Лето. Летняя деятельность, конспекты, НОД

Беседа и рисование для детей среднего дошкольного возраста «Лето красное пришло»

Ефимова Алла Ивановна, воспитатель ГБДОУ №43 г. Колпино Cанкт - Петербург
Описание материала: Конспект беседы разработан и проведен с детьми среднего дошкольного возраста. Конспект может заинтересовать воспитателей и родителей для проведения наблюдений и бесед на природе с детьми.
Цель: ознакомить детей с характерными признаками лета.
Задачи: формировать представления о лете, развивать умение внимательно слушать взрослого и отвечать на вопросы, обогащать активный словарь, становление эстетического отношения к окружающему миру.

Воспитатель: Ребята, сегодня на улице плохая погода и я вам предлагаю немного побеседовать в группе. Для начала, предлагаю послушать стихотворение:
Вот и лето подоспело –
Земляника покраснела:
Повернется к солнцу боком –
Вся нальется алым соком.
В поле – красная гвоздика,
Красный клевер. Погляди-ка:
И лесной шиповник летом,
Весь осыпан красным цветом.
Видно, люди не напрасно,
Называют лето красным.
Воспитатель: О чем говорится в стихотворении?
Ответы.
Воспитатель: Я вам прочитала стихотворение и те, кто внимательно слушал, ответят мне, о каких цветах и ягодах говорится в стихотворении?


Ответы.
Воспитатель: А какого цвета эти цветы и ягоды?
Ответы.
Воспитатель: Ребята, а вам нравится лето?
Ответы.
Воспитатель: А почему вам нравится лето?
Ответы.
Воспитатель: А скажите, летом какая обычно бывает погода?
Ответы.
Воспитатель: А чем вы любите заниматься летом?
Ответы.
Воспитатель: А летом бывает плохая погода?

Ответы.
Воспитатель: А какие изменения происходят в природе летом?
Ответы.
Воспитатель: А скажите, можно ли летом бегать босиком по траве?
Ответы.
Воспитатель: Мы с вами потрудились, засиделись, приглашаю вас размяться.


Разминка
Все движения разминки
повторяем без запинки!
Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе – хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге – ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!
Воспитатель: На вопросы вы прекрасно отвечали. Ребята, а на нашем участке есть клумба. А что растет на этой клумбе?


Ответы.
Воспитатель: конечно, лук, чеснок, салат, петрушка, клубника, мята. А на второй клумбе, как вы правильно заметили, у нас растут цветы? А вы знаете, как называются цветы, которые растут на клумбе?
Ответы.
Воспитатель: А где еще растут цветы?
Ответы.
Воспитатель: А если мы захотим подарить мамочке букет, можем ли мы нарвать букет на нашей клумбе?
Ответы.
Воспитатель: Правильно, мы будем любоваться нашими прелестными цветами и мамочек пригласим полюбоваться ими. Рвать цветы, конечно же, нельзя.
А еще ребята во время прогулок на улице, что вы заметили?
Ответы.
Воспитатель: Да там летают прекрасные бабочки, яркие, разноцветные, в траве свою песенку поет кузнечик, цветы опыляют пчелы.
Ребята приглашаю вас поиграть в игру. Перед вами лежат цветочки, сейчас я их разложу на полу, на коврике по всей группе. Вы все сейчас превратитесь в бабочек или пчелок, выбираете понравившийся цветочек, подлетаете к нему, поднимаете его и вместе с цветочком садитесь на свои места.
Попрошу вас внимательно рассмотреть свои цветочки, как они устроены, из чего состоят, и мы с вами попробуем передать всю эту красоту в рисунках.
Но прежде, чем мы приступим к работе, предлагаю размять наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика:
Как у нас на нашей грядке
Сколько цветиков цветет!
(большой палец здоровается с каждым пальцем, начиная с указательного в ритм тексту, сначала на правой, затем на левой руке)
Маргаритки, ноготки,
Астры - пестрые цветки,
Георгины и левкой,
(поочередно загибают пальцы, начиная с большого, на правой и на левой руке одновременно)
Выбираешь ты какой?
(делают жест руками вперед, ладони развернуты вверх)
Е. Благинина
Воспитатель: Я вам хочу подарить прекрасные рисунки – раскраски, на которых нарисованы цветочки, но к сожалению эти цветочки все одного цвета, вам нужно их разукрасить, а вечером вы свою шикарную работу сможете подарить своим мамочкам. Я уверена, что мамочки очень обрадуются. Вы согласны?
Ответы.
Воспитатель: Тогда приступаем к работе. Всем желаю хорошо потрудиться. Если кто – то хочет сам нарисовать, то можно свой рисунок рисовать, не обязательно брать раскраску. Я знаю, что у нас есть детки, которые очень любят рисовать ладошками и я уверена, что они нарисуют рисунок именно так.


