Признаки падежных форм имён существительных. Технологическая карта урока «Падеж, падежные вопросы имен существительных Карточки определить падеж данных имен существительных

ОГКОУ «Вичугская школа-интернат V вида»

Конспект урока русского языка

в 3 классе по теме:

«Предложный падеж имён существительных»

Подготовила учитель начальных классов

Виноградова Елена Вячеславовна

Цель урока: формирование первичных представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа(вопросы, предлоги, роль в предложении).

Задачи урока:

способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

воспитание коммуникативных качеств;

создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет М. В. Ломоносова, карточки с названиями падежей, маршрутный лист, портрет девочки с карточками.

Ход урока:

    Организационный момент. Постановка задач урока.

Начинается урок.

Он пойдёт, конечно, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку пять!

Чему вы, ребята, хотели бы научиться сегодня на уроке русского языка?

    Мотивация к учебной деятельности.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

(М. В. Ломоносов)

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Обратимся к Словарю Ожегова. (Награда – новые открытия, знания о языке.)

Ребятадавайте построим маршрут наших действий к достижению цели

1.Чистописание.

Букву, которую мы будем писать,вы отгадаете сами, а помогут её узнать ваши умные вопросы: (вопросы детей)

Буква Пп

Соединение буквы П с гласными буквами

6. Словарная работа.

показывается предметная картинка, учащиеся объясняют лексическое значение и записывают слова в столбик, ставят знак ударения и обозначают безударную гласную (Пассажир, аллея, дорога, енот, жираф).

Ребята, выделите первую букву в словах!

Какое слово получилось?(падеж)

Что такое падеж? Падеж – это изменение вопроса

Падеж – это изменение окончания для связи слов в предложении

Падеж – это изменение формы слова)

    Мы вами уже изучили несколько падежей имени существительного. Назовите вопросы падежей, вспомогательные слова, предлоги.

    (на доске расположены падежи имени существительного по порядку, но вопросы и вспомогательные слова перепутаны).

    Что вы заметили? (Да, действительно, нужно навести порядок, расставить вспомогательные слова и вопросы по местам)

    И.п . нет кто? что?

    Р.п . дать кому? чему ?

    Д.п. существует кого? что?

    В.п . вижу кого? чего?

    Т.п. доволен кем? чем?

    Кто догадался, что мы с вами будем изучать сегодня на уроке? (Предложный падеж)

    Докажите свою точку зрения (Это оставшийся падеж, который мы ещё не изучали.Идёт после Творительного падежа)

    А что мы знаем о падежах?

Определите падеж данных словосочетаний:

любимая школ…

пошла к Наташ…

сказка про лис…

любовался природ…

варенье из вишн....

Определение темы урока(предложный падеж)

Что мы хотим узнать о нём?

    Название падежа

    Какие у него вопросы?

    Какие у него предлоги?

    Какое у него слово-помощник?

(по ходу выставляются карточки с названием, вопросами, предлогами и словом-помощником)

Физминутка: Именительный - подпрыгнул,

А родительный - летал.

Дательный полез на горку,

А винительный – устал.

Наш творительный поплавал,

А предложный – убежал.

Падежи нам все нужны!

Падежи нам всем важны!

Реализация построенного проекта.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова М. В. Ломоносова. Именно М. В. Ломоносов дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое вспомогательное слово помогает отличить этот падеж от других?

Закрепление полученных знаний:

    Работа по учебнику (стр.55, упр.99).

Работаем «цепочкой». Указать падеж всех выделенных существительных.

В каком падеже стоят все выделенные имена существительные? С какими предлогами употреблены? Какого предлога не хватает?

    Работа в парах по карточкам.

Выписать словосочетание, существительные, в которых стоят в предложном падеже.

1. вариант:

Блестела на траве, поехать по улице, выбрались из чащи, построил дачу.

2.вариант:

Рассказ о книге, запахло сыростью, идём по дороге, видел белку.

3.вариант:

Подарок для мамы, рисовал самолёт, бежал к речке, катался на коньках.

Проверьте работу своего товарища. Если согласны, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не согласны – «-».

Самостоятельная работа по группам:

- Перед вами девочка. Как вы думаете, о чём она мечтает?

