Праздник апостолов Петра и Павла: разные пути – общая радость. Праздник святых первоверховных апостолов петра и павла Поздравления со святыми апостолами петра и павла

История праздника в честь святых верховных апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел были очень разными. Неученый Петр и получивший прекрасное образование Павел. Петр был ближайшим учеником Христа, а Павел - гонителем христиан. Петр был женат, а Павел - девственник. Но Церковь почитает их одинаково: «Святии славнии верховнии апостоли Петре и Павле, молите Бога о нас! » Апостолы Петр и Павел скончались мученически в один день - 29 июня по юлианскому календарю. Об этом говорится в Римском (IV в.) и Карфагенском (V в.) календарях, мартирологе (списке мучеников) блаженного Иеронима (IV в.) и сакраментарии (служебнике) папы Римского Григория Великого (VI в.). Апостола Петра распяли на кресте головой вниз, апостолу Павлу отсекли голову. По мнению некоторых церковных историков, апостол Павел скончался ровно через год после апостола Петра. Перенесение мощей святых апостолов произошло в 258 году, также 29 июня.

Праздник в честь верховных апостолов известен уже с первых веков христианства. Около 324 года, во время правления Константина Великого в Риме и Константинополе - двух столицах Римской империи, были построены первые храмы в честь апостолов Петра и Павла. С этого времени праздник стали отмечать еще торжественнее.

Жизнь апостола Петра

Простые галилейские рыбаки Симон и Андрей, услышав призыв Христа: «Идите за мной!», оставляют сети и становятся апостолами, «ловцами человеков». Симон был одним из ближайших учеников Господа. Свидетель многих чудес, задолго до Воскресения он говорит о своем вероисповедании: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго» и слышит в ответ:

Ты Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 16-18).

Новыми именами Симона становятся Петр и Кифа - греческое и арамейское слова, обозначающие скалу.

Ближайшие ученики Спасителя - Петр, Иоанн и Иаков - видели его на Фаворской горе, вместе с ним пришли и в Гефсиманский сад и были свидетелями Его ареста. Петр даже отсек ухо одному из стражников. Искренне верующий, бывший свидетелем Божественного Преображения, Петр в ночь страстей Христовых трижды отрекся от своего Учителя, а затем «изшед вон, плакася горце» (Мф. 26, 75). Настолько искренним было его покаяние и горячей вера, что услышал он слова прощения от Господа после Воскресения:

Любиши ли мя?.. Паси овец моих (Ин.21, 15-17).

Именно апостол Петр произнес вдохновенную проповедь после сошествия Святаго Духа в день Пятидесятницы, после чего 3000 человек обратились ко Христу. Через несколько дней вторая его проповедь, после исцеления хромого, обратила к вере Христовой еще 5000 человек. Даже тень его исцеляла болящих (Деян. 5, 15).

Апостол Петр проповедовал в Иудее, странах Малой Азии, Италии. По мнению церковных историков, в Рим он пришел в 67 году. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики уговорили апостола Петра скрыться. Но, выйдя из Рима, на Аппиевой дороге апостол увидел Христа: «Куда идешь, Господи?» Услышав ответ: «В Рим, чтобы снова распяться», апостол вернулся в город, был арестован и заключен в подземелье Мамертинской тюрьмы. На Ватиканском холме, где находился цирк Нерона, для апостола приготовили крест. Из смирения он просил, чтобы его распяли вниз головой. Здесь же, на холме, священномученик Климент Римский и другие ученики погребли тело апостола. Так исполнились слова Господа:

Истинно, истинно говорю тебе: когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь (Ин. 21, 18).

Над могилой апостола Петра во II веке христиане воздвигли небольшую часовню. На этом же месте император Константин Великий построил большой храм, освященный в 329 году. Мощи апостола Петра находятся в подземелье базилики. Собор находится на территории государства Ватикан, которым управляет Римский папа - глава католической церкви.

Жизнь апостола Павла

До обращения ко Христу Павла звали Савл. Родился он в Тарсе, столице провинции Киликия в Малой Азии. Происходил из колена Вениаминова, как и царь Сеул, в честь которого получил имя. По рождению был он римским гражданином, что давало в те времена огромные привилегии, особенно в провинции. Римское имя Павл (лат. - малый), вероятно, также получил при рождении, но пользоваться им стал только после обращения ко Христу.

Будущий апостол Павел был ревностным фарисеем, учился в Иерусалиме у Гамалиила - самого авторитетного иудейского учителя того времени. Когда побивали камнями первомученика архидиакона Стефана, Савл стерег одежду мучителей. Он настолько ненавидел христиан, что преследовал их везде и всюду. По пути в Дамаск, куда он шел преследовать христиан, Господь чудесным образом призвал его на служение апостольское. Внезапно воссиял очень яркий свет и послышался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» Он ослеп и упал на землю. Спутники слышали только голос, но ничего не видели. Они под руки привели Савла в Дамаск, где Анания, один из семидесяти апостолов, научил его вере Христовой и крестил. Зрение вернулось во время погружения в воду.

Савл стал апостолом Павлом. Так же ревностно, как прежде гнал, теперь он проповедовал веру Христову в Аравии, Сирии, Палестине, Антиохии, на острове Кипр и в Афинах. Основал множество поместных церквей, которым направлял свои послания, составившие бо́льшую часть книги Апостол, читаемую за утренней службой в православных храмах.

Апостол Павел, в отличие от Петра, получил прекрасное образование. Он хорошо знал не только ветхозаветное писание, но и был знаком с греко-римской культурой того времени: философией, литературой, религией, владел приемами риторики. Все это позволило ему свободно полемизировать с греческими философами в Афинах. Проповедь апостола Павла была обращена прежде всего к язычникам.

Когда апостол Павел в очередной раз посетил Иерусалим, иудеи обвинили его в том, что он водит язычников в Храм Соломона. Суд синедриона не мог приговорить римского гражданина к смерти, поэтому его отправили в Кесарию, где находился римский прокуратор, управлявший провинцией. Воспользовавшись правом римского гражданина требовать суда самого императора, арестованный Павел в узах под конвоем едет в Рим. Разбирательство длилось еще около двух лет. Даже находясь в заключении, он имел возможность видеться с апостолом Петром и римскими христианами.

Изведение источника воды в Мамертинской темнице. Фреска в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV - первая половина V в. Рим

По преданию, последние дни перед казнью апостолы провели вместе в подземелье Мамертинской тюрьме. Там они крестили темничных стражей Прокесса и Мартиниана и еще 47 узников. Воды для крещения не было, но случилось чудо: забил источник.

