Виды бамбука для изготовления флейты. Духовые деревянные музыкальные инструменты

Как непредсказуемы и витиеваты пути, приводящие нас к жизненным вехам! Вот и мой интерес к флейте Сякухати пришел весьма неожиданно. Тем более неожиданно то (для меня самого), что я хочу предложить вам на этой странице. А именно, изготовление флейты своими руками из ПВХ. Флейта типа Сякухати довольно простой инструмент, конструктивно. Если его могли изготавливать сотни лет назад, то сейчас, имея современные материалы и инструменты, а также средства для расчетов, изготовить флейту сможет любой задавшийся такой целью.

Флейта из ПВХ имеет приятный, глубокий, вдумчивый, достаточно сильный звук (при условии соблюдения всех рекомендаций изложенных на этой странице). По характеру тембра ПВХ конечно отличается от бабука, он не хуже и не лучше, он просто иной. Но для начинающих, а так же для желающих экспериментировать со строями, тональностями, это отличная возможность реализовать свои порывы к творчеству. Помимо всего, как уже много писалось в других материалах поствященных ПВХ флейтам , они неприхотливы к условиям окружающей среды и могут быть постоянным спутником, куда бы вы не направились. По своему опыту скажу, изготовление флейты доставляет не меньшее удовольствие чем при непосредственной игре. Это уже игра, это уже звук, мелодия вдохновения, стремления реализуемая в таком чудесном инструменте как флейта типа Сякухати.

Начало

Заполучив свою первую флейту (бамбук) тональности F («Сякухати» 1.5) я задумался над тем, что это не совсем то, что я ожидал. Получилось так, что заказал флейту раньше, чем разобрался в их размерах и тональностях. Ох уж эти внезапные порывы души!!! Ну да ладно, оставим лирику на потом. Итак, заказывать новую флейту было финансово накладно, а хотелось все же чего то помедитативней. Благодаря материалам Евгения () меня заинтересовала возможность изготовления флейты из простой трубы ПВХ . «А что, недорого, доступно, можно поэкспериментировать, на первое время хватит, а там, глядишь, и на бамбуковую флейту разживусь.» Так я думал.

Практика?

Закупив все необходимое приступил к… К чему? К размышлениям.

Дело в том, что рекомендуемые размеры флейт и расположения отверстий очень разнились в зависимости от источника. Я все же больше приверженец европейской системы нот, а потому точность звучания, а следовательно точность размеров флейты для меня важный вопрос. Особенно это почувствовалось после первой попытки (все же я попробовал воспользоваться рекомендуемыми размерами) в процессе настройки флейты путем проточки отверстий. Я явно заметил корреляционные связи между отверстиями, пока настраивал одно отверстие, другое тут же уплывало по тону, немного, но плыло. Изгибание флейты конечно выравнивало девиации нот но все это казалось неудобным.

Теория

Если хочешь что-то сделать, сделай это сам.

Начал я с того, что разузнал о свойствах резонанса колебаний воздушного столба. Выяснилось, что частота колебаний воздушного столба в открытой с двух сторон трубе равна: скорость звука деленная на длину и деленная на 2, а для закрытой трубы с одной стороны деленная на 4.

Вырезав соответствующий расчетам кусок трубы и выточив утагучи я обнаружил, что не попал в нужную ноту. Флейта Сякухати не является двояко открытой трубой и не является закрытой с одной стороны! Она нечто «среднее». Эмпирическим путем удалось вычислить коэффициент деления, он равен 2,20031. Теперь мои трубы звучали точно на нужной ноте. Но что делать с отверстиями?

Рассчитав отверстия по нужным частотам (нотам) получилось, что-то явно не то. Стало ясно, положение отверстий нужно рассчитывать иначе, с учетом их диаметра и, возможно, толщины стенки трубы. Ведь отверстие тоже образует маленькую трубу. Опущу нудные описания своих мытарств на этом поприще, хоть и захватили они меня не на шутку и вот-вот грозились разродиться «эврикой»… Помогли снова материалы , кому я премного благодарен!

Вот теперь Практика

Труба

В магазине сантехники мне попалась труба с внутренним диаметром 21,толщиной стенки 5,4. Она позволяет сразу вытачивать утагучи без дополнительных, утолщающих насадок, что очень положительно сказывается на эстетическом виде флейты.

Флейта "2.9" тональности F(Фа) со стандартным строем Минье. Труба 22.5 внутренний диаметр, 6.7 толщина стенки. Звук глубокий, довольно громкий. Отверстия расположены в удобных для распальцовки местах. Сделаны проточки под отверстия для уменьшения толщины стенки. Образчик звука

Удачного изготовления и приятной игры!!!

