Пак пок. Алексей Лаптев: Пик, Пак, Пок

Алексей Михайлович Лаптев писал не просто стихи для детей. Вместе с иллюстрациями они составляют целые книги игр и загадок. Что нарисовал на полу котенок перепутанными нитками? Где потерял краски суслик? Чтобы ответить на вопрос стихотворения, нужно очень внимательно рассмотреть картинки, полные смешных и интересных деталей. Самых маленьких читатели книги порадуют стихи про таких же малышей, как они сами - маленького мышонка, который случайно прилип к грибу и зовет маму, про совсем взрослого цыпленка, которому исполнилось (уже!) три дня, крошечного птенчика, который хочет пить, и храбрецов-утят, которые никак не решатся напасть на жука. Можно и посмеятьсянад жадноватыми или хвастливыми, трусливыми или глупыми героями, и сделать кое-какие полезные выводы для себя. В этой книге собрана целая коллекция жанров, понятных даже самым маленьким. Вот пьеска Песенка -всего четыре строчки, но зато по ролям. Вот Жадный мишка -практически комикс для малышей, по картинке к каждой строчке. А в истории про глупого лисенка картинки без текста - придумай-ка сам сказку, малыш!

Издательство: "Мелик-Пашаев " (2015)

Попробуйте быстро произнести: Пик, Пак, Пок. Эти короткие упругие словечки прыгают с губ, как маленькие мячики. Сразу становится весело. Повторять «пик-пак-пок» можно сколь угодно долго - на скорость, громко и шепотом. История в стихах про трех пингвинов на этом и построена:

Жили-были три пингвина:
Пик, Пак, Пок.

Вместе ели, вместе пили
Пик, Пак, Пок.

И т.д.
Так что с какого-то момента это ответственное дело - «пик-пак-покать» - можно поручить ребенку.
Если бы вас с малышом застал за чтением этой книжки логопед, он пришел бы в восторг от увиденного. Ведь вы, с его точки зрения, не просто читаете ребенку, а занимаетесь с ним логопедической гимнастикой - отрабатываете звуки, укрепляете речевой аппарат. В данном случае, звуки «п-пь» и «к». Да еще и в сочетаниях с разными гласными.
Подобных «упражнений» на разные звуки в книге множество. Они могут быть полезны и малышам, недавно научившимся говорить, и будущим первоклассникам. Ведь первое, что потребуется от них на букварных уроках, - различать и называть звуки в словах.
Но, конечно, было бы неправильно рассматривать чудесную книгу Алексея Лаптева исключительно с позиций «речевой гимнастики».
А юмор? Все стихи в книге - маленькие истории. Каждая история строится вокруг действия, которое совершает или пытается совершить персонаж.

Посмотри-ка на меня:
Мне исполнилось три дня.
Я теперь наверняка
Одолею червяка.

Комизм ситуации раскрывается в картинке: малюсенький цыпленок придавил лапкой червяка, который в два раза длиннее его самого (так что все-таки есть некоторое сомнение, что цыпленок его одолеет). При этом цыпленок адресует свое хвастовство не кому-то вообще, а маленькому щенку, который смотрит на него сверху вниз с явным сомнением.
Коротенькие, простые и по ритму, и по рифмам стихи Лаптева очень напоминают считалки и легко запоминаются. Но в сочетании с картинкой они приобретает новый, дополнительный смысл. По отношению к картинке стихотворение - один из важных, но все-таки эпизодов истории. Нарисованная история длиннее и сложнее своей текстовой «версии». И так же, как стихи могут быть самодостаточными, так и картинки можно рассматривать, опуская текст. По ним можно придумывать свои истории. А можно сначала рассмотреть картинку и высказать предположение, о чем будет рассказано в этой истории.
В книге есть истории в картинках, которые построены как комикс: текст в них играет подчиненную роль, хотя и добавляет выразительные штрихи к «повествованию» в целом. Так что эта небольшая книга еще и разножанровая.
У Лаптевской книги есть еще одно достоинство: ее можно читать и рассматривать с детьми разных возрастов. Естественно, с ребенком каждого возраста - по-своему.
Например, она подходит для «чтения» с малышами, которые только учатся говорить. Все картинки Лаптева нарисованы на белом фоне, поэтому главное на них - персонажи. Каждая лягушка, каждый цыпленок имеет выраженные контурные очертания. Ребенок легко «схватит» глазом нарисованного героя, сможет показать его лапки, глазки, клювик (носик). Персонаж непременно что-то делает, и это движение тоже можно назвать: вот ежик трогает яблоко лапкой, вот ежик прислонился к яблоку спинкой, вот ежик прицепился иголками к яблоку. Вот птенчик открыл клюв. Вот овечка упала и т.п.
Кроме того, в книге есть история про пятьдесят зайчат. К ней нарисовано много-много зайцев, каждый из которых занят своим делом. Называть, кто из них чем занят, - прекрасное упражнение для совсем маленьких, да и для тех, кто постарше.
Ну, а года в три-четыре можно будет включиться в игру, которую предлагает автор:

На картинку погляди
и найди:
…Плясуна и прыгуна,
Бегуна и крикуна.
Футболиста,
Гармониста,
Гитариста,
Хоккеиста…

Столько названий разных занятий вы не найдете ни в одной книге - разве только в словаре. (Ну, может, еще у Хармса: чиж-поломойка, чиж-судомойка…)
Если выучить это стихотворение перед собеседованием в престижную гимназию, успех обеспечен.
Кстати, составление рассказа по картинкам тоже входит в тестовые задания собеседования.
А еще эта книга - находка для начинающего читать ребенка.
В общем, цены ей нет, этой книге с веселым названием «Пик, Пак, Пок».

Марина Аромштам

Всем хорошего дня!

К сожалению, бывает так, что начитаешься положительных отзывов на какую-то вещь, покупаешь её себе и понимаешь, что своей покупкой ты в-общем-то разочарован. Так случилось у нас с книгой "Пик, Пак, Пок".

Итак, книга издательства "Мелик-Пашаев", в твёрдом переплете, листы офсетные, размер А4, толщина около 1 см.


Представляет собой сборник иллюстраций Алексея Лаптева с его же подписями, стихами.

Некоторые из стихов, видимо, уже стали народными. Вот этот встречала на просторах интернета, и там предлагалось делать под него пальчиковую гимнастику.

Иллюстрации приятные, веет от них детством, подписи все в тему, ничего лишнего. Все иллюстрации не яркие, в приглушенных тонах.

И всем эта книга вроде хороша, но... На ребенка моего она не произвела никакого впечатления. Я ему её и так и этак, а он просто не хочет её ни смотреть, ни слушать.

Единственное, что мы там рассматриваем и читаем - это странички с зайчатами. И то, без особого энтузиазма.

Возможно, мы просто пока ещё не доросли до этой книги, отложу пока, попробую позже предложить.

Но лично мне не нравятся две вещи. Первая, это формат. Даже правильнее сказать, соотношение рисунок - формат. Выше страничка с зайчиками, зайчата мелкие, на страничке их много. Смотрятся они нормально. Но, например картинка ниже. На фото она выглядит ничего так, но в реальности картинка просто расплывается на листе. Был бы формат поменьше, было бы лучше. А так смотришь и видишь сначала просто какое-то цветное пятно и пока его соберешь в одну картинку...

И не нравятся ещё некоторые произведения, например ниже, своим содержанием. Вроде ничего особо серьезного нет, но мне не хочется такое показывать ребенку. По-моему сейчас итак предостаточно дурных примеров.

В целом мое мнение, что эта книга в большей степени рассчитана на родителей, бабушек и дедушек, чем на детей. Все мы дети своего времени, и то, что подходило нам, не всегда подходит нашим детям. Как ни банально звучит, времена меняются.

  • детям, но в том случае, если у вас уже все прочитано-перечитано. Не как одну из основных книг, а как дополнение ко многим. Мне кажется, мой ребенок ни капельки не пострадал бы, если бы этой книги у нас не было.
  • родителям, чтобы поностальгировать и погордиться, что у вас в коллекции есть такая редкая книга).

Спасибо за прочтение! Хороших Вам книг!