Плюсы и минусы теория гордона олпорта. Теория развития личности гордона олпорта

Гордон Олпорт (1897-1967), один из наиболее почитаемых приверженцев диспозиционального направления, рассматривал создаваемую им концепцию личности как альтернативную механицизму поведенческого подхода и биологическому, инстин­ктивному подходу психоаналитиков. Он полагал, что личность, как бы ее ни понимали, прежде всего реальная, конкретная часть психической жизни, существующая в формах строго единичных и индивидуальных. Он определяет личность как реальную сущ­ность каждого конкретного человека.

В результате анализа более чем пятидесяти определений лич­ности из различных сфер человековедения Г. Олпорт сделал вы­вод, что личность - это то, что лежит за конкретными поступка­ми человека, внутри него самого. Личность - это динамиче­ская организация тех психофизических систем внутри инди­вида, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Она не является статичной сущностью. Личность, хотя и имеет основополагающую структуру, постоянно находит­ся в процессе развития.

Термин «психофизические системы» предполагает учет как психических элементов, так и элементов соматических. Термин «характерное» в определении Г. Олпорта отражает первостепен­ную значимость, придаваемую им уникальности любого челове­ка. И, наконец, под понятиями «поведение и мышление» подра­зумеваются основные виды человеческой активности. Г. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях человека.

Одним из главных постулатов теории Г. Олпорта было по­ложение о том, что человек прежде всего социальное существо и потому не может развиваться без контактов с окружающи­ми людьми, с обществом. Отсюда неприятие Г. Олпортом по­ложения психоанализа об антагонистических, враждебных от­ношениях между личностью и обществом. При этом Г. Олпорт утверждал, что общение личности и общества является не стрем­лением к уравновешиванию со средой, а взаимодействием, вза­имообогащением.

Г. Олпорт резко возражал и против общепринятого в то время постулата, что развитие - это адаптация, приспособление челове­ка к окружающему миру, доказывая, что человеку свойственна как раз потребность взорвать равновесие и достигать все новых и новых вершин. Таким образом, с точки зрения Г. Олпорта, прин­ципиальная особенность личности - ее проактивностъ (в про­тивовес реактивности). Он категорически не соглашался с мне­нием психологов, приписывающих человеку стремление к гомеостазу, снятию напряжения. Люди активно ищут социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Для Г. Олпорта человек - существо, стремящееся к установлению и сохранению определенного уровня напряжения, а стремление к сокращению напряжения - это признак нездоровья.



Личность, по мнению Г. Олпорта, представляет собой динамичную (мотивированную) развивающу­юся систему. Ключом к пониманию личности должны быть пер­спективные цели человека, его намерения. По Г. Олпорту, личность свободна от прошлого - связи с прошлым исторические, а не функциональные. Наиболее ярким выражением понимания Г. Олпортом активности личности как сущностной ее характеристики служит введенный им принцип функциональной автономии мотивов. Он не спорит с психоаналитическим взгля­дом на истоки человеческой мотивации, но вводит принципиаль­ное дополнение. В процессе развития происходит трансформация исходной инстинктивной энергии, формируются разные мотивы. Одни мотивы возникают из других, отпочковываются, отделяют­ся от них (это происходит путем их дифференциации и интегра­ции) и становятся функционально автономными, то есть незави­симыми от исходных базовых побуждений. Идея функциональ­ной автономии мотивов объясняет, почему у взрослых людей достаточно широкий и разнообразный спектр мотивов, наряду с тем, что базовые изначальные биологические потребности одина­ковы. Мотивация всегда локализована в настоящем и направлена не в прошлое, а в будущее, потому что от прошлого она уже функ­ционально независима.

Согласно концепции Г. Олпорта, есть существенный разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высокоэффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются малополезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолют­но адекватные концепции младенчества или раннего детства, не­адекватны для объяснения взрослого поведения.

Г. Олпорт также последовательно противостоит экстенсивным заимствованиям из естественных наук. Он убежден, что иссле­довательские методы и теоретические модели, полезные в есте­ственных науках, могут лишь уводить в сторону при объяснении сложного человеческого поведения.

Он одним из первых заговорил об уникальности каждого чело­
века. Проблема уникальности личности и ее изучения в психологии оставалась для него главной в течение всей жизни. Он отме­чал, что каждый человек сам по себе есть, по сути, особый закон природы. Закон уникальности является основным законом пси­хологии личности. Индивидуальность - это непременный и важнейший признак личности.

Г. Олпорт был первым, кто под­верг подробному методологическому анализу проблему общего и индиви­дуального применительно к психо­логии личности. Он утверждал, что каждая личность уникальна, но это не означает, что нельзя в людях найти что-то общее. Наиболее полноценным выражением индивидуальной уникальности от­дельного человека выступает сфера его экспрессивных, или вы­разительных, проявлений, по отношению к которой Г. Олпорт использует понятие стиля. Приводимые им экспериментальные данные показали, что испытуемым удавалось успешно идентифи­цировать разные формы экспрессивных проявлений - почерк, по­ходку, лицо и др., принадлежащие одним и тем же людям. Чело­век более всего проявляет себя как индивидуальность не в том, что он делает, а в том, как он это делает.

Подчеркивание индивидуальной уникальности отдельной личности не помешало Г. Олпорту серьезно ставить вопрос о ее структурной организации. Теорию личности Г. Олпорта называют «теорией черт». Анализируя различные подходы к выделению единиц, из которых складывается индивидуальность (единиц анализа), Г. Олпорт останавливается на понятии черт, благодаря которым можно увидеть сущностные различия между людьми и их поведением. В его теории чер­ты занимают место основного мотивационного конструкта.

Черта, по Г. Олпорту, - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Для Г. Олпорта черта - не констатация наблюдаемого поведения, а определенная нейропсихологическая система, специфическая для данного индивида.

В результате освоения данной темы студент должен:

знать

  • стадии развития личности по Г. Олпорту;
  • основные понятия теории Г. Олпорта;

уметь

Анализировать структуру личности ребенка с позиции теории Г. Олпорта;

владеть

Навыками анализа практического применения теории Г. Олпорта.

Введение в теорию развития личности Гордона Олпорта

Своеобразие позиции Гордона Олпорта определяется, на наш взгляд, его пониманием того, что любая точка зрения на развитие человека оказывается в конечном итоге ограниченной. Он писал: "Хорошо, что существуют последователи Локка и Лейбница, позитивисты и персоналисты, фрейдисты и неофрейдисты, объективисты и феноменологи. Ни те, кто предпочитает модели (математические, животные, механические, психиатрические), ни те, кто их отвергает, не могут быть правы во всех деталях, но важно, что каждый может свободно выбрать собственный способ работы.

Осуждения заслуживает только тот, кто хотел бы запереть все двери, кроме одной. Вернейший способ утратить истину – верить в то, что есть некто, уже полностью владеющий ею". Поэтому главную задачу психологии он видел в том, чтобы найти новое, не жертвуя при этом прежними достижениями. Такая точка зрения на психологию нашла отражение в комплексной концепции развития личности. Анализ подхода Г. Олпорта позволяет выделить в этом процессе три линии.

