Мировой опыт государственного регулирования туризма. Инвестиции в туризм – выгоды и риски Группы факторов туристской привлекательности РК

Туристический бизнес – один из немногих, который держится на инвестиционных средствах. При этом инвестирование в это направление имеет смешанную структуру. В ней принимают участие в разных пропорциях такие формы инвестирования:

  1. Капиталовложения, осуществляемые физическими и юридическими лицами в качестве инвесторов, а также общественными организациями и фондами, туристическими объединениями.
  2. Государственные инвестиции на уровне федеральных структур и муниципальных органов.
  3. Иностранная форма инвестирования, сопровождаемая капиталовложениями частных предпринимателей, граждан зарубежных государств, туристическими корпорациями и отдельными странами на правительственном уровне.
  4. Вложения совместного характера – смешанное инвестирование государственными органами и зарубежными партнерами с целью создания крупных туристических предприятий.
  5. Инвестирования с участием посреднических структур в лице инвестиционных фондов и финансовых компаний.

Особенности и перспективы туристического инвестирования

Туристическая отрасль активно развивается на протяжении последних 80-100 лет и за этот период уже успела стать одной из самых перспективных и прибыльных. Туризм оказался в числе наиболее важных частей мировой экономики. Этому способствовало развитие транспортной отрасли, технологий строительства и ремонта, сферы обустройства курортных зон.

После нефтедобывающей и автомобилестроительной отрасли туризм уверенно занимает третье место по объемам доходности. На его долю выпадает порядка 10 процентов всего объема валового продукта на планете. 30% от торговли услугами во всем мире тоже приходится на туристическую сферу, а сектор инвестирования в развитие туризма представлен мировым показателем в 7 процентов. И эти цифры лучше любых аналитических расчетов свидетельствуют о том, что эта ниша по-прежнему остается высокорентабельной и открытой для инвестиционных проектов.

Еще одна статистика говорит о перспективности инвестирования в туризм – только в 1998 году доходность во всем мире от туристических услуг составляла 445 миллиардов долларов. А к 2020 году ожидается уровень доходности в 2 триллиона долларов.

Направления инвестирования в этот вид бизнеса разнообразны – от постройки гостиничных комплексов до создания отдельных круизных маршрутов и приобретения водного, воздушного и наземного транспорта. Менее амбициозные проекты могут включать создание пляжей и курортных зон, развитие зеленого туризма и промышленного туристического бизнеса.

Принципы инвестирования в туристическую отрасль

Существует несколько значимых факторов, связанных с проблемой инвестиционной деятельности в туризм, и от которых зависит успех инвестиционной деятельности, а также уровень доходности.

  • Сфера инвестирования в эту отрасль обязана иметь в своей структуре внешнюю и внутреннюю территориальную среду, в пределах которой будет происходить развитие бизнеса.
  • Инвестиции должны носить комплексный характер и охватывать в полной мере все обеспечивающие функциональность элементы инфраструктуры туристического бизнеса.
  • Поскольку отдельные элементы туристической инфраструктуры подвергаются моральному и физическому износу, инвестирование в туризм должно носить бесперебойный характер.
  • Основанную денежную массу инвестиционных средств необходимо сфокусировать на тех инфраструктурных комплексах, которые способны приносить максимальную отдачу. При этом нельзя оставлять без внимания менее значимые элементы, так как от них может зависеть жизнедеятельность всей структуры бизнеса.

Процесс капиталовложений должен обеспечивать запросы и потребности целевой аудитории и прогнозировать нарушение функциональности значимых элементов инфраструктуры, без которых невозможно полноценное существование бизнеса.

Риски и доходность туристического бизнеса

Основным фактором риска в туристическом инвестировании является расположение объекта инвестирования и спецификация деятельности. Роль играет и стабильность политической обстановки в государстве, где развивается туристический проект. Не меньше значение имеет и экономическое состояние страны, состояние товарного рынка и сферы обслуживания.

Большинство видов туристического бизнеса в своей основе имеют сезонность обслуживания клиентов – это зимние горнолыжные курорты, морские пляжи и экзотический туризм. Факторы риска здесь заключаются в климатических условиях – часто внезапный сезон дождей минимизирует поток туристов, а испепеляющая жара вынуждает посетителей курортных зон большую часть времени находиться в отеле, не давая тем самым выручки всей инфраструктуре курорта.

Доходность туристического бизнеса уже озвучивалась в общих статистических данных. Но в отношении частных случаев сложно назвать конкретную сумму прибыли, так как она зависит от множества причин. Но в целом это направление инвестирования даже при форс-мажорных обстоятельствах позволяет получать доход, хоть и в меньшем размере. Тем более что эта отрасль деятельности продолжает развиваться, — осваиваются новые туристические зоны, вводятся более современные средства передвижения, курортные зоны оборудуются техничными средствами отдыха и развлечений.