На казнь апостолов повели вместе, они простились на Остийской дороге. Петра распяли на Ватиканском холме, Павла увели за город, на Сальвийские воды. Римского гражданина распинать на кресте не полагалось, поэтому ему отсекли голову мечом. На месте, где упала глава апостола, забили три источника, сохранившиеся и до нашего времени.

Тело апостола Павла погребли на том же месте. Император Константин Великий построил над гробницей церковь. В последующем базилику расширяли и украшали. Храм был разрушен при пожаре 1823 года. В 1854 году вновь был построен огромный собор длиной 120 метров.

Служба верховным апостолам Петру и Павлу

В настоящее время в Православии праздник Петра и Павла относится к числу великих, приравненных к . В этот день заканчивается Петров пост, начавшийся через неделю после праздника . Но если праздник приходится на среду или пятницу, то разрешается пища только с рыбой .

Стихеры для службы Петру и Павлу были написаны в VII–VIII веках константинопольским патриархом Германом , святителем Андреем Критским , преподобными Иоанном Дамаскиным , Козмой Маюмским и другими православными гимнографами.

Часть стихер обращена одновременно к Петру и Павлу:

Да́л еси́ утверже́ние Це́ркви Твое́й, Го́споди, Петро́ву тве́рдость, и Па́влов ра́зум, и све́тлую му́дрость, и обою́ богогла́сие и́стинное, е́ллинскую пре́лесть отгоня́щее. Те́мже та́йно науча́еми от обои́х, пое́м Тя́, Ису́се Всеси́льне, Спа́се душа́м на́шим.

Перевод: «Утверждение Твоей Церкви, Господи, Ты дал твердость Петра и Павла разум и светлую мудрость, и обоих истинную божественную проповедь, отгоняющую обман безбожия. Потому мы, научаемые ими обоими тайнам Божественным, поем Тя, Исусе всесильныи, Спасителю душ наших».

Другие стихеры обращены только к Петру:

Тре́тие вопроше́ние, е́же: Пе́тре, лю́биши ли Мя́? Тре́тияго отверже́ния Христо́с испра́вил е́сть. Те́мже и к Тайнове́дцу Си́мон: Го́споди, вся́ ве́си, вся́ зна́еши, Ты́ ве́си, я́ко люблю́ Тя́. Те́мже к нему́ Спа́с: паси́ о́вцы Моя́, паси́ избра́нныя Моя́, паси́ а́гнцы Моя́, я́же Свое́ю кро́вию снабде́х во спасе́ние. Того́ моли́, Богоблаже́нне апо́столе, дарова́ти на́м ве́лию ми́лость.

Перевод: «Троекратным вопросом: «Петр, любишь ли ты Меня?» троекратное отречение Христос исправил. Потому и Ведающему тайное Симон ответил: «Господи, Ты все ведаешь, все знаешь, Ты знаешь, что я люблю Тебя!» Тогда Спаситель обратился к нему: «Паси овец Моих, паси избранных Моих, паси агнцев Моих, которых Своею кровию приобрел Я во спасение!» Его моли, Богоблаженныи апостоле, даровать нам великую милость».

Есть в службе и такие стихеры, которые обращены к одному Павлу:

Я́же по вся́ гра́ды у́зы и ско́рби твоя́, кто́ ска́жет, сла́вныи апо́столе Па́вле? Труды́, боле́зни и бде́ния, я́же во а́лчи и в жа́жди злостра́стия. Я́же в зиме́ и наготе́, ко́шницу и жезлы́ бие́ния. Ка́менное мета́ние и презре́ние. Глубины́ истопле́ния. Позо́р бы́сть А́нгелом и челове́ком. Вся́ у́бо претерпе́л еси́, о укрепля́ющем тя́ Христе́, да ми́р приобря́щеши, о Христе́ Ису́се, Го́споде свое́м. Те́мже мо́лим тя́, творя́щии па́мять твою́ ве́рно, непреста́нно моли́, спасти́ся душа́м на́шим.

Перевод: «Во всех городах узах и скорби твои кто перечислит, славный апостол Павел? Труды, борения, бдения, страдания голода и жажды, холода и наготы, корзину и удары палками, побивание камнями и презрение людей, глубину, в которой тонул при кораблекрушении. Зрелище ты стал для Ангелов и людей. Все ты претерпел за укрепляющего тебя Христа, чтобы весь мир приобрести, во Христе Исусе, Господе твоем. Потому мы просим тебя совершая память твою с верою: Непрестанно моли о спасении душ наших».

Величание святым апостолам:

Величаем вас апостоли Христовы Петре и Павле. Иже весь мiр ученьми своими просветивших, и вся концы ко Христу приведших.

За вечерней службой накануне праздника читаются паремии - отрывки из соборного послания апостола Петра. Поскольку читаются тексты новозаветной книги, молящиеся слушают их стоя (обычно на паремиях можно сидеть). На утрени читаются два канона, написанные преподобным Иоанном Дамаскиным (VIII век). Один канон обращен к апостолу Петру, другой - к Павлу.

Библиотека Русской веры

Народные традиции праздника Петра и Павла

День святых апостолов Петра и Павла в народе считается праздником рыбаков, так как апостол Петр повсюду был известен как покровитель рыбного промысла, а среди приречных и приозерных жителей носил даже название «рыболова». Петровым днем заканчивалась весенняя и начиналась летняя рыболовная пора: в этот день завершались расчеты по весеннему лову и заключались новые сделки на лето. Рыбаки молились апостолу Петру, служили молебны, а в некоторых местах установили даже обычай ежегодно, в день 29 июня, собирать «Петру-рыболову на мирскую свечу», которая и ставилась в храме перед его образом. У прочего же населения день св. апостолов не считался первостепенным и не связывался с какими-либо особыми религиозными обрядами.

В круговороте земледельческих работ Петров день считался началом покоса трав, хотя почти не связывался с какими-нибудь особыми приметами. Говорили только, что «с Петрова дня зарница хлеб зарит» и что «если просо в Петров день в ложку, то будет его и на ложку». «Ключарь-апостол», которому, по стародавнему преданию, передан Господом ключ от Царства Небесного, считался одним из самых надежных - после «Николы-Милосливого» - покровителей засеянных хлебом полей.

Деревенская молодежь еще с вечера накануне праздника уходила в поле и здесь, вдали от родительского надзора, проводила всю ночь, «карауля солнышко»: по народному понятию солнце в день Петра и Павла, как и в день Светлого Христова Воскресенья, играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга. В некоторых местностях сходились в Петров день на три ключа-родника, умывались «петровой водицею» и угощались при этом хмельными напитками. Устраивали Петровские хороводы, «гулянки-Петровки», в некоторых селах девушки ходили в лес «крестить кукушку».

