Конспект занятия по ознакомлению с окружающим для средней группы «Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Образовательный портал Конспект занятия мое имя в старшей группе


  • Ознакомление с окружающим

  • Развитие речи

Я и мое имя

Цель : Дать представление о важности права на имя. Знакомить детей с правом на имя. Формировать индивидуальность. Пополнять знания детей о народных традиция, праздниках (именинах). Развивать творческую активность, слуховое внимание. Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова. Воспитывать чувства самоуважения и уважения к другим

Ход занятия

(Воспитатель вместе с детьми образуют круг.)

Воспитатель : Ребята, посмотрите внимательно друг на друга и скажите, чем мы похожи и чем отличаемся? (Ответы детей)

Воспитатель : Умницы, правильно рассказали. Оказывается у нас много общего, и все-таки у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Что это? (Дети: Имя.)

Воспитатель : Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Что же такое имена? Имена – это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как в древности давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена они давали такие, как например: Добрыня (делающий добро), Любомир (любящий мир, людей), Людмила (милая людям), Вера, Надежда, Любовь.

Воспитатель. А вы знаете, что означают ваши имена? Я вам сейчас расскажу, а вы запоминайте:


  • Александра – «защитница»

  • Николай – «победитель народов»

  • Дарья – «победительница»

  • Елизавета – «клятва божья»

  • Дмитрий – «относящийся к Деметре»

  • Татьяна – «устроительница»

  • Мария – «любимая, желанная»

  • Ольга – «святая»

  • Иван – «дар Бога»

  • Ксения – «гостья»

  • Валентин – «здоровый»

  • Таисия – «мудрая»

  • Артём – «здоровый»

  • Ярослав – «сильный»
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами еще раз познакомились, услышали ваши имена и узнали какой значение вкладывали наши предки в имена.

Пять лет назад у ваших родителей родились детки – мальчики и девочки. Кто это? Вы! Мамы и папы дали вам имена. А вам нравятся ваши имена? Вы хотели, чтобы вас звали другим именем? Каким?

(Один ребенок стоит спиной к остальным. По очереди дети называют его по имени используя уменьшительно-ласкательную форму. Ребенок должен угадать, кто его позвал.)

Воспитатель. У каждого из нас есть свое имя. Кого-то зовут Александр, кого-то Мария, кого-то Екатерина. Все эти имена очень красивые. И даются они человеку не просто так. Ведь эти имена – не только имена твоих друзей или папы с мамой. Так когда-то, очень давно, звали святых. Святые - это особенные люди. Они жили праведной жизнью. Всех-всех любили и прощали – даже тех, кто их обижал. Но сами никого и никогда не обижали. Всегда помогали бедным. Молились Господу о себе и о людях, которые жили рядом с ними, чтобы все у всех было хорошо. Особенно молятся святые о тех людях, которые носят их имя. Например, святой Николай особенно молится о мальчиках по имени Коля. А святая великомученица Татьяна – о девочках Танях. (показ иллюстрации из журнала «Шишкин лес» № 11, 2006, стр. 5).

У каждого из нас есть свой святой – свой небесный покровитель, молитвенник перед Господом. Дети, а как вы думаете, есть ли праздники имен? Правильно, их называют именинами, или Днями Ангела мальчиков и девочек. В эти дни вспоминают святых.

Например, 13 декабря – день памяти святого апостола Андрея Первозванного – это День Ангела всех Андрюшек, а 6 февраля – день памяти святой блаженной Ксении Петербургской – это День Ангела всех-всех Оксан.

Ребята, а вы знаете, когда у вас День Ангела – твоего небесного покровителя? Если нет, спросите об этом у своих пап или мам.

Физминутка

Воспитатель. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Например, к одному человеку обратились «Андрюшенька», а к другому «Анна Петровна». Что же вы скажете про «Андрюшеньку» и про «Анну Петровну»? Кто они? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно. Если ребенка позвали «Коля», а другого «Таня». Что можно сказать про этих детей? (Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.)

Воспитатель : Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Воспитатель : Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени? (Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.)

Воспитатель : Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству? (Ответы детей)

Воспитатель : Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей, - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых, друзей.

Воспитатель : Ребята, как вы знаете, почему мы сегодня разговаривали об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей– это право на имя?

Воспитатель : Да, ребята, в «Конвенции о правах ребенка» записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; и.о.ф. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

Воспитатель : Сегодня на занятии мы узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Воспитатель : Что вам понравилось сегодня на занятии? А что было трудно?

Конспект занятия в старшей группе на тему: «Ты и твоё имя» .

