактовкой понятий святой, святая и святыни встречается и другая – гражданская. Согласно ей “святое” это что-то самое дорогое, заветное, сокровенное. Именно такой широкий взгляд на понятие “святое” отражает также мнение некоторых известных философов и писателей. Попробуем оттолкнуться от их взглядов и также шире посмотреть на родственное понятие – “святыни”.

Начнем наше сравнительное рассмотрение с представлений А.С.Пушкина. В стихотворении «Два чувства» поэт называет святыми пепелище и отеческие гробы. Впрочем, ясно, что и сама земля, их природное окружение для него столь же священны. Именно так он относился к ландшафту, природному уголку на Псковщине, землям своих предков. Там для поэта свято было все: и лес, и речка, и поля.

Философ П.Флоренский под святынями понимал “то, что находится над обычным, естественным, обыденным” . Иначе говоря, это нечто необыкновенное, возвышенное. Из этого следует, что один из видов святынь – природные феномены являются не просто красивыми местами (а такие можно найти в любом районе Земли). К ним могут быть отнесены такие природные (и природно-рукотворные) уголки Земли, не обязательно самые фотогеничные, более того, совсем не зрительно выразительные, но обязательно возвышающие человека духовно.

Очень точно подметил еще одну особенность святынь, объединяющую людей в духовном плане, писатель и философ И.В.Гете: “Что свято ? - задает И.В. Гете вопрос в одном двустишии и отвечает: "То, что связует много душ ". С ним соглашается другой философ Г.В.Ф. Гегель, который и приводит слова Гете . И в самом деле, Ганг или Волга – святыни для всех индусов или россиян, они в их душах, даже тех из них, кто не побывал на берегах этих рек.

Еще одну важную черту святынь подмечает филолог и этнограф-путешественник В.И. Даль: “ святыни это что кому свято, чему поклоняемся, чтим нерушимо” . Священные места не только нечто возвышенное, существующее в нашем сознании, в наших душах. Это также и реальные, земные явления, которым мы поклоняемся, предмет высшего почитания. Из сказанного вытекает, что к святыням относятся только такие уголки Земли, которые оказали большое влияние на человека, которые озарили его, помогли (оберегли) или даже защитили.

Писатель и мыслитель Ф.М. Достоевский в «Дневнике писателя» определенно связывает понятие святыня с местом рождения, с Родиной. По его мнению, русский поймет европейца за своего человека, если тот поймет и полюбит его святыни: “Полюби сперва святыню мою, почти ты то, что я чту, тогда ты точно таков как я ” .

Конечно, природные святыни не просто некие достопримечательности природы, а рукотворные (природно-рукотворные) святыни не только некие феномены сотворчества рук человека и природы. Ими могут быть совсем не притязательные в этом отношении места. - То есть не самые выразительные в зрительном ряду и не самые значительные и интересные в геологическом, биологическом, архитектурном и других смыслах. Для русских они будут одни, для арабов – другие, для каждого народа свои.

Следует заметить, что природа всегда играла важную роль в жизни людей и народа в целом. Вспомним размышления историка В.О. Ключевского о роли природной обстановки в формировании Русского государства . Одним из первых он заметил большую роль в жизни нашего многонационального народа, образования Руси трех природных стихий – леса, степи и рек. Этот взгляд историка во многом современен. Он помогает понять и сущность природных святынь. Это такие природные уголки в лесах, степях или на берегах рек, которые в прошлом оказали особые услуги русскому народу. В одних случаях они дороги уже потому, что сама природа помогла выстоять россиянам, устоять от врага. Так в ХХ веке случилось на Волге, которая послужила преградой для фашистов.

В других случаях такие особые земли священны потому, что они служили местом ссылки или добровольного уединения, бегства от мирской суеты, притеснений, несправедливости, в том числе на Соловки и Алтай (и там, и там расположены объекты наследия ЮНЕСКО). Наконец, есть места, с которыми связаны судьбы великих граждан той или иной страны или даже мира (в России, например – Петра Первого – а без него трудно представить окрестности Санкт-Петербурга).

По мнению нашего современника географа и историка Л.Н. Гумилева, русский народ (этнос) возник как своеобразная органическая составляющая ландшафта Русской равнины . - Причем природный ландшафт оказал существенно большее влияние на образование народа, чем социальные причины. Если прислушаться к мнению Л.Н. Гумилева, тогда природные святыни и будут соответствовать важным, даже ключевым моментам в жизни народа (и не только, разумеется, русского или россиянина) в определенных местах его проживания.

Согласно философу Мирча Элиаде люди примитивного общества отождествляли священное с могуществом . Не отсюда ли и в святынях люди и сейчас черпают свои силы? Во всяком случае, в России россияне, сражаясь за Волгу, за священные города, в том числе за Ленинград, ощущали необыкновенный прилив сил.

Так же как и более широкое понятие “святыня”, понятия природные и рукотворные (природно-рукотворные) священные места не могут быть связаны и объяснены только религиозными представлениями. Вместе с тем религиозные представления, несомненно, весьма существенны в формировании понятия святыни. И не случайно, ведь поклонение наших предков начиналось именно с Земли, с могил предков.

