Свойства и функции теории SELF. Понятие « Self Какая функция self проявляется в осознании потребности

В Гештальт-подходе self функционирует в трех режимах: как «id» , как «ego» и как «personality» .

Функция «id» связана с внутренними импульсами, жизненно важными потребностями и, в особенности, с их телесным проявлением. Так, «id»-функция указывает мне на то, что я голоден, подавлен или расслаблен, «id»-функция проявляется в моих автоматических действиях: когда я дышу, хожу и даже вожу машину, думая при этом совсем о другом. Мой «id», как бы руководит мной почти без моего ведома.

Функция «ego» , в отличие от «id», - это активная функция выбора или сознательного отказа: я сам с полной ответственностью за мои собственные действия ограничиваю или расширяю контакт с окружающей меня средой, исходя из осознания моих собственных потребностей и желаний. Возможные нарушения этой функции выражаются, по словам Гудмана, в различных «видах потери функции ego», которые некоторыми авторами рассматриваются как механизмы защиты ego или механизмы избегания и для обозначения которых многие гештальтисты, вслед за Польстерами, используют двойное название - механизмы «сопротивления-адаптации».

Функция «personality» - это представления субъекта о себе самом, его собственный образ самого себя, позволяющий ему признать свою ответственность за то, что он ощущает, и за то, что он делает. Именно функция «personality» моего self определяет то, как я интегрирую мой предыдущий опыт, как я усваиваю то, что происходит со мной в жизни, именно она формирует у меня чувство того, кто я есть.

В этих трех своих функциях self проявляется в разное время с разной интенсивностью или степенью выраженности: так, иногда я сам себя не узнаю, действуя не свойственным мне образом, когда на меня находит плохое настроение. А в другое время мой self растворяется в интенсивной конфлуэнции: во время танца, экстаза, оргазма... или наоборот, с наступлением состояния внутреннего «недеяния», «творческой пустоты», предшествующего возникновению следующей, новой фигуры, которая в свою очередь мобилизует мое внимание.

Психоз, невроз и психическое «здоровье»

Психоз, согласно Гудману , можно было бы определить как нарушение функции «id»: у субъекта нарушены чувствительность и восприимчивость к перцептивным (идущим извне) и проприоцептивным (идущим из организма) возбуждениям: он нечетко реагирует как на запросы внешнего мира, так и на свои собственные потребности. Он отрезан от реальности - «творческое приспособление» организма к окружающей его среде отсутствует.

Невроз проявился бы как потеря функции «ego» или функции «personality»: субъект затрудняется, или оказывается неспособным выбрать адекватный способ поведения. При этом функция «id» продолжает воспринимать окружающий мир и внутренние потребности, но ответ «ego» оказывается неудовлетворительным: творческое приспособление поведения не согласуется со значимой «иерархией потребностей». Ответы на эти потребности остаются нереализованными. Итак, невроз предстает как совокупность устарелых или анахроничных реакций, нередко застывших в виде «структуры характера», воспроизводящей модели поведения, усвоенные когда-то раньше и в другом месте. Следующим образом в самом сжатом виде можно было бы обобщить гипотезы разных авторов по поводу этиологии невроза:

- по Фрейду : подавление либидных импульсов, запрещенных суперэго;

По Райху : социальный запрет на проявление половых генитальных импульсов;

По Хорни : временное экономическое решение (ставшее анахроничным), приносящее максимум вторичных выгод в вызывающей напряжение ситуации;

По Перлзу : накопление неудовлетворенных потребностей, или незакрытых Гештальтов;

По Гудману : потеря функции ego процесса творческого приспособления.

Нормальная плавность потока эмоций, мыслей и гибкость поведения в ходе беспрерывной смены контактов и отступлений на всем протяжении цикла опыта оказываются нарушенными.

Состояние «здоровья», по Перлзу , характеризуется стабильностью процесса внутреннего гомеостаза (поддержания жизненного биохимического равновесия) и внешним приспособлением к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды - как физической, так и социальной.

ЧОУ ВО «ЮЖНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (ИУБиП)

Доклад

По дисциплине: Гештальт психология

Тема: Основы теории SELF

Выполнила Белый Вадим Вячеславович

Проверила Пищик Влада Игоревна

Ростов-на-Дону 2016

Введение

1.SELF в гештальт-терапии

Свойства и функции теории SELF

Список использованной литературы

Введение

По Перлзу, невроз связан с накоплением незакрытых Гештальтов - полностью или частично неудовлетворенных потребностей. Такое накопление происходит в процессе приспособления организма к окружающей его среде и проявляет себя повторяющимися (хроническими) затруднениями этого процесса - расстройствами self.

Пол Гудман (1911-1972), первый теоретик Гештальта, ввел понятие «self», определив его как непрерывный процесс творческой адаптации человека к своей внутренней среде и внешнему, окружающему его миру

Теория self представлена во втором томе Статьи Гештальт-терапия, выпущенной в 1951 г. На ее обложке указаны фамилии авторов: Перлз, Хефферлин и Гудман. Это произведение все еще продолжает оставаться «Библией» для некоторых современных гештальтистов. Второй том был полностью написан и составлен Гудманом на основе разрозненных записей Фрица Перлза. Гудман - один из первых сотрудников Перлза - был основным теоретиком «Группы семерых». Впоследствии именно он принял на себя руководство двумя первыми институтами Гештальта - в Нью-Йорке (открыт в 1952-м) и Кливленде (1954).

Пол Гудман - писатель и поэт, критик и воинствующий анархист, был известен в крайне левых кругах Нью-Йорка своими вызывающими взглядами, которые даже Райх считал чрезмерно резкими. К моменту начала написания этой Статьи у Гудмана не было никакого клинического опыта работы в качестве терапевта, но в это время он занимался психоанализом с учеником Райха Александром Лоуэном - будущим основателем биоэнергетики. Перлзу его представил Исидор Фром, который сам вплоть до последнего времени продолжал развивать идеи основателя Гештальта, говоря о ценности и значении теории self,которую одни отбрасывали в сторону (такие «мэтры» Гештальт-терапии, как Польстеры или Клаудио Наранхо), а другие даже открыто оспаривали. Так, например, Джим Симкин, один из первых и самых преданных сотрудников Перлза, пишет в одном из своих писем Джоэлу Латнеру:

«В 1982-1983 годах я несколько раз принимался перечитывать второй том Гештальт-терапии, но безуспешно. Талант Гудмана очевиден, но я не способен ухватить некоторых скачков его мысли. Мне представляется, что большая часть этого материала лишь опосредованно связана с Гештальт-терапией и по существу опирается на психоанализ. Я не рекомендую читать второй том тем студентам, которые пытаются научиться Гештальт-терапии, и разделяю все их затруднения, возникающие в работе со вторым томом» TheGestalt Journal, vol. VI, № 2, осень 1983.

Так что же такое self?

В Гештальте этот термин приобрел совершенно особый смысл, отличный как от традиционно-психоаналитического, так и того, который ему придают Винникотт, Когут и др. Потому-то он часто и оказывается предметом споров.

Выйдя, статья не имела никакого успеха. И все же суть Гештальт-подхода в ней уже фигурирует.

Итак, self- это не фиксированная сущность и не психическая инстанция, наподобие «Я», или «Ego».Self- это специфический для каждого человека процесс, характеризующий его собственный способ реагирования в данный момент и в данном поле в соответствии с его личным «стилем». Под self понимается не просто «бытие» человека, а его «бытие-в-мире», которое изменяется в зависимости от возникающих ситуаций.

Чтобы дать образное представление о self, Гудман сравнивает художника за работой и ребенка во время игры; оба они одновременно активны и пассивны в процессе постоянного творческого приспособления, осознавания (awareness) как своих ощущений от окружающей их среды, так и внутренних, исходящих из организма импульсов.

«Self- это особый, присущий только нам способ участая в любом процессе, наш индивидуальный способ проявления в нашем контакте с окружающей средой... Он является действующей силой контакта с настоящим, в котором происходит наше творческое приспособление». (Дж. Латнер)

. SELF в гештальт-терапии

Концепция «self как функция» по-прежнему остается уникальной среди теорий личности и психотерапевтических направлений. Теория гештальт-терапии изучает self как функцию поля организм/среда в контакте, а не как некую структуру или некую инстанцию. В основе данного подхода лежит не отказ от идеи содержания или структуры, а только убежденность в том, что тот, кто изучает человеческую природу, должен исследовать то, что порождает спонтанность, а не то, что позволяет представлять поведение человека схематически.

Что означает утверждение, что self как функция выражает способность или процесс? Вернемся к примеру из первой главы про младенца, который сосет молоко, младенец умеет сосать.

Способность младенца сосать (а позднее кусать, жевать, сидеть, стоять, ходить и т. д.) приводит его к контакту с миром и поддерживает его спонтанность. Если запретить ребенку сосать (или кусать, жевать, становиться на ноги, ходить и т. д.), он будет искать компенсацию, делая для осуществления контакта что-то другое, творчески приспосабливаясь к ситуации.

Например, если ребенок получает плохое молоко или если его наказывают, когда он пытается ползать, вставать на ноги или ходить, то такой опыт существенно на него повлияет. Однако гештальт-терапия не интересуется мнениями о качестве молока или поведении родителей, а фокусируется на том, как ребенок реагирует. Это позволяет рассмотреть то, как можно поддержать организм, чтобы восстановить его спонтанное функционирование, что является нашей целью и призванием: контакт, осуществленный через разные способности.

Пациентам помогает вернуть собственную спонтанность не только знание того, что было не так, но и проживание новых возможностей для осуществления контакта и открытие заново своей способности спонтанно производить новое творческое приспособление - новую организацию опыта в поле организм/среда.