Поэтому инвестировать в туризм продолжают многие инвестора самых разных категорий и с разными объемами капиталовложений.

Липецкая область вошла в федеральную целевую программу «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)».

В рамках данной программы на территории Липецкой области реализуются инвестиционные проекты:

  • автотуристский кластер «Задонщина»;
  • автотуристский кластер «Ораниенбург»;
  • туристско-рекреационный кластер «Елец»;
  • туристско-рекреационный кластер «Добрый»;
  • туристско-рекреационный кластер «Шуховский».

В соответствии с федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» средства федерального бюджета Липецкой области направлены на капитальное строительство и модернизацию объектов обеспечивающей инфраструктуры создаваемых туристских объектов с длительным сроком окупаемости.

Туристский кластер представляет собой укрупненный инвестиционный проект, состоящий из функционально, организационно и финансово взаимосвязанных проектов по созданию объектов туристской и обеспечивающей инфраструктур в рамках единой территории.

Преимущества для инвесторов

При реализации мероприятий проекта создания туристских кластеров на территории Липецкой области предоставляется уникальная возможность в рамках механизма частно-государственного партнерства разделить бремя инвестиционных вливаний с государством, что, в свою очередь, позволит:

  • использовать механизм субсидирования процентных ставок по кредитам и займам, привлеченным в российских кредитных организациях для объектов туристско-рекреационного использования с длительным сроком окупаемости;
  • обеспечить интенсивный прирост туристов за счет развертывания государственных пропагандистских кампаний, организации и проведения выставок, форумов и иных мероприятий.

Поскольку часть объектов кластеров «Елец» и «Задонщина» расположены на территории особых экономических зон регионального уровня туристско-рекреационного типа «Елец» и «Задонщина», то, став участником вышеуказанных зон, инвестор также получает ряд преференций на региональном уровне:

  • освобождение от налогообложения организации в отношении имущества, учитываемого на балансе организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ, в течение 7 лет с момента постановки имущества на учет;
  • освобождение от уплаты транспортного налога организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ в отношении транспортных средств, учитываемых на балансе организации - участника ОЭЗ РУ ТРТ, в течение 10 лет с момента постановки транспортного средства на учет;
  • снижение участнику ОЭЗ РУ ТРТ налоговой ставки, подлежащей зачислению в областной бюджет, на 4 процентных пункта в отношении прибыли, полученной от реализации инвестиционного проекта на территории ОЭЗ РУ ТРТ в течение 5 лет;
  • ставка арендной платы в отношении земельных участков, предоставленных для участников ОЭЗ РУ ТРТ, устанавливается на период строительства в размере не более 2% кадастровой стоимости участка;
  • освобождаются от уплаты земельного налога участники особых экономических зон регионального уровня в отношении земельных участков, расположенных на территории ОЭЗ РУ ТРТ, сроком на 3 года в ОЭЗ РУ ТРТ «Елец» и на 5 лет в ОЭЗ РУ ТРТ «Задонщина» с момента возникновения права собственности на земельный участок.

Реализация инвестиционных проектов позволит:

  • добиться снижения среднего срока окупаемости;
  • обеспечить повышение рентабельности инвестиционных проектов, в том числе и за счет синергетического эффекта при развитии смежных отраслей.

В рамках выполнения Стандарта по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, в Липецкой области функционирует Центр сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Центр оказывает консультативные, правовые, организационные услуги сопровождения инвестиционных проектов, в том числе:

  • подбор оптимальных земельных участков и партнеров для реализации инвестиционного проекта;
  • содействие в оформлении и согласовании полного пакета земельно-правовой и разрешительной документации;
  • комплексное экологическое сопровождение проекта;
  • услуги по выполнению функций заказчика-застройщика строительства;
  • организация и сопровождение переговоров и визитов, разработка бизнес-планов;
  • организация контактов с местными властями и предприятиями, помощь в решении административных вопросов и др.

В целях исполнения мероприятий областной целевой программы «Улучшение инвестиционного климата в Липецкой области на 2012-2014гг.» Центр оказывает ряд услуг при сопровождении инвестиционных проектов на безвозмездной основе:


    1. Регистрация юридического лица на территории Липецкой области;
    2. Сопровождение подготовки и подачи заявки в уполномоченный орган на получение статуса участника ОЭЗ;
    3. Постановка земельного участка на кадастровый учет;
    4. Сопровождение заключения и государственной регистрации договора аренды земельного участка между инвестором и собственником участка сроком более 11 месяцев;
    5. Утверждение градостроительного плана на земельный участок и другие.

