Конспект урока по биологии "борьба за существование". Презентация на тему "борьба за существование и естественный отбор" План урока борьба за существование

Конспект урока

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Задачи

1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.

2. Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;

3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование : персональный компьютер с диапроекто­ром; таблица «Борьба за существование», гербарные экземпляры рас­тений, коллекция насекомых, мультимедийная презентация

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока

«Борьба за существование и естественный отбор»

(урок с использованием ИКТ). Учитель: Воробьёв Д.С.

Цель урока: сформировать понятие о борьбе за существование и естественном отборе как о взаимосвязанных процессах и как одних из центральных понятий теории эволюции Ч. Дарвина; познакомить с формами борьбы за существование и естественного отбора.

Задачи

  1. Образовательная: Сформировать систему знаний о борьбе за существование и естественном отборе и их роли в эволюции.

2. Развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации; оформлять работу в виде схемы-конспекта; публично защищать результаты творческой деятельности;

3. воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности;

4. дидактическая: создать условия для осмысления новой учебной информации и ее применения в учебных ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.

Тип урока: урок применения знаний и умений, коллективные формы работы

Методы обучения : репродуктивный, частично поисковый.

Форма организации учебной деятельности: групповая.

Оборудование : персональный компьютер с диапроектором; таблица «Борьба за существование», гербарные экземпляры растений, коллекция насекомых, мультимедийная презентация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Проверка знаний.

1.Тестирование.

1) Элементарная единица эволюции - это:

а) популяция; б) особь; в) вид; г) биоценоз.

Ответ: а).

2) Элементарный эволюционный материал поставляют:

а) мутации; б) модификации; в) популяционные волны; г) отбор.

Ответ: а).

а) естественного отбора; б) изоляции;

в) миграции; г) мутаций.

Ответ: а).

4) Дрейф генов - это:

а) увеличение численности особей;

6) случайные изменения концентрации генов в популяции;

в) миграции особей из популяции в популяцию;

г) свободное скрещивание между особями в популяции.

Ответ: б).

6) Генетическое равновесие в популяции - это:

а) постоянство численности всех особей популяции;

б) постоянство частот встречаемости различных аллелей;

в) равная численность самок и самцов;

г) баланс рождаемости и смертности в популяции.

Ответ: б).

7) Резкие колебания численности популяций:

а) не влияют на частоту аллелей в генофонде популяции;

б) изменяют генофонд популяции;

в) всегда приводят к потере доминантных аллелей;

г) как правило, связаны с утратой рецессивных аллелей.

Ответ: б).

2. Письменный ответ по карточке. Задание.

Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1. В разных популяциях одного вида частота мутантных генов одинакова (неодинакова).

2.. И близко расположенные, и отдаленные популяции одного вида не отличаются друг от друга (могут значительно отличаться друг от друга).

4. Это объясняется тем, что в популяциях одного вида происходят только направленные изменения генофонда (не только направленные, но и ненаправленные, случайные изменения частоты генов).

5. При миграции животных и растений генофонд вновь образованной популяции гораздо больше (меньше) генофонда родительской популяции.

3.Письменный ответ у доски. Задание.

Составьте схему «Причины, нарушающие генетическое равновесие в популяциях».

Дифференцированное задание

Уровень А – 1 задание

Уровень В – 2 задание

Уровень С – 3 задание

(индивидуальная, дифференцированная работа)

II. Изучение нового материала

  1. Актуализация знаний на основе повторения о движущих силах эволюции (слайд 1,2)
  2. Постановка целей и задач урока (слайд 3)
  3. Знакомство с формами борьбы за существование

(Слайд 4)

Работа в 3-х группах по разделам (КСО)

Внутривидовая борьба

Межвидовая борьба

Борьба с неблагоприятными условиями

Приложение 1,

параграф 57с 206-207

Поиск информации 1.диск «Общая биология 11 класс» Кирилл и Мефодий

2. «Экология 10-11»

III. Закрепление и применение знаний.

Систематизация знаний,полученных учащимися.Приложение 2. Слайды 5-11

Отчеты групп о проделанной работе. Заполнение таблицы- приложение 2

IV. Изучение нового материала

1. Выполнение заданий по группам.

1-я группа знакомится с текстом на с. 233-236 учебника и определяет признаки движущего отбора.

2-я группа знакомится с текстом на с. 236-237 учебника и определяет признаки стабилизирующего отбора.

3-я группа работает с материалом дополнительной литературы (см. список литературы к уроку) и определяет признаки дизруптивного отбора (слайды 12- 17)

Коллективная творческая работа с учетом способностей учащихся

V.Закрепление материала

Заполнить и объяснить

Признаки

Движущий отбор

Стабилизиру

ющий отбор

Дизруп

тивный отбор

Условия действия

Направленность

Результат действия

Примеры

защитить свою часть схемы-
конспекта на доске или компьютере

VI. Рефлексия усвоения материала.

1.Перечислены причины, которые приводят к гибели многих особей одуванчика и не дают этому виду занять весь земной шар:

а) плоды вместе с сеном попадают в желудок овцы;

б) плодами питаются многие птицы;

в) всходами питаются травоядные животные;

г) топчут люди, автомашины, тракторы;

д.) мешают другие более высокие растения;

е) одуванчики вытесняют друг друга;

ж) семена погибают в пустынях, на скалах;

З.) семена погибают и в средней полосе, если они упадут
в неблагоприятные для сохранения и прорастания условия;

и) растения гибнут от сильных морозов и засухи;

к) растения гибнут от болезнетворных растений и вирусов.