- Восстановим предложения и узнаем, о чём она думает.

Я скучаю.

Что ж, я лучше помечтаю,

Очень я люблю мечтать,

Вот бы мне царевной стать!

Я мечтаю о (корона).

Буду в ней сидеть на (трон).

Я мечтаю о (слон),

Чтоб кататься при (луна).

Я мечтаю о (серёжки)

Вечерами в (полутьма).

Я мечтаю об (орёл0.

Буду с ним летать на (воля),

Буду я учиться в (школа).

Ой, мечтаю я уже

О предложном падеже!

В каком падеже употреблены все вставленные имена существительные? С какими предлогами?

Итог урока. Рефлексия.

Подходит к концу сегодняшний урок. Всем ли легко сразу определять падеж имени существительного? Конечно, вы ещё испытываете затруднения. На последующих уроках русского языка мы продолжим знакомство с падежами потому, что для грамотного письма важно знать и уметь определять падеж имени существительного.

Пожалуйста, вспомните, как вы работали на уроке, как работали ваши друзья-одноклассники. Назовите самых активных учащихся. Да, эти ребята работали хорошо (выставляются оценки).

Оценочный лист

Мне понравилось работать на уроке.

Мне было трудно.

У меня остались пробелы в знаниях.

МБОУ ЦО «Альянс»

Тема урока: Предложный падеж имён существительных.

Цель урока:формирование представлений о предложном падеже через выяснение особенностей данного падежа (вопросы, предлоги, роль в предложении);

Задачи урока:

● способствовать развитию связной речи учащихся, логического мышления, обогащение словаря;

● развивать умение решать проблему, делать выводы, анализировать, сравнивать.

● воспитание коммуникативных качеств;

● создание комфортного микроклимата, ситуации успеха.

Оборудование урока: портрет, таблица с признаками падежей падежей, маршрутный лист, сигнальные карточки с названием падежей, + и -.

Ход урока:

I. Организационный момент.

Эпиграф урока.

Учите, дети, русский к ряду.

Учите с душой, с усердием, трудом.

Вас ждёт великая награда

И та награда в нём самом…

С какой просьбой обращается Ломоносов к детям?

Как вы понимаете значение слова «награда»?

Вам было задание посмотреть значение этого слова в толковом словаре Ожегова

(Награда – новые открытия, знания о языке.)

Сегодня на уроке мы с вами тоже сделаем новые открытия, узнаем что - то новое, но чуть позже, а сейчас проверим, как вы выполнили домашнее задание.

III. Проверка домашнего задания.

Что вам нужно было сделать в этом упражнении? (Найти слова в )

Давайте вспомним, как определить падеж имён существительных?

По каким признакам вы находили существительные в творительном падеже? (вопросы кем? Чем?; предлоги: с, со, перед, под, над, за, между)

Зачитайте существительные в творительном падеже вместе с зависимыми словами или мы их называем словами – командирами. (Проверка – сигнальные карточки +, -)

Какими членами предложения являются существительные в творительном падеже

(второстепенными)

В каких падежах существительные тоже являются в предложениях второстепенными членами? (родительном, дательном, винительном)

В каком падеже существительное является главным членом предложения? (именительном)

А каким главным членом? (подлежащим)

IV. Каллиграфическая минутка

Выполнение показа, запись числа.

V. Словарная работа (словосочетания на доске)

И. п. Р. П. Д. п. В. П.

Написал ученик. Вышел из комнаты, подошёл к собаке, перешёл через дорогу, любуюсь

картиной.

А сейчас спишите словосочетания и определите падеж существительных, но чтобы написать эти словосочетания, вам нужно определить, на какую орфограмму пропущены буквы. (безуд гласные, непроверяемые ударением, т. е. словарные слова)

Проверка – сигнальные карточки +, -

VI. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Посмотрите на доску. Что вы заметили?

Какого-то падежа нет. Какого? (предложный)

Какова тема нашего урока?

VII. Формулирование цели и задач урока.

Определите задачи урока. (обратится к таблице на доске)

VIII. Построение проекта выхода из затруднения.

Составим маршрут нашего движения к новым знаниям.

Маршрут движения. (на доске)

Название падежа. Вспомогательное слово. Вопросы падежа. Предлоги падежа. Член предложения.

