Икона сицилийская дивногорская. Икона божией матери сицилийская или дивногорская

Наша страна изобилует местами, неповторимыми по красоте, с дивными пейзажами, архитектурными ансамблями и современными постройками в стиле хай-тек.

Расскажем об одном из них, прекрасном и не забываемом уголке России – сказочном Дивногорье — это слово завораживает и звучит как музыка.

Вы сторонник активного отдыха?

Это место создано для вас!

Здесь, вдали от цивилизации, вы сможете насладиться восхитительными памятниками древнего зодчества, вдохнуть полной грудью вольного степного воздуха и пряного запаха полевых трав.

Где находится этот сказочный уголок?

Дивногорье – это современная сказка, которая находится в Лискинском районе Воронежской области . Своим названием оно обязано меловым столбам, называемым местными жителями «дивами», что означает чудо.

Дивногорская сказка расположена на расстоянии 10 км от центра города Лиски, на правобережье могучей реки Дон.

Музей был основан 1988 году, а позже ему был присвоен статус заповедника.

Природный музей раскинулся на территории, превышающей 1100 гектаров.

Большую часть территории музея под открытым небом занимают меловые отложения.

Здесь располагаются единственные в своем роде – пещерные меловые церкви , основанные в 17 веке.

Ежегодно в туристический сезон сюда пребывает свыше 60 тысяч туристов со всех уголков России, ближнего и дальнего зарубежья.

Зимой в Воронежской области выпадает большое количество осадков, посещать экскурсии становится неудобно, поэтому туристический сезон в Дивногорье открывается в мае и заканчивается в октябре.

Как добраться до природного музея и сколько километров от Воронежа

Прежде чем приехать в Дивногорье, и приступить к осмотру археологических памятников, церквей и мужского монастыря, расположенных на территории заповедника, нужно знать, как сюда добраться.

Первоначально прибываем в город Воронеж , от которого на расстоянии 150 км находится наш конечный пункт – хутор Дивногорье .

Информация о том, как добраться до намеченного пункта из Воронежа до хутора Дивногорье:

1. Как доехать на машине

2. Как доехать автобусом

С одной пересадкой по маршруту Воронеж-Лиски-Дивногорье.

  • Сначала едем Воронеж-Лиски.

Автобус отправляется с Центрального автовокзала Воронежа (от ж/д вокзала Воронеж-1 можно доехать на автобусах — №№ 67 А, 13 Н, 121, маршрутное такси- 37 А, 49 Б).

Поездка займет по времени – 2ч.25 минут, стоимость билета – 153 рубля.

  • Пересадка на автобус Лиски-Дивногорье

(автобус отправляется с привокзальной площади). Поездка займет по времени – 1 час 30 минут, стоимость билета – 130 рублей.

3. На электропоезде по маршруту Воронеж — Лиски — Дивногорье

  • Электропоезд до станции город Лиски, стоимость билета-174 рубля, время в пути – 2 ч. 17 минут
  • Пересадка в городе Лиски, выход на платформе 143 км — стоимость — 90 рублей, примерно 30 минут.

Следует помнить! В этих местах встречаются гадюки, но к реке они не спускаются, поэтому заранее продумайте форму экипировки. Одежда и обувь должны быть закрытыми.

Главные достопримечательности Дивногорья

На территории музея-заповедника находятся:

  • Церковь Сицилийской иконы Божьей Матери
  • Храм Иоанна Предтечи
  • Церковь Дивногорская-3
  • Свято-Успенский Дивногорский монастырь (17 век).

Также здесь располагается археологический памятник древней культуры, так называемое Маяцкое городище, вернее то, что от него осталось – крепостные руины и могильник.

На фоне природных явлений были образованы Меловые столбы, которые подразделяются на Большие и Малые Дивы , которые находятся в 3 километрах друг от друга.

Большие дивы

Пещерные храмы, вырубленные в скальных породах, являются главными достопримечательностями уникального музея.

Сицилийская икона Божьей Матери

Храм Сицилийской иконы Божьей Матери, располагающийся в Больших Дивах, был вырублен иноками прямо в скале. Он датируется 17 веком, выполнен храм из двух ярусов, также в нем имеются обводная галерея и алтарь.

Древнее предание гласит, что эта чудотворная икона остановила вспышку холеры в этом селе.

Из-за влажного климата в пещере, Сицилийская икона Божьей Матери доставляется в церковь только в дни богослужений, а постоянно в ней выставлена копия иконы.

Церковь Иоанна Предтечи

В меловых отложениях Малых Див располагается Церковь Иоанна Предтечи. Согласно легенде, основателями этого храма стали греческие монахи Ксенофонт и Иоасаф.

Впервые церковь упоминается в середине 17 века.

Поблизости от церкви в меловом столбе-останце вырублена колокольня.

Снаружи храм Иоанна Предтечи выглядит, как скала, облицованная меловыми блоками, в ней имеются: галерея для совершения крестного хода и алтарь. Архитектура внутрицерковных помещений, напоминает псевдоготический стиль.

В 1998 году церковь вошла в состав Дивногорского мужского монастыря.

Следующая пещерная церковь именуется Дивногорская-3 .

Это недостроенная церковь, расположенная на горе Шатрище.

Она входит в музейный комплекс Дивногорье, но совершить экскурсию в пещеру могут только туристы, обладающие альпинистскими навыками и знаниями.

Совет. При посещении храмов, расположенных в скальных породах, советуем взять теплые вещи, там достаточно прохладно, даже в самый жаркий день.

Маяцкое городище и некрополь

Кроме упомянутых храмовых архитектурных сооружений, посетите Маяцкое городище, в состав которого входят гончарные мастерские крепость и древнее поселение с некрополем.

Где остановиться

У отдыхающих очень популярен отдых в палатках, на берегу реки Тихая сосна, где можно искупаться, позагорать, заняться рыбалкой, насладиться целебным воздухом и ночными трелями птиц и цикад.

Туристы, предпочитающие комфортабельное проживание, могут остановиться в городе Лиски в частном секторе или в гостинице.

Стоимость суточного проживания в частном секторе от 500 рублей, в гостинице за сутки вы заплатите за одноместный номер от 900 рублей.

Для автомобилистов имеется платная автостоянка у здания администрации музея-заповедника.

Если вы планируете, палаточный отдых с пикником, заранее запаситесь продуктами и питьевой водой в Лисках.

В Дивногорье действует летнее кафе и работает продуктовый магазин.

Какие сувениры можно прикупить

Туристам, приехавшим на экскурсию в музей-заповедник непременно захочется привезти памятные сувениры, напоминающие о посещении этого уникальнейшего места.

