Храм артемиды эфесской краткое описание. Храм артемиды эфесской

Его, конечно, строили – и не раз. Но деревянные здания быстро ветшали или гибли от нередких в этих краях землетрясений. Знать гневалась на горожан великая богиня! И, чтобы тронуть ее сердце, в середине VI века до н.э. решили построить для нее жилище, которое простоит века.

Вдохновленные идеей соседи обещали помощь. Плиний пишет: «Храм окружают 127 колонн, подаренных таким же количеством царей». Возможно, царей столько и не было в округе, но доля истины в его словах есть.

Известно, что богатейший из деспотов, царь Лидии Крез – и это имя известно поныне!- сделал немалый взнос. Колонн вокруг здания тоже было множество – знаменитый Херсифрон предложил окружить мраморный храм двумя рядами стройных мраморных стволов…

Храм богине Артемиде

Храм никак не должен был уступать по красоте той, в честь кого он был воздвигнут. Как рассказывают мифы древних греков, Артимида была сестрой златокудрого Аполлона и дочерью всемогущего Зевса, царя богов и людей.

Сначала Артемида была богиней плодородия, покровительницей животных и охоты, а также богиней Луны, потом – покровительницей целомудрия и хранительницей рожениц.

Величайшие греческие мастера изображали Артемиду в мраморе, бронзе и красках. Артемида считалась у греков идеалом женской красоты - она была столь прекрасна, что ей не нужно было и участвовать в известном состязании между Афиной, Афродитой и Герой.

Херсифрон архитектор храма Артемиды

Храм обещал быть красивым. Но красота – то, что было всегда подвластно грекам. А вот как обеспечить сооружению долгую жизнь? Херсифрон решил ставить храм на болоте у реки. Над ним сперва посмеялись – но, послушав его доводы, рассудили, что мастер, пожалуй, прав.

Мягкая болотистая почва будет служить вечным амортизатором при землетрясениях. И тут еще одни голос раздался – что, если мраморный колосс увязнет в трясине? А чтобы под своей тяжестью он не погрузился в землю, ответил Херсифрон, надо вырыть глубокий котлован. Заполним его смесью древесного угля и шерсти – и выйдет подушка толщиною в несколько метров. Которая прослужит вечность.

Воплощение столь оригинальной идеи требовало нестандартных решений. Надо было доставить через болото многотонные колонны. Какие только повозки ни конструировали строители – они все вязли и вязли,… тогда Херсифрон превратил сами колонны в колеса – в торцы стволов вбили металлические стержни, а на них надели деревянные втулки, от которых шли оглобли. И колонны послушно покатились за десятками пар быков…

Поистине гениален был великий Херсифрон. Когда же и он оказывался бессильным – на помощь спешила сама Артемида. Ну, никак не удавалось уложить на место каменную балку порога! Отчаявшись, архитектор решил покончить с жизнью. Артемиде пришлось вмещаться: к утру балка сама опустилась в нужные углубления.

И все же, несмотря на усилия охотницы с Олимпа, Херсифрон не успел достроить храм. Дело продолжил его сын Метаген, а когда и тот скончался, за дело взялись Пеонит и Деметрий.

Герострат сжег храм Артемиды в Эфесе

Как выглядел тот Храм Артемиды в Эфесе – мы уже никогда не узнаем, Потому что в 365 году до н. э. жил в Эфесе человек по имени Герострат. Давно уже стала притчей история маленького человека, который решил себя обессмертить, совершив преступление века…

Движимый странным тщеславием, он поджег храм Артемиды. Подобно гигантскому факелу вспыхнуло прекрасное строение! Выше неба взметались искры, с треском падали балки, раскалывались колонны, навек исчезали в огне разноцветные фрески…



Герострата, конечно, схватили. И, скорее всего, казнили бы, навеки вычеркнув его имя их скрижалей истории. Но кто-то предложил – а давайте лучше забудем Герострата. Пусть пелена навсегда покроет его имя. Только так можно по-настоящему наказать того, кого обуяла гордыня. Тому, кто мечтал о бессмертной славе, даруем забвение.

