Обобщающий урок на тему "ссп и спп". Тест на тему "Сложносочинённые предложения" В ССП с противительными союзами

Елена Владимировна Овчинникова МОУ СОШ №2 г. Бронницы учитель русского языка и литературы

Сложносочинённые предложения

Вариант 1

1. В каком ряду перечислены соединительные союзы?

    тоже, либо, зато;

    и, да, тоже;

    да, не то...не то;

    однако, или, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочинённом предложении?

Погода отличная, да, к сожалению, нет дождей (Арсеньев).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Найдите предложение с однородными членами, связанными союзом и:

    Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его большим удовольствием (Симонов).

    Солнце село, и тусклые тучи висели над темной степью (Чехов).

    Разговор показался ему интересен, и он остановился, ожи­дая случая высказать свои мысли (Горький).

    Через полчаса мы сидели дома, пили чай и рассказывали свои приключения товарищам (Каверин).

4. Укажите сложносочинённое предложение:

    Он усмехнулся, однако чело и взор омрачились думой.

    Снег такой, что не сыщешь друг друга (Катаев).

    Я проснулся оттого, что хотелось пить (Платонов).

    Когда мы освободились, то сгоряча я ничего не почувствовал.

    Сквозь серый камень вода сочилась и было душно в ущелье темном.

    Забурлила под кормой вода и матрос ловко поймал бро­шенный ему с борта канат (Катаев).

    Опять не убраны хлеба и не покошены покосы (Григорьев).

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Ахматова).

Она была молода (1) и умна (2) и считала нужным брать от жизни всё лучшее (3) что та ей преподнесет (Тургенев).

1)1,2,3 2) 2,3; 3)1,3; 4) 3.

7. Укажите, сколько запятых нужно поставить в данном предложении:

Дед рассердился и ударил кулаком по столешнице и от удара и чашки и хлеб и солонка подпрыгнули и с грохотом попадали на пол (Гладков).

1)1 2) 2; 3) 3; 4) 4.

8.Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Гроза совершенно стихла и только издали неслись далекие раскаты грома, да по небу ползла черная бесконечная туча.

    Радостно весной чирикают воробьи и поют синички (Каве­рин).

9. Укажите сложносочинённое предложение с соединительным союзом:

    Отец пожелал мне доброго пути, а дочь проводила до телеги (Пушкин).

    Либо я все устрою по-прежнему, либо я его на дуэль вызов (Чехов).

    Дочь училась дома и росла хорошо, мальчик тоже учился недурно.

10. Сколько простых предложений в составе сложного?

Его душа сживалась с бурями и тревогами и выброшенный на берег он скучает и томится (Лермонтов).

1) 2; 2) 3.

На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева, и в час полуденный в кружок их не зовет его рожок (Пушкин).

    их не зовёт;

    не зовёт его;

    не зовёт рожок.

1) Все та же туманная дымка теперь еще гуще окутывала по ля, и все так же странно и непонятно глядела природ (Вересаев).

2) Яркая радуга перекинулась через небо, и обрывки туч торо­пливо уплывают в эту роскошную арку (Солоухин).

3) Ночь прошла под большой чистой луной, и к утру лег пер­ вый мороз (Пришвин).

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Так навеки и осталась церковь ( I ) с завязнувшими в дверях, окнах чудовищами (2) обросла лесом (3) корнями (4) бурьяном (5) диким терновником (6) и никто не найдет теперь к ней дороги (Гоэль).

1) 1,2,3,4,5,6;

2)2,3,4,5,6;

3)2,3,4,5.

    И облегченья не находит она подавленным слезам и сердце рвется пополам (Пушкин).

    Разве только иногда глухо ухнет филин да неслышно про­ летит подслеповатая сова (Абрамов).

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь (Пришвин).

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор (Чехов).

Сложносочинённые предложения

Вариант 2

1. В каком ряду перечислены разделительные союзы?

    то...то, зато;

    или, либо;

    да, также;

    однако, но.

2. Укажите, какой союз использован в сложносочиненном предложении:

Либо ткать, либо прясть, либо песенки петь.

    противительный;

    соединительный;

3) разделительный.

3. Укажите сложносочинённое предложение:

1) Вот присел я у забора и стал прислушиваться (Арсеньев).

2) Оба слишком оживленно и естественно слушали и говорили, и это-то не понравилось Анне (Сергеев-Ценский).

