Введение. Одно из непреложных правил научного исследования заключается в том, чтобы принимать объект в качестве известного лишь в той мере

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что содержащиеся в исследовании положения и выводы позволяют углубить научные знания о субъективных позициях государства в гражданско-правовых отношениях и могут быть использованы в качестве исходного материала для дальнейшего изучения правовых проблем в данной сфере, а также в процессе совершенствования законодательной базы Российской Федерации.

Материалы диссертации могут быть использованы при подготовке учебных пособий и в процессе преподавания учебных и специальных курсов по гражданскому праву.

Апробация результатов исследования

Материалы также использованы в преподавательской деятельности автора в Российском государственном гуманитарном институте.

Структура диссертации

Структура диссертации обусловлена целью и вытекающими из неё задачами. Работа состоят из введения, двух глав, включающих шесть параграфов, заключения и списка литературы.


В общем случае, государственно-правовое регулирование – распространенный правовой механизм (система), реализуемый на основании выражения характерных особенностей реализации прав и обязанностей участника гражданско-правовых отношений: государством в масштабе территориального влияния осуществляется порядок внедрения правовых технологий организации социально-экономических процессов доступными методами.

Интеграция (от лат. integrum - целое ) - в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение.

См. публичный интерес Ю.А. Тихомиров Публичное право, Учебник.- М.: Издательство БЕК, 1995, стр. 55.

Они широко известны в настоящее время в научных кругах: принцип социального (общественного) строительства; принципы устройства и организации государственной системы; принцип выражения интересов граждан посредством своего политического участия в системе государства; принцип принятия решений «большинством голосов» присутствующих и др.

В функциональном смысле правовое регулирование есть целенаправленный процесс результативного воздействия правовых норм на урегулированные посредством этих норм общественные отношения. В зависимости от реализуемой функции права процесс правового регулирования может носить как собственно регулятивный (направленный на поддержание сложившегося правопорядка и внесение в него позитивных изменений), так и охранительный (направленный на предотвращение, выявление, пресечение и расследование правонарушений; определение и осуществление мер юридической ответственности в отношении правонарушителей) характер.// См. подроб. Борченко В.А. «Объект частноправового регулирования» автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук, Санкт-Петербург, 2006.

Практическая значимость исследования явным образом отражается выражением участия государства в гражданско-правовых отношениях как носителя интереса. Ряд исследователей в своих трудах делали явный акцент на значение государственного интереса как в общественных отношениях, так и в гражданско-правовых отношениях в частности. См. например В. П. Грибанов, Интерес в гражданском праве // Советское государство и право, 1967 и др. Однако, разделяя в абсолюте отношения согласно Римской традиции цивильного civil law на публичное (public) и частные (edu), стоит отметить, что субъективная роль государства в общем случае не изменится, а лишь останется подвержена изменению согласно реализации принципов глобализационного интеграционного характера (процесса отношений). В таком случае исполнение гражданско-правового устройства общества, суверенного правового государства будет определено развитием системы бюджетного регулирования системы гражданско-правовых отношений, основанной (системы) на административном и конституционном, а в ряде случаев международным правом. Исполнение обязательственных отношений государства посредством доминирования-централизации (нормативной) ставит интересы государственного (общественного) характера под угрозу, выявляя соблазн иностранного элемента к активному вмешательству во внутренние дела государства и общества.

См. ГК РФ, Гл. 19.

«Суперкорпорацию», имеющую свое влияние не только на процессы посредством представления интересов участников, но и реализующую свои полномочия согласно «конституционным интересам» общества.

См. ГК РФ часть 4.

Согласно принципам, указанным в главе 1 параграфе 3 настоящей работы.

Такие циклы хорошо известны системным администраторам или модераторам любой интерактивной сети, работа которых представляет: исходя из субъективных суждений, определить категорию информации пользователя сети, в ряде случаев операции свести к автоматическому (алгоритмическому) представлению результатов (данных), их анализ. Отрасли народного хозяйства, представляющие собой совокупность производственных циклов, основанных при эксплуатации и использовании на нематериальных благах, которые должны включать в свой состав признанных авторов трудов, исследователей в областях научного создания коммуникационных сред взаимодействия субъектов гражданско-правовых отношений.

