Иностранные инвестиции по объекту вложения капитала. Виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции можно классифицировать по следующим признакам:

1) в зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала на реальные, финансовые и нематериальные. Реальные инвестиции – это вложения в какой-либо долгосрочный проект, связанный с приобретением существующих или новых производственных объектов реальных активов за границей, прямо и непосредственно участвующих в производственном процессе. Финансовые инвестиции – это обретение иностранных ценных бумаг или денежных активов, т.е. это вложения в финансовое имущество, приобретение долговых прав на участие в делах других фирм. Нематериальные инвестиции – это покупка концессий, торговых марок, патентов, лицензий и других нематериальных прав.

2) по формам собственности на инвестиционные ресурсы на: государственные, частные (негосударственные) и смешанные инвестиции. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции – это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещённые вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

3) в зависимости от характера использования на: предпринимательские, ссудные инвестиции. Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заёмной основе с целью получения процента.

4) в зависимости от объекта вложения инвестиций на: прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие инвестиции. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) представляют собой вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства. Портфельные инвестиции – это вложения иностранных инвесторов, связанные главным образом с вложением в ценные бумаги с целью получить или увеличить доходы в форме процентов, дивидендов или разницы биржевых котировок. К ним также относят вложения зарубежных инвесторов в облигации, векселя, другие долговые обязательства, государственные и муниципальные ценные бумаги. Прочие инвестиции представляют собой вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительств иностранных государств, кредиты международных финансовых организаций, прочие кредиты и т. п. /7/

Деление иностранных инвестиций на прямые, портфельные и прочие является наиболее распространенным в экономической литературе, поэтому данную классификацию следует рассмотреть подробнее.

Что касается прямых иностранных инвестиций, то отличительной чертой этого вида является их производственное назначение, долгосрочность способность обеспечить инвестору управленческий контроль над предприятием.

Закон «Об иностранных инвестициях в РФ» к прямым инвестициям относит: а) приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ; б) вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ; в) осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, таможенной стоимостью не менее 1 млн. руб.

Осуществление ПИИ возможно различными способами, главными из которых являются: а) учреждение на территории другой страны компании, полностью принадлежащей иностранному инвестору; б) покупка существующих фирм за рубежом; в) привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции; г) создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны; д) создание совместных предприятий с различной долей иностранного участия, в том числе путем продажи иностранным инвесторам акций российских акционерных обществ.

Прямые инвестиции имеют приоритетное значение, поскольку они оказывают существенное воздействие на национальную экономику и международный бизнес в целом. Роль ПИИ заключается: 1) в способности активизировать инвестиционные процессы в силу присущего инвестициям мультипликативного эффекта; 2) в содействии общей социально-экономической стабильности, стимулировании производственных вложений в материальную базу; 3) в сочетании переноса практических навыков и квалифицированного менеджмента с взаимовыгодным обменом ноу-хау, облегчающим выход на международные рынки; 4) в активизации конкуренции и стимулировании развития среднего и малого бизнеса; 5) в способности при правильной организации, стимулировании, размещении ускорить развитие отраслей и регионов; 6) в содействии росту занятости и повышению уровня доходов населения, расширения налоговой базы. /7/

К иностранным инвесторам в Российской Федерации относятся:

Иностранные юридические лица; иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, гражданская правоспособность которых определяется в соответствии с законодательством государства, в котором они учреждены, и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Иностранные граждане, гражданская правоспособность и дееспособность которых определяются в соответствии с законодательством государства их гражданства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Лица без гражданства, которые постоянно проживают за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства их постоянного места жительства и которые вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Международные организации, которые вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации;

Иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами.

Иностранными инвестициями признается вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной валюте и валюте Российской Федерации), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Классификация иностранных инвестиций по видам аналогична классификации отечественных инвестиций. В законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержится определение прямых иностранных инвестиций, к которым относятся приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации; вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории Российской Федерации; осуществление на территории Российской Федерации иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования.

Прямые иностранные инвестиции в РФ связаны, как правило, с непосредственной производственной деятельностью иностранных инвесторов -инвестиции в строительство объектов, добыча полезных ископаемых, создание юридических лиц, в том числе совместных иностранно-российских компаний. Совместные компании могут создаваться также путем приобретения иностранными инвесторами ценных бумаг российских компаний. Сделки, совершаемые на рынке ценных бумаг, включая и операции с корпоративными ценными бумагами, не всегда могут рассматриваться как портфельные инвестиции. В частности, сделки с ценными бумагами, результатом которых является приобретение права контроля над компанией-эмитентом, относятся к прямым инвестициям.

Приобретение миноритарного пакета - 10%-ной доли в капитале акционерного общества - может обеспечить ее владельцу контроль за управлением этим обществом лишь при определенных условиях.

В соответствии с обычной практикой регулирования акционерных обществ признается, что при достаточно большой распыленности акционерного капитала (при избытке миноритарных акционеров) достаточно обладать 10%-ным пакетом акций, чтобы иметь право решающего голоса на общем собрании акционеров, а следовательно, иметь возможность контролировать принятие решений этим высшим органом управления акционерным обществом. Однако российское законодательство (как и законодательство других стран) не связывает приобретение 10%-ной доли в капитале с приобретением безусловного права контроля над компанией-эмитентом.

Закон относит к прямым иностранным инвестициям также деятельность по открытию филиалов, связанную с реальным вложением капитала иностранного юридического лица в основные фонды филиала, создаваемого на российской территории.

К прямым иностранным инвестициям, осуществляемым на основе договора, в зарубежной инвестиционной практике относят также договоры концессии и соглашения о разделе продукции, получившие широкое распространение в области добычи полезных ископаемых. Закон об иностранных инвестициях не касается прямых иностранных инвестиций указанных видов.

По своей правовой природе и соглашение о разделе продукции, и договор концессии являются гражданско-правовыми (или договорными формами) государственной гарантии. Вступая с иностранным инвестором в договор концессии или заключая соглашение о разделе продукции, государство (в лице уполномоченного органа) устанавливает гарантии, предоставляемые иностранному инвестору. Необходимость включения в договор в качестве одного из существенных условий государственных гарантий объясняется тем, что в данном случае прямые инвестиции, как правило, связаны со значительными по объему инвестициями, с длительным сроком окупаемости инвестированных средств и высоким уровнем риска их потери или убытков.

Определения прямых инвестиций, которые содержатся в международных документах, включают инвестиции, осуществляемые на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, иных договоров, предполагающих длительные международные экономические связи (совместную деятельность), а также совместное участие сторон договора в прибылях как результатах совместной деятельности.

Современное законодательство стран с развитыми рыночными отношениями, как правило, не содержит закрепленного в законе определения термина «инвестиции», что связано с общепринятым отношением к этому понятию как к обозначению экономического явления, отражающего различные способы вложений капитала в основном в рамках частного сектора экономики. Под инвестициями подразумевают использование доходов для увеличения основных фондов предприятий, приобретение или продажу инвестором средств производства в натуральной форме. Инвестор (в экономическом понимании этого термина) выступает как субъект, использующий капитал (собственник ценных бумаг), так и источник финансирования (собственник прямых капиталовложений, в том числе и в их материальной, вещественной форме - машины, оборудование, транспортные средства, недвижимость или в нематериальной форме - нематериальные активы, в том числе интеллектуальная собственность).

В зарубежной законодательной практике законы об инвестициях характеризуются тем, что только конкретные (частные, не общего порядка) правоотношения, возникающие между предпринимателями и связанные с вложениями иностранного капитала и принятием соответствующего риска, регулируются в режиме защиты прав инвесторов. Основными законами, которые регулируют инвестиционную деятельность в общем порядке, являются законы, относящиеся к сопредельным направлениям деятельности, - законы о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах и др., а также антимонопольное законодательство.

Понятию «инвестиции» в иностранной экономической литературе придаются различные оттенки, согласно которым можно определить, какие действия совершаются инвестором с целью вложения своего имущества в предпринимательскую деятельность того или иного направления. В зависимости от того, что является инвестициями или в какую сферу осуществляются инвестиции, различают реальные (т.е. нефинансовые), финансовые и «интеллектуальные инвестиции». Кроме этого, «производительные инвестиции», т.е. инвестиции в сферу производства средств производства товаров и услуг, иностранные экономисты соотносят с «непроизводительными инвестициями», т.е. с инвестициями для удовлетворения социальных потребностей (например, для строительства театра, стадиона, госпиталя или учебного заведения). Инвестиции всех перечисленных видов не связаны с особенностями инвестиций, как правового понятия, а лишь определяют область экономической деятельности, в которой они осуществляются.

Объектами капиталовложения выступают ценные бумаги, научно-техническая продукция, а также действующие предприятия и только создаваемые структуры всех отраслей хозяйствования.

Виды иностранных инвестиций

Согласно нормативным документам, принятым Конференцией ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), иностранные инвестиции классифицируют по ряду признаков. В соответствии с категорией вкладываемых активов выделяют:
  • нематериальные инвестиции — приобретение интеллектуального имущества, такого как лицензии, патенты;
  • финансовые инвестиции — покупка ценных бумаг, долговых обязательств страны и других ее денежных активов;
  • реальные инвестиции — финансирование разрабатываемых или уже внедренных проектов.
В зависимости от собственника финансовых средств иностранные инвестиции могут быть:
  • государственные. Выделяются из бюджета по решению правительства. Под эту категорию попадают внутренние гранты, кредиты и финансовая помощь другим государствам;
  • частные. Скупка национальных активов представителем зарубежного бизнеса;
  • смешанные. Проекты, финансируемые одновременно и государством, и частным инвестором.
По типу объекта финансирования выделяют следующие виды инвестиций:
  • Прямые. Покупка акций, ценных бумаг или облигаций при условии, что доля приобретаемого актива превышает 10% уставного капитала предприятия. Приобретение дает право инвестору участвовать в управлении финансируемой структурой.
  • Портфельные. Приобретение ценных бумаг предприятий в количестве до 10% уставного капитала организации.
  • Другие. К ним относят ссуды и кредиты, взятые у правительств других государств. Они составляют около 75% всех видов финансирования из-за рубежа.
Инвестиции можно разделить на:
  • краткосрочные (до одного года);
  • среднесрочные (от одного до трех лет);
  • долгосрочные (больше трех лет).
По типу прибыли выделяют ссудные и предпринимательские инвестиции. Первые предполагают заработок в виде процентов по выдаваемым кредитам, вторые — за счет дивидендов развиваемого бизнеса.

Права зарубежных инвесторов

Имущественные отношения сторон инвестирования регламентируются Федеральным законом № 106-ФЗ от 09.07.1999 и дополнениями к нему. Согласно положениям директивы, представитель зарубежного бизнеса, вложивший активы в национальную экономику, имеет право:
  • на компенсацию ущерба, причиненного по причине незаконных действий или бездействия государственных органов или должностных лиц, в рамках, установленных законодательством РФ;
  • свободно распоряжаться полученной прибылью после уплаты налогов и сборов.
Зарубежные инвестиции способствуют развитию экономики с минимальной финансовой нагрузкой на бюджет страны, и благоприятно сказываются на всех сферах хозяйственной деятельности вне зависимости от первоначального направления инвестирования.

Иностранными инвестициями являются все виды вложений имущественных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юри­дических лиц в объекты предпринимательской и других видов дея­тельности на территории Российской Федерации в целях получе­ния дохода, в том числе в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если они не изъяты из оборота или не ограничены в нем (деньги, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права и др.). Основными формами предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории России являются: представительство иностранной фирмы; заключение договора о совместной деятельности с иност­ранным партнером; создание совместного предприятия: приобре­тение иностранными инвесторами долей участия в предприятиях, акций и иных ценных бумаг.

В перечень основных объектов иностранных инвестиций вхо­дят:

Недвижимое и движимое имущество (здания, сооружения, обо­рудование и другие материальные ценности) и соответствующие иму­щественные права, денежные средства и вклады;

Ценные бумаги (акции, облигации, вклады, паи и др.);

Имущественные права;

Права на результаты интеллектуальной деятельности, часто опре­деляемые как права на интеллектуальную собственность;

Права на осуществление хозяйственной деятельности, предостав­ляемые на основе закона или договора.

Иностранные инвестиции можно классифицировать по различным критериям, самая общая их классификация представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1 - Классификация иностранных инвестиций

По отношению к отдельным странам следует различать зарубеж­ные (или заграничные) инвестиции, которые представляют собой вло­жения национальных экономических субъектов за рубежом, и иност­ранные инвестиции, т.е. вложения иностранных инвесторов в эконо­мику данной страны.

Выделяют текущие потоки инвестиций, т.е. капиталовложения, осуществляемые в течение одного года, и накопленные инвестиции - общий объем зарубежных (иностранных) инвестиций, накопленных к данному моменту времени. Новые потоки ежегодно приплюсовываются к накопленным объемам инвестиций.

Различаются также государственные и частные зарубежные (иност­ранные) инвестиции. Государственные инвестиции - это займы и кредиты, которые одно государство или группа государств предоставля­ют другим государствам. К ним относятся также государственные уча­стия в капитале смешанных предприятий, а также инвестиции государ­ственных предприятий.

Под частными понимаются инвестиции, которые осуществляют ча­стные экономические субъекты (частные предприятия, банки, отдель­ные граждане и т.д.) одной страны в экономику другой. Современные инвестиционные связи и потоки настолько сложны и многообразны, что нередко потоки государственных и частных инвестиций тесно перепле­таются между собой.

В зависимости от степени контроля над зарубежными компаниями инвестиции делятся на прямые и портфельные.

Прямые инвестиции - это инвестиции, которые обеспечивают инвестору эффективный контроль над заграничной коммерческой организацией. Международный валютный фонд (МВФ) дает следующее определение: «Прямые инвестиции - инвестиции, осуществляемые для участия в прибылях предприятия, действующего на иностранной терри­тории, причем целью инвестора является право непосредственного уча­стия в управлении предприятием».

Основными способами осуществления прямых инвестиций являются:

Создание за границей собственного филиала или предприятия, находящегося в полной (100%-ной) собственности инвестора; это так называемое инвестирование «с нуля»;

Финансирование деятельности зарубежных филиалов, в том чис­ле за счет внутрикорпорационных займов и кредитов, предоставляемых материнской компанией своему зарубежному филиалу;

Приобретение прав пользования землей (включая аренду), при­родными ресурсами и иных имущественных прав;

Предоставление прав па использование определенных техноло­гий, ноу-хау и др.;

Приобретение акций или паев в уставном капитале иностранной компании, обеспечивающих инвестору право контроля за деятельнос­тью предприятия (такие участия иногда называют мажоритарными);

Реинвестирование прибыли, полученной инвестором, в стране раз­мещения филиала или совместного предприятия.

В разных странах доля, дающая право контроля, определяется по-разному. В документах МВФ к прямым инвестициям относятся участия в капитале, составляющие не менее 25% уставного капитала, в Канаде, Австралии и Новой Зеландии -- не менее 50%, в странах Европейского союза - 20-25%, в США - 10%.

По российскому закону «Об иностранных инвестициях» (1999) к прямым инвестициям относятся:

Приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в ус­тавном капитале коммерческой организации, созданной или вновь со­здаваемой на территории РФ;

Вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юри­дического лица;

Осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.;

Реинвестирование прибылей, полученных на территории РФ.

Реинвестиции - капиталовложения в объекты предприниматель­ской деятельности, финансируемые за счет доходов или прибыли ино­странного инвестора, которые получены на территории принимаю­щей страны.

Определяющая роль прямых инвестиций для принимающих стран заключается в том, что вместе с ними в эту страну поступают не только капиталы (в материальной и нематериальной форме), но и новые техно­логии и опыт, передовые методы организации производства, труда и управления.

Портфельные инвестиции представляют собой вложения инос­транных инвесторов в приобретение акций или паев в уставном ка­питале компаний, не дающие права контролировать управление и вли­ять на коммерческую деятельность коммерческой организации; а так­же в другие ценные бумаги принимающих государств - облигации, государственные долговые обязательства и т.д.

Участия в уставном капитале, не дающие права контроля, иногда называют миноритарными; их доля должна быть ниже предела, установ­ленного для прямых инвестиций. В России такой предел составляет 10%.

В России в последние годы иностранный инвестор мог вложить сред­ства в следующие рублевые активы, которые входят в состав порт­фельных инвестиций:

Акции российских компаний; акции коммерческих банков; госу­дарственные краткосрочные облигации (ГКО); долгосрочные облига­ции федеральных займов (ОФЗ); долгосрочные облигации государствен­ного сберегательного займа (ОГСЗ);

Облигации местных органов власти; банковские депозиты в руб­лях.

Прямые инвестиции отличаются от портфельных следующими чер­тами:

а) они, как правило, имеют более долгосрочный и стабильный характер;

б) сумма этих вложения обычно выше;

в) инвестор подвергается более высокой степени долгосрочного риска;

г) они дают инвестору право контролировать или участвовать в управлении объектом инвестирования.

В международной (МВФ, Всемирного банка и т.д.) и национальной статистике существует категория прочих инвестиций, куда включаются:

Торговые кредиты (предварительная оплата импорта или экспор­та и предоставление кредитов для оплаты импорта и экспорта);

Различные кредиты, кроме торговых, полученные от инвесторов;

Кредиты, полученные от международных организаций - Все­мирного банка, МВФ, Международного банка реконструкции и разви­тия (МБРР), Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР);

Банковские вклады - валютные счета зарубежных инвесторов, например, в российских банках;

Двусторонние инвестиционные кредиты.

Для развивающихся государств и стран с переходной экономикой эта форма инвестиций имеет существенное значение.

К основным способам осуществления иностранных инвести­ций относятся:

Создание собственных филиалов или коммерческих организа­ций, полностью принадлежащих иностранным инвесторам;

Долевое участие в капитале совместных предприятий;

Приобретение или поглощение зарубежных предприятий;

Приобретение ценных бумаг (акций, облигаций и др.);

Предоставление займов и кредитов;

Приобретение имущественных прав, в том числе прав пользова­ния землей и иными природными ресурсами;

Осуществление операций но финансовому лизингу;

Реинвестирование прибыли;

Предоставление прав на использование новой технологии, ноу-хау и др.

В качестве вклада в совместное предприятие иностранный инвестор может предоставить, кроме денежных средств и иных вложений в ос­новные фонды совместного предприятия, и права интеллектуальной соб­ственности, которые могут выступать в виде патентов, лицензий и дру­гих документальных подтверждений вносимых имущественных прав.

Вклад инвестора, определяемый как права интеллектуальной соб­ственности, может принимать форму:

1) документального подтверждения вносимых прав (патентов, лицензий и др.);

2) оценки интеллектуального потенциала инвестора;

3) оценки творческих возможностей инвестора;

4) оценки лицензионного вознаграждения.

Лицензионное вознаграждение, выступающее в роли цены техноло­гии - это часть прибыли лицензиата. Как известно, использование тех­нологического преимущества обеспечивает предпринимателю получе­ние сверхприбыли. При продаже технологии лицензиар как бы продает свое право на получение этой сверхприбыли за некую ее долю. Такая доля прибыли называется роялти. При расчете ставки роялти обяза­тельно учитывается размер применяемых банками процентных ставок, т.е. лицензиар, продавая лицензию, стремится получать на нее такую же прибыль, положив которую в банк под действующие процентные став­ки, он мог бы получить доход, равный роялти.

В качестве оплаты прав на использование технологии может ис­пользоваться передача ценных бумаг (акций и облигаций). Данная фор­ма вознаграждения встречается в чистом виде или в комбинации с дру­гими формами примерно в 15% лицензионных соглашений. Чаще все­го при этом лицензиар получает от 5 до 20% акций лицензиата, в отдельных случаях эта доля доходит до 40%.

В ка­честве иностранного инвестора могут вы­ступать:

Иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно было учреждено и которое вправе осуществлять инвес­тиции на территории РФ;

Иностранная организация, не являющаяся юридичес­ким лицом, гражданская правоспособность которой определяется в со­ответствии е законодательством государства, в котором она была уч­реждена и которая вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

Иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дее­способность которого определяются в соответствии с законодательством государства его происхождения;

Лицо без гражданства, которое постоянно проживает за преде­лами РФ, гражданская правоспособность которого определяется в со­ответствии с законодательством государства его проживания;

Международная организация, причем не любая организация, име­ющая такой статус, а только та, которая имеет международный договор с РФ, в соответствии с которым ей предоставлено право осуществлять инвестиции на территории РФ;

Иностранное государство, которое имеет право осуществлять инвестиционную деятельность на территории РФ.

Как и любое другое сложное экономическое явление, вложения ино­странных капиталов могут оказывать на экономику принимающих стран как положительные, так и отрицательные воздействия. Как показывает международная практика, к положительным последствиям привлече­ния иностранного капитала можно отнести:

Увеличение объема реальных капиталовложений, ускорение тем­пов экономического развития и улучшение состояния платежного ба­ланса страны;

Поступление передовой иностранной технологии, организацион­ного и управленческого опыта, результатов НИОКР, воплощаемых в новой технике, патентах, лицензиях, ноу-хау и т.д.;

Использование местных сбережений для реализации прибыльных проектов;

Привлечение местных капиталов и укрепление местного финан­сового рынка за счет использования его ресурсов в производительных целях;

Более полное использование местных природных ресурсов;

Повышение уровня занятости, квалификации, производительнос­ти местной рабочей силы;

Расширение ассортимента выпускаемой продукции;

Развитие импортозамещающего производства и сокращение ва­лютных расходов па оплату импорта;

Расширение экспорта от поступления иностранной валюты;

Увеличение объема налоговых поступлений, позволяющее рас­ширить государственное финансирование социальных и др. программ;

Повышение уровня жизни и покупательной способности населе­ния;

Использование более высоких стандартов качества окружающей среды, расширение доступа к более чистой технологии, снижение об­щего уровня загрязнения окружающей среды;

Развитие инфраструктуры и сферы услуг;

Повышение доверия к стране, что позволит привлечь новых ино­странных инвесторов;

Усиление конкуренции в национальной экономике и снижение уровня ее монополизации;

Оздоровление социально-культурной обстановки в стране, рас­пространение международных стандартов не только в производстве, но и потреблении.

К отрицательным последствиям иностранных инвестиций относят­ся следующие:

Репатриация капитала и перевод прибыли в различных формах (дивидендов, процентов, роялти и др.), что ухудшает состояние платеж­ного баланса принимающей страны;

Увеличение импорта оборудования, материалов и комплектую­щих, требующее дополнительных валютных расходов;

Подавление местных производителей и ограничение конкурен­ции;

Усиление зависимости национальной экономики, угрожающее ее экономической и политической безопасности;

Игнорирование иностранными инвесторами местных условий и особенностей;

Возможная деформация структуры национальной экономики;

Упадок традиционных отраслей национальной экономики;

Усиление социальной напряженности и дифференциации (в част­ности, за счет более высокой оплаты труда на иностранных предприя­тиях);

Ослабление стимулов для проведения национальных НИОКР вследствие ввоза иностранной технологии, что, в конечном счете, мо­жет привести к усилению технологической зависимости;

Ухудшение состояния окружающей среды в результате перевода в страну «грязных» производств и хищнической эксплуатации местных ресурсов;

Негативное воздействие на социально-культурные условия, свя­занное с игнорированием национальных традиций, особенностей и т.д., с насаждением чуждых национальной культуре стандартов, ценностей и форм организации производства, потребления, образа жизни и др.

Разумеется, все перечисленные выше положительные и отрицатель­ные последствия привлечения и проникновения иностранных капиталов в экономику принимающих стран не реализуются автоматически, а су­ществуют лишь в потенции.

Иностранные инвестиции – это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли.

Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные).

Прямые инвестиции – это создание совместных предприятий и предприятий, на 100 % принадлежащих иностранным инвесторам. Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием.

Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т. е. на капитал, вложенный в эти предприятия).

В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа – национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций 1985 г.

В соответствии с Вашингтонской конвенцией при МБРР был учрежден МЦУИС. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства (гл. IV). В целях избежание споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.

Более действенный способ защиты иностранных инвестиций – это страхование. Сеульская конвенция предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций.



Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений – обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков. В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (Российская Федерация заключила более 30 подобных соглашений – с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).

Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США)

В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях. К ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.

Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Однако в современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции.

В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные ФЗ от 30.12.1995 № 225-Фз «О соглашениях о разделе продукции», от 09.07.1999 № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» и др., отдельные отраслевые законы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Во многих субъектах РФ принято собственное инвестиционное законодательство.

Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, – деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация. Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов.

В российском законодательстве сохраняется право Российской Федерации на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры рассматриваться в российских правоприменительных органах. Естественны резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику.