История структура управления иерусалимского королевства. Короткая (насколько это возможно) история Иерусалимского королевства крестоносцев

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.

Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.

Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии» .

Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.

Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы - iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков - жителей городов.

Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.

Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.

Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.

Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.

Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником - Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.

Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.

Бедствие и восстановление

Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.

Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.

Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход

Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).

В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.

После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.

  • - государство, созданное участниками 1-го Крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099 г. Территориально оформилось в начале 12 в. после новых завоеваний крестоносцев в Восточном Средиземноморье...

    Исторический словарь

  • - Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода...

    Католическая энциклопедия

  • - наименование монархич. гос-ва, главой к-рого является король...

    Советская историческая энциклопедия

  • - монархическое государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля. Из современных государств К. являются, напр., Великобритания, Бельгия, Швеция, Нидерланды, Иордания, Саудовская Аравия...

    Словарь юридических терминов

  • - разновидность монархии: государство, во главе которого стоит монарх, имеющий титул короля...

    Энциклопедический словарь экономики и права

  • - государство, основанное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государство, созданное участниками 1-го крестового похода после захвата ими Иерусалима в 1099...

    Большой энциклопедический словарь

  • - напр.: Соединённое, Иорданское Хашимитское, ...
  • - ; мн. короле/вства, Р....

    Орфографический словарь русского языка

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, -а, ср. Государство, во главе к-рого стоит король...

    Толковый словарь Ожегова

  • - КОРОЛЕ́ВСТВО, королевства, ср. Монархическое государство, верховная власть в котором принадлежит королю. Королевство Италия...

    Толковый словарь Ушакова

  • - короле́вство I ср. 1. Титул короля или королевы. 2. Пребывание в положении короля или королевы. II ср. Монархическое государство, во главе которого стоит король I 2. или королева I 1....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - корол"евство, -а; но Корол"евство, -а, напр.: Соединённое Корол"евство, Иорд"анское Хашим"итское Корол"евство, Корол"евство Нидерл"...

    Русский орфографический словарь

  • - Королевство кривых зеркал. Разг. О том, что не может быть объяснено с позиций здравого смысла; о месте, где всё наоборот. /i> Название кинофильма. Дядечко 2, 156–157...

    Большой словарь русских поговорок

  • - ...

    Формы слова

  • - См....

    Словарь синонимов

"Иерусалимское королевство" в книгах

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер [с таблицами] автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО

Из книги Мольер автора Бордонов Жорж

КОРОЛЕВСТВО Его территория занимает примерно четыре пятых нынешней Франции. В нее не входят Эльзас и Лотарингия (независимое герцогство), Франш-Конте, Артуа, Савойя и Руссильон. Внутри страны некоторые области сохраняют автономию: Оранж принадлежит дому Нассау, графство

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция

Из книги Крестовые походы. Миф и реальность священной войны автора Виймар Пьер

4 КОРОЛЕВСТВО иерусалимское и египетская реакция Гильом Тирский и средневековая география Акра: Этот город возвышается на берегу моря, на земле, которая зовется Финикия. У него есть гавань, весьма надежная и защищенная крепостными стенами, но корабли могут в полной

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.)

автора Мишо Жозеф-Франсуа

КНИГА V ИЕРУСАЛИМСКОЕ КОРОЛЕВСТВО (1099-1146 гг.) 1099 г. Если бы все земли Палестины с ее цветущими городами и областями находились под властью Готфрида, он бы, бесспорно, мог соперничать в могуществе с многими мусульманскими монархами. Однако Иерусалимское королевство,

Иерусалимское королевство

Из книги История Крестовых походов автора Харитонович Дмитрий Эдуардович

Иерусалимское королевство 17 июля 1099 г. вожди похода собрались, дабы оформить результаты завоевания и вручить одному из своей среды власть как над покоренными землями, так и над теми, которые еще предстояло покорить. Раздавались голоса в пользу того, чтобы сделать

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г.

автора

Италия (Савойя) Савойское герцогство с 1416 г., Сицилийское королевство с 1713 г., Сардинское королевство с 1720 г., Итальянское королевство с 1861 г. 1047-1051 Амадей I (даты имеют альтернативы)1051-1060 Отгон (даты имеют альтернативы)1060–1078 Петр I1060–1079 Амадей II1080–1103 Умберто II

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Неаполь Королевство Обеих Сицилий (Сицилии и Неаполя) с 1130 г., королевство Неаполитанское с 1282 г. Королевство Обеих Сицилий1061–1101 Роджер I1101–1105 Симон1105–1154 Роджер II1154–1166 Вильгельм I1166–1189 Вильгельм II1189–1194 Танкред1194–1194 Вильгельм III1194-1197 Констанция и Генрих I1197–1250

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г.

