Социальный конфликт. В.Шлаина Глубинный потенциал отношений Причины возникновения конфликта в организации

Границы конфликта-

Внешние структурно-динамические пределы конфликта: субъектные (количество основных участников); пространственные (территория, на которой происходит конфликт); временные (продолжительность конфликта).

Пространственные и временные рамки, за пределами которых нет того минимума структурных элементов конфликта, которые обеспечивают его существование как целостной системы.

Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт.

Определение внутрисистемных границ конфликта тесно связано с четким выделением конфликтующих сторон из всего круга его участников.

Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец.

Диагностика конфликта - определение состояния развития конфликта. Диагностика конфликта используется с целью:
- разработки способов воздействия на участников конфликтного взаимодействия;
- прекращения или перевода конфликта в другую, более спокойную стадию.

Динамика конфликта – включает три основные стадии развития конфликта:

1) латентную стадию (предконфликтная ситуация),

2) стадию открытого конфликта (характеризуется термином «эскалация»)

3) стадию разрешения (завершения) конфликта.

Источники конфликта

Карта конфликта - графическое отображение потребностей и опасений участников конфликта. Карта конфликта создает условия для принятия решений, возможных после окончания процесса картографии конфликта.

Классификация конфликтов

Конфликтология - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методические и методологические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающих в различным областях человеческого взаимодействия. (Н.В. Гришина).

Конфликтолог

Конфликт - противоречие, столкновение противоположных взглядов, интересов, точек зрения, форм поведения; разногласие внутри человека или между людьми, чреватое для них серьезными последствиями, состоянием внутреннего дискомфорта или трудностями в установлении нормальных взаимоотношений. (С.Б. Давлетчина).
- лат. conflictus – столкновение.
- такое отношение между субъектами социального взаимодействия которое характеризуется их противоборством на основе противоположно направленных мотивов (потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений) или суждений (мнений, взглядов, оценок и т. п.). (С.М. Емельянова).
- это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. (Л.Г. Здравомыслов).
- борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.(Л. Козер).
- есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей.(А.Я. Анцупов и А.И. Шепилова).



Кризис – этоострое столкновение оппозиционных интересов, целей, взглядов, приводящее к противодействиям субъектов конфликта и сопровождаемое негативными чувствами с их стороны.

Конфликтоген – коммуникативный (реже - поведенческий)элемент (слово, оборот, жест, интонация), способный вызвать напряженность и спровоцировать конфликт в отношениях.

Конфликтная ситуация -

Противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу; или

Стремление к противоположным целям или использование различных средств для их достижения; или

Несовпадение интересов, желаний.

Для перерастания конфликтной ситуации в конфликт необходимо внешнее воздействие, толчок или инцидент.

Карта конфликта - графическое отображение потребностей и опасений участников конфликта. Карта конфликта создает условия для принятия решений, возможных после окончания процесса картографии.

Медиатор - нейтральное лицо, которое помогает спорящим сторонам выработать оптимальный вариант урегулирования конфликта.

Медиация - термин, используемый для определения одного из способов разрешения конфликта. Т. е. это завершение конфликта с участием третьей стороны, не заинтересованной прямо в исходе конфликта.

Мотив - это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликтную активность субъекта.

Мотивы конфликта – это внутренние побудительные силы, подталкивающие субъектов социального взаимодействия к конфликту (мотивы выступают в форме потребностей, интересов, целей, идеалов, убеждений).

Напряженность - состояние повышенного физического или психологического возбуждения, сопровождаемое неприятными внутренними чувствами и требующее разрядки.

Неспокойное, чреватое опасностью или ссорой состояние каких-либо отношений.(Словарь русского языка).

Негативизм – (от лат. negatio - отрицание) проявление негативной установки; отношение к человеку, людям

(а иногда и к жизненному миру в целом) с негативным предубеждением.

Нежелание подвергаться воздействиям других людей, обусловленное не логикой реализации собственных задач, а отрицательным к ним отношением.

Необходимые и достаточные условия для конфликта – наличие у субъектов социального взаимодействия противоположно направленных мотивов или суждений. А также состояние противоборства между ними.

Неудовлетворенность

Образ конфликтной ситуации - это отображение предмета конфликта в сознании субъектов конфликтного взаимодействия

Поведение конфликтное - агрессивные действия, направленные на причинение ущерба другой стороне. (С.М. Емельянов «Практикум по конфликтологии»).

Проблемная ситуация

Предупреждение конфликта - это вид деятельности субъекта управления, направленный на недопущение возникновения конфликта.

Деятельность, которую субъект конфликта осуществляет с целью не допустить возникновения конфликта.

Причины конфликта – это явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и, при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия, вызывают его.

Провокация конфликта - использование частной ситуации, которую можно интерпретировать как проявление враждебности оппонента для развязывания полномасштабного конфликта с ним.(С.Б. Давлетчина).

Прогнозирование конфликта - это один из важнейших видов деятельности субъекта управления, оно направлено на выявление причин данного конфликта в потенциальном развитии.(Н.В. Гришина «Психология конфликта»)

Потенциальный конфликт

Повод для конфликта - любое событие, которое предшествовало открытому столкновению конфликтеров и непосредственно его и вызвавшее.(«Правила и технологии диагностики социального конфликта»).

