Как подготовится к творческому конкурсу по журналистике. Образцы сочинения творческого экзамена для поступающих на журналистику

Творческий конкурс - это экзамен, позволяющий оценить способности абитуриента к творческой деятельности в какой-либо области.

Будущие журналисты пишут сочинения и статьи, художники рисуют на холсте, актеры демонстрируют сценическую речь и актёрское мастерство, а вокалисты заливисто поют.

В отличие от ЗНО единого стандарта процедуры проведения и критериев оценивания творческого конкурса нет. Программы и задания разрабатывается преподавателями этого же учебного заведения, они же его проводят, и сами же рассматривают апелляции на объективность оценивания работ абитуриентов.

Программа творческого конкурса состоит из пояснительной записки, в которой подробно описываются общие положения конкурса, требования к уровню подготовки абитуриента, описание задания, критерии оценивания работы, список рекомендованной литературы.

По правилам ВУЗы оглашают программы творческих конкурсов не позднее, чем за четыре месяца до начала их проведения, времени подготовиться достаточно.

Подготовка к творческому конкурсу

Если готовиться самостоятельно, заблаговременно найдите и скачайте программы творческих конкурсов прошлых лет, предварительно ознакомьтесь с ними, почитайте рекомендованную литературу, так сказать пройдите теоретический этап. Когда ВУЗ огласит программу творческого конкурса на текущий год, у Вас есть четыре месяца на основательную практическую подготовку к указанным в программе темам.

Можно заниматься с репетитором для подготовки к творческому конкурсу, но только в том случае, если сами не можете изучить предмет и в выбранном учебном заведении нет подготовительных курсов.

Если в ВУЗе есть подготовительные курсы, однозначно записывайтесь и посещайте, дополнительных баллов они не принесут (дополнительные баллы начисляют за подготовительные курсы только для естественно-математических и инженерно-технических специальностей), но ведут эти курсы те же преподаватели, которые разрабатывают программы и задания творческого конкурса, проверяют работы абитуриентов.

С одной стороны это возможность «подтянуть» уровень знаний до необходимого, с другой при добросовестном посещении и выполнении программы курсов Вы уже «свой» для преподавателя (возможно, лично он и будет проверять Вашу работу!), ему интересно и дальше работать с толковыми студентами, в таком случае Ваш талант не останется незамеченным, высокий балл обеспечен.

Для примера рассмотрим:

Творческий конкурс на факультет журналистики

Это может быть написание журналистского произведения по результатам смоделированной для поступающих пресс-конференции.

Предварительно в программе творческого конкурса указан перечень из тем пресс-конференции, обычно 15-20 тем. Обратите внимание, что в программе могут написать ориентировочных тем, т.е. оставляют себе место для «манёвра», тема на экзамене может отличаться от указанных в программе и претензий не предъявишь.

Общение абитуриентов с участниками (или участником) разговора происходит в течение определённого времени (продолжительность должна быть указана в программе проведения конкурса), в процессе можно фиксировать на бумаге ход беседы, вопросы и ответы, пользоваться записывающей техникой запрещается.

По собранным материалам в течение полутора-двух часов поступающий пишет журналистское произведение в произвольно выбранном жанре заданного объёма, обычно до двух листов бумаги формата А4.

Пользоваться печатными источников информации: учебники, справочники и т.п. при написании письменной работы также запрещено.

