Урок литературы на тему «Фонвизин — сатиры смелый властелин. Конспект урока на тему " Д.И

Отчего происходят... злоупотребления, как
не от гибельного неравенства между людьми?
Ж. Ж. Руссо

Так оценил талантливого драматурга XVIII века А. С. Пушкин, добавив к этой характеристике еще одну — «...друг свободы». Смелая и блистательная сатира Фонвизина определила на многие годы развитие в русской литературе сатирического направления. Главные объекты сатиры Фонвизина в блистательной комедии «Недоросль» — «злоправия достойные плоды», изуродованность всех человеческих чувств и отношений.

На примере одной семьи крепостников драматург сумел показать все пагубные последствия крепостного права — фактического рабства. Темой комедии «Недоросль» стал главный конфликт социально-политической жизни России второй половины XVIII века — безудержный произвол помещиков и полное бесправие крепостных. Деспотический образ правления поддерживался высшей властью — эту мысль Фонвизин неоднократно подчеркивал в речах Стародума.

Драматург показывает ужасные следствия рабства. Крестьяне вконец разорены. Госпожа Простакова не знает, что делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» Рабство морально уродует всех: и рабов, и рабовладельцев. Раба Еремеевна, нянька Митрофанушки, — образ огромной силы. Она живет жизнью не человека, а собаки: оскорбления, побои, ругань, унижения сделали из этой старой уже женщины холопа, который, как цепной пес, униженно лижет руку бьющей ее хозяйки. Помещики-рабовладельцы развращены так, что превратились в Скотининых. Люди скотининской породы, хоть и называют себя «благородным сословием», по своей сути стали презренными и гнусными скотами. Они не стыдятся своей невежественности и необразованности, даже гордятся ими: «Без наук люди живут и жили». Под это они подводят житейскую базу: говорят, что «ученье — вздор», что и без него на должность посадить могут, и без ученья можно достичь богатства. Правдин с сожалением констатирует, что, действительно, «деньги нередко ведут к чинам, чины — к знатности». Материал с сайта

Сатира Фонвизина задела высший свет и даже царский двор. Хотя Правдин глубоко убежден в просвещенном характере самодержавия в лице Екатерины II, но Стародум, повидавший двор и его порядки, разъясняет ему, что высшая власть в России поощряет рабство, поддерживает Простаковых и Скотининых. Стародум не верит, что эту власть можно излечить, он говорит: «Тщетно звать врача к больным неисцельно: тут врач не пособит, разве сам заразится».

Оборудование: портрет Д. И. Фонвизина;

Аншлаги: "Сатиры смелый властелин...", "Денис Иванович Фонвизин", "Судьба Фонвизина", "Литературная деятельность Фонвизина", "Образы", "Идейное содержание", "Мастерство Фонвизина - писателя";

Карточки разной формы и цвета.

Приложение

Ход урока

I. Приветствие. Вступительное слово учителя.

Ребята, сегодня у нас заключительный урок по творчеству Дениса Ивановича Фонвизина, которого не случайно называли "Сатиры смелым властелином". Урок пройдёт в форме игры между тремя командами. Игра состоит из трёх туров, в третьем туре - конкурсе капитанов будут участвовать капитаны двух команд, набравших большее количество баллов. В первом туре две категории, во втором - три, вы их видите на доске. Каждая категория содержит по три вопроса, разных по сложности (на 5, 10 и 20 баллов). Команда называет цвет прямоугольника: жёлтый, красный или синий, на обратной стороне которого записан вопрос и количество баллов. На доске таблица, в которую мы будем вносить результаты. Очерёдность команд выявим следующим образом: капитаны выберут один из кружочков - на обороте номер (кружочки одного цвета).

Примечание:

Команды равносильные.

За дополнительные ответы можно начислять баллы.

5,10 и 20 - это высший балл. Если ответ неполный, количество баллов можно уменьшить.

II. Литературная игра

I тур. "Сатиры смелый властелин..."

1. Как определил Фонвизин девиз своей жизни? (5 баллов)

("Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек.")

2. Как называется стихотворение, которое Пушкин посвятил Фонвизину? Прочтите строки из этого стихотворения. (10 баллов)

"Тень Фонвизина".

