Биография. Михаил Грушевский - первый президент Украины? Михаил грушевский биография на украинском

Светлана Панькова

Михаил Сергеевич Грушевский (17 (29).09.1866; Холм, теперь Хелм, Польша – 24.11.1934; Кисловодск, Россия) – историк, литературовед, писатель, публицист, общественный и государственный деятель. Академик ВУАН (с 1923 г.) и АН СССР (1929 г.).

Михаил родился в семье выпускника Киевской духовной академии, педагога, организатора народного образования, автора «Первой учебной книги церковно-славянского языка» Сергея Федоровича Грушевского. Род отца происходил от казаков Груш, род матери – от греко-католических священников Опуцкевичей.

Он окончил Тифлисскую гимназию (1880-1886 гг.), историко-филологический факультет Университета святого Владимира (1886-1890 гг.) В 1891-1894 гг. – профессорский стипендиат на получение звания магистра истории при университете. Ученик В.Б.Антоновича. Под его руководством подготовил конкурсную работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» (1891 г.), удостоенную золотой медали, и магистерскую диссертацию «Барское староство» (1894 г.).

В 1894 г. Грушевский переехал во Львов и занял должность профессора Львовского университета. В университете он возглавил кафедру «всемирной истории со специальным упором на историю Восточной Европы» – первую на украинских землях кафедру истории Украины и занимал эту должность вплоть до взрыва Первой мировой войны (1914 г.).

Научные контакты Грушевского со Львовом начались еще в 1892 г. С 1893 г. он был членом Научного общества им. Шевченко во Львове, а в 1897-1913 годах был председателем Общества. Под руководством Грушевского Общество развивалось как научное учреждение наподобие западноевропейских академий, оно должно было стать ядром будущей Украинской академии наук. Под редакцией ученого в 1895-1913 гг. было издано 113 томов «Записок НТШ».

Грушевский инициировал работу по сбору источников по истории Украины, которые печатались в серийных изданиях Археографической комиссии НТШ: «Источники по истории Украины-Руси», «Памятники украинского языка и литературы». В 1906 г. начал издание «Украинско-русского архива». В 1898 г. вместе с О. Маковеем и И. Франко основал и редактировал литературно-публицистический журнал «Литературно -научный вестник», в 1899 г. был одним из организаторов «Украинского издательского союза».

Исторический семинар университетской кафедры и Научное общество им. Шевченко стали организационными центрами научной школы Грушевского, из которой вышла вилась плеяда известных украинских историков – В.Гарасимчук, И.Джиджора, М.Кордуба, И.Кревецкий, И.Крипякевич, О.Терлецкий, С.Томашивский и др.

Эти широкомасштабные исторические исследования должны были служить основой для главной научной работы М.С.Грушевского – многотомной «Истории Украины-Руси». Первый ее том был издан во Львове в 1898 году. Грушевский считал написание такой истории делом чести своего поколения и упорно продолжал работу над ней в разных, часто весьма неблагоприятных условиях. Последний, десятый том (посвященный событиям 1657 – 1659 гг.) был напечатан уже после смерти Грушевского – в 1936 году.

«История Украины-Руси» осталась не законченной, так как выбранный для нее план превышал возможности одной человеческой жизни. Поэтому параллельно с работой над фундаментальной многотомной историей он составил сжатые однотомные очерки истории Украины («Очерки истории украинского народа», 1904 г., «Иллюстрированная история Украины», 1913 г.)

В 1897 г. в газете «Дело» Грушевский бросил клич «Добиваемся своего университета!», и с тех пор возглавил многолетнюю борьбу за создание во Львове самостоятельного украинского университета. В 1906 г. он выступил с программой создания украинских кафедр во всех университетах подроссийской Украины. Грушевский был инициатором создания во Львове общественной организации – Общества сторонников украинской литературы, науки и искусства (1904 г.), которое способствовало развитию украинской культуры и науки, поддерживало творческую интеллигенцию из всех украинских земель.

После революции 1905 г. цензурные условия в Российской империи были облегчены, был отменен Эмский указ 1876 г., который запрещал украинский язык. Грушевский стремился воспользоваться новыми возможностями и распространить свою научную и общественную деятельность в Приднепровской Украине. В 1907 г. он был избран председателем новосозданного Украинского научного общества в Киеве, редактировал его издания – «Записки УНТ в Киеве», «Украина». В 1907 г. перенес в Киев редакцию «Литературно-научного вестника», печать своих произведений. По инициативе и при участии ученого в 1909-1912 гг. выходили популярные иллюстрированные народные газеты «Деревня» и «Засев».

В 1907 г. Грушевский подал свою кандидатуру на конкурс на замещение должности заведующего кафедрой Университета св. Владимира, но из-за шовинистического настроения администрации университета не получил достаточного количества голосов.

Грушевский приобрел опыт общественного деятеля еще в студенческие годы в Киеве под руководством Конисского и Антоновича как руководитель украинской общины при Киевской духовной семинарии. Во время пребывания во Львове он, как подданный Российской империи, не имел политических прав в Австро-Венгрии, но он постоянно интересовался политикой и был одним из организаторов первого политического объединения в Галичине – Украинской национально-демократической партии (1899 г.). В 1905-1906 гг. активно сотрудничал с украинскими думской фракцией в I и II Государственных думах России и ее печатным органом – «Украинским вестником». Он был в числе учредителей и членов Совета украинской политической партии в Российской империи – Общества украинских прогрессистов (1908 г.).