Развитие чувства Я

Первая линия связана с развитием чувства Я. Я, по Г. Олпорту, – одна из главных загадок человека. Многие философы и психологи пытались ее разрешить, но так и не смогли дать однозначного ответа. Вместе с тем у каждого есть свое понимание и переживание собственного Я. Олпорт назвал этот феномен "чувство Я". Процесс развития чувства Я характеризуется тем, что первоначально младенец не отделяет себя от остального мира, т.е. не воспринимает себя как отдельное Я. Этот период Г. Олпорт называет самоцентричным. Самоцентричность проявляется в том, что младенец, переживая какие-либо приятные или неприятные воздействия, реагирует на них непосредственно. Например, он может взять свою ногу в рот. Он берет ее точно так же, как и любой другой доступный ему предмет. Если при этом ребенок укусит себя за ногу и почувствует боль, то громко закричит. Данные действия и реакции указывают на то, что малыш еще не различает предметы и собственное тело как принадлежащие разным пространствам: внешнему миру и миру самого ребенка. Около восьми месяцев младенец начинает реагировать на свое отражение в зеркале. Он подолгу смотрит, пытается до него дотянуться, играть с ним. Подобный факт свидетельствует в пользу того, что ребенок еще не различает Я и не-Я. Он просто не знает, что это его отражение. Постепенно, по мере возрастания двигательной активности, для него начинает выступать та часть действительности, которая не принадлежит Я ребенка. Так, в возрасте года ребенок реагирует на появление чужих, незнакомых людей. Другими словами, пробует устанавливать грань между тем, что ребенок знает (что ему знакомо), и тем, что выступает за пределами его границ. Однако эти границы еще очень неточны. По Г. Олпорту, более или менее отчетливыми они становятся к полутора годам.

Развитие собственного Я начинается с ощущения своего тела или телесности. Эти ощущения формируют так называемое телесное Я. Телесное Я возникает в связи с напряжением мышц, суставов и внутренних органов. Постепенно с повторением ощущений, вызываемых напряжением, обусловленным необходимостью поддерживать определенную позу, ребенок начинает их запоминать и узнавать (идентифицировать). В итоге такие впечатления оформляются в представления о собственном теле, или в телесное Я. Г. Олпорт подчеркивал, что эти представления не только входят в образ Я человека, но и сохраняются на всю жизнь и составляют одну из базовых характеристик личности.

Следующее направление в развитии чувства Я связано с самоидентичностью. Каждый из нас, просыпаясь утром, устанавливает эту самоидентичность, просто говоря: "Я проснулся". При этом имеется в виду, что просыпается тот же самый человек, который был вчера, и позавчера, и т.д. Точнее сказать, самоидентичность – это ощущение себя как неизменного во времени, сохраняющего свои самые важные качества. Г. Олпорт говорил, что самоидентичность появляется на втором году жизни. Развитию самоидентичности прежде всего способствуют три обстоятельства. Первое – это имя ребенка. Взрослые называют ребенка одним и тем же именем, подчеркивая, что это один и тот же человек. Кроме того, взрослый играет с ребенком и спрашивает его, где находятся глазки, носик и т.д., указывая на постоянство расположения частей тела. И третье – это вещи и одежда ребенка. Ребенок с гордостью показывает свои ботиночки, а взрослый с радостью говорит: "Ой, какие у тебя ботиночки!" Не секрет, что маленькие дети переживают, когда их имя произносится неправильно. За этим, как подчеркивал Г. Олпорт, стоит стремление к самоидентичности. Идея самоидентичности отражает тот факт, что ребенок постепенно научается понимать себя как особую целостность. Целостность ребенка отличается от целостности других вещей и объектов.

По мере взросления ребенок учится различать Я и не-Я. Первоначально границы между этими сферами у ребенка еще не такие отчетливые, как у взрослого человека. Например, для ребенка увиденный во сне пугающий объект является таким же реальным, как и встреченная на улице собака. Поэтому ребенок может испытывать одинаково сильное чувство страха и к реальной собаке, и к увиденному во сне объекту. Сложность границ между Я и не-Я проявляется в эмоциональных реакциях детей. Воспитатели малышей часто сталкиваются с таким явлением: после того как заплакал один ребенок, вскоре плачет уже вся группа, т.е. происходит эмоциональное заражение. Г. Олпорт считал, что эмоции ребенка не всегда отражают состояние самого ребенка и принадлежат ему, они могут быть внешними. Наиболее ярко неполная самоидентичность проявляется в игре. Когда ребенок играет, принимая ту или иную роль, он как бы выходит за пределы своего Я и страстно переживает эту ситуацию.

В качестве еще одного направления развития чувства Я, кроме самоидентичности, выделяется самоуважение. Самоуважение как компонент развития чувства Я приводит к тому, что ребенок стремится сам подействовать на окружающий мир. При этом он старается более точно почувствовать границы между Я и не-Я. Г. Олпорт подчеркивал, что любознательный малыш двух лет может за считанные минуты устроить беспорядок в доме. Поэтому взрослые часто препятствуют самостоятельной детской активности ребенка. Однако за таким стремлением физически воздействовать на окружающий мир стоит важная для ребенка задача: определить, что ребенок может сделать самостоятельно, а что для него остается недоступным. Часто можно наблюдать следующую ситуацию: ребенок пытается что-то сделать, и тут же к нему на помощь приходит взрослый и выполняет трудное для ребенка действие (например, достает какую-то вещь, открывает кран и т.д.). Реакция же ребенка на эту помощь негативна, потому что ребенок в этот момент переживает нарушение самоуважения со стороны взрослого. Особенно остро развитие самоуважения наблюдается в период двухтрех лет, когда ребенок стремится все делать самостоятельно или, как говорит Г. Олпорт, автономно. Ярким проявлением стремления к автономии является негативизм. Негативизм можно рассматривать как надежный признак развития детского самосознания. Он проявляется прежде всего как сопротивление ребенка таким действиям взрослого, как кормление, одевание, наведение порядка. В этих случаях ребенок рассматривает практически любое предложение взрослого как угрозу собственной целостности. Между тремя и четырьмя годами ребенок овладевает выражением "Я тебя побью". Его употребление является показателем, что ребенок начинает отделять себя от другого и при этом стремится увеличить самоуважение, подчеркивая, что он сильнее другого. В это же время начинает развиваться чувство соперничества с другими. Г. Олпорт отмечает, что если взрослый стыдит ребенка, то тем самым он разбивает его самоуважение. Поэтому, делая замечание, нужно соблюдать особый такт, чтобы не нанести обиду детскому Я.

Проявлением самоуважения является чувство гордости ребенка за совершенное дело. Таким образом, к четырем годам развитие чувства Я сопровождается появлением трех важных компонентов: чувства телесного Я, ощущением непрерывной самоидентичности и чувством самоуважения, гордости. В следующих возрастах, в период от четырех до шести лет, происходит усиление телесного Я. Ребенок начинает более остро переживать всякого рода отрицательные воздействия на его телесное Я (например, любые физические наказания). В этот период происходит расширение Я. Этот процесс характеризуется тем, что ребенок распространяет свое Я на все окружение: "мой папа", "мой велосипед", "мой дом" и т.д.

После четырех лет начинает активно строиться образ Я ребенка. Под образом Я ребенка понимается представление ребенка о себе. Образ Я является новой компонентой чувства Я. Ребенок понимает, что Я – это тот, кто "хороший", "послушный" и т.д. Главная особенность образа Я заключается в том, что он выступает фундаментом для принятия на себя собственных целей, чувств и моральных ценностей. Важно, чтобы образ Я был положительным.

