Что ты знаешь о науке экологии. Наука, изучающая экологию: основные понятия и цели

Экология - это наука об отношениях растительных и животных организмов или их сообществ между собой и окружающей средой. Термин “экология”, образованный из двух греческих слов: ойкос - дом, жилище, родина и логос - наука, был предложен немецким биологом Э.Геккелем в 1869г. и обозначает буквально “изучение собственного дома” или “наука о местообитании”.

Как самостоятельная наука экология сформировалась в ХХ столетии, хотя факты, составляющие ее содержание, привлекали внимание человека с давних времен. В современном виде экология охватывает чрезвычайно широкий круг вопросов и тесно переплетается с целым рядом смежных наук (биология, геология, физика, химия, генетика и др.).

Огромное значение экологии стали понимать совсем недавно, когда ввиду усиливающегося антропогенного воздействия на природную среду со всей очевидностью возникла проблема сохранения жизни на нашей планете, сохранения человеческой цивилизации. Нельзя бездумно относиться к природе, безжалостно ее эксплуатировать! Человеческое общество может жить и развиваться только находясь в гармонии с природой. Для этого необходимо знать, как устроена и функционирует природа, как она реагирует на вмешательство человека.

Экология тесно связана с другими биологическими науками - зоологией и ботаникой. В момент становления этих наук основное внимание исследователей было сосредоточено на систематике и строении организмов. Но уже в первых сочинениях по флоре описание каждого вида растения стало сопровождаться указанием мест произрастания. В изучении фауны также пришли к тому, что образ жизни животного взаимосвязан с условиями его обитания. Очевидно, что большинство этих сведений относится и к экологии.

Экология изучает организацию жизни на трех уровнях. Первый уровень относится к отдельным растениям и животным - особям . Любая особь находится под влиянием различных условий окружающей среды и испытывает их воздействие. Одними из главных условий являются климатические - температура, влажность, освещенность и др. Кроме того, для наземных животных, особенно обитателей почвы, и растений важную роль играют физические и химические свойства почвы. Для водных организмов особенное значение приобретают физические и химические свойства воды как среды обитания.

Раздел экологии, в котором исследуется взаимодействие отдельного организма со средой обитания (образ жизни, поведение, взаимодействие с отдельными элементами окружающей среды и др.), носит название аутэкологии (от греческого аутос - сам).

В реальной жизни, однако, ни один организм не существует вне связи с другими, себе подобными организмами, т.е. особями того же вида. Как правило, организмы существуют в виде особых группировок - популяций (от латинского - популус - народ, население). Взаимодействие организмов в популяции приводит к тому, что у нее появляются собственные свойства, отличные от свойств отдельных особей. Под влиянием многих внешних условий (параметров окружающей среды, качества и количества пищи и др.) популяции меняют численность во времени и пространстве, приобретают свойства накапливать и расходовать вещество и энергию, им свойственны более сложные реакции на изменения среды, чем реакции индивидуума.

Раздел экологии, изучающий взаимоотношения между организмом и средой обитания на уровне популяций, носит название демэкологии или популяционной экологии .

Но и популяция изолированно существовать не может, поскольку нуждается в энергии, веществе, пространстве и других жизненных ресурсах. Поэтому популяция обязательно вступает во взаимоотношения с другими популяциями: популяция хищного животного черпает энергию от популяции травоядного, популяции могут бороться за пространство, пищу и т.п. Однако они могут и помогать друг другу: почвенные животные, перерабатывая мертвое растительное вещество, увеличивают плодородие почвы, насекомые участвуют в опылении растений, некоторые растительноядные животные обеспечивают перенос семян растений, способствуя их размножению. Таким образом, популяции не могут существовать друг без друга. Стабильность природной системы во времени поддерживается взаимодействиями между всеми ее живыми и неживыми составляющими.

В природе совместно обитающие популяции различных организмов всегда образуют определенное единство, называемое сообществом или биоценозом (от греческого биос - жизнь и ценоз - общее). Занимаемое сообществом природное жизненное пространство называется биотопом (от греческого биос - жизнь и топос - место). Сообщество - это довольно устойчивое биологическое образование, поскольку обладает способностью к самоподдерживанию своих природных свойств и видового состава. Устойчивость сообщества определяется не только устойчивостью входящих в него популяций, но и особенностью взаимодействия между ними.

Комплексное изучение сообществ является предметом еще более сложного раздела экологии - синэкологии (от греческого син - вместе) или экологии сообществ .