Начало Первой мировой войны застало Грушевского на отдыхе в селе Криворивня (ныне – Ивано-Франковской области, а тогда – территория Австро-Венгрии). С большим трудом Грушевский сумел вернуться в Киев, где его арестовали по обвинению в австрофильстве. После пятимесячного заключения в Лукьяновской тюрьме он был выслан в Симбирск. Осенью 1915 г. благодаря ходатайству авторитетных российских ученых получил разрешение переехать в Казань, через год – в Москву. В ссылке продолжил научную работу, в Москве активно сотрудничал с известным общественно-политическим изданием «Украинская жизнь». Только февральская (1917 г.) революция и падение самодержавия в России позволило Грушевскому вернуться в Киев.

С созданием в начале марта 1917 г. в Киеве Украинской Центральной Рады Грушевский был заочно избран ее председателем. Тайным голосованием переизбран на этой должности Всеукраинским национальным конгресса 8 апреля 1917 г. Под руководством признанного, авторитетного лидера украинского движения Центральная Рада за короткое время прошла путь от лозунгов национально-культурной автономии до провозглашения суверенной Украинской Народной Республики (январь 1918 г.) и ее Конституции (апрель 1918 г.). Грушевский был автором главных политических документов УЦР, основных концептуальных положений украинской революции. Он тесно сотрудничал с созданной в апреле 1917 г. украинская партией социалистов-революционеров.

После гетманского переворота Грушевский отошел от активной политической деятельности. В 1919-1924 годах находился в эмиграции (Прага, Париж, Женева, Берлин, Вена). Научная и издательская деятельность Грушевского сосредоточивалась в основанном им Украинском социологическом институте, общественно-политическая – в руководстве «Заграничной делегацией» украинской партии социалистов-революционеров, редактировании ее печатного органа «Боритесь – поборете!», создании Комитета «Голодным Украины».

В эмиграции Грушевский начал работу над еще одним научным проектом – многотомной «Историей украинской литературы». Первые его тома были напечатаны в 1923 г., последний, 6-й том, посвященный литературе 1-й трети 17 в., остался в рукописи и был опубликован только в 1995 году.

В марте 1924 г. Грушевский вернулся в Украину для продолжения масштабных научных исследований и завершения написания фундаментальной «Истории Украины-Руси», что невозможно было осуществить без отечественных архивов и библиотечных собраний. Объективно своей научной и научно-организационной деятельностью ученый противостоял большевистскому режиму в Украине. В 1924-1930 годах он возглавлял все главные исторические организации ВУАН: кафедру истории украинского народа при Историко-филологическом отделении, Историческую секцию с многочисленными комиссиями, Археографическую комиссию. Центром его исторической школы стала вновь создання Научно-исследовательская кафедра истории Украины. Под редакцией ученого в этот период было выпущено 80 книг, среди них периодические и серийные издания: «Украина», «Научный сборник», «Студии по истории Украины», «За сто лет», сборники комиссий порайонного исследования истории Украины.

В 1929 году Грушевский был избран академиком АН СССР.

Следствием организационно-структурного, идеологического и кадрового уничтожения научных учреждений, возглавляемых Грушевским, стала ликвидация в конце 1930 г. комиссий исторической секции, научно- сследовательской кафедры истории Украины, закрытие всех изданий. В 1931-1934 гг. Грушевский формально возглавлял лишь кафедру истории украинского народа эпохи торгового капитала. В эти годы Грушевский стал объектом беспощадной разнузданной «критики» (а попросту – травли), инспирированной и проводимой большевистским руководством. «Критики» в штатском, не выбирая выражений, обвиняли его в различных научных и политических «грехах».

В начале марта 1931 г. Грушевский был вынужден уехать в Москву, что официально считалось научной командировкой, фактически – «почетным изгнанием». Архивные источники свидетельствуют, что органы ГПУ-НКВД начали тотальную слежку за ученым с первых дней возвращения в Украину; это завершилось арестом в марте 1931 г. и обвинению в руководстве сфабрикованным т. н. «Украинским национальным центром» (УНЦ). Через короткое время после допросов в Харькове Грушевский был освобожден. Открытый судебный процесс по делу «УНЦ» не состоялся. Документов, позволяющих однозначно выяснить обстоятельства и объяснить мотивы освобождения ученого, на сегодня не выявлено.

В 1931-1934 гг. Грушевский жил в Москве под постоянным наблюдением большевистской тайной полиции. Работал над десятым томом «Истории Украины- Руси», который был подготовлен к печати дочерью Екатериной и издан уже после смерти историка в начале 1937 г. Умер в Кисловодске после ряда хирургических операций. Похоронен в Киеве на Байковом кладбище.

Несмотря на то, что Грушевский формально не был репрессирован советской властью, за все время ее господства до 1991 г. его произведения не переиздавались; ранее напечатанные произведения изымались из библиотек и уничтожались или передавались в спецхраны, его имя всячески замалчивалось, а там, где замолчать было нельзя – оно позорилось такими ярлыками, как «враг украинского народа», «украинский буржуазный националист», «австро-немецкий шпион», «фальсификатор истории Украины». Научное наследие Грушевского в это время не изучалась и даже ссылки на давно опубликованные и формально не запрещенные труды Грушевского не допускались.

