Какие географические объекты, названные именами великих мореплавателей, вы знаете? Географические открытия русских путешественников.

Я в школе всегда любила географию и историю. Много книг про путешественников и про их находки читала, фильмы смотрела, интересовалась научными открытиями. Удивляли меня люди, отправлявшиеся во всякие экспедиции. Особенно поразил русский командор Витус Беринг . На мой взгляд, это был поразительно уникальный человек.

Беринг - русский датчанин

Беринг Иван Иванович (это в России, а на самом деле Витус Ионассен) хоть родился и учился в Дании, стал офицером русского флота. Жил он во времена правления Петра I , когда начал развиваться российский флот и стали осваиваться новые земли. Именно Петр отправил первую экспедицию Беринга на восток, чтобы найти перешеек между материками: нашим и Северной Америкой. Этот самый Витас, путешествуя на протяжении двух лет с первой научной морской экспедицией, сделал карту и писал восточный север Азии.


Какие географические объекты названы в честь Беринга

Грех не назвать было именем такого первооткрывателя какие-то географические объекты . И вот:


Именем этого исследователя названы некоторые растения Камчатки, улицы в городах, чукотский поселок , самолет, судно, университет. Его имя стало брендом даже датских часов.

В 1970 году о мореплавателе был снят фильм (практически, биография) «Баллада о Беринге и его друзьях». С открытиями Беринга и его экспедициями были выпущены марки и монеты.

Кроме этого есть и другие места, которые названы именами кораблей Беринга или именами его соратников:

  • Петропавловск-Камчатский (в честь кораблей «Св. Петр» и «Св. Павел»);
  • Шумагинские острова (принадлежат Америке, названы в честь погибшего в экспедиции матроса);
  • остров Святого Лаврентия (его Беринг так назвал в честь дня этого святого. Именно в этот день Беринг прибыл на остров).

Просто удивительный человек был этот мореплаватель и первооткрыватель. Даже умер в экспедиции.

Великие мореплаватели, скалолазы, первопроходцы и исследователи земель, где прежде не ступала нога человека - известные во всем мире путешественники, чьи имена увековечивают в географических названиях объектов, которых они первыми коснулись. От RuTraveller - интересная подборка таких мест.

Гора Кука, известная также как Аораки, находится в западной части южного острова Новой Зеландии. Эта гора новозеландских Южных Альпах является высочайшей точкой страны, ее высота 3754 метра.

Названная в честь Джеймса Кука гора, покрытая снегом и ледниками, имеет форму седла с крутыми склонами.

В октябре 1953 года область горы Кука стала использоваться как Национальный парк, в состав которого входит несколько заповедников, направленных на защиту редкой местной растительности и сохранение неповторимого пейзажа.

Из представителей фауны в парке можно встреть птиц кеа - единственного альпийского попугая, трясогузок и коньков.

Море Лаптевых - окраинное море Северного Ледовитого океана. Расположено между северным побережьем Сибири на юге, полуостровом Таймыр, островами Северная Земля на западе и Новосибирскими островами на востоке.

Море названо в честь русских полярных исследователей - двоюродных братьев Дмитрия и Харитона Лаптевых. В прошлом было известно под разными названиями, последнее из которых - море Норденшёльда. Море обладает суровым климатом с температурой ниже 0 °C в течение более чем девяти месяцев в году, низкой солёностью воды, скудной флорой и фауной, а также низкой численностью населения на побережье. Большую часть времени, за исключением августа и сентября, оно находится подо льдом.

Морское побережье в течение тысячелетий было населено коренными племенами юкагиров, а позднее эвенов и эвенков, занимавшихся рыбалкой, охотой и кочевым оленеводством. Затем берега были заселены якутами и русскими. Освоение территории русскими исследователями началось в XVII веке с юга, вдоль русел впадающих в море рек.

В море Лаптевых существует несколько десятков островов, на многих из которых находят хорошо сохранившиеся останки мамонтов. Основными видами деятельности человека в данной области являются добыча полезных ископаемых и навигация по Северному морскому пути; рыбалка и охота практикуются, но коммерческого значения не имеют. Самый большой посёлок и порт — Тикси.

Берингов пролив - пролив между Северным Ледовитым и Тихим океанами, который разделяет Азию (самая восточная континентальная точка - мыс Дежнёва на российской Чукотке) и Северную Америку (самая западная континентальная точка - мыс Принца Уэльского на американской Аляске).

