Экспериментирование в детском саду планирование. Учительские университеты

Елена Панфилова
Перспективный план по экспериментированию в старшей группе

сентябрь

1. «Песчаный конус» . Цель. Знакомство детей со свойствами песка и глины : цветом, структурой. Обучить детей возможным действиям обследования, учить проводить несложные опыты.

Материал. Песок, ситечко для просеивания песка, глина, лупа, вода.

2. «Строим замки из песка» . Цель. Знакомство со свойствами влажного песка, развитие познавательного интереса к экспериментированию .

Материал. Песочница, песок, вода.

3. «Буря в пустыне» . Цель. Формирование представлений об образовании барханов в пустыне.

Материал. Пластиковые бутылки, песок, трубочки для коктейля.

4. «Песочные часы» . Цель. Умение решать познавательные задачи, логически мыслить. Познакомить с песочными часами.

Материал. Пластиковые бутылки, песок, клей момент, шило песочные часы.

1. «Тонет-не тонет» . Цель. Выявление способности предметов плавать.

Материал. Тазик с водой, предметы из различных материалов : бумага, пластмасса, дерево, металл, пенопласт и др.

2. «Вода-водица» . Цель. Развитие познавательного интереса детей через экспериментирование . Знакомство со свойствами жидкостей на примере воды. Уточнить представления детей о свойствах воды : прозрачная, без вкуса, без запаха, имеет вес, не имеет собственной формы; познакомить с принципом работы пипетки.

Материал. Вода, пробирки по количеству детей, трубочки для коктейля, разноцветные краски, кисточки, соль, сахар, лимон, растительное масло.

3. «Морская вода» . Цель. Выявление свойств морской воды.

Материал. Вода, емкость для воды, соль, 2 яйца.

4. «Цветок лотоса» . Цель. Выявление свойства бумаги к намоканию.

Материал. Тазик с водой, бумажный цветок-лотос

1. «Захотела галка пить» . Цель. Формирование представлений о повышении уровня воды для решения познавательной задачи. Познакомить с тем, что уровень воды повышается, если в воду класть предметы.

Материал. Стакан с водой, камешки.

2. «Обнаружение воздуха, воздух имеет вес» . Цель. Формирование представления о воздухе как газообразном веществе. Знакомство со свойствами воздуха и способами его обнаружения, подвести детей к пониманию того, что воздух имеет вес.

Материал. Полиэтиленовые пакеты на каждого ребенка, воздушные шары на каждого ребенка, весы.

3. «Этот удивительный воздух» . Цель. Выявить, что воздух обладает упругостью. Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) .

Материал. Вертушки, султанчики, разноцветные ленточки, веера.

4. «Мы дышим воздухом. Загрязнение воздуха» . Цель. Знакомство с органами дыхания человека. Помочь детям понять, что загрязнение воздуха влияет на здоровье человека.

Материал. Свечка или спиртовка, спички, чайное блюдце.

1. «Снег, снежинки, иней» . Цель. Формирование представления о том, что вода испаряется и в зимний период, а снег – это пар, который замерзает в облаках. Упражнять детей в установлении различий.

Материал. Снег, лупа.

2. «Почему растаяла Снегурочка» . Цель. Подвести детей к пониманию связи между температурой окружающей среды и состоянием снега : снег в тепле тает.

Материал. Снеговик, емкость.

3. «Вода – лед. Цветные льдинки» . Цель. Выявление состояния воды от температуры окружающей среды : вода на морозе превращается в лед.

Материал. Вода, разноцветные краски, кисточки, формочки, нитки.

4. «Защитные свойства снега» . Цель. Формирование представлений о защитных свойствах снега.

Материал. Снег, бутылки с водой, лопатки.

1. «С водой – без воды» . Цель. Формирование представлений детей о важности воды для жизни и роста растений.

Материал. Комнатное растение, вода.

2. «Почва, песок, камни» . Цель. Познакомить со свойствами почвы и входящих в ее состав песка и глины.

Материал. Земля, песок, камни, лупа.

3. «Посадка лука» . Цель. Выявление условий для роста и развития растений (лука) . Наблюдение за растениями, помещенными в разные условия : в тепло, холод, темнота. Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

Материал. Ящик, земля, лук, лейки, вода.

4. «Посев пшеницы» . Цель. Наблюдение за растениями, помещенными в разные условия : на свету и без света, в тепле и в холоде, с поливом и без него. Закрепление знаний об условиях, необходимых для роста и развития растений.

Материал. Ящик, земля, семена пшеницы, лейки, вода, полиэтиленовый пакет.

1. «От семени до семени» . Цель. Знакомство с этапами развития растения : семена – росток - цветок – плод.

Материал. Земля, емкость, семена гороха, лейки, вода.

2. «Чудеса кока-колы» . Цель. Исследование вредного влияния «Кока-колы» на организм человека.

Материал. Кока-кола, емкости, яйцо, кусок колбасы, ржавый гвоздь.

3. «Магнит» . Цель. Знакомство с магнитом, некоторыми его свойствами, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках.

Материал. Магниты, деревянные, пластмассовые предметы, металлические скрепки.

4. «Ветки деревьев, помещенные в воду» . Цель. Определение факторов внешней среды, необходимых для роста и развития растений.

Материал. Кувшин с водой, ветки березы, тополя, осины.