Бремя дополнительных вступительных испытаний ляжет на плечи всех желающих связать свою жизнь с журналистикой. Творческий конкурс и ЕГЭ представляются двумя зайцами, погоня за которыми осложняется их количеством. Разумеется, учителя тянут одеяло на единый государственный, оно и верно, ведь без необходимой суммы баллов до следующего этапа просто не добраться. Приходится брать инициативу в свои руки и самостоятельно готовиться к вступительным испытаниям, которые нередко начинаются сразу же после экзаменов в школе. Времени катастрофически мало, силы на исходе, нервное напряжение сбивает с толку, и, несмотря на это, нужно готовиться к очередным контрольным мерам, что на сей раз определят ход важного и, тем не менее, веселого периода в жизни каждого из нас – студенческой поры. Чтобы определить верное направление подготовки и не тратить времени даром, лучше обратиться к опыту тех студентов, которые успешно прошли отбор. Поэтому первая журналистская задача, которую предстоит выполнить абитуриенту, это найти сообщества выбранных вузов в социальных сетях и связаться с несколькими студентами. Отобрать нужно, по возможности, разных людей и спросить не столько о придирчивости преподавателей или степени «халявности» получения зачетов, сколько о житейских мелочах, исподволь выясняя, что происходит в институте на самом деле. Многие студенты боятся подвоха и не говорят каких-то совсем уж негативных подробностей, боясь, что эта переписка всплывет где-нибудь у ректора или методиста. Нередко в вузе создается такая враждебная атмосфера, которая точно не способствует благотворному влиянию просвещения. В этом случае подавляющее число отзывов об институте – подделка, поэтому не стоит доверять обильным восторженным излияниям в сети. Такой метод рекламы часто используется учебными заведениями. Но, к сожалению, хороший пиар-отдел – не гарант высокого качества образовательных услуг. Скорее, избыточные и недешевые старания говорят о том, что цена учебы с каждым годом будет существенно повышаться, иначе, на какие средства проводить рекламную кампанию?

Как правило, творческий конкурс состоит из двух этапов: устный и письменный. Сначала абитуриент пишет эссе на предложенную тему, и, если набирает нужное количество баллов, приглашается на собеседование. Подобные меры есть в каждом вузе, будь то коммерческий или государственный институт. Поскольку профессия предполагает наличие маломальских способностей, своеобразные жюри будут проверять работы не только на грамотность, логичность изложения и степень раскрытия темы, но и на оригинальность, креативность и уровень владения родным языком. Если в тексте будет правильная, красиво написанная и полностью раскрытая шаблонная чушь, вряд ли удастся пройти отбор. Он строг не сам по себе, дело в том, что журфак вошел в моду, и с каждым годом все больше желающих на него поступить. Кроме того, демографическая яма 90-х уступает поколению материнского капитала: абитуриентов становится немыслимое количество. Это означает, что работа должна быть не только грамотной, но и выдающейся, запоминающейся, ценной. Мы провели опрос среди студентов журналистского направления из столичных вузов и сформировали рейтинг советов, с помощью которых они в свое время прошли творческий конкурс.