Наличие в Липецкой области таких интересных и перспективных проектов как туристские кластеры, говорит о существенном потенциале региональной туристской инфраструктуры и дополнительном привлечении инвестиций в Липецкую область.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Туристическая отрасль на данный момент является одной из самых важных отраслей, и находиться практически на одном уровне с нефте- и газодобывающими отраслями. Туризм привносит в экономику страны значительную часть доходов. В своей работе я хотела бы рассказать об инвестиционных планах и проектах в развитии туризма. Данную деятельность регулирует ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.11.1996 №132-ФЗ (ред. от 30.12.2008) "ОБ ОСНОВАХ ТУРИСТСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принят ГД ФС РФ 04.10.1996) в котором сказано «Настоящий Федеральный закон определяет принципы государственной политики, направленной на установление правовых основ единого туристского рынка в Российской Федерации, и регулирует отношения, возникающие при реализации права граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на отдых, свободу передвижения и иных прав при совершении путешествий, а также определяет порядок рационального использования туристских ресурсов Российской Федерации».

Федеральное агентство по туризму в целях оказания поддержки и содействия субъектам РФ в развитии туризма и строительстве туристско-рекриационных комплексов, а так же иной туринфраструктуры, осуществляет работу, направленную на создание благоприятного инвестиционного клиента в регионах России.

Одним из направлений работы Федерального агентства по туризму является создание реестра инвестиционных проектов туристско-рекриационных комплексов, которые являются информационной базой перспективных туристических проектов субъектов РФ.

Инвестиционные планы и программы развития туризма

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества. Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие развивать экономику региона. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности. Вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона - это ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц, а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции, отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в, то, же самое время не является уникальным. Эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.
Можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекреационных и санаторно-курортных);

Производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);

Потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);

Инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);

Интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);

Институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);

Инновационный уровень внедрения и результативность достижений научно-технического (даже шире общественного прогресса) в регионе.

При этом есть следующие инвестиционные риски:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);

Политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструктивность в возможном проявлении этой поляризации);

Социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);

Экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);

Криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки, разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т.е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора, как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

Следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации.

Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т.е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых

Заключение

На основе моей работы можно сделать вывод о том, что в ближайшие годы туризм станет основной отраслью дохода нашей страны, наравне с нефте- и газодобывающей промышленностью, так как их ресурсы иссекаемы. Я считаю, что государству нужно как можно больше узаконить и ужесточить контроль за туристической деятельностью, чтобы было как можно меньше так называемых «фирм-однодневок» тогда большая прибыль от турдеятельности будет идти в госбюджет.

Подобные документы

    Современное состояние мирового туристического рынка, долгосрочные перспективы его развития. Факторы развития туризма. Проблемы развития выездного и внутреннего туризма в России. Стимулирование развития туризма в России, разработка программных мероприятий.

    реферат , добавлен 30.03.2010

    Виды и классификации туризма. Характеристика рынка туристических услуг. Анализ современного состояния развития туризма в Российской Федерации. Показатели финансово-экономической деятельности туристского предприятия. Перспективы развития туризма в мире.

    курсовая работа , добавлен 21.12.2013

    Отрасль туризма как объект управления и планирования. Этапы развития и реформирования отрасли туризма. Анализ состояния и перспективы развития отрасли туризма Псковской области. Совершенствование программы развития туризма Псковской области.

    дипломная работа , добавлен 16.09.2003

    Определение и классификация международного туризма, перспективы его развития в условиях кризиса. Прогнозы развития международного туризма. Существующее состояние, цель и задачи развития сферы туризма в Российской Федерации. Туристский потенциал страны.

    курсовая работа , добавлен 23.04.2015

    Рассмотрение молодежного туризма как вида туризма. Изучение истории возникновения и развития, нормативно-правового регулирования молодежного туризма Российской Федерации. Исследование особенностей активного и пассивного отдыха, основных маршрутов.

    курсовая работа , добавлен 13.10.2015

    Анализ формирования, развития и современного состояния туризма в Республике Казахстан, формирование индустрии туризма за годы государственной независимости. Исследование туристкой привлекательности в регионах, проблемы и перспективы развития туризма.

    дипломная работа , добавлен 28.09.2010

    Роль туризма в мировой экономике. Международный туризм: понятие и классификация. Развитие международного туризма. Организация международного туристического бизнеса. Перспективы развития международного туризма. Индустрия туризма.

    реферат , добавлен 17.05.2004

    Индустия туризма одна из наиболее успешно развивающихся отраслей мирового хозяйства (статистические данные). Экономико-географические и историко-культурные факторы оказывающие влияние на развитие туризма в Европе. Туристские потоки между регионами.