Из книги Матрица Скалигера автора Лопатин Вячеслав Алексеевич

Испания (Кастилия) Королевство Леон с 917 г., королевство Леон и Кастилия с 1037 г., Испания с 1504 г. 913–923 Ордоньо II923–924 Фруэла II924–930 Альфонс IV930–950 Рамиро II950–957 Ордоньо III957–958 Санчо I958–959 Ордоньо IV Злой959–966 Санчо I (вторично)966–982 Рамиро III982–999 Бермудо II999–1027 Альфонс V1027–1037

Глава V

Из книги Иерусалим: три религии - три мира автора Носенко Татьяна Всеволодовна

Глава V Латино-Иерусалимское королевство «Не терпит Бог людской гордыни; Не с теми он, кто говорит: «Мы соль земли, мы столб святыни, Мы Божий меч, мы Божий щит!» А.С. Хомяков. «Мы род избранный…» В последние десятилетия XI в. в Иерусалиме вновь сменились правители. Новые

Латино-Иерусалимское королевство

Из книги История крестовых походов в документах и материалах автора Заборов Михаил Абрамович

Латино-Иерусалимское королевство

Иерусалимское королевство

Из книги Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство

Из книги Я познаю мир. Рыцари автора Малов Владимир Игоревич

Иерусалимское королевство Решительный штурм начался ранним утром 15 июля 1099 года. Главный удар христианские воины нанесли там, где сарацины меньше всего его ожидали. Крестоносцам удалось вскарабкаться на стену и завязать на ней рукопашный бой. В других местах арабы

Иерусалимское королевство

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ИЕ) автора БСЭ

XIII. Иерусалимское пророчество

Из книги Александр Великий или Книга о Боге автора Дрюон Морис

XIII. Иерусалимское пророчество Во время осады Тира, когда Александру было необходимо собрать как можно больше сил, он обратился к жителям Самарии и Иерусалима с просьбой предоставить ему такую же помощь, какую они оказывали до сих пор своему повелителю Дарию.Самаритяне

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии

Из книги Толковый Типикон. Часть I автора Скабалланович Михаил

Иерусалимское богослужение IV в. по «Паломничеству», приписываемому Сильвии Если «Апостольские Постановления» сохранили для нас образцы молитвы за суточным богослужением IV–V в. и потому знакомят нас с внутренним содержанием последнего, то «Путешествие ко св. местам»

)
Иерусалим (1229-)
Акра (1244-)

Язык(и) латинский , старофранцузский и итальянский (распростр. тж. арабский и греческий) Форма правления вотчинная монархия Конституция Так называемые «Иерусалимские ассизы » История - Первый крестовый поход - Второй крестовый поход - Осада Иерусалима - Третий крестовый поход - Падение Акры К:Появились в 1099 году К:Исчезли в 1291 году

Иерусали́мское короле́вство (старофр. Roiaume de Jherusalem , лат. Regnum Hierosolimitanum ) - христианское государство, возникшее в Леванте в после завершения Первого крестового похода . Оно было уничтожено в с падением Акры .

Основание и ранняя история

Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский , один из предводителей Первого крестового похода , был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый ; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник Балдуин I не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».

Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города Акра , Сидон и Бейрут , а также утвердив своё владычество над государствами крестоносцев на Севере - графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи . При нём увеличилось количество жителей - латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом , а также появился латинский патриарх . Итальянские города-государства (Венеция , Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали свои кварталы для торговли.

Жизнь в королевстве

Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую землю своей родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также они часто были больше похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий , арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках .

Середина XII столетия

Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда , которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским . Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого - псалтырь Мелисенды , заказанный королевой между и 1143 годами . Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом - атабеком Мосула Занги . Хотя Фульк удачно противостоял Занги в течение своего правления, Гийом Тирский порицал его за плохое устройство охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Занги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в . Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III , назначила нового коннетабля Манассе Иерж , возглавившего армию после смерти Фулька. В в королевство прибыли участники Второго Крестового похода .

Бедствие и восстановление

Амори I наследовал его молодой сын, Балдуин IV . С ранних лет он узнал, что болен проказой , но это не помешало ему доказать, что он является деятельным и сильным правителем и хорошим военачальником. Он смог на время отодвинуть внешнюю угрозу от королевства, но его болезнь и ранняя смерть внесли новые междоусобицы и раздоры в и без того парализованную жизнь королевства.

После гибели Конрада на Изабелле женился его родственник Генрих II Шампанский .