На правах рукописи

Шпак Ольга Валентиновна

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ СТАРШЕКЛАССНИКОВ СРЕДСТВАМИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

МайкопЦ 2007

Работа выполнена на кафедре педагогики и педагогических технологий государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования л Карачаево-Черкесский государственный университет

Научный руководитель - доктор педагогических наук, профессор

Семенов Курман Борисович

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор

Галустов Роберт Амбарцумович

кандидат педагогических наук, доцент

Айбазов Борис Адейович

Ведущая организация - Дагестанский государственный

педагогический университет

Защита состоится л13 ноября 2007 года в 14-00 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.001.04 в конференц-зале Адыгейского государственного университета по адресу: 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Адыгейского государственного университета.

Учёный секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор М.Р. Кудаев

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Современное состояние общественного развития характеризуется постоянным увеличением информации, что предъявляет повышенные требования в динамике образования. Проблема активизации процесса обучения была и остается важной. Она предполагает совершенствование методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающих активную и самостоятельную теоретическую и практическую деятельность школьников. Необходимость развития познавательных умений диктуется возросшими требованиями к воспитанию и образованию, которые предъявляются современным этапом развития демократической России. В настоящее время проблема развития познавательных умений находит свое решение в практике лучших учителей.

Активность познавательная в современном понимании определяется как деятельное состояние ученика, которая характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. В педагогике выделяются три уровня активизации познавательной - воспроизводящая, интерпретирующая и творческая, а также используются два значения понятия активности: активность как состояние, связанное с реализацией какого-то действия или момента общения и активность как свойство личности, связанное с социальными задачами.

Д.Н. Богоявленский и Н.А. Менчинская отмечают, что цель воспитания активности личности - это формирование способности к саморегуляции (ученик приобретает самостоятельность в добывании новых знаний, осуществляя внутренний контроль над выученным). Это положение приобретает особую значимость в современных условиях и осознается на государственном уровне. В последние годы традиционная система обучения в школах уступает новым развивающим системам, введен дополнительный срок обучения, появились видео программы, наблюдается перегруженность учебной информацией, учебные предметы ориентируются на интеграцию знаний о человеке, обществе, природе.

Анализ развития идеи использования информационных технологий в нашей стране и за рубежом нацеливает на необходимость координации учебных программ.

Проблеме развития развития познавательных умений посвящены труды многих ученых, начиная от античных философов Гераклита, Сократа, Аристотеля и др., интересовал ученых Средневековья Аль-Хорезми, Ибн Сину, и др., был предметом изучения в эпоху Возрождения и Нового времени Л. да Винчи, Ф. Бэконом, Р. Декартом, ему уделяли особое место французские просветители и энциклопедисты Монтескье, Вольтер, Руссо и др. В отечественной науке проблема развития познавательных умений рассматривалась Л.С. Выготским, С.Л. Рубинштейном, В.А. Сухомлинским. Дидактический аспект проблемы (методы и формы обучения) исследованы Ю.К. Бабанским, Б.П. Есиповым, И.Т. Огородниковым, М.Н. Скаткиным и др.; познавательная самостоятельность учащихся исследовалась Ф. Я. Байковым, В. И. Андреевым, Т. В. Кудрявцевым, И.Я. Лернером, В.Н. Шацкой, В.А. Левиным, В.А. Сластёниным; интерес и познавательная потребность - Л.И. Божович, В.С. Ильиным. Н. Ф. Талызиной, Г.Д. Кирилловой. Современные работы представлены Г.И. Щукиной, Т.И. Шамовой, И.Ф. Харламовым и др.

Целенаправленное формирование познавательной потребности по осмыслению и овладению изучаемым материалом, является дидактической закономерностью процесса обучения. В реализации этой закономерности, как отмечают в научных работах П. И. Пидкасистый, Л.П. Аристова, В. Оконь и др., существенное значение имеют: возбуждение у школьников потребности в овладении знаниями; использование различных приёмов активизации в том числе информационных технологий; расширение самостоятельной работы по осмыслению и усвоению изучаемого материала и т. д.