Самостоятельно изготовленная флейта замечательный подарок! Она подарит много минут наполненных энтузиазмом в попытках выдуть звук! Особенно когда испытуемый слышал и видел, как только что на ней играли, и как чудно она поет, и как легко все выглядит!!! ;-) Я уже раздарил почти все флейты, кроме тех на которых играю сам, а желающие все неубывают. Дерзайте!!!

Подарочные экземпляры

Слева на право:
1. Флейта "1.8" тональности D(Рэ) со стандартным строем Минье; Образчик звука
2. Флейта "2.0" тональности С(До) со стандартным строем Минье.

Один из самых значительных и эффективных средств фэн-шуй — бамбуковые флейты. Еще с древних времен бамбук считался в Китае символом счастья и привлечения удачи. Его быстрый, но прочный рост снискал себе славу спокойствия, умиротворения, а также защиты и силы. Именно поэтому его до сих пор так любят в этой стране и размещают в доме. Это один из немногих символов фэн-шуй, который является универсальным талисманом для всех сфер жизни.

Используя бамбуковые флейты, можно получить замечательные результаты. Их предназначение в том, чтобы:

способствовать установлению мирной и безопасной жизни. В Китае бамбук ценится за то, что приносит удачу и дает силу. Лучше всего, если от растет недалеко от дома;

обеспечивать поддержку. Бамбук — это одно из самых сильных и твердых растений. Он символизирует поддержку любых действий;

отгонять злых духов. Негативную энергию, называемую духами, привидениями, чувствуют многие люди. С помощью флейты — символа меча — можно устранять негативную энергию и способствовать установлению спокойного и умиротворенного состояния сознания;

прогонять злых, отрицательных и скандальных людей. Применение бамбуковой флейты — эффективное средство для устранения или уничтожения негативной энергии, полученной от подобных людей.

Угол расположения флейты

Очень важен угол, под которым следует вешать бамбуковую флейту (угол, под которым она висит, взаимосвязан с углами Восьмиугольника фэн-шуй). Для примера расположите Восьмиугольник на стене, а флейту — в центре, напротив той зоны, которая отвечает за жизнедеятельность и которая нуждается в активизации. Допустим, для улучшения своего финансового положения, флейту следует повесить напротив зоны «Богатство».

Флейту также следует вешать напротив этой зоны для увеличения ее силы. Эта, на первый взгляд, незначительная деталь, на самом деле очень важно.

Зона Богатства или Полезные люди — Под углом 45°; левой стороной вниз, правой вверх;

Зона Любви и Брака или Знаний — Под углом 45°; правой стороной вниз, левой вверх;

Зона Детей или Семьи — Вертикально; вниз стороной с меньшими секциями флейты;

Зона Карьеры или Славы — Горизонтально;

Зона Здоровья — Можно использовать любые вышеперечисленные направления.

Прежде, чем купить и применять флейту, прочитайте следующие советы:

2. Секции бамбука разделены хорошо видимыми ребрами. Эти ребра символически олицетворяют энергию и силу флейты. Не применяйте флейту со стертыми ребрами, так как он обладает гораздо меньшей силой. При расположении на стене более короткие сегменты должны быть ниже, а более длинные — выше;

3. Лучше всего вешать флейту на красной ленте с двумя красными кисточками, по одной с каждой стороны крепления ленты. Не следует снимать ленту, даже если вы располагаете флейту вертикально. Не забывайте, что длина ленты должна быть кратна 23 см (23, 46, 69 и т.д.);

Флейта, в нашем случае свирель – старинный духовой музыкальный инструмент. Появление прототипа флейты датируется почти 35 тысячами лет назад, что делает ее одним из древнейших инструментов. А привычная нам флейта стала известна в Египте, еще пять тысяч лет назад, и до сих пор является основным инструментом на Ближнем Востоке. Без нее не обходится фолк или фолк-рок. Тем, кто знаком с мирами фэнтези знает, что свирель один из любимых инструментов эльфов. А в нашей реальности игра на флейте скрасит зимние вечера. И сделать этот замечательный инструмент можно меньше, чем за час.

Для изготовления нам понадобятся:
Деревянная трубочка (тростниковая, бамбуковая, камышовая и др.)
Кусочек дерева или пробка
Сверла на 2; 4,2 и 6 мм и что-то, чем можно сверлить (шуроповерт, дрель, гравер)
Надфиль
Полотно для ножовки по металлу

Ствол флейты

Первым делом необходимо выбрать тело свирели. Подойдет любая полая трубка, будь то тростник, камыш или сантехническая ПВХ труба. Я нашел у себя отличную бамбуковую трубку.
Она не совсем круглая, внутренние диаметры 23 и 25 мм. Я отпилил 400 мм, такой длины будет флейта. Хотя нужно было отпилить 300 мм, я как обычно все перепутал.