Следующий этап в развитии чувства Я Г. Олпорт связывал с временным промежутком от 6 до 12 лет. Основная задача развития в это время заключается в том, что у ребенка появляется группа сверстников. Это ведет к усилению чувства самоидентичности, расширению Я и развитию образа Я. Перед ребенком встает необходимость подчиняться не только требованиям родителей, но и стандартам, которые характеризуют поведение детей в группе. Например, речь ребенка в общении со сверстниками может существенно отличаться от выражений, употребляемых дома. Точно так же ребенок может по-разному дома и в группе относиться к различным явлениям, которые его окружают. Такое столкновение приводит к тому, что ребенок вынужден все время осознавать, в какой ситуации он находится и какие стандарты здесь следует принимать. По Г. Олпорту это приводит к тому, что ребенок становится мыслителем, т.е. он не просто думает, а понимает, что думает не кто-то, а именно он.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 1. Теория личности и концепция черт личности Г. Олпорта

1.1 Теория личности

1.2 Концепция черт личности

Глава 2. Развитие личности к зрелой личности

2.1 Развитие личности

2.2 Зрелая личность

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Три десятилетия назад лучшие умы психологии либо неуклонно впадали в болезнь жестко количественного подхода к описанию изучаемых явлений, либо честно стремились проследить бессознательную мотивацию до ее тайного логова. Между этими двумя стремнинами Гордон Олпорт безмятежно следовал собственным путем, отстаивая важность качественного изучения индивидуальных случаев и подчеркивая роль сознательной мотивации. Этот отказ плыть в соответствии с современными ему течениями мысли иногда проявляется в том, что формулировки Олпорта кажутся архаичными и старомодными, но в иных обстоятельствах он выглядит поборником новых и возмутительно радикальных идей.

Его систематическая позиция представляет дистилляцию и разработку идей, частично извлеченных из таких авторитетных источников, как гештальтпсихология, теория Вильяма Штерна, Уильяма Джеймса и Уильяма Мак-Даугалла. От гештальттеории и от Штерна пришло недоверие к привычным аналитическим методам естественных наук и глубокий интерес к уникальности индивида, а также к конгруэнтности его поведения. Работы Джеймса нашли отражение не только в блестящем писательском стиле Олпорта, гуманистической ориентации при рассмотрении человеческого поведения и интересу к «Я», но также в определенных сомнениях относительно возможности на основе психологических методов адекватно представить и полностью понять загадку человеческого поведения. С позицией Мак-Даугалла Олпорта сближает внимание к мотивационным переменным, признание важной роли генетических и конституциональных факторов и использование представлений об «эго».

Как можно охарактеризовать теоретические убеждения Олпорта? Прежде всего, его труды являют непрекращающуюся попытку воздать должное сложности и уникальности поведения индивида. Несмотря на ослепляющую сложность индивида, основные тенденции в человеческой природе проявляют базовую конгруэнтность или единство. Далее, сознательные детерминанты поведения имеют подавляющее значение - во всяком случае, для здорового индивида. Признание конгруэнтности поведения и значимости сознательной мотивации естественно привели Олпорта к феномену, часто обозначаемому терминами «Я» и «эго». Вниманию к факторам разума соответствует убеждение Олпорта в том, что человек - в большей степени порождение настоящего, а не прошлого

Объект работы - зрелая и здоровая личность.

Предмет работы - теория Г. Олпорта.

Цель работы - исследование представление зрелой и здоровой личности в теории Г. Олпорта.

1) изучить теорию личности и концепцию черт личности Г. Олпорта;

2) рассмотреть развитие личности к зрелой личности.

Глава 1. Теория личности и концепция черт личности Г. Олпорта

1.1 Теория личности

По Олпорту, есть разрыв между нормой и патологией, ребенком и взрослым, животным и человеком. Теории, подобные психоанализу, могут быть высоко эффективны в репрезентации нарушенного или патологического поведения, но оказываются мало полезными при рассмотрении нормального поведения. Аналогично, теории, дающие абсолютно адекватные концептуализации младенчества или раннего детства, неадекватны как репрезентации взрослого поведения.

Олпорт заявляет, что его работа всегда ориентирована скорее на эмпирические проблемы, а не на достижение теоретического или методологического единства. Он отстаивает правомерность открытой теории личности, а не закрытой или закрытой частично. Олпорт считает себя плюралистом, работающим в русле системного эклектизма. «Плюралист в психологии - это мыслитель, не исключающий ни одного атрибута человеческой природы, который кажется важным». Личность для него - это загадка, которую нужно максимально адекватно разгадать при помощи инструментов середины двадцатого столетия; так что он поставил и другие проблемы: слухи, радио, предрассудки, психология религии, природа установок и др. Ко всем этим областям он применяет концепты - эклектично и плюралистично, стремясь к тому, что может дать наиболее адекватное рассмотрение на современном уровне знаний. Таким образом, для него не имеет большого значения вопросы формальной адекватности его теории.

В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Он делает вывод, что адекватный синтез существующих определений может быть выражен в фразе: «Человек - это объективная реальность». Данное определение настолько же всеобъемлюще, насколько вместе с тем и неточно. Признавая это, Олпорт пошел несколько дальше в своем заявлении о том, что «личность - это нечто, и она что-то делает. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2014. С.478.

Личность - то, что лежит за конкретными поступками внутри самого индивида». Избегая определения личности как сугубо гипотетического понятия, Олпорт утверждал, что это реальная сущность, отнесенная к индивиду. Однако остается вопрос: какова природа этого нечто? Олпорт ответил на этот вопрос, предложив в результате многократных корректировок точное определение личности: «Личность - это динамичная организация тех психофизических систем внутри индивида, которые определяют характерное для него поведение и мышление». Что означает все это? Во-первых, «динамичная организация» предполагает, что поведение человека постоянно эволюционирует и изменяется; согласно теории Олпорта, личность - не статичная сущность, хотя здесь и имеет место некая основополагающая структура, которая объединяет и организует различные элементы личности.

Ссылка на «психофизические системы» напоминает нам, что при рассмотрении и описании личности следует учитывать как элементы «разума», так и элементы «тела». Использование термина «определяет» является логическим следствием психофизической ориентации Олпорта. По сути дела, смысл этого выражения заключается в том, что личность включает «определяющие тенденции», при появлении соответствующих стимулов дающие импульс поступкам, в которых проявляется истинная природа индивидуума. Слово «характерное» в определении Олпорта лишь отражает первостепенную значимость, придаваемую им уникальности любого человека. В его персонологической системе нет двух людей, похожих друг на друга. И наконец, под словами «поведение и мышление» подразумеваются все виды человеческой активности. Олпорт полагал, что личность выражает себя тем или иным образом во всех наблюдаемых проявлениях поведения человека. Марцинковская Т.Д. История психологии. М., 2014. С.482.

Приводя это концептуальное определение, Олпорт отмечал, что термины характер и темперамент часто использовались как синонимы личности. Олпорт объяснил, как каждый из них можно легко отличить от собственно личности. Слово «характер» традиционно вызывает ассоциацию с неким моральным стандартом или системой ценностей, в соответствии с которыми оцениваются поступки личности. Например, когда мы слышим, что у кого-то «хороший характер», то в данном случае речь идет о том, что его личностные качества социально и/или этически желательны. Таким образом, характер и в самом деле есть понятие этическое. Или, по формулировке Олпорта, характер - это личность в оценке, а личность - это характер вне оценки. Следовательно, характер не следует рассматривать как некую обособленную область внутри личности.

Темперамент, напротив, является «первичным материалом» (наряду с интеллектом и физической конституцией), из которого строится личность. Олпорт считал понятие «темперамент» особенно важным при обсуждении наследственных аспектов эмоциональной природы индивидуума (таких, как легкость эмоционального возбуждения, преобладающий фон настроения, колебания настроения и интенсивность эмоций). Представляя собой один из аспектов генетической одаренности личности, темперамент ограничивает развитие индивидуальности. Согласно взглядам Олпорта, образно говоря, "из свиного уха шелковый кошелек не сошьешь". Таким образом, как и во всяком хорошем определении личности, в концепции Олпорта ясно сформулировано, чем она является по сути, а что не имеет к ней никакого отношения. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М., 2012. С.356.