  1. Подготовительные курсы при институте. Если вы не стеснены в средствах, лучше не поскупиться на курсы, организованные при институте. Преимуществ много: знакомство с преподавателями и внутренним распорядком учреждения, уверенность в своих силах, исключительная осведомленность и кое-какие бонусы (в спорной ситуации возьмут «своего», а не незнакомого абитуриента). Как правило, на курсах учат писать то, что нужно и как нужно, чтобы пройти отбор. Также завязываются первые полезные знакомства с будущими коллегами и лекторами. Психологически в знакомом месте будет легче сосредоточиться и написать достойную работу или побеседовать с преподавателем, которого вы уже видели (а не с незнакомцем). Может, исключительных знаний на курсах и не дадут, зато их посещение в разы облегчит поступление и в какой-то степени даже гарантирует его. Из минусов можно упомянуть финансовые и временные затраты, поэтому уж если вы беретесь за это, то ходить надо регулярно и стараться взять максимально много из того, что предлагается. Нередко абитуриенту удается засветиться еще на курсах, и преподаватели сами помогают ему поступить.
  2. Репетиторы. Случается, что преподаватели, аспиранты или школьные учителя подрабатывают частными уроками. Результат в этом случае зависит от квалификации педагога и от готовности ученика, конечно же. Но если уж тратить деньги, то лучше на курсы, где все официально и открыто делается. Потом можно сколько угодно винить преподавателя, а ведь он мог просто не знать новых требований. Если же групповые занятия для вас малоэффективны, то репетитор – идеальный вариант. Все его внимание будет направлено на вас, и отсидеться за чьей-то спиной уже не получится. В любом случае, занятия с преподавателем помогут систематизировать подготовку и улучшить ее качество.
  3. Чтение тематических учебных материалов. В этот обширный перечень входят книги из школьной программы, учебные пособия типа «100 сочинений» и различные журналистские публикации. Регулярное чтение интеллектуальной художественной и публицистической литературы расширяет кругозор, способствует формированию собственного стиля письма и обогащает лексикон. Начитанного человека сразу слышно на собеседовании: знания вселяют в него уверенность, а способность размышлять и формулировать мысли делает его интересным рассказчиком. Это наиболее приятный и довольно эффективный метод подготовки, но если у вас проблемы с дисциплиной и нет сил методично заниматься саморазвитием, данный пункт лишь дополнит вашу работу, а не станет ее основой.
  4. Тренировочные сочинения и собеседования. Некоторые студенты в ответах сетовали на свои расшатанные нервы и признавались, что устраивали дома настоящие репетиции творческого конкурса. Они садились и писали эссе, а потом проходили своеобразное собеседование, поясняя и комментируя написанное друзьям или родственникам. Так они успокаивались и приходили на вступительные экзамены с ощущением подготовленности и знаниями, которые закрепили на практике.
  5. Шпаргалки и мобильный интернет. Конечно же, самый легкий способ, но его эффективность внушает сомнение: кому-то повезло, кому-то нет. Никто не призывает оставить телефон дома, это не ЕГЭ и камер нет. Однако списывание – дополнительное нервное напряжение. Пока отыщется нужна информация, пока уляжется в голове и на бумаге, пройдет достаточно времени, чтобы остались считанные минуты на проверку. Ошибки, вызванные спешкой, существенно «ограбят» работу, балл снизится. Если же говорить о собеседовании, то вариант с «загугливанием» вообще не пройдет. Хотя всегда можно положиться на удачу… Но хорошего результата никто не гарантирует.
  6. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Мои глаза – объективы камер, мои уши – микрофоны. Я изливаю мысли на бумагу, и ровные строчки-события отражаются в изумленных глазах читателя. «Как? Неужели? А что дальше?» - спрашивает он завороженным шепотом, тут же получая ответы. Я – не вымысел фантастов, не новое детище кибернетики. Мое имя – Репортер...

Репортеры – «всевидящее око» любой редакции. Благодаря им каждый читатель, слушатель, зритель может побывать везде, поучаствовать во всех мыслимых и немыслимых событиях.

«...И вдруг сэр Джонс, тяжело вздохнув, привстал. Поднятием дрожащей руки он призывает внимание судьи. По залу волнами разошелся гул непонимания.

Хотите что-то добавить? – невозмутимо произнес сэр Велли.

Но что я слышу?!

Я – ... Это сделал!

Сэм Джонс, главный свидетель обвинения, сознался в совершении зловещего преступления – убийства Пита Хенка!..»

Возможно, так выглядел отрывок одного из первых репортажей на заре XIX века. Сегодня репортеры вышли из зала суда, но все же не прекратили делиться с нами главной ценностью нового общества – Информацией. Снова и снова журналисты повторяют волшебную формулу репортера: «Друзья, нам посчастливилось побывать в центре урагана!»

«...В прямом эфире с места событий наш специальный корреспондент...»

Но нет, мне этого мало! Я хочу видеть и чувствовать все, что происходит; быть там и шаг за шагом следовать за героями репортажа, выхватывая броские детали и запоминая ускользающие подробности. Однако даст ли маэстро Гиляровский, король жанра, мне, семнадцатилетнему корру (иначе не скажешь), встать рядом с ним? Но... разве это не я, замирающий от ужаса, прислушивающийся к тревожной «песне подземелья»? «Репортер и читатель» – единое целое, гениальная система получения и потребления информации. Становясь частью этой цепочки, журналист впитывает в себя особенности жанра и с гордостью несет имя «Репортер», словно вечное знамя свободы. Свободы мнений, знаний и совести. Причем совесть подозрительно относится к мнениям, а мнения маскируются под знания, но часто бывают с ними полностью противоположными. Поэтому репортер дает читателю, слушателю, зрителю клятву, говоря: «Я – свидетель! Я подтверждаю!»

