Кому поклоняются иудеи кто их бог. Иудаизм: основные идеи

Мира. Она образовалась в I веке до нашей эры в древней Иудее. История верования напрямую связана с еврейским народом и его богатой историей, а также развитием государственности нации и жизнью её представителей в условиях диаспоры.

Суть

Те, кто исповедует эту веру, называют себя иудеями. Некоторые последователи утверждают, что их религия возникла ещё во времена Адама и Евы в Палестине. Другие же уверены, что иудаизм - это вера, основанная небольшой группой кочевников. Среди них был Авраам, заключивший с Богом договор, что стал фундаментальным положением религии. В соответствии с этим документом, который известен нам, как заповеди, люди обязывались соблюдать правила благочестивой жизни. Взамен же получали покровительство Всевышнего.

Основные источники изучения иудаизма - Ветхий Завет и Библия в целом. Религией признаётся исключительно три вида книг: пророческие, исторические и Тора - издания, толкующие закон. А ещё священный Талмуд, состоящий из двух книг: Мишны и Гемары. Он, кстати, регламентирует все аспекты жизни, включая мораль, этику и даже юриспруденцию: гражданское и уголовное право. Чтение Талмуда - священная и ответственная миссия, заниматься которой разрешено только евреям.

Отличия

Главная особенность вероисповедания заключается в том, что Бог в иудаизме не имеет облика. В других древневосточных религиях Всевышнего часто изображали или в виде человека, или в подобии зверя. Люди пытались рационализировать природные и духовные материи, сделать их максимально понятными для простых смертных. Но евреи, почитавшие Библию, называют это идолопоклонством, так как главная книга иудеев строго осуждает раболепие перед иконами, статуями или изображениями.

Что касается христианства, то тут выделяют два основных отличия. Во-первых, Бог в иудаизме не имел сына. Христос, по их убеждению, был обыкновенным смертным человеком, проповедником морали и благочестивого слова, последним пророком. Во-вторых, является национальной. То есть гражданин страны автоматически становится иудеем, не имея права впоследствии принять другое вероисповедание. в наше время - пережиток. Только в древние времена это явление процветало. Сегодня же оно почитается только евреями, сохраняя при этом идентичность и самобытность народа.

Пророки

В иудаизме это человек, несущий в массы волю божью. С его помощью Всевышний учит народ заповедям: люди совершенствуются, улучшают свою жизнь и будущее, развиваются морально и духовно. Кто будет пророком, решает сам Бог - утверждает иудаизм. Религия не исключает, что выбор может пасть на смертного, который абсолютно не желает брать на свои плечи такую важную миссию. И приводит пример с Ионой, который даже пытался бежать на край света от возложенных на него священных обязанностей.

Помимо нравственности и духовности, пророки также обладали даром ясновидения. Они предсказывали будущее, давали ценные советы от имени Всевышнего, лечили от различных болезней и даже принимали участие в политической жизни страны. Например, Ахия был личным советником Иеровоама, основателя Израильского царства, Елисей - способствовал смене династии, Даниил - сам возглавил государство. Учения ранних пророков включены в книги Танаха, поздних - изданы отдельными экземплярами. Интересно, но проповедники, в отличие от представителей других древних религий, веровали в наступление «золотого века», когда все народы будут жить в мире и достатке.

Течения в иудаизме

За долгие века своего существования религия претерпела множество трансформаций и видоизменений. В результате её представители разделились на два лагеря: и реформистов. Первые свято придерживаются традиций предков и не вводят новшеств в верования и его каноны. Вторые, наоборот, приветствуют либеральные веяния. Реформисты признают браки между евреями и представителями других религий, однополую любовь и работу женщин на должности раввина. Ортодоксы в основном живут на большей части современного Израиля. Реформисты - в США и Европе.

Попыткой компромисса между двумя враждующими лагерями стал консервативный иудаизм. Религия, вылившаяся в два течения, нашла золотую середину именно в этом синтезе новаторства и традиций. Консерваторы ограничились введением органной музыки и проповедям на языке страны проживания. Вместо этого, такие важные обряды, как обрезание, соблюдение Субботы и каш-рут, они не трогали. Где бы ни исповедовался иудаизм, в России, США или в европейских державах, все евреи соблюдают чёткую иерархию, подчиняясь старшим по духовной должности.

Заповеди

Они для евреев - святые. Представители этого народа уверены, что во времена многочисленных гонений и издевательств нация выжила и сохранила самобытность только благодаря соблюдению канонов и правил. Поэтому и в наши дни нельзя идти вразрез с ними, даже если на кону стоит собственная жизнь. Интересно, но принцип «закон страны - закон» был сформирован ещё в III веке до нашей эры. Согласно ему, правила государства обязательны для всех без исключения граждан. Евреи также обязаны быть максимально лояльными к высшим эшелонам власти, недовольство разрешено высказывать только в адрес религиозной и семейной жизни.

Соблюдение десяти заповедей, полученных Моисеем на горе Синай, - суть иудаизма. Причём главная среди них - соблюдение праздника Субботы («Шабат»). Этот день особый, его обязательно следует посвятить отдыху и молитвам. По субботам нельзя работать и путешествовать, даже готовить еду запрещено. А чтобы люди не сидели голодными, им велено делать первые и в пятницу вечером - на несколько дней вперёд.

О мире и человеке

Иудаизм - это религия, в основе которой лежит легенда о сотворении планеты Господом. Согласно ей, землю он создал из водной глади, потратив на эту важную миссию шесть дней. Таким образом, мир и все живущие в нём существа - Божьи создания. Что касается человека, то в его душе обязательно присутствуют два начала: доброе и злое, которые находятся в постоянном противостоянии. Тёмный демон склоняет его к земным удовольствиям, светлый - к совершению хороших дел и духовному развитию. Борьба начал проявляется в виде поведения индивида.

Как уже говорилось, последователи иудаизма верят не только в начало существования мира, но и в его своеобразный конец - «золотую эру». Её основателем станет царь Машиах, он же Мессия, который будет править народом до конца времён и принесёт ему процветание и освобождение. В каждом поколении есть потенциальный претендент, но только истинному потомку Давида, неуклонно соблюдающему заповеди, чистому душой и сердцем, суждено стать полноценным Мессией.

О браке и семье

Им придавалось самое важное значение. Человек обязан обзавестись семьёй, её неимение считается кощунством и даже грехом. Иудаизм - это вера, в которой бесплодность является наихудшей карой для смертного. Мужчина может развестись с женой, если после 10 лет брака она не родила ему первенца. Наследие религии сохраняется именно в семье, даже в периоды гонений каждая ячейка еврейского общества должна соблюдать обряды и традиции своего народа.

Муж обязан обеспечить свою жену всем необходимым: жильём, продуктами, одеждой. Его долг - выкупить её в случае пленения, достойно похоронить, ухаживать во время болезни, обеспечить средствами к существованию, если женщина останется вдовой. То же самое касалось и общих детей: они не должны ни в чём нуждаться. Сыновья - вплоть до совершеннолетия, дочери - до обручения. Вместо этого мужчина, как глава семьи, имеет право на доход своей второй половинки, её имущество и ценности. Он может наследовать состояние жены и использовать результаты её труда в своих целях. После его смерти на вдове обязан жениться старший брат мужа, но только в том случае, если брак является бездетным.

Дети

Отец имеет также множество обязанностей перед наследниками. Сына он должен посвятить в тонкости веры, которые проповедует священная книга. Иудаизм опирается на Тору, её и изучает ребёнок под руководством родителя. Мальчик также с его помощью овладевает выбранным ремеслом, девочка - получает хорошее приданое. Родителей маленькие евреи очень уважают, исполняют их указания и никогда не перечат им.

До 5 лет религиозным воспитанием детей занимается мать. Она учит малышей основным молитвам и заповедям. После их отправляют в школу при синагоге, где они осваивают все библейские премудрости. Обучение проходит после основных уроков или в воскресенье утром. Так называемое религиозное совершеннолетие наступает у мальчиков в 13 лет, у девочек - в 12. По этому поводу устраивают различные семейные праздники, которые символизируют вступление человека во взрослую жизнь. С этих пор юные создания должны постоянно посещать синагогу и вести благочестивый образ жизни, а также продолжать дальнейшее глубокое изучение Торы.