Воспитатель: Лищенко М.В.

Программные задачи:

1.Дать знания о том, что у каждого человека есть свое имя, отличающее его от других людей;

2.Познакомить с историей возникновения имен.

Помочь осознать высокий нравственный смысл имени.

3.Воспитывать доброту, отзывчивость, самоуважение.

Оборудование: интерактивная доска с презентацией. Бумажные цветы на каждого с его именем; Клей, кисти, салфетки.

Предшествующая работа: Беседы: «Что я знаю о своём имени?»; «Что означает моё имя?»; «Почему меня так назвали?».

Воспитатель: Ребята, мы поздоровались с гостями, мы их всех знаем. А теперь будем спокойно беседовать, не забывая правил поведения, чтобы гостям к нам снова захотелось прийти.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

Воспитатель: И поговорим мы сегодня об именах.

Звучит легкая мелодия.

(дети в круге тихо и плавно кружатся – недолго)

Мы как листочки закружились

И в новом мире очутились.

Ребята, мы попали с вами на много – много лет назад, когда люди жили, все родственники, вместе.

А вам хочется с ними познакомиться?

А что мы спрашиваем, когда знакомимся?

А вот у этих людей не было имен, и они поняли, что надо как-то друг к другу обращаться и придумали имена.

Однако, имена для нас их очень необычные.

Одних звали по цвету волос: Черняк, Рыжик.

Этого за рост – Мал. Были и Смеяна, Добр, Силач, Мороз, как думаете почему?

И стало больше порядка, доброты в отношениях.

Воспитатель: Так, что же такое имя? (имя – это то, что дано человеку на всю жизнь и тебя отличает от других).

Нет меж живущих людей,

Да и не может быть

Безымянных!

В первый же миг по рождению каждый

Убогий и знатный,

Имя как сладостный дар

От родимых своих получает…(Гомер)

Воспитатель: А как зовут ваших воспитателей?

А вот потому, как мы произносим имя можно узнать, как к этому человеку мы относимся.

Вот почему меня, вы называете по имени и отчеству, так вы что проявляете? (уважение).

Если хотите показать недовольство к человеку, называйте этого человека грубо, например: Катю- Катерина, а ласково – Катюшка, Катенька.

А как зовут тебя дома, когда любят, хвалят?

Игра «Назови «Кратко - полно».

(Вова –Владимир; Настя –Анастасия; Вика –Виктория; Лиза -Елизавета…)

Имена у нас разные, но всех вас очень любят дома.

Любили тебя без особых причин

За то, что ты внук, за то, что ты сын,

За то, что малыш, за то, что растешь,

За то, что на маму и папу похож!

А кто знает, как его будут звать, когда станет взрослым (ФИО)?

Кто может назвать полностью своё: фамилию, имя, отчество?

Знаете ли вы, что означает ваше имя?

Физминутка. (музыкальная)

Ой, ребята, увлеклись мы с вами именами, вы слышите, кто- то плачет. (входит Баба- Яга)

Почему вы плачете? (плачет, не отвечает)

Стонет от ветра глухая тайга –

Плачет – печалится Баба – Яга.

Хоть для печали причин вроде нет:

Живет она целую тысячу лет,

Избушка её и светла, и тепла,

Ступа исправна? (кивает)

В порядке метла? (кивает)

Что ж на душе у тебя тяжело?

Яга:– очень противно мне имя моё!

Все – Катюшенька, Танюшенька,

А моё – тьфу!

Как нам помочь Бабе - Яге? Как вы думаете, что означает ее имя? Её имя Яга – от латинского «Эго» - любит только себя. Как быть?

Мы Бабу – Ягу спасем, отогреем,

Мы грустные мысли старушки развеем.

Отныне она не Яга, если подумать немножко

Можно назвать её ласково. Как? (ответы детей)

Яга – Вот спасибо! Побегу и всем, всем я расскажу

Желая вам цвести, расти,

Копить, крепить здоровье

Оно для дальнего пути

Главнейшее условие.

Пусть добрым будет ум у вас,

А сердце умным будет,

И всё исполнится тогда,

И счастья много будет (убегает)

«Поляна имен» (практическая работа).

Для каждого ребенка заготовлен бумажный цветок с несколькими лепестками. Он выбирает тот, который ему нравится, с его именем. Затем дети наклеивают лепестки на кружок, и получается цветок. Во время работы включается аудиозапись.

Мы на свет родились, чтобы радостно жить,

Чтобы вместе играть, чтобы вместе дружить.