Имеется ряд диссертационных исследований (В.И. Бабий, Н.Г. Куприна, Л.П. Ильенко, Л.В. Куриленко и др.), посвященных различным аспектам активизации творческого процесса в условиях использования информационных технологий, которые представляют интерес и для нашего исследования: наглядность и активизация учащихся в обучении; развитие познавательных умений учащихся.

Изучением развития познавательных умений занимались и занимаются известные современные ученые-психологи, педагоги, методисты. Однако, несмотря на многочисленные завершенные исследования в этой области, эта проблема остается сегодня одной из актуальных.

Возникает противоречие между знаниями, которые получает школьник посредством дифференциации по предметному признаку и тенденцией использования информационных технологий, которая вызывает изменение существующих дидактических систем.

Ещё недостаточно изучены возможности развития познавательных умений в современной педагогике средствами информационных технологий.

Существенная значимость и недостаточная разработанность проблемы развития познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий и определили выбор темы нашего исследования: Развитие познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий.

Проблема исследования: каковы педагогические условия развития познавательных умений средствами информационных технологий.

Решение данной проблемы явилось целью нашего исследования.

Объект исследования: развитие познавательных умений старшеклассников в учебно-воспитательном процессе.

Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития познавательных умений старшеклассников средствами информационных технологий.

Гипотезу исследования составила система предположений о том, что развитие познавательных умений старшеклассников на основе информационных технологий может быть обеспечено, если:

Познавательная деятельность старшеклассников будет осуществляться с учетом специфики современной информационной деятельности;

Процесс познавательной деятельности старшеклассников осуществляется в рамках личностно-ориентированной парадигмы образования;

Обеспечивается достаточный уровень педагогической компетентности учителей-предметников в учебном процессе;

Построение методической системы развития познавательных умений старшеклассников будет осуществляться на основе:

  • модели взаимодействия информационных и педагогических технологий;
  • включения учащегося в различные виды учебно-познавательной деятельности;
  • широкого использования различных педагогических технологий;
  • стимулирования развития самостоятельности и познавательной активности учащихся в использовании информационных технологий;
  • учета личностных и индивидуальных особенностей учащихся.

Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи:

  1. Рассмотреть сущность, содержание и структуру развития познавательных умений учащихся.
  2. Выявить содержательные характеристики современных информационных и педагогических технологий, используемых в учебном процессе современной школы.
  3. Разработать модель использования информационных и педагогических технологий в развитии познавательных умений старшеклассников.
  4. Разработать и апробировать методическую систему развития познавательных умений старшеклассников на основе использования информационных технологий в процессе обучения.
  5. Осуществить опытно-экспериментальную проверку авторской модели развития познавательных умений старшеклассников на основе использования информационных технологий в процессе обучения.

Методологической основой исследования явились: современные гуманистически ориентированные философские, психологические и педагогические концепции; концептуальные положения о деятельностной и творческой сущности личности и ее многофакторном развитии; аксиологический подход, рассматривающий человека как высшую ценность; фундаментальные положения общей педагогики; концепции информатизации общества и сферы образования; научно-исторический подход к изучению феномена линформационная технология.

Теоретическую основу исследования составили: концепции целостного подхода к формированию учебной деятельности учащихся (Ю.К. Бабанский, П.Я. Гальперин, Л.В. Занков, В.В. Краевский, И.Я. Лернера, A.M. Матюшкин, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина и др.); теории проектирования педагогических технологий (В.С. Безрукова, В.П. Беспалько, В.И. Боголюбов, И.Я. Зимняя, М.В. Кларин, В.Ю. Питюков, Г.К. Селевко, С.А. Смирнов, и др.); научные работы по проблемам использования информационные технологий в учебном процессе (Ю.С. Брановский, В.И. Гриценко, В.А. Извозчиков, А.П. Ершов, И.Г. Захарова, Ю.А. Кравченко, С.В. Монахов, Е.С. Полат, И.В. Роберт, В.А. Трайнев и др.); теоретические и методические основы формирования информационной культуры учащихся (В.А. Виноградов, Г.Г. Воробьев, М.Г. Вохрышева, Н.И. Гендина, А.А. Гречихин, Г.А. Жаркова, Н.Б. Зиновьева, Ю.С. Зубов, Г.М. Клименко, С.М. Конюшенко, Б.А. Семеновкер, Э.П. Семенюк, Л.В. Скворцов, И.Г. Хангельдиева и др.).

