Ульяновская епархия русской православной церкви. Отошел ко господу митрополит симбирский и новоспасский прокл

23 марта 2014 года на 71-м году жизни скончался глава Симбирской митрополии Высокопреосвященный митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл, сообщают в митрополии.

Утором 24 марта гроб с телом почившего Архипастыря был установлен в Воскресенско-Германовском соборе Симбирска (пер. Гоголя, 11). По предварительной информации, отпевание и погребение Митрополита Симбирского и Новоспасского Прокла будут совершены в среду, 26 марта 2014 года.

До последнего своего вздоха Архипастырь нес свое служение, возложенное на него Святой Матерью-Церковью. Помолимся и попросим у Бога, чтобы Он упокоил Своего верного служителя в вечных обителях небесных.

Митрополит Симбирский и Новоспасский Прокл (в миру Николай Васильевич Хазов) родился 10 октября 1943 года в Ленинграде в семье служащих.

В детстве, во время летних каникул Коля Хазов много времени проводил у своих бабушки и дедушки, которые жили в поселке Вырица, недалеко от Ленинграда. Бабушка, Мария Георгиевна и воспитала будущего Владыку в вере. Она была духовной дочерью ныне прославленного во святых старца Серафима Вырицкого. И это воспитание оказало решающее влияние на всю последующую жизнь.

Недалеко от дома, находился Петропавловский храм, куда Николай стал ходить приблизительно с 5 лет. Когда ему исполнилось лет двенадцать, он уже самостоятельно приходил в храм и по благословению настоятеля стал нести клиросное и алтарное послушания.

Благочестивый юноша любил посещать многие храмы северной столицы - Никольский Морской собор, являвшийся кафедральным для города Святого Петра, Преображенский храм. Но больше всего Николай любил Троицкий собор Лавры, то место, где впоследствии пройдет его рукоположение в епископский сан.

В советской школе Николаю Хазову удалось сохранить свою веру в Бога. Окончив школу, Николай поступил в Ленинградский техникум легкой промышленности. Родители хотели, чтобы он получил гражданскую специальность. После окончания техникума Николай год отработал на производстве, а в 1964-м году его призвали в ряды Советской армии, где он прослужил до 1967 года.

Имея достаточные познания, приобретенные отчасти самообразованием, отчасти во время регулярных посещений богослужений, Николай в 1970 году поступает сразу во второй класс Ленинградской Духовной Семинарии. Вместе с Николаем в 1970-м году 10 человек были зачислены сразу во второй класс Семинарии, из них пять промыслом Божиим стали архиереями.

Здесь, на вступительных экзаменах, произошла первая встреча Владыки с будущим Патриархом Кириллом. Иеромонах Кирилл (Гундяев), закончивший в том же 1970-м году Академию со степенью кандидата богословия, задал Николаю вопрос, который будущий митрополит Симбирский и Новоспасский запомнил: «Какие вы знаете Богослужебные книги?».

В семинарские годы духовником Николая Хазова становится известный петербургский священник - протоиерей Василий Швец (1913-2011).

В четвертом классе семинарии, в канун Рождественского Сочельника, 5 января 1973 года митрополитом Ленинградским и Новгородским Никодимом (Ротовым) Николай Хазов был пострижен в монашество с именем Прокл, в честь святителя Прокла, архиепископа Константинопольского. Через два дня, в праздник Рождества Христова, монах Прокл был рукоположен во диакона. 11 марта 1973 года иеродиакон Прокл был рукоположен во священника и назначен на свой первый приход - настоятелем Покровского храма в с. Козья Гора Ленинградской области.

В 1975 году иеромонах Прокл был переведен на служение в город Ленинград, где становится клириком Смоленского храма, рядом с которым находится могила блаженной Ксении Петербургской. В 1977 году иеромонах Прокл оканчивает курс Духовной Академии со степенью кандидата богословия за работу «Евангелие как основа нравственной жизни христианина». Выпускника Академии назначают настоятелем Спасо-Преображенского собора в г. Выборг. К Пасхе 1978 года он был возведен в сан игумена.

Владыка Митрополит вспоминал: В 1983 году у меня тяжело заболела мама, и меня снова перевели в Ленинград. Короткое время служил в храме села Сиверское, а затем настоятелем собора в честь Рождества Пресвятой Богородицы в г. Новая Ладога. Здесь я прослужил ровно 4 года от Покрова 1983-го до Покрова 1987-го года».

