Колесный танк кентавр. Кентавр, Рысь, Страйкер, Моваг - нужны ли колесные танки в российской армии? С

В 1980-е итальянская армия разработала тактико-технические требования для перспективного семейства гусеничных и колёсных бронированных боевых машин, которые планировалось запустить в производство спустя десятилетия. Предусматривалось создание четырёх типов таких машин: основного боевого танка Ariete, гусеничной БМП Dardo, многоцелевого бронированного автомобиля «Пума» (Puma) с колёсной формулой 4×4 и 6×6 и колёсного истребителя танков «Кентавр» (Centauro) с колёсной формулой 8×8.

Требования для последнего сформулировали в начале 1984 г Планировалось создание высокомобильной колёсной боевой машины со 105-мм нарезной пушкой стандарта НАТО. Она должна была иметь высокую скорость на дорогах для повышения стратегической подвижности войск, большой запас хода, повышенную проходимость но пересечённой местности и компьютеризированную систему управления огнём (СУО), имеющую много общего с СУО компании Offeine Galileo для основного боевою танка Ariete.

Первый опытный образец машины был ютов в январе, а второй - в середине 1987 г. В декабре уже четыре машины проходили испытания. Всего построили девять опытных образцов. Один корпус использовался для баллистических испытаний. Параллельно выпускалась предсерийная партия из десяти машин, которая была полностью готова в конце 1989 т.

Производство первой партии «кентавров» для итальянской армии началось в конце 1990 г. и завершилось в 1991 г. Первоначально армия планировала заказать 450, но затем заказ сократили до 400 машин.

Серийные «кентавры» значительно отличаются от опытных образцов. В частности, у них усовершенствовано вооружение. улучшена боеукладка, изменена конфигурация задней части башни, откидную аппарель в корме заменили дверью, более удобным стало размещение экипажа.

В конце 1992 г. восемь «кентавров» со 105-мм пушками поставлены в Сомали, где в течение четырёх месяцев они прошли, в среднем, по 8400 км без серьёзных поломок.

В 1993 г. британские компании BAE Systems и RO Defence создали динамическую защиту (ДЗ) ROMOR-A для машин лёгкого класса и в том же году выпустили 20 комплектов для Centauro. Десять комплектов поставили в Италию, остальные в Сомали.

Кроме того, консорциумом IVEKO-Otobreda для «кентавров» был разработан новый пакет пассивной брони, устанавливаемой на корпус и башню машины для повышения её защищенности от огня стрелкового оружия.

Последние поставки колесных истребителей танков «Кентавр» в итальянскую армию были осуществлены в конце 1996 г.

В середине 1999 г. министерство обороны Испании заключило с консорциумом IVEKO-Otobreda контракт на 70 млн. долларов США, который предусматривал поставку 22 «кентавров», их сервисное обслуживание и обучение специалистов, Новые машины прибыли в Испанию в конце 2000 г. и под обозначением VRC-105 они поступили на вооружение 8-го лёгкого кавалерийского полка испанских сил быстрого реагирования. Не исключено, что Испания в будущем может заказать еще партию таких машин.

Насколько известно, испанские VRC-105 практически не отличаются от итальянских «кентавров». Правда, они оснащаются комплектом ДЗ испанской компании Santa Barbara, обеспечивающим дополнительную защиту лобовой проекции машины от кумулятивных снарядов и гранат.

Тактико-технические характеристики БМП «КЕНТАВР» (8×8) с двигателем мощностью 520 л.с.

В начале 2000 г. башню «Кентавра» со 105-мм пушкой установили на шасси БМП ASCOD совместной австрийско-испанской разработки Так был создан новый лёгкий танк, успешно прошедший испытании. Тогда же итальянцы передали во временное пользование армии США шестнадцать «кентавров» для отработки новых организационно-штатных структур бригад. Из них двенадцать были в стандартной конфигурации, а четыре - в конфигурации машин охранения.

Описание

Корпус и башня колёсного истребителя танков «Кентавр» цельносварные, из броневой стали. Обеспечивают защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов. Лобовая броня выдерживает попадание 20-мм бронебойных снарядов, остальная - 12,7-мм пуль. Правда, не указывается. на каких дальностях.

Водитель размещается в корпусе машины впереди с левой стороны, справа от него расположено силовое отделение, отгороженное от внутреннего пространства несгораемой переборкой У водителя имеется люк. крышка которого открывается влево. Для наблюдения за дорожной обстановкой служат три перископических прибора, средний из которых может быть заменён пассивным прибором ночного видения MES VG/DIL.

Башня установлена на крыше корпуса, ближе к кормовой части машины. Командир размещается с левой стороны от пушки, наводчик - с правой, заряжающий - впереди и немного ниже наводчика.

Место командира оборудовано четырьмя перископическими приборами наблюдения. обеспечивающими обзор вперёд, по сторонам и назад. Панорамный прицел командира установлен перед его люком. Он позволяет вести круговое наблюдение без поворота головы.

Наводчик может покинуть машину через люк заряжающего, крышка которого открывается назад. С правой стороны башни имеются пять перископических приборов наблюдения, которыми могут пользоваться как наводчик, так и заряжающий.

Башня «Кентавра» выполнена как единый модуль. Она выпускается компанией Otobreda в г. Ла Специа и поставляется полностью подготовленной к установке на шасси.

Основное оружие истребителя танков «Кентавр» - 105-мм нарезная пушка Otobreda с длиной ствола 52 калибра и большим 750-мм откатом. Для стрельбы могут использоваться все типы стандартных 105-мм натовских выстрелов для виковых орудий L7 и М68, включая выстрелы с бронебойно-подкалиберными (APFSDS) снарядами. Пушка имеет вертикальный клиновой затвор с полуавтоматикой, остающийся открытым после экстракции гильзы. Кроме того, она оснащена многокамерным дульным тормозом, теплоизоляционным кожухом и эжекционным устройством для продувки канала ствола, а 1акже системой контроля его изгиба. Ствол изготовлен с использованием технологии автофретирования.

Боекомплект пушки составляет сорок выстрелов, четырнадцать из которых размещаются в башне, а остальные в корпусе машины. Спаренный 7,62-мм пулемёт MG 42/59 установлен слева от пушки. Ещё один такой же пулемёт распопожен на крыше башни в качестве зенитного. С обеих сторон башни смонтировано по блоку из четырёх 76-мм дымовых гранатомётов. Отстрел гранат осуществляется при помощи электроспуска.

