Когда носов написал живое пламя. Рассказ «Живое пламя

Год издания рассказа: 1958

Детские книги Евгения Носова, такие как рассказ «Живое пламя», давно завоевали любовь у нашего читателя. Многие нынешние родители выросли на рассказах этого писателя. Поэтому не удивительно, что эти же книги они предлагают своим детям. Отчасти благодаря этому, а также наличию произведений Носова в школьной программе, творчество писателя до сих пор востребовано. А сам автор занимает высокие места среди .

Рассказа «Живое пламя» краткое содержание

В рассказе «Живое пламя» Носова повествование ведется от первого лица. Начинается он с того, что тетя Оля, у которой наш рассказчик снимает комнату, предлагает помочь ей разделать клумбу. И пока главный герой с удовольствием разминает спину работая с тяпкой, она перебирает пакетики с цветами. Главный герой интересуется, почему она некогда не сеет маки. Но тетя Оля уверена, что мак - это овощ и место ему на грядке. Ведь цветет он всего два дня. Тем не менее главный герой бросает горсть семян в самый центр клумбы. Обнаруживается это достаточно быстро, и тетя Оля решает оставить только тройку цветов, а остальное выпалывает.

Далее в кратком содержании «Живое пламя» Носова читать можно о том, как главный герой уезжает на две недели. По возвращении тетя Оля поет его квасом, который так любил ее сын Алешка, и рассказывает, что маки рассказчика уже поднялись. Клумба действительно была на загляденье и маки уже выбросили свои бутоны.

Далее в рассказе Носова «Живое пламя» читать можно о том, как уже на следующий день тетя Оля позвала рассказчика глянуть на свои маки. В центре клумбы они пылали как факелы. А через два дня они опали и на клумбе стало как-то пусто. Тетя Оля сказала: «Сгорели! Прожили без оглядки, в полную силу. Так и у людей бывает». А затем как-то уж быстро заторопилась домой. Сразу вспомнилась история о ее сыне Алешке, который, как и герой был летчиком. Он на своем маленьком «ястребке» спикировал на спину немецкого бомбардировщика.

С тех пор прошло немало времени. Теперь главный герой рассказа «Живое пламя» Носова живет в другом конце города и только изредка навещает тетю Олю. Они пьют чай, делятся новостями, а рядом на клумбе растет множество маков. Одни опадают, но рядом встают другие, а на смену им из земли уже подымаются новые маки.

Рассказ «Живое пламя» на сайте Топ книг

Рассказ Носова «Живое пламя» читать достаточно популярно, особенно в преддверии Дня Победы. Вот и в этом году рассказ занял высокое место в нашем рейтинге . Ну а в рейтинге он практически всегда занимает достойное место. И эта тенденция скорее всего будет продолжена и в дальнейшем.

Рассказ

Тетя Оля заглянула в мою комнату, опять застала за бумагами и, повысив голос, повелительно сказала:

Будет писать-то! Поди проветрись, клумбу помоги разделать. - Тетя Оля достала из чулана берестяной короб. Пока я с удовольствием разминал спину, взбивая граблями влажную землю, она, присев на завалинку и высыпав себе на колени пакетики и узелки с цветочными семенами, разложила их по сортам.

Ольга Петровна, а что это, - замечаю я, - не сеете вы на клумбах маков?

Ну, какой из мака цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют.

Что вы! - рассмеялся я. - Еще в какой-то старинной песенке поется:

А лоб у нее, точно мрамор, бел,
А щеки горят, будто маков цвет.

Цветом он всего два дня бывает, - упорствовала Ольга Петровна. - Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.

Но я все-таки сыпанул тайком щепотку мака на самую середину клумбы. Через несколько дней она зазеленела.

Ты маков посеял? - подступилась ко мне тетя Оля. - Ах озорник ты этакий! Так уж и быть, тройку оставила, тебя пожалела. Остальные все выполола.

Неожиданно я уехал по делам и вернулся только через две недели. После жаркой, утомительной дороги было приятно войти в тихий старенький домик тети Оли. От свежевымытого пола тянуло прохладой. Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.