VI. Реализация построенного проекта.

1. - Работаем по 1 пункту маршрутного листа.

Я не случайно взяла эпиграфом к уроку слова. Именно дал название шестому падежу русского языка. В древнеславянском языке этот падеж называли воспитательным, потому что он призывал заботиться о ком-то. Затем его назвали местным, так как предложный падеж указывал на место действия.

Почему Ломоносов назвал этот падеж предложным?

Какое слово помогает отличить этот падеж от других?

2. Работа по учебнику.

Откройте учебники на с. 54. Найдите сведения, почему этот падеж называется предложным?

2. - Найдите ответы на пункты 2, 3 маршрутного листа, для этого в печатной тетради:

Работа с печатной тетрадью (с. 40, упр 86)

Подчеркните слова, называющие признаки имён существительных в предложном падеже.

VII. Первичное закрепление знаний.

Чтобы ответить на 4 пункт маршрута, поработаем по учебнику устно:

1.Работа по учебнику. (устно)

Найдите упражнение 97 на странице 54 учебника.

Определить падеж всех выделенных существительных и выписать предлоги, с которыми употребляются существительные в предложном падеже (при, в, на, об, о,)

2. Работа по учебнику

Прочитайте сообщение мудрой совы

Какие предлоги употребляются с именами существительными в предложном падеже?

Какого предлога не хватает? (во)

Теперь будем пользоваться такой таблицей, в которой указаны признаки всех 6 падежей.

Обратите внимание, почему с существительным отце употребляется предлог об, а с существительным матери - употребляется предлог – о?

VIII. Физкультминутка.

IX. Продолжение работы.

1. Работа в печатной тетради - в парах, проверим, кто хорошо запомнил признаки имён существительных в предложном падеже. с. 41, упр. 88

Найти имена существительные, стоящие в предложном падеже. Указать падеж и выделите предлоги.

Проверка: сигнальные карточки, если согласны«+», если не согласны – «-».

2. Разбор слов по составу.

Выделенные слова разберите по составу.

1ряд – холодном, 2ряд – полосатый, 3 ряд – скворушка (3 ученика у доски, проверка по доске)

3. Чтобы ответить на 5 пункт нашего маршрута поработаем в группах

Вам нужно составить предложения о том, кто и где живёт и найти в нём главные члены и посмотреть, являются ли существительные в предложном падеже главными членами или нет?

1 ряд - составить предложение о белке (Белка живёт в дупле)

2 ряд – о рыбе (Рыба живёт в воде)

3 ряд – о собаке (Собака живёт в конуре)

XI. Итог урока. Рефлексия.

Какие учебные задачи стояли на уроке?

Можете ответить на поставленные вопросы?

Сделаем обобщение: по маршрутному листу ответить на вопросы.

Если слово в Предложном падеже – обводите букву в столбике «да» – если другие, то «нет».

1. нырнул в воду о м

2. играют в воде о к

3. на морском берегу л п

4. отъехал от берега и о

5. скользят по воде ч д

6. в морской пучине е н

7. жить на острове ц й

Дети работают с тестом.

Что у вас получилось? (Слово молодец.)

Раз у вас получилось это слово, значит, вы хорошо потрудились на уроке и получили от урока награду, то есть новые знания. Ваши труды превращаются в оценки.

Выставление оценок.

Д/З: с. 41, упр. 89 (п), составить и записать 3 предложения, у имён существительных определить падеж, а ребятам 1 группы составить и записать ещё 2 предложения на эту тему.

УРОК № 41

Тема. Предложный падеж единственного числа со значением места

Цель: научить школьников правильно употреблять формы существительных в предложном падеже единственного числа, правильно писать окончания существительных в предложном падеже; воспитывать любовь к русскому языку.

Ожидаемые результаты: учащиеся правильно употребляют формы существительных в предложном падеже; правильно пишут окончания существительных в предложном падеже.

Оборудование: учебник, таблица “Окончание имен существительных в предложном падеже”.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

– Задание учащимся.

Выпишите имена существительные в предложном падеже, вставьте пропущенные окончания.

Заяц на обломк.. бревна. Еж остановился на тропинк.. . На площадк.. играли дети. На пригорк.. играли лисята. В планетари.. проводят интересные экскурсии.