Предконфликтная ситуация - возникновение объективного противоречия (проблемы), которое потенциально должно стать предметом организации своей позиции по отношению к ней у участников взаимодействия с учетом их мотивов и интересов. В силу наличия препятствия для реализации своих интересов у взаимодействующих субъектов возникает искаженное восприятие проблемной ситуации и действий оппонента, которые воспринимаются уже как непосредственная угроза своим интересам.

Конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями. Существенная сторона социального конфликта состоит в том, что эти субъекты действуют в рамках некоторой более широкой системы связей, которая модифицируется (укрепляется или разрушается) под воздействием конфликта.

Социология конфликта исходит из того, что конфликт есть нормальное явление общественной жизни; выявление и развитие конфликта в целом полезное и нужное дело. Не стоит вводить людей в заблуждение с помощью мифа о всеобщей гармонии интересов. Общество достигнет более эффективных результатов в своих действиях, если не будет закрывать глаза на конфликты, а будет следовать определенным правилам, направленным на регулирование конфликтов. Смысл этих правил в современном мире состоит в том, чтобы:

  • не допускать насилия как способа разрешения конфликтов;
  • найти средства выхода из тупиковых ситуаций в тех случаях, когда насильственные действия все же совершились и стали средством углубления конфликтов;
  • добиваться взаимопонимания между сторонами, противостоящими в конфликте.

Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине XX века выделилась специальная область знания - конфликтология. Большой вклад в ее развитие внесли социология, философия, политология и, конечно, психология.

Поскольку всякая организация есть своего рода объединение людей для совместной деятельности, в развитии их внутренних отношений наблюдаются определенные общие черты или признаки, понимание которых чрезвычайно важно. Одна из таких общих черт состоит в том, что всякая организация проходит в своем развитии через серию внутренних конфликтов, она не может существовать без внутренней напряженности и без столкновений между определенными позициями, представленными в ней, между группировками людей, между так называемыми кликами.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми или явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как процесс взаимодействия между субъектами лицами или группами по поводу различия их интересов.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т. д. Однако оно не всегда выражается в форме явного столкновения. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолевать разногласия и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений н именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

В зависимости от возможного исхода конфликты, согласно теории А.Г. Здравомыслова, подразделяются на чистые и смешанные. Первые характеризуются тем, что в них нет места для соглашения, даже для возможного согласия. Вторые могут разрешиться таким образом, что обе стороны окажутся в выигрыше. Может быть выигрыш этот будет распределяться неравномерно, но лучше иметь небольшое улучшение своих позиций, чем сразу потерять все. Под этим углом зрения можно представить себе четыре возможных конфликта между двумя противостоящими сторонами "А" и "Б":

  • выигрывает за счет "Б";
  • выигрывает за счет "А";
  • обе стороны оказываются в проигрыше, хотя они надеялись на благоприятный для себя исход;
  • обе стороны могут оказаться в выигрыше в разных отношениях на основе компромисса, взаимных уступок, взвешивания возможных потерь в ходе самого конфликта . Суть дела в том, что организационные решения превращаются в реальности организации только в той мере, в какой они могут опираться на добровольную поддержку тех, кто превращает эти решения в практику повседневной жизни. В противном случае провозглашаемые решения не имеют возможности трансформироваться в реальные действия.

    Можно выделить несколько основных причин конфликтов в организациях.

    Распределение ресурсов. Даже в самых крупных и богатых организациях ресурсы всегда ограничены. Необходимость распределять их практически неизбежно ведет к конфликтам. Люди всегда хотят получать не меньше, а больше, и собственные потребности всегда кажутся более обоснованными.

    Взаимозависимость задач. Возможность конфликтов существует везде, где один человек (или группа) зависит от другого человека (или группы) в выполнении задачи. Например, руководитель производственного подразделения может объяснить низкую производительность труда своих подчиненных неспособностью ремонтной службы быстро и качественно чинить оборудование. Руководитель ремонтной службы может, в свою очередь, винить от- дел кадров в том, что не приняты новые работники, в которых так нуждаются ремонтники.

    Несколько инженеров, занятых разработкой одного изделия, могут обладать разным уровнем профессиональной квалификации. В этом случае специалисты более высокой квалификации могут быть недовольны тем, что слабые инженеры тормозят выполнение работы, а последним не нравится то, что от них требуют невозможного. Взаимосвязанность задач при неравных возможностях приводит к конфликту.

    Упомянутый пример конфликта между линейным и штабным персоналом также возникает из-за взаимосвязанности задач. Мастера зависят от главных специалистов, так как нуждаются в их помощи при реализации технических решений, а руководители более высокого звена зависят от мастеров, так как последние претворяют в жизнь идеи менеджеров.