Нужно также заметить, что понятие «священное» может быть связано с такими разными понятиями как Религия и Культура. Поэтому все рассматриваемые в статье священные места могут быть связаны как с верой, религией (в том числе с православной церковью), так и с историей, культурой. В связи с этим интересны размышления философа Н. Бердяева: «Существует не только священное предание церкви, но и священное предание культуры… Культура произошла из культа. В культе же всегда есть связь живых и умерших, настоящего и прошедшего…И культура получила в наследие от культа… почитание могильных плит и памятников, это поддержание священной связи времен » .

Происхождение священных мест и их экологическая обусловленность. Святыни появились в глубокой древности. С языческих времен люди верили в могущественные силы природы, в сверхъестественные, божественные силы, которые ими управляли. И поэтому реальные объекты их веры, камни ли, деревья ли, несомненно, и стали одними из тех, которым люди поклонялись. Постепенно к святыням стали причислять все, что, так или иначе, связано с событиями “священной” истории, Однако ближе к нашему времени святынями стали называть и не обязательно объекты или явления, связанные с культовыми, религиозными событиями, обрядами.

И все же большинство (если не все) священных мест древности возникло отнюдь не только из-за поклонения божествам, духам, а, прежде всего, вследствие естественных потребностей человека в ориентировании в пространстве и во времени. Эти умения были жизненно необходимы человеку – как пища и вода, которые, кстати, он не мог в должной мере без них получить. Без знаний и умений в этом человеку угрожали всевозможные опасности (голод, стихийные и другие природные бедствия, враги).

Древнейшие места ориентирования по Солнцу - мегалиты, лабиринты, мегалитические храмы практически сразу же становились священными, поскольку с их помощью получались необходимые знания. – Таков новый, географо-экологический подход к пониманию сакрализации географического пространства, основанный на полевых исследованиях (в том числе астроархеологических), предложенной Г.Н. Параниной и Л.С. Марсадоловым , развиваемый также автором . Сакрализация пространства в древности происходила, прежде всего, в местах, выбранных для ориентирования. Таким образом, она была экологически обусловлена.

Каждодневные заботы о добывании пищи охотой, рыболовством, собирательством, выбор места для благоприятного безопасного проживания, а позднее для земледелия. - Умения читать признаки надвигающихся природных явлений, представления о смежных территориях, других народах, о возможных путях передвижения в более безопасные, благоприятные районы – все это требовало совершенных знаний о местоположении в пространстве и во времени.

Естественные (природные) и рукотворные феномены, которые помогали получить и закреплять полученные знания, становились не просто необходимыми для жизнедеятельности. Они были своего рода «ключами» для существования и потому тщательно оберегались, становились сакральными. Такие знания становились уделом избранных.

Стоит заметить, что места или центры ориентирования (а в древности это мог быть мегалит, лабиринт, а позднее на их месте храмы) и в самом деле несли людям свет – свет знаний, полученных с помощью света от Солнца (в процессе ориентирования на местности).(Поэтому близость слов свет и свят , по крайней мере, в русском языке, это не игра слов. Между ними – глубинная связь. Примером может служить Круг Бродгара – кольцо из менгиров диаметром 104 м, которое согласно легендам называлось Храмом Солнца (рис.3). Этот кромлех – неолитическое сооружение, построенное в период 2000-2500 л. до н.э., включено в Список ЮНЕСКО (Памятники неолита на Оркнейских островах).

Сознательно или бессознательно священные места, связывались с высшими, непонятными силами, духами, божествами, «навечно» закреплялись в сознании, обрастали всевозможными легендами. Со временем были изобретены другие способы ориентирования в пространстве и во времени. Однако подобные знания всегда были уделом немногих. Знания о сакральных местах, оторванные от их первичного использования, тем не менее, сохранились в памяти народа, вошли в культуру . Во многом этому способствовало «наследование» священных мест.


Рис.2. Круг Бродгара – древний Храм Солнца. Оркнейские острова. http://wikimedia.org/wikipedia/commons/4/4b/Ring_of_Brodgar_6.

Классификация священных мест. Их можно разделить на две большие группы: 1.природные и 2. рукотворные. В первую группу входят деревья, камни, родники (ключи), холмы (горы), реки, озера. Ко второй группе священных мест принадлежат места сражений и, особенно, великих битв, ландшафты, “отмеченные” храмами, бастионы (крепости) на берегах рек, озер, ландшафты “отмеченные” церквями, монастырями, просто крестами, некоторые старинные усадебные или дворцово-парковые ансамбли . У рукотворных святынь и природное окружение и архитектурные (инженерные) сооружения взаимно дополняют друг друга.. Поэтому рукотворные священные места можно также именовать и природно-рукотворными, подчеркивая их неразрывную связь с природным окружением.

Следует отметить, что грань между собственно природными и рукотворными святынями иногда хрупка, прозрачна. В самом деле, Волга, великая река России, или Ганг, великая река Индии, во многом потому священны, что с ними связано множество важнейших исторических, культурных и религиозных событий в жизни народов, живущих по берегам и притокам этих рек, более того, этих государств в целом.