То был писатель знаменитый,

Известный русский весельчак,

Насмешник, лаврами повитый,

Денис - невежде бич и страх!

3. В чём проявилось большое гражданское мужество писателя? (20 баллов)

(Фонвизин жил и творил в 18 веке, в эпоху утверждения самодержавия, полного закрепощения крестьянства, которое полностью завершилось при Екатерине II. Екатерина II, хотя и выступала за просвещение, поступки её были противоречивы. Пушкин в короткой заметке показал истинную сущность царского либерализма. Он пишет: "Екатерина любила просвещение, а Новиков, распространивший первые лучи его, перешёл из рук Шишковского в темницу, где находился до самой её смерти. Радищев был сослан в Сибирь, Княжнин умер под розгами. Фонвизин, которого она боялась, не избегнул бы той же участи, если б не чрезвычайная его известность".

Уроки, которые преподал Фонвизин Екатерине II в "Недоросле" и "Придворной грамматике", где он обличает порочность отношений при дворе, свидетельствуют о большом гражданском мужестве писателя. Судьба Фонвизина была незавидной. Явная враждебность Екатерины II к Фонвизину не только затрудняют его служебную деятельность, но и заставляют отказываться от многих литературных замыслов, от издания журнала. Ему запрещают печататься.

Тяжелое заболевание и преждевременная смерть оборвали его работу над автобиографическим сочинением "Чистосердечное признание в делах и помышлениях" и комедией "Выбор гувернёра".)

1. Из какого произведения Фонвизина эти рассуждения: "Число - это счёт, за сколько подлостей сколько милостей достать можно", "Падеж - это наклонение сильных к наглости, а бессильных - к подлости"? (5 баллов)

("Придворная грамматика").

2. Назовите первое крупное произведение Фонвизина. Что в нём высмеивается? (10 баллов)

(Комедия "Бригадир" высмеивает не только косность и невежество провинциального русского дворянства, но и его бездумное подражание всему французскому. Комедия осуждает рабское подражание моде, которая властвует, когда нет культуры).

3. О чём спорил с императрицей Фонвизин на страницах журнала "Собеседник любителей российского слова"? (20 баллов)

(Он предлагал ей от имени вымышленного Некопейкова язвительный вопрос: "Отчего в век законодательный у нас никто в сей части не помышляет отличиться?" или " Отчего в прежние времена шуты и балагуры чинов не имели, а теперь имеют, и большие?", "Отчего у нас не стыдно не делать ничего?" и др. Екатерина II знала, кому отвечает, когда раздраженно писала: "Сей вопрос родился от свободоязычия...")

Литературная пауза.

Монолог Стародума (читает подготовленный ученик).

II тур. Комедия "Недоросль".

1. Кто является центральным персонажем комедии? Докажите (20 баллов)

(Простакова ведёт действие, она в центре всех событий, из-за неё возникают постоянные стычки, столкновения. Если попробовать мысленно удалить её из "Недоросля" - и всё произведение разрушится.

И если как человек она у нас симпатий не вызывает, а, скорей, наоборот, то как художественное достижение Фонвизина - это первый шаг к созданию реалистического образа. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством; госпожа Простакова не только злая, жестокая (в обращении с крепостными), невежественная, она к тому же хитрая, лицемерная, расчетливая, предприимчивая (в сценах сватовства Софьи). В сцене, когда Митрофан грубо отталкивает мать, она падает в обморок, и это у нас вызывает даже сочувствие.

Фонвизину удалось нарисовать яркий правдивый образ, жизненный характер.)

2. Смешон или страшен Митрофанушка? (10 баллов)

(Автор часто ставит героя в комическое положение (обжорство Митрофана, драка с дядей, сцена экзамена), смешны его слова "не хочу учиться, хочу жениться". Но сущность Митрофанушки совсем не смешна: он грубый, невежественный, лицемерный приспособленец. Не вызывает смеха его отношение к Еремеевне, к учителям, наплевательское отношение к матери. Он мгновенно готов к расправе над людьми. (Его реплика "За людей приниматься!" значит - чинить расправу над людьми). Страшно то, что растёт деспот, жестокий крепостник, похожий на своих родственников: на своего дядю Скотинина - увлечением свиньями, на свою бесчеловечную мать - грубостью, жестокостью и невежеством. Не случайно у него имя Митрофан, что в переводе с греческого означает "подобный матери". Фонвизин показывает, что его таким сформировала среда, в которой он живёт).