3) Она была молода и умна и считала нужным брать от жизни пес лучшее (Тургенев).

4) Андрейка вытащил и с трудом поднял вверх обеими руками большую рыбу (Крутилин).

4. Укажите сложноподчинённое предложение:

    Только иволги кричат, да кукушки наперебой отсчитывают кому-то непрожитые годы (Паустовский).

    Там кучер ждет с лошадью, однако на санях не проехать.

    Гроза прошла, и ветка белых роз в окно мне дышит арома­том.

    Осенью на берегу моря днем настолько тепло, что смело можно идти в одних рубашках (Крутилин).

5. Укажите сложносочинённое предложение, в котором есть общий второстепенный член:

    Вековые темные деревья сомкнулись над головами бойцов и солнце не могло пробиться сквозь листву (Симонов).

    У Челкаша вздрагивали усы и в глазах разгорался огонек.

    Проехали семь верст и вдали показался невысокий дом и двор.

    Дверь захлопнулась и послышался стук удаляющихся ша­гов.

6. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в предложении:

Светало (1) и свет (2) еще не погашенных (3) фонарей был не нужен (Каверин).

1)1,2,3; 2)1; 3)1,3; 4) 2, 3.

7. Укажите, в каком предложении верно расставлены знаки пре­пинания:

    Откуда-то доносится отрывистый, тревожный крик неуснувшей птицы или раздается неопределенный звук, похо­жий на чей-то голос (Сергеев-Ценский).

    Побелел восход, и озарил вершины гор, и стал синеть безмолвный бор (Григорьев).

8. Укажите сложносочинённое предложение с противительным союзом:

    Она схватила меня за руку, и мы поехали на другую сторо­ну катка, к детской площадке (Каверин).

    Маслята либо маринуют, либо сушат (Солоухин).

    Мысль о неразрывных узах довольно часто мелькала в их уме, но никогда они о том друг с другом не говорили (Пушкин).

Утром на другой день у него болела голова гудело в ушах и во всем теле чувст­ вовалось недомогание (Чехов).

1) 2; 2) 3.

10. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Отдохнув и напившись чаю, мы ровно в полдень опять уселись в лодку, и она понесла нас по длинному прямому плесу (Короленко).

    отдохнув и напившись, мы;

    понесла нас;

    она понесла.

11. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

    Каждый день дул страшный ветер, а за ночь на снегу обра­ зовался твердый, льдистый слой наста (Пришвин).

    Вдали по-прежнему машет крыльями мельница, и все еще
    она похожа на маленького человечка, размахивающего ру­ками (Чехов).

    К счастью, Печорин был погружен в задумчивость, глядя на синие зубцы Кавказа, и, кажется, вовсе не торопился в до­рогу (Лермонтов).

12. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Мне в первый раз пришлось путешествовать по льду (1) и (2) признаюсь (3) нелегко одолевал я встречавшиеся препятствия (4) сулившие на каждом шагу ледяную ванну (Соколов-Микитов).

1)1,2,3,4; 2)1,4; 3)4.

13. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Было уже часов десять вечера и над садом светила полная луна (Чехов).

    Мутное солнце неслось по вершинам белых деревьев и ни на шаг не отставало от машины (Паустовский).

    В гостиной симметрично стояла мебель висели портреты и на полу расстилались домашние ковры (Л, Толстой).

    Чугунная решетка на каменном мосту и тень ее так четко пробита на свету (Озеров).

14. В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

    Солнце уже закатилось, и приятная свежесть разливалась в воздухе (Станюкович).

    На небе были звезды, и светился изредка застилаемый ды­мом месяц (Л. Толстой).

Сложносочинённые предложения

Вариант 3

1. В каком ряду перечислены противительные союзы?

    да, также, и;

    зато, однако, но;

    либо, но, и;

    тоже, или, да.

2. Укажите, какой союз соединяет части сложносочинённого предложения:

Странный старичок заговорил очень протяжно, да звук его голоса также изумил меня (Сергеев-Ценский).

    соединительный;

    противительный;

    разделительный.

3. Укажите синтаксическую характеристику предложения:

Методично звенели вершины сосен и едва слышно перешёптывались осин ки (Сергеев-Ценский).

    сложносочинённое предложение с союзом и;

    простое предложение с однородными членами.

4. Укажите сложносочинённое предложение, в котором нет об­щего второстепенного члена:

    За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода.

    Вскоре после восхода набежала туча и брызнул короткий дождь.