Укажите формы борьбы за существование одуванчиков (внутривидовая: ...; межвидовая: ...; борьба с неблагоприятными условиями среды: ...).

2. Определение форм естественного отбора.

Определите, к какой форме естественного отбора можно отнести данные примеры:

  1. появление тараканов, устойчивых к действию ядохимикатов (движущая);
  2. формирование многих вариантов окраски внутри популяции травяной лягушки (дизруптивная);
  1. соответствие частей цветка у растения данного вида размерам конкретного вида насекомого-опылителя (стабилизирующая);
  2. кистеперые рыбы и крокодилы практически не изменились за миллионы лет (стабилизирующая);
  3. возникновение устойчивости к антибиотикам у микроорганизмов (движущая);
  4. на океанических островах мухи с нормальными крыльями сдуваются в океан и погибают. Преимущество у длиннокрылых и с недоразвитыми (рудиментарными) крыльями (дизруптвная).

Работа с тестом. Проверка результатов.

VII. Домашнее задание: параграф 57, 58 вопросы с.207 №1-3-репродуктивный уровень.

Продвинутый уровень- На основании ваших собственных наблюдений подготовьте примеры, дающие описание борьбы за существование между организмами: а) одного вида; б) разных видов.

Учащиеся записывают домашнее задание в соответствии со своими способностями.

VIII. Оценивание и подведение итогов урока. Достигли ли поставленных целей и задач? Какие затруднения встретились? Самооценка.

Приложение 3

самооценка

Приложение 1

Ч. Дарвин впервые пришел к мысли о том, что движущая сила всего эволюционного процесса есть результат взаимодействия организмов между собой и с внешней средой.

Ч. Дарвин обратил внимание на то, что всем живым организмам присуща способность практически «безграничного» размножения. В качестве иллюстрации он рассматривал пример с размножением слона - одного из наиболее медленно размножающихся животных. Даже в этом случае от одной пары слонов при обычном темпе размножения через 740-750 лет должно появиться около 19 млн животных.

В подавляющем большинстве случаев темп размножения организмов много выше. Например, потомство, которое потенциально способна произвести за лето одна дафния, достигает астрономической величины - более 10 млн особей, что превосходит массу Земли.

Вместе с тем неограниченного роста численности организмов в природе не наблюдается. В чем причина такого явления? Большая часть особей гибнет на разных этапах развития и не оставляет после себя потомков. Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше размножаемость особей данного вида.

Белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок, и только незначительная часть из них проходит полный цикл развития и достигает зрелого возраста. То же относится и к

растениям.

По Дарвину, несоответствие между возможностью беспредельного размножения видов и ограниченностью ресурсов -главная причина борьбы за существование. Гибель потомков происходит по разным причинам. Иногда она может носить случайный характер (лесной пожар, наводнение, вмешательство

человека).

Однако, как правило, гибель избирательна. Не следует думать, что организм с неблагоприятными признаками непременно должен остаться без потомства или погибнуть. Просто существует большая вероятность того, что именно этот организм оставит меньше потомков либо погибнет. Следовательно, с большой вероятностью выживают и эффективнее размножаются организмы, обладающие набором свойств, который сообщает им наибольшую приспособленность к условиям обитания.

2. Формы борьбы за существование.

Дарвин различал три формы борьбы за существование: внутривидовую, межвидовую и борьбу с неблагоприятными условиями неорганической природы.

Ч. Дарвин указывал, что борьба за жизнь особенно упорная между организмами в пределах одного вида, и обосновывал свое утверждение тем, что они обладают сходными признаками и испытывают одинаковые потребности. Яркий пример внутривидовой борьбы - состязание между одновозрастными деревьями хвойного леса. Самые высокие деревья своими широко раскинутыми кронами перехватывают основную массу солнечных лучей, а их мощная корневая система поглощает из почвы растворенные питательные вещества в ущерб более слабым соседям. Внутривидовая борьба обостряется при повышении плотности популяций. При обилии птенцов у некоторых видов птиц (многие виды чаек, буревестников) более сильные выталкивают из гнезда более слабых, обрекая их на гибель от хищников или голода.

Под межвидовой борьбой следует понимать конкуренцию особей разных видов. Особой остроты межвидовая борьба достигает в тех случаях, когда противоборствуют виды, обитающие в сходных экологических условиях и использующие одинаковые источники питания.

В результате межвидовой конкуренции происходит либо вытеснение одного из противоборствующих видов, либо приспособление видов к разным условиям в пределах одного ареала, либо их территориальное разобщение. Например, серая и черная крысы - разные виды одного рода. В поселениях человека в Европе серая крыса совершенно вытеснила черную крысу, которая теперь встречается в лесных районах и пустынях. Серая крыса крупнее, лучше плавает и, главное, агрессивнее, вследствие чего в схватках с черной одерживает верх.

