Поиск презентаций. Проект по географии на тему "Роль воды как источника жизни на Земле" (5 класс) Этап оформление мини-буклета по своему заданию

Примерные темы проектно- исследовательских работ по курсу география:

6 класс

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Количество воды на Земле - величина постоянная или переменная?

3. Как среди неживой природы зародилась жизнь?

4. Почему облачная погода бывает часто, но дождь идёт не всегда?

  1. Имеет ли вода возраст?
  2. Куда текут реки?
  3. Почему одни озёра пресные, а другие соленые?
  4. Мы спасаем гидросферу или себя?
  5. Если мы пьём ту же воду, в которой плескались динозавры, то зачем её беречь?
  6. Может ли вулкан начать извергаться в моём дворе?
  7. Как меняются воды суши в пространстве и во времени?
  8. Какой тип гор является лучшей площадкой для строительства?
  9. Существуют ли правила поведения в природе?

14. Куда текут реки нашей области?

7 класс

  1. Пустыня- закономерность или аномалия на лике земли?
  2. Как повлияли исследования раннего периода на развитие Америки и их родных стран?
  3. Что такое экосистема и почему это должно меня заботить?
  4. Почему озеро Чад, являясь бессточным, имеет пресную воду?
  5. Как географическая карта помогает медикам в борьбе с болезнями?
  6. Плавают ли материки?
  7. Бывают ли географические закрытия?
  8. Как проявляется влияние природных условий на характер жилищ человека? (В том числе в нашем регионе)
  9. Как проявляется влияние природных условий на характер питания человека? (В том числе в Ростовской области)
  10. Являются ли горы этнографическими рубежами?
  11. Создание морских городов - утопия или жизненно-необходимый проект?
  12. Стоит ли спасать тропические леса?
  13. Как природные условия повлияли на занятия человека? (В том числе в нашем городе).
  14. Как люди и животные живут в тропических лесах и как они могут лучше всего сосуществовать?

8 класс

  1. Зависит ли менталитет народа от природных условий?
  2. Есть ли необходимость создавать в зоне тундры заповедники?
  3. Как спасти Азовское море от натиска человека?
  4. Что происходит в Западной Сибири - освоение или разорение?
  5. Система водохранилищ на Волге - решение энергетической проблемы или гибель реки?
  6. Как сохранить малые народы Севера с их уникальной культурой и образом жизни?
  7. Как проявляется влияние природных условий на характере жилья и пищи человека в нашей стране?
  8. Как погода влияет на меня?
  9. Почему Урал и Тянь-Шань имеют разную высоту, в то время как их складки образовались в одно время?
  10. Связаны ли стихийные природные явления с деятельностью человека?
  11. Оценка экологического состояния школьных помещений (санитарно- гигиенический аспект: запыленность, освещённость, уровень шума.)
  12. Выявление приоритетных загрязнителей и их влияние на качество жизни жителей города Семикаракорска.
  13. Экологическая оценка состояния воздуха, воды, почвы в микрорайоне школы.
  14. Существует ли связь между уровнем загрязнения окружающей среды и здоровьем населения в Семикаракорском районе.

9 класс

  1. Стоит ли России сокращать армию и военные расходы до американских?
  2. Нужны ли иностранные инвестиции промышленности России?
  3. Есть ли в России реальная возможность использования альтернативных источников энергии?
  4. РоАЭС - ядерный меч или панацея от энергетического кризиса?
  5. Воды сибирских рек в Центральной Азии: утопия или жизненно - важный проект?
  6. Похож ли мой город на город моей бабушки?
  7. Как улучшить здоровье и повысить уровень жизни населения Семикаракорского района?
  8. Важна ли для человека национальность?
  9. Государственная территория России - зло, проклятие страны и народа или благо?
  10. Как решить проблему загрязнения городов автомобильным транспортом?
  11. Как решить проблему обустройства русских переселенцев на территории России (Семикаракорского района)?
  12. Как изменить структуру экспорта России?
  13. Как человек меняя среду обитания, меняется сам?
  14. Зонален ли человек в обычаях, религии, во всей житейской обстановке?
  15. Как продолжительность жизни зависит от окружающей среды и образа жизни?
  16. Можно ли управлять миграционными процессами?
  17. Что лучше: жить на пособие по безработице или заниматься нелюбимой работой?
  18. Как адаптироваться сельскому жителю в крупном городе?
  19. Каким может быть проект возрождения сельских поселений Центральной России?
  20. Есть ли необходимость в ликвидации ВПК?
  21. Как взаимосвязаны красота ландшафтов и продовольственная проблема?
  22. Можно ли производить экологически чистые продукты и при этом накормить всё население?
  23. Как спасти природу Урала и сохранить здоровье людей?
  24. Проект создания в Калининградской области европейских курортов.
  25. Проект создания мирового центра туризма на Кавказе.
  26. Проект создания мировых курортов в районе Кавказских Минеральных вод.
  27. Не разрушаем ли мы природную кладовую, которая должна стать экономической базой будущего?
  28. Зачем предприятиям нашего города нужны очистные сооружения?
  29. Мониторинг изменения состояния здоровья жителей Семикаракорско

го района.

