Выбор жизненных предпочтений. Предпочтение - это что такое? Значение, синонимы и примеры Примеры жизненной ценности

В 2011 году Бенни Льюис отмечал восьмилетнюю годовщину своих странствий и в честь этого написал пост , в котором рассказал о 29 самых важных жизненных уроках. Ниже вас ждёт перевод этого поста.

Восемь лет. Это 416 недель или почти 3 000 дней.

Это время, в течение которого у меня не было одного определённого места жительства. Переезжая в различные страны, знакомясь с новыми культурами и языками каждые несколько месяцев, я всегда возил с собой все свои вещи.

Немного путешествовал я и раньше: пару лет подряд летние каникулы я проводил в Штатах и однажды прожил месяц в Испании. Возвращаясь к этому времени, хочется упомянуть, что в 2003 году за несколько дней до моего 21-го дня рождения я уехал из Ирландии.

Я окончил университет за несколько дней до этого и решил, что буду приезжать домой только как гость (за все годы моих путешествий я ни разу не пропустил рождественский семейный ужин). Отныне стало так:

Мой дом там, где я положу шляпу.

В школе и университете я был прилежным учеником, прочитал много книг, но, как оказалось, знания, полученные мною, не имели под собой реальной жизненной основы - опыта и практики. Конечно, сейчас я наверстал эту нехватку и знаю, что есть ещё многое, чему мне стоит научиться, о чём стоит узнать.

Люди часто спрашивают меня о том, как я смог позволить себе путешествовать так долго. Спрашивают, богат ли я или мои расходы оплачивали родители. Я заплатил за все поездки самостоятельно, не имея каких-либо денежных сбережений.

На моё многолетнее путешествие мне понадобилось гораздо меньше денег, чем людям, которые годами живут на одном и том же месте, тратя крупные суммы на покупку всякого хлама. Вам не нужно быть богатым, чтобы путешествовать по миру .

Если вы хотите узнать больше обо мне, моей истории, а также о работе, которой я занимался во время путешествий, то приглашаю вас на мой сайт . В последний год я зарабатывал деньги тем, что помогал людям быстро и эффективно выучить новый иностранный язык . Также я написал пост , в котором постарался ответить на самые распространённые вопросы, касающиеся долгосрочных путешествий.

1. Все в основном хотят одного и того же

Мировые культуры отличаются друг от друга, но как только вы сможете поговорить с итальянскими миллионерами, бездомными бразильцами, голландскими рыбаками и филиппинскими программистами на их родном языке, вы поймёте, что все мы невероятно похожи и в основном хотим одного и того же.

Все хотят любви, безопасности, получать удовольствие от жизни и иметь надежду на лучшее будущее. У всех нас схожие желания, мечты и страхи. Как только вы отбросите всё поверхностное, что разделяет людей и отдаляет их друг от друга, вы сможете найти подход к любому человеку.

2. Плохо откладывать своё счастье на будущее

Слишком много людей считают, что когда они получат что-то, к чему стремятся многие годы, то сразу станут счастливыми.

Это бред.

Когда вы получите это долгожданное что-то, то непременно заметите, что в вашей жизни ещё чего-то не хватает. Я не верю, что «счастье на всю жизнь» может прийти от одной конкретной вещи или какого-либо достижения - это наивная мечта. Но мы можем научиться довольствоваться тем, что у нас есть, жить в настоящем, а не в будущем времени и радоваться каждой своей победе, каждому улучшению, каждому положительному изменению.

Если вся ваша жизнь - это погоня за одной большой целью, то впоследствии, даже если вы достигнете её, вы будете разочарованы.

Претворяйте свои мечты в жизнь, достигайте своих целей, но ни в коем случае не откладывайте своё счастье на потом.

Не смотрите на процесс достижения цели как на мучение, которое обязательно приведёт вас к счастью. Наслаждайтесь процессом, даже если ради этого вам понадобится больше времени на достижение цели. Эту мысль отлично иллюстрирует данное видео.

Наслаждайтесь шоу и не ждите финала.

3. Вы никогда не выиграете в лотерею - будьте практичнее

Нет никаких ограничений. Ваш круг общения, место рождения, возраст, количество денег, текущая работа и тому подобное - это лишь штампы, которые люди используют для того, чтобы не жить полной жизнью.

Ничто не предопределено. Если вы полны решимости, то всегда сможете найти множество возможностей достичь того, чего вы желаете. И неважно, сколько денег в вашем кошельке или какова ваша профессия.