Для меня символом Репортерской чести навсегда останется рассказ «Репортаж до последней минуты». Это произведение о малоизвестном астронавте, памятник которому установлен на аллее космических героев. Он первым высадился на тело кометы и собрал образцы материи, необходимые для объяснения загадки возникновения жизни на Земле. Но в последнюю минуту «хрупкая твердыня» не выдержала и раскололась, а Андрей Белых, так звали героя, полетел в сторону солнца. Несмотря на жар и страх, голос отважного космонавта затих только тогда, когда начала плавиться аппаратура. Огромные протуберанцы вырывались из огненного сердца галактики, солнечный ветер обжигал скафандр, но репортаж не был прерван ни на минуту!

Таков он – «герой моего рассказа». Репортер, сумевший простыми словами передать чувства падающей звезды.

Творчеством не занимаются – им живут!

Сегодня до того свободное время, что в какую сторону голову ни поверни – всюду творческие люди. Вон их как много! Море, почти океан. Включишь телевизор, а там... творческая личность на личности сидит. Эстрада: все «поют» (вы понимаете, о чём я), пляшут... Творчество!.. Распиаренные телешоу: опять же «поют», развивают вокальные данные, любовь строят. А как же? Тут без творческого подхода – ни-ни.

Творчество. Творчество! Творчество? Творчество!! Уже практически невозможно за всей этой пылью, грязью (а там ведь микробы! Осторожней...) разглядеть истинных творцов. Они не заявляют на каждом шагу каждому репортёру или интервьюеру, что являются творческими людьми. Им не нужно и тех «отведённых», «отмеренных» пятнадцати минут славы. Они просто занимаются тем, к чему лежит душа, что доставляет удовольствие им и окружающим, пусть даже эти окружающие – лишь родственники и близкие друзья. В этом их отличие от псевдотворцов, которые в очередной раз «набросили маски», и которые пытаются перекричать своих «сородичей», возглашая «Я творческий...» Но так и не могут переорать друг друга. Дай-то Бог, чтобы это поскорее произошло. Надоест играть в «творческий – нетворческий», найдут другую модную забаву. Прошли же времена «креативных», «одиозных» и их антиподов, потихоньку сходит на нет деление на атеистов и верующих.

Как-то, когда я был ещё совсем маленьким, мы с отцом поехали на охоту в Топчихинский район. Ночевали у знакомых. Меня поразило, что на стенах висели картины с загадочными изображениями русалок. Они были тёмно-зелёного, болотного цвета, с белокурыми волосами, как и положено, с плавниками. Автор этих картин – дочь хозяина. Своим детским чутьём я понял, что это добрый человек с собственным миром, населяют который прекрасные русалки, и сразу же проникся к ней доверием. К сожалению, будучи уже пятнадцатилетним юношей, я узнал от родителей не совсем приятные вещи об «авторе русалок».

Или такой интересный народ, как бразильцы. Они творят в футболе. Мальчишки готовы сутками напролёт гонять на улице мяч. И когда вырастают, эта любовь к футболу никуда не пропадает. Футбол у бразильцев в крови, они этим живут. Творчество? Творчество. Даром, что числятся пентакампионами, то есть пятикратными чемпионами мира.

Не нужно стремиться быть творческим человеком, «жизнь положить» за футбо

ПОЛОЖЕНИЕ О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЯХ ТВОРЧЕСКОЙ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ – ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЕ В ОДНОМ ИЗ ЖУРНАЛИСТСКИХ ЖАНРОВ (ПИСЬМЕННО) И ТВОРЧЕСКОМ СОБЕСЕДОВАНИИ ПО ПРОФИЛЮ ПОДГОТОВКИ

Цель дополнительных вступительных испытаний творческой и профессиональной направленности – выявить у абитуриента личностные способности, знания, умения и навыки, необходимые для овладения профессиональными компетенциями журналиста.

При поступлении на факультет журналистики Томского государственного университета творческие испытания являются обязательными, помимо двух других экзаменов, которые проводятся в форме ЕГЭ (русский язык, литература).

Проверяемые способности, знания, умения и навыки:

  • Творческие интеллектуальные способности;
  • Социальная ориентированность и знание наиболее значимых общественных проблем, освещаемых средствами массовой информации;
  • Широта кругозора и познавательных интересов;
  • Осведомлённость о медиа практиках и коммуникационных технологиях;
  • Рефлексия по поводу мотивов выбора профессии;
  • Предрасположенность к профессии журналиста;
  • Самостоятельность и оригинальность суждений;
  • Навыки устной и письменной коммуникации.

    Структура и содержание творческих испытания

    Дополнительные вступительные испытания состоит из двух экзаменов: творческой работы в одном из журналистских жанров (письменный экзамен) и творческого собеседования по профилю подготовки (устный экзамен). Результаты абитуриента в каждом экзамене оцениваются по 100-балльной шкале.

    Творческая работа

    Письменный экзамен проводится в форме создания самостоятельного произведения на одну из предложенных комиссией тем, написанного в одном из журналистских жанров. Тематика письменной работы определяется темами публикаций в средствах массовой информации. Темы, предлагаемые для написания творческих работ, составляются председателем приемной комиссии каждый год заново в нескольких комплектах и не должны сообщаться абитуриентам до начала экзамена. Предлагаемые темы не связаны с каким-либо отдельным автором или произведением художественной литературы.

    На написание творческой работы отводится три астрономических часа (180 минут) без учета времени, затрачиваемого на подготовку листов бумаги и оглашение тем. Абитуриент не имеет права опаздывать к назначенному времени начала вступительного испытания или использовать на написание сочинения времени больше установленного. Использование каких-либо печатных, электронных и других источников информации справочного или иного характера при написании сочинения не допускается.

    Абитуриентам предлагается не менее десяти тем сочинения на выбор. Во время экзамена абитуриент может подготовить предварительный (черновой) и окончательный варианты сочинения, из которых оценивается последний. Работы проверяются в зашифрованном виде, скрывающем авторство. Абитуриент должен проявить свою эрудицию, творческие способности, уровень кругозора, понимание актуальных общественных проблем, умение использовать реальные факты для раскрытия темы, продемонстрировать самостоятельность суждений, собственную авторскую позицию и стиль, владение журналистским жанром и нормами письменной речи. Объем произведения не ограничен и обусловлен необходимостью полного раскрытия темы.

    Собеседование

    Устный экзамен представляет собой творческое собеседование по профилю подготовки. Собеседование проводится индивидуально с каждым абитуриентом. Собеседование предполагает диалог членов приемной комиссии с абитуриентом, в ходе которого задаются дополнительные и уточняющие вопросы. Абитуриента попросят обосновать свои суждения, подкрепить их примерами из общественной жизни и практики современных средств массовой информации и т.п. Основная задача комиссии – выявить мотивированность выбора профессии, полноту представлений о журналистике и медиаотрасли; уровень социальной ориентированности абитуриента. Беседа проводится в свободной форме, вопросы и ответы протоколируются. Комиссия ожидает от абитуриента способности сформулировать и аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, быстро реагировать на вопросы экзаменаторов, оценивает волевые качества и креативность.

    По желанию абитуриент может предоставить на собеседование свое творческое портфолио. В него мы рекомендуем включить собственные журналистские публикации, дипломы и сертификаты о профильном обучении и участии в профильных конкурсах, рекомендации от редакций, с которыми сотрудничал абитуриент (в том числе и от школьных изданий), фото- и видеоматериалы, дизайн-работы, а также литературное творчество - словом, все то, что позволит оценить ваши творческие способности, применимые в профессии журналиста.

    Примерные темы для анализа мотивации абитуриента:

    • Самовыражение автора в журналистских текстах;
    • Уровень заработной платы в медиаиндустрии;
    • Миссия журналиста и социальное переустройство.

    Примерные темы для проверки полноты представлений о журналистике и медиаотрасли:

    • Газеты и журналы в России и в регионе;
    • ТВ и радио на федеральном и местном уровне;
    • Онлайн-журналистика и новые медиа.

    Примерные темы для выяснения социальной ориентированности:

    • Текущие политические события в мире;
    • Экономические процессы в стране;
    • Индикаторы социального неблагополучия в регионе и показатели регионального развития.
      1. Журналист: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      2. Журналистика & медиарынок: Ежемесячный журнал / М., 2012–2014.
      3. Рэндалл Дэвид. Универсальный журналист. М.: Международный центр журналистики, 1996. — 120 с.
      4. Свитич Л.Г. Профессия – журналист. Изд. 3-е. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 256 с.
      5. Средства массовой информации России /под ред. Я.Н. Засурского. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 378 с.

Дополнительная литература о различных особенностях журналистской профессии содержится на сайте факультета журналистики ТГУ.

Что за творческий конкурс?

Чтобы поступить на факультет дизайна, помимо ЕГЭ вам нужно сдать творческий конкурс. Он включает в себя собеседование и просмотр вашего творческого проекта. В зависимости от выбранного профиля творческий конкурс может отличаться тем, какой творческий проект вы представляете.
Минимальный бал - 60. Если вы набрали ниже, вы не сможете участвовать в конкурсе.

Что за собеседование?

Собеседование - это диалог абитуриента и приемной комиссии. Вас могут спросить об авторах, тенденциях, направлениях определенной эпохи, например, Античности или Раннего или высокого Средневековье. Абитуриентам попадаются вопросы про тенденции XIV–XX веков. Также вас попросят охарактеризовать одну из эпох. Будьте готовы, что вам могут задать дополнительные вопросы.

Так, а что за творческий проект?

Творческий проект - это серия ваших работ (6–12), раскрывающая ваш потенциал. Работы должны соответствовать профилю обучения. Тему вы можете выбрать самостоятельно.

Существуют особые критерии оценивания:

  • стилистическое единство;
  • концептуальная завершенность серии;
  • оригинальность авторского замысла;
  • гармоничное цветовое и композиционное решение;
  • внятная подача проекта.

Какие существуют примеры творческих проектов?

Если вы выбираете профиль «Коммуникационный дизайн», это могут быть серии плакатов или обложек, если «Анимацию» - серии персонажей или кадров к мультфильму.

Как можно подготовиться к творческому конкурсу?

1) Если вы решили поступать на дизайн, наверняка у вас уже есть какие-то работы или наброски. Используйте их. Дорабатывайте и практикуйтесь.
2) Следите за новостями мира дизайна и обязательно постарайтесь разобраться в искусстве.
3) Если вы ученик 10–11 класса, запишитесь на подготовительные курсы. Вы получите необходимые знания и советы по подготовке собственного проекта.
4) Ну а если вы живете где-нибудь в Новосибирске и возможности приехать на занятия в Вышку нет, то занимайтесь в интернет-школе .

В нашей дневной рубрике The Ответ мы разбираем важные вопросы, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день. По делу, коротко и простым языком. Ваш маленький тьюториал по выживанию Я не хочу жить в общаге, что делать? Совсем не обязательно дожидаться окончания бакалавриата или магистратуры, чтобы

В нашей дневной рубрике The Ответ мы разбираем важные вопросы, с которыми сталкиваемся едва ли не каждый день. По делу, коротко и простым языком. Ваш маленький тьюториал по выживанию Что такое The Вышка? Это мы! Одно из крупнейших студенческих СМИ в России. Мы расскажем, о ком