С той поры повсюду люди рассказывали друг другу: «А знаете, что за казнь придумали в Эфесе этому поджигателю? Его теперь навсегда забудут! Его имени не узнают потомки. А кстати, как его звали? Ах да, Герострат…»

Второй храм Артемиде – второй архитектор Герострат

Забыть Герострата не удалось еще и потому, что, благодаря его преступлению, в Эфесе появилось настоящее чудо света. Второй храм строил архитектор и неутомимый выдумщик Хейрократ, мечтавший превратить гору Афон в Статую Александра Македонского с сосудом в руке, из которого струится река. Все завершили в считанные годы – ведь путь по болоту был уже проторен. На новую подушку положили новое здание, еще больше прежнего – 109 м в длину, 50 – в ширину.

«После того, как некий Герострат сжег храм, граждане воздвигли другой, более красивый, собрав для этого женские украшения, пожертвовав свое собственное имущество и продав колонны прежнего храма», - писал Страбон. Ничего не пожалели эфесцы для богини-покровительницы!

Внутри храм был украшен замечательными статуями работы Праксителя и Скопаса. Все как один любовались дивными картинами – вот Одиссей в припадке безумия запрягает вола с лошадью, вот воин, вкладывающий свой меч в ножны,… а вот и он – великий Александр Македонский, родившийся, по странному стечению обстоятельств, в тот день и час, когда Герострат вершил свое черное дело. Римский историк Плутарх позже напишет об этом: «Богиня была слишком занята заботой о рождении Александра, чтобы спасти храм…»



А потом он вырос и стал великим полководцем. И подошел к Эфесу в разгар строительства. Пораженный его размахом, он тот же предложил отнести все затраты – прошлые и будущие – на его счет. При одном условии: чтобы в посвятительной надписи стояло его имя. Как отказаться от благодеяния? Искушение велико – в единый миг любимые женщины могут получить назад свои украшения, да и город в долгах.… Но честь эфесцам была дороже золота. «Негоже богу воздвигать храмы другим богам», - сказали они Александру. И храм так и остался – просто храмом Артемиды в Эфесе.

Но, чтобы Александр не затаил обиды, эфесцы заказали художнику Апеллесу его портрет. На нем полководец стоит с молнией в руке, подобно Зевсу… Рука словно выступает из полотна, так велико было мастерство художника. Горожане испытали священный трепет – и заплатили автору 25 золотых талантов. Ни одному из художников не довелось с тех пор получить такого гонорара за одну работу…

Храм Артемиде считался третьим чудом на Земле

Давно почивший Херсифрон не ошибся в расчетах - храм-на-болоте простоял еще половину тысячелетия. Берегли его и римляне – сам Вибий Салютарий подарил храму Дианы, как стал он называться, много золотых и серебряных статуй. Храм был настолько красив и богат, что впоследствии его причислили к великим чудесам света. Он считался третьим великим чудом на Земле.

Говорят, что во времена раннего христианства богиня долго не желала уступать свою славу тому, кто шел ей на смену. Эфесцы бесцеремонно изгнали апостола Павла и тех, кто пошел за ним.… А вскоре на город обрушились готы, разграбившие святилище. Но и опустев, оно продолжало стоять – как последний оплот уходящей эпохи.… И, лишь когда мраморную облицовку стали растаскивать на постройки, разобрали крышу – храм обрушился в болотную топь… Обломки того, что веками восхищало и вселяло трепет, безжалостно поглотила трясина, которую удалось обмануть хитроумному Херсифрону.

Она цепко держала свою добычу. Английскому археологу Вуду потребовался ни один месяц, чтобы отыскать следы храма. 31 октября 1869 года ему, наконец, повезло. Что же обнаружилось под древним фундаментом? Правильно – следы сгоревшего храма Артемиды в Эфесе . И человечество вновь вспомнило полузабытое имя Герострата.

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды именно в ту ночь, когда на свет появился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды Эфесской находится в Турции, недалеко от города Сельчук, что расположен на юге провинции Измир. Города, в котором был установлен храм, Эфеса, сейчас не существует, тогда как несколько тысячелетий назад здесь проживало более двухсот тысяч человек, а потому он считался не просто большим городом, а являлся по тем временам самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1,5 тыс. лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.

Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Как строили храм

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.



Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Архитектор Херсифрон

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве.

Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.



Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. А чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства.

Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Ещё одна неожиданная проблема, с которой столкнулись строители, была связана с тем, что установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как именно Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, Херсифрону не удалось увидеть своё детище: он умер задолго до окончания строительных работ – на сооружение грандиозной постройки было потрачено более ста двадцати лет. Поэтому достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.

Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Пеонит и Деметрий

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Как выглядело святилище

Храм Артемиды считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.



В середине храма находилась пятнадцатиметровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Но поскольку во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов, археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Роль храма в жизни города

храм Артемиды в Эфесе, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром: здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Гибель первого храма

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.



Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.

Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Восстановление

Храм Артемиды в Эфесе восстановлен был довольно быстро – уже к началу III ст. до н.э. – при этом возведение нового святилища профинансировал Александр Македонский. Строительные работы были доверены архитектору Александру Дейнократу (по другой версии, фамилия его звучала как Хейрократ). При реконструкции он полностью придерживался предыдущего плана здания и лишь слегка усовершенствовал его, подняв храм несколько выше, на более высокое ступенчатое основание.



Второй храм Артемиды ничуть не уступал первому и выглядел не менее великолепно. Поэтому эфесцы, чтобы отблагодарить Александра Македонского за меценатство, решили установить в храме портрет полководца и заказали работу у Апеллеса, который изобразил полководца с молнией в руке.

Картина из-под рук живописца вышла настолько совершенна и достоверна, что жителям города, когда они пришли за заказом, показалось, будто вооружённая молнией рука действительно высовывается из полотна. За такую работу эфесцы щедро отблагодарили Апеллеса, заплатив ему 25 золотых талантов (интересно, что в последующие несколько столетий ни одному художнику не удалось столько выручить за одну картину).

Гибель святилища

Отреставрированный храм Артемиды в Эфесе простоял несколько дольше, чем первый. Разрушение его началось в 263 г., когда его полностью разграбили готы. А ещё столетие спустя, в IV в. н.э. после того как было принято христианство, язычество было запрещено – и святилище богини плодородия было разрушено: мрамор разобрали для других построек, после чего снесли крышу, нарушив целостность здания, из-за чего начали падать колонны – и их постепенно засосало болото.

На сегодняшний день удалось восстановить разве что одну четырнадцати метровую колонну, которая оказалась на четыре метра ниже, чем была изначально. Впоследствии на фундаменте разрушенного храма Артемиды возвели церковь Девы Марии, но она также до наших дней не сохранилась – из-за чего месторасположение древнего храма оказалось полностью забытым.

Учёные на протяжении долгого времени не могли отыскать точного месторасположения храма Артемиды. Сделать это удалось лишь в 1869 г. английскому археологу Вуду, а уже через год британский музей организовал экспедицию, которая сумела отыскать лишь несколько фрагментов и мелкие детали древнего святилища. Полностью раскопать фундамент удалось лишь в прошлом столетии, а под ним обнаружились следы первого, сожженного Геростратом храма.

История древнегреческого города Эфеса берет свое начало с 12 века до нашей эры – именно тогда было начато его строительство. По мере своего развития город процветал и со временем превратился в крупнейший торговый центр Малой Азии, и неспроста, ведь покровительствовала Эфесу Артемида – красавица-богиня плодородия и защитница животных, охотников и будущих матерей.

Набожными горожанами, которые ее почитали, было принято решение о возведении храма для поклонения ей и в ее честь. Планируя постройку этой уникальной конструкции, они преследовали две цели, одной из которых было наличие места для поклонения почитаемому божеству, а другой – привлечение потоков туристов в свой город, которые смогли бы приумножить городской бюджет.

Конечно, руками горожан Храм Артемиды в Эфесе не строился – для его возведения прибыл из Кносса известнейший в те далекие времена архитектор по имени Харсефрон, и по его задумке здание планировалось возводить из настоящего мрамора. Но это должна была получиться не обычная постройка, принимающая прихожан, а самый настоящий храм, находящийся в окружении двух рядов колонн, поражающих своими внушительными размерами. Великий мастер Харсефрон отличался незаурядными инженерными талантами, поэтому он вложил в свой проект самые смелые и оригинальные замыслы, которые только могли быть воплощены на тот момент в реальных условиях. Но по бюджету города вмешательство специалиста абсолютно никак не ударило – правитель Эфеса мог себе позволить раскошелиться на строительство такого солидного здания.

Впоследствии построенный храм не подчинялся властям Эфеса. Он являлся самостоятельной политической единицей, а управляла им коллегия жрецов. Если кто-либо из горожан желал приобрести право неприкосновенности, он должен был вступить на территорию храма без оружия в руках.