5. Ищите людей, взгляды и убеждения которых отличаются от ваших

Как вы могли догадаться, прочитав третий пункт, у меня свой взгляд на мир, который не совпадает со взглядами многих людей. Тем не менее многие люди находят смысл жизни в вере в то, о чём я не знаю. И это хорошо: если бы все думали так же, как я, мир был бы очень скучным местом.

Поэтому, когда я встречаю кого-то, чья система ценностей и убеждений отличается от моей, я не пытаюсь переспорить, переделать или ещё каким-либо образом изменить их взгляды.

Когда кто-то уверен в чём-то, во что верит на протяжении многих лет, нельзя его переубедить с помощью ловко подобранной пары слов. У каждого, включая меня и вас, есть свои убеждения и мысли относительно всего, и каждый так просто от них не отступится. Если их убеждения ошибочны, то они могут осознать это со временем сами и только сами.

Не берите на себя такую ответственность - убедить весь мир в своей правоте. Важно признать, что, возможно, вы можете и ошибаться.

Мир гораздо веселее с людьми, у которых разные убеждения и интересы. Несмотря на мой скептицизм, во время путешествий я общался и с астрологами, и с религиозными людьми, и с консерваторами, и с людьми, которые ненавидят технологии. Благодаря этому я смог многое узнать, получить бесценный жизненный опыт.

Если вы будете общаться с людьми, которые всегда и во всём с вами согласны, вы не позволите себе узнать гораздо больше.

6. Жить достойной жизнью - лучший способ убедить людей в своей правоте

Довольно слов и споров. Просто живите так, чтобы другим захотелось последовать вашему примеру.

Когда люди будут видеть результаты, когда они заметят, что вы получаете удовольствие от своей жизни - они будут на вашей стороне. Тогда необходимость убеждать их пропадёт сама собой.

7. Никому и ничто не даётся легко

У каждого человека есть проблемы, и даже если кто-то пытается убедить вас в обратном, не спешите думать, что этому человеку все даётся легко. Вы видите только то, что другой человек позволяет вам увидеть. Вы понятия не имеете, какие чувства он испытывает на самом деле или через какие испытания и лишения ему пришлось пройти в ситуации, которая кажется вам простой.

Это верно для всех: для миллионеров, студентов, тусовщиков, интровертов. У каждого человека своя история, и она намного больше, чем поверхностное и ограниченное отражение, по которому мы так любим судить о жизни человека.

Так что не стремитесь судить о жизни человека, если не знакомы с его полной историей.

8. Нет ничего стыдного во фразе «я не знаю»

Нет ничего страшного и стыдного в том, чтобы признаться, что в таком-то вопросе или в такой-то теме вы некомпетентный советчик. Не ходить вокруг да около, а просто сказать: «Я не знаю».

9. Деньги никогда не решат всех ваших проблем

Если вы живёте не на улице и не умираете с голоду, вам не нужно больше денег. Особенно ясно это осознаёшь, когда проводишь много времени с людьми, которые живут на гроши, но при этом живут полной жизнью.

Всё самое замечательное в этой жизни не стоит ни копейки, а всё остальное гораздо дешевле, чем вы думаете.

10. То, чем вы владеете, овладевает вами

Подумайте о реальной причине того, почему вам хочется купить очередную дорогую фигню. Она вам и не очень-то нужна, вы просто хотите покрасоваться перед окружающими, отправить им посыл: «Смотрите, какой я крутой».

В действительности вам нужны вещи первой необходимости, то есть те, которые помогают вам выживать и работать, всё остальное - опционально.

Необходимость покупать всё новые и новые вещи управляет вашей жизнью: она привязывает вас к конкретному месту, к дому и к мебели в нём, и вы стремитесь покупать всё больше и больше. И это почти никогда не обогащает вашу жизнь. Чем меньшим имуществом вы владеете, тем лучше.

11. Телевизор - чёрная дыра для человеческого времени

До того как мне исполнился 21 год, я ежедневно проводил 3–4 часа своего времени перед экраном телевизора, смотря различные телешоу, которые якобы помогали мне расслабиться. Я сожалею о каждой секунде, которую я посвятил этому занятию. Настоящая жизнь проходила мимо меня.

Телевизор был неотъемлемой частью XX века, он являлся основным источником новостей для миллионов людей, но в наши дни просмотр телевизионных программ - это расточительство.