Наименьшая ширина - 86 км, наименьшая глубина фарватера - 36 м. Пролив соединяет Чукотское море (Северный Ледовитый океан) с Беринговым морем (Тихий океан). Назван в честь русского мореплавателя Витуса Беринга (родился в Дании), который прошёл по этому проливу в 1728 году. Однако первым из известных мореплавателей в 1648 году, за 80 лет до Беринга, по проливу с севера на юг (из Северного Ледовитого океана в Тихий) прошёл Семён Дежнёв, именем которого назван мыс на Чукотке (самая восточная точка Азии).

Посередине Берингова пролива лежат острова Диомида: остров Ратманова - более крупный и расположенный западнее, и остров Крузенштерна. Согласно договору о продаже Аляски и Алеутских островов (1867), граница России и США проходит посередине между островами. Таким образом, остров Ратманова принадлежит России, а остров Крузенштерна - США. Расстояние между островами - чуть более 4-х км. Там же проходит граница часовых поясов и международная линия перемены дат.

Периодически, начиная с конца XIX века и по сей день на уровне специалистов, а иногда даже и правительств (главным образом России и США) обсуждаются целесообразность и возможности строительства тоннеля или моста через Берингов пролив для соединения Чукотки с Аляской, но в силу разных причин как технического, так и экономического характера ни одна из идей до сих пор не доведена до реализации.

Мыс Дежнева - крайняя восточная точка Чукотского полуострова материковой России и Евразии. Представляет собой изолированный плосковершинный горный массив высотой до 740 м, круто обрывающийся к морю. Находится в Беринговом проливе, соединяющим Северный Ледовитый океан (Чукотское море) с Тихим океаном (Берингово море).

Впервые был достигнут русской экспедицией Семёна Дежнёва осенью 1648 года. На берегу Большого Чукотского Носа, который позже и был наименован мысом Дежнёва, путешественники сделали остановку, во время которой побывали у эскимосов на островах пролива. Впервые в истории пройдя Берингов пролив (фактически открыв его) и обогнув Чукотский полуостров, Дежнёв решил важную географическую задачу. Появилось доказательство того, что Америка — самостоятельный континент, а из Европы в Китай можно плавать северными морями вокруг Сибири. Однако из-за отсутствия сведений об этом открытии в европейских странах (материалы походов Дежнёва остались в Якутском остроге) приоритет первооткрывателя достался В. И. Берингу, чьим именем стал называться пролив. До начала XVIII века мыс упоминался как Чукотский Нос, Необходимый Нос. В 1778 году английским мореплавателем Джеймсом Куком этот мыс был нанесён на карту под названием мыс Восточный.

В 1879 году шведский полярный исследователь Норднешёльд впервые проплыл северо-восточным проходом из Атлантического в Тихий океан и также обогнул этот мыс. Он предложил назвать его по имени первооткрывателя — мысом Дежнёва. В канун 250-летия открытия мыса это предложение было принято и по ходатайству Русского географического общества мыс Восточный в 1898 году был переименован в мыс Дежнёва.

На мысе Дежнёва расположен населённый пункт Уэлен, а также заброшенный посёлок морских китобоев Наукан, который был расформирован в 1958 году в рамках кампании по укрупнению и удалению поселений от американской границы. Перед выселением в Наукане проживало около четырёхсот человек, насчитывалось тринадцать родов. В настоящее время отдельные семьи эскимосов из Наукана проживают в чукотских посёлках Уэлен, Лаврентия и Лорино, а также в эскимосских посёлках Новое Чаплино, Сиреники и Уэлькаль.

Магелланов пролив - пролив, разделяющий континентальную Южную Америку и архипелаг Огненная Земля, узкий и в некоторых местах очень опасный для мореплавания. Длина пролива - 575 км, наименьшая глубина на фарватере - 20 м. Впервые был преодолён Магелланом в 1520 году во время его кругосветного путешествия, Огненная Земля долгое время считалась северной частью Неведомой Южной земли.