    Надо мною широкое голубое небо и носятся большие белые птицы.

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали молчании.

5. Укажите предложение, в котором только одна запятая:

    Он спал с незанавешенными окнами и сад и луна всю ночь смотрели в них.

    Мы выбрали место для ночёвки под большими лохматыми елями и стали разбивать палатку.

3) Соловей рассыпаясь ликующей трелью пел свою весеннюю песню.

4) Один за другим к костру медленно угасающему в ночи под­ходили кони и глядели на нас умными глазами.

6. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    Льды быстро сгустились, и судну приходилось идти тихим ходом.

    Все было тихо, только вдали от дороги шумели листья, и слышался треск сучьев.

    На некоторое время всё опять поблекло и потемнело.

4)Хозяин отличался радушием и гостеприимством, и его до­машняя гостиница в сезоны охоты была всегда полна.

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Туман рассеялся и очертания предметов стали чётче.

    и запятая не нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая нужна;

    сложное предложение, перед союзом и запятая не нужна;

    простое предложение с однородными членами, перед сою­зом и запятая нужна.

8. Укажите сложносочинённое предложение с разделительным союзом:

    То хлопнуло где-то, то раздался вдруг вой, то словно кто-то прошел по коридору (С. Щедрин).

    Потом все стихло, и только морская даль все так же моно­тонно, негромко шумела (Паустовский).

    Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит (Пушкин).

9. Сколько простых предложений в составе сложного?

Это были люди искусства и таланта а у меня не было никакого таланта и я конечно совершенно напрасно расстроилась и напрасно думала об этом (Каверин).

1) 2; 2) 3.

10. Сколько грамматических основ в предложении?

Пламя рдеет пламя пышет искры брызжут и летят а на них прохладой дышит из-за речки темный сад (Тютчев).

1) 2; 2)3; 3) 4.

11. Какое сочетание слов является одной из грамматических основ в предложении?

Цыганок на минуту остановился и, подскочив, п ошел вприсядку кругом бабушки, а она плыла по полу бесшумно, как по воздуху, разводя руками, подняв брови, глядя куда-то вдаль темн ыми глазами (Горький).

    Цыганок остановился и подскочив;

    Она плыла, разводя, подняв, глядя;

    Цыганок остановился и пошел.

12. В каком предложении верно выделены грамматические основы?

1) Было темно, но я все-таки видел и деревья, и воду, и людей.

    Кругом все темнеет и темнеет, и уже ночью въезжаем в
    знакомое село (Бунин).

    То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, круп­ный дождь.

13. Укажите, на месте каких цифр должны стоять запятые в пред­ложении:

Для разнообразия мелькнет в бурьяне белый булыжник (1)или вырастет на мгновение серая каменная баба (2) или перебежит дорогу суслик (3) и опять бегут мимо глаз бурьян (4) холмы (5) грачи (Чехов).

1) 1,2,3,4,5;

2) 2,3,4,5;

3) 1,2,4,5.

14. В каком предложении не нужны знаки препинания?

    Мой товарищ задумался и некоторое время мы ехали в молчании (Короленко).

    Изредка хрустнет ветка под ногой или перелетит пестрый дятел (Мамин-Сибиряк).

Ответы

Задание

Зачетная работа
Вариант № 1
1. В каком слове ударение падает на первый слог?
1) арбуз 2) брала 3) алкоголь 4) верба