Люди получают из ящика предвзятые и переработанные новости, в то время как в XXI веке есть альтернативные и более достоверные источники информации. Смотря глупые телешоу, наблюдая за пародией жизни, люди крадут у себя драгоценное время , в которое они могли бы быть не пассивным потребителем, а творцом, который живёт и чувствует, а не наблюдает за страстями других.

Телевизор отнимает у вас вашу жизнь.

Вы встречаетесь с друзьями и обсуждаете не свою жизнь, свои переживания, успехи или проблемы, а популярное телешоу. Сидеть дома и безотрывно пялиться в ящик - лучший способ прожить абсолютно пустую жизнь.

12. Ограничивайте ежедневное использование интернета

В отличие от телевизора, интернет не культивирует пассивность. Он помогает нам активно выражать свою позицию по важным для нас вопросам, а также связывает людей по всему миру. Мне было бы очень тяжело совершить своё многолетнее путешествие без интернета.

Но стоит сказать, что, как и телевизор, интернет может стать огромной чёрной дырой, поглощающей ваше время. Используйте его для того, чтобы сделать свою жизнь более интересной и наполненной событиями, но установите себе лимиты: у вас должно оставаться время и на реальную жизнь.

В конечном итоге замена одного экрана другим (даже когда один из них вы используете для того, чтобы общаться с людьми) - это тоже побег от реальной жизни, только более красивый.

13. Проводите время с другими людьми

Настоящая жизнь не в книгах, телевизоре и даже не на экране вашего компьютера. Общение с другими людьми - вот настоящая жизнь. Так что перестаньте быть застенчивыми и просто встретьтесь с ними!

14. Если во время путешествия вы будете говорить только на родном языке, вы многое потеряете

Если вы приехали в какую-то страну на выходные, вы можете остановиться в гостинице, заказать еду из дорогого ресторана и найти себе экскурсию на родном или английском языке. Вы даже можете завести друзей среди аборигенов, которые знают английский, и тогда вы сможете создать вокруг себя «защиту» от местного языка .

Вы можете прожить в другой стране долгое время, не зная местного языка и убеждая себя, что так и нужно.

Но вы никогда по-настоящему не познакомитесь с местной культурой, если будете разговаривать с жителями исключительно на английском , особенно принимая во внимание тот факт, что английским, как правило, владеет только образованная часть населения страны.

Туристы столь многое упускают! Именно из-за того, что я не ограничивался своим родным языком, в моих путешествиях произошло множество удивительных событий и встреч, которых бы, вероятно, не случилось, если бы я не пытался учить местные языки.

20. Используйте солнцезащитный крем

Серьёзно. Защитите свою кожу. Следуйте этому и другим советам, которые найдёте в видео.

21. Перестаньте думать и начните действовать

Люди слишком много думают о том, сколько великих дел им нужно совершить, и в результате не делают абсолютно ничего.

Когда я размышляю о том, почему мне удалось столь многое успеть за прошедшие несколько лет, я вспоминаю о вопросе, который задал сам себе: «Должен ли я сделать что-то важное?». Мой ответ был «нет».

22. Пойте и танцуйте везде, где возможно

Петь и танцевать - это отличные способы выразить ваши эмоции и настроения. Трудно не чувствовать себя в отличной форме после такого увлекательного действия.

23. Заводите новых друзей и не забывайте про старых

Все восемь лет я путешествовал в одиночку. Я приезжал в каждую новую страну, не имея там ни одного друга. У меня не было знакомых, но они появлялись так или иначе. Я находил в интернете информацию о предстоящих вечеринках, приходил на них и говорил: «Всем привет!». Вскоре я находил людей, с которыми общался постоянно.

Если вы дружелюбны, искренни и обаятельны, то вам не составит труда подружиться с человеком, даже несмотря на то, что вы живёте в разных странах.

Когда мы окружены членами семьи, друзьями, коллегами и прочими близкими и привычными нам людьми, то не стремимся завести новые знакомства.

Но, люди, проснитесь! Вокруг так много интересных людей. Оглянитесь вокруг!

24. Мы не ценим то, что имеем

Однажды я не мог позволить себе заплатить за гостиницу на одну ночь, и мне пришлось спать на улице. С тех пор я ценю кровать, диван и гамак, и неважно, насколько они велики или удобны.

Однажды я подхватил инфекцию, из-за которой мой слух ослаб на две недели. С тех пор я ценю все прекрасные звуки , которые меня окружают, потому что знаю, каково это - не слышать их вовсе.