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Шатунов В.К
Экологическая подготовка. Учебное пособие для солдат и сержантов. ‑ МО РФ, 2002. ‑ с. Учебное пособие разработано на основе положений Закона РФ

Природа и природные объекты
В естественных и общенаучных дисциплинах природа выступает как совокупный объект познания. Под природой понимается совокупность естественных условий существ

Понятие экологического фактора
Среду обитания организмов характеризуют условия и ресурсы. Понятие условий среды в экологии заменяют и определяют понятием экологического фактора, ока

Экологическая система
Как известно, живая материя на Земле имеет организацию, состоящую из следующих уровней: молекулярный ® клеточный ® уровень тканей и органов ® организменный ® популяционно-видовый ® уров

Трофическая структура экосистемы
Представители разных трофических уровней связаны между собой односторонней направленностью передачи биомассы в пищевых цепях. Пищевые цепи делятся на два основных типа:

Понятие о биосфере
В.И.Вернадский, который является основоположником современного учения о биосфере, под биосферой понимал слои земной коры, подвергавшиеся в течение всей геологической истории влиянию

Ресурсы природной среды
Ресурс - источник потребления. В широком смысле природный ресурс - источник потребления человеком природы - экологический, экономический, духовный, эстетический. В узком смысле

Подумаем вместе
Известный американский публицист и эколог Барри Коммонер в своей работе “Замыкание круга” сформулировал следующие утверждения, которые иногда называют глобальными (всеобщими) эколог

Физические, химические и биологические загрязнения
Загрязнения природной среды и вредные воздействия чрезвычайно многообразны и могут быть разделены на четыре основных типа: Физическое загрязнение - ионизирующее излу

Понятие о качестве природной среды и нормативах качества
Под качеством природной среды понимается характеристика такого состояния ее экологических систем, при котором постоянно и неизменно обеспечивает процесс обмена веществ и энергии в с

Виды природоохранных нормативов
Все нормативы качества природной среды принято разделять на три группы. Первую группу составляют санитарно-гигиенические нормы и правила. К ним относятся нормативы предельно допустимых ко

Предельно допустимые уровни воздействия физических загрязнений
Радиационное загрязнение создает облучение человека и природных объектов ионизирующими излучениями, которые проходя через живые ткани, нарушают нормальное функционирование клеток о

Шум и вибрации
Эксплуатация вооружения и военной техники, оборудования, энергетических установок и транспортных средств сопровождается шумом и вибрациями. Шумовое

Природа и физические свойства ЭМИ
Электромагнитное загрязнение - форма физического загрязнение окружающей среды, возникающее в результате изменения ее электромагнитных свойств под воздействием внешних электрома

Электромагнитных волн по частотам
№№ диапазона Диапазон радиочастот Границы диапазона Диапазон радиоволн Границы диапазона

Для населенных мест
Частота, Длина волны, Предельно допустимые уровни МГц м в районе жилой застройки

Световое загрязнение
Световое загрязнение окружающей среды - форма физического загрязнения, нарушающее естественную освещенность местности в результате действия искусственных источников света и при

Тепловое загрязнение
Тепловое загрязнение является формой физического (в основном антропогенного) загрязнения, возникающего в результате повышения температуры среды в связи с выбросами промышленным

Механическое загрязнение
Под механическим загрязнением понимается засорение окружающей среды отходами, оказывающими неблагоприятное воздействие на среду обитания без физико-химически

Загрязнение химическое
Загрязнение химическое понимается как изменение естественных химических свойств природной среды, превышающее среднемноголетние колебания количества каких-либо в

Биологическое загрязнение
Биологическое загрязнение в общем виде понимается как привнесение (проникновение, распространение) в окружающую среду и размножение в ней нежелательных для чело

Понятие военного объекта и военной экологической системы
Военный объект -это войска,находящиеся в районах дислокации, сосредоточения, на марше, на исходных огневых и стартовых позициях, аэродромы, военно-морские базы, вое


Источником загрязнения природной среды называется объект, от которого загрязнения поступают в природную среду. Источниками загрязнения в общем случае являю

На военном объекте при повседневной деятельности войск
Остановимся более подробно на рассмотрении воздействия военных объектов на окружающую среду на примере одного из них. Наиболее типичным объектом может служить мотострелковый полк, в

Загрязнения природной среды
Главными задачами в охране окружающей среды являются предотвращение загрязнения ее вредными продуктами человеческой деятельности и очистка средообразующих природных компонентов от выб

Деятельности войск
В качестве главного принципа, направленного на решение задач охраны окружающей среды, Закон устанавливает научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества. До некоторы

Экологическое обучение и воспитание военнослужащих
Система всеобщего и комплексного экологического образования включает в себя дошкольное и общее образование, среднее, профессиональное и высшее профессиональное образование, послевузовское профессио

Особо охраняемые территории и объекты
Законом РФ “Об охране окружающей среды” установлено обеспечение особой охраны государством природно-заповедного фонда России в интересах настоящего и будущего поколения людей.