1. «Посев семян цветущих растений» . Цель. Развитие познавательного интереса, создание условий для роста и развития растений Материал. Ящики, земля, семена цветущих растений, лейки, вода, полиэтиленовый пакет.

2. «Как происходит извержение вулкана» . Цель. Знакомство с природным явлением – вулканом, причиной его извержения.

Материал. Макет вулкана, поддон, картон, клей; сода, уксус; красная краска, моющая жидкость; лист бумаги (для фиксаций

наблюдений, цветные карандаши; чайная ложка, пипетка.

3. «Измерительные приборы» . Цель. Знакомство с измерительными приборами, воспитание познавательного интереса. Материал. Термометры, весы, безмен, линейка, сантиметр, рулетка.

4. «Инерция» «инерция» . Развитие интереса к экспериментированию .

Материал. Игрушечная машина, игрушка-медвежонок, горка.

1. «Летающие семена» . Цель. Знакомство со способами размножения растений, развитие познавательного интереса, воспитание гуманного отношения к растениям.

Материал. Семена клена, липы, одуванчика, березы.

2. «Радуга» . Цель. Знакомство детей со свойствами света превращаться в радужный спектр.

Материал. Емкость с водой, лак для ногтей, зеркало.

3. «Свет. Образование тени» . Цель. Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер) ; искусственные - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча) . Знакомство детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Материал. Картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, теневой театр.

4. «Солнечные зайчики» . Цель. Порадовать, позабавить детей, знакомство со свойствами солнца и солнечных лучей. Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать их (отражать свет зеркалом) .

Материал. Зеркала, солнце.

1. «Облако в банке» . Цель. Выявление механизма образования облаков.

Материал. Трехлитровая банка, вода, емкость со льдом.

2. «Звук» . Цель. Знакомство с понятием «звук» . Подвести детей к пониманию причин возникновения звука : колебание предмета, формирование представления о характеристиках звуков, определение их источников.

Материал. Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

3. «Можно ли склеить бумагу водой?» . Цель. Выявление свойств воды склеивать бумагу.

Материал. Листы бумаги, емкость с водой.

4. «Мыльные пузыри» . Цель. Изготовление мыльных пузырей по схеме-алгоритму.

Материал. Емкости, вода, трубочки, жидкость для мытья посуды.

Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе.

Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы . По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей.

Интересная неделя «Все связано со всем!»

Цель : Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей.

Задачи :

Создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей;

Развитие познавательных интересов;

Развитие мыслительных процессов; самостоятельности;

Воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;

Формирование толерантности.

Предполагаемый результат:

Формирование интеллектуальных впечатлений;

Развитие умений работать в коллективе и самостоятельно;

Умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.


Подписи к слайдам:

Интересная экологическая неделя «Все связано со всем»

Тематическая неделя в детском саду позволяет дать детям много возможностей для практических действий, элементарного экспериментирования, формирования основных навыков, развития мыслительных функций. Она объединяет все виды детской деятельности в детском саду, делает их интересными и разнообразными, а самое главное, полезными для детей. Кроме этого тематическая неделя позволяет использовать региональный и культурный компонент в образовательном процессе. Свою деятельность наш детский сад осуществляет, используя примерную основную общеобразовательную программу дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы. По рекомендациям программы, при планировании образовательного процесса одной теме уделяем внимание не меньше одной недели. В разных возрастных группах вводятся похожие тематические недели. Это служит систематизации и углублению знаний, а также преемственности в развитии детей на протяжении всего дошкольного детства. Учитывая индивидуальные и возрастные особенности детей, для решения образовательных задач определяем круг общезначимых тем, а также тем, вызывающих интерес у детей. Тематическая неделя, в которой весь образовательный процесс построен вокруг какой-то темы, имеет большой потенциал для развития дошкольников.

Интересная экологическая неделя «Все связано со всем» Цель: Формировать основы естественнонаучных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. Задачи: создание необходимых условий для развития опытно – экспериментальной деятельности детей; развитие познавательных интересов; развитие мыслительных процессов; самостоятельности; воспитание гуманно-ценностного отношения к природе; формирование толерантности. Предполагаемый результат: формирование интеллектуальных впечатлений; развитие умений работать в коллективе и самостоятельно; умение отстаивать собственную точку зрения и доказывать ее правоту.

Образовательный потенциал тематической недели Педагоги Систематизация работы методической службы дошкольного образовательного учреждения по организации практико-познавательной деятельности; создание условий для эффективной реализации задач данного направления. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах организации детского экспериментирования и поисково-исследовательской деятельности. Внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников. Организация сотрудничества детского сада и семьи в популяризации детского экспериментирования; использование активных форм и методов взаимодействия. Дети Формирование познавательных потребностей, развитие исследовательского интереса и творчества в процессе практического познания. Развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, накопление «багажа» исследовательских умений, овладение различными способами познания окружающего мира, мыслительными операциями. Формирование представлений о целостной «картине мира» , осведомленности в разных сферах жизни. Развитие самостоятельности, инициативности, расширение кругозора. Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности. Родители 1.Знакомство родителей с направлениями педагогического поиска по проблеме познавательного развития дошкольников; повышение педагогической грамотности родителей. 2.Развитие практических навыков родителей в вопросах организации детского экспериментирования. 3.Мотивация родителей на сотрудничество с педагогами детского сада по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризация детского экспериментирования как эффективного метода познавательного развития ребенка.