– Какие возникли трудности при выполнении задания? Почему?

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

Проверка домашнего задания.

– Тренировочное упражнение.

Запишите существительные в дательном падеже. Обратите внимание на различие в окончаниях.

Мария – Марья, математика – история, Наталья – Наталия, Евгения – Елена, аллея – станция, страна – армия, фонетика – морфология.

– Работа с таблицей.

ОКОНЧАНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В ПРЕДЛОЖНОМ ПАДЕЖЕ

Некоторые существительные мужского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание, в предложном падеже имеют окончание – у (-ю): гулять в лесу, сидеть на краю, в том году.

– Тренировочные упражнения.

1. Запишите словосочетания, употребляя существительные в скобках в предложном падеже. Выделите окончания существительных в предложном падеже.

Спектакль в (театр), работа в (библиотека), ожидание на (станция), рассказ о (путешествие), врач в (поликлиника), повесть о (Мария), служба в (армия), работа в (поле).

2. Запишите существительные с предлогами в и на. Объясните правописание.

Образец: здание – в здании, на здании.

Башня, воспитание, акация, иллюстрация, батарея, аппарат.

3. Образуйте форму предложного падежа единственного числа с предлогами о, в / на.

Сад (о саде, в саду); нос (о носе, на носу); край (о крае, в краю); ветер (о ветре, на ветру); цех (о цехе, в цехе, в цеху).

IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

– Тренировочные упражнения.

1. Поставьте существительные в предложный падеж единственного числа. Обозначьте окончания. Объясните орфограммы.

Мес..ность, пас..бище, опас..ость, чес..ность, чу..ство, лес..ница, со..нце, праз..ник, сер..це.

2. Вставьте пропущенные окончания.

Побывать на побережь.., жить в город.., трудиться на фабрик.., играть на площадк.., учиться в школ.., отдыхать в лагер.., сидеть на лип.., найти на карт.., мечтать о собак.. .

3. Переведите с украинского языка на русский. Выделите окончания существительных в предложном падеже.

На дереві сидить маленька пташка. На вулиці було чудово. Підлога в кімнаті застелена килимами. На небі засітилися перші зірки. Ось на горбі нора.

– Работа с учебником.

Выполните упражнение: 403.

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

1. Повторить теоретический материал: § 36.

2. Выполнить упражнение: 405.

3. Составить 4 предложения со словами в предложном падеже.

VI. ИТОГ УРОКА

– Беседа с учащимися.

– Какая часть речи называется существительным?

– Как изменяются имена существительные?

– Назовите падежи русского языка. На какие вопросы они отвечают?

– Какие окончания могут иметь существительные в дательном и предложном падежах?

  • Предложения Со Словами В Предложном П



Схожі записи:

    II СЕМЕСТР УРОК 68 Тема. Закрепление изученного материала. Деление слов на слоги. Определение ударного гласного. Чтение звуковых схем слов. Построение словосочетаний, предложений по данной схеме...

    УРОК № 45 Тема. Имя числительное как часть речи. Развитие речи. Культура речи. “Искусство быть вежливым” Цель: дать сведения учащимся об имени числительном как части...

    II СЕМЕСТР УРОК 65 Тема. 9 мая. Усвоение новых знаний. Звуковой анализ, определение ударения. Составление связного высказывания о Дне Победы. Слушание рассказов о Великой Отечественной...

    УРОК № 49 Тема. Глагол. Значение глагола. Неопределенная форма глагола Цель: углубить знания учащихся о глаголе как части речи; познакомить учащихся с неопределенной формой глагола;...

    Цель: совершенствовать умение четвероклассников читать молча; развивать умение понимать содержание текста при чтении про себя; воспитывать культуру поведения. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА УРОКЕ I. Вводно-мотивационный...

    I СЕМЕСТР УРОК 7 Тема. Диалогическая речь. Правила поведения в диалоге (внимательно слушать, отвечать на вопрос, поддерживать беседу, уважать другие мнения). Воспроизведение прослушанных диалогов, составление...

    Приложение 4 ТЕКСТЫ ДЛЯ КОНТРОЛЬНЫХ УСТНЫХ И ПИСЬМЕННЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ ДОМАШНЯЯ БИБЛИОТЕКА Ровные ряды книг за стеклом вызывают у меня двойственное чувство. Книги словно дополнение к...