Ответственность военнослужащих за экологические правонарушения
Экологические правонарушения- это противоправные деяния, нарушающие природоохранительное законодательство и причиняющие вред окружающей природной среде и здоровью человека.

Подумаем вместе
Почему особой охране подлежат государственные заповедники, природные заказники, национальные природные парки, памятники природы, редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды р

И процессами
В предыдущих разделах пособия были рассмотрены понятие, типы и источники загрязнения на войсковых объектах, понятие и нормативы качества окружающей среды. Сведения т

Радиоактивные вещества и излучения
В природе существует некоторое количество химических элементов, ядра которых самопроизвольно распадаются с испусканием невидимых лучей. Такие элементы принято называть радиоактивными, а саму

Сильнодействующие ядовитые и вредные химические вещества
Химические загрязнения окружающей среды являются наиболее разнообразным, многочисленным, распространенным и опасным типом загрязнений. Перечень опасных для окружающей среды химических веществ, спос

Биологические загрязнители окружающей среды
Под биологическим загрязнением понимается привнесение в среду и размножение в ней нежелательных для человека и природы организмов. Оно вызывается (создается) микроорганизмами и

Ионизирующих излучений
Источник ионизирующего излучения ‑ вещество или устройство, испускающее или способное испускать ионизирующее излучение. Источники ионизирующих излучений (ИИИ) в насто

С ядовитыми, агрессивными и химическими веществами
Радиоактивные излучения в природе существовали еще до появления жизни на планете. Естественные ионизирующие излучения сопровождали развитие и эволюцию живых организмов на протяжении

Охрана природных комплексов от биологических загрязнений
Войска и другие военные объекты в результате своей деятельности могут загрязнять окружающую среду не только радиоактивными и химическими веществами, но и опасными для человека и природы микрооргани

Подумаем вместе
Не остаются ли экологические требования “вещью в себе”, пустыми декларациями, так как в повседневной жизни мы часто видим их нарушения (оранжевый дым из труб химических предприятий,

И при перевозке опасных грузов
Основа подготовки воина ‑ его полевая выучка. Поле ‑ академия солдата. Изученное и отработанное в классе, парке, на спортивном городке нужно для того, чт

Инженерное оборудование и маскировка района действий
При оборудовании и маскировке позиций, развертывании командных пунктов, полевых лагерей и других объектов нельзя занимать места в заповедниках и других особо охраняемых территориях, рубить и ломать

Применение взрывоопасных, пожароопасных и ядовитых веществ
Полевые занятия и учения, как правило, проводятся с применением различных взрывоопасных, пожароопасных веществ, дымовых, имитационных средств и сопровождаются практическими действиями по специально

Эксплуатация военной техники
По официальным данным доля только автотранспорта в загрязнении воздуха в крупных городах достигает 70 и более процентов от общего загрязнения атмосферы. Наиболее велик вклад автомобильного транспор

Обслуживание и ремонт вооружения и военной техники
Техническое обслуживание представляет собой комплекс операций по поддержанию в исправном и работоспособном состоянии вооружения и военной техники при использовании

Транспортировка опасных грузов
Транспорт - важнейшее условие функционирования общественного производства и жизни людей, что определяет необходимость ускоренного его развития. Пассажиропотоки в городах растут быстрее, чем населен

Восстановление растительно-почвенного покрова
В силу специфики своей деятельности войска и силы постоянно негативно воздействуют на окружающую среду, нанося ей ущерб. Так как избежать этого ущерба практически невозможно, то следует поступать т

Подумаем вместе
Как можно предотвратить загрязнение окружающей среды при боевой подготовке? Здесь многое зависит от заранее продуманной системы мер при планировании учений, марш-бросков, строительс


Объекты, содержащие химически опасные компоненты, при аварии становятся источниками залповых выбросов в атмосферу сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ), сбросов их в водоемы, &q

Землетрясения
Причиной землетрясений являются физико-химические процессы, происходящие внутри Земли и приводящие к накоплению упругих напряжений в какой-либо области Земного шара. Когда напряжения превышают пред

Извержения вулканов
Вулканами называются огнедышащие горы (по имени бога огня и кузнечного ремесла Вулкана), периодически извергающие раскаленные камни, массу расплавленной породы, струи пара и газа. Большая ча

Тропические циклоны
Тропические циклоны ‑ это вихри, в центре которых наблюдается пониженное давление; образуются они летом и осенью над теплой поверхностью океана, обычно вблизи экватора. Отсюда вихрь ди

Сильные ветры
Ветры со скоростью 30 м/с и более относятся к сильным. Иногда их еще называют ураганными ветрами или просто ураганами, что не совсем правильно. Такие ветры наиболее характерны для при