Такие блага испытал советский академик от советской власти – за то, что он был олицетворением стремления Украины к независимому государственному бытию.

Только в независимой Украине стало возможным объективное освещение фигуры Михаила Грушевского, должная оценка его вклада в украинскую науку и государственность, издание его произведений и чествование его памяти. Наш сайт является нашим посильным вкладом в это святое дело.

Михаил Грушевский (артист)

Михаил Яковлевич Грушевский. Родился 29 декабря 1964 года в Москве. Российский эстрадный артист, пародист, юморист, актер, телеведущий.

Родители развелись, когда он был еще совсем маленьким. Воспитывала Михаила мама.

Бабушка по матери родом из Киева, дед - из Одессы.

После школы поступил в Институт стали и сплавов. Во время учебы показал себя как талантливый артист прежде всего юмористического направления. В институте он был организатором различных культурных мероприятий, для которых сам писал номера и часто с ними же выступал.

После окончания вуза по распределению оказался в одном из НИИ, где также активно участвовал в самодеятельности. В итоге в 1988 году оказался в театре-студии «Гротеск».

А уже в 1989 году состоялся его первый телеэфир - в общественно-политической программе «Взгляд». Тогда по приглашению Александра Любимова он выступил с пародией на советского генсека Михаила Горбачева - это была первая в СССР пародия на высшее должностное лицо, продемонстрированная по ТВ.

Сам артист отмечал, что считает своим творческим наставником Владимира Винокура (которого он впоследствии также удачно пародировал): "Он жизненно важный человек для моей судьбы. Хотя он никого никогда не уговаривал взять меня в какую-то программу. Но некое наставничество было с его стороны. Я ещё в студенческие годы приезжал на его сольные спектакли, заходил за кулисы, видел всю закулисную жизнь".

С 1996 по 2004 годы принимал участие в съемках юмористической передачи «Аншлаг». Также участвовал во многих других юмористических и сатирических передачах. В частности, большим успехом пользовались его пародийные озвучки в телепередаче «Куклы» на канале НТВ (работал в программе в 1994-1995 годах, озвучивая куклы известных политиков).

Как правило, политикам нравились его пародии: "Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил", - говорил артист. "С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав "Вовчика и Левчика". А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. "Ну как же мы без вас?" - "А вы пригласите Грушевского". Если это так, то мне приятно, черт побери!", - вспоминал Михаил Грушевский.

В 2007 году вёл ток-шоу «Бабий бунт» на телеканале РЕН ТВ. В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала» «Последний герой».

В 2013-2014 годах участвовал в проекте «Первого канала» «Повтори!», где объектами его пародий стали: Владимир Жириновский, Вячеслав Зайцев, Николай Озеров, Ян Арлазоров, Аркадий Райкин (исполнял оригинальный монолог Райкина «Век техники»), Владимир Винокур (в категории «Телефонный розыгрыш» он разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова), Илья Резник, Фрунзик Мкртчян (пародировался персонаж актера из фильма «Мимино»), Евгений Леонов (пародировался озвученный Леоновым Винни-Пух), Лев Лещенко (исполнял оригинальную песню Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Михаил Грушевский - пародия на Владимира Жириновского

Михаил Грушевский - пародия на Аркадия Райкина

"Могу насмешить и на стадионе, и на площади. Но мне больше нравятся камерные форматы - клубы. Мне комфортно, когда публика может выпивать", - указывал Михаил.

Снялся в нескольких фильмах. В частности, сыграл роль композитора Никиты Богословского в телесериале «Звезда эпохи». Сыграл самого себя в сериале «Гражданский брак».

В 2014 году открыл агентство праздников «Мечтать подано!» (первым мероприятием стала его собственная свадьба).

Рост Михаила Грушевского: 173 сантиметра.

Личная жизнь Михаила Грушевского:

Дважды был женат.

Первая жена - Ирина Миронова, режиссер-клипмейкер. Состояли в браке с 2001-го по 2012-й год. У пары в 2002 году родилась дочь Дарья. По рассказам лиц из близкого окружения пары, семейная жизнь была сопряжена с постоянными конфликтами, из-за чего они в итоге и расстались.

"Я, к счастью, имею возможность активно участвовать в жизни дочери. Собственно, из-за неё я и сохранял этот брак, который дал трещину довольно давно. А потом всё-таки лопнул окончательно", - говорил артист.

Вторая жена - Евгения Гуслярова, переводчик с английского языка, маркетолог. Их роман начался в мае 2014-го. Некоторое время жили в гражданском браке. Поженились 31 января 2015 года. 21 мая 2015 года у них родился сын Михаил Грушевский-младший.

Давний болельщик московского футбольного клуба ЦСКА. Частый гость и приглашенный автор множества спортивных телепередач и изданий.