    курсовая работа , добавлен 14.04.2009

    Понятие и сущность туризма. Общая характеристика туризма как отросли мирового хозяйства. Анализ состояния рынка туризма в Республики Бурятия и перспективы развития Байкальского региона как туристского центра. Необходимость развития въездного туризма.

    курсовая работа , добавлен 10.01.2009

    Изучение формирования и развития туристического рынка в условиях современной экономики. Определение места российского туристического рынка в международном туризме. Федеральные и региональные программы развития внутреннего туризма Кемеровской области.

Инвестиции в туризм - это размещение капитала инвесторов в туристском бизнесе с целью получения прибыли. Для туристских инвестиций, так же как и для других инвестиции, необходимо принимать во внимание, что инвестированный капитал должен приносить прибыль. Так как капитал является одним из главных компонентов в туристском производстве, то возможность турист­ской экономики производить туристские продукты во многом за­висит от размера капитала, который будет инвестирован в турист­скую экономику. При увеличении капитала увеличивается произ­водительность туристской экономики. При уменьшении объемов инвестиций в туристскую экономику соответственно уменьшает­ся и возможность производства.

Капиталовложения в туристскую экономику возрастают толь­ко тогда, когда отдача на вложенные средства превышает объем инвестированного капитала. Когда туристские инвестиции равны объему отдач, эффективность туристских инвестиций равна нулю. Это означает, что туристская экономика производит такое коли­чество капитала, которое равно затраченным капиталовложениям В этом случае капитал и производство в туристской экономике остаются постоянными. Если же отдача меньше, чем туристские инвестиции, т.е. разность между вложенным и полученным капи­талом отрицательна, туристская экономика теряет источники для возобновления капитала и возможности производства уменьша­ются.

Инвестиционная активность в экономике туризма зависит от прибыли, которую инвесторы могут получить от инвестиций. Глав­ные факторы, которые инвесторы принимают во внимание, при­ведены на схеме ниже.

Использование новых методов в производственном процессе в туристском бизнесе направлено на уменьшение затрат на произ­водство и максимизацию прибыли. Кроме того, создание нового турпродукта не только увеличивает прибыль, но и способствует продвижению продукта на туристском рынке. Развитие новых ме­тодов и технологий для производства туристского продукта вызы­вает потребность в новых инвестициях.

Государственная политика по усилению инвестиционной ак­тивности в экономике туризма может заключаться в установле­нии льготных налогов на прибыль в турбизнесе и различных по­ощрений.

Стоимость приобретения и использования новых капвложений на туристском рынке влияет на отдачу инвестиций, которые были сделаны. Низкая стоимость означает большую отдачу от инвести­ций и большую прибыль для инвесторов.

На инвестиционную активность влияет стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материально-веще­ственного капитала в экономике туризма. Издержки на приобретение основных и оборотных средств являются составной частью инвестированного капитала. Только сам инвестор в состоянии определить размеры и направления использования капитала. Критерием определения направления вложения служит размер прибыли от инвестиций, зависящий от степени эксплуатации капитала.

Степень развития новых производ­ ственных методов и производства новых товаров в экономике ту­ ризма

Государственная политика по уве­ личению инвестиций в экономику туризма

Активность инвестиций в экономику туризма

Стоимость денежного капитала, необходимого для приобретения материального капитала в эконо­ мике туризма

Стоимость приобретения и исполь­ зования капитальных вложений в экономику туризма

Основные факторы, влияющие на активность инвестиций в экономику туризма.

Туризм – перспективная отрасль мировой экономики.

Перспективные направления развития туризма.

Сегодня мировая индустрия туризма динамично развивается, вовлекая все новые регионы. По прогнозным данным ВТО в ближайшие 15 лет наиболее быстрыми темпами будет расти рынок стран «нового туристического освоения»: Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего Востока, Южной Азии и некоторых наиболее политически стабильных частей Африки. На туристической карте мира появились Вьетнам, Тибет, Танзания, первые попытки привлечь туристов делает даже Пакистан. В результате этого движения происходит глобальное перераспределение мировых туристических потоков.

Эта тенденция находит свое отражение и в России, хотя интенсивность изменений у нас несколько ниже. Делают первые шаги в активном позиционировании на туристическом рынке такие регионы как Байкал, Урал, Алтай. Туризм в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики получил поддержку на государственном уровне. В стране создано 7 туристско-рекреационных зон (Калининградская и Иркутская области, Краснодарский, Ставропольский и Алтайский края, Республики Бурятия и Алтай), которые через некоторое время станут новыми точками туристического притяжения не только за счет богатых природных ресурсов, но и быстрого роста инфраструктур. Другим знаковым государственным проектом в сфере туризма на ближайшие 10 лет станет формирование инфраструктуры в Краснодарском крае под проведение Олимпийских игр в Сочи.