Гололед
Отложение льда на почве, дорогах, растениях, линиях электропередач при выпадении дождя (мороси) и отрицательной температуре у поверхности Земли, называется гололедом. Гололед чаще в

Экологическая безопасность военной службы
Обеспечение безопасности (в общем случае) ‑ это предупреждение, устранение или защита от опасности, то есть объективно существующей возможности негативного воздействия

Подумаем вместе
Понятие “чрезвычайная ситуация” и “чрезвычайная экологическая ситуация” подразумевает непосредственную опасность или риск для здоровья и жизни человека. Однако, как это ни

Человек и природа – неразделимы. С древнейших времен он пользовался дарами природы: собирал растения, пригодные для пищи, охотился на животных, ловил рыбу. Воздействие человека на природу в то время было небольшим и малозаметным. На смену собирательству пришло земледелие. Люди вырубали и выжигали леса под посевы. На их местепоявлялись поля, плантации. В засушливых районах проводились оросительные каналы,болотистые места осушались, изменялись русла рек.С ростом городов, промышленных предприятий, появлением новых видов транспорта, влияние человека на природу еще больше усилилось. В результате этого уменьшилась площадь занятая лесами, сократилось число видов рас-тений и животных, обмелели реки и моря. В окружающую среду стали вы-брасывать огромное количество про-мышленных и бытовых отходов, которые загрязняют воздух, почву, вызывают гибель растений и животных, болезни людей.Слово«ЭКОЛОГИЯ » (от греческого «ейкос»- жилище, дом и «логос»-наука). Наука экология,изучает взаимодействие живых организмов и среды их обитания, влияние деятельности человека на природу; последствие этой деятельности, учит общению человека с природой, пониманию необходимостиее защиты и охраны. Изучение природы, позволяет ответить на многие вопросы: Какой вред приносит чрезмерная вырубка лесов? Чем опасен массовый сбор букетов? Почему весной нежелательны посещениялесов и лугов? Знания о природе необходимы при строительстве фабрик и заводов, дорог и каналов. Что необходимо сделать, чтобы наши города стали чистыми, зелеными, красивыми. Как надо поступить, чтобы спасти наши реки и водоемы, защитить растительный и животный мир.Беречь и приумножать богатства нашей Земли – долг каждого. Ведь Земля – дом всего человечества.

Вопрос : Что изучает экология?

Какова роль природы в жизни человека?

Какие мероприятия по охране природы проводятся в нашей местности?

Каково твое участие в охране природы? (посадил дерево, ухаживал за посадками, убирал территорию от мусора). Дополни предложенный список.

Все опции закрыты.

Есть 6 коммент. к теме: “Занятие 1. Что изучает экология?”

    Когда слышишь слово «экология», хочется ответить очень возвышенно, чтобы дошло до всех людей. Экология – это наука об организмах в окружающей их среде.
    Все существа на Земле живут не сами по себе, а во взаимодействии друг с другом и со средой, которая их окружает. Эти-то взаимодействия и изучает экология. Пока в природе действует равновесие (растениям хватает питательных веществ почвы, животным – растительной массы, человеку – пищи и ресурсов), экология остается наукой, о которой люди знают немного. Но как только равновесие нарушается – возникает экологический кризис, и эта наука становится одной из самых важных.
    Природа в жизни человека играет как материальное, так и духовное значение. Материальное, так как собственно природа дает нам пищу, жилье, одежду. И, казалось бы, эта мысль очень проста, поэтому, придерживаясь этого взгляда, человек должен быть признателен природе. Если нет такого чувства, то, по крайней мере, нужно понимать простую вещь: не вспахивая, не удобряя поле, нечего надеяться, что в следующем году у тебя будет хлеб на столе. Духовное значение природы в жизни человека, по моему мнению, начало теряться давно, когда человек стал больше уделять внимания себе, своему внутреннему миру, а не своим отношениям с внешним миром.
    Прежде всего необходимо заняться посадкой деревьев (чем больше, тем лучше),заботиться о чистоте улиц и дворов.
    При школе существует школьный сад, в котором мы работаем.
    Периодически проводим уборку территории возле школы.

    • Екатерина, мне очень приятно, что тебя заинтересовали вопросы касающиеся экологии.Хорошо то, что ты принимаешь активное участие в мероприятиях по улучшению состояния окружающей среды.

    Экология-это наука об отношениях растительных и животных организмов друг к другу и к окружающей их среде.
    Экология изучает воздействие человека на окружающую среду. Это очень важно,потому-что мы живем в промышленном городе.
    В последнее время наш город становится чище и краше. Хочется, чтобы побольше было зеленых насажде-ний, разных парков, чтобы можно было отдохнуть.
    Мое участие в охране природы – стараюсь не мусорить на улице и делаю замечания своим знакомым, что бы они так себя не вели.