1) опас...ность, запас...ливый, совес...ливый2) н...гилист, обл...гация, обж...гать
3) изв...яние, отр...сль, благотв...рительность4) р...путация, кр...терий, м...тафора3. В каком ряду во всех словах имеются корни с чередующимися гласными?
1) зан...маться, разр...статься, прик...сновение2) з...рница, переж...вания, предл...жение3) р...вняться, пром...кашка, пот...рять4) утв...рь, несг...раемый, исп...лнение4. В словах какого ряда пишется одна и та же буква?
1) пр...людия, пр...забавный, пр...хотливый2) пр...стойный, пр...пятствие, пр...скорбие3) пр...бор, пр...смиретъ, пр...успеть
4) пр...вет, пр...лежный, пр...ятель5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) дириж...р, деш...вка, душ...нка 2) беч...вка, ж...рдочка, реш...тка 3) трущ...ба, туш...нка, ноч...вка 4) пш...нка, cч...т, ш...рты
6. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) ар...ергард, пред...явить, пред...экзаменационный
2) непр...годный, пр...вет, пр...вилегия 3) во...местить, ра...бросать, не...добровать 4) из...мать, про...грыш, пред...юльский7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о средн...м образовани..., в звучащ...й песн...
2) в открывш...мся санатори..., в умоляющ...м тон...
3) на наш...й улиц..., над цветущ...й вишн...й 4) в ближайш...м дом..., об исчезнувш...й экспедици...
8. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) плащ..., назнач...те, замуж... 3) ветош..., с крыш..., лещ...
2) мощ..., полноч..., смаж... 4) реж..., клещ..., наотмаш...
9. В каком слове на месте пропуска пишется И?
1) врем...чко 2) луков...ца 3) Тан...чка 4) блюд...чко10. В каком примере слово ГЛУХОЙ употреблено в прямом значении?
1) глухое недовольство 2) глухой к просьбам
3) глухой согласный 4) глухой старик
11. Какой пример не содержит фразеологического оборота?
1) Сегодня у меня всё падает из рук.
2) На экзамене я взял себя в руки.
3) Он прибрал к рукам всё производство.
4) Я трудился не покладая рук.
12. В каком ряду все имена существительные мужского рода?
1) каракуль, портфель, хворь, водевиль
2) скальпель, текстиль, бинокль, мигрень
3) пасквиль, дактиль, вензель, глазурь
4) тюль, рояль, вестибюль, шампунь
13. В каком ряду расположены слова, образованные суффиксальным способом?
1) сапожок, зубной, землянка
2) вбежать, красавец, глупыш
3) дипломник, циркач, предыстория
4) вредитель, баловень, прародина

1) прицепной, перегрузка, разрушение, привезший
2) отметина, возмужавший, разломав, пересказавший
3) свинцовый, навеки, загрузивший, овражек
4) ползунок, отставка, выпадая, орешник
15. В каком слове все согласные звонкие?
1) арбуз 2) удав 3) ножка 4) вокзал