В лесу под защитой светолюбивых пород - сосны, березы, осины - сначала хорошо развиваются всходы ели, которые вымерзают на открытых участках, но потом по мере смыкания крон молодых елей всходы светолюбивых пород гибнут.

Межвидовая борьба за существование включает одностороннее использование одного вида другим, так называемые отношения типа «хищник - жертва» (рыбы, поедающие планктон).

Примеры борьбы за существование не сводятся к борьбе в прямом смысле. Так, формой борьбы за существование являются и благоприятствование одного вида другому без ущерба для себя (птицы и млекопитающие распространяют плоды и семена), взаимное благоприятствование разных видов друг другу (цветки и их опылители).

В лесу наблюдается и польза от совместного произрастания растений. Здесь по сравнению с открытыми местами создается свой тепловой, водный и воздушный режим: менее резкие колебания температуры, более высокая относительная влажность, - под пологом деревьев верхних ярусов произрастают теневыносливые кустарники, травы, мхи, напочвенные водоросли.

Третья форма борьбы за существование - борьба с неблагоприятными внешними условиями. Факторы неживой природы оказывают непосредственное влияние на эволюцию живого. Про растения в пустыне говорят, что они «борются с засухой», имея в виду развитие у них многочисленных приспособлений, способствующих добыванию воды и питательных веществ из почвы (особая корневая система) или снижению интенсивности транспирации (особое строение листьев).

Условия неорганического мира оказывают значительное влияние на эволюцию организмов не только сами по себе, их влияние может усиливать или ослаблять изнутри и межвидовые отношения. При недостатке территории, тепла или света внутривидовая борьба обостряется и, наоборот, при избытке необходимых для жизни ресурсов ослабевает.

Приложение 2

Сравнительная характеристика форм борьбы за существование

Формы борьбы

за существование

Определение

Примеры

Причины возникновения

Значение для эволюции

Признаки

Движущий отбор

Стабилизирующий отбор

Дизруптивный отбор

Ч. Дарвин

И.И. Шмальгаузен

Условия действия

Постепенное и нерезкое изменение условий существования организмов

В неизменных постоянных условиях существования

При резких изменяющихся условиях существования

Направленность

Схемы действия форм естественного отбора

На популяционных кривых элиминированные формы (устранение)

В пользу особей, имеющих отклонения от средней нормы

против особей с возникающими краткими отклонениями от средней нормы

против особей со средними значениями признака

Результат действия

возникновение новой средней нормы признака

сохранение и поддержание значения средней нормы признака

формирование новых средних норм вместо одной

Примеры

Индустриальный механизм;

Устойчивость
насекомых

к ядохимикатам; -микроорганизмы и антибиотики

Синдром Дауна;

Устойчивые
размеры цветка
и насекомоядных;

Реликтовые
формы

Полиморфизм;

Раннецветущие
и поздноцветущие растения;

Быстрорастущие
и медленнорастущие растения

Литература:

1.Каменский А.А.. Общая биология: учебник для 10-11 классов. Дрофа 2009 г

2.Высоцкая, Л. В. Общая биология: учебник для 10-11 классов с углубленным изучением биологии /Л. В. Высоцкая, С. М. Глаголев, А. О. Рувинский и др. - М: Просвещение, 2001. - С. 265-266.

3.Грин, Н. Биология: в 3 т. / Н. Грин, У. Стаут, Д. Тейлор; под ред. Р. Сопера. - М: Мир, 1990. - С. 290.

4.Сивоглазов, В. И. Общая биология. Базовый уровень. 10-11 классы / В. И. Сивоглазов, И. Б. Агафонова, Е. Т. Захарова. -М.: Дрофа, 2005.


Тема: Борьба за существование

Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответов

Эпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев.

К. Линней

Ход урока

    Орг. момент (1-2 мин)

    Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)

Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье)

А)…………………..

Эрудит, верующий

Описывал, систематизировал, организовывал

Создал лучшую искусственную систему

Трудоголик. (К. Линней)

В)…………………….

Талантливый, невезучий

Боролся, отстаивал, доказывал

Создал первое эволюционное учение.

Творец. (Жан Батист Ламарк)

С)…………………………

Трудолюбивый, обстоятельный

Путешествовал, наблюдал, анализировал

Выяснил причины эволюции живого

Гений. (Чарльз Дарвин)

Вопросы к группам :

А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна?

В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)

3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом)

А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?

В)Что из перечисленного относится к Ламарку?

С)Что из перечисленного относится к Дарвину?

1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих

2.Виды созданы творцом

3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет

4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют

5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.

6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства

7.Приспособленность организмов даны им творцом

8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления

9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора

10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор

11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию

12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью

13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.

14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет

15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно

16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость

17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование

18.Впервые разработал искусственную систематику организмов

19.Ввел принцип двойного названия

20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке

21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов

22.По своему мировоззрению идеалист.