Основные праздники иудаизма

Основной - Песах, который евреи отмечают весной. История его возникновения тесно связана с периодом Исхода из Египта. В память о тех событиях евреи едят хлеб из воды и муки - мацу. Во время гонений люди не успели приготовить полноценные лепёшки, поэтому довольствовались их постным аналогом. Также на столе у них находится горькая зелень - символ египетского порабощения.

В период Исхода также начали отмечать Новый год - Рош а-Шану. Это сентябрьский праздник, который провозглашает Божье царство. Именно в этот день Господь судит человечество и закладывает основы тех событий, которые случатся с народом в будущем году. Суккот - ещё одна важная осенняя дата. Во время праздника евреи, славя Всевышнего, семь дней живут во временных зданиях-сукках, покрытых ветками.

Ханука - также большое событие для иудаизма. Праздник - символ победы добра над злом, света - над мраком. Возник как память о восьми чудесах, произошедших во времена восстания против греко-сирийского правления. Кроме этих основных памятных дат, евреи также отмечают Ту-Бишват, Йом-Кипур, Шавуот и другие.

Ограничения в еде

Иудаизм, христианство, ислам, буддизм, конфуцианство - каждое вероисповедание имеет свои характерные особенности, часть которых распространяется на кулинарию. Так, евреям нельзя употреблять «нечистые» продукты: мясо свиней, лошадей, верблюдов и зайцев. Также у них под запретом устрицы, креветки и другие морские жители. Правильная еда в иудаизме называется кошерной.

Интересно то, что религия запрещает не только некоторые продукты, но и их сочетание. Например, табу - молочные и мясные блюда. Правило чётко соблюдают во всех ресторанах, барах, кафе и столовых Израиля. Чтобы эти блюда находились максимально далеко друг от друга, их выдают в этих заведениях через разные окошки и готовят в отдельной посуде.

Многие евреи почитают не только потому, что это правило прописано в Торе, но и ради оздоровления собственного организма. Ведь эта схема питания была одобрена многими диетологами. Но тут можно поспорить: если свинина является не такой уж и полезной, то в чём провинились морепродукты - неизвестно.

Другие особенности

Культура иудаизма богата необычными традициями, непонятными для представителей других конфессий. Например, это касается обрезания крайней плоти. Обряд проводят уже на восьмой день жизни новорождённого мальчика. Став полностью взрослым, он также обязан отпустить бороду и бакенбарды, как истинный еврей. Длинная одежда и покрытая голова - ещё одни негласные правила еврейской общины. Причём шапочка не снимается даже во время сна.

Верующий обязан почитать все религиозные праздники. Он не должен обижать или оскорблять своих собратьев. Дети в школе изучают основы своей религии: её принципы, традиции, историю. Это одно из основных отличий иудаизма от других вероисповеданий. Можно сказать, что любовь к религии малыши всасывают с молоком матери, их набожность передаётся буквально по генам. Наверное, поэтому народ не только выстоял во времена его массового уничтожения, но и сумел стать полноценной, свободной и независимой нацией, которая живёт и здравствует на собственной благодатной земле.

Народ Израиля всегда вызывал зависть, ненависть и восхищение у европейцев. Даже утратившие свое государство и вынужденные скитаться без малого две тысячи лет, его представители не ассимилировались среди других этносов, а сохранили как свою национальную идентичность, так и культуру, основанную на глубокой религиозной традиции. Какая вера у евреев? Ведь благодаря ей они пережили множество держав, империй и целых народов. Они прошли все - власть и рабство, периоды мира и раздора, социальное благополучие и геноцид. Религия евреев - иудаизм, и именно благодаря ему они все еще играют важную роль на исторической сцене.

Первое откровение Яхве

Религиозная традиция евреев является монотеистической, то есть признает только одного бога. Имя его - Яхве, что буквально означает «тот, кто был, есть и будет».

Сегодня иудеи верят, что Яхве - творец и создатель мира, а всех прочих богов они считают ложными. Согласно их вероучению, после грехопадения первых людей сыны человеческие забыли истинного бога и стали служить идолам. Чтобы напомнить людям о себе, Яхве призвал пророка по имени Авраам, которому предрек стать отцом множества народов. Авраам, который происходил из языческой семьи, получив откровение Господа, отрекся от прежних культов и отправился странствовать, руководимый свыше.

В Торе - Священном - писании евреев рассказывается о том, как бог испытывал веру Авраама. Когда у того родился сын от любимой жены, Господь повелел принести его в жертву, на что Авраам ответил беспрекословным подчинением. Когда он уже занес нож над своим чадом, Бог остановил его, расценив такую покорность как глубокую веру и преданность. Поэтому сегодня, когда у иудеев спрашивают о том, какая вера у евреев, они отвечают: «Вера Авраама».

Согласно Торе, бог исполнил свое обещание и от Авраама через Исаака произвел многочисленный еврейский народ, также известный под именем Израиля.

Зарождение иудаизма

Почитание Яхве первыми потомками Авраама еще не было, собственно, иудаизмом и даже монотеизмом в строгом смысле слова. На самом деле боги библейской религии евреев многочисленны. Что отличало евреев от прочих язычников, так это нежелание поклоняться каким-либо другим богам (но, в отличие от монотеизма, они признавали их существование), а также запрет на религиозные изображения. Много позже времени Авраама, когда его потомки уже размножились до масштаба целого народа, и оформился как таковой иудаизм. Кратко об этом повествуется в Торе.

Волею судеб народ евреев попал в рабство к египетским фараонам, большинство из которых обращались с ним довольно дурно. Чтобы освободить своих избранных, Бог призвал нового пророка - Моисея, который, будучи евреем, воспитывался при царском дворе. После совершения ряда чудес, известных как Египетские казни, Моисей вывел евреев в пустыню, чтобы затем привести их в Во время этого странствования на Моисей получил первые заповеди и другие указания по поводу организации и практики культа. Так возникла оформленная вера евреев - иудаизм.

Первый храм

Находясь на Синае, Моисей в числе прочих откровений получил от Всевышнего руководство по устройству скинии Завета - переносного храма, предназначенного для принесения жертв и отправления других религиозных обрядов. Когда годы странствия по пустыне закончились, евреи вошли в обетованную землю и утвердили на ее просторах свою государственность, вознамерился заменить скинию полноценным каменным храмом. Бог, однако, не одобрил энтузиазма Давида, а миссию по строительству нового святилища возложил на его сына Соломона. Соломон, став царем, принялся исполнять божественное повеление и отстроил внушительный храм на одном из холмов Иерусалима. Согласно традиции, этот храм простоял 410 лет, пока в 586 году его не разрушили вавилоняне.

Второй храм

Храм являлся для иудеев национальным символом, знаменем единства, силы духа и физическим гарантом божественного покровительства. Когда храм был разрушен, а евреи уведены в плен на 70 лет, вера Израиля пошатнулась. Многие стали вновь поклоняться языческим идолам, и народу грозило растворение среди других племен. Но нашлись и ревностные сторонники отеческих преданий, которые ратовали за сохранение прежних религиозных традиций и социального устройства. Когда в 516 году евреи получили возможность вернуться в родные земли и восстановить храм, эта группа энтузиастов возглавила процесс возрождения израильской государственности. Храм был восстановлен, стали снова проводиться богослужения и жертвоприношения, а попутно и сама религия евреев обрела новое лицо: кодифицировалось Священное писание, были упорядочены многие обычаи, оформилась официальная доктрина. С течением времени среди иудеев возникло несколько конфессий, отличавшихся по вероучительным и этическим воззрениям. Тем не менее, их духовное и политическое единство обеспечивал общий храм и богослужение. Эпоха второго храма продлилась до 70 года н. э.

Иудаизм после 70 г. н. э.

В 70 г. н. э., в ходе боевых действий во время Иудейской войны, военачальник Тит начал осаждать, а впоследствии и разрушил Иерусалим. В числе пострадавших построек оказался и иудейский храм, который был полностью уничтожен. С тех пор евреи были вынуждены, исходя из исторических условий, видоизменять иудаизм. Кратко эти изменения затронули и вероучение, но преимущественно касались субординации: иудеи перестали подчиняться священнической власти. После уничтожения храма священников вообще не осталось, а роль духовных лидеров взяли на себя раввины, учителя закона - миряне, обладающие высоким социальным статусом среди иудеев. С того времени и до сего дня иудаизм представлен только в такой раввинистической форме. На первое место вышла роль синагог - локальных центров еврейской культуры и духовности. В синагогах совершаются богослужения, читается писание, произносятся проповеди и совершаются важные обряды. При них устраиваются иешивы - специализированные школы по изучению иудаизма, еврейского языка и культуры.