    • Андрей, ты просто молодец, что не стесняешься делать замечания людям, которые не следят за чистой нашей территории.

    Экология изначально возникла как наука о среде обитания живых организмов: растений, животных (в том числе и человека), грибов, бактерий и вирусов, о взаимоотношениях между организмами и средой их обитания и о взаимоотношениях организмов друг с другом. Часто Экологию определяют также как науку о взаимоотношениях организмов между собой и с окружающей средой. Современная Экология интенсивно изучает также проблемы взаимодействия человека и биосферы.
    Природа – это большой и интересный мир, который окружает нас. Здесь ни на минуту не замирает жизнь. Мы живем в этом мире. Нас окружает много предметов. Они созданы руками человека. Это здания, дороги, мосты, одежда, обувь, автомобили, мебель, компьютеры. Но есть множество предметов, которые возникли сами по себе, без помощи человека: земля и вода, деревья и животные, солнце и небо. Это природа.
    Человек тоже часть природы. Это не значит, что люди могут делать в природе что угодно. Надо внимательно относиться к ней: помогать животным и птицам, заботиться о растениях, беречь воду, землю и воздух. Многие люди предпочитают свободное время проводить на природе. Туризм и разростание больших городов способны разрушить среду обитания животных и растений. Природные ресурсы являются невозобновимыми и могут истощиться. Поэтому нужно экономить сырьевые материалы.
    Загрязнение окружающей среды наносит вред здоровью всех живых существ. Дым от лесных пожаров, выбросы промышленных предприятий, тарнспорт наносят природе урон.
    Некоторые люди выбрасывают мусор в реки или на улицах устраивают мусорные свалки. Отходы и ядовитые сбросы, попав в воду, наносят вред рыбам и водным животным, а также становятся причиной заболеваний как животных, так и людей. Автомобильные выхлопные газы загрязняют воздух. Природная среда серьезно заражена, ликвидировать загрязнение очень трудно. Чтобы сохранить окружающую нас природу в чистоте, правительство принимает законы, препятствующие ее загрязнению. Но наша жизнь и жизнь живущих на планете может измениться к лучшему. Если каждый из нас будет с вниманием и любовью относиться ко всему живому.
    Природа это то, что находится на Земле. А земля это дом для всех существ, живущих на ней. И каждый имеет право жить на ней.
    Человек сам уничтожает природу.Он строит заводы и фабрики, тем самым загрязняет природу химическими отходами, которыми дышит сам. Истребляет редких животных и растения, занесенные в Красную книгу.
    За городом, выезжая на отдых оставляет горы мусора. Разжигает костры под деревьями,которые превращаются в огромные пожары, уничтожающие все живое.
    Человек должен защищать природу от самого себя. Он не должен без надобности убивать, рвать, ломать, губить, истреблять, засорять.Он должен любить!
    Если человек хочет хорошо жить, тогда он должен беречь природу!
    Самое простое. что может сделать любой из нас:убрать территорию, принять участие в озеленение местности, не допускать появления пожаров в весенний и летний период.
    И так хочется всем сказать: «Люди – не сорите (для мусора на улицах стоят «мусорки»). Когда мы с семьёй выезжали на пляж, то я собрала весь мусор на пляже и сожгла в костре. Люди, которые выезжают за город, зачастую, оставляют после себя много мусора. На это неприятно смотреть!

    В последнее время очень много говорят об экологиии. Я думаю, что экология – это состояние окружающей среды.
    Ведь природа играет основную роль в жизни человека, т.к. мы зависим от неё.
    Моё участие в охране природы: постоянно принимаю участие в уборке территории школы,а недавно в лесу потушил костёр оставленный кем-то.

Переехав жить в мегаполис и прогуливаясь вечером по улицам, я улавливала запахи: свежий хлеб, жареное мясо, дорогой парфюм и… выхлопные газы. На горизонте - дымящиеся заводы. Я задумалась: человечество, постигая технический прогресс, лишает себя свежего воздуха. А ведь нашей планете тоже тяжело дышать.

Экология как современная наука

150 лет назад немецкий биолог Эрнст Геккель предложил термин «экология» (от древнегреческого οἶκος – «дом» и λόγος – «наука»), изучающий вопросы окружающей среды и её охраны. Экология стала стремительно развиваться, и сейчас у нее много забот о нашей планете.

Актуальные экологические проблемы

Второе тысячелетие - пик промышленности. Заходя в магазин, мы покупаем продукты, не задумываясь, что упаковки для них изготовлены на заводах. Кроме загрязнения воздуха, человечество ведет борьбу со следующими проблемами.

  • Глобальное потепление. Таяние ледников может затопить материки.
  • Разрушение озонового слоя. Озон защищает землян от опасного космического излучения.
  • Кислотные дожди. Загрязнение почвы и водоемов может лишить нас урожая и питьевой воды.
  • Засорение почвы. Свалки бытового мусора поработили многие участки земли.
  • Загрязнение воды. Реки, озера и океаны страдают от выбросов нефтепродуктов.


Как решаются экологические проблемы

Фабрик и автомобилей не становится меньше, но люди ведут активную борьбу за улучшение экологии.

  • Переработка отходов. Раздельный сбор мусора и повторная его переработка спасет планету от загрязнения.
  • Альтернативные виды топлива. Автомобильные компании установили ограничения на выброс выхлопных газов, а электрокары уже появились на дорогах.
  • Экотовары. Супермаркеты «Ашан», «Магнит» и «Лента» предлагают купить вместо полиэтиленового пакета экологический, ведь он быстро разлагается в почве.
  • Экологические организации. Движения «Гринпис», «РосЭко», «Зеленый крест» ведут эффективную деятельность по защите экологии.


Каждый из нас, просто выбросив мусор в урну, делает маленький шаг к сохранению чистоты. Ведь как гласит народная мудрость: хочешь изменить мир - начни с себя!

«Экологи требуют то», «экологи требуют это», «экологи борются за….» - в последние годы подобное приходится слышать особенно часто. Кто же они такие – эти экологи и, почему всегда так решительно настроены бороться и требовать? Что за наука вообще такая – экология?

Наверняка, многие из вас скажут, что и так всё знают, мол экология – это наука, изучающая состояние окружающей среды. На самом деле – всё гораздо сложнее: смысл, который несёт в себе эта фундаментальная дисциплина – гораздо глубже, нежели просто изучение определённых процессов. Экология изучает связь всех земных живых организмов (человека, естественно, тоже) между собой, а также - со средой их обитания.

Почему в наши дни так много говорят о важности данной науки? Да потому, что, не научись человечество соблюдать все её законы сегодня, завтра мы можем оказаться на грани экологической катастрофы. Однако обо всём – по порядку.

Дословное значение термина экология звучит так – наука о местах обитания (греч. «ой кос» – родина, жилище; «логос» - наука).. Кстати, данная наука – относится к разряду молодых, т.к самостоятельной она стала только в начале прошлого столетия. Своё столь стремительное развитие она получает за счёт роста численности населения нашей планеты и, соответственно – всё большего влияния человека на окружающую среду и всех её обитателей.

Как мы уже говорили выше, экология устанавливает взаимосвязь между всеми видами живых организмов и окружающей средой, то есть занимается изучением вопросов влияния определённых факторов на жизнь определённого вида. Факторы, способные повлиять на привычный уклад жизни организмов, разделяют на физико-химические, биотические и антропогенные.

С физико-химическими, всё более или менее понятно, это – температурный режим, уровень влажности и освещённости, состояние почвы, погодные условия, количества выпавших осадков и т.д. Что представляют собой другие факторы?

Биотические, это – результат воздействия живых организмов друг на друга.

Антропогенные – влияние жизнедеятельности человека на окружающую среду. Это помогает нам, людям, определить свою роль в окружающем мире и сделать соответствующие выводы: как рационально использовать природные ресурсы (запасы некоторых из них, к слову – крайне скудны). Нет никаких сомнений: когда человек вмешивается в природу, не зная элементарных экологических правил, это приводят к необратимым природным процессам, последствия которых непредсказуемы. И примеров тому – уйма.

Для того, чтобы установить всю это взаимосвязь необходимо доскональное изучение всех процессов жизнедеятельности и природных явлений. Поэтому, данная наука объединяет в себе много поднаук. Экология животных и растений, морей и океанов, лесов и степей, экология городов и человека, есть даже атмосферная и космическая экология, и это - далеко не все экологические поднауки. Сама экология тесно связана с такими дисциплинами, как ботаника и зоология.

Не трудно догадаться, что является рабочей площадкой экологов. Это вся окружающая нас среда. А предметы для изучения – растения, животные, человек и среда обитания всех форм жизни на земле. К слову для этого, мало одних только знаний. Для этого необходимо и хорошее техническое оснащение, начиная от различных термометров и измерительных приборов, заканчивая внедорожниками и вертолётами.

Какую роль играют знания и открытия в области экологии для каждого из нас? Огромную! Ведь именно благодаря этой науке удаётся понять, как устроена жизнь на Земле, что мы можем и должны сделать для того, чтобы она продолжалась.

Завершить наше поверхностное знакомство с наукой экологией, хотелось бы, назвав её основные признаки, сформулировал которые в своё время известный биолог Барри Коммонер:

«Всё связано со всем. Всё должно куда-то деваться. Ничто не даётся даром. Природа знает лучше…»

Экология как наука, изучающая отношения между организмами и их взаимосвязи с окружающей средой. Предмет и задачи экологии. Организм инадорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы как объекты экологии. Биоэкология и ее основные разделы (аутэкология, демэкология, синэкология). Ландшафтная экология. Экология человека и социальная экология.

Повышение роли экологии на современном этапе развития человечества. Основные нарушения в биосфере, вызываемые деятельностью человека. Угроза глобальных экологических катастроф. Экология как научная основа выхода из глобальных кризисов.

Экологические знания – основа природопользования. Экологические принципы заповедного дела и рационального использования природных ресурсов. Красные книги. Международное сотрудничество в деле охраны природы. Экологическое законодательство Российской Федерации.

Экология – это наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их природой, о структуре и функционировании надорганизменных систем.

Термин «экология» в 1866 г. ввел немецкий эволюционист Эрнст Геккель. Э. Геккель считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование. В первичном значении, экология – это наука об отношениях организмов к окружающей среде (от греч. «oikos» – жилище, местопребывание, убежище).

Экология, как и любая наука, характеризуется наличием собственного объекта, предмета, задач и методов (объект – это часть окружающего мира, которая изучается данной наукой; предмет науки – это наиболее главные существенные стороны ее объекта).

Объектом экологии являются биологические системы надорганизменного уровня: популяции, сообщества, экосистемы (Ю. Одум, 1986).

Предметом экологии являются взаимоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающих их органической и неорганической средой (Э. Геккель, 1870; Р. Уиттекер, 1980; Т. Фенчил, 1987).

По определению Р. Риклефса (1979), экологию можно представить «... как трехмерное сооружение из лежащих один над другим горизонтальных слоев, соответствующих различным уровням биологической организации – от индивидуума через популяцию и сообщество к экосистеме ; вертикальные разрезы, проходящие через все слои, делят все сооружение на секции, соответствующиеформе, функции, развитию, регуляции и адаптации . Каждому уровню экологической организации присущи свои особые структурные и функциональные характеристики».

Из множества определений предмета экологии вытекает и множество задач , стоящих перед современной экологией:

– Изучение структуры пространственно-временны х объединений организмов (популяций, сообществ, экосистем, биосферы).

– Изучение круговорота веществ и потоков энергии в надорганизменных системах.

– Изучение закономерностей функционирования экосистем и биосферы в целом.

– Изучение реакции надорганизменных систем на воздействие разнообразных экологических факторов.

– Моделирование биологических явлений для экологического прогнозирования.

– Создание теоретической основы охраны природы.

– Научное обоснование производственных и социально-экономических программ.

Методы экологических исследований

При изучении надорганизменных систем экология использует все разнообразие методов как биологических, так и небиологических наук. Однако специфическим методом экологии является количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем . Современная экология – это один из наиболее точных, наиболеематематизированных разделов биологии.

Структура современной экологии

Экология делится на фундаментальную и прикладную . Фундаментальная экология изучает наиболее общие экологические закономерности, а прикладная – использует полученные знания для обеспечения устойчивого развития общества.

Основу экологии составляет биоэкология как раздел общей биологии. «Спасти человека – это, прежде всего, сохранить природу. И здесь только биологи могут привести необходимые аргументы, доказывающие правомерность высказанного тезиса».

Биоэкология (как и любая наука) делится на общую и частную . В состав общей биоэкологии входят разделы:

1. Аутэкология – изучает взаимодействие со средой обитания отдельных организмов определенных видов.

2. Экология популяций (демэкология) – изучает структуру популяций и ее изменение под воздействием экологических факторов.

3. Синэкология – изучает структуру и функционирование сообществ и экосистем.

К общей биоэкологии относятся и другие разделы:

эволюционная экология – изучает экологические механизмы эволюционного преобразования популяций;

палеоэкология – изучает экологические связи вымерших групп организмов и сообществ;

морфологическая экология – изучает закономерности изменения строения органов и структур в зависимости от условий обитания;

физиологическая экология – изучает закономерности физиологических изменений, лежащих в основе адаптации организмов;

биохимическая экология – изучает молекулярные механизмы приспособительных преобразований в организмах в ответ на изменение среды;

математическая экология – на основании выявленных закономерностей разрабатывает математические модели, позволяющие прогнозировать состояние экосистем, а также управлять ими.

Частная биоэкология изучает экологию отдельных таксономических групп, например: экология животных, экология млекопитающих, экология выхухоли; экология растений, экология опыления, экология сосны; экология водорослей; экология грибов и т. д.