23. Ученый трансформист

24.Впервые создал эволюционную теорию

25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил

Ламарк 8, 11, 13, 15, 20, 21, 23, 24

Линней 2, 3, 5, 7, 18, 19, 22

Дарвин 1, 4, 6, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 25

4. Работа с таксонамическими единицами

В указанном списке животных подсчитайте количество видов и родов

1.еж обыкновенный

2.лисица обыкновенная

3.медведь гималайский или белогрудый

4.хомячок джунгарский

5.заяц-беляк

6.медведь бурый

7.хомячок сирийский или золотистый

8.заяц-русак

9.еж ушастый

10.лисица обыкновенная

Ответы: количество видов -9 родов -5(еж, лисица, медведь, хомячок, заяц)

5.Объяснение нового материала

Ни один из терминов, предложенных Ч. Дарвиным, не вызвал столько нареканий и возражений, сколько борьба за существования

Под борьбой за существования обычно понимают такие взаимоотношения между организмом и средой, которые выражаются в стремлении организмов к безграничному размножению.

А) работа с раздаточным материалом

— внимательно прочитайте текст из книга Ч. Дарвина «Происхождение видов путем естественного отбора и вдумайтесь в его содержание

Как вы считаете, что является объективным показателем борьбы за существования?

(объективная причина- степень расхождения между числом зарождающихся и полностью реализуемых)

Причины ослабления борьбы за существования

А)заселение видов извне на островные или материковые территории

Карточка 2 (раздаточный материал)

Проанализируйте данные

Популяция росла до 1938г, когда на острове 106 км обитало уже более 2000 оленей. В результате перевыпаса была серьезно подорвана пищевая база (лишайника) и популяция потерпела крах: в1950г здесь осталось лишь 8 особей. Этот пример наглядно показывает первоначальное ослабление борьбы за существования, а затем резкое ее усилении е, которое привело к катастрофическому итогу.

В)избыток необходимых для жизни ресурсов

Формы борьбы за существования

Внутривидовая Межвидовая С абиотическими факторами

1) Внутривидовая – протекает между особями одного вида

3) С абиотическими факторами- борьба с неблагоприятными условиями

6.Закрепление

Задание №1

Определите формы борьбы за существования

А)После сильных снегопадов в тундре оленям трудно добывать ягель из-под снега, и многие животные гибнут от голода

В)Обычно добычей волков является менее быстроногие и слабые олени

С)В загущенных посевах кок- сагыза семена, проросшие быстрее, получают больше питательных веществ и воды. Уже через 20-30 суток гибнут те растения, которые попадают под розетки листьев ранее взошедших растений

Д)Зерновые хлеба часто страдают от черепашки. Теленомус свое яйцо откладывает в яйцо черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое

Е)Борьба между двумя оленями за самку

Ж)На фоне ранних заморозков погибли молодые растения помидоров, произрастающих на открытой местности, выжили только те растения, которые произрастали рядом с защитной лесополосой.

Задание №2

Рассмотрите на рис. изображения несколько видов луговых злаков с указанием сроков начала их цветения. Каким образом опыляются злаки? Как может повлиять безветренная погода, в начале и в конце июня на видовой состав луга, где растут эти злаки? Возможно полное исчезновение этих видов из травостоя лугов и при каких условиях?

Задание №3

Работа по карточкам (раздаточный материал)

Подведение итогов урока делают ученики, обобщает учитель

Министерство образования и науки РФ

ФГОУ СПО «Красноярский аграрный техникум»

План открытого урока по биологии.

Тема : «Борьба за существование и естественный отбор»

Цель урока : создать условия для формирования знаний об одном из центральных понятий теории эволюции – борьбе за существование через использование информационно – коммуникативной технологии.

Задачи урока :

Сформировать понятие теории эволюции – борьба за существование;

Охарактеризовать особенности каждой формы борьбы за существование;

Научить учащихся видеть проявление разных форм борьбы за существование на различных примерах и в живой природе;

Развивать у учащихся умения и навыки индивидуальной и групповой работы, формировать интеллектуальные умения – анализировать, сравнивать, делать выводы;

Создавать условия для развития познавательного интереса к предмету;

Воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.

Материально-техническое и методическое оснащение:

Компьютер,

Учебники, тетради, карандаши,

Таблицы,

Рабочие (оценочные) листы,

Сигнальные карточки

Тип урока : комбинированный

Методы обучения: проблемный, частично – поисковый

Форма работы : самостоятельная, индивидуальная, групповая работа

Эпиграф урока:

«Скажи мне, и я забуду, покажи мне, и я запомню, дай мне действовать самому, и я научусь».

Ход урока:

1.Ориентировочно-мотивационный этап

1. Оргмомент: приветствие, проверка присутствующих и готовности к уроку. – 1 мин.(сл.1)

2. Инициация урока, объявление темы, цели, задачи, установка на работу в группах и записи в тетрадях, выбор экспертов. (сл.2 )

3.Фронтальная беседа по вопросам:

Проверка терминологии кластерни (эволюция, вид, популяция, наследственность, изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор) методом «лови ошибку».(термины на доске)

Кому принадлежит утверждение: «Природа неизменна, виды в природе существуют»? (К.Линней) (сл.3)

Кем создан труд «Происхождение видов путем естественного отбора»? (Ч.Дарвин)

Кому принадлежат слова «Теория Дарвина – одно из величайших открытий Х1Х века после закона сохранения энергии, клеточной теории?» (Карл Маркс)

Кому принадлежит утверждение: «Природа изменяется, но видов в природе нет». Хотя в конце жизни признал их существование (Ж.Б.Ламарк)

Назовите основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина.