Квасу налить? - предложила она, сочувственно оглядев меня, потного и усталого. - Алеша очень любил квас. Бывало, сам по бутылкам разливал и запечатывал.

Когда я снимал эту комнату, Ольга Петровна, подняв глаза на портрет юноши в летной форме, что висит над письменным столом, спросила:

Не мешает?

Это мой сын Алексей. И комната была его. Ну, ты располагайся, живи на здоровье…

Подавая мне тяжелую медную кружку с квасом, тетя Оля сказала:

А маки твои поднялись, уже бутоны выбросили.

Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол - скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.

Распустились они на другой день.

Тетя Оля вышла поливать клумбу, но тотчас вернулась, громыхая пустой лейкой.

Ну, иди, смотри, зацвели.

Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия.

Два дня буйно пламенели маки. И на исходе вторых суток вдруг осыпались и погасли. И сразу на пышной клумбе без них стало пусто. Я поднял с земли еще совсем свежий, в капельках росы, лепесток и расправил его на ладони.

Вот и все, - сказал я громко, с чувством еще не остывшего восхищения.

Да, сгорел… - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.

Мне уже рассказывали о ее сыне. Алексей погиб, спикировав на своем крошечном «ястребке» на спину тяжелого фашистского бомбардировщика.

Я теперь живу в другом конце города и изредка заезжаю к тете Оле. Недавно я снова побывал у нее. Мы сидели за летним столиком, пили чай, делились новостями. А рядом на клумбе полыхал большой костер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.

Интегрированный урок (литература и история) по рассказу Е.Н.Носова «Живое пламя»

Учитель русого языка и литературы: Бобылева И.Н.

Учитель истории: Мамедова С.А.

«Не дать погаснуть живому огню»

Его безмолвие как будто

Хранят победные салюты

М.Карим «Отчий дом»

Да это же высоты,

Которых отдавать нельзя.

В.Федоров «Сердца»

Отпразднуют люди без слез

С.Орлов «Когда это будет -не знаю»

Цели урока: познакомить с творческой манерой писателя, углубить навыки анализа текста, воспитать в учащихся патриотические чувства, бережное отношение к Родине, сохранить память о павших в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование: выставка книг и журналов В.И. Носова, его автопортрет, рисунки учащихся, музыкальное сопровождение.

Ход урока
Слово учителя

«Сладость победы стирает горесть терпения», - гласит русская пословица.

Стирает ли? Вот уже 61-й год пошел со дня, когда в Москве прогремели 30 залпов из 1000 орудий, знаменующие Победу над фашисткой Германией. Но боль утрат и потерь никогда не утихнет в сердцах людей, встретивших войну лицом к лицу, прошагавших ее кровавыми дорогами.

Когда это будет, не знаю:

В краю белоногих берез

Победу девятого мая

Отпразднуют люди без слез.

Память вновь и вновь возвращает ветеранов Великой Отечественной войны в окопы и землянки, на занимаемую горсткой солдат высотку или на переправу под прицельным огнем. Память. Она всегда с ними.

Качалась земля под ногами,

Металась луна меж голов,

Да билось, пульсируя, пламя

На выходах черных стволов.