21 октября 1520 года, в день «Одиннадцати тысяч дев» - Святой Урсулы, примерно на 52-й параллели южной широты Магеллан открыл мыс, который он и назвал в честь этого праздника «Cabo Virgenes». 1 ноября, в день Всех Святых, сильный шторм занёс корабли Магеллана в бухту, дальнейшее плавание через которую привело в пролив, пройдя который экспедиция попала в Тихий океан. Магеллан дал проливу португальское название праздника Всех Святых - Estreito de todos os Santos, однако позже испанский король изменил его, дав испанское название в честь Фернана Магеллана - Estrecho de Magallanes. От Атлантики до Тихого океана пролив был пройден Магелланом с 21 октября по 28 ноября 1520 года.

Мыс Челюскина - самая северная точка полуострова Таймыр и материковой Евразии. Достигнут впервые участником 2-й Камчатской (Великой Северной) экспедиции штурманом Семеном Челюскиным вместе с казаками Фофановым и Гороховым в 1742 году. К 100-летию экспедиции мыс был переименован Русским географическим обществом из мыса Восточно-Северный в мыс Челюскин.

В 1878 мыс Челюскин посетил шведский исследователь Арктики Норденшельд, а в 1893 - норвежский исследователь Нансен смог первым обогнуть его. В 1932 году экспедицией Арктического Института под руководством Рудольфа Самойловича на ледоколе «Семён Дежнев» на мысе Челюскин сооружена полярная станция. Вторую зимовку возглавил И. Д. Папанин, расширив станцию до обсерватории.

В настоящее время станция называется радиометеорологическим центром, где зимуют от 8 до 10 человек. Построен ряд жилых зданий и научных павильонов. Часть зданий брошены и не эксплуатируются. Здесь же расположен и самый северный аэродром континентальной Евразии «Мыс Челюскин», который обслуживается Хатангским объединённым авиапредприятием. От аэродрома осталась только вертолётная площадка, обслуживается военными.

Климат мыса Челюскина — арктический, очень суровый. Средняя температура июля и августа (самых тёплых месяцев) составляет -0.1 и -0.9C, а средний минимум всегда ниже нуля.

Острова Чичагова - это группа, состоящая из двух необитаемых островов. Она находится в Приморском районе Архангельской области России и входит в состав архипелага Земля Франца-Иосифа. Омывается Баренцевым морем. Названа в честь Павла Чичагова, исследователя Арктики и сына адмирала Василия Чичагова.

Группа занимает северную часть Земли Франца-Иосифа. Она расположена в двух километрах от мыса Фельдера, который является западным окончанием острова Карла-Александра, и в пяти километрах от островной группы Понтремоли.

Форма южного острова вытянутая, его длина составляет примерно 700 метров. Длина северного острова - примерно 400 метров. Все территории свободны ото льда, больших возвышенностей нет. Острова покрыты каменистыми россыпями.

Пролив Дрейка — это пролив, который соединяет Атлантический и Тихий океан, омывающий на севере острова архипелага Огненная Земля, а с юга - Южные Шетландские острова, относящиеся к Антарктиде.

Является самым широким проливом на Земле: ширина самой узкой его части составляет более 800 км. Через пролив проходит сильнейшее «Течение Западных ветров». За счет этого в акватории пролива нередки очень сильные штормы: скорость ветра доходит до 40 м/с, а высота волн - до 15 м. В водах пролива встречаются дрейфующие льды.

В проливе расположена самая южная точка южноамериканского материка и американского континента— острова Диего-Рамирес, а также легендарный мыс Горн. Пролив получил свое название в честь мореплавателя и пирата, англичанина Ф. Дрейка, прошедшего здесь в 1578 году.
На сегодняшний день, город является одним из важнейших туристических центров страны. Пережив упадок, вследствие закрытия многих предприятий текстильной промышленности, сегодня город возрождается благодаря притоку многочисленных туристов. Путешественников со всего мира привлекает национальный парк Моси-ао-Тунья и водопад Виктория. Кроме этого, в городе расположены несколько музеев, из которых особый интерес представляет Железнодорожный музей.В городе существует развитая туристическая инфраструктура: магазины, отели, развлекательные центры. Многие местные туроператоры предлагают развлечения, связанные с активным отдыхом: сафари на слонах, речные круизы, езда на квадроциклах, рафтинг, катание на байдарках, альпинизм.

Каждый человек мечтает увековечить свою фамилию или имя. Путешественникам и древним мореплавателям это было довольно легко сделать, в их честь называли открытые ими объекты. Сейчас с такими открытиями гораздо сложнее. Некоторые люди даже готовы заплатить деньги, чтобы в их честь назвали далекую звезду. В честь Америго Веспуччи назвали аж два материка, в честь Христофора Колумба – страну Колумбию, а Маршалловы Острова носят имя Джона Маршалла.