Священные места можно также разделить на несколько групп в зависимости от их значимости. Одни из них являются таковыми для небольшого круга людей. Это, например, какой-нибудь родник с целительной водой, который посещают жители одной или нескольких близлежащих деревень. Следующие группы особо почитаемых священных мест – локальной и региональной значимости. Речь идет о таких феноменах, о которых знают жители какой-либо местности или (соответственно) какого-либо большого района, края. Святыни более высокого ранга – национальные. К ним принадлежат такие феномены, которые одинаково дороги жителям самых разных районов России или любой другой страны. Наконец на Земле есть природные уголки, которые имеют вненациональное, мировое значение. К ним, несомненно, можно отнести реку Иордан, озеро Байкал или гору Фудзияма и гору Арарат.


Рис.3. Священная гора Килиманджаро (Танзания-Кения, объект ЮНЕСКО) http://phototravelguide.ru/

Святыни мирового уровня также входят и в Список Наследия ЮНЕСКО (в том числе и упомянутые Байкал и Фудзияма), но далеко не всегда. – Иногда явно по политическим соображениям. Такова всемирно известная гора Арарат (территория Турции), священный символ Армении. Иногда - из-за сильной освоенности территории, как например, р. Иордан и р. Волга, святыни (соответственно) для Израиля (и далеко не только для него) и России. Впрочем, отдельные объекты на берегах обеих рек являются памятниками ЮНЕСКО.

Священные места весьма разновозрастные. Среди них есть возникшие в наше время, уже в ХХ веке, и такие, которые образовались несколько тысячелетий назад. Несомненно, природные почитаемые феномены должны быть древнее рукотворных. Природно-рукотворные святыни – “сплав” рукотворных сооружений (храмов, крепостей, городов…) с ландшафтом, с землей, сыгравших большую роль в жизни людей, иногда в критические моменты их жизни. Возраст некоторых из них – до нескольких тысяч лет. Однако большинство наиболее древних языческих сакральных мест в настоящее время все же перестали быть объектами поклонения.

В заключение этого раздела подчеркнем уже упомянутое ранее – все священные места подразделяются на религиозные святыни и святыни нашей культуры. Причем вторые, казалось бы, не имеющие никакого отношения к религии, ассоциативно в людском сознании сравниваются с первыми и воспринимаются так же как нечто высшее, исключительное и даже божественное. Вспомним, как приезжие из далеких мест, которые впервые увидели дворцово-парковые ансамбля Петергофа, Пушкина или Павловска в окрестностях Санкт-Петербурга (объекты ЮНЕСКО) иногда называют увиденное божественным творением.

Распространение и «энергетика» священных мест. В каждой стране мира, а точнее, на территории проживания того или иного народа, священные места обладают своими особенностями и в то же время некоторыми общими чертами со странами-соседями. Объясняется это природной обстановкой и особенностями историко-культурного развития каждой из стран. Так, повсеместно к священным феноменам относят различные водные объекты: реки, источники, озера. В ряде равнинных стран реки издавна были главными организующими звеньями, как в природном, так и в социальном отношениях. Именно они, главные артерии страны, почитались как священные места. Вспомним Нил, Волгу, Ганг (рис.3).

В горных странах к самым почитаемым местам относят выдающиеся горы, реже целые хребты. Это не удивительно, поскольку жизнь горных народов во многом подчинена именно горам, которые дают людям все необходимое, достаточно вспомнить такие горы, как Фудзияма в Японии (объект ЮНЕСКО) и Килиманджаро в Кении на границе с Танзанией (национальный парк Килиманджаро – объект ЮНЕСКО), гору Кайлас в Тибете (пока еще не входящую в Список ЮНЕСКО). Несомненно, что к священным люди, прежде всего, относят места, поразившие их своим величием, проявлением могучих сил и энергии.

В странах Европы, территория которых подвергалась воздействию либо древних ледников, надвигавшихся с севера, либо, скорее, океана (идут споры), среди священных феноменов немало валунов – окатанных камней, принесенных из скалистой Скандинавии. Такие валуны, почитаемые до сих пор, можно встретить в Дании, Швеции, Польше, России. В России среди священных природных мест первенствуют ключи (родники). Они дают возможность людям «прикоснуться» к одной из самых почитаемых основ жизни – чистой воде. И хотя территория России отнюдь не пустыня и на большой площади изобилует реками и озерами, именно ключи у нас особенно почитаемы.

От страны к стране изменяется и отношение людей к деревьям, что определяется географическими особенностями их распространения, различием природных особенностей на территории разных государств и, конечно, национальными особенностями восприятия тех или иных деревьев. Так в лесостепной Украине среди почитаемых деревьев первенствуют дубы, а в таежных ландшафтах севера европейской России – ели и сосны.

Рис.4. Волга – священная река. «Над вечным покоем». Худ. И. Левитан.

Историко-культурное и религиозное развитие страны неотрывны от природы ее территории. В силу этого формирующееся геокультурное и места поклонения в его пределах специфичны в пределах каждого государства, а также распространения того или иного этноса. В Англии среди древних священных мест особенно много холмов-курганов. В большинстве своем это места древних кельтских захоронений и еще более древних мегалитических сооружений. Среди них выделяется Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет, Стоунхендж (памятник ЮНЕСКО) и холм Силбери-хилл в Уилтшире, (входит в объект ЮНЕСКО Неолитический комплекс Эйвбери).