В крестьянской среде Петровский пост соблюдали во всей строгости церковного устава, а дни «заговин» и «разговин» считались праздничными. Например, в Вологодской губернии существовал даже обычай общих разговин всем миром. Каждая семья заблаговременно готовилась к Петрову дню: пекли, жарили и варили, так как все имели в виду прием гостей и родственников, которые в Петров день приезжали даже из дальних деревень. Если же праздник попадал на среду или пятницу, то в народе говорилось, что «мясоед с постом побратался».

Святые апостолы Петр и Павел. Иконы

Иконографическая традиция изображения святых апостолов Петра и Павла пришла на Русь из Византии.

Апостолы Петр и Павел. Донце поминального сосуда. Византия, IV в. Метрополитен-музей, Нью-Йорк, США
Апостолы Петр и Павел. Фрески в катакомбах святой Феклы. Вторая половина IV - первая половина V в. Рим. Совмещенные фрагменты Апостолы Петр и Павел. Иконы из деисусного чина Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. Преподобный Андрей Рублев, 1425–1427 гг.

В Русском государстве она творчески перерабатывалась. Это привело к тому, что апостолы Петр и Павел на русских иконах (в отличие от большинства других апостолов) легко узнаваемы: в мозаиках Киевской Софии и на ранних новгородских иконах, в деисусном чине из Высоцкого монастыря, у преподобного Андрея Рублева, даже на миниатюре Хлудовской Псалтыри. Ярко выраженные портретные черты апостолов Петра и Павла прослеживаются уже в раннехристианской иконографии: в росписи римских катакомб III - начала IV вв. можно узнать апостола Петра с короткими седыми волосами и небольшой бородой и Павла с его характерной иудейской внешностью, высоким лбом и длинной темной бородой.



Лики апостолов Петра и Павла. Базилика Космы и Дамиана (Санти-Косма-э-Дамиано). Первая треть VI в.


Апостолы Петр и Павел. Деталь фрески. Монастырь Ватопед. Конец XII в.

Типичным для домонгольского периода является изображение святых апостолов Петра и Павла в полный рост, стоящих рядом. Именно так они изображены на древнейшей (XI в.) из дошедших до нас икон - из Софийского собора в Новгороде. Возможно, эту икону привез из Корсуни в Киев сам равноапостольный великий князь Владимир, а позднее она попала в Новгород. В настоящее время исследователи датируют ее серединой XI в. - возможно, это список более ранней Киевской иконы, переданный в Новгород. Икона почиталась как чудотворная, поэтому в XVI в. Иоанн IV вместе с другими чтимыми святынями вывез ее из Новгорода в Москву.

Икона верховных апостолов Петра и Павла из Новгородского Софийского собора. Середина XI в.

Позднее икону вернули в Новгород, и она находилась в Софийском соборе до середины XX в. Во время Великой Отечественной войны икона была вывезена немецкими оккупантами в Германию, но в начале 1950-х гг. ее вернули в Новгород. После реставрации, уже в XXI в., она вновь поступила в Новгородский музей-заповедник. В иконографии этой самой ранней нашей иконы апостолов присутствуют детали, ставшие каноническими для последующих времен. Это не только характерная внешность апостолов. Апостол Павел держит закрытую книгу в драгоценном окладе, у Петра - свернутый свиток - символ его апостольских писаний, длинный золотой посох (Ин. 21:15-17) и золотые ключи (Мф. 16:19). Между апостолами, чуть выше, словно в отдалении - оплечное изображение благословляющего Спасителя с Евангелием в левой руке.

Другая известная икона, парно изображающая первоверховных апостолов, происходит из церкви апостолов Петра и Павла в Белозерске, относится к концу XII - началу XIII вв. и находится в Государственном Русском музее. Она отличается от новгородской строгой лаконичностью: апостолы изображены рядом и обращены к зрителю, они вполне узнаваемы по портретному сходству с каноническими образцами, но руки их сложены почти в одинаковом благословляющем жесте, почти одинаково и расположение их писаний - книги у апостола Павла и свитка у Петра. Ни посоха, ни ключей у Петра нет. Этот иконографический тип также получил на Руси распространение: примером может служить икона XV в. из Петрозаводского музея изобразительных искусств.

Апостолы Петр и Павел. XII - первая половина XIII вв. Из Воскресенской церкви в Белозерске. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостолы Петр и Павел. Середина - вторая половина XV в. Музей изобразительных искусств Республики Карелия, Петрозаводск

Изображение предельно упрощено; у апостолов в руках лишь их писания, причем Павел держит книгу обеими руками, а у Петра придерживающая свиток десница сложена для благословения. Портретное сходство заметно, но у апостола Павла борода не вполне темная. Примеров дальнейшего развития первого - «новгородского» иконографического типа парного изображения первоверховных апостолов немало. На иконе начала XVII в. из села Слудка (Пермская картинная галерея) портретное сходство неоспоримо, хотя у апостола Петра нет подчеркнутой седины в волосах, а у Павла борода не столь темная и длинная, как на ранних иконах. Они предстоят в молитве пред Спасителем, восседающим на Престоле на облацех в окружении Небесных сил бесплотных. Десницы апостолов изображены не в благословляющем жесте, а молитвенно простертыми ко Христу. На раскрытую ладонь Петра надета тонкая цепочка с изящным золотым ключом. Но большую часть сохранившихся изображений первоверховных апостолов составляют иконы деисусного чина. Они, в зависимости от принятой схемы, могут быть и поясными, как, например, находящийся в Государственной Третьяковской галерее знаменитый «Высоцкий» чин (из Высоцкого монастыря в Серпухове), и ростовыми. Замечательным примером поясного изображения может служить икона апостола Павла из Звенигородского чина, написанная преподобным Андреем Рублевым (ГТГ). До нашего времени дошли всего три иконы из деисусного чина, написанные преподобным Андреем, по-видимому, для московского Воскресенского «на Высоком» монастыря.

В Новгородском музее-заповеднике хранятся иконы начала XVI в. из деисусного чина Михаило-Архангельской церкви села Подчевары Кирилловского уезда Новгородской губернии (чин был вывезен к выставке XV Археологического съезда в Новгороде в 1911 г. и поступил в НГОМЗ из Новгородского епархиального древлехранилища).

Иконография апостолов Петра и Павла напоминает иконы деисусного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря и Рождественского собора Ферапонтова монастыря. Хочется обратить внимание на интересные детали: на перекинутой через ладонь цепочке у апостола Петра висит лишь связка ключей, но согнутая в локте рука, видимо, поддерживала свиток с писаниями апостола (изображение свитка не сохранилось). У апостола Павла - книга, которую он поддерживает левой рукой, а пальцами правой готовится перелистать.