Работа с педагогами Разработка методических рекомендаций, плана мероприятий, конспектов и сценариев тематической недели. Выставка и обзор методической литературы, дидактических пособий, игр по теме. Оформление мини-музеев, коллекций. Оформление ширмы «Детская лаборатория» (рекомендации к организации Уголков экспериментирования). Оформление картотеки игр с элементами экспериментирования, тематических прогулок. Оформление в группах Уголков экспериментирования «Детская лаборатория» .

Работа с родителями Оформление выставки детских энциклопедий. Оформление наглядного материала « Эксперименты для детей 5-7 лет», «Эксперименты и опыты с воздухом» , «Занимательные опыты на кухне» Участие в создании мини-музеев коллекций. Буклет для родителей «Роль экспериментальной деятельности в познавательном развитии дошкольников» Открытое занятие «Путешествие по островам». Консультация « Экологическое воспитание» . Семинар – практикум для родителей «На неведомых дорожках».

Понедельник День сюрпризов и загадок «Маленькие исследователи» 1. Открытие тематической недели. Знакомство с мини лабораторией и правилами поведения в лаборатории. Семинар – практикум для родителей «На неведомых дорожках». 2. Игровая прогулка на участке «В поисках невидимки» (сюрпризы и загадки) 3. «Необычное рядом» - рассматривание экспонатов и коллекций мини – лаборатории, знакомство с поапперационными картами выполнения опытов и экспериментов в вечернее время.

Вторник День экспериментирования «Удивительный воздух» Беседа на тему «Где воздух живет», разгадывание загадок о воздухе в утренние часы пребывания в группе. 2. Определяем направление ветра. Опыты и эксперименты во время прогулки. 3. Организация экспериментальной деятельности с воздухом

Перспективный план работы по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе

Месяц 1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя

Сентябрь
«Росток»
Цель.
Знать о значении воды, воздуха, для всего живого.
«Песок»
Цель
Называть свойства песка.

«Песчаный конус»
Цель.
Знать свойства песка.
«Рассеянный песок»
Цель.
Знать свойства рассеянного песка.

«Воздух, некоторые свойства воздуха»
Цель
Знать о воздухе, как газообразном веществе.
«Здравствуй ветерок»
Цель
Называть свойства ветра.
«Почему осенью цветы вянут? »
Цель
Установить зависимость роста растений от температуры.
«Пар тоже вода»
Цель
Знать о свойствах воды: при нагревании вода превращается в пар.

«Какой бывает вода»
Цель
Называть свойства воды.
«Радуга в кармане»
Цель
Иметь представление о таком природном явлении, как радуга
«Как увидеть воздух»
Цель
Сделать вывод, что воздух нельзя увидеть.

«Как услышать воздух»
Цель
Знать о свойствах воздуха.

Октябрь
«Очистка грязной воды»
Цель
Иметь понятие об очистке грязной воды.
«Друзья - враги»
Цель
Знать о том, что мыло и вода жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом.
«Необходимость удобрений для роста растений»
Цель
Иметь представление о почве, как о «живой земле»
«Что такое глина»
Цель
Знать о свойствах глины.

«Надуваем мыльные пузыри»
Цель.
Знать свойства воздуха, уметь пускать мыльные пузыри.
«Мокрый песок»
Цель.
Знать о свойствах мокрого песка.
«Свойства воды»
Цель.
Знать свойства воды.
«Мы фокусники»
Цель.
Уметь выявлять материалы, взаимодействующие с магнитом.

«Волшебная монета»
Цель
Иметь понятие о том, что металл быстро нагревается и сохраняет тепло
«Стальной барьер»
Цель
Сделать вывод, что магнит притягивает скрепки через фольгу, а через шпатель – нет.
«Солнышко»
Цель
Установить влияние солнечного света на жизнь на Земле
«Куда делась вода»
Цель
Сделать вывод, что вода на солнце испаряется быстрее, чем в тени.

«Испарение»
Цель.
Уметь рассказать, как из жидкого состояния вода превращается в газообразное состояние и обратно в жидкое.
«Агрегатные состояния воды»
Цель:
Знать, что состояние воды зависит от температуры воздуха и находится в трех состояниях.
«Свойства воздуха»
Цель. Знать о свойствами воздуха.

«Вертушка для ветра»
Цель.
Знать свойства воздуха – упругость, движение.

«Лед легче воды»
Цель
Сделать вывод, что лед легче воды.
«Лед – твердая вода»
Цель
Знать, как температура воздуха влияет на состояние воды.
«Ходит капелька по кругу»
Цель
Знать о круговороте воды в природе.
«Где воздух теплее»
Цель
Знать, что теплый воздух легче холодного и поднимается вверх.

«Вода, снег, лед»
Цель
Уметь сравнить свойства воды, льда, снега.
«Снежинки»
Цель
Знать о свойстве снега и то, что каждая снежинка имеет свою форму.
«Цветные льдинки»
Цель
Знать о свойства льда.
«Как вытолкнуть воду из емкости?»
Цель
Знать, как с помощью предмета меняется уровень воды.