3. Почему одного из главных положительных персонажей зовут Стародум? (5 баллов)

(Устами Стародума Фонвизин высказывает свою точку зрения на вещи и мнение просвещенцев. А Стародум получил своё название от слов "по - старому думать". Фонвизин преклоняется перед временем Петра I: "Тогда один человек назывался ты, а не вы. Тогда не знали ещё заражать людей столько, что всякий считал себя за многих".)

1. Привести пример растлевающего воздействия на крестьян крепостного права. (5 баллов)

(Образ Еремеевны. Она потеряла человеческое достоинство и настолько рабски предана своим господам, что забывает об опасности, грозящей ей, защищая Митрофана от Скотинина.)

2. Какими словами заканчивается комедия и как вы их понимаете? (10 баллов)

("Вот злонравия достойные плоды," - говорит Стародум. Митрофанушка грубо отталкивает мать в конце комедии, несмотря на то, что она его по - своему все - таки очень сильно любила и о нём заботилась. Фонвизин считает, что это плод воспитания ребёнка в волчьих нравах среды, где во имя денег идут на любую подлость. Автор видит корни "злонравия" в крепостном праве, его растлевающем воздействии на людей и в неразумности правления страной царского двора, Екатерины II.)

3. В чём видит Фонвизин спасение от крепостного произвола? (20 баллов)

(В конце комедии Простакова наказана; за бесчеловечное отношение к крестьянам она отстраняется от владения имением. Но это не жизненный путь, а идеалистический. Так в жизни не было. В этом трагическая нотка комедии. Устами Стародума Фонвизин высказывает свои мысли: веру в добрые начала души человеческой, способной, по мнению просветителей, отличить дурное от хорошего, надежду на силу совести. Фонвизин критикует Екатерину II за то, что она не может быть "государем великим", который есть "государь премудрый". Даёт советы, какой должна быть царица, как много души ей надо иметь. Но он не поднялся выше идеи замены плохих советников царя Стародумами, дурных чиновников - Правдиными, карьеристов военных - Милонами, скверных помещиков - хорошими. Он не призывает к свержению самодержавия, он верит в просвещение народа. Воспитание он понимает широко: оно включает в себя не только заботу об образовании и развитии ума, но и о нравственном облике личности.)

1. В чём заключается приём самохарактеристики героев? (5 баллов)

(Действующие лица сами обличают себя, говоря о своём поведении как о чём - то естественном и нормальном. Так Простакова говорит о себе: "С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже отобрать не можем. Такая беда!" И мы представляем уже, как живётся другим крестьянам в деревнях, принадлежащих Простаковым и Скотининым.)

(Фонвизин ввёл в свои художественные произведения просторечные бытовые слова, эле...

>>Сатиры смелый властелин

Сатиры смелый властелин

Фонвизин - это «Недоросль». Он стал собою, Фонвизин ым, написав «Недоросля», как Грибоедов стал Грибоедовым, написав «Горе от ума»... Не комедия состояла при сочинителе, а он при ней. Сегодня «Недоросль» совсем не то, чем был в пору, когда его разыгрывали на нынешнем Марсовом поле и публика «аплодировала пиесу метанием кошельков» (был такой обычай). Ныне часто говорят: это спектакль для школьников. В этом нет ничего обидного: стать книгой для детей - удел наипочетнейший, выпавший на долю сказок Пушкин а, «Робинзона» и «Гулливера», романов Вальтера Скотта, Дюма, Гюго, отчасти даже «Дон Кихота»... Но все же «Недоросль», воспринимаемый как учебная пьеса, многое теряет. Иногда - почти все: педагогическая притча, наглядное пособие, дразнилка для второгодников: «не хочу учиться, хочу жениться».

«Все в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на все русское. А между тем нет в ней ничего карикатурного: все взято живьем с природы...» (Н. В. Гоголь .)