Важно иметь в виду, что вместе с храмом в 70 г. н. э. евреи потеряли и свою государственность. Им запретили жить в Иерусалиме, в результате они оказались рассеянны по другим городам Римской империи. С тех пор еврейские диаспоры присутствуют практически в каждой стране на всех континентах. На удивление, они оказались довольно устойчивыми к ассимиляции и смогли пронести свою идентичность через века, несмотря ни на что. И все-таки нужно помнить, что с течением времени иудаизм менялся, эволюционировал и развивался, поэтому, отвечая на вопрос «Какая религия у евреев?», необходимо делать поправку на исторический период, ведь иудаизм 1-го века до н. э. и иудаизм 15-го века н. э., например, это не одно и то же.

Вероучение иудаизма

Как уже было сказано, вероучение иудаизма, по крайней мере современного, классифицируется как монотеизм: на этом настаивают как религиоведы, так и сами евреи. Вера исповедания иудеев состоит в признании Яхве единым богом и творцом всего сущего. Себя самих при этом евреи видят в качестве особого избранного народа, детей Авраама, на которых лежит особая миссия.

В какой-то момент времени, вероятнее всего, в эпоху вавилонского плена и второго храма, иудаизм воспринял концепцию воскресения мертвых и Страшного суда. Вместе с этим появились и представления об ангелах и демонах - персонифицированных силах добра и зла. Обе эти доктрины происходят из зороастризма и, скорее всего, именно через контакты с Вавилоном иудеи интегрировали эти учения в свой культ.

Религиозные ценности иудаизма

Говоря о еврейской духовности, можно утверждать, что иудаизм - религия, кратко характеризуемая как культ традиций. В самом деле, традиции, даже самые незначительные, имеют в иудаизме огромную значимость, и за их нарушение полагается суровое наказание.

Важнейшей из таких традиций является обычай обрезания, без которого еврей не может считаться полноценным представителем своего народа. Обрезание делается в знак Завета между избранным народом и Яхве.

Еще одна немаловажная черта иудейского образа жизни - строгое соблюдение субботы. Субботний день наделяется чрезвычайной святостью: запрещена любая работа, даже самая простая, вроде приготовления пищи. Также в субботу нельзя просто развлекаться - этот день предусмотрен только для покоя и духовных упражнений.

Течения иудаизма

Некоторые считают, что иудаизм - мировая религия. Но на самом деле это не так. Во-первых, потому что по большей части национальный культ, путь в который для неевреев довольно затруднен, а во-вторых, число его последователей слишком мало, чтобы говорить о нем как о мировой религии. Тем не менее, иудаизм - это религия с мировым влиянием. Из лона иудаизма вышли две мировые религии - христианство и ислам. А многочисленные, разбросанные по всему миру общины иудеев всегда оказывали то или иное влияние на культуру и жизнь местного населения.

Однако важно то, что сам иудаизм сегодня внутри себя неоднороден и поэтому, отвечая на вопрос о том, какая религия у евреев, нужно также уточнять ее течение в каждом конкретном случае. Таких внутрииудейских групп несколько. Основные из них представлены ортодоксальным крылом, движением хасидов и иудеями-реформатами. Существуют также прогрессивный иудаизм и небольшая группа мессианских евреев. Впрочем, последних еврейская общественность исключает из иудейского сообщества.

Иудаизм и ислам

Говоря об отношении ислама к иудаизму, нужно, во-первых, отметить, что мусульмане также считают себя детьми Авраама, хотя и не от Исаака. Во-вторых, евреи считаются народом книги и носителями божественного откровения, хотя и устаревшего, с точки зрения мусульман. Размышляя о том, какая вера у евреев, приверженцы ислама признают факт поклонения одному и тому же богу. В-третьих, исторические взаимоотношения евреев и мусульман всегда были неоднозначными и требуют отдельного анализа. Важно то, что в области теории между ними много общего.

Иудаизм и христианство

С христианами у иудеев всегда отношения складывались непросто. Обе стороны недолюбливали друг друга, что часто приводило к конфликтам и даже к кровопролитию. Сегодня, тем не менее, отношения между двумя этими авраамическими религиями понемногу налаживаются, хотя все еще далеки от идеальных. Иудеи обладают хорошей исторической памятью и помнят христиан как притеснителей и гонителей на протяжении полутора тысяч лет. Со своей стороны, христиане ставят в вину евреям факт и связывают с этим грехом все их исторические невзгоды.

Заключение

В небольшой статье невозможно всесторонне рассмотреть тему о том, какая вера у евреев в теории, на практике и в отношениях с приверженцами других культов. Поэтому хочется верить, что этот небольшой обзор подтолкнет к дальнейшему, более глубокому изучению традиций иудаизма.

Одним из наиболее распространенным заблуждением о религии древних иудеев является представление, будто она была исконно монотеистической, т.е. исповедала единобожие.

Именно такое убеждение формирует у своего читателя Ветхий завет. Исконной религией древних иудеев, по утверждению Ветхого завета, является служение Яхве. Почитание других богов - это мерзость, за которую он сильно наказывает свой народ. Эти ветхозаветские воззрения активно поддерживает как иудейская синагога, так и христианская церковная традиция.

Однако, внимательное чтение Ветхого завета доказывает, что эта концепция есть не что иное, как фальсификация реальной исторической действительности. Сам Ветхий завет пестрит многочисленными обмолвками, ляпами, оговорками, а порой и прямыми доказательствами, что первоначальной религией древних израильтян была политеистическая религия.

А сопоставив сведения из Ветхого завета с поэтическими повествованиями и ритуальными текстами, открытыми при проведении раскопок в древнейшем городе Угарита, на северо-востоке побережья Средиземного моря (2 тысяч.до н.э.), и плюс еще финикийские надписи, датируемые 1 тысячилением до н.э., легко доказать, что древнеизраильская политеистическая религия была лишь местным вариантом религии семитских (ханаанейско - аморейская языковая группа) народов, заселявших в древности сирийско - палестинский регион.

Главою древнееврейского пантеона был Эл, Элоах или Элохим (в переводе, буквально - бог, хотя многие исследователи склоняются к мнению, что титул Элохим - это множественное число и должно переводится, как боги) , он являлся верховным богом и главой совета богов, но совет богов существовал и был объектом культа в Угаритском и финикийском пантеонах.

В иудейско-израильском пантеоне были и другие божества:

Ашера - великая владычица, проматерь богов, матерь небесная, супруга Эла, позже с отождествлением Эла с Яхве, она стала и женой Яхве - в 8 - 7 вв. до н.э., судя по надписям из Хирбет - эль - Кома и остраконов из Кунтиллат Аджруда.

Надписи, найденные в Кунтиллет Аджруд и Кирбет эль Ком возбудили оживленную дискуссию среди ученых о роли Ашере в древнееврейской религии. Обе надписи содержат благословение, адресуемое Йахве и «его ашере» в целях снискания покровительства. Остается открытым вопрос, что обозначает слово «ашера» - имя богини или объект, используемый в культе Йахве. В древнееврейском языке к собственным именам не присоединяются местоименные суффиксы, следовательно, упоминание «его Ашера» указывает на то, что речь идет скорее о предмете, а не о богине. С другой стороны, сомнительно, чтобы формула благословения, используемая для снискания защиты и покровительства, объектом имела деревянный столб. Если надписи говорят о богине Ашере, то это означает, что она играла значительную роль в религии древних израильтян, выступая в качестве супруги Йахве. Возможно, множество женских фигур из терракоты, найденных на территории древнего Израиля, представляют собой изображения Ашеры.

Астарта - богиня любви и плодородия;

Баал - земледельческий бог, поклонение ему описано и Ветхом Завет, в виде запретов в книге пророка Иеремии.