О чем бы ни писали фронтовики много лет спустя, тема войны остается главной в любом их произведении. Главной потому, что нельзя забыть поднятую взрывами, как надыбу, родную землю; нельзя вычеркнуть из памяти ужасов картины умирающих от голода детей, женщин и стариков.
Выступление учащегося .
Евгений Иванович Носов родился 15 января 1925г. с.Толмачево, недалеко от Курска. Отец - рабочий. Носов окончил 8 классов школы, ушел на фронт восемнадцатилетним пареньком в 1943г., сражался в составе противотанковой бригады. На подступах к Кенигсбергу в 1945г. был тяжело ранен и, вернувшись осенью того же года домой, некоторое время получал пособие как инвалид. С мыслью об учебе в 9-м классе пришлось расстаться сразу же. «Помню, - пишет позднее Носов, - когда я впервые зашел в класс в гимнастерке и при боевых орденах (Носов награжден орденом Отечественной войны, орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За победу над Германией»), все встали, думали, что я учитель». Работа художником - оформителем в газете (Толды-Курган), затем литературным сотрудником сближает Носова с творческими людьми. «Все прожитое, увиденное, запомнившееся - и детство, и война, и послевоенные судьбы родной страны - вновь начало проходить перед духовным взором Е.Носова, оживать в особом, преображенном виде, складываться в единую книгу обо всей России».
Слово учителя
В 1959г. издает первую книгу рассказов «На рыбачьей тропе». Что это? Опаленное войной сердце ищет успокоение в мирных картинах природы? Или это пристальный взгляд бойца на израненную землю? Может быть, это рассказы - раздумья о том, как и чем живет русский человек после таких потерь? Современниками рассказы были оценены как зарисовки натуралиста, природоведа. «Природа в произведениях Е.Носова на фон и не бутафорская декорация, человек вписан в нее накрепко, как и она в человека. Друг без друга они существовать попросту не могут», - пишет В.Васильев. «Раздумья о связи человека и природы стали основой многих рассказов Носова», - подчеркивает другой критик.
Беседа по рассказу
Мы с вами прочитали рассказ Е.Носова «Живое пламя», входящие в этот сборник. «Живое пламя» - в нем немалое внутреннее напряжение, постоянная работа мысли и чувства писателя, связанная со своеобразным восстановлением каких-то важных, прерванных войной взаимосвязей.


  • Ваше впечатление от рассказа?

  • О чем он? (В основу сюжета положены обычные бытовые сцены из послевоенной жизни).

  • О чем нам хочется говорить, прочитав миниатюру: о быте жителей окраины города, об увлечениях хозяйки или о памяти сердца?

  • Чем живет в настоящей жизни тетя Оля?

  • Почему она стала засевать клумбу маками?
Вчитываемся в текст

  • Где герой - рассказчик и тетя Оля рассматривают отцветший мак. Отчего вдруг «как-то сгорбилась тетя Оля»?

  • Как погиб ее сын Алексей?
В рассказе тетя Оля не жалуется на свою судьбу, уже не плачет. Но глубокая затаенная печаль переполняет эту женщину.

  • Что дает нам право сделать такой вывод?
Иногда скорбь выражается в словах, мимике, жестах, осанке. Ольга Петровна, видимо, пытаясь унять свою душевную боль, занялась разведением цветов. (Зачитать от слов «Я вышел посмотреть на цветы…и незнакомых цветов»).

  • Почему т. Оля сначала не хотела сеять маки?

  • Как описывает автор маки, подчеркивая их быструю красоту? Сравните с описанием других цветов.

  • Сумел ли Е.Носов на страницах небольшого произведения показать жестокость войны? (Текст «Когда я снимал эту комнату…»Зачитать все об Алексее).

  • Что напоминает о нем в доме?

  • Какой же он, человек, способный на такой поступок? (Судя по тому, с какой любовью и теплотой вспоминает о нем мать, можно сказать, что Алексей был гордостью тети Оли до войны)?

  • Поразмышляем, в какой семье, в какой обстановке вырос герой? Текст об описании предметов быта, которые окружали Алексея: «тяжелая медная кружка с квасом, берестяной короб, завалинка». Речь тети Оли проста, бесхитростна, выдает в ней малограмотную женщину.
Вывод : для того, чтобы воспитать в себе чувства патриотизма, чтобы любить Отечество бескорыстно и быть готовым самоотверженно его защищать, не нужна особая атмосфера в семье. Необходимо внутренне осознавать: Родина может быть только одна у человека.
Выступление учащихся .
Глубокое понимание этой истины породило среди народа множество пословиц:

  1. «Первое в жизни - честно служить отчизне»

  2. «Человек без родины - все равно, что земля без семени»

  3. «Жить - Родине служить»

  4. «Любовь к Родине сильнее смерти»

  5. «Кто родиной торгует, того кара не минует»

  6. «Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей»

Слово учителя.
И не один герой пал в бою, чтобы спасти свою мать, свою семью, своих детей, свободу, песню, город, край - все, что мы зовем величавым словом Родина. Строки рассказа Евгения Носова слишком скупы и не описывают подвиг Алексея. Более подробно о подвигах в Великой Отечественной войне, особенно летчиках, расскажет учитель истории.
Слово учителя истории
Среди многих дат героической истории нашей Родины одной из памятных является 9 Мая 1945 года. В этот день залпы торжественного салюта в Москве возвестили миру о великой победе советского народа и его Вооруженных Сил над фашисткой Германией. 1418 дней и ночей продолжалась невиданная в истории человечества ожесточенная и кровопролитная борьба.