    ПРЕДЛОЖЕНИЕ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ УРОК № 49 Тема. Понятие об обособленных членах предложения. Интонация предложений с обособленными членами Цель: ознакомить учащихся с материалом об обособленных...

    Цель: совершенствовать умения учащихся составлять диалоги по заданному содержанию, оценивать по плану диалоги, составленные одноклассниками; воспроизводить диалоги в лицах; развивать диалогическую речь, логическое мышление; воспитывать...

    БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ УРОК № 44 Тема. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении Цель: углубить знания учащихся о бессоюзном предложении; научить расставлять знаки препинания, правильно использовать...

    ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА УРОК № 55 Тема. Повторение изученного о тексте, стилях и типах речи Цель: повторить изученное о тексте, стилях и типах речи, на...

    II СЕМЕСТР УРОК 54 Тема. Люби, береги природу. Заучивание стихотворений о природе со слов учителя. Составление реплик диалога по рисунку и словосочетаниям Цель: учить учащихся...

    УРОК № 1 Тема. Язык как развивающееся явление Цель: помочь учащимся воспринимать язык как развивающееся явление, дать необходимую информацию о старославянском языке и о роли...

    УРОК № 65 Тема. Относительные, отрицательные и неопределенные местоимения. Развитие речи. Культура речи. “Некрасивых цветов не бывает” Цель: закрепить знания учащихся по изучаемой теме, отработать...

    II СЕМЕСТ Р УРОК 65 Тема. Повторение и закрепление изученного материала по теме “Звуки и буквы. Слог. Ударение” Цель: повторить и закрепить изученный учащимися материал...

    I СЕМЕСТР УРОК 32 Тема. Развитие письменной речи. Письменный пересказ с опорой на данные сочетания слов Цель: учить учащихся сравнивать, анализировать тексты, правильно употреблять слова...

    I СЕМЕСТР УРОК 20 Тема. Семья. Составление диалогов (с опорой на вспомогательные материалы). Этикетные формулы, используемые в диалогах: “Спасибо!”, “Пожалуйста!”, “Не сердись, я нечаянно!”, “Извините!”...

    УРОК № 17 Тема. Тире между подлежащим и сказуемым Цель: познакомить учащихся с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым; развивать у них навык постановки...

    I СЕМЕСТР УРОК 10 Тема. Мы считаем. Игра “Что и сколько у меня в пенале”. Отдельные грамматические формы предлогов (без терминов): у, в, к, от...

    ТЕКСТ. ЛИНГВИСТИКА ТЕКСТА УРОК № 60 Тема. Составление текстов различных стилей и жанров (практическая работа) Цель: совершенствовать умения и навыки работы с текстом: извлекать и...

    УРОК № 21 Тема. Развитие речи. Культура речи. “Готовим и едим” Цель: развивать навыки чтения вслух, обсуждения прочитанного; провести грамматико-орфографическую, словарную работу; обогатить знания учащихся...

    УРОК № 4 Тема. Речевая деятельность*. Повторение сведений о тексте, стилях и типах речи Цель: повторить со школьниками сведения о стилях и типах речи, дополнить...

    ПРОСТОЕ ОСЛОЖНЕННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ОБРАЩЕНИЕ. ВВОДНЫЕ СЛОВА (СЛОВОСОЧЕТАНИЯ, ПРЕДЛОЖЕНИЯ) УРОК № 36 Тема. Однородные члены, соединенные неповторяющимися и повторяющимися союзами Цель: углубить знания...

    УРОК № 1 Тема. Добро пожаловать в мир русского языка Цель: дать учащимся общие сведения о русском языке как национальном языке русского народа; показать практическое...

    УРОК № 59 Тема. Словосочетания. Наблюдение за сочетанием слов в предложении. Выделение главного и зависимого слова. Смысловой вопрос к зависимому слову Цель: научить школьников определять...

    Цель: углублять знания учащихся о структуре текста, его основных частях; развивать умения определять составные части текста, а также их связь; воспитывать уважение к хлебу, любовь...

    УРОК № 13 Тема. Твердые и мягкие согласные, их произношение и написание Цель: дать представление о классификации согласных по принципу твердости, мягкости; научить четко понимать...