В сувенирной лавке природного заповедника, можно приобрести колокольчики с изображением храмов и монастыря Больших и Малых Дивов, выполненных из керамики.

Гончарная мастерская изготавливает кружки с клеймами мастеров, по подобию старинной утвари, которой пользовались жители, жившие в этих местах задолго до нас.

Образцы этой продукции также представлены в сувенирной лавке и охотно покупаются туристами.

". Вместо привычных фотографий я предлагаю вам отправится в виртуальный тур. Оглядеться на месте, рассмотреть мельчайшие детали на все 360 градусов вокруг, затем перейти в следующее помещение, а потом еще в одно и так далее.

Церковь Сицилийской иконы Божией Матери, пожалуй, самая известная достопримечательность Воронежской области, а уж среди пещерных храмов она точно самая популярная. Несколько её фотографий снаружи я прошлой зимой. Туда водят экскурсии, там есть электричество и принадлежит она не РПЦ, а архитектурно-археологическому музею-заповеднику «Дивногорье». Впрочем, в дни памяти Дивногорской (Сицилийской) иконы Божьей матери (5 февраля и 14 июля) в ней всё же проводят службу. Но речь не об этом. Никто не будет отрицать исторической и архитектурной ценности этого места, а поэтому приглашаю всех желающих под кат, чтобы узнать немножко исторических подробностей, технических нюансов и, конечно же, осмотреть это величественное сооружение.


Пещерный храм Сицилийской иконы Божией Матери расположен на высоте около 30 метров над остановочной площадкой электропоездов «143 км» в Лискинском районе Воронежской области. В литературно-архивных источниках известен с 1831 г. – года обретения над входом в церковь Сицилийской иконы Божией Матери (об этом чуть ниже). Данный пещерный комплекс имеет два яруса. На первом храм с алтарем и галереей «крестного хода», а на втором, отделенным лестничным пролетом в 27 ступеней, несколько хозяйственных комнат. Архитектурной особенностью пещеры являются стасидии, свойственные старинным пещерным храмам и восходящие к традициям и обычаям афонских монахов. Это крупные ниши с полукруглым верхом, которыми почти от пола прорезаны стены в длинной галлерее, длина которой составляет 95 метров. Современное архитектурное оформление пещер сложилось к середине 19 века, но существует гипотеза о том, что отдельные участки пещеры гораздо старше. Форма и устройство упомянутых стасидий говорит о том, что, скорее всего, здесь в древности существовал крупный православный монастырь. В похожих стасидиях других пещерных монастырей находили «сложенные кости человеческие… не обретено только черепов ». По древнему обычаю афонских монахов, «ровно через три года после смерти инока открывают его могилу; кости собирают в отдельное помещение, а черепы разбираются иноками к себе в келии или складываются особо ». Как бы то ни было, документальных подтверждений этому нет и летопись храма, как я уже сказал, ведётся только с 1831 года.

02 . Рисунок Е.Л. Маркова, конец XIXв.

В 1856 году пещеры Больших Див были поручены в ведение Дивногорского монастыря, о котором я расскажу в следующий раз. В Советское время его интерьеры были в значительной степени разрушены: утрачен центральный фасад, в галерее крестного хода имелись завалы, стены исписаны многочисленными надписями. Восстановление храма началось одновременно с его музеефикацией. Привлеченная директором М.И. Лыловой группа спелеотуристов под руководством Э.В. Гольянова в июне–августе 1987 г. провела обмеры столба-Дивы, установила опору для поддержания скального массива, который дополнительно закрепили металлическим тросом. С образованием музея-заповедника «Дивногорье», вначале как филиала Воронежского областного краеведческого музея, а с 1991 г. как самостоятельного учреждения, были начаты плановые работы по укреплению и реставрации храма, которые проводились горными инженерами из Эстонии (Институт горного дела им. А.А. Скочинского). Кстати, именно на базе памятников Дивногорья была разработана специальная методика реставрации пещерных меловых церквей, поскольку до этого на территории страны аналогичных работ не проводилось. Восстановленный храм в 1991 г. был освящен митрополитом Воронежским и Липецким Мефодием.

03 . Ниже привожу приблизительную план-схему пещеры (авт. В. Стёпкин). Красными точками я отметил места, где снимал панорамы для виртуального тура. Можно было бы встроить схему непосредственно в тур, но поскольку времени на съёмку было мало (спешили, кстати, в Дивногорский монастырь) и получилось снять только основные, на мой взгляд, участки пещерного комплекса, то я планирую когда-нибудь вернуться и доснять алтарную часть, галлерею, трапезную и так далее. Вот тогда-то, как только я расширю тур, чтобы зритель не заблудился, и внедрю план-схему, показывающую текущее положение просмотра.

Немного архитектурных особенностей. Шесть массивных прямоугольных пилонов и промежуточные квадратные опоры строенных арок делят храм на пять зон: наиболее крупная восточная часть главного нефа; его средний наименее значительный участок; притвор на главной оси; два боковых нефа. Клиросы вписываются в прямоугольное пространство храма, врезаясь в восточную пару пилонов. Алтарь напоминает алтари наземных церквей, объединяющие полукруглую апсиду с прямоугольными объемами жертвенника и дьяконника по сторонам. В связи с этим они ориентированы поперек главной оси храма. Примечательна и строго симметричная пирамидальная композиция из пяти ниш разной формы и высоты в алтарной апсиде. В прошлом алтарь был по традиции отделен от храма двухъярусным иконостасом.

Второй этаж имеет три небольших помещения – жилое, иногда рассматриваемое как «кухня» (в комнате имеется дымоход и окно), т.н. «трапезную» и прямоугольную камеру у самой лестницы. С второго этажа так же имеется собственный выход на поверхность.

На первом ярусе в ходе реставрационных работ под музейные нужды было отведено два небольших помещения. Во-первых, северо-западный участок крестного хода был перекрыт глухими дверьми. Сейчас там расположена сейсмологическая установка. Во-вторых, в привходовой части было отгорожено помещение для установки распределительного электрического щита. И не зря. В 2011 году в пещерном храме приглашенными специалистами, профессионально занимающимися освещением пещер в Европе, была создана художественная дистанционно-управляемая система освещения. Сотрудникам международного проекта Cave Lighting было не впервой работать со сложным температурно-влажностным режимом. Ими был разработан и в апреле–мае 2011 г. воплощен проект художественного освещения всего мелового храма, включая фасад. Для внутреннего освещения был даже прописан световой сценарий, в соответствии с которым храм разделен на 7 зон, включение освещения которых работает не только автономно, но и дистанционно. То есть экскурсовод может делать световые акценты с помощью пульта управления. Одновременно был разработан сценарий музыкального сопровождения экскурсии. При участии наместника Дивногорского монастыря отца Максима (Лапыгина) было подобрано 5 саундтреков из репертуара хора Свято-Успенской Святогорской Лавры. Для этого также специалистами Cave Lighting была установлена влагозащищенная акустическая система. Экскурсовод с помощью пульта управления может выбирать то или иное духовное песнопение и регулировать громкость звучания.

