Занятие по дифференциации звуков —. Конспект фронтального логопедического занятия с использованием современных образовательных технологий “Стоит в поле Теремок”

Разделы: Логопедия

Цель занятия. Формировать умение различать на слух и в произношении звуки [ш], [ж] изолированно, в слогах, в словах, в предложениях и текстах.

Задачи.

Коррекционно-образовательные.

1. Формировать представление о механизме образования звуков [ш], [ж].

2. Повторить сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

3. Отрабатывать навык утрированного чтения и письма с проговариванием.

Коррекционно-развивающие.

1. Формировать навык фонематического анализа и синтеза.

2. Совершенствовать артикуляционную моторику.

3. Способствовать развитию фонематического слуха.

Коррекционно-воспитательные.

1. Воспитывать у обучающегося положительное отношение к логопедическим занятиям.

2. Способствовать формированию навыка самоконтроля.

Оборудование:

  • слоговая таблица,
  • зеркало,
  • опорная таблица для сравнительной характеристики звуков [ш], [ж].
Этапы занятия Виды заданий Деятельность учителя-логопеда Деятельность обучающегося Какие задачи решались в ходе выполнения заданий
Организационный момент Упражнение “Цепочка бесконечности”. Приветствие; психологический настрой обучающегося на предстоящую учебную деятельность. Подбор слов в соответствии с правилами игры:

Жук к от т опор р ука а лфавит ...

Развитие фонематического анализа, концентрация внимания обучающегося на выполнении учебных заданий.
- От записанного слова образуй цепочку слов так, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего слова.
Актуализация знаний и умений Артикуляционная гимнастика. Контролирующая помощь: за правильным выполнением артикуляционных упражнений. Выполнение упражнений артикуляционной гимнастики: “Маляр ”, “Грибок ”, “Вкусное варенье ”, “Чашечка ” (зрительный контроль с использованием зеркала). Развитие артикуляционной моторики.
Уточнение артикуляции и характеристики звуков [ш], [ж]. Объяснение артикуляции звуков (с использованием зрительного контроля)

При произнесении звуков [ш], [ж] губы округлены, язык в форме “чашечки” поднят к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит посередине языка, но при произнесении звука [ж] “голосовой моторчик работает”, а при произнесении звука [ш] - “молчит”.

Сравнительная характеристика звуков (с опорой на тактильные ощущения и таблицу)

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

Развитие тактильных ощущений, фонематического восприятия.
Дифферен-циация звуков [ш], [ж] изолирован-но, в слогах Физминутка “Шифровальщик” - Послушай и “зашифруй” цепочку звуков и слогов.

звук [ж] - бег на месте (“Бегун”),

звук [ш] - один прыжок на месте (“Мячик”).

Выполнение задания

физминутки “Шифровальщик”.

Развитие фонематического слуха, снятие эмоционального и мышечного напряжения.
Работа со слоговыми таблицами.

Упражнение “Разговор инопланетян”

Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания и письма (с комментированием). Чтение и запись слогов с утрированным проговариванием “по-инопланетянски”. Закрепление навыка утрированного чтения и письма с проговариванием.
Пальчиковая гимнастика Упражнения “Замок”, “Цветок”, “Козлик”. Контролирующая помощь: за чёткой артикуляцией во время проговаривания, правильным выполнением движений гимнастики. Выполнение упражнений с проговариванием. Развитие мелкой моторики, координации речи с движением.
Дифференциация звуков [ш], [ж] в словах, в предложениях Упражнение “Слоги потерялись” (игра с мячом). - Я тебе кидаю мяч и говорю начало слова (первый слог), а ты возвращаешь мяч и добавляешь слог жи или ши так, чтобы получилось слово. эта...(жи) - этаж

у...(жи) - уж

но...(жи) - нож

малы...(ши) - малыш

ланды...(ши) - ландыш

стри...(жи) - стриж

каранда...(ши) - карандаш

Развитие фонематического восприятия; наблюдение над оглушением звонкого согласного звука в конце слова.
Упражнение “Спаси слова от Буквоежек” - Вставь пропущенные буквы и исправь ошибки Незнайки

(Ми?а мазать хлеб масло.

Я надеть пу?истые варежки.

Бабу?ка?арить рыба на сковорода).

Выполнение задания (самостоятельно); самопроверка по образцу; работа над ошибками. Развитие фонематического слуха, формирование навыка самоконтроля.
Итог занятия Рефлексия - Чему учились на занятии?

Дай сравнительную характеристику звуков [ш], [ж].

Что больше всего понравилось на занятии?

Выполнение каких заданий получилось у тебя лучше всего, почему?

Звуки [ш], [ж] согласные и всегда твёрдые, но звук [ж] - звонкий, а звук [ш] - глухой.

(ответы на вопросы)

Формирование умения оценивать совместно с логопедом результат своих действий, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.
Домашнее задание

(дифференциация звуков [ш], [ж] в тексте)

Упражнение “Дождь прошёл” Краткий инструктаж о ходе выполнения домашнего задания, возможных трудностях при его выполнении. Запись домашнего задания, вопросы о ходе его выполнения. Развитие фонематического слуха (дифференциация звуков [ш], [ж] на материале текста).

Новикова С.Н., учитель-логопед Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения муниципального образования г. Нягань “Детский сад № 2 “Сказка”.

Задачи занятия:

  • Коррекционные
    • уточнить артикуляцию и правильное произношение звуков [ш] и [ж];
    • упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [ш] и [ж] в слогах, словах, фразах;
    • упражнять в звуковом анализе и синтезе слов.
  • Развивающие
    • развивать умение подбирать к объекту определенное качество признака;
    • развивать зрительное внимание, мыслительные навыки, связную речь.
  • Воспитательные
    • воспитывать интерес и желание работы с компьютером.

ОБОРУДОВАНИЕ

    • Мультимедийное оборудование
    • Настольное зеркало.
    • Дидактическая игра “Умный поезд”.
    • Магнитная доска.
    • Каринка “Теремок”

ХОД ЗАНЯТИЯ.

  1. Организационный момент.
  2. Логопед показывает картинку “Теремок”.

    В какую игру поиграем?

    Игра “Теремок” (Дети по очереди, говорят слова “Стоит в поле Теремок-теремок, он не низок не высок, в теремочке этом звук … живет”, называет любой речевой звук и садятся на стульчики).

    Вот мы и попали на полянку к Теремку. А кто тут живет? (Речевые звуки)

    Проблема:

    Дети, посмотрите на экран, тут что-то произошло? Как вы думаете, что?

    Как помочь этим звукам попасть в теремок?

  3. Изолированное произношение и характеристика звуков.
  4. Логопед. Как звучит песенка змеи? Пошипите (коротко, а теперь длительно). Как звучит песенка жука? Пожужжите (тихо, а теперь громко).

    Расскажите, как получаются эти песенки. (Дети поочередно рассказывают характеристику звуков [Ш], [Ж] – губы округляются, язычок поднимается вверх, превращается в чашечку, по середине “чашечки”, проходит теплый ветерок, звонок не работает (работает при [ж]. Так как во рту есть преграда – язык, значит этот звук согласный и твердый).

    Чем похожи, чем отличаются звуки?

  5. Звуковой анализ и синтез слов.
  6. А все ли звуки нам нужны? Почему? Докажите.

    Что получится если исчезнет звук [Ш].

    На экране появляется картинки: шапка, шуба, мышка, карандаш . (Ребенок объясняет, что может получиться из этих слов, и из-за того объект на экране исчезает).

    Аналогично с картинками, в названии которых есть звук [Ж] - жаба, жираф, ежик, ножницы.

  7. Дифференциация звуков в слогах.
  8. Логопед. Рассказали вы о звуках, они уже не ссорятся и поют песенки. Поддержите их, пропойте вместе с ними. (Один ребенок проговаривает слоги со звуком [Ш], а второй слова со звуком [Ж]. Затем меняются)

  9. Зрительная гимнастика.
  10. Открываем глазки - раз,

    А зажмуриваем - два,

    Раскрываем глазки шире.