Воспитатель: Пока вы заняты работой, я вам включу спокойную музыку. Наслаждайтесь.
Воспитатель: Нам пора закругляться, ваши работы выполнены, мы можем их с вами рассмотреть и оценить, а вечером любимым мамочкам подарить.
Все молодцы.
Работы деток:


Воспитатель: Вам понравилось занятие?
Что понравилось больше всего?
А летние месяцы помните?
Как вы думаете, ваши работы понравятся мамам?
Всех благодарю за работы.

Программное содержание:

1. Формировать у детей любовь и интерес к природе, давая элементарные знания о ней.

2. Формировать у детей обобщенные представления о лете как о времени года.

3. Расширить и конкретизировать представления детей о цветах.

4. Дать представление о простейших лекарственных растениях.

5. Учить составлять небольшой описательный рассказ о лете.

6. Побуждать детей к собственной речевой активности.

Предшествующая работа:

Выставка цветов;
- рисование «Мои любимые цветы», «Лекарственные травы»;
- заучивание стихов про цветы; игры: «Я садовником родился», «Какого цвета лето?»;
- пересадка ноготков, астр, календулы с клумбы в горшки;
- целевая прогулка на луг;
- рассматривание фотографий «Как я провел лето» и составление небольших рассказов о лете из личного опыта.

Оборудование к занятию:

Веночки из искусственных цветов: ромашка, василек, одуванчик, гвоздика, незабудка; фотовыставка «Чтобы лето не кончалось»; выставка живых цветов; «Зеленая» аптека: лекарственные растения - подорожник, мята, ромашка, брусника, черника; кафе «Семицветик» с натюрмортами из овощей и фруктов; песня «Чтобы лето не кончалось» в исполнении А.Б. Пугачевой; «Вальс цветов» П.И. Чайковского.

Ход занятия

Звучит песня А.Б. Пугачевой «Чтобы лето не кончалось».

Воспитатель: Вот и наступил сентябрь. Солнце греет не так жарко, как летом. На смену летним сарафанам и босоножкам приходят теплые кофты и мокасины . Не грустите! Сегодня мы расскажем о том, как сохранить летнее настроение на весь год!

1 способ

Воспитатель: Чем грустить о том, что лето прошло, повеселитесь от души: нарядитесь в летние платья, украсьте голову венками и заведите хоровод.

Дети заводят хоровод «Мы плетем, плетем венок, заплетаем полевой».

«Цветы» выбегают и читают стихи про ромашку, незабудку, гвоздику, одуванчик, василек.

Звучит «Вальс цветов» П.И.Чайковского. Дети - «Цветы» танцуют.

Воспитатель:

Есть у нас цветов букеты,
Мед, как солнце, золотой…
Не забудем мы о лете
Даже снежною зимой.

2 способ

Воспитатель:

Вы хотите, чтобы лето не кончалось?
Устройте у себя дома летний сад.
Мы устроили, а вы?

Мы пересадили с клумбы
Ноготки, астры, бархатцы.
Ведь на улице уже холодно.
А в группе они у нас будут
Радовать долго-долго.

3 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Сделайте фотографии на память. Сколько замечательных минут вы зафиксируете на пленке. Разглядывая фотографии, вы будете мысленно возвращаться к теплым, веселым дням.

Воспитатель приглашает всех на фотовыставку «Чтобы лето не кончалось». Дети делятся впечатлениями о лете по фотографиям.

4 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда собирайте цветы. Ведь запах лета можно засушить. Собирайте листья смородины и мяты, лимонника и крапивы. Поздней осенью и зимой эти запасы помогут вам вспомнить о лете. Пригашаем Вас в нашу «Зеленую» аптеку.

Дети представляют лекарственные растения.

5 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Тогда берите в руки скакалки, мячи и начинайте играть.

Игра с мячом «Что растет в саду, в огороде, в лесу, на лугу, в цветнике, в поле?».

6 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Приглашайте друзей и устройте день воспоминаний о летнем отдыхе. У каждого наверняка немало веселых историй!

Рассказы детей о лете.

7 способ

Воспитатель: Вы хотите, чтобы лето не кончалось? Почему бы вам не провести вечер в летнем кафе. Мы приглашаем вас в Разноцветное кафе «Семицветик».

Звучит песня «Чтобы лето не кончалось». Дети угощаются в кафе «Семицветик».

Воспитатель:

Спасибо тебе, Лето, мы хотим сказать!
Осень золотую нам пора встречать.
Не забудем мы о лете, будем часто вспоминать!