В 2013 году Михаил Грушевский оказался в эпицентре скандала. Ему предложили принять участие в съемках пилотного выпуска шоу «Вечер с комиком» на одном из украинских телеканалов. Программа-интервью должна была пройти в салоне белого лимузина, который едет по Москве. Но затем на одном из российских телеканалов вышла программа, посвященная шоу-бизнесу, в которой использовались отрывки из сцен с участием Михаила Грушевского и его юной собеседницы-журналистки. Все это сопровождалось комментариями о любвеобильности знаменитого пародиста и его жизни на широкую ногу. После этого Михаил Грушевский обратился в Пресненский суд Москвы с иском о защите достоинства, чести и деловой репутации.

Грушевский, Михаил Яковлевич (родился в Москве 29 декабря (19641229 ) года) - российский актёр , юморист , эстрадный пародист , спортивный эксперт.

Биография

Родился в Москве. По материнской линии его предки родом с Украины , бабушка жила в Киеве , а дедушка в Одессе .

Актёр также принимал участие во многих других юмористических и сатирических передачах, в частности, в телепередаче «Куклы », где озвучивал персонажей - политических деятелей.

В 2008 году участвовал в реалити-шоу «Первого канала » «Последний герой » .

Популярный шоумен, ведущий развлекательных программ, праздников. Обладает уникальным талантом пародийной импровизации.

Личная жизнь

  • Первый брак - Ирина Миронова. Брак 2001-2012.

Дочь - Дарья Грушевская (2002 г.р.)

  • Вторая жена - Евгения Гуслярова, художественный переводчик (английский язык), маркетолог, предприниматель. Свадьба состоялась 31.01.2015.

Объекты пародий

  • Михаил Горбачев

Сам актёр говорил по этому поводу:

«У меня же не только президенты были в „арсенале“, но и Хасбулатов, Жириновский, и ныне ушедший Лебедь, и многие другие. Некоторые даже говорили, что они должны приплачивать мне за раскрутку. Я никогда не отказывался, но денег почему-то так ни от кого и не получил »

.

Сами же объекты пародий к его выступлениям, по словам актёра, относились так:

«С Борисом Николаевичем мы виделись после концерта, ему больше всего понравилась моя пародия на Михаила Сергеевича. Лещенко и Винокур даже выходили ко мне на сцену с букетами, прослушав „Вовчика и Левчика“. А с Горбачевым я, к сожалению, не пересекался. Мне рассказывали, что один канал зазывал его на передачу, посвященную Первому съезду народных депутатов, а он ответил: не могу. „Ну как же мы без вас?“ - „А вы пригласите Грушевского“. Если это так, то мне приятно, черт побери!»

В программе «Повтори! »

  • Владимир Жириновский (1 выпуск);
  • Вячеслав Зайцев (2 выпуск);
  • Николай Озеров (3 выпуск);
  • Ян Арлазоров (4 выпуск; исполнял оригинальный монолог Я. Арлазорова «В самолёте»);
  • Аркадий Райкин (5 выпуск; исполнял оригинальный монолог А. Райкина «Век техники»);
  • Владимир Винокур (6 выпуск; в категории «Телефонный розыгрыш» разыграл его голосом шоумена Александра Гудкова);
  • Илья Резник (7 выпуск);
  • Фрунзик Мкртчян (8 выпуск; пародировался персонаж Ф. Мкртчяна - Рубик Хачикян из фильма «Мимино »)
  • Евгений Леонов (категория «Мультфильмы»; пародировался озвученный Е. Леоновым Винни-Пух); Лев Лещенко (финал; исполнялась оригинальная песня Л. Лещенко «Трус не играет в хоккей»).

Напишите отзыв о статье "Грушевский, Михаил Яковлевич"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Грушевский, Михаил Яковлевич

«Да, им это должно казаться жалко! – подумал он. – А как это просто!»
«Птицы небесные ни сеют, ни жнут, но отец ваш питает их», – сказал он сам себе и хотел то же сказать княжне. «Но нет, они поймут это по своему, они не поймут! Этого они не могут понимать, что все эти чувства, которыми они дорожат, все наши, все эти мысли, которые кажутся нам так важны, что они – не нужны. Мы не можем понимать друг друга». – И он замолчал.

Маленькому сыну князя Андрея было семь лет. Он едва умел читать, он ничего не знал. Он многое пережил после этого дня, приобретая знания, наблюдательность, опытность; но ежели бы он владел тогда всеми этими после приобретенными способностями, он не мог бы лучше, глубже понять все значение той сцены, которую он видел между отцом, княжной Марьей и Наташей, чем он ее понял теперь. Он все понял и, не плача, вышел из комнаты, молча подошел к Наташе, вышедшей за ним, застенчиво взглянул на нее задумчивыми прекрасными глазами; приподнятая румяная верхняя губа его дрогнула, он прислонился к ней головой и заплакал.
С этого дня он избегал Десаля, избегал ласкавшую его графиню и либо сидел один, либо робко подходил к княжне Марье и к Наташе, которую он, казалось, полюбил еще больше своей тетки, и тихо и застенчиво ласкался к ним.
Княжна Марья, выйдя от князя Андрея, поняла вполне все то, что сказало ей лицо Наташи. Она не говорила больше с Наташей о надежде на спасение его жизни. Она чередовалась с нею у его дивана и не плакала больше, но беспрестанно молилась, обращаясь душою к тому вечному, непостижимому, которого присутствие так ощутительно было теперь над умиравшим человеком.