Особенности возведения Храма Артемиды Эфесской

Однако не все было так гладко, как хотелось архитектору. И первая трудность, с которой ему пришлось столкнуться, заключалась в отсутствии большого месторождения мрамора и известняка. Но власти города сделали все возможное, чтобы нужные материалы были найдены в достаточном количестве, и через некоторое время храм был успешно сооружен. Что касается 127 мраморных колонн, которые являлись «лицом» уникальной конструкции, их везли к месту строительства прямо из каменоломен , и рабочие для их доставки проделывали путь в десяток километров, ведь строительная площадка и каменоломни были расположены далеко друг от друга.

Чтобы не допустить разрушения храма при землетрясении, а история Эллады насчитывает их немало, конструкцию для поклонения Артемиде было решено возводить на болотистой местности. Строительство начиналось с рытья огромного котлована, который впоследствии был наполнен древесным углем и шерстью. Такая «начинка» фундамента храма и должна была послужить гарантом его устойчивости при любых обстоятельствах, поскольку подземные толчки при землетрясениях в той местности имели самую разную мощность и были способны разрушать любые сооружения.


Несущие конструкции храма были представлены мраморными колоннами, высота которых достигала 20 м. Неподъемные глыбы, из которых их собирали, сначала ставили на место при помощи специальных блоков, и лишь после этого скрепляли металлическими штырями. Когда здание было возведено полностью, и на нем появилась крыша, к работе приступили художники, украсившие его орнаментами и скульптурами.

Почему же Храм Артемиды со временем вошел в семь чудес Древнего мира ? Дело в том, что украшением его главного зала стала 15-метровая статуя богини, инкрустированная золотом и драгоценными камнями. А к художественному оформлению помещения приложили руку самые талантливые скульпторы и художники, славные своим мастерством на всю древнюю Элладу. Слухи о святыне небывалой красоты практически мгновенно распространились по всей античной земле. Так Храм Артемиды за счет своей необычности и был причислен к чудесам света. И по сегодняшний день он считается крупнейшим храмом античной классики , превосходящим по размерам сам Парфенон – достопримечательность Афин . О величии Храма Артемиды можно судить даже только по одним размерам его платформы – она занимала 131 м в длину и 79 м в ширину.

Легенды, связанные со строительством Храма Артемиды Эфесской

Подобно любой конструкции античной древности, Храм Артемиды Эфесской окутан легендами. Если верить одной из них, история появления храма начинается со столкновения двух баранов, которым не хватило разума разойтись мирным путем, и один из них на скаку врезался крепкими рожками в скалу. Силы удара она не выдержала, и от нее отвалился кусок. Пастух, ставший свидетелем стычки баранов, разглядел на скале срез белейшего мрамора. Вскоре после этого события правитель Эфеса принял решение о строительстве храма, и мрамор для этой цели брался из указанного места, а сам пастух, именовавшийся Пиксодором, в дальнейшем был внесен в Евангелие как тот, кто принес народу благую весть.

А вот еще одна история, относящаяся к строительству храма напрямую. Из-за того, что его возведение было намечено рядом с рекой Каистрой, находящейся в окружении болотистых почв, все дополнительные работы велись в 12 км от самой платформы строительства. Тяжелейшие и громадные по размеру колонны, предназначенные для храма, имели проблемы со своей транспортировкой. Но архитектор Харсефрон и тут проявил изобретательность, предложив сделать отверстия в обоих концах колонн. В эти отверстия были вставлены прутья из металла, к которым были приделаны колеса. Так и доставлялись неудобные колонны на платформу будущего храма – на колесах, но быками, упорно перемещавшими их с помощью тросов.


Однако не успел талантливый Харсефрон довести начатое до конца полностью – ему не хватило жизни. Дело продолжил архитектор Метаген – его сын. Как бы там ни было, но примерно к 430 году до н.э. возведение храма все же было окончено , а на обозрение городских жителей и гостей Эфеса предстали более тысячи наименований скульптур, созданных самыми известными художниками. Конечно, большинство скульптур было представлено фигурами амазонок, ведь, если верить очередной античной легенде, именно они в свое время основали город Эфес.