Таммуз - умирающий и воскресающий бог земледелия;

Анатбетэль - богиня - охотница и воительница;

Также существовали различные культы, например культ Медного Змея, сотворенного Моисеем, распространено было поклонение «войску небесному» - Солнцу, Луне и звездам.

Поклонение другим богам жеско критикуется в Ветхом Завете, и пытается отгородится от прошлого наследия, например в семитских религиях был распространен священный брак, одним из важных элементов этого обряда являлось поедание козленка, сваренного в молоке. Отсюда понятен запрет, в книге Исход 23:19, поедания козленка сваренного в молоке матери.

Особое место в иудейско-израильском политеистическом пантеоне занимал бог Яхве (Яху, Яхо). Имя этого бога (означает «Сущий«) старались не произносить, т.к. считалось, что назвать по имени бога значило позвать его, но лицезрение его неминуемо вело к смерти. Вместо этого говорили и читали «Господь мой» (адонай).

После того, как в середине 1 тысячелетия до н.э. хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, к согласным имени Яхве добавили гласные от слова адонай. В результате получилось Йехова (в традиционном написании Иегова).

Но имя «Яхве» тоже не утратилось, оно продолжает существовать в таких собственных именах, как Йехосеф (Иосиф - «Яхве да прибавит«), Элийаху (Илья - «мой бог - Яхве»), Йехоханан (Иоанн, Иван - «Яхве да будет милостлив»)

Особенностью семитской политеистической религии были человеческие жертвоприношения, и на начальном этапе они практиковались и древними израильтянами, это выражалось в жертве первенцев, отголоски видны и в Ветхом Завете, например жертвоприношение Исаака. Но пытаясь также отгородится, Ветхий завет запрещает поклонение Молоху, культ которого известен кровавыми жертвоприношениями, в особенности как раз детей.

Молох - это семитическое божество, имеет лицо тельца, являлся покровителем многих народов, в том числе и амморинян, также являлся богом семейного очага, и в его честь совершались жертвоприношения детей в виде всесожжения.

Монотеизм Яхве в древней иудейской религии возникает в результате слияния образов Яхве и главы пантеона Эла, причем Яхве приобретает черты, присущие именно Элу. Все легенды, предания, истории в которых фигурирует Эл, начинают восприниматься, как относящиеся к Яхве, и формируется обобщенный образ Яхве - Элохим (Букв. Яхве - бог).

Яхве теперь приписываются силы природы, все что происходит, все происходит по его воле. Поклонение культам других богов сознательно искореняются, вплоть до уничтожения храмов и жрецов. В мифологии центральное место начинают занимать псевдоисторические предания о патриархах, мистических предках древнего Израиля, об исходе из Египта, - формируется история о союзе между Яхве и его народом, о провозглашении в мифическом прошлом учения Яхве.

Так сформировалась идея израильско-иудейского единобожия, «языческие» корни о Яхве постепенно вытесняются и забываются.

Окончательный удар древнеиудейскому «язычеству» нанесла религиозная реформа иудейского царя Иосии (621 год до н.э.) в которой воплотилась идея пророков. В качестве регулятора всей жизни общества она утвердила учение Яхве, воплощенное в книге, по официальной версии найденной, при ремонте Иерусалимского храма.

Происхождение имени Яхве.

Яхве имя Бога в иудаизме и христианстве, употребляется в Ветхом Завете (Танахе). Согласно Библии, было открыто еврейскому народу через Моисея. В современном русском языке принято произношение с ударением на первый слог, но для древнееврейского языка типичным является ударение на последний слог.
Тетраграмматон (ЙХВХ) транслитерация на русский язык Божьего имени, четырёх согласных букв - יהוה. Яхве - ныне принятое вероятное произношение имени Бога Библии. Произнесение имени Бога в иудаизме табуировано, что, в частности, основывается на библейской заповеди «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» (Исх.20:7), поэтому истинное (тайное) произношение имени знал только первосвященник Иерусалимского храма, а в молитвах используется обращение Адонай (ивр., «Господь», «Владыка», «Вседержитель»), в быту - А-шем (ивр. «Имя»).
Поскольку в древней письменности (древнееврейский язык) не обозначаются гласные, то истинное произношение имени Бога остаётся предметом гипотез, достоверно известны лишь буквы Йод-Хей-Вав-Хей (в латинской транскрипции YHWH). Буквенным обозначением этого древнееврейского имени является тетраграмматон. Самаритяне сохраняют произношение Yahwe или Yahwa до настоящего времени. Произношение Yahweh с вариантами Yahwoh, Yehwoh реконструируется также по независимым древнесемитским источникам.

Широко распространена и вошла в ряд европейских языков огласовка тетраграмматона «Jehowah» (в русской традиции - Иегова). Известный антиковед и востоковед Илья Шифман по поводу использования слова Иегова писал: Когда хранители иудейской ветхозаветной традиции изобрели специальные знаки для обозначения гласных, они к согласным имени Яхве присоединили гласные от слова Адонай. В результате получилось никогда в действительности не существовавшее и не читавшееся Иехова (в традиционном написании: Иегова). То есть Иегова не имя Бога, это производное от других слов, которое появилось относительно недавно.

Вот он. Предположительный Яхве (справа).

Яхве в западносемитской мифологии

Супруга Яхве. В некоторых источниках говорится, что Яхве имел супругу, и даже сразу две супруги. Анат и Ашера. По мнению некоторых исследователей, в период перехода к монотеизму у древних евреев Яхве считался единственным богом, однако, имеющим супругу. По одним источникам (например, элефантинским папирусам) ею являлась Анат, по другим - Ашера. В Ветхом Завете упоминается поклонение древних евреев «Царице Небесной», против чего боролся пророк Иеремия. Археологические данные (частая находка статуэток Ашеры) также говорят о широком распространении её культа в Палестине, по крайней мере, до VI века до н. э. Однако, среди исследователей наблюдается путаница между именами богинь Ашеры (жены бога Эла) и Ашторет (Иштар-Астарты), которые различаются в угаритской мифологии; также как Яхве в древности мог отождествляться с Элом или сыном Эла.

В начале двадцатого века в Египте были найдены документы, написанные на папирусе на арамейском языке. Оказалось, что в Элефантине, небольшом островном поселении напротив Асуана, находилась колония еврейских наемников, проживающих там с начала персидского владычества (525 г. до н.э.) и до начала нашей эры. У поселенцев был свой храм, они осознавали свою причастность к еврейскому народу, и их жрецы переписывались с иерусалимскими жрецами. Кому поклонялись евреи Элефантины? Конечно же, еврейскому богу, которого они называли YHW (краткая форма YHWH). Но наряду с ним в том же самом храме они поклонялись двух богиням – Ашам Вефильской (Вефиль – главный город в Северном Израильском царстве; сама богиня, возможно, соотносится с Ашмат из Самарии, упоминаемой Амосом, 8:14) и Анат Вефильской (известная семитская богиня любви и войны).

Оказалось довольно легко отождествить YHW Элефантины и общееврейского Яхве, хотя у первого целых две божественные супруги. Ученые считают религию этой местности иудейской, хотя и не нормативной. Предлагается несколько объяснений этим отклонениям от монотеистического канона. Первое связано с тем, что религия Элефантины, как считает Шалит, носила народный характер. Элефантинские евреи принесли с собой в Египет народную религию, против которой боролись ранние пророки и Иеремия незадолго до разрушения первого Храма. Конечно, и народная религия ставила на первое место бога иудеев – Яхве.