Для решения поставленных задач была использована следующая совокупность методов исследования:

  • теоретические: анализ и синтез философской, социологической, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; моделирование и проектирование системы развития познавательных умений старшеклассников.
  • экспериментальные: наблюдение, анкетирование, собеседование, тестирование, самоанализ, самооценка, обобщение экспертных оценок, оценивание - рейтинг, констатирующий и формирующий эксперименты, изучение и анализ инструктивно-методических документов, школьной, ученической документации.
  • методы качественного и количественного анализа экспериментальных данных: компонентный анализ, статистическая обработка полученных данных, методическая интерпретация результатов.

Опытно-экспериментальной базой исследования стали общеобразовательная школы № 6 и гимназии №5, №9 г. Черкесска. В исследовании приняло участие 290 учащихся 10-х и 11-х классов, 50 педагогов общеобразовательных учреждений.

Исследование проводилось в течение 2002 - 2007 годов и включало три этапа. На первом (поисково-теоретическом) этапе осуществлялись: изучение и анализ состояния исследования проблемы в науке и практике; определение цели, задач, гипотезы, основных принципов и направлений исследовательского поиска; проектирование системы развития познавательных умений старшеклассников на основе использования информационных и педагогических технологий.

Второй (экспериментальный) этап включал организацию и проведение эксперимента, в ходе которого была подвергнута проверке гипотеза исследования и авторская модель развития познавательных умений старшеклассников на основе информационных и педагогических технологий.

Третий (заключительный) этап включал: обобщение и интерпретацию полученных результатов теоретического и экспериментального исследования; внесение полученных на первом и втором этапах исследования корректив в выводы и в разработанную систему развития познавательных умений старшеклассников; разработку научно-практических рекомендаций; оформление рукописи диссертационного исследования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

  • представлена авторская классификация информационных технологий, раскрывающая сущность, содержание и возможности использования информационных технологий в совершенствовании учебного процесса современной школы;
  • построена модель развития познавательных умений учащихся на основе информационных технологий, основу которой составляют: факторы взаимодействия информационных и педагогических технологий, теоретико-методологическое обоснование основных подходов к использованию информационных технологий, принципы, методическая система и условия использования информационных технологий;
  • разработана методическая система развития познавательных умений старшеклассников на основе информационных технологий в процессе обучения, которая включает в себя целевой, содержательный, операционно-деятельностный, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный компоненты.

Теоретическая значимость исследования состоит в.

заключается в том, что диссертация способна послужить методологической основой для последующих научных исследований в области обеспечения общественной безопасности, а ее отдельные положения в существенной мере развивают

соответствующие разделы и институты теории административного права, в которых рассматриваются основы обеспечения безопасности.

Основные положения и выводы диссертанта могут быть использованы в процессе преподавания учебной дисциплины административного права в юридических вузах, на юридических факультетах, а также при подготовке лекций, учебных пособий, учебников, учебно-методической литературы по административному праву.

Некоторые выводы и предложения, сформулированные в

диссертационном исследовании, докладывались на:

заседании областной Общественной палаты при областной Думе и

Администрации Новгородской области,

конференции членов международной полицейской ассоциации IPA

деятельности правоохранительных органов.

правового регулирования общественной безопасности внедрены в практику

участковых уполномоченных милиции, патрульно-постовой службы УВД

Великого Новгорода.

Полученные результаты могут иметь значение в процессе деятельности

милиции общественной безопасности ОВД РФ.

Эмпирическую базу исследования составил анализ 560 административных дел в органах внутренних дел в Москве, Санкт- Петербурге, Великом Новгороде, Пскове за период с 1998 г. по 2004 год, анкетированы 1000 сотрудников органов внутренних дел и экспертные оценки 38 руководителей подразделений ОВД.