Биоэкология тесно связана с ландшафтной экологией , например:

– экологией водных ландшафтов (гидробиологией) – океанов, рек, озер, водохранилищ, каналов...

– экологией наземных ландшафтов – лесов, степей, пустынь, высокогорий...

Отдельно выделяются разделы фундаментальной экологии, связанные с существованием и деятельностью человека:

экология человека – изучает человека как биологический вид, вступающий в разнообразные экологические взаимодействия;

социальная экология – изучает взаимодействие человеческого общества и окружающей среды;

глобальная экология – изучает наиболее крупномасштабные проблемы экологии человека и социальной экологии.

Прикладная экология включает: промышленную экологию, сельскохозяйственную экологию, экологию города (населенных пунктов), медицинскую экологию, экологию административных районов, экологическое право, экологию катастроф и многие другие разделы. Прикладная экология тесно связана с охраной природы и окружающей среды .

Экологические знания должны служить основой рационального природопользования. На их основе базируется создание и развитие сети охраняемых территорий: заказников, заповедников и национальных парков , а также охрана отдельныхпамятников природы . Рациональное использование природных ресурсов является основой устойчивого развития человечества.

Во второй половине ХХ века в связи с интенсивным воздействием человеческого общества на биосферу начинаетсяэкологический кризис , особенно обострившийся в последние десятилетия. Современная экология включает множество разделов и охватывает самые разнообразные стороны человеческой деятельности; происходит экологизация всего общества.

Глобальные экологические проблемы и пути их решения

Глобальные экологические проблемы являются общими для всей биосферы и для всего человечества. Главные из них:

– обеспечение населения продовольствием и водой;

– защита людей от негативных последствий научно-технического прогресса;

– обеспечение растущих потребностей мирового хозяйства в энергии и в природных ресурсах;

– охрана природной среды от разрушительного антропогенного воздействия, защита среды от разнообразных загрязнений – физических, химических, биологических;

– сохранение биологического (генетического) разнообразия : многообразия сообществ и экосистем, видов и генофонда каждого вида как представителя таксономической группы и сообщества.

400 лет назад каждые 3 года вымирал один биологический вид. В наше время каждые 8 месяцев на Земле вымирает один вид. Исчезновение одного вида растений может привести к гибели 10 видов животных.

К глобальным экологическим проблемам также относится защита людей от особо опасных заболеваний .

Международное сотрудничество в деле охраны природы .

Глобальные экологические проблемы обострились после Второй мировой войны. Для их решения в 1948 г. был образованМеждународный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП) .

Первоочередной задачей МСОП являлось составление Красных книг – списков редких и находящихся под угрозой исчезновения видов. В 1963-1966 гг. была издана первая Международная Красная книга. В 1980 г. вышло ее четвертое издание. В 1978-1984 гг. издается Красная книга СССР, а в 1985 г. – Красная книга Российской Федерации.

В 1980 г. Международным союзом охраны природы и природных ресурсов была разработана «Всемирная стратегия охраны природы» .

В материалах Всемирной стратегии отмечается, что одной из глобальных экологических проблем является проблема питания: 500 млн. человек систематически недоедают. Труднее учесть число людей, не получающих полноценного питания, сбалансированного по белкам, витаминам и микроэлементам.

Всемирная стратегия сформулировала первоочередные задачи охраны природы:

– Поддержание главных экологических процессов в экосистемах.

– Сохранение генетического разнообразия.

– Долгосрочное рациональное использование видов и экосистем.

В 1992 г. в Рио-де-Жанейро состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию . На этой конференции был принят ряд документов, подписанных представителями 179 государств:

– Программа действий: Повестка дня на XXI век.

– Заявление о принципах в отношении лесов.

– Конвенция ООН об изменении климата.

– Конвенция о биологическом разнообразии.

В материалах Конвенции о биологическом разнообразии отмечается, что «...разнообразие важно для эволюции и сохранения систем жизнеобеспечения биосферы». Для сохранения систем жизнеобеспечения биосферы необходимо сохранение всех форм биологического разнообразия: «Страны, которые присоединяются к Конвенции, должны определять компоненты биологического разнообразия, ...осуществлять контроль за видами деятельности, которые могут оказать вредное воздействие на биологическое разнообразие».

В 1995 г. в Софии на конференции министров окружающей среды европейских стран была принята Общеевропейская стратегия сохранения биологического и ландшафтного разнообразия .

Принципы Общеевропейской стратегии сохранения биологического и ландшафтного разнообразия природы:

– Охрана наиболее уязвимых экосистем.

– Охрана и восстановление нарушенных экосистем.

– Охрана территорий с наибольшим видовым разнообразием.

– Сохранение эталонных природных комплексов.