1. 2 Концепция черт личности

Не существует двух совсем одинаковых людей. Любой человек ведет себя с определенным постоянством и не так, как другие. Объяснение этому Олпорт дает в своей концепции «черты», которую он считал наиболее валидной «единицей анализа» для изучения того, что представляют собой люди и как они своим поведением отличаются друг от друга.

Олпорт определял черту как «нейропсихическую структуру, способную преобразовывать множество функционально эквивалентных стимулов, а также стимулировать и направлять эквивалентные (в значительной степени устойчивые) формы адаптивного и экспрессивного поведения». Проще говоря, черта - это предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. Например, если кто-то по сути своей робок, он будет склонен оставаться спокойным и сдержанным во многих различных ситуациях - сидя в классе, за едой в кафе, занимаясь уроками в общежитии, делая с друзьями покупки. Если, с другой стороны, человек в основном дружелюбен, он будет скорее разговорчивым и общительным в тех же самых ситуациях. Теория Олпорта утверждает, что поведение человека относительно стабильно с течением времени и в разнообразных ситуациях. Маклаков А.Г. Общая психология. СПБ., 2015. С.324.

Черты - это психологические особенности, преобразующие множество стимулов и обусловливающие множество эквивалентных ответных реакций. Такое понимание черты означает, что разнообразные стимулы могут вызвать одинаковые ответные реакции, так же как и множество реакций (чувства, ощущения, интерпретации, поступки) могут иметь одинаковое функциональное значение.

Согласно Олпорту, черты личности не связаны с небольшим числом специфических стимулов или реакций; они являются генерализованными и устойчивыми. Обеспечивая сходство ответов на многочисленные стимулы, черты личности придают значительное постоянство поведению. Черта личности - это то, что обусловливает постоянные, устойчивые, типичные для разнообразных равнозначных ситуаций особенности нашего поведения. Это жизненно важная составляющая нашей «личностной структуры». В то же самое время черты личности могут быть и определяющими в поведении человека. Например, доминирование как личностная особенность может проявляться лишь тогда, когда человек находится в присутствии значимых других: со своими детьми, с супругом или близким знакомым. В каждом случае он немедленно становится лидером. Однако черта доминирования не активируется в ситуации, когда этот человек обнаруживает десятидолларовую купюру на пороге приятельского дома. Подобный стимул вызовет скорее проявление честности (или, наоборот, нечестности), но не доминантности.

Таким образом, Олпорт признает, что индивидуальные особенности укрепляются в социальных ситуациях, и добавляет: «Любая теория, рассматривающая личность как нечто стабильное, фиксированное, неизменное, неверна». Точно так же вода может иметь форму и структуру жидкости, твердого тела (лед) или субстанции вроде снега, града, слякоти - ее физическая форма определяется температурой окружающей среды.

Следует, однако, подчеркнуть, что черты личности не пребывают в дремлющем состоянии в ожидании внешних стимулов. На самом деле люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их особенностей. Человек, обладающий выраженной предрасположенностью к общению, не только является прекрасным собеседником, когда находится в компании, но и проявляет инициативу в поиске контактов, когда оказывается в одиночестве. Иными словами, человек не является пассивным «респондентом» на ситуацию, как мог бы полагать Б. Ф. Скиннер, скорее наоборот, ситуации, в которых личность оказывается чаще всего, - это, как правило, те самые ситуации, в которые она активно стремится попасть. Эти две составляющие функционально взаимосвязаны.

Можно сказать, что в системе Олпорта сами черты личности характеризуются «чертами», или определяющими характеристиками. Черта личности - это не только номинальное обозначение. Черты личности - не вымысел; они являются весьма реальной и жизненно важной частью существования любого человека. Каждый человек имеет внутри себя эти «обобщенные стремления к действию». Основной акцент здесь Олпорт делает на том, что эти личные характеристики реальны: они действительно существуют в людях, а не являются лишь теоретическим измышлением. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 2015. С.312.

Черта личности является более обобщенным качеством, чем привычка. Черты личности обусловливают сравнительно неизменные и общие особенности нашего поведения. Привычки, будучи устойчивыми, относятся к более специфическим тенденциям, и поэтому они менее обобщены как относительно ситуаций, «запускающих» их в действие, так и относительно поведенческих реакций, обусловленных ими. Например, ребенок может чистить зубы дважды в день и продолжать это делать, так как в этом его поощряют родители. Это привычка. Однако с течением времени ребенок может приучиться также расчесывать волосы, стирать и гладить одежду и прибирать свою комнату. Все эти привычки, слившись воедино, могут сформировать такую черту, как опрятность.

Черта личности является движущим или, по крайней мере, определяющим элементом поведения. Как уже отмечалось, черты не дремлют в ожидании внешних стимулов, способных их пробудить. Они скорее побуждают людей к такому поведению, в котором данные черты личности наиболее полно проявятся. Например, студентка колледжа, в значительной мере обладающая такой чертой, как «общительность», не сидит просто так в ожидании вечеринок, чтобы пообщаться. Она их активно выискивает и таким образом выражает свою общительность. Итак, черты личности «выстраивают» действие индивида.

Существование черт личности можно установить эмпирически. Несмотря на то, что черты личности нельзя наблюдать непосредственно, Олпорт указывал на возможность подтверждения их существования. Доказательство может быть получено посредством наблюдений за человеческим поведением на протяжении длительного времени, изучения историй болезни или биографий, а также с помощью статистических методов, которые определяют степень совпадения отдельных реакций на одни и те же или сходные стимулы.

Черта личности лишь относительно независима от остальных черт. Перефразируя известное выражение, можно сказать: «Ни одна черта не является островом». Не существует резкой границы, отделяющей одну черту от другой. Скорее личность представляет собой некий набор перекрывающих друг друга черт, лишь относительно независимых друг от друга. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 2015. С.316.

Черта личности не является синонимом моральной или социальной оценки. Несмотря на тот факт, что многие черты (например, искренность, верность, жадность) подвергаются конвенциональному социальному оцениванию, они все же представляют истинные особенности индивидуума. В идеальном варианте исследователь должен сначала обнаружить наличие определенных черт у испытуемого, а затем подыскать нейтральные, а не оценочные слова для их обозначения.

Черту можно рассматривать либо в контексте личности, у которой она обнаружена, либо по ее распространенности в обществе. То, что поступки или даже привычки не согласуются с чертой личности, не является доказательством отсутствия данной черты. Не у каждого человека черты имеют одинаковую степень интегрированности. Черта, являющаяся главной у одного, может быть второстепенной, либо вовсе отсутствовать у другого. Один и тот же индивидуум может обладать противоречивыми чертами. Существуют случаи, когда общественные условия гораздо в большей мере, чем личностные черты, являются первостепенными «движителями» к определенному поведению. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни М., 2011. С.125.

В своих ранних работах Олпорт проводил различие между общими чертами и индивидуальными. Первые (называемые также измеряемыми или узаконенными) включают в себя любые характеристики, присущие какому-то количеству людей в пределах данной культуры. Мы можем, например, сказать, что некоторые люди более настойчивы и упорны, чем другие, или что одни люди вежливее других. Логика рассуждений о существовании общих черт такова: члены определенной культуры испытывают на себе схожие эволюционные и социальные воздействия, и поэтому у них развиваются по определению сравнимые модели адаптации. В качестве примера можно привести умение пользоваться языком, политические и/или социальные установки, ценностные ориентации, тревогу и конформизм. Большинство людей в нашей культуре сравнимы друг с другом по этим общим параметрам.