Апостолы Петр и Павел. Из деисусного чина. Ок. 1497 г. Кирилло-Белозерский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Кириллов

Иконы деисусного чина главного иконостаса Софийского собора Великого Новгорода, написанные иконописцами Андреем Лаврентьевым и Иваном Дермой Ярцевым, датируются 1509 г. (об этом имеется запись в Новгородской четвертой летописи: «В лето 7017. Повелением господина Преосвященного архиепископа Серапиона дописан бысть Деосус в Софеи святой сысполна, а мастеры писали Ондрей Лаврентьев да Дерма Ярцев сын» (ПСРЛ, т.4,ч. 1, с. 461). В 1537 г. иконы были украшены серебряными окладами с басмой, золочением и эмалью. Иконы деисусного чина из церкви св. Димитрия в Поле (Псковский музей) совмещены с праздничным чином: апостола Петра со Сретением Господним, а Петра - с Вознесением. Апостол Петр жестом правой руки словно указывает на свиток со своими писаниями, а Павел держит книгу обеими руками и словно подает ее зрителю для прочтения.

Апостол Петр. Из деисусного чина. Лаврентьев Андрей, Дерма Иван Ярцев. 1509 г. Собор Святой Софии, Новгород

На иконах середины XVI в. из деисусного чина Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле (они находятся в Ярославском государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике) портретным сходством наделен только апостол Павел, причем иудейские черты лица у него минимизированы - это, скорее, монгольский тип лица. Апостол же Петр изображен довольно молодым и рыжеволосым; определить его можно, пожалуй, лишь по ключу, свисающему на красном шнурке с левой руки, которой он плотно держит свиток.


Апостол Павел. Первая половина - середина XVI в. Из деисусного чина иконостаса Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Ярославский историко-архитектурный и художественный музей заповедник, Ярославль

Достаточно редко встречаются изображения апостолов Петра и Павла на царских вратах; иконографически это все те же деисусные иконы - как, например, на царских вратах монастыря святого Павла на Афоне. Большой интерес представляют житийные иконы апостолов Петра и Павла. На новгородской иконе апостолов Петра и Павла с житием (XVI в.) обращают на себя внимание некоторые нетипичные детали. Апостол Петр облачен в гиматий золотистого цвета, а свиток в его левой руке веерообразно раскрыт (правая рука сложена в именословном благословении). Апостол Павел держит двумя руками книгу практически горизонтально; читать ее в таком положении затруднительно. В житийных клеймах приведены сцены из жития святых апостолов, в том числе и их мученическая кончина: распятие апостола Петра на кресте стремглав, т. е. вниз головой, и усекновение главы апостола Павла мечом.


Петр и Павел с житием. XVI в. Новгородский гос. историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Новгород

Таким образом, в древнерусских памятниках иконографии первоверховных апостолов Петра и Павла мы видим не только следование канону, но многообразие его трактовок, которое прослеживается уже в самых ранних изображениях.

Апостолы Петр и Павел. Середина XIV в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет
Апостол Павел. Из деисусного чина. Вторая половина XVI в. Покровский собор Рогожского кладбища, Москва
Апостолы Петр и Павел, пророк Илия и св. Власий. Середина XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостолы Петр и Павел. Последняя четверть XVII в. Рыбинский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Святые апостолы Петр и Павел. Картины

Известные живописцы, такие как Эль Греко (1541–1614 гг.), В.Л Боровиковский (1757–1825 гг.), Н.Н. Ге (1831–1894 гг.) и другие в своих произведениях изображали апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел, Эль Греко. Между 1587-1592 гг.
Святые апостолы Павел и Иоанн. Боровиковский Владимир Лукич. 1770-е годы. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Апостол Петр. Ге Николай Николаевич. 1863 г. Государственная Третьяковская галерея, Москва

Святые апостолы Петр и Павел. Скульптуры

Апостол Петр. Бернардо Чуффаньи. Скульптура фасада церкви Орсанмикеле во Флоренции. 1415г. Италия
Апостол Петр. Иван (Джованни) Витали. Западные двери Исаакиевского собора. 1841-1846 г. Фрагмент
Апостол Павел. Статуя в атриуме базилики св. Павла за городскими стенами (Сан Пауло фуори ле Мура). Рим

Петропавловские храмы и монастыри

Издавна на Руси строились храмы во имя верховных апостолов Петра и Павла . Пожалуй, самый древний сохранился в Смоленске. Его строила в 1140-1150 годах княжеская артель. Освящал Симеон, первый смоленский епископ. Впоследствии несколько раз храм перестраивался, первоначальный вид восстановил П.Д. Барановский. Церковь, построенная из кирпича, представляет собой образец крестово-купольного одноглавого древнерусского храма. Смоленские мастера продолжили традиции Киевской Руси и Византии. Храм этот похож на владимиро-суздальские и раннемосковские, но некоторые декоративные элементы напоминают образцы новгородской и псковской архитектуры.


Храм апостолов Петра и Павла на Городянке в Смоленске. Построен в 1146 г.

Несколько древних церквей в честь апостолов Петра и Павла сохранились в Великом Новгороде. В конце XII века была построена церковь Петра и Павла на Синичьей горе . Ее строительство велось в 1185-1192 годах. Возможно, храм был построен на месте более древнего. При нем были женский монастырь и кладбище. Место это находилось за городом. На монастырь в 1611 году напали шведы. В 1764 году обитель упразднили. С 1925 года и по настоящее время храм недействующий, находится в аварийном состоянии. В 1992 году внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.


Церковь Петра и Павла на Синичьей горе. Великий Новгород

Еще одна церковь - храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках, 1406 года постройки. Это одноглавый четырехстолпный новгородский храм на улице Бредова-Звериной, у южной части бывшего Зверина Покровского монастыря.


Храм святых апостолов Петра и Павла в Кожевниках. Великий Новгород

Храм Петра и Павла на Славне построен в 1367 году, рядом со старообрядческой церковью во имя пророка Илии (ул. Знаменская). Сейчас церковь заброшена.


Храм Петра и Павла на Славне. Великий Новгород

В Брянске князь Олег в 1275 году основал Петропавловский монастырь , в котором и сам постригся, оставив княжение. При Екатерине II обитель лишили всех угодий и она пришла в упадок. Упразднена в 1830 году. Позднее монастырь восстановили как женский общежительный. До настоящего времени сохранились несколько жилых зданий и собор Введения Богородицы, построенный в начале XVIII века на месте старинной деревянной церкви.

На берегу Онежского озера в поселке Повенец в 1600 году был построен собор во имя первоверховных Апостолов Петра и Павла. Упразднен около 1945 года.