Новые туристические регионы начнут конкурировать за турпотоки с традиционными - Москвой, Санкт-Петербургом, городами Золотого кольца, которые, в свою очередь, тоже декларируют планы по усилению своих позиций. Так, согласно Генеральному плану развития Москвы к 2025 г. российская столица планирует принимать 20 млн. туристов в год. Сейчас же туристический поток в столицу составляет порядка 3,8 млн. человек в год. Есть планы и у северной столицы. По Программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра, к 2010 г. город планирует принимать 5 млн. туристов в год.

Характер развития туризма в третьем тысячелетии будут определять «путешествия с интервалами». Такой вывод сделала английская консалтинговая фирма «Ховат УК», проводившая по заказу ВТО исследование динамики отпускного времени в 18 странах мира, на долю которых приходится более 70% всех туристских расходов. В результате был получен прогноз, что в XXI веке продолжительность туристских поездок сократится до 3-4 дней, однако частота перерывов для отдыха и интенсивности восстановления жизненных сил человека возрастет 4 . Изменяется и характер потребностей туристов: на смену пассивному отдыху по принципу «трех S» (Sea – Sun – Sand, т.е. море – солнце – пляж) приходит отдых по формуле «три L» (Lore – Landscape – Leisure, т.е. национальные традиции – пейзаж – досуг). Согласно исследованиям путешественники XXI в. будут «богаты деньгами, но бедны временем». В результате они будут искать туристский продукт, включающий в себя максимум удовольствий в минимальный отрезок времени. Сегодня человек в большей степени ориентирован на познание действительности, получение впечатлений, наслаждение жизнью, чем на потребление материальных благ. И по сути своей туристический бизнес – это новые впечатления, это новый мир, в котором живут новые люди в новых условиях, непривычная климатическая среда, географическое положение и многое другое, что разрывает привычный мир и дает новые, острые и яркие впечатления, в которых люди очень часто нуждаются, живя в мире привычных и жестких взаимоотношений.

Туристский потенциал Республики Карелия

Основу туристского потенциала любой территории составляют его туристско-рекреационные ресурсы.

Туристско-рекреационные ресурсы – это природно-климатические, социально-культурные, исторические, научные и промышленные, зрелищные, культовые и иные объекты или явления, способные удовлетворить потребности человека в процессе и в целях туризма и создающие материальную и организационно-экономическую базу для развития туризма 5 .

В условиях рынка перспективность территории с точки зрения развития туризма определяется следующими параметрами:

    безопасность территории (политическая стабильность, экологическое благополучие);

    богатство и разнообразие рекреационных ресурсов;

    уникальность рекреационного потенциала;

    степень известности на отечественном и мировом туристских рынках;

    соответствие региональных возможностей развития туризма тенденциям мирового туристского рынка;

    уровень развития инфраструктуры;

    экономическое состояние региона;

    заинтересованность в развитии туризма со стороны местной администрации (местное законодательство, поддерживающее туризм, лоббирование развития туризма в регионе на федеральном уровне);

    обеспеченность населения учреждениями отдыха;

    обеспеченность территории туристскими кадрами (степень занятости населения в туристской индустрии, количество учебных заведений туристского профиля и соответствие специализаций в них основным направлениям туризма в регионе);

    доступность объектов (включая способ доставки и удаленность места);

    плотность размещения объектов в пределах региона;

    этическая ценность ряда объектов (места захоронений, места жизнедеятельности известных людей);

    сезонность использования объектов.

Приоритетность использования того или иного вида туристско-рекреационных ресурсов обусловлена определенным набором факторов (предпосылок для развития туризма), которыми располагает территория, способствующих развитию того или иного вида туризма. Комплекс факторов туристской привлекательности Республики Карелии включает четыре группы (табл. 2.2) 6 .

Таблица 2.2

Факторы туристской привлекательности Республики Карелия

Группы факторов туристской привлекательности РК

Факторы туристской привлекательности РК

Природно-рекреационные

Благоприятная экологическая обстановка;

Наличие интересных природных объектов и памятников;

Видеоэкологические характеристики ландшафтов;

Наличие бальнеологических курортов и санаториев;

Естественное состояние природных ландшафтов;

Особенности геологического и геоморфологического строения территории;

Наличие редких видов флоры и фауны;

Наличие возможностей для охоты и рыбалки;

Особенности гидрологического режима на территории;

Наличие особо охраняемых природных территорий;

Наличие редких биоценозов и экосистем.