    Различия в целях. Вероятность этих конфликтов в организациях возрастает по мере увеличения организации, когда она разбивается на специализированные подразделения. Например, отдел сбыта может настаивать на производстве более разнообразной продукции, исходя из спроса (потребностей рынка); при этом производственные подразделения заинтересованы в увеличении объема выпуска продукции при минимальных затратах, что обеспечивается изготовлением простой однородной продукции. Отдельные работники тоже, как известно, преследуют собственные цели, не совпадающие с целями других.

    Различия в способах достижения целей. У руководителей и непосредственных исполнителей могут быть разные взгляды на пути и способы достижения общих целей, т.е. при отсутствии противоречивых интересов. Даже если все хотят повысить производительность труда, сделать работу более интересной - о том, как это сделать, люди могут иметь самые разные представления. Проблему можно решить по-разному, и каждый считает, что его решение самое лучшее.

    Неудовлетворительная коммуникация. Конфликты в организациях очень часто связаны с неудовлетворительностью коммуникации. Неполная или неточная передача информации или отсутствие необходимой информации вообще является не только причиной, но и дисфункциональным следствием конфликта. Плохая коммуникация препятствует управлению конфликтами.

    Различия в психологических особенностях. Это еще одна причина возникновения конфликтов. Как уже говорилось, не следует считать ее основной и главной, но игнорировать роль психологических особенностей тоже нельзя. Каждый нормальный человек обладает определенным темпераментом, характером, потребностями, установками, привычками и т.д. Каждый человек своеобразен и уникален.

    Порой психологические различия участников совместной деятельности столь велики, что мешают ее осуществлению, повышают вероятность возникновения всех типов и видов конфликтов. В этом случае можно говорить о психологической несовместимости. Вот почему в настоящее время менеджеры все большее внимание уделяют подбору и формированию "слаженных команд".

    Существование перечисленных источников, или причин, конфликтов увеличивает вероятность их возникновения, однако даже при большой возможности конфликта стороны могут не захотеть вступить в конфликтное взаимодействие. Иногда потенциальные выгоды от участия в конфликте не стоят затрат. Вступив же в конфликт, как правило, каждая сторона делает все, чтобы была принята ее точка зрения, достигнута ее цель, и мешает другой стороне делать то же самое. Здесь необходимо управление взаимодействием в конфликте. В зависимости от того, насколько эффективным оно будет, последствия конфликта станут функциональными или дисфункциональными. Это, в свою очередь, повлияет на вероятность возникновения последующих конфликтов.

    При эффективном управлении конфликтом его последствия могут играть положительную роль, т.е. быть функциональными, способствовать в дальнейшем достижению целей организации.

    Различают структурные (организационные) и межличностные способы управления конфликтным взаимодействием.

    В работах по управлению, особенно ранних, подчеркивалась важность гармоничного функционирования организации. Представители административного направления считали, что если найти хорошую формулу управления, то организация будет действовать, как отлаженный механизм. В рамках этого направления разрабатывались структурные методы "управления" конфликтами.

    1. Четкая формулировка требования. Одним из лучших методов управления, предотвращающих дисфункциональные конфликты, является разъяснение требований к результатам работы каждого конкретного работника и подразделения в целом; наличие ясно и однозначно сформулированных прав и обязанностей, правил выполнения работы.

    2. Использование координирующих механизмов. Строгое соблюдение принципа единоначалия облегчает управление большими группами "конфликтных ситуаций", так как подчиненный знает, чьи распоряжения он должен выполнять. Если у работников есть разногласия по какому-либо производственному вопросу, они могут обратиться к "третейскому судье" - их общему начальнику. В некоторых сложных организациях создаются специальные интеграционные службы, задачей которых служит увязка целей различных подразделений. В этом случае именно такая служба будет наиболее подвержена конфликтам.

    3. Установление общих целей, формирование общих ценностей. Этому способствует информированность всех работников о политике, стратегии и перспективах организации, а также их осведомленность о состоянии дел в различных подразделениях. Очень эффективным оказывается формулирование целей организации на уровне целей общества. Наличие общих целей позволяет людям понять, как им следует вести себя в условиях конфликта, превращая их в функциональные.

    4. Система поощрения. Установление таких критериев эффективности работы, которые исключают столкновение интересов различных подразделений и работников. Например, если премировать работников службы техники безопасности за количество выявленных нарушений правил безопасности, это приведет к нескончаемому дисфункциональному конфликту с производственными и эксплуатационными службами. Если поощрять всех работников за устранение выявленных нарушений, это приведет к снижению конфликтности и повышению безопасности.

    Работа с конфликтами, конечно, не исчерпывается перечисленными методами. В соответствии с ситуацией могут быть найдены и другие эффективные организационные методы управления конфликтным взаимодействием.

    Управление конфликтным взаимодействием включает и меж- личностные способы преодоления конфликтов. Участники конфликта оказываются перед необходимостью выбора одной из трех принципиальных возможностей своих действий в сложившихся обстоятельствах. Известный российский конфликтолог Н. В. Гришина описывает их следующим образом.

    1. Путь "борьбы", направленный на то, чтобы всеми доступными средствами добиться желаемого.

    2. Уход от конфликта.

    3. Ведение переговоров с целью найти приемлемое решение возникшей проблемы.