За усердное служение Церкви игумен Прокл был награжден орденом равноапостольного князя Владимира 3-й степени, а в 1984 году — крестом с украшениями. 10 сентября 1987 года постановлением Священного Синода игумену Проклу (Хазову), по возведении в сан архимандрита, определено быть епископом Тихвинским, викарием Ленинградской епархии.

17 октября 1987 года, в субботу 19-й седмицы по Пятидесятнице, по окончании Всенощного бдения, в Иоанно-Богословском храме Ленинградских Духовных школ состоялось наречение архимандрита Прокла во епископа Тихвинского. 18 октября 1987 года в Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Ленинграде состоялась хиротония архимандрита Прокла во епископа Тихвинского, которую возглавил митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

13 сентября 1989 года решением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода Русской Православной Церкви была возрождена Ульяновская епархия. Епископом Ульяновским и Мелекесским было определено быть викарию Ленинградской митрополии епископу Тихвинскому Проклу.

25 февраля 1998 года епископ Прокл возведен в сан архиепископа. В 2000 году владыка Прокл удостоен звания Почетного гражданина Ульяновской области. 17 июля 2001 года Священный Синод возвратил Ульяновской епархии историческое наименование и утвердил титул ее правящего архиерея «Симбирский и Мелекесский».

Решением Священного Синода от 26 июля 2012 года Владыке присвоен титул Симбирский и Новоспасский, он назначен главой новообразованной Симбирской митрополии. 1 августа 2012 года архиепископ Прокл возведен в сан митрополита.

С прекращением гонений на Церковь стали возрождаться приходы в Симбирске и других городах и весях Ульяновской области, строиться величественные соборы и небольшие сельские храмы, возрождаться монашеская жизнь в двух обителях нашего края, открываться воскресные и катехизические школы для детей и взрослых, стало возможным получение православного образования для педагогов, военнослужащих и всех желающих, миссия среди молодежи, в учреждениях культуры, социальное служение…

В крае, некогда считавшемся оплотом атеизма, Церкви возвращены многие святыни, среди них чудотворные Боголюбская и Жадовская иконы Пресвятой Богородицы. Ежегодно по области проходит крестный ход с Жадовским образом. Обустроено место явления Святителя Николая в р.п. Сурское. Причислены к лику святых блаженный Андрей Симбирский, преподобный Гавриил Мелекесский и многие другие новомученики и исповедники Симбирские.

Развивается миссия Церкви в информационном пространстве. Издается газета «Православный Симбирск», выходят приходские издания, действуют официальные сайты епархий Симбирской митрополии, открываются сайты приходов, в сети Интернет организован миссионерский проект «Батюшка онлайн».

Владыка Прокл всегда подчеркивал, что все это - труды всех православных священнослужителей и мирян Симбирской земли. Но без молитвенной поддержки Его Высокопреосвященства, без его мудрых слов, непосредственного участия во всех сферах церковного служения, эти усилия не могли бы принести столь обильные плоды.

Ульяновская область всегда выделялась тягой к православию и высоким уровнем духовной жизни. Ведь на ее территории расположено множество храмов и церквей, которые ежедневно посещает большое число прихожан.

Немало также мужских и женских монастырей, в стенах которых живут и молятся сотни послушников. Одним из шагов, направленных на повышения уровня духовности в области, стало создание Симбирской митрополии. В ее состав вошли сразу три епархии.

Цель создания

Была образована решением Священного синода в июле 2012 года. В ее состав вошли Мелекесская, Симбирская и Барышская епархии. Новая митрополия РПЦ располагается на территории Ульяновской области.

Она была создана для претворения в жизнь решения, принятого в 2011 году Оно заключается в том, что духовная жизнь должна активно развиваться не только в крупных, но и в небольших населенных пунктах. В настоящее время в составе недавно созданной Симбирской митрополии более 200 приходов, и, как показывает статистика, их число будет лишь расти.

По этой причине архиерей физически не способен посетить и тщательно вникнуть в жизнь каждого храма или церкви. Чтобы это исправить, и была образована Симбирская митрополия, которая включает в себя три епархии. Все они располагаются на территории Ульяновской области.

Барышская епархия

В состав Барышской епархии вошли, кроме одноименного, еще и Николаевский, Базарносызганский, Инзенский, Павловский, Старокулатский, Радищевский районы. Епископом был избран игумен Филарет, который возглавлял Жадовский мужской монастырь. Центром нового образования стал город Барыш.