Вот, собственно, и всё, что я хотел вам рассказать об истории и устройстве этого пещерного комплекса, прежде чем вы виртуально по нему прогуляетесь. Впрочем, я обещал еще вкратце рассказать об иконе, обретенной на стене Дивы. Дык вот, предание гласит, что Сицилийская икона была принесена в Россию из Сицилии старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что родом они были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Считается, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону. Они же, как уже все поняли, и основали Дивногорский монастырь. В ходе ликвидации монастыря в 1786 г. икона исчезла и о ней местное духовенство "вспомнило" только через 45 лет, как раз в 1831 году, когда в Воронежской области началась эпидемия холеры. По легенде икона явилась во сне старице Екатерине, жительницы города . Владычица повелела взять её икону в Дивногорском монастыре и совершить с ней молебен. Икону нашли как раз на меловом столпе в 3 км от монастыря. После молебна жители Коротояка обошли с иконой крестным ходом весь город и через 2-3 дня эпидемия прекратилась. Такие дела. В основании же Дивы нашли вход в пещеру, о которой я вам уже столько всего рассказал. С иконы же было сделано несколько списков. Один из которых дошел до наших дней и сейчас является единственным экспонатом храма. Для него даже предусмотрена герметичная витрина с подсветкой. Впрочем, увидите сами... И не забывайте открывать тур во весь экран (кнопочка внизу слева)!

Если вдруг тур у вас не отображается, попробуйте

Религиозное чтение: молитва сицилийской иконе божией матери в помощь нашим читателям.

Молитва Божией Матери перед Ея иконой, (икона Божией Матери «ДИВНОГОРСКАЯ (СИЦИЛИЙСКАЯ)»)

икона Божией матери «ДИВНОГОРСКАЯ (СИЦИЛИЙСКАЯ)»

Икона БогоМатери названа по месту своего прославления – Успенскому Дивногорскому монастырю в бывшем Острогожском уезде Воронежской губернии. Местность эта называется Дивными горами из-за удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам. Второе название иконы связано с преданием о том, что в Россию она попала из Сицилии.

В 30-е годы ХХ столетия Успенский монастырь был полностью разорён, но чудотворная икона была спасена верующими людьми. В 1996 году, когда монастырь стал возрождаться, образ вернулся в обитель. Многочисленные исцеления от чудотворного образа послужили тому, что Сицилийскую икону в народе стали называть «Исцелийской».

Посетители, находящиеся в группе Гости , не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Икона Богородицы Дивногорская-Сицилийская

Дивногорская-Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Молитва ко Пресвятой Богородице пред Ее иконою Сицилийская или Дивногорская

Понравилось: 1 пользователю

  • 1 Запись понравилась
  • 0 Процитировали
  • 0 Сохранили
    • 0 Добавить в цитатник
    • 0 Сохранить в ссылки

    Ответ на комментарий Alisia1

    Добрый день Наташа, хорошего тебе настроения!

    Спасибо и тебе того же желаю.Прям напасти одни,снова болею,сегодня легче стало.

    Ответ на комментарий Alisia1

    Болеть в наше время накладно, так что выздоравливай!

    Ответ на комментарий дедушка-разбойник

    Это точно.)))одно из двух или быстро выздоравливай или быстро помирай))))

    Икона Сицилийская или Дивногорская

    Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко-византийском, а не романском стиле. В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

    Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию? Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию.

    Ныне этот чудотворный образ находится в Дивногорском Успенском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием, и ее почти весь год носят по городам и селениям. Каждый год 1-го июля бывает крестный ход с ней в г. Коротояк, где она пребывает до 14-го августа.

    Из многочисленных чудес, бывших от Дивногорской иконы Божией Матери, особенно памятен для воронежцев случай, бывший в 1831 году, когда по молитвам перед этой иконой прекратилась в губернии холера.

    В 1831 году в Коротояке, как и по всей России, бушевала эпидемия холеры. На одном из меловых столбов Больших Див, по откровению Богоматери одной благочестивой женщине, была обретена Чудотворная Сицилийская икона Божией Матери. Екатерина Илларионовна Коломенская жила в г. Коротояк. Ей во сне явилась Царица Небесная и повелела взять Ее икону из Дивногорского монастыря и помолиться перед ней. «Если не возьмете иконы, то все помрете». Старица та утром пошла в соборную церковь и рассказала народу об увиденном. Народ поверил сновидице, зная ее благочестивую жизнь.

    Испросив благословления местных пастырей, многие из жителей Коротояка двинулись в тот же день 1 июля (по старому стилю) в Дивногорский монастырь просить виденную во сне икону. Объяснив причину своего прихода в монастырь, коротоякские жители просили настоятеля иеромонаха Анфима выдать им икону, виденную во сне. Но таковой иконы не оказалось в монастыре. Коломенская глубоко верила в истинность своего сновидения. Она не отступала и просила разыскать икону. Настоятель и братия созвали всех, находившихся в монастыре, спрашивая об иконе. Один престарелый служитель именем Андрей, человек благочестивый, живший еще в Вознесенском Коротоякском монастыре и в свободное время приходивший в Дивногорск, когда тот еще был приписною церковью к слободе Селявной, сказал, что видел на меловом столбе, что при дороге на Острогожск, древнюю икону. Сновидица и все пришедшие с нею поспешили к указанному столбу. Не доходя до столба, сновидица издали увидела икону и указала на нее, сказав, что это тот самый лик, в каком являлась ей Божия Матерь во сне.

    Все с великой радостью устремились к столбу. Икона была глубоко врезана в столбе, а в монастыре по недавности открытия едва ли можно было отыскать лестницу надлежащей длины, да и до самого монастыря было не близко, поэтому один из пришедших начал ползком взбираться на крутизну горы. Схватившись левою рукой за столб, правою коснулся иконы, и икона тотчас сдвинулась со своего места, в коем с древних лет стояла неподвижно, и, он, взяв икону на руки. Снес ее вниз без всякого затруднения. Несмотря на то, что с этой горы и без ноши человеку невозможно идти, а спускаться ползком (место обретения иконы было в тот момент незаселенным, так как хутор Дивногорский появился только в начале XX века. Вследствие этого столь долго икона могла оставаться забытой).

    После совершения молебна перед иконой и крестного хода по улицам города, холера в Коротояке прекратилась. Образ прославился многочисленными исцелениями и получил название в народе Исцелийского. Он стал одной из главных святынь Дивногорского монастыря. В честь нее был освящен алтарь пещерной церкви в Больших Дивах.

    Икона пользовалась такой популярностью, что много месяцев в году отсутствовала в обители, находясь поочередно в Коротояке, Острогожске, Алексеевке, Боброве, избавляя их жителей от эпидемий, пожаров, засухи.

    Не менее замечательно и другое чудо, совершившееся в 1863 году. Имеется в виду чудесное исцеление от этой иконы государственной крестьянки слободы Бутурлиновки Бобровского уезда Воронежской губернии, Евдокии Ивановой Сумерниной. Приведем то, что она сама рассказывала верующим о своей болезни и исцелении от нее.

    Через пять лет после того, как она вышла замуж, она стала страдать лихорадкой, и эта болезнь не покидала ее около 15 лет. Однажды представилось ей во сне, будто бросилась ей в лицо кошка. На котором году от начала болезни это было, она не помнит. Больная проснулась от испуга и, почувствовав сильную жажду, устремилась к ведру с водой, стоявшему в той же самой комнате, где она спала. Однако сколько она ни пила воды, все же жажды своей утолить никак не могла. С этого времени она стала пить необыкновенно много воды; бывало так, что вода ртом и носом у нее лилась обратно, но жажда не прекращалась. Постепенно лицо ее и все тело стали опухать и, наконец, сделались блестящи, как стклянка. Она вся отяжелела. Есть ей ничего нельзя было, потому что все ей было противно. Не раз больная была приговорена врачами к смерти и напутствована Св. Тайнами.

    К этой болезни у нее присоединилась еще другая – боль зубов. Следуя совету некоторых, она решилась дозволить вырвать у себя больной зуб. Но когда это сделали, рот у нее перекосило, левый глаз повредился и все лицо изуродовалось. Вместе с тем и боль усилилась до нестерпимости.

    Перенося эти ужасные страдания в одиночестве, она однажды вечером припомнила свою покойную мать, которая ей очень часто говорила одни и те же слова:

    – Дочка! Что бы с тобой ни случилось, всегда прибегай к Царице Небесной, Божией Матери. Она тебе во всем поможет. Она от всякого несчастья избавит.

    Припомнив это наставление своей матери, она тотчас же встала и пала пред висевшей в ее комнате на стене иконой Богоматери. Долго со слезами и почти до полного изнеможения она молила Царицу Небесную об избавлении от мучительной болезни. Она не помнит, каким образом ей удалось вернуться в постель и крепко заснуть.

    В эту ночь во сне она увидела, будто ходит по каким-то высоким меловым горам между большими столбами; потом она очутилась в какой-то пещере, из которой не находила никакого выхода, пока одна неизвестная черница не взялась ее оттуда вывести и не указала ей дверь. Но лишь только больная наполовину отворила эту дверь, как на противоположной стене представившейся ей комнаты она увидела образ Богоматери, который был весь в сиянии, богато украшен и весь в цветах. Изумленная и обрадованная, она не могла идти дальше. Черница, стоявшая за ее спиной, указывая на икону, сказала ей:

    – Проси Дивногорскую Владычицу.

    Видение кончилось, и больная проснулась. Все мельчайшие подробности его живо сохранились в ее памяти, и она после не могла припомнить только одного: того, как черница назвала виденную ей икону. Сколько она ни спрашивала людей, где есть такая икона Богоматери, какую она видела во сне, никто ей сказать этого не мог; и куда она ни ходила с намерением отыскать ее, нигде, однако, не находила.

    Идя однажды в Великоархангельскую слободу, где было освящение иконостаса, с надеждой увидеть там явившуюся ей во сне икону Божией Матери, больная случайно встретилась с одной Бутурлиновской черницей и рассказала ей на пути как о своем видении во сне, так и о долгих, но безрезультатных поисках виденной во сне иконы. Черница, выслушав ее, сказала:

    – Иди ты в Дивногорский монастырь; там ты найдешь и виденную тобой во сне местность, и явившуюся тебе икону Царицы Небесной. Я там была и все там видела, о чем ты мне теперь рассказала.

    Приняв совет черницы, больная к празднику Успения Богородицы, вместе с другими жителями слободы Бутурлиновки, отправилась в Дивногорский монастырь помолиться. Приближаясь к монастырю, она с удивлением стала замечать сходство данной местности с той, которую видела во сне: до мельчайших подробностей все было сходно.

    «Когда же я, – приводим собственные слова исцеленной, – подошла к иконе Царицы Небесной, стоявшей в меловом столпе, я вся затряслась, обомлела и с места переступить не могла. Икона была точно такая, какую во сне я видела и которую столь долго искала. Пала я пред Царицей Небесной, обрадованная, – в Ней я видела избавление свое от многолетней тяжкой болезни. Служили молебен Царице Небесной; после молебна я приложилась к иконе и в то же время почувствовала облегчение от болезни: сильная боль головы и глаза унялась, шум и стреляние прекратились, глазом я могла видеть ясно, челюсти сошлись и стали на своем месте, говорить стала я свободно, лицо исправилось. От несказанной радости я не помнила себя, – облитая слезами, я отошла от иконы Царицы Небесной, но о благодатной помощи, ниспосланной мне, я в то время никому не сказала; только одна бывшая со мной на богомолье слобожанка, взглянув на меня, когда сели мы подкрепиться пищей, сказала мне:

    – Тетя, у тебя рот на своем месте, да и глаз твой теперь не страшен, и лицо твое приняло прежний вид.

    «Да, – сказала я, – теперь я, слава Богу, чувствую себя совсем здоровой; прежней боли я совсем не ощущаю, глазом и ртом я владею свободно; буду молиться и надеяться на милость Божию; Господь милосердый избавит меня от мучительной, долговременной болезни моей. – И точно, болезнь моя с того времени совершенно прошла, лихорадка миновалась, позыв на воду прекратился, есть я стала все, отвращения от пищи никакого не имею и, прострадав около 15 лет, ныне нахожу себя совершенно здоровой по ходатайству и заступлению Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Я несомненно верю, что Сама Она благодатным Своим посещением в сонном моем видении указала мне, что у Нее должна я искать помощи и где могу получить избавление от болезни».

    Истинность этого рассказа засвидетельствовал духовный отец исцеленной, протоиерей Иаков Пахомов. Сам же рассказ сообщен высокопреосвященнейшим Иосифом, архиепископом Воронежским, и напечатан в журнале «Душеполезное Чтение» за 1863 год, в апрельской книжке, на 454-458 страницах.