Декабрь

«Снег - снежок»
Цель:
Знать, как снег сохраняет тепло, защитные свойства снега.
«Вода при замерзании расширяется»
Цель:
Знать, что вода при замерзании расширяется
«Замерзание жидкостей»
Цель.
Знать процесс замерзания разных жидкостей.
«Почему, кажется, что звезды движутся по кругу»
Цель.
Установить, почему звезды движутся по кругу

«Проверим слух»
Цель
Знать, как человек слышит.

«Почему идет снег»
Цель
Знать о взаимосвязи живой и неживой природы.
«Снег и его свойства»
Цель
Знать свойства снега.
«Определение силы поземки»
Цель
Уметь определять силу поземки по ветру.

«Термометр и температура»
Цель
Знать, для чего нужен термометр.
«Как образуется иней»
Цель
Знать об образовании инея.
«Сосульки»
Цель
Уметь реализовывать свои представления о свойствах воды.
«Белые облака»
Цель
Знать о газообразном состоянии воды в природе.

«Зависимость таяния снега от температуры»
Цель.
Знать о зависимости состояния снега (льда) от температуры воздуха.
«Ветер в комнате»
Цель.
Знать, как образуется ветер. Уметь его характеризовать.
«Может ли растение дышать?»
Цель.
Знать, как происходит процесс дыхания у растений.
«Есть ли у растений органы дыхания?»
Цель
Знать, что все части растения участвуют в дыхании.

«Плавление парафина»
Цель
Знать физические свойства парафина.
«В погоне за светом»
Цель

«Песочные часы»
Цель
Знать о свойствах и назначении песочных часов.
«Удивительные шарики»
Цель
Знать о взаимодействии воды и мыла.

«На свету и в тени»
Цель
Называть факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.
«Почему не тонут корабли»
Цель
Делать выводы, почему не тонут корабли.

«Дышат ли рыбы»
Цель
Установить возможность дыхания рыб в воде, подтвердить знания о том, что воздух есть и в воде.
«Плавучесть предметов»
Цель
Знать причины плавучести предметов.

Февраль

«Нужен ли корешкам воздух?»
Цель.
Знать причину потребности растения в рыхлении, что растение дышит всеми частями.
«Что выделяет растение?»
Цель.
Выяснить, что растение выделяет кислород. Понять необходимость дыхания для растений
«Во всех ли листьях есть питание?»
Цель.
Установить наличие в листьях питания для растений.
«На свету и в темноте»
Цель.
Называть факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растений

«Как не опоздать на ужин»
Цель
Знать, как с помощью тени можно определять время
«Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень».
Цель
Установить, что для роста живых организмов (грибков) нужны определенные условия.

«Из каких цветов состоит солнечный луч.»
Цель
Знать цвета радуги.
«Образование тени»
Цель
знать, что тень имеют все предметы, она имеет конфигурацию того предмета, от которого получена.

«Как измерить высоту дерева?»
Цель
Знать, как измерить высоту дерева по тени.
«Свойства морского песка»
Цель
Знать, почему из морского песка можно делать фигурки.
«Спичечный телефон»
Цель
Познакомить с простейшим устройством для передачи звука на расстоянии.

«Почему коньки скользят?»
Цель
Знать свойства льда.

«Волшебная цепочка»
Цель
Определять предметы, взаимодействующие с магнитом.
«Источник звука и его распространение»
Цель
Называть свойства органа, воспринимающий звук.
«Полезные дела бумажной полоски»
Цель
Знать свойства бумаги.
«Равновесие. Простые механизмы»
Цель
Знать об изобретении человеком простых механизмов в истории.

«Кому лучше?»
Цель.
Знать о благоприятных условиях для роста и развития растений.
«Где лучше расти?»
Цель.
Знать необходимость почвы для жизни растений, влияния качества почвы на рост и развитие растений.
«Лабиринт»
Цель. Установить, как растение ищет свет
«Как образуется тень»
Цель: Знать, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения

«Подводная лодка из яйца»
Цель
Установить, что соленая вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.
«Как напоить Иванушку чистой водой»
Цель
Знать, какую воду можно пить.
«Магнитные свойства Земли»
Цель
Иметь представление о том, что Земля – это большой магнит.
«Почему все падает на Землю»
Цель
Знать о силе притяжения.

Апрель
«Что нужно для питания растения?»
Цель.
Установить, как растение ищет свет.

«Что потом?»
Цель.
Знать о цикле развития растений.
«Как обнаружить воздух»
Цель:
Уметь определять поток воздуха в помещении.
«Для чего корешки?»
Цель.
Уметь объяснять, как корешок растения всасывает воду.

«Два магнита»
Цель
Знать свойства магнита. Притяжение и отталкивание.
«Космос. На орбите»
Цель
Установить, что удерживает спутник на орбите.
«Как вращается Земля?»
Цель
Представить, как Земля вращается вокруг своей оси.
«Где лучше расти?»
Цель
Знать где и когда растения растут лучше.

«Как происходит смена дня и ночи»
Цель
Знать элементарные представления о солнечной системе.
«Виды электричества»
Цель
Знать как безопасно пользоваться бытовыми приборами.
«Резина. Ее качества и свойства»
Цель
Знать о свойствах и качестве резины.
«Чики-брики я какой»
Цель
Уметь определять качество и свойства изделий из резины, бумаги, пластмассы, ткани.