    УРОК № 2 Тема. Повторение изученного в начальной школе. Звуки и буквы. Значимые части слова; однокоренные слова. Орфограмма. Проверяемые и непроверяемые гласные и согласные в...

    УРОК № 53 Тема. Обособленные несогласованные определения Цель: углубить знания учащихся об обособлении определений; развивать у них пунктуационные навыки; воспитывать у детей любовь к русскому...

    СИНТАКСИС. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ. ДИАЛОГ УРОК № 5 Тема. Диалог. Знаки препинания при диалоге Цель: углубить знания учащихся о прямой и косвенной речи; ознакомить...

    УРОК № 27 Тема. Словообразование. Основные способы словообразования в русском языке. Анализ контрольной работы Цель: дать учащимся представление о способах словообразования в русском языке; ознакомить...

    УРОК № 1 Тема. Русский язык – государственный язык России и национальный язык русского народа. Место русского языка среди других языков в Украине Цель: дать...

    II СЕМЕСТР УРОК 46 Тема. Частичный анализ слов с опорой на их звуковые модели. Составление высказываний (2-3 предложения) с использованием наводящих вопросов Цель: совершенствовать у...

    СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ПРИДАТОЧНЫМИ ОБСТОЯТЕЛЬСТВЕННЫМИ УРОК № 23 Тема. Обстоятельственные придаточные предложения. Сложноподчиненные предложения с придаточными места Цель: углубить знания учащихся о сложноподчиненном предложении; научить...

    УРОК № 17 Тема. Буквы о, а в корнях слов (продолжение). Культура речи. Выражения уточнения мнения собеседника Цель: обучать орфограмме “Буквы о и а в...

    УРОК № 12 Тема. Морфемы русского языка. Основа и окончание Цель: развивать навыки выделения основы слова и разграничивания морфем; повторить изученный в 5 классе материал...

    УРОК № 42 Тема. Имя прилагательное. Значение прилагательных Цель: развивать умение учащихся распознавать имена прилагательные, согласовывать их с существительными; углублять знания о прямом и переносном...

    УРОК № 14 Тема. Согласные звуки, их произношение и обозначение на письме. Звуковое значение буквы г Цель: обучить школьников правильно произносить и передавать на письме...

    УРОК № 61 Тема. Местоимение как часть речи. Личные местоимения. Возвратное местоимение. Развитие речи. Культура речи. “Заветная поляна” Цель: дать учащимся представление о местоимении как...

    I СЕМЕСТР УРОК 2 Тема. Знакомство с учебником. Отработка формулы приветствия. Этикетные формулы, используемые в диалогах: “Здравствуйте!”, “Добрый день!”, “До свидания!” Цель: ознакомить учащихся с...

    УРОК № 8 Тема. Ударение. Развитие речи. Культура речи. “Что я люблю” (продолжение) Цель: дать понятие об ударных и безударных слогах, развивать навыки выделения ударных...

    Цель: углублять знания учащихся о значении слова; совершенствовать умения употреблять слова в речи; переводить словосочетания с украинского языка на русский, давать полные, с аргументацией, ответы...

    УРОК № 32 Тема. Развитие речи. Культура речи. “Народные Умельцы”. Подведение итогов изучения темы “Состав слова. Словообразование. Орфография” Цель: развивать и обогащать речь учащихся на...

    УРОК № 6 Тема. Диалектизмы. Работа над развитием и культурой речи. “Мальчишки и девчонки” Цель: дать учащимся представление о диалектизмах, показать сферу употребления этих слов,...

    УРОК № 47 Тема. Вводные слова, словосочетания, предложения. Знаки препинания при вводных словах, словосочетаниях, предложениях Цель: углубить знания учащихся о вводных словах, ознакомить школьников со...

    УРОК № 6 Тема. Звуки речи и буквы. Двойная роль ь. Разделительный ъ. Двойная роль букв е, е, ю, я Цель: развивать навыки учащихся различать...

    УРОК № 52 Тема. Обособленное согласованное определение. Знаки препинания при обособленных согласованных определениях Цель: углубить знания учащихся об обособленных определениях; развивать у них пунктуационные навыки;...