Согласно Олпорту, в результате подобного сравнения индивидов по степени выраженности какой-либо общей черты получается кривая нормального распределения. То есть когда показатели выраженности черт личности изображаются графически, мы получаем колоколообразную кривую, в центре которой располагается количество испытуемых со средними, типичными показателями, а по краям - уменьшающееся количество испытуемых, показатели которых ближе к крайне выраженным. На рисунке (см. приложении 1) показано распределение показателей выраженности такой общей черты личности, как «доминантность-подчиненность». Таким образом, измеряемость общих черт позволяет персонологу сравнивать одного человека с другим по значимым психологическим параметрам (как это делается и по общим физическим характеристикам типа роста и веса). Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н./Д., 2013. С.504.

Считая подобную процедуру сравнения обоснованной и полезной, Олпорт полагал также, что черты личности никогда не выражаются совершенно одинаково у любых двух людей.

В последние годы своей карьеры Олпорт пришел к осознанию того, что использование термина «черта личности» для описания как общих, так и индивидуальных характеристик, вызывает затруднения. Поэтому он пересмотрел свою терминологию и назвал индивидуальные черты индивидуальными диспозициями. Общие же черты изменили название, став просто чертами личности. Теперь в определение индивидуальной диспозиции включена фраза «присущая индивиду», но в остальном определение осталось таким же, как и более раннее определение черты.

Олпорт был глубоко увлечен изучением индивидуальных диспозиций. Со временем для него стало очевидным, что не все индивидуальные диспозиции в равной мере присущи человеку и не все они являются доминирующими. Поэтому Олпорт предложил выделять три типа диспозиций: кардинальные, центральные и вторичные.

Кардинальные диспозиции. Кардинальная диспозиция настолько пронизывает человека, что почти все его поступки можно свести к ее влиянию. Эта в высшей степени генерализованная диспозиция не может оставаться скрытой, если, конечно, это не такая черта, как скрытность - обладатель ее может стать отшельником, и тогда никто уже не узнает его склонностей. Центральные диспозиции. Не столь всеобъемлющие, но все же довольно яркие характеристики человека, получившие название центральные диспозиции - это, так сказать, строительные блоки индивидуальности. Вторичные диспозиции. Черты менее заметные, менее обобщенные, менее устойчивые и, таким образом, менее пригодные для характеристики личности, называются вторичными диспозициями. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н./Д., 2013. С.507.

Глава 2. Разви тие личности к зрелой личности

2.1 Развитие личности

Ни один персонолог, и в особенности Олпорт, не считает, что личность - это лишь набор не связанных друг с другом диспозиций. Понятие личности включает в себя единство, структуру и интеграцию всех аспектов индивидуальности, придающих ей своеобразие. Разумно поэтому предположить, что существует некий принцип, организующий установки, оценки, мотивы, ощущения и склонности в единое целое. Согласно Олпорту, для решения проблемы познания и описания природы личности необходимы конструкты такого уровня обобщенности, как Я или стиль жизни. Но все эти термины содержат слишком много неоднозначных побочных оттенков значения и семантических неясностей, так что Олпорт вводит новый термин - проприум.

По мнению Олпорта, проприум представляет собой позитивное, творческое, стремящееся к росту и развивающееся свойство человеческой природы. Это качество, «осознаваемое как наиболее важное и центральное». Речь идет о такой части субъективного опыта, как «мое». В общем, это все то, что ми называем «собой». Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2013. С.224.

Олпорт полагал, что проприум охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Он рассматривал проприум в значении постоянства человека относительно его диспозиций, намерений и перспективных целей. В то же время он не считал проприум гомункулом или «маленьким человечком, обитающим внутри личности». Проприум неотъемлем от человека как единого целого. Это некая организующая и объединяющая сила, назначение которой - формирование уникальности человеческой жизни.

Олпорт выделил семь различных аспектов Я, участвующих в развитии проприума с детства до зрелости.

Ощущение своего тела. Первый аспект, необходимый для развития проприума, - это ощущение своего тела. В течение первого года жизни младенцы начинают сознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов и так далее. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесное Я. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов. Олпорт считал, что телесное Я остается на протяжении всей жизни опорой для самоосознания. Однако большинство взрослых не сознают телесного «себя» до тех пор, пока не появится боль или приступ болезни (например, мы обычно не ощущаем своего мизинца, пока не прищемим его дверью). Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб., 2013. С.226.

Ощущение самотождественности. Второй аспект развертывания проприума - самотождественность - наиболее очевиден тогда, когда посредством языка ребенок осознает себя в качестве определенного и постоянно важного лица. Бесспорно, наиболее важной отправной точкой для чувства цельности и непрерывности «себя» становится с течением времени собственное имя ребенка. Выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействиях с внешним миром. Одежда, игрушки и другие любимые вещи, принадлежащие ребенку, усиливают чувство тождества. Но ощущение самотождественности не возникает одномоментно. Например, двухлетний ребенок может не сознавать того, что это ему холодно, что именно он устал или что в туалет нужно ему.

Чувство самоуважения. В течение третьего года жизни начинает проявляться следующая форма проприума - самоуважение. Согласно Олпорту, самоуважение - это чувство гордости, которое ребенок испытывает тогда, когда он выполняет что-то самостоятельно. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности, что выражается в восхищенном восклицании ребенка «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-то игре. В равной мере и признание сверстников становится важным источником повышения самооценки в течение всего периода детства. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М., 2012. С.293.

Расширение себя. Начиная примерно с 4-6-летнего возраста, проприум человека развивается посредством расширения границ «себя». По Олпорту, дети приобретают этот опыт по мере того, как они начинают сознавать, что им принадлежит не только их собственное физическое тело, но также и определенные значительные элементы окружающего их мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «моего». Вместе с этим наблюдаются проявления ревностного собственничества, например, «это мой мяч», «кукольный домик мой собственный». Моя мама, моя сестра, мой дом, моя собака рассматриваются как составные части «меня», и их необходимо не потерять и охранять, особенно от посягательств другого ребенка.

Образ себя. Пятая форма проприума начинает развиваться где-то в возрасте пяти-шести лет. Это время, когда ребенок начинает узнавать, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «я хороший» и «я плохой». И все же, у ребенка еще нет ни достаточно развитого сознания, ни представления о том, каким он будет, когда станет взрослым. Как говорил Олпорт: «В детстве способность думать о себе, каков ты есть, каким хочешь быть и каким должен стать, находится лишь в зачаточном состоянии». Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М., 2012. С.296.

Рациональное управление собой. Между шестью и 12 годами ребенок начинает понимать, что он способен находить рациональные решения жизненных проблем и эффективно справляться с требованиями реальности. Появляется рефлективное и формальное мышление, и ребенок начинает думать о самом процессе мышления. Но он еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым; скорее он догматично полагает, что его семья, религия и группа ровесников всегда правы. Эта стадия развития проприума отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

Личное стремление. Олпорт утверждал, что центральная проблема для подростка - выбор карьеры или других жизненных целей. Подросток знает, что будущее нужно планировать, и в этом смысле он приобретает ощущение себя, которое совершенно отсутствовало в детстве. Постановка перед собой перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл - в этом суть личного стремления. Однако в юности и ранней зрелости это стремление развито не полностью, потому что развертывается новый этап поиска самотождественности, новое самосознание.