2. Свойства и функции теории SELF

Одним из свойств self является спонтанность, она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации и действия по отношению к ситуации. При этом у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Выделяют три аспекта проявления функций self:

Функция Id - это и функционирование в фоновом режиме, включающее смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой ощущения, внутренние импульсы, потребности, образы фантазии в их телесном проявлении. Это и опыт чувств отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

Функция Ego - в отличие от Id , наоборот, активна. Процесс в котором проявляется self состоит из двух фаз: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), Ego -функция это функция выбора, ответственных действий или сознательного отказа. Я решаю, что мое в этой ситуации, а что не мое. Система предпочтений и отвержения. Ego -процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями. В общем смысле Ego -функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур. Здоровая Ego -функция заставляет индивидуума чувствовать себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Она включается, когда есть функция Id и Personality . Нарушение этой функции называется потерей Ego -функции и лежит в основе невроза: субъект затрудняется или неспособен выбрать адекватный способ поведения.

Функция личности Personality - Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях. Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений, ошибочных концепций и гипотез себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплики в отношении себя. Но эти реплики имеют социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей.

Алгоритм работы психотерапевта

Клиенты приходят на терапию в тот момент, когда их идентификация становится неадекватной для той ситуации в среде, где они находятся. В терапии функция личности важна в тот момент, когда клиент пришел с проблемой («я слишком мягкий, и мною все помыкают») и пытается с нашей помощью, говоря о себе, сформировать «фигуру». Но для здорового функционирования индивидууму не достаточно определить себя как кого-то, ему необходимо делать выбор.

Потребность человека формируется на границе контакта с внешним миром в self при помощи Ego . В психотерапии же спрашивая: «Что вам хочется?» - терапевт обращается к функции Ego . Молчание терапевта также будет являться обращением к Ego . Но Ego функция не может функционировать нормально, если нет контакта функций Id и Personality . По этой причине, клиент не сможет определить своей актуальной потребности. Если терапевт в отдельности попытается обратится к функции Id спрашивая: «Что вы чувствуете?», она начнет «пробуксовывать», это будет выражаться в быстрой смене клиентом различных состояний, уходя от истинного переживания. В этом случае тело и ум работают, изолировано, пациент может испытывать переживание, но при этом ничего не меняется. Для того чтобы тело (функции Id) работало, не изолировано от ума, терапевту необходимо параллельно обратится к уму (функции Personality), это можно сделать вопросом типа: «Когда вы бываете таким в жизни?», и параллельно ощущениям, начинают работать мыслительные процессы. Для наглядности можно вывести следующую формулу:+ Personality = Функция Ego (формируется потребность)

Нарушения функция Id наблюдаются редко при психотических нарушениях: галлюцинации. Чаше встречаются нарушения связанные с функцией Personality , на вопрос: «Что вы чувствуете?» человек может осмысливать возбуждение как страх. Функция Ego в таком случае принимает решение в сторону что боится. Апелляция неадекватным аспектам в своей личности нарушение функции Ego .

Смысл self концепции это методический взгляд в работе. Терапевт всегда озабочен тем, чтобы добиться успеха в работе. Если это обстоятельство перевернуть, то для того чтобы не работать необходимо, вывести ряд практических правил.

Легкий клиент. Сам рассказывает о себе, терапевт внимательно слушает, иногда говорит «Угу», вскоре подходит время завершения сеанса и работа окончена. Такому клиенту, нельзя задавать вопрос: «Что вы чувствуете, когда мне говорите это?» - это рождает тяжелую работу.

Клиент более тяжелый. Испытывает чувства и любит их выражать. Терапевт при этом, для того, чтобы не работать, говорит: «Ощути это, побудь в этом, дыши, обрати внимание» Такому клиенту нельзя задавать вопрос: «Происходит ли что-то такое новое в его жизни или нет?» - это рождает тяжелую работу. (Работа идет с изолированной функцией Ego .)

Тяжелый клиент. Он хочет быть живым и с ним трудно не работать, но можно это делать, взвинчивая темп беседы и все время задавать вопросы, не давая ему времени для осознания. Что бы ни работать, важно не останавливаться. (Здесь происходит подмена Ego клиента своей Ego функцией.) С таким клиентом опасно делать паузы, не злоупотреблять утверждениями, где терапевт может идентифицироваться как другая личность.

Цикл контакта и функции self

«Опыт - это то, на что я согласился обратить внимание, только то, что я заметил, формирует мой ум (личность)».

Для лучшего понимания того, как происходит нормальный, здоровый цикл удовлетворения потребности, теория гештальта предлагает несколько моделей цикла контакта (цикла опыта, цикла удовлетворения потребностей). Слово «цикл» подчеркивает циркулярность, взаимосвязанность и целостность. Эти модели для гештальт-терапевта имеют диагностическую ценность, они позволяют определить ту фазу цикла, в которой происходит блокада (прерывание) контакта с потребностью, и тип этого прерывания.

Модель Гудмена характеризует общие закономерности протекания любого контакта, при взаимодействии организма с полем окружающей среды. Ее также можно рассмотреть с точки зрения функционирования self . На каждой из фаз self функционирует в разных режимах, разными способами. Модель включает в себя следующие стадии:

Преконтакт (forecontact)

Присутствуют элементы поля, но нет «фигуры». Контакт с его неизбежным деление на «фигуру» и «фон», отсутствует. Здесь нет фокуса интереса, в том смысле, что ничего существенного не возникает. В психотерапевтической сессии это выглядит следующим образом. Мы сели к клиенту, началась пристройка: «что с тобой, расскажи». Клиент не может выделить что хочет. Self работает в режиме Id , любые ощущения, возбуждение становится «фигурой», в то время как все остальное тело «фоном». При этом мы либо узнаем проблему клиента, либо прослеживается дефлексия, которая характеризующаяся перескакиванием клиента с темы на тему. Для этой фазы характерно наличие механизма конфлюэнции. Заканчивается прояснением потребности (Id + Personality = в Ego формируется потребность). На этой стадии важно не злоупотреблять обращением к Ego, важно обозначить Id. Преконтакт часто оказывается нарушенным, а у психотиков он отсутствует.

Контакт (contacting)

Эго-функция активно начинает формировать и развивать «Фигуру». Недифференцированное поле разбивается на первичные полярности - «фигуру» и «фон». Некоторые элементы поля становятся более определенными, попадают в центр интереса, вносят вклад в энергию сформированной «фигуры». Характеристикой этой фазы является нарастающее возбуждение. В целом новым являются появившиеся потребности любопытство, боль, требования, сильное желание. Невротической подменой Эго-функции в этой фазе может быть включение функции личности, как если бы мы сказали себе, что «еще не время», «а что люди скажут». В психотерапии Id становится заметным, выделяется «хочу» идет формирование запроса. «Хочу» сталкивается с «надо». Для этой фазы характерным механизмом защиты является проекция.

Финальный контакт (final contact)

Здесь «фигура» приобретает свою зрелую форму. Характеристики, которые ее определяют, являются полностью завершенными. В это же время мы являемся полностью поглощенными «фигурой» и наше чувство себя отступает или даже исчезает, вместе с границей разделяющей субъект и объект. В терапии «фигура» выделена, потребность сформирована. Клиент ищет способы удовлетворения потребности. Интенсивность self падает. Если не найден объект удовлетворения потребности контакт заканчивается ретрофлексией. Часто контакт происходит со своей проекцией.

Постконтакт

В этой фазе «фигура» разрушается, поле приспосабливается к новой ситуации. Это время когда возбуждение угасает и снижается активность. Могут быть вегетативные проявления. Организм отделяется от среды, ассимилирует, приобретает опыт, и, таким образом растет в личностном плане. Self работает в режиме функции личности, интегрирую случившееся в опыт человека. «Буду в таком случае дальше поступать таким образам, а не так…». Во время терапевтической сессии эта фаза характеризуется удовлетворением потребности. Цикл контакта завершается, для того чтобы через определенное время повториться.

В процессе психотерапевтической сессии во время контакта не обязательно прохождение четырех фаз. Более корректно во время сеанса остановится на фазе финального контакта, оставляя клиенту время для домысливания проблемы. Если произошел разрыв контакта в процессе сеанса, к клиенту можно обратится «смотри, на чем мы остановились», «что ты про это думаешь», при этом интерпретируя механизм разрыва контакта.

Модель Кларксон (2000) является интеграцией модели Гудмена и Зинкера. Состоит из преконтакта с фазами ощущения и осознования потребности, контактирование - фазы мобилизации и действия, финального контакта, постконтакт (удовлетворение и завершение гештальта) и фаза ухода (отступления, покоя), которая предшествует формированию новой «фигуры». Соответственно этой модели клиенты могут рассматриваться как прерывающие свой путь к потребности и «застрявшие» на каждой из стадий (Philippson , 1997):

* некоторые клиенты никогда не достигают точки покоя, не отдыхают;

* часть клиентов не осознают своих потребностей;

* кто-то не в состоянии мобилизовать свою энергию;

* другие не могут полностью отдаться опыту, проверить, подходит им что-то или не подходит до конца;

* возможно, кто-то не в состоянии различить, что для него хорошо, а что плохо;

* часть клиентов не в состоянии испытывать удовлетворение;

* некоторые не могут «отойти» и пытаются снова и снова что-то получить. психотерапевтический гештальт личность потребность

Рассматривая цикл контакта таким образом, мы можем найти «точки застревания» у наших клиентов и использовать собственное понимание для терапевтической работы с ними.