Я никогда не терял близких мне людей, но я крепко обнимаю всех членов моей семьи, как только вижу их, и говорю им, как сильно я их люблю. Я стараюсь предотвратить ссоры и недомолвки с друзьями.

Жизнь слишком коротка. Помните об этом.

25. Проглотите свою гордость и извинитесь

Никогда не держите обиду на другого.

Иногда лучше поступиться своей гордостью, чтобы сохранить хорошие отношения с близким вам человеком. Скажите первым, что вы сожалеете о ссоре, и никогда не ждите первого шага от другого человека.

26. Производите впечатление на людей чем-то нестандартным

Мы все хотим получить признание со стороны окружающих. Рассказывать людям о том, сколько иностранных языков вы знаете, как вы богаты, кого вы знаете, где учились, где работаете или ещё что-нибудь в этом роде - это не самый эффективный способ заставить других уважать себя.

Восхищают люди, которые сами по себе интересны.

Помните, что люди часто находятся под впечатлением от тех, кто не стремится произвести впечатление на них.

Иногда, чтобы стать интересным для других, достаточно, например, быть всего лишь хорошим слушателем.

27. Люди не одиноки в своём одиночестве

Один из наиболее часто задаваемых мне вопросов звучит так: «Чувствуешь ли ты себя одиноко в путешествиях?». Мой ответ - нет.

В мире гораздо больше одиночества, чем я мог предположить. На самом деле я был более одинок в мои университетские годы, чем во время путешествий . Я встречал многих людей, у которых куча друзей в социальных сетях, но которые в реальной жизни чувствуют себя одиноко.

Люди, которые как-либо изменили свой образ жизни (необязательно отправились в долгое путешествие, а, например, женились или устроились на новое место работы), часто теряют связь со своими друзьями детства и из-за этого чувствуют себя одинокими.

Я вёл беседы со многими людьми, которые были убеждены, что они одни на пути одиночества. Каждый раз, когда я слышу подобную историю, в моей голове звучит строчка из песни группы The Police : «Похоже, я не одинок в своём одиночестве».

Верите мне или нет, но я нахожу это очень утешительным. Несмотря на то, что другие люди не могут оказаться в полностью идентичной ситуации, осознание того, что ты не одинок в своём одиночестве в эту секунду, позволяет почувствовать облегчение.

Независимо от того, насколько одиноким вы себя чувствуете, всегда есть люди, которым вы близки. Возможно, вы не можете поговорить с ними в данный момент, но они есть.

28. Любовь - это не «всё, что вам нужно», но ваша жизнь будет пустой без неё

Вы не умрёте без любви, но без неё вы будете ощущать внутри себя огромную дыру. Убедитесь в том, что рядом с вами есть люди (члены семьи, друзья или любимый человек), которые могут напомнить вам о том, что вы особенный.

Если вы постоянно будете откладывать эту часть своей жизни на потом, то затем, когда это «потом» всё же наступит, вы так и будете продолжать свой одинокий путь.

29. Каждый жизненный урок ценен и важен

Когда я окончил университет, я думал, что знаю почти всё, что мне нужно, а то, чего не знаю, смогу найти в книгах. Но правда в том, что самые ценные жизненные уроки нельзя представить в белом или чёрном цвете, в том числе и всё то, что я перечислил в этом посте.

Но это ошибочно. Величайший учитель - ваш собственный опыт. Отложите книгу и выключите фильм.

Перестаньте быть пассивным наблюдателем - начните жить!

В статье анализируются жизненные предпочтения современных детей и подростков.

  • Рекламный образ факультета психологии в ценностной сфере личности студентов
  • Изучение особенностей ценностно-смысловой сферы осуждённых инвалидов

Введение

Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос связанный с поиском смысла жизни. В чем смысл жизни каждого конкретного человека? Что необходимо сделать, чтобы человеческая жизнь была радостной и счастливой? В чем настоящая ценность жизни? Как не ошибиться в выборе собственных ценностей? Вопросы, требующие ответа. Бесспорно, готовый ответ нам не даст никто, его мы обретаем сами, следуя по дороги жизни.

Тема данной статьи посвящена проблеме, связанной с выявлением психологических особенностей ценностей современных подростков.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что: выбранный для анализа возраст имеет колоссальное значение в становлении личности, а также ее дальнейшем развитии. Подростковый возраст – это переходный этап от детства к взрослости, где закладываются основные жизненные принципы и приоритеты, связанные с профессиональным выбором, отношением к семье, социуму, закладываются основные ценностные предпочтения и т.д.