С одного конца делаем вплотную два отверстия, границы которых должны располагаться на расстоянии 40 мм от края. Сначала я наметил отверстия сверлом на 2 мм, а потом рассверлил сверлом на 4,2 мм. Далее надфилем делаем отверстие прямоугольным, с длиной 5 мм и шириной 7 мм. И стачиваем одну сторону окошка под углом 30-45 градусов, все тем же надфилем. Это отверстие свистка. От остроты и гладкости скоса будет зависеть качество звука.




Далее делаем шесть игровых отверстий-клапанов (разметка была ранее). Первое отверстие будет в 60 мм от нижнего конца флейты, остальные с шагом 20 мм. Опять делаем отверстия сверлом 2 мм и рассверливаем сверлом на 6 мм. В обще, такие сверла подошли именно мне. Принцип настройки такой: чем больше отверстие, тем выше звук, поэтому рассверливать можно начинать с 4 мм. Главное не переборщить, ведь уменьшить отверстие уже не получится. Рассверливать нужно начинать с нижнего отверстия. При помощи тюнера настроим свирель в натуральном мажоре. Просверливаем нижнее и дуем, настраиваем по тюнеру, потом сверлим второе. Второе отверстие отстраивается при открытом первом и так далее. Должен получиться следующий ряд нот: ля диез, ля, соль, фа, ре диез, ре, до.
Все отверстия зашлифовываем наждачной бумагой, но очень мелкой, чтобы не повредить природную окраску бамбука.

Свисток

Теперь, с того конца, где сделали отверстие под свисток, необходимо сделать скос. С края вниз отступаем 4-5 мм, и влево 40 мм. Скос делаем полотном для ножовки по металлу.




Теперь из кусочка дерева или пробки делаем втулку. Сначала я придал деревяшке круглую форму, потом сделал такой же скос, как на самой флейте. Дерево я нашел мягкое, поэтому все делал ножом. Сверху необходимо сделать плоскую грань, отступив от края 1 мм, как в обычном свистке. Слишком большой скос делать нельзя, свиста просто не будет. Втулку вставляем в «тело».


Втулку я сделал слишком маленькой. Она должна туго входить во флейту и надежно там сидеть. Пришлось проклеить термоклеем все пробелы. Саму втулку я промазал клеем ПВА, прежде чем вставлять во флейту.

На этом изготовление свирели заканчивается. Уже можно получить первые звуки. Опять же, это идеальный вариант для обучения. Так как хорошая свирель стоит не мало, не путать с блокфлейтой. А у нашей самодельной флейты приемлемое звучание, а процесс изготовления занял полчаса. Инструмент можно украсить на свой вкус, но у меня бамбук и так смотрится хорошо.

Статья написана Робертом Е. Крамером

Материалы:

1 пропановый или бутановый факел или костер для нагрева металлического стержня
1 стальной стержень примерно 1/2" в диаметре
1 перчатка для работы с печью или жесткая ткань
1 хорошо наточенный режущий предмет типа ножовки
1 жирнопишуший карандаш или волшебный маркер
1 тонкая листовая наждачная бумага
1 старое 1/4" сверло
1 плоскогубцы
1 старая бамбуковая удочка
1 линейка
Льняное масло и тряпка

Изготовление

Отрежьте от конца старой удочки отрезок бамбука примерно от 45,7 см до 50,8 см в длину, диаметром где-то между 1,9 см и 2,54 см. Убедитесь, что вы отрезали бамбук так, чтобы один конец оставался заблокированным волокнистым материалом, что заполняет бамбук между секциями (см. рис 1).

Отмерьте и отметьте точку диаметром 2,54 см от закрытого конца бамбуковой трубочки. Далее отметьте расстояние в 15,24 см от вашей первой отметки, затем сделайте еще пять отметок на расстоянии 2,54 см друг от друга. Когда вы закончите у Вас должно всего получиться семь отметок (см. рис. 2).