Чтоб улыбки друг другу дарить и цветы,

Чтоб исполнились в жизни все наши мечты!

Дети берут свои цветы и (музыка, дети становятся в круг)

Воспитатель.

У всех пап и мам на свете есть вы…

Дети (хором). Любимые дети!

Дети (поочерёдно произносят слова)

Голубоглазые,

С веснушками,

И кудрявыми макушками.

Спокойные,

Вертлявые…

(Хором) Нас много и все такие разные.

Анализ ОД:

Воспитатель: Так о чем мы сегодня говорили с вами?

Дети: О наших именах, И что означают наши имена?

Конспект занятия в подготовительной группе с детьми с ФФНР.

Тема: «Мое имя»

Цели:

1. Совершенствование лексического строя речи. Обогащение, активизация и расширение словаря по теме «Имя» – знакомство с происхождением имен; уточнение значения слов «Отчество», «Тезка».

2. Формирование и совершенствование грамматического строя речи. Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами;

образование полных имен, отчества.

3. Развитие связной речи. Активизация диалогической речи (беседа об именах); автоматизация звуков в речи; стимулирование собственных высказываний детей – вопросы, ответы, реплики.

4. Совершенствование общей и мелкой моторики: координация речи с движением.

5. Воспитание доброго отношения к себе и окружающим, к своему имени.

Оборудование: крупные цветы из картона по количеству детей, предметные картинки, большой лист бумаги (полянка), аудиокассета с записью классической музыки.

Ход занятия:

Организационный момент.

При входе в кабинет, дети называют любое приятное слово всем присутствующим.

Основная часть. Имя.

На Земле живет много людей – миллиарды. Все люди похожи, но каждый человек неповторим.

Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой….

И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других.

(Имя).

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол – мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры).

Беседа «Твое имя»

Тебе нравится твое имя?

Хотел бы ты, чтобы тебя звали по-другому? Как? Почему?

Все имена что-то означают, например, Марина – морская.

Хотите узнать, что обозначают Ваши имена?

Саша (Александр) – мужественный, защитник.

Леша (Алексей) – помощник, защитник.

Максим – величайший.

Дарья – побеждающая.

Екатерина – чистая.

Мария – высокая, превознесенная.

Ольга – святая.

Кристина - христианка, посвященная Христу.

Катя – чистая, непорочная.

Света – светлая, чистая.

Маша-святая, высокая.

Юлия - кудрявая, пушистая, нежная.

Варя – иноземка, скромна, покладиста, трудолюбива.

Семен – услышавший, надежный.

Игра «Назови ласково».

Ребята, имена растут вместе с нами. Сегодня ты маленький, и имя у тебя маленькое: Сашенька, Кристиночка, Машенька,…а когда пойдешь в школу, твое имя станет полным: Александр, Кристина, Мария,…

Давайте поиграем в игру «Назови ласково соседа».

(Дети называют соседа по имени в уменьшительно-ласкательной форме: Даша – Дашенька, Дашуля, Дашутка и т.д.)

Беседа «Полные имена, имя и отчество».

Обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени прибавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Когда вы станете взрослыми, к вам тоже будут обращаться по имени отчеству. В русской культуре отчество дается по имени отца.

Саша, как зовут твоего папу? (Толя).

Значит, твое отчество Анатольевич – Александр Анатольевич.

Давайте вместе узнаем и назовем ваше отчество. (Дети называют свое имя и отчество).

На свете очень много разных имен, но встречаются люди, у которых имена одинаковые, вот и в нашей группе есть дети с одинаковыми именами. Вспомним их и перечислим.

Людей с одинаковыми именами называют «тезками».

Физминутка.

Раз, 2,3,4,5,

Отправляемся гулять. Дети ходят врассыпную.

По извилистым дорожкам Идут змейкой за ведущим.

Мы пройдем совсем немножко.

Вправо, влево посмотрели Повороты головы вправо, влево.

И на корточки присели. Присесть на корточки.

Встали дружно, потянулись Стоя на носочках, потянуться, руки

Вверх.

И, как кошечки, прогнулись. Выпрямить спину.

А теперь прыжки на месте Прыжки на месте.

И похлопаем все вместе. Хлопки в ладоши.

В центре (сердцевине цветка) ребенок приклеивает свою фотографию (или пишет свое имя).

С помощью взрослого на лепестках записываются ласкательные имена, которыми называют ребенка в семье, среди друзей, в детском саду.

Если ребенок затрудняется в подборе слов, можно предложить те ласкательные имена, которые он хотел бы услышать от своих близких.

Итог.