Ценности – это разделяемые в обществе (общности) убеждения относительно целей, к которым люди должны стремиться, и основных средств их достижение. (Ю.Волков, И Мостовая)

Анализируя литературу, освещающие вопросы жизненных ценностей, было замечено, что формирование ценностных ориентаций школьников недостаточно полно освещено в научных трудах. Это и определило проблему нашего исследования, связанную с необходимостью разработки теоретико-методиеской базы, направленной на осуществление принципов формирования жизненных предпочтений современных детей в условиях школьного образования. Следует заметить, что проблема актуальна по причине глобальных преобразований в данной сфере.

Объектом исследования были выбраны ценности современных подростков.

Предмет исследования: выявление различий в системе ценностей современных подростков в связи с половыми и возрастными особенностями.

Цель исследования: определить различия в содержании, структуре, количестве ценностей учащихся с учетом возрастных особенностей школьников, пола и образования (4-10 класс) испытуемых через психолингвистический анализ текста.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать научную психолого-педагогической литературу по названной теме;
  2. Исследовать различия в системе ценностных предпочтений современных подростков;
  3. Выявить особенности ценностей учащихся с учетом их возраста, пола и образования;

Гипотеза исследования состоят в следующем:

  • у современных подростков будут наблюдаться явные различия в ценностных ориентациях в связи с половыми и возрастными особенностями;

Теоретической базой исследования послужили философский и психологический аспекты теории личности, социального становления личности (Ананьев, Рубинштейн), теории педагогического и социально-педагогического сопровождения и поддержки детей (Соколова), психологические особенности подросткового возраста (Выготский, Божович, Титова).

В процессе решения задач использованы следующие методы: теоретический анализ, тестирование (методика - ценностный опросник Шварца), контент-анализ текста, количественная и качественная обработка данных.

Эмпирическую базу исследования составили: учащиеся 4-10 классов МБОУ «СОШ №2 г. Суздаля». Количество – 158 человек.

Новизну исследования можно определить следующим образом:

  • уточнение понимания сущности и содержания ценностных ориентаций современных подростков;
  • выявление особенностей ценностных предпочтений для детей разных возрастов;
  • установление характерных психологических особенностей письменных текстов у учащихся школы, а также выявление уровня взаимосвязи ценностных ориентаций с качеством речи и развернутостью мысли.

В современной науке расширяется поле исследований в междисциплинарной области – на грани лингвистики и психологии. В качестве прикладной сферы для этих двух наук выступает психолингвистика, разрабатывающая вопросы изучения письменного текста и создающая методы его психологического анализа . К числу наиболее разработанных и проверенных на практике психолингвистических методов относится качественно-количественный метод контент-анализа .

Уникальным в своем роде материалом для исследования этой темы являются сочинения учащихся на тему: «Что я ценю в этой жизни». На основе контент-анализа было выделено 10 смысловых категорий:

  • Семья
  • Жизнь
  • Дружба/друзья
  • Учеба
  • Здоровье
  • Общечеловеческие качества (доброта, понимание, забота, терпимость, любовь и т.д.)
  • Родина
  • Красота

Для построения иерархии ценностных ориентаций для школьников разных возрастов (4-10 класс), нами была использован методика – ценностный опросник (ЦО) Шварца.