Кроме вышеизложенных первых семи аспектов проприума, Олпорт предложил еще один - познание себя. Он утверждал, что этот аспект стоит над всеми остальными и синтезирует их. По его мнению, познание себя представляет собой субъективную сторону Я, которая сознает объективное Я. На заключительной стадии своего развития проприум соотносится с уникальной способностью человека к самопознанию и самоосознанию. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М., 2012. С.298.

Более важен, чем поиски прошлого или истории организма, простой вопрос о том, что индивид намеревается или стремится сделать в будущем. Надежды, желания, амбиции, притязания, планы человека - все это представлено под общим названием "интенций", "намерений", и в этом проявляется одно из наиболее характерных различий между Олпортом и большинством современных теоретиков личности. Одно из вызывающих споры утверждений этой теории заключается в том, что то, что индивид старается сделать (при этом считается, что человек может об этом рассказать) - наиболее важный ключ к пониманию того, как человек ведет себя в настоящем. В то время как другие теоретики обращаются к прошлому, как к тому ключу, который позволит разгадать тайну поведения в настоящем, Олпорт обращается к тому, что человек намерен делать в будущем. В этом плане очевидно сильное сходство с позициями Альфреда Адлера и Карла Юнга, хотя нет оснований полагать прямое влияние со стороны последних.

До сих пор мы рассматривали личность по составу и в широком плане исследовали диспозиции, активирующие поведение. Рассмотрим вопрос о том, как появляются эти структуры, и о том, как представлен индивид на различных стадиях развития. Как уже ясно из нашего обсуждения функциональной автономии, эта теория предполагает важные различия между детством и взрослостью.

Начнем с индивида в момент рождения. Олпорт полагает новорожденного почти целиком продуктом наследственности, примитивных влечений и рефлексов. У него еще не появились те отличительные признаки, которые появятся позже в результате взаимодействия со средой. Что существенно, с точки зрения Олпорта новорожденный личностью не обладает. От рождения ребенок наделен определенными конституциональными свойствами и свойствами темперамента, но осуществление заключенных в них возможностей возможно лишь по мере роста и созревания. Кроме того, он способен реагировать посредством очень специфических рефлексов, таких, как сосание и глотание, на весьма ограниченные виды стимуляции. Наконец, он проявляет общие недифференцированные реакции, в которые вовлекается большая часть мышечного аппарата.

Как со всем этим ребенок активируется или мотивируется? Олпорт допускает, что первоначально существует общий поток активности - он и есть изначальный источник мотивированного поведения. В этот момент развития ребенок по преимуществу - продукт сегментальных напряжений и переживаний боли и удовольствия. Так, мотивированный потребностью минимизировать боль, сделать максимальным удовольствие, что детерминировано в основном редукцией висцерального, частного напряжения, продолжает развиваться ребенок.

Уже на первом году жизни, говорит Олпорт, ребенок начинает проявлять отличительные качества, различия в двигательной сфере и выражении эмоций, которые имеют тенденцию сохраняться и вливаться в более зрелые формы приспособления, приобретаемые позже. Олпорт делает заключение, что по крайней мере со второй половины первого года жизни ребенок начинает проявлять отличительные свойства, которые, по-видимому, репрезентируют непреходящие атрибуты личности. Однако он отмечает, что "первый год жизни наименее важен для личности - при условии, что не возникает серьезного вреда для здоровья". Майерс, Д. Психология. / Пер.с англ. - Мн., 2015. С.456.

Процесс развития идет по различным линиям. Олпорт полагает, что для описания изменений, происходящих между детством и взрослостью, адекватны различные принципы и механизмы. Особенно он обсуждает дифференциацию, интеграцию, созревание, подражание, научение, функциональную автономию, протяженность Я. Он даже признает объяснительную роль психоаналитических механизмов и травмы, хотя эти явления не занимают центрального места в том, что он называет нормальной личностью.

Итак, мы имеем: организм, который при рождении биологичен, трансформируется в индивида, с растущим эго, расширяющейся структурой черт, в котором прорастают будущие цели и притязания. Важнейшей для этой трансформации является, разумеется, функциональная автономия. Этот принцип проясняет, что то, что изначально лишь обслуживало биологические цели, становится самостоятельным мотивом, направляющим поведение со всей силой изначального влечения. Во многом в связи с этой прерывностью между ранним и поздним мотивационными структурами индивида мы имеем, в сущности, две теории личности.

2.2 Зрелая личность

Олпорт был первым, кто ввел в психологию представление о зрелой личности, заметив, что психоанализ никогда не рассматривает взрослого человека как действительно взрослого. В своей книге 1937 года он посвятил зрелой личности отдельную главу, сформулировав в ней три критерия личностной зрелости. Первый критерий -- разнообразие автономных интересов, расширение «Я». Зрелая личность не может быть узкой. Второй -- самосознание, самообъективация. Сюда же он относит такую характеристику как чувство юмора, которая, по экспериментальным данным, лучше всего коррелирует со знанием себя. Третий критерий -- философия жизни. Зрелая личность обладает своим мировоззрением в отличие от личности незрелой. олпорт личность темперамент диспозиция

В более поздних работах он расширяет и дополняет перечень этих критериев, описывая уже 6 основных параметров зрелой личности, которые вбирают в себя первые три. Во-первых, психологически зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые люди интересуются не только сами собой, но и чем-то за пределами себя, активно участвуют во многом, имеют хобби, интересуются политическими или религиозными вопросами, тем, что они считают значимым. Олпорт не имеет в виду ситуации, когда у человека нет в жизни ничего интересного за пределами своего хобби. Во-вторых, им присуща способность к близким межличностным отношениям. В частности, в этой связи Олпорт упоминает дружескую интимность и сочувствие. Дружеский интимный аспект отношений -- это способность человека выказывать глубокую любовь к семье, близким друзьям, не окрашенную собственническими чувствами или ревностью. Хьелл К.С., Линдсей Г. Теория личности. / Пер с англ. - М., 2013. С.411.

Сочувствие отражается в способности быть терпимым к различиям в ценностях и установках между собой и другими людьми. Третий критерий -- отсутствие больших эмоциональных барьеров и проблем, хорошее самопринятие. Эти люди способны спокойно относиться к собственным недостаткам и к внешним трудностям, не реагируя на них эмоциональными срывами; они умеют справляться с собственными состояниями и, выражая свои эмоции и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других. Четвертый критерий -- зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, а также реалистичные притязания. Он видит вещи такими, какие они есть, а не такими, какими он хотел бы их видеть. В-пятых, зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и философскому чувству юмора -- юмору, направленному на самого себя.

Олпорт был первым психологом, кто заговорил всерьез о роли юмора для личности. В-шестых, зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Каково содержание этой философии, принципиальной роли не играет -- наилучшей философии не существует.

Как отметил на симпозиуме памяти Олпорта его ученик Т. Петтигрю, причиной этих изменений в наборе критериев зрелой личности во многом стала их совместная поездка в ЮАР для изучения расовых проблем. Там они видели людей, соответствовавших исходному определению зрелой личности по Олпорту, но при этом регулярно и рутинно делавших зло. Олпорт открыто признавался потом, что роль социокультурных факторов в формировании личности была им недооценена. Хьелл К.С., Линдсей Г. Теория личности. / Пер с англ. - М., 2013. С.415.