Другие ученые видят причину в удаленности от нормативного иудаизма времен второго Храма и/или влиянии языческого окружения. Однако недавние находки на территории собственно Израиля по-новому объясняют это явление. Рисунки на разбитом сосуде, найденном в Кунтиллет-Аджруд на северо-востоке Синая и датированном началом XVIII в. до н. э., изображают три фигуры: стоящий на переднем плане мужчина, непосредственно за ним – женщина, на заднем плане – сидящий музыкант. Надпись гласит “Благословляю тебя именем Яхве из Самарии и его Ашеры”. Погребальная надпись из гробницы в Эль-Ком (Иудея), относящейся к XVIII в. до н.э., также заканчивается именами Яхве и Ашеры. Ашера, как и Анат, – хорошо известная и по многим документам богиня северо-западного семитского пантеона. Мы помним, что в самой Библии сказано об ее официальном почитании в Израиле IX в. до н.э.; ее культ был утвержден Иехавелью и Аталией, заимствовавшими его, вероятно, у финикийцев. В других библейских упоминаниях авторы либо сокрушаются по поводу ее почитания (4 Царств 14:13, например, где говорится о другой госпоже), либо низводят ее до роли дерева или шеста возле алтаря (2 Царств 13:6, 17:16; Второзаконие 16-21 и далее). Осуждение и ожесточенная полемика, направленные против нее, являются знаком популярности и почитания Ашеры. Маргалит утверждает, что это имя значит «идущая позади» — такое наименование указывает на ее роль супруги верховного бога, что очень подходит к рисунку на сосуде из Кунтиллет-Аджруд. Таким образом, приняв во внимание как библейские указания, так и археологические находки, можно сделать следующий вывод: культ богини, предполагаемой супруги Яхве, был широко распространен по всей стране в эпоху первого Храма, а также среди еврейского населения Элефантины”.

Соответствия с другими божествами

По-видимому, почитание Яхве было распространено не только среди древних евреев, а встречалось и у других западносемитских племен. У финикийцев он был известен под именем Йево и в Библе под именем Йехи (Йихави). Отвечал за морскую стихию и считался покровителем г. Бейрута, где были обнаружены тексты, посвящённые Йево, безусловно созданные под влиянием мифов о Баал-Хаддаде, боге грозы, сыне угаритского Илу. Имя последнего перешло в иврит в нарицательной форме, в значении «бог», а функции Илу (Эла) вобрал Яхве. В Палестине считался покровителем древнеизраильского союза племён и, вероятно, покровителем Эдома. Борется с Йамму (морем) и левиафаном и одерживает победу. В Угарите и Ханаане Яхве (Йаву) называли Йамму - бог моря, побеждённый в борьбе с Баалом. Кроме того, в угаритских ритуальных молитвах Яхве отождествляется с Элом или он называется сыном Эла. Предполагают, что в общезападносемитском пантеоне Яхве/Йево был владыкой водной стихии, возможно, соответствующим в шумеро-аккадской мифологии богу Эа (что, однако, сомнительно, ибо Эа был противником грозного Энлиля (позднее в Библии возможно названного Яхве), наславшего Всемирный Потоп. Впрочем, такая путаница типична для родственных, но не совпадающих мифологий, сравните Уран/Зевс у греков и Дьяус/Индра у индоариев).

Яхве в Ветхом Завете

В Ветхом Завете Яхве (в синодальном переводе обычно передаётся как «Господь» или «Господь Бог») - личный монотеистический Бог народа Израиля, выведший евреев из Египта и давший Моисею божественный Закон. Культ Яхве противопоставляется в Ветхом Завете резко отрицательно оцениваемым культам других семитских божеств. История взаимоотношений народа Израиля с Яхве составляют центральный сюжет Ветхого Завета. Яхве в Библии деятельно участвует в судьбе Израиля и других народов, открывается пророкам, даёт заповеди, наказывает за непослушание. Восприятие личности ветхозаветного Бога было различным в разных религиозных и философских учениях. Так, с христианской точки зрения подчеркивалась как его преемственность по сравнению с новозаветным понятием Бога, так и различия между ними.

Христианство

В ортодоксальном христианстве имя Яхве приличествует всем трём лицам Божества. Под именем Яхве Моисею и пророкам являлся Сын Божий (Иисус до воплощения). Яхве Он - Творец, Законодатель, защитник, Божество, верховный и могущественный Владыка. Синодальный перевод, как правило, передает тетраграмму (YHWH) словом «Господь». Произношение «Иегова» используется в христианском мире уже более 200 лет, но в большинстве переводов Библии на русский язык встречается очень редко (Исх.6:3, сноска, Исх.15:3) и заменено на другие имена (в основном, Господь).

Кто же этот Яхве, если не Бог? Если отбросить в сторону версию о его божественном происхождении, то у нас появляются несколько версий: Яхве либо выдуманный персонаж (типа деда мороза), Яхве пришелец, Яхве представитель темных сил. Разберем эти версии более подробно.

Известный деятель «нового атеизма» этолог Ричард Докинз, считает, что Яхве «самый неприятный персонаж всей художественной литературы: ревнивый и гордый этим; мелочный, несправедливый, злопамятный деспот; мстительный, кровожадный убийца-шовинист; нетерпимый к гомосексуалам, женоненавистник, расист, убийца детей, народов, братьев, жестокий мегаломан, садомазохист, капризный, злобный обидчик». Яхве, которому поклонялись иудеи - ни кто иной, как Древне Египетский Сет, тёмный бог пустыни, оскоплённый сыном Осириса Гором в отместку за смерть отца - прообраз дьявола. Кстати, в Новом Завете, Христос так и говорить евреям: “Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего» (Ин 8,44). В христианстве, как и в иудаизме, дьявол отождествлялся со змеем (рептильная сущность). Но как такое могло быть. Яхве - он же и Творец Сущего, он же тёмный бог? Он же сам запретил есть плод Дерева Познания Добра и Зла, сам соблазнил на это Еву, и сам их наказал? А почему нет? В первых выясним, что Единым Творцом Неба и Земли яхве быть не может. Он слишком личностен, имеет свои пристрастия, ревнив, гневлив и тому подобные качества. В Библии, ведь, ему такое и не приписывается. Яхве - именуется никак, кроме Господь, Господь Бог Авраама и его потомков. Это уже иуд христианские священники стали приписывать этой сущности то, что сотворил Творец, потому что отождествляли их. Плутарх, древнегреческий историк писал: «Те же, кто рассказывает, что Тифон (Сет) после сражения семь дней спасался бегством на осле, спасся и стал отцом Иерусалима и Иудея, те совершенно очевидно и явно притягивают к мифу иудейскую традицию» «Об Исиде и Осирисе». Это подтверждает то, что иудейский бог яхве - это жуткий, кровожадный демон, выходящий только ночами, избегающий дня, то есть тёмный бог Сет. Почему Христос говорит евреям: «Ибо, когда из мертвых воскреснут,не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах» (от Марка, 12:25)? Почему эти ангелы в христианстве изображались не как бесполые существа (амёбы), а именно, как оскоплённые мужчины, без гениталий? Ведь как Сет, тёмный бог, был оскоплён, так и яхве, не выносил ничего напоминающего о том, что людям свойственны удовольствия, недоступные ему. Это единственный «бог», чуждающийся плотских радостей. Он - строг и уныл. Любые радости ему противоречат. Ночь - время, в которое проводятся все иуд христианские праздники, такие как Пасха (иудейскй песах) - говорит так же о тёмной сущности бога яхве (сета). И прогневался Моисей на военачальников, тысяченачальников и стоначальников, пришедших с войны, 31:15 и сказал им Моисей: для чего вы оставили в живых всех женщин? 31:17 Итак, УБЕЙТЕ ВСЕХ ДЕТЕЙ мужеского пола, и всех женщин, познавших мужа на мужеском ложе, убейте; 31:18 а всех ДЕТЕЙ ЖЕНСКОГО ПОЛА, которые не познали мужеского ложа, оставьте в живых ДЛЯ СЕБЯ. 31:28 И от воинов, ходивших на войну, возьми дань яхве, по одной душе из пятисот, из людей и из крупного скота, и из ослов и из мелкого скота; 31:29 возьми это из половины их и отдай Елеазару священнику в ВОЗНОШЕНИЕ яхве. 31:31 И сделал Моисей и Елеазар священник, как повелел яхве Моисею. 31:40 Людей шестнадцать тысяч, и дань из них яхве тридцать две души. 31:41 И отдал Моисей дань, ВОЗНОШЕНИЕ яхве, Елеазару священнику, как повелел яхве Моисею.» Вы думали, наслушавшись благостных поповских речей, что «бог яхве не требует кровавых людских жертв и этим выгодно отличается от языческих» богов? А о чём же нам поведала эта цитата?