Когда в 1229 году Иерусалимским королём стал Фридрих II Штауфен , ему удалось на время вернуть Иерусалим христианам, воспользовавшись противоречиями между мусульманскими правителями.

Захват Иерусалима в 1244 году хорезмийцами (остатками туркменских войск Джелал ад-Дина Манкбурны), призванными айюбидским султаном Египта Ас-Салих Наджм ад-Дин Айюб ибн Мухаммадом , ознаменовал конец христианского владычества над этим древним городом.

См. также

Напишите отзыв о статье "Иерусалимское королевство"

Литература

  • Браун Р., По следам крестоносцев: Путеводитель по замкам Израиля. - Модиин: Издательство Евгения Озерова, 2010. – 180 с., ил., ISBN 978-965-91407-1-8
  • Браун Р., По следам крестоносцев - 2: Исторический путеводитель по местам сражений Иерусалимского королевства. - Тель-Авив: Артель, 2013. – 167 с., ил.

Ссылки

  • на сайте

Государство было создано в результате Первого крестового похода . После взятия крестоносцами Иерусалима в 1099 году королевская корона была предложена одному из предводителей крестоносцев герцогу Нижней Лотарингии Готфриду Бульонскому. Но он отказался от высокой чести, приняв только титул «защитника Гроба Господня». Готфрид умер через год, а наследовавший ему брат Бодуэн, бывший в то время графом Эдессы, стал первым королём Иерусалимским.

Арденнская династия, 1099-1131 гг.

Арденнско-Анжуйская династия, 1131-1186 гг.

Фулько I/V Анжуйский 1131-1143

Бодуэн V Монферратский 1185-1186

Короли из разных родов

Эти короли, представители разных династий, получали власть посредством браков с наследницами престола.

Ги (Гвидо) Лузиньян 1186-1192

Конрад Монферратский 1192

Генрих I Шампанский 1192-1197

Амори (Амальрик) II Лузиньян 1197-1205

Мария-Иоланта Монферратская 1206-1219

Жан де Бриенн (муж Марии-Иоланты) 1210-1225

Династия Гогенштауфенов, 1225-1268 гг.

В 1225 году император Священной Римской империи Фридрих II женился на дочери Жана де Бриенна Иоланте (Изабелле), после чего принял титул короля Иерусалимского. Бывший до этого королём Жан де Бриенн вынужден был сложить с себя королевскую корону.

Во время крестового похода в 1228/1229 годах Фридрих II отобрал у мусульман Иерусалим, заключил мирный (и даже союзнический) договор с египетским султаном, а затем навсегда покинул Святую Землю, сохранив, впрочем, за собой титул короля Иерусалимского. Наследовавшие ему Конрад II и Конрад III (Конрадин) также признавались королями Иерусалимскими.

Фридрих II Гогенштауфен 1225/9-1250

Конрад II Гогенштауфен 1250-1254

Конрад III (Конрадин) 1254-1268

Династия Лузиньянов, 1243-1267 гг.

С отъездом в Европу в 1229 году Фридриха II регентшей королевства была избрана дочь Генриха 1 Шампанского и Изабеллы Иерусалимской Алиса. В 1243 году у Гогенштауфенов было отнято право осуществлять свои королевские прерогативы, но управлявшие остатками Иерусалимского королевства короли Кипра до 1269 года носили только титул правителя.

Алиса Кипрская (Шампанская) 1229/43-1246

Генрих I Кипрский 1246-1253

Гуго II Кипрский 1253-1267

Аквитано-Норманно-Лузиньянская династия, 1267-1291 гг.

После пресечения в 1268 году династии Гогенштауфенов, правитель Иерусалимского королевства Гуго III Кипрский принял для себя и титул короля Иерусалимского.

Гуго III Кипрский 1267-1277/84

Карл Анжуйский (номинально) 1278-1286

Генрих II Кипрский 1284/1286-1291

В 1291 году крестоносцы были окончательно изгнаны из Палестины. Далее титул королей Иерусалимских сохранили в своей титулатуре короли Кипра.

Иерусалимские Латинские Патриархи

во времена существования Иерусалимского королевства

Арнуль 1099

Даиберт 1099-1102

Эбремар 1102-1105

Даиберт (вторично) 1105

Эбремар (вторично) 1105-1108

Гибелин 1108-1112

Арнуль 1112-1118

Гварамунд (Гармон) 1119-1128

Стефан 1128-1130

Вильгельм I де Малине 1131-1145

Фульхерий 1146-1157

Амальрик 1157-1180

Ираклий... 1180-1191

Альберт I (?) 1191-1193

Геймар Монах 1194-1202

Соффред 1202-1203/4

Альберт II Авогардо 1204/1205-1214

Радульф (Рауль де Меренкур) 1214-1225

Фома Капуанский (не признан папой) 1225

Герольд Лозаннский 1225-1238

Роберт Нантский 1240-1254

Обиццо, патр. Антиохийский (не признан Папой) 1254

Иаков Панталеон 1255- 1261

Вильгельм II д"Ажен 1261-1270

Фома Агни Козенцкий 1272-1277

Иоанн Верцелльский 1278-1279

Илия (в Риме) 1279-1287

Николай де Анапис 1288-1291

Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 350-352, 359-360.