    А теперь опять сомкнули,

    Наши глазки отдохнули.

  11. Дифференциация в словах.

А теперь звуки предлагают вам поиграть “Найди лишний предмет”. Не забывайте, что игру предлагают вам звуки. На экране картинки:

  • Шуба, рубашка, шорты, жилет . (Какой предмет лишний? Почему? Где в слове жилет стоит звук [Ж]?
  • Ножницы, пассатижи, шпатель , ножовка.
  • Ежик, кошка , жираф, жеребенок.
  • Ложка, чашка, ножик, кувшин.

Логопед. Молодцы. Чтобы звуки не ссорились и побыстрее вернулись в теремок речевых звуков, подарим им подарки. Отгадайте загадку и узнаете, что вы им подарите.

Братцы в гости снарядились,
Друг за другом уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд)

Игра “Умный поезд”

Как вы думаете “песенке змеи” какой поезд нужно подарить? (Поезд, который повезет вагончики с предметами, в названиях которых есть звук [Ш]).

А “песенке жука”? (ребенок отвечает).

Не забудьте использовать признаки, чтобы поезд был красивым и умным.

Самостоятельная работа детей на магнитной доске.

А теперь … расскажи про свой подарок. (Ребенок описывает предметы, подбирая им значения признака, который будет расположен над вагончиком с этим предметом: например - поезд со звуком [Ж] повезет вагончики с жужжащим жуком, зеленой жабой, железными ножницами ).

Аналогично рассказывает свой рассказ и второй ребенок.

Отлично. Давайте проверим, вернулись наши звуки в Теремок? На слайде звуки находятся в Теремке.

  1. Рефлексия.

Что мы сейчас делали?

Как мы это делали?

Для чего мы это делали?

Для детей старшего дошкольного возраста

Ход занятия:

1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! На стульчик тихо сядет тот, кого мой голос позовёт! (Логопед называет детей по очереди, дети садятся на стульчики.)

На интерактивной доске появляется изображение двух девочек и письма (слайд 2).

Жанне и Шуре пришло письмо от их друга Звуковичка (логопед достаёт конверт). Звуковичок пишет, что у него пропало два звука, и он просит девочек ему их найти. Давайте вместе с Жанной и Шурой поможем Звуковичку? Тогда отправляемся в путь!

2. Введение в тему.

Прежде всего, нам нужно узнать, какие же звуки потерялись? Нам стало известно, что один из этих звуков живёт в начале имени Жанна. Какой же это звук? (Звук [Ж].) Действительно, этот звук один из любимых звуков Жанны, поэтому она решила, что будет искать именно этот звук.

Второй же звук живёт в начале имени Шура. Какой это звук? (Звук [Ш].) Этот звук – один из любимых звуков Шуры, поэтому она будет искать именно его.

3. Артикуляционная гимнастика. На интерактивной доске появляется следующее изображение.

Вышли мы вместе во двор – перед нами заборчик (упражнение «Заборчик»). (Слайд 3.)

Во дворе за заборчиком мы увидели качели, решили покачаться на них (упражнение «Качели»). (Слайд 4.)

Затем покружились на карусели (облизываем губы по кругу). (Слайд 5.)

Устали, захотели попить сок из трубочки (упражнение «Трубочка»). (Слайд 6.)

4. Характеристика звуков.

Решили Жанна и Шура вспомнить, как эти звуки произносятся, начали их звать. Шура позвала: «Ш-ш-ш». Губки её округлились в форме окошка, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Шура, - «Это согласный твёрдый звук!» Жанна тоже начала звать свой любимый звук: «Ж-ж-ж». Губки её тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «И я поняла!» - воскликнула Жанна, - «Мой звук тоже согласный, и тоже твёрдый!».

«Ой, а ведь эти звуки так похожи! Как же мы их отличим?» - сказала Шура.

Ребята, давайте подскажем девочкам, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой? (Горлышко не дрожит, звук [Ш] – глухой.) Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой? (Горлышко дрожит, звук [Ж] – звонкий.)