1) (пол) острова, (пресс) центр, (гоголь) моголь2) (северо) восток, (блок) схема, (газо) снабжение
3) (метео) сводка, (гори) цвет, (полу) пальто
4) (авто) дело, (пол) листа, (контр) атака
Зачетная работа
Вариант №2
1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
1) красивЕе всех 2) на прОстынях 3) они прАвы 4) свежие тортЫ2. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) м...нимальный, в...риант, пол...жение2) ред...ктировать, либер...лизация, п...лнокровный3) уст...явшийся, к...мпьютер, упом...нание4) упр...щенный, проц...дура, предв...рительный3. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква а?
1) выр..щенный, к..сательная, к..снуться2) р,.стительность, изл..жение, г..рючий3) неприк..саемые, ск..чок, предпол..гать
4) отр..стить, прир..щение, отл..жить
4. В словах какого ряда на месте пропуска пишется буква Е?
1) пр...градить, пр...зидент, пр...стойный2) пр...имущество, пр...скорбие, пр...рвать
3) пр...одолеть, пр...словутый, пр...украсить
4) пр...стиж, пр...тендент, пр...пятствие5. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) с..ехать, без...ядерный, батал...он
2) пр...ют, пр...ятель, пр...поднести
3) ра...молоть, во...двигнуть, и...мельчить
4) вз...скание, под...тожить, спорт...нвентарь6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква И?
1) о решени..., в племен..., к матер...
2) о злоде..., в повест..., на площад...
3) на ладон..., к Мари..., в сара...
4) в Япони..., в лице..., в ущель...
7. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется Ь?
1) вещ..., нареж..., бреш... 3) береч..., калач..., сведущ...
2) скотч..., много туч..., сжеч... 4) доеш..., товарищ..., певуч...
8. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О?
1) ш...в, холщ...вый 3) ш...ссе, ноч...вка 2) зач...т, сгущ...нка 4) щ...голь, печ...ный9. В каком слове на месте пропуска пишется буква Е?
1) горош...нка 2) хиж...нка 3) виш... нка 4) завал...нка10. В каком примере слово ЯЗЫК употреблено в прямом значении?
1) язык распустить 2) языки пламени
3) вкусный заливной язык 4) злы е языки
11. Какой фразеологический оборот имеет значение «безобидный, кроткий»?
1) волк в овечьей шкуре 3) вольная птица
2) тише воды, ниже травы 4) заячья душа
12. В каком ряду все имена существительные женского рода?
1) фальшь, роскошь, картофель, коктейль
2) утварь, мишень, вексель, трюфель
3) фланель, мозоль, полночь, картечь
4) лазурь, плесень, патруль, пудель
13. В каком ряду слова образованы приставочным способом?
1) разбить, нерадостный, предгрозовой
2) перепрыгнуть, внеклассный, расписание
3) навсегда, подземный, пылесос
4) побольше, хлебозавод, внучонок
14. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) проткнули, запекая, внушение, размазанный2) походка, отцветший, вытяжка, заварка
3) отделка, перепечатанный, припрятанный, разнимая
4) закваска, заботливый, выговаривая, заказной
15. В каком слове все согласные твердые?
1) чудак 2) боец 3) широко 4) лето
16. В каком ряду все слова пишутся слитно?
1) (бело) ручка, (крем) сода, (борт) проводник
2) (пол) августа, (пост) модернизм, (альфа) лучи
3) (киловатт) час, (экс) премьер, (пол) лимона
4) (пол) страны, (контр) атака, (сорви) голова
Зачетная работа
Вариант №3
1. В каком слове ударение падает на второй слог?
1) осужденный 2) звонит 3) апостроф 4) псевдоним
2. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) аб...туриент, герм...тичный, подст...лать2) обв...вать (ветром), ген...альный, сж...мание
3) сп...шить (к отходу поезда), д...ликатный, обм...реть4) пояс...ница, самовлас...ный, перехлес.нуть3. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?
1) эксп..римент, ф..натизм, потр..сение2) г..рмония, б..стион, на ск..ку3) возд..яние, погл..щенный, др..хлеть4) зар..сли, вопл..тить в жизнь, утв..рь4. В словах какого ряда пропущена одна и та же буква?
1) пр...спустить, пр...стыдить, не пр...дать значения
2) пр...возносить, пр...смыкаться, пр...смиреть3) пр...врать, пр...одолеть, пр...сытиться4) пр...чмокивать, пр...вилегия, пр...подать
5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?
1) пр...стиж, пр.,.валировать, пр...хожая 2) ни...вергнуть, бе...донный, ра...цвет
3) с..ёжиться, раз...ехаться, ин...екция 4) транс...ранский, небез...звестный, из...скать6. В каком ряду во всех словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) о малейш...й возможност..., о блестящ...м купол...
2) без новогодн...й ёлк..., на состоявш...мся концерт...
3) в дальн...м посёлк..., о высш...й польз…
4) в хорош...м настроени...., над спящ...м младенц...м
7. В словах какого ряда на месте пропуска пишется О?
1) крыж...вник, печ...нка 3) ш...к, ретуш...р 2) капюш...н, трущ...ба 4) прош...л, ш...мпол8. В каком ряду пишется Ь?
1) роскош… , пахуч… 2) брош…, настеж…
3) фальш…, из-за туч… 4) печеш…,отреж…
9. В каком слове на месте пропуска пишется Е?

1)спал...нка 2) солом...нка 3) изюм...нка 4) книж...ца10. В каком примере слово ЖЕЛЕЗНАЯ употреблено в прямом значении?
1) железная руда 2) железная воля 3) железная логика 4) железная хватка
11. В каком ряду нет фразеологического оборота?
1) переступать с ноги на ногу 3) ни в зуб ногой
2) с ног до головы 4) жить на широкую ногу
12. В каком ряду все имена существительные общего рода?
1) белоручка, жадина, ябеда, ласточка
2) сладкоежка, простофиля, забияка, соня
3) тихоня, сорвиголова, бродяга, бабулечка4) выскочка, зазнайка, запевала, лисичка
13. В каком ряду слова образованы суффиксальным способом?
1) свежесть, куда-либо, небольшой2) водянистый, лотерейный, продержать
3) модельер, уточнение, пароходный
4) голосование, звездный, соавтор
14. В каком ряду каждое слово состоит из приставки, корня, одного суффикса и окончания?
1) отмычка, испуганный, затемняя, забытый
2) перепечатка, влекомый, вредность, исцарапанный3) навыкат, прибегая, напечатанный, придумывая
4) осадок, выходец, обсыпной, взращенный
15. В каком слове все согласные глухие?
1) холст 2) яхта 3) палисад 4) пичужка
16. В каком ряду все слова пишутся через дефис?
1) (экс) министр, (псевдо) герой, (пол) тетради
2) (перекати) поле, (пол) яхты, (контр) адмирал
3) (радио) детали, (супер) обложка, (чудо) рыба
4) (пресс) бюро, (блок) пост, (пол) класса