    I СЕМЕСТР УРОК 29 Тема. Слабая позиция гласных звуков в слове. Произношение слогов слабой позиции. Работа с орфографическим словарем. Развитие орфографической зоркости. Проверочная работа. Аудирование...

Что такое падеж, сколько падежей существует в русском языке и как правильно определить падеж у имён существительных? На эти и многие другие вопросы вы найдёте ответы в статье. Мы расскажем об особенностях склонения существительных по падежам, приведём наглядные примеры, научим определять падежную форму не только у склоняемых, но и у несклоняемых форм слов.

Что такое падеж существительных?

Падеж существительных в русском языке – это морфологический признак, обозначающий грамматическое отношение существительных к другим словам в словосочетаниях и предложениях. Падеж выражается системой противопоставляемых друг другу рядов форм существительных и является словоизменительным признаком.

Склонение существительных по падежам изучается в 4 классе.

Склонение существительных по падежам

В русском языке существует шесть падежей – один прямой (именительный) и пять косвенных. Изменение имен существительных по падежам осуществляется с помощью системы падежных окончаний (флексий).

Примеры падежей существительных в таблице :

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Падеж Вопросы к падежам Примеры существительных
Ед. число Мн. число
Именительный Кто? Что? Приятель , ветка , озеро Приятели , ветки , озера
Родительный Кого? Чего? Приятеля , ветки , озера Приятелей , веток, озер
Дательный Кому? Чему? Приятелю , ветке , озеру Приятелям , веткам , озерам
Винительный Кого? Что? Приятеля , ветку , озеро Приятелей , ветки , озера
Творительный Кем? Чем? Приятелем , веткой , озером Приятелями , ветками , озерами
Предложный О ком? О чем? О приятеле , о ветке , об озере О приятелях , о ветках , об озерах

Несклоняемые существительные не имеют падежных форм. У таких слов падежная принадлежность выражается не грамматически (через окончания), а синтаксически (через слова, с которыми они согласуются).

Примеры: новое пальто (И.п), мечтать о пальто (П. п), пришить пуговицу к пальто (Д. п.).

Как определить падеж у существительного?

Определить падеж существительного можно несколькими способами:

  • По окончанию слова (солнца – Р. п., отцу – Д. п., о грозе – П. п.);
  • Поставив к существительному вопросы (дорога (кто? что?) – И. п.; вареньем (кем? чем?) – Т. п.; о метро (о ком? о чем?) – П. п);
  • Определить падеж по словам, с которыми существительное согласуется в словосочетании или в предложении (заказать крепкий кофе – В. п., мечтать о новом велосипеде – П. п., белая кошка умывается – И. п.).

Падеж существительного – грамматическая категория, которая обозначает отношение этого существительного к остальным словам в словосочетании, предложении. Падежей в русском языке выделяют шесть, но их определение вызывает затруднения не только в начальной школе. Определить падежи существительных можно по характерным вопросам и значению, то есть по тому, для чего обычно применяется тот или иной падеж.

Рассмотрим вкратце все падежи.