  1. Есть ли аномалии тяжелых металлов вдоль автомобильных магистра лей нашего города? Их влияние на наше здоровье.

10- 11 класс

1. Может ли 21 век стать веком старения населения?

2 . Мог ли быть другой путь освоения планеты, чем тот, который выбрало

человечество?

  1. Могли ли другие регионы земного шара вместо Европы выполнить роль открывателя мира и объединить его в единое целое?
  2. В каком направлении должна развиваться наука, чтобы найти противоядие от истощения природных ресурсов?
  3. Куда следует направить капиталовложения общества, чтобы сохранить планету и цивилизацию?
  4. Насколько правомерно проведение демографической политики? Не ущемляет ли она права личности?
  5. Каким вы видите демографический портрет планеты к концу 21 века?
  6. Какими возможностями для увеличения производства продуктов питания обладает современная наука?
  7. Что нас ждёт в будущем? (Сценарий третьего тысячелетия)
  8. Почему именно Атлантический океан стал «великим путём мировой торговли»?
  9. Почему Европа была и остаётся главным районом международного туризма?
  10. Как решить проблему загрязнения окружающей среды автомобильным транспортом? (В том числе в нашем городе.)

13. Как адаптироваться провинциальному жителю в крупном городе?


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Горные породы и минералы Карачаево-Черкесии Пример проекта для учащихся 6 класса Цели работыИзучить горные породы КЧР и выявить их роль для развития промышленности.Рассмотреть редкие и уникальные породы га территории КЧР. Магматические породыМедь.Цвет в свежем изломе светло-розовый, но быстро переходит в медно-красный, затем в красно-коричневый. Часто наблюдаются зеленые, бурые или черные налеты, а также бурая, желтая или пёстрая побежалость на поверхности. Нередко выделения самородной меди бывают покрыты зеленым (малахитовым), синим (лазуритовым) или черным (сульфидным) налетом продуктов изменения.Черта медно-красная, блестящая, с металлическом блеском.Непрозрачна, но в тончайших чешуйках просвечивает зеленым цветом.Блеск на свежем изломе - яркий металлическийТвердость 2,5-3 (режется ножом).Очень ковка, тягуча.Удельный вес 8,4-8,9. Серебро.Цвет в свежем изломе серебристо-белый, но чистый цвет самородного серебра в природе можно видеть лишь изредка, так как оно очень быстро покрывается черным или серым налетом.Черта - серебристо-белая с металлическим блескомБлеск - яркий, металлическийТвердость 2,5-3 (легко режется ножом)Плотность 9,6-12Удельный вес 10,1-11,1Ковкое, пластичное, вытягивается в тонкую проволоку, расплющивается в тончайшие листочки Кварц.Цвет разнообразен, нередко обусловлен тончайшими примесями других минералов; наиболее распространен серый. Молочно-белый цвет кварца в жилах связан с обилием мельчайших трещинок и наблюдается только вблизи дневной поверхности. В кристаллах нередко вершина и периферическая зона окрашены интенсивнее, чем центральные части.Блеск стеклянный, в сплошных массах иногда жирный.Излом неровный, раковистый.Твердость 7.Удельный вес 2,60 (молочно-белый) - 2,65 Кальцит.Большей частью бесцветен или молочно-белый. Благодаря примесям окрашен в светлые розовые, голубые, желтые, бурые и другие тона.Блеск стеклянный.Твердость 3.Хрупок.Удельный вес 2,6-2,8 Доломит.Происхождение экзо- и эндогенноеЦвет серовато-белый, иногда с желтым, буроватым или зеленоватым оттенком.Блеск стеклянный.Твердость 3,5-4.Удельный вес 2,8-2,9. Барит.Плотные, мелкозернистые или землистые агрегаты, выполняющие трещины и образующие рудоносные жилы, также натечные формы, сталактиты и др. В пустотах жил встречаются друзы кристаллов барита. Кристаллы таблитчатые, реже призматические и столбчатые.Минерал в чистом виде бесцветный водяно-прозрачный, благодаря примесям часто окрашен в серый, голубовато-серый, зеленоватый, желтый, мясо-красный или черный цвет.Блеск стеклянный, на плоскостях спайности - перламутровый.Твердость 3-3,5.Хрупок.Удельный вес 4,3-4,5. Шеелит.Назван по имени шведского химика К. В. Шееле (XVIII в.), который открыл присутствие вольфрама в этом минералеЦвет желтовато-серый, бледно-желтый, иногда имеет коричневатый, красноватый, оранжевый или зеленоватый оттенок; редко бесцветен или белый.Черта белая.