Далее читайте:

Иерусалимские короли (генеалогическая таблица).

Иерусалим , древнееврейское Иерушалаим. Город в Палестине.

Город Иерусалим и около 20-ти городков и сел, находившихся в его окрестностях, составляли теперь королевство Готфрида. Многие укрепленные местности, перешедшие под латинские знамена, были отделены одни от других укреплениями, над которыми еще развевались мусульманские флаги. Чтобы привязать пилигримов к этому новому отечеству, добытому оружием, к обаянию Святых мест, была присоединена прелесть собственности.

Пребывание в каком-нибудь доме или на возделанной земле в продолжение одного года и одного дня обращалось в право владения. Отсутствие в продолжение такого же времени уничтожало все права на владение. В высшей степени достойно замечания то явление, что это Иерусалимское государство, защищаемое всего-то 200 или 300 рыцарей, окруженное такими неприятельскими силами, которые могли бы одним ударом уничтожить его, спокойно держалось в силу того ужаса, которое внушало христианской оружие.

Готфрид позаботился о расширении пределов государства. Танкред покорил Тивериаду и несколько других укрепленных местностей в Галилее, за что и получил их в свое владение, а позже эта страна составила княжество. Король Иерусалимский, со своей стороны, налагал подати на эмиров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. Город Арсур также признал владычество христиан. По случаю отказа со стороны этого города в уплате наложенной на него подати он подвергся осаде Готфрида.

Однако неприятель сжег метательные машины крестоносцев и те, вынуждены были снять осаду.
Перед праздником Рождества прибыла толпа паломников с целью посетить Святые места. Это были большей частью пизанцы и генуэзцы под предводительством епископа Дуриано и архиепископа Пизы Даимберта.

Иерусалимское королевство, возникшее в силу победы, тревожимое внутри честолюбивыми и страстными домогательствами, подверженное беспрестанным и неизбежным переменам в правах на недвижимое имущество, населенное отступниками от всех религий и искателями приключений всех стран, постоянно посещаемое паломниками, среди которых были великие грешники, не возвысившиеся до любви к добру, — королевство это, вновь созданное, в котором царил беспорядок, свойственный только что покоренным странам, нуждалось в законодательстве, которое установило бы формы правильные и стойкие. К этому и стремился разумный Готфрид. Присутствие латинских властителей в Иерусалиме представилось ему счастливой случайностью, чтобы осуществить свои благие предприятия.

В назначенный день состоялось торжественное собрание во дворце Готфрида, на горе Сионской. Князья, бароны, люди самые просвещенные и преданные религии установили законоположение, которое и было сложено во храме Гроба Господня и получило название Иерусалимских ассиз.

Тут были приведены в порядок и определены взаимные обязательства государя, властителей и подчиненных; но внимание законодателей было обращено только на носящих оружие, так как война была главным делом этого государства. Что же касается людей простого звания, земледельцев и военнопленных, то о них только слегка упоминалось; на них смотрели только как на собственность. Стоимость сокола была та же, что и стоимость раба, а боевой конь ценился вдвое дороже простолюдина или пленника. И лишь религия приняла на себя обязательство покровительствовать этому несчастному разряду людей.

Учреждены были три судилища, так чтобы все жители государства подлежали суду себе равных. В Иерусалимских ассизах видны следы грубости того древнего времени; тем не менее, в них можно усмотреть постановления, изобличающие высокую мудрость законодателей. Это законодательство, удержавшееся дольше самого Латинского государства, было благодеянием для Святой земли и образцовым учреждением для Запада, находившегося еще в варварском состоянии!

Полезные подвиги в прииорданских странах возвысили славу Готфрида; король Иерусалимский был занят покорением укрепленных местностей в Палестине, остававшихся еще подвластными исламу, когда смерть похитила его у любящего его и уповающего на него христианского населения. Он скончался, поручив товарищам своих побед честь Креста и благосостояние государства. Останки Готфрида были преданы погребению близ Голгофы, в церкви Воскресения. Освободитель Святого Гроба удостоился могилы возле Гробницы своего Господа. Готфрид был великим полководцем, и если бы смерть не свергла его так рано с престола Давидова, то история причислила бы его к величайшим из государей.

Он соединял в себе тройное могущество: меча, мудрости и добродетели. Письменные свидетельства наших героических времен не представляют имени более славного, чем имя Готфрида. Мы имели честь прикоснуться к мечу его, до сих пор сохраняемому во храме Святого Гроба, и это воспоминание восхищает нас в то время, как мы воспроизводим благородную жизнь первого латинского короля в Иерусалиме.

Патриарх Даимберт, в качестве папского легата, первый выступил для принятия наследия Готфрида. Бароны отвергли такие притязания. Даимберт написал Боэмунду, князю Антиохийскому, призывая его на помощь иерусалимской церкви; но вскоре узнали, что Боэмунд, потерпевший поражение от турок в северной Сирии, задержан в плену.

Подвиги Балдуина Бурского

Престол Иерусалимский следовало занимать воину. Балдуин, граф Эдесский, призван был наследовать своему брату, но он уступил свои права двоюродному брату, Балдуину Бурскому. Балдуин выступил в Иерусалим с 400 человек конницы и с 1000 человек пехоты. На берегах Финикийского моря, в трех милях от Бейрута, при устье реки Лик, брат Готфрида подвергся нападению эдесского и дамасского эмиров, предупрежденных о его прохождении молвой или предательством. Христианским воинам пришлось бороться с неприятелем, значительно превосходившим их численностью, и только мужество и благоразумие помогли спасти их от гибели.

Балдуин вступил в священный город, приветствуемый радостными восклицаниями толпы. Поддерживаемый одобрением баронов и большей части духовен-ства, Балдуин не обращал внимания на Даимберта, который, протестуя против избрания нового короля, удалился на гору Сион, снедаемый честолюбием и гневом.

Владычество латинян в Иерусалиме должно было быть постоянной битвой и Балдуин этого не забывал. Едва вступив на престол священного города, он предпринял поход против мусульман в сопровождении небольшого войска. Он явился перед стенами Аскалона, но гарнизон заперся там в укреплениях города. Так как наступившие холода препятствовали начать осаду города, он ограничился тем, что разорял его окрестности. Потом Балдуин направился на Хеврон, следуя по бесцветным берегам Содомского моря, и проник в Аравию до Моисеева источника.

С набожным восторгом созерцали христианские воины все эти места, полные воспоминаниями Священного писания. По возвращении в Иерусалим Балдуин нашел патриарха Даимберта в более благосклонном расположении; он принял помазание на царство в Вифлееме, так как не хотел возложить на себя золотой венец в виду Голгофы.

Танкред не забыл несправедливостей Балдуина под стенами Тарса. Он отказывался признать его королем. Желая положить конец роковой ссоре, Балдуин снизошел до просьбы, чтобы победить гордость Танкреда; князья имели свидание в Кайфе, и при этом они помирились и обняли друг друга. Между тем, Танкред был призван управлять Антиохией, которая оставалась без правителя со времени пленения Боэмунда; он предоставил Гуго де Сен-Омеру город Тивериаду и княжество Галилейское.

Балдуин предпринял новые набеги на врагов Креста; он перешел через Иордан, разогнал аравитянские племена и собрал с них богатую добычу. Каждый месяц, каждую неделю прибывали в Иерусалим европейские христиане, привлекаемые известием о завоевании священного города. Немного воинов было при Балдуине, и пот ому он предложил генуэзским паломникам, прибывшим в Сирию на кораблях, последовать за ним в его нападениях на неверных; он обещал им третью долю добычи и улицу в каждом завоеванном городе, которая будет называться Генуэзской.

Генуэзцы приняли это предложение, и тогда началась осада Арсура, который открыл перед ними свои ворота. После того христиане направились в Кесарию; Христианский отряд не замедлил ворваться в укрепленный город. Жажда добычи была поводом к варварским действиям. Многие сарацины проглатывали золотые монеты и драгоценные камни, чтобы укрыть их от победителей; воины распарывали животы всем мусульманам, которые им попадались; кровь лилась потоками в мечетях и на улицах. Генуэзцы похвалялись, что на их долю добычи досталась та самая чаша, которая употреблялась на Тайной Вечере. В Кесарию был поставлен латинский архиепископ.

Аскалонские мусульмане, которые с давних пор уже не осмеливались выступать из убежища своих укреплений, попытались напасть на Рамлу. Балдуин во главе 300 всадников и 900 человек пехоты выступил против египетского войска, которое было в десять раз многочисленнее христианского. Во время решительного боя иерусалимский государь воодушевлял своих рыцарей и воинов, напоминая им, что они сражаются во славу Иисуса Христа. «Нет спасения в бегстве, — прибавил он, — так как Франция очень далеко, а на Востоке нет убежища для побежденных». Балдуин выиграл битву; поля вокруг Рамлы и дороги, ведущие к Аскалону, были свидетелями поразительных подвигов. Король Иерусалимский вступил в Яффу с победоносными знаменами.

Вскоре после того пришлось снова сразиться с египетским войском, вышедшим из Аскалона. Остатки трех армий, разбитых в Малой Азии, пришли незадолго перед тем в Палестину. Извещенный о выступлении неприятельского войска, Балдуин, не употребив достаточно времени, чтобы собрать всех своих воинов, поспешил навстречу египтянам с немногими рыцарями, прибывшими из Европы. В этой-то битве погибли Стефан, граф Блуаский и герцог Бургундский.

После поразительных подвигов мужества Балдуин скрылся в травах и кустарниках, покрывающих поле. После нескольких новых битв, в которых мусульмане потерпели поражение и были рассеяны, иерусалимский король возвратился в священный город, где его уже почитали умершим.

В это время, по свидетельству истории, христианские колонии были в тревожном положении вследствие разлада между их начальствующими лицами. При осаде Харрана Боэмунд, получивший свободу, Танкред, Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский, уверенные в скором завоевании этого богатого города Месопотамии, начинают спорить о том, кому достанется владеть им, но в это время совершенно неожиданно нападают на них полчища мусульман, прибывших из Мосула и Мардина. Балдуин Бурский и Иосцелин Куртнейский попадают в плен; Боэмунд и Танкред, ускользнув от резни, возвращаются в Антиохию в сопровождении всего шести всадников. Боэмунд задумал поехать в Европу, чтобы набрать там новое войско и напасть на греков, которыми были недовольны завоеватели Святой земли.

Встреченный в Риме как доблестный защитник Креста, принятый французским двором как самый блестящий из рыцарей, он воспламенил во всех сердцах порыв к священной войне. Многочисленная армия восстала по его призыву. Вступив во владения греческой империи, он осадил город Дураццо, но после бесплодной осады заключил унизительный для него мир с византийским императором, которого хотел свергнуть с престола, и умер от отчаяния в своем Тарентском княжестве. Иосцелин же и Балдуин Бурский возвратились в свои княжества не прежде, чем пробыв в Багдаде в плену в продолжение пяти лет.
Король Иерусалимский, стремясь к расширению своих владений, заботился о подчинении укрепленных приморских местечек в Палестине, так как через них удобнее было получать помощь и достигать скорейшего сообщения с Западом.

Балдуин, с помощью генуэзцев, осадил город Акру, который сдался после 20 дней сопротивления. Этот город служил тогда, как и теперь, ключом к Сирии. Триполи также подчинился власти христиан и был возведен в графство. Другие прибрежные города Сирии — Библ, Сарепта, Бейрут — были присоединены к королевству Иерусалимскому. После этих завоеваний пизанцы и генуэзцы возвратились на Запад. В это время прибыли в Палестину 9000 норвежцев под предводительством Сигура, сына Магнуса, норвежского короля; Балдуин получил от них обещание содействовать ему в поддержании и распространении королевства, и с их помощью король Иерусалимский осадил Сидон, который, после шестинедельного сопротивления, открыл перед христианами своих ворота.

Годы 1113, 1114, 1115 были несчастливы для королевства Иерусалимского. Нахлынувшие с берегов Евфрата и Тигра мусульманские полчища опустошили Галилею; аскалонские и тирские мусульмане разорили окрестности Наплусы; ураганом пронеслись все эти полчища и, подобно урагану, внезапно исчезли. Тогда другие бедствия обрушились на христианские владения: саранча, налетевшая из Аравии, опустошила палестинские поля; голод распространился по всему графству Эдесскому и княжеству Антиохийскому, землетрясения превратили в развалины многие местности начиная от Тавра до пустынь Идумейских.

Успокоившись относительно Багдада и Сирии, Балдуин задумался о подчинении Египта, войска которого уже столько раз были рассеяны его оружием. В сопровождении избранных воинов он переходит через пустыню, настигает врасплох и разграбляет город Фараму, расположенный на берегу моря, близ развалин древнего Пилусия; но, возвращаясь оттуда с богатой добычей, король занемог в Эль-Арише и скончался к величайшему горю своих спутников. Последними словами его были мольбы и увещания жить для защиты королевства Иерусалимского. Умирающий король просил также своих товарищей не покидать его останков на неприятельской земле, но перенести в священный город и похоронить возле могилы его брата Готфрида.