Правильно! Теперь Жанна и Шура знают, что звук [Ж] - звонкий, а звук [Ш] – глухой.

5. Дидактическая игра «Путаница». В путешествие с собой Жанна и Шура взяли предметы со своими любимыми звуками, но эти предметы перепутались в рюкзаке. Давайте поможем им разобраться. Презентация на дифференциацию (слайды 7-13).

6. Дидактическая игра «Какой? Какая? Какое?» Давайте придумаем словосочетания с этими словами, но придуманное нами слово тоже должно содержать звуки [Ш] или [Ж], например: жёлтая груша (слайд 14 из презентации).

7. Упражнение на развитие мелкой моторики.

Шура мне рассказала такую разминочку, интересную про её воздушный шарик. Повторяйте за мной.

Воздушный шар.

Шар воздушный, шар воздушный. Сгибание-разгибание кистей рук

Шаловливый, непослушный. «Колечки»

Вместе с ветром убежал. «Замок»

А куда? Не сказал. 3 хлопка, руки за спину.

(Ф. Бобылев.)

8. Отработка чёткого произношения звуков и развитие интонационной выразительности речи. (Слайд 15.)

На улице яркое летнее солнышко, которое сопровождает нас в пути.

Послушайте стишок:

Протянуло солнышко жёлтые ладошки,

Побежало солнышко в поле по дорожке.

Обратите внимание, как правильно произносятся звуки [Ш] [Ж].

Произнесите эти звуки, четко артикулируя (по одному, по двое, вместе).

В каких словах услышали звук [Ш] [Ж].

Вот мы и нашли потерянные звуки [Ш] [Ж].

Произнесите стишок, отхлопывая ритм;

Весело и громко, тихо и грустно;

Делая ударение на слово солнышко;

С вопросительной интонацией, ставя вопрос от слова жёлтые .

(Лопатина Л.В., Позднякова Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: Учебное пособие.)

8. Итог занятия.

Вот и подошли к концу наши приключения. Мы нашли звуки, которые пропали у Звуковичка! Звуковичок сердечно благодарит своих друзей, а Жанна и Шура от души благодарят вас, ребята, потому что вы им очень помогли, без вас бы они не справились!

Конспект подгруппового логопедического занятия

Логопедическая тема: Дифференциация ш - ж.

Грамматическая тема: Правописание жи - ши.

Цель: Учить дифференцировать ш и ж.

Задачи:

логопедические:

Учить дифференцировать звуки Ш и Ж по звонкости - глухости.

Формировать навык правильного написания сочетаний Жи и Ши.

Обогащать и активизировать активный и пассивный предметный словарь.

Развивать звукобуквенный анализ и синтез.

Закреплять навык написания букв Ж и Ш в слогах, словах.

коррекционные:

Развивать логическое мышление.

Развивать слуховое внимание.

Развивать слуховое и зрительное восприятие.

Развивать диалогическую речь.

воспитательные:

1. Формировать навыки сотрудничества, доброжелательного отношения между детьми.

2. Воспитывать внимательное отношение к заданиям, которые дает логопед.

Оборудование: доска; индивидуальные зеркала; набор символов, для обозначения характеристики звука; предметные картинки для выделения первого звука в словах (жираф, жук, шапка, шишка); таблица с буквами; карточки; рабочие тетради в линейку.

Ход занятия:

I . Организационный момент:

1. Психологический настрой.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Настраиваемся на занятие. Садитесь, пожалуйста. Проверьте, правильно ли вы сидите за партой.

Парта - это не кровать

И на ней нельзя лежать.

Ты сиди за партой стройно

И веди себя достойно.

Логопед: Молодцы! Я вижу, что вы готовы работать.

II. Повторение:

Логопед: Посмотрите, пожалуйста, на таблицу с буквами:

А, а; У, у; О, о; ы; И, и;

К, к; П, п; Т, т; З, з; В, в.

Логопед: Давайте повторим буквы, читайте хором.

(дети хором читают букву, на которую показывает учитель).

Логопед: Назовите гласные.

Логопед: Сегодня мы с вами будем много говорить. А чтобы нам было легче говорить надо подготовить мышцы лица, язык, губы.