Апробация результатов исследования осуществлялась в формах: внедрения основных положений диссертации в программное обеспечение учебного процесса в рамках государственно-правовой специализации Новгородского государственного университета, Новгородского филиала Российского государственного гуманитарного

университета;

докладывались на заседаниях кафедры "Административное право" Санкт-Петербургского университета МВД РФ;

чтение лекций перед научными, практическими работниками, а также студентами образовательных учреждений;

в практической деятельности милиции общественной безопасности: патрульно-постовой службы, участковых уполномоченных милиции УВД Великого Новгорода;

выступлений с докладами на международных научно-практических конференциях и семинарах; IV Международная научная конференция "Модернизация экономики России: социальный контекст" (2003г.), VI Международная конференция "Наука сервису" (2004г.); "Новые угрозы международной безопасности - международное сотрудничество государств в борьбе против финансирования терроризма" 2004 г, "Безопасность и права человека: проблемы, вызовы, решения" 2004 г, "Юридическая наука: проблемы и перспективы развития (региональный аспект)" - 2005 г.

Структура диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, а также списка использованной литературы.

Важно понимать, что у научного исследования может быть только одна цель. Иногда допустимо, чтобы она состояла из двух частей, но тогда эти составляющие обязательно должны быть связаны между собой логически. В то время как минимально возможное количество задач - две, но все же лучше, если их будет три или четыре. Давайте разберемся, почему это так.

Цель научного исследования - это ответ на вопрос, зачем проводится данный эксперимент. Ученый должен сформулировать значимость результата, который он надеется получить после завершения работы.

Фактически, цель вытекает из проблематики исследования, а проблематика определяется темой. Можно выстроить целую иерархическую пирамиду: тема - проблематика - цель - задачи. Например, если ученый работает над темой «Влияние глобального потепления на поведение полярных птиц», то проблематика, вероятно, будет связана с тем, что изменение климата существенно повлияло на жизнь этих животных и, вероятно, в худшую сторону. Цель этой гипотетической статьи может быть сформулирована одним из возможных способов, представленных ниже:

  1. Изучить влияние глобального потепления на поведение полярных птиц.
  2. Выявить изменения в поведении полярных птиц, связанные с глобальным потеплением.
  3. Продемонстрировать связь между изменениями в поведении полярных птиц и глобальным потеплением.

Цель должна быть ясной и понятной. Нельзя писать абстрактные утверждения и общие фразы. Уже на этом этапе необходимо четко представлять себе, возможно ли воплотить в жизнь задуманное и если да, то как это сделать. Рекомендуется использовать глаголы в неопределенной форме: «изучить», «определить», «разработать», «выявить», «установить». Другой вариант - начать фразу с имени существительного: «расследование», «определение», «демонстрация», «выяснение».

Приведем несколько примеров:

Пример 1. У научной работы на тему «Изменение средств массовой информации в эпоху развития интернета» цель может быть такой: «Выявить отличия современных средств массовой информации от изданий, которые выходили в 60-80-тых годах ХХ столетия».

Пример 2 . Если тема статьи звучит как «Эндоскопическое оперативное вмешательство при хроническом холецистите», то его целью является «Определить показания и разработать методы эндоскопических операций при хроническом холецистите».

Что такое задачи исследования. Учимся постановке задач

Задачи - это пошаговый план реализации цели. Ученый должен последовательно и реалистично ответить на вопрос: «Как я буду добиваться той цели, которую поставил перед собой?» Как правило, когда исследователь формулировал цель, у него уже были идеи по ее осуществлению.

Пример постановки задач к научной статье. Возвращаясь к примеру о влиянии глобального потепления на поведение полярных птиц, можно сформулировать следующие задачи:

  1. Изучить существующие литературные данные о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления.
  2. Наблюдать за миграцией, брачным поведением и размножением у полярных птиц в настоящее время.
  3. Выявить отличия между описанным в литературных источниках и тем, что наблюдал исследователь самостоятельно.
  4. Определить возможные последствия глобального потепления на популяцию полярных птиц в ближайшем будущем.