Географические объекты, названные в честь путешественников

Разные географические объекты получили свои названия в честь известных путешественников и исследователей. Географических объектов, носящие имена путешественников, на нашей планете очень много, в частности:


В большинстве своем все географические объекты, которые носят имя путешественников, своих исследователей, находятся в труднодоступных местах. Там, где европейцы жили издавна и всегда имели возможность исследовать этот объект, они названы гораздо интереснее. Зато рядом с полюсами практически каждый значимый географический объект носит чье-то имя или фамилию.


А лично мне интересно также то, что людям нашей страны очень хочется себя увековечить и поэтому они при малейшей возможности оставляют «наскальные надписи здесь был я…». Для меня же такой способ неприемлем. Я считаю, что нужно искать другие способы оставить след в истории.

Алексе́й Ильи́ч Чи́риков (13 декабря , с. Лужное, Тульская область — 24 мая [4 июня ] , Москва) — русский дворянин, мореплаватель, капитан-командор (), исследователь северо-западного побережья Северной Америки, северной части Тихого океана и северо-восточного побережья Азии.

Жизнеописание

  • — закончил Московскую навигационную школу.
  • — закончил Петербургскую морскую академию , получив звание унтер-лейтенанта и назначение на Балтийский флот .
  • — возвращён в Морскую академию в качестве преподавателя навигации.
  • — произведён в лейтенанты и направлен помощником Витуса Беринга в Первой Камчатской экспедиции (1725—1730). На пути следования определил 28 астрономических пунктов, что позволило впервые выявить истинную широтную протяжённость Сибири. На боте «Святой Гавриил » совершил плавание от устья реки Камчатки на север для поиска пролива между Азией и Америкой.
  • — получил чин капитан-лейтенанта.
  • — — участник и один из руководителей Второй Камчатской экспедиции на пакетботах «Святой Пётр » и «Святой Павел ». В экспедиция основала на полуострове Камчатка Петропавловскую гавань, увековечив названия своих кораблей. В плавании 1741 года суда Беринга и Чирикова в тумане потеряли друг друга и далее действовали самостоятельно. 15 июля 1741 года А. И. Чириков на пакетботе «Святой Павел » достиг северо-западного побережья Америки (это было второе посещение русским судном американского берега после М. С. Гвоздева и И. Федорова на боте «Св. Гавриил » 21 августа 1732 г. ), а затем прошёл вдоль её берегов на север и на обратном пути открыл ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту, Атту), нанеся их на карту.
  • — участвовал в поисках пакетбота «Святой Пётр ». В дальнейшем участвовал в составлении карты русских открытий в Тихом океане по итогам Камчатских экспедиций.
  • — директор Морской академии в Санкт-Петербурге. Был женат и имел двоих сыновей и трёх дочерей.
  • 7 сентября — Алексею Чирикову был пожалован чин капитан-командора с переводом в Москву, где он руководил Московской конторой Адмиралтейств-коллегии, но вскоре скончался от туберкулёза и последствий цинги.

Память

Почтовая марка СССР , 1991 год : 250-летие плавания Беринга и Чирикова к берегам Америки

  • В Петропавловске-на-Камчатке установлен бюст Алексея Чирикова.
  • В 1991 году была выпущена почтовая марка СССР , посвящённая Чирикову.

Географические объекты, названные в честь Чирикова

  • мыс на острове Кюсю , Япония;
  • мыс в Анадырском заливе , Чукотка;
  • мыс в Тауйской губе , Россия;
  • мыс на острове Атту , Алеутские острова , США;
  • подводная гора в Тихом океане ;
  • остров в Тихом океане перед южным побережьем Аляски .

Публикации

В государственную Адмиралтейств-коллегию рапорт. // Русские экспедиции по изучению северной части Тихого океана в первой половине XVIII века: Сб. документов. М., 1984. С. 222—231.

АЛЕКСЕЙ ИЛЬИЧ ЧИРИКОВ

Воспитанник Морской Академии, лучший ученик ее первого выпуска, Алексей Ильич Чириков при выпуске, по распоряжению Петра I, присутствовавшего на экзаменах, был произведен сразу в унтер-лейтенанты (второй офицерский чин тогдашнего флота). После трех лет практического плавания на кораблях Балтийского флота он вернулся обратно в Морскую Академию, но уже в качестве преподавателя - таково было решение Адмиралтейств-коллегий.