Историю Великой Отечественной войны можно проследить по ее крупнейшим сражениям: битва за Москву, Сталинградское сражение и, наконец, Курская дуга. Именно сражение под Курском явилось переломным моментом в ходе войны.

На центральном направлении после успешных действий весной 1943 года на линии фронта образовался так называемый Курский выступ. Гитлеровское командование разработало операцию «Цитадель» для прорыва и окружения Красной Армии в районе Курска. Но советское командование разгадало намерение врага и создало глубокую оборону.

5 июля 1943 года началось массированное наступление немецких войск. После невиданных в мировой истории танковых боев 12 июля враг был остановлен. Началось контрнаступление Красной Армии.

С первого же дня Курской битвы завязалась упорная борьба за господство в воздухе. Основная тяжесть борьбы легла истребительские части, которые с честью выдержали это испытание.

Александр Константинович Горовец 13 июля 1943 года в неравном бою, один против 20 немецких самолетов, сбил 9 бомбардировщиков. История сражений не знала такого подвига.

Алексей Петрович Маресьев. В марте 1942 года самолет Маресьева был подбит, тяжело раненный летчик сумел посадить свой самолет в тылу врага и 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног освоил протезы и вернулся в строй. Совершил 86 боевых вылетов. Участвовал в боях на Курской дуге, где сбил 7 самолетов.

Александр Иванович Покрышкин, маршал авиации трижды Герой Советского Союза совершил 600 боевых вылетов, лично сбил 59 самолетов противника.

Иван Никитович Кожедуб, генерал- полковник авиации, трижды Герой Советского Союза, совершил 330 вылетов, сбил 62 самолета противника.

Победа далась тяжелой ценой. По приблизительным подсчетам война унесла почти 27 миллионов человеческих жизней.

Советский Союз не хотел войны, стремился ее избежать, но она ворвалась в каждый дом.

Каждый год 9 Мая мы вспоминаем тех, кто не пришел с той войны, и говорим слова благодарности тем, кто выстоял и вернулся.

Слово учителя литературы

Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет.

«Правда» от 1 июня 1941 года напечатала письмо Николая Камырина брату, озаглавив его «Победа будет за нами»: «Недавно я вернулся из второй жестокой атаки и уловил сегодня минутку, чтобы написать тебе, дорогой. Наша эскадрилья беспощадно уничтожает вражеские самолеты, выполняя приказ командования.

Во время второй атаки наша машина стремительно неслась навстречу фашистскому самолету, чтобы в единоборстве уничтожить его. Но нас ожидало разочарование. Когда враг был от нас совсем близко, другой летчик нашей эскадрильи, убил фашиста. Стервятник с дьявольской свастикой воспламенился и, окутанный дымом, грохнулся о землю. Ваня, будешь писать родным, …сообщи, что их сын Николай храбро сражается за Родину, за родную землю, за народ…»

23 августа 1941 года «Правда» опубликовала письмо М.Водопьянова сыну Василию. Каким чувством наполнено оно? «…Дорогой Вася, мы обязаны отомстить за расстрелянных и замученных мирных жителей, за разрушенные госпитали, за бомбежку наших городов, наших деревень и сел. Я призываю тебя, мой сын, и тысячи других молодых летчиков, отправляющихся на фронт, смело и беззаветно биться с лютым врагом и громить его, где бы и когда бы он ни появился. Я верю, дорогой Вася, что твоя боевая машина не упустит врага. Бей врага изо всей силы! И если кончатся патроны, то таран - верное и излюбленное средство наших пилотов - поможет тебе уничтожить стервятника. Я, твой отец, благословляю тебя на героические подвиги во имя Родины, во мя счастья нашего народа. Помни, что я всегда рядом с тобой в любом бою, где бы ты ни был… »

вой отец М.Водопьянов


  • Каким чувством наполнены письма?
Эти выдержки из писем помогут учащимся представить то возвышенное, священное состояние души, которое вызвало рождение подвига Алексея, привело страну к победе.