Рассматриваются результаты коллективной работы.

Дети называют ласкательные имена, кто их так называет.

Называют ласкательные имена, которые хотели бы услышать.

Закрепляются понятия «тезка», «отчество».


Цель: формирование представления о важности права на имя.

Задачи:

Знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

Познакомить детей с именами наших предков; вспомнить имена сказочных героев;

Закрепить представление детей о правах, с которыми познакомились на предыдущих занятиях;

Развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы;

Воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;

Активизировать в речи детей нежные и ласковые слова.

Материал: - документ «Конвенция о правах ребенка»;

Иллюстрации: «Все имеют равные права», «Дом», «Лечение», «Обучение», «Любовь и забота», «Имя»;

Фотографии воспитателя в разные возрастные этапы;

- «Свидетельство о рождении» (какого-нибудь ребенка);

Картинки с изображением сказочных героев;

Произведение Н.Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей».

Предварительная работа с детьми: - беседа «Зачем человеку имя?»;

Просмотр отрывка из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Предварительная работа с родителями: - составление с ребенком рассказа на тему «Мое имя»;

Использованная литература: 1. Г.Квита, В.Миронов. Словарь имен. Москва,1998.

2. С.В.Вялкова, Н.М.Давыдова. Беседы об ответственности и правах ребенка.- М.:ТЦ «Сфера», 2008.

3. Документ «Конвенция о правах ребенка».

Ход занятия:

1.Решение проблемы.

Дети вместе с воспитателем стоят в кругу в детском уголке.

Ребята, прежде чем начать сегодняшнюю беседу я хочу загадать вам одну загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя)

Правильно. Имя. Нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.

2.Беседа. Имена.

Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, крепкими, добрыми, милыми. Вот и имена им давали такие, как например:

Добрыня - делающий добро.

Любомир - любящий мир.

Людмила - милая людям.

Святослав - святая слава.

Владимир - владеющий миром.

Тихомир - тихий и мирный.

Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.

Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина (дети приводят примеры)

По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек. Допустим, к одному человеку обратились «Илюшенька», а к другому «Эльвира Александровна»? Кто они?

Ответ: «Илюшенька» - это мальчик, а «Эльвира Александровна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.

Если ребенка позвали «Илья», а другого «Катя». Что можно сказать про этих детей?

Ответ: Можно сказать, что это мальчик и девочка.

Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.

Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени.

Ответ: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.

Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству?

Ответ: По имени и отчеству обращаются к старшим людям.

Правильно, называя взрослого по имени и отчеству, вы проявляете тем самым уважение к нему. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.

3.Разгадывание ребусов.

Ребята, не случайно я сегодня начала свою беседу с этого уголка. Здесь у меня для вас спрятаны сюрпризы. Давайте мы их поищем. (Дети ищут сюрпризы. Их - 3). Эти сюрпризы непростые - их надо разгадать. Это ребусы, которые мы очень любим разгадывать. Только сегодня здесь не просто слова, а расшифровать надо имена.

Дети расшифровывают имена: Валя, Настя, Наташа.

Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали. А теперь я предлагаю немного размяться.

(Дети выходят из уголка и встают в круг на физкультминутку)

4. Физкультминутка.

Эй, ребята! Встаньте в круг! (дети встают в круг)

Вот как много стало рук! (руки вперед, тыльной стороной кверху)

Чьи же руки подскажите, (дети называют свои имена,)

И ладошки покажите. (переворачивают ладошки кверху)

А теперь за руки взялись, (берутся за руки и бегут по кругу)

И по кругу пробежались.

Сделали поуже круг, (все дети соединяют руки над головой)

Крышу сделали из рук.

Получился дом имен (взявшись за руки, делают круг шире,)

В этом доме мы живем! (руки вверху)

5.Беседа. Тёзки . (Беседа проводится на ковре, стоя)

Ребята, а вы знаете - что такое тезки?

Вы знакомы с этим словом? Что оно значит? (Ответы детей) Тезки - это люди, у которых одинаковые имена. Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань», которое нам расскажет Катя:

В первом классе восемь Тань -

Это прямо наказанье!

Ведь у них, куда ни глянь,

Всюду - Таня, Таня, Таня!

Если скажут: «Таня, встань!»

Встанут сразу восемь Тань.

А ведь можно очень просто

Разобраться в новичках…

А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?

Ответ: Может быть по фамилии?

Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в классе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?

Ответ: В этом случае поможет отчество.

Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки?