Следующий ваш шаг заключается в использовании стального стержня (диаметр – 1,27 см), чтобы сжечь ненужный волокнистый материал. Чтобы это сделать, нагрейте один конец стального стержня до красного каления. *ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ* - НЕ ЗАБУДЬТЕ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРЧАТКУ ДЛЯ РАБОТЫ С ПЕЧЬЮ ИЛИ ЖЕСТКУЮ ТКАНЬ, КОГДА БУДЕТЕ ДЕРЖАТЬ НЕНАКОЛЯВШИЙСЯ КОНЕЦ СТЕРЖНЯ, ТАК КАК ОН ТОЖЕ ОЧЕНЬ НАГРЕЕТСЯ . Когда стержень нагреется, вставьте его в открытый конец бамбуковой трубки и приложите умеренное усилие, чтобы прожечь слой волокна. Не забудьте оставить последний слой волокнистого материала (на закрытом конце) в целости (см. рис. 3).

Далее вам необходимо нагреть сверло (диаметр - 0,635 см) до красноты. Используйте плоскогубцы, чтобы держать сверло и прожигать отверстия в тех местах, которые вы отметили. Не просверливайте отверстия в бамбуковой трубке при помощи дрели, так как это может привести к трещинам на бамбуке (см. рис. 4).

Возьмите кусок тонкой наждачной бумаги размером около 7,62 x 7,62 см и скрутите его. Используйте скрученную наждачную бумагу, чтобы удалить черный обгоревший бамбук из и около отверстий, что вы прожгли. Также вы можете использовать наждачную бумагу для расширения игрового отверстия. Это поможет легче извлекать звук, не только не сделайте отверстие слишком большим (см. рис. 5).

Протрите законченную флейту тряпочкой, смоченной льняным маслом. Закройте оставшиеся шесть отверстий указательным, средним и безымянным пальцами каждой руки. Подуйте в звуковое отверстие (ближайшее к концу – прим. переводчика ) так, как если бы вы пытались извлечь звук, дуя в стеклянную бутылку от кока-колы. Продолжайте пробовать пока не получите ровной ноты. Теперь вы можете убрать один палец, чтобы получить другой звук. Экспериментируйте и практикуйтесь. Удачно вам поприкалываться!!!

© Copyright 1998 Backwoods Home Magazine
© Перевод 2004 Парфёнов Алексей

Свирель (дудочка) — старинный музыкальный инструмент. Обычно ее делали пастухи, чтобы развлечь себя при монотонной работе. Делали дудочку (свирель) как правило из камыша, тростника или другого пустотелого материала. Для того,чтобы сделать такую дудку, вам понадобится какая-нибудь полая трубка длиной ок. 30см. с внутренним диаметром ок. 1 см. Это стебель камыша(он растет по берегам рек или в заболоченных местах)или трубка из ПВХ. Еще вам понадобится тюнер или какой-нибудь музыкальный инструмент для настройки звука, ножовка, выжигатель по дереву, острый нож, клей типа «Момент», надфиль, наждачка и кусочек дерева для свистка.

Ход работы по изготовлению свирели (дудочки) из камыша

Вначале необходимо отпилить трубку по длине (у меня она 27см), выровнить края и удалить внутренние перегородки (если они есть) ножом:

Затем зачищаем внутренний канал с помощью намотанной на палочку наждачки:

Теперь необходимо на расстоянии ок. 2см. от края вырезать отверстие свистка. Оно имеет прямоугольную форму. Ширина его 0,7 см., длина 0,5 см. Это ориентировочно. Окончательно его можно доводить при подстройке. Намечаем отверстие карандашом и прорезаем:

Теперь формируем надфилем угол свисткового отверстия (на стороне ближе к выходу). Он должен быть под углом 45 град. Этот угол очень важен, т.к. он непосредственно участвует в формировании звука, рассекая струю воздуха.

Теперь необходимо сделать пыж из кусочка дерева, и подогнать его под диаметр внутреннего канала (схема его устройства ниже). Он должен доходить до ближней грани отверстия свистка.

Можно стянуть ниткой край дудочки, чтобы камыш не треснул:

вставляем пыж в дудочку, предварительно примеряя его:

Отпиливаем лишнее, выравнивая край:

Промазываем пыж клеем и вставляем в дудочку. Когда он подсохнет, формируем для удобства игры скос края дудочки:

Теперь с помощью тюнера проверяем тональность (первый звук) нашей флейты. У меня получился»Ре». Дальше необходимо прожечь первое отверстие. В начале прожигаем дырочку маленького диаметра,проверяем тюнером и подстраиваем отверстия, расширяя его.Чем шире и выше к свистку отверстие,тем выше нота. Строй свирели диатонический, т.е. гамма мажорная или минорная. При всех закрытых отверстиях получилась нота «Ре», значит первая дырочка будет соответствовать ноте «Ми», вторая ноте «Фа диез», третья-«Соль», четвертая-«Ля», пятая «Си», шестая «До диез», и нижняя «Ре». Это мажор. Ниже выложу схему с промерами отверстий и устройством свистка.