В отличие от многих персонологов, чьи теории построены на изучении нездоровых или незрелых личностей, Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и не считал, что клинические наблюдения можно использовать при построении теории личности. Он просто отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди действительно имеют много общего. Он сознавал, что многие персонологи его времени не могут даже дать определения здоровой личности и, что еще хуже, не прикладывают сколько-нибудь существенных усилий для ее описания. Так Олпорт начал длительную работу по созданию адекватного описания здоровой личности или того, что он называл "зрелой личностью".

Олпорт полагал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Напротив, поведение незрелых лиц преимущественно направляется неосознанными мотивами, проистекающими из переживаний детства. Олпорт заключал, что психологически зрелый человек характеризуется шестью чертами. Белинская Е.П. Временные аспекты Я - концепции и идентичности. // Мир психологии. - 2015. - №3. - С.142.

Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлеченности. По Олпорту, любовь к себе - это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни.

Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Существуют две разновидности теплых межличностных отношений, подпадающих под эту категорию: дружеская близость и сочувствие. Дружески-близкий аспект теплых отношений проявляется в способности человека выказывать глубокую любовь к семье и близким друзьям, не запятнанную собственническими чувствами или ревностью. Сочувствие отражается в способности человека быть терпимым к различиям (в ценностях или установках) между собой и другими, что позволяет ему демонстрировать глубокое уважение к другим и признание их позиции, а также общность со всеми людьми.

Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Взрослые люди имеют положительное представление о самих себе и, таким образом, способны терпимо относиться как к разочаровывающим или раздражающим явлениям, так и к собственным недостаткам, не озлобляясь внутренне и не ожесточаясь. Они умеют также справляться с собственными эмоциональными состояниями (например, подавленностью, чувством гнева или вины) таким образом, что это не мешает благополучию окружающих. Например, если у них плохой день, они не срывают зло на первом встречном. И более того, выражая свои мнения и чувства, они считаются с тем, как это повлияет на других. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М., 2012. С.334.

Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности. Они могут отодвигать временно на задний план свои личные желания и импульсы до тех пор, пока не завершено важное дело. Чтобы передать смысл этого аспекта зрелости, Олпорт цитирует известного нейрохирурга Гарвея Кушинга: "Единственный способ продлить жизнь - это иметь перед собой задачу, которую непременно надо выполнить". Таким образом, взрослые люди воспринимают других людей, объекты и ситуации такими, какие они есть на самом деле; у них достаточно опыта и умения, чтобы иметь дело с реальностью; они стремятся к достижению лично значимых и реалистичных целей.

Зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора. Сократ отмечал, что для того, чтобы жить полноценной жизнью, существует одно первостепенное правило: "Знать самого себя". Олпорт называл его "самообъективацией". Тем самым он имел в виду, что у зрелых людей имеется четкое представление о своих собственных сильных сторонах и слабостях. Важной составляющей самопознания является юмор, препятствующий напыщенному самовозвеличиванию и пустозвонству. Он позволяет людям видеть и принимать крайне абсурдные аспекты собственных и чужих жизненных ситуаций. Юмор, каким его видел Олпорт, - это способность посмеяться над самым любимым (включая свою собственную персону) и все же продолжать ценить его. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М., 2012. С.348.

Зрелый человек обладает цельной жизненной философией. Зрелые люди способны видеть целостную картину благодаря ясному, систематическому и последовательному выделению значимого в собственной жизни. Олпорт считал, что не нужно быть Аристотелем и пытаться сформулировать интеллектуальную теорию смысла жизни. Вместо этого человеку просто нужна система ценностей, содержащая главную цель или тему, что и сделает его жизнь значимой. У разных людей могут формироваться различные ценности, вокруг которых будет целенаправленно выстраиваться их жизнь. Они могут выбрать стремление к истине, социальному благополучию, религию или еще что-нибудь - по мнению Олпорта, наилучшей цели или философии здесь не существует. Точка зрения Олпорта по этому поводу заключается в том, что взрослая личность имеет глубоко укоренившийся в человеке набор неких ценностей, которые и служат объединяющей основой его жизни. Объединяющая философия жизни дает поэтому некую разновидность доминирующей ценностной ориентации, которая придает значимость и смысл практически всему, что делает человек.

Закл ючение

Гордон Олпорт был уникальной, активной, интегрированной, зрелой, направленной в будущее личностью. Он оставил нам психологию уникальной, активной, интегрированной, зрелой, направленной в будущее личности. Быть может, самая примечательная черта теоретических работ Олпорта - то, что, несмотря на свой плюрализм и эклектизм, они породили чувство новизны и обрели широкое влияние. В отличие от многих теоретиков, Олпорт не оставил школы последователей, хотя его влияние можно обнаружить в работах бывших учеников. По большей части его теория развивалась им самим, и длилось это почти полстолетия, начиная с его интереса к единице, адекватной для описания личности. Это привело к концепции черт, и в последующей работе в области трансформации развивающихся мотивов. Интерес эта теория представила для психоаналитиков.

Выделение Олпортом активных проприативных функций (эго-функций) и понятие функциональной автономии высоко конгруэнтно недавним разработкам в психоаналитической эгопсихологии. Таким образом, несмотря на то, что он был одним из наиболее непримиримых критиков ортодоксального психоанализа, Олпорт в конце концов оказался одним из наиболее модных теоретиков личности среди психоаналитиков. Другое новое в позиции Олпорта - его подчеркивание важности сознательных детерминант поведения и, соответственно, его защита прямых методов исследования человеческой мотивации. Более соответствует современным тенденциям психологии горячий призыв Олпорта изучать индивидуальные случаи. Олпорт - один из немногих психологов, перебросивших мостик между академической психологией с ее традициями с одной стороны и бурно развивающейся областью клинической психологии и психологии личности - с другой.

Олпорт полагал, что созревание человека - это непрерывный, продолжающийся всю жизнь процесс становления. Он видел также качественную разницу между зрелой личностью и незрелой, или невротической личностью. Поведение зрелых субъектов функционально автономно и мотивировано осознанными процессами. Зрелый человек имеет широкие границы Я. Зрелые индивидуумы могут посмотреть на себя "со стороны". Они активно участвуют в трудовых, семейных и социальных отношениях, имеют хобби, интересуются политическими и религиозными вопросами и всем, что они считают значимым. Подобные виды деятельности требуют участия истинного Я человека и подлинной увлеченности. По Олпорту, любовь к себе - это непременный фактор в жизни каждого индивида, но он не обязательно должен быть определяющим в его стиле жизни. Зрелый человек способен к теплым, сердечным социальным отношениям. Зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие. Зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания. Психически здоровые люди видят вещи такими, какие они есть, а не такими, какими они хотели бы их видеть. У них здоровое чувство реальности: они не воспринимают ее искаженно, не передергивают факты в угоду своей фантазии и потребностям. Более того, здоровые люди обладают соответствующей квалификацией и познаниями в своей сфере деятельности.

Список использованной литературы

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни М.: Мысль, 2011. - 240с.

2. Белинская Е.П. Временные аспекты Я - концепции и идентичности. // Мир психологии. - 2015. - №3. - С.141-145.

4. Маклаков А.Г. Общая психология. СПБ.: Питер, 2015. - 583с.

5. Марцинковская Т.Д. История психологии. М.: Академия, 2014. - 538с.

6. Олпорт Г. Становление личности. Избранные труды. / Пер. с англ. - М.: Смысл, 2012. - 480с.

7. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. История и теория психологии. Ростов н./Д.: Феникс, 2013. - 646с.

8. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М.: Изд-во УДН, 2015. - 500с.

9. Степанов С.С. Век психологии: имена и судьбы. М.: Эксмо, 2012. - 592с.

10. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. СПб.: Питер, 2013. - 368с.