На многих персонажах от древности кора наросла, они обросли предрассудками, вот пример простейший.

Сколько лет Простаковой?.. Зритель почти наверняка скажет; старуха... А ей чуть более тридцати. И уж никак не более сорока.

И Митрофан невежда, но не дурак, нет: ни в умении подластиться к матери, ни в сцене похищения Софьи... Он мог бы сказать о себе словами Петруши Гринева: «Я жил недорослем, гонял голубей и играл в чехарду с дворовыми мальчишками. Между тем мне минуло шестнадцать лет. Тут судьба моя переменилась».

Все, решительно все совпадает: голубятня, возраст, перемена судьбы и характер перемены. «Пошел-ка служить... » - говорит Мигрофану Правдин. «Пора его в службу», - решает старик Гринев. И учителя у них одинаковые. «По-французски и всем наукам обучает его немец Адам Адамыч Вральман» (кучер); парикмахер Бопре «обязан был учить... по-французски, по-немецки и всем наукам». Пушкин даже подчеркнул эти слова не потому ли, что они прямая цитата из «Недоросля »?

Рождение писателя Фонвизина - это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы... «Недоросль» стал общим детищем, общей победою. Фонвизин как писатель - в гоголевской эпохе... с «Женитьбою» и Ревизором» Митрофан и Скотннин ничего, уживутся. Между ними расстояние и большое, но не пропасть.

Умрет Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено - Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности. Ст. Рассадин

Литература, 8 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч./авт.-сост. В. Я. Коровина, 8-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 399 с. + 399 с.: ил.

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

«Фонвизин - сатиры смелый властелин»

Цель : 1. выявить главные проблемы, поставленные в комедии;

2. учить анализировать, выделять черты характера героев;

Оформление доски : запись темы урока, эпиграф:

Сатира - это " не невинное зубоскальство весёленьких остроумцев, а

гроза духа, оскорбленного позором общества".

В. Г. Белинский.

/ таблица заполняется по ходу урока/

Проблематика пьесы

Вступительное слово.

Тема сегодняшнего урока – Фонвизин - "сатиры смелый властелин"...

1. Чьи это слова? /Пушкина/.

2. Что дало право Пушкину дать такую оценку Фонвизину?

Эпиграфом к нашему уроку будут слова В.Г. Белинского:

"Сатира - это не " невинное зубоскальство веселеньких остроумцев, а гроза духа, оскорбленного позором общества".

Этот эпиграф и будет нашей путеводной звездой на протяжении всего урока, мы будем доказывать жизненность, актуальность этих слов.

Работа над проблематикой пьесы.

Проблема №1

Вы помните, что пьеса начинается с эпизода с крепостным Тришкой. Посмотрим её.

Инсценировка " Примерка кафтана ”.

    Как вы думаете, почему Простакова не отдала шить кафтан портному?

    Какая черта характера проявляется у этой помещицы? / жадность - записываем на доске/

Жадность на собственном дитяти. Любить безумно чадо и экономить на нем...

Именно эта черта - ее первый проигрыш, который приведет к трагическому финалу.

3. Но что же еще хотел сказать Фонвизин этой сценой?

/Писатель показывает её уверенность в том, что крепостной человек обязан уметь все, должен исполнять все её прихоти/. "Экое скотское рассуждение..."

Простакова убеждена, что она живет по правильным законам. Так было и будет, так жили их пращуры, и так должны жить и их дети.

4. Какой урок преподносит своему сыну таким обращением к крепостным? Найдите эти обращения.

5. Как они характеризуют ее, да и Митрофана, который вслед за ней повторяет то же? /деспотизм, хамство, грубость/.

6. А только ли Простаковой присущи эти черты? /Нет, и её брату тоже, и сыну/.

Порядки в доме Простаковой страшны: "С утра до вечера, как за язык повешена, рук не покладаю: то дерусь, то бранюсь, тем и дом держится’’.

Скотинин: "Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата".

Телесные наказания крепостных людей в усадьбе Простаковых были обыкновенным явлением. Положение крепостных крайне тяжелое: Еремеевна 40 лет верой и правдой служила господам, получая за это "по пяти рублей в год да по пяти пощечин на день". Униженное положение рабы, ежеминутные оскорбления сделали её верным господским псом, лишило чувства собственного достоинства.