О том, смог ли Храм Артемиды в Эфесе пополнить бюджет города, можно сказать следующее. Учитывая его местонахождение на главном экономическом перекрестке, с самых первых дней от начала своего существования храм был примечателен для всех жителей и гостей города, которые не скупились на пожертвования. А оставляли они их в виде самых дорогих товаров и ценных ювелирных изделий.

Кем был разрушен Храм Артемиды в Эфесе?

Согласно историческим летописям, впервые храм пострадал от рук Герострата в июле 356 г. до н. э. Свою варварскую выходку он объяснил возникновением дикого желания прославиться любой ценой. Как свидетельствует одна из легенд, в ночь сожжения храма богиня Артемида была занята рождением сына Александра Македонского, поэтому она и не смогла спасти сооруженный в ее честь храм. Впоследствии повзрослевший Александр задумал восстановить пострадавшую от рук варвара конструкцию, но горожане его не поддержали. И только тогда, когда сына Артемиды уже не было в живых, эфесцы все-таки восстановили божественный храм собственными силами.

На этом приключения величественного чуда света не заканчиваются. В 263 году н.э. он был разрушен повторно, но эфесцы на этот раз потрудились восстановить его побыстрее. Их желание привести храм в порядок объяснялось тем, что многие горожане стали христианами сразу после того, как они увидели раскол алтаря Артемиды на множество частей. Это событие описано в книге Деяний Иоанна во 2 веке одним из Апостолов. Так в 4 веке н.э. многие эфесцы приняли христианство, но римский император Феодосий возжелал закрыть все языческие храмы. И вот в 401 году н.э. храм пострадал в третий раз – теперь уже от группы людей, возглавленной Иоанном Златоустом. Но предприимчивые эфесцы приспособили остатки храма для строительства других новых зданий. Сама природа скорбила из-за совершенного мародерства, и упрятала сооружение под землю, подмыв его водами подземной реки. Постепенно о Храме Артемиды в Эфесе забыли.

Восстановление Храма Артемиды Эфесской

Однако через полторы тысячи лет археолог Вуд, изучавший местность древней Эллады, обнаружил место, на котором стоял величественный храм, и даже нашел его некоторые останки, в том числе и фундамент. При более детальных исследованиях удалось найти следы того варианта храма, который был сожжен Геростратом.
Сегодня место Храма Артемиды обозначено единственной восстановленной колонной, находящейся в окружении руин. По словам историков, если бы храм не разрушался и в своем первоначальном виде сохранился бы до наших дней, он запросто затмил бы любой шедевр современного архитектурного искусства. Однако все, чем могут полюбоваться наши современники на земле древней Эллады, - это одна уцелевшая колонна.

Храм Артемиды Эфесской — одно из древних чудес света, располагавшееся в Малой Азии. Судьба сооружения печальна — его сжег Герострат, чтобы вписать свое имя в историю. Это ему удалось и теперь в ходу фраза «слава Герострата».

Храм Артемиды Эфесской: интересные факты

Говорят, Герострат сжег храм Артемиды в ночь, когда родился Александр Македонский. Это было явное предзнаменование того, что судьба Малой Азии решена: великому полководцу судилось полностью подчинить её – не зря Артемида, присутствуя при его рождении, отвлеклась и не смогла защитить свой дом.

Храм Артемиды в Эфесе находится в Турции, недалеко от города Сельчук на юге провинции Измир. Города Эфес, в котором он был построен сейчас не существует. Но несколько тысячелетий назад здесь проживало более 200 тысяч человек. Эфес тогда считался самым настоящим мегаполисом.

Первые поселения появились здесь ещё задолго до появления города (около 1500 лет до н.э.) – местность возле реки Каистр идеально подходила для этого. Эфес появился позднее, в XI в. до н.э., когда сюда пришли ионийцы и, захватив территорию, обнаружили, что культ древней богини «Великая Мать» чрезвычайно здесь почитаем.


Идея им понравилась, и они лишь слегка видоизменили её согласно своей мифологии: поклоняться стали Артемиде, богине плодородия и охоты (древние греки считали её покровительницей всего живого на земле, женского целомудрия, счастливого брака и хранительницей рожениц). А несколько веков спустя построили для неё шикарный храм, который современники практически сразу внесли в список «Семи чудес света».