Культурно-исторические

Наличие памятников истории и культуры;

Наличие архитектурных и археологических памятников;

Наличие мест известных исторических событий;

Проведение известных культурных мероприятий;

Проведение музыкальных и фольклорных мероприятий;

Организация и проведение известных ярмарок, выставок;

Функционирование музеев, музейных комплексов;

Наличие и сохранение традиционных народных промыслов и традиционных карельских населенных пунктов;

Наличие фольклорных памятников и проведение традиционных культовых праздников;

Наличие объектов религиозного паломничества;

Проведение религиозно-культурных мероприятий.

Организационно-экономические

Государственный протекционизм развития туризма;

Формирование туристской инфраструктуры;

Наличие достаточного количества и ассортимента турпродуктов и проектов в сфере туризма;

Наличие организационных возможностей для развития различных видов туризма в республике;

Заинтересованность хозяйствующих субъектов в развитии туризма;

Наличие организационно-экономических возможностей для ориентации общественного производства на обслуживание туристов;

Возможности по размещению большого числа туристов;

Наличие компетентного персонала в области управления туризмом и обслуживания туристов;

Хорошее состояние транспортной инфраструктуры;

Проведение работ по формированию единого информационного поля в сфере туризма, создание республиканского информационно-туристского центра.

Социально-психологические

Стабильная политическая и социально-экономическая обстановка в республике;

Наличие достаточного количества турпродуктов, дифференцированных по различным социальным признакам (интересам, возрасту, социальному положению, полу);

Наличие специфических национально-культурных устоев и доброжелательности местного населения;

Гарантии безопасности и комфортности туристов.

Сегодня привлечение инвестиций в реальный сектор экономики, к которому относится туризм и его обслуживающая инфраструктура, вопрос выживания. Инвестиции необходимы в первую очередь для обеспечения расширенного воспроизводства, производства новых услуг с улучшенными количественно-качественными показателями, что придаст им высокую привлекательность и конкурентоспособность. Будут инвестиции будет развитие реального сектора и, следовательно, будет и экономический подъем; не удастся их привлечь неминуемо старение основных фондов, отсутствие возможностей оплачивать внедрение инноваций, относительное возрастание затрат на производство туристских услуг при снижении их качества (например, моральное и физическое старение туристских транспортных средств, отсутствие в них современных удобств ведет к отказу туристов от таких услуг). Происходит свертывание туризма, ухудшение состояния региональной экономики, обнищание и усиление оттока трудовых ресурсов из региона, социальные взрывы и прочие сопутствующие явления.

Любое, даже самое незначительное, повышение инвестиционной привлекательности туристских аттракторов это дополнительные средства, позволяющие сделать шаг к развитию экономики региона. Но шаг это всего лишь шаг, после него инвестиционная привлекательность остается статичной величиной, хотя и несколько более высокой. Улучшить положение дел может лишь динамичное устойчивое движение, планомерное и пропорциональное развитие инфраструктуры туризма, в том числе объектов привлекательности, а не отдельные шаги. Только в этом случае отдельные порции инвестиций могут превратиться в поток, в систему. Развитие мест привлекательности повлечет за собой увеличение туристских потоков и, как следствие, развитие региональной инфраструктуры туризма. Осуществить это возможно, лишь управляя процессом повышения инвестиционной привлекательности. Именно поэтому вопрос управления инвестиционной привлекательностью региона (в том числе туристской отрасли) ключевой вопрос в решении проблемы устойчивого развития экономики.

Полезно используемое время самый дорогой ресурс, но ничто, кроме распада, не делается само собой. Нужно совершенно отчетливо представлять тот факт, что улучшить положение дел могут только активные, согласованные и масштабные действия всех заинтересованных лиц (туристов, туристских организаций, местных и государственных органов, общественности, населения региона), а для этого необходимо найти или создать общую технологию управления и стимулы инвестиционной привлекательности. Инвестиционная привлекательность отдельно взятых объектов и инвестиции отдельно взятых инвесторов имеют место, но не спасают сегодня положения дел. Поток туристов не увеличится, если места привлекательности придут в упадок, а гостиницы при этом повысят качество обслуживания.

Традиционное понятие "инвестиционная привлекательность" означает наличие таких условий инвестирования, которые влияют на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования. Объектом инвестирования может выступать отдельный проект, предприятие в целом, корпорация, дестинация, город, регион, страна. Нетрудно выделить то общее, что ставит их в один ряд: наличие собственного бюджета и собственной системы управления. Объект каждого уровня (и, соответственно, его инвестиционная привлекательность) обладает собственным набором значимых свойств, но регион в этом ряду занимает особое место: в силу особенностей он имеет свою специфику и в то же самое время (в силу целостности структуры) не является уникальным. Именно эта особенность позволяет сравнивать регионы между собой.