  • Каково ваше отношение к герою (Алексею)?

Учитель литературы .

Перелистаем пожелтевшие и наполовину истлевшие от времени страницы газет (письма читают ученики). Каким чувством наполнены они?

Каково ваше отношение к герою?
Задание. Прослушайте, пожалуйста, высказывания В.Белинского и А.Толстого об истинном и ложном героизме.

«Не счастье, не случай и не талант полководца принесет успех, победит та сторона, у которой тверже нравственный дух народа. Нравственные категории приобретут решающую роль в этой войне» - утверждал А.Толстой в статье «Я призываю к ненависти».

В свое время Белинский, говоря о героизме русских солдат в Бородинском сражении, писал, что храбрость бессознательная или бессмысленная стойкость не составляют еще истинной отваги, не могут производить «живых, вдохновительных подвигов». Только то живо и вдохновительно, что имеет в себе мысль. Мужество воина становится истинным, когда оно вытекает из «национального чувства», но не слепого и бессмысленно грубого, а воспитанного историческими воспоминаниями.


  • Найдите в тексте и зачитайте слова Ольги Петровны о судьбе мака и судьбе ее сына Алексея.

  • На что походили эти маки?

  • Почему на клумбе цвели теперь только маки?

  • Понятен ли смысл образа «буйно пламенеющего мака, то вспыхивающего трепетно-ярким огнем», то наливающегося «густым багрянцем»?

Слово учителя.
Это символ возвышенного, восторженного, героического у Е.Носова. Не случайно автор сравнивает маки с зажженными факелами, с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени, а осыпающиеся лепестки их «с искрами». Рассматривая «еще совсем свежие в капельках росы лепесток», мать вспоминает сына вспыхнувшего могуществом человеческого духа и сгоревшего «без оглядки». Любуясь «большим костром маков», автор наблюдает, как «снизу из влажной, полной жизненной силы земли, подымились все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню». Над чем заставляет задуматься этот рассказ?

Какой рисунок – символ вы нарисовали к этому рассказы. О чем он символизирует?

(Обращение к рисункам детей и их объяснение).
Итог урока.


  • Над какими вопросами заставляет задуматься автор в этом рассказе?
Все содержание подчинено главной мысли: память о погибших в Великой Отечественной войне живет в сердцах родных и совсем незнакомых людей. Известные и безымянные бойцы, не пришедшие с фронта, возвращаются в нашу жизнь… Дуновением легкого ветерка, лазоревым тихим утром, разросшимся под окном жасминовым кустом или ярко вспыхнувшим цветком на клумбе. Героическое продолжает жить среди нас, в нашем сознании. Память питает корни «нравственного духа народа», «живых, вдохновительных подвигов». Память. Она всегда с нами.

  • Какой рисунок-символ вы бы нарисовали к этому рассказу?

  • О чем он символизирует?
Обратимся к эпиграфам.

  • Какой из них, по-вашему, мнению, более глубоко раскрывает содержание урока?

  • Что жизненно важное помог осознать вам сегодня рассказ Е.Носова и стоки М. Карима и В.Федорова?
Чтение ученицей отрывка из поэмы Егора Исаева «Суд памяти».

Вы думаете, павшие молчат?

Конечно, да - вы скажете.

Не верно!

Они кричат,

Пока еще стучат

Сердца живых

И осязают нервы.

Они кричат не где-нибудь,

За нас кричат.

Особенно ночами,

Когда стоит бессонница у глаз

И прошлое толпится за плечами.

Они кричат, когда покой,

Приходят в город ветры полевые,

И со звездою говорит звезда,

И памятники дышат, как живые.

Они кричат

И будят нас, живых,

Невидимыми, чуткими руками.

Они хотят, чтоб памятником их

Была Земля

С пятью материками.

Она летит во мгле,

Ракетной скоростью

До глобуса уменьшена.

Жилая вся.

И ходит по земле

Босая Память -

маленькая женщина.

Она идет,

Переступая рвы,

Не требуя ни визы, ни прописки.