Объясните с точки зрения К.Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ч.Дарвина образование длинной шеи у жирафа.

2.Операционно-исполнительский этап (групповая и индивидуальная работа)

«Всем живым существам присуща способность практически безграничного размножения»

Например: (сл.4)

Самка аскариды дает 200 тыс. яиц в сутки;

Серая крыса – 5 пометов в год по 8 крысят, которые начинают размножаться через 3 месяца;

Осетр – 2 млн. икринок;

Лягушка – 10тыс. икринок;

Мак – 30-40 тыс.семян

Кукушкины слезы – 186 тыс.семян;

Дафнии за лето дают 10 30 особей, что превосходит массу Земли;

Одна бактерия за 3 суток дает потомств, масса которого 10000 тонн;

70 мух весят 1 г. За сезон 1 муха способна дать потомство, которое будет весить 80 тыс. тонн;

Слоны (с 39 – 90 лет рождают 6 слонят), за 750 лет потомство одной пары составит 19 млн.особей.

Однако безудержного роста численности живых организмов в действительности никогда не наблюдается.

Вопросы: (сл.5)


  1. В чем причина такого явления?

  2. Почему большая часть особей гибнет на различных этапах развития?
Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера (сл.6).

Учащиеся записывают правильный ответ: причины, ограничивающие рост численности живых организмов: 1.природно-климатические условия; 2. Борьба с особями других видов; 3. Борьба с особями своего вида. (Рефлексия личной деятельности, каждый член группы определяет свой личный вклад в работу группы по данному вопросу и записывает в оценочный лист количество баллов 0-3)

Обобщение высказываний учащихся и формирование кластера (см.таблицу презентации).

Рефлексия деятельности групп.

(Эксперты раздают жетоны).

Работа с таблицей:

Известно, что гибель тем интенсивнее, чем выше рождаемость особей данного вида.

В процессе эволюции возникает инстинкт заботы о потомстве, который является альтернативой безграничному увеличению потомства. Например белуга выметывает во время нереста около миллиона икринок и только очень незначительная часть из них достигает зрелого возраста, самка трехиглой колюшки откладывает 60-70 икринок в гнездо, сделанное из водных растений, а самец охраняет икру и появившихся мальков.

Вопрос:

3.Что не хватает всем живым организмам для существования? (сл.7 )

Посмотрим несколько примеров из живой природы (приложен картинки)

(После обсуждения запись на доске) (повтор 7)

Жизненного пространства;

Мест размножения

Размышляя о механизмах и движущих силах эволюции, Ч.Дарвин пришел к представлению о борьбе за существование. Это одно из центральных понятий теории эволюции.

Несоответствие между численностью появившихся в популяции особей и имеющимися в наличии жизненными ресурсами неизбежно приводит к борьбе за существование.

Ч.Дарвин неоднократно подчеркивал, что борьба за существование не сводится к прямой схватке, она представляет собой сложные и многообразные отношения: внутри одного вида, между разными видами и с неорганической природой.

Вопрос: (сл.8)

3.Какие три формы борьбы различал Дарвин?

Используя учебник Ю.И. Полянского стр.46-48 продолжим заполнение таблицы.

Обсуждение и проверка правильности заполнения таблицы.

Запись в тетрадь:

Борьба за существование – сложные и многообразные взаимоотношения особей внутри вида, между видами и с неблагоприятными условиями неживой природы. Ч. Дарвин указывает, что несоответствие между возможностью видов к беспредельному размножению и ограниченностью ресурсов – главная причина борьбы за существование. Борьба за существование бывает трех видов:

Внутривидовая – приводит к сохранению популяции и вида за счет гибели или неучастия в размножении наименее приспособленных особей данного вида. (сл.9)

борьба за территорию;

состязание за добычу;

внутривидовой каннибализм;

борьба за главенство в стае;

борьба за обладание самкой.

взаимопомощь

забота о потомстве

Межвидовая – приводит к победе более жизнеспособных особей или популяции одного вида над менее жизнеспособной особью или популяцией другого вида. (сл.10)

вытеснение одного подвида другим

конкуренция за свет

хищничество

каннибализм

Вопросы: (сл.11)

5.Какая форма борьбы является самой интенсивной? Почему?

6.Какова роль борьбы за существование в процессе эволюции?

Вывод:

Внутривидовая борьба является самым жестоким видом борьбы, так как особи конкурируют между собой за одинаковые условия существования, одинаковые источники питания, одинаковые возможности размножения. Результатом этой борьбы является преимущественное право на размножение более приспособленных особей и гибель менее приспособленных.

В результате борьбы за существование эволюция идет по пути приспособления организмов к меняющимся условиям, выживают более сильные, с новыми приспособлениями, появляющиеся на основе наследственности, изменчивости.