Ответ: Тезки у нас 2 Ромы (Шалтынов и Андреев), 2 Ани (Сизова и Слонимская),

2 Ильи (Елков и Махонин), 2 Даши (Васильева и Зайцева), 2 Вани (Петров и Филиппов)

Вот и хорошо, разобрались в тёзках.

6. Игра «Шифровальщики».

У меня для вас и здесь есть сюрпризы. Давайте их разберем (дети разбирают листочки-шифровки) и каждый из вас расшифрует на своем листе имя . (Каждый ребенок расшифровывает имя)

Молодцы, ребята. Все имена расшифровали правильно. А теперь я предлагаю подойти к нашей выставке. (дети подходят к библиотеке, где оформлена выставка)

7. «Право на имя»

Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я ведь хотела познакомить вас с новым правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?

Ответ: Может быть новое право - это право на имя?

Да, ребята, в Конвенции о правах ребенка записано, что каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя и фамилию. Имя, отчество и фамилия ребенка записываются в регистрационную книгу и родителям выдают первый документ ребенка «Свидетельство о рождении». (Показ документа). В этом документе записаны имя, отчество, фамилия ребенка; число, месяц, год рождения ребенка; место рождения; ф.и.о. мамы и папы. У каждого из вас есть такой документ. Когда придете домой, попросите папу или маму показать этот документ и прочитать все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучит ваше полное имя, как звучат имена, отчества и фамилии ваших родителей.

- «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Обычно малыши гордятся своими именами и обижаются, если взрослые путают их.

Человек проносит имя через всю жизнь. Человека можно лишить всех благ, богатств, но нельзя лишить имени. Имя, как говорится в загадке, - это то, что «в воде не тонет и в огне не горит».

Доброго, отзывчивого, уважаемого человека всегда называют по имени. Именами (фамилиями) уважаемых, знаменитых, заслуженных людей названы города, улицы, парки и многое другое.

Вопросы к детям: А вам нравятся ваши имена?

Ребята, может быть кто-нибудь из вас знает, почему именно так назвали вас ваши родители? (Рассказ Адэлины)

В честь кого тебе дали имя? (Рассказ Тимофея)

Как называют тебя в семье?(Рассказ Леры)

Дети, как вы думаете, может ли имя расти?

Ответ: Нет, имя расти не может.

Воспитатель показывает свои фотографии и рассказывает:

Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растете, и вместе с вами растет ваше имя. Это было давно… Звали эту девочку ласково: Оксаночка, Оксанка, Оксана. Девочка выросла, стала взрослой. Сейчас она уже воспитатель. Вы догадались, о ком я говорю? Конечно же, о себе. Моя мама по-прежнему зовет меня ласково. Как? Оксаночка. Мои дети называют меня «мама». Муж и друзья зовут Оксана. А в детском саду я для всех Оксана Виталиевна.

Вот и вы вырастите, и вместе с вами вырастет ваше имя. Тимоша в школе станет Тимофеем. Катюшенька-Екатериной. Лерочка-Валерией.

Когда станете взрослыми, вас станут величать по имени и отчеству. Отчество образуется от имени отца. Подумайте, как будут называть вас? (Ответы детей)

8.Разгадывание загадок.

Ребята, когда я готовилась к сегодняшней беседе, я попросила вас найти загадки про имена. Давайте послушаем, какие загадки вы приготовили и попробуем их разгадать:

Дети по очереди загадывают загадки:

1. В деревне, в белом домике жила маленькая девочка, такая хорошенькая - просто прелесть. По деревне она всегда ходила в нарядной красной шапочке, поэтому все ее называли …(Красная Шапочка)

2. В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали… (Дюймовочка)

3. Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня… (Снегурочка)

4. В давние времена жили в маленьком домике на краю леса дровосек с женой. Жили они хорошо, нежно любили друг друга, только вот детей у них не было. И вот родился у них чудесный мальчик - маленький, как мизинчик. Потому-то родители и назвали его … (Мальчик-с-пальчик)

5. В одном далеком королевстве Королева родила девочку с волосами черными, как вороново крыло, алыми губами и лицом белым-белым как снег. Поэтому ее назвали … (Белоснежкой)

6. Вечером после окончания работы бедная девочка обычно садилась в уголке комнаты, у камина, рядом с золой, где было тепло, и поэтому вскоре ее прозвали … (Золушкой)

9. «Найди имена»

Ребята, у меня для вас есть еще один сюрприз. Каждый берет себе одну бумажку и закрашивает рамочку, а там вас ждет сюрприз . (Дети закрашивают заранее воском написанные имена, получая надпись. Чтение детьми имен.)