    Евгений Марков, описывая в 1891 году поездку в монастырь, приводит свой разговор с одним из иноков обители: «Икона только и кормит монастырь! Круглый год ходит. Теперь Матушка из Боброва вышла, а где ходит – неизвестно».

    Представление о том, каким почитанием пользовалась икона Дивногорской Сицилийской Божией Матери даёт рассказ одного из участников крестного хода в начале XX века, священника П. Сергеева: «Из монастыря с Чудотворной иконой вышло 6-7 тысяч, в Коротояке уже эта толпа достигла тысяч до 30. За 4 версты от Острогожска тысячи народа встретили Святыню с зелеными ветвями в руках, многие бросали цветы, венки и букеты к носилкам. Торжество было неописуемое. Народу, говорят, было не менее, как 70-80 тысяч. Признаюсь, я такого торжества еще не видывал! Видал я большие крестные ходы и в Петрограде, и в Москве, устраивал и сам грандиозные, но описанный превосходил всякое мое представление!».

    Дивногорский образ Богородицы неоднократно проявлял свой целительный потенциал и помогал верующим избавиться от разного рода болезней. К иконе с молитвами принято обращаться при появлении труднодиагностируемых заболеваний, болезней со сложным течением, когда усилия врачей не приводят к улучшению состояния. Особенно известен Дивногорский образ среди верующих своей помощью в лечении хронических болезней, связанных с нарушением обмена веществ в организме, аллергических реакций, астматических процессов, проблем зрения.

    А вот такую икону Пресвятой Богородицы мы видели при посещении Дивногорья, изумительного по красоте и тишине монастыря. Образ так понравился, что некоторые паломники приобрели его для себя и своих приходов.

    Пресвятая Богородице, спаси нас!

    Икона Пресвятой Богородицы Дивногорская (Сицилийская)

    Дивногорская икона Богоматери, называемая также Сицилийская, прославилась в период своего нахождения в Дивногорском монастыре Воронежской губернии. Как гласят предания, оказалась она на территории России стараниями старцев Иоасофа и Ксенофонта, которые доставили ее с Сицилии предположительно в 15 веке. Они же и основали Дивногорский монастырь.

    На Сицилии же обретение иконы датируется 1092 годом. Особенностью иконописного образа считается его совершенно православный стиль написания, при том что появился он на территории, где господствовал романский иконописный канон.

    Дивногорская икона Богоматери

    (Фото с сайта livejournal.com)

    В 1930-х годах образ был чудом спасен во время разрушения обители. Сегодня икона возвращена в Дивногорский монастырь (Воронежская область, Лискинский район, с. Дивногорье) и является особо почитаемой местной иконой, также широко известной за пределами области.

    Чудотворный потенциал образ в полную силу раскрыл в 1831 году в период распространения холеры. Пожилой жительнице одной из деревень, находившихся недалеко от монастыря, явился образ Богоматери с иконы и наказал совершить молебен с просьбами о защите от холеры. Массовый молебен жителей окрестных деревень заставил холеру отступить. Позднее в 1847 году население также обращалось за помощью к иконе, спасаясь от холеры, и снова получило спасение.


Дивногорская (Сицилийская) икона Божией Матери – чудотворный образ. Явление этой чудотворной иконы произошло 5 февраля 1092 года в Сицилии. Этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, он написан в греко-византийском, а не романском стиле. Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после, от набегов и притеснений турок. Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные колонии и византийский стиль иконописи.
Предание говорит, что Сицилийская икона принесена в Россию из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом. Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца ХV века. Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны. Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.
На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках. В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет. Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми гор́е руками. Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.
Особенно прославилась чудотворная икона в 1831 года, когда свирепствовала холера. В Коротояке, находившемся от обители в 7–8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен. Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась. Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов. Каждый год до революции 1(14) июля был крестный ход с этой иконой в город Коротояк, где она пребывает до 14(27) августа. К Успению Пресвятой Богородицы – престольному празднику Дивногорской обители образ непременно возвращался в монастырь.
Незадолго до закрытия Свято-Успенского Дивногорского монастыря, произошедшего в 1924 году, Дивногорская икона была спасена от уничтожения. Один из постоянных прихожан обители, служивший извозчиком в Коротояке, опасаясь надругательства над главной святыней Дивногорской обители, перевез образ к себе домой и укрыл его от богоборцев в дровах. Святыня долгие годы хранилась в селе Петропавловка Осторогожского района.
В 1992 году после возобновления регулярных богослужений на месте Дивногорской обители, образ Пречистой Девы был возвращен в Дивногорье.
Ныне этот чудотворный образ находится в Свято-Успенском Дивногорском мужском монастыре Воронежской епархии, почему и называется не только Сицилийским, но и Дивногорским. В Воронежской епархии эта икона пользуется особым почитанием.
По благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия (Фомина) в 2010 году был возрожден ежегодный крестный ход с Дивногорской иконой Божией Матери, который проходит с 1/14 июля дня празднования прославления Дивногорской иконы и до 1/14 августа начала Успенского поста.

Явление Сицилийской иконы Божией матери в Московском царстве

В начале февраля (5 февраля) в Русской православной церкви, ежегодно чтут чудотворную икону Божией Матери, первоначально названной "Сицилийской".

(фото иконы)

Но, потом в конце XIX века, к этому наименованию было добавлено "второе имя" "Дивногорская", как более понятное простому русскому человеку окресных жителей, да и отвечающему названию места, где икона хранилась.

Но, прежде, чем мы приступим к изучению историю вышеуказанной иконы, я предлагаю читателю познакомится с ее, как бы "официальной версией" изложенной на одном из главных сайтов, представляющих РПЦ МП в Интернете (http://days.pravoslavie.ru/Life/life395.htm)

"Дивногорская – Сицилийская икона Божией Матери получила свое наименование по месту своего первоначального пребывания и прославления в Успенском Дивногорском монастыре, в бывшем Острогожском уезде, Воронежской губернии, а Сицилийской названа по месту своего происхождения, так как, по преданию, эта икона в Дивы (или Дивные горы) была принесена из Сицилии благочестивыми старцами-иноками Ксенофонтом и Иоасафом.

Полагают, что они родом были православные греки и прибыли сюда, вероятно, не ранее конца XV века.

Ксенофонт и Иоасаф основали монастырь в живописном месте над рекой Доном, при впадении в него реки Тихой Сосны.

Дивами и Дивьими (дивными) горами местность названа от удивительных по своей форме меловых столпов, расположенных по горам.