Признаками хорошо работающего механизма формирования и разрушения фигуры являются спонтанность, риск, игривость человека, а «незавершенный гештальт» или неудовлетворенная потребность, забирают энергию, снова и снова пытаясь быть завершенными. Работа терапевта заключается в том, чтобы помочь клиенту увидеть свою неосознаваемую потребность, и потом медленно продвигать клиента к своей потребности.

Список используемой литературы

1.Линде Н.Д. Психологическое консультирование. М.: Аспект-пресс,2010.

2.Перлз Ф.С., Гудмен П., Теория гештальт -терапии. М.,Институт общегуманитарных исследований, 2001.

3.Сименс Харм. Практика гештальт - терапевта. С-Пт., 2008.

4.Хрестоматия по телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике. Составитель В.Ю. Баскаков - М., ПНО «Психотехника»,1993.

Природа человека

Каждая психотерапевтическая школа имеет эксплицитную (явную) концепцию о природе человека или, что чаще встречается, имплицитную (неявную) концепцию. Именно это и кажется интересным принять за отправную точку: какова же концепция человека в гештальт-терапии? Авторы теории гештальт-терапии Перлз и Гудмен исходят из понятия «природа человека-животного», т.е. они отмечают, что природе человека свойственно столько же физиологических и животных факторов, как социальных и культурных. Говоря о природе человека-животного, речь не идет о том, чтобы свести человека до состояния животного или заняться натурализмом, подобно Руссо. Напротив, мы говорим о необходимости признать наши первичные условия существования. В теории гештальт - терапии природа представлена как мощная и саморегулирующаяся сила, и выдвигается постулат о том, что существует некая экологическая мудрость, которая состоит гораздо больше в сотрудничестве с природой, чем в попытках властвовать над ней. Речь также не идет о том, чтобы игнорировать «прилив» и «отлив» естественных импульсов, что подвергло бы человека риску невротического нарушения осознавания своего собственного существования, а также осознавания своего присутствия в мире.

Поле «организм - окружающая среда»

Прежде всего, исходя из того факта, что определение животного и самого его существования включает его окружающую среду (не существует организма без окружающей среды), поэтому определение организма будет скорее определением того, что мы называем «полем», полем «организм-среда»; сущностью этого поля «организм - среда» является целостность. Именно исходя из этого неразделимого характера поля, теория как основа метода гештальт-терапии, должна будет осмысливаться и развиваться. Эта среда, о которой идет речь, не представляет из себя мира с неопределенными расплывчатыми контурами, это не просто мир , это мой мир .

Саморегуляция

Мысль о том, что организм человека-животного способен к саморегуляции, опирается на понятие поле «организм-среда». Если природа человека прежде всего определяется понятием поля «организм-среда», то контакт между организмом и окружающей средой становится «первичной простейшей реальностью».

В действительности не существует ни одной функции у животного, которая не включала бы в себя контакт с объектом или окружающей средой, хотя бы для того, чтобы обеспечить выживание: ему надо дышать, двигаться, кормить себя, прятаться, размножаться и т.д. Теория природы человека - животного, следовательно, содержит принцип саморегуляции, который называют организмическим, то есть, принадлежащим организму, рассматриваемому в его целостности как функции поля. Саморегуляция будет хорошей, если поле не будет нарушено некоторыми факторами, например, социально-культурными, или еще проще, если ничто извне поля не нарушит процесс протекающего контакта. Взаимодействие «организм-среда» будет проходить хорошо и ровно, начиная с самой саморегуляции и на пользу этой саморегуляции поля.

Контакт и граница контакта

Исходя из этого, мы считаем, что психология должна изучать все феномены контакта, который связывает организм и окружающую среду. Все, что касается организма - это область физиологии в широком смысле этого понятия, биологии; все, что касается окружающей среды - будет областью социологии, географии и т.д. Но все, что касается контакта между данным организмом и окружающей его средой: явления, происходящие на границе организма со средой, (это серия феноменов, которые гештальт-терапия называет границей контакта) - будут объектом психологии. Следовательно, психологию можно определить как изучение совокупности явлений, которые будут происходить на этой границе, границе контакта «организм-окружающая среда». Другими словами эту совокупность можно описать следующим образом: разнообразные способы, какими физиологические механизмы действуют по отношению к тому, что не физиологично (окружающий мир), то есть, становятся психологическими в процессе контакта и посредством контакта.

Физиологические функции осуществляются внутри организма, но они не могут совершаться очень долго, не испытывая потребности в ассимиляции чего-то из окружающей среды, хотя бы для того, чтобы организм мог выжить и тем самым развиваться. Чтобы ассимилировать нечто из окружающей среды необходимо, чтобы организм вошел с ней в контакт, т.е. чтобы он стремился к чему-то и взял бы что-то; именно в этот момент физиологическое может стать психологическим, и функции сохранения смогут стать контактом.

Контакт предполагает всегда наличие внешнего объекта: по мнению гештальтистов, вообще-то это заблуждение, говорить о контакте с самим собой, потому что невозможно «питаться самим собой»; необходимо идти навстречу окружающему миру и черпать из него. Термин «контакт» будет встречаться на протяжении всего изложения нашего метода, потому что, без всякого сомнения, он является ключевым понятием гештальт-терапии. Контакт - это опыт, это опыт функционирования границы между организмом и окружающей средой.

Контакт - это осознание поля, которое является нашим полем, и в то же время это двигательный ответ, который производится в это поле, это осознание усваиваемого нового и выражение нашего отношения к нему. Это также отторжение всего того, что не может быть усвоено. Следовательно, любой контакт - это творческое приспособление организма и окружающей среды. Именно через контакт организм установит, что он сохраняет свое отличие, и более того, ассимилируя окружающую среду, он поддерживает свое отличие.

Творческое приспособление

Я упомянул о творческом приспособлении; это понятие указывает на неразрывный синтез приспособления и творчества. Приспособление - это процесс взаимодействия потребностей организма с возможностями окружающей среды.

Творчество будет связано с понятием нового: это открытие нового решения, наилучшего решения из всех возможных, создание новой конфигурации, новой взаимосвязанной целостности, исходя из наличных элементов. При этом, если приспособление обеспечивает измерение реальности и адаптации, то творчество открывает измерение фантазии и расширение возможного.

Доминантность

Последним понятием, необходимым для понимания концепции гештальт-терапии о природе человека, является идея доминантности гештальта. Это понятие требует уточнения смысла слова «гештальт». «Гештальт» - слово, которое мы взяли из гештальт-психологии начала века и которое означает «форма», «структура», «конфигурация» - фигура, образующаяся на фоне. Для развертывания контакта будет необходимо, чтобы фигура отделилась от фона. Я могу войти в контакт сейчас, в данный момент, только с тем, что образует фигуру, и то, что образует фигуру для меня в момент, когда я придаю форму этим линиям, это текст, который у меня перед глазами. Он является фигурой, которая отделяется для меня от фона «организм - окружающая Среда». Начиная с комнаты, в которой я работаю, до известных и неизвестных мне читателей, находящихся на заднем плане моего внимания, из знаний и опыта, приобретенных в течение лет, эта фигура создает моментальную доминантность поля; эта фигура выделяется из фона, но в то же время остается с ним связанной. Именно эту фигуру, выделяющуюся из фона, но остающуюся с ним связанной, мы называем Гештальтом.

Гештальт-терапия - это процесс, который ставит себе целью сопровождать или восстанавливать нашу способность управлять фигурами, строить фигуры в адекватной связи с фоном.

Острая ситуация и терапевтическая ситуация

В рамках такого подхода уже можно рассмотреть, каким образом гештальт-терапия будет рассматривать страдания, невроз и все трудности, из-за которых обращаются к психотерапии и психотерапевту. Как это не кажется парадоксальным, симптом возникает в результате творческого приспособления!

Возьмем случай с ребенком, который поставлен перед трудной ситуацией, так называемой «острой ситуацией». Например, он будет сталкиваться с грозным родителем и будет вынужден использовать разного рода средства защиты. Он находится в острой ситуации сильной интенсивности. Его реакция отступления и закрытости, положение тела, которое он примет, мышечная напряженность или реакция бегства, которую он использует в этот момент, являются творческим приспособлением к ситуации, которая ему угрожает. Но если со временем ребенок будет стремиться повторить этот «ответ» в ситуации, когда он уже не сталкивается ни с кем из угрожающих ему взрослых, это будет означать, что он создал хроническую острую ситуацию слабой интенсивности, потому что уже нет реальной нависшей над ним угрозы. Каждый раз, когда он встретит в своей повседневной жизни взрослого, который каким-то образом бессознательно напомнит ему ту самую острую ситуацию, в которой он когда-то находился, он повторит параметры острой ситуации, и он станет себя защищать, как будто бы он подвергается угрозе, забывая о «мнимом» характере этой новой ситуации.

Он потерял способность оценивать поле, он потерял способность осуществлять творческое приспособление в настоящей ситуации: то, что было творческим в определенный момент, сейчас больше не является таковым.

Это происходит из-за так называемой «незавершенной ситуации»: если мы находимся в ситуации контакта и эта ситуация контакта по той или другой причине была прервана, и удовлетворение не было достигнуто, то при определенных условиях эта ситуация может зафиксироваться в виде незавершенной ситуации.