Собор Петра и Павла в пос. Повенец. Рисунок из журнала «Всемирная Иллюстрация»

В г. Пскове существует храм Петра и Павла с Буя. Первоначально на месте существующей церкви в 1373 году стоял храм, здание было восстановлено в 1540 году в месте схождения основных улиц города. Храм поставлен на месте древнейшего городского кладбища - Буя, у крепостной стены среднего города. В 1810 году были разобраны два ветхих придела и звонница, к западному притвору достроено крыльцо.


Храм Петра и Павла в Пскове

Старообрядческие Петропавловские храмы

Традиция строить и освящать храмы во имя апостолов Петра и Павла сохранилась и в старообрядчестве. Сегодня престольный праздник в общинах Русской Православной старообрядческой Церкви в г. , г. Нижегородской области, с. Дубянской , Стрипишкской и общин (Литва).


Храм РДЦ во имя Петра и Павла в г. Касли Челябинской области

Издавна праздник Петра и Павла почитается и в общине Русской Православной старообрядческой Церкви села Костромской области, где бывает крестный ход, как и на престольный праздник Покрова Богородицы.

Города, названные в честь апостолов

Название Петропавловска носит и несколько городов. Один из них, основанный 12 июля 1752 года как военная крепость, находится теперь в Казахстане. Здесь сходились торговые пути из России и Средней Азии. В конце XVIII лека в Петропавловской крепости принес присягу на верность русскому правительству султан Средней Киргизской Орды Вали. В 1896 году рядом с городом была построена станция Петропавловск транссибирской железнодорожной магистрали. В 1920 году образована Киргизская республика, впоследствии Казахская АССР, к которой отнесли и Петропавловск. Стоит заметить, что этот город в советские годы не переименовывали.

Петропавловском называется и один из самых первых русских городов на Дальнем Востоке. Острог основали казаки в 1697 году. В 1740 году сюда прибыла экспедиция Беринга, корабли которой назывались «Святой апостол Пётр» и «Святой апостол Павел». На месте острога заложили поселение, которое является теперь столицей Камчатки - город Петропавловск-Камчатский.

Этот праздник хорошо знаком всем христианам. Он был учрежден в честь учеников Иисуса Христа – Петра и Павла. Они внесли огромный вклад в распространение христианской религии. Память о них жива в народе до нынешних времен. Свидетельством этого является День Петра и Павла в 2018 году.

Какого числа отмечается Петров день

В народе этот праздник называется очень просто: Петров день. В разных конфессиях он празднуется в различные дни:

В этот день завершается Петров Пост. Вообще, здесь не все так просто. Если праздник совпадает со средой или пятницей, то пост продлевается. Правда, все равно существует послабление в режиме питания, которое заключается в возможности употреблять рыбу. В этом году праздник припадает на четверг, а это означает, что ограничений в еде уже не будет.

Так как этот день относится к чисто религиозным праздникам, то естественно он будет полноценным рабочим днем.

Возникновение праздника

Многие люди задают вопрос, почему этот праздник отмечается именно 12.07.18. Как утверждают древние книги, именно в эту дату были перенесены мощи святых апостолов Петра и Павла в римские катакомбы Св. Себастьяна. Если быть точным, перенос мощей состоялся 12.07.258 года.

Через несколько столетий появилась другая трактовка зарождения этого праздника. Служители церкви стали утверждать, что праздник создан по случаю принятия 12.07 святого мученичества Петром и Павлом. Кстати, историки до сих пор точно не знают, как умерли апостолы. Существует версия, что они отошли в мир иной в один день. Правда, есть исследователи, которые считают, что Павел был казнен через год после смерти Петра. Независимо от этих двух точек зрения, можно смело утверждать, что эти верные последователи Иисуса Христа погибли за христианское дело во времена Нерона.

Чтобы понять, почему эти люди стали святыми, нужно вспомнить, какой жизненный путь прошли эти последователи христианства.

Апостол Петр родился в обычной рыбацкой семье. Когда он появился на свет, ему дали имя Симон. Наверное, молодой человек продолжил бы дело отца, если бы его брат не свел его с Иисусом Христом. После их встречи Симон крестился и стал проповедником новой религии. Он странствовал по свету и рассказывал о Спасителе. Однако, после римской проповеди в шестьдесят седьмом году он был схвачен. Суд постановил распять еретика. Петр считал, что он не может принять смерть, как его учитель и поэтому потребовал казнить его вниз головой.

Другой последователь Христа Павел прошел несколько другой жизненный путь. Савл, именно так его назвали при рождении, сначала не был сторонником христианства. Он наоборот преследовал последователей новой религии. Но однажды, когда Савл отправился в Дамаск, с ним заговорил сам Бог. Он поинтересовался у путешественника, почему тот не верит в новое учение. То ли яркий ослепляющий свет, то ли голос свыше повлияли на молодого человека, что он по прибытию в Дамаск стал последователем христианства и уже на третий день крестился. Когда происходило священное таинство, Савл окончательно прозрел и стал в последствие рьяным поклонником Христа. Он также стал повсюду нести в народ правду о Спасителе. За свои проповеди апостола много раз помещали в темницу. В шестьдесят седьмом году его в очередной раз схватили. Приговор суда был беспощадным – обезглавливание. По правилам того времени, его не могли распять, так как он был римским гражданином.

После казни этих двух апостолов их стали почитать все верующие. Кстати, первый храмы, которые стали строиться примерно с 324 года, были посвящены именно этим апостолам.

В нашей стране этот праздник появился с приходом христианства. С тех времен во всех храмах России 12.07 проходит торжественное богослужение, в котором вспоминают учеников нашего Бога. В Софийском соборе Новгорода до нынешних времен сохранилась первая икона, которая была привезена в древнюю Русь и, которая посвящена апостолам.

Как празднуют православные

  • Этот день по традиции начинается с молитвы. Верующие просят у святых Петра и Павла достатка и благополучия своим семьям. Все, кто имеет возможность сходить в рабочий день в церковь, ставят свечи у икон, посвященных апостолам, и присутствуют на праздничной службе.
  • В праздник существует традиция помогать бедным. Если у вас есть возможность помочь нуждающимся, сделайте это. Церковь всегда поддерживала пожертвования.
  • Следующей традицией, которая до сих пор жива в нашей стране, это общее застолье всей семьей. Хозяйки готовят самые любимые семейные блюда и конечно же рыбу, которая является символом этого дня. Ведь, как вы помните, Петр происходит из рыбацкой семьи, а сейчас его считают покровителем всех рыбаков.
  • В традициях русского народа и посещения родственников, особенно крестников. В этот праздник крестные родители угощают своих крестных детей пирогами, а сыновья и дочери должны к этому дню подготовить поздравления. Кумовьев принято приглашать на ужин.