В России немало «уголков», почитаемых потому, что там пролилась кровь ее жителей, которые защищали свою землю от врагов-пришельцев. Особенно памятны, например, места былых сражений во время Второй мировой войны, называемой в России Великой Отечественной.

В разных странах мира особым уважением пользуются отдельные руководители государств, которые сыграли выдающуюся роль в процветании своего государства, в защите его от врагов. В России это Петр Первый, называемый также Петром Великим. В Англии это Уинстон Черчилль. У шведов это Карл ХΙΙ. Во Франции это Шарль де Голль. Места, связанные с их жизнью, деяниями, в каждой из этих стран почитают. В России, например не счесть дубов, под которыми якобы отдыхал или которые посадил Петр Первый.

В США в скалах Черных гор (Блэк Хилс) в штате Вайоминг, на священном месте индейцев, были вырублены (на горе Рашмор) огромные лики президентов страны. И хотя роль их в истории страны весьма не одинакова, вместе взятые они сделали это место знаковым для американцев (это Национальный монумент США). А они, как известно, в большей мере, чем жители многих других государств, гордятся тем, что являются гражданами своей страны.

Специфической особенностью государств, в которых господствовала коммунистическая идеология, является распространение почитаемых мест, связанных с ее вождями, с событиями коммунистической истории. В Китае, например, это места проживания или каких-либо важных моментов в жизни и деятельности китайского вождя Мао-Цзе-дуна. В России до сих почитаются «уголки» земли, овеянные воспоминаниями о великом основателе и руководителе советского государства В.И. Ленине. Мавзолей с телом В.И. Ленина – часть ансамбля Кремля и Красной площади Москвы (объект ЮНЕСКО).

Большое распространение во всех странах мира имеют религиозные святыни. Их характер меняется в зависимости от религиозных воззрений населения. У многих народов Сибири, Севера Европейской части России среди почитаемых мест наблюдаются различные природные феномены – камни, пещеры, скалы, к которым приурочены языческие святыни северных народов России. Тибет это земля монастырей, по количеству которых и по значению среди других священных феноменов он не сопоставим ни с одним районом мира. Ансамбль дворца Потала в Лхасе – главного религиозного центра ламаистов Тибета входит в Список ЮНЕСКО. Среди религиозных священных мест в Индии господствуют места, связанные с буддизмом и индуизмом, в России – с православием и исламом, во Франции – с католицизмом.

Как уже говорилось, важнейшее свойство священных мест это чудеса. Наука не всегда дает ответ на их происхождение. Тем не менее, именно из-за чудесных явлений, происходящих на священных местах, их иногда причисляют к своеобразным энергетическим центрам планеты. Исследователями не традиционной науки, прежде всего физиками и химиками, в местах расположения некоторых священных мест зафиксировано (методом биолокации) наличие некоего энергетического поля. Оно было обнаружено на о. Валаам на Ладожском озере (Предварительный Список ЮНЕСКО), а также в Сергиевым Посаде под Москвой, где расположена Троице-Сергиева Лавра (объект ЮНЕСКО). Аналогичные аномалии выявлены и в ряде священных мест на территории Англии, в частности в районе Стоунхенджа (объект ЮНЕСКО) (рис.5).

Рис. 5. Древнейшая мегалитическая обсерватория и одновременно святилище Стоунендж. Англия .

Ряду священных мест, как известно, присущ эффект исцеления. Такое воздействие оказывают на людей некоторые священные камни, деревья, источники. Широко известно также, что отдельные природно-рукотворные феномены оказывают воздействие на психику людей: просветляющее или, наоборот, угнетающее. К ним принадлежат, в частности пирамиды в Египте (памятник ЮНЕСКО).

Замечу также, что в России установлена связь некоторых почитаемых мест разного масштаба – от отдельных церквей до городов - с трещинами в горных породах (разломами горных пород). Через трещины может осуществляться подток к поверхности земли глубинных подземных вод, в том числе и термальных (нагретых), и обогащенных редкими химическими элементами. Через них также может происходить выделение в атмосферу различных газов.

Примером глубинного воздействия, недр земли, на формирование священного места может служить Дельфийский оракул в Греции (комплекс храмов в Дельфах - объект ЮНЕСКО). Как сейчас установлено, действительно именно в районе Дельфийского оракула в то время, в течение нескольких сотен лет по трещинам горных пород происходило излияние подземных газов (этана, метана и этилена, следы которых были обнаружены в известковом туфе непосредственно под святилищем).

С позиции традиционных наук научных объяснений воздействия священных мест на человека нет. Можно только предположить направление этого влияния на психику, на душу человека.

Эволюция природных и рукотворных святынь . Священные места – составная часть природно-исторических территорий, геокультурного пространства. Для каждой такой территории свойственны свои составляющие, то есть те природные элементы, которые значимы для жизнедеятельности людей, и специфические культурные элементы, отвечающие уровню культурного развития и освоения местности. Природно-историческая территория изменяется со временем и каждому его отрезку, исторической эпохе, свойственен свой элемент геокультурного пространства.

Сказанное в равной степени относится к природным и к рукотворным святыням. Такие места являются особенно чувствительными ко всем “идеологическим” изменениям в обществе. Поэтому, как правило, новая религия, новое культурно-историческое сознание всегда отрицало старое.