7. Какими сатирическими приемами пользуется Фонвизин, изображая помещиков?

1. «Говорящие» фамилии и имена;

2. Умышленное преувеличение отрицательных черт. Черта-доминанта Как называется этот прием? /гипербола/

3. Самохарактеристики (саморазоблачительность и обличительность);

4. «Зоологизация»;

5. Ремарки

6.Так какая же главная проблема поставлена уже в 1 действии?

1. Критика самодержавно-крепостной действительности.

2. Трагизм судьбы простого человека.

Этому человеку, крепостному, не очень много уделено внимания, но даже по этим крупицам можно судить, какой гнев, какая боль жили в душе писателя. Фонвизин встал на защиту великого русского талантливого народа, угнетенного деспотами - помещиками.

Проблема №2

9. Изменил ли приезд Стародума образ жизни семейства Скотининых?

/ Да, у Простаковой проявляются новые качества/ Какие?

Она льстиво, угоднически разговаривает со Стародумом, корысть чувствуется во всем. И желая угодить Стародуму, даже не может понять, как смешна она в своем невежестве, тупоумии, в назидательной рассудительности. Ведь живет она по привычным, типичным законам своего времени, где все должно быть как у людей, где все подчинено жажде наживы.

- Какая мечта у Скотинина?

/ Не случайно Фонвизин подчеркивает в Скотинине свиноподобие и свинолюбие/.

- А у Простаковой? / вяжет кошелек, в который собирается припрятать денежки/.

- у Митрофана? /’’Не хочу учиться, хочу жениться", а потом жить так, как живут его родственники/.

Да и какие иные желания могут появиться в душе недоросля, если он так воспитан с самого раннего детства?!

А воспитание и, конечно, обучение, по мнению любящей матери, он получил отменное.

Приоткроем занавес на несколько минут и окажемся свидетелями одного урока.

инсценировка "Экзамен Митрофана".

10. Какие же черты характера проявляются и у матери, и у сына?

11. Угодила ли Простакова Стародуму, показывая "образованность"своего сына, таким образом оголив его тупоумие? Как реагировал Стародум?

Какая же проблема ставится?

Радостный ли смех у Фонвизина?

Это смех сквозь слезы. Ему, гражданину своего времени, горько и больно смотреть, как гибнет будущее России - молодое поколение, уродливо воспитанные митрофаны, которые станут тормозом для духовного и культурного развития России.

Проблема №3

Консерватизму старого поколения Фонвизин противопоставляет образы передовых людей.

1. Назовите положительных героев. /Софья, Милон, Правдин, Стародум/. Обратите внимание на «говорящие» фамилии и имена.

2. Какую свежую струю вносят эти герои в темный невежественный мир Скотининых?

3. Какие же мечты, в отличие от Скотининых, у передовых людей ?

Милон - "Разум, любезность, просвещенность".

Стародум – ‘’Душа и сердце".

Правдин -‘’ Правда во всем’’.

Создавая сбою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить. "

И в результате этого Россия станет образованной, духовно богатой, ибо ценность нации должна определяться делами её народа.

Вот и еще 1 проблема - желание видеть Россию образованной, духовно богатой, не преклоняющейся перед другими государствами.

4. Но можно ли сказать, что пьеса закончилась полным посрамлением пороков? Прочтем заключительную сцену.

Да, Простакова очнется, и еще много бед принесут Скотинины России, тормозя её развитие, стараясь задушить все новое и передовое. Но, несмотря на это, ростки нового пробиваются сквозь тьму, невежество, мрак.

3. Заключение

Мне хочется закончить наш урок словами такого же великого гражданина, как Фонвизин, ученика, продолжателя его традиций А.С. Пушкина:

Здравствуй, племя

Младое, незнакомое! Не я

Увижу твой могучий поздний возраст,

Когда перерастешь моих знакомцев

И старую главу их заслонишь

От глаз прохожего. Но пусть мой внук

Услышит ваш приветный шум, когда,

с приятельской беседы возвращаясь,

Веселых и приятных мыслей полон,

Пройдет он мимо вас во мраке ночи

И обо мне вспомянет...