Артикуляционная гимнастика.

ТОЛСТЫЕ ВНУКИ ПРИЕХАЛИ В ГОСТИ

(упражнение «Толстячки»)

С НИМИ ХУДЫЕ - ЛИШЬ КОЖА ДА КОСТИ

(упражнение «Худышки»)

БАБУШКА С ДЕДУШКОЙ ВСЕМ УЛЫБНУЛИСЬ

(упражнение «Улыбочка»)

ПОЦЕЛОВАТЬ ОНИ ВСЕХ ПОТЯНУЛИСЬ

(упражнение «Трубочка»)

УТРОМ ПРОСНУЛИСЬ — В УЛЫБОЧКУ ГУБЫ

(упражнение «Улыбочка»)

ЧИСТИЛИ МЫ СВОИ ВЕРХНИЕ ЗУБЫ

(упражнение «Парус»)

ВПРАВО И ВЛЕВО, ВНУТРИ И СНАРУЖИ

(соответствующие движения «Парусом»)

С НИЖНИМИ ЗУБКАМИ ТОЖЕ МЫ ДРУЖИМ

(повторение этих движений языком в положении упражнения «Мостик»)

ГУБЫ СОЖМЕМ МЫ И РОТ ПРОПОЛОЩЕМ

(поочередное надувание щек — губы не пропускают воздух)

III. Основная часть:

Введение в тему:

Логопед: Чтобы узнать, с какими жителями станы звуков и букв мы будем знакомиться нужно найти общий согласный звук в словах: шуба, камыш, машина.

(логопед выставляет букву Ш на доске)

Логопед: Молодцы! Найдите общий согласный звук в словах: жаба, жук, ежи.

(логопед выставляет букву Ж на доске)

Логопед: Молодцы! Как вы думаете, с какими звуками и буквами мы сегодня будем работать?

(предполагаемые ответы детей: Ш - Ж)

Лингвистический материал: шуба, камыш, машина; жаба, жук, ежи.

Характеристика звуков:

Логопед: Давайте сравним звуки Ш и Ж. Чем они похожи и чем отличаются (по таблице):

(Дети используют индивидуальные зеркала для определения артикуляторного уклада звуков. Совместно с детьми даётся характеристика звуков. Определяется их сходство и отличие. Выставляются символы звуков).

Ш Ж

согласный согласный

губы трубочкой губы трубочкой

зубы сближены зубы сближены

тёплая воздушная струя тёплая воздушная струя

[Ш] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка. Звук согласный, твердый, глухой.

[Ж] - широкий язык за верхними зубами, губы округлены, теплая струя воздуха проходит по середине языка, работают голосовые связки. Звук согласный, твердый, звонкий.

Развитие фонематического слуха.

Логопед: Хлопните, если услышите слог со звуком Ш, топните, если услышите слог со звуком Ж.

Лингвистический материал: Жа, ша, жу, жи, уш, аш, аж, ош, уж.

Упражнение: «Наоборот».

Логопед: Сейчас мы с вами поиграем в игру «Наоборот». Если я придумаю слово со звуком Ш, то вы со звуком Ж. (если дети не справляются задание меняется - Если я назову слог со звуком Ж, то вы со звуком Ш).

Лингвистический материал: ШУБА, ЖАБА, ОДЕЖДА, ПОДУШКА или ША, ШУ, ЖА, ШИ, ШО, ЖУ.

Пальчиковая гимнастика «Дни недели»

Логопед: Подготовим наши ручки к письму.

В понедельник я стирала,

Во вторник пыль я подметала,

В среду я пекла калач,

Весь четверг играла в мяч.

В пятницу я чашки мыла,

А в субботу торт купила.

Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рожденья!

Определение места звука в слове (начало, середина, конец).

Логопед: Наши ручки и пальчики нагрелись и готовы работать. Запишите два слова в тетрадь: ЖУК, ЖИРАФ.

Лингвистический материал: ЖУК, ЖИРАФ.

Логопед: Сколько гласных в слове ЖУК?