    Каждая из этих возможностей предполагает соответствующие стратегии поведения участников конфликта. Для описания стратегий конфликтного взаимодействия на практике часто применяют двухмерную модель К. Томаса. За основу здесь берется степень ориентации участников ситуации на свои собственные интересы и интересы партнера.

    Выделяются пять основных стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

    Настойчивость (принуждение). Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало: его не интересуют мнения и интересы других. При этом он либо игнорирует ту "цену" в своих отношениях с партнером, которая будет заплачена в результате его действий, либо просто не задумывается над этим. Принято считать, что, чем более долговременные в перспективе отношения связывают участников взаимодействия (как например в семье или организации), тем более целесообразно заботиться не только о сиюминутном выигрыше, но и о сохранении взаимоотношений. Данный стиль связан с агрессивным поведением, для влияния на других людей здесь используется власть, основанная на принуждении, и традиционная власть.

    Этот стиль может быть эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации - и порой он просто обязан быть настойчивым. Существенным недостатком данной стратегии являются подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта из-за ухудшения взаимоотношений.

    Уход (уклонение). Человек, придерживающийся этой стратегии, стремится уйти от конфликта. Такое поведение может быть уместным, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация может разрешиться сама собой (такое бывает редко, но все же бывает), если сейчас нет условий для продуктивного "разрешения" конфликта, но через некоторое время они появятся. Эффективна эта стратегия и в случае нереалистических конфликтов.

    Приспособление (уступчивость) предполагает отказ человека от собственных интересов, готовность принести их в жертву другому, пойти ему навстречу. Эта стратегия может быть признана рациональном, когда предмет разногласии имеет для человека меньшую ценность, чем взаимоотношения с противоположной стороной, когда при "тактическом проигрыше" не гарантирован и "стратегический выигрыш". Если данная стратегия станет для менеджера доминирующей, то он, скорее всего, не сможет эффективно руководить подчиненными.

    Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Поиск приемлемого решения осуществляется за счет взаимных уступок.

    Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет относительно быстро преодолеть конфликт. Но через какое- то время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность "половинчатыми решениями". Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как породившая его проблема была решена не до конца.

    Сотрудничество (решение проблемы). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах - это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления, что правильно, а что нет. При такой стратегии участники признают право друг друга на собственное мнение и готовы его принять, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто опирается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы. Кратко установку на сотрудничество обычно формулируют так: "Не ты против меня, а мы вместе против проблемы".

    Сообразуясь с ситуацией, учитывая индивидуально- психологические особенности участников конфликта, менеджер должен применять различные межличностные стили разрешения конфликтов, однако стратегия сотрудничества должна быть основной, так как именно она чаще всего делает конфликт функциональным.

    Но следует помнить, что нет универсальных способов преодоления конфликта. Для "решения" конфликта единственно возможным является полное вхождение в ситуацию. Только ответив на все эти вопросы, поняв суть данной организации, "вжившись" в сложившуюся на фирме ситуацию можно диагностировать конфликт, изучить его природу и дать рекомендации относительно оптимальной стратегии поведения и методов его преодоления.

    Литература

    I. Дарендорф Р. Конфликты и свобода 1 Реферативный журнал. М., 1974.

    2. Еремин Б.Л. Выбор путей преодоления конфликтов 1 Реформа, 1997, ј1.

    3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта.- М.: Аспект- Пресс.1994.

    4. Розанова В.А. Психология управления./Прил. к журн. Управление персоналом, 1996/97.

    5. Фишер Р. Гори У. Путь к согласию или переговоры без поражений. Пер, с англ. - М.: Наука, 1990.

    Е.В. Попова

    В научной литературе существует множество определе­ний понятия «конфликт». (Вспомните, что вы уже узнали о конфликтах на уроках в основной школе и в 10 классе.)

    Об этом спорят

    Вопрос о сущности конфликта вызывает немало разно­гласий. Приведем мнения нескольких современных россий­ских ученых.

    А. Г. Здрав о мыс лов. «Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящи­ми ценностями и нормами, интересами и потребностями».

    Е. М. Бабосов. «Конфликт социальный есть предель­ный случай социальных противоречий, выражающийся в многообразных формах борьбы между индивидами и различ-


    Ными социальными общностями, направленной на достиже­ние экономических, социальных, политических, духовных интересов и целей, нейтрализацию или устранение мнимого соперника и не позволяющей ему добиться реализации его интересов».

    Ю. Г. Запрудский. «Социальный конфликт - это яв­ное или скрытое состояние противоборства объективно рас­ходящихся интересов, целей и тенденций развития социаль­ных субъектов... особая форма исторического движения к новому социальному единству».

    Что же объединяет эти мнения?

    Как правило, одна сторона обладает некими материаль­ными и нематериальными (прежде всего властью, прести­жем, авторитетом, информацией и т. д.) ценностями, другая их либо полностью лишена, либо имеет недостаточно. При этом не исключается, что преобладание может быть мни­мым, существующим лишь в воображении одной из сторон. Но если кто-либо из партнеров чувствует себя ущемленным в обладании чем-то из перечисленного выше, то возникает конфликтное состояние.