На месте каменных знаков (в том числе менгиров) на дорогах устанавливались часовни. Там, где были языческие святилища, после их разрушения по всей Европе сооружались, христианские храмы. Так произошло, например, на языческом сакральном месте, на острове Коневец, на Ладоге. На месте уникальных разрушенных древних мегалитических святилищ на островах Белого моря и Ладожского озера воздвигнуты (соответственно) комплексы сооружений Соловецкого (объект ЮНЕСКО) и Валаамского монастырей (Валаамский архипелаг – в Предварительном Списке ЮНЕСКО).

Огромный насыпной холм Гластонберийский Тор в графстве Сомерсет – одно из почитаемых христианских мест в Англии. Согласно христианской легенде в нем спрятана чаша Св. Грааля, из которой по преданиям пил Иисус Христос во время Тайной Вечери . Одновременно этот холм фигурирует в мифах кельтов. У них, в дохристианский период, он также был священным местом.

В бывшем СССР такая традиция – разрушения старых священных мест и наследованиях их новыми символами существовала и в советское время. В Мурманске на одном из плато на месте древнего языческого святилища и одновременно одного из центров древнего ориентирования, от которого сохранились отдельные самые крупные мегалиты – сейды, сооружен огромный современный мегалит. - Над Мурманском возвышается железобетонный памятник воинам-защитникам города. Таким образом, память о священности самого места передается «по наследству».

На территории Франции соборами и церквями отмечена линия нулевого (Парижского) меридиана, вдоль которого они построены. В церкви Сен-Сюльпи в Париже сохранился гномон – в виде размеченной делениями медной полоски. На нее, ориентированную с юга на север, попадал солнечный луч, фиксация которого позволяла определять суточное и годовое время. На месте храма в X веке находилась часовня, она же была возведена на месте мегалитического святилища и одновременно – центра ориентирования . Целая сеть подобных линий, ориентированных по странам света и значимым направлениям солнцестояния, связывающая сакральные места и одновременно центры древнего ориентирования (мегалиты, на месте которых ныне находятся храмы), выявляется и на Русской равнине .

Заключение. Таким образом, понятие «священное» может быть связано, во-первых, с такими разными понятиями, как Религия и Культура. Во-вторых, для всех святынь характерна их экологическая зависимость, а для религиозных – и экологическая обусловленность генезиса. Отметим наиболее важные аспекты священных мест как таковых и их исследования.

Устремления людей обращены не столько к религиозным, сколько к священным местам нашей Культуры. Одни из них – личные, известные только одному или нескольким людям (говоря словами философа Мирча Элиаде – это «места его личной Вселенной »), другие – общенародные. И те, и другие связываются в душах россиян с понятием Родина.

Святыни являются своеобразными энергетическими, духовными центрами Земли, сила воздействия которых на людей имеет природное начало (впрочем, во многом еще не объяснимое). Они относятся к высшим духовным ценностям человечества. Сказанное убеждает в особой уникальности священных мест, которые являются важнейшими ключевыми духовными и одновременно материальными центрами планеты. Многие священные места являются важнейшими составляющими Всемирного наследия (рис.6). Разные феномены такого рода несут сведения о различных сторонах событий и явлений истории Земли и человечества. Святыни разного возраста отображают состояние геокультурного (или природно-исторического) пространства на определенном историческом этапе, являясь его памятными местами.

Рис. 6. Храм на Нерли. Россия. Памятник Всемирного Наследия.

Значимыми для любого государства являются все святыни – любого вида и возраста, в том числе доисторические – петроглифы, мегалиты.- Это и духовное и материальное историко-культурное богатство страны. Священные места могут быть никак не связаны с проживающими ныне народами, однако именно они имеют вненациональное и даже мировое значение. К сожалению, в отличие, например, от Великобритании, в России мегалитам Севера ее Европейской части, Урала, Дальнего Востока не уделяется почти никакого внимания.

Священные места, как сверхценные феномены для человечества в целом и для отдельного человека, являются не просто вехами его культурного развития. Носители памяти о прошлом, они представляют собой своеобразные ориентиры в духовной жизни человека. Глубокое значение святынь состоит в том, что они привязывают народы к определенной территории, отдельных людей к своей Малой Родине. Они важны для осознания идентичности личности, этнической группы, народа, «привязывая» их к земле. В этом отношении для России показателен опыт соседней Монголии. – Исследование, систематизация и охрана священных мест в этой стране происходит на государственном уровне, под эгидой Министерства Культуры, Образования и Науки . Впрочем, и в России их изучение - составная часть концепции обучения основам страноведения в Санкт-Петербургском университете . Однако этого явно недостаточно.

Выявление и сохранение священных мест имеет явную экологическую направленность. – Оно важно для сохранения разнообразия природных и культурных ресурсов – необходимого условия развития социума. Следует согласиться с проф. К.М. Петровым, что Культура (и таким образом – Наследие – Ал.Г.) играет существенную роль в сохранении социума, поддержании среды обитания благоприятной для жизни. Добавлю, что особенно значима при этом роль священных мест как «квинтэссенции» памятников Наследия.

Литература

1. Бердяев Н. Философия неравенства // Русское зарубежье. Л.: Лениздат,1991. С.45-67.