После прочтения Ветхого завета на самом деле может сложиться мнение, что ветхозаветный бог Яхве не плод фантазии древних евреев. Действительно примерно три тысячи лет назад на ближнем востоке объявился некий весьма неординарный тип. Причем не один а с командой таких же как и он, но находящихся в его подчинении. Сразу хочу предупредить читателя – не смотреть на моё исследование через призму религиозности или чего то вроде этого. Я беспристрастен в смысле веры в бога. Я провожу сухой, непредвзятый анализ текста и психологическую составляющую писания. Итак первое – бог Яхве и его команда возможно не земляне. То есть они пришельцы из другого мира. Не удивляйтесь таким выводам. Обратите внимание на манеру обращения как самого Яхве так и членов его команды к людям. Выражение «Сын человеческий», употребляемое ими, на языке психологов – известное дистанцирование. Ни Яхве, ни кто либо из его товарищей, а они описаны, не соотносит себя с людьми. То есть сами они не человеческие сыны. Второе – вам не кажется странным, что Яхве в те далекие времена обладает знаниями и способностями современного уровня. Тот кто знаком с текстом ветхого завета должен об этом знать. Яхве знаком с вирусологией, бактериологией, медициной, генными исследованиями. Знает о влиянии питания на организм человека. А так же силен в социологии и военном деле. Требует соблюдать нормы поведения, присущие современному обществу, с некоторыми нюансами. Но об этом чуть позже…

Мало того в его распоряжении имеется довольно внушительный по размеру летательный аппарат и несколько меньших. Причем не на воздушном шаре летает а на дископодобном аппарате из металла размером с кинотеатр, да еще с лучевым оружием на борту. Аппарат может летать как самостоятельно, используя реактивный принцип. Так и перемещаться с помощью четырех носителей снабженных винтами как у вертолета, к тому же складными. Носители имеют посадочные опоры как у современных космических аппаратов и снабжены оригинальными секторными колесами. Оборудованы манипуляторами под винтами, которые в завете пророк Иезекииль назвал подобием руки человеческой. Прочитайте в ветхом завете книгу пророка Иезекииля, только внимательно. Вы будете удивлены сюжетом. В книге описана некая «Слава господня», которая встречается ранее в писании. Впервые в главе Исход. Однако только после прочтения Иезекииля можно разобраться что это такое.

Слава Господня. Настоящий летательный аппарат.

Мало кто знает что ветхозаветной «славой господа» занимался ведущий специалист, инженер НАСА Йожеф Блюмрих. Он достаточно точно воспроизвел на чертеже «славу господа». И разгадал устройство секторных колес этой летающей славы господа. Еще и патентовал изобретение. Хотя не надо быть специалистом НАСА что бы разглядеть в славе господа дисколет с оружием. Просто внимательно читайте текст библии и представляйте себе что описывает пророк. У современного читателя есть одно преимущество перед читателем прошлого – знания и возможность сравнивать с современными авиационно-космическими технологиями. Понятно что для древних евреев такое явление как космический корабль и тот кто им управляет – не иначе как Бог прилетел. Невиданное оружие с помощью которого Яхве уничтожает десятки тысяч людей за считанные минуты. С шумом и грохотом прилетает и улетает, поднимая при этом облако, наполненное светом пламени. Порой читая поражаешься – как такое может вообще в Библии описываться. Но тема дисколета проходит через весь Ветхий завет. Именно по этой причине Яхве наводит ужас на все народы ближнего востока. И евреев боятся все на кого они нападают. Он сжигает жертвоприношения огнем, взявшимся ниоткуда. Раскалывает скалу и разверзает землю. Поражает язвами и прочими болезнями людей – все это было неизвестно людям того времени. Конечно в их глазах он Бог. Но что меня удивило, так это его «земная натура». Причем характер у него прескверный. При всем своем отличии от людей он ведет себя как то по земному, по человечески. Говорят пришельцы на понятном людям языке. Выглядят как люди, что тоже прекрасно описано в завете. Едят и пьют по человечески. Носят одежду, хотя и не такую как у древних людей. Пророка Иезекииля встретил возле входа в ангар для дисколета некий муж, который выглядел как блестящая медь. (Иезекииль гл.40) Трудно придумать причину такого отличия от остальных людей. Видимо металлизированный комбинезон. В руках у него была трость измерения и веревка. Он долго и обстоятельно знакомит Иезекииля с устройством ангара и всем комплексом строений вокруг него. Пророку было велено все задокументировать в деталях и передать людям. Впрочем и каратели города с губительным оружием в руках отличаются одеянием. Они были посланы Яхве дабы уничтожить жителей города Иерусалима за поклонение другим богам. Но тут мы видим метод исключения в описании. Их было шестеро, но один был в полотняной одежде с прибором писца. Одежда остальных с оружием не описана. Но явно не в полотно закутаны были, если бесшумно и эффективно уничтожили большую часть жителей Иерусалима. О чем и отчитался по завершении операции человек в полотняной одежде самому Яхве. Кто же они такие? Оружие явно небольших размеров коль говорится что оно у каждого в руке. Жители ведь не разбежались от шума и криков. Складывается мнение, что Яхве некий военный чин из пришельцев, который спрятался на Земле от более могущественных сил. Возможно после войны богов, которая описана в летописях и преданиях древности. Место ему хорошо знакомо. Люди Земли тоже. И видимо в ожидании помощи от своих, он с командой ждал корабль который их заберет. А чтобы не терять времени «приручил» себе немногочисленный народ для личной выгоды.

Интересен факт примитивности некоторых требований Яхве. Так например обряд жертвоприношения обязательный для евреев. Высокие технологии и жертвоприношения как то не вяжутся друг с другом. Жертвенное мясо Яхве сжигает лазером, вызывая благоговейный страх у людей. Но тут понятно – нужно удивить и принудить к уверованию в себя великого. Но зачем ему было вообще связываться с таким примитивом при его уровне? Неужели потребности команды и всего комплекса требовали участия целого народа? Яхве весьма жадно обирает евреев. Лучший провиант, шкуры и ткани, масло и драгоценные металлы. Свинец также требовал, что очень интересно. Видимо Яхве не ради наживы копил все это. Скорее всего была необходимость менять золото и серебро на расходные материалы для техобслуживания летательных аппаратов. Но с кем он менялся? Можно предположить что необходимое оборудование было на базе. Тогда Яхве покупал у кого то за золото и серебро только сырье. Например металл. Но производство топлива, выплавка стали, и прочие высокотехнологичные работы это уже целое предприятие. И видимо на базе все это было. А рабочих надо обучать и кормить. Обеспечивать жильем. Это объясняет его жадность. Обслуживающий базу персонал был весьма многочисленный. Видимо это были Левиты, обученные пришельцами. Подбное обучение мы наблюдаем при постройке ковчега завета. Яхве сам говорит Моисею, что он вложил мудрость и умение в мастеров еврейских. Территория вокруг комплекса охватывала десятки квадратных километров. А в праздник пасхи евреи проиносили на базу пятьдесят туш тельцов, не считая более мелкого скота на убой. Вино, хлеб и тд. Вообще все это описано лучше всего в книге пророка Иезекииля. Скорее Яхве связался с примитивным и в общем немногочисленным народом исключительно из утилитарных соображений. Они его обеспечивали. А так как евреев было относительно немного, да и в пустыне никуда не убежать – Яхве мог легко контролировать своих рабов и наказывать их в случае бунта. Что он периодически и делал с помощью оружия на своем дисколете. Пятнадцать тысяч евреев лазером порезал за считанные минуты. Взбунтовались и на Моисея стали давить. К тому же Яхве освободил еврейский народ из египетского рабства. Они теперь ему как бы должны.

Но откуда Яхве со своей свитой взялся вообще? Кто они такие? Живут столетиями не умирая, во всяком случае сам Яхве. Его слова «Я давал клятву праотцам вашим – Аврааму, Исааку, Иакову в верности вам». А ведь это три поколения как минимум. Настолько сильно развитых цивилизаций на Земле в этот период небыло. А судя по тексту ветхого завета Яхве уже давненько возле Земли крутится. Да и выглядят они как люди. Как увязать воедино высокие технологии с временем в две – три тысячи лет тому назад? Остается одна версия – пришельцы из космоса которые хорошо знают Землю и ее обитателей. А похожи не они на нас, а мы на них. Видимо не так далеко от солнечной системы находится более развитая цивилизация. Перелет от нее на Землю занимает несколько сотен лет. Ее представители периодически прилетают к нам и ведут себя как хозяева. Скорее всего это и есть наши создатели. Только иногда хорошие и добрые, а иногда такие как Яхве. А земляне потом тысячи лет в религию играют. Хорошо что сейчас можно вот так спокойно во всем разбираться. Настало время для выводов без Бога.

Что еще интересного в смысле психологии Яхве? Он способен на дружбу, настоящую человеческую дружбу. С Моисеем например. Моисей был настолько любим богом, что Яхве прислушивался к мнению Моисея и частенько шел на уступки по просьбе последнего. Из за Моисея Яхве погубил пятнадцать тысяч еврейского народа. То есть жизнь Моисея ценилась выше жизни еврейского народа. Весь еврейский стан видел как Моисей ходил в скинию, подальше от всего народа и там беседовал с Богом как с другом. При этом обязательно с неба опускался столп облачный. Иногда написано что опускалась слава господа. Хотя и ближайшие родственники Моисея тоже были приближенными к Яхве. Брат Аарон, Сестра Мариамь и их дети. То есть опять налицо чисто человеческие признаки в поведении. Терпеть не могу когда из Яхве верующие делают некую небесную химеру. Никому не доступное абстрактное существо, которое всем на Земле управляет, а потрогать его нельзя. Но их мотивы мне понятны. А вот Ветхий завет книга весьма правдивая и ничего подобного там нет. Яхве постоянно общается с людьми. Только исключительно через посредников. Его видят, слышат и терпят от него в случае провины вполне по настоящему. И нигде в Завете не сказано что Яхве где то там в облаках. Тем более его подчиненные из команды. Как то же они на Землю спустились. И даже лица как Яхве не скрывают. И конечно самый уникальный контактер это Моисей. В книге Числа в 12 главе мы видим что опустилась с неба слава господня и сам Яхве разбирая скандал Моисея с братом Аароном и сестрой Мариамью говорит: «Если кому то Я являюсь в видениях или во сне, то не так с рабом моим Моисеем. Он верен во всем дому моем. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ господа он видит. И как же вы не убоялись упрекать раба моего Моисея?» И поразил Мариамь проказой как снегом. И отошла слава господа от скинии собрания – улетел дисколет. Моисей потом упросил Яхве исцелить сестру. Яхве успокоился и выполнил просьбу Моисея. Ну и при чем тут небесная химера?

А теперь про нюанс о котрором я говорил несколько ранее. Удивляет такой интересный факт – Яхве принуждает исполнять десять заповедей и много других хороших правил, которые в общем то неплохие. Вполне приличные по человеческим меркам морали. Но это когда касается самих евреев. Внутри еврейского общества. А вот по отношению к другим народам, которые не его, можно делать все что угодно. Евреям позволено убивать, грабить и насиловать. Прямо ненависть к представителям человечества, которые не ему поклоняются, и ему не подвластны. В книге числа гл. 31 интересно описано поведение евреев в отношении побежденных Мадианитян. Всех убили, сожгли и разграбили города. Взяли в плен женщин и детей Мадианских. Но Моисей и Елиазар выйдя навстречу им закричали – убейте всех детей мужеского пола и женщин. А всех детей женского пола, не познавших мужеского ложа, оставьте в живых для себя. А почему? Ведь это Яхве приказал, а Моисей только выполнил. Какое ты имеешь право делить людей Земли на своих и не своих? Откуда такая жажда к войне и убийствам? Точно из военных выбился. Неуравновешенность в характере, вспыльчивость, мстительность. И это Бог создавший все?! Такой примитивный. Навел шороху на ближнем востоке, рассорил арабов с евреями и ничего после себя достойного не оставил. Сравните с пирамидами Египта. Сравните с Тео Тиуаканом в Мексике, с Баальбекской платформой в Ливане. Вот где «боги» поработали! Вот где чудеса технологии. Мировые историки до сих пор в ступоре. Кто это мог сделать? Какими машинами и инструментами скалы резали кусками в сотни тысяч тонн. Да как резали – в плоскость. В любом месте на отвесной скале монтировали. По всем континентам наследили. Вот это были Боги! И не губили людей десятками тысяч. И не заставляли поклоняться себе. Учили наукам, медицине, земледелию. А Яхве тех, иных богов, ненавидел почему – то. Побаивался наверное, раз Египет не погубил. Так напакостил, и в пустыне спрятался. И все-таки Яхве пришелец. Если бы он был действительно всемогущим, то не ограничился бы Аравийской пустыней и евреями. По всей Земле уже довольно развитые народы и культуры. Их он не тронул даже пальцем! Не потянул бы ношу такую. Ограничился ближним востоком. Хотя и хвалился Моисею – Вся Земля моя! Лучше бы сказал вся Аравийская пустыня – честнее было бы.

Его поведение выдало его низкий ранг среди истинно всемогущих богов. Но оказавшись на Земле и без конкуренции – оттянулся по полной. Видимо космические расстояния и релятивистские эффекты времени при космических перелетах позволили ему как то выпасть из компании всемогущих, которые посещали нашу планету. И пока они летели домой, он вернулся на Землю. Или его «вернули». Интересен факт его исчезновения. Куда он делся вместе с командой? Периодически он является. Довольно открыто и знаково появился Яхве по окончании постройки дома господня царем Соломоном. То есть по сроку правления Соломона можно вычислить появление Яхве в данной местности. «Когда окончил Соломон молитву, сошел огонь с неба, и поглотил всесожжение и жертвы. И слава Господня наполнила весь дом. И не могли священники войти в дом из за того что дом был наполнен сиянием славы господа. И все сыны Израилевы, видя как сошел огонь с неба и слава господня на дом – пали лицем на землю, на помост и поклонились. И принес царь Соломон в жертву двадцать две тысячи волов и сто двадцать тысяч овец.» Ничего так себе евреи обрадовались. Погуляли на славу. Интересно – это выражение из текста Завета родилось? Так вот я не силен в хронологии, но очевиден факт – в конце концов настал такой момент в истории Израиля, когда Яхве более не появляется. А почему? Этому могут быть несколько причин. Он мог отправиться домой. Улетели пришельцы. Но этого Яхве никому из пророков – посредников не говорил. Он мог наконец то состариться и умереть. Ведь ничто не вечно. Он мог погибнуть при аварии дисколета – тоже версия. Летающая техника иногда падает. Так что вопрос его исчезновения вообще остается открытым. Его база на горе не найдена до сих пор. Хотя ее вообще то и не ищут. А ведь времени прошло не так что б уж много. А построечка была видная. Террасоподобная. 250 на 250 метров размерами. К тому же весьма хитро устроенная. А с южной стороны как бы городские здания (Иезекииль гл. 40). Может улетая развалил все. Следы замел на всякий случай. Все что от Яхве осталось нам – это Ветхозаветный сюжет. Но он писан не самим Яхве, а очевидцами тех событий. Поэтому приходится серьезно фильтровать текст. Делать поправку на невежество древних евреев. На их специфическое отношение к происходившему с ними. На образность описания. Хотя они молодцы. Точность описания достаточна для анализа текста.

Вообще многие и не подозревают насколько интересно разбирать Ветхий завет. Это очень интересное занятие. Разбирая тексты понимаешь, что кем бы ни был Яхве, уж Всемогущим Творцом он точно не был.

Важно знать, что, переходя в христианство, еврей вынужден принять не только веру в лжемессию, но и другие основополагающие догматы, многие из которых заимствованы из иудаизма и неузнаваемо искажены новой доктриной. Рассмотрим некоторые алахические (от слова алаха - еврейский закон) последствия перехода еврея в христианскую религию.

Впервые увидев в газете или на улице какое-нибудь объявление, приглашающее евреев к переходу в христианство, или название какой-нибудь организации, занимающейся миссионерством (например, «Евреи за Иисуса» или «иудео-христиане»), вы с недоумением спрашиваете себя: что это такое? Затем вы снова наталкиваетесь на него в газетной рекламе, слышите это непривычное словосочетание на улице. Ваше любопытство усиливается. Что за странные сочетания изначально несовместимых понятий - евреи и Христос, иудеи и христиане!

Наконец, вы решаете узнать побольше об этих движениях и обращаетесь с вопросом к одному из…

ИУДАИЗМ, иудейская религия, иудейство, еврейство (др.-греч. - «еврейская религия», от названия Иудейского царства), -

религия еврейского народа, возникшая в I тыс. до н. э. на Ближнем Востоке и тесно связанная с национальным менталитетом и этико-правовыми обычаями иудеев; одна из древнейших монотеистических религий человечества.

Во многих языках понятия «иудей» и «еврей» обозначаются одним словом и строго не разграничиваются, что соответствует пониманию еврейства в самом иудаизме.

В религиоведении принято различать три исторических периода в развитии ИУДАИЗМА:

1) храмовый (в период существования Иерусалимского храма);
2) талмудический (конец I-VI вв.);
3) раввинистический (с VI в. по настоящее время).

Современный ИУДАИЗМ сложился на основе движения фарисеев (перушим), возникшего в Палестине в эпоху династии Маккавеев (II в. до н. э.).

На сегодняшний день в ИУДАИЗМЕ нет единого и общепризнанного института или лица,…

дБООЩК FAQ РПУЧСЭЕО ПДОПНХ ЙЪ УБНЩИ ДТЕЧОЙИ Й ЪБЗБДПЮОЩИ ОБТПДПЧ НЙТБ — ОБТПДХ йЪТБЙМС, Б РТПЭЕ ЗПЧПТС — ЕЧТЕСН, ЮШС ЙУФПТЙС (Й ВЙВМЕКУЛПЗП РЕТЙПДБ, Й УПЧТЕНЕООБС) РТЕДУФБЧМСЕФ УПВПК УРМПЫОХА ГЕРШ РБТБДПЛУПЧ Й ЮХДЕУ, Й ЛПФПТБС ФСОЕФУС ЧПФ ХЦЕ ЮЕФЩТЕ ФЩУСЮЙ МЕФ, Й ЛПМЙЮЕУФЧП ЪЧЕОШЕЧ Ч ЛПФПТПК ЧУЕ ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС Й ХЧЕМЙЮЙЧБЕФУС.

у ПДОПК УФПТПОЩ, ЬФПФ ОБТПД ДБМ НЙТХ НПОПФЕЙЪН, ФТЙ НЙТПЧЩЕ ТЕМЙЗЙЙ, вЙВМЙА Й ЕЕ НПТБМШОП-ОТБЧУФЧЕООЩЕ ЪБЛПОЩ, йЙУХУБ иТЙУФБ, дЕЧХ нБТЙА, БРПУФПМПЧ Й РТПТПЛПЧ.

у ДТХЗПК УФПТПОЩ, ЙНЕООП ЧЩЫЕДЫЙЕ ЙЪ ЙХДБЙЪНБ ТЕМЙЗЙЙ, ЙНЕООП РПУМЕДПЧБФЕМЙ иТЙУФБ-ЕЧТЕС, РТЙЪЩЧБЧЫЕЗП МАВЙФШ ДБЦЕ ЧТБЗПЧ, РТПМЙМЙ ТЕЛЙ ЕЧТЕКУЛПК ЛТПЧЙ.

у ПДОПК УФПТПОЩ — ДТЕЧОЕКЫЙК ЙЪ ОБТПДПЧ, ЛПФПТЩК ЙНЕМ БЛБДЕНЙЙ Й ЪБЛПОПДБФЕМШУФЧПЧБМ, ЛПЗДБ ДТХЗЙЕ ЕЭЕ ОЕ ЙНЕМЙ РЙУШНЕООПУФЙ, Б У ДТХЗПК — ДЧЕ ФЩУСЮЙ МЕФ ВЕЪ УЧПЕЗП ЗПУХДБТУФЧБ, УЛЙФБОЙС Й ЗПОЕОЙС РП ЧУЕНХ НЙТХ, Й ОБЛПОЕГ, ЧПЪТПЦДЕОЙЕ УЧПЕК УФТБОЩ Ч ЧЙДЕ РСФОБДГБФЙЛЙМПНЕФТПЧПК РПМПУЛЙ ВЕТЕЗБ (ЛБЛ ТЕЫЙМБ ппо) Ч ПЛТХЦЕОЙЙ ВЕУЮЙУМЕООЩИ…

Иудаизм – одна из древнейших религий мира и самая древняя из так называемых авраамических религий, куда, помимо него, входят христианство и ислам. История иудаизма неразрывно связана с еврейским народом и простирается в глубь веков, по крайней мере, на три тысячи лет. Также это религия считается старейшей из всех тех, что провозгласили поклонение единому Богу – монотеистический культ взамен поклонения пантеонам различных богов.

Возникновение веры в Яхве: религиозная традиция

Точное время, когда возник иудаизм, не установлено. Сами приверженцы этой религии относят ее появление примерно к 12-13 вв. до н. э., когда на горе Синай вождь евреев Моисей, выведший еврейские племена из египетского рабства, получил Откровение от Всевышнего, и между народом и Богом был заключен Завет. Так появилась Тора – в широком смысле слова письменное и устное наставление в законах, заповедях и требованиях Господа по отношению к своим поклонникам. Подробное описание этих событий…

ПРИ НЦИПЫ ВЕ РЫ, основные положения вероучения. С точки зрения иудаизма, каждый еврей состоит в завете, заключенном Богом с народом Израиля, и этот факт не зависит от формального исповедания веры; вера еврея находит свое выражение в молитвах и в дважды в день читаемом Шма. Однако, хотя в отличие от христианства еврейская религия не обладает четкой формулировкой догматов веры, уже начиная с Мишны раввинистическая литература уделяет значительное внимание определению различных аспектов еврейской веры. Необходимость определить позицию традиционного иудаизма в противоположность различным ересям отражена в утверждении Мишны (Санх. 10:1), что, хотя все евреи имеют долю в грядущем мире (см. Олам ха-ба), эта доля будет отнята у отрицающего воскресение из мертвых и божественное происхождение Торы и у эпикороса (вольнодумца, безбожника). Эта формулировка приближается к понятию исповедания веры, однако она не обладает формой последнего и не является достаточно всеобъемлющей, чтобы служить…

История религии
Новости
Библиотека
Новые книги

Атеизм
Религия и совр-сть
Направления
Мораль
Культ
Книги
Психология
Мистика

Глава 19. Религия евреев (Иудаизм)

Религия евреев — иудаизм — одна из немногих национальных религий древнего мира, сохранившаяся лишь с небольшими изменениями вплоть до наших дней. В общей истории религий иудаизм сыграл чрезвычайно большую роль, так как вошел весьма существенной частью в состав христианства и ислама — двух крупнейших современных мировых религий.

Иудаизм называют иногда также религией Моисея, Моисеевым законом (англичане говорят даже «мозаизм») — по имени легендарного законодателя евреев.

Естествен большой интерес к этой религии. Огромно количество посвященных ей сочинений. Но с этой же особой ролью иудаизма связана и большая трудность в изучении его истории. В странах Европы…

В. Шапиро: Итак, тему первой лекции мы обозначили «Во что верят и как молятся евреи». Поскольку здесь аудитория, интересующаяся разными проявлениями духовной жизни, всякими трансцендентными сущностями, то надо говорить о том запредельном, что существует в иудаизме, и о том, что отличает духовную, религиозную жизнь от обыденной. С другой стороны, для иудаизма характерна очень высокая степень обыденности всех духовных проявлений. Многие вещи, к которым люди стремятся, достигают их путём обременительной духовной практики - для еврея они часто существуют сами собой, как что-то такое естественное, то, что существует от рождения, как некое наследство. Вот бывает, что человек что-то с большим трудом зарабатывает, а бывает, что человек рождается, а у него всё есть, досталось ему по наследству. Другой вопрос, насколько разумно человек впоследствии распоряжается этим наследством и к чему потом приходит. Поэтому при разных стартовых возможности и в духовной сфере люди часто приходят к…

Евреи - народ семитского происхождения, восходящий к населению древнего Израильского и Иудейского царств, живущий во многих странах мира и воссоздавший (1948) еврейское государство Израиль. Численность от 12 до 14 млн. чел. (2010, оценка), из них около 40% в Израиле и 35% в США.

Традиционной религией евреев является иудаизм. Большинство евреев говорят на языках тех стран, в которых живут.

В Израиле государственным языком является иврит, возрождённый в качестве разговорного в XIX в.

В разных странах существует также ряд специфических еврейских языков, крупнейший из которых - идиш - входит в германскую группу языков.