(предполагаемые ответы детей: одна).

Логопед: Сколько гласных в слове ЖИРАФ?

(предполагаемые ответы детей: две).

(предполагаемые ответы детей: со звука [Ж]).

Логопед: Правильно. Перед вами лежат карточки-схемы. Вам нужно определить положение звука Ж в словах (положить пуговицу на нужное место: начало, середина, конец).

Логопед: Где находится звук [Ж] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ж] находится в начале слова).

Логопед: Какая гласная стоит в слове ЖУК после буквы Ж?

(предполагаемые ответы детей: У).

Логопед: А в слове ЖИРАФ?

Логопед: У нас получается 2 слога: ЖУ и ЖИ. Произнесите эти слоги и послушайте, одинаково ли слышится звук Ж в этих слогах?

(предполагаемые ответы детей: нет:

в слоге ЖУ он твердый, а в слоге ЖИ - мягкий).

Логопед: Произносим вместе со мной и следим за звучанием: ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ, ЖУ-ЖИ

(дети повторяют хором за логопедом).

Логопед: Так как у нас слышится звук [Ж]?

Логопед: Запомните: звук [Ж] всегда твердый!

Логопед: Теперь запишите слова ШАПКА, ШИШКА.

Логопед: Возьмите красный карандаш и поставьте точки под гласными буквами.

Логопед: С какого звука начинаются эти слова?

(со звука [Ш]).

Логопед: На карточках-схемах определите, где находится звук [Ш] в этих словах?

(предполагаемые ответы детей: звук [Ш] находится в начале слова).

Логопед: В слове ШАПКА после буквы Ш какая стоит гласная?

(предполагаемые ответы детей: А).

Логопед: А в слове ШИШКА?

(предполагаемые ответы детей: И).

Логопед: У нас 2 слога: ША и ШИ, в них звук [Ш] одинаково слышится, или по-разному?

(предполагаемые ответы детей:

по-разному: в слоге ША он твердый, а в слоге ШИ - мягкий).

Логопед: Слушаем внимательно и повторяем за мной: ША-ШИ, ША-ШИ, ША-ШИ. Итак, как слышится звук [Ш]?

(предполагаемые ответы детей: одинаково).

Логопед: Запомните: звук [Ш], как и звук [Ж], всегда твердый! Видите, оказывается, не все согласные буквы обозначают два звука - твердый и мягкий. Есть такие буквы - Ж и Ш, которые независимо от того, какая гласная стоит после них, всегда произносятся твердо.

Про эти буквы надо сказать еще: они когда-то поссорились с буквой Ы и не разрешают ей стоять рядом. Буква Ы никогда не стоит после Ж и Ш. Поэтому сочетания ЖИ и ШИ всегда пишутся с буквой И.

(на доске: ЖИ - ШИ - пиши с И )

Логопед: Спишите слова в доски: ШИЛО, УЖИ, ЛЫЖИ. Возьмите красный карандаш и подчеркните сочетания ЖИ, ШИ.

Физминутка: Мультимедийная ("Солнышко лучистое").

Речевая зарядка. (логопед задает ритм хлопками)

Логопед: Повторяем за мной:

жа - жа - жа - жа - мы видели ужа

ша - ша - ша - ша - мама моет малыша

жу - жу - жу - жу - спешим скорей к ежу

шу - шу - шу - шу - Жене я письмо пишу

Ша-ша-ша - У Даши каша.

Шу-шу-шу - Даша кушает кашу.

Аш-аш-аш - У Паши шалаш.

Ош-ош-ош - У Миши ковш.

(дети хором повторяют чистоговорки за логопедом).

Работа в тетради.

Логопед: У вас на столе лежат карточки, вам надо вставить сочетания ЖИ или ШИ. С какой буквой вы их напишите?

(предполагаемые ответы детей: с И).

IV . Итог урока.

Логопед: Чем мы занимались сегодня на уроке?

(предполагаемые ответы детей: учились различать звуки Ш и Ж, правильно писать сочетания ЖИ - ШИ.

Дети могут перечислить виды работ, которые выполняли).