Что нельзя делать в этот день

В этот праздник не советуют заниматься:

  • тяжелым физическим трудом;
  • домашними хлопотами (уборка, глажка, стирка);
  • купанием в водоемах;
  • сквернословием;
  • ссорами и т.п.

В старину всю физическую работу по обустройству дома (побелку, уборку, мойку) делали до праздника. К Петрову дню дом наряжали полевыми цветами и ветвями деревьев.

Обряды

С давних времен в этот день было принято «караулить Солнце». Молодежь выходило в чистое поле, чтобы встретить восход Солнца и отогнать русалок. После этого начинались Петровки – народные гуляния с песнями и плясками. В это время повсеместно устраивались ярмарки, которые так и назывались – Петровскими.

Также в старину верили, что если на Петров день умыться водой из трех ручьев, то обязательно избавишься от страшных болезней и беды.

На праздник девушки занимались гаданием. Считалось, что если девушка пройдет 12 полей, соберет 12 трав и положит их под подушку на день Петра, то она во сне увидит суженого.

Также на праздник было принято вплетать в косы веточки молодой березы и загадывать желание на суженого.

Если девушка хотела выйти замуж за парня, она дарила ему 12 июля вышитый собственноручно платочек.

Еще в праздник было принято помогать бедным. На праздник собирали на вишне последние плоды и отдавали нищим у церкви, чтобы на следующий год был хороший урожай.

Для того, чтобы скот не болел в следующем году, пастухи на рога животных завязывали красные ленты.

Пчеловоды в день Петра подрезали крылышки нескольким насекомым, чтобы не было краж ульев.

Приметы

Который берет начало через одну неделю после Дня Пресвятой Троицы. Апостолов Петра и Павла начали почитать сразу после их мученической смерти за веру в Единого Бога.

Первый прославился твердостью характера и воли, а второй - великим умом, направленным в русло религиозности. Церковь видит в учениках Христа божественное предназначение: Петр сперва отвергал Господа, но покаялся, а Павел сопротивлялся христианской проповеди, но после уверовал в Троицу.

История празднования

Церковный календарь создан таким образом, чтобы православный верующий смог узреть преображение человеческой души, которая одолевает индивидуальные страсти. К тому же торжества демонстрируют, что людской род обязательно спасется от власти демонических сил.

Апостолы представляют два полюса церковной деятельности, они исповедуют истинное знание не только на территории Израиля, но и всей земли. Думая о святых, каждый представляет их величие, духовное геройство. Верующие молятся перед их иконами , вдохновляются подвигами, но думают, что до них очень далеко.

Однако стоит помнить: Петр и Павел - люди со своими слабостями, и когда-то совершали ошибки. Они проявили человеческую хрупкость, о чем повествует Священное Писание, но смогли переосмыслить мировоззрение и вступить на путь бескорыстного служения Всевышнему. Православный человек должен помнить: сила Божья совершается в немощи, но через отказ от нечестивого поклонения богатству и страстям.

На заметку! Последние дни своей жизни ученики Христа провели вместе в темнице, где сумели крестить тюремных стражей. Сегодня на месте заключения построена святая капелла, потому что здесь чудесным образом забил источник с целебной водой, когда ученики Христа были в заключении.

На казнь святых проповедников повели вдвоем, но их пути разошлись на Остийской дороге. Петр принял смерть на Ватиканском холме, а Павел - в Риме, на Сальвийских водах.

Еще о праздниках, которые относятся к великим:

Церковные обряды и смысл праздника

В православии торжество причислено к разряду великих, ему предшествует Петров пост. Стихиры для богослужений писали в VII-VIII веках, их авторами были: патриарх Константинополя Герман, святитель Иоанн Дамаский, преподобный Козьма Маюмский и другие гимнографы.

Многие верующие стремятся 12 июля посетить соборы и поучаствовать в божественных служениях, они исповедуются, причащаются и поют акафисты . Священники, проводящие ритуалы, облачаются в одежды белых или желтых оттенков.

  • Часть молитвенных песнопений обращена одновременно к двум апостолам. Здесь прославляется Всемогущество Бога, который одарил Петра твердостью нрава, а Павла - великим разумом, обоих же - умением истинно проповедовать и отгонять ложь безбожия. Церковь называет апостолов своими учителями.
  • В стихире к Петру поется о том, что Христос исправил его троекратное отречение от Бога. Апостол утвердился во Всеведении Отца и признался Ему в великой любви. Мессия же повелел Петру стать пастырем христианского народа и просить Бога о помиловании грешников.
  • В стихире к Павлу прославляется его мужество и терпение ради Спасителя. Воспевающие верующие просят святого молиться за всё человечество.
  • В канун торжества читаются паремии, на утренях поются каноны, обращенные к святым ученикам Божьего Сына.

Церковь называет святителей первоверховными, потому что они более других потрудились в распространении знания о сошествии Мессии. Петр нес благую весть в землях иудейских, а Павел - среди язычников. К тому же православие утверждает, что глава только один, и это есть Христос, а апостолы являются только служителями.

О других апостолах Христа:

В день памяти Петра и Павла мы вспоминаем их мученическую смерть и переход в истинную жизнь рядом с Творцом. Эти ученики являются настоящими светочами религии, благодаря им христианство разошлось по всей земле.

В крещеной Руси строили храмы в честь апостолов. Самый древний, построенный князьями и освященный епископом Симеоном, располагается в Смоленске. Церковь выполнена в традициях Византии и Киева. Несколько церквей располагаются в Великом Новгороде, Кожевниках, на Славне, Брянске и Пскове.

На заметку! День почитания не является частью Петрова поста, но степень строгости в еде на 12 июля только послабляется. Церковь предписывает отказаться в постный период от употребления мяса и молочной продукции, а также рыбы - в среду и пятницу. Вино разрешено только в субботний день и воскресенье. В зависимости от даты торжества Пасхи Петров пост может идти от 8 до 42 суток.

Народные традиции

12 июля почитается как день рыбаков, потому что к этому ремеслу был причастен Петр. Эта дата открывает летнюю рыболовную пору и заканчивает весеннюю.

Традиция изображать этих святителей на Русь пришла из Византии. Отечественные мастера соблюдали методику, но добавляли в искусство новые элементы.

Краткое житие апостолов

До встречи со Спасителем апостол Петр носил имя Симон. Он был бедным и необразованным рыбаком, у него была жена и дети, на пропитание семьи этот человек зарабатывал ежедневным тяжелым трудом. В душе Петра жило семя пламенной веры в Творца и страх перед деяниями Господа. Поэтому бывший рыбак бросил прежнюю жизнь и, по первому слову Спасителя, отправился за ним ради человеческого исцеления.