Предполагают, что Ксенофонт и Иоасаф обитали в пещере (где позже была построена церковь святого Иоанна Предтечи) и что первая церковь в меловом столпе была вырублена ими, где они и поставили принесенную с собой из Сицилии икону Божией Матери. Здесь же они нашли и место своего вечного упокоения.

На иконе Сицилийской (Дивногорской) Божией Матери Богоматерь изображена сидящей на облаках.

В правой Ее руке – расцветшая белая лилия, а левой рукой Она поддерживает Богомладенца, Который восседает на Ее коленях. Спаситель в левой руке держит цветок (лилию), а правой – благословляет.

Вокруг лика Богоматери изображено восемь Ангелов, из которых два, написанные внизу, изображены коленопреклоненными и с воздетыми горе руками.

Над главой Богоматери – Святой Дух в виде голубя.

Особенное прославление чудотворной иконы началось с 1831 года, когда свирепствовала холера.

В Коротояке, находившемся от обители в 7 – 8 верстах, одной престарелой жительнице, Екатерине Коломенской, во сне явилась Преблагословенная Дева (в том виде, как Она изображена на Дивногорской иконе) и приказала взять Ее икону и совершить перед нею молебен.

Чудотворная икона была принесена в Коротояк, и после усердного общего моления перед святой иконой холера прекратилась.

Заступлением Божией Матери тогда же был спасен от холеры и город Острогожск. Спасение от холеры в 1847 и 1848 годах жители Коротояка и Острогожска также получили по чудному заступлению Божией Матери, которое совершилось после крестного хода со святой иконой вокруг этих городов".

(икона в окладе)

Вот такая наша исходная фабула.

И у нас есть два варианта.

Первый это принять все как есть, "за истину в последней инстанции", а второй самостоятельно попытаться разобраться во всей этой истории.

Но мы будем действовать исходя из принципа "доверяй но проверяй" и поэтому выбираем второй вариант.

И в первой части этой работы, попытаемся работаться, кто такие "старцы Ксенофонт и Иоасаф", когда и почему они пришли (и приходили ли вообще) из теплой и солнечной Сицилии, "голубой мечты" всех российских туристов" в глубь так называемого русского "Дикого поля".

И поскольку уже мало кто может, припомнит, что же это за место – "Дикое поле", да и по другому она сейчас называется, то небольшое лирическое отступление.

Справка: "Дикое Поле" историческое название южно – русских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

Принадлежащие Большой Орде земли, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, по состоянию на конец XIV века оказались ничейными и отчасти пограничными.

Так же, хочу уведомить читателя, что официальная, т.е. признанная и одобренная в РПЦ МП история той или иной, чудотворной иконы Божией Матери, уже как бы "зафиксирована" в виде своего рода "канона", книги Е. Поселянина. "Сказания о чудотворных иконах Богоматери". (http://www.sedmitza.ru/text/440287.html).

Справка: Поселянин Е. (Погожев Евгений Николаевич) (1870-13.02.1931), русский публицист и духовный писатель.

Е. Н. Поселянин за свою деятельность и верность православию был репрессирован и трагически погиб в 1931.

И вот, что "собрал" для потомков в своей книге Е. Поселянин о предмете нашего исследования.

"Явление этой чудотворной иконы последовало 5 февраля 1092 года в Сицилии. Замечательно то обстоятельство, что этот образ Богоматери хотя и прославился в пределах западной церкви, однако, изображение его совершенно православное, т. е. он написан в греко – византийском, а не романском стиле.

В частности, Предвечный Младенец изображен сидящим на лоне Богоматери и, что особенно важно, благословляющим обеими руками именословно, чего не встречается в иконописи западной церкви.

Это обстоятельство объясняется тем, что в XI и XII веках в Сицилии и в Италии было немало православных христиан, отправлявших греческое богослужение. Немало греков переселялось на Запад и после от набегов и притеснений турок.

Таким образом, вместе с их переселением был перенесен в западные их колонии и византийский стиль иконописи.

Кем же и когда эта икона перенесена к нам в Россию?

Предание говорит, что "Сицилийская икона" принесена в Россию двумя благочестивыми иноками, старцами Ксенофонтом и Иоасафом, и уже после взятия Константинополя турками, т. е. в конце XIV века, после того как многие из греков покинули свою родину и переселились в Сицилию и Италию".

И все было бы хорошо, но вот ходе перепроверки вышеизложенной информации, выяснилось, что нет, никаких документально подтвержденных исторических данных, о "явления" на острове Сицилии в 1096 году, "чудотворной" иконы Божией Матери"!

А все что "описал" Поселянин это "церковное предание" т.е. сборник мифов и легенд.

В то же время в ходе проверки было подтверждено, что христианство по православному обряду было распространено и на Сицилии. А раз так, то мы продолжим наше расследование, чтобы углубить свои познания в этом вопросе.

Так, по мнению современных историков "раннее христианство пришло на территорию современной Италии в римскую эпоху.

После постепенного размежевания христианский течений на восточные (православные) и западные (католические) после раздела империи на Восточную и Западную части в 395 году не затронул Южную Италию, которую Восточная Римская империя вернула под свой контроль уже во время завоеваний Юстиниана в начале VI века.

Восточный обряд в целом был преобладающей формой христианства в Южной Италии и Сицилии в VI-ХV веках, чему способствовало наличие там крупных районов концентрации собственно греческого населения с раннеантичных времён.

Несмотря на утрату Сицилии в IХ веке и её постепенную исламизацию в рамках Сицилийского эмирата, православные традиции продолжали поддерживаться на северо-западе острова в многочисленной грекоязычной среде, и даже, по-видимому сохраняли небольшой численный перевес на острове в целом.

Отдельные материковые регионы Южной Италии (например, Бари) продолжали контролироваться Византией до 1071, то есть их официальный православный статус был закреплён после раскола церквей1054 года.

Примечательно, что падение Сицилийского эмирата под ударами норманов в конце ХI века привело к релатинизации острова, которая в свою очередь повлекла за собой постепенный упадок как мусульманской, так и православной (восточно-христианской) культуры на острове, хотя последняя сохраняла присутствие до ХVI века.

После первого падения Константинополя в1204 году от ударов крестоносцев и венецианцев, православные традиции в Южной Италии временно утрачивают моральный ориентир.

С православием начинает интенсивно конкурировать и католичество.

Но второе падение Константинополя в 1453 году и постепенное завоевание турками Балкан в ХV-ХVI веках привели к мощному потоку балканской иммиграции в Италию.

Среди прибывших выделялись православные албанцы (арбереши) и греки, небольшие поселения которых на юге страны сохраняются до наших дней.