    Можно сказать, что социальный конфликт - это особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столк­новении их несовместимых взглядов, позиций и интересов; конфронтация социальных групп по поводу многообразных ресурсов жизнеобеспечения.

    В литературе высказываются две точки зрения: одна - о вреде социального конфликта, другая - о его пользе. По су­ти дела, речь идет о позитивных и негативных функциях конфликтов. Социальные конфликты могут привести как к дезинтегративным, так и к интегративным последствиям. Первые из этих последствий усиливают ожесточение, разру­шают нормальные партнерские отношения, отвлекают лю­дей от решения насущных проблем. Вторые помогают раз­решить проблемы, найти выход из сложившейся ситуации, усиливают сплоченность людей, позволяют им четче осо­знать свои интересы. Избежать конфликтных ситуаций практически невозможно, но вполне возможно добиться то­го, чтобы они решались цивилизованно.

    В обществе происходит множество разных социальных конфликтов. Они различаются своим масштабом, типом, со­ставом участников, причинами, целями и последствиями. Проблема типологии возникает во всех науках, имеющих место с множеством разнородных объектов. Наиболее проста и легко объяснима типология, основанная на выделении сфер проявления конфликта. По этому критерию выделяют экономические, политические, межнациональные, бытовые, культурные и социальные (в узком смысле) конфликты. По-


    Ясним, что к последним относят конфликты, проистекаю­щие из противоречий интересов в сфере труда, здравоохра­нения, социального обеспечения, образования; при всей сво­ей самостоятельности они тесно связаны с такими видами конфликтов, как экономический и политический.

    Изменения общественных отношений в современной Рос­сии сопровождаются расширением сферы проявления кон­фликтов, поскольку в них вовлечены не только большие со­циальные группы, но и территории, как однородные в национальном отношении, так и населенные различными эт­носами. В свою очередь, межнациональные конфликты (о них вы узнаете позже) порождают территориальные, кон­фессиональные, миграционные и другие проблемы. Боль­шинство современных исследователей считают, что в соци­альных отношениях современного российского общества есть два вида скрытых конфликтов, которые еще недоста­точно четко проявились. Первый - конфликт наемных ра­ботников с собственниками средств производства. Это во многом связано с тем, что рабочим после полувека социаль­ной обеспеченности и всех прав в области социальной поли­тики и трудовых отношений, которыми они были наделены в советском обществе, трудно понять и принять свой новый статус наемного рабочего, вынужденного трудиться в усло­виях рынка. Другой - конфликт между бедным большинст­вом страны и богатым меньшинством, сопутствующий уско­ренному процессу социального расслоения.

    На развитие социального конфликта влияют многие ус­ловия. К их числу относят намерения участников конфлик­та (добиться компромисса или полностью устранить сопер­ника); отношение к средствам физического (в том числе вооруженного) насилия; уровень доверия между сторонами (насколько они готовы следовать определенным правилам взаимодействия); адекватность оценок конфликтующими сторонами истинного положения дел.

    Все социальные конфликты проходят три стадии: пред-конфликтную, непосредственно конфликтную и послеконф-ликтную.

    Рассмотрим конкретный пример. На одном предприятии из-за реальной угрозы банкротства предстояло сократить на четверть штат работников. Такая перспектива обеспокоила практически всех: сотрудники опасались увольнений, а ру­ководство должно было решить вопрос о том, кого уволь­нять. Когда откладывать решение уже не было возможнос­ти, администрация объявила список тех, кого должны были уволить в первую очередь. Со стороны кандидатов на уволь­нение последовали правомерные требования объяснить, почему увольняют именно их, стали поступать заявления в комиссию по трудовым спорам, а некоторые решили обра-


    Титься в суд. Улаживание конфликта заняло несколько ме­сяцев, предприятие продолжило работу с меньшим числом работников. Предконфликтная стадия - это период, в те­чение которого накапливаются противоречия (в данном случае вызванные необходимостью сократить штат сотруд­ников). Непосредственно конфликтная стадия - это со­вокупность определенных действий. Она характеризуется столкновением противоборствующих сторон (администра­ция - кандидаты на увольнение).

    Наиболее открытой формой выражения социальных кон­фликтов могут быть разного рода массовые действия: предъ­явление требований к власти со стороны недовольных соци­альных групп; использование общественного мнения в поддержку своих требований или альтернативных про­грамм; прямые акции социального протеста.

    Формами выражения протеста могут быть митинги, де­монстрации, пикетирование, кампании гражданского непо­виновения, забастовки, голодовки и т. п. Организаторы ак­ций социального протеста должны четко сознавать, какие конкретные задачи можно решить с помощью той или иной акции и на какую общественную поддержку они могут рас­считывать. Так, лозунг, являющийся достаточным для организации пикетирования, вряд ли может быть использо­ван для организации кампании гражданского неповинове­ния. (Какие исторические примеры подобных акций вам из­вестны?)