  • Именительный падеж. Вопросы: «кто?», «что?». Может употребляться только без предлога и обычно служит для выражения подлежащего в предложении. Просыпается (что?) природа.
  • Родительный падеж. Вопросы: «кого?», «чего?». У меня нет (чего?) книги.
  • Дательный падеж. Вопросы: «кому?», «чему?». Я дал яблоко (кому?) сестре.
  • Винительный падеж. Вопросы: «кого?», «что?». Он смотрел (что?) фильм.
  • Творительный падеж. Вопросы: «кем?», «чем?». Мать любовалась (кем?) дочерью.
  • Предложный падеж. Вопросы: «о ком?», «о чем?». Этот падеж мы употребляем только с предлогами. Мы говорили (о ком?) о моем отце.
Итак, чтобы правильно определить, в каком падеже существительное, необходимо:
  • найти то слово, к которому существительное относится;
  • задать от найденного слова вопрос к существительному.
Теперь о различных значениях косвенных падежей (это все падежи, кроме именительного).
  1. Родительный падеж. Данный падеж употребляется и при именах, и при глаголах. Примеры приглагольного употребления:
    • для обозначения какого-либо объекта, на который действие распространяется только частично: принести хлеба («не весь хлеб, а немного, какую-то его часть»);
    • для обозначения прямого объекта действия, когда у глагола есть частица «не»: не читал книги (книга – объект действия);
    • для обозначения объекта – при глаголах, выражающих желание, достижение, удаление: просить решения, требовать ответа, лишиться покоя.
    В приименном употреблении родительный падеж применяется:
    • для выражения отношений принадлежности: музыка Чайковского, комната брата;
    • для обозначения субъекта, обладающего каким-нибудь признаком (ясность мысли – «мысль, которая ясна») или действующего (шум волн – «волны шумят»);
    • для обозначения объекта действия; действие при этом выражено существительным, образованным от глагола: отправка посылки. Глагол, от которого образуется существительное, должен быть переходным (т.е. действие переходит на объект): отправлять (что?) посылку – отправка посылки;
    • для обозначения некоторого количества: стадо овец, стакан воды.
    Если родительный падеж употребляется рядом с прилагательным в сравнительной степени, он обозначает предмет такого сравнения: ярче (чего?) солнца, больше (чего?) километра.
  2. Дательный падеж. Обычно этот падеж используется при глаголах (написать бабушке, помочь другу), но встречается и приименное употребление. Здесь дательный падеж выражает:
    • объект действия: помощь друзьям;
    • назначение: корм коровам («предназначен для коров»).
    Дательный падеж также применяется для обозначения субъекта в определенном состоянии. Матери не спалось. Девочке хотелось играть.
  3. Винительный падеж. Данный падеж в основном используется при глаголах. Он обозначает некий объект действия: любить (что?) осень. Однако он может употребляться и с некоторыми существительными:
    • для обозначения времени: ждать (что?) неделю;
    • для обозначения пространства: пройти (что?) километр.
    Бывает, что слова в именительном и винительном падеже пишутся одинаково, а вспомогательные вопросы к ним очень похожи. В парке рос (что?) клен. Ураган сломал (что?) клен. Клен – существительное с нулевым окончанием и не изменяется в именительном и в винительном падеже. Попробуйте подставить любое другое слово, у которого есть окончание, чтобы проследить за его изменением. В парке росла (что?) береза («-а»/ «-я» - окончание им. п.). Ураган сломал (что?) березу («-у»/ «-ю» - окончание вин.п.). Еще одно важное указание на падеж: перед нами предмет (клен), на который направляется действие (ломать). И еще: в предложении слово в винительном падеже играет роль дополнения (а не подлежащего, как в именительном падеже).
  4. Творительный падеж. Чаще всего встречается при глаголах и обозначает:
    • предмет, с помощью которого можно совершить действие: писать карандашом;
    • того, кто действует: текст написан школьником;
    • объект, на который направляется действие: руководить отделом;
    • признак: казаться красавцем;
    • пространство: пройти стороной;
    • способ действия: говорить басом;
    • сравнение: ходить петухом.
    Творительный падеж может использоваться с отглагольными существительными: руководство отделом, вышивка крестиком. Он может выражать и различные отношения: недовольный работой, обрадованный успехом.
  5. Предложный падеж. Данный падеж существует только с предлогами: о (об / обо), в (во), на, по, при. Если попробовать отбросить предлог, самостоятельной падежной формы не получится: брате. Слову явно чего-то недостает – это предлог «о». В других падежах слово «брат» вполне самостоятельно: приехал брат, слова брата, сказал брату, вижу брата, сделано братом.
    Предложный падеж в сочетании с глаголами выражает:
    • объект мыслей, чувств, действия, речи, состояния: думать о прошлом, заботиться о дедушке, говорить о каникулах;
    • место действия: бродить по полю;
    • время действия: приехать в ноябре;
    • предмет, позволяющий совершить действие: играть на скрипке;
    • способ действия: передавать на словах;
    • образ действия: закричать в ярости.
    Существительное в предложном падеже обычно соседствует с существительными, образованными от глаголов: встреча на дороге, плавание в бассейне, игра на скрипке. Данный падеж может обозначать и признак или качество: мальчик в очках, куртка на меху.
При определении падежа могут возникать некоторые трудности. Но если запомнить вспомогательные вопросы и усвоить признаки, характерные для каждого падежа, его определение станет несложной задачей.