11. Хьелл К.С., Линдсей Г. Теория личности. / Пер с англ. - М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 2013. - 592с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теория черт личности Р. Кеттела. "Шестнадцать личновнстных факторов". Черты личности, предсказуемые психологические характеристики. Теория типов личности Ганса Айзенка. Психология личности в теории Г. Олпорта. "Человек - это объектиая реальность".

    реферат , добавлен 29.09.2008

    История и предпосылки становления психодинамических теорий личности, их яркие представители и последователи, основополагающие идеи. Гуманистические тории личности Э. Фромма. Теории личности Г. Олпорта и Р. Кеттела, исследование ими личностных черт.

    реферат , добавлен 09.08.2010

    Теории личности. Диспозиционная теория личности. Пятифакторная модель личности. Факторные теории личности. Факторная теория Кеттелла. Теория Айзенка. Теория Дж.П. Гилфорда. "Мотивационная" концепция (Д.К. Мак-Клелланд). Методики исследования объекта.

    курсовая работа , добавлен 03.06.2008

    В своей первой книге "Личность: психологическая интерпретация" Олпорт описал и классифицировал более 50 различных определений личности. Концепция черт личности. Проприум – развитие себя. Намерения. Функциональная автономия. Стадии развития личности.

    курсовая работа , добавлен 15.05.2008

    Психоаналитическая теория личности. Концепция личности Э. Фромма. Когнитивное направление в теории личности: Д. Келли. Гуманистическая теория личности. Феноменологическое направление. Поведенческая теория личности.

    реферат , добавлен 01.06.2007

    Особенности взаимоотношений личности и общества. Формирование и развитие личности - проблема современной психологии и социологии. Ролевая концепция личности. Психоаналитическая теория личности З.Фрейда. Культурно-историческая концепция личности.

    дипломная работа , добавлен 22.08.2002

    Теоретический анализ проблемы черт и типов личности в теории Айзенка. Основные концепции и принципы теории типов личности Айзенка. Основные типы личности. Измерение черт личности. Диагностическое исследование черт и типов личности по методике Айзенка.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2009

    Личность и ее характеристики. Темперамент как свойство личности. Ментальность как этнопсихологической признак нации. Особенности кросс-культурных исследований личности. Культурные различия в самооценке. Особенности этнопсихологических черт личности.

    курсовая работа , добавлен 09.08.2016

    Развитие личности. Движущие силы и условия развития личности. Подход к пониманию личности в школе А.Н. Леонтьева. Теория личности В.А. Петровского. Подход к пониманию личности в школе С.Л. Рубинштейна. Теории личности В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева.

    реферат , добавлен 08.10.2008

    Особенности различия в обиходном использовании слова "личность". Анализ отличительных черт теории личности. Принцип и сущность адекватной теории психотического поведения. Общие характеристики теории поведения. Основные вопросы современной теории личности.

Г.Олпорт – изучал концепцию личности в качестве альтернативы механизма биологического, поведенческого и инстинктивного подходов. Он выступал против переноса фактов психического состояния больного на здорового человека. Вся его деятельность была сосредоточена и подтверждена экспериментальными исследованиями здоровых людей. Г.Олпорт главной своей задачей считал создание новых принципов развития личности. Одним из главных его постулатов было положение о саморазвивающейся и открытой личности. Это предположение было предпринято прежде всего потому, что человек выступает как социальное существо и не может развиваться, не контактируя с окружающим миром. Г.Олпорт стал одним из первых, кто заявил об уникальности человека, т.к. каждый неповторим и уникален в силу сочетания различных качеств, потребностей и черт. Все эти различия способствуют уникальному для каждого формированию личности и становления в жизни.

В основе диспозиционального направления психологии личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором предрасположенностей реагировать определённым образом в различных ситуациях. То есть люди демонстрируют определённое постоянство в поступках, мыслях и эмоциях. Вторая основная идея связана с тем обстоятельством, что нет двух людей, в точности похожих друг на друга.

Личность, по Олпорту, есть динамическая организация тех психофизических систем в индивиде, которые определяют характерные для него поведение и мышление, детерминируют его уникальное приспособление к среде.С точки зрения теории Олпорта, можно определить черту личности как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций.

Олпорт различал индивидуальные и общие черты. При этом собственно чертой Олпорт называл лишь общие черты, а индивидуальные – личной диспозицией или морфогенной чертой. Реальное различие между ними в том, что личные диспозиции, в отличии от черты, определяются как принадлежащие индивиду. Используя понятие об общих чертах, можно, осуществить сравнительное изучение одной и той же черты, выраженной у различных индивидов или групп индивидов. Он считал, что хотя черты и личные диспозиции реально существуют в человеке, они непосредственно не наблюдаемы и должны быть выведены из поведения.

Олпорт предположил, что есть некий принцип, организующий установки, мотивы, оценки и склонности в единое целое. Для этого он ввёл термин “проприум”. Проприум – позитивное, творческое, стремящееся к росту свойство человеческой природы, оно охватывает все аспекты личности, способствующие формированию чувства внутреннего единства. Олпорт выделил семь различных аспектов, участвующих в развитии проприума:

  • ощущение своего тела;
  • ощущение самоидентичности;
  • чувство самоуважения;
  • расширение самости;
  • образ себя;
  • рациональное управление самим собой;
  • проприативное стремление.

Олпорт никогда не практиковал в психотерапии и поэтому отказывался верить в то, что зрелые и незрелые люди имеют много общего. Олпорт длительное время работал над созданием адекватного описания “зрелой личности”, заключив, в итоге, что психологически зрелый человек руководствуется шестью чертами:

  1. зрелый человек имеет широкие границы “Я”;
  2. зрелый человек способен к тёплым, сердечным социальным отношениям;
  3. зрелый человек демонстрирует эмоциональную неозабоченность и самоприятие;
  4. зрелый человек демонстрирует реалистичное восприятие, опыт и притязания;
  5. зрелый человек демонстрирует способность к самопознанию и чувство юмора;
  6. зрелый человек обладает цельной жизненной философией.

Процесс развития личности Олпорт сопоставляет со сменой одной формы единства, целостности личности другой. Он выделяет три стадии в развитии единства личности:

· детская стадия;

· стадия относительной дифференциации;

· стадия интегрированного единства.

На первой стадии ребенок функционирует как динамическое единство, почти во всех ситуациях отвечает как целое, по принципу "все или ничего". На второй стадии это динамическое единство нарушается и возникает дифференциация, расчлененность отдельных мотивационных компонентов (в подростковом возрасте неструктурированными могут оказаться цели, мотивы, установки). На третьей стадии в процессе общения и деятельности на основе дифференциации и соподчинения отдельных свойств личности происходит образование интегрированного единства с обособленным центром в виде структуры Я.

Олпорт считал, что критерием проявления единства личности является постоянство поведения человека в разных ситуациях, причем именно в тех ситуациях, где включенность Я максимальна. Проверка этого предположения проводилась им в эксперименте. В первой серии испытуемые решали задачи в нейтральной ситуации, без включенности Я. Во второй серии при предъявлении тех же задач, менялись условия: испытуемым говорили, что результаты решения задач повлияют на их репутацию в колледже. Постоянство общих черт личности выявилось именно по второй серии, где включенность Я была максимальной.

Проблема развития личности является центральной для всего гуманистического направления, причем движение человека к самореализации и самоактуализации связано не столько с потребностью в редукции напряжения, установлением равновесия и желанием покоя, сколько с его нарушением, с планированием все более трудных задач. Этих же позиций придерживались и другие гуманистические психологи - Абрахам Маслоу и Карл Роджерс.