В глазах - то одиночество вдовы,

То глубина печали материнской.

Ее шаги неслышны и легки,

Как ветерки

На травах полусонных.

На голове меняются платки -

Знамена стран, войною

потрясенных.

То флаг французский,

То британский флаг,

То польский флаг,

То чешский,

То норвежский…

Но дольше всех

Не гаснет на плечах

Багряный флаг

Страны моей Советской.

Он флаг победы,

Заревом своим

Он озарил и скорбь

И радость встречи.

И может быть, сейчас покрыла им

Моя землячка худенькие плечи.

И вот идет,

Печали не тая,

Моя тревога,

Боль моя и муза.

А может, это гданьская швея?

А может, это прачка из Тулузы?

Она идет,

Покинув свой уют,

Не о себе - о мире беспокоясь.

И памятники честь ей отдают,

И обелиски кланяются в пояс.
Домашнее задание.

Спасибо за урок!

На уроке вы познакомитесь с содержанием рассказа Е. Носова «Живое пламя»; определите тему и идею рассказа, ставшего продолжением военной темы в творчестве автора. Предложенный цитатный материал поможет вам оценить художественное своеобразие рассказа, найти и дать трактовку основным образам и метафорам.

Автор ведет повествование от первого лица. Он рассказывает, как однажды помог своей квартирной хозяйке тете Оле посеять цветы на клумбе перед домом. Среди прочих семян им попались семена мака. Тетя Оля не хотела сажать их на клумбу.

« - Ну, какой из маков цвет! - убежденно ответила она. - Это овощ. Его на грядках вместе с луком и огурцами сеют… Цветком он всего два дня бывает. Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка и только вид портит».

Рассказчик все же потихоньку от хозяйки насыпал семян в центре клумбы. Когда цветы проросли, тетя Оля заметила маки, но не стала их вырывать. Когда же клумба зацвела, красота цветов поразила всех:

«Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!

Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью, и рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия» (рис. 2).

Рис. 2. «Живое пламя» ()

Зажженные факелы, полыхающее пламя, слепящее и обжигающее. Образы, которые использует писатель, — яркие, запоминающие, символичные.

Действительно, маки в рассказе стали символом Вечного огня . Поэтому и название автор выбрал соответствующее: «Живое пламя». Такое скрытое сравнение в литературе называется метафорой.

Мета́фора (от др.-греч. μεταφορά — «перенос», «переносное значение») — троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака. Термин принадлежит Аристотелю и связан с его пониманием искусства как подражания жизни.

Рис. 3. Фото. Е.И. Носов ()

Отечественная война застала писателя, шестнадцатилетнего юношу, в родном селе, которому пришлось пережить фашистскую оккупацию. После Курского сражения (5 июля — 23 августа 1943), свидетелем которого он был, Носов уходит на фронт, поступив в артиллерийские войска.

В 1945 под Кенигсбергом он был ранен и 9 мая 1945 встретил в госпитале в Серпухове, о чем позже напишет рассказ «Красное вино победы».

Для рассказов Носова характерна одна особенность. Война часто присутствует в его произведениях, но не в рассказах о героизме советских воинов, а в судьбах простых русских людей, прошедших войну. Так было в рассказе «Кукла», когда мы знакомились с судьбой Акимыча. Так происходит и в рассказе «Живое пламя», когда мы узнаем о судьбе Ольги Петровны, потерявшей на войне сына.

Ей тяжело говорить о гибели сына, поэтому мы узнаем только то, что он был летчиком и погиб, «спикировав на своем крошечном "ястребке" на спину тяжелого фашистского бомбардировщика...»

Строки рассказа Е. Носова слишком скупы и не описывают подробно подвиг Алексея.

Боль, которая живет в сердце матери, потерявшей на войне сына, вырывается наружу в тот день, когда лепестки мака опали: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто.

Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом».

Там, в доме фотография погибшего сына, его вещи. Они хранят память о человеке. Но маки своей яркой и короткой жизнью еще больше и живее напомнили Ольге Петровне о сыне.