«Ткань. Ее свойства и качества»
Цель
Уметь определять качество ткани
«Как увидеть движение воды через корешки?»
Цель.
Уметь доказать, что корни растения всасывают воду, называть функции корней растения.
«Как влияет солнце на растение»
Цель:
Знать о необходимости солнечного освещения для роста растений.
«Чем пахнет воздух»
Цель:
Знать, что воздух не имеет запаха, но может его передавать.

«Пластмасса. Ее качества и свойства »
Цель
Узнавать предметы из пластмассы, определяя ее качество.

«Игры с солнечным зайчиком»
Цель
Уметь запускать солнечных зайчиков с помощью зеркала.

«Песчинки»
Цель
Знать свойства и применение песка.

«Воздух друг и воздух враг»
Цель
Уметь делать выводы на основе увиденного.
«Почему лампочка светит?»
Цель
Знать принцип работы электроприборов.

«Камни»
Цель
Уметь определять и называть различные по форме и текстуре камня.
«Как пчелы приносят пыльцу»
Цель
Знать процесс опыления растений.

«Маленький цветочек»
Цель
Уметь рассказывать цикл развития растения.

Актуальность:

«...Дайте им (детям) право исследовать что-нибудь самостоятельно - только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.» М.А. Балабан.
ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Пояснительная записка:
Актуальность проблемы повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). Данный документ регламентирует образовательную деятельность дошкольной образовательной организации (ДОО) и позволяет по- иному рассматривать вопросы познавательного развития дошкольников.

ФГОС ДО 2013 г. в качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того, стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников. Данный документ трактует познавательное развитие как образовательную область, сущность которой раскрывает следующим образом: развитие любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.

Актуальным методом познавательного развития детей дошкольного возраста является экспериментирование, которое рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений. В экспериментировании дошкольник выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные формы воздействия на него. В процессе экспериментирования ребёнок осваивает позицию субъекта познания и деятельности. Ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно - исследовательской дошкольник получает возможность на прямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему? зачем?как устроен мир?)

«Как, зачем и почему?» - вариативная часть к рабочей программе, разработка которой осуществлена в соответствии с федеральными государственными стандартами дошкольного образования и предназначена для детей от 3-х до 7-ми лет.

Данная рабочая программа составлена на основе программы:

  1. «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Веракса
  2. Образовательной программы МКДОУ детский сад № 4 №Радуга» пгт Нема - в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Цель: развитие познавательной активности детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение детей видеть и выделять проблему эксперимента.
  • Формировать умение принимать и ставить перед собой цель эксперимента.
  • Формировать умение отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи
  • Знакомить ребенка с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.).
  • Знакомить с основными видами и характеристиками движения: скорость, направления.

Развивающие:

  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.
  • Формировать интерес к поисковой деятельности.
  • Развивать личностные свойства: целеустремленность, настойчивость, решительность, любознательность, активность.
  • Развивать представления об основных физических явлениях: магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской дея-тельности.
  • Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  • Воспитывать умение организовать свое ра-бочее место, убирать за собой.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.
  • Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов.

В основу положены принципы:

  • Принцип психологической комфортности.
  • Принцип природосообразности.
  • Принцип дифференцированного подхода.
  • Принцип интеграции.
  • Принцип научности.
  • Принцип доступности.
  • Принцип развивающего эффекта содержания. Принцип системности.

Планируемые результаты:

Ребенок может:

  • увидеть и определить проблему, принимать и ставить цель, решать проблем, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные выводы;
  • проявлять инициативу, самостоятельности, сотрудничать с другими, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими;
  • грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, строить доказательную речь;
  • принимать живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Примерные виды интеграции области «Познавательное развитие» по программе:

Исследовательская деятельность обеспечивает развитие личности, мотивации и способности детей во всех образовательных областях:

«Познавательное развитие»

«Речевое развитие»

«Социально-коммуникативное развитие»

«Художественно-эстетическое развитие»

«Физическое развитие».

Детское экспериментирование тесно связано с такими видами деятельности как: наблюдение, труд, развитие речи, изобразительная деятельность, формирование математических представлений.

Развитие речи хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента - при формировании цели, во время обсуждения методики и хода опыта, при подведении итогов и словесном отчёте об увиденном.

Связь детского экспериментирования с изобразительной деятельностью тоже двусторонняя. Чем сильнее будут развиты изобразительные способности ребёнка, тем точнее будет зарегистрирован результат природоведческого эксперимента. В то же время чем глубже ребёнок изучит объект в процессе ознакомления с природой, тем точнее он передаст его детали во время изобразительной деятельности.

3блока:

1. Живая природа - характерные особенности сезонов, многообразие живых организмов, как приспособление к окружающей среде и др.;

2. Неживая природа - воздух, вода, почва, свет, цвет, теплота и др.;

3. Человек - организм; рукотворный мир: материалы и их свойства, преобразование предметов и явлений и др.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей младшей группы:

  • Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.
  • Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно - кинетическую чувствительность.
  • Показать взаимосвязь человека и природы. Воспитывать культуру поведения детей в природе. Учить бережно, относиться к природному окружению.

с детьми младшей группы

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Воздух повсюду»

  • дать понятие о воздухе,
  • познакомить с некоторыми свойствами воздуха.

Проблемная ситуация «Что в пакете?»

Наблюдение за листочками на деревьях.

Наблюдение за летающими предметами.

Игра «Бумажный вихрь».

«Солнышко лучистое»

  • дать представление о том, что солнце излучает тепло,
  • развитие сенсорных ощущений (тепло-холодно).