Они долгое время поддерживали давние православные традиции на юге страны, хотя со временем, учитывая давление со стороны католичества и общий конфликтный религиозный фон той эпохи, большинство их потомков, постепенно перешло в католичество.

Теперь давайте рассмотрим "оригинал" иконы" и ее современный список.

(оригинал иконы)

(современный список)

(размеры иконы)

И тут у нас, кроме описания самой Богородицы и Младенца Иисуса Христа должны заинтересовать те две фигуры, что нарисованы у подножья трона, на котором сидит Богородица.

"Официально" мы имеем как бы изображение двух ангелов.

Но, если присмотреться к их детально прописанным лицам, то легко обнаруживаются выписанные портреты двух людей (мужчин) из которых один старше, другой моложе по возрасту.

А это свидетельствует о том, что тут изображены не ангелы с трафаретным ангельским обличием, а изображены лица являвшихся заказчики иконы их называли "донаторами".

В Средние века заказ священных образов считался одним из средств отпущения грехов и достижения спасения.

И раз это так, то на "оригинале" иконы мы можем видеть, очевидно, и самих легендарных старцев "Ксенофонта и Иосафа". И еще одно замечание. Роактика изображеия на иконах "донаторов" в иконописи распостранилась только в XIII веке, что дает нам новую точку отсчета "давности" иконы. Уже не X или XI века, а XIII век!

Теперь о размерах иконы. Икона большая!

Очевидно это была одна из главных икон православного храма, для которого она была написана и ее размеры не предполагали ее постоянного перемещения, тем более по такому маршруту Сицилия-Византия, Киевская Русь-Московское царство и Дикое поле!

Как видно с вышеприведённой фотографии перенести икону могут только два человека.

А комфортно перенести могут только 4 -6 человека.

Слово "оригинал иконы я беру в кавычки, потому как есть обоснованные сомнения в аутентичности сохранившегося образа, тому образу, что был "явлен" в 1096 году в Италии. Но, все доводы за и против, будут изложены в следующей части.

Теперь нам надо понять:

"Почему "старцы-иноки Ксенофонт и Иосаф" после 1453 г. не мигрировали как все остальные беженцы с Византии в Италию (на Сицилию), или хотя бы на святую гору Афон, (что было и ближе и безопаснее, да и с языком не было бы проблем), а "ушли" покинув захваченный турками Константинополь, в совершено необжитые и непригодные для жизни места – русское "Дикое поле"?

"Дикое Поле" как я уже отмечал это географическое место в южно-русских и украинских степях между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны.

Земли эти официально принадлежащие Золотой Орде, в том числе и территория современной Воронежской области, где разворачивается место нашего действия, оказались ничейными и пограничными.

Сама ж территория "Дикого поля" делилась на крымско – татарскую и на ногайскую части.

Постоянно жить здесь было крайне опасно, так как Крымское ханство почти ежегодно совершало грабительские набеги на русские земли с требованием выплаты "дани".

В связи с частыми набегами татар перед московскими царями остро встал вопрос об охране южных границ.

С этой целью в 1571 году на Диком поле была организована первая общегосударственная сторожевая служба, своего рода пограничные заставы.

Следует заметить, что 1571 год считается и временем вхождения той части "Дикого поля, "которое ныне занимает Воронежская область, в состав Московского царства.

Но каким же образом осуществлялась охрана южных границ тогдашней России?

Согласно установленному маршруту и в точное время на охрану границы выезжали конные отряды. В летнее время, когда набеги татар были белее частыми, организовывали сторожевые посты.

Для защиты границ принимаемых мер оказалось недостаточно, поэтому вскоре были воздвигнуты города-крепости Воронеж (1594 году) и Ливны (1586 году), возле них установлены дальние и ближние сторожевые посты.

То есть до 1594 года, ни о каком постоянном присутствии гражданского населения в пределах Дикого поля речь идти не могла.

Но и строительство крепостей не могло полностью пресечь набеги. Сложная обстановка тех лет вынуждала и дальше укреплять южные границы, зорко следить за происками врагов.

В 1635 году началось продолжавшееся два десятилетия строительство Белгородской защитной черты.

Ее общая длина составляла 798 километров. Она протянулась от города Ахтырка в Сумской области Украины до города Козлова (ныне Мичуринск) Тамбовской области.

На территории современной Воронежской области было построено несколько городов-крепостей, входивших в Белгородскую защитную черту.

Города-крепости должны были сдерживать натиск крымских и ногайских татар.

Но, как показал дальнейший ход событий, оказались малоэффективными как средство обороны.

И, тем не менее, именно существование Белгородской защитной линии все же способствовало колонизации этих "ничейных" земель.

Летом 1685 года на юге Воронежского края побывала военно-географическая экспедиция под руководством воеводы Ивана Жолобова. Ее цель изучить возможность строительства русской укрепленной линии по реке Битюг и соединения ее с Белгородской защитной чертой у города-крепости Коротояк, что на Дону,

Зная о бесконечных набегах татар, русские люди боялись селиться далеко за Белгородской защитной чертой.

В целом же земли "Дикого поля" продолжали стихийно осваивается, прежде всего, в XVI-XVII вв. беглыми крестьянами и холопами.

С 1786 официально земли Дикого поля (в своей большей части) называлась землёй Войска Донского, а с 1870-1920 – Областью Войска Донского. Центр – Черкасск, с 1806 – Новочеркасск.

Вышеизложенная информация свидетельствует, что до начала строительства Белгородской защитной линии, ни о каком постоянном месте жительстве или основании действующего монастырского скита на территории "Дикого поля" речь идти не могла.

И вот тут нам надо заняться арифметикой.

Нам известно, что икона Божией матери "Сицилийская" появилась на острове Сицилия в 1096 году.

Потом ее следы через примерно 400 лет отыскиваются в Константинополе.

Ибо именно оттуда в 1453 году она была выведена монахами Ксенофонтом и Иосафом!

Теперь зададимся еще одним вопросом.

Куда была вывезена икона?

А теперь мы переходим к предыстории истории Дивногорского Успенского мужского монастыря в котором хранилась наша "Сицилийская" икона Божией Матери.

И вот, что нам известно об этом факте.

В среднем течении Дона, к югу от Воронежа по правому берегу реки тянется кряж меловых гор – Донское Белогорье.

Эта местность замечательна нерукотворными чудесами природы – дивами: огромными меловыми стопами.

И выше заданный вопрос о том, куда была вывезена с Константинополя, не так прост, как может показаться на первый взгляд.