С тех пор на клумбе Ольга Петровна не сажает никаких других цветов. Только маки. Когда рассказчик навестил свою старую знакомую, он увидел поразительную картину: «А рядом на клумбе полыхал большой ковер маков. Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки. А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».

Список литературы

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Е.И. Носов. Биография ().
  5. Е.И. Носов «Живое пламя» ().

Домашнее задание

  1. Прочитайте рассказ Е.И. Носова «Живое пламя». Составьте его план.
  2. Какой момент стал кульминацией рассказа?
  3. Прочитайте описание цветущих маков. Какие средства художественной выразительности использует автор?
  4. Что объединяет рассказы Е. Носова «Кукла» и «Живое пламя»?

Урок словесности по рассказу Е. Носова «Живое пламя»

Тема: "Такая короткая, долгая жизнь..."

Цели: знакомство с творческой манерой писателя, углубление навыков анализа текста; показать многоцветность языка и лиризм мироощущений автора.

Дать знания о том, что Е. Носов продолжает и развивает традиции И. Тургенева, И. Бунина и других русских классиков.

Ход урока .

I . Рассказ учащегося о писателе.

II . Анализ рассказа «Живое пламя»:

- От чьего лица ведется повествование?

- Какие функционально-смысловые типы текста отражены в произведении?

(Повествование с элементами описания и рассуждения.)

- О чем рассказ? Как можно определить его тему ?

(Отражение в образе цветения мака короткой, но яркой жизни человека.)

Как развивается тема в структуре рассказа? На какие части в соответствии с развитием темы можно разделить текст?

(Тема развивается на основе простого сюжета. В соответствии с этим текст можно разделить на композиционные части :

1.Устройство клумбы и разговор о маках, как непригодных для клумбы цветах – завязка.

2. От слов «Неожиданно я уехал…» до реплики «А маки твои поднялись» - развитие действия.

3. Яркая жизнь цветов; описание цветущих маков – кульминация.

4. Маки погасли – спад действия.

5. «Я теперь живу в другом конце города…» - развязка.

- Какую роль играют эти части в композиции повествования?

(Повествование развертывается в поступательной временной последовательности: посадили цветы, повествователь уезжает; возвратившись, видит, как маки набрали бутоны ; затем они распустились, «два дня пламенели, потом осыпались.»


В последнем абзаце временной план обобщается и приближается к времени повествования – «теперь».)

- В чем особенности отражения событий рассказа во времени?

(В четкой временной последовательности есть два фрагмента, когда повествователь углубляется в план давно прошедшего времени:

2ч. – разговор с хозяйкой о ее сыне;

4ч. – рассказ о судьбе сына тети Оли.

Так в тексте создается необходимая временная перспектива.)

- В каком времени дан образ сына тети Оли?

(В композиции он отнесен к давно прошедшему (военному) времени; в том времени, о котором ведется повествование, он соотносится с цветущими маками.)

- Почему образ маков является в рассказе ключевым?

(Он проходит через все повествование, актуализируется в описании и приобретает в художественно-образном строе рассказа особый смысл, который отражается в названии.)

- Как развивается этот образ в каждой из частей рассказа?

(В начале маки выступают предметом спора главных героев: для повествователя в маках – живая красота (он говорит об этом не прямо, а через народную «песенку»: «А лоб у нее, точно мрамор, бел. А щеки горят, будто маков цвет»); для хозяйки мак – недолговечный цветок, поэтому она видит в маке, прежде всего, отцветшую «колотушку»: «Все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит».

Во 2 части упоминание о маках появляется в самом конце. Но вся эта часть пронизана ощущением жизни: это передается и описанием приятной прохлады в домике тети Оли «после жаркой, утомительной дороги», и через образ разросшегося под окном жасминового куста, и через воспоминания хозяйки о сыне Алексее, который «любил квас» и жил в комнате, где сейчас висит его портрет, и в словах Ольги Петровны, обращенных к герою-повествователю: «Живи на здоровье».

Завершающий эту часть образ маков воплощает в себе жизненную энергию: «а маки твои поднялись, уже бутоны выбросили». В ситуации диалога эта фраза хозяйки, кроме того, непосредственно следует за упоминанием о сыне Алексее. Таким образом, маки выступают звеном в единой смысловой цепи: «сын Алексей» - «комната была его» - «располагайся, живи на здоровье» - «маки твои поднялись».)