2.Гегель Г. В.Ф. Эстетика // Собр. соч. Т.3. М., 1971.

3.Григорьев Ал. А. Священные места планеты. СПб. Изд. АССПИН, 2003. 365 с.

4.Григорьев Ал. Священные места России (2-е изд.). СПб.: ВВМ, 2004. 369 с.

5.Григорьев Ал.А. Священные места Озерного края России. СПб.: Каф. страноведения и междун. туризма СПб ГУ. Изд. 2-ое, 2010. 368 с.

6..Григорьев Ал. А., Зелюткина Л.О., Исаченко Т.Е., Коростелев Е.М., Паранина Г.Н., Севастьянов Д.В. Древнее Наследие Северо-Запада России и рекреационное природопользование. СПб.: Астерион, 2013. 152 с.

7.Григорьев Ал.А., Паранина Г.Н. Древнее наследие Северо-Запада России. Географические аспекты. СПб.: Астерион, 2012.130 с.

8.Гумилев Л.Н. В поисках вымышленного царства: легенда о государстве пресвитера Иоанна, М. 1970. 250 с.

9.Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.-СПб. 1881-1882.

10..Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. Л.: Наука,1981.

11.Ключевский В.О. Сочинения в 8 т. М. 1956, т.1. 340 с.

12. Марсадолов Л.С., Паранина Г.Н. Салбыкский археологический комплекс как объект природного и культурного наследия // Известия РГО, Т.143, вып.2.2011. С .79-90

13.О" Нейл. Р. Таинственный мир (пер. с англ.). Н. Новгород,1995. 456 с.

14.Паранина Г.Н. Свет в лабиринте. Географическое пространство, время, информация. СПб.: Астерион, 2010. 130 с

15.Севастьянов Д.В. Основы страноведения и международного туризма. М.: Академия. 2008, 256 с.

16. Теребихин Н.М. Лукоморье. Архангельск: Поморский ун-т,1999. 367 с.

17.Флоренский П. Небесные знамения (размышления о символике цветов) // Флоренский П. Избранные труды по искусству. М.: Наука, 1996. С.46-67.

18.Черемин Н.Б. «Светское» и «священное» // Пути России: ценности и святыни. СПб. – Н. Новгород: Наука,1995.С.34-46.

19.Элиаде М. Священное и мирское (пер. с француз.) М.: Изд. МГУ, 1995. 234 с.

20.Michell J. The Earth Spirit. It ways, shrines and mysteries. N-Y, 1975. 356 p.

21.Molyneau[ B.L. The Sacred Earth. MacMillan a. Duncan Baird Publ. London,1995. 346 p.

22.Wightman B.A. Sacred landscapes and the phenomenon of light // The Geograph. Review . V . 86. N . 1. 1996. P .56-67.

23. Urtnasan N. Sacred sites and their role in conservation of cultural and biological diversity in Mongolia // Mongoliana. The Information Guide for Mongolia. Guide to Tourism, Culture, History.2010. P .67-75. www . Ub - Mongolia . Mn .

Есть места в мире, где вы можете почувствовать связь с божественным - одно из них - озера Рила, известные своим сильным энергетическим полем. Чувствительные люди видят странные вещи, когда проводят ночь в этом месте.

Такие места могут дать вам ответы на вопросы, которые вас долго мучили, там вы можете почувствовать концентрированную энергию на более высоком духовном уровне.

1. Рила - Болгария

Некоторые люди могут быть удивлены, но этот горный хребет является одним из самых мощных энергетических центров в мире.

Не случайно, что один из величайших духовных мастеров двадцатого века, Беинса Дуно, выбрал это место для передачи своей мудрости.

Область вокруг озер Рила на самом деле имеет очень сильную энергию и чувствительные люди видят странные сны, когда пребывают в этой области.

2. Мачу-Пикчу в Перу

Потерянный город инков является одним из мест связанных с энергетическими центрами в мире. Инки построили Мачу-Пикчу в определенном месте, высоко в Андах.

Это место направляет энергию и позволяет людям испытать что-то, что просто не принадлежит к нашему миру.

3. Сокотра

Сокотра - архипелаг из четырех островов в Индийском океане в районе Рога Африки. Крупнейший составляет 95 процентов площади.

Его специфический ландшафт и дикая природа, как из научно-фантастического фильма, и вы можете легко представить себе, что вы на другой планете или в доисторических временах.

В результате изоляции, на Сокотре рождается много кредких видов, которые не встречаются больше нигде в мире.

Духовная энергия здесь соединяет человеческую душу непосредственно со Вселенной.

4. Плато Улуру в Австралии

Улуру является духовным центром Австралии и находится в центре континента. Легенды говорят, что само плато полое и является источником энергии, которые называются Tiukurpa.

Древние племена, которые окружают плато, оставили много нарисованных историй в некоторых из пещер в этом районе.

Племена сохраняют веру, что, когда люди окружают плато, получают духовное видение.

5. Остров Пасхи

Это одно из самых изолированных мест в мире, известное своими захватывающими каменными гигантами - «моаи», которые поднимаются повсюду вдоль скалистого побережья. Ученые не имеют абсолютно никакого ответа на вопрос: «Кто их сделал и как?»,

Весь остров является вершиной большого вулкана, который поднимается со дна океана. Поэтому древние называли его Пупом мира - на местном языке, известном как "Te Pito O Te Henua", в то время как в настоящее время широко распространено название «Rapa Nui». Другое коренное название острова "Мата" («Глаза, которые смотрят в небо»).