Формирование незавершенной ситуации означает постоянное возвращение и блуждание в настоящем в попытках найти какое-то завершение. Тогда возможно определить невроз как потерю способности к творческому приспособлению и замещение ее так называемой «вторичной физиологией», своего рода второй натурой. Она закладывается в коже, в мышцах, закладывается во всю совокупность переживаний; первоначальная, естественная схема реагирования выходит из употребления. Что может сделать психотерапия, встречаясь с острыми ситуациями, с которыми столкнулся данный человек? Нам известно - и Фрейд это первый выявил - что человек стремится воспроизвести те страдания и трудности, с которыми он сталкивался однажды. Наша гипотеза состоит в том, что острые ситуации, которые взрослый человек должен был пережить, например, в своем детстве и отныне ставшие хроническими, повторяются в его «теперь», и, следовательно, повторятся также в «теперь» терапевтической ситуации.

Встречаясь с острой ситуацией низкой интенсивности, которую клиент переносит в процесс сеанса, психотерапевт попытается ввести его в новую острую ситуацию, которая будет иметь те же параметры, тот же смысл, но в которой в то же время, с одной стороны, создаются условия безопасности и, с другой стороны, «препятствия» повторениям невротических привычек клиентов для того, чтобы клиент мобилизовал свои творческие ресурсы, чтобы он мог воспринять то новое, которое возникает теперь.

При хронической острой ситуации низкой интенсивности, когда полученный в результате некоторой острой ситуации жизненный опыт и совокупность ответных действий потеряли свой адаптивный смысл, терапевт предложит эксперимент, в котором будет воспроизводиться острая ситуация высокой интенсивности, но достаточно безопасная для пациента благодаря поддержке со стороны терапевта. При этом пациенту будет предложено мобилизовать все творческие ресурсы, чтобы приспособиться и выработать ответ, адекватный данной ситуации.

Когда мы говорим о потере творческого приспособления, это не значит, что мы «замораживаем» ситуацию или человека: мы рассматриваем вещи в данной ситуации в данный момент; если говорят, что творческое приспособление перестало функционировать, это не является обобщением, это касается только определенной ситуации. В подобной ситуации творческое приспособление может функционировать, а мгновение спустя может быть нарушено. Все зависит от индивидуальной истории человека и ее совпадения с параметрами ситуации данного момента.

Осознание

Одним из первых рабочих терминов, который мы будем употреблять, является «осознание», осознание немедленное, которое в гештальт-терапии мы называем «awareness». Мы используем иногда этот американский термин для того, чтобы лучше обозначить его отличие от термина «conciousness», другой формы осознания, который указывает скорее на рефлексивное сознание, на мышление и т.д. «Awareness» - форма сознавания, которой обладает также и животное, и которая является одновременно и двигательной, и сенсорной, интегрирующей совокупность всех показателей поля. Можно было бы сказать, что это осознание является немедленным и имплицитным знанием.

Психотерапевт старается помочь человеку стать все более и более «сознательно осознающим», восстановить непрерывность сознавания, от минуты к минуте, всего, что происходит. Исходя из этого, как возможно помочь человеку вновь обрести свои способности творческого приспособления, т.е. выйти из фиксации, неподвижного состояния, чтобы достичь настоящего контакта с окружающей средой?

Построение - разрушение гештальтов

Выше мы определили, что мы понимаем под гештальтом: гештальт обозначает фигуру, которую субъект создает при своем контакте с окружающей его средой. Фигура главным образом определяется тем, что человек организует в зависимости от своих потребностей, желаний, «аппетитов» или незавершенных ситуаций в данный момент. Задача психотерапевта - попытаться поддержать именно эту способность человека формировать фигуры, отделять фигуры от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строиться и разрушаться, потому что фигура создается для того, чтобы иметь возможность возникать и исчезать.

Когда во время каникул с моей семьей я сижу за рулем автомобиля, гештальты, которые я создаю, состоят из пейзажей, достопримечательностей архитектуры, привлекающих мое внимание. Если вдруг на пути возникает опасность, гештальт «управление машиной» немедленно заменяет предыдущий, и дорога вновь становится фигурой контакта.

Если я вижу, как показатели горючего в моей машине опасно приближаются к нулю, мой интерес к пейзажу уменьшается в пользу интереса к станции обслуживания. А когда приближается час еды, эти фигуры не являются больше доминантными, а главным будут поиски маленькой гостиницы или просто проселочной дороги, около которой можно устроить пикник.

Рассмотрим более подробно этот традиционный пример с голодом. Голод составляет фигуру в определенный момент и прерывает все мои другие ощущения и занятия, он выдвигается на первый план, и я вступаю в контакт с окружающей средой, чтобы найти решение для его удовлетворения. Фигура «голод» будет развиваться, наполнять меня энергией, заставлять вступать в контакт с окружающей средой, где я возьму пищу, а затем, по мере того, как я буду есть и усваивать пищу, гештальт «голод» будет разрушаться и позволит мне перейти к другому гештальту.

Личность с нарушенной нервной системой, находящаяся в затруднительном положении, или «невротическая личность» - это человек, который, по-видимому, утратил способность к построению и разрушению гештальтов. Тогда этот танец, это постоянное колебание, этот процесс построения - разрушения сдерживается, в особенности неподвижными, фиксированными состояниями. Рассмотрим немного детали этой эволюции, этого построения - разрушения гештальтов, чтобы быть более конкретными, а также чтобы ознакомиться со средством, которое будет постоянно использоваться гештальт-терапевтом. Эта последовательность построения - разрушения гештальтов (который иногда носит название «цикл контакта», т.к. он описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам. Эти четыре фазы, конечно, в действительности не отделены друг от друга. Они описаны здесь отдельно по дидактическим мотивам.

Последовательность контакта

Предконтакт

Первая фаза называется предконтактом . В этой фазе заключено то, что составляет фон, задний план, это главным образом тело и именно в теле начинает возникать ощущение. Это ощущение является признаком наиболее актуальной потребности организма, которая развивается в данный момент. Я употребляю здесь термин «потребность» в очень широком смысле, т.е. потребность, импульс, аппетит, желание, незавершенная ситуация, то, что составляет суть «зерно» ситуации, «оно» ситуации. Следовательно, гештальт здесь отделится от фона, чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время этой фазы, фазы предварительной ориентации, у людей могут возникать затруднения в связи с неспособностью построить гештальт с ясными контурами.

Контактирование

В следующей фазе, которая называется контактированием , этот гештальт, эта фигура, которая отделилась от недифиренцированного фона, в свою очередь отойдет на задний план, чтобы напитать фон, дать ему энергию. Начиная с этого момента, возбуждение, энергия мобилизуются и позволяют организму обратиться к окружающей среде, чтобы изучить предоставляемые возможности с целью найти там удовлетворение своей потребности.

В этой фазе контактирования с окружающей средой человек будет производить то, что техническими терминами определяется как идентификация и отвержение, проще говоря, будут осуществлять функцию выбора «да» или «нет». «Да, это может мне подойти. Нет, это мне не подойдет». Организм произведет выбор и отвержение среди ресурсов окружающей среды, чтобы удовлетворить «оно» ситуации.

Финальный контакт

Следующим шагом в последовательности опыта является финальный контакт . В этот момент окружающая среда, в свою очередь, отходит на задний план и образуется новая фигура: это выбранный объект.

Субъект будет устанавливать с ним финальный контакт, полный контакт, в какой - то момент будет иметь место до определенной степени неразличимость человека и избранного объекта. На короткое время нет больше ни фигуры, ни фона, ни границ между субъектом и объектом.

В межличностных отношениях на смену четко идентифицированным «Я» и «Ты» может появиться в какой-то момент «Мы». «Мы» любви, оргазма, конфликта, ужаса или любой другой контактной ситуации.

Постконтакт

Последней является фаза, которая называется фазой постконтакта . В фазе полного контакта граница открылась таким образом, чтобы впустить объект опыта, а в фазе постконтакта граница закрывается на этом прожитом опыте, и в этот момент начинается работа по ассимиляции. Нет больше фигуры, в поле не остается больше ничего актуального.

Пример последовательности контакта

Возьмем пример, взятый из банальной ситуации терапии в группе. Предположим, что актуальной потребностью момента является для данного человека потребность в защите. В фазе предконтакта он чувствует, как плечи у него поднимаются, как голова уходит в плечи, взгляд его немного недоверчив, он ощущает еще ряд телесных признаков, чувствует психологический и эмоциональный климат, в котором понемногу и с помощью терапевта, вырисовывается фигура, называемая «потребность в защите». Эта уже проявленная потребность в защите пробудит возбуждение, прилив энергии, которая позволит человеку повернуться к окружающей среде, чтобы начать искать эту защиту, в которой он нуждается. Он приступит к идентификации и отвержению, т.е. он будет фиксировать, направлять свое внимание, манипулировать своим миром так, чтобы найти защиту, которой он добивается. В этом терапевтическом зале, например, торшеры не представляют ему защиту, он их оттолкнет и отбросит, кресла не предоставят ему защиту; напротив, другой человек, который возможно проявляет себя своим теплым взглядом, может его заинтересовать в качестве субъекте, способного дать ему то, что он ищет. «Выбирать и отбрасывать», вот суть этой фазы контактирования, когда человек целиком повернут к окружающей среде. К тому же в этой фазе больше всего эмоций, так как человек переходит от центрации на самого себя к центрации на ресурсы окружающей среды. Это столкновение, если можно так сказать, между ресурсами, находящимися в нем, и ресурсами окружающей среды, которое и вызывает то, что называют эмоцией: грусть, радость, гнев, ярость, страх и т.д.

Как только человек идентифицировал объект среди других объектов, которые он отбирал и отбрасывал, (это может быть и «Ты - объект», как в приведенном примере таковым объектом является человек), он будет иметь возможность финального контакта, т.е. полного удовлетворения проявленной потребности: потребности в защите.