О себе: Стаж педагогической работы - 28 лет. Я учу детей сомневаться, удивляться, оригинально мыслить.

Комплексное занятие для детей старшей группы «Лето красное, звонче пой!»

Программное содержание:

Передавать в детских коллективных работах богатство и выразительность окружающего мира, яркость и красоту лета;

Закрепить умения детей выполнять коллективную аппликацию по заданной теме, проявляя творчество в создании определенного сюжета;

Закреплять навыки разнообразных приемов вырезания, навыки правильного пользования ножницами, умение располагать на большой плоскости листа определенный сюжет по общей тематике, согласовывая с товарищами;

Поощрять творческую активность детей при выполнении замысла, передавать свое отношение, чувства к сюжету данной коллективной работы;

Развивать чувство прекрасного, гармонии при соприкосновении с музыкой, изобразительным творчеством, родным словом.

Речевая задача:

Продолжить учить детей рассказывать по содержанию работы, четко произносить слова, строить предложения;

При чтении отрывков из стихотворений соблюдать определенные выразительные средства.

Материал к занятиям:

Мольберты с тонированными листами бумаги, кусочки разнообразной ткани для аппликации, оборудование педпроцесса по аппликации;

Имитация лесной полянки: «бруски», «пеньки», «березка»;

Технические средства с записью песни «По солнышку», грамзапись «Голоса птиц»;

Оборудование центральной стены: панно по летней тематике;

Отрывки из стихотворений русских поэтов о лете, используемых на занятиях и во время повседневных наблюдений.

Предварительная работа:

Целевые прогулки и экскурсии в природу (в парк, к пруду, в сад и др. - цветоводство);

Трудовые действия детей в природе;

Рассматривание иллюстраций, репродукций о цветах, птицах;

Чтение художественных произведений о лете отечественных и зарубежных авторов;

Просмотр диапозитивов «Лето» из серии «Времена года».

Ход занятия

I. Вступление.

Звучит мелодия летней песни «По солнышку» (музыка Б. Дьяченко, слова Г. Ладонгцикова). На «полянку», свободно группируясь, выходят дети, рассаживаются. Издали (тихо) раздаются голоса птиц (грамзапись).

Воспитатель. Дети, мы с вами попали на лесную полянку. Давайте поздороваемся с нашими гостями и начнем занятие.

Ребенок.

Что такое лето? Это много света,

Это - поле. Это - лес, это - тысяча чудес!

Воспитатель. Ты напомнил нам о лете. Какие признаки лета вам знакомы? (Ответы детей, одобрение ответов)

Дети поют песню «Здравствуй, лето!» (музыка М. Иорданского, слова И. Черницкой).

Здравствуй, лето!

1. Мы долго лета ждали,

Казалось, целый год.

Все ждали, все считали,

Когда ж оно придет?

И вот шумят дубравы

Над нашей головой,

В лугах цветы и травы

Кивают нам с тобой.

Припев

Здравствуй, поле и лесок (2 раза).

Здравствуй, небо ясное!

Здравствуй, речка и песок! (2 раза).

Здравствуй, лето красное!

Здравствуй, лето! (2 раза).

Здравствуй, лето красное!

2. Нам дарит лес прохладу

В полдневный летний зной,

И бусы алых ягод

На просеке лесной.

Над нами небо выше,

Прозрачней синева,

И звездами ромашек

Усыпана трава.

3. Мы в речке будем плавать,

На солнце загорать,

Лесную землянику,

Малину собирать.

Пусть долго не уходит

Прекрасная пора -

Рыбалка, и походы,

И песни у костра!

Воспитатель. Мы с вами вспомнили самое примечательное о лете, его признаки и цвета. Теперь же постараемся воспроизвести картины летнего пейзажа на бумаге. Вы уже получили задание: подумать, какие картины летнего пейзажа вы хотели бы изобразить. Вам остается подойти к столам, договориться, кто что будет рисовать, приготовить все необходимое для работы. Напомни нам, пожалуйста, Миша, как надо пользоваться ножницами. (Ответ ребенка о правилах пользования ножницами) Подойдите к столам, размещайтесь поудобнее и приступайте к работе, а помогать вам будет прекрасная музыка о лете, создавая радостное настроение.

II. Фронтальная работа.

Индивидуально воспитатель помогает нуждающимся детям в выборе сюжета, в технике исполнения работ, в подборе ткани, в приемах вырезания, в расположении элементов рисунка на плоскости листа; напоминает о правилах работы с ножницами.

III. Заключительная.

Дети приводят в порядок свои рабочие места, затем располагаются на «полянке». Воспитатель предлагает рассказать о созданных картинах лета.