Полагают, чтобы Пуп мира собирает самую важную духовную энергию Земли.

6. Белинташ плато

Белинташ плато является одним из трех точек (Белинташ - Кросс Форест - Карадий камень), которые создают одну из самых сильных зон энергии в Европе.

В окрестностях Белинташа и на нем есть сильная энергия, и сотни людей были свидетели частых паранормальных явлений.

7. Берат

Берат является гордостью албанской архитектуры. Старый город находится под охраной ЮНЕСКО. Берат представляет собой превосходное сочетание восточной и западной культур, традиций и обычаев. Город является сокровищницей албанской истории и доказательства гармонии между верой и культурой.

В Берате люди имеют очень сильную духовную энергию исцеления. Сегодня за городскими стенами до сих пор живут люди, которые не верят в болезни, что делает это место уникальным и аутентичным.

8. Стоунхендж

Стоунхендж является самым известным мегалитическим памятником в мире, вероятно, посвященным Солнцу, возрастом около 5000 лет. Расположен в самом центре города Солсбери в графстве Уилтшир, Великобритания.

Он известен своими огромными каменными блоками, расположенными по кругу. Нельзя с уверенностью сказать, что было целью Стоунхенджа, но многие ученые считают, что памятник был использован в качестве церемониального или религиозного центра.

Согласно одной теории Стоунхендж - древнее кладбище.

9. Боснийские пирамиды

Боснийские пирамиды расположены недалеко от города Високо, согласно последним исследованиям, датируются библейским прошлым. Самая большая пирамида - Пирамида Солнца, и является первой в своем роде в Европе, а пирамида Луны и пирамида Боснийского Дракона значительно меньше.

Под пирамидами были найдены три подземные комнаты и небольшое голубое озеро. Резервуар, содержащий чистую, стерильную воду, свободную от бактерий, водорослей, грибов, микроорганизмов, животных, мха и грязи. Называют живой водой, потому что очищает тело.

Это означает, что эти объекты на самом деле «места для исцеления». Человеческое тело регенерирует быстрее и болезнь исчезает.

10. Гора Кайлаш в Тибете

Гора Кайлаш является священным местом четырех религии, которые происходят из той части Азии, это Тибетский буддизм, Индуизм, Джайнизм и старая добуддийская религия Тибета - Бонго.

Все эти религии имеют свои легенды о месте, но едины в том, что вершина горы - дом богов и один из энергетических центров мира, где принимают духовное блаженство.

С самого зарождения цивилизации человечество было одержимо желанием понять то, что находится выше их. Люди верили в разных богов и жизнь после смерти, следовали тем или иным традициям. С расцветом цивилизации религия стала главным мотивирующим фактором для человечества - и хорошим, и плохим. Чтобы отдать дань Богу, люди создавали просто потрясающие места поклонения.

Со времени зарождения первых религий ничего коренным образом не изменилось. Культовые религиозные сооружения – это не просто здания, а своеобразные дома богов и богинь. Поэтому они просто должны быть великолепными! Благодаря необходимости прославления богов туристы получили возможность посещать самые прекрасные и вдохновляющие места по всему миру.


Когда дело доходит до строительства религиозных зданий, то настоящим экспертом в этом деле является католическая церковь. Архитектура соборов за последние годы немножко изменилась, но единственное, что осталось прежним на протяжении веков, то, что они построены исключительно для вдохновения. Большинство католических соборов очень высокие, они направлены ввысь к богу.


Одним из самых известных соборов, безусловно, является Нотр-Дам. Это ранний пример французской готической архитектуры. Отвергая более простой стиль романских соборов, Нотр-Дам имеет контрфорсы, красивые витражи, шпили, направленные в небеса, а также впечатляющие скульптуры. 200 лет понадобилось для завершения строительства собора.


Бахаи - малоизвестная религия, хотя и одна из наиболее быстро растущих в мире с более чем пятью миллионами приверженцев. Из-за отсутствия всемирной известности о религиозных сооружениях бахаи часто забывают. Но это огромная ошибка, ведь культовые места, посвященные ей, впечатляют своей торжественностью и величием.


Религиозные места бахаи можно найти по всему миру. Однако две наибольшие святыни находятся в северной части Израиля. И Храм Бахауллы, и Храм Баб - места упокоения останков первых основателей религии. Вокруг усыпальницы Бахауллы расположен сад, образующий круг вокруг особняка. Именно в этом месте, как утверждают верующие, пребывал в последние годы своей жизни святой. В третьем по величине городе Израиля, Хайфе, находится огромная куполообразная Усыпальница Баба. Вокруг нее расположены девятнадцать террас с садами, простираютщимися по склону горы и напоминающие легендарные висячие сады Семирамиды.


Построенный в XVII веке Хармандир-Сахиб является центром поклонения всех людей, исповедующих веру сикхов. Их пятый гуру и религиозный лидер построил храм как место духовности для всех монотеистических религий. В знак приветствия любого человека двери открыты во все четыре стороны света. В девятнадцатом веке верхняя часть храма была покрыта золотом, сделав храм еще торжественнее, и даровав ему прозвище «Золотого Храма». Те, кто посетит его, смогут увидеть Гуру Сахиб, святой текст сикхизма.