3.Этап первичного закрепления материала

(Учащиеся принимают участие в данном задании, используя сигнальные карточки: (сл.12) зеленые – внутривидовая борьба; красные – межвидовая; желтые – борьба с неблагоприятными условиями – за каждый правильный ответ учащиеся записывают по 1 баллу в рефлексию личной деятельности.)

Определить, к какой форме борьбы за существование относятся эти примеры:

1. Глухозимье. Много снега, лют и задирист мороз. Голодно лисице в нашем лесу, но она ходит, ищет, перебегает с разбросанных по болоту клюквенных подушек, находит спрятавшихся грызунов. (межвидовая, с неблагоприятными условиями). (сл.13 )

2. И меж растений царствует война. Деревья, травы вверх растут задорно. За свет и воздух борются упорно, а корни их, в земле неся свой труд, за почву и за влажность спор ведут. (межвидовая, внутривидовая, с неблагоприятными условиями) (сл.14)

3. Орел бьет сокола, а сокол бьет гусей, страшатся щуки крокодила, от тигра гибнет волк, а кошка ест мышей. Всегда имеет верх над слабостью сила (межвидовая). (сл.15 )

4. Желаю жизни много лет, не знай ты вовсе обо мне!

5.Отбором давно забракован. Ногам не сносить головы! Живите, сильнейшие братья, а мне не уйти от судьбы. (межвидовая, хищник-жертва) (сл.17 )

6.В хвойном лесу высокие деревья подавляют рост низких растений (внутривидовая)(18 )

7. Серая крыса более сильная и агрессивная, вытесняет черную, которая теперь встречается лишь в лесных районах или пустыни. (межвидовая) (19 )

8. Ель хорошо развивается под защитой леса, а потом затеняет его (межвидовая) (20)

9. Чайки, синицы, буревестники убивают птенцов при их больном количестве (21 ) (внутривидовая)

10. В Австралии большая медоносная пчела вытеснила маленькую туземную пчелку, у которой нет жала (межвидовая) (22)

11. Пингвины помогают друг другу высиживать и выкармливать птенцов (внутривидовая, взаимопомощь) (23 )

12.У двух скальных поползней, живущих в одном ареале, длина клюва и способ добывания пищи различны (межвидовая) (24)

14. Зимой в любом из городских парков голуби отгоняют от брошенных на снег крупы или крошек воробьев (межвидовая) (26)

15.Более сильные вороны отгоняют от корма своих более слабых и менее энергичных конкуренток (внутривидовая, за пищу). (27 )

16. Ограничение участка обитания системой меток: (28 )

Кошачьи и медвежьи обдирают кору (точат когти);

У приматов пахучие подмышечные железы;

Собаки метят территорию мочой;

Пение птиц – сигнал занятости территории (внутривидовая).

17. Зерна хлеба часто страдают от желто-зеленого клопа черепашки. Теленомус – другой обитатель на злаковых, откладывает свое яйцо в яйцо клопа-черепашки, и личинка теленомуса съедает его содержимое. (межвидовая) (29

18.В тундре после сильных снегопадов оленям трудно добывать ягель из под снега, при этом многие животные гибнут от голода (борьба с неблагоприятными условиями). (30)

Студенты, работая в группе заполняют таблицу и проверяют правильность заполнения,

Заполняют в рабочих листах колонки «рефлексия»

4.Рефлексивно-оценочный этап:

1. Тестирование (приложение № 1)

2.Подсчитывание личного количество баллов и добавление баллов за тестирование.(на экране таблица с правильными ответами) (31 приложение 2)

5.Подведение итогов: (32)

Выполнили ли мы все поставленные задачи?

Какой материал поняли полностью или частично?

Насколько активно работали?

Как легче работать в группе или индивидуально?

Мнение экспертов, выставление оценок.

Установка на следующее занятие: будем изучать основные виды и формы приспособленности организмов, возникающие в результате борьбы за существование и естественного отбора. (33 приложен картинки 2)

6.Постановка домашнего задания (дифференцированно)

Текст учебника «Общая биология» Ю.И.Полянский, стр.25-29 (34)

Подготовить сообщения (презентации), или рисунки о различных формах борьбы за существование в живой природе.

Приложение 1

1.Движущие силы эволюции органического мира …, изменчивость, … за существование, … отбор.

2.Вид …отбора, при котором выживают только те особи, признаки которых строго соответствуют данным… среды, а организмы с новыми признаками, возникшими в результате…, погибают или не дают потомства, называется … отбором.

3.Внутривидовая борьба возникает между особями … вида, это конкуренция за источники …, света, территорию и возможность оставить полноценное и … потомство.

4.Вид – это… всех особей, обладающих одинаковыми … и … признаками, способных свободно … и давать плодовитое … имеющих одинаковый геном, происхождение, занимающих определенный … и приспособленных к условиям среды.

Приложение 2

Вставить в текст пропущенные слова:

1.Движущие силы эволюции органического мира наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

2.Вид результат отбора, при котором выживают только те особи, признаки которых строго соответствуют данным условиям среды, а организмы с новыми признаками, возникшими в результате изменчивости , погибают или не дают потомства, называется естественным отбором.