Не нужно путать задачи исследования и его методы или этапы. Это довольно распространенная ошибка: аспиранты часто указывают в качестве задач такие действия, как изучение литературных источников, проведение эксперимента, сравнение и оценка результатов.

Допустимо употреблять подобные фразы в разделе «Задачи исследования», но это не должно быть самостоятельными пунктами. Например, можно уточнить, что исследователь будет изучать сведения о поведении полярных птиц до наступления глобального потепления по литературным источникам, но нельзя ограничиться фразой «Изучение тематической литературы». Точно так же в четвертом пункте раздела «Задачи» про отдаленные последствия изменения климата можно указать, что исследователь планирует сделать выводы. Однако обязательно нужно уточнить, на чем он собирается сделать акценты в заключительной части.

Где в научной статье следует разместить цели и задачи исследования

Научная статья пишется по строго определенному плану: введение, основная часть, выводы и список литературы. Цели и задачи исследования необходимо указывать во вводной части. Это помогает читателю сразу более ясно представить, о чем будет идти речь в публикации.

В зависимости от специфики публикации, допускаются несколько вариантов расположения цели и задач в рамках раздела «Введение». Так, возможно указывать цель сразу же после описания проблематики, либо позже, после того, как были обозначены объект и субъект исследования. Как правило, существенной разницы нет, но некоторые ученые предают этому большое значение. Поэтому лучше всего уточнить этот момент у начного руководителя.

Как определить цель исследования – 3 простых способа

Далеко не всегда автор, выбирая тему для исследования, сразу понимает проблематику. Например, его интересуют альтернативные методы лечения депрессий или компьютерная зависимость у подростков. Но не всегда ему может быть известно, что уже было сделано для решения этих проблем, а какие аспекты нуждаются в дальнейшем изучении. Именно поэтому любая научная работа начинается с изучения литературы.

Существует три надежных способа определить цель научной статьи:

Способ 1. Ученый показывает, что проблема не была решена полностью в предыдущих исследованиях. В этом случае в качестве цели следует обозначить те конкретные сферы, в которых планируется усовершенствование. Например, если в работах, посвященных нетрадиционным способам терапии депрессий уделено недостаточно внимания светотерапии или назначению L-тироксина, можно поставить целью изучение эффективности этих методов.

Способ 2. Иногда чтобы добиться успеха, достаточно продемонстрировать, что методы автора позволят более эффективно решить проблему, которую уже поднимали другие ученые.

Способ 3. Многие научные статьи заканчиваются обсуждением проблемы. Автор описывает дальнейшие перспективы изучения данного вопроса. Все, что нужно ученому в такой ситуации, – внимательно вчитаться в текст публикации. Во многих случаях можно буквально позаимствовать формулировки из заключительной части работы коллеги.

Другими словами, для правильной постановки целей исследования мало просто изучить тематическую литературу. Необходимо определить грань, которая отделяет уже изученный материал от того, который требует дальнейшего исследования.

О том, как правильно осуществить анализ литературных данных, можно подробнее прочесть в этой статье .

Типичные ошибки при формулировании целей и задач, которые следует избежать

  1. Цель научной статьи не связана напрямую с темой, проблематикой, субъектом и объектом, а задачи не соответствуют ожидаемой цели.
  2. Цель сформулирована так, что нельзя понять ожидаемый результат.
  3. Непонятна практическая ценность результата исследования.
  4. Задачи дублируют цели исследования, будучи просто сформулированными с помощью синонимов.

Хорошим тоном в науке считается ситуация, когда задачи строго соответствуют структуре работы. Например, материал, полученный после выполнения первой задачи, излагается в первой части статьи, а результаты выполнения второй задачи - во второй части. Во-первых, это облегчает работу самому автору, поскольку гораздо легче излагать мысли в том порядке, в котором ученый проводил исследование и получал информацию.

Другое важное преимущество заключается в том, что автору проще контролировать релевантность своей работы. Иными словами, когда у него есть четко сформулированная цель и конкретные задачи, он легко может сопоставить, ответил он на эти вопросы в своей работе или нет.