Князь Андрей не только знал, что он умрет, но он чувствовал, что он умирает, что он уже умер наполовину. Он испытывал сознание отчужденности от всего земного и радостной и странной легкости бытия. Он, не торопясь и не тревожась, ожидал того, что предстояло ему. То грозное, вечное, неведомое и далекое, присутствие которого он не переставал ощущать в продолжение всей своей жизни, теперь для него было близкое и – по той странной легкости бытия, которую он испытывал, – почти понятное и ощущаемое.
Прежде он боялся конца. Он два раза испытал это страшное мучительное чувство страха смерти, конца, и теперь уже не понимал его.
Первый раз он испытал это чувство тогда, когда граната волчком вертелась перед ним и он смотрел на жнивье, на кусты, на небо и знал, что перед ним была смерть. Когда он очнулся после раны и в душе его, мгновенно, как бы освобожденный от удерживавшего его гнета жизни, распустился этот цветок любви, вечной, свободной, не зависящей от этой жизни, он уже не боялся смерти и не думал о ней.
Чем больше он, в те часы страдальческого уединения и полубреда, которые он провел после своей раны, вдумывался в новое, открытое ему начало вечной любви, тем более он, сам не чувствуя того, отрекался от земной жизни. Всё, всех любить, всегда жертвовать собой для любви, значило никого не любить, значило не жить этою земною жизнию. И чем больше он проникался этим началом любви, тем больше он отрекался от жизни и тем совершеннее уничтожал ту страшную преграду, которая без любви стоит между жизнью и смертью. Когда он, это первое время, вспоминал о том, что ему надо было умереть, он говорил себе: ну что ж, тем лучше.
Но после той ночи в Мытищах, когда в полубреду перед ним явилась та, которую он желал, и когда он, прижав к своим губам ее руку, заплакал тихими, радостными слезами, любовь к одной женщине незаметно закралась в его сердце и опять привязала его к жизни. И радостные и тревожные мысли стали приходить ему. Вспоминая ту минуту на перевязочном пункте, когда он увидал Курагина, он теперь не мог возвратиться к тому чувству: его мучил вопрос о том, жив ли он? И он не смел спросить этого.

Болезнь его шла своим физическим порядком, но то, что Наташа называла: это сделалось с ним, случилось с ним два дня перед приездом княжны Марьи. Это была та последняя нравственная борьба между жизнью и смертью, в которой смерть одержала победу. Это было неожиданное сознание того, что он еще дорожил жизнью, представлявшейся ему в любви к Наташе, и последний, покоренный припадок ужаса перед неведомым.
Это было вечером. Он был, как обыкновенно после обеда, в легком лихорадочном состоянии, и мысли его были чрезвычайно ясны. Соня сидела у стола. Он задремал. Вдруг ощущение счастья охватило его.
«А, это она вошла!» – подумал он.
Действительно, на месте Сони сидела только что неслышными шагами вошедшая Наташа.
С тех пор как она стала ходить за ним, он всегда испытывал это физическое ощущение ее близости. Она сидела на кресле, боком к нему, заслоняя собой от него свет свечи, и вязала чулок. (Она выучилась вязать чулки с тех пор, как раз князь Андрей сказал ей, что никто так не умеет ходить за больными, как старые няни, которые вяжут чулки, и что в вязании чулка есть что то успокоительное.) Тонкие пальцы ее быстро перебирали изредка сталкивающиеся спицы, и задумчивый профиль ее опущенного лица был ясно виден ему. Она сделала движенье – клубок скатился с ее колен. Она вздрогнула, оглянулась на него и, заслоняя свечу рукой, осторожным, гибким и точным движением изогнулась, подняла клубок и села в прежнее положение.
Он смотрел на нее, не шевелясь, и видел, что ей нужно было после своего движения вздохнуть во всю грудь, но она не решалась этого сделать и осторожно переводила дыханье.
В Троицкой лавре они говорили о прошедшем, и он сказал ей, что, ежели бы он был жив, он бы благодарил вечно бога за свою рану, которая свела его опять с нею; но с тех пор они никогда не говорили о будущем.
«Могло или не могло это быть? – думал он теперь, глядя на нее и прислушиваясь к легкому стальному звуку спиц. – Неужели только затем так странно свела меня с нею судьба, чтобы мне умереть?.. Неужели мне открылась истина жизни только для того, чтобы я жил во лжи? Я люблю ее больше всего в мире. Но что же делать мне, ежели я люблю ее?» – сказал он, и он вдруг невольно застонал, по привычке, которую он приобрел во время своих страданий.
Услыхав этот звук, Наташа положила чулок, перегнулась ближе к нему и вдруг, заметив его светящиеся глаза, подошла к нему легким шагом и нагнулась.
– Вы не спите?
– Нет, я давно смотрю на вас; я почувствовал, когда вы вошли. Никто, как вы, но дает мне той мягкой тишины… того света. Мне так и хочется плакать от радости.
Наташа ближе придвинулась к нему. Лицо ее сияло восторженною радостью.
– Наташа, я слишком люблю вас. Больше всего на свете.
– А я? – Она отвернулась на мгновение. – Отчего же слишком? – сказала она.
– Отчего слишком?.. Ну, как вы думаете, как вы чувствуете по душе, по всей душе, буду я жив? Как вам кажется?
– Я уверена, я уверена! – почти вскрикнула Наташа, страстным движением взяв его за обе руки.
Он помолчал.
– Как бы хорошо! – И, взяв ее руку, он поцеловал ее.
Наташа была счастлива и взволнована; и тотчас же она вспомнила, что этого нельзя, что ему нужно спокойствие.
– Однако вы не спали, – сказала она, подавляя свою радость. – Постарайтесь заснуть… пожалуйста.
Он выпустил, пожав ее, ее руку, она перешла к свече и опять села в прежнее положение. Два раза она оглянулась на него, глаза его светились ей навстречу. Она задала себе урок на чулке и сказала себе, что до тех пор она не оглянется, пока не кончит его.
Действительно, скоро после этого он закрыл глаза и заснул. Он спал недолго и вдруг в холодном поту тревожно проснулся.
Засыпая, он думал все о том же, о чем он думал все ото время, – о жизни и смерти. И больше о смерти. Он чувствовал себя ближе к ней.
«Любовь? Что такое любовь? – думал он. – Любовь мешает смерти. Любовь есть жизнь. Все, все, что я понимаю, я понимаю только потому, что люблю. Все есть, все существует только потому, что я люблю. Все связано одною ею. Любовь есть бог, и умереть – значит мне, частице любви, вернуться к общему и вечному источнику». Мысли эти показались ему утешительны. Но это были только мысли. Чего то недоставало в них, что то было односторонне личное, умственное – не было очевидности. И было то же беспокойство и неясность. Он заснул.