Наступит момент, когда человек будет переживать полное единство между своей потребностью и ресурсом, выбранном в окружающей среде. Будет иметь место полный и завершенный гештальт. Авторы «Гештальт - терапии», говоря о финальном контакте, брали в качестве модели момент оргазма в сексуальном акте: нет больше меня, нет больше тебя, существует только момент слияния, когда понемногу развивающиеся желания захватили все поле, где другой также занимает все место, но где нет больше ни тебя, ни меня, потому что нет больше переживания границы, есть только Мы, временное Мы. После фазы финального контакта граница закрывается на этом прожитом опыте, человек будет усваивать этот полученный опыт, и в результате интеграции произойдет рост.

Но в терапии мы видим, что в жизни большинство из нас прерывают эту последовательность. Есть прерывания намеренные, добровольные и, следовательно, управляемые: в тот момент, когда я собираюсь выполнить то или другое действие, телефон звонит и прерывает меня, я могу отложить действие и продолжить его позже. Я также могу сделать обдуманный, сознательный выбор и прервать последовательность. Я не «обязан» удовлетворить свое желание или свою потребность импульсивно и автоматически: в любой момент я сохраняю способность выбора. Патогенная ситуация создается, когда я не выбираю прервать течение опыта, но некоторым образом оно прерывается без моего ведома.

Вернемся теперь к вопросу об острой ситуации во время терапевтической сессии. Терапевт пытается помочь пациенту осознать прерывание контакта и вместе с ним посмотреть, каким образом это прерывание проявляется, что и каким образом может воздействовать на это прерывание, так чтобы субъект вновь обретал способность к выбору, осознанному выбору: действительно ли осуществить прерывание или поступить по-другому, иначе говоря, чтобы субъект вновь получил возможность творческого приспособления.

Self в гештальт-терапии

«Создатель» творческого приспособления, это интегративное измерение, объединяющего функции, необходимые для запуска процесса творческого приспособления в контакте - это то, что в гештальт-терапии называют «self».

«Self» в гештальт-терапии не рассматривается как фиксированная, стабильная целостность. Это не «личность», например, которая относительно стабильна, а совокупность функций, необходимых для осуществления творческого приспособления. Именно по этой причине предпочитают скорее сохранять англосаксонский термин «self», чем употреблять «Я», т.к. в «Я» выражено стремление быть твердой и стабильной целостностью; «self» в английском языке является определительным словом, которое прибавляется к существительным и которое указывает, некоторым образом, процесс в действии. «Self» - это процесс контакта в действии, организма, входящего в контакт с новым и осуществляющего необходимое творческое приспособление.

Последовательность построения разрушения гештальтов или цикл контакта - это способ описания «self»; способ, который позволяет рассматривать «self» в его динамическом проявлении. Но возможно также описать его структурно, через его составляющие: частные функции этих подструктур представляют из себя особые модальности функционирования «self», они существуют лишь как абстракции и разделяются лишь в практических и дидактических целях и для анализа практики. Три функции, которые нас интересуют (это не говорит о том, что «self» ограничивается этими тремя функциями) в проявлении творческого приспособления являются функциями, которые называются: функция «Оно», функция «Личность» и функция «Эго».

Три функции Self

Функция «Оно» является функцией, в наибольшей степени касающейся проявления потребности: потребностей, желаний, импульсов, аппетитов, неоконченных ситуаций. Это в основном единственная функция, проявляющаяся в теле ежеминутно, и проявляется она через ощущения, хотя и не только. В модусе «Оно» я не чувствую себя ответственным за то, что со мной происходит. Это происходит со мной; да, я хочу есть, я хочу пить, это так. Я тот, кто делает, но я не чувствую себя ответственным за это.

Функция «Личность», напротив, более стабильна, так как в нее внесены, записаны индивидуальная история, прожитый опыт... Именно благодаря функции «Личность» я способен ответить на вопрос: «Кто ты?» Это то, что я знаю о себе, то, что я думаю о том, каковым я являюсь (Это не значит, что я такой и есть! Это только то, что я думаю о своей сущности, как я представляю свой опыт). Функция «Личность» выражает представление, не всегда осознанное, которое я имею о себе самом. Именно здесь фиксируется опыт в своем возможном словесном выражении.

Обе эти функции одновременно или по отдельности будут вступать в контакт с окружающим миром через функцию «Эго», которая будет совершать идентификации и отвержения. Эти выборы будут выражать, экстериоризировать, приводить в действие функцию «Личность» или функцию «Оно». Если, например, через функцию «Оно» я определяю какую-то необходимость, через функцию «Эго» я буду входить в контакт с окружающим миром, делать выбор, говоря: «Это меня интересует, это меня не интересует».

Иногда происходит некоторое соревнование между двумя функциями; между функцией «Оно» и функцией «Личность». Я приведу вам один пример. Я люблю вспоминать этот пример, потому что встретился с ним в самом начале своей карьеры и потому, что он показателен по своей банальности. Это происходило в одной терапевтической группе. Женщина лет 40 - 45 с первого момента встречи с группой сказала: «Я боюсь мужчин», а потом группа перешла к чему-то другому. В некотором отношении можно сказать, что «я - некто, кто боится мужчин» выражает функцию «Личность» этой женщины.

На следующий день, во второй день занятий группы, получилось так, что в какой-то момент мне совершенно случайно довелось сесть недалеко от нее. И тогда она громко восклицает: «О, я боюсь, я боюсь, я боюсь...». После некоторого удивления с моей стороны я ее спрашиваю: «Если хотите, попробуйте не спеша прочувствовать, что происходит в вашем теле. Что вы сейчас чувствуете?». Тогда она начинает описывать мне некоторые ощущения: «Вот у меня влажные руки, мое дыхание вот такое, я чувствую напряжение в той, в другой части тела». Потом она вдруг прекращает свое описание и говорит мне; «Но то, что я вам рассказываю не имеет ничего общего со страхом!». Я пожимаю плечами: «Я не знаю ничего об этом». Я поддерживаю ее, и она мне говорит: «Да нет, это никак не связано со страхом».

Постепенно она начинает осознавать, что вот уже в течение 45 лет она живет с таким вот представлением о самой себе: «Я та, которая боится мужчин», не обращая внимания на то, что на самом деле происходило с ней, что заключалось в «оно» текущего момента. Актуальное «оно» могло привести ее совсем в другую сторону. С течением времени в ходе своей работы она смогла обнаружить, что этот момент ее опыта состоял гораздо больше из интереса, возбуждения, чем из страха, но что она жила с этой совершенно честной мыслью относительно себя, что она испытывает страх. С таким представлением, что ей было делать в повседневной жизни? Она могла налаживать контакты с людьми, только подчиняясь этому представлению, доказывая самой себе, что если она боится мужчин, то она имеет на это все основания. Эти контакты происходили плохо, она в какой-то степени создавала условия, подтверждающие ее представление о самой себе.

«Self» через функцию «Эго» или то, что ее заменяет, будет развивать, использовать информацию, которая к ней поступает от функции «Личность», в данном случае неправильную, и сделает плохой выбор и плохое отвержение; эта женщина действует согласно этому зафиксированному гештальту, согласно которому «Я та, кто...».

Некоторые нарушения функции «Личность» могут быть очень тонкими. Если я, например, являюсь отцом семейства (это составляет часть моей идентичности, но осуществляется в определенном контексте), в отношении какого-то пациента или друга речь не может идти о том, чтобы я вел себя как отец семейства. Если же в этом другом контексте я веду себя как отец семейства, я проявляю нарушение функции «Личность», потому что я не пользуюсь функцией своей идентичности, которая адекватна ситуации, т.к. эта функция соответствовала бы другой ситуации - когда я нахожусь со своими детьми.

Точно также, если я веду себя как психотерапевт со своими детьми, это тоже является нарушением функции «Личность», потому что дети ожидают от меня того же, что определяется ситуацией: чтобы я вел себя как отец, а не психотерапевт, т.е. чтобы через функцию «Эго» я осуществил надлежащий выбор.

Различные нарушения «self» Функция «Личность»

Эта функция может быть нарушена в том смысле, что человек может иметь представления о своем опыте, которые не соответствуют реальности этого опыта. Это то, что называют нарушением функции «Личность». Если я думаю о себе, что я - писатель, например, и представляюсь вам как романист, вы вправе будете мне сказать; «Ах, да! Так какие же произведения вы написали?» - «О, к настоящему моменту я ничего не написал, но это входит в мои планы: у меня действительно есть намерения посвятить себя роману». Это - нарушение функции «Личность», так как в данный момент я не романист.

Я провел свое детство в уверенности, что я - ноль в математике (функция «Личность») до того дня, когда перед экзаменом на бакалавра я сказал себе, что, может быть, было бы хорошо употребить все козыри в моей игре; не заняться ли мне все же математикой и посмотреть, что это может дать, так как я регулярно оказываюсь в тупике по этому предмету! Я тогда понял, что это было вполне возможно и что в течение 15-16 лет я жил с мыслью, что я - ничто в математике. Мне это было передано, это было частью моего семейного наследства: из поколения в поколение «быть нулем в математике» и объявлять себя «склонным к гуманитарным наукам». Эта верность семейным традициям представляет собой нарушение функции «Личность». Каждое нарушение функции «Личность» будет вторгаться в выбор, который мы будем осуществлять посредством функции «Эго».

Невроз в некотором роде будет проявляться через нарушение функции «Личность», через искажение представления о том, кто я. Ребенок, о котором упоминалось выше, испытывающий страх перед угрозами своего отца, создал в своей функции «Личность» представление о самом себе, согласно которому, «Я боюсь взрослого и взрослый мне угрожает». Он будет делать выбор, который выявит это нарушение функции «Личность»: он не обязательно тот, кто боится, но он приобрел эту привычку. При неврозе будут встречаться нарушения функции «Личность», которые будут мешать полному функционированию в модусе «Эго».

Функция «Оно»

Эта функция будет характерным образом нарушена при психозе. При неврозе мы можем потерять осознание нашего актуального «оно»: нашего желания, потребности, аппетита, но мы не теряем желания и аппетита; мы можем потерять осознание голода, но мы не теряем голода, тогда как психотик может потерять ощущение холода, например, выйти легко одетым в 15 градусов мороза. Он потерял ощущение холода, потребность, «оно» данной ситуации.

Эти обе функции, функция «Оно» и функция «Личность», могут быть нарушены. Что произойдет, если эти обе функции или одна из них окажутся нарушены, учитывая, что эти две функции должны участвовать в контакте с внешним миром через функцию «Эго»? Как может действовать функция «Эго», если ее «источники информации» нарушены? Функция «Эго» будет потеряна. «Потеряна» означает, что человек делает что-то похожее на выбор, но что в действительности не является выбором, т.к. человек не может не поступать таким образом. Человек что-то делает, но он не смог бы сделать иначе, он, очевидно, потерял свою свободу, потому что не может принять во внимание свою историю, то, что он о себе знает и т.д.

Прошлое возвращается в настоящее. Ответ устарел, он был успешен в своем контексте, возможно, был хорош еще один раз, но он уже не относится к настоящему и теперь ответ является промахом, в собственном смысле этого слова, т.е. он неправильно адресован.

Работа психотерапевта в этом случае будет состоять в том, чтобы помочь пациенту восстановить способность к выбору, так как именно при помощи этой способности он сможет вновь осуществлять творческое приспособление.

Итак, рассмотрим немного подробнее функцию «Эго», одну из форм функционирования «self». Эта функция, которая позволяет «self» одновременно и выражать то, что к ней идет от функции «Оно» и от функции «Личность» и осуществлять то, что обеспечивает идентификацию и отчуждение, выбор и отвержение при контакте с окружающей средой. Мы уже говорили о последовательности построения-разрушения гештальтов и о той фазе, которая заключается в переходе к идентификации и отчуждению (фаза контактирования, в частности); функция «Эго» является в ней активной формой «self».

Потери функции «Эго» и их последствия

Когда происходит потеря функционирования модуса «Эго», на это пустое место стремятся разные явления, которые по-своему являются феноменами границы и контакта. Задача функции «Эго» - обеспечить установление границы между организмом и окружающей средой; замещающий феномен здорового функционирования модуса «Эго» должен тоже проявляться в виде феномена границы. Явления, которые мы будем рассматривать, могут быть здоровыми явлениями; но когда они связаны с потерей функционирования «Эго», перед нами явления «нездоровые», дисфункциональные. Их четыре. Некоторые авторы добавляют еще другие, но главные механизмы следующие: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия. Эти технические термины требуют разъяснения.

Слияние

При слиянии существует ситуация «неконтакта», «неграницы» и «неосознания»: если говорить схематично, ничто не возникает, не существует различия между «Я» и «не-Я», нет различий между фигурой и фоном и нет возникающей фигуры. Например, я нахожусь в состоянии слияния с французским языком, я его не отделяю от себя, когда говорю; когда я выражаю себя, то делаю это именно на французском языке.

Это слияние можно рассматривать как здоровое, так как я могу войти в контакт с французским языком как с некоторым объектом и сказать себе: «Послушай! Я употребил такое-то слово, это то самое слово, которое нужно?» В этот самый момент язык становится отличным от меня объектом. У матери большое слияние с грудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между «Я» и «не-Я» не очень различима. Слияние - это базовый феномен, который может обозначать «модус контакта» со всем тем, что не является фигурой в поле в данный момент. Когда слияние прерывает построение гештальта, не давая возникнуть фигуре в предконтакте, так что все остается в фоне (чтобы что-то возникло надо, чтобы возникла граница, надо, чтобы объект и ощущение отделились, стали заметными), слияние препятствует выделению фигуры и сопровождающему ее возбуждению.

Интроекция

Затем, когда начинает возникать фигура, появляется возбуждение и увеличивается энергия, чтобы дать организму возможность войти в контакт с окружающей средой. Феномен границы, который может прервать это движение при потере функции «Эго», - интроекция. Поскольку эта модальность является феноменом границы, ее суть состоит в том, чтобы взять что-то из внешнего мира и ввести это внутрь. Прототипом интроекции на уровне витальных функций является способ питания: я беру что-то, что является «не-Я» из внешнего мира, какой-то отличный от меня объект, я ввожу его в организм, сначала он становится «мой», а потом постепенно при помощи жевания, пищеварения, усвоения он станет «Я - сам». «Удавшаяся» интроекция - это та, которая завершается ассимиляцией; при «неудавшейся» интроекции поглощенный объект останется чужеродным телом внутри организма (если я ем какой-то продукт, не прожевывая его, я найду его идентичным в испражнениях, он не был мне полезен, а только засорил желудок).

Говорят о «неудавшейся», патологической интроекции, когда просто что-то заглатывается: идеи, мнения, « надо» и «нельзя», которые вызовут у меня как бы тяжесть в желудке, которые будут определять мое существование в мире на «своем месте». Интроекция может быть средством для того, чтобы прервать контакт с внешним миром, когда субъект теряет свою способность к идентификации и отвержению, замещая свое собственное желание желанием другого человека. Именно замена желанием другого своего желания, при котором возбуждение становится слишком тревожащим, является одним из главных признаков феномена интроекции, сопровождающего потерю функции «Эго».

Если родитель говорит ребенку: «Сделай то или не делай этого», ребенок может только подчиниться, то есть интроецировать приказ взрослого как замену своей собственной воли. Если приказ будет повторяться, то ситуация может в неосознанной форме превратиться в опыт: «в жизни надо делать то и не надо делать этого». В этом процессе важно не столько содержание того, что было интроецировано, сколько тот факт, что желание другого пришло на замену своего собственного желания. Поскольку интроекция существует во всех видах человеческих отношений, то задача состоит в том, чтобы не потерять своей функции «Эго» в этих отношениях, своей способности осуществлять идентификацию и отвержение, чтобы продолжать осознавать эту способность.

Проекция

В процессе дальнейшего развертывания цикла творческого приспособления, когда форма уже возникла и появилось возбуждение, не прерванное интроецированием желаний другого, тогда может появиться другой вид потери способности совершать идентификацию и отвержение: проекция. Этот другой феномен границы по своему направлению противоположен интроекции: что-то, принадлежащее в действительности субъекту, будет приписано окружающей среде. При интроекции что-то принадлежало окружающей среде и субъект заставил это что-то перейти внутрь организма; при проекции он заставляет что-то, ему принадлежащее, перейти в направлении окружающей среды. Обычно субъект переводит вовне то, за что не может сам отвечать, за что не берет ответственности, в особенности за свои эмоции и аффекты. Например, такой человек может считать кого-то другого очень встревоженным, очень беспокойным или очень агрессивным, потому что он не может принять то, что он сам агрессивен и беспокоен.

В терапевтическом процессе первую очередь мы имеем дело с проекцией аффектов, эмоций, или в более широком смысле опыта, и трудность заключается в необходимости для пациента восстановить этот аффект или эту эмоцию, которую он пытается не осознавать, приписывая ее кому-то другому. Содержание проекции часто является чем-то до этого интроецированным. Проекции, с которыми мы будем иметь дело в терапии, выявят, в частности, незавершенные ситуации пациента. Каким образом в настоящей ситуации субъект будет проецировать прежние ситуации, будет атрибутировать данной ситуации или присутствующим людям характеристики и эмоции, которые позволяют ему продолжать свои незавершенные ситуации, свои зафиксированные гештальты, свои поиски удовлетворения?

Ретрофлексия

Следующее явление, которое может прервать построение - разрушение гештальта, - это ретрофлексия. Ретрофлексия - термин, возникший в гештальт-терапии, тогда как проекция и интроекция - термины общие с другими научными дисциплинами.

Ретрофлексия обозначает опыт, который начинается как контакт с окружающей средой, но который возвращается к самому организму, т.е. субъект делает себе то, что предназначено или было бы предназначено окружающей среде: вместо того чтобы нападать, например, он будет бить себя по руке; вместо того, чтобы укусить, он будет грызть ногти и т.д. То, что называют психосоматическими болезнями, является обычно результатом ретрофлексии. Чаще всего субъект не позволяет себе проявить именно акты агрессии в отношении их истинных объектов, и он обращает их против своего организма, как будто бы его собственный организм является окружающей средой. Самоубийство - высшая форма ретрофлексии, субъект убивает себя самого вместо того, чтобы убить того, кто заставил его страдать. Мыслить - это тоже форма ретрофлексии: когда я думаю, я говорю с самим собой, но являюсь ли я истинным адресатом своих слов? Это может быть здоровая ретрофлексия в той мере, когда она мне позволяет подготовиться к действию или к общению, но если я только думаю и не говорю, то ретрофлексия парализует действие.

Особая форма ретрофлексии проявляется в том, что называется эготизмом. При эготизме субъект поддерживает слишком непроницаемую границу с окружающей средой. Само собой разумеется, что граница никогда не является абсолютной. Эготизм проявляется через торможение, через удержание себя в момент, когда, чтобы достигнуть финального контакта, необходимо обратное. При эготизме невозможно достичь спонтанности, так как не может быть отброшен осмысленный, размеренный, «педантичный» характер работы по ориентации и манипуляции, который был типичен для предыдущих фаз.