Хочется, чтобы пьесу "Недоросль" вы восприняли не как произведение далеких времен, а как современно звучащее произведение, которое поможет вам в жизни вести непримиримый бой с еще встречающимися скотиниными, митрофанами, с их страшно живучими чертами.

Цените это произведение как памятник русской культуры.

д/з Сочинение- миниатюра ‘’Сатирическое изображение помещиков.’’

1. Актуальна ли пьеса "Недоросль"?

2. Чему вас научила комедия?

Список литературы

1.Благой Д.Д. Д.И.Фонвизин М., 1945

2.Исакович и. «бригадир» и «Недоросль» Д.И.Фонвизина Л., 1979

3.Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. Творческий путь. Мю, Л., 1961

Волшебный край! там в стары годы,

Сатиры смелой властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы...

А. Пушкин

Восемнадцатый век в истории русской литературы оставил немало замечательных имен. Но если бы требовалось назвать писателя, в произведениях которого глубина постижения нравов своей эпохи была бы соразмерна смелости и мастерству в обличении пороков господствующего сословия, то прежде всего следовало бы упомянуть Дениса Ивановича Фонвизина.

Фонвизин вошел в историю национальной литературы как автор знаменитой комедии "Недоросль". Но он был и талантливый прозаик. Дар сатирика сочетался в нем с темпераментом прирожденного публициста. Бичующего сарказма фонвизинской сатиры страшилась императрица Екатерина II. Непревзойденное художественное мастерство Фонвизина отмечал в свое время Пушкин. Поражает оно нас и поныне.

Будучи одним из наиболее ярких деятелей просветительского гуманизма в России XVIII века, Фонвизин воплощал в своем творчестве тот подъем национального самосознания, каким была отмечена эта эпоха. В разбуженной петровскими реформами огромной стране выразителями этого обновленного самосознания выступили лучшие представители русского дворянства. Фонвизин воспринимал идеи просветительского гуманизма особенно остро, с болью сердца наблюдал он нравственное опустошение части своего сословия. Сам Фонвизин жил во власти представлений о высоких нравственных обязанностях дворянина. В забвении дворянами своего долга перед обществом он видел причину всех общественных зол: "Мне случилось по своей земле поездить. Я видел, в чем большая часть носящих имя дворянина полагает свое любочестие. Я видел множество таких, которые служат, или, паче, занимают места в службе для того только, что ездят на паре. Я видел множество других, которые пошли тотчас в отставку, как скоро добились права впрягать четверню. Я видел от почтеннейших предков презрительных потомков. Словом, я видел дворян раболепствующих. Я дворянин, и вот что растерзало мое сердце". Так писал Фонвизин в 1783 году в письме к сочинителю "Былей и небылиц", то есть к самой императрице Екатерине И.

Фонвизин включился в литературную жизнь России в тот момент, когда Екатерина II поощряла интерес к идеям европейского Просвещения: на первых порах она заигрывала с французскими просветителями - Вольтером, Дидро, Д"Аламбером. Но очень скоро от либерализма Екатерины не осталось и следа.

Волей обстоятельств Фонвизин оказался в самой гуще внутриполитической борьбы, разгоревшейся при дворе. В этой борьбе одаренный блестящими творческими способностями и острой наблюдательностью Фонвизин занимал место писателя-сатирика, обличавшего продажность и беззаконие в судах, низменность нравственного облика приближенных к престолу вельмож и поощряемый высшими властями фаворитизм.

Н. И. Новиков со своими сатирическими журналами "Трутень" и "Живописец", Фонвизин со своими публицистическими выступлениями и бессмертным "Недорослем" и, наконец, А. Н. Радищев со знаменитым "Путешествием из Петербурга в Москву" - таковы вехи формирования традиции наиболее радикальной линии русского дворянского Просвещения, и не случайно каждый из трех выдающихся писателей эпохи подвергся преследованиям со стороны правительства. В деятельности этих писателей зрели предпосылки той первой волны антисамодержавного освободительного движения, которое позже назвали этапом развития дворянской революционной мысли.