3.Внутривидовая борьба возникает между особями одного вида, это конкуренция за источники пищи , света, территорию и возможность оставить полноценное и плодовитое потомство.

4.Вид – это совокупность всех особей, обладающих одинаковыми свойствами и наследственными признаками, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство имеющих одинаковый геном, происхождение, занимающих определенный ареал и приспособленных к условиям среды.

Воспитательные:

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

  1. Автор первой эволюционной теории. (Ж.Б. Ламарк)

Биологический прогресс

Биологический регресс

  1. Увеличение численности особей
  2. Эволюционная неудача
  3. Эволюционный успех
  4. Вымирание
  5. Увеличение численности видов
  6. Сокращение численности видов
  7. Сокращение численности особей
  8. Сужение занимаемого ареала

Конкурс №3 «Капитанский»

Запись в тетради - под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами).

Конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

2.Межвидовая борьба - существует между особями разных видов.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная - без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами - взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах - наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока.

5.Домашнее задание

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему "Борьба за существование, ее причины и виды"»

КГУ «Мостикская средняя школа»

Урок биологии на тему:

«Борьба за существование, ее причины и виды»

(9 класс)

Учитель биологии: Голяшова Е.В.

2015-2016 учебный год

Тема урока: Борьба за существование, ее причины и виды.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: Изучение причин борьбы за существование и ее видов.

Задачи:

Образовательные:

    изучить борьбу за существование, как одно из главных причин эволюции

    выявить причины борьбы за существование

    сформировать понятие о видах борьбы за существ

Развивающие:

    развить познавательный интерес учащихся

    развивать самостоятельность учащихся, умение преодолевать трудности в учении

    развивать эмоции учащихся (ситуация удивления)

    развивать инициативу, уверенность в своих силах

    развивать свои умения применять на практике

Воспитательные:

    воспитание мотивов учения и положительного отношения к знаниям

Методы: Словесно-иллюстративный, демонстрационный

Формы: групповая, индивидуальная, игровая

« Трудно жить на этом свете

В нём отсутствует уют,

Ветер воет на рассвете,

Волки зайчика грызут».

Организационный момент:

Конкурс № 1 «Приветствие»

Конкурс №2 « Разминка»

    Движущая сила эволюции, делающая особей одного вида разнообразными и поставляющая материал для отбора. (изменчивость)

    Ученый, который ввел в систему двойные латинские названия, используемые до сих пор. (К. Линней)

    Учёный, первым верно указавший на роль окружающей среды, определяющей эволюционные изменения организмов. (Ж.Б. Ламарк)

    Процесс постепенного совершенствования живых организмов в течение длительного времени. (эволюция)

    Увеличение численности особей, расширение ареала, эволюционный успех можно назвать (биологический прогресс)

    Учёный, предполагавший, что все полезные изменения, приобретенные в ходе тренировок, передаются по наследству.(Ж.Б. Ламарк)

    Уменьшение численности особей и видов, сужение ареала, эволюционная неудача называются (биологический регресс)

    Свойство организмов походить на своих предков и передавать некоторые признаки потомству.(наследственность)

    Процесс в результате которого выживают и оставляют после себя потомство преимущественно особи с полезными в данных условиях наследственными изменениями. (естественный отбор)

Установите соответствие между эволюционными понятиями и их определениями.

    Увеличение численности особей

    Расселение на обширных территориях

    Эволюционная неудача

    Эволюционный успех

    Вымирание

    Увеличение численности видов

    Сокращение численности видов

    Сокращение численности особей

    Сужение занимаемого ареала

Даны факты, иллюстрирующие одно из свойств, присущих живому.

Распределите их соответственно.

Конкурс №3 «Капитанский»

    Общее свойство организмов производить потомство больше, чем способно выжить в данных конкретных условиях называют (избыточная численность)

    К чему приводит избыточная численность? (к конкуренции между особями)

    А к чему приводит борьба за существование? (к выживанию тех, кто лучше приспособлен к окружающей среде)

    Дайте определение борьбы за существование.(это совокупность многообразных сложных взаимоотношений между организмами и окружающей средой)

Что служит причиной возникновения борьбы за существование и какие виды борьбы за существование существуют, выясним сегодня на уроке.

Для начала сформулируйте мне ответ, как вы понимаете смысл словосочетания «борьба за существования». (ответы учащихся)

Запись в тетради – под «борьбой» подразумевается не прямое столкновение особой, приводящее к вытеснению одних из них.

II . Изучение нового материала:

СОБЫТИЯ И ФАКТЫ: Ещё Чарльз Дарвин считал, что борьба за существование является следствием двух взаимоисключающих причин:

    Неограниченной способности живых организмов к размножению.

    Ограниченности природных ресурсов.

Говоря о борьбе за существование можно выделить три формы борьбы за существование:

А) внутривидовая б) межвидовая в) борьба с неблагоприятными условиями среды (абиотическими факторами) .

Рассмотрим более подробно каждую форму

1.Внутривидовая борьба протекает между особями одного вида. Примером такой борьбы могут служить брачные турниры оленей, волков, птиц и др. животных.