Самостоятельная работа по теме «ССП» В-1

1.Не стану уверять вас, (1) что прекраснее Байкала нет ничего на свете. 2.Каждому из нас мила та сторона, (2) где ты родился, (3) вырос или живешь. 3.И все-таки у природы есть свои любимцы, (4) которых она наделяет особой красотой. 4.Таков и Байкал, (5) славящийся своей чудотворной силой, (6) величием и могуществом. 5.Вспоминаю, (7) как мы с товарищем, (8) приехавшим ко мне в гости, (9) долго шли по берегу нашего моря…. 6.Байкал был так чист и тих, (10) что далеко в воде переливались красками камни. 7.Товарищ мой был потрясен дикой и бурной красотой: (11) она буквально обрушилась на него. 8.Товарищ еще не знает зимнего Байкала, (12) и вот он восторженно ступает на тонкий прозрачный лед. 9.Под ним, (13) как под увеличительным стеклом, (14) имеющим больше метра толщины, (15) живет и шевелится вода. 10. Мир удивителен, (16) и хорошо, (17) что одним из чудес света можно считать Байкал

В приведенном выше тексте пронумерованы все предложения.

В предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры:

    обозначающие запятые при однородных членах предложения;

    обозначающие запятую при сравнительно обороте ;

    обозначающие запятые при обособленных определениях ;

    обозначающие запятые между частями СПП ;

    обозначающие запятую между частями ССП ;

    обозначающие запятую между частями БСП ;

    выпишите номера сложноподчиненных предложений с придаточными определительными;

    выпишите грамматические основы предложения №5 .

    постройте схему предложения №1

Самостоятельная работа по теме «Знаки препинания в СПП»

1.В продолжение долгих часов Андрей остается наедине со своим учителем, (1) открывающим юному художнику тайны живописи. 2.Даниил Черный, (2) по-видимому, (3) был живописцем первой величины. 3.Самая большая заслуга его в том, (4) что он не только увидел одаренность Рублева, (5) но и воспитал в нем самостоятельность, (6) творческую мысль, (7) не подавленную своим авторитетом. 4.Он понимал, (8) что каждый должен идти своим путем. 5.Поступать так – значит проявлять поистине большой ум, (9) поразительное уважение к личности, (10) любимой учителем. 6.Рублеву повезло, (11) что возле него с самых первых шагов оказался опытный старший товарищ. 7.Андрей оценил это, (12) бережно пронес признательность и уважение к своему учителю через всю жизнь. 8.От того далекого времени сохранилась миниатюра, (13) и на ней Рублев запечатлен с гордо поднятой головой. 9.Неизвестный автор в Рублеве увидел не гордыню, (14) которая считалась на Руси величайшим грехом, (15) а заслуживающее уважения достоинство.

В приведенном выше тексте пронумерованы все предложения. В предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры (цифру):

    обозначающие запятые при однородных членах предложения;

    обозначающие запятые при обособленных определениях ;

    обозначающие запятые между частями СПП ;

    обозначающие запятую между частями ССП ;

    обозначающую номер СПП, в котором придаточное предложение стоит в середине главного;

    выпишите номера сложноподчиненных предложений, с придаточными изъяснительными ;

    обозначающие запятую при вводном слове ;

8.выпишите грамматические основы предложения №4 .

9.постройте схему предложения №6

Условия оценивания: 1 правильный ответ – 1 балл. Всего баллов – 21

21-20- баллов – «5»; 19-17 баллов – «4»; 16-10 баллов – «3»; 9 и менее – «2»

Ответы:

Вспоминаю, мы с товарищем шли

он понимал, каждый должен идти

Тест «ССП»

9 класс

1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

2. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

3. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

4. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

5. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

6. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

7. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

10. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

11. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

А. Противопоставление.

Б. Одновременность действий

В. Последовательность.

Г. Чередование.

12. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Б. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

В.Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

13. Допишите предложения, образуя сложносочиненные предложения с союзами и, а, но.

А. Пришел май…

Б. Был выходной день…

В. Пришел поезд…

Г. Наступила ночь…

Д. Урок закончился...

14. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

Сложносочиненное предложение

Тест 9

1. Укажите сложносочиненное предложение с соедини­тельным союзом

    Страшно выли провода на столбах, да громыхали вывески.

    То ли гречка цветет, то ли речка течет.

    Корень учения горек, зато плоды его сладки.

    Можешь шагу прибавить, или силенок нет?

2. Укажите сложносочиненное предложение с раздели­тельным союзом

    Либо моя речь произвела сильное впечатление, либо и без того у колонистов накипело.

    Всходило солнце, и вслед за ними обсыхала роса.

    Прошел дождь, и поэтому в лесу появились грибы.

3. Укажите сложносочиненное предложение с противи­тельным союзом

    Над озером сверкнула молния, и лишь минуту спустя загремел гром.

    Мал золотник, да дорог.

    Или мы начинаем делать все сначала, или ребята сейчас едут.

    Выпал снег, и вокруг стало бело.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинал ся неторопливый разговор.

В окна с улицы лился глухой шум () и летела пыль.

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Шел первый снег () и все в природе находилось под властью этого молодого снега.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Было ветрено () и на песке лежала волнистая рябь.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Слушайте тишину () и тогда осень лесная покажет вам все свои богатства.

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Подул ветерок с заречья () и сразу стало свежо.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

10. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.

    Союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Сложносочиненное предложение

Тест 10

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Прозвучал третий выстрел () и птица снялась с де­ рева широкими взмахами своих крыльев.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Направо белела низменная песчаная коса () и тем­ нела груда дальних гор.

    сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Он замечал ее еще издали () и сразу же посылал при­ ветствие.

    сложное предложение, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Он улыбался ласково-печально () и гладил ее по голове.

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

5. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Я гашу лампу () и ночь начинает медленно светлеть.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И за­пятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

6. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

За рекой были слышны музыка () и протяжное пение.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

7. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

По улицам шли прохожие () и проносились машины

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

В селе не переводилась лихорадка () и была топкая грязь.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

9. Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Намедни ночью бессонница моя меня томила () и в голову пришли мне две-три мысли.

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом,

перед союзом И запятая не нужна

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Кругом по песку валялись безо всякого порядка обручи (1) и торчали порожние бочки.

Вой волка восходил вверх начальными полутонами

(2) и задерживался долго на пронзительной ноте.

Скрипнула дверь (3) и в нее просунулась чья-то го­ лова.

    1, 2, 3 2) 1,3 3) 3 4) 2, 3

Сложносочиненное предложение

Тест 11

1. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Он замечал ее издали (1) и тогда у него сразу холо­ дело в груди.

От долгого сидения у него затекли ноги (2) и заболе­ ла спина.

Стемнело (3) и крепкий сон овладел мною.

В лесу еще снег лежит нетронутый (1) и деревья стоят в снежном плену.

Зрители покинули стадион (2) и трибуны опустели.

Ровный мягкий свет стелился у окна (3) и на улице появились тени.

В этот вечер шел сильный дождь () и дышалось осо­ бенно легко.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

4. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении

Решение Лизы сняло с его сердца камень () и весь дом сразу ожил.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

5. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Сквозь серый камень вода сочиласъ () и было душно в ущелье темном...

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

6. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Евсеича сорвалась какая-то большая рыба () и вдо­ бавок щука оторвала удочку.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед

союзом И запятая не нужна

7. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Люди сильно устали () и лошади тоже нуждались в отдыхе.

    сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед И нужна запятая

    простое предложение с однородными членами, перед И запятая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И запятая не нужна

8. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

То солнце тусклое блестит () то туча черная висит.

    сложносочиненное предложение, перед второй частью двойного союза то - то ставится запятая

    простое предложение с однородными членами, ста­вится запятая

    простое предложение с однородными членами, запя­тая не нужна

    сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, запятая не нужна

9. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Старуха долго возилась в сенях, кашляла, чем-то стучала () и не давала нам заснуть.

    Сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, перед союзом И ставится запятая

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И ставится запятая

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна

10. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

Они плохо переносят изматывающую жару () и ра­ бота движется очень медленно.

    Предложение простое, осложненное однородными члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

Сложносочиненное предложение

Тест 12

1. Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У него в этот день было хорошее настроение () и он никому бы не позволил его испортить.

    Предложение сложносочиненное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

    Предложение простое с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

По-моему, тебя ждет оглушительный успех () и не­чего жаловаться и прибедняться.

