Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №41 города севастополь
Методическая разработка по работе с родителями на тему:
Составила: Дивисенко
Екатерина Раильевна
Семья и детский сад выполняют каждая свою функцию, поэтому не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребёнка.
Что такое патриотизм (Патриотизм (от греч. patriótes — соотечественник, patrís — родина, отечество), любовь к отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам).
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к своим близким, любовь к родным местам, это и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности со всем окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Работу по привитию детям духовно - нравственных ценностей, воспитанию достойного человека, патриота своей Родины следует вести по нескольким направлениям:
- духовно - образовательном (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);
- воспитательно-образовательном (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);
- культурно - познавательном (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);
- нравственно - трудовом (продуктивная деятельность, организация труда детей).
Как вы думаете, кому принадлежит ведущая роль в воспитании ребёнка - семье или детскому саду? Высказывания родителей.
Правильно, всё начинается с семьи, с её традиций. Отец и мать - самые близкие и самые убедительные «образцы», с которых ребёнок берёт пример, которым подражает, по которым он строит своё поведение.
Помочь ребёнку разобраться что есть зло, добро, не оставить его равнодушным ко всему живому, к своему городу, народу - вот та цель, которая должна стоять перед нами, взрослыми.
С чего необходимо начинать?
Правильно, с самого дорогого, с близких и родных, с самого ребёнка. Понимание чувства патриотизма, любви к Родине приходит к ребёнку именно в семье через ощущения матери и отца. Именно в любви ребёнка к своей матери и своему отцу заложено его будущее чувство семейного воспитания.
Важно сформировать у ребёнка представление о себе, своём месте в семье (девочка, дочка, сестра, внучка, племянница…). Знакомить с историей семьи, её родословной, местом каждого члена в жизни семьи.
Знает ли ваш ребёнок своих бабушек, дедушек и других родственников? Как их зовут? Чем они занимаются или занимались?
Рассматриваете ли вы совместно с детьми фотографии из семейного альбома?
Воспоминания… они есть у каждого человека, большого и маленького. И копятся они не только в памяти, но и в семейном альбоме - символе времени. Листая семейный альбом вместе с ребёнком, можно показать ему даже отрезок времени, когда вы сами были маленькими, а ваши родители были такими же как вы, и бабушка была просто - мамой! Не упускайте возможность лишний раз пообщаться с ребёнком. Чаще рассматривайте фотографии из семейного альбома.
Какие традиции есть у вашей семьи?
Сохранение во многих семьях обычаев и традиций, которые передаются из поколения в поколение, своеобразие семейных и родственных отношений являются хорошим средством передачи семейного житейского опыта детям, способствует созданию гуманных отношений в обществе и в целом положительно влияют на личность ребёнка.
- Как вы считаете, нужно ли ребёнку знать свой домашний адрес, телефон?
Пожалуйста, поднимите руку те родители, дети которых знают домашний адрес.
- Знает ли ребёнок свой двор, дорогу к дому?
Задумайтесь, нужно ли объяснять ребёнку, что дом, в котором мы живём, наш подъезд, наш двор - это наш общий дом, который мы должны беречь и охранять? Сажали ли вы во дворе своего дома вместе с ребёнком цветы, деревья, кусты? Надо ли это для воспитания вашего ребёнка?
- Знает ли ребёнок номер детского сада, его адрес?
- Разговариваете ли вы с ребёнком о детском саде?
Часто устраиваем экскурсии по территории детского сада, знакомим с сотрудниками.
Мы с вами живём в одном из красивейших городов.
- А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт?
- Во время прогулки с ребенком вы обращаете внимание на красоту нашего города, на достопримечательности, рассказываете ли ребенку о них?
Помните, всё начинается с малого. Воспитывайте в ребёнке любовь, доброту, внимание и заботу, чувство патриотизма. Предоставляйте ребёнку возможность отражать свои впечатления об увиденном в рисунке, лепке, аппликации, в сочинительстве. Поощряйте любознательность и интерес.