Приводы пушки и башни - электрогидравлические с ручным дублированием. Утлы возвышения пушки изменяются от -6° до +15° что несколько меньше, чем на основных боевых ганках из-за низкого профиля башни.

Колёсный истребитель танков «Кентавр» оснащён СУО Officine Galileo TURMS (Tank Universal Reconfigurable Modular system) - такой же. как и на основном боевом танке Ariete. Главными её компонентами являются панорамный дневной прицел командира со стабилизированной в двух плоскостях линией прицеливания, перископический комбинированный (дневной/ночной) прицел наводчика со стабилизированной линией прицеливания и встроенным лазерным дальномером, цифровой баллистический вычислитель, комплект датчиков условий стрельбы, система учёта изгиба ствола и пульты управления командира, наводчика и заряжающего.

1 - ствол пушки калибра 105 мм; 2 - силовое отделение; 3 - люк водителя; 4 - перископические приборы водителя; 5 - башня; 6 - люк командира; 7 - перископические приборы командира; 8 - люк заряжающего; 9 - перископические приборы заряжающего и наводчика; 10 - пулемёт калибра 7,62 мм; 11 - 76-мм дымовые гранатометы; 12 - колесо с пулестойкими шинами

Прицел командира имеет фиксированное 2,5- и 10-кратное увеличение. Угол качания его головного зеркала изменяется от -10° до +60°, угол поворота головки прицела по горизонтали 360°. Для наблюдения и ведения огня ночью у командира имеется телемонитор, на который выводится изображение с тепловизионного прицела наводчика.

Установленный на крыше башни прицел наводчика объединяет четыре основных модуля (головное стабилизированное зеркало. оптический дневной канал, лазерный приёмопередатчик и тепловизор) в одном корпусе. Дневной канал имеет 5-кратное увеличение, а телловизионный обеспечивает вывод на монитор двух полей зрения - широкого и узкого.

Цифровой баллистический вычислитель определяет исходные установки для стрельбы, управляет действием всех подсистем СУО (оптическим прицепом, лазерным дальномером, сервоприводами}. а также датчиками условий стрельбы, встроенными системами контроля работоспособности СУО SITE и обучения экипажа. Он также обеспечивает переконфигурацию алгоритмов работы системы из нормального режима в дублирующие в случае её частичных отказов

В систему управления огнём включены три основных датчика условий стрельбы: метеорологический, курсового угла и износа канала ствола.

У наводчика в качестве резервного установлен телескопический прицел Officine Galileo OG С-102 с 8-кратным увеличением и тремя прицельными шкалами, которые переключаются вручную.

Несмотря на то, что 105-мм пушка «Кентавра» стабилизирована, в итальянской армии основным является ведение огня из неё с короткой остановки.

На «Кентавре» установлен V-обрааный шести цилиндровый четырёхтактный многотопливный дизельный двигатель жидкостного охлаждения IVECO VTCA с турбонаддувом. развивающий мощность 520 л.с. при 2300 об./мин.

Двигатель соединён с немецкой автоматической коробкой переключения передач (АКПП) ZF 5 НР 1500, обеспечивающей пять передач переднего и две заднего хода. АКПП, в свою очередь, передаёт крутящий момент и на раздаточную коробку ZF. Раздаточная коробка и АКПП изготавливаются в Италии в г. Бользано по лицензии. Весь силовой блок на Centauro может быть заменён в течение 20 минут.

От трансмиссии крутящий момент передаётся на дифференциал, с которого распределяется на два потока. К каждому борту машины на колёсные редукторы он передаётся посредством карданных валов, карданных передач и конических редукторов.

Подвеска машины - гидропневматическая. Поворотными являются две пары передних и последняя пара задних колёс, что обеспечивает относительно небольшие радиусы поворота. Задняя пара колёс управляется только при скоростях движения до 20 км/ч.

Центральная система регулировании давления в пулестойких шинах входит в стандартное оснащение машины. Регулировка осуществляется с места водителя во время движения машины и обеспечивает повышенную проходимость на пересечённой местности.

В нише башни установлена система защиты от ОМП Sekur, подобная применённой на танке Ariete. Она препятствует попаданию внутрь машины заражённого воздуха путём создания в ней избыточного давления. Встроенная система кондиционирования воздуха позволяет экипажу нормально работать при температурах окружающего воздуха в диапазоне от 30° до +44° С.

В состав стандартного оборудования «Кентавра» входят расположенная спереди лебёдка и противопожарные системы в силовом и боевом отделениях.

По желанию заказчика на крыше башни могут быть установлены датчики системы предупреждения об облучении лазерными дальномерами или системами наведения противотанковых ракет.

В стандартном исполнении боевая масса «Кентавра» составляет 25 т, при установке на него дополнительных модулей бронезащиты она возрастает до 28 т.

На шасси колёсною истребителя танков «Кентавр» разработано целое семейство боевых и специальных бронированных машин.

Боевые машины для миротворческих сил и охранения

В составе итальянского миротворческого контингента в (Боснии имеется немало «кентавров». Эти машины отличаются наличием пакета навесной броневой защиты, а установленный па крыше башни 7,62-мм зенитный пулемёт МG 42/59 от огня стрелкового оружия справа и слева прикрыт бронещитками.

Последняя партия «кентавров» в количестве 150 машин из 400, поставленных в итальянскую армию, оборудована для использования в качестве машин охранения. Главное их отличие - размещение четырёх пехотинцев, осуществляющих посадку и высадку через кормовую дверь. Чтобы это сделать, пришлось удалить две боеукпадки 105-мм выстрелов, сократив их до шестнадцати, четырнадцать из которых находятся в башне и две - в корпусе. Посадочные места одновременно являются и ящиками с ЗИП.

В десантном отделении корпус машины изнутри покрыт материалом типа кевлара, снижающим вероятность их поражения отколовшимися осколками брони. Изменены системы кондиционирования воздуха и защиты от ОМП, чтобы обеспечить подачу очищенного или охлаждённого воздуха увеличенному экипажу.

«Кентавр» с 60-мм пушкой

Новую башню Otobreda Т60/70А с 60-мм пушкой в составе комплекса вооружения установили для испытаний на последней версии шасси «Кентавра». Оно несколько длиннее и шире стандартного и имеет колёсную базу 1,605×1,6×1,6 м. Машина с боевой массой 24 т вмещает шесть десантников. При этом её экипаж составляет три человека.

Это же шасси используется для боевой машины пехоты «Кентавр» VBC с 25-мм автоматической пушкой.

Боевая машина пехоты «Кентавр» \/ВС (8×8)

Опытный образец колёсной БМП «Кентавр» VBC был выпущен в начале 1996 года и в июне демонстрировался на международной выставке вооружений Eurosatory в Париже. Эта машина разрабатывалась в рамках инициативного проекта, но в соответствии с требованиями итальянской армии по созданию БМП, способной действовать совместно с колёсными истребителями танков «Кенгавр».

Описание

В начале 1999 г. итальянская армия заключила с компанией IVECO-Otobreda контракт на проектирование, разработку и строительство трёх опытных образцов такой БМП На неё установили ту же двухместную башню Otobreda ТС-25 с 25-мм автоматической пушкой Oerlikon Cotraves КВА и спаренным с ней 7,62-мм пулемётом, что и на гусеничную БМП Dardo HITFIST. Башня расположена в центре, десантное отделение - в задней части корпуса машины. В нём могут разместиться до восьми пехотинцев, их посадка и высадка производятся через откидывающуюся вниз широкую рампу с гидроприводом в корме машины. В рампе оборудована дверь на случай, если нет возможности её откинуть. Для стрелкового оружия десанта имеется пять бойниц с перископическими приборами наблюдения, по две с каждого борта и одна - в левой части рампы.

Стандартное оборудование машины включает навесной пакет дополнительной брони для улучшения защищенности от огня стрелкового оружия, гидроусилитель управляемых поворотных колёс с пулестойкими шинами (две пары передних и пара задних), центральную систему регулирования давления в шинах, системы защиты от ОМП, кондиционирования воздуха, предупреждения о лазерном облучении и противопожарного оборудования.

В варианте бронетранспортёра машина оснащается башней с 12.7-мм и спаренным с ним 7,62-мм пулемётами. В этом случае ее экипаж составляют два человека (командир-наводчик и водитель), а в десантном отделении могут разместиться до десяти пехотинцев.

По заявлениям представителей консорциума IVECO-Otobreda, машина может оснащаться более мощными дизельными двигателями и усиленным пакетом навесной брони. Тогда её боевая масса составит 28 т.

В 2003 году на выставке IDEX-03 в г. Абу-Даби показали колёсный истребитель танков. В качестве основного оружия на нём используется 120-мм гладкоствольная пушка Otobreda 120/45 с длиной ствола 45 калибров и коротким откатом. В отличие от предшественника со 105-мм пушкой, на крыше башни новой машины установлены два зенитных пулемёта, из них один 12,7-мм - с дистанционным управлением, СУО осталась прежней. При использовании а качестве машины охранения в ней могут разместиться четыре пехотинца, а боекомплект будет уменьшен до одиннадцати выстрелов.

Кроме этого, в Италии на базе шасси «Кентавра» (8×8) уже созданы и разрабатываются: самоходный миномёт; командно-штабная машина; бронированная ремонтно-эвакуационная машина; бронированная санитарная машина; плавающий бронетранспортёр; зенитно-артиллерийский комплекс; 155-мм самоходная гаубица и мостоукладчик.

В целом шасси колёсного истребителя танков «Кентавр» (8×8) оказалось удачным, что позволило создать на его базе целую гамму различных по назначению бронированных машин. Это повышает унификацию техники в частях и соединениях, облегчает снабжение, обучение специалистов и ремонт.

С. СУВОРОВ, кандидат военных наук

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам.

August 1st, 2014

Минобороны РФ после завершения испытаний вернуло итальянской стороне колесные танки "Чентауро" (Centauro), закупать их для российской армии не будут. Об этом сообщил ИТАР-ТАСС замглавы военного ведомства Юрий Борисов. "Машины мы вернули, закупать эту технику не будем", - сказал замминистра.

Испытания итальянских тяжелых бронеавтомобилей "Чентауро" (centauro) - "Кентавр" - в рамках перехода российской армии с гусеничной на колесную технику, организовывал холдинг "Оборонсервис". При этом на проверку боевых машин не приглашали ни командование Сухопутных войск (СВ), ни руководство главного автобронетанкового управления. Это сразу вызвало множество самых разных обсуждений и предположений. Высказывались даже мнения о предстоящем перевооружении российской армии на иностранную военную технику.

На самом деле все проще. Специфика современных боевых задач, условиях эксплуатации и боевого применения сухопутной армии, а также опыт многочисленных вооруженных конфликтов на протяжении истекшей четверти века показал необходимость перехода сухопутных сил не только на бригадную орг-штатную структуру, но и на трехкомпонентный вид самих бригад. Основной ударной силой должны являться тяжелые механизированные бригады, вооруженные танками и соответствующим семейством гусеничной легкой бронированной техники. У нас они вооружены танками Т-72 всех модификаций перспективной танковой техники на базе платформы «Армата». Главным инструментом занятия и удержания территории должны являться легкие пехотные бригады, оснащенные бронеавтомобилями «Тигр» и «Рысь», колесными бронетранспортерами и необходимыми средствами усиления на их базе. К тому же легкие бригады можно быстро перебрасывать в угрожающие районы в самые сжатые сроки имеющимися видами транспорта. В крайнем случае, по дорогам общего пользования они без проблем могут пройти и на собственных колесах. Возникающий зазор между высокой подвижностью легких и высокой ударной мощью тяжелых, должны закрывать средние бригады. Достаточно легкие, чтобы их можно было оперативно перебрасывать самолетами военно-транспортной авиации. Достаточно подвижные, чтобы, возникни такая надобность, они могли тоже на своих колесах по дорогам общего пользования добраться до места. И в то же время достаточно тяжело вооруженные, чтобы, если не остановить, то гарантированно задержать противника на срок, достаточный для подходя и развертывания тяжелых бригад.

Хотя эта концепция еще не принята окончательно в ВС РФ, работы в данном направлении идут. Чему способствует зарубежный опыт американской и ряда европейских армий, а также множество за три десятка лет прошедших войн. Что Генштаб на эту тему "думает", подтверждается, в том числе, и испытаниями бронемашин "Чентауро", которые провел "Оборонсервис". В ходе проверки использовались два бронеавтомобиля - с одна с пушкой калибра 105-мм, вторая - 125-мм. Управляли колесными танками экипажи компании-производителя IVECO.

Впрочем, все разговоры о перевооружении на иностранное были лишены смысла с самого начала. По очень длинному списку причин. Тут скорее речь шла о практической проверке лучших зарубежных образцов, так сказать, в условиях, приближенных к боевым. А следует признать, из всех существующих в мире бронемашин такого класса, "Чентауро" является наилучшим.

Требования к новому классу машин в 1984 году итальянское военное командование, вкраце, сформулировало просто. Нужна машина для борьбы с воздушными и морскими десантами противника. С высокой подвижностью, чтобы быстро выдвигаться к месту боя. Так как десант обычно тяжелым оружием не располагает, то и высокое бронирование для машины не является особой надобностью. За то она должна располагать большой огневой мощью. Эдакий кентравр (на итальянском "Centauro" означает "кентавр"), способный по первому зеленому свистку немедленно прискакать на пожар и эффективно всех "погасить". Получился своего рода гибрид колесного бронетранспортера и основного боевого танка.

За основу взяли базу трехосного бронеавтомобиля Fiat AVH-6613. Для обеспечения унификации по боеприпасам, запчастям и расходным материалам, в качестве основного оружия использовали клон 105 мм нарезной английской пушки L-7, которая, в разных видах стоит на танках Leopard 1A5 и М60А1, имеющихся в итальянской армии. В качестве прицельной системы предполагалось использование СУО OG14L3 TURMS производства фирмы Galileo Avionica, использовавшаяся на танке ARIETE C1 и БМП VCC-80.

В башне предусмотрены места для командира (слева), наводчика (справа) и заряжающего (справа впереди и ниже наводчика). Ее крыша в средней части имеет куполообразную форму для придания пушке угла склонения (угол возвышения/склонения от + 15 до -6°), У командира имеются четыре прибора наблюдения. Привод башни и пушки электрогидравлический, с возможностью ручного наведения.

Основные ТТХ БМТВ: неплавающая, колесная формула шасси 8x8, боевая масса 25 т, экипаж четыре человека, длина с пушкой вперед 8,55 м, ширина по корпусу 3,05 м, максимальная высота 2,735 м, клиренс 0,417 м, двигатель дизельный, с турбоноддувом мощностью 520 л. с, максимальная скорость по шоссе 105 км/ч, запас хода по топливу 800 км; преодолевает брод глубиной до 1,5 м; возможно дополнительное бронирование. Кроме пушки на БМТВ установлены два 7,62-мм пулемета (спаренный и зенитный), две счетверенные гранатометные ПУ для постановки дымовых завес. Боекомплект 40 артвыстрелов. 1 400 пулеметных патронов и 16 дымовых гранат.

Планировалось, что полученная таким образом машина, при сопоставимой с танком огневой мощи, будет существенно превосходить его по подвижности, особенно на европейском ТВД с развитой дорожной инфраструктурой, иметь больший межремонтный пробег, и - главное, она будет аэротранспортабельна самолётом С-130 "Геркулес" - основным авиаперевозчиком ВТА НАТО. Поскольку создаваемая машина позиционировалась как "разведывательная для борьбы с танками" (непривычное для русскоязычного читателя сочетание) существенными бонусами колёсной ходовой части была её малошумность и гораздо больший, по сравнению с гусеничной, запас хода по топливу.

Противоречия между жёсткими массогабаритными ограничениями и необходимостью большего внутреннего объёма корпуса разрешили за счёт применения проходных редукторов трансмиссии, т.е. поток мощности передавался системой валов вдоль борта, с отбором мощности на колёсные редуктора.

Подобная схема позволила отказаться от системы раздаточных коробок и карданных валов, расположенных в пространстве между днищем машины и полом боевого отделения, что позволило максимально полно использовать полезный объём корпуса. Недостатком данной схемы является то обстоятельство, что при боевом (либо любом ином) повреждении редуктора проходящий через него поток мощности прерывается, т.е. не передаётся на следующие за ним колёса. При выходе из строя второго редуктора левого борта, все колёса, размещённые на этой стороне, обездвиживались. Ещё хуже была ситуация с правым бортом - там "раздающим" редуктором был первый, т.е. наиболее подверженный боевым повреждениям, особенно при минном подрыве. Впрочем, позднее была применена "Н-образная" схема раздачи потока мощности, при которой "раздающий" редуктор правого борта был перенесён на вторую ось.

Таким образом, трансмиссия "Centauro" по живучести и стойкости к боевым повреждениям значительно уступает классической трансмиссии БТРов- "многоножек". Отсутствие пространства между днищем и боевым отделением существенно снижает минозащищённость машины в целом.

Первая модификация "Centauro" - «В1», или, другое его обозначение по калибру пушки - "Centauro-105" пошла в серию в 1990 году. Бронекорпус в передней проекции "держал" попадания 20 мм снарядов автоматических пушек, борта и корма - пули калибра 7,62 мм с термоупрочнённым сердечником. Переднее расположение моторно-трансмисионного отделения позволило разместить в кормовом бронелисте дверь, что существенно облегчает как посадку-высадку экипажа, так и загрузку боекомплекта.

В качестве силовой установки использовался "позаимствованная" опять же у ОБТ ARIETE "половинка" двигателя - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом IVECO Fiat МТСА V-6 мощностью 520 л.с., примечательная тем, что, согласно информации производителя, её демонтаж можно осуществить за 20 минут. Автоматическая гидромеханическая трансмиссия SHP-1500 выпускаемая "Iveco Fiat" по лицензии немецкой фирмы "ZF Friedrichshafen AG" обеспечивала 5 передач при движении вперед и 2 передачи заднего хода. Характерной особенностью трансмиссии является наличие в ней гидродинамического ретардера "PEROTH" - тормозного устройства, основанного на принципе перепуска потока гидравлической жидкости через отверстия-дроссели. В сочетании с обычными дисковыми тормозами, ретардер позволяет существенно повысить тормозные характеристики машины. Ещё одним достоинством гидромеханической трансмиссии является реализация в ней селекторного переключения привода и управления: при длительном марше по шоссе отключается привод и управление одной из осей, что позволяет снизить расход топлива. Гидропневматическая подвеска позволяет сочетать мягкость хода при малых динамических ходах подвески, с высокой энергоёмкостью на больших ходах. Применение климатической установки создаёт комфортные условия для работы экипажа.

Таким образом, "Centauro" сочетает в себе высокие функциональные возможности за счёт передовых технических решений, с приемлемой ценой, за счёт использования в нём уже существовавших ранее комплектующих. Следует отметить, что машина вполне соответствует задачам, под которые она изначально создавалась - скоростной носитель мощного вооружения вполне мог бы служить эффективным средством борьбы с десантами на Аппенины.

По результатам эксплуатации "Centauro В1" в войсках было высказано пожелание увеличить объём боевого отделения. Поскольку увеличивать ширину или высоту машины было невозможно (аэротранспортабельность!), то было принято решение увеличить длину машины. С внесением в конструкцию ряда усовершенствования, такая машина была запущена в серию под названием "Centauro B1 Bis" (Series 2).

в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Centauro" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Centauro" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая.

Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами. Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°. На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности.

Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира.

Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Centauro" не может.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Centauro" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Centauro" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Centauroов" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Centauroы" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами.

В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8 400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Centauro ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла. За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Centauroы" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Centauroов" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7.

В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Centauroы". Летом 1997 г. "Centauroы" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

Centauro II. В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Centauro" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Centauro" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Centauro" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

Впоследствии на базе "Centauro" II была разработана единая платформа, на которой позднее создали целое семейство боевых бронированных машины. Бронетраспортер. САУ. Самоходный миномет. Командно-штабная машина. Машина связи.

Удачность найденного решения подтвердилась достаточно высоким интересом к этому семейству машин со стороны армий других стран. Так, его приняла на вооружение армия Южной Кореи. Бронетранспортер на базе "Centauro" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Centauroа" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

Таким образом, интерес к "Centauro" со стороны российской армии вполне уместен. Но он направлен не на оценку целесообразности постановки колесного танка на вооружение ВС РФ, а преследует цель общего изучения боевых и эксплуатационных возможностей данной машины в частности, а также всего класса колесных танков в целом. Наверняка присматривались наши инженеры и к технологическим решениями.
Но на вооружение армия должна поставить что-то свое. На базе собственной платформы.


В 1984 г. командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике, аналогичной пушкам танков «Леопард-1» и M-60A1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка «Ариете» и гусеничной БМП YCC-80.

Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. В дополнение к танковым подразделениям, развернутым на северо-востоке страны и обладающим относительно невысокой стратегической мобильностью, предполагалось сформировать высокоманевренные бригады, вооруженные тяжелыми и легкими аэротранспортабельными бронеавтомобилями. Задачей бригад должна была стать оборона итальянского «сапога» от воздушных и морских десантов, тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.



Работы по «колесному танку» начались фирмами ОТО Melara и Фиат в конце 1984 г. и опирались на опыт создания в 1982-1983 г. Г. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105-мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось, чтобы не ухудшилась проходимость, добавить четвертую ось. Выбор габаритных размеров машины был обусловлен трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объема корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 «Геркулес».
Разработка ключевых узлов бронеавтомобиля, таких как двигательная установка и ходовая часть, завершилась довольно быстро, что позволило уже в апреле 1985 г. начать испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний стала отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания членами экипажа 105-мм пушки. Дальнейшая отработка конструкции бронеавтомобиля велась параллельно с испытаниями демонстрационной машины. Первая опытная машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять истребителей танков. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 г. вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 «Centauro», а в 1991 г. началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц. Вооруженные силы Испании планируют в начале XXI в. закупить 22 бронеавтомобиля В-1 «Centauro» для вооружения бронекавалерийского полка «Лузитания», входящего в состав Сил быстрого реагирования.



Бронеавтомобиль В-1 «Centauro» занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ боевую разведывательную машину, однако это не совсем правильно. Действительно, «Centauro» с успехом может использоваться для разведывательных операций, эскортирования конвоев, противодействия разведывательно-диверсионным группам противника то есть выполнять боевые задачи, типичные для БРМ. Однако исключительно мощное для колесной машины вооружение 105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения «колесный», тем более что в армии Италии «Centauroы» и пришли на смену танкам американским М-47. «Centauro» и западногерманский Даймлер-Бенц EXF стали первыми в мире бронеавтомобилями, огневая мощь которых сравнялась с огневой мощью танков. Однако немецкая машина была выпущена в единственном экземпляре, а «Centauro выпускался серийно. К колесным танкам порой относят и французскую машину AMX-IORC, но она вооружена 105-мм пушкой с низким давлением в канале ствола, и лишь после перевооружения на 105-мм орудия с высоким давлением газов в канале ствола галлы войдут в «колесный танковый клуб».

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Дизельный двигатель V-6 первоначально был разработан для гражданского применения. Кроме бронеавтомобилей «Centauro» различные варианты дизеля У-6 устанавливаются на гусеничные БМП УСС-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк «Ариете». На машине установлена западногерманская автоматическая шестискоростная (пять вперед, одна назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.



Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя, сиденье водителя регулируется по высоте. Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения. Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов. Все восемь колес ведущие, первые две пары управляемые, на скорости меньше 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.
Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Melara, установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик справа, заряжающий сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.
Пушка LR по внутренней баллистике аналогична 105-мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т; чтобы ее погасить, установлена специальная гидропневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105-мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке 40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни установлено по четыре дымовых гранатомета. Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляются с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6 до + 15°.



На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5и 10-кратным увеличением; в прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной от -10 до +60 . У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу «Centauro» не может и перед выстрелом должен остановиться.



Башни для бронеавтомобилей изготавливались, регулировались и испытывались на заводе фирмы ОТО Melara в Специи. По результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в «чреве» С-130), днищу корпуса придана небольшая V-образность для лучшей защиты от действия взрывной волны мины, размеры люка в кормовом бронелисте уменьшены.
Серийное производство бронеавтомобилей В-1 «Centauro» завершилось в 1996 г. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.
Проверку в боевых условиях бронеавтомобили «Centauro» прошли в ходе миротворческой операции «Рестор Хоуп», проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 г. восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме «Centauroов» в нее входило еще пять танков М-60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. «Centauroы» широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течение первых четырех месяцев 1993 г. семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью, за все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытии в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой бронеавтомобиль ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины. Основной головной болью для экипажей «Centauroов» были постоянные проколы камер. Главная автомагистраль Сомали Императорское шоссе не ремонтировалось четыре года, что уж говорить об остальных дорогах. В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она, конечно, не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.



За всю кампанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. «Centauroы» очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги, и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.
Недостаточно мощными оказались УКВ радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно, в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать нараспашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее очень быстро выяснилось, что бронезащита «Centauroов» (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно недостаточна, она не «держит» бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-A. Десять комплектов были установлены на «сомалийские» «Centauroы». Опыт применения бронеавтомобилей «Кентанр» в Сомали тщательно изучался и анализировался западными экспертами. Именно миротворческая операция в Сомали послужила отправной точкой для пересмотра роли и места бронированных колесных машин в современных вооруженных конфликтах. К большинству тяжелых бронеавтомобилей применим следующий вывод из опыта операции «Возвращение надежды»: «Пушка большая, броня слабая».
Летом 1997 г. «Centauroы» вместе с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали участие в операции «Альба» по предотвращению гражданской войны в Албании.

Видео: Бронеавтомобиль B1 «Centauro» 105 мм


В 1984 году командование итальянской армии сформулировало требования к высокомобильному колесному истребителю танков, вооруженному 105-мм нарезной пушкой по баллистике аналогичной пушкам танков "Леопард"-1 и М60А1. Прицельная система орудия должна была быть унифицирована с системами управления огнем перспективного основного боевого танка "Ариете" и гусеничной БМП VCC-80. Техническое задание было выработано в рамках комплексной программы перевооружения сухопутных войск. Тяжелым бронеавтомобилям отводилась роль основных боевых танков.

Работы по "колесному танку" начались фирмами ОТО Мелара и Фиат в конце 1984 года и опирались на опыт создания в 1982-1983 гг. бронеавтомобиля Фиат 6636 колесной формулой 6х6. Установка башни со 105 -мм пушкой увеличивала массу машины по крайней мере на 6-7 т, поэтому пришлось к трем осям добавить четвертую, чтобы не ухудшилась проходимость машины. Выбор габаритных размеров машины обуславливался трудноразрешимым компромиссом между необходимостью большего внутреннего объёма корпуса для размещения подбашенной турели и ограничениями, налагаемыми размерами грузового отсека военно-транспортного самолета С-130 "Геркулес.


В апреле 1985 г. начались испытания демонстрационной машины без бронирования. Основной целью испытаний была отработка ходовой части, особенно новой гидропневматической подвески колес, и проверка компоновочных решений машины в отношении удобства обслуживания 105-мм пушки.

Первая машина В-1 с полным бронированием и вооружением была передана на испытания в январе 1987 г., до конца года за ней последовало еще пять. Всего в испытаниях участвовало десять бронеавтомобилей В-1 опытной партии. В 1990 году вооруженные силы Италии получили первые десять бронеавтомобилей В-1 "Кентавр", а в 1991 году началось их полномасштабное производство на заводе фирмы ИВЕКО Фиат в Больцано с темпом выпуска десять машин в месяц.

БМ B1 Кентавр

Следует отметить, что бронеавтомобиль В-1 "Кентавр" занимает особое место среди бронированных колесных машин. Формально его классифицируют как БРМ - боевую разведывательную машину, однако что не совсем правильно. Исключительно мощное для колесной машины вооружение (105-мм нарезная пушка с высокой начальной скоростью снаряда) позволяет в отношении этой машины убрать кавычки с выражения "колесный танк", тем более, что в армии Италии "Кентавры" и пришли на смену танкам - американским М47.

Корпус бронеавтомобиля сварной из стальных бронелистов различной толщины. В лобовой части броня устойчива к попаданию 20-мм снарядов, с кормы и бортов - к попаданию пуль калибра 12,7 мм. Моторно-трансмиссионное отделение располагается в передней части корпуса с правой стороны. Двигатель - шестицилиндровый дизель водяного охлаждения с турбонаддувом ИВЕКО Фиат МТСА V-6 мощностью 520 л. с. Кроме бронеавтомобилей "Кентавр" различные варианты дизеля V-6 устанавливаются на гусеничные БМП VCC-80, аргентинский танк ТАМ и итальянский основной боевой танк "Ариете". На машине использована западногерманская автоматическая шестискоростная (пять - вперед, одна - назад) коробка передач ZF SHP-1500. Двигатель, система охлаждения и коробка передач конструктивно выполнены в виде единого блока и отделены от остальной части корпуса противопожарными перегородками. В моторно-трансмиссионном отделении установлена автоматическая система пожаротушения и сигнализации.


БТР Кентавр

Слева от моторно-трансмиссионного отделения расположено отделение управления с рабочим местом водителя (сиденье водителя регулируется по высоте). Вне боевой обстановки водитель управляет машиной, наблюдая за местностью через открытый люк. В бою наблюдение ведется с помощью трех смотровых перископических приборов. Вместо центрального наблюдательного блока может быть установлен бесподсветочный прибор ночного видения.

Центральную часть корпуса занимают топливные баки и полик башни. В кормовой части расположены две боеукладки по 12 снарядов к пушке, аккумуляторные батареи, фильтровентиляционная установка и гидравлическая лебедка с тяговым усилием 10 т. В кормовом бронелисте имеется люк, используемый для загрузки снарядов.

Все восемь колес - ведущие, первые две пары - управляемые, но на скорости до 20 км/ч можно поворачивать и заднюю пару колес. Управление колес осуществляется с помощью гидроусилителей. Подвеска колес независимая гидропневматическая. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Все колеса оснащены дисковыми тормозами.


БМ B1 Кентавр

Трехместная башня, вооруженная 105-мм пушкой LR длиной 52 калибра, разработана фирмой ОТО Мелара. Она установлена ближе к корме корпуса. Командир бронеавтомобиля располагается слева от пушки, наводчик - справа, заряжающий - сзади наводчика. Люки в крыше корпуса расположены над сиденьями командира и заряжающего.

Пушка LR по внутренней баллистики аналогична 105 -мм танковой пушке L7/M68. Пушка оснащена устройством продувки канала ствола после выстрела, высокоэффективным, поглощающим до 40% отдачи, дульным тормозом и термозащитным кожухом. Отдача пушки при выстреле составляет 14 т, чтобы ее погасить установлена специальная гидро-пневматическая система отката с ходом ствола 750 мм после выстрела. Стрельба возможна всеми стандартными 105 -мм снарядами НАТО, включая кумулятивные. Боезапас к пушке-40 снарядов, 14 из них хранятся непосредственно в башне. С орудием спарен 7,62-мм пулемет М42/59 (установлен с левой стороны от пушки), еще один пулемет может быть установлен на крыше башни. Боезапас к пулеметам 4000 патронов. По бортам башни есть по четыре дымовых гранатомета.

Вращение башни и наведение пушки в вертикальной плоскости осуществляется с помощью электрогидравлических приводов. Углы возвышения орудия от -6° до +15°.

На бронеавтомобиле установлена модульная система управления огнем фирмы Галилео. Ее основными подсистемами являются прицелы командира и наводчика, цифровой баллистический вычислитель, датчики состояния атмосферы, индикаторы и панели управления наводчика, командира и заряжающего. Командир бронеавтомобиля располагает стабилизированным дневным панорамным прицелом с 2,5- и 10-кратным увеличением. В прицел интегрирован электронно-оптический усилитель изображения, позволяющий вести наблюдение и прицеливание в условиях низкой освещенности. Прицел имеет круговое вращение в горизонтальной плоскости, в вертикальной - от -10° до +60°. У наводчика установлен комбинированный стабилизированный дневной/ночной прицел со встроенным лазерным дальномером. Дневной канал имеет 5-кратное усиление, изображение от инфракрасного канала дублируется на индикаторе, установленном рядом с сиденьем командира. Стрелок имеет еще и спаренный с основным прицелом телескоп с 8-кратным увеличением. Командир наблюдает за левым сектором через четыре перископических смотровых прибора, наводчик - за правым через пять неподвижных перископических смотровых приборов. Баллистический вычислитель построен на базе 16-разрядного процессора Интел 8086. Несмотря на то, что пушка стабилизирована в двух плоскостях и имеется современная система управления огнем, по сообщениям западной прессы, вести огонь с ходу "Кентавр" не может.

Но результатам испытаний первых шести машин в конструкцию были внесены некоторые изменения: несколько уменьшена ширина корпуса (для более удобного размещения в "чреве" С-130), днищу придана небольшая V-образность для лучшей противоминной защиты, размеры люка в кормовом броне-листе уменьшены.

Серийное производство бронеавтомобилей В-1 "Кентавр" завершилось в 1996 году. На вооружение трех бронекавалерийских полков итальянской армии было передано 400 машин. Интерес к бронеавтомобилям этого типа проявляет командование вооруженных сил Испании, которое намеревается закупить 30 колесных танков.

Проверку в боевых условиях бронеавтомобили. "Кентавр" прошли в ходе миротворческой операции "Рестор Хоуп", проводившейся в Сомали под эгидой ООН. В конце 1992 года восемь колесных танков из состава 19-го кавалерийского полка были отправлены на Африканский континент в составе смешанной бронетанковой роты (кроме "Кентавров" в нее входили еще пять танков М60А1). Тяжелой техникой усилили два воздушно-десантных полка, составлявших костяк итальянского контингента сил ООН. "Кентавры" широко использовались для проведения разведывательных рейдов, блокады основных путей сообщения сепаратистов и эскортирования конвоев с гуманитарными грузами. В течении первых четырех месяцев 1993 года семь бронемашин намотали 8400 км по сомалийским шоссе и бездорожью. За все время не было ни одного серьезного случая отказа техники. Восьмая машина не использовалась, так как сразу по прибытию в Сомали у нее вышел из строя двигатель. До конца миссии ООН в Сомали восьмой Кентавр ввели в строй, а из Италии перебросили еще две машины.

В условиях постоянных повреждений шин особенно хорошо зарекомендовала себя система централизованного регулирования давления в пневматиках, избавить от проколов она конечно не могла, но завершить выполнение задачи позволяла.

За всю компанию достойных целей для 105-мм пушек не нашлось, из них вели огонь только на учебных стрельбах на импровизированном полигоне в районе Джиалалкси. Зато очень пригодился панорамный прицел командира с электронно-оптическим усилителем изображения. "Кентавры" очень часто использовали как подвижные наблюдательные пункты вдоль Императорского шоссе. Машины занимали позиции в 500 м от дороги и экипажи, используя прицелы в качестве приборов ночного видения, отслеживали ночную жизнь, при необходимости наводя на подозрительные ее проявления итальянские патрули.

Недостаточно мощными оказались УКВ-радиостанции, установленные на бронеавтомобилях, было признано необходимым иметь КВ-радиостанцию среднего радиуса действия хотя бы на командирских машинах. Как ни странно в очень жарком климате экипажи не пользовались системой кондиционирования, предпочитая открывать на распашку все люки.

В Сомали проводились типичные противопартизанские операции. Противник был слабо вооружен и плохо обучен, тем не менее, очень быстро выяснилось, что бронезащита "Кентавров" (равно как и всех других бронеавтомобилей) явно не достаточна, она не "держит" бронебойные пули пулеметов ДШК, не говоря уже о гранатах РПГ-7. В срочном порядке английской фирме Ройал Орднэнс были заказаны двадцать комплектов блоков динамической защиты башни и бортов корпуса ROMOR-А. Десять комплектов были установлены на "сомалийские" "Кентавры".

Летом 1997 г. "Кентавры" вмести с бронеавтомобилями Фиат 6614 гвардейского кавалерийского полка принимали учатие в операции "Альба" по предотвращению гражданской войны в Албании.

"КЕНТАВР" II

В 1996 году итальянские вооруженные силы выдали технические требования к колесному танку "Кентавр" второго поколения. Опытный образец был изготовлен в том же году, а в 1997 году был передан на испытания. Кормовая часть корпуса была удлинена на 335 мм, что позволило увеличить ее внутренний объем. Боезапас к 105-мм пушке на новом варианте БРМ "Кентавр" размещается только в башне, а в увеличенном кормовом отделении оборудованы места для четырех солдат с полным вооружением. Вокруг башни установлены дополнительные бронелисты, верхние части двух задних пар колес прикрыты экранами из стальных бронелистов. В результате доработок боевая масса машины увеличилась на 1 т, боезапас снарядов к пушке уменьшился с 40 до 16. Ожидается, что сухопутные войска Италии закажут 150 бронеавтомобилей "Кентавр" II для использования в качестве бронированных разведывательных машин.

БТР "КЕНТАВР"

Опытный БТР был построен в 1996 году. Корпус машины был удлинен еще на 80 мм по сравнению с "Кентавром" II, также увеличилась и колесная база, с 4,5 м до 4,8 м. По эргономическим соображениям корпус сделан выше, высота БТР по крыше корпуса составляет 1,93 м по сравнению с 1,75 м у "Кентавра". Опыт миротворческих операций в Сомали показал необходимость усиления бронезащиты: броня БТР выдерживает попадания 12,7-мм бронебойных пуль в кормовой части и с бортов, а в лобовой - попадания 25-мм снарядов. На демонстрационной машине была установлена двухместная башня ОТО Бреда, вооруженная 20-мм автоматической пушкой и спаренным с не 7,62-мм пулеметом. В ходе испытаний 20-мм пушку заменили на пушку калибра 25 мм. В конфигурации с установленной башней экипаж БТР состоит из трех человек (командир, стрелок, водитель) и еще шесть десантников размещаются в кормовом боевом отделении. Боевая масса БТР - 24 т. Безбашенный БТР на базе "Кентавра" может перевозить 11 человек, включая водителя.

Бронетранспортер на базе "Кентавра" отвечает практически всем требованиям, предъявляемым армией Франции к перспективной колесной машине VBM, армией Германии к машине GTK и армией Великобритании к бронеавтомобилю MRAV. Единственным исключением является ширина машины, так как вооруженные силы Франции и Германии ограничили ширину перспективного бронеавтомобиля тремя метрами, в то время как ширина БТР на базе "Кентавра" - 3,28 м. Уменьшить ширину БТР возможно за счет снятия дополнительной брони корпуса или замены ее на другой тип. Весьма вероятно, что бронетранспортер примет участие в конкурсе на поставку бронированных колесных машин для вооруженных сил этих стран.

В 1999 году министерство обороны Италии заключило контракт, предусматривающий разработку на базе бронетранспортера командно-штабной машины, санитарно-эвакуационной машины, самоходного миномета и носителя ПТУР. Итальянская армия планирует закупить 240 машин всех модификаций. Ширина базовой модели, предназначенной для Италии, уменьшена до 3 м.

На противотанковом варианте будет устанавливаться вращающаяся башня ОТО Бреда HITFIST. В башне монтируется 25-мм автоматическая пушка Эрликон Контраверс, спаренный с ней 7,62-мм пулемет и две пусковые установки ПТУР "ТОУ".

Командно-штабная машина имеет увеличенную высоту боевого отделения (общая высота машины по крыше корпуса 2,1м). Вооружение - пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Амбразуры в бортах корпуса и рампе на КШМ отсутствуют.

Вариант самоходного миномета предполагает установку 120-мм гладкоствольного миномета TDA на поворотном основании внутри боевого отделения. Стрельба ведется через большой створчатый люк в крыше корпуса. Для самообороны будет использоваться пулемет калибра 12,7 мм на шкворневой установке. Экипаж самоходного миномета состоит из командира, водителя и четырех человек боевого расчета.

На базе бронеавтомобиля "Кентавр" была создана и проходила испытания 155-мм самоходная установка.

Колесная формула..................................................8х8
Боевая масса, кг...............................................24.800
Длина корпуса, м................................................ 7,40
Длина с пушкой вперед, м........................................ 8,56
Ширина, м....................................................... 2,94
Высота корпуса, м............................................... 1,75
Высота по крыше башни, м........................................ 2,44
Колесная база, м...................................... 1,60/1,45/1,45
Ширина колеи, м................................................. 2,51
Дорожный просвет, м............................................. 0,42
Максимальная скорость по шоссе, км/ч.............................. 108
Запас хода по шоссе, км.......................................... 800
Емкость топливных баков, л....................................... 540
Преодолеваемые препятствия:
подъем............................................................ 60%
высота стенки, м................................................ 0,55
ширина траншеи, м................................................ 1,55
глубина брода, м.................................................. 1,2
Экипаж, чел. ....................................................... 4

Линейка британских танков"Centaur" была попытком ответа на появление и постоянную модернизацию немцами танка "Panzer IV", который впоследствии будет составлять основную конкурению танкам Великобритании и США в Африке. Проект танка А27L, который впоследствии получит название "Centaur" был очень похож на другой образец британского танкостроения - "Cromwell"(A27M), ключевым отличием было наличие другого двигателя.

Описание

Работы по проекту A27 вели сразу несколько британских компаний - "Birmingham Railway Carriage and Wagon", "Rolls-Royce" и "Nuffield". Для устнановки в танк предполагалось использовать двигатель фирмы "Rolls-Royce" под названием "Meteor". По сути это была адаптированная танковая версия авиационного мотора "Мэрелин", который использовался для установки в самолеты. Вот тут у британских конструкторов и начались проблемы. Этих двигателей остро нехватало для нужд авиации, в связи с чем было принято решение для продолжения проекта разработать промежуточную версию танка с другим двигателем - "Liberty", отсюда и маркирока машины - A27L, в то время как для танков с двигателем "Meteor" использовалась A27M. Осенью 1941 года компания "English Electric" начала работу над прототипом. Окончательное название танка - "Centaur" появится позже, а название "Cromwell" закрепят за машинами модификации A27M c двигателями "Meteor". Заранее предусматривалось, что двигатель "Liberty" можно будет в любое время заменить на "Meteor", это было изначально заложено в конструкции танка. Летом 1942-го построили первый экземпляр танка "Centaur", а уже к концу года наладили массовый выпуск этих боевых машин. Первые модификации A27L впоследствии получившие название "Centaur I" были практически идентичны проекту A24("Сavalier"), что позволило британской военной промышленности в короткий срок изготовить большое количество этих машин за счет наработанной технологии. В дальнейшем появилась разработка "Centaur II", однако в серию танк не пошел из-за ряда конструктивных недостатков. Дальнейшим развитием линейки стал танк "Centaur III" с усиленным вооружением - на него устанавливались 75-мм орудия Mk.V и Mk.VA, которые дали возможность британским танкистам более уверенно противостоять немецким средним танкам "Panzer IV" модификаций "Ausf G." и "Ausf.F2", также оснащенным длинноствольным 75-мм орудием. Последней машиной в серии "Центаур" стал "Centaur IV"и это уже был танк огневой поддержки с 95-мм гаубицей, фактически его можно было сравить с САУ класса штурмовых орудий. Большинство модификаций танка "Centaur" так и не приняли участие в боевых действиях - в 1943 году, когда британская промышленность получила возможность массово устанавливать в машины двигатели типа "Meteor", все танки "Centaur" начали активно доводить до стандарта "Cromwell", производя замену двигателей. Большое количество "Центауров" переделали во вспомогательную технику - инженерные машины, бронетранспортеры и т.д. В сражениях Второй мировой войны удалось принять участие только последним модификациям "Centaur IV", которые входили в "Бронированную группу огневой поддержки королевской морской пехоты"(Royal Marines Armored Support Group). Она высадилась на берегах Нормандии в числе первых десантных подразделений летом 1944-го. При высадке группой было потеряно 20 машин "Centaur IV", причем большая часть из них просто не добралась до берега, утонув во время высадки. Известно, что уцелевшие танки "Centaur" участвовали в боях до конца июня, после чего были отведены в тыл. С окончанием войны танки этого типа эксплуатировались ещё какое-то время в Англии, Франции и Греции.