10. Беседа по отрывку из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей» «Как Незнайка сочинял стихи».

Ребята, мы с вами вчера посмотрели отрывок из мультфильма «Приключения Незнайки и его друзей».Мы с удовольствием посмотрели вчера этот мультфильм, а вот сейчас у меня к вам есть несколько вопросов по этому отрывку.

У героев книги Николая Николаевича Носова очень интересные имена: Знайка, Цветик, Авоська, Торопыжка, Пилюлькин… Как вы думаете, почему их так звали?

Ответы: Знайку так назвали, потому что он много знал.

Цветика, потому что он любил цветы.

Торопыжку, потому что он всегда торопится.

Вам понравились стихи, которые сочинил Незнайка?

Ответы: Нет, мне его стихи не понравились.

А мне эти стихи понравились.

А вы бы хотели, чтобы про вас сочиняли такие дразнилки?

Ответы: Я бы не хотел, чтобы меня так дразнили.

Я тоже думаю, что это плохие стихи, и слышать их неприятно и обидно. Мы с вами никогда не будем придумывать такие дразнилки и будем обращаться друг к другу по имени, ласково.

11.Итог занятия.

Сегодня мы с вами узнали о новом праве детей. Что это за право?

Ответ: Каждый ребенок имеет право на имя.

Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям - носителям имен.

Цель:

1. Развитие познавательного интереса, повышение самооценки.

2. Дать знания о том, что у каждого человека есть свои имя и фамилия, которые отличают их от других людей; познакомить с историей возникновения фамилий; закрепить умение называть себя и своих родителей полным именем.

3. Воспитывать доброжелательное отношение к себе, к родителям и другим людям.

Материал: Альбом с семейными фотографиями, кукла, мяч, письмо, бандероль, капельки доброты, «Свидетельство о рождении», «паспорт», цветок с отдельными лепестками.

Ход занятия: Дети встали в круг.

Воспитатель: Я вас вижу каждый день. Знаю вас хорошо. Но к нам пришли сегодня гости. Обратите на них внимание, они – то вас не знают. Давайте мы с ними поздороваемся, и скажем как нас зовут. Каждый из вас возьмёт по лепестку, сейчас мы с вами составим целый цветок (пример: Здравствуйте, меня зовут Светлана Михайловна).

(Садимся на стульчики).

Стук в дверь. Приходит почтальон, приносит письмо. Читаем вместе с детьми, но на письме нет «кому». Говорим, что это письмо не нам и отдаём обратно почтальону.

Воспитатель: Ребята, почему мы отдали это письмо обратно? (ответы детей). Да, на нём нет ни имени, ни фамилии.

Сегодня мы поговорим об имени и фамилии человека.

Воспитатель: Вас связывает много общего. Однако каждый человек отличается... чем? (своей внешностью, характером и конечно же именем. Да у каждого человека есть имя. Сейчас мы с вами убедились, как важно имя человека. Как вы думаете, бывают ли люди, у которых нет имён? Для чего нужны имена? (ответы детей). Ребята, а по имени можно узнать, кто это мальчик или девочка, мужчина или женщина?

Игра «Кто это?».

Воспитатель: Есть люди с одинаковыми именами, можно ли сказать, что эти люди похожи друг на друга? (ответы детей).

Ребята, а вы можете назвать имена, которые носят и мальчики и девочки. (ответы детей).

Воспитатель: У каждого имени есть своя древняя история. Вам наверно, будет интересно узнать, как в старину нарекали (называли) малышей. Сейчас мы узнаем.

(включается аудиозапись

Под напев, воспитатель говорит: Имя говорит о человеке многое. Называя малыша, родители тщательно подбирают имя, они хотят видеть ребёнка в будущем здоровым, сильным, добрым, красивым, умным. Отсюда и такие имена как Добрыня – делающий добро, Любомир – любящий мир, Елена – свет, светлая, Галина – тишина, спокойствие, Людмила – милая людям, Владимир – борец за мир.

Имя ребёнка выбирают родители, а фамилия переходит от прадедов, дедов и отцов.

Можно ли прожить без фамилии?. (ответы детей). Очень трудно.

Разбор ситуации, на примере Полин в нашей группе.

А что было бы, если не было фамилий? (ответы детей).

Когда – то очень давно на Земле людей было очень мало, у каждого было имя, чтобы различать друг друга. Но людей становилось всё больше и больше. Стали придумывать фамилии.

В селе Грибановка жили Грибановы, в селе Гончарное – Гончаровы, в селе Веселушки – Веселовы.