Какова микротема 3 части?

Красота цветущей клумбы.

Какими средствами представляет повествователь цветущую клумбу и как акцентирует при этом образ маков?

(Описание строится на сопоставлении цветения всей клумбы и маков в центре ее. Сопоставление основано на том, что пестрое великолепие клумбы описывается подробно, живописно, перечисляются разные цветы и передается их особый характер – за счет цветовых определений и образных характеристик…Описание достаточно динамично за счет глаголов: расстилался, опоясывала, пестрели, раскачивались. Маки сразу выделяются положением в центре и над остальными цветами.)

- Как показаны маки на фоне окружающего многоцветья?

(Маки предстают полными скрытой жизненной силы, «выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона».)

- Цветение маков – это кульминация рассказа. Какие образы выступают доминантой описания?

(Образы, связанные с семантикой огня. Соотношение маков с огнем задается уподоблением: «Издали маки походили на зажженные факелы». В состав этого уподобления входит метафора, которая придает образу олицетворенный характер и актуализирует семантику жизни: «…с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени».


Метафорически представлено цветение маков как горение, причем особая живость, динамизм образа создается за счет соотношения с ветром, солнцем. Очень важны здесь эпитеты со значением различных оттенков красного цвета: алый, трепетно-яркий, густой багрянец.

Образ огня лежит в основе завершающей абзац метафоры: «стоит прикоснуться – сразу опалят!»

Интенсивность жизни-горения, которую являет цветение маков, и впечатление повествователя подчеркивается в тексте восклицательным знаком, динамичностью самой конструкции, эмоционально-смысловым тире.)

- Как завершается описание маков в этой части?

(Метафорой: «Маки слепили своей озорной, обжигающей яркостью». Прямое соотношение с окружающими цветами завершает это кульминационное представление ключевого образа: «И рядом с ними померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия». Оценка пестрого окружения маков меняется на ироническую.

Метафорический характер образа огненных, горящих маков проявляется и в начале следующей части: «Два дня буйно пламенели маки» (значение интенсивности выражено и глаголом пламенели , и эпитетом буйно). Прекращение цветения представлено контрастно как развитие той же метафоры: «…вдруг осыпались и погасли». Мгновенность, внезапность подчеркивается наречиями вдруг, сразу: «И сразу на пышной клумбе без них стало пусто».)

- Отчего вдруг «как-то сгорбилась» тетя Оля?

- Какова микротема этой части?

(Соотношение жизни маков и человека. Метафора сгорел при этом развивает значение «отцвел» по отношению к цветку и «интенсивно, ярко прожил жизнь» по отношению к человеку. В рассуждении тети Оли о маках говорится как о живом существе: «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита», - и прямо сопоставляется этот образ с жизнью человека: «И у людей так бывает…»)

Слово учителя:

Представление короткой, но яркой жизни в образе маков не просто наглядно, выразительно передает такую жизнь. Оно формирует в рассказе мотив памяти (в художественной традиции мак связан с выражением памяти): цветущие маки напоминают Ольге Петровне о сыне, поэтому в конце рассказа появляется «большой ковер маков», сменяющих друг друга в цветении. Это описание закономерно строится на развитии образа огня («лепестки, точно искры», «огненные языки» и жизни («из влажной , полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны»).

Образ огня как проявления жизни и жизни как огня фокусируется в итоговой метафоре «живой огонь». Здесь представление негасимого огня через сменяющие друг друга маки («чтобы не дать погаснуть живому огню») создает еще образ вечного огня – символ благодарной памяти и самой жизни – в преемственности, в вечном воплощении.

- Каков смысл названия рассказа ?

(Оно содержит в себе весь объем художественно-образного смысла, созданного в тексте: это и цветущие маки, и жизнь человека, подобная им, и вечная память о людях, проживших короткую, яркую жизнь,- и сущность самой жизни, с ее силой, энергией и вечным возрождением, вечной устремленностью к солнцу в непрерывном движении.)

III Домашнее задание: дать письменный ответ на вопрос: «Каким вы себе представляете Алексея? »