Чтение сказки «Сказка солнечного лучика»,

Игровое упражнение «Спрячемся в тени»,

Рисование «Солнышко»,

Проблемная ситуация «Куколке холодно».

«Водичка, водичка…»

  • познакомить детей с некоторыми свойствами воды (прозрачная, льётся и др.),

«Водичка, водичка умой моё личико»

Проведение опыта «Я тебя вижу»

Игра «Весёлые кораблики»

Проблемная ситуация «Куколка заболела»

«Проказы зимушки-зимы»

  • продолжать знакомить со свойствами воды,
  • показать, как вода меняет цвет.

Беседа «Где же водичка»

Опыт «Согреем снежинку»

«Цветные льдинки»

Игра «Спрячь игрушку»

Рисование «Белый снег пушистый»

«Бумага, ее качества и свойства»

  • научить узнавать предметы, сделанные из бумаги,
  • познакомить со свойствами бумаги (рвётся, мнётся, размокает и др.)

Проблемная ситуация «Что шуршит?»

«Такая разная бумага»

Конструирование из бумаги «собачка» (оригами)

Игра в «снежки» (из бумаги).

«Снег-снежок»

  • познакомить со свойствами снега в зависимости от температуры воздуха;
  • развивать наблюдательность.

«Лепим снеговика» (снег сухой-влажный)

«Чей след?»

Работа с энциклопедией (следы животных).

ИКТ мультфильм «Маша и медведь» серия - «Следы на снегу»

«Мой организм»

  • познакомить детей с организмом человека;
  • развивать желание узнать что-то новое.

«Для чего нужны глаза»

«Руки помощники»

Наблюдение за работой дворника. Дидактическая игра «Узнай по запаху»

«Расти, расти, росток»

  • дать понятие живых объектов,
  • подвести детей к тому, что необходимо растению для роста.

«Веточка тополя встречает весну»

Эксперимент «Дружба фасолинки с водой»

Уход за комнатными цветами.

«Песок и его свойства»

  • познакомить со свойствами сухого и влажного песка,
  • развивать умение играть с песком.

Чтение сказки «Маша и медведь»

Проблемная ситуация «Как помочь Маше?»

Индивидуальные беседы «Вы любите, ребята, пересыпать песок?»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей средней группы:

  • Воспитывать в детях любовь к природе и интерес к её многообразным явлениям.
  • Расширять знания детей о живой и неживой природе. Продолжать знакомить со свойствами воды, воздуха, песка, глины.
  • Развивать у детей познавательную активность. Умение анализировать, делать выводы. Продолжать развивать мелкую и общую моторику, внимание, память, речь детей.
  • Через взаимосвязь с другими видами деятельности, систематизировать элементарные экологические представления детей.

Перспективное планирование работы

по экспериментально - исследовательской деятельности

с детьми средней группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Песочная страна»

  • продолжать знакомить детей с предметами неживой природы;
  • дать представление о том, что песок - это множество песчинок.

Проблемная ситуация «Как получить чистый песок?»

Строительство песочного замка.

Рисуем на песке.

«Цветной песок»

«Воздух»

  • продолжать знакомить детей со свойствами воздуха;
  • обратить внимание на движение воздуха.

Наблюдения за вращением вертушки, за движением флажка.

Определяем направление ветра.

«Воздух работает»(парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Игры «Мой веселый звонкий мяч», «Чья лодка быстрее?»

«Свойства материалов (дерево)»

  • Познакомить детей с изделиями из дерева;
  • Изучить некоторые свойства дерева.

Беседа «Из чего мы сделаны?» (стул, стол и др.)

«Переплывём реку»

Д/И «Найди предмет из дерева».

Д/и «Хорошо-плохо».

Игра на деревянных ложках.

  • дать детям представление о плавучести предметов;
  • дать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы.

Совместное экспериментирование «Плавает-тонет»

«Меняет форму»

«Водяная мельница»

«Я - фокусник» (салфетка в стакане сухая)

«Может ли вода быть твёрдой?»

  • выявить, что лед - твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
  • определить, что лед тает от тепла;
  • принимает форму емкости, в которой находится.

Наблюдение «Замерзшая вода»

Совместный эксперимент «Тающий лед»

«Греет ли одеяло?»

«Фокусы с магнитом»

  • познакомить детей с магнитом;
  • выяснить, какие предметы притягиваются магнитом.

Беседа «Волшебный предмет»

Эксперимент «Почему скрепка движется?»

«Полезные» магниты

Игра «Чей улов больше?»

  • изучаем свойства камней;

Совместное экспериментирование «Лёгкий - тяжёлый»

«Гладкий - шершавый»

Рассматривание энциклопедии камней.

«Волшебное стекло»

  • познакомить детей с понятием «отражение»
  • познакомить со свойствами зеркала.

«Свет - тень»

  • познакомить с источниками света - природными и искусственными.
  • познакомить с образованием тени от предмета (напр. дерева);
  • установить сходство тени и предмета;
  • познакомить с тенью в разное время суток.

Рассматривание отражений в зеркале.

«Поймай солнечного зайчика»

«Свет повсюду»

Наблюдение «Когда появляется тень?»

Игра «Поймай свою тень»

П/игра «День - ночь»

«Приборы - помощники»

  • познакомить детей с увеличительными стёклами

Растения

Проблемная ситуация «Как его увидеть?»

«Большие насекомые»

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей старшей группы:

  • Воспитывать экологическую культуру дошкольника через любовь к природе и познание окружающего мира.
  • Расширять представления детей о свойствах воды, воздуха, песка, глины и многообразии неживой природы.
  • Формировать умение устанавливать взаимосвязь между некоторыми явлениями природы, развивать мышление, способность делать самостоятельные выводы.
  • Продемонстрировать детям зависимость роста растений от состава грунта, наличие света, воды и тепла.
  • Воспитывать желание беречь землю, очищать её от мусора.

Перспективное планирование работы по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми старшей группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Приключения песчинки»

  • продолжать знакомить детей со свойствами песка;
  • развивать познавательный интерес.

« Удивительная глина»

  • познакомить детей со свойствами глины
  • сравнить свойства песка и глины.

«Приключение песчинки и сахара»

Исследовательский проект «Из чего мы сделаны?» (посуда)

Презентация «Путешествие к карьеру»

«Строим прочный дом»

Лепка «Поможем Федоре»

«Удивительные звуки»

  • формировать представления о характеристиках звука;
  • учить сравнивать звуки.

«Воздух - невидимка»

  • Дать представления об источниках загрязнения воздуха;
  • формировать желание заботиться о чистоте воздуха.

«Что звучит?»

«Звучание стакана с водой»

Слушаем звуки природы.

Музыкальные инструменты.

Игровая ситуация «Кто там?»

Беседа: «Невидимка воздух». Эксперименты: «Реактивный шарик», «Расширение воздуха», «Волшебный стакан», «Тяжелая газета или давление воздуха».
Прогулка «Почему дует ветер?»
Беседа «Чистый воздух».
Дидактическая игра «Свойства воздуха».

«Вода-волшебница»

  • Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека;
  • Продолжать ознакомство со свойствами воды

«Мир камня»

Беседа: «Волшебница вода»
Эксперименты: «Удивительное вещество - вода», «Сухой из воды»
«Вода бывает теплой, холодной и горячей», «Измеряем дождь».
Трудовое поручение «Мытье игрушек». Просмотр презентации «Чудо водичка».

«Превращения капельки»

  • дать детям представления о том, что вода может быть в трёх состояниях: жидком, твёрдом (лёд), газообразном (пар).

«Посмотри, какой большой»

  • познакомить детей с измерительными приборами;
  • учить самостоятельно выбирать мерку.

Совместное экспериментирование «Что за облако такое?»

«Освобождение из ледяного плена»

«Почему снег греет»

Рассмотреть снежинку в лупу. Просмотр презентации «Три состояния воды».

Чтение сказки Г.Остера «38 попугаев»

«Измеряем длину ковра»

«Чья дорожка длиннее»

«Я - человек»

  • Формировать у детей знания о собственном теле, о способах реагирования человека на окружающий мир,
  • значении каждого органа в жизни человека.

Эксперименты: «Модная прическа»
«Хитрости инерции».

Беседа «Основные системы нашего организма»

Проблемная ситуация «Как помочь повару?»

Рисование «Наш организм»

Дидактическая игра «Полезная еда».

«В гостях у Гвоздика и Карандаша»

  • Познакомить детей с понятием магнит.
  • Сформировать представление о свойствах магнита.
  • Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком.

Беседа: «Волшебные» свойства магнита.

Эксперименты: «Притягивание предметов к магниту», «Свет повсюду», «Волшебный диск», «Притягивание к магниту через предметы».

«Чудеса растений»

  • Дать детям понятие что растение добывает воду через корневую систему.
  • Помочь определить, что все части растения участвуют в дыхании.

Эксперименты: «Растения «пьют» воду»,

«Дыхание листа»,

«Нужен ли корешкам воздух». «Уход за растениями». «Огород на окне».

«Как Чиполлино подружился с водой»

Работа в экологическом дневнике (опыт «Проверь, нужен ли свет для жизни растений»).

«Земля наш общий дом»

  • формировать представления о планете Земля;
  • Обогатить знания детей о свойствах почвы.
  • Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Рассказ воспитателя: «Что приводит предметы в движение?».

Беседа «Что такое глобус»

Рисование «Портрет Земли».

Эксперименты: «Вращение Земли округ Солнца», «Строители почвы», «Сквозь песок и глину», «Ищем воздух в почве».

Работа в экологическом дневнике (опыт «Какое значение имеет почва для растений»).

«Солнышко, солнышко, выгляни в окошечко»

Беседы и рассуждения с детьми: «Как получается свет? Значение света в жизни человека?».

Эксперименты: «Влияние солнечного света на жизнь на Земле»,
«На солнце вода испаряется быстрее, чем в тени». Наблюдение за солнцем.

Задачи экспериментально - исследовательской деятельности для детей подготовительной группы:

  • Воспитывать у детей экологическую культуру через любовь и интерес к природе, через познание окружающего мира.
  • Формировать у детей простейшее представление о солнечной системе. Продолжать вовлекать детей в исследовательскую деятельность. Развивать мышление, память. Формировать умение ставить перед собой цель, находить пути её реализации и делать самостоятельные выводы.
  • Через опыты дать детям элементарные представления о некоторых физических свойствах предметов (магнит, компас, термометр). Уточнить представления о свойствах воды, воздуха, песка, глины, почвы. Познакомить детей с защитными свойствами снега.
  • Помочь детям осознать, какое место занимает человек в природе, и показать результаты положительного и отрицательного воздействия человека на природу.