Придумывали фамилии и по профессиям. У кузнеца, фамилия – Кузнецов, у столяра – Столяров, У плотника – Плотников.

Часто придумывали фамилии по имени отца. Сын Ивана – Иванов, сын Степана – Степанов. Фамилии издавна переходят от отца.

У каждого человека есть имя, фамилия и отчество. Когда человек рождается, ему выдают «Свидетельство о рождении», документ в котором записывают его имя, фамилию, отчество.

(Воспитатель показывает свои документы). А потом, когда вы вырастите и повзрослеете вам выдадут другой документ – паспорт.

Имя каждый ребёнок получает такое, какое придумают его родители, а отчество переходит от отца. И фамилия переходит от отца.

Вы знаете, как зовут ваших родителей? Давайте проверим.

Это наш альбом с семейными фотографиями и чью фотографию открою, тот и называет своих родителей по имени, отчеству.

Молодцы дети, знаете, как зовут ваших родителей.

Пока вы ещё маленькие и вас называют по детски, ласково, но когда вы вырастите и станете взрослыми к вам будут обращаться по имени, отчеству.

Ребята, давайте поиграем: Представьте, что вы стали взрослые и пришли на конференцию, но мы незнаем как вас зовут. Вы должны представиться по взрослому. (Дети подбирают себе атрибуты – шляпу, галстук, шарфик, очки, сумочку, папку для бумаг и др.). (Можно использовать приём воспитателя).

Хорошо играли, правильно представлялись.

У вас у всех есть имена и фамилии и они очень красивые.

Стук в дверь. Вносят бандероль. Читаем. Написано: Кому: Карине, Лене и т.д.

Открываем бандероль, там «капельки доброты».

Воспитатель раздает их детям.

Воспитатель: Вы вырастите и станете хорошими людьми, сделаете много добрых дел для всех людей и прославите своё имя и свою фамилию.

Эльвира Болтышева
Конспект занятия «Наши имена» (старшая группа)

Конспект занятия в старшей группе «Наши имена » .

Цели : Помочь детям в познание и принятие собственного имени .

Задачи :

1. Закрепить знания детей о Конвенции, о правах ребёнка, довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя.

2. Развивать умения соотносить права и правила, умение рассуждать, делать выводы, сопереживать.

3. Активизировать у детей творческой мотивации «я - фантазёр» .

4. Воспитывать дружелюбия по отношению к окружающим.

Форма проведения : непосредственная образовательная деятельность.

Вид занятие : творческая сюжетная игра.

Ход НОД:

Дети заходят в группу , приветствие :

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, земля!

Здравствуйте, гости дорогие!

Здравствуй, я!

Воспитатель : ребята посмотрите, на столе что-то лежит? (ребята подходят к столу открывают карточки) . На них написаны интересные слова : Маша, Миша, Таня, Ваня.

Что обозначают эти слова? (имена ) .

А у вас есть имя?

Кто дал вам ваше имя? (родители) .

Ребята имя выбирают всей семьёй. Помотают и бабушки, и дедушки.

А когда дают ребёнку имя? (когда рождается) .

Каждый ребёнок со дня своего рождения сразу получает права, которые его защищают.

Дети читают стих : Лишь появится ребёнок

И дышать начнёт едва

У него уже с пелёнок

Появляются права!

Воспитатель : одно из этих прав - право на имя. Об этом написано в этой книге. Она называется «Конвенцией о правах ребёнка» . Это очень важный документ. Здесь написаны статьи о правах ребёнка. Так вот ребята статья 7 гласит : что ребёнок с момента рождения имеет право на имя.

Значит, какое у вас ребята есть право? (право на имя) .

Вот об этом мы сейчас с вами и поговорим. А помогут нам в этом наши имена . Ой, а куда же они делись? Куда могли подеваться?

(За дверью раздаётся громкий смех, в группу влетает мяч , к нему прикреплена записка): «Ха-ха-ха потеряли имена ? Так вам и надо! Решили узнать о своих правах? Стараетесь выполнять все правила, перестали драться, дразниться. Одни добрые дела делаете. Мне это не нравится, поэтому ваши имена я спрятала . Может без них, вы станете плохими, как я! Ну, а если они вам всё-таки так нужны, то пройдите мои испытания. Если мне ваши ответы на задания понравятся, то получите ключи. Один из них сможет открыть ваши имена . А отыскать имена вам поможет карта ! Пока, пока,Шапокляк!»

Воспитатель : - Вы ребята поняли, где наши имена ?

Что же будем делать? (спасать) .

Воспитатель : тогда, вперёд! Но путь будет трудный, вы готовы?