Логопед: Чтобы закрепить правильное правописание ЖИ - ШИ, разгадаем кроссворд.

1. Что нужно человеку и животному чтобы слышать. (уши)

2. Кто ходит в иголках? (ёжик)

3. Маленькие, серенькие, живут в норке. (мыши)

4. Она вскакивает на лбу, когда сильно ударишься, и растёт на ёлке. (шишка)

5. Пятнистое животное с длинной шеей, живёт в Африке. (жираф)

Логопед: Наше занятие подошло к концу. Дома придумать 5 слов — на букву Ж и 5 слов - на букву Ш.

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Карточка №1 ИМЯ ___________________

Мы_, лы_, но_, лу_, пи_, ма_, кры_, ска_, спе_, сло_, стри_, поло_, дока_, напи_, ма_на, поло_ла.

Светлана Панкратова
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]»

Цель :

Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж] . Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов. Различать звуки [ш] и [ж] в словах , парах слов. Продолжать формировать навыки звукового анализа и синтеза , развивать умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Жили-были змея и жук. Змея любила шипеть : «Ш-ш-ш.» , а жук очень громко жужжал : «Ж-ж-ж.» Вот какую историю о них мы расскажем вместе со Старичком Звуковичком . Услышав слово «змея» , ты будешь шипеть : «Ш-ш-ш.» , а при слове «жук» - жужжать : «Ж-ж-ж.» Решил ежик пойти в сад, чтобы сделать запасы на зиму. По дороге он встретил жука. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» )

Жук. Куда идешь, ежик?

Ежик. Хочу запастись яблочками и грушами.

Жук. Но у нас в саду поселилась злая змея. (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Она никому не дает собирать фрукты.

Ежик. Не волнуйся, я ее прогоню.

Ежик и жук подошли к саду. Вдруг в траве что-то зашелестело и зашипело. Это была змея (Ребенок : «Ш-ш-ш.» ) Испугался и улетел жук. (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) А ежик свернулся в клубок и налетел на змею (Ребенок : «Ш-ш-ш.» , змея зашипела. Ежик уколол ее своими иголками. Змея испугалась и быстро уползла из сада. Вернулся жук (Ребенок : «Ж-ж-ж.» ) и поблагодарил ежика.

Задание 1. Сравнительная характеристика звуков [ш] и [ж] .

Логопед : Вспомним песенки этих звуков :

«Ш-ш-ш» - шипит в камнях змея,

Змей здесь целая семья.

Ребенок. Ш-ш-ш.

Логопед :

«Ж-ж-ж» , конечно, звук жужжащий , -

Это жук жужжит блестящий.

Т. Куликовская

Ребенок. Ж-ж-ж.

Логопед : Чем похожи эти звуки ?

Ребенок. При произнесении этих звуков губы вытянуты вперед и округлены, между верхними и нижними зубами - расстояние, широкий кончик языка - «чашечкой» за верхними зубами. Эти звуки - согласные .

Логопед : Чем они отличаются? Положим ладошку на горлышко и споем снова эти песенки.

Ребенок. Когда произносим звук [ш] - горлышко молчит, а когда звук [ж] - звенит . Звук [ш] - глухой , а звук [ж] - звонкий .

Задание 2. Игра «Поймай звук » . Выделение звуков [ш] и [ж] из ряда звуков , слогов , слов.

Логопед : Я буду произносить ряд звуков , слогов , слов, а вы поднимайте правую руку, если услышите звук [ж] , левую - если услышите звук [ш] .

Звуки : [к], [п], [ш], [л], [ф], [ж], [н], [ш], [д], [ж], [м], [р], [ш], [т], [ж].

Слоги : жу - ла - ко - шо - пы - жи - ро - шо - су - шу.

Слова : школа, стол, лыжи, зубы, ландыш, книга, пижама, сок.

Задание 3. Игра «Закончи слово» . Развитие умения различать звуки [ш] и [ж] в словах ; формирование навыков звукового анализа и синтеза .