До того как Иисус встретил апостола Павла, тот носил имя Савл и происходил из богатого рода. Он имел римское гражданство, обучался у знаменитого и уважаемого Гамалила, а также являлся фарисеем - исполнителем иудейского закона.

Савл получил великолепное образование и был прекрасно ознакомлен с культурой античности. Он обладал властью преследовать христиан и предавать их на казнь. Однако всё это он совершал из-за пламенной любви к Всевышнему, поэтому он с легкостью присоединился к Христу и стал проповедовать истинное знание.

Петр и Павел с божественным рвением несли благую весть о сошествии Мессии. Народ почитал их с неимоверной силой, наравне с Христом. Вскоре Петра заключили в темницу, а иудеи избили его камнями, но святой ученик Иисуса радовался, что претерпел страдания ради Спасителя. Император Нерон приказал казнить апостола на кресте, после того как последний обратил в христианство двух его жен.

Павел неустанно проповедовал Евангелие и написал 14 посланий, которые подтверждают Вселенский авторитет христианской Церкви. Он обращал людей к истинному знанию с помощью мудрости и красноречия, чем вызвал ненависть иудеев, желавших его кончины. Апостол творил чудеса исцеления и воскрешения, но был приговорен к смерти через отрубание головы.

Важно! День памяти апостолов Петра и Павла является чрезвычайно почитаемым торжеством.

Верующие вспоминают твердость духа первого и божественную мудрость второго. Покинув тела в один день, они пострадали за веру в Своего Учителя. Подвиг святых призван вселить мужество в сердца обыкновенных мирян.

Видео о святых первоверховных апостолах Петр и Павел

День Петра и Павла отмечается 12 июля (29 июня по старому стилю), в день, когда апостолы приняли святое мученичество. Полное название праздника: День святых славных и всехвальных первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Апостолы Петр и Павел. Житие в иконе

Православная церковь празднует День памяти Петра и Павла после окончания петровского поста. Праздник относится к числу Великих недвунадесятых православных праздников и имеет попразднество — на следующий день празднуется Собор 12 апостолов.

В этот день православные христиане прославляют и призывают в молитвах верных рабов Божиих, во первых, святых Пророков, во вторых - святых Апостолов.

Как между Пророками Церковь преимущественно прославляет св. Иоанна Крестителя, так между Апостолами- святых Петра и Павла. Первого, «яко Апостолов предначальника» , второго, «яко паче инех трудившегося» . (На велик. вечер, на Господ, воззв. Стихир. 1).

Святой Петр родился в Вифсаиде и назывался прежде Симоном, был сын Ионин и имел брата Андрея, названного Первозванным. Занятием их была рыбная ловля. Однажды Господь, идя по берегу Тивериадского озера, увидел Симона и брата его Андрея, закидывавших сети в воду.

Господь сказал им: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Матф. 4, 19). И оба брата, оставив лодку, сети и дом, пошли вслед за Божественным Учителем. Когда Господь спросил однажды учеников своих: «вы же кого Мя глаголете быти?» , Симон, от лица всех Апостолов, сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога живого» (Матф. 16, 16).

За это изречение, внушенное самим Богом, Господь назвал Симона блаженным, нарек Петром (т. е. камнем, в знак твердости его веры) и обещал дать ему ключи царствия небесного, т. е. власть вязать и решить грехи человеков .

Увидев Господа, идущего по воде как по суше, Петр испросил у Него позволение прийти к Нему - и пошел, но испугался высоких волн, потому что на озере была сильная буря, и начал тонуть. Тогда Господь подал ему руку и сказал: «маловере, почто усомнелся еси?» (Матф. 14, 31)

Вместе с Иоанном и Иаковом, Петр удостоился видеть на Фаворе славу преобразившегося Господа и, по своей пламенной любви к Нему, умолял Его остаться здесь навсегда. Пред страданиями Господа, Петр обещает идти с ним даже на смерть, но слышит от Него предсказание о троекратном отречении.

В саду Гефсиманском он действительно как бы готов был умереть за Иисуса Христа, потому что в виду многочисленной и вооруженной толпы, хотел защищать своего Божественного Учителя и ножом отсек ухо одному из рабов архиерейских.

Апостол Пётр отсекает ухо рабу Малху (фрагмент Маэсты Дуччо ди Буонинсенья)

Но Господь сказал ему: «вложи нож твой в место его, еси бо приемшии нож, ножом погибнут» (Матф. 26, 52). Но когда Иисуса Христа связанного привели на судилище озлобленных врагов Его, оказалось, как немощен человек сам по себе. Петр, обещавший умереть за Иисуса Христа, три раза отрекся от Него: «не знаю — говорил он — человека сего» .

Но это отречение он загладил горькими слезами, троекратным уверением Господа в любви своей, всей последующей жизнью и мученической кончиной. Господь и не помянул Петру о его малодушии. В первый же день по воскресении своем, Он явился ему и потом, на море Тивериадском, троекратным, изречением: «паси овцы Моя» , восстановил его в апостольском звании.

По вознесении Иисуса Христа и сошествии на Апостолов Святого Духа, Петр своею проповедью в один день обратил к вере Христовой три тысячи народа, а потом, по исцелении хромого, пять тысяч. Он безбоязненно проповедовал об Иисусе Христе, как Сыне Божием и обетованном Мессии и в синедрионе пред старейшинами иудейскими, и в храме - пред собранием народа.

Бесчестие и раны, которые он терпел за это, он принимал с радостью. Святой Петр по особенному откровению Божию, первый начал крестить язычников, крестив в Кесарии римского сотника Корнилия. В Антиохии он основал Церковь, члены которой первые начали называться христианами.

Со светильником Веры христианской св. Петр прошел почти всю Малую Азию, Понт, Галатию, Каппадокию, Вифинию, проповедуя преимущественно иудеям, тогда как св. Павел обращал язычников. Наконец святой Петр прибыл в Рим.

Здесь он обличил Симона волхва, который некогда хотел купить у него власть сообщать дары Духа Святого, и теперь в Риме старался обольстить язычников ложными чудесами. Своею молитвою св. Петр низверг волхва с высоты, на которую тот поднялся силой своих волхвований.

П ервоверховный Апостол имел дар чудотворений в такой степени, что одним словом исцелил расслабленного Енея и воскресил умершую Тавифу, даже от одной тени его тела исцелялись болящее.