Ведь между Константинополем и "Диким полем" мешала обширная и густо населённая людьми, исповедовавшим христианскую религию, территория под названием для одних Речь, Послитая для других Украина. Где константинопольские монахи-отшельники могли найти приют и защиту.

Но, сначала давайте посмотрим, что же собой представляет "Дивногорье"?

До сих пор, сам вопрос о происхождении "див" и сегодня остается открытым.

Одни ученые считают, что это наиболее твердые пласты горных слоев, образовавшиеся за счет выветривания и обсыпания.

Другие, что эти места находились на дне моря и дивы появились после отступления воды.

Под некоторыми из див были устроены пещерные храмы. Меловые пещеры – это достопримечательность Донского Белогорья.

В них располагались не только храмы, но и целые монастыри, например, Белогорский Воскресенский монастырь под Павловском.

По данным местных краеведов на территории Воронежской области насчитывается сегодня около 40 пещер, использовавшихся как храмы и как место жития православных подвижников.

В Лискинском районе, Воронежской области на правом берегу Дона выше впадения в него реки Тихой Сосны расположен и Дивногорский Успенский монастырь.

Красоту и своеобразие местности придают находящиеся здесь на береговом кряже две группы меловых столбов, которые называют Малыми и Большими Дивами.

Этот монастырь был основан в середине ХYII века.

То есть от взятия турками Константинополя до основания Дивногорского мужского монастыря прошло не менее 300 лет.

И если действительно монахи Ксенеофонт и Иосаф вывезли "Сицилианскую" икону с Византии, то они не могли прожить триста лет, чтобы прийти в Дивногорье в XVII веке и основать там монастырский скит и быть там похоронены!

А ведь их "могилы" показывают паломникам и сейчас!

А раз так, то значит, за них это сделали другие люди.Возможно некоторых их них (из числа монахов) и могли звать Ксенофонтом и Иосафом, но это были уже совсем другие монахи...

В связи с этим у нас есть и новый вопрос:

Кто и когда основан "Дивногорский мужской монастырь"?

Так историк Воронежского края Е. Болховитинов относил появление здесь первых отшельников к 1640 г.

Историк-краевед В.Н. Тевяшов называл наиболее вероятным временем возникновения монастыря 1651-1652 гг. И вот к его доводам нам стоит прислушаться!

В. Тевяшов основываясь на изучении исторических документов утверждает, что первые иноки пришли сюда с отрядом украинских казаков полковника И.Н. Дзиньковского, получившего разрешение на поселение в крепости Острогожске в целях охраны и колонизации края.

Вот тут, мы уважаемый читатель, наконец, из "темных дебрей средневековых веков" вышли, наконец, на пешеходную тропу, которая надеюсь, нас приведет к истине в нашем поиске!

А суть вопроса в том, что вместе с украинскими казаками в числе гражданского населения населением из числа беженцев, под Воронеж, прибыли и украинские православные священники, изгнанные поляками с Волыни!

И вот эти украинские священники или монахи и принесли с собой и нашу "Сицилианскую" икону Божией матери и вместе с ней и всю историческую легенду о ее явлении на Сицилии в 1096 году.

Скупые исторические факты свидетельствуют именно в поддержу этой версии.

Так в 1652 году на территории современной Воронежской области у впадения речки Острогощи в приток Дона Тихую Сосну был построен город Острогожск.

В том же году по приказу русского царя Алексея Михайловича Романова в крепости поселили 4 тысячи малороссийских казаков и других беженцев, которых привёл с Волыни полковник И.Н. Дзиньковский.

Они пришли из-за Днепра, с территории современной Западной Украины, из области, непосредственно граничащей с Польшей на западе и Белоруссией на севере, спасаясь от притеснений польского государства и католического духовенства, в пределы независимого русского государства.

Казаки полковника И.Н. Дзиньковского положили начало большому переселению украинцев в Придонские степи и их освоению.

Теперь надо бы рассказать о личности И. Дзиньковского, но сначала надо познакомить читателя с подлинным истерическим документом.

Челобитье Черниговского полковника Ивана Дзики (Дзинковского)

об отводе места для поселения

Царю и великому князю Алексею Михайловичу всие Русии.

Великий царь, мы,холопы твои, которые целовали крестъ у Путивли имени твоему великому, я, Иван Дзика, полковник Чергиговский, посылаем двоих сотников, изо полной думы нашей, которые пришли на имя твое царское, дбы тобе, великий царю, ударили челом от усех нас.

Просим тебя, великие царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас холопов своих, дай нам где мешкать и як маем мешкать слободы, лет на килька не бы вольно было пиво варите и вино робот, ибо теперешнего часу...стравовались и не маемо, отколъ буде люду барзо много, который стоят над рубежом и ждут таким де способом, якъ и мы милостивого помилования: если нас, холопов своих помилуешь, то оные готови на твои имя.

Великий царь, князь Алексей Михайлович, помилуй нас, дай нам мешкать в городище Заводниское, бо если великие царь, где далеко даси, то все не заидут, бо бардзо есть худых много, которых мало мают на чом поихати, так теж жадаемомо и просимого милостивого помилования от тебя великий царь, князь Алексей Михайлович, посланцев наших не бавячи, отпустите, бо не диж, великий царь уже нам докичило стояти в дуброве: дети наши от зимкости малые не могут тепрети, умирают.

Теды утоли наши слезы, не хабы есмо великие цари, где нам укажет место, стали будуватись, добыж бодьше нужд не терпели.

С тым ся милостивому помилованию твоему витаем, великий царь князь Алесей Михайлович.

Писан у Белых берегах под Путивлем

Иван полковник холоп твои, со всеми холопами твоими"

По царскому указу украинским переселенцам было дано право сохранить всю организацию украинского казацкого полка.

Новосёлам были предоставлены льготы, позволявшие заниматься промыслами, владеть землями, угодьями, мельницами, рыбными ловлями, винокурением, виноторговлей, не платя податей и таможенных денег.

За это, они должны были оборонять южные границы России. К казакам полковника И.Н. Дзиньковского присоединилось немало выходцев из-за Днепра.

Они образовали Острогожский слободской полк, первый из слободских малороссийских посёлков, возникших на степных рубежах русского государства.

В 1672 году казаки Острогожского полка получили от царя Алексея Михайловича грамоту на владение землями по притоку Дона реке Чёрная Калитва, расположенными к югу от Тихой Сосны.

Началось освоение и заселение территорий, где стоят современные города Россошь, Ольховатка, Кантемировка, Богучар, Петропавловка, Калач и другие.

Дальнейшая судьба Ивана Дзиньковского выходит за предмет нашего исследования, поэтому мы с ним попрощаемся, а вот что было дальше читатель узнает из следующей части.