Обобщая накопленный опыт, привлекая экспертов и пользуясь здравым смыслом, можно выделить ряд факторов, оказывающих наибольшее влияние на предпочтения инвесторов. Так, наиболее значимыми для оценки инвестиционного потенциала региона, в котором имеются туристские потенциалы привлекательности, оказались следующие факторы:

Ресурсно-сырьевой (обеспеченность предприятий запасами основных видов природных ресурсов, в том числе туристско-рекре-ационных и санаторно-курортных);
- производственный (совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе), выраженный не только в формировании системы хозяйствующих субъектов (и соответствующих объектов промышленных предприятий, предприятий сельского хозяйства и т.д.), но и в создании системы объектов социально-бытового, культурного обслуживания населения и гостей региона, удобной транспортной сети, объектов туристской инфраструктуры);
- потребительский (рост совокупной покупательной способности населения региона, что приводит к возрастанию расходов на туризм);
- инфраструктурный (экономико-географическое положение региона и его инфраструктурная обустроенность, включая транспортную сеть региона и развитые связи между населенными пунктами);
- интеллектуальный (образовательный и культурный уровень населения, сохранение и развитие местных обычаев, местной культуры);
" институциональный (степень развития ведущих институтов рыночной экономики, качество нормативно-правовой деятельности региональных и местных органов власти);
инновационный уровень внедрения и результативность дос
тижений научно-технического (даже шире общественного про
гресса) в регионе.

Логика рассуждений приводит также к необходимости выявления и оценки следующих инвестиционных рисков:

Экономический (тенденции, темпы и перспективы экономического развития региона);
- политический (поляризация политических симпатий населения по результатам последних парламентских выборов и деструк-тивность в возможном проявлении этой поляризации);
- социальный (уровень социальной напряженности, связанный со степенью социальной защиты населения, качеством жизни);
экологический (уровень загрязнения окружающей среды, включая радиационное);
криминальный (уровень преступности в регионе с учетом тяжести преступлений).

Принципиальный недостаток такого традиционного подхода заключается в том, что инвестиционная привлекательность региона рассматривается как некая данность, практически не предполагающая наличие возможности активного изменения; анализ обозначенных факторов и рисков показывает, что эти возможности весьма ограничены. Это подтверждают и выводы наших исследований, согласно которым наибольший вклад в формирование инвестиционного потенциала в первую очередь вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный и интеллектуальный потенциалы населения. Единственный параметр, который можно изменить достаточно быстро и без существенных затрат, законодательство. Проблема только в том, что, во-первых, это опять-таки разовое изменение (бессмысленно было бы менять его постоянно); во-вторых, оно малоэффективно, поскольку в нашем обществе не сформирована правовая культура, т. е. законы попросту не выполняются.

Таким образом, в рамках традиционного подхода можно вести речь только об ограниченных единичных возможностях повышения инвестиционной привлекательности, но не о массовой технологии управления этим процессом. Что же в таком случае означает управление инвестиционной привлекательностью?
Традиционный подход не дает (и не может дать) ответа на этот вопрос; известно, что к экспертной оценке (т.е. к мнению практиков-специалистов) прибегают при отсутствии теории. Дело в том, что говорить об управлении инвестиционной привлекательностью можно лишь тогда, когда существуют отчетливые представления о сущности инвестиционного процесса. Только в этом случае можно выделить те составляющие процесса, целенаправленное воздействие на которые и даст желаемый результат. Управление инвестициями и управление инвестиционной привлекательностью две стороны одной медали; разница лишь в том, кто выступает инициатором, инвестор или управленец. Чтобы понять одно, нужно хорошо понимать другое, поэтому вначале остановимся на основных аспектах управления инвестициями. Главная мысль концепции управление инвестициями в реальном секторе; она заключается в том, что целенаправленное точечное воздействие инвестора на ключевые свойства объекта инвестиций позволяет ему получить глобальный контроль надежности и эффективности собственных вложений.

На практике это означает следующее. Контроль эффективности вложений возможен только в том случае, если основная деятельность объекта прозрачна. Именно поэтому инвестор, прежде чем вкладывать большие средства в реструктуризацию объекта, предварительно инвестирует небольшие средства в создание свойства "стратегичность деятельности", устанавливая тем самым контроль создания и реализации стратегии. Создавая и отлаживая механизмы контроля того, чтобы финансовая политика была подчинена принятой стратегии деятельности, инвестор формирует еще одно ключевое свойство целенаправленность распределения ресурсов, обеспечивая прозрачность финансовой деятельности и устанавливая тем самым необходимый контроль надежности вложений. Наконец, целенаправленно воздействуя на то, чтобы организационная структура соответствовала принятой стратегии деятельности и расстановка руководителей осуществлялась в соответствии с их управленческими способностями, инвестор повышает надежность системы управления, устанавливая тем самым достаточный контроль за надежностью вложений.