конкуренция растений одного вида за свет в сосновом или еловом лесу

Внутривидовая борьба-самая острая форма, в ходе которой погибает больше всего особей.

Вопрос: каковы причины внутривидовой борьбы? (конкуренция за пищу, за внимание самки, за территорию) т.е. особи нуждаются в одних и тех же ограниченных ресурсах.

Два зайца удирают от волка. Один из них другому говорит:

-«На что ты надеешься? Тебе все равно не удастся бежать быстрее волка»

-«А мне не нужно бежать быстрее волка, мне нужно бежать быстрее, чем ты: тогда волку достанешься ты, а не я» - отвечает другой.

Зайцы соревнуются в скорости бега не с волками, а друг с другом.

Волк, который гонится за зайцем, соревнуется не с ним, а с другим волком, который в другом лесу гонится за другим зайцем.

Именно на внутривидовом уровне реализуется межвидовая борьба!

2.Межвидовая борьба – существует между особями разных видов.

Вспомним мультфильм «Ну, погоди», между волком и зайцем так же идет межвидовая борьба.

Внутривидовую и межвидовую борьбу можно разделить на прямую и косвенную. При прямой борьбе происходит открытое столкновение особей. Косвенная – без открытых столкновений.

3.Есть еще одна борьба за существования которая носит названия, борьба с абиотическими факторами – взаимоотношение организмов с окружающей средой, т.е. борьба за выживание в природных катаклизмах – наводнение, ранние заморозки, пожары и др.

4.Итог урока. Мы рассмотрели различные формы борьбы за существования. Подведите итог, сделайте вывод, к чему мы пришли?

В ходе борьбы за существование выживают и оставляют потомство особи, лучше приспособленные к условиям окружающей среды. Борьба за существование приводит в естественному отбору.

5.Домашнее задание п.26. Ответить устно на вопросы под буквой В стр. 121

Тема: Борьба за существование

Цель : способность осознанию учащимися сложного характера взаимоотношений природе, роли этих взаимосвязей в эволюции органического мира; сформировать представление о борьбе за существование и ее формах; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существования; научить учащихся правильно определять формы борьбы за существование, сравнивать их друг с другом; воспитывать умение работать в коллективе.Оборудование: карточки- задания; схема «Формы борьбы за существования», УДЕ Белый медведь, Бурый медведь, листы ответовЭпиграф : Потомство пары мух съест мертвую лошадь также скоро, как лев. К. Линней Ход урока
    Орг. момент (1-2 мин) Работа в группах (сторонники Ламарка, Линнея, Ч. Дарвина)
Определите, о каком ученном составлен синквейн (четверостишье) А)………………….. Эрудит, верующий Описывал, систематизировал, организовывал Создал лучшую искусственную систему Трудоголик. (К. Линней)


В)……………………. Талантливый, невезучий Боролся, отстаивал, доказывал Создал первое эволюционное учение. Творец. (Жан Батист Ламарк)

С)………………………… Трудолюбивый, обстоятельный Путешествовал, наблюдал, анализировал Выяснил причины эволюции живого Гений. (Чарльз Дарвин)


Вопросы к группам : А) По каким признакам вы узнали про ученных – эволюционистов из синквейна? В) Рассказать про основные принципы эволюционных учений К Линнея, Ж.Б. Ламарка, Ч. Дарвина. (один ученик от каждой группы)3. Определите и отметьте в тексте(работа с текстом) А) что из перечисленных взглядов и заслуг относится к Линнею?В)Что из перечисленного относится к Ламарку?С)Что из перечисленного относится к Дарвину?1.Виды произошли путем эволюции от ранее живущих2.Виды созданы творцом3.Виды неизменны, постоянны, вечны, эволюции нет4.Виды непостоянны, медленно изменяются, эволюционируют5.Многообразие видов – результат создания их одним творцом по заранее намеченному плану.6.Многообразие видов – результат эволюции в различных условиях, единство видов – результат их родства7.Приспособленность организмов даны им творцом8.Приспособленность организмов – результат эволюции и внутреннего стремления9. Приспособленность организмов – результат эволюции путем естественного отбора10.Основная движущая сила эволюции в природе – естественный отбор11. Основная движущая сила эволюции в природе – стремление организмов к прогрессу, самосовершенствованию12. Организмы обладают наследственностью и изменчивостью13.Изменчивость организмов – результат влияния внешней среды и внутреннего стремления к прогрессу.14.Внутреннего стремления к прогрессу у организмов нет15. Организмы обладают изначальной способностью изменяться только целесообразно и полезно16.Материалом в процессе эволюции служит только наследственная изменчивость17.В природе причиной естественного отбора является борьба за существование18.Впервые разработал искусственную систематику организмов19.Ввел принцип двойного названия20.Впервые построил систематику животных в восходящем эволюционном порядке21.Признавал «закон наследования новых признаков, приобретенных в результате упражнения или не упражнения органов22.По своему мировоззрению идеалист.23. Ученый трансформист24.Впервые создал эволюционную теорию25.Впервые создал научную теорию эволюции органического мира, на основе 3 движущихся сил