План
Введение
1 Биография
1.1 Теория этногенеза украинского народа
1.2 Грушевский и русофилы
1.3 Период после Февральской революции 1917 года
1.4 Судьба семьи

2 Память
Список литературы

Введение

Михаи́л Серге́евич Груше́вский (укр. Михайло Сергійович Грушевський) (29 сентября 1866, Холм, Царство Польское - 25 ноября 1934, Кисловодск) - общественный и политический деятель Украины, один из лидеров украинского национального движения, председатель Украинской Центральной Рады, историк Украины и Австро-Венгрии, профессор Львовского университета (1894-1914), академик ВУАН. Грушевский является автором «Истории Украины-Руси», работы, которая охватила всю историю Украины.

1. Биография

Михаил Грушевский родился в Холме, (Польша, ныне - Хелм, польск. Chełm ). Его отец был учителем греко-униатской гимназии. Юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.

В 1886-1890 учился на филологическом факультете Киевского университета. За свою студенческую работу «Очерк истории Киевской земли от смерти Ярослава до конца XIV в.» получил золотую медаль и был оставлен при университете.

По окончании университета Грушевский публиковал статьи в «Киевской Старине», «Записках научного общества имени Шевченко», издал два тома материалов в «Архиве юго-западной России» (часть VIII, т. I и II). Предисловие к этим материалам составило магистерскую диссертацию Грушевского, названной «Барское староство» (Киев, 1894).

1.1. Теория этногенеза украинского народа

В своих произведениях Грушевский разработал свою теорию происхождения и развития государственности Киевской Руси и её народа.

1.2. Грушевский и русофилы

В 1894 году во Львовском университете была открыта кафедра всеобщей истории со специальным обзором истории восточной Европы, которую и занял Грушевский.

Во Львове Грушевским написаны и изданы его исторические работы «Виімки з жерел до історіі Украіни-Руси» (1895), «Описи королівщини в землях руських XVI в.» (1895-1903, 4 тт.), «Розвідки и матеріяли до історіі Украіни-Руси» (1896-1904, 5 тт.) и начал работать над своим главным трудом - восьмитомной «Историей Украины-Руси».

Постепенно Грушевский становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: с 1895 работает редактором «Записок Наукового Товариства імени Шевченка», а в 1897 избран председателем этого общества. Принял на работу в общество лидеров национального движения Галичины - Франко и Павлика. В 1899 году Грушевский активно участвовал в создании Украинской национально-демократической партии в Галиции.

В 1906 году Харьковский университет присвоил Грушевскому степень почётного доктора русской истории. В 1908 году, продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем «Наукового Товариства», Грушевский выставил свою кандидатуру на кафедру в Киевском университете, но получил отказ.

В 1914 году, после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где руководил деятельностью «Наукового Товариства у Києві», переносит сюда издание «Литературно-наукового вістника». Арестован в декабре 1914 года по обвинению в шпионаже в пользу Австро-Венгрии и после нескольких месяцев тюрьмы выслан по приказу начальника Киевского военного округа в Симбирск, как указано в приказе, «на время состояния местностей, из коих он выслан, на военном положении». В ссылке написал историческую драму «Хмельницький в Переяславі» и «Ярослав Осмомисл», сюжетом которой послужила запись в Ипатьевской летописи об изгнании в 1173 галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери «смерда».

В конце 1915 Грушевскому удалось добиться разрешения (с помощью академика А. А. Шахматова) на переезд в Казань, через год - в Москву, где он и проживал до февральской революции.