    Для успешного разрешения социального конфликта необ­ходимо своевременно определить его истинные причины. Противоборствующие стороны должны быть заинтересованы в совместном поиске путей устранения причин, породивших их соперничество. На послеконфликтной стадии принима­ются меры для окончательного устранения противоречий (в рассматриваемом примере - увольнение сотрудников, по возможности снятие социально-психологической напряжен­ности во взаимоотношениях администрации и оставшихся работников, поиск оптимальных путей избежания такой си­туации в будущем).

    Разрешение конфликта может быть частичным или пол­ным. Полное разрешение означает прекращение конфликта, кардинальное изменение всей конфликтной ситуации. При этом происходит своего рода психологическая перестройка: «образ врага» трансформируется в «образ партнера», уста­новка на борьбу сменяется установкой на сотрудничество. Главный недостаток частичного разрешения конфликта со­стоит в том, что изменяется только его внешняя форма, но сохраняются причины, породившие противоборство.

    Рассмотрим некоторые наиболее распространенные мето­ды разрешения конфликта.


    Метод избегания конфликтов означает уход или угрозу ухода, заключается в избегании встреч с противником. Но избегание конфликта не означает его ликвидацию, потому что осталась его причина. Метод переговоров предполагает, что стороны обмениваются мнениями. Это поможет снизить остроту конфликта, понять доводы соперника, объективно оценить как истинное соотношение сил, так и саму возмож­ность примирения. Переговоры позволяют рассмотреть аль­тернативные ситуации, добиться взаимопонимания, прийти к согласию, консенсусу, открыть путь к сотрудничеству. Ме­тод использования посредничества выражается в следую­щем: противоборствующие стороны прибегают к услуге по­средников (общественных организаций, частных лиц и т. п.). Какие условия необходимы для успешного разрешения конфликта? Прежде всего, необходимо своевременно и точ­но определить его причины; выявить объективно существу­ющие противоречия, интересы, цели. Участники конфликта должны освободиться от недоверия друг к другу и тем са­мым стать участниками переговоров, чтобы гласно и дока­зательно отстаивать свои позиции и сознательно создавать атмосферу публичного обмена мнениями. Без такой обоюд­ной заинтересованности сторон в преодолении противоре­чий, взаимного признания интересов каждой из них совме­стный поиск путей преодоления конфликта практически невозможен. Все участники переговоров должны проявлять склонность к консенсусу, т. е. к согласию.

    ШШ Основные понятия: социальный интерес, социальное вза­имодействие, конкуренция, социальное сотрудничество, со­циальный конфликт, пути разрешения социального кон­фликта.

    ШИТермины: соперничество, стадии социального конфликта.

    Проверьте себя

    1) Раскройте содержание понятия «социальный интерес».

    2) Назовите основные формы социальных взаимодействий.

    3) Перечислите признаки, характеризующие социальное со­
    трудничество. 4) Дайте характеристику соперничества как
    формы социального взаимодействия. 5) Что является общей
    причиной социальных конфликтов? 6) Каковы основные ста­
    дии социального конфликта? 7) К каким последствиям при­
    водят социальные конфликты? 8) Назовите основные мето­
    ды разрешения конфликта и проиллюстрируйте каждый из
    них соответствующим примером.

    Подумайте, обсудите, сделайте

    1. В ходе мировой истории интересы редко выступали в чистом виде. Они, как правило, облекались в те или иные идеологические и нравственно-этические «одежды», с помо-


    Щью которых частный интерес приобретал вид интереса об­щего или даже всеобщего. Решающую роль в этом процессе «генерализации» частного интереса играет идеология. При­ведите несколько примеров из истории.

    2. Подумайте, какие социальные интересы могут быть у:
    а) жителей микрорайона; б) работников фабрики; в) уча­
    щихся класса.

    3. Работники предприятия, представленные инициатив­
    ной группой, официально уведомили администрацию, что
    если она к определенному сроку не обеспечит погашения за­
    долженности по заработной плате, то персонал прекратит
    работу, объявит забастовку. Является ли данная ситуация
    конфликтом? Ответ поясните.

    4. К юбилею фирмы сотрудникам выписывали премии.
    Некто А. узнал, что получил меньше, чем другие. Он всту­
    пил в ссору с начальником.

    Отметим, что в этом учреждении порядок поощрения со­трудников не был оформлен документально. Решения руко­водства нередко вызывали недовольство. Охарактеризуйте основные стадии развития этой конфликтной ситуации. В чем причина возникновения конфликта? При каких услови­ях его можно было бы избежать? Каким способом его мож­но разрешить?

    5. Сотрудники конструкторского бюро выполняли работу
    по договору. Когда работа была оплачена, между сотрудни­
    ками возник спор о том, как распределить деньги. По мне­
    нию К., руководитель группы распределил деньги неспра­
    ведливо. Но К. решил промолчать. Можно ли рассматривать
    этот конфликт как социальный? Свой ответ аргументируй­
    те. Как называется такой способ поведения в конфликте?
    В чем недостатки этого способа? Назовите другие способы.

    Поработайте с источником

    Прочтите фрагмент из работы немецкого социолога Р. Дарендорфа (род. в 1938 г.).