Храм Артемиды Эфесской: кто архитектор, история строительства

Святилище строили два раза – на постройку первого храма ушло около ста двадцати лет (сооружён он был в середине VI в. до н.э), а сожжён – три столетия спустя, в 356 г. до н.э. На восстановительные работы времени понадобилось меньше, но, как и предыдущее здание, он также простоял недолго, в III в. его разграбили готы, а в IV ст. христиане его сначала закрыли, а затем – разобрали, и на сегодняшний день от него осталась лишь одна колонна высотой в четырнадцать метров.

Строительство первого святилища богини, учитывая, что им занимались три поколения архитекторов, можно поделить на три этапа.

Деньги на возведение одного из самых великолепных святилищ древнего мира дал Крез, последний царь Лидии, прославившийся своим легендарным богатством. Над проектом здания работал архитектор Херсифрон из Кносса, столкнувшийся при постройке святилища с рядом неожиданно возникших проблем, а потому применил несколько нестандартных, нетипичных и оригинальных решений.

Храм было решено построить из мрамора, правда, никто не знал, где именно его можно раздобыть в необходимом количестве. Говорят, что здесь помог случай: недалеко от города паслись бараны. Однажды звери устроили между собой драку, один из самцов «промазал», по сопернику не попал, но со всей силы стукнулся о скалу, от которой из-за сильного удара отвалился огромнейший кусок мрамора, и проблема была решена.

Второй уникальной особенностью храма Артемиды было то, что его построили на болоте. К такому нестандартному решению архитектор Херсифрон пришёл по одной простой причине: землетрясения здесь случались часто – и дома, в том числе храмы, по этой причине нередко разрушались.

Разрабатывая проект, Херсифрон пришёл к выводу, что болотистая почва будет смягчать подземные толчки, защищая, таким образом, храм. Чтобы сооружение не осело, строители вырыли огромных размеров котлован, наполнили его углём и шерстью – и только после этого сверху начали строить фундамент.

Ещё одной проблемой, с которой столкнулись при постройке храма, оказалась доставка огромных и тяжёлых колонн: загруженные телеги попросту вязли в болотистой почве. Поэтому Херсифрон принял решение применить нетрадиционный способ: в верхнюю и нижнюю часть колонны строители забивали металлические штыри, после чего обшивали её деревом и запрягали волов, которые тащили её к месту строительства. Поскольку колонна была достаточно большой, она без проблем катилась по вязкому грунту и не проваливалась при этом.

Установить вертикально массивные и тяжёлые колонны долго не получалось. Как Херсифрон решил эту проблему, неизвестно, но до наших дней дошла легенда о том, что когда архитектор в отчаянии захотел покончить с собой, на помощь пришла сама Артемида и помогла строителям установить конструкцию.

Увы, архитектору не удалось увидеть целиком — он умер задолго до окончания строительных работ Всего на сооружение грандиозной постройки было потрачено более 120 лет. Достраивал здание сначала его сын Метаген, а завершили строительные работы – Пеонит и Деметрий.


Архитектор Метаген

Следующий нестандартный ход пришлось применять уже Метагену: на колонны нужно было осторожно положить балку (архитрав), не повредив капители. Для этого строители положили на них сверху наполненные песком несвязанные мешки. При установке архитрава, он начинал давить на мешки, песок высыпался, и перекладина аккуратно занимала предназначенное для неё место.

Как выглядел храм богини Артемиды

Строительные работы приблизительно в 550 г. до н.э. закончили архитекторы Пеонит и Деметрий. В итоге шикарное сооружение из белого мрамора, украшенное скульптурами лучших мастеров древней Эллады, не могло не вызвать восхищение горожан. Несмотря на то что детальное описание здания до нас не дошло, некоторые данные все же имеются.

Храм богини Артемиды в Эфесе считался самым крупным святилищем древнего мира: длина его составляла 110 м, а ширина – 55 м. Вдоль стен с внешней стороны храма крышу подпирали 127 колонн высотой в 18 м. Стены и крыша святилища были декорированы мраморными плитами. Стены храма изнутри украшали скульптуры, изготовленные Праксителем, и рельефы, выбитые Скопасом.

В середине храма находилась пятнадцати метровая скульптура богини, которая была изготовлена из черного дерева и слоновой кости, а украшена драгоценными камнями и металлами. Поскольку Артемиду почитали как покровительницу всего живого, на её одежде были изображены животные.