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

    Предложение сложное, поэтому перед союзом И нужна запятая

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом

И нужна запятая

    Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не нужна

    Предложение простое с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Мария Ивановна варила варенье () и над зеленой ли­пой вкусно пахло кипящим сахаром и малиной.

    Предложение сложное, поэтому перед союзом И нужна запятая.

    Предложение простое, но есть однородные члены, поэтому перед союзом И нужна запятая Предложение сложное, сложносочиненное, есть об­щий второстепенный член, поэтому перед союзом И запятая не ставится.

    Предложение простое с однородными членами, по­этому запятая перед союзом И не нужна.

    Укажите верное объяснение пунктуации в данном предложении:

Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитыва­ют непрожитые годы.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом ДА ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом ДА ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, за­пятая перед союзом ДА не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второсте­пенным членом, поэтому перед союзом ДА запятая не нужна.

    Укажите верное объяснение пунктуации в предложении:

У Ивана Ильича от усталости гудело все тело () и сидеть на мягком, прихлебывая из кружки, было так приятно.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, за­пятая не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второстепенным членом, поэтому перед союзом И запятая не нужна.

    Укажите правильное объяснение пунктуации в пред­ложении:

Заглянуло солнце в окно () и лучами осветило ком­нату.

    Сложносочиненное предложение, перед союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И ставится запятая.

    Простое предложение с однородными членами, пе­ред союзом И запятая не нужна.

    Сложносочиненное предложение с общим второ­степенным членом, перед союзом И запятая не нужна.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Из бездны времени дошли до нас радость (1) и стра­дания людские.

Грачи давно расхаживали по двору (2) и начинали в роще вить гнезда.

В парке играл оркестр (3) и пел хор песенников.

    1, 2, 3 3) запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Было тихо (1) и только бой часов прерывал иногда эту тишину

Дом наполнился гостями (2) и Анна была счастлива. На кустах сверкали капельки дождя (3) и пробива­лась чуть заметная зелень.

Виднелись (2) или необработанные песчаные равнины (3) или каменистые отмели.

1) 1, 2, 3 3) 1, 3

Сложносочиненное предложение

Тест 13

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

По нескольку раз в день он записывал в дневник свои наблюдения (1) и затем перед сном перечитывал записи.

Вслед за молнией загремел гром (2) и пошел дождь.

Загремел гром (3) и пошел дождь.

2. На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Везде слышались (1) то звуки пилы (2) то топора.

Солнце сильно припекало (3) и от воды шло сверканье.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

На душе у Маши стало спокойнее (1) и вскоре тре­вога совсем ее покинула.

Ребята любили рассказывать страшные истории (2) и только Сергей ничего не рассказывал.

В доме напротив открыли окно (3) и оттуда понес­лись звуки фортепиано.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Натерли полы (1) и запах мастики долго не вывет­ривался.

Голова у нее шла кругом (2) и только Николай смог ее немного успокоить.

На террасе еще долго кипел самовар (3) и сидели гости.

  1. 2, 3 4) запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

В саду цвел жасмин (1) и пели птицы. По вечерам молодежь собиралась в клубе (2) и начи­нались танцы. Рано утром все вышли в поле (3) и началась работа.

    запятые не нужны

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Заиграл оркестр (1) и кавалеры стали приглашать дам.

Взошел месяц (2) и осветил все село холодным све­том.

Взошел месяц (3) и все село осветилось холодным светом.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Его уносило вниз по течению (1) и он не на шутку испугался.

А между тем наступала ночь (2) и нужно было по­думать о ночлеге.

Наступала ночь (3) и нужно было подумать о ночлеге.

    На месте каких цифр в предложениях должны стоять запятые?

Душно (1) и лишь у речки свежо.

В окна с улицы летела пыль (2) и доносились голоса прохожих.

Дед Архип содержал огород в образцовом порядке (3) и всегда собирал прекрасный урожай.

    Студенты-археологи трудились на раскопках с утра до ночи и нашли старинные захоронения.

    Ночь наступила быстро, и на небе появились звезды.

    Толпа расступилась, и все залюбовались ее танцем.

    С утра шел дождь, и гремел гром.

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

    Гости разъехались, и в доме наступила тишина.

    Вскоре накрыли на стол, и все сели пить чай.

    Утро было тихим и ясным, и сразу как-то на душе стало легче.

    В узком коридорчике горела свеча и освещала туск­лым светом убогое жилище.