Блеск стеклянный, жирноватый до алмазного.Прозрачный.Твердость 4,5.ХрупкийУдельный вес (при содержании МоO3 24% удельный вес 5,5).При облучении рентгеновскими, ультрафиолетовыми и катодными лучами светится в голубых тонах Гранит.Происхождение магматическоеСостав гранита: полевые шпаты - 60-65% (ортоклаз и плагиоклаз, причем первый преобладает), кварц - 25-30% и темноцветные минералы - 5-10% (главным образом биотит, значительно реже роговая обманка).Цвет серый, желтоватый, розовато-серый до розового и мясо-красного.Твердость высокая. Сланец.Кремнистым сланцам свойственна плитчатая отдельность.Цвет при отсутствии примесей белый, светло-серый, голубоватый; вследствие примеси углистого вещества - темно-серый до черного. Урупское медно-никелевое месторождениеУрупское медно-колчеданное месторождение было открыто в 1947 году, а добыча руды ведется с 1968 года. По запасам это среднее по размеру месторождение, его руды содержат в среднем 2,7% меди и 1,19% цинка. В качестве попутных компонентов в руде содержатся: золото, серебро, кадмий, селен, теллур. Главное рудное тело Урупского месторождения, залегающее в толще вулканогенно-осадочных пород, представляет собой пластообразную залежь или несколько сближенных пластов разделенных прослоями туфов и кремнистых сланцев. Разработка месторождения ведется подземным способом. В качестве примесей в рудах отмечаются золото, серебро, кадмий, селен и теллур, изредка кобальт, молибден, германий и галлий. Главные рудные минералы - пирит, халькопирит, борнит и сфалерит; второстепенные и редкие - галенит, магнетит, гематит, теннантит, бетехтинит, самородное золото, аргентит, гессит, молибденит; в единичных случаях отмечаются реньерит и люцонит; главные нерудные минералы - кварц, кальцит, хлорит и серицит. Вывод: в Карачаево-Черкесии много разнообразных горных пород и минералов, которые необходимы нам для развития хозяйства.Это был пример проекта.Вы сможете выполнить проект еще лучше – попробуйте!


Приложенные файлы

Презентация: Урок географии в 6 классе Тема урока: «Географические координаты»

Урок географии в 6 классе Тема урока: «Географические координаты» Цель урока: Сформировать понятия: «географическая широта», «географическая долгота»; научиться определять географические координаты. Этапы урока Вступительное слово учителя: Вступительное...

Презентация: АТМОСФЕРА, ее строение и значение урок по физической географии 6 класс 6 класс (учебник Герасимовой Т.П.)

АТМОСФЕРА, ее строение и значение урок по физической географии 6 класс 6 класс (учебник Герасимовой Т.П.) Задачи урока 1. Образовательные: сформировать понятие об атмосфере, как внешней газовой оболочке Земли. сформировать понятие об атмосфере, как...

Презентация: Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10класс» Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень.

Библиотека электронных наглядных пособий «География 6-10класс» Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень ее качество. Переключает слуховое восприятие информации на зрительное, что поднимает на новый уровень ее...

Презентация: Подземные воды Урок географии в 6-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учительница географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.

Подземные воды Урок географии в 6-ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учительница географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области ГидросфераГидросфера Воды Мирового океана Моря Заливы...

Презентация: Подземные воды и водохранилища Выполняли ученицы 6 «В» МОУ гимназии 25 г. Ставрополя: Михалёва Мария, Беляева Анастасия. Проверила учитель географии Березюк.

Подземные воды и водохранилища Выполняли ученицы 6 «В» МОУ гимназии 25 г. Ставрополя: Михалёва Мария, Беляева Анастасия. Проверила учитель географии Березюк Е. Г. Водохранилища Современную географию материков и островов трудно представить без...

Урок географии -6ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области.

Урок географии -6ом классе. Автор: Карезина Нина Валентиновна, учитель географии МОУ СОШ 5 города Светлого Калининградской области План изучения темы урока: 1.Взаимосвязь организмов 2.Природный комплекс 3.Географическая оболочка и биосфера Природный...

Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс Учитель МАОУ СОШ 13 г.Челябинск Ивлева М.И.

Развивающие упражнения на уроках географии 6 класс Учитель МАОУ СОШ 13 г.Челябинск Ивлева М.И. Комплекс КРУ, обеспечивающий произвольность психических процессов, сформированность учебных действий (на примере темы «Литосфера») Тип упражнения: Коррекция...

МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель: Т.Ф. Еремеева.

МОУ «Основная общеобразовательная школа 3» «Масштаб плана» (урок географии 6 класс) Учитель: Т.Ф. Еремеева Чем будем заниматься на уроке? Познакомимся с понятием «масштаб»; Узнаем: Для чего нужен масштаб? Что показывает масштаб? Какие виды масштаба...

Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области.

Народные приметы опогоде Муниципальное образовательное учреждение Ильинская основная общеобразовательная школа Венгеровского район Новосибирской области Петрова Ирина 6 класс Руководитель Ионычева Галина Степановна учитель географии 1 категории Цель работы...

Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Участниками проекта.

Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Данный проект относится к предметным областям: ГЕОГРАФИЯ и ЭКОЛОГИЯ. Участниками проекта являются учащиеся 6-9 классов в возрасте от 12 до 15 лет. Участниками проекта являются учащиеся 6- ...

Урок географии 6 класс Составила учитель географии МС(к)ОУ «С(к)ОШ 24» Соломина И.И.

Урок географии 6 класс Составила учитель географии МС(к)ОУ «С(к)ОШ 24» Соломина И.И. Повторение по теме: «Океанические течения» 1. Каковы различия между океаническими течениями и движением воды при волнении? Ответ: Океаническое течение имеет постоянное...

Имя исследователя работа по географии ученика (цы) 6 класса Фамилия Имя МОУ СОШ 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие»

Имя исследователя работа по географии ученика (цы) 6 класса Фамилия Имя МОУ СОШ 32 «Ассоциированная школа ЮНЕСКО «Эврика-развитие» Портрет исследователя, краткие биографические сведения о нём Важнейшие экспедиции, их цели, кем были организованы, кто в них...

Алмазы Презентация по географии ученицы 6 класса «А» ГОУ СОШ 1257 г. Москвы Гнеушевой Нади.

Алмазы Презентация по географии ученицы 6 класса «А» ГОУ СОШ 1257 г. Москвы Гнеушевой Нади Алмаз минерал, одна из аллотропных форм углерода. Главные отличительные черты алмаза высочайшая среди минералов твёрдость, наиболее высокая теплопроводность среди...

«Экологический мониторинг пришкольного участка» Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр Индивидуального Обучения и Развития» Проект.

«Экологический мониторинг пришкольного участка» Негосударственное частное образовательное учреждение «Центр Индивидуального Обучения и Развития» Проект выполнили:ученики 5 и 6 класса Руководители проекта: учитель географии Ковина Татьяна Борисовна учитель...

МБОУ СШ12 город курорт Анапа Урок – игра «Знатоки - географии». 6 класс Подготовила: учитель географии Кочанович Лидия Михайловна.

МБОУ СШ12 город курорт Анапа Урок – игра «Знатоки - географии». 6 класс Подготовила: учитель географии Кочанович Лидия Михайловна Цели игры: Развитие познавательных и творческих способностей учащихся. Формирование умения работать в группе. Расширение и...


газеты
Учебный материал
17 Лекция 1. Практические работы по географии
18 Лекция 2.
в 6-м классе
19 Лекция 3. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 7-м классе
20 Лекция 4. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 8-м классе

Контрольная работа № 1

21 Лекция 5. Примерное содержание и методика организации практических работ по географии России в 9-м классе
22 Лекция 6. Проектная деятельность учащихся по географии

Контрольная работа № 2

23 Лекция 7. Примерное содержание и методика организации практических работ
в 10-м классе
24 Лекция 8. Система практических работ по географии

Итоговая работа

Лекция 6

Проектная деятельность учащихся
по географии

Метод проектов ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся. У учебного проектирования масса общепризнанных достоинств, одно из которых - осязаемый результат познавательной деятельности учащихся. При этом нельзя забывать, что достижение подлинно творческого результата невозможно без всерьез организованного процесса обучения. В работе над учебным проектом ребята создают новое знание, но этого можно достичь только опираясь на ранее приобретенные знания, а также на общие учебные и предметные умения. Метод проектов может найти применение не только в старших классах. Более того, чтобы получить качественные проекты старшеклассников, надо начинать эту работу значительно раньше.

Типы учебных проектов по географии

Выделим возможные типы учебных проектов. По доминирующей деятельности : информационные, исследовательские, творческие, прикладные или практико-ориентированные. По предметно-содержательной области : монопредметные, межпредметные и надпредметные. По продолжительности : от кратковременных, когда планирование, реализация и рефлексия проекта осуществляются непосредственно на уроке или на спаренном учебном занятии, до длительных - продолжительностью от месяца и более. По количеству участников : индивидуальные, групповые, коллективные. Можно также рассматривать учебные проекты по степени самостоятельности учащихся и формам учительского руководства проектами .

Информационный проект направлен на сбор информации об объекте или явлении с последующим анализом информации, возможно, обобщением и обязательным представлением. Следовательно, при планировании информационного проекта необходимо определить: а) объект сбора информации; б) возможные источники, которыми смогут воспользоваться учащиеся (нужно также решить, предоставляются ли эти источники учащимся или они сами занимаются их поиском); в) формы представления результата. Здесь также возможны варианты - от письменного сообщения, с которым знакомится только учитель, до публичного сообщения в классе или выступления перед аудиторией (на школьной конференции, с лекцией для младших школьников и т.д.).

Основной общей учебной задачей информационного проекта является именно формирование умений находить, обрабатывать и представлять информацию, следовательно, желательно, чтобы все учащиеся приняли участие пусть в разных по продолжительности и сложности информационных проектах. В определенных условиях информационный проект может перерасти в исследовательский.

Исследовательский проект предполагает четкое определение предмета и методов исследования. В полном объеме это может быть работа, примерно совпадающая с научным исследованием; она включает в себя обоснование темы, определение проблемы и задач исследования, выдвижение гипотезы, определение источников информации и способов решения проблемы, оформление и обсуждение полученных результатов. Исследовательские проекты, как правило, продолжительные по времени и нередко являются экзаменационной работой учащихся или конкурсной внешкольной работой. Специфика предметного содержания географии позволяет организовать исследовательские проекты на местности.

Практико-ориентированный проект также предполагает реальный результат работы, но в отличие от первых двух носит прикладной характер (например, оформить выставку горных пород для кабинета географии). Тип учебного проекта определяется по доминирующей деятельности и планируемому результату. Например, проект по изучению местности может носить исследовательский характер, а может - практико-ориентированный: подготовить учебную лекцию по теме «Горы (или равнины) Земли». Подготовка такого проекта, кроме собственно предметного содержания, будет включать вопросы анализа аудитории, особенностей обращения к ней и т.д.

К практико-ориентированным проектам по географии можно отнести:

Проекты изучения уже существующих и возможных следствий хозяйственной деятельности человека (при этом вовсе не обязательно рассматривать только негативные примеры);

Проекты освоения территорий;

Проекты по созданию новых объектов, например, городов и поселков, национальных парков и т.д.

Проекты по созданию научных станций, в том числе в экстремальных условиях природной среды .

Возможности использования детских конструкторов ЛЕГО позволят сделать презентации подобных проектов особенно яркими и интересными.

Данные проекты вовсе не обязательно должны быть долгосрочными и объемными. Начинать можно с малого.

Учебный проект.

Прогноз возможных последствий
хозяйственной деятельности человека

Один современный фермер, используя маленький самолет, занимался засевом облаков, вызывая обильные дожди для повышения урожая овощей. Спрогнозируйте возможную реакцию его близких и отдаленных соседей на эти действия. Объясните свою точку зрения.

В основе проекта - понимание существующих в природе взаимосвязей и закона сохранения вещества и энергии. Результатом работы может стать рисунок с кратким, в том числе устным, пояснением. Этот минипроект можно предложить при изучении темы «Атмосфера» и продолжить при изучении темы «Гидросфера».

Каждый из фермеров, живущих по соседству, мечтает собрать большой урожай овощей и усердно поливает свой огород. Представьте возможные варианты строения и состава горных пород данного участка местности. Спрогнозируйте возможные последствия избыточного полива. Объясните свою точку зрения.

При определении темы творческого проекта в наибольшей степени требуется учитывать индивидуальные интересы и способности его исполнителей.

Творческий проект.

Читая страницу каменной «книги» (6 класс)
Какие тайны умеют хранить камни?

По сохранившимся рисункам на колоннах храмов археологи узнали о жизни в Древнем Египте. Эти рисунки, словно письма, сохранили и передали нам мысли и чувства людей далеких веков.

Рис. 2. А есть надписи, сделанные самой природой. Пофантазируйте и «прочитайте» историю камня, «написанную» на его поверхности.

Форма представления: сочинение-миниатюра, при этом вовсе не нуждающееся в художественном оформлении. Кстати, это важно - не загружать учащихся лишней работой: громоздкими описаниями, ненужным, излишним оформлением.

Творческий проект.

Австралия в поэзии аборигенов (7 класс)

1. Прочитайте стихотворения австралийских поэтов-аборигенов и сделайте подстрочный перевод. Поделитесь своими впечатлениями.

Red

W.Les Russel

Red is the colour
of my Blood;
of the earth,
of which I am a part;
of the sun as it rises, or sets,
of which I am a part;
of the blood
of the animals,
of which I am a part;
of the flowers, like the waratah* ,
of the twining pea,
of which I am a part;
of the blood of the tree
of which I am a part.
For all things are a part of me,
and I am a part of them.

Spiritual song of the Aborigine

Hyllus Maris

I am a child of the Dreamtime** People
Part of this Land, like the gnarled gumtree***
I am the river, softly singing
Chanting our songs on my way to the sea
My spirit is the dust-devils
Mirages, that dance on the plain
I’m the snow, the wind and the falling rain
I’m part of the rocks and the red desert earth
Red as the blood that flows in me veins
................. I am eagle, crow and snake the glides
Through the rain-forest that clings to
................. the mountainside
I awakened here when the earth was new
There was emu, wombat, kangaroo
No other man of a different hue
I am this land
And this land is me
I am Australia.

* waratah - телопе"я, кустарник в восточной Австралии, который цветет красными цветами.
** Dreamtime - Время творения, в мифологии аборигенов - время, когда Земля и жизнь на ней приобрели существующую форму.
*** gumtree - эвкалипт.

2. Попробуйте сделать художественный перевод стихотворений. Постарайтесь передать чувства, волнующие их авторов, их основные образы и мысли.

Творческий проект.

Сибирский [характер] [простор] [мороз] [… ]:
фантазия и реальность (8 класс)

Приходилось ли вам встречать словосочетания: сибирский простор, сибирский мороз, сибирский характер? Что означают эти словосочетания? При всех различиях содержания, есть ли что-то их объединяющее? Какие другие словосочетания с эпитетом сибирский вам известны? Напишите эссе на одну из предложенных тем или придумайте тему сами.

Разные типы проектов решают разные учебные, развивающие и воспитательные задачи, поэтому учащимся полезно принять участие именно в разных проектах, а учителю учитывать эти особенности при планировании учебной работы.

Методика осуществления и формы представления
отдельных учебных проектов

Карта является моделью территории, следовательно, возможны учебные проекты по картографическому моделированию. Метод моделирования помогает в изучении новых характеристик предметов и явлений.

Учебный проект.

План местности, на которой происходит
действие сказки «Гуси-лебеди»

Перед началом работы необходимо провести этап подготовки и вспомнить содержание сказки, либо рассказать ее целиком, либо прочитать, раздав учащимся текст. Если такая возможность есть, то можно раздать учащимся и карточки с заданиями: Составьте план местности… Обозначьте на плане маршрут движения девочки в поисках братца и обратно домой, а также маршрут движения гусей-лебедей. Для этого:а) прочитайте сказку; б) подчеркните в тексте, какие объекты необходимо изобразить на плане местности, и составьте перечень необходимых условных знаков (традиционных - лес, река, поле - и придуманных - печка, избушка бабы-яги);в) подумайте, как расположить отобранные объекты относительно друг друга.

Необходимо обсудить с шестиклассниками план предстоящей работы. Далее следует этап реализации проекта. Учащиеся работают самостоятельно или в парах. Первые варианты карт обычно готовы уже через несколько минут и, как правило, не отличаются сложностью построений. Вдоль прямой линии на поле последовательно расставлены волшебные печь, за ней яблонька, и поперек пути молочная река в кисельных берегах, за рекой лес. Вопрос: «Разве девочка переходила (или переплывала) реку?» - заставляет ребят задуматься над местоположением реки. Нередко в классе звучат возгласы: «Как же тогда?» Постепенно, по мере размышления (не все так просто!), представления об изображаемой местности меняются, становятся не столь примитивными и упрощенными, а ученики уже могут объяснить местоположение объектов. (- Почему избушка не на полянке? - Она за деревьями, в лесу, ведь девочка не видела ее издалека, она увидела ее вдруг.) Еще через несколько минут появляются другие, более интересные планы местности, за которые можно поставить отметки. Лучше поставить их тем, кто захочет. Это этап рефлексии . Мы рассмотрели 1-й вариант, точнее, первый уровень возможного выполнения проекта. Возможны и другие, например, 2-й вариант: учащимся предстоит еще поработать дома и через неделю представить доработанный и красиво оформленный план местности по той же сказке «Гуси-лебеди» или новые планы, составленные по текстам других сказок, по выбору учащихся. В этом случае можно обозначить более четкие требования к оформлению: формат листа А5, использование цвета. 3-й, еще более высокий уровень: «Составляем “Атлас сказочных земель”». После пробной работы в классе шестиклассники получают задание на дом, по времени - на осенние каникулы, составить план местности, на которой происходило действие разных сказок. Можно предложить лишь русские народные сказки, а потом сравнить получившиеся планы - сравнить местности. На всех планах будет лес, поле и река. Лес, степь, поле и река, по определению В.О. Ключевского, основные стихии русской природы по своему историческому значению, и это обобщение существенно расширит границы проекта, превратит его в межпредметный. Можно составить «Атлас сказочных земель» по сказкам народов России, народов мира.

Семиклассникам по силам и более емкие проекты, например, групповой проект гипотетического материка, который материализуется в отдельных авторских картах и их кратком описании или в «Атласе гипотетического материка» .

Отдельная группа исследовательских проектов может осуществиться на основе исторических карт. Вопрос в доступности источника . На известной карте мира из «Географии» Клавдия Птолемея ученые выделяют три группы объектов: а)которые можно уверенно отождествить с реально существующими; б) которые можно отождествить с существующими лишь условно; в) которые невозможно отождествить с существующими. Это и есть основа для разработки учебных проектов.

Исследовательский историко-географический проект может быть коротким по времени или, наоборот, продолжаться в течение года и реализовываться по следующим темам: Рассмотрите карту Птолемея и проанализируйте представления о каких-либо компонентах географической среды или о частях света: морях и океанах, внутренних водах, горах суши, морях и островах, Африке, Европе, Азии. Работа над исследовательскими проектами может продолжаться в 7-м классе по карте Дж. Контарини, составленной после первого путешествия Христофора Колумба .

Учебный проект.

Африка - часть Старого Света на карте Джованни М. Контарини

Анализируя карту, семиклассники могут:

1. Рассказать, каким представлялось географическое положение Африки европейцам в конце XV - начале XVI в.

2. Сравнить реальное географическое положение Африки с представлениями начала XVI в.

3. Выявить конфигурацию Африки.

4. Проанализировать изображение градусной сети - например, через сколько градусов проведены параллели. Вычислить протяженность Африки с севера на юг и сравнить полученные результаты с современными данными.

5. Рассказать, как изменились представления о форме и географическом положении Африки со времен Птолемея (см. атлас 6-го класса).

6. Определить, можно ли выделить группы объектов на карте Джованни М. Контарини подобные тем, что выделены на карте Птолемея.

Исследовательский проект.

Изучаем город Плес

Рассмотрим еще один проект, который был осуществлен группой учащихся 7-10-х классов во время летней экскурсионной поездки в Ивановскую область. Сосредоточим внимание на двух составляющих подготовки: составление и печатание на каждую группу «Дневников исследователя» и посещение Левитановского зала Третьяковской галереи. «Дневник исследователя» (тетрадь на печатной основе) состоял из двух частей. Первая - «Древний Плес» - составлялась учителем, а вторая - «Современный Плес» - учащимися. В целях экономии места, мы лишь перечислим основные задания.

Дневник исследователя. Древний Плес.

Часть 1

I. Географическое положение г. Плес

1. Определите макроположение Плеса.

2. Определите, как изменялось географическое положение Плеса во времени. Например, каким оно было в XVII-XVIII вв. и как изменилось в конце XIX в. в связи с открытием железной дороги Иваново-Вознесенск-Кинешма.

3. Дайте оценку современного макрогеографического положения Плеса.

4. Определите микроположение города Плеса.

II. Главные пространственные элементы древнерусского города

5. Какие пространственные элементы средневекового города сохранились (если сохранились) в Плесе?

6. Определите размеры (длину и ширину) одной из старинных улиц и одной из площадей Плеса.

7. Средневековые русские города имели пространственные отличия от средневековых городов Европы. Какие?

8. Какие новые пространственные элементы возникли в XVII-XVIII вв. и сохранились до нашего времени?

III. Ландшафтный принцип планировки древнерусских городов

9. Определите особенности микрорельефа города.

10. Определите особенности микрорельефа городских огородов.

11. Определите особенности гидрографии города.

12. Определите, в чем проявляется ландшафтный принцип планировки древнерусских городов?

IV. Православные храмы и их роль в пространственной организации города

13. Определите название, архитектурный стиль, местоположение и ориентированность в пространстве храмов города Плеса.

14. Составьте план расположения основных храмов г. Плеса.

15. Определите роль храмов в пространственной организации города.

V. Силуэт города как граница между небом и землей

16. Опишите силуэт Плеса и проанализируйте его изменение: а) во времени; б) в пространстве.

17. Нарисуйте силуэт Плеса.

18. В чем на ваш взгляд может проявляться узнаваемость города?

Дневник исследователя. Современный Плес.

Часть 2

I. Общая характеристика

1. Природа в городе: рельеф; климат; растительность; животный мир на улицах города.

2. Промышленность.

3. Транспорт: а) общественный (виды, состояние, тарифы); б) частный, в том числе водный (виды, состояние).

II. Население, условия жизни населения

4. Примерная численность.

5. Жилые постройки (высотность, плотность, состояние, отопление, водоснабжение).

6. Учреждения образования.

7. Больницы, поликлиники.

8. Общественное питание (виды, меню, цены).

9. Экология (мусор, шум).

III. Развлечения (виды, состояние, цены, обслуживание)

10. Городские праздники и место их проведения.

11. Главное место сбора молодежи.

12. Культурный досуг (музеи).

IV. СМИ

13. Газеты, журналы.

V. Сравнение условий жизни населения и городского ритма столичного мегаполиса и малого города

Работа осуществлялась следующим образом: группы учащихся (семиклассники предпочли работать самостоятельно и, как позже выяснилось, узнали ничуть не меньше) отправились самостоятельно изучать город, точнее, его центральную историческую часть, в которой практически невозможно заблудиться. Маленький и уютный Плес, расположенный на маршруте Золотого кольца, чрезвычайно удобен для подобной исследовательской работы, ибо соотнесение полученного на уроках или почерпнутого из учебников по истории и географии теоретического знания, например о структуре средневекового города (крепости и посада), с конкретной местностью и объектами на ней или выявление ландшафтного принципа планировки древних русских городов - дело, как выяснилось, непростое. Изучать, то есть смотреть, наблюдать, расспрашивать местных жителей, измерять шагами (семиклассники еще и припасенной заранее рулеткой) ширину старинных плёсских улиц-каменок, считать, как позже выяснилось, всех встреченных на улицах кошек и собак. Самостоятельное знакомство с городом произошло в день приезда, то есть специально до запланированной на следующий день экскурсии по городу. За три часа ребята узнали многое. Им удалось выяснить не только количество учеников в местной школе, число и место проводимых в городе дискотек, но и проблемы трудоустройства жителей и их низких доходов, востребованность определенных профессий на летний сезон в многочисленных домах отдыха и санаториях, проблемы транспорта («Говорят, есть маршрутное такси, но никто не видел», - было записано в одном из дневников.) и т.д. Ребята отметили исключительную доброжелательность жителей, которые останавливались и охотно отвечали на вопросы, рассказывали о жизни своего города. (Это было всего пять лет назад.) Вечером прошло обсуждение результатов. Экскурсию слушали совсем по-другому, сравнивая собственные открытия с рассказом экскурсовода, не только слушали, но спрашивали и уточняли.

Метод проектов органично вписывается в систему личностно ориентированного обучения и способствует организации разнообразной самостоятельной деятельности учащихся, но при этом не исключает и не заменяет других методов обучения.

Типология предложена Е.С. Полат.

Примеры подобных проектов, например: морского города, антарктической станции, хозяйственного освоения территории на примере Амазонии, подробно разработаны и представлены в учебнике 7-го класса О.В. Крыловой «География материков и океанов»
(М.: Просвещение, с. 117–122, с. 205, с.198).

Полностью данный проект представлен в учебнике О.В. Крыловой «География материков и океанов», 7-й класс (М.: Просвещение), в атласе «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006). В контурных картах «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник», М., 2006) есть специальная вкладка - бланковка «Атласа гипотетического материка».

См.: атлас «География», 6-й класс, под ред. О.В. Крыловой (ИД «Новый учебник»,
М., 2006), с. 14-15, в котором историческая карта помещена на весь разворот, что позволяет действительно выделять на ней объекты названных групп.

См.: атлас «География материков и океанов», 7-й класс, под ред. О.В. Крыловой
(ИД «Новый учебник», М., 2006), с. 2-3, в котором историческая карта также помещена на весь разворот.