Мелекесская епархия

Еще одной епархией Симбирской митрополии является Мелекесская. В ее состав вошли, кроме одноименного, также Новомалыклинский, Димитровоградский, Старомайнский, Сенгилеевский, Чердаклинский, Теренгульский районы.

В качестве центра новой епархии был выбран город Димитровоград. Именно в нем находится архиерей, который ее возглавляет.

Симбирская епархия

Третьей является Симбирская. Она состоит из областного центра - города Ульяновска, а также Сурского, Вешкаймского, Кузоватского, Карсунского, Майнского, Цильнинского, Новоспасского районов.

Все вышеперечисленные епархии и образуют Симбирскую митрополию. В ее состав входит вся Ульяновская область. Первым главой Симбирской митрополии являлся архиепископ Прокл. Он одновременно с этим исполняет обязанности руководителя Мелекесской епархии.

Деятельность

Симбирская митрополия уделяет большое внимание развитию духовности среди жителей Ульяновской области. Для этого проводятся всевозможные просветительские мероприятия, в которых принимают участие священнослужители и руководство епархий.

Большое внимание уделяется работе среди молодежи. Священнослужители делают все возможное, чтобы привить им веру в Бога, приблизить к православию, повысить их духовность. Для этого регулярно проводятся встречи с учащимися школ, вузов, колледжей и т.д.

При многих и монастырях работают воскресные школы, в которых обучаются не только дети, но и взрослые. Проводятся экскурсии в места, где жили святые Симбирской митрополии, такие как Гавриил Мелекесский. Для освещения деятельности епархий ежемесячно выпускаются газеты.

Много времени уделяют в митрополии деятельности в военных частях и колониях, расположенных на территории области. В них регулярно выезжают духовные лица епархий, которые проводят там богослужения. Благодаря этому не только повышается духовность людей, но и в лучшую сторону меняется образ их жизни. Они становятся добрее, стараются соблюдать все заповеди. Во многих колониях и военных частях имеются часовни, в которых всегда находится священнослужитель.

В Симбирской митрополии ежегодно на все большие православные праздники проводится крестный ход. В нем принимают участие не только духовные лица и прихожане епархий, но и многие жители области. Во время крестных ходов выносятся иконы и различные церковные реликвии, многие из которых - с мощами святых.

Скандал

Несмотря на то что Симбирская митрополия была создана сравнительно недавно, в ней уже успел разразиться громкий скандал. Он был связан с назначением нового митрополита. Получилось так, что Анастасия многочисленные прихожане, стоящие возле храма, встречали гневными криками. Из-за этого он быстро зашел в церковь, прикрывая лицо иконой и находясь под охраной казаков, которые не допускали к нему прихожан.

Подобное отношение связано с тем, что когда он возглавлял Казанскую митрополию, был замешан в громком скандале, связанном с обвинениями священников в сексуальных домогательствах. Также на этом фоне вспомнили и о многочисленных старых свидетельствах, в которых прямо указывается, что Анастасий является гомосексуалистом. К этому негативно отнеслась вся Симбирская митрополия. Скандал пока и не собирается утихать. К тому же стало известно, что Анастасий продолжительное время живет с молодым парнем.

Несмотря на то что точными доказательствами подобные обвинения не подкреплены, это бросает тень подозрения на Анастасия. Симбирские прихожане не в восторге от его назначения.

Тем не менее ожидается, что после создания новой митрополии духовная жизнь в Ульяновской области значительно активизируется. Для этого многое делается со стороны священнослужителей при полной поддержке местных властей.

В 2013 году несколько бывших выпускников Казанской семинарии обратились в Патриархию и Учебный комитет РПЦ с жалобами на проректора по воспитательной работе Казанской семинарии игумена Кирилла (Илюхина), сообщив о содомии (гомосексуальных отношениях) в семинарии. Вскоре в Казанской семинарии начала работу комиссия Учебного комитета Русской Православной церкви, возглавляемая протоиереем Максимом Козловым. После проверки игумен Кирилл был снят с должности проректора семинарии, а в 2014 году ректором семинарии вместо митрополита Анастасия был назначен игумен Евфимий (Моисеев). Недавно в интернете появился ролик о жизни семинаристов Казанской семинарии , набравший рекордное количество просмотров.