Результаты, полученные с помощью методик Ш. Шварца и контент-анализа согласованы между собой. В различных группах испытуемых наблюдается преобладание ценности «семья», именно эта категория и занимает верхнюю часть рейтинга: «Я В..Матвей родился в 2004 году. Мне 10 лет. Я учусь в средней школе № 2, в 4 б классе. Для меня ценное в жизни – это моя семья. В семье меня учат любить, понимать окружающих, заботиться о близких, учат прощать обиды,хотя порой это бывает сделать очень сложно, уважать старших и быть воспитаным. Мои родные всегда поддержжат в трудную минуту… Мама и бабушка учат меня быть терпимее и добре. Я стараюсь их не огорчать и учусь быть хорошим человеком, ведь плохому моя семья меня точно не научит» (Матвей В., 4 класс) или 8 класс: «Для меня самым ценным в этой жизни является семья. «Почему?» – спросите вы. Я отвечу – «семья для меня нечто большее чем кров и питание, она дала мне жизнь, любовь, заботу! И продолжает давать это по сей день. Некоторые не ценят жизнь, как должны ценить ее все без исключения. Я считаю, что, наверное, нету человека у которого лишь одна ценность в жизни, это значит у меня их тоже несколько» (Виктория Г., 8 класс «наличие хороших и верных друзей»: «В этой жизни я ценю родных и друзей. Друзья играют в моей жизни большую роль. Часто помогают и выручают. С некоторыми я дружу с садика, с другими же познакомилась в школе. У нас много общего. Многое пережили, «великие» планы на будущее вместе с ними…» (Лина К., 9 класс) , «жизнь»: «Самое ценное – это жизнь. Она дается только один раз. Прожить жизнь не поле перейти, поэтому ее нужно прожить так, чтобы, оглянувшись, осмотревшись назад проанализировав прожитые годы, ты смог увидеть свой труд, его значимость. Считаю, что подобный анализ следует делать на разных возрастных этапах, что-то переоценивать, что-то менять, что-то совершенствовать» (Алина А., 10 класс) , «здоровье»: «Я ценю свое здоровье и здоровье своих близких. Стараюсь заботиться о нем» (Кристина, 6 класс). Анализ творческих работ учащихся позволил установить, что у ребят всех возрастов сформированы фундаментальные ценности для будущей взрослой жизни . Рейтинговые показатели установили, что нижняя часть остается для таких ценностей, как «безопасность», «конформность», «традиции», также следует заметить, что нижняя ступень охватывает и ценности самовозвышения («власть», гедонизм»). Такие результаты ставят проблему в системе ценностей современной молодежи, поскольку в их сознании низкое значение отводится традициям, Родине, культуре, красоте. Так как, богатство общественной жизни государства отходит на задний план, то возникает закономерность, связанная с уделением должного внимания для формирования именно ценностей этой категории, которую еще можно сформировать и корректировать. Проводимое исследование в разных возрастных группах позволило заметить, что система ценностей не статична, а имеет подвижки, связанные с возрастом испытуемых. Наше исследование базировалась на учащихся 4-10 классов, а значит, формировать и закреплять ценностные ориентации еще не поздно.

По опроснику Шварца, с точки зрения половых различий , самые высокие показатели у учащихся женского пола наблюдается по шкале - универсализм (73%) и достижения (73%), что позволяет судить о важности в жизни понимания, терпимости и защиты. Чуть ниже по значимости расположились такие ценности, как: конформность (66%) (основывается на сдержанности и предотвращении/побуждении, которые могут причинить вред окружающим); доброта (60%) и самостоятельность (60%), которая у них опирается на самостоятельности выбора и мышления подростков, активно проявляясь в творчестве и исследовательской деятельности.

Малозначимой ценностью является стимуляция (26%), что открыто демонстрирует нежелание доминировать над другими людьми. Чуть выше расположились такие ценности, как традиции (33%) и гедонизм (33%), но также являются малозначимыми в жизни учащихся женского пола.

Иначе произошло распределение ценностей у учащихся мужского пола, где универсализм (86 %) выступает главной ценностью. Далее по значимости выдвигаются достижение (73%), конформность (73%), самостоятельность (73%), что непосредственно связано с достижением личностного успеха, самостоятельностью в выборе действий. Подобные приоритеты говорят о том, что для мужского пола именно эти жизненные ценности в соответствии с социальными стандартами для них является главными и важными.

Безопасность (67%) и стабильность общества не менее важны для мальчиков всех возрастов. Невысокие показатели наблюдались по шкалам стимуляции (40%), доброта (47%), традиции (40%), гедонизм (47 %), что позволяет сделать вывод о стремлении мужского пола к повышению и сохранению благополучия близких и родных людей.

Власть как одна из значимых ценностей – 60% говорит о желании и стремлении проявлять доминирование над ресурсами и подчинении людей. Все это связано с обретением определенного статуса и престижа в социуме, как среди своих сверстников, так и в других социальных группах.

Проводя анализ возрастных предпочтений ценностей, мы можем наблюдать следующее: для младшего школьного возраста важно проявление доброты, как в семье, так и от окружающих людей, быть самостоятельным в своем выборе и поступках. В более старшем возрасте категория «семья» не теряет своей актуальности, где также ценится добро, забота, терпимость, а значит с возрастом ценности «семьи», как ячейки общество все более сознательно закладывается в сознании подростков. Кроме этого, важным для учащихся 5-7 классов становится и «достижения», и «самостоятельность», и «безопасность». Категория «власти» приобретает особое значение у учащихся 7 классов, как проявление переходного возраста и возможность самоутверждения среди сверстников. Ни в одной возрастной группе больше «власть» не является доминирующим компонентом. У более старших школьников вперед выдвигаются «стимуляции», «достижения», все больше вопросов, связанных с выбором будущей профессии, а значит о возвышении ценности «учебы», как возможной перспективы реализации своих жизненных планов и занятия достойного места в социуме.

Возвращаясь к поставленной проблеме – определения ценностных ориентаций современных подростков, сделаем следующие выводы:

  1. Семья», «жизнь», «доброта», «достижения» и «самостоятельность» - вот преобладающие ценности для испытуемых. Подобные доминанты ценностей позволяют нам говорить об устойчивой ориентации современных подростков на личные отношения, настоящую любовь, искреннюю доброту, верную дружбу, а значит, молодежь стоит на верном пути и имеет прочные задатки для формирования гуманного высоконравственного общественного сознания.
  2. Мотивационные типы (по концепции Шварца должны составлять взаимодополняющие пары) пар не образуют.
  3. Те ценности, которые относятся Шварцем к выражающим интересы группы, а именно такие ценности, как «традиции» и «конформность», у учащихся 4-10 классов представлены как малозначимые.
  4. Традиции», «Родина» - ценности, которые имеют хоть какую-то долю значимости только в индивидуальных случаях, в большинстве для всех возрастных групп они не представляют никакого интереса, что говорит о несформированности или слабо сформированной гражданско-патриотической позиции. Такая проблема ставит ряд вопросов, связанных с формированием и утверждением гражданской идентичности: чувства долга и ответственности перед обществом, защита своих прав и интересов и т.д.

Заключение

Результаты эмпирического исследования выявили различие в выборе ценностных ориентаций среди группы учащихся разных возрастов. Следует заметить, что формирование ценностей у подростков может осуществляться и в рамках образовательной деятельности.

На сегодняшний день в системе образования наблюдаются колоссальные изменения, связанные с переходом образовательных учреждений на стандарты второго поколения (ФГОС), в основе которого лежит системно-деятельностный подход, направленный на развитие личности на основе универсальных учебных действий (УУД). В качестве методических рекомендаций, формирующих УУД, предлагаем на уроках и внеурочной деятельности использовать компетентностно-ориентированные задания (КОЗ). Задания такого типа имеют учебное и жизненное обоснование, самое главное, что КОЗ не вызывают у думающего ученика безответного вопроса «А зачем мы это делаем?». Важным компонент, влияющий на формирование системы ценностей современных подростков в рамках учебной и внеучебной деятельности учащихся является такой вид работы, как проект. Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенный для достижения определенных целей. С нашей точки зрения целесообразным является применения проектной деятельности в образовательных учреждениях (такая форма работы все более прочно входит в образовательную сферу и может стать одной из форм экзаменационного испытания).

Проектная деятельность в рамках образовательного процесса помогает формировать интересы, склонности личности к познавательной деятельности, развивает творческие способности, развивает эстетические способности, раскрывает мироощущение, создает мотивацию достижения успеха, а также дает возможность обогащения опыта, самореализации учащихся в той или иной деятельности.

Данные результаты показывают наличие патриотической, эстетической, лингвистической проблемы, имеющей место в современной социокультурной реальности, так как многие современные подростки не видят и не хотят видеть красоту окружающей действительности, не ценят его многообразие, соответственно не осознают значимость Родины и говорит о неразвитости чувства патриотизма, что требует педагогического решения в первую очередь в отношении содержания гуманитарных дисциплин современного школьного образования.

Приложение 1

Компетентностно – ориентированное задание по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Ключевые компетентности – информационная, коммуникативная.

Стимул:

Урок закончился, а спор не унимается. Два твоих одноклассника Артем и Влад не могут решить спор: можно ли считать Петра Гринева героя произведения «Капитанская дочка» А.С. Пушкина «недорослем». Ты решил им помочь. Но оказалось это не так-то просто. Чтобы разрешить спор вы обращаетесь за помощью к учителю литературы. Учитель выслушав спорящие стороны посоветовал всем перечитать конкретные главы романа и ответить на следующие вопросы:

  1. Кто и чему учил Петрушу?
  2. Что умеет и знает Петр Гринев?

Ответив на эти вопросы, ты сможешь примирить спорящих одноклассников.

Задачная формулировка : в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» затронут вопрос о воспитании и образовании Петра Гринева. Охарактеризуйте этот вопрос.