1.3. Период после Февральской революции 1917 года

После Февральской революции 4 марта 1917 представители крупнейших партий Украины создали в Киеве Центральную Раду. Грушевский был заочно избран её председателем и 14 марта прибыл в Киев.

В начале апреля 1917 года состоялся Учредительный съезд Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), одним из основателей которой был Грушевский (вместе с Н. Ковалевским, П. Христюк, В. Голубовичем, Н. Шрагом, Н. Шаповалом и др.)

В качестве председателя Центральной Рады Грушевский вел переговоры с Временным правительством России о предоставлении Украине автономии.

25 ноября 1917 года по результатам всеобщих выборов Грушевский избран во Всероссийское учредительное собрание по Киевскому округу № 1 - украинские эсеры, Селянская спилка, украинские социал-демократы.

В конце марта 1919 уехал в Австрию, создал в Вене Украинский социологический институт - идеологический центр украинской националистической контрреволюции. После нескольких обращений Грушевского к украинскому советскому правительству, в которых он осуждал свою контрреволюционную деятельность, ВУЦИК в 1924 разрешил ему возвратиться на Родину для научной работы. Был профессором истории в Киевском государственном университете, избран академиком Всеукраинской академии наук, руководителем историко-филологического отдела. Возглавлял археографическую комиссию ВУАН, целью существования которой было создание научного описания изданий, напечатанных на территории этнографической Украины в XVI-XVIII веках. При этой комиссии по случаю 350-летия печатного дела на Украине был создан комитет, секретарём которого был назначен В. Барвинок.

Начиная с 1930 года Грушевский подвергался репрессиям и преследованиям со стороны силовых структур. Его обвинили в «контрреволюционной деятельности» и инкриминировали участие в антисоветском Украинском национальном центре, в том числе, требовали от него признания в организации террористических актов и покушений на ведущих партийных деятелей. Также репрессии охватили большинство его учеников, сотрудников которые работали с ним в течение 1920-х годов. Практически все сотрудники Грушевского были репрессированы. С 1930 работал в Москве.

Одним из наиболее непримиримых оппонентов Грушевского был известный востоковед А. Е. Крымский, среди более толерантных оппонентов, частично разделявших его идеи, можно назвать А. П. Оглоблина. В 1929 Грушевский был избран действительным членом АН СССР.

Умер в 1934 году от заражения крови в Кисловодске, был похоронен с почестями.

1.4. Судьба семьи

«Репрессирован посмертно» - в конце 1930-х годов все его труды были запрещены, многие родственники (среди них - его дочь, также известный историк) репрессированы и погибли. При преследовании членов семьи Грушевского были использованы показания его бывшего ученика (и одновременно осведомителя НКВД, а позже украинского коллаборациониста) К. Ф. Штеппы.

Во Львове на территории усадьбы где он жил до 1914 года сегодня действует музей Грушевского. Во Львове и в Киеве ему установлены памятники.

Михаил Грушевский изображён на купюре в 50 гривен.

Список литературы:

1. Михаил Грушевский - первый президент Украины?

2. Члены Всероссийского Учредительного Собрания

3. Михаил Сергеевич Грушевский

[Михайло Грушевський, 1866-] - украинский историк, историк литературы и писатель.

Род. в семье педагога, юношеские годы провел на Кавказе, где учился в Тифлисской гимназии.

В 1890 Г. окончил Киевский университет по историко-филологическому факультету; вскоре эмигрировал за границу.

В 1894, когда во Львовском университете была основана кафедра всемирной истории, Г. было предложено занять эту кафедру.

Постепенно Г. становится руководителем всей научно-культурной жизни Галиции: в 1895 он стал редактором "Записок Наукового Товариства iмени Шевченка", а в 1897 был избран председателем этого общества.

В 1898 по инициативе Г. были основаны сыгравшие в истории украинской литературы большую роль журнал "Литературно-науковий вiстник" и издательство "Видавнича спшка". Литературная деятельность Г. началась в 1884, когда он, еще будучи гимназистом, напечатал в "Дiлi" и "Зopi" несколько рассказов на украинском яз. В 1891 была издана в Киеве первая историческая работа Г. - "Очерк истории Киевской земли", в 1894 - "Барское староство". Во Львове Г. написал и издал большинство своих исторических работ: "Виiмки з жерел до iстоpii Украiни-Руси" (Л., 1895), "Описи королiвщини в землях руських XVI в." (Л., 1895-1903, 4 тт.), "Розвiдки и матерiяли до icтоpii Украiни-Руси" (Л., 1896-1904, 5 тт.) и восьмитомную "Icтоpiю Украiни-Руси", над окончанием которой продолжает работать и в настоящее время. После революции 1905 Г., продолжая оставаться профессором Львовского университета и председателем "Наукового Товариства", пытается занять кафедру в Киевском университете, но получает жестокий отпор со стороны черносотенной профессуры.

Он руководит деятельностью "Наукового Товариства в Киiвi", переносит сюда издание "Литературно-наукового вiстника". В 1914 Г., после 20-летней работы во Львовском университете, переехал на жительство в Киев, где был арестован и выслан в г. Симбирск.

После Февральской революции Г. возвращается на Украину, где избирается председателем Центральной рады и остается там до печального конца этого соглашательского парламента.