Таким образом, осуществляя целевое инвестирование по формированию стратегичности деятельности, целенаправленности распределения ресурсов и надежности системы управления, инвестор берет в руки судьбу своих инвестиций, повышая тем самым инвестиционную привлекательность объекта не только для себя, но и для других инвесторов. Используя незначительные средства для изменения локальных свойств, он имеет возможность вложить сам или привлечь со стороны значительные средства для глобальной реструктуризации объекта.

Об управлении инвестиционной привлекательностью можно говорить тогда, когда те же самые ключевые свойства объекта создаются по инициативе управленца. На этапе формирования механизмов, обеспечивающих прозрачность деятельности, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию доступа инвестора как к созданию этих механизмов, так и к участию в контроле функционирования чем шире доступ, тем выше инвестиционная привлекательность объекта для инвестора. Когда механизмы сформированы и отлажены, управление инвестиционной привлекательностью сводится к регулированию включенности инвестора в принятие стратегических решений и формирование финансовой политики.

При беглом прочтении может сложиться впечатление, что все сводится к давно известному. Чтобы не было такого впечатления, следует отметить, что прозрачность деятельности и прозрачность информации это не одно и то же. Прозрачность деятельности предполагает возможность в любой момент проверить достоверность представляемой информации, именно поэтому прозрачная деятельность на порядок привлекательнее прозрачной информации. Это особенно актуально при низкой правовой культуре. С одной стороны, при таком положении дел только от инвестора и его способностей зависит, сможет ли он вовремя отследить появление негативных факторов, чтобы вовремя вмешаться или уйти.

С другой стороны, необходимость обеспечивать прозрачность деятельности (а иначе инвестор просто не придет: слишком велик риск потерь) фактически и будет формировать правовую культуру.

Управление в масштабах региона это, прежде всего, управление тенденциями. Речь идет о создании нормативной базы, формировании структурных механизмов и запуске процессов, функционирование которых дает устойчивый результат такого масштаба, который позволяет говорить о наличии определенной тенденции. Регион станет привлекательным для массового инвестора только тогда, когда сделает приоритетной задачей изменение таких ключевых свойств реального сектора экономики, как стратегичность деятельности, целенаправленность распределения ресурсов и надежность системы управления, и собственными действиями добьется того, что распространение этих свойств по объектам реального сектора станет устойчивой тенденцией. Все это относится к необходимым системным условиям формирования ресурсной базы и внешней среды для развития в регионе туризма как отрасли экономики.

Целенаправленное воздействие региональных властей на условия, повышающие надежность и эффективность инвестиций, обеспечение прозрачности деятельности на всех уровнях, протекционизм по отношению к эффективным инвесторам все это и будет тем самым управлением инвестиционной привлекательностью реального сектора экономики региона, и туризм, характеризующийся высокой скоростью оборота капитала, может стать ведущей отраслью экономики региона. По крайней мере, на этом пути будут созданы все необходимые условия.

Важно отметить, что, вместо того чтобы рассматривать предпочтения инвесторов, концепция вскрывает природу их объективных интересов, т. е. позволяет воздействовать на главное, а не заниматься второстепенным.

Предпочтения категория сугубо субъективная, зависящая от степени продвинутости инвестора. Так, например, выяснилось, что наиболее значимыми факторами инвестиционной привлекательности регионов для зарубежных инвесторов являются транс-портно-географическое положение региона и позиция региональных властей, в то время как российские инвесторы делают ставку на ресурсный и экономический потенциалы региона. В контексте нашего рассмотрения это означает, что на основе предпочтений невозможно создание единой технологии управления инвестиционной привлекательностью то, что предпочтут одни инвесторы, не покажется привлекательным другим.

Объективные интересы вытекают из сущности инвестиционного процесса: любой инвестор, без всяких сомнений, заинтересован в надежности и эффективности собственных вложений. Следовательно, технология управления инвестиционной привлекательностью, построенная на учете этих объективных интересов, будет работать на любом уровне и в любом месте. И дело не в том, чтобы только угодить инвесторам: управление инвестиционной привлекательностью тождественно управлению развитием региона, т.е. помимо объективного интереса инвесторов, здесь явно присутствует объективный интерес общества.

Таким образом, совпадение интересов общества с интересами инвесторов выводит задачу управления инвестиционной привлекательностью из разряда частных в разряд общественно значимых