*К какому типу людей Вы можете отнести себя? Обоснуйте свой ответ и аргументируйте его.

Использование КОЗ на литературе позволяет решить следующие задачи:

  • мотивировать детей на внимательное прочтение текста и решение актуальной для них нравственной задачи;
  • создать условия для вдумчивого чтения, когда истина рождается в диалоге с писателем, диалоге с друзьями (если организовать работу в парах или группах), в диалоге с учителем (когда включается постпроизвольное внимание и возникает дискуссия), в диалоге с самим собой (если произведение стало откровением);
  • понять уровень развитости предметных и ключевых компетентностей и увидеть пути их дальнейшего совершенствования;
  • формировать нравственного человека с устоявшимися мировоззренческими установками.

Список литературы

  1. Brinker, K. Linguistiche Textanalyse: eine Einfuehrung in Grundgriffe and Methoden / K. Brinker. - Berlin. : Erich Schmidt, 1992.
  2. Drucker P. The age of social Transformation // Quality digest. Seattle, 1995.- April. P. 34 - 40.
  3. Аверьянов, Л.Я. Контент-анализ, 2007 г. - URL: www.i-u.ru/biblio
  4. Асмолов А. Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. - М.: Смысл, 2001. - 416 с.
  5. Бурлачук, Л.Ф. Психодиагностика. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ISBN 5-94723-045-3
  6. Васильев, Л.Г. Текст и его понимание / Л.Г. Васильев. - Тверь гос. ун-т. - Тверь: ТГУ, 1991. - 67с
  7. Василюк Ф. Е. Методологический анализ в психологии. - М.: Смысл, МГППУ, 2003.
  8. Горошко Е.И. Сборник статей: Гендерная проблематика в языкознании. Лингвистика интернета: формирование дисциплинарной парадигмы. (интернет сборник статей http://www.twirpx.com/file/341443/)
  9. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. -М.: Наука, 1984. -268 с.
  10. Залевская, А.А. Понимание текста: психолингвистический подход / А.А. Залевская. - Калинин. гос. ун-т. - Калинин, 1988. - 95 с
  11. Замалетдинов И.С., Богдашевский Р.Б. Использование речевых показателей в оценке индивидуальных особенностей личности // Речь, эмоции и личность: проблемы и перспективы. Материалы и сообщения Всесоюзного симпозиума. Л., 1978. С. 101- 105.
  12. Калмыкова, Е.С. Исследование индивидуального сознания методом контент-анализа // Психол. журн. 1994. Т. 15, № 3. С. 28-41
  13. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценности личности: концепция и методическое руководство. - Спб.: Речь, 2004.
  14. Караулов, Ю.Н. Показатели национального менталитета в ассоциативно-вербальной сети//Языковое сознание: формирование и функционирование. URL: http://www.ilingan.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/index.htm
  15. Кустарева В.А. Построение детских сочинений // Речевое развитие младших школьников. М.: Просвещение, 1970. - с. 68-89.
  16. Электронные ресурсы:
  17. Эльконин Д. Б. Развитие устной и письменной речи учащихся. – М., 1998. С. 29http://psychlib.ru/mgppu/Eru-001/Eru-001.htm
  18. Rokeach M. The nature of human values. N.-Y., 1973. https://books.google.com.ua/books/about/The_nature_of_human_values.htm

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь

Ежедневно мы сталкиваемся с необходимостью решение каких-то проблем и обстоятельствами, постоянно проверяющими нас на прочность. И в сегодняшнем мире всевозможных забот и стрессов огромную роль играют наши жизненные ценности, являющиеся своеобразными указателями на жизненном пути.

Если всё, что мы говорим и делаем, соответствует нашим , жизнь отличается правильностью и содержательностью, а сами мы довольны и уверены в себе. Однако нередко получается так, что наши действия расходятся с глубинными убеждениями, по причине чего и раздражительность. И это является показателем того, что что-то не так. Кроме того, такие ощущения могут сделать нас несчастными, и только в том случае, когда мы всегда поступаем по совести, сохраняется и чувство собственного достоинства, и состояние счастья.

Жизненные ценности человека можно смело назвать его внутренним компасом, по которому необходимо сверять все шаги. Ведь когда имеются определённые установки, человеку гораздо проще продумывать действия и , что и является основой продуктивной и полноценной жизни.

Но давайте поразмыслим на тему того, что может быть нашими жизненными ценностями.