Логопед : добавьте слоги : -ша или -жа. Ма., лап., лу., ко., кры., афи. ;

Логопед : добавьте слоги : -ши или -жи. Малы., ланды., но., эта., лу., камы., лы.

Задание 4. Игра «Добавь слово» . Различение звуков [ш] и [ж] в словах .

Я рубашку сшила мишке.

Я сошью ему. {штанишки).

И беседовал с ужами

Заяц, хлопая. {ушами).

И бежит Айболит к бегемотикам,

И хлопает их по. {животикам).

Лежебока рыжий кот

Отлежал себе. {живот).

Жук упал и встать не может,

Ждет он, кто ему. (поможет) .

Прицепившись к задней шине,

Мишка едет на. (машине) .

Задание 5. Игра «Пары слов» .Различение звуков [ш] и [ж] в парах слов.

Логопед : Змея и жук решили дружно петь свои песни. Когда услы-шишь в их песнях звук [ш] , стукни по столу один раз, когда звук [ж] - два раза .

Пары слов : шар - жар, жила - шило, нужно - душно, уши - ужи, жутко - шутка, книжный - пышный, шаль - жаль, шить - жить, можно - мошка, шесть - жесть, лужок - мешок, пиджак - башмак.

Задание 6. Игра «Подбери пару» . Умение согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Логопед : Подбери правильно слово. Повтори пару слов, четко артикулируя звуки [ш] и [ж] : шапка - душистый; шарф - шоколадное; жук - желтый; жасмин - большой; желе - кожаная.

Задание 7. Повторение чистоговорок с четким проговарива- нием звуков [ш] и [ж] :

ша - жа - ша - свежая лапша;

ши - жи - ши - Женя с Мишей - малыши;

шу - жу - шу - вижу и пишу;

жа - ша - жа - шапка у ежа;

жи - ши - жи - положи ножи;

жу - шу - жу - Маше покажу.

Задание 8. Повторение предложений с четким проговариванием звуков [ш] и [ж] .

В луже сидит большая жаба.

Наташа поймала большого жука.

Алеша и Паша ухаживают за животными.

Жук жужжит над камышом.

Миша положил книгу в книжный шкаф.

Маша ест свежую кашу.

У Даши желтая пижама.

Ежиха и ежата нашли ландыш.

Мышка убежала от кошки.

Малыш упал в лужу.

Задание 9. Заучивание стихотворений и скороговорок.

Эту шаль мне не жаль,

Мне не жаль эту шаль.

Умеешь шить - легко жить.

Легко жить, когда умеешь шить.

Дождик, дождик, не дожди,

Не дожди ты, подожди!

Выйди, выйди, солнышко,

Золотое донышко!

Аленка наша не спеша

Из шишки сделала ежа,

Из желудя мышонка -

Умеет все Аленка.

Задание 10. Пересказ.

Логопед : Заболели у Жучки ноги. Два дня она лежала в конуре голодная. Никто не вспомнил о Жучке. Все ее забыли. Вспомнил Миша про Жучку. Он принес ей суп и хлеб. Жучка радовалась и виляла хвостом. Каждый день кормил Миша Жучку. Скоро Жучка выздоровела и побежала с Мишей по двору.

Публикации по теме:

Дифференциация звуков [С] - [Ш]. Буква Ш. Конспект логопедического занятия в подготовительной группе КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ ТЕМА: Дифференциация звуков [С] – [Ш]. Буква Ш. ЦЕЛИ: Укреплять мышцы артикуляционного.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

Цель: дифференциация звуков [к] - [г] по звонкости-глухости и букв К Г при чтении и на письме Задачи: учить дифференцировать звуки [к],.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе «дифференциация и автоматизация звуков Ж-З». ТЕМА: Дифференциация и автоматизация звуков Ж-З. Цель: 1. Правильное произношение и различение звуков Ж-З. 2. Упражнение в употреблении.

Конспект фронтального логопедического занятия в подготовительной группе. Тема: Дифференциация звуков [б] и [бь] Цель: Научить детей различать звуки [б] и [бь] в слогах и словах. Задачи: 1. Развивать умение выделять и различать звуки [б] и [бь] на слух;.