Как составить цель и задачи исследования в научной статье обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

ВВЕДЕНИЕ

Тема работы и обоснование выбора темы

Предлагаемая вниманию читателя исследовательская работа посвящена …
Задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему …? Я обратил внимание на … / задумался над этим вопросом, когда …
Мне всегда было интересно, почему …
Желание узнать … появилось у меня еще в детстве. Меня заинтересовало …
Тема нашей работы: «…». Я выбрал именно эту тему для исследования, потому что …
В будущем я хотел бы связать свою жизнь с … поэтому уже сейчас интересуюсь … и выбрал … в качестве темы своего исследования.
Я заинтересовалась … после того, как однажды …
Когда я … меня поразило / мне стало интересно …

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …
В современном мире … имеет большое значение, так как …
В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …
Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …
Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …
Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …
Тема является предметом оживленных дискуссий …
Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность
Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …
В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …
Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …
… всегда вызывало у людей множество вопросов …
На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …
Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …
Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:
Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:
Задачи работы:
К задачам работы относятся:
Изучить литературу по теме
Выяснить значение терминов …
Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …
Провести опрос / эксперимент / наблюдение
Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты
Сделать выводы о …

ГЛАВЫ

Первая глава (теоретическая)
Основные термины и понятия, история вопроса

Ключевые понятия для нашего исследования – это ….
… называется …
На официальном сайте … мы нашли следующее определение термина … «…»
Иванов В.В. в книге … определяет понятие … как …
Петров В.В. понимает под термином …
Сидоров С.С. рассматривает … как …
Андреев А.А. в книге «…» дает следующее определение …
… — это …
Сайт … предлагает следующее определение понятия …
В статье Иванова «…» в журнале «…» говорится, что …
Принято считать, что …
Общеизвестным считается …
Вначале обратимся к истории вопроса …
История вопроса подробно освещена на страницах современных энциклопедий, например … , а также на сайте … Впервые ….
Из книги … мы узнали, что …
Как пишет Иванов И.И. … в статье … «…», …
По мнению Иванова В.В. …
Возможно, это связано …
Кроме того, …
Интересно, что …
Распространённым является мнение, что …
При этом необходимо подчеркнуть, что …

Вторая глава – описание исследования

Для того, чтобы выяснить … мы решили провести опрос … среди учащихся / родителей нашего класса. Опрос проводился посредством анкетирования / опроса в социальных сетях. В опросе приняли участие … учащихся и … родителей.
Респондентам были заданы следующие вопросы: …
Исследование проводилось на материале …
В качестве материала для исследования мы взяли ….
Источником примеров стали …
Результаты анкетирования представлены в таблице 1.
На рисунке 2 вы можете видеть …
На рисунке 3 представлены …
В данном случае мы видим … / имеем дело с …
При этом нельзя не отметить …
Обращает на себя внимание тот факт, что …
Диаграмма показывает …

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …
Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …
Таким образом, мы видим …
Следовательно …
Очевидно, что …
Как видно из всего, сказанного выше …
Из вышесказанного следует, что …
Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …
Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …
Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …
В результате проведенного исследования мы выяснили, что …
В заключении необходимо отметить …
Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …
Главный вывод, который я сделал: …
В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …
Таким образом, мы убедились …
Все вышесказанное доказывает, что …
На основании вышесказанного логично предположить, что …
Все вышесказанное убеждает нас в том, что …
Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …
Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …
В перспективе было бы интересно …
На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …
Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …
Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются … , а также всем, кто интересуется …
Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …
Работа может представлять интерес для …
Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….
Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …
Своей работой я хотел привлечь внимание одноклассников к проблеме …
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных мной правил … / памятки по … для …

Что дала работа самому исследователю

В процессе написания работы я узнал/ научился/ открыл для себя/ выяснил …
Работа помогла мне понять / осознать / решить проблему / по-новому взглянуть …
В процессе работы над исследованием я приобрел опыт … Думаю, что полученные мной знания позволят мне избежать ошибок / помогут правильно …
Результаты исследования заставили меня задуматься …
Больше всего сложностей вызвало у меня …
Исследование в корне изменило мое мнение / представление о …