Одним из первых религиозных мест, известных человечеству, считается Стоунхендж, мистическое место, окруженное тайной. Ученые предполагают, что он, возможно, был построен 4-5 тысяч лет тому назад. Огромные камни, установленные по какому-то принципу в форме кольца, просто поражают мир. Без современных технологий и машин, передвижение и установление таких огромных валунов с точки зрения современного человека, кажется почти невозможным. Сегодня существует огромное количество предположений относительно того кто, как, когда и главное зачем построил Стоунхедж. После того, как в этом месте нашли древние захоронения, идея религиозности Стоунхеджа нашла еще больше поклонников. Хотя культовый смысл этого места был потерян в связи с распространением христианства в Англии, возрождение языческих и друидских верований возвращают религиозную значимость и святость этого места.


В шестом веке в Константинополе, бывшей столицы Византии, был построен собор Святой Софии, центр власти Восточной Православной Церкви. На протяжении почти тысячи лет он был самым большим собором в мире. К сожалению для церкви и тем более для Византийской империи в 15 веке Константинополь был завоеван турками-османами. Город стал турецким и был переименован в Стамбул, а собор был превращен в мечеть. Позже были добавлены четыре минарета, которые на сегодняшний день являются неотъемлемой частью структуры здания. И лишь в 1935 году здесь открыли светский музей.


Самой распространенной религией в мире, с более чем 2 млрд. людей, исповедующих ее, является христианство. Примерно половина всех христиан - католики. На протяжении многих лет католическая церковь имела большую власть. В прошлом она была одной из самых мощных организаций в Европе, и хотя впоследствии значительно утратила свой контроль, все еще сохраняет важное место на мировой арене.


В центре итальянской столицы Рима находится независимый город-государство Ватикан. Это центр власти католической церкви, дом Папы и просто потрясающий исторический памятник. Выбрать всего лишь одно место, которое стоит увидеть в Ватикане невозможно, ведь здесь расположен и Апостольский дворец, и дом Папы Римского, построенный в шестнадцатом веке. Именно здесь можно увидеть знаменитую Сикстинскую капеллу с фресками, созданными знаменитым художником Микеланджело. Здесь расположено также одно из самых святых мест для христиан - Собор Святого Петра, место захоронения первого Папы, Святого Петра.


На берегу реки Нереньяна находится Бодх-Гая - дом древнего дерева, известный как Дерево Махабодхи, а также Храм Махабодхи. Именно под предком этого дерева сидел и медитировал Гаутама Сиддхартха, пока не достиг просветления, став Буддой. Из четырех буддийских мест паломничества Бодх-Гая является священным. Согласно буддийскому учению Бодх-Гая является самым святым местом на Земле и считается пупом мира. Посещая Бодх-Гая, можно увидеть ещё и удивительную пирамиду Махабодхи, покрытую золотом.


Построенный на берегах реки Ганг, Варанаси является одним из старейших городов мира. Для индусов и джайнов он священен. Духовная столица Индии считается городом главного индуистского божества, Шивы. Поселение также тесно связано с буддизмом, ведь именно здесь Будда прочитал свою первую проповедь.


Будда - не единственный знаменитый человек, связанный с городом, так как многие великие духовные лидеры жили в Варанаси, и именно здесь были написаны важные священные тексты. Это город храмов. Здесь посетители могут посетить Каши Вишванатх, знаменитый храм, посвященный богу Шиве, а также Вишалакши – храм главного женского божества индуизма. Река Ганг, на которой построен город, сама по себе является священным местом бога Ганга. Однако, несмотря на такую популярность, купаться в реке нельзя, ведь она является одной из самых грязных в мире.


Каждый год мусульмане всего мира собираются в священном городе Мекка во время религиозного паломничества, известного как Хадж, в честь Агари, матери Измаила, и мусульманского пророка, Мухаммеда. В конце путешествия паломники прибывают в святой город, место, где все они возносят молитву. Главным атрибутом Мекки является Кааба - кубообразное здание, исламская мечеть Аль-Масджид аль-Харам. Мусульмане верят, что Кааба была построена Ибрагимом (Авраамом), как первое место поклонения Аллаху.


На многих старинных картах Иерусалим показывается как центр мира. Из этого можно судить о том, насколько важен был город в те времена. Это святое место для трех основных монотеистических религий мира. Именно там Авраам пытался принести в жертву Исаака, Соломон построил еврейский Храм, Мухаммед отправился в Мекку, а Иисус проповедовал и был распят.


Посетители Иерусалима могут увидеть несколько святынь. Для евреев это город царя Давида. Они могут посетить Стену Плача, руины Храма Соломона, который римляне разрушили две тысячи лет назад. На самой высокой точке города можно увидеть мусульманский Купол Скалы и мечеть Аль-Акса, связанные с ночью полета Мухаммеда. Всего через несколько кварталов от этих святых мест христианские паломники могут посетить церковь Гроба Господня, построенную на месте распятия Иисуса. А ещё в Израиле есть за которой удивительной женщине удалось вырастить