Все эти модальности могут быть как «здоровыми», так и «нездоровыми» модальностями контакта, в зависимости от того, способствуют ли они контакту с окружающей средой или нет, гибки или нет, являются они осознанными или нет, ригидны они или нет, но главным образом, позволяют ли они осуществляться функции «Эго» или, напротив, они появляются, чтобы заместить функцию «Эго». Если происходит потеря функции «Эго», то на ее месте появляется один из этих феноменов границы, чтобы «занять место»: одновременно чтобы обозначить эту потерю функции «Эго» и также, чтобы ее создать или поддержать. Если «место занято», тогда функция «Эго» в процессе данного опыта почти не может полноценно осуществляться.

Благодаря совокупности понятий, только что нами изложенных, можно гораздо яснее представить цели психотерапии. Гештальт-терапия дает возможность человеку восстановить свою способность устанавливать контакт и осуществлять творческое приспособление. Это предполагает, что он будет в состоянии обеспечить идентификацию и отчуждение, требуемые в его контакте с окружающей средой. Это значит, что функция «Эго» должна быть здоровой, восстановленной, очищенной в какой-то степени от того, что ей мешает действовать (то есть: от проекции, ретрофлексии, интроекции, слияния и т.д.) и гармонично связанной с другими функциями в едином «self», что позволяет человеку быть спонтанным и вовлеченным в ситуацию.

Психоанализ ставил перед собой цель проводить анализ психики, гештальт-терапия предлагает проводить терапию Гештальта, иначе говоря, терапию способности субъекта формировать гештальты и разрушать их, когда они устаревают. Речь идет о том, чтобы обнаружить способность осуществить весь цикл опыта полностью и, чтобы это сделать, человек должен восстановить свои способности выбирать и отвергать, которые и позволят ему осуществить творческое приспособление.

Уникальный отрывок из профессиональной автобиографии Ж.-М.Робина, расказанной им самим в рамках цикла лекций на семинаре «Современные теории гештальттерапии» (2001, Москва). Интересные детали профессиональных поисков и сотрудничества с всемирноизвестными гештальтистами дополняются революционными идеями Жана-Мари Робина о теории Селф (Self) , как феномена поля, проявляющегося в контексте ситуации, и размышлениями о "неравных" отношениях между терапевтом и клиентом.

Я хотел бы сказать несколько слов о самом себе и некоторых событиях своей профессиональной жизни. Не потому, что я думаю, что такие эпизоды будут вам интересны, а потому что я считаю, что любая теория происходит из нашей жизни. Можно предположить, что наши пациенты имеют большое количество теорий касающихся повседневной жизни и вообще всего на свете. Эти теории являются результатом их опыта. И поэтому бывает полезно немного узнать про этот опыт, чтобы понять теорию. Потому что, как вы давно уже знаете, любая теория не имеет никакого отношения к практике, это просто инструмент. Мы живем, для того чтобы думать. Для того, чтобы извлекать какой-то смысл из опыта. А сама по себе теория неинтересна.

Я начал работать как психолог, психотерапевт в 67 году. И познакомился с гештальттерапией в середине 70-х гг. Первый тренинг я проходил по модели Ф. Перлза, «Калифорнийский» стиль. Это был глоток свежего воздуха. Большая возможность быть творческим, креативным. Но довольно быстро я пришел к пониманию ограничений этой модели и поэтому, в конце 70-х я пошел на другой тренинг. Первый тренинг который был организован в Европе гештальт-институтом Кливленда. Это был трех или четырехлетний тренинг. И опять же, через несколько месяцев я наткнулся на ограничения этой модели. Это было очень здорово работать с группой, работать с личностным ростом, но для меня этого было недостаточно, чтобы заниматься сложными пациентами, в долговременной терапии. И также этого недостаточно для того, чтобы сотрудничать с коллегами во французском интеллектуальном пространстве. И я начал работать с Польстером, для того чтобы получить какое-то подтверждение, т.к. модель Кливленда опирается на модель Перлза. Мне было не очень просто с этой моделью.

В это время, в конце 70-х гг. мне повезло встретить Изидора Фрома. Возможно вы знаете, что он был одним из 7 основателей гештальттерапии. он был в самой первой группе, где были Ф. Перлз, П. Гудмен, Лора Перлз. Он все еще был жив, в тени, почти спрятанный, потому что Ф. Перлз занял всю сцену для себя. В течение нескольких лет я занимался в маленькой группе и открыл для себя оригинальную гештальттерапию, ту которая была описана в 1951 году и ей действительно сегодня исполняется 50 лет. Постепенно я открыл для себя работу П. Гудмена, которая была тогда гораздо менее известна в мире гештальттерапии. Л. Перлз говорила о П. Гудмене, что без него не было бы гештальттерапии, потому что у Перлза было много мыслей, озарений, но П. Гудмен был своего рода архитектором, который собрал вместе эти идеи. Добавил свои собственные идеи и дал форму, структуру модели гештальттерапии. И теперь эта модель известна как теория Селф.

Так в результате обучения у И. Фрома я пересмотрел теорию гештальттерапии. Эта модель Перлза и Гудмена не завершена. Эта модель которая требует еще много работы. У нас есть хорошая форма. У нас есть хорошая дорога. В каком направлении мы можем развивать эти идеи. Через три месяца работы в калифорнийской модели я заскучал, через 6 мес. работы в Кливлендской модели мне тоже стало скучно, а больше чем через 20 лет работы в модели Перлза и Гудмена я все еще чувствую возбуждение.

Пять лет тому назад, после моего приезда в Россию, произошло событие, которое помогло мне пересмотреть некоторые темы. У меня была очень тяжелая автомобильная катастрофа и в течение нескольких секунд или минут мне казалось, что я через несколько мгновений умру. Как вы видите, это не произошло. Однако после этого, произошли очень серьезные изменения в моей жизни. В некотором смысле гораздо более мощные, чем любая психотерапия. После этого пришло своего рода облегчение и высвобождение большого количества ретрофлексии, можно было расслабиться, изменить взгляд на многие вещи, исчезло большое количество страхов, и многие контакты стали более доступными. И я осознаю, что перед этой автокатастрофой у меня было много идей и каких-то представлений, касающихся применения идей поля в терапевтических отношениях, и я осознавал, что я боялся. Много страхов было связано с вопросом, «А что может произойти, если я буду двигаться этим путем?». Страх быть одним, отклониться от основной дороги, правильной дороги, того способа каким все рассуждают. И после этой автокатастрофы я, наконец, рискнул представить некоторые свои идеи сообществу гештальтистов.

Давайте вернемся на 50 лет назад. В то время гештальттерапия возникла на переходе от одного состояния в другое. Тем, что называют модернизмом с одной стороны и тем, что называют постмодернизмом, с другой. Обратимся к модернизму, который называют «дочерью просвещения», иными словами - научный прогресс, технологии, знания и постепенно растущий интерес к индивидууму и субъекту. В этом контексте появилась психотерапия. В основном, исходя из работ З.Фрейда, который подчеркивал субъекта, выделял его, какое бы имя ему не давали - субъект, индивид, личность, организм. Психотерапия стала применением психологии, науки о психике, применением психопатологии, науки о нарушениях этой самой психики. Психотерапевт должен был быть экспертом, полон знаний о человеческой природе, о структуре человеческого устройства, внутренней организации человека, и на этом расцвело очень много теорий, о чем-то, что никто не может наблюдать, но предполагает.

Никто не может наблюдать психику, мы можем наблюдать действия, мы допускаем, предполагаем, что существует психика. Очень часто, могу сказать и о себе, последователи этих теорий забывали, что теория не имеет никакого отношения к реальности. И путали «луну и палец, который показывает на луну». Если психотерапия – это в основном, активность, деятельность, которой управляет эксперт, эксперт в организации личности, то мы изолируем другого от себя и самих себя в позиции власти. Мы мастера это делать. Наши знания порождают наше главенствующее присутствие и создают унижение, стыд, недостаток признания, презрение.

Говоря коротко, мы относимся к клиенту как к объекту, который надо разъяснить, починить и это происходит, даже если вы рисуете на терапевтической встрече и расцвечиваете терапевтическую встречу уважением, любовью и другими, так называемыми, гуманистическими ценностями.

Мы можем видеть, что вначале гештальттерапия была наполнена интуитивными представлениями, и развивалась в новом русле, даже если иногда они (представления) были перемешаны с другими предположениями, которые принадлежали старой парадигме.

Для меня главная революционная вещь, которая была предложена в гештальттерапии, заключалась в делокализации Селф. Селф, личность - это уже не внутреннее образование, не какой-то гумункулюс, который сидит глубоко внутри. Селф это то место, где происходит контактирование. Контакт – это первый опыт, первое переживание, это феномен поля. Это то место, где происходят переживания и опыт, встреча с новым, создание смыслов, значений. Это и есть Самость (Self).

Ф. Перлз говорил, что смысл психотерапии в расширении поддержки Селф (Self). Он противопоставляет самоподдержку, поддержке извне. В гештальттерапии другой полюс противоположный полю – это организм, у нас всегда есть пара: организм – среда. Когда Перлз противопоставляет поддержку организма (самоподдержку) и поддержку среды, в этом случае Селф – есть организм. И если мы считаем, что Селф – это личность или организм, то, как терапевты, мы должны поддерживать развитие ресурсов, способностей индивидуума – самоподдержку. Но если мы считаем, что Селф – это функция контакта, не некоторая данность, а процесс установления контакта, то увеличение самоподдержки или поддержки извне в процессе терапии, будет поддержкой процесса контакта и творческого приспособления к полю. И в зависимости от того определения Селф, которое мы выбираем будем ли мы заниматься одной и той же психотерапией? Вовсе нет. Таким образом, Селф – это 1) Личность, организм. 2) Функция контакта, относящаяся к феноменам поля.

Сегодня, 50 лет спустя, мы можем видеть, что оба эти определения Селф часто переключаются с одного на другое. Сегодня я предпочитаю увеличивать этот революционный переход, который был предложен основателями гештальттерапии вместо того, чтобы возвращаться, регрессировать, на индивидуалистические представления. Безусловно, индивидуалистическая концепция намного легче, она удобнее.

С другой позиции, Я (Селф) – это контакт, просто продолжающийся процесс контактирования. И то, что я пытаюсь назвать собой, - это просто истории, которые я привык самому себе рассказывать о моих предыдущих контактах. А в настоящий момент, я ничто иное, как мой процесс контакта, который создается в ситуации.

Таким образом, взгляд на Селф, как на проблему поля, - это очень сложная тема, как работа канатоходца на канате.

Но опять же, как и понятие Селф, понятие «поле» имеет разные значения. Гештальтистская концепция поля, была феноменологически ориентирована. Например, некоторые из нас могут сказать, что мы находимся в одном поле, или не в одном поле. Потому что никто из нас не организует контакт одним и тем же способом, в данный момент. Никто из нас не слышит одни и те же вещи здесь. Никто из нас не видит здесь одну и ту же среду, своими глазами сейчас. Я не знаю, каково сейчас ваше поле, а вы не знаете, какое мое поле. Я не знаю, каково поле моего клиента. И моя текущая работа направлена на то, чтобы быть более точным в определении и различении: поля, контекста, окружения, фона, обстоятельств.

Раньше я говорил, что внутри современной парадигмы, психотерапия может рассматриваться как та деятельность, которую совершает эксперт, который применяет свои психологические знания как субъект к объекту, находящемуся перед ним. Чтобы изменить эту парадигму и перейти к другой, которой является парадигмой поля, я бы определил психотерапию как ситуацию.

Много раз, читая Перлза, Хефферлайна, Гудмена, в течение 18 лет я не замечал, что там слово «ситуация» оказывается на каждой странице. Например, Селф существует только тогда, когда оно порождено ситуацией, или психотерапия определяется как ситуация безопасной остроты. А невроз – как напряжение низкой интенсивности. И может быть одно из наиболее мощных – «ИД ситуации», очень далекого от фрейдовского Ид, и от теории влечений. Когда гештальтисты говорят об Ид ситуации, они размещают Ид не внутри тела, а в самой ситуации.

Ситуация – это некоторый кусочек среды, в котором находятся люди. И она конкретизируется специфическими паттернами, моделями самого пациента. Ситуация создает нас, в той степени в которой мы создаем ситуацию. Мы можем сказать, что в индивидуалистической модели, например, яблоня находится внутри яблока. Яблоко будет развиваться, и превратиться в яблоню. Это – традиционная модель.

Но мы забываем, что для того, чтобы яблоко стало яблоней, оно нуждается в удобренной почве, воде, солнце и т.д. нужна ситуация. Когда мы рассматриваем только характеристики яблока и не обращаем внимания на ситуацию в целом, мы пропускаем большое количество важных вещей.

Например, напротив меня сидит пациент, и рассказывает как он или она тревожится. Модернистская позиция будет сфокусирована на его тревоге, как он себя чувствует, откуда это пришло. Какими проекциями поддерживается. Эта позиция приведет терапевта к уверенности, что он все больше и больше знает своего клиента. И такая позиция кажется почти естественной, но на самом деле это – выбор или предпочтение.

Другой выбор может быть в том, чтобы рассмотреть эту тревогу, рассмотрев ситуацию и ее особенности. У меня нет объективных подтверждений для того, чтобы сказать, кому принадлежит это переживание. Может быть, его тревога это ответ на то, что он смотрит на меня. Может быть, я его тревожу, заставляю его тревожиться. И может быть, это является моей реакцией на то, что я его вижу, на мою встречу с ним. Так что, например, если моя первая реакция на возможное отвержение, даже совсем небольшое, это куча защит или агрессия, даже если я этого не осознаю, то его тревога – должна рассматриваться как творческое приспособление, именно в этой ситуации, а не как патологический симптом.

Здесь я нахожусь в позиции построения неопределенности, в позиции открытости и любопытства, в позиции совместного построения опыта, значений, в разговоре с пациентом, в котором ни один из нас, не может использовать, так как будто это было реальностью истории, которые мы рассказываем сами о себе. Момент за моментом мы раскрываем и изобретаем реальность.

Конечно клиент и терапевт не находятся в одинаковой ситуации, потому что, используя феноменологический язык, можно сказать, что терапевт ответственен. И один из философов дает четкое различение между тем, что означает быть ответственным, и брать ответственность. Терапевт ответственен за ситуацию, но терапевт определенным образом «находится с» и это роль «бытия с» означает - быть для другого. Это совсем не так для клиента.

И это то, из-за чего я иногда чувствую себя неловко, по поводу новой гештальттерапии, диалогической гештальттерапии. Некоторые очень хорошие вещи в этом подходе, для нас обозначают ситуацию равных, а терапевтическая ситуация – это не ситуация равных, а один, для другого.

В заключение я хотел бы добавить еще кое-что. Чем дальше я продвигаюсь, тем более робким я себя чувствую. Все чаще я могу работать так как будто я не являюсь экспертом, это очень хорошо, потому что в экспертной позиции много от нарциссического «Я» - ведь это так приятно получать признаки признания от своих пациентов.

SELF в гештальт-терапии

Концепция «self как функция» по-прежнему остается уникальной среди теорий личности и психотерапевтических направлений. Теория гештальт-терапии изучает self как функцию поля организм/среда в контакте, а не как некую структуру или некую инстанцию. В основе данного подхода лежит не отказ от идеи содержания или структуры, а только убежденность в том, что тот, кто изучает человеческую природу, должен исследовать то, что порождает спонтанность, а не то, что позволяет представлять поведение человека схематически.

Что означает утверждение, что self как функция выражает способность или процесс? Вернемся к примеру из первой главы про младенца, который сосет молоко, младенец умеет сосать.

Способность младенца сосать (а позднее кусать, жевать, сидеть, стоять, ходить и т. д.) приводит его к контакту с миром и поддерживает его спонтанность. Если запретить ребенку сосать (или кусать, жевать, становиться на ноги, ходить и т. д.), он будет искать компенсацию, делая для осуществления контакта что-то другое, творчески приспосабливаясь к ситуации.

Например, если ребенок получает плохое молоко или если его наказывают, когда он пытается ползать, вставать на ноги или ходить, то такой опыт существенно на него повлияет. Однако гештальт-терапия не интересуется мнениями о качестве молока или поведении родителей, а фокусируется на том, как ребенок реагирует. Это позволяет рассмотреть то, как можно поддержать организм, чтобы восстановить его спонтанное функционирование, что является нашей целью и призванием: контакт, осуществленный через разные способности.

Пациентам помогает вернуть собственную спонтанность не только знание того, что было не так, но и проживание новых возможностей для осуществления контакта и открытие заново своей способности спонтанно производить новое творческое приспособление - новую организацию опыта в поле организм/среда.

Свойства и функции теории SELF

Одним из свойств self является спонтанность, она предполагает вовлеченность субъекта в ситуацию, принятие ситуации и действия по отношению к ситуации. При этом у self как системы имеются частичные составляющие, или функции, представляющие собой разные способы контактов. Выделяют три аспекта проявления функций self:

1. Функция Id - это и функционирование в фоновом режиме, включающее смутно ощущаемую среду, и чувства, связывающие организм со средой ощущения, внутренние импульсы, потребности, образы фантазии в их телесном проявлении. Это и опыт чувств отдыха и релаксации, и множество ситуаций, в которых мы соприкасаемся с собой физически и чувствуем себя проприоцептивно. Эта функция по своей природе автоматична, пассивна - все, что приходит к нам, приходит непроизвольно, спонтанно.

2. Функция Ego - в отличие от Id , наоборот, активна. Процесс в котором проявляется self состоит из двух фаз: идентификацию («это Я») и отчуждение («это не Я»), Ego -функция это функция выбора, ответственных действий или сознательного отказа. Я решаю, что мое в этой ситуации, а что не мое. Система предпочтений и отвержения. Ego -процесс включает также идентификацию с собственными актами выбора - ценностями, интересами, избеганиями. В общем смысле Ego -функция отражает поляризацию нашего опыта, важную для построения «хороших» фигур. Здоровая Ego -функция заставляет индивидуума чувствовать себя одним из тех, кто делает вещи происходящими. Она включается, когда есть функция Id и Personality . Нарушение этой функции называется потерей Ego -функции и лежит в основе невроза: субъект затрудняется или неспособен выбрать адекватный способ поведения.

3. Функция личности Personality - Это функция интеграции опыта, функция усвоения (ассимиляции). Она включает представления и концепции субъекта о самом себе, образ себя, необходимый для объяснения своего поведения, систему установок, принятых данной личностью в межличностных отношениях. Чем менее свободно и менее здорово поведение индивидуума, тем больше в функции личности находится эго-идеалов, стереотипов, масок, искажений, ошибочных концепций и гипотез себя. Перлз назвал функцию личности активным самосознанием, изучающим себя и делающим реплики в отношении себя. Но эти реплики имеют социальную направленность, поскольку ориентированы на других людей.