Нам надо пройти через препятствия :

По горячему песку я ногами потопчу;

А по шишкам проскачу;

И по прохладную траву нежно ручками сгребу;

По холодному ручейку я легонько пробегу!

Тяжело поднять в гору;

На полянке отдохну.

Воспитатель : вот мы и на первой полянке, а вот и наше задание :

Имя нам даёт отраду

Дарит счастье и удачу.

Оттого узнать бы надо

Что же имя ваше значит?

(дети рассказывают в микрофон) .

Воспитатель : молодцы ребята, мы с вами получили первый ключ.

Тогда снова в путь! (по горячему песку и т. д.)

Воспитатель : ой, ребята мы с вами кажется попали в сказочную лабораторию! А кто знает, что такое лаборатория? (ответы детей) .

А вот и наше задание : Превратиться в учёных и исследовать своё имя

Какой у него запах (лимона,мармелада,шоколада.)

Какой вкус (представить, что откусили маленький кусочек)

Какого цвета (предложить детям раскрасить своё имя фломастерами) .

Воспитатель : ребята всем понравились свои имена ? (да) . И мы получаем ещё один ключик!

Продолжим наше путешествие? (да) . Тогда в путь! (по горячему песку) .

Воспитатель : посмотрите ребята куда-то мы попали? Сейчас прочитаем : «Окно в будущее» . - Что за интересное окно? Заглянем?

- А тут наше задание : прохлопайте своё имя (например : Ма-ша, Са-ша)

(Дети выполняют задание) .

А теперь моё (Эль-ви-ра Ар-кадь-ев-на) .

У меня самое длинное. Почему? (имя, отчество) .

А как вас будут звать, когда вы вырастите. Кто знает своё отчество? (по отцу) .

Представьте,что вы выросли (даю обувь взрослого : туфли, ботинки)

Пройдите парами по подиуму. Почувствуйте нравится вам ваше будущее имя : (Идёт Наталья Дмитриевна) (узнать у детей отчество, связать имена в будущем с делами ).

Кем бы вы хотели стать, когда вырастете?

Вывод : Всем понравились свои будущие имена ? Я желаю вам вырасти замечательными взрослыми людьми.

Воспитатель :

Вот и ещё один ключик мы получили от Шапокляк за свои прекрасные знания! Но нам нужно двигаться дальше, ведь нам с вами осталось заполучить один последний ключик. Ребята вы устали? Может, дальше не пойдём, будем жить без имён? (нет) . Ну, тогда в перёд! (по горячему песку) .

Воспитатель : вот мальчики и девочки мы добрались до «Полянки ласки и нежности» . Какая замечательная полянка зовёт отдохнуть, ребята давайте мы все присядем на полянку.

Так вот и задание наше :

На полянку вы придёте, там платочки вы найдёте,

Что нашепчет вам на ушко, расскажите вы друг дружке!

Воспитатель : ребята обернитесь в платочек,как будто вас ласково обнимает мамочка,и прислушайтесь, представьте как бы нежно и ласково вас позвала мама? А теперь откройте глаза и назовите себя так как вам шепнула мама. (детям дают клубочек ниток, ребенок называет своё имя и передаёт другому разматывая его).

Воспитатель : Посмотрите,какая паутина ласковых имён у нас получилась. У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребята,необходимо соблюдать, что бы не нарушать это право?

1. Не дразниться.

2. Не придумывать клички.

3. Обращаться по имени , вежливо друг к другу.

4. Если нарушил правило, то надо извиниться.

Воспитатель : Молодцы ребята и мы получаем последний ключик! И можем теперь открыть нашу шкатулочку, но для этого нужно подобрать нужный ключ. У вас есть подсказка – тень ключа, который подойдёт к замочку.

(Дети подбирают ключ по его тени) .

В шкатулке лежат бейджики с именами детей , они одевают каждый своё имя.

Воспитатель : ну нам пора возвращаться в детский сад. Приготовьтесь мы отправляемся :(по горячему песку) .

Вот мы и в группе , ребята, что сегодня с нами произошло?

Кто похитил наши имена ?

Какое доброе дело мы сделали?

О каком праве мы узнали? Где записаны наши права ?

Вывод : Я рада, что вы полюбили свои имена , вы много сегодня узнали интересного о своём имени , а я ребята хочу подарить вам частичку хорошего настроения на весь оставшийся день, частичку ласки и радости! А вы мои хорошие поделитесь своими частичками настроения с нашими гостями !

(Дети дарят хорошее настроение гостям,прощаются,уходят) .