Министерство образования Республики Беларусь
Учреждения образования
«Белорусский государственный педагогический университет
имени Максима Танка»
Кафедра общей и дошкольной педагогики
ВОСПИТАНИЕ ЛЮБВИ К РОДНОМУ ГОРОДУ
У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Курсовая работа
Исполнитель:
Научный руководитель:
«Воспитание любви к родному городу
у детей старшего дошкольного возраста»
Введение……………………………………………………………………….3
1. Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания…………………………………………..6
1.1. Сущность патриотического воспитания………………………..6
1.2. Задачи и содержание патриотического воспитания……………8
1.3. Деятельность дошкольного учреждения по ознакомлению детей с родным городом…………………………………………………..9
2. Педагогические условия воспитания любви к родному городу у старших дошкольников…………………………
2.1 Изучение представлений и знаний старших дошкольников о родном городе…………………………………………………
2.2 Организация работы по воспитанию у старших дошкольников к родному городу……………………..
2.3. Обсуждение результатов опытно-экспериментальной работы….
Заключение……………..
Список литературы…………………………….
Приложения………….
Введение
Очень много в современной педагогической литературе написано о том, что с малых лет необходимо прививать любовь к родному городу, родному краю, родной культуре. Эти все понятия воспитывают в детях чувство гордости за родную сторону, отечество и глубокое уважение к нему. Непосредственно по этой причине изучение культуры своего народа, истории своего края, города необходима в современном мире. В дальнейшей жизни это поможет проявлять интерес и с уважением относиться к национальным культурам Беларуси и других народов. Значит, нравственно-патриотическое воспитание – это важная задача современного дошкольного образования. Будущее Беларуси было и останется важнейшим преобразовывающим условием общественного развития и во многом определяется уровнем воспитанности, духовно-нравственного развития, гражданского стремления подрастающего поколения.
К огорчению, в последнее время всему мировому сообществу, включая Беларусь, как многоцелевым стандартом предлагается деидеологический стандарт, т. е. переоценивание материальных и прагматических ценностей над духовными и нравственными. В предложенной схеме развития резко снижается воспитание патриотизма, воздействие семьи и белорусской национальной культуры в сфере воспитания. Отечественные методики воспитания заменяются западными, которые распространяют равнодушие к окружающему миру, пренебрежительное отношение к гражданскому долгу и служению Родине.
Основы гуманистического права изложены в Законе об образовании Республике Беларусь, высказывают современную государственную политику в области воспитания. Его базу составляют цели и задачи всестороннего развития способностей, самоопределение личности, создание условий для её самореализации, взаимодействие семьи, педагогических коллективов образовательных учреждений.
Современный ребёнок должен развиваться образованным, нравственным, предприимчивым, готового самостоятельно принимать решение в ситуациях выбора, способного к сотрудничеству, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Детские дошкольные учреждения вместе с семьями считаются важными социальными институтами воспитания ребёнка дошкольного возраста.
Детские сады оказывают своё воспитательное воздействие на дошкольников в самый восприимчивый период их жизни. Дошкольное развитие является всеобщей и необходимой формой развития ребёнка, именно поэтому оно является основной задачей детского дошкольного учреждения. Я считаю, основной задачей развития в детском саду является повышение эффективности качества образования детей на основе всестороннего развития и воспитания каждого ребёнка.
Воспитание патриотичности необходимо начинать в дошкольном возрасте. В этот период происходит становление культурно-духовной ориентации, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие эмоций, чувств, мышления, элементов общественной ориентации дошкольника, процесс национально-культурной самоидентификации, осознание себя в культурном мире .
Для воспитания патриотических чувств важно давать представления о родном городе, народе, стране, обычаях, культуре, истории. Дети старшего дошкольного возраста, в мощь непосредственности внутренних и психологических взаимодействий, наиболее важны для формирования правильного отношения к окружающему миру, городу и т. д. Для нашего белорусского общества дети являются фундаментом политкультурного пространства, создание которого предусматривается политикой государства.
В разные отрезки времени этой проблемой занимались известные педагоги, психологи, исследователи, как («Человек как предмет воспитания»), («Патриотическое воспитание дошкольников») и др. Непосредственно, идея патриотизма всегда являлась, и будет являться, тем самым фундаментом, на котором будет держаться страна . считал, что система воспитания порождается вместе с историей народа, его материальной и духовной культурой. Благодатный педагогический материал из века в век накапливался в устном народном творчестве, в народно-прикладном искусстве и различных промыслах, в фольклорных произведениях, которые близки и понятны детям.
Отдельно от семьи успех в воспитании патриотизма с детских дошкольных учреждениях не возможен. Всегда и во всем примером для ребёнка, в первую очередь, служат родители, и только потом, педагоги в детском саду, школе и т. д. Понимание ребёнком близости с окружающими людьми, Родиной, происходит изначально в семье.
И здесь же возникает разногласие между потребностью воспитания любви к родному краю, городу в ДОУ и отсутствием общих данных об использовании фольклора в воспитании.
Исходя из этого выявилась проблема для исследования: каким же образом воспитать патриотизм у ребёнка на примере знакомства с родным городом?
В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации в дошкольном учреждении специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры и традиций народа Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Из всего перечисленного и обозначилась тема «Воспитание любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста».
Объект исследования - патриотическое воспитание
Предмет – воспитание у детей старшего дошкольного возраста любви к родному городу, как составляющая часть патриотического воспитания.
Цель работы – определить педагогические условия воспитания любви к родному городу у детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: подробный анализ программы «Пралеска», наблюдение, беседа, педагогический эксперимент.
Задачи:
1) Изучить психолого–педагогическую литературу по проблеме исследования.
2) Выявить уровень представлений и знаний старших дошкольников о родном городе.
3) Разработать методические рекомендации педагогам дошкольных учреждений по воспитанию любви к родному городу у старших дошкольников.
Глава 1.Воспитание любви к родному городу как составляющая часть патриотического воспитания
1.1. Сущность патриотического воспитания
В современном мире по-разному понимают смысл патриотизма, разнообразно и спорно. Значительную часть занимают объяснения сложной
природой данного определения, расширенным содержанием и многообразием форм проявления. Помимо этого, вопрос патриотизма рассматривается различными учеными в разных многознаменательных, общественно-финансовых и общественно-политических обстоятельствах, в связи с собственным штатским воззрением, взаимоотношением к собственному Отечеству, с применением разных областей сведений и т. п.
Термин «любовь к родине» применяется не только в учено-экспериментальной литературе, но и в представлениях, дискуссиях,
заметках, предвыборных програмках политических деятелей
и общественно-политических партий, процессов, функционеров
культуры, художества и т. д.
Спектр объяснения термина весьма огромен: с безупречно-благородного
вплоть до разносно оскорбительного.
Помимо этого, вопрос патриотизма рассматривается различными
учеными в разных многознаменательных, общественно-финансовых
и общественно-политических обстоятельствах, в связи с собственным
штатским воззрением, взаимоотношения ксобственному Отечеству, с
применения разных областей сведений и т. п.
Термин «любовь к родине» применяется не только лишь в учено-экспериментальной литературе, но и в представлениях, дискуссиях,
заметках, предвыборных програмках политических деятелей и общественно-политическихпартий, процессов, функционеров культуры, художества и т. д. Спектр объяснения термина весьма огромен: с безупречно-священного вплоть до разносно оскорбительного.
Достаточно подробно открыто смысл этого определения в монографии, что «Любовь к родине – данное влюбленность к собственному
отечеству, к близким зонам ("нашей планете отцов"), к родственнику стилю, к прогрессивной культуре и обычаям, к провиантам работы
собственного люда, к современному социальному и муниципальному
сооружению. Любовь к родине - данное безусловно как верность к собственному Отечеству, стремление оберегать её самостоятельности»