На найденной во время раскопок статуе учёные обнаружили огромное количество выпуклых образований, предназначение которых учёные толком не определили. Во время раскопок были найдены бусины в форме сосудов. Поэтому археологи склоняются к мысли, что эти «выпуклости» также являются бусами, которые жрецы вешали на скульптуру во время ритуалов (или же они там висели постоянно).

Храм, в отличие от других подобных сооружений, был не только культурным и духовным центром города, но и являлся также финансовым и деловым центром. Здесь находился местный банк, проходили переговоры, совершали сделки. Он имел полную независимость от местных властей, а управляла им коллегия жрецов.

Храм Артемиды в Эфесе: поджог Герострата

Храм Артемиды в Эфесе простоял недолго – около двухсот лет. В 356 г. до н. э один из жителей города, Герострат, желая прославиться, поджег святилище. Это было нетрудно: несмотря на то, что само здание было возведено из мрамора, многие работы в середине были выполнены из дерева.

Следует учитывать, что потушить огонь было чрезвычайно трудно из-за его огромных размеров: необходимого оборудования для ликвидации пожаров такого масштаба они попросту не имели. После пожара от святилища остались лишь колонны и стены из белого мрамора, который почернел настолько, что жители города приняли решение полностью разобрать храм.


Преступника вычислили быстро – он абсолютно не прятался и заявил, что поджег здание ради того, чтобы потомки о нём не забыли. Чтобы этого не допустить, городской совет принял решение о том, что имя преступника должно быть полностью изъято из документов и кануть в небытие. Несмотря на то что в документах о нём писали, как об «одном безумце», людская память оказалась живучей, и имя Герострата вошло в историю античного мира навсегда.

Храм Артемиды Эфесской – это третье чудо света. Возможно, некоторые не сразу поймут, что было удивительного в этом сооружении. Но мы приведем некоторые интересные факты, которые позволят вам дать объективную оценку одному из семи чудес света. К слову сказать, в самом названии скрывается происхождение знаменитого храма – это древнегреческий город Эфес.

Если бы он существовал до наших дней, то вам бы пришлось отправиться в Турцию, в город Сельчук, провинции Измир, чтобы посмотреть на него своими глазами. Но мы вынуждены довольствоваться только фотографиями реконструкций и инженерных моделей храма Артемиды Эфесской.

Сразу отметим, что на месте архитектурного сооружения, где появилось одно из , существовало два храма. В VI веке до н. э., там был построен уникальный, вошедший в летописи культовый центр. Однако его предал огню человек, решивший таким образом прославиться. Знаете ли вы, кто сжег Храм Артемиды Эфесской? Имя этого грека – Герострат.

Как известно, в 356 году до н. э., родился . Считается, что именно тогда безумный грек совершил свое злодеяние. Власти города решили предать забвению его имя, однако оно, все же, вошло в историю.

После этого здание было восстановлено в прежнем виде, при помощи средств, выделенных самим . В благодарность, жители Эфеса за огромную сумму денег заказали портрет полководца, чтобы повесить картину в одном из внутренних помещений храма.

Размеры третьего чуда света — храма Артемиды Эфесской, были такими. Ширина – 52 м., длина – 105 м., а высота – 18 метров. Крыша лежала на 127 колоннах.

Остались сведения о том, что при открытии храма Артемиды, горожане пришли в неописуемый восторг. Это и не мудрено, ведь над отделкой этого чуда света работали лучшие скульпторы, художники и мастера античного мира. Статуя Артемиды Эфесской состояла из золота и слоновой кости.

Не стоит думать, что описываемый объект имел исключительно религиозное назначение. На самом деле, храм представлял собой крупнейший экономический, деловой и культурный греческий центр в Эфесе.

В середине 263 года культовое сооружение было разграблено готами. В конце четвертого века нашей эры, когда языческие религии были запрещены, на месте храма построили христианскую церковь. Однако и она через некоторое время была разрушена. Вряд ли бы мы что-то знали о месте былой греческой славы, если бы не титанический труд английского археолога Джона Вуда.

В 1869 году ему удалось найти следы одного из семи чудес света — Храма Артемиды Эфесской. Несмотря на множество проблем, и болотистой местности на территории раскопок, Вуду удалось найти останки некогда величественной постройки. К сожалению, мало что сохранилось, и сегодня вы можете увидеть единственную, восстановленную колонну, гордо стоящую на месте Храма Артемиды.