Перспективное планирование работы по экспериментально - исследовательской деятельности с детьми подготовительной группы.

Месяц

Тема

Формы деятельности

Сентябрь

«Солнце - звезда»

  • углубить представление о солнце, его параметрах.

«Почва - живое, неживое»

  • Сформировать представления о почве, ее строении, значении

Познавательное беседа «День - ночь»;

Эксперимент «Далеко - близко»;

Эксперимент «Чем ближе, тем быстрее»;

Дидактическая игра «День - ночь».

Беседа «Что такое почва?»

Чтение познавательной литературы «Сказки о волшебной кладовой»;

Эксперимент «Такая разная земля»;

Эксперимент «Земля после дождя»;

«Воздух - необходимое условие для жизни на земле»

  • Сформировать представление о воздухе, как компоненте неживой природы.
  • Его значение для живых организмов.
  • Развивать умение определять наличие воздуха на практике.

«Полезные ископаемые»

  • Формировать представления о некоторых полезных ископаемых (уголь, ракушечник)

Опыт «Как увидеть воздух?»;

Опыт «Как услышать воздух?»;

Эксперимент «Движение воздуха».

«Почему мы дышим»

«Рассматривание материала с помощью лупы»;

Получение сведений о полезных ископаемых из энциклопедии.

«Мир ткани»

  • Познакомить с различными видами тканей;
  • помочь понять, что свойства материала обусловливают способ его употребления.

«Отражения»

Беседа «одежда куклы»

Дидактическая игра «Мы - модельеры»

Сюрпризный момент «Необычное письмо»

«Как поднять единицу?»

«Вода в жизни человека»

  • Воспитывать бережное отношение к окружающему миру

«Мир пластмасс»

  • закрепить представления у детей о видах и свойствах пластмасс.

Беседа «Для чего нужна вода»

«Напоим Иванушку чистой водой»

«Как убрать воду со стола»

Рассматривание иллюстраций очистных сооружений

Поисковый метод определения свойств и качеств пластмасса

«Земля-магнит»

  • познакомить с действием магнитных сил Земли.
  • развивать умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдений.
  • учить соблюдать меры безопасности.

Эксперимент «как увидеть притяжение»

Игры с магнитами

«Электричество»

  • Дать детям представление об электричестве,
  • Закрепить понятия о неживой природе. Опытническим путем помочь детям понять интересное явление - гром и молния.
  • Учить строить гипотезы, делать выводы
  • Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства (крепкий, твердый, неровный или гладкий, тяжелый, блестящий, красивый).
  • Дать представление о том, что камни бывают речными и морскими, что многие камни очень твердые и прочные, поэтому их широко используют в строительстве зданий, мостов, дорог.

Опыт «Ожившие волосы»

Беседа «Электроприборы»

Игровая ситуация «Покупаем бытовой прибор»

«Камень, рожденный деревом. Каменный уголь и мел»

«История электрической лампочки»

«Кладовая Земли»

«Почему разрушаются горы?»

Опыт «Вулкан»

«Мир металлов»

  • познакомить со свойствами металлов;
  • использование металлов.

«Увидеть мир через увеличительное стекло»

  • продолжать знакомить детей с увеличительными стёклами.

Рассматривание металлических предметов, выявление их свойств.

Дидактическая игра «Из чего сделано?»

«Необычное письмо»

Игровая ситуация «Найди предмет»

«Растительность - значение в жизни людей и животных»

  • сформировать представления о растительности, о ее пользе,
  • познакомить со значением растений для человека.

Эксперимент «Чем дышит растение?»

Беседа «Лес-защитник»

Проращивание семян гороха, фасоли и злаковых культур;

Рассматривание листьев (виды жилкования: пальчатое, параллельное)

«Такое нужное слово - кислород»

Мониторинг

Литература:

  1. Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников». Для занятий с детьми 4-7 лет.--- М.:Мозаика-Синтез, 2014.—80с.
  2. Е.В.Лыскова «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у дошкольников». Из опыта работы. ---СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013.--- 128с.
  3. О.В.Дыбина «Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста/под редакцией О.В.Дыбиной.-м.:ТЦ Сфера, 2009, __64с. —(Программы ДОУ).
  4. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  5. О.В.Дыбина Рукотворный мир: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., дополн. и испр., -- М.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  6. О.В.Дыбина Из чего сделаны предметы: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- М.:ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  7. О.В.Дыбина Приобщение к миру взрослых: Игры - занятия по кулинарии для детей / Под редакцией О.В.Дыбиной.-М..: ТЦ Сфера, 2014.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  8. О.В.Дыбина Творим, изменяем, преобразуем: Игры - занятия для дошкольников. - 2-е изд., испр., -- м.:ТЦ Сфера, 2015.--- 128С. (Ребенок в мире поиска).
  9. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет.—СПб.: Речь, 2013. --- 64С., илл.
  10. Рабочая программа воспитателя: ежедневное планирование по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор - составитель Н.Н.Гладышева (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --216с.
  11. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, … первая младшая группа / автор - составитель Н.Н.Гладышева (и др.). - Волгоград: Учитель, 2015, -2015, --292с.