"Сентября 18, 1742 года, по доношению лейб-гвардии капитана Казанского, в Кронштадт к командующему флагману послать указ, которым велеть морского флота унтер-лейтенантов Алексея Чирикова и Алексея Нагаева для определения в Академию, к обучению гардемарин, прислать в Коллегию без умедления".

Об успехах Чирикова на педагогическом поприще говорит постановление Адмиралтейств-коллегий о производстве, которое утвердил Петр I незадолго до назначения Чирикова в Первую Камчатскую экспедицию. Представляя Петру свое решение о внеочередном присвоении Чирикову звания лейтенанта, Адмиралтейств-коллегия указывала на педагогические способности Чирикова и отличное знание им теории военно-морского дела. В частности, в постановлении Адмиралтейств-коллегий были приведены отзывы авторитетных на флоте офицеров - контр-адмирала Сандерса и гвардии капитана Козинского. Оба офицера считали Чирикова лучшим воспитателем будущих командиров флота.

Эти отзывы и постановление Адмиралтейств-коллегий снова обратили внимание Петра I на талантливого моряка и сыграли немаловажную роль при обсуждении кандидатур офицеров, намечавшихся в Первую Камчатскую экспедицию. Отвечая Петру на его вопросы в связи с организацией исторического похода, Адмиралтейств-коллегия рекомендовала назначить Чирикова помощником начальника экспедиции.

Всей своей жизнью Алексей Ильич Чириков доказал, что Адмиралтейств-коллегия не ошиблась, направив его на тернистую дорогу моряка-исследователя. С 1725 года почти до самой смерти деятельность Чирикова была посвящена решению государственной проблемы отыскания и освоения морских путей у дальневосточных границ нашей страны.

Назначенный с одобрения Петра в Первую Камчатскую экспедицию вторым помощником капитана-командора Витуса Беринга (первым считался Шпанберг - человек в русском флоте случайный и ничем, кроме жестокого обращения с подчиненными, не выделявшийся), Чириков в самый решительный момент экспедиции проявил себя как истинный исследователь и верный долгу исполнительный морской офицер.

На долю моряков "Св. апостола Павла" выпали такие же трудности, как и на долю экипажа "Св. апостола Петра", которым командовал Беринг. Но Чириков не поколебался ни разу. В точности исполняя инструкцию Адмиралтейств-коллегий, он вел пакетбот на восток. И одержал победу.

Вполне закономерно, что уверенность Чирикова в правильности курса, отстаиваемого им на совещании и взятого после прекращения поисков флагманского корабля, гарантировала успех плавания пакетбота "Св. апостол Павел" сквозь те самые непогоды, которые принесли гибель Берингу.

Найденный в секретных архивах и впервые полностью опубликованный в 1941 году в сборнике документов "Экспедиция Беринга" подлинный рапорт Чирикова подтвердил первенство моряков пакетбота "Св. апостол Павел" в открытии северо-западных берегов Америки и объяснил, ючему Чирикову удалось достигнуть американского материка раньше Беринга на одиннадцать градусов севернее и провести возле материкового побережья не десять часов, как Беринг, а десять суток.

Дело было не в благоприятных обстоятельствах или в счастливом случае, на что обычно ссылались историографы, сопоставляя результаты Похода обоих кораблей.

Впервые о рапорте Чирикова упомянуто в "Морском Сборнике" № 5 за 1893 год.

Железная воля исследователя, сознание долга и превосходное знание нави-гации позволили А. И. Чирикову и его спутникам выполнить в самых тяжелых условиях все, что поручила морякам Адмиралтейств-коллегия "не без надежды в той экспедиции доброго плода".

Осмотрев побережье американского материка и пройдя вдоль него 400 километров к северу, Чириков был вынужден значительно раньше чем предполагал, повернуть корабль в обратный путь через океан. Произошло несчастье. Две группы моряков, отправленные Чириковым на берег (одна во главе со штурманом Дементьевым, вторая во главе с боцманом Савельевым), пропали без вести. Установить причину их исчезновения было невозможно, так как вместе с ними пропали обе шлюпки, а подойти вплотную к берегу корабль не мог. Исчезновение пятнадцати человек и потеря гребных судов сразу ухудшили положение экипажа.

У моряков не оказалось никаких средств для связи с берегом, хотя бы для того, чтобы пополнить запасы пресной воды. И все же Чириков вел пакетбот и составлял карту побережья американского материка до тех пор, пока позволяли обстоятельства. Он повернул пакетбот обратно к Петропавловской гавани только из-за недостатка воды и провизии, но повел корабль иным курсом, рассчитывая встретить на пути новые земли. И этот достойный истинного исследователя поступок вполне оправдал себя. Выбор нового курса для обратного перехода через океан дал возможность участникам экспедиции открыть ряд островов Алеутской гряды (Умнак, Адах, Агатту и Атту).

Тяжелейшие испытания выпали Чирикову и его спутникам на обратном пути, однако глубокие навигационные познания и уверенность в правильности курса позволили морякам "Св. апостола Павла" успешно завершить свое историческое плавание, причем оно закончилось на месяц быстрее, нежели поход "Св. апостола Петра" от Америки до Командорских островов, находящихся в трехстах милях к северо-востоку от Камчатки.

"...Июля 15 числа, перешел от устья Авачинской губы к востоку расстоянием на румб остен-норден 2178 минут или миль италийских, а русских верст, которых заключается в градусе по сту по четыре версты с половиною - 3793, в северной широте в 55гр. 36мн. получили землю, которую признаваем без сомнения, что оная часть Америки... А как oоная земля простирается, явствуют по журналу пеленга и плавание наше в параллель оной, а наиявственное приобщенная при сем карта...

При окончании 26 числа июля дошли до ширины северной 58 градусов и 21 минута... Иво оном месте в начале 27 числа... понеже у нас при пакетботе не осталось ни одного малого судна и для надлежащего разведывания посылать на берег стало не на чем, также и получить в приба-I вок воды к пропитанию своему не на чем же. Того ради, согласно со *; мною, лейтенант Чихачев, штурман в ранге флота лейтенанта Плау-тин, штурман Иван Елагин положили... сего числа возвратиться...

...Августа 21 числа, усмотря, что долго стоят ветры нам против-чые, приказал я варить... два дня по одной каше, а токмо в третий день ее каши и для питья давать воду каждому человеку мерою, которою логли токмо жажду утолять... в дожливые дни служители собирали пекущую воду с парусов, которая вкусом от примешания с снастей смо-пы и горька... А понеже ветры противные весьма продолжались, тогда приказал я, дабы людям через день давать по одной каше...

А с 14 сентября принужден был приказать варить и давать людям в неделю токмо одну кашу... пришла на многих болезнь цынготная, и с великим трудом офицеры по должности своей управление, а рядовые работы исправляли, а некоторые уже совершенно слегли и наверх не выходили. .., а которые и ходили, то уже через силу должное им исправляли; и с 16 числа сего месяца по возврат наш в гавань умерло шесть человек... октября 6умер лейтенант Иван Чихачев: тако ж октября 8 штурман в ранге флотского лейтенанта Михаила Плаутин. А за болезнями своими вахт уже не содержали до кончины своей Чихачев за при, а Плаутин за две недели. В то же время и я весьма от цынги изнемог и уже по обычаю был приготовлен к смерти, а наверх не мог выходить сентября с 21 числа и по самый наш возврат в гавань... в управлении судном остался один штурман Иван Елагин, да и тот был весьма ж болен, но по крайней возможности преодолевал свою немощь, почти несходно был для управления наверху, которому от меня только вспоможения было, что, смотря счисления по журналу пути нашего, приказывал ему, какой иметь курс...

Октября 8 числа в 7 часу пополуночи увидели камчатскую землю, а 10 числа пополудни в 9 часу вошли в Авачинскую заливу и легли на якорь, причем уже имевшуюся пресную воду всю издержали, только остались две бочки, которую выгнали из морской воды через котлы огнем... 12 числа пришли в здешнюю святых апостол Петра и Павла гавань. А господин капитан-командор и по нижеписанное число, еще не возвратился..."

Эти выдержки, а тем более полный текст обстоятельного и содержательного рапорта, пролежавшего в течение двухсот лет под спудом в секретных архивах, дают ясное представление о том, какой ценой достался морякам пакетбота "Св. апостол Павел" успех их исторического похода.