Историк-идеалист, недооценивавший роль пролетариата и выступивший против его диктатуры во имя "общенационального" движения, опиравшегося на "крестьянство в целом", Г. оказался недальнозорким, мелкобуржуазным политиком и стал игрушкой в руках поднявшихся кулацких контрреволюционных сил. Политика Центральной рады, испугавшейся победы пролетариата и призвавшей немцев на Украину, увенчалась "скоропадщиной", во время разгула которой и самому Г. пришлось жить на нелегальном положении.

В 1919 Грушевский очутился в лагере украинской эмиграции.

С 1922 у Г. началось расхождение с эмиграцией; он занялся исключительно научной работой, написал пятитомный труд по истории украинской литературы.

В эмиграции Г. проявил себя как противник ориентации на Польшу Пилсудского и как противник интервенции.

Порвав с эмиграцией, Грушевский занялся переоценкой ценностей, что и привело его, как и многих его последователей, на сторону советской власти.

Как член Украинской академии наук Г. в 1924 переезжает в Киев, "намереваясь, - как говорит он в своей автобиографии, - повести интенсивную научную работу в новых условиях - на непосредственную пользу украинских рабоче-крестьянских масс и социалистического строительства на Украине". В настоящее время Г. состоит председателем исторической секции первого отделения академии, редактирует исторический журнал "Украiна"; на последних выборах избран в члены Всесоюзной академии наук. В историю украинской литературы Г. войдет как беллетрист, драматург и историк литературы.

Беллетристика Г. была или увлечением юности или опытами ученого, пытавшегося найти в художественном творчестве отдых от научных трудов.

Из двадцати рассказов Г. некоторый литературный интерес представляют только рассказы на исторические темы: "Ясновельможний сват", "Розмова з Кривоносом", "Вихрест Олександер", "Як ми стрiчали новий рiк". Большее значение имеют его две исторические драмы: "Хмельницький в Переяславi" и "Ярослав Осмомисл", написанные в ссылке.

В первой из этих пьес Г. остановился на переговорах Хмельницкого с послами короля Яна Казимира, использовав дневник Мясковского и свой богатый научный багаж. Но все же значение этой пьесы заключается только в ярких исторических фактах и ценных наблюдениях историка; как драматическое произведение пьеса "Хмельницький в Переяславi" очень слаба. Зато трагедия "Ярослав Осмомисл" насыщена действием и подлинным драматизмом.

Сюжетом для этой трагедии послужила запись в Ипатьевской летописи [от 1173] об изгнании галичанами князя Ярослава Осмомысла за женитьбу при живой княгине на дочери "смерда". Здесь автор пытался реконструировать язык и быт начала XII в., но эта попытка не увенчалась успехом.

Главным вкладом Г. в литературоведение является его "Iсторiя Украiнськоi литератури", труд еще незаконченный (вышло пять томов), но уже являющийся основным источником в области изучения древней украинской литературы.

В основе труда - мысль о том, что исследование так наз. "древнерусской литературы" требует специального украинского подхода.

Г. высказывается против того общерусского взгляда, которым руководствовались прежние исследователи "древнерусского наследства", в том числе и историк украинской литературы, академик С. А. Ефремов, полагавшие, что так наз. "древнерусская литература" послужила корнем не только для украинской, но и для русской литературы.

Г. подвергает радикальному пересмотру вопрос "о древнерусском наследстве". Устанавливая преемственность между "древнерусской" и украинской литературой, он оспаривает эту преемственность у русской литературы, опираясь на труды многочисленных своих предшественников и гл. обр. на богатый мало исследованный материал.

Первые три тома "Iсторi Украiнськоi литератури" охватывают устное творчество и начало развития письменности.

Очень интересный четвертый том посвящен устному творчеству поздней княжеской эпохи и переходных веков XIII - XVII. Здесь центральное место занимает вопрос о происхождении былинного эпоса как эпоса украинского, что представляет большой интерес и для русских исследователей.

Г. считает, что значительная часть былинного эпоса в его первичной форме зародилась на Украине и тут же развилась на протяжении княжеско-переходной эпохи. Пятый том "Iстоpii украiнськоi литератури" посвящен культурным и литературным течениям на Украине в XV - XVI вв. и периоду "первого возрождения" . Свой метод исследования литературы Г. называет "социологическим методом": он пытается понять литературное произведение как "социальный факт" и определить его "социальную функцию". Являясь последователем французского социолога Дюркгейма и не будучи в состоянии понять великий закон классовой борьбы, Г. вносит в свои ценные работы массу эклектизма.

Библиография: I. Отд. изд.: Грушевський М., Пiд зорями, Оповiдання, начерки, замiтки, iсторичнi образи, вид. "Рух", Харкiв; Грушевський Михаило, Icтopiя украiнськоi литератури, т. I - III, Киiв - Львiв, 1923; т. IV, ДВУ, Киiв, 1925; т. У, ДВУ, Киiв, 1926. II. Юбiлей академика М. С. Грушевського, изд. юбил. к-та, Киiв, 1927; Багалiй Д. I., акад., Нарис icтоpii Украiни на соцiяльно-скономичним грунтi, т. I (Глава, посвященная месту Грушевского в украинской историографии), ДВУ, 1928. К. Буревой. {Лит. энц.}