Вопросы к анализу выполненных работ:

1. Дать картине название. Объяснить, почему так названа работа.

2. Объяснить, как сумели передать в картине название, какие детали использовали.

3. Какие чувства вызывает у вас эта картина?

4. Какое художественное произведение смогли бы вы прочитать по содержанию этой картины?

5. Есть ли картины, которые произвели на вас наибольшее впечатление? Чем оно вызвано - техникой исполнения, яркостью красок, изображением сюжета? Или еще чем-то?

Лето

Сколько утреннего света

За распахнутым окном!

По земле гуляет лето,

Ходит лето босиком.

Сколько ветра и простора!

Сколько песен и цветов!

Даль полей и гул моторов,

Эхо ранних поездов.

Сколько лета, сколько солнца,

Сколько зелени кругом!

Вместе с птицами проснемся,

Вместе с травами растем.

В. Степанов

Главный запах лета

Очень славно пахнет лето:

Травкой, солнцем разогретой,

Алой сладкою клубникой

И степною ежевикой.

Терпкой, сочною листвой,

Пряной скошенной травой,

Робким дождиком грибным

И укропом молодым.

Ну, а главное не в этом!

Самый главный запах лета

Ты услышишь за станицей,

В поле зреющей пшеницы.

Т. Голуб

Дети поют песенку-игру «На лесной опушке» (музыка В. Герчик, слова Р. Грановской).

Белки . Заинька, заинька, на лесной опушке,

Что за кустик прячешься, прижимая ушки?

Светит нам солнышко, распевают пташки, - Поиграй-ка, заинька, с нами ты в пятнашки!

Заяц . Белочка, белочки, вы не обижайтесь,

Детский сад летом словно получает второе дыхание: не нужно прятаться от зимней стужи, а вместо этого целый день можно провести на детской площадке или даже отправиться в настоящий поход.

Занятия в детском саду летом больше сродни подвижным играм или салочкам-догонялочкам. И вполне законно, согласно СанПину 2.4.1.3049-13:

12.2. Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие мероприятия следует осуществлять с учетом здоровья, возраста детей и времени года.

— 12.19. …В теплое время года при благоприятных метеорологических условиях непосредственно образовательную деятельность по физическому развитию рекомендуется организовывать на открытом воздухе.

Лето – благодатная почва и в прямом, и в переносном смысле. Детский сад внешне преображается, расцветают растения и все оживает.

С другой стороны, занятия в детском саду летом можно организовать так интересно, что детей потом обратно в помещение не заманишь. Ну и ладно, главное – чтобы побольше дышали воздухом и проводили время с пользой.

О, том, как можно с пользой провести летом занятия в детском саду, расскажем в статье.

Вместо привычной прогулки устройте ознакомительную экскурсию с зеленой аптечкой – если на территории детского сада мало растений, то можно организовать поход в ботанический сад. Не забудьте с собой прихватить энциклопедию по ботанике! Доступным языком познакомьте ребят со свойствами растений, а после прогулки закрепите усвоенный материал – пускай ребята нарисует те растения, которые им больше всего запомнились, и вы совместными усилиями сделаете свою энциклопедию зеленой аптечки.

В утренний час, пока солнышко еще не сильно греет, соберите турслет из маленьких воспитанников и позовите их в туристический поход . К турслету ребят можно подготовить заранее – попросить принести маленькие рюкзачки из дома. И вот, туркоманда из 20 человек выходит на улицу. Сюжет может быть различный: от поисков сокровищ до разбивки турлагеря с настоящей палаткой. Все передвижения по территории детского сада разбавляются подвижными играми: например, прохождением полосы препятствий, конкурсом на быстроту и сноровку (кто быстрее залезет в спальник), соревнованием на самое умелое прохождение горной реки (ребята перепрыгивают с камушка на камушек).

После турпохода желательно подкрепиться и пойти баиньки – чтобы набраться снова сил. Ведь во второй половине дня ребят ожидает поход в гости к солнышку . Далеко идти не придется — солнышко повсюду. Подобные занятия в детском саду – отличный способ приучить детей к труду, воспитать любовь к природе – попросите ребят полить растения и вы увидите, насколько они ответственно подойдут к этому заданию. Занятие можно завершить догонялками солнечного зайчика.

Наверняка, многие дети на выходные отправляются на дачу или в деревню к бабушке . Поэтому предварительная репетиция выходного будет многим ребятам знакома не по наслышке. Соберите загадки про домашних животных и на прогулке проверьте, насколько хорошо дети осведомлены о повадках тех или иных животных.

Если вы не знаете, какой сценарий детей больше заинтересует, спросите у них — будьте уверены, — они подскажут!