Воскрешение Тавифы

Когда Нерон воздвиг жестокое гонение на христиан, святой Петр осужден был на крестную смерть. Но он не только не страшился мучений, но просил распинателей своих распять его вниз головой, потому что считал себя недостойным претерпеть тот же образ мучения, какой претерпел сам Божественный Учитель.

Караваджо Распятие апостола Петра 1600

Апостол Павел

В том же городе и в тот же день пострадал и святой Апостол Павел. Но, как гражданин римский, он был не распят, а усечен мечем.

Симон де Вос, Усекновение святого Павла

Он был родом иудей из города Тарса и назывался прежде Савлом. Еще предки его пользовались правом римских граждан. Воспитание свое он получил в Иерусалиме, при ногах знаменитого раввина Гамалиила. Имея искреннюю, но неразумную ревность к закону Моисееву, он сначала ненавидел христиан и гнал Церковь Божию.

Савл соизволял yбиению св. Стефана первомученика, вторгался в дома христиан, связывал мужей, жен и детей и, наконец, испросил себе позволение идти в Дамаск, чтобы и там отыскивать и вязать христиан. Но его ожидало другое назначение.

Доре, Мученичество Святого Стефана

Господь провидел в нем избранный сосуд благодати и великого Апостола. Когда Савл уже приближался к Дамаску, вдруг облистал его чудный свет с неба. Он пал на землю и услышал голос: «Савле Савле! что Мя гониши?» Савл сказал: «Кто ты, Господи?» . Господь ответствовал: «Я Иисус, Которого ты гонишь» .

В трепете и ужасе Савл вопросил: «Господи! что мя хощеши творити? Что повелишь мне делать?» Господь послал его в Дамаск, где Апостол Анания научил его Вере христианской и чрез святое крещение просветил его очи душевные и телесные, потому что Савл после видения был три дня слеп.

Микеланджело. Обращение Павла. 1546-1550 (Википедия)

С этого времени, бывший гонитель христианской Веры сделался самым ревностнейшим проповедником ее. Хотя он был, по его словам, меньший из Апостолов, но, укрепляемый благодатью Божией, больше всех потрудился.

Трудно исчислить все подвиги, страдания и чудеса его. Он обошел Азию и Европу, проповедовал Иудеям и язычникам, царям и подданным, мудрым и невеждам, он основал много церквей и оставил вселенской Церкви четырнадцать Богодухновенных посланий.

Дж.Паннини.Пейзаж «Развалины со сценой проповеди апостола Павла».-1750-1760 гг.Ленинград Эрмитаж

Иоанн Златоуст, великий учитель Церкви, в IV веке говорил, что Павел — величайший из апостолов протоиерей о. А. Мень

Вот почему св. Церковь называет его, равно как и св. Петра, Апостолом первопрестольным и учителем вселенной.

Рембрандт, Беседа апостолов Петра и Павла

Прославляя память святых Апостолов, церковь призывает христиан подражать их твердой, живой вере в Господа, их пламенной любви к Нему, их неослабной ревности о распространении и утверждении между людьми христианской Веры, их постоянной заботливости о вечном спасении ближних и всего рода человеческого.

Литература:
Уроки протоиерея И. Яхонтова, 1864, СПб.
А. Мень, Лекции, проповеди
Википедия

День Петра и Павла – православный праздник, названный в честь великих апостолов, проповедовавших христианскую веру по всему миру и принявших мученическую смерть. У верующих идет подготовка к празднику. Они соблюдают один из четырех многодневных постов (Петров пост), который заканчивается в день торжества.

Какого числа день Петра и Павла?

Этот праздник является значимым для всех православных. Празднуют его ежегодно 12 июля. Дата связана с мученической смертью апостолов за веру. По легенде, умерли они в один день с разницей в один год.


В Католической церкви апостол Пётр считается первым папой римским

Апостол Пётр до того, как стать учеником Христа, был рыбаком. Именно он первым назвал Учителя Мессией. Когда его перед распятием Христа взяли под стражу, он трижды отрекся от своей веры, как Господь и предсказывал ему. Но позже апостол раскаялся и искупил своё предательство, стал пламенным проповедником Христовой веры.

После Пятидесятницы (дня, когда на апостолов сошел Святой Дух) Пётр своей первой проповедью обратил в веру более трёх тысяч человек. Он проповедовал Евангелие в Малой Азии, Антиохии, Египте, Риме, Греции, Испании, Британии, Карфагене, а также по берегам Средиземного моря. Он исцелял больных и немощных, воскрешал мёртвых. В новый завет включены два Соборных послания апостола Петра.

Святой предсказал свою мученическую смерть. К концу жизни он вернулся в Рим, где был схвачен за проповедь и впоследствии казнен. Произошло это около 67 года. Святого распяли на перевёрнутом кресте (вниз головой) по его собственной просьбе. Пётр считал, что он не достоин умереть так же, как Христос.


Апостол Павел – великий проповедник христианства среди язычников. За этого его прозвали «апостолом язычников»

Во время земной жизни Спасителя Павел не был его учеником. До обращения в христианство будущего апостола звали Савл. Он был гонителем христиан. Родился в городе, расположенном в Малой Азии. Получил образование в Иерусалиме и готовился стать раввином. По окончанию учёбы официально получил власть преследовать христиан. Во время путешествия в Дамаск Савла озарил яркий свет, и он услышал голос Господа. От яркого света мужчина ослеп. Его спутники тоже слышали голос Господа. Они привели Савла в Дамаск, где на третий день он принял крещение. Во время погружения в воду будущий апостол прозрел. С этой минуты он стал проповедником Христа.

Иудеев возмутило обращения Савла ко Христу, поэтому мужчине пришлось бежать в Иерусалим, где он познакомился с апостолами и присоединился к христианской общине. После этого Павел отправился в апостольское путешествие. За годы жизни он написал 14 посланий, которые включены в Новый Завет. В 67 году святой принял мученическую смерть.

День Петра и Павла: история празднования

Точная дата смерти апостолов Петра и Павла неизвестна. Существует предание, по которому смерть апостолов наступила либо в один день, либо с разницей в один год.

Появления праздника Петра и Павла связано с перенесением их мощей в Рим, состоявшимся 12 июля 258 г.

В 324 г. в Риме и Константинополе были построены первые храмы в честь апостолов. С этого момента праздник стали отмечать ещё торжественнее. Постепенно он стал одним из самых значимых православных праздников.

Сразу после крещения Руси славяне стали отмечать этот церковный праздник. Первая икона апостолов была привезена на русскую землю князем Владимиром. Позже икона была принесена в дар Новгородскому Софийскому собору, где она хранится по сегодняшний день. В 1185 г. в Новгороде был построен первый монастырь в честь Петра и Павла.

Видео: Петров День