Золотые годы Иерусалимского королевства

Царствование Балдуина, продолжавшееся 13 лет, представляет одно из любопытнейших зрелищ в истории. Ежегодно огромный иерусалимский колокол возвещал о нашествии сарацин, и древо Животворящего Креста, предшествовавшее воинам-пилигримам, не могло покоиться неподвижно во храме Святого Гроба. Сколько было опасностей, сколько битв произошло в это царствование!

Сколько раз королевство Иерусалимское совсем погибало и было спасаемо только благодаря чудесам храбрости своего хранителя! Военная добыча составляла главный источник доходов Балдуина, и когда мир продолжался несколько месяцев или война была неудачной, то государственная казна оказывалась пустой. Но с малыми средствами Балдуин постоянно совершал великие дела.
Какой деятельностью обладал этот воинственный гений! Во время Первого Крестового похода Балдуин навлек на себя ненависть за свой честолюбивый и гордый нрав; сделавшись королем Иерусалимским, он отличался великодушием; не было в латинских владениях более неусыпного охранителя, более неустрашимого защитника: меч Балдуина, единственный скипетр, который он когда-либо держал в руках, улегся в ножны только в тот день, когда король латинский сам был положен в могилу

Источник — Компиляция на основе книги Жозефа Мишо. «История крестовых походов.» Выложил — Мэлфис К.

Иерусали́мское короле́вство было христианским королевством, возникшим в Леванте в 1099 после завершения Первого Крестового похода. Оно было уничтожено в 1291 с падением Акры.


Основание и ранняя история


Королевство было создано после захвата крестоносцами Иерусалима в 1099. Готфрид Бульонский, один из лидеров Первого крестового похода, был избран первым королём. Он отказался принять этот титул, не желая носить королевский венец там, где Спаситель носил терновый; вместо этого он принял титул Advocatus Sancti Sepulchri («Защитник Гроба Господня»). Годфрид умер в следующем году, его брат и наследник, Балдуин I, не был столь благочестив и сразу принял титул «Король Иерусалима».


Балдуин удачно расширил королевство, захватив портовые города, Акра, Сидон и Бейрут, а также утвердив свой сюзеренитет над государствами крестоносцев на Севере — графством Эдесса (им же основанном), княжеством Антиохия и графством Триполи. При нём увеличилось количество жителей — латинян, пришедших с Арьергардным крестовым походом, а также появился латинский патриарх. Итальянские города-государства (Венеция, Пиза и Генуя) начали играть важную роль в королевстве. Их флот участвовал в захвате портов, где они получали cвои кварталы для торговли.


Балдуин умер в 1118 и не оставил наследников, его преемником стал его кузен Балдуин де Бурк, граф Эдессы. Балдуин II также был способным правителем, и, хотя он несколько раз в течение правления попадал в плен к сельджукам, границы государства расширялись, а в 1124 был взят Тир.



Жизнь в королевстве


Новое поколение, родившееся и выросшее в Леванте, считало Святую Землю своей Родиной и негативно относилось к вновь приезжающим крестоносцам. Также, они часто были похожи на сирийцев, а не на франков. Многие знали греческий, арабский и другие восточные языки, женились на гречанках или армянках.


Как писал Фульхерий Шартрский: «Мы, жители Запада, стали жителями Востока; тот, кто был римлянином или франком, превратился здесь в галилеянина или обитателя Палестины; тот, кто проживал в Реймсе или Шартре, видит себя горожанином из Тира или Антиохии ».


Устройство во многом основывалось на феодальных порядках тогдашней Западной Европы, но с многими важными отличиями. Королевство располагалось на небольшой территории, земель, пригодных для сельского хозяйства, было немного. С древних времён в этом регионе вся экономика сосредотачивалась в городах, в отличие от средневековой Европы. Феодалы, владея землями, тем не менее предпочитали жить в Иерусалиме и других городах.


Как и в Европе, бароны имели вассалов, при этом являясь вассалами короля. Сельское хозяйство основывалось на мусульманском варианте феодальной системы — iqta (система наделов), этот порядок не был изменён. Хотя мусульмане (а также евреи и восточные христиане) преследовались в некоторых городах и не имели права жить в Иерусалиме, в сельских районах они жили как и прежде. «Rais», лидер общины, был своеобразным вассалом барона, владевшего землёй, а поскольку бароны жили в городах, общины имели высокую степень автономии. Они поставляли войскам королевства продовольствие, но не несли военной службы, в отличие от Европы; аналогично и итальянцы не несли никаких повинностей, несмотря на проживание в портовых городах. В итоге армия королевства была немногочисленной и состояла из франков — жителей городов.