Рапорт свидетельствует о многом, достойном восхищения: о правильном расчете и отличных навигационных познаниях самого Чирикова и подчиненных ему офицеров; о качествах настоящих исследователей, ко-торыми обладали моряки пакетбота - упорстве, терпении и дисциплине во имя долга; о мужественном преодолении экипажем неслыханных труд. ностей в течение ста двадцати восьми дней непрерывного плавания под парусами; о героической выдержке всех участников похода, исполнявших свои обязанности даже в условиях такого ужасного испытания, как постоянная, более полутора месяцев изо дня в день, жажда, с которой не может сравниться и голод. Все преодолел русский человек.

Не слепому случаю, а замечательным качествам русских людей был обязан Алексей Ильич Чириков своим успешным походом. Именно глубокой верой его в моряков "Св. апостола Павла" объясняется то, что он с одним лишь офицером-штурманом Елагиным и сорока семью служителями (матросами) вместо семидесяти, переждав зиму в Петропавловской гавани, отважился на второй поход через океан к берегам Америки. Измученный цингой и чахоткой, он в 1742 году снова повел свой пакетбот на восток и снова достиг Алеутской гряды (острова Атту).

Крайняя изнуренность экипажа вынудила Чирикова прервать повторное плавание и поиски Беринга. Взяв обратный курс, он повел пакетбот к Авачинской губе, прошел с юга на расстоянии видимости мимо Командорских островов, не предполагая, что на одном из них бедствуют моряки флагманского корабля, и вновь благополучно возвратился в Петропавловск-Камчатский.

Честь рапортовать о выполнении задач, возложенных на экспедицию, по праву досталась тому, от кого Адмиралтейств-коллегия ждала "доброго плода": просвещенному мореплавателю, смелому новатору, самоотверженно выполнившему до конца свой долг исследователя.

Таким справедливо прослыл капитан-командор Алексей Ильич Чириков среди современников, таким вошел он в историю нашей страны.

Чириков пережил Беринга на восемь лет. Цынга, которой заболел он на обратном пути из Америки в Петропавловск-Камчатский, пагубно отразилась на его здоровье. Поэтому Чириков послал на имя императрицы Елизаветы еще из Енисейска (где некоторое время жил после окончания работ экспедиции) ходатайство об увольнении в отставку по болезни или о переводе в Петербург "к делам таким, которые бы он по слабости здоровья своего несть мог" .

Содержащее эти строки, официально пересказывающее их постановление Адмиралтейств-коллегий, найденное истори ком В. Верхом среди бумаг адмирала Нагаева, школьного товарища Чирикова, документально подтверждает тот факт, что ходатайство мореплавателя было удовлетворено и он был вызван в Петербург. В постановлении, адресованном Нагаеву, было сказано: "...И сего апреля 18 дня /1746 года)... Адмиралтейств-коллегия определила: означенному Чирикову, доколе флот капитанами укомплектуется, быть здесь и определить его в присутствие в Академическую Экспедицию к смотрению над школами на месте вашем; для того вам с ним, Чириковым, учинить смену... а о том же к капитану Чирикову, и для ведома в Кронштадт указы посланы, и в Экспедицию Академии и школ сообщено..."

Назначенный вместо Нагаева начальником всех учебных заведений флота, произведенный в капитан-командоры, Чириков, однако, недолго пробыл в Петербурге. Здоровье мореплавателя продолжало ухудшаться.

Для него был не годен климат прибалтийских мест. Пытаясь спасти измученного многолетними лишениями капитан-командора, Адмиралтейств-коллегия перевела его в Москву на должность уполномоченного по делам флота. К сожалению, перемена климата уже не могла помочь иному, и в 1748 году "на страстной неделе" он скончался "по крайней.абости здоровья своего, расстроенного чахоткою и цинготною болезнью" , как сказано было в статье, посвященной Чирикову в "Ежемесячных сочинениях", выходивших тогда в Петербурге.

Именем Чирикова назван ряд мест в северной части Тихого океана, мыс Чирикова у входа в Тауйскую губу на Охотском море, остров Чирикова в заливе Аляска, мыс Чирикова на острове Атту в Алеутской гряде и другие. Эти названия, сохранившиеся до наших дней, подтверждают сказанное о Чирикове участником экспедиции историографом Миллером: "Память его у всех... в забвение не придет".