    Регулирование социальных конфликтов является решаю­щим условием уменьшения насильственности почти всех ви­дов конфликтов. Конфликты не исчезают посредством их разрешения; они не обязательно становятся сразу менее ин­тенсивными, но в такой мере, в которой удается регулиро­вать, они становятся контролируемыми, и их творческая си­ла ставится на службу постепенному развитию социальных структур...

    Для этого нужно, чтобы конфликты вообще, а также дан­ные отдельные противоречия признавались всеми участни­ками как неизбежные, и более того - как оправданные и целесообразные. Тому, кто не допускает конфликтов, рас­сматривает их как патологические отклонения от вообража-


    Емого нормального состояния, не удается совладать с ними. Покорного признания неизбежности конфликтов также не­достаточно. Скорее, необходимо осознавать плодотворный творческий принцип конфликтов. Это означает, что любое вмешательство в конфликты должно ограничиваться регули­рованием их проявлений и что нужно отказаться от беспо­лезных попыток устранения их причин.

    Дарендорф Р. Элементы теории социального конфликта/" Социологические исследования. - 1994. - № 5. - С. 145-146.

    Вопросы и задания к источнику. 1) Как автор оценивает воз­можность регулирования конфликтов? 2) На основе текста парагра­фа и документа сформулируйте основные принципы компромиссно­го разрешения конфликта. 3) Объясните смысл последней фразы текста и приведите примеры, подтверждающие ваше суждение.

    1. Понятие о конфликте. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Конструктивные и деструктивные конфликты.

    1.1 Понятие о конфликте.

    1.2 Виды конфликтов.

    1.3 Деструктивные конфликты.

    2. Структура конфликта.

    3. Предупреждение (профилактика) конфликтов.

    4. Пути решения конфликтов.

    5. Типичные ошибки конфликтующей человека.

    5.1 Управление конфликтами.

    5.2 Стадии решения конфликтов.

    6. Стили поведения в конфликте.

    ВВЕДЕНИЕ

    Каждому из нас приходилось сталкиваться с конфликтными ситуациями. Воспоминания о конфликтах как правило вызывают неприятные ассоциации: угрозы, враждебность, непонимание, попытки, порой безнадежные, доказать свою правоту, обиды. В результате сложилось мнение, что конфликт - всегда явление негативное, нежелательное для каждого из нас, а в особенности для руководителей, менеджеров, так как им приходится не только сталкиваться с конфликтами, но и разрешать их. Конфликты рассматриваются как нечто такое, чего по возможности следует избегать и его следует немедленно разрешать, как только он возникает.

    Конфликты проявляются в деятельности всех социальных институтов, социальных групп, во взаимоотношениях между людьми и играют ключевую роль в жизни отдельного человека, семьи, коллектива, государства, общества. Большинство конфликтов возникает помимо желания их участников. Это происходит из-за того, что большинство людей не имеет элементарного представления о конфликтах, либо не придает им значения.

    Руководитель организации согласно своей роли находится обычно в центре любого конфликта и призван разрешать всеми доступными ему средствами. Управление конфликтом является одной из важнейших функций руководителя. Каждому управленцу необходимо знать о конфликтах, способах поведения при их возникновении, средствах и методах предотвращения и разрешения. Для большинства людей характерно неумение находить достойный выход из конфликтных ситуаций, потому что это целое искусство и этому надо учиться всем, а особенно руководителям предприятий.

    1.1 Понятие о конфликте.

    Конфликт – это весьма не простое психологическое явление, всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Конфликт - (от лат. conflictus - столкновение) - отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами, т.е. это столкновение противоположных целей, позиций взглядов субъектов взаимодействий. Сегодня в конфликтологической литературе существуют самые различные определения конфликта. Так, на Западе широко распространено понятие конфликта, сформулированное известным американским теоретиком Л. Козером. Под ним он понимает борьбу за ценности и притязания на определенный статус, власть и ресурсы, в которой целями противника являются нейтрализация, нанесение ущерба или устранения соперника.

    В отечественной литературе большинство определений конфликта носит социологический характер. Их достоинство состоит в том, что авторы выделяют различные необходимые признаки социального конфликта, представленного многообразными формами противоборства между индивидуумами и социальными общностями, направленными на достижение определенных интересов и целей. Приведем для примера некоторые из определений конфликта:

    Л.Г. Здравомыслов, например, считает, что конфликт - это важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, своего рода клеточка социального бытия. Это форма отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

    Ю.Г. Запрудский раскрывает понятие социальный конфликт как явное или скрытое состояние противоборства объективно расходящихся интересов, целей и тенденций развития социальных объектов, прямое и косвенное столкновение социальных сил на почве противодействия существующему общественному порядку, особая форма исторического движения к новому социальному единству.

    С точки зрения А.В. Дмитриев, под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожают оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает форму атаки или обороны.

    В теории Дойча конфликт описывается как след­ствие объективного столкновения интересов.

    По мнению же Г.И. Козырева, всякий конфликт есть определенное качество взаимодействия между людьми, которое выражается в противоборстве между его различными сторонами.

    Если теперь объединить названные признаки конфликта в единое целое, то можно дать следующее определение.

    Конфликт - есть качество взаимодействия между людьми (или элементами внутренней структуры личности), выражающееся в противоборстве сторон ради достижения своих интересов и целей. В данном определении отражены необходимые свойства всякого конфликта.

    Вообще конфликт рассматривается с двух разных позиций (подходов) к его пониманию.

    Авторы, принадлежащие к школе «человеческих отношений», определяли конфликт как столкновение, противоречие, противодействие сторон, мнений, в силу противоположности, несовместимости. Другой подход заключается в понимании конфликта как системы отношений, процесса развития взаимодействия, заданных различиями субъектов, участвующих в нем (по интересам, ценностям, деятельности).

    Сторонники первого подхода описывают конфликт как явление негативное. Большинство работ по технологии работы в конфликте в рамках такого подхода дают рекомендации по манипулированию, которое называют "управление конфликтом", "управление конфликтной ситуацией". Главной целью такого управления является ликвидация конфликта с максимальной выгодой для себя.

    Сторонники второго подхода считают конфликт естественным условием существования взаимодействующих людей, инструментом развития организации, любого общества, хотя и имеющих деструктивные последствия, но в целом и на длительном промежутке не столь разрушительные, как последствия ликвидации конфликтов, их информационной и социальной блокады.

    Второй подход предполагает невозможность управления конфликтом и оптимизацию взаимодействия, теоретически обосновывая развитие конфликта как саморегулирующегося механизма. Вместо "решения", "разрешения" применяют термин "преодоление", подразумевая, что конфликт не ликвидируется, но обеспечивает развитие, усиливая в организации дифференциацию, прежде всего профессиональную, а в обществе – социальную стратификацию, что и лежит в основе социальной и организационной стабильности.

    Выбор менеджером одного из двух подходов определяет и выбор им форм работы и рекомендаций своей команде, структурным подразделениям по действиям в конфликтных ситуациях.

    Общая тенденция в последние годы такова: большинство теоретиков и практиков социальной психологии склоняются ко второму подходу. Современная точка зрения заключается в том, что далее в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но даже может быть и желательны.

    Конечно, конфликт не всегда имеет положительный характер. В некоторых случаях он может мешать удовлетворению потребностей отдельной личностью и достижению целей организации в целом. Но во многих ситуациях конфликт помогает выявить разнообразие точек зрения, даёт дополнительную информацию, помогает выявить большее число альтернатив или проблем.

    Таким образом, из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что конфликт понимается как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и сопровождающийся положительными и отрицательными эмоциями.

    Однако понимания сути понятия «конфликт» еще не достаточно для того, чтобы понять всю сущность конфликта, научиться управлять конфликтами, преодолевать их. Для этого, необходимо также выявить классификации (типологии) конфликтов, которые помогут глубже разобраться в этом непростом феномене.

    Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
    Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
    Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

    Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

    Подобные документы

      Причины возникновения конфликтов в организации Центр социального обеспечения Октябрьского района г. Могилёва. Обстоятельства социального взаимодействия людей, которые приводят к столкновению их интересов. Организационно-управленческие причины конфликтов.

      курсовая работа , добавлен 24.04.2016

      Рассмотрены необходимость, особенности и пути осуществления переподготовки IT-экспертов в соответствии с актуальными потребностями в IT-отрасли и на рынке труда. Роль самообучения, он-лайн обучения и выполнения программ профессиональной сертификации.

      статья , добавлен 24.04.2018

      Понятие, субъекты, классификация стрессов, его последствия. Приспособление как форма взаимодействия. Конфликт как наиболее распространенная форма организационного взаимодействия между людьми. Диагностика конфликтов и стрессов в ООО "Тойота Мотор".

      курсовая работа , добавлен 06.03.2014

      Проблема социального конфликта. Понятие конфликта, его причины. Пути преодоления конфликтов, способы, стратегии. Анализ и оценка конфликтов. Внутриличностный конфликт, межличностный конфликт, конфликт между личностью и группой и межгрупповой конфликт.

      курсовая работа , добавлен 17.07.2014

      Мотивация трудовых функций. Психологический эффект денег. Правила для руководителей. Методика оценки психологической атмосферы в коллективе. Социальное напряжение как закрытая форма конфликта. Главные особенности формирования межличностных отношений.

      реферат , добавлен 20.05.2012

      Противоречия и конфликты как неизменные спутники делового взаимодействия. Мотивация персонала в условиях кризисной ситуации. Цели и задачи семинара-тренинга по развитию навыков управления конфликтами. Тимбилдинг - мероприятия по сплочению коллектива.

      презентация , добавлен 19.10.2013

      Конфликт как способ обнаружения и фиксации противоречий и проблем в обществе, организации, группе. Виды конструктивных функций конфликта на личностном уровне. Конструктивно управляемые социальные конфликты. Влияние на адекватную самооценку личности.

      контрольная работа , добавлен 23.01.2010

      Этапы формирования межличностных отношений в процессе длительного общения и взаимодействия людей. Задачи менеджера по управлению коллективом, грамотному разрешению конфликтов, оптимизации межличностного взаимодействия, реализации возможностей группы.

      курсовая работа , добавлен 25.06.2015