Преобладание в области городов и присутствие итальянских торговцев привели к развитию экономики, которая была более коммерческой, чем сельскохозяйственной. Палестина всегда была пересечением торговых путей; теперь торговля распространилась и на Европу. Европейские товары, например, текстиль из Северной Европы появились на Ближнем Востоке и в Азии, тогда как азиатские товары транспортировались обратно в Европу. Итальянские города-государства получали огромную прибыль, что повлияло на их расцвет в следующие века.


Поскольку знатные сеньоры больше жили в Иерусалиме, чем в провинции, они имели гораздо большее влияние на короля, чем это было в Европе. Знатные бароны составляли Высший совет, одну из ранних форм парламента в Западной Европе. Совет состоял из епископов и влиятельных баронов, отвечал за выборы короля, предоставление денег королю, мобилизацию армий.


Недостаток войск в значительной степени компенсировался созданием духовно-рыцарских орденов. Ордена тамплиеров и госпитальеров были созданы в первые годы королевства и часто заменяли баронов в провинции. Их лидеры находились в Иерусалиме, жили в огромных замках и часто покупали земли, которые бароны не могли защитить. Ордена находились непосредственно под папским управлением, а не королевским; они были в значительной степени самостоятельны и не обязаны были нести воинскую повинность, однако, на деле, участвовали во всех главных сражениях.


Важными источниками информации по жизни королевства являются труды Вильгельма Тирского и мусульманского писателя Усамы ибн Мункыза.



Середина XII столетия


Балдуину II наследовала его дочь Мелисенда, которая правила вместе со своим мужем Фульком Анжуйским. Во время их царствования было достигнуто наибольшее культурное и экономическое развитие, символ которого — псалтырь Мелисенды, заказанный королевой между 1135 и 1143 годами. Фульк, знаменитый полководец, столкнулся с новым опасным врагом — атабеком Мосула Зенги. Хотя Фульк удачно противостоял Зенги в течение своего правления, Гийом Тирский критиковал его за плохую организацию охраны границ. Фульк умер на охоте в 1143. Зенги воспользовался этим и захватил графство Эдесса в 1146. Королева Мелисанда, ставшая регентом при своём сыне Балдуине III, назначила нового Манассе Д’Иерж, возглавившего армию после смерти Фулька. В 1147 в королевство прибыли участники Второго Крестового похода.


Встретившись в Триполи, лидеры крестоносцев, король Франции Людовик VII и король Германии Конрад III, решили атаковать дружественного королевству Эмира Дамаска, как наиболее уязвимого противника, несмотря на договор между Дамаском и Иерусалимским королевством. Это было полным противоречием советам Мелисанды и Манассе, считавшим главным противником — Алеппо, победа над которым давала возможность вернуть Эдессу. Крестовый поход закончился в 1148 полным провалом. Мелисанда управляла страной как регент, пока Балдуин III не сверг её правительство в 1153, но уже в следующем году Балдуин назначил её регентом и главным советником. Балдуин III отобрал Аскалон у Фатимидов, последний египетский аванпост на палестинском побережье. В то же время общее положение крестоносных государств ухудшилось, так как Нур-Ад-Дин захватил Дамаск и объединил мусульманскую Сирию под своей властью.


Балдуин III умер в 1162, на год позже своей матери, ему наследовал его брат, Амори. Его правление сопровождалось противостоянием с Нур-Ад-Дином и коварными попытками не допустить захват Египта Саладином. Хотя и при поддержке византийского императора, Мануила Комнина, Амори провалил военную операцию против Египта. Амори и Нур-Ад-Дин умерли в 1174.



Бедствие и восстановление


Амальрику наследовал его молодой сын, Балдуин IV. С ранних лет он узнал, что он болен проказой. Балдуин, однако, доказал, что он является эффективным и энергичным королём и военным командующим.


Балдуин IV умер весной 1185, и Балдуин V стал королём.



Потеря Иерусалима и Третий Крестовый поход


Последующее падение Иерусалима по существу закончило первое Королевство Иерусалима. Захват города потряс Европу, приводя к Третьему Крестовому походу, который был начат в 1189, во главе с Ричардом Львиное Сердце и Филипом Августом (Фридрих Барбаросса умер в пути).


В 1192 Ричард Львиное Сердце стал посредником в достигнутом в дальнейшем соглашении, в силу которого маркграф Конрад Монферратский стал королём Иерусалимским, а Ги де Лузиньяну был предоставлен Кипр. В том же году Конрад пал от руки убийцы в Тире.


После гибели Конрада, на Изабелле женится его родственник Генрих II Шампанский.