На заседании Священного Синода в июле 2015 года митрополит Анастасий был назначен правящим архиереем Симбирской епархии, а митрополит Симбирский Феофан был переведен в Казань. После этого два священника и группа мирян Симбирской епархии обратились с письмом к своему бывшему митрополиту Феофану с просьбой убедить митрополита Анастасия оправдать свое имя после прозвучавших ранее обвинений .

20 июля 2015 г., перед приездом митрополита Анастасия в Спасо-Вознесенский собор Симбирска, авторы письма, протоиерей Иоанн Косых и священник Георгий Рощупкин с группой верующих, собрались перед собором. Прибытие митрополита Анастасия в собор было встречено скандированием “Анаксиос” (недостоин по-греч.), затем собравшиеся проследовали в собор и продолжали скандирование “Анаксиос” во время богослужения.

Как пояснили затем протестующие священники, они требуют, чтобы митрополит Анастасий оправдался после всех озвученных обвинений. Протоиерей Иоанн Косых высказал точку зрения собравшихся:

«Мы не обвиняем владыку Анастасия, мы знаем, что в обществе об этом стали говорить. Об этом писали в прессе, в интернете, об этом очень много было статей». Потом священник сообщил, что после волны обвинений владыка Анастасий должен был или «очистить свое имя», или «уйти на покой и сказать: я не буду защищать свое имя, не хочу с ними воевать», иначе, по словам протоиерея Иоанна, вся епархия оказывается под содомским и гоморским наветом.

Митрополит Анастасий прибыл на новое место служения, прошел с Казанской иконой в алтарь собора и провел первое богослужение в храме, после которого обратился к молящимся со словом о протестах против его назначения.

«Я прислан сюда не своей волей, а изволением Святейшего Патриарха Кирилла и Священного Синода. Если я прослужил церкви 46 лет, то, наверное, если я недостоин был этого пастырского служения, Святейший Патриарх давным-давно прекратил бы мою пастырскую деятельность. Но благодаря Господу и Царице Небесной я несу это послушание уже 26 лет в архиерейском сане. Если кто-то бывал в Казани, то знает, какие прекрасные храмы, какие святыни находятся там.

Этот бесшабашный акт (протест священников у стен собора – прим.ред.) совершился из-за того еще, что в храм был принесен образ Казанской иконы Божией Матери, любимый образ последней настоятельницы Казанского-Богородицкого монастыря, которая в 1922 году была расстреляна прямо у стен Богородичного монастыря, и этот образ передавался верующими людьми, монахинями, которые сохранили его. Я взял его с собой, чтобы освятить образом Царицы Небесной святую землю и чтобы она стала покровительницей не только нашей, но и покровительницей всей земли.

Пусть Господь судит каждому по делам его. Но то, что совершилось, я думаю, найдет возмездие у Господа. Я не могу ничего сказать ничего в свое оправдание, потому я знаю, что ничего сказать нельзя. Мой духовный отец, отец Иоанн (Крестьянкин), у которого я воспитывался и много лет находился под его духовным руководством, по навету таких же людей понес наказание и 7 лет отбывал тюремное заключение. Я, слава Богу, услышал только такие анафематствования, которые прозвучали, я думаю, не от православных. Смысл нашей жизни – приобретение Царства Божиего, служение Господу, возрождение себя к вечной жизни. Если Господа нет в нашей жизни, если мы беснуемся, если мы кричим, если в нашей жизни нет святого, то далеки мы от Господа и тем более от Покрова Царицы Небесной, а я верю, что она всегда будет со всеми нами и не оставит нас в трудную минуту. Сегодняшний день, когда мы празднуем явление Казанской Божией Матери во граде Казани ознаменовался для меня таким испытанием.

Я надеюсь на вас, дорогие братья и сестры, что вы поддержите меня в трудную минуту и не дадите темным силам, чтобы они злобствовали в этом городе и не только в городе.

Но самое главное хотелось бы, чтобы Царица принесла свой мир в их души, возмущенные, не знаю, по каким причинам.

У нас есть только Господь, только Царица Небесная, а на земле есть Святейший Патриарх и Священный Синод. И никакие Кураевы, никакие кураевские последователи в конце концов не могут разрушить ту Церковь Христову, Которую Господь создал и сказал: «Я с вами до скончания века». И Церковь будет существовать несмотря на все происки дьявольские в лице вот таких темных лиц, которые, к сожалению, живут на нашей земле».

Правмиру удалось получить комментарий помощника Митрополита Анастасия иеромонаха Филарета (Кузьмина) :

О письме клириков

Иеромонах Филарет

– Там говорится об одном из канонов, который, насколько я помню истолкование канона Вальсамоном, вообще утратил силу, в связи с некоторыми новеллами, которые не ограничивают срок судопроизводства. Поэтому о годичности говорить не приходится.

Второе: я считаю, что в современном мире человек, который выдвигает обвинения, должен их доказать, а не обвиняемый должен оправдываться. В нашем случае, митрополиту, мне оправдываться не в чем. Хотя обвинений у того же Андрея Вячеславовича (Кураева – прим.ред.) достаточно, благо, у человека, видимо, фантазия работает хорошо. Митрополиту Анастасию не в чем оправдываться. Нет смысла доказывать, что он – не верблюд. Один раз скажет, второй – любого человека можно обвинить, а он потом пусть оправдывается. Я считаю, что это в корне неправильно, вообще, создание этого прецедента – это неправильно.

О протесте священников

– Насчёт того, что было учинено: я в этом городе первые сутки пребываю, поэтому могу ссылаться только на других людей. В частности, вчера вечером один из местных блогеров опубликовал свою замечательную заметку о том, что на этом – не знаю, как назвать, – митинге, акции, – присутствовали профессиональные митингующие, которые здесь, в Ульяновске, часто на таких мероприятиях принимают участие. Их целенаправленно привезли, отвезли на автобусах. Их задача была – записать этот видеоролик с шабашем, который они устроили в стенах святого храма. Они это записали, тут же выложили в сеть, а дальше вы сами прекрасно знаете.

Заблаговременно, дня за два, сюда приезжал новый секретарь епархии, иерей Дмитрий Фомин, который встречался с этим отцом Иоанном и предложил ему решать всё так, как должно решаться в Церкви: если у тебя есть претензии, то обращайся в церковный суд, и как решит суд, так и будет. Отец Иоанн предпочёл иной метод, который, с моей точки зрения, является контрпродуктивным и, более того, разрушающим и церковное единство, и, наверно, самое главное – души тех верующих людей, которые пришли в храм помолиться перед образом Казанской иконы Божией Матери.

Всё хочется решить мирно, в рамках канонического права, а не запретами. Если бы эти священники пришли поговорить! А то ведь невозможно: этот ор постоянный, крик и съёмки. Приехавший секретарь предлагал отцу Иоанну обратиться в церковный суд, сказал, что поддерживает это начинание, но только если будут доказательства.

Вчера, после богослужения, я видел своими глазами: верующие плачут, просят простить за то, что такая встреча была, такое поведение. Верующие, на самом деле, по-доброму отнеслись к назначению, общаются очень хорошо. Сегодня после литургии люди долго прикладывались ко кресту у владыки, потому что каждый что-то рассказывал, общался – верующие люди и ведут себя, как верующие. А то, что случилось, это, конечно, не майдан – я не могу такие слова произносить, – но что-то, не относящееся к Церкви, к общине.

Журналистские неточности

– У меня к журналистам всегда много претензий: вчера, например, один из местных порталов писал, что митрополит Анастасий с сердечным приступом покинул храм, богослужение было прервано и так далее. Ничего подобного не было.

Другой человек пишет, что в храме осталось десять человек. Вы возьмите фотографии – там далеко не десять человек.

И сегодняшнее богослужение по меркам местного города посетило достаточное количество человек. Я не могу сказать, что их мало. Мы, например, в Казани привыкли, что в этот день приходит тысяч десять человек – крестный ход, богослужение. Здесь я спросил духовенство: сказали, нет, нормальная практика.

Об оправданиях

– Я знаю, как у нас всякое слово воспринимается некоторыми известными блогерами – бессмысленно что-то говорить. Когда у меня ещё хватало внутренних сил читать такое: «Казань с радостью восприняла известие…» – вы зайдите на «Православие в Татарстане», на отзывы людей посмотрите, какой это резонанс вызвало, люди действительно плакали. Письма до сих пор приходят – сегодня приехала православная молодёжь, привезла из Казани письма в поддержку архиерея. А в интернете всё пишут ровно наоборот, всё, что бы ты ни сказал, ни сделал – будет истолковано не так.

Самое главное: мне хочется, чтобы прозвучали эти слова: ждать оправданий от человека, который на основании домыслов поливается грязью, не стоит – не в чем ему оправдываться».

Правмир продолжает следить за развитием событий в Симбирской